Обычаи и культура узбекистана

Обычаи и культура узбекистана

Наверное, кулинарные обычаи проще всего сохранить даже будучи в чужой стране. Узбекский плов, лагман, шурпа, самса со всевозможными начинками и многие другие яства – неотъемлемая часть ежедневного узбекского рациона. Нет, разумеется, они покупают и самые обычные колбасу и хлеб, молоко и сыр, варят пельмени и может даже борщ. Но своей исконно национальной кухней узбеки гордятся и при каждой возможности стараются угостить семью, родных или друзей каким-нибудь узбекским блюдом.

А вообще, какие они, узбеки? Что мы знаем об этих людях?

Древний народ

Узбеки – потомки древних среднеазиатских племен – согдийцев, бактрийцев, хорезмийцев, ферганцев – относятся к тюркоязычной группе. Смешанная европеоидно-монголоидная раса с преобладанием европеоидных черт. Формирование этноса проходило в междуречье Сырдарьи и Амударьи в хорезмских и ферганских оазисных районах.

Говорили на северо-восточных иранских языках, что подтверждается древними рукописными источниками. На протяжении длительного периода времени богатые плодородные ферганские и хорезмские земли подвергались нашествиям степных тюркских племен – кипчаков, оргузов, а потом – тюрков Золотой орды. В итоге взаимопроникновения оседлых народов хорезмско-ферганской группы и кочевых племен постепенно сложилась памиро-ферганская раса европеоидного типа с монголоидной примесью, к XI-XII веку оформившаяся под одним названием — узбеки.

Ислам к узбекам пришел извне. Хорезмско-ферганские земли окружали мусульманские страны. Завоеватели прочно оседали на благодатных землях, строили храмы-мечети, привлекая в них местное население. В настоящее время 88% узбеков – мусульмане-сунниты.

Сейчас помимо Узбекистана узбеки проживают в Афганистане, Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Туркмении и, конечно, в России.

Узбеки в России

На конец 80-х годов ХХ-го столетия на территории Российской Федерации проживало около 127 тысяч узбеков. С распадом СССР экономика Узбекистана сильно пострадала, что в свою очередь вызвало мощный поток миграции в Россию этнических узбеков. На сегодняшний день в России постоянно проживают около 300 000 узбеков, не считая трудовых мигрантов, число которых давно превысило 2 млн.

По численному соотношению, больше всего узбеков живет в Москве, а по процентному, относительно общего числа жителей в регионе, – в Ханты-Мансийском округе.

Живут в России потомки древнего народа со времен СССР или пустившие корни бывшие студенты. Кто-то организовал удачный бизнес, кто-то сделал карьеру, а кто-то создал семью и остался жить в России. Каковы бы ни были причины, но менталитет предков дает о себе знать, именно поэтому, чтобы сохранить культуру народа, его традиции и обычаи, возникают узбекские общины и сообщества.

Узбекские национальные традиции

Из-за небольшой численности этого народа в России довольно сложно увидеть настоящую узбекскую свадьбу – никох туй, обряд рождения ребенка – бешик туй, обряд обрезания сына – суннат туй. И не то, что забыты традиции, просто ритм и уклад российской жизни, особенно в больших городах, часто не совмещается с узбекским укладом. Но внутри семей обычаи по возможности сохраняются. В городах, где созданы диаспоры, обязательно проходят дни узбекского фольклора. Танцы и песни узбеков — красочные, изящные и самобытные.

Узбекская свадьба в России хотя и адаптирована на европейский лад, но все же молодожены стремятся соблюдать и свои национальные традиции. Казалось бы, все как у нас – жених приезжает в дом невесты, где она его ожидает в окружении подружек и родственников. Торжественная церемония в ЗАГСе, шампанское, фотосессия. Но настоящие носители своей культуры обязательно привнесут в свадебный обряд национальный колорит. Молитвы и родительское благословение – обязательная часть узбекских свадеб, а уж дальше – как получается. Может какая-то пара оставит обычай «утреннего плова» для мужчин, другая – обязательно устроит «келим салом» — приветствие невестки в доме родителей мужа, кто-то облачится в национальные одежды. Кстати, этот элемент чаще всего используют обрусевшие узбеки. После традиционного белого платья невеста может переодеться в национальный костюм, покрыв голову легким кружевным покрывалом. Это очень красиво и самобытно.

В быту обрусевшие узбеки халаты, чалмы и тюбетейки не носят, они как-то не вписываются ни по климату, ни по взглядам. Впрочем, разве в Ташкенте их носят? Если только где-то в глубинке и то – не все. Зато национальные одежды можно увидеть на театрализованных действах, концертах, свадьбах, фольклорных праздниках, ярмарках, где надо подчеркнуть национальный колорит. Основной элемент народного костюма и для мужчин, и для женщин – халат, украшенный золотым шитьем. На голове мужчины носили тюбетейку или чалму, женщины – платок или паранджу. Традиционная мужская узбекская обувь – мягкие кожаные сапоги, женская – кожаные туфли без задника.

О стереотипах

В последнее время у многих россиян «модно» быть недовольными приезжими из соседних государств. Ругают и узбеков – дескать, и интеллект ниже среднего, и непорядочная нация и еще множество грехов приписывают. В Узбекистане экономическая ситуация довольно неблагополучная, а жить на что-то надо. Вот и едут в Россию отцы семейства и будто бы взрослые дети бедных семей из узбекских деревень. Было бы наивно ожидать от молодого человека из отдаленного села особенной эрудированности. Да и русский язык, скорее всего, он толком не знает. Едут в Россию и вполне образованные культурные люди. Только вряд ли преподавателю колледжа или университета удастся найти работу согласно своему образованию.

Старшее поколение наверняка помнит фильм «В бой идут одни старики» и тонкого интеллигентного юношу по прозвищу Ромео, которого сыграл узбек Рустам Сагдуллаев. А нашумевшая «Бригада», где роль друга и сослуживца Саши Белого исполнил потрясающей красоты мужчина-узбек Фархад Махмудов! А сколько их еще таких – интересных, красивых, образованных, интеллигентных.

Как и любому народу, узбекам есть, кем гордиться!

Обычаи и традиции Узбекистана

Узбекский этнос — один из самых древних и колоритных на планете, и самый многочисленный в Средней Азии. Земли в верховьях Амударьи, Сырдарьи и в предгорьях Тянь-Шаня всегда отличались по этнокультурной составляющей от других регионов Средней Азии. Местные жители уже в IV в до н. э. перешли от кочевого к оседлому образу жизни, поэтому на заре цивилизации здесь сформировалась самобытная культурная и социальная структура, которая мало изменилась со времен Дария и Александра до XIX столетия. Даже эпоха Великого Переселения народов и тюркско-монгольское вторжения не смогло сломать незыблемых основ местной жизни. Лишь с приходом ислама отдельные аспекты узбекской культуры претерпели определенные изменения, однако и он скорее органично влился в местную культуру, чем подчинил её.

Процесс формирования узбекского этноса отчетливо виден уже в XI в, когда земледельческие оазисы с тюрко- и ираноязычным населением объединились в единое феодальное государство Караханидов. Формирование народа как такового завершилось только в XVI в, когда в центральные районы Средней Азии вторглись кочевые племена узбеков, объединенные в союз, возглавляемый династией Шейбанидов. С этого момента полиэтнический праузбекский этнос и получил свое современное имя.

Узбекская национальная одежда остаётся практически неизменной со начала новой эры. Мужчины носили и носят рубахи прямого кроя, всевозможные халаты, как лёгкие, так и стёганые на вате («чапан»). Пояса служили и служат индикатором социального статуса хозяина — нарядные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками, сумочками и кошелями показывают достаток носящего. Повседневные же пояса, как и пояса бедняков, обычно представляют собой простой длинный кушак или обернутый вокруг пояса платок, который нередко имеет довольно яркий вид. Узбекские мужчины обычно носят халаты довольно мрачных цветов, но здесь можно увидеть и полосатые халаты близлежащих регионов, и богато отделанные халаты с традиционными вышивками. Штаны традиционно шьются широкими, прямого кроя, чуть сужающимися книзу. Женщины носят халаты, длинные прямые платья из «хан-атласа», и шаровары, также широкого кроя. Причем существует сложная система демонстрации социального или семейного статуса женщин. Мужской головной убор обычно составляет «калпок», «допи» («дуппи»), «санама», «чизма», «тахъя», «тайха», «чумакли», «куш» или «кулохи» (вид тюбетейки), женщины также носят платки, войлочные шапочки и тюрбаны. Детские тюбетейки («кулохча», «калпакча», «дуппи», «кулупуш») отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Причем тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.

В последнее время одежда узбеков претерпела сильные изменения под влиянием европейской культуры, поэтому повсеместно можно встретить людей, одетых по последнему слову моды. Однако знаменитые узбекские вышивки и вышитая одежда, работы по металлу и драгоценным камням, традиционные головные уборы и ковры все еще пользуются заметно большей популярностью, чем европейские нововведения.

В большой узбекской семье, состоящей обычно из нескольких поколений совместно проживающих родственников, существует строгая иерархия. Отношения в доме строятся на основе безусловного подчинения главе семьи и уважении старших. Женщина в местной семье занимает двоякое положение — с одной стороны это мать и жена главы семьи, с другой — подчиненный и мужа и отца его (или матери). Причем дискриминации здесь нет — это вековая традиция, основана на опыте жизни в непростых местных условиях. Брачным возрастом для девушки ранее считались 13-14 лет, в наши дни здесь главенствуют вполне европейские нормы, хотя случаи раннего замужества нередки. Дети также пользуются всеобщей любовью.

В общественной и семейной жизни узбеков большую роль играет ислам. Религия определяла и определяет бытовые, семейные и мировоззренческие аспекты жизни, имеет сильнейшее влияние на политические процессы и искусство, на весь уклад жизни. Мусульманин должен пять раз в день в определенное время обращаться к богу («намаз»), в течение месяца Рамазан (Рамадан) соблюдать строгий пост в дневные часы, не пить, не курить и не принимать еды до захода солнца. От своих доходов мусульманин должен добровольно отчислять часть денег («закят») в пользу бедных или на богоугодные дела. Он должен отмечать дни мусульманских праздников и особенно праздник жертвоприношений (Курбан). Но в местной традиции есть и некоторые отличия от канонов ислама — обязательный для верующего «хадж» (паломничество в Мекку), может заменить посещение «святых мест» («мазаров»). Особую роль играют обряды, связанные с рождением и воспитанием детей («бешик-туйи», «хатна-килиш»), бракосочетанием («фатиха-туй» — помолвка), свадьбой («суннат-туи»), приготовлением пищи («сабзи-туграр») и так далее. Часто они представляют собой переплетение исламской обрядности с более древними формами, связанными с магической практикой. Служители культа пользуются здесь особым уважением и участвуют практически во всех событиях страны. Пятница считается праздничным днем, который отмечается в соборной мечети общим намазом (молитвой). И при этом узбеков нельзя назвать фанатичными мусульманами — при всей многогранности местной жизни в ней всегда остается много светского, а веротерпимость местных жителей широко известна за пределами страны.

Одной из традиционных форм общественного устройства Узбекистана является «махалля» — соседская община, представляющая собой обширное сообщество близких соседей и родственников, объединяющих обычно взаимопомощью («хашар») все поселение, со своей мечетью, местным самоуправлением, традициями и культурой. Значение «махалля» настолько велико, что она признана важнейшей частью местного самоуправления страны.

Одна из незыблемых традиций местной жизни — гостеприимство. Умение принять гостя ценится в узбекском обществе много выше богатства самого стола или достатка семьи. От приглашения на обед или ужин отказываться не принято, очень важным аспектом для гостя является пунктуальность. Направляясь в гости, желательно захватить с собой небольшие сувениры или сладости для детей. Уважаемых гостей хозяева встречают у ворот, здороваются, интересуются делами и жизнью, приглашают зайти в дом. Гостей принимают обычно в обширной центральной комнате, или приглашают пройти во двор — местный климат позволяет проводить застольные мероприятия во дворе почти восемь месяцев в году. При входе в жилое помещение обязательно снимается обувь. Стол («дастархан») обычно накрывается в центре помещения или, в случае двора, под деревьями или в другом тенистом месте. Гость должен следовать указаниям хозяина, однако тут обычно возникает извечное противостояние — хозяин-то тоже хочет угодить гостю! И в данном случае очень ценится юмор и вежливое отношение ко всем участникам этого, скоре театрального, процесса. Однако следует помнить, что наиболее почетными считаются места вдали от входа или ворот. Женщины обычно не садятся за один стол с мужчинами, но в городских условиях это правило зачастую не действует. За столом не принято восхищаться красотой женщин и обращать на них пристальное внимание. Но поинтересоваться делами семьи и самочувствием её членов вполне уместно.

Любая трапеза здесь начинается и заканчивается чаепитием. Вначале на стол подают сладости, выпечку, сухофрукты и орешки, фрукты и овощи, затем идут закуски, и лишь в конце — обязательный плов и другая «тяжелая пища». Местный плов очень сытен и готовится по довольно сложной рецептуре, поэтому налегать на него сразу не рекомендуется. Обилие в пище жира также не способствует пищеварению, поэтому рекомендуется пить как можно больше зеленого чая (что, в общем-то, узбеки и делают испокон веку). Обязательно на столе присутствуют горячие лепешки, которые ни в коем случае не должны переворачиваться. Уронить кусок лепешки на землю или даже просто положить её туда, даже завернутую в ткань или бумагу, также считается плохой приметой.

Значительное место в узбекской жизни и быту занимает чай и чайная церемония. Заваривание этого по-настоящему главного напитка страны, как и разливание его гостям, является прерогативой мужчин, в первую очередь — хозяина дома. Чай заваривают в маленьких чайниках и разливают в маленькие пиалы. Традиционным элементом гостеприимства здесь является характерно малое количество наливаемого чая — чем почетнее гость, тем меньше в его чашке напитка. Этот парадокс объясняется очень просто — признаком уважения к дому является как можно более частое обращение к хозяйке или хозяину дома «за добавкой». А что как не полупустая чашка способствует этому? Поэтому неоднократные обращения к хозяевам с пустой пиалой рассматриваются как дань уважения к семейству. Если на дне пиалы все-таки остался чай, хозяйка выплескивает его и наполняет чашу заново. Соответственно, незваному гостю обычно наливают чай до краев.

Чайхона (чайхана) — такой же незыблемый элемент местных традиций, как и сам чай. Общественная жизнь здесь сосредотачивается в мечетях, на базаре и, естественно, в чайхане. Здесь просто общаются и ведут переговоры, отдыхают и делятся новостями, завтракают и обедают, обсуждают проблемы жизни и мироустройства. Выбирают место для чайхоны обычно где-нибудь в тени деревьев и поближе к воде, что наряду с чаем должно придавать беседе умиротворенность и несуетность. Обстановка чайхоны довольно традиционна — низкие столики окружены такими же низкими и обязательно застланными коврами, диванами. Где-то в углу суетится хозяин или обслуга, а главное место занимает, как и следовало ожидать, очаг, над которым кипятят воду или готовят пищу, и сами чайники. Сопровождающие чаепитие ритуалы довольно сложны и непонятны для непосвященных, поэтому проще наблюдать за местными жителями и делать как они — можно быть уверенным, что такое уважительное отношение к своим обычаям они тоже оценят.

Несмотря на сильные исламские традиции, большинство узбеков свободно употребляют алкоголь, по крайней мере с гостями. Если вы не пьёте крепкие алкогольные напитки, главным образом водку, заранее предупредите об этом, навязывать здесь никто и ничего не будет. В течение Рамадана не рекомендуется употреблять алкогольные напитки, по крайней мере — в открытую.

В общении узбеки обычно довольно просты и демократичны. Здороваться за руку принято со всеми, даже незнакомыми и милиционерами (кроме женщин). Во время рукопожатия традиционно интересуются здоровьем, состоянием дел на работе и дома. С женщинами и лицами, сидящими в отдалении, принято здороваться прикладыванием правой руки к сердцу и вежливым поклоном. Приветствия по нескольку раз на дню даже с хорошо знакомыми людьми — вполне обычное правило.

При входе в дом или чайхану следует снимать обувь. Стиль одежды довольно демократичен, однако при посещении культовых мест, не стоит надевать излишне открытую или короткую одежду. Несмотря ни на что, не рекомендуется носить шорты, особенно в сельской местности.

Узбекские обычаи, традиции и ритуалы

Традиции и обычаи узбекского народа формировались веками. Самобытная культура народов Узбекистана сформировалась на заре цивилизации, уже в VI-VII в до нашей эры.

В долинах рек Амударьи, Сырдарьи и Зарафшан, к тому времени, когда кочевые племена перешли к оседлому образу жизни и начали создавать свои первые государства. Некогда кочевники основали небольшие поселения и города, принося с собой обычаи и традиции предков. Части земли Хорезма, Согдианы, Бактрии — территория нынешнего Узбекистана, стали опорой для формирования культуры, что впоследствии стало основой культуры народов Узбекистана.

Традиции и обычаи Узбекистана весьма самобытны, ярки и многообразны, восходят к разным эпохам и религиям.

Веками традиции и обычаи узбекского народа оставались почти незыблемыми, несмотря на тяготение многочисленных захватчиков принудить чуждую иноземную культуру.

Крупное влияние на формирование обычаев и традиций оказали арабы, распространившие религию ислам по территории Средней Азии. Устои ислама соединялись с доисламскими верованиями и традициями, с местной культурой и крепко закрепились в сознании узбекского народа.

Из поколения в поколения, веками, обычаи и традиции узбеков передаются и бережно хранятся. Как у многих народов Азии, большая часть праздничных обычаев связаны с семейными торжествами — рождением ребенка, свадьбой. Эти события включают в себя много обрядов и ритуалов с участием родителей, детей, братьев, сестер, близких и дальних родственников и даже соседей и гостей — у каждого своя роль. Основа узбекских традиций — гостеприимство, почитание старших и коллективизм. Особенно часто они проявляются в махаллях — хранительницах 1000 летних общенациональных устоев.

Утренний плов

Утренний плов в Узбекистане

Одним из давних и обязательных узбекских обрядов является утренний плов. Плов на несколько сотен гостей обычно готовится при рождении ребенка, по случаю обрезания, в честь возвращения с армейской службы, утром накануне свадьбы, при достижении возраста Пророка (63 года), в поминовение усопших и в других случаях. День утреннего плова определяется заранее, и организаторы рассылают приглашения своим родственникам, друзьям, коллегам и соседям.

Накануне вечером проводится небольшой обряд «сабзи туграр», что переводится как «шинкование моркови». Морковь — один из основных ингредиентов плова наряду с рисом и мясом, именно морковь придает плову сочность. После нарезки моркови подаются угощения, а старейшины распределяют обязанности между мужчинами, так как готовить, подавать, а также участвовать в утреннем плове, могут только мужчины.

Подается утренний плов сразу после утренней молитвы «бомдод намози», которая заканчивается с восходом солнца. Как только утренняя молитва будет закончена, на плов приходят первые гости. К столу подаются лепешки, сухофрукты, закуски и чай, а на улице начинают играть музыканты на узбекских национальных инструментах (карнай-сурнай), сообщая всем о начале утреннего плова.

На столы подаются большие блюда – ляганы с горячим пловом. Обычно, один ляган рассчитан на двоих человек. Перед трапезой гости читают «дуо» (благословение) хозяевам свадьбы, виновникам торжества и повторяют ее после утреннего плова.

На поминальном утреннем плове помимо «дуо» фотихи читаются суры из Корана за упокой души, нет музыкантов и стол обычно накрывают скромнее. Утренний плов – самое скоротечное массовое мероприятие и как правило занимает от 45 минут до полутора часов. На свадебном плове, устраиваемом стороной невесты по окончанию трапезы самым почетным гостям со стороны жениха преподносят чапаны – национальные халаты.

Полное представление о настоящем узбекском плове даёт только утренний свадебный плов. Наверное весь секрет в том, что особо вкусным его делают благословения и позитивный настрой сотен людей, создающих благоприятную ауру.

Национальная одежда в Узбекистане

Мужской и женский национальный костюм. Узбекские тюбетейки

Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко можно встретить людей в национальной одежде, сегодня ее надевают на традиционные праздничные мероприятия, но в сельской местности она все еще служит частью как повседневного, так и выходного наряда.

Узбекская мужская одежда

Основу национального мужского костюма составляет чапан — стеганый халат, который подвязывается поясным платком — кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак — нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон — широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.

Пояса в парадной одежде часто очень нарядные — бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.

Узбекская женская одежда

Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шароваров. В праздничных одеждах используются атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.В сурхандарьинском регионе больше предпочитали цвета красных оттенков как символ достатка. Узор вышивки выбирался не случайно. Он всегда имел либо магическое, либо практическое значение. По рисунку можно было понять социальный статус, а порой в него вкладывали и иные значения. К примеру, повторяющийся геометрический рисунок на тесьме это своего рода оберег. Одежду из тканей тёмно-синих, черных цветов из-за суеверия не носили ни в одном регионе Узбекистана. Согдийские узоры сохранили в себе влияние зороастризма. Цвета в этом регионе подбирались исходя из положения в обществе. К примеру, превалирование голубых и фиолетовых оттенков в женском платье говорило о высоком положении мужа, а зеленоватые мотивы часто использовали крестьяне и ремесленники.

Обувь состояла из махси (ичиги – красивые сапожкибез задника, с мягкой подошвой, без каблука) и сапогов из грубой кожи или резины. Это была очень удобная и теплая обувь, которая и по сей день пользуется авторитетом.

Женский и мужской национальный головной убор. Тюбетейки

Одной из главных деталей в традиционной узбекской одежде служит головной убор. Национальным головным убором во многих странах Центральной Азии, в том числе и в Узбекистане- считается тюбетейка. Название тюбетейки происходит от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Ее носят и мужчины, и женщины, и дети. Только пожилые женщины не носят тюбетейки.

Сейчас в крупных городах редко можно увидеть человека в тюбетейке, и по большей части она выступает важной деталью одежды на семейных и религиозных праздниках. Традиционная тюбетейка имеет четырехгранную конусообразную форму, она черного цвета с белой узорчатой вышивкой в виде 4-х «перчиков» и 16-ти миниатюрных арочек. Повседневная тюбетейка «калампир» — одна из самых простых и распространённых, но нельзя недооценивать её значения. Даже в условиях повсеместного влияния европейской культуры, такая тюбетейка необходимый атрибут на некоторых мероприятиях. У каждого региона Узбекистана – своя тюбетейка по высоте и узорам. При всем богатейшем разнообразии принято считать, что в Узбекистане шесть основных школ шитья тюбетеек: ферганская, ташкентская, кашкадарьинско-сурхандарьинская, самаркандская, бухарская и хорезмско-каракалпакская. Для особых, праздничных случаев существуют нарядные тюбетейки — они богаты яркими и красочными вышивками и узорами, золотым шитьем.

Узбекистан – страна с многовековой историей, его самобытная культура сложилась еще на заре цивилизации. Традиции народа – неоценимый опыт предков, дошедший из глубины веков. Соблюдение их всегда было долгом каждого, независимо от пола, возраста и социального статуса, ведь только ценя прошлое, человек может быть уверен в настоящем и спокойно смотреть в будущее.

Согласитесь, ведь все обряды и ритуалы имеют под собой абсолютно практический смысл, хоть и понимаем мы его, увы, не с первого раза.

Керамика. Производство глиняной посуды Средней Азии было одним из наиболее развитых сфер производства. Наиболее распространенные формы керамики были Поливная и сухая керамика, которые имели свои местные особенности. До сегодняшнего времени сохранились наиболее большие центры производства глиняной посуды, типа Риштан, Гиждуван, Самаркандский – Гурумсарай, Ургут, Шахрисабз, и Ташкент.

Гравюра. Современные мастера, работающие с латунью и медью, изготавливают высококачественные гравированные изделия из этих металлов. Выдающимися мастерами этого дела являются мастера Бухары, которых отличает тонкость и богатство создаваемых образов.

Вышивка золотом. Традиционный центр этого вида ремесла находится в городе Бухара, Сегодня искусство вышивки золотом также популярно среди молодого поколения.

Вышивка. Традиционные центры вышивки сюзане расположены: в Нурате, Бухаре, Фергане, Ташкенте и Шахрисабзе. Молодое поколение проявляет большой интерес к этому виду искусства. Это, не случайно — чувствуя возможность практической реализации и материального эффекта в этом виде искусства, в людях как будто пробудилась творческая энергия, которая в свою очередь ведёт к процветанию многих видов традиционных искусств.

Производство ковров. В настоящее производство ковров в Узбекистане развивается в 3х направлениях: ручной работы, заводское производство и частные предприятия. Мастера коврового производства, производят высококачественные ковры, независимо от места и вида производства. Древнее классическое производство узбекских и туркменских ковров, используют как главные образцы при создании ковров. Главной задачей производства ковров является воссоздание древних рисунков, создание новых образов хорошего качества ковровых изделий, и, прежде всего, — воссоздание технологии по восстановлению естественной ткани.

Шелководство. Возрождение шелководства связано с деятельностью фабрики «Едгорлик» в Маргилане. Сегодня производство национальных тканей, типа атласа, хон-атласа, шакхи-бекасам и бахмаль полностью восстановлено. Также восстановлены древние традиционные образцы, и в то же самое время, специальное внимание обращено к восстановлению естественных красок.

Ювелирные изделия. В Узбекистане искусство создания ювелирных изделий имеет давние традиции. Из века в век мастера (Заргар) создавали уникальные ювелирные изделия. Во второй половине 20-ого столетия ювелирные изделия стали производить индустриально, что привело к изменению и искажению традиционных форм украшений, при этом мастера отказались от некоторых видов технологии производства.

Ганч Резьба по ганчу является одним из уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистана. Искусство резьбы по ганчу Центральной Азии, и в частности Узбекистана, представляют по художественному стилю и специфике технического исполнения уникальную школу.

Свойство ганча к быстрому схватыванию, его плотная мелкопористая структура, прочность, чистый белый цвет определили его технические и художественные качества. Ганч, являясь сам по себе очень податливым материалом, обладает высокой пластической выразительностью.

В орнаментальном строе искусства резьбы по ганчу преобладали растительные и геометрические мотивы.

Настенная живопись. На территории Узбекистана известна древняя и раннесредневековая настенная живопись и скульптурная резьба сюжетно-тематического характера, а также орнаментальная резьба и роспись. Начиная с IХ-Х вв. интенсивное развитие получает именно орнаментальная, цветочно-растительная полихромная роспись и рельефная резьба. Постепенно вырабатываются каноны орнаментальных форм и композиций, проверенные многовековой практикой народных мастеров, дошедшие до наших дней.

Наккоши — мастера орнаментальной росписи — обычно владели техникой архитектурной росписи по ганчу и по дереву одновременно. Замечательными мастерами настенной росписи были бухарские наккоши прошлого века.

Резьба по дереву. Играя значительную роль в архитектурном декоре Узбекистана, резное дерево находило также широкое применение в изготовлении предметов обихода, подставок, сундучков для складывания одеял, шкафчиков, шкатулок, пеналов, нарядных низеньких столиков хан-тахта, национальных музыкальных инструментов, а также декоративных многогранных столиков, тумбочек, пользовавшихся большим спросом у европейского населения городов во второй половине XIX и в начале XX вв.

Для резьбы в Узбекистане используются лучшие местные породы деревьев орех, чинара (платан), карагач (разновидность вяза), арча (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос и др. Современные мастера используют также привозные породы, главным образом бук, дуб, сосну.

Пользуется известностью искусство мастеров Самарканда, Ташкента, Хивы и других городов Узбекистана.

Табакерки
Изготовление различных сосудов и других предметов быта из тыквы, нередко с оригинальной художественной отделкой, существует у многих народов мира. В Узбекистане из тыквы также изготавливают различные предметы, но особенную популярность завоевали носковок-табакерки, которые выделываются из специально выращенных тыквянок.

Игрушки. Мелкая пластика в керамике Узбекистана представлена традиционными игрушками сказочно-зооморфного содержания, статуэтками, жанровыми сувенирами, очень популярными в народе. Увидев керамические игрушки хоть раз — забыть их невозможно.

Ножи
Небольшой, но очень своеобразной отраслью художественной обработки металла в Узбекистане является искусство изготовления ножей с остроконечным лезвием, которое вкладывается в кожаный футляр, украшенный металлическими накладками, вышивкой, аппликацией, росписью. Такие ножи называют гулдор пичок, что означает — нарядный, разукрашенный нож. Формы их разнообразны.

Из старинных центров по производству художественных ножей сохраняют свое значение Чуст в Ферганской долине и Хива в Хорезме.

Ткани. Искусство оформления художественных тканей Узбекистана — поистине выдающееся явление народного искусства. Оно сочетает в себе удивительным образом высокие традиции древнего народного искусства с живым ощущением современности. В искусстве оформления тканей, как в замечательной летописи, отразились исторические периоды его сложной многовековой истории, запечатлелось творчество многих тысяч талантливых мастеров и художников.

Чеканка
Медно-чеканные изделия были издавна популярны среди местного населения. Кроме утилитарного значения ценились их декоративные качества — чеканная медная посуда выставлялась на полках открытых встроенных шкафов как часть декоративного убранства жилого помещения.

Наибольшей известностью пользовались изделия бухарских и хивинских чеканщиков, отличающиеся красотой и пластичностью формы, строгостью и отработанностью мотивов орнамента, глубиной чекана.

Узбекская тюбетейка

Узбекистан славится большим разнообразием узбекских тюбетеек. Узбекская тюбетейка — «это круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор узбеков». Тюбетейка украшает всех — и седые головы стариков, и макушки новорожденных. Народная пословица говорит: «Тюбетейка джигиту всегда к лицу». Происхождение тюбетейки очень древнее. В обычае носить …

Бузкаши в Навруз

Древнейший народный праздник Навруз («Навруз байрами») отмечается 21 марта в день весеннего равноденствия. Навруз (Нов-руз, Нау-руз) — праздник весны или нового года. Термин «Навруз» состоит из двух персидских слов «нов» (новый) и «руз» (день), то есть первый начальный день важнейшего праздника арийцев. Его празднуют в течение вот уже нескольких тысячелетий. Смысл этого …

Музыкальные стили узбекских дастанов.

В Узбекистане эпические поэмы и рассказы передаются через эпические жанры, которые называются Дастанами. Дастан это средство передачи рассказов, повестей, од, приключений и включает в себя как прозу, так и поэзию в сопровождении музыки. Наиболее популярными являются древние дастаны, основанные на многовековых традициях, часто пересказываемые самими исполнителями дастанов. Через …

Особенности национального гостеприимства

Наверное, всем знакома крылатая фраза: «по законам Восточного гостеприимства», а что же лежит в ее основе? Мало кто догадывается что, в древности у узбеков, как и всех восточных народов, гостеприимство было жизненным принципом и дело тут вот в чем. Уходя в дорогу, древний путник оказывался один на один с бесконечной степью, на сотни километров ни души. Могли кончиться деньги, иссякнуть …

Узбекское чаепитие

Любая трапеза у узбеков начинается и заканчивается чаем, без преувеличения можно сказать, что чаепитие в Узбекистане – особый ритуал. Обычно гостя приглашают за накрытый стол, на котром уже поданы сладости, выпечка, фрукты. Заваривать и подавать чай могут только хазяева дома и в узбекских семьях это проделывается виртуозно. Сначала на столе возникает стопочка чистейших пиал, а …

Праздники Узбекистана

Узбекский народ любит и умеет радоваться жизни, поэтому различные праздники, будь то свадьбы, юбилеи или официальные события, проводятся с большим размахом, при огромном скоплении народа, под зажигательную музыку национальных оркестров, с песнями, плясками, весельем и конечно обилием вкуснейших узбекских блюд. Государственных праздников в Узбекистане, собственно, не так много, это …

Бешик-туй

Появление на свет нового человека, это всегда большое событие, в узбекских семьях, необыкновенно трепетно относящихся к детям, рождение ребенка сопровождается старинным красивым обрядом – Бешик туй (деревянная колыбель)- первое возложение младенца в собственную кроватку. Это событие обычно приурачивается к 7-му, 9-му , 11-му или 40-му дню от рождения малыша. В назначенный день родственники …

Хатна-килиш — Суннат-туй

Хатна-килиш или суннат-туй еще один традиционный ритуал, освященный исламом. Он касается исключительно мальчиков и проводится в возрасте от 3 до 9 лет. Наверное, вы уже догадались, ну конечно это обрезание. Проведение ритуала безопасно и обязательно строго контролируется. Родственники задолго начинают готовиться к замечательному событию, ведь оно принимает грандиозный размах и в …

Фатиха-туй

Фатиха-туй. Этот интересный обычай несет в себе совершенно простой смысл – сватовство или помолвка. По традиции, родители жениха сами находят невесту сыну, правда нынешняя молодежь тактично подсказывает в каком направлении искать, но сути обряда это не меняет. Назначенные свахи подродно узнают все о семье и родственниках девушки, знакомятся с родителями. Если с точки зрения мусульманской …

Свадьба

Свадьба и все что с ней связано великое событие в жизни каждого рода, каждой семьи. Узбекские свадьбы отличаются особым размахом и множеством традиционных ритуалов. Непосредственно день свадьбы начинается с праздничного плова для двух роднящихся семей, его готовят в доме жениха, а потом часть с поздравлениями отправляют в семью невесты. Перед началом церемонии на молодых надевают …

Утренний плов

Утренний плов – старинный обряд, в котором участвуют только мужчины. Эта трапеза обычно приурочена к большим торжествам или печальным датам (поминки). Накануне вечером собираются родственники устроителя и заготавливают необходимые продукты, традиция называется «сабзи туграр» – нарезание моркови, хотя вместе с морковью чистят и нарезают лук, а также подготавливают рис, калят …

Махалля

Махалля — соседская община, традиционная форма общественных отношений в Узбекистане. Основными принципами такого объединения являются самостоятельность и самоуправление с целью соседской взаимопомощи. Этот способ народовластия имеет многовековую историю и является хранителем семейно-бытовых и религиозных отношений, ритуалов и праздников. Обычно, в традиционных махаллях действуют …

Традиционная узбекская одежда

Во все времена и во всех странах люди издревле любили себя украшать, а чем можно лучше себя украсить, если не одеждой. Однако одежда кроме эстетических функций должна отвечать климатическим условиям и родоплеменным традициям. Основным фактором, повлиявшим на национальную одежду узбеков, конечно, был ислам. Поэтому предметы туалета были широкими, длинными, цельнокроенными, призванными …

Традиции и обычаи Узбекистана

Традиции и обычаи узбекского народа формировались веками. Узбекский этнос является одним из самых древних этносов, когда-либо существовавших на планете. Кроме того это самый многочисленный этнос в Средней Азии. Самобытная культура народов Узбекистана сформировалась на заре цивилизации, уже в IV в до н. э. Соблюдение обычаев и традиций всегда было долгом каждого человека, независимо от его происхождения и социального статуса. Это обусловлено тем, что самосознание и самоуважение среди народов Центральной Азии прививается исламом.

Все начинается с приветствия

С древних времен у народов Средней Азии сложилась традиция — встречаясь, мусульмане должны обязательно приветствовать друг друга, даже если они не являются друзьями и даже в том случае, если между ними враждебные отношения. Отвечать на каждое приветствие считалось признаком хорошего тона.

А кто кого должен был приветствовать первым? Оказывается, лица, едущие на коне, должны были приветствовать идущих пешком, лица, занимающие на социальной лестнице более высокую позицию, должны были первыми приветствовать лиц, стоящих ниже, господа должны были приветствовать своих слуг, а младшие — старших. Ну а если одновременно несколько человек изъявили желание поприветствовать одного человека, то этот человек должен был ответить на их приветствия так, чтобы было отчетливо видно, что его приветствие относится ко всем сразу.

С кем же не следовало здороваться и при каких обстоятельствах? Согласно предписаниям не следовало здороваться, например, в тех случаях, если кто-либо был занят молитвой или чтением Корана, если человек был занят едой или находился в отхожем месте и т.д. И строго-настрого было запрещено отвечать на приветствия и тем более отпускать приветствия невоспитанным, бесчестным и жестоким людям.

Знаменитое узбекское гостеприимство

Восточное гостеприимство — это не просто обычай, это нравственный закон, пришедший к нам из глубины веков.

«Гостеприимство — выше мужества» — так гласила старинная пословица. И это не пустые слова. Отказать гостю в приеме, не посадить его за стол, не угостить или принять его плохо — такое не гостеприимство ложилось тяжким позором не только на семью, но и на весь род. В гостеприимстве нельзя было отказывать даже врагу.

Законы гостеприимства дошли и до наших дней, превратившись в добрую традицию. Узбекские семьи — это, как правило, большие семьи, состоящие из нескольких поколений. Уважение и почитание старших — вот еще одна главная традиция узбекского народа.

Если вы никогда не бывали в гостях в традиционной узбекской семье, то вам желательно ознакомиться с некоторыми правилами поведения.

Итак, вас пригласили в гости. Невежливо будет отказаться от приглашения или прийти с опозданием. Оказавшись на пороге дома, вам необходимо поздороваться с хозяевами и другими гостями. Здороваться за руку можно только с мужчинами, это лучше делать обеими руками или правой рукой, не сжимая ладонь. Во время рукопожатия уместно будет по традиции поинтересоваться здоровьем, спросить, как дела дома и на работе. А вот с женщиной поздороваться за руку будет уместно только в том случае, если она первой протянет вам руку. Обычно с женщинами и другими гостями, которые сидят вдали от вас принято здороваться, прикладывая руку к сердцу, слегка наклонив голову. А еще нельзя открыто восхищаться женской красотой и оказывать ей всяческие знаки внимания.

Идти в гости в узбекскую семью с пустыми руками не принято. По традиции гости приносят в дом сладости и сувениры. Принято снимать обувь при входе в дом. Есть такой старинный обычай, согласно которого женщины не должны сидеть за одним столом с мужчинами, чтобы не мешать их беседе. Но в наше время этот обычай сохранился преимущественно в сельской местности.

Итак, вы уже в гостях. Глава семьи сам проводит вас на отведенное вам место среди других гостей. Самым уважаемым гостям хозяин отводит места за столом в отдалении от входа. Когда все гости в сборе, старейший из присутствующих за столом читает краткую молитву с наилучшими пожеланиями хозяевам гостеприимного дома. Затем по традиции хозяин предлагает гостям испить пиалу чая. И только после того, как все необходимые церемонии соблюдены, гости могут приступить к трапезе.

Теперь немного о том, как следует вести себя за столом. Если во время еды вам нужно взять рукой какой-либо предмет, передать что-то гостю, сидящему рядом с вами, для этих целей используйте только правую руку. Но не следует указательным пальцем правой руки показывать на предметы или людей.

Чаепитие

Традиционно любая трапеза в узбекской семье начинается и заканчивается чаепитием. Чайная церемония занимает особое место в жизни жителей Узбекистана. Заваривать чай и угощать этим изумительным напитком гостей за столом должен в первую очередь хозяин или хозяйка дома. На стол подаются различные сладости и фрукты, а чай заваривают в маленьких чайниках и разливают его в маленькие пиалы. Перед тем, как угощать чаем гостей, хозяин или хозяйка трижды наливает чай в пиалу и выливает ее обратно в чайник. Этот старинный обычай придуман неслучайно — таким образом чай быстро заваривается, разлитая по пиалам заварка будет одинаковой. И не удивляйтесь, если хозяин нальет вам неполную пиалу. Это традиционный элемент гостеприимства. Чем почетнее гость, тем меньше в его пиалу наливают чаю.

Как объясняется столь странный обычай? Все очень просто — гость, отпив чая из своей полупустой пиалы, снова и снова обращается к хозяевам дома за добавкой, и вот именно такие неоднократные обращения с пустой пиалой к хозяевам, рассматриваются как дань уважения к гостеприимному семейству. Кроме того, если пиала наполнена чаем не больше, чем наполовину, ее удобно держать в руке, гость не рискует обжечь горячим чаем пальцы, а хозяева с радостью демонстрируют свое гостеприимство готовностью лишний раз поухаживать за гостем.

Бывают ли случаи, когда гостю наливают полную до краев пиалу чая? В старину так принято было делать в тех исключительных случаях, когда в дом приходил нежелательный гость. Хозяин подавал ему пиалу наполненную до самых краев горячим чаем, таким дипломатическим образом давая гостю понять, что он является персоной нон грата и с ним не хотят общаться. Гость, понимая намек хозяина, выпивал чай и удалялся. Но этот обычай остался далеко в прошлом, в наши дни он уже не соблюдается.

Традиционным местом чаепития в Узбекистане является чайхона (чайхана). Место для чайхоны принято выбирать поближе к воде, под кронами раскидистых тенистых деревьев. Традиционный интерьер чайхоны состоит из низких диванов, которые застилают коврами, и таких же низких столиков. Главное место интерьера отведено очагу, над которым кипятят воду и готовят пищу. Возле очага располагаются чайники. Обстановка чайхоны уютна и своеобразна. Здесь вовсю кипит общественная жизнь, посетители чайхоны не просто пьют чай, принимают пищу и отдыхают, но также делятся между собой последними новостями, обсуждают насущные жизненные проблемы, ведут философские беседы.

Узбекские праздники

Узбекский народ любит и умеет праздновать. Свадьба, юбилей, национальные праздники — любое праздничное мероприятие в Узбекистане проходит весело, гостеприимно при большом количестве гостей с обилием наивкуснейших национальных блюд под звуки национальных инструментов и по традиции с зажигательными танцами.

Главный государственный праздник — День независимости, который торжественно отмечается 1 сентября. Еще два значимых праздника — это День Конституции, отмечается он 8 декабря, и День памяти и почестей, который, как во многих других странах отмечается 9 мая. Одними из самых значимых мусульманских праздников являются Рамазан-хайит и Курбан-хийит. Праздник Рамазан-хайит — это прекрасный праздник духовного и нравственного очищения. По исламским законам этот праздник начинается на 9-й месяц мусульманского года Хиджры после окончания 30-дневного поста. Курбан-хайит — один из самых важных мусульманских праздников. В этот день верующие совершают положенные ритуалы, а затем принимают гостей или сами идут в гости, занимаются благотворительностью.

Ассалом, Навруз или с Новым годом!

Слово «Навруз» переводится, как «новый день». Праздник отмечается 21 марта. Именно в это весеннее время года природа окончательно просыпается после зимней спячки, своим обновлением символизируя начало нового года. Навруз — древний праздник, по утверждению историков праздновали его еще 3000 лет назад.

Как же празднуют Навруз в наши дни? Если празднование европейского Нового года начинается в полночь, то Навруз празднуют днем. Как и Новый год, Навруз — праздник семейный, его так же принято справлять в кругу родных и близких. Вслед за основным днем празднования Навруза — 21 марта, следуют еще 13 праздничных дней, когда принято приглашать гостей, а также ходить в гости, навещать родственников, друзей и просто хороших знакомых. В праздничные дни в парках и садах по традиции высаживается большое количество молодых саженцев фруктовых деревьев.

Жители городов и сел Узбекистана готовятся к Наврузу заблаговременно. В каждой махалле (соседская община) проводятся хашары (совместный труд сродни субботнику). Люди, объединенные общей задачей подготовки к празднику, приводят город или село в надлежащий праздничный вид.

И вот наступает долгожданный день 21 марта. Начинается праздничное веселье. В каждой махалле накрываются праздничные столы, в огромных казанах готовится янтарный праздничный плов, музыка, песни, танцы! Вот такое всенародное веселье!

Отведайте сумаляк!

Навруз еще с древних времен считается особым праздником. Поэтому и стол должен быть накрыт по-особому щедро. Есть такая примета — чем богаче будет стол, тем богаче будет весь грядущий год. Праздничное меню имеет огромное значение. В день Навруза главными праздничными блюдами являются плов, шурпа и самса с первой весенней зеленью. Также на столе должны быть разнообразные закуски, сладости и фрукты. Но гвоздь программы в этот день — тарелочка с проросшей пшеницей! Это блюдо обязательно должно стоять на каждом праздничном столе.

Из зерен проросшей пшеницы приготавливается главное праздничное лакомство — сумаляк. Готовят сумаляк по-особому, это настоящий ритуал, участие в котором принимают только женщины. Сумаляк готовится долго, в течение целых суток. Женщины, сменяя друг друга, медленно помешивают в огромном котле проросшие зерна пшеницы, которые, благодаря их стараниям, постепенно превращаются в густую тягучую коричневую массу. Во время этого действа женщины напевают народные песни о весне, о празднике Навруз. Во время помешивания в котле раздаются интересные звуки. Это ударяются друг о друга небольшие камешки или орехи, которые, хорошенько вымытые, специально кладут на дно котла в самом начале приготовления сумаляка. Это нужно для того, чтобы сумаляк не пригорал во время приготовления. Ну, а если такой камешек или орех окажется в вашей пиале с сумаляком — радуйтесь, весь год будет для вас удачным и счастливым!

Купкари

С празднованием Навруза связана любимая в народе древняя национальная игра купкари (улок, бузкаши). Это игра по-настоящему сильных и смелых мужчин. Верхом на лихих скакунах игроки на полном скаку стремятся отобрать друг у друга молодого барашка.

К игре готовятся серьезно и заблаговременно. Нужно продумать все до мелочей. Для начала нужно правильно выбрать коня, который должен быть низкорослым, выносливым и быстрым. Почему именно низкорослым коням отдают предпочтение? Этому есть логическое объяснение — в разгаре этой азартной и захватывающей игры барашек часто выпадает из рук игроков и всаднику приходится свешиваться с коня до самой земли, чтобы вновь подхватить барашка. Следующий момент подготовки к игре — выбор одежды. Участники купкари обычно выбирают для себя стеганный ватный халат и такие же толстые стеганные штаны. Этот выбор обусловлен тем, что во время состязания соперники наносят друг другу удары кнутом, что допускается правилами игры, а ватная одежда является хорошей защитой от ударов.

И вот наступает долгожданный момент игры. Все конники выстраиваются в одну линию и с нетерпением ожидают, когда в центр круга один из уважаемых мужчин бросит барашка. И как только животное оказывается в центре круга, всадники бросаются вперед. Цель игры — вырвать из рук противника барашка и с этим трофеем доскакать до финишной черты, оставив соперников далеко позади. Финишной чертой может служить обыкновенный столб, врытый в землю. Клубы пыли, храп лошадей, накал страстей — это поистине экспрессивное зрелище вызывает бурю эмоций не только у состязающихся между собой игроков, но и у многочисленных зрителей.

Главный приз победителю вручают уважаемые аксакалы. По окончанию игры участников ждет праздничный обед.

Обряды узбекского народа

У каждого из народов, населяющих нашу планету, существуют свои обряды, которые формируются веками. Обряды узбекского народа, основанные на богатейшем культурном наследии предков, пришли в современную жизнь, сохранив свою самобытность и многообразность. В жизни узбеков обрядам отводится особая роль. Например, такие радостные моменты жизни, как рождение и воспитание детей, помолвка, свадьба сопровождаются необыкновенно яркими древними обрядами.

И вот радостное и важное событие — появился на свет новый человек! В узбекской семье появление младенца сопровождается древним ритуальным празднеством «Бешик туйи» — «Деревянная колыбель». Этот обряд проводится обычно на седьмой, девятый, одиннадцатый или сороковой день со дня рождения ребенка. В день проведения обряда родственники со стороны жены приносят богато убранную колыбель «бешик» и необходимые принадлежности для ребенка, а также много разных сладостей, традиционные узбекские лепешки и игрушки для малыша, которые заворачивают в скатерть — дастархан. Звуки карная, сурная и бубна оглашают начало совершения обряда. В доме собирается много гостей, которых проводят за праздничный стол, заставленный богатым угощением. И пока гости угощаются, наслаждаются игрой музыкантов, празднуют и веселятся, пожилые женщины в детской комнате совершают обряд первого пеленания младенца и укладывания его в бешик. В завершении церемонии по традиции устраиваются смотрины ребенка. Гости заходят в детскую комнату, любуются малышом и осыпают бешик парвардой, наватом и другими сладостями, согласно обряду это делается для того, чтобы жизнь ребенка была радостной и благополучной.

Малыш подрос. Теперь ему предстоит пройти очень важный для него обряд хатна-килиш или суннат туйи. Это очень древний, освященный исламом, узбекский обряд обрезания. Проводится он у мальчиков в возрасте от трех до девяти лет. В народе этот обряд еще называют «свадьбой». Готовиться к свадьбе родители начинают уже с самого рождения ребенка, родственники и соседи также принимают участие в подготовке свадебных подарков. Перед проведением обряда проводится чтение Корана в присутствии имама из мечети, родственников и почетных старейшин махали. Прочитав суры из корана, старцы благословляют мальчика и дарят ему подарки. После этого накрывается праздничный стол и начинается сам обряд — большая «свадьба». В завершении обряда гости поздравляют мальчика, осыпая его деньгами и сладостями. И вот кульминационный момент — в центр празднования выводят молодого жеребца, украшенного нарядными лентами и богатой сбруей. С пожеланиями вырасти могучим и храбрым джигитом мальчика усаживают на коня. И в завершение ритуала начинается праздник с обильным угощением, музыкой, танцами.

Сын вырос, возмужал, достиг совершеннолетнего возраста — самое время завести свою семью. По традиции родители сами выбирают невесту своему сыну, помогают им в этом свахи. К выбору невесты относятся со всей ответственностью, подробно расспрашивая о ее семье, знакомясь с родственниками девушки. Все! Выбор сделан! Наступает день помолвки — «фатиха-туй». В этот день в доме просватанной девушки собираются гости, среди которых почтенные старики и председатель махалли. Свахи излагают цель своего визита, после чего проводится обряд «нон синдириш», в дословном переводе это означает «ломать лепешку». После совершения этого интересного древнего обряда молодые считаются помолвленными, и назначается день свадьбы. Родственники невесты щедро одаривают родных жениха и свах — каждому они вручают дастархан с двумя лепешками и сладостями, а также передают подарки жениху и его родителям. С момента помолвки начинается подготовка к свадьбе.

В жизни узбекского народа свадьба является исключительно важным значимым событием. Отмечают свадьбу особенно торжественно, с обязательным соблюдением целого ряда свадебных обрядов. День свадьбы начинается с плова. В этот день в домах жениха и невесты устраивается свадебный плов, причем плов для дома невесты готовится в доме жениха. Бракосочетание в ЗАГСе происходит после того, как имам мечети прочитает молодым молитву о бракосочетании — «Хутбаи никох» и объявит их мужем и женой перед Богом. Перед началом свадьбы на жениха и невесту надевают свадебную одежду — сарпо. Центральным событием свадьбы является обряд прощания с родителями, который проводится перед тем, как невеста в сопровождении подруг покидает отчий дом и отправляется в дом жениха. Как только невеста переступает порог дома жениха, начинается празднование свадьбы. За праздничным столом собираются многочисленные гости. Количество гостей в двести и даже триста человек на традиционной узбекской свадьбе вполне обычное явление. Празднество проходит весело, ярко, зажигательно. В завершение свадьбы проводится еще один старинный обряд — выкуп невесты, который происходит в специально отведенной для молодых комнате. Жених провожает невесту до дверей комнаты, где ее обычно встречает близкая подруга «янга». В комнате невеста переодевается и прячется за специальной занавеской «гушангой». В сопровождении друзей в комнату входит жених, где ему предлагают дать за невесту выкуп. Начинается торг, в результате которого жених символически выкупает невесту у «янги». По завершении этого обряда жених и невеста остаются в комнате одни на всю ночь.

На следующее утро после свадьбы совершается обряд «Келин салом». Этот обряд означает прием невесты в новую семью. Родители, родственники и друзья жениха собираются во дворе, одаривают невесту подарками и благословляют ее. Невеста в свою очередь приветствует каждого, низко кланяясь. С этого момента начинается семейная жизнь.

В каких случаях плов готовят утром? Старинный обряд утреннего плова — это не только праздничный, но и поминальный плов, который и в том и в другом случае обслуживается только мужчинами. Приготовление утреннего плова начинается с вечера, с проведения обряда шинкования моркови — «сабзи туграр». Сам утренний плов готовят к моменту окончания утренней молитвы — «бомдод намози». Именно участники молитвы становятся первыми, кто отведает свежеприготовленный утренний плов. О начале утреннего плова извещают звуки карнаев и сурнаев. Гости рассаживаются за столами и, совершив обряд пожелания — фотихи, приступают к трапезе. Вначале на стол подаются лепешки и чай, затем плов в больших ляганах, один ляган рассчитан на двух человек. По окончании трапезы вновь совершают обряд фотихи. Почетным гостям по окончании утреннего плова обычно преподносят в подарок национальные мужские халаты — чапаны.

Соседская община — махалля — всегда принимает живое участие во всех главных событиях узбекской семьи. Принцип махалли — это самостоятельность и самоуправление с целью взаимопомощи. Обладая огромным тысячелетним опытом ведения дел, узбекская махалля и сегодня является центром семейно-бытовых и религиозных обрядов. Община является хранителем культуры и традиций узбекского народа. Но махалля — это не просто общество взаимопомощи, она также успешно выполняет воспитательные функции. Под непосредственным присмотром всей общины вырастает поколение за поколением. Дети, выросшие в махалле, воспитаны в духе уважения к старшим.

В любой махалле существует прекрасная древняя традиция взаимопомощи — хашар. Как говорится, всем миром жители махалли добровольно и бескорыстно помогают друг другу в случае необходимости. Нужно построить дом, благоустроить улицу или район, организовать утренний плов — на помощь всегда приходит хашар.

И в горе и в радости жители махалли стараются держаться вместе. Как правило, никто не отказывается, когда всех оповещают о хашаре. Люди готовятся к этому мероприятию сообща, также сообща и дружно трудятся, успевая за один календарный день выполнить большой объем необходимой работы. А потом также сообща устраивают обед или ужин. Прекрасная восточная традиция!

Узбекская национальная одежда

Самобытные и неповторимые черты имеет узбекская национальная одежда, свидетельствующая о богатых культурных традициях узбекского народа, его образе жизни, обрядах и традициях. Конечно, в городах уже большая часть населения, следуя тенденциям времени, носит европейскую одежду, но в селах еще сохранились основные тенденции традиционной узбекской одежды.

Во все века люди любили одеваться красиво, ведь именно одежда, как нельзя лучше подчеркивает индивидуальность человека. Повседневной мужской одеждой в Узбекистане была традиционная рубаха — куйлак, а у жителей Ферганской и Ташкентской областей распространена была распашная рубаха — яхтак. Обе эти рубахи шили из хлопчатобумажной ткани. Иногда края ворота рубахи обшивали тесьмой — джияк.

Другой принадлежностью мужского костюма были штаны — иштон. Они были самого простого незамысловатого покроя, широкие сверху и сужавшиеся книзу, без пуговиц, прорезей и даже без карманов.

Дополнял мужской костюм халат — чапан. Халаты шили из полосатой материи с вертикальными разрезами на полах, их обшивали плетенной тесьмой. Пуговиц на халате не было, полы халата соединялись двумя завязками, прикрепленными в области груди. В зависимости от времени года халаты были легкие без подкладки, более утепленные с тонкой подкладкой и зимние, утепленные ватой.

Одежду людей знатного рода украшало золотое шитье. Халаты, тюбетейки и даже обувь вышивали золотой нитью. В наши дни деталями мужского свадебного костюма также являются расшитый золотом халат — запарчон и чалма, изготовленная из серебряной или золотой парчи.

Квадратный платок из хлопчатобумажной или шелковой ткани, сложенный углом, носивший название бельбог также являлся обычным атрибутом национальной мужской одежды. Бельбог повязывали вокруг талии, обычно он был яркого тона и выделялся на привычно темной мужской одежде.

По законам ислама правоверным запрещалось выходить из дома с непокрытой головой. Так появился еще один элемент мужского костюма — головной убор кулох или тюбетейка — дуппи. Самой распространенной мужской тюбетейкой считается чустская тюбетейка Ферганской долины. Она имеет строгий, но в то же время очень интересный декоративный вид — на черном фоне белыми нитями вышит орнамент в виде стручков перца «калампир», а по кромке расположены в ряд шестнадцать узорных арочек. Популярными в Ташкенте были и остаются по сей день тюбетейки из бархатной или хлопчатобумажной ткани черного, синего или темно-зеленого цвета. А вот в Хорезме в качестве головного убора предпочитают сделанные из овчины шапки-папахи.

Традиционная одежда представительниц прекрасного пола, живущих в Узбекистане — это платья куйлак и шаровары лозим. Платья были длинные, прямой, но иногда расширяющейся книзу формы. Рукава тоже длинные, закрывающие кисть. Уже позже, в конце девятнадцатого века, платья были несколько модернизированы — в их покрое появились отрезная кокетка, стоячий воротник и манжеты на рукавах. До наших дней дошли платья из яркого шелка и знаменитого хан-атласа.

Неотъемлемой частью женской одежды были и дошли до современного сегодня шаровары. Это широкие сверху и зауженные книзу штаны, которые носят под платье. Иногда низ шаровар обшивается тесьмой — джияком.

Верхней национальной одеждой, так же как и у мужчин был халат — мурсак. Халат этот делали длинным в форме туники, иногда стеганным на вате. Также в качестве верхней одежды у женщин употреблялся халат тун чапан, по своему покрою схожий с мужским. В девятнадцатом веке в женском гардеробе появился камзол или камзур. В это же время в моду вошли жилетки — нимча.

После отмены в двадцатые годы прошлого столетия паранджи, узбекские женщины стали использовать в качестве головного убора платок. Иногда головной убор состоял не из одного, а из двух платков — один, сложенный по диагонали, надевали в виде налобной повязки, а второй набрасывали на голову. Платки иногда украшали вышивкой. Широкое распространение к началу двадцатого века получили тюбетейки-дуппи с вышивкой золотой нитью или шелком.

Какая женщина не любит украшения? По традиции дополнением к национальному костюму узбекской женщины, независимо от возраста были золотые и серебряные украшения. Это и кольца с натуральными камнями, и браслеты, и серьги с подвесками в виде куполков. Украшениями для шеи служили ожерелья из монет или бусы из кораллов. Все украшения являли собой настоящие произведения искусства.

Читайте так же:

  • Традиции православных народов Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата Главные новости Святейший Патриарх Кирилл: Папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на […]
  • Действенный ритуал на встречу Заговор на встречу — полезен в любви, в бизнесе и в семье Практически каждый заговор на встречу относится к любовной магии. Нужны такие заговоры тем, кто не желает выходить на связь по […]
  • Интересные традиции народов мира россия Традиции народов мира Существует множество интересных обычаев и традиций народов мира о которых мы сейчас и поговорим. Мы с вами едим ложкой и вилкой, народы Восточной Азии нередко для […]
  • Религия и традиции китая Китайские религии: гармония и основа великой нравственности Какая религия оказала больше всего влияние на государство, культуру, общество и политику Китая, пока ещё не совсем разрешённый […]
  • По традиции свидетель и свидетельница должны переспать Традиции для свидетелей Могут ли свидетели на ВЕНЧАНИИ одной пары потом жениться между собой? Шаферы одной пары на Венчании считаются духовными родственниками. Если они уже супруги, то […]
  • Кавказец обычаи Обычаи народов Кавказа – их исторические истоки Хотя самую большую часть истории человечества занимает история первобытного общества, об этой эпохе мы знаем меньше всего. Первобытные люди […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *