Традиции русского меценатства

Традиции русского меценатства живы. Как помогать людям?

Татьяна Алексеева, депутат Госдумы, председатель совета Кузбасской торгово-промышленной палаты, отвечает на вопросы об участии бизнеса в социальных программах, помощи нуждающимся людям и семьям.

Корреспондент «АиФ в Кузбассе»: Татьяна Олеговна, какое вы дали бы определение понятию «социальная ответственность бизнеса», является ли она сейчас обязательной?

Татьяна Алексеева: Это достаточно новое явление для российской экономики, и чёткого о ней представления пока нет. В некоторых регионах была попытка правового закрепления понятия в законах субъектов РФ. Но на этапе обсуждения возникло опасение, что всё это может привести к её обязательности. По этой причине отказались от самой идеи.

Но наши компании, особенно крупные и средние, стремятся быть всё более социально ответственными, выделяя средства на социальные программы и проекты, оказывая помощь нуждающимся гражданам. В качестве примера могу назвать фонд «Центр помощи беспризорным детям» Торгово-промышленной палаты РФ, который формируется за счёт средств бизнеса. По этой программе дому ребёнка «Остров доброты» Крапивинского района два года назад было передано специальное оборудование для кухни. Т. к. оно стоит свыше 200 тыс. руб., то само учреждение вряд ли смогло бы его приобрести.

К сожалению, кроме самих предприятий, такие вложения никто не считает, а ведь это социальные инвестиции, направленные на закрепление социальных и общественных эффектов. Это распространённое явление в развитых странах, где трендом стала интеграция экономических и социальных задач.

— Как вы в целом можете охарактеризовать «продвинутость» компаний Кузбасса в вопросах социальной ответственности?

— Много предприятий, мы знаем об этом из СМИ, вовлечено в эту деятельность, начиная с ремонта детских площадок во дворах и до соучастия в крупных социальных и инфраструктурных проектах.

Нередко участие бизнеса в благотворительных акциях служит сигналом, что данная проблема нуждается в комплексном решении. Могу назвать здесь ставшую уже традиционной в Кузбассе акцию — лыжные соревнования «Кубок Благотворителя «Золотая Шория», которая проводится региональным отделением Российского Красного Креста. Собранные средства направляются на развитие безвозмездного донорства крови и профилактику туберкулёза среди детей и подростков.

В этом году Кузбасская торгово-промышленная палата в мае-июне впервые провела акцию «Бизнес — детям Кузбасса!». Мы обратились к членам палаты о выделении средств, оказании помощи для детских домов, школ-интернатов, приютов. Более 50-ти предпринимателей откликнулись сразу. Теперь многие ведут такую работу на постоянной основе.

К примеру, ООО УК «Кузбасстрансмет» оказало шефскую финансовую помощь Дому ребёнка № 2 (г. Новокузнецк). Таштагольское предприятие «Сервисснаб» оформило подписку для всех детских библиотек района. ИП Волков ежемесячно перечисляет средства одному из социально-реабилитационных центров. Благотворительный фонд «Счастье детям» собирает средства для адресной помощи больным ребятишкам, наши предприятия оказывают посильную помощь.

— Наверняка к вам как к депутату Госдумы нередко обращаются жители Кузбасса с просьбой о помощи.

— Да, их много, особенно от одиноких людей старшего поколения, которым и помочь подчас некому. И их случай не подпадает под действующие меры поддержки. Конечно, я обращаюсь к нашим предпринимателям: починить прохудившуюся крышу, распилить или перекидать дрова, отремонтировать дом, приобрести корову в хозяйство многодетной семье и т. д.

На избирательном участке, а сюда входят территории северного куста области, достаточно много учреждений для детей-сирот. И надо сказать, бизнес активно откликается на просьбы о подарках для воспитанников, организации их поездок на спектакли в Кемерово, выезды на спортивные соревнования, приобретение оборудования и т. д. Хочу поблагодарить за оказанную помощь ГК «Перекрёсток-Ойл», ООО «Инженерный центр АСИ», ООО «Колта», ЗАО «Сибирская регистрационная компания», АО «КузбассКентек» и др.

— Даже те примеры, которые вы привели, говорят о неравнодушии бизнеса к решению социальных проблем региона. Каким видится будущее в развитии этих процессов?

— Традиции русского меценатства всегда были связаны с тем, чтобы больше помогать реальным людям. И сегодня эти традиции живы среди кузбасского бизнеса

В целом, если рассматривать социальную ответственность бизнеса, то с экономической точки зрения стимулы для неё крайне слабы. Поэтому необходимо совершенствовать законодательство в этой сфере, соблюдая баланс между добровольностью и общественной значимостью.

Традиции русского меценатства сохраняются в Подмосковье

Музеи Подмосковья в настоящее время получают от меценатов не только предметы искусства, старинные книги, иконы, но и помощь в реставрации и проведении различных мероприятий, сообщает пресс-служба Министерства культуры Московской области.

«13 апреля в России отмечается День меценатов и благотворителей. Сегодня государственные музеи Московской области сотрудничают не только с известными меценатами, но и с простыми людьми, которые неравнодушны к сохранению культурного наследия Подмосковья. Музеи получают в дар картины, иконы, печатные издания, мемориальные музейные предметы, им оказывают помощь в реставрации и в проведении благотворительных мероприятий. Можно сказать, что у нас живы традиции Третьякова, Строганова, Демидова и Мамонтова», – сказала министр культуры Московской области Оксана Косарева.

Участие меценатов в деятельности музея «Новый Иерусалим», прежде всего, проявляется в пополнении разнообразных художественных коллекций. Дарителями чаще всего выступают современные художники, которые безвозмездно передают в музейные фонды свои произведения. Среди особо ценных даров можно выделить книги XVIII века, рисунки известных художников и иконы и английские гравюры из частных коллекций.

Особое место в музейном собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника занимают дары, поступающие как от известных коллекционеров, так и от жителей Сергиева Посада. Так известный московский коллекционер Олег Кулаков в 2020-2020 годах подарил музею 13 произведений, среди которых пять икон XIX века. В 2020 году в музей поступило в дар от частных лиц 333 предмета.

С 2020 года партнером Музея-заповедника П.И. Чайковского является ООО «Газпром Трансгаз Москва», благодаря финансовой поддержке которого, музей-заповедник осуществил несколько крупных концертно-выставочных и издательских проектов.

Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей заключил договор о сотрудничестве с государственной компанией «Автодор». В рамках договора проведут реставрацию уникального шлема начала XVI века, найденного в ходе археологических раскопок селища Игнатьево-2

Фонд потомков Ф.И. Тютчева регулярно оказывает спонсорскую поддержку музею-заповеднику «Мураново». Недавно фонд подарил музею видеопроектор. Несколько раз фонд оказывал поддержку в виде столь необходимых стеклянных колпаков для выставочных витрин. Потомки поэта передали музею вещи внучки поэта Софьи Тютчевой: настенную аптечку и икону.

Фонды Серпуховского историко-художественного музея пополнились новым экспонатом – печатью товарищества мануфактур А.В Мараевой. Ее выкупил в антикварном магазине города и передал в дар музею директор Серпуховской ватной фабрики Мушег Малхасян. Фонд поддержки искусств и музейной деятельности «Русские меценаты» и Юлия Вербицкая представили новый художественный проект: персональные выставки художников: Юрий Рыжик «Невысказанное» и Евгений Гинзбург «Сады любви».

В музей-заповедник А.С. Пушкина поступила уникальная коллекция старинных замков, дверных ручек, а также скобяных предметов от коллекционера из США, в том числе фрагмент замка с кольцевыми ручками для церковной двери XVII века, поющие замки, а также хрустальные, костяные или чугунные ручки в виде животных.

Житель Чехова Олег Муслаков подарил музею писем А.П. Чехова почтовую марку с оттиском календарного штемпеля «10.07.1907» и свинцовую пломбу 1903 года, которой опечатывали грузовые вагоны, а преподаватель музыки Александр Виноградов преподнес в дар раритетное издание 1879 года – «Русские песни непосредственно с голосов народа записанные и с объяснениями изданные Ю.Н. Мельгуновым». Эти песни часто исполняли в чеховской семье и в Мелихове.

Музей-заповедник «Зарайский кремль» получил в дар от члена Союза художников России Марины Зенчевой часть архива ситценабивной мануфактуры «Эмиль Циндель в Москве», в который вошли образцы рисунков для ткани конца XIX века из Франции и альбом 1897 года с образцами обоев в стиле модерн. А художественный руководитель казачьего ансамбля «Живая Русь» Галина Варшавская подарила музею альбом из семейного архива старинной купеческой семьи Ситниковых-Варшавских, где представлены фотопортреты и снимки, отразившие быт купеческого семейства в зарайском имении Великое поле.

Музей-заповедник Д.И. Менделеева и А.А. Блока получил от меценатов самые знаковые мемориальные музейные предметы, принадлежавшие учёному или поэт, среди них уникальные автографы Александра Блока, в том числе знаменитая анкета «Признания», заполненная в 16-летним поэтом, автографы его ранних стихотворений, полотенце, расшитое руками бабушки поэта Елизаветы Бекетовой.

Многие годы музею-заповеднику помогает троюродный внучатый племянник Александра Блока, редактор журнала «Наше наследие» писатель Владимир Енишерлов. Он привозит документы, книги и мемориальные вещи Бекетовых, бережно хранившиеся у него в семье. Среди благотворителей музея-заповедника — аукционный дом «Литфонд» приобрел на аукционе для музея-заповедника визитную карточку А.А. Блока с рукописными пометами поэта.

Среди жертвователей Московского областного музея народных художественных промыслов в Федоскино очень много местных жителей-художников, которые безвозмездно передавали в фонды музея свои произведения, сохранившиеся фотографии и документы.

В 2020 году житель Москвы Михаил Курин передал в дар Государственному военно-техническому музею коллекцию швейных машинок1950-1970-х годов, а житель села Макарово Ногинского района — коллекцию из 15 советских фотоаппаратов. Все переданные экспонаты заняли достойное место в экспозиции музея.

Традиции русского меценатства

13 апреля в России отмечается День мецената и благотворителя. Этот праздник прославляет всех неравнодушных к чужим бедам людей, а также тех, кто способствует формированию культурного фонда страны. К этой дате в центральной библиотеке оформлена книжная выставка «Традиции русского меценатства».

В истории есть много замечательных страниц, связанных с русским меценатством. Период XVIII-XIX вв. дал России так много благотворителей, что его называют «золотым» веком меценатства. Наиболее прославилось в этом купечество — известны целые династии, занимавшиеся благотворительной деятельностью. Для многих из них благотворительная деятельность была не только зовом души, но и некой обязанностью. Меценаты открывали школы, больницы, приюты, поддерживали людей искусства и создавали музеи.

Кто же они — самые известные меценаты в истории России? На выставке «Традиции русского меценатства» представлена информация о деловых людях ХVIII-ХIX вв, известных не только своими многомиллионными состояниями, но и общественной и филантропической деятельностью. Выставка познакомит с биографиями самых известных русских меценатов: Сергея Строганова, Козьмы Солдатенкова, братьев Третьяковых, Саввы Мамонтова, а также с историями успеха представителей знаменитых купеческих династий: Морозовых, Рябушинских, Демидовых, Прохоровых — людей, которые заботились не только о своей выгоде, но и о благе других.

Выставка будет работать в библиотеке (ул. Пушкина, 4) до конца апреля.

Меценатство в России: живы ли традиции прошлого?

Традиции благотворительности и меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. До конца XVII века забота о бедных и убогих была, в основном, делом церкви. Однако и в те времена находились люди, не жалевшие собственных средств на благие дела.

При Екатерине II были созданы Приказы общественного призрения, учреждены воспитательные дома для детей-сирот. Широкую благотворительную деятельность вели практически все великие княгини.

Однако наиболее прославилось своим меценатством русское купечество — известны целые династии, занимавшиеся благотворительной деятельностью: Морозовы, Рябушинские. Бахрушины, Третьяковы и многие другие. Они строили школы и больницы, поддерживали людей искусства и создавали музеи.

Золотой век меценатства

Для большинства меценатов XVIII-XIX вв. благотворительность стала практически образом жизни, чертой характера. Многие крупные банкиры и фабриканты были потомками купцов-старообрядцев и унаследовали от них особое отношение к богатству и предпринимательству. Исследователь московского купечества П. А. Бурышкин считал, что «само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность они смотрели не только, как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого — то свыше назначенного дела». «Богатство обязывает», — говорил банкир и предприниматель Павел Рябушинский, наставляя младших.

Все эти люди были, в первую очередь, созидателями, подчеркивает Д.Толоконников,

потомок династии Рябушинских. «В них жил иной дух. И ими руководила не жажда богатства. Они создавали не капиталы, а в первую очередь — производства: заводы, мануфактуры. Создавали и городскую среду: жилье, училища, больницы. Характерный пример такого купца — созидателя — Арсений Иванович Морозов. То, что было построено при нем, до сих пор составляет основу городского хозяйства в нынешнем подмосковном Ногинске, прежде называвшемся Богородском. Даже трамвайную линию, единственную на все Подмосковье, провел он. И электрифицировал старообрядческие деревни за десять лет до «лампочки Ильича». Этот человек, располагающий огромными средствами, тем не менее, постоянно чувствовал себя в долгу перед Родиной, пред Богом и людьми, и работал, возвращая этот долг тем, что давал людям рабочие места, строил храмы, и больницы, жертвовал нуждающимся, давал образование детям рабочих. Это был нормальный путь развития отношений богатства и бедности, сопряженный с высокой религиозностью и нравственностью», — отмечает Д.Толоконников, добавляя, что среди крупных промышленников и торговцев иностранного происхождения меценатов практически не было.

При этом благотворительная деятельность наиболее крупных и известных меценатов отличалась большим профессионализмом и именно поэтому принесла столь значительные результаты для русской культуры. Ведь «стремление что-либо сделать для отечественной культуры и желание делать это бескорыстно ещё не значит приносить ей ощутимую пользу», — отмечает Д.Толоконников. «Профессионализм в меценатстве это еще и обладание особым даром инициативы, интуиции видеть и делать то, что для отечественной культуры имело непреходящее значение», — поясняет он.

Принципиально важно то, что российские меценаты не только поддерживали деятелей культуры и искусства, но и заботились о том, чтобы культурные ценности были доступны широким слоям общества. Благотворительная деятельность по учреждению новых школ и училищ, строительству новых институтов и университетов, выделение субсидий на стипендии студентам, многочисленные фонды в помощь учащимся была в России XIX века делом обычным.

«Исключительно важно отметить и то, что подлинная меценатская деятельность не носит разовый характер, не проявляется в случайных или разрозненных акциях. Только имея тенденцию к постоянству и системности, меценатство утверждает свою значимость в национальной культуры», — подчеркивает Д.Толоконников.

«Ратуя за возрождение национальных традиций, предлагая способы и средства для поддержания отечественного меценатства в современных условиях, необходимо учитывать его подлинное содержание, сложившееся в русской культуре исторически. Речь в данном случае идет не о «вредных и трудно реализуемых на практике отделения «истинных» меценатов от «неистинных», а о том, чтобы не подменять масштабных понятий явлениями случайного порядка и разового характера, считает Д.Толоконников.- Предпринимательская благотворительность играла существенную роль в жизни российского общества. Она была формой поддержки неимущих слоев населения и способом улучшения жизни работающих. Меценатство имело важное значение для самих предпринимателей. Будучи, как правило, людьми религиозными, русские предприниматели считали необходимым помогать нуждающимся, чтобы «искупить» свою жесткость в деловой сфере, оправдать богатство и заслужить прощение за совершенные грехи. Обладая большой практической сметкой, предприниматели стремились направить деньги на благоугодное дело, также максимально целесообразно делая то, что могло бы принести пользу Отечеству или нуждающимся», — поясняет Д.Толоконников.

«Причуды богачей» или жажда духовной жизни?

Стоит отметить, что даже в XIX веке, когда благотворительность была явлением очень широко распространенным, деятельность российских меценатов не всегда находила понимание современников. М.А.Морозов и С.Т.Морозов за свои коллекционерские и театральные интересы прослыли в купеческой среде чудаками. Даже такой уважаемый и последовательный в своих действиях меценат, как Павел Третьяков не исключал возможности быть осмеянным в главном деле своей жизни. «Капитал же в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… Более всех обращаюсь с просьбой к брату Сергею; прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять…», — писал он в своем завещании.

Весьма неоднозначно относилась к меценатам и интеллигенция. «Все эти примеры великодушия и доброжелательства отдельных частных лиц на пользу своего народа, примеры, на которые нельзя довольно налюбоваться и перед которыми преклоняешься с глубоким почтением», — писал о меценатах известный музыкальный и художественный критик В. В. Стасов. Однако режиссер В.И.Немирович-Данченко сетовал, что для получения денег на театр надо было: «…унижаться в гостиной … людей, которых мы, говоря искренно…, не уважали — ни их, ни их капиталов». Вот что писал, например, А. П. Чехов о Савве Мамонтове, раскрывшем и поддержавшем таланты Васнецова и Коровина, Врубеля и Шаляпина: «Тип старых бар, заводивших с жиру «собственные» театры и оркестры, на Руси еще не вывелся. Раскройте житие железнодорожного барина г. Саввы Мамонтова и вы убедитесь в целости типа». Художник А. Бенуа весьма нелестно отзывался о другом известном меценате, Н. Рябушинском, на деньги которого издавался журнал «Золотое Руно»: «… мне продолжает казаться, что Рябушинский — скверна, что это истый хам, хотя и «разукрашенный» парчой, золотом и, может быть, даже цветами». Илья Репин, после знакомства с собранием мецената Сергея Щукина заметил: «Мне хочется поскорее уйти из этого дома, где нет гармонии жизни, где властвует Новое платье короля…».

Можно долго спорить, что побуждало этих людей тратить огромные средства на поддержку не очень тогда известных художников или собирание различных коллекций. В конце концов, какими бы мотивами они ни руководствовались — тщеславием, выгодой или просто любопытством — это все же их личное дело, нам переживать по этому поводу несколько странно. Для нас важно лишь то, что именно благодаря их щедрости на рубеже XIX-XX вв. произошел настоящий расцвет русской культуры, были найдены такие таланты как Шаляпин, Врубель и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов, произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства.

Меценатство сегодня

Двусмысленное отношение к меценатству сохраняется и в наши дни. Одна из основных причин этого — столь же двусмысленное отношение к богатству и его обладателям в условиях все большего расслоения российского общества. Наряду с тем, что многие российские предприниматели считаются одними из самых богатых людей в мире, большинство их сограждан живут, мягко говоря, более чем скромно. При этом ни для кого не секрет, полукриминальный характер формирования капиталов многих современных российских предпринимателей. К простой обиде за такую личную несправедливость примешивается и обида за Россию: вместо того, чтобы инвестировать средства в развитие отечественного производства, культуры и спорта, олигархи предпочитают вкладывать их в зарубежные футбольные клубы и автомобильные заводы.

Тем не менее, меценатство становится постепенно все более распространенным. Создаются частные и корпоративные фонды для поддержки студентов, ученых и деятелей искусства, устраиваются гастроли театров и выступления знаменитых музыкантов, покупаются картины для музеев. Однако широкая публика об этом, во-первых, мало информирована, а, во-вторых, большинство актов благотворительности воспринимает с подозрением, видя в них лишь ловкий PR-ход для достижения неких корыстных целей.

Спору нет, сегодняшние российские предприниматели создают скорее капиталы, чем производства, и далеко не все из них считают что «богатство обязывает». «Для многих наших предпринимателей, сделавших состояния в 90-е годы, Россия — не родная страна, а всего лишь территория свободной охоты», — признал Михаил Ходорковский. Однако, как отмечается на Интернет-портале «Меценат», «для оценки современного состояния благотворительности в России и хула, и похвала равно неприемлемы. А поиск «меценатов» по образу и подобию иконных ликов — занятие бесперспективное. Как относиться, например, к меценатской деятельности Бориса Березовского? Еще недавно премия его Фонда «Триумф» приравнивалась к «Государственной» — на церемониях и банкетах «Триумфа» присутствовала правительственная верхушка едва ли не в полном составе. А на последнюю церемонию, где собралась вся культурная элита, не пришел даже министр культуры. Нынешний президент Фонда Игорь Шабдурасулов к сложившейся вокруг фонда двусмысленной ситуации относится философски. В интервью журналу «Профиль» он приводит такие аргументы в оправдание: «Кто-то считает деньги Березовского праведными, кто-то нет, но они же не в офшор уходят, а идут на развитие и поддержку российской науки и культуры».

Возможно, современные предприниматели станут гораздо щедрее к российской культуре после принятия Госдумой закона о налоговых льготах для благотворителей. Еще более смелое предположение по стимулированию меценатства делается на Инетернет-портале «Меценат».

Традиции меценатства в отечественной культуре Текст научной статьи по специальности « Культура. Культурология»

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Астахова Н.В.,

Текст научной работы на тему «Традиции меценатства в отечественной культуре»

?ТРАДИЦИИ МЕЦЕНАТСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Традиции меценатства в России имеют давнюю историю. Это социокультурное явление было тесно связано с ростом национального сознания, воплотившиеся в меценатской деятельности выдающихся представителей в области образования, науки, искусства. Деятельность меценатов способствовала распространению достижений европейского просвещения во всем его многообразии.

По сути своей меценатство представляет собой вид негосударственной деятельности, направленной на поддержку и стимулирование различного рода творческих инициатив в области искусства, образования и культуры. Его отличительная особенность состоит в том, что обеспечивает бескорыстную помощь, покровительство талантливым личностям или коллективам.

Меценатская деятельность основывается на инициативе, творчестве, гражданском сознании и потому является при определенных обстоятельствах важным элементом культурного развития и нравственного совершенствования общества, одним из путей достижения социального партнерства и снижения социальной напряженности. В известном смысле меценатство можно также рассматривать как способ сохранения, поддержания и приумножения отечественной культуры. Для меценатства характерно, что финансирование при нем происходит в виде частных даров или денежных вложений без непосредственного расчета на

получение взамен прямых или косвенных выгод, т. е. бескорыстно. Меценатство по сути своей есть форма благотворительности в области культуры.

Основой меценатства становится союз творца и покровителя, корни которого связаны с социальным расслоением общества, разделения труда и собственности. Последняя, в свою очередь, стремилась поддерживать тех, кто мог творить, но не имел для этого достаточных средств. Таким образом, в развитии социальных отношений и культуры складывался союз полифункцио-нальных субъектов, который объективно способствовал прогрессу наций, установлению культурных обменов между ними.

Традиции благотворительности и меценатства были издавна распространены на Руси. Великие русские меценаты воспринимали свое материальное благополучие лишь как пролог к богатству духовному. Имея значительный капитал, его обладатель при желании мог перевести средства из материально-производственной сферы в куль-турно-художсствснную, стать соавтором муз и, таким образом, оставить свой след в культуре, истории. Художники создавали отечественное искусство, ученые — науку. Меценаты буквально создавали, растили самих художников и ученых, а их произведения собирали и берегли.

Все начинания русских меценатов и благотворителей в прошедших веках не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДЕТСТВА Л.В. Монастырская

Каждый ребенок — это гражданин, член общества, способный в будущем к активной деятельности. Сегодняшние результаты воспитания, обучения и социализации далеки от желаемых по той причине, что до сих пор эта проблема рассматривалась как узкопрофессиональная. Связать педагогические усилия в общую структуру возможно лишь с позиций единого медико-психоло-го-педагогического и особенно социально-культурологического подходов к воспитательно-образовательную процессу. Если же сегодня «втискивать» воспитание, обучение, развитие и социализацию подрастающего поколения в старые схемы передачи знаний устаревшими методами, надеяться на лучшее будущее бессмысленно.

Жизнь настоятельно требует, чтобы в основу всей педагогической системы было поставлено

формирование духовно развитой личности и ее успешная социализация в обществе, а это возможно только на гуманистической основе, которая является сущностью человеческой культуры.

Осмысление философско-мировоззренческих проблем современных наук о человеческом детстве позволяет рассчитывать на возможность серьезного обновления воспитания, образования, развития и социализации подрастающего поколения на основе культурологического подхода к этим процессам. Именно культурологический аспект определяет их как «вхождение ребенка вместе с педагогом в контекст современной культуры. О-своение, у-своение, при-своение культуры — это слагаемые образовательно-воспитатель-ного процесса, а знания о мире, умение взаимо-

Социокультурный феномен русского меценатства Текст научной статьи по специальности « Культура. Культурология»

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Фёдорова Мария Владимировна

В статье рассмотрено меценатство как социокультурный феномен, выделены его сущностные особенности. Отмечается, что меценатство есть бескорыстная помощь представителям культуры , коммуникативное соединение творца (объекта) и мецената (субъекта) в творческом процессе. Основополагающими для статьи являются вопросы, связанные с историей меценатства в России. Автор подчёркивает огромную роль этого явления в развитии русской культуры . Особое внимание уделяется рубежу XIX-ХХ веков.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Фёдорова Мария Владимировна,

Social and cultural phenomenon of Russian patronage of the arts

In article patronage as a sociocultural phenomenon is cons >patronage is disinterested a >culture , communicative connection of the creator (object) and the patron (subject) in creative process. For article the questions connected with patronage history in Russia are fundamental. The author emphasizes a huge role of this phenomenon in development of the Russian culture . The special attention is paid to a turn of the 19-20th centuries.

Текст научной работы на тему «Социокультурный феномен русского меценатства»

?КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЯВЛЕНИЯ

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН РУССКОГО МЕЦЕНАТСТВА

Мария Владимировна ФЁДОРОВА,

аспирантка кафедры менеджмента социально-культурной деятельности факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва e-mail: [email protected]

В статье рассмотрено меценатство как социокультурный феномен, выделены его сущностные особенности. Отмечается, что меценатство есть бескорыстная помощь представителям культуры, коммуникативное соединение творца (объекта) и мецената (субъекта) в творческом процессе. Основополагающими для статьи являются вопросы, связанные с историей меценатства в России. Автор подчёркивает огромную роль этого явления в развитии русской культуры. Особое внимание уделяется рубежу XIX-ХХ веков.

Ключевые слова: меценатство, благотворительность, культура, искусство.

SOCIAL AND CULTURAL PHENOMENON OF RUSSIAN PATRONAGE OF THE ARTS

M. V. Fedorova, doctoral student of Department of management of social and cultural activities, Faculty of social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture e-mail: [email protected]

In article patronage as a sociocultural phenomenon is considered, his intrinsic features are marked out. It is noted that patronage is disinterested aid to representatives of culture, communicative connection of the creator (object) and the patron (subject) in creative process. For article the questions connected with patronage history in Russia are fundamental. The author emphasizes a huge role of this phenomenon in development of the Russian culture. The special attention is paid to a turn of the 19-20th centuries.

Key words: patronage, charity, culture, art.

Меценатство представляет собой социокультурный феномен, сущностной чертой которого является бескорыстное покровительство какому-либо делу. Чаще всего это деятельность отдельных личностей, реже социальных групп, посредством которой частные ресурсы, в число которых входят финансовые и материальные средства, а также способности и энергия людей [11], добровольно и безвозмездно направляются на поддержку и поощрение талантливых личностей или творческих групп путём обеспечения им возможностей образования и самовыражения в целях созидания интеллектуальных, культурных, нравственных, этических ценностей общественной значимости. Потому меценатство, как вид благотворительной деятельности, всегда имеет в виду общественно значимые цели [11] и оказывает большое влияние на культурное развитие и нравственное совершенствование общества, помогая выстроить оптимальные взаимоотношения между различными общественными силами.

Возникновение коммуникативного соединения творца (объекта) и мецената (субъекта), готового оказывать ему помощь и поддержку в деле созидания и просвещения, обусловлено социальным расслоением общества, разделением труда и собственности, которая редко в значительных количествах выпадала на долю людей творческих. Последним для реализации своих художественных замыслов и проектов приходилось искать помощи и покровительства у «сильных мира сего».

Явление меценатства зародилось в античной культуре, в Древнем Риме. Своим наименованием оно обязано Меценату, римскому аристократу I века до н.э., сподвижнику императора Октавиана Августа. Согласно сохранившимся сведениям, Меценат был человеком ярким и неординарным, во многом непохожим на других римских аристократов. Будучи очень богатым и родовитым, состоя в многолетних дружеских отношениях с императором, он никогда не стремился к официальной карьере, не занимал высоких государственных должностей, избегал активной политической деятельности. Исследователи отмечают, что «честолюбие, зависть, недоброжелательство были ему совершенно чужды» [9, с. 221]. Меценат страстно увлекался философией, литературой, изобразительным искусством, покровительствовал лучшим представителям интеллектуальной и творческой элиты Древнего Рима. В частности, Меценат очень много сделал для знаменитых поэтов Вергилия, Горация, Секста Проперция. В итоге имя Мецената стало в мировой культуре символом всесторонней поддержки мастеров искусства.

Следует отметить, что определённое покровительство культуре и искусству в целом было достаточно популярно у римских аристократов. Однако Меценат, что кардинально важно, положил начало бескорыстной помощи деятелям культуры. Позднее, в христианскую эпоху, это получило новое воплощение.

Так, собственность и власть, в том числе и для поднятия своего авторитета в глазах общества, стремились поддерживать тех, кто мог творить, но не имел для этого достаточных средств. Прекрасным примером может служить Флоренция ХУ-ХУ1 веков — времени возникновения и процветания сеньории Медичи. Это был сложный переход от владычества олигархов-патрициев, стремившихся в наиболее благоприятный для них политический период прославиться и прославить свой город строительством, искусством и наукой, к утверждению сеньорально-тиранического правления Медичи. Последние, собственно, в пику патрициям, как бы соревнуясь с ними, создали некоторое подобие двора с придворными -учёными, художниками, писателями.

Традиции итальянских властителей получили продолжение при дворах многих европейских монархов. Вспомним в связи с этим французских королей XVI века -Франциска I, Екатерину Медичи, Генриха III. Они не только сделали придворную жизнь максимально изысканной и утончённой, но и немало содействовали просвещению и развитию культуры. Например, Франциск I учредил в Париже Коллеж-Руайаль и Коллегиум трёх языков, преобразованный потом в Коллеж де Франс. Эти учебные заведения, основанные по совету гуманиста Гийома Бюде, были для своего времени очень передовыми, уровень преподавания гуманитарных дисциплин в них был выше университетского.

Вспомним также немецкого короля Фридриха II, энтузиаста искусства, собравшего при своём дворе лучших представителей творческой и гуманитарной интеллигенции.

Этим традициям активно следовала и русская императрица Екатерина II. Она, что примечательно, поддерживала не только своих талантливых подданных, но и чтимых ею французских просветителей.

Следует отметить, что пример просвещённой императрицы отнюдь не является единичным для русской истории. Несмотря на то, что слово «меценат» отсутствует в «Толковом словаре» В. И. Даля, явление меценатства издревле стало органичной частью русской культуры, духовной жизни России. Здесь, несомненно, очень большую роль сыграли православные традиции.

Меценатство и благотворительность очень ярко представлены в русской истории. А. А. Аронов объективно отмечает, что «есть весомые основания рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющее значимость и актуальность не только для России, но и для других стран, для «старых» демократий и цивилизаций» [2, с. 3].

Практически все исследователи приходят к той мысли, что главным источником меценатского движения в России являлись внутренние побуждения жертвователей, остро осознающих личную ответственность перед обществом, приоритет общественного блага над личным, духовного над материальным.

Истинные русские меценаты воспринимали своё материальное благополучие как пролог к богатству духовному, к свободе самовыражения, которая виделась им в меценатской деятельности. Имея значительный капитал, его обладатель мог жертвенно перевести средства из материально-производственной сферы в культурно-художественную и тем самым самореализоваться, оставив свой след в культуре и истории страны. Художники, пишет С. Новикова, создавали отечественное искусство, учёные — науку. Меценаты же, бескорыстно вкладывая средства и в то, и в другое, «буквально растили самих художников и учёных, а их произведения собирали и берегли» [6, с. 26]. Исследовательница отечественного меценатства полагает, что именно в России меценатство реализовалось в полной мере. «Ведь деяния российских меценатов — это не набор единичных случаев, это не выдающийся фактор истории, это. явление. И явление для России обычное, естественное. Его социальное представительство не исключало ни одного слоя, тем более — класса» [6, с. 27].

Обращаясь к истории русской культуры, можно заметить, что меценатской деятельностью занимались не только люди богатые. Выделим в связи с этим историка и археолога И. Е. Забелина, который, не имея других доходов, кроме скромного

жалования, на свои средства создал уникальную библиотеку старопечатных книг. Вспомним также филолога и искусствоведа И. В. Цветаева, создателя и первого директора (1911-1913) Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете (ныне — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Профессор Цветаев, сын бедного сельского священника, вложил в своё детище немало личных средств.

Высшего расцвета меценатство в России достигло на рубеже XIX-XX веков. К тому времени сформировались династии меценатов из среды русских промышленников: Шелапутины, Рахмановы, Пуговкины, Бутиковы, Кузнецовы, Рябушин-ские и другие. Вновь процитируем С. Новикову: «Меценатство, рождённое с глубокой древности, по монастырям да по усадьбам, в руках деловых российских людей. получило солидную материальную базу, а значит и новый — большой -размах» [6, с. 28]. Принципиально важно, что знаменитые русские меценаты практически никогда не проявляли интерес к сферам, перспективным в плане извлечения прибыли. Как объективно отмечает А. А. Аронов, приоритетным для них было «духовное просвещение и духовное обогащение как самих меценатов, так и русского общества в целом» [2, с. 44].

Не стремясь к материальной выгоде, русские меценаты не менее равнодушны были и к славе. Они проявляли себя как подлинные энтузиасты и подвижники. Ныне широко известно, что С. Т. Морозов согласился помогать основателям Художественного театра лишь при условии, что его имя не будет фигурировать в газетах [3, с. 77]. Вспомним также в связи с этим фрагмент из письма П. М. Третьякова к дочери, в котором основатель Третьяковской галереи пишет следующее: «Моя идея — чтобы нажитое от общества вернулось бы так же к обществу (народу) в каких-либо полезных убеждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь» [4, с. 236].

Подчеркнём, что меценатская деятельность в России — это, прежде всего, бескорыстное служение людям, обществу и государству. Это, как отмечалось ранее, во многом основывалось на православных духовных традициях. Обратимся к мыслям из неоднократно выделяемой в настоящей статье работы С. Новиковой: «В прошлом каждый город, каждый уезд знал своего «глубокоуважаемого» прежде всего по построенным на его средства больницам и школам, приютам и богадельням. И только потом его славили за театр и библиотеку, галерею или музей» [6, с. 28].

В приведённом выше отрывке говорится о явлении благотворительности. Благотворительность, как неотъемлемая часть православного мировоззрения, много шире, нежели поддержка культуры. В западноевропейской традиции меценатство ассоциируется прежде всего с последним. Кардинально важно, что и эта составляющая меценатской деятельности сложилась в России под влиянием общих принципов благотворительности и традиционных особенностей национальной культуры.

1. Аронов А. А. Золотой век русского меценатства.- Москва : МГУК, 1995.- 153 с.

2. Аронов А. А. К вопросу о ментальности отечественной культуры: развитие рывками // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2020.- № 1 (63).- С. 38-45.

3. Бахревский В. Савва Мамонтов // Наш современник.- 1996.- № 6.- С. 68-116.

4. Боткина А. П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве/ [вступ. статья В. Кеменова].- Москва : Изд-во Государственной Третьяковской галереи, 1951.- 311 с.

5. Неженец Н. И. Концепты русского национального характера // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2020.- № 4 (66).- С. 10-14.

6. Новикова С. Из истории отечественного меценатства // Посев.- 1992.- № 2.-С.21-30.

7. Тихонова В. А. Национально-культурные традиции и духовное развитие общества // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2020.- № 2 (58).- С. 52-57.

8. Флиер А. Я. Некоторые закономерности исторического социокультурного развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2020.- № 4 (66).- С. 30-34.

9. Энциклопедический словарь. Т. XIX.- Санкт-Петербург : Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1896.- 950 с.

10. Ярошенко Н. Н. Потенциал социально-культурной деятельности в процессе формирования национальной идентичности россиян // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.- 2020.- № 4 (60).-С. 70-78.

11. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина.- Москва : Гар-дарики, 2004.- 1072 с.- (Enciclopaedia).

Не губите возрождение меценатства в России

  • Традиции меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. Известно, что Александр Сергеевич Строганов оказывал материальную помощь поэту Гавриилу Романовичу Державину и баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. А Анатолий Николаевич Демидов, представитель известной династии меценатов, оказывал финансовую поддержку художнику Карлу Брюллову. И если бы не эта финансовая помощь, то неизвестно, смог бы Брюллов создать шедевр своего творчества — знаменитую картину «Последний день Помпеи».

    Особое развитие меценатской деятельности произошло в конце XIX — в начале XX века. К этому времени в России возникло уже достаточное количество потомственных и новых меценатов, благодаря существенной помощи которых мы имеем удивительный расцвет русской культуры. Только в одной Москве благодаря их инициативе открывались уникальные галереи и музеи, создавались новые театры, которым суждено было осуществить глобальную театральную реформу, развивалась отечественная наука. Поэтому имена этих меценатов вписаны в сокровищницу российской культуры. Это Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, частные оперы Саввы Мамонтова и Зимина, Московский художественный театр, Музей изящных искусств, на строительство которого заводчик и крупный землевладелец Ю.С. Нечаев-Мальцев потратил более 2 млн рублей, Философский и Археологический институты, Коммерческий институт. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание в России первой бесплатной библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева. К этому далеко не полному списку следует добавить и то, что только благодаря меценатству смогли состояться в Европе знаменитые концертные сезоны С.П. Дягилева, с которых начался и продолжается до сих пор триумф русского исполнительского искусства в мире. С уверенностью можно сказать, что без меценатов наша культура была бы значительно беднее.

    С победой в России социальной революции почти на 80 лет была прекращена меценатская деятельность. Этого оказалось достаточно, чтобы полностью разрушить в России ее традиции.

    Сегодня при помощи принятия закона «О меценатах и меценатстве» государство пытается восполнить этот пробел. Но в проект этого федерального закона № 97803567-2 (версия «Консультант Плюс» от 26.10.2020) заложена такая жесткая «вертикаль государственной власти», что если он будет принят в существующем виде, то окончательно убьет имеющиеся ростки возрождения меценатства в России. Так, в ст. 4 сказано, что «объекты меценатской деятельности должны входить в состав соответствующих целевых федеральных программ, утвержденных Правительством Российской Федерации». А в ст. 5 п. 2 заложено, что «получателями меценатской поддержки являются физические и юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность по сохранению и развитию культурного достояния Российской Федерации», но «в соответствии с приоритетами, установленными Правительством Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Федерации». Данные выдержки из проекта закона свидетельствуют, что государство желает не только контролировать меценатскую деятельность, но и управлять ею. Получается, что государство само желает назначать объекты меценатской помощи. Для чего это делается, нетрудно догадаться. И еще один пример. В п. 2 ст. 6 сказано, что «к видам деятельности, в отношении которых оказание поддержки не может считаться меценатством, относятся все формы самодеятельности…» Нетрудно догадаться, что «все виды самостоятельной деятельности» легко могут быть распространены и на общественные организации, деятельность которых является самостоятельной от государственного желания.

    Приведенные выдержки из проекта ФЗ свидетельствуют, что менталитет современного российского чиновника продолжает оставаться в тисках советского тоталитарного прошлого. Если в отношении экономики мы наблюдаем некоторые улучшения в сторону демократизации экономической системы, то в области культуры всё остается в старых рамках: только чиновник знает, какой должна быть культура и как она должна развиваться. С таким подходом к существующим многочисленным проблемам в области культуры нам не сохранить ее национальные богатства. Я уж не говорю о создании новых.

    Сейчас мы пользуемся теми сокровищами культуры, которые были созданы и сохранены благодаря колоссальной помощи меценатов предшествующих веков. Как говорил известный меценат Павел Рябушинский, «богатство обязывает», так как только в среде русского народа богатые люди смотрели на свою деятельность по умножению своего богатства не только как на источник наживы, но и как на выполнение некоей миссии, возложенной на них Богом. Как правильно считает исследователь московского купечества П.А. Бурышкин, «про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которое смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела». И никакие им не навязывались государственные программы и приоритеты. Их меценатская деятельность была по зову сердца. И результат, как говорится, налицо. Не надо забывать, что большинство музеев страны было создано за счет меценатской деятельности и пожертвований коллекционеров.

    Проект закона «О меценатах и меценатстве» свидетельствует еще об одном важном моменте. Он заключается в том, что государство до сих пор не желает считаться с тем фактом, что на культурном пространстве страны давно уже действует большое количество общественных организаций, которые возложили на себя огромный груз ответственности за сохранность и популяризацию культурного наследия. Основной и, пожалуй, единственный финансовый источник большинства таких организаций — это меценатская помощь. Но в приведенных примерах из проекта закона такая бескорыстная и по зову сердца помощь государством не будет считаться меценатской, если оно не сочтет нужным включить эту помощь в соответствующие программы и признать таковой. С таким подходом к меценатству будет уничтожена его суть, и всё превратится в некую далеко не равную игру государства с бизнесом, в которой последний представитель этой пары будет всегда находиться под страхом уничтожения, если он нарушит эти правила.

    Более чем 20-летняя успешная деятельность общественного музея имени Н.К. Рериха Международного центра Рерихов свидетельствует, что без бескорыстной помощи мецената музея Бориса Ильича Булочника невозможно было бы сохранить в России наследие Рерихов. Но его меценатская деятельность почему-то не вошла в приоритетные направления государства и, следовательно, в установленные правила игры.

    На основании договоренностей Святослава Рериха с руководством СССР для создания в Москве общественного музея имени Н.К. Рериха (основан постановлением Совета министров СССР) была передана старинная усадьба Лопухиных, памятник архитектуры XVII—XIX веков, расположенная в центре Москвы недалеко от Кремля. Убедившись в том, что государство выполнило это его условие, Святослав Рерих через Людмилу Шапошникову, выбранную им директором будущего музея, в 1990 году для его создания передает вторую часть наследия своих родителей — Николая и Елены Рерих. Кроме передачи усадьбы государство забыло о дальнейших своих обещаниях: восстановить полуразрушенные здания и приспособить их под музей и оказать помощь музею в его становлении и развитии. Перед директором музея Людмилой Шапошниковой стояла чрезвычайно сложная задача — без поддержки государства возродить к жизни разрушенные строения и создать в них музей. Правительство Москвы, несмотря на поставленную ему задачу, отказалось финансировать строительные работы, сославшись на нехватку средств и предложив искать внебюджетные источники. Надо представить себе сложность экономической ситуации лихих 90-х, когда под прикрытием перехода к рынку беспощадно грабились богатства страны, чтобы понять, что стоящая перед Людмилой Шапошниковой задача была практически невыполнима. После ухода из жизни Святослава Рериха 30 января 1993 года ситуация значительно усложнилась. Алчные чиновники решили прибрать к рукам завещанное Международному центру Рерихов и переданное в Россию Святославом Рерихом наследие и направили свою работу на уничтожение общественного музея. В этих сложных условиях приход в музей Бориса Булочника и предложение его директору бескорыстной финансовой помощи — дорогого стоит. Ведь ничто не мешало Борису Булочнику пойти по стопам сегодняшних олигархов в поисках экономического и политического признания, но зов сердца («богатство обязывает») вывел его на путь славных традиций русского меценатства — финансирования культурных проектов.

    Встретившись в начале 90-х с Людмилой Шапошниковой, Борис Булочник посвятил свою дальнейшую жизнь сохранению в России наследия Рерихов. Благодаря его поддержке была выполнена воля Рерихов и создан в Москве общественный музей имени Н.К. Рериха, обширная культурная деятельность которого хорошо известна не только в России, но и за ее пределами. Коллекция музея значительно пополнилась за счет даров Бориса Булочника и членов его семьи. Финансовые средства Бориса Булочника и возглавляемого им «Мастер-Банка» дали возможность музею заниматься и издательской деятельностью трудов Рерихов из хранящегося в музее их архива, работ исследователей их творчества, выпускать ежеквартальный журнал «Культура и время», научно-популярные фильмы, вести обширную научно-исследовательскую деятельность. Особого внимания заслуживает финансирование Борисом Ильичом деятельности музея по воссозданию памятника истории и культуры России XVII—XIX веков, научная реставрация которого была отмечена Национальной премией «Культурное наследие» и премией Евросоюза. Благодаря такой бескорыстной помощи Музей имени Н.К. Рериха размещен в прекрасно отреставрированных палатах XVII и залах XVIII—XIX веков, оснащен современным музейным оборудованием. Музей кроме популяризации творчества Рерихов безвозмездно предоставляет свои выставочные площади для художников-космистов, детских рисунков и народного творчества. В залах музея проводятся музыкальные вечера и творческие встречи молодежи. И все это благодаря не поддержке государства, а исключительно финансовой помощи Бориса Ильича и «Мастер-Банка». И вместо того чтобы использовать такой уникальный опыт сотрудничества общественной организации с одним из успешных бизнесменов страны, некоторые государственные структуры пытаются опорочить Бориса Булочника, разрушить его бизнес и таким образом лишить общественный музей имени Н.К. Рериха финансовой поддержки своего мецената.

    Вначале пытались отобрать завещанное МЦР наследие Рерихов и усадьбу Лопухиных и, как следствие, уничтожить общественный музей. Я не буду на этом останавливаться, так как этой теме было посвящено множество публикаций в СМИ начиная с начала 90-х. Скажу только, что, защищая наследие и музей, МЦР пришлось пройти через невероятное количество судебных заседаний в различных судах и инстанциях начиная с 1994 по 2011 год. Но музей продолжает успешно развиваться, и я уверен, что он продолжит свою деятельность. Теперь наши враги взялись за нашего мецената. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы прийти к выводу, что массированная атака 12.10.2020 СМИ на «Мастер-Банк» и председателя его правления Бориса Булочника имеет цель дискредитировать законную деятельность банка и его руководителя. Основанием для такого вывода является то, что аналогичные сообщения периодически появляются в СМИ уже несколько лет.

    Если бы сообщения об «отмывании денег» действительно имели место, то нет сомнения в том, что данного банка уже бы не существовало. Но он продолжает действовать и входит в первую двадцатку успешных банков России. Смею предположить, что какие-то весьма влиятельные фигуры в нашей коррумпированной политико-экономической системе стремятся прибрать к рукам бизнес Бориса Булочника и с этой целью искусственно понижают рейтинг «Мастер-Банка», чтобы перепуганные его вкладчики стали забирать из банка свои средства. Дальнейшим шагом, вероятно, будет принуждение владельца банка отдать свой бизнес. Данные предположения сделаны на основании изложенных фактов и массовой системы коррупции, существующей в нашей стране, которая дает достаточно материала для российских телевизионщиков и прессы. Недавний визит вооруженных омоновцев в масках в дом Бориса Булочника со следователями из центрального аппарата МВД России для проведения обыска во время отсутствия хозяина дома — является доказательством моих предположений. Супруге Бориса Булочника даже не объяснили, что ищет вооруженная группа людей. При этом было изъято только несколько пачек визиток Бориса Булочника и телефонный справочник. Разве это не свидетельство, что мы имеем дело не с правонарушениями в профессиональной деятельности Бориса Булочника, а с попыткой его запугивания и поиском на него компромата.

    Если заявления президента РФ В.В. Пу-тина и премьер-министра Правительства РФ Д.А. Медведева о борьбе с коррупцией является не только предвыборным лозунгом, они просто обязаны прекратить весь этот беспредел вокруг Бориса Булочника и «Мастер-Банка». Нужно не уничтожать меценатов, а создавать им все условия для выполнения ими их патриотического долга, направленного на сохранение и приумножение культурного достояния России.

    А.В. СТЕЦЕНКО,
    первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха

    Читайте так же:

    • Традиция пить у русских Традиция пить у русских В разных странах существуют свои, особые питейные традиции и излюбленные напитки. Среди жителей России наибольшей популярностью пользуется водка. Причем, ее не […]
    • Ритуал очищения дома Ритуал очищения дома Проголосуйте, если Вам нравится мой сайт! Ритуал для очищения квартиры Чистоту своей квартиры, дома и других помещений Вы можете проверить с помощью метода […]
    • Ритуал в управлении сознанием Магия для управления человеком Появлялось ли у вас хоть раз желание воздействовать на того или иного человека? Да речь идет не о манипуляции при помощи психологических приемов. Мы говорим […]
    • Великий русский композитор традиции которого наследовал римский корсаков Кроссворд по музыке для учащихся 6-7 классов на тему: « - Корсаков» Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная казачья школа» с. Знаменка, […]
    • Традиции православных народов Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата Главные новости Святейший Патриарх Кирилл: Папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на […]
    • Ритуалы в протвину Морг г. Протвино | Кремация в Протвино Организация похорон и кремации в г. Протвино Адрес: Московская обл., Серпуховский р-н, Протвино г., ул. Мира, 5 Часы работы будни 9:00 до 15:00 […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *