Семейские традиции

Обычаи и нравы семейских — старообрядцев Забайкалья

Не случайно Н.А. Некрасов писал о семейских: «Взросшие в нравах суровых, сами творят они суд. Рекрутов ставят здоровых, трезво и честно живут».

Обычаи сопровождают человека от колыбели до могилы. В быту семейских каждый важный момент жизни был связан с определенным ритуалом или обрядом. Семейские сохранили в своей культуре много положительных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, завидное трудолюбие, веру в себя, старую русскую национальную одежду, чистоту души и тела. Можно сказать, красота и целомудренность семейских сочеталась с крепостью нравов. Их семейные устои были очень крепки, родственные связи глубоки и почитаемы. Добрачные связи молодежи не допускались. При вступлении в брак выбирали ровню, «клонили дерево по себе». Разводы не допускались или были крайне редки. Неверную жену подвергали общественному позору. В семейской общине было раздолье соучастию, сопереживанию, состраданию, взаимопомощи.

Взаимоотношения и распорядок в семье регламентировались обычным правом, гражданскими и религиозными установлениями. Глава семьи являлся блюстителем бытового уклада. Домочадцы ему подчинялись во всем, соблюдая жесткие патриархальные порядки. Семья скреплялась нравственным авторитетом старших, их почитали и уважали. Воспитанием детей занимались все старшие члены семьи. Первой наставницей была бабушка. Она обучала ребенка всем жизненным навыкам, богослужению, внушала правила нравственной жизни, поведения в обществе (что хорошо, что плохо), развивала его смекалку, ум, приводя при рассказе пословицы, поговорки, загадки, считалки, песенки.

В семье воспитывали бережное отношение к вещам, а особенно к хлебу: хлеб всему голова, хлеб на стол и стол престол, хлеб со стола и стол доска. Если уронил крошку хлеба, семь соседей собери, а хлеб найди. Почетных гостей всегда встречали хлебом-солью. Вместо приятного аппетита говорили: «Хлеб да соль». Перед едой семейские творили молитву, входя в дом тоже молились, осеняя себя крестом. Вместо «спасибо» старообрядцы говорят: «Спаси Христос». Крест для них – охранительный знак, замена совести. Когда говорят: «Креста на тебе нет».

Семейские не пьянствовали, не курили табак, не брили бороды. Кто курит, тот Бога от себя турит. Старообрядцы любили праздники, умели хорошо их проводить. Обычаи и обряды годового цикла были широко представлены в народном календаре. В нем трудовой опыт народа был поэтически осмыслен и закреплен традициями, обрядами.

Семейские традиции

Во многих ли образовательных организациях вам приходилось работать?

Нет, только в одной

Работал(а) в одной, но в разных филиалах и корпусах

Всего проголосовало: 33

Текущий номер

Наиль Мирсаитов убежден, что работа в сфере образования — это служение

номер 45, от 5 ноября 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Детям с расстройствами аутистического спектра «нормальный» мир может казаться гораздо более пугающим, чем их сверстникам, развивающимся без особенностей. Чаще всего пугают изменчивость и неопределенность. Но помочь адаптироваться можно. Главное – захотеть. О тех, кто уже помогает, – в специальном репортаже Лоры Зуевой и Михаила Кузминского.

Правила проведения ГИА не запрещают приносить на экзамен воду и питание, но на деле все выходит несколько иначе… Как же педагогам и детям отстоять свое право не упасть в обморок от голода на экзамене? На собственном опыте это проверил и описал психолог Кирилл Карпенко.

«Выяснилось, что мои книги имеют психотерапевтический эффект… Однажды я была на радио в интерактивной передаче, позвонила какая-то женщина и сказала: «Передайте вашей гостье, что я обязана ей жизнью: у меня умер муж, я очень страдала, мне не хотелось жить. Но мне попалась книжка Екатерины Николаевны, и я поняла, что жить все-таки стоит». Таких случаев у меня было очень много. Книги, которые я пишу, — это те, которые мне самой хотелось бы читать, но их просто не было», — делится секретом успеха Екатерина Вильмонт. Интервью писателя — в рубрике «Гость «УГ».

Наши приложения

«Учительская газета», №16 от 16 апреля 2020 года

Семейские традиции

?Наш детский сад находится в старинном старообрядческом селе, куда семейские переехали из центральных областей России и Польши еще 300 лет назад. Их традиции сохранены здесь почти без изменений. Многие утверждают, что-де старообрядцы — замкнутое сообщество, угрюмые седые старики, которые не хотят общаться с миром и не принимают ничего современного. На самом деле это не так. Семейские Бурятии отличаются от всех остальных старообрядцев тем, что они максимально открытые, контактные, радушные и гостеприимные люди. Татьяна Петрова

Комментарии

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2020 года

Эл No. ФС77-50440

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия — с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162

Тур «Традиции старообрядцев»

Далее следует дорога до села Большой Куналей, по пути Вы узнаете много интересного и познавательного про обычаи семейских старообрядцев. Старинное и красивейшее село Большой Куналей было образовано в 1765 году, расположено в 25 километрах от районного центра села Тарбагатай и в 75 километрах от Улан-Удэ. Большой Куналейский камень, Лужковые ворота, Меркитская крепость – большое количество достопримечательностей находится в округе. У автобуса вас встретят солисты хора в костюмах с хлебом-солью и гармошкой. В кафе вас будет ждать традиционный семейский обед – щи, каша, фирменная запеченная свинина, пирожки, блины, домашнее сало и много других вкусностей.

После обеда — концерт солистов Большого Куналейского хора. Большой Куналейский хор был основан в 1940 году, принимал участие в московских конкурсах и фестивалях, пели перед самим Сталиным так, что даже люстры звенели. В репертуаре хора — красивые лирические протяжные песни, традиционное семейское многоголосье.

После концерта проводится старинный свадебный обряд. Невесту выбирают из присутствующих гостей. Под красивые свадебные песни ее одевают в свадебный наряд. Костюм семейской женщины состоял из нескольких юбок. Чем полнее женщина, тем лучше. Рубаха шилась из дорогих тканей. Подъюбник делался с вышивкой, оберег с вышивкой. Сарафан шился выше талии. На поясе «лягушка» — символ плодородия. «Запан» играл еще и роль «люльки». В «запане» качали детей. Наряд семейской женщины обязательно украшался янтарем. Янтарь очень ценился. За нитку крупного янтаря в старину можно было приобрести добротный дом. И главная составляющая наряда семейской женщины – головной убор — «кичка». Наряд девушек отличался от наряда замужней женщины только отсутствием «кички». Отличительной особенностью семейских является очень яркая, красочная одежда. В ней нашло свое выражение стремление народа к красоте.

Затем тур продолжится уже на улице, где гостей ждет поездка на открытых санях по селу. Большой Куналей знаменит красивыми широкими улицами, старинными добротными домами, резными наличниками, ставнями, расписными воротами. Улицы длинные, по 7 километров.

После катания на санях — ужин в кафе и исполнение старинных семейских песен.

ООО «Байкал Бурятия»

г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 47 а, гостиница «Бурятия», офис 4

8(3012)21-03-32; 89021-678-101; 89834-360-364; 89834-360-361; 89834-360-365

350 лет в изгнании

Ш елковые сарафаны и прабабушкины украшения, старопечатные книги и Новый год в сентябре, запрет на бритье бороды и традиция креститься двумя перстами — это не выдержки из учебника истории, а будни старообрядческого села Тарбагатай, которое находится в 50 км от Улан-Удэ. О том, как за 350 лет в изгнании местным жителям удалось сохранить самобытную культуру допетровской Руси, читайте в нашем материале.

Кто такие семейские

В 1650–60-х годах в России прошла церковная реформа, инициированная патриархом Никоном, и был введен новый порядок богослужений. Изменения должны были приблизить русский православный обряд к обряду греческой церкви. Например, крестный ход, прежде совершаемый по солнцу (посолонь), стали проводить против солнца. Для крестного знамения отныне было положено складывать три перста, а не два. Были изменены тексты молитв, книги со старыми текстами сжигали. Русская церковь раскололась на два лагеря. Приверженцев старого порядка объявили раскольниками и еретиками.

Сторонники старых традиций — старообрядцы — бежали от преследования властей на Русский Север, Урал и даже за границу. Большая колония московских, ярославских, нижегородских, белгородских, орловских крестьян осела в местечке Ветка — на территории Гомельской области в современной Беларуси. В XVII веке эти земли принадлежали Речи Посполитой, как тогда называли Польшу. Раскольники прожили среди белорусского, украинского, польского населения почти 100 лет.

Все это время русские помещики и военачальники жаловались в Синод и правительству на побеги крестьян и солдат. К 1735 году дела в Речи Посполитой расстроились настолько, что российская императрица Анна Иоанновна решилась направить на территорию сопредельного государства пять полков, с тем чтобы «оных беглецов под стражею вывести в отечество и разослать, кто откуда был, по своим местам». По разным данным, из Ветки было выведено от 13 до 40 тысяч человек. Но вскоре раскольники вернулись в эти края.

В 1764 году Екатерина II повелела отправить веткинских беглецов целыми семьями осваивать Сибирь. Поселения крестьян-староверов появились на Алтае и возле Иркутска. Часть сосланных двинулась дальше, за Байкал. Здесь вновь прибывшие получили два прозвища — «поляки» и «семейские».

«Не сибиряки, но великорусские поселяне»

Во второй половине XVIII века русское население в Забайкалье преимущественно составляли казаки — их называли сибиряками. Старообрядцы отличались от сибиряков и речью, и одеждой, и самим укладом жизни. Многие из этих особенностей сохранились по сей день. Говор семейских, по сути своей «великорусский» — принятый в центральных областях России, — несет отпечаток белорусского и украинского языков. Любовь старообрядцев к расписным воротам и крашеным масляной краской избам специалисты также связывают с украинской и белорусской традицией белить и расписывать хаты. Женский способ повязывать платок в виде тюрбана, предположительно, переняли у польской знати.

Особую гордость каждой семейской женщины составляли «янтари», или «корольки», — бусы из крупного, до 5–6 см в диаметре, балтийского янтаря.

Во многих семьях хранятся янтарные броши, серьги и ожерелья, вывезенные предками из Польши. До недавнего времени они служили не только для красоты. Дело в том, что из-за недостатка йода в воде и пище здешнее население страдало заболеваниями щитовидной железы. Семейские придумали перетирать богатый йодом янтарь в порошок и добавлять в еду. Для этого с бус снимали самые мелкие камни.

Сохранилось множество письменных свидетельств о жизни забайкальских старообрядцев XIX века. После восстания на Сенатской площади 1825 года в этих краях отбывали наказание ссыльные декабристы. Когда в 1830-х годах их переводили на новое место работы, из Читы на рудники Петровского Завода, каторжники останавливались в старообрядческих деревнях. Именно декабристы — люди высокообразованные — стали авторами самых полных и красочных описаний жизни семейских.

«Когда мы приблизились к Тарбагатаю, перед нами развернулся чудесный вид: все покатости гор, лежащие на юг, были обработаны с таким тщанием, что нельзя было довольно налюбоваться на них… Жители староверческого этого селения вышли к нам навстречу в праздничных своих нарядах. Мужчины были в синих кафтанах, а женщины в шелковых сарафанах и кокошниках, шитых золотом. По наружности и нравам своим это были уже не сибиряки, а похожие на подмосковных или ярославских поселян», — вспоминал Иван Якушкин. Андрей фон Розен отмечал сходство тарбагатайцев с ярославскими и приволжскими крестьянами.

Михаил Кюхельбекер писал: «Одеждой (особенно женщины) и обычаями они отличаются от прочих жителей. И в этом отношении мало отстали от своих предков. Это полезнейшие земледельцы всего края … Между ними есть очень зажиточные. Избы очень опрятны, красивы и похожи на великорусские».

В 1870 году, работая над посвященной декабристам поэмой «Дедушка», о тарбагатайцах писал Николай Некрасов:

Традиционные ценности семейских Забайкалья Текст научной статьи по специальности « История России»

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Гаврилова Е. А.

В статье дастся характеристика основных традиционных ценностей семейских Забайкалья. Автор объясняет значение таких ценностей, как труд, древлеправославие , семья, традиция , общинность и т. д.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Гаврилова Е.А.,

Текст научной работы на тему «Традиционные ценности семейских Забайкалья»

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЕЙСКИХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Работа представлена кафедрой социальной антропологии, культурологии и философии Читинского государственного университета. Научный руководитель — доктор философских наук, профессор М. Н. Фомина

В статье дастся характеристика основных традиционных ценностей семейских Забайкалья. Автор объясняет значение таких ценностей, как труд, древлеправославие, семья, традиция, об-щинность и т. д.

The article describes the main traditional values of Old Believers in Zabaikalye. The author reveals the meaning of such values as labour, «drevlepravoslavie», family, tradition, communality and so on.

Ценности являются неотъемлемой частью культуры любого общества и состав-

ляют его главное смыслообразующее ядро, В современном мире, где большинство опи-

рается в своем ценностном развитии на материальную базу, актуально рассмотреть культурное наследие прошлого, которое является одним из источников культурной динамики и заставляет нас использовать в новых условиях всю совокупность достижений исторического опыта. Яркие представители культурно-исторического наследия России — семейские Забайкалья. Поэтому в статье пойдет речь об основных традиционных ценностях данной группы забайкальского населения.

С точки зрения философии ценности рассматриваются как индивидуальное и коллективное отношение к объектам бытия, с помощью которого идет процесс образования системы мотивации деятельности. Ценность, по нашему мнению, является социально-философским понятием,ко-торое отражает отношение общества и индивида к тем или иным социальным, духовным и природным явлениям, выраженное в стремлении к установлению гармоничных и взаимовыгодных условий для полноценного развития человека. История подтверждает, что в переломные периоды развития общества одна часть ценностей неизбежно деформируется, а другая продолжает оставаться наиболее консервативной, не поддающейся воздействию новой реальности. Именно такие ценности являются традиционными.

Система ценностей семейских Забайкалья складывалась под влиянием нескольких факторов. Выделим некоторые из них, которые, по нашему мнению, наиболее существенны: 1) особенности исторического развития; 2) географическая среда и природные условия; 3) хозяйственная деятельность; 4) взаимодействие с культурами других народов.

У семейских Забайкалья труд стоит на первом месте в иерархии ценностей. Отношение к труду как к явлению духовной и физической деятельности человека, как к абсолютной самоцели и призванию характерно для старообрядцев. Труд, предпринимательство были зафиксированы в эти-ко-религиозной старообрядческой системе

как одно важное средство спасения веры и души . Необходимость трудиться обосновывалась ссылками на христианское учение, согласно которому труд есть божественное установление. Для старообрядцев стало характерно «единство этической оценки как физического, так и духовного труда», а не их разделение. Уход на окраины государства и необходимость адаптации там породили отношение к труду как к «комплексной добродетели и основному средству спасения» . Вся атмосфера семейной жизни семейских способствовала трудовому воспитанию. С ранних лет ребенок включался в трудовую деятельность, поэтому основополагающим качеством в человеке считалось трудолюбие. Умение работать на земле являлось мерилом ценности отдельного человека и человеческого общества. Семейские резко осуждали лень и недобросовестное отношение к труду.

Главной ценностью духовной жизни старообрядцев является древлеправосла-вие. Оно служило главным жизненным ориентиром, которое придавало нравственные и физические силы семейским Забайкалья в сложных условиях существования. Староверы всегда серьезно относились к вере, не уповая на то, что попы отмолят все грехи, проявляя личную ответственность. По принципам старообрядцев, человек не просто должен быть знающим, все правильно делать, но и самому, изучая веру, следовать церковному преданию. Символом веры и основной ценностью для семейских были иконы и богослужебные книги, которые старообрядцы хранят и по сей день.

Также одной из главных традиционных ценностей семейских Забайкалья является семья. Семейные традиции и устои старообрядцев регламентировались не светскими, а религиозными нормами, поэтому отличались особой крепостью и консерватизмом. Браки разрешалось заключать только между представителями старообрядчества, родственные связи перед свадьбой между женихом и невестой отслеживались до седьмого колена, что позволяло сохранять нравственное и физическое здоровье

Традиционные ценности семейских Забайкалья •

семейских, разводы запрещались. В сложных природно-климатических условиях Забайкалья большая семья представляла собой своеобразный «коллектив в коллективе», достаточно замкнутый и экономически независимый. Его нормальная жизнедеятельность зависела от четкого распределения трудовых ролей, обеспечивающих слаженный хозяйственный ритм.

Приоритетное место среди иерархии духовных и материальных ценностей у се-мейских Забайкалья занимает такая ценность, как традиция. Если просмотреть историю старообрядчества, то она вся связана с сохранением традиций. «Провозгласив принципом своего не только мировоззрения, но и мироощущения традиционализм, все направления староверия в той или иной степени обрекли себя на постоянные компромиссы с изменяющейся исторической действительностью» . Культурная традиция для старообрядцев является стабилизирующим и селективным механизмом, действующим во всех сферах бытия.

Среди традиционных ценностей семей-ских Забайкалья следует выделить общин-ность. Освоение сибирских и более отдаленных восточных территорий показало, что основной хозяйственной единицей у старообрядцев было «общежитие», или община, идейно проявляющая себя в качестве церковного прихода. Выживание и благополучие в условиях гонения властями в резко-континентальном климате Забайкалья, при освоении весьма трудной, «прежде бесплодной земли», зачастую зависело только от общей духовной сплоченности, от взаимной помощи и поддержки. В старообрядческой среде особенно ярко проявились русские традиции «помочей», т. е. коллективного труда, вдохновленного не утилитарно-экономическими, а нравственными и религиозными целями. Старообрядцы понимали, что на основе общинности складываются взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива, может обеспечиваться оптимальное сочетание общественных интересов с личными, проявляться взаимопомощь

друг другу. Опираясь на чувство коллективизма, семейский человек воспитывал в себе высокую меру ответственности не только за свой образ жизни, но и за судьбу общества, в котором он живет.

У семейских Забайкалья основным носителем духовных ценностей является фольклор. Фольклор в социально-бытовом укладе семейских всегда занимал важное место, он включался в различные звенья жизнедеятельности как необходимая и неотъемлемая часть всей традиционной этнической культуры. Основные виды и жанры, присущие фольклору семейских Забайкалья: семейно-обрядовая и кален-дарно-обрядовая поэзия, заговоры, несказочная проза, лирические песни, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки), частушки. Специфику жанровой системы фольклора семейских определяет приверженность старообрядцев к традициям, обрядам и праздникам, связанным с земледельческим календарем, а также с семейными обрядами, очерчивающими весь жизненный круг человека. Особенно выделяются песенные традиции семейских Забайкалья, их жизненность, закрепляемость, которые с малых лет и до седин являются одной из величайших ценностей духовной культуры семейских. Народная песенная поэзия всегда была надежным хранителем чистоты мыслей и чувств трудового человека. По яркому выражению Ф. Ф. Боло-нева: «Песня в их жизни создавала атмосферу духовной красоты» .

Здоровье человека как важный способ самосохранения народа и ценность в крестьянской жизни осознавали старообрядцы Забайкалья и всеми доступными способами старались укрепить его. Основа здорового образа жизни семейских состояла из здоровой пищи, размеренного труда, правильной жизни без вредных привычек. Исследователь Г. М. Осокин отмечал: «Ведя более правильную жизнь, не злоупотребляя вином, табаком, распутством, семейские дали краю крепкий, здоровый, сильный и красивый тип населения» . Также в большом употреблении были средства народно-

го врачевания. «Старообрядцы лечатся исключительно растительными средствами; по их понятиям, травы и коренья указаны нам самим Богом, а лекарства металлические, аптечные, обработанные аптекарями-

немцами, поганы; принимать их грешно, г 6 ибо они выдуманы людьми» .

Таким образом, семейские Забайкалья четко осознавали роль и значение ценнос-

тей как для функционирования своей этно-конфессиональной общности, так и для определения смысла собственной жизни. Вся система традиционных ценностей данной группы строится по социально-религиозному принципу, соотносится с основными нравственными ценностями и служит одним из средств для более глубокого и полного усвоения основ общечеловеческой морали.

Керров В. В. Формирование старообрядческой концепции «Труда благого» в конце 17- начале 18 века (к вопросу о конфессионально-этических факторах старообрядческого предпринимательства)/^ сборнике «Старообрядчество: история, культура, современность». М., 1996. Вып. 5.

Петрова Е. В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья: Этносоциологический анализ. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. С. 38.

ПоздееваИ.В. Русское старообрядчество конца XX в. //Алтарь России. Большой камень, 1997.

Болонев Ф. Ф. Семейские: Историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1992. С. 164.

Осокин Г. М. На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья. СПб., 1906. С. 65.

Высоцкий Н. Ф. Народная медицина. М., 1911. С. 114.

Семейские, староверы, старообрядцы

На добрых 200 лет они продлили век старинной Руси

Семе?йские — старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой.

Разгром Ветки

Семейские были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии, во времена раскола находившегося на территории Речи Посполитой у границ России. Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году — 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Жительницы села Тарбагатай в традиционных семейских костюмах Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

В 1750-е годы произошло ухудшение отношений России с Цинской империей. В 1752 году появился проект организации снабжения Камчатки и Охотска по реке Амур. 28 декабря 1753 года Сенат создал «Секретную Нерчинскую экспедицию». Экспедиция должна была подготовить сплав по Амуру. Сбежавший из Нерчинских заводов каторжник сообщил китайским властям, что русские готовятся захватить Амур. Обстановка на границе резко обострилась. Селенгинский комендант Варфоломей Якоби в 1757 году составил проект организации защиты восточных границ России. Планом было предусмотрено увеличение численности войск на границе до 35 тысяч человек. В 1764 году в Тобольске начали формироваться два ландмилицейских полка из «польских выведенцев». Сформированные роты отправляли в Забайкалье. Негодных для военной службы (и старше 40 лет) отправляли в Селенгинский и Нерчинский уезды для обеспечения полков продовольствием.Причины переселения

В Забайкалье

Переселённые старообрядцы получили от местных жителей название семейские, ввиду их прихода большими семьями с имуществом, в отличие от одиноких каторжников.

Для водворения за Байкалом «польских посельшиков» и устройства их быта в Селенгинске было создано в 1766 году особое учреждение «Хлебопашеств и поселения Контора», во главе которой был поставлен плац-майор Селенгинского гарнизона Налабордин. Высшее руководство делом устройства переселенцев лежало на Селенгинском коменданте — генерале Якоби.

Хозяйственная деятельность

Семейские принесли с собой высокую сельскохозяйственную культуру. Они выращивали: рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овёс, картофель, овощи, коноплю. Скотоводство играло подсобную роль. В XIX веке Верхнеудинский округ стал наиболее развитым в Забайкалье в земледельческом отношении. (см. Верхнеудинская ярмарка).

Во второй половине XIX века, с началом добычи золота в Забайкалье, семейские начали работать на золотых приисках. Семейские считались лучшими приисковыми рабочими в Восточной Сибири. В начале 1880-х годов в одной только Мухоршибирской волости на приисковые работы было нанято 780 человек.

Трудолюбие и древлеправославная вера позволили семейским пронести до настоящего времени дух своего народа, своеобразие культуры, основанной ещё в допетровскую эпоху.

Беспоповщина оставалась устойчивым религиозным направлением семейских. Поповщина в начале была представлена в виде беглопоповщины. Религиозные обряды и службы проводили уставщики. Покойников хоронили в домовинах, выдолбленных из ствола сосны.

Русская древлеправославная церковь в с.Тарбагатай Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

Значительная часть семейских в период коллективизации была раскулачена и выслана. В 1929 году были созданы вооружённые формирования. Центром сопротивления стали сёла Бичура и Малета. В начале 1930-х произошло Малетинское крестьянское восстание, в котором принимали участие до 600 человек.

В 1930-е и 1940-е годы в Забайкалье было разрушено более 80 старообрядческих храмов и часовен.

Одежда

Одежда семейских (прямой сарафан в шесть полос, кичка) с элементами польского, белорусского и украинского костюма. Отличительные черты костюма: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, бусы, яркие ткани. Многие детали костюма были заимствованы уже в Сибири у старожилов и бурят.

Янтари, корольки — главное богатство семейской женщины Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

Дома семейских аналогичны тем, что находят при раскопках Москвы, Новгорода, Пскова и других древних городов Руси. Отличительные черты — высокое крыльцо, округлые углы внутри помещения, массивная матица, потолок из круглых брёвен, колотые пополам брёвна на полу, богато украшенные ворота и ставни. Масляной краской окрашивали окна, двери, плинтусы, крупными стилизованными цветами расписывали стены, потолок, перегородки.

Дом богатого старообрядца Борисова Кузнецов, CC BY-SA 3.0

Кухня

Кухня семейских с большим количеством мяса. Мясо жареное и тушеное — баранина, свинина, говядина, дикой козы и изюбря. Не ели зайчатину. Строго соблюдали посты. В году было до 244 постных дней. Чай пили не все; вместо чая пили кипячёную воду, настой трав или бадана. Алкоголь и табакокурение запрещены как у всех старообрядцев.

Семьи семейских традиционные, патриархального типа, с большим количеством детей. В большой усадьбе, состоящей из нескольких домов жило до 4 поколений одной семьи. Имущество и землю делили редко. В семье признавалось главенство мужа над женой. Супружеские измены как мужа так и жены строго порицались. Наследство передавалось по мужской линии. Межэтнические и межрелигиозные браки были запрещены. Запрещался прием пищи совместно с иноверцами.

Устное песееное наследие Семейских охраняется ЮНЕСКО Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

В некоторых сёлах в музыкальной традиции присутствуют индивидуальные черты. Широко распространены песни: рекрутские, хороводные, песни тюрьмы и каторги, заимствованные у старожилов Забайкалья. Сохранились традиционные свадебные песни, духовные стихи, плачи (голошения). Не сохранились календарные обрядовые песни.

В каждом забайкальском старообрядческом селе существуют народные хоры и фольклорные коллективы. Наиболее известные:

  • Тарбагатайский семейский этнографический ансамбль «Судьбинушка» (создан в 1990 г.) — лауреат Премии имени Пятницкого, обладатель звания «Живые сокровища», присуждённого ЮНЕСКО в 2001 году.
  • Тарбагатайский семейский народный хор «Былина» (создан в 1982 г.) — участник общероссийских и сибирских фестивалей и смотров.
  • Большекуналейский семейский народный хор (создан в 1927 г.) — вышел на республиканскую сцену в 1936 и в 1967 году удостоен звания «народный», участник и дипломант многих всесоюзных и международных конкурсов, награждён Большой и Малой бронзовыми медалями ВДНХ в 1985 году.
  • Забайкальский семейский народный хор «Истоки», г. Улан-Удэ (создан в 1967 г.) — лауреат и дипломант многих всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.

Известные семейские

  • Афанасий — старообрядческий епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока, родился в Тарбагатае.
  • И. К. Калашников — советский писатель, родился в селе Шаралдай Мухоршибирского района Бурятии.
  • С. Л. Лобозеров — член Союза писателей СССР, драматург, родился в селе Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятии.
  • Е. Ю. Мальцев — советский писатель.
  • А. А. Леонов (Илья Чернев) — советский писатель. Автор трилогии «Семейщина».
  • Софроний — епископ Губкинский и Грайворонский РПЦ, родился в селе Верхний Жирим.
  • Иванов Виктор Павлович — член Союза Писателей СССР.
  • А. Я. Михайлов — актёр театра и кино («Любовь и голуби», «Карнавал»), родился в пгт. Оловянная, родители родом из современного Красночикойского района Забайкальского края.
  • Фотогалерея

    Полезная информация

    Семейские
    Староверы
    Старообрядцы Забайкалья
    Поляки Забайкалья

    Старообрядцы, староверы, семейские

    На добрых 200 лет они продлили традиции старинной допетровской Руси

    Семейские — старообрядцы, высланные правительством Российской империи в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой.

    Семейские были переселены в Забайкалье из Ветки, ныне города Гомельской области Белоруссии, во времена раскола находившегося на территории Речи Посполитой у границ России.

    Авакуумово воинство
    Дети гречки и ржи,
    Не утратив достоинства,
    Жизнь вели не по лжи.

    Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году — 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона».

    В 1765 году произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

    Жительницы села Тарбагатай в традиционных семейских костюмах Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

    В 1750-е годы произошло ухудшение отношений России с Цинской империей. В 1752 году появился проект организации снабжения Камчатки и Охотска по реке Амур.

    28 декабря 1753 года Сенат создал «Секретную Нерчинскую экспедицию». Экспедиция должна была подготовить сплав по Амуру. Сбежавший из Нерчинских заводов каторжник сообщил китайским властям, что русские готовятся захватить Амур. Обстановка на границе резко обострилась. Селенгинский комендант Варфоломей Якоби в 1757 году составил проект организации защиты восточных границ России. Планом было предусмотрено увеличение численности войск на границе до 35 тысяч человек.

    В 1764 году в Тобольске начали формироваться два ландмилицейских полка из «польских выведенцев». Сформированные роты отправляли в Забайкалье. Негодных для военной службы (и старше 40 лет) отправляли в Селенгинский и Нерчинский уезды для обеспечения полков продовольствием.Причины переселения

    Семесюшки — семейские девчонки Елена Мясникова, CC BY-SA 3.0

    Семейские расселились крупными группами, образовав сёла и деревни на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов Республики Бурятия, а также Красночикойского района Забайкальского края.

    То, что предками нажито,
    Не исчезло в веках.
    Наши пашни и пажити —
    Все в хозяйских руках.

    Самая вкусная вода из старинных колодцев-журавлей Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

    Религия

    Русская древлеправославная церковь в с.Тарбагатай Аркадий Зарубин, CC BY-SA 3.0

    В 1960-е годы прошла ещё одна волна закрытия старообрядческих церквей и молельных домов. К началу 1970-х в Забайкалье не осталось ни одной официально зарегистрированной старообрядческой общины. Действовала единственная старообрядческая церковь в селе Новый Заган Мухоршибирского района Бурятии.

    Одежда семейских с элементами польского, белорусского и украинского костюма.

    Семейские женщины сохранили и носят в праздники старинные сарафаны моделей допетровской Руси. На такой сарафан уходит до пяти метров ткани.Еще старше древние языческие украшения в виде вышивки на рукавах рубахи, вороте и подоле. На голову замужние женщины поверх рогатой кички надевают тюрбан, смотанный из огромных шелковых лионских шалей.

    Стан удерживает широкий тканый пояс, а юбки и фартуки украшены по низу тремя яркими лентами. Только семейские женщины в Сибири получают в наследство от мам и бабушек ожерелья из крупного темного янтаря ручной огранки. Традиционный костюм семейских очень яркий и самобытный, сразу узнается.

    Многие детали костюма были заимствованы уже в Сибири у старожилов и бурят.

    Янтари, корольки — главное богатство семейской женщины Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

    Жилище

    Дома семейских аналогичны тем, что находят при раскопках Москвы, Новгорода, Пскова и других древних городов Руси.

    Отличительные черты — высокое крыльцо, округлые углы внутри помещения, массивная матица, потолок из круглых брёвен, колотые пополам брёвна на полу, богато украшенные ворота и ставни.

    Масляной краской окрашивали окна, двери, плинтусы, крупными стилизованными цветами расписывали стены, потолок, перегородки.

    Дом богатого старообрядца Борисова Кузнецов, CC BY-SA 3.0

    Семьи

    Семейские не курили, алкоголь практически не употребляли. В домах на видном месте держали полную бутылку водки — это означало, что хозяин дома не пьёт водку.

    Семьи семейских традиционные, патриархального типа, с большим количеством детей. В большой усадьбе, состоящей из нескольких домов жило до 4 поколений одной семьи. Имущество и землю делили редко.

    Семейские святки Jean-Pierre Amiot, CC BY-SA 3.0

    В семье признавалось главенство мужа над женой. Супружеские измены как мужа так и жены строго порицались. Наследство передавалось по мужской линии. Межэтнические и межрелигиозные браки были запрещены. Запрещался прием пищи совместно с иноверцами.

    Музыкальные традиции

    Инструментальная музыка в среде семейских распространена мало. Песенная традиция в современности представлена ансамблями и хорами. Сольное пение, за исключением частушечного жанра, не популярно.

    Первые исследования музыкальной культуры семейских проводили П. А. Ровинский в 1873 году и Н. П. Протасов в 1926 году.

    Устное песееное наследие Семейских охраняется ЮНЕСКО Наталия Мясникова, CC BY-SA 3.0

    В каждом забайкальском старообрядческом селе существуют народные хоры и фольклорные коллективы.

    Признаны ЮНЕСКО

    18 мая 2001 года в Париже состоялась церемония провозглашения ЮНЕСКО «Шедевров устного и нематериального наследия человечества».

    Из 32 стран, представляющих уникальные явления культуры народов Америки, Африки, Европы, Азии, только 19 были провозглашены «шедеврами».

    Из них «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» была признана имеющая исключительное всемирное значение традиционная народная культура семейских-старообрядцев Забайкалья.

    Вторым и последним в этом списке шедевров из России признан Якутский героический эпос «Олонхо» (2005, 2008).

    Афанасий — старообрядческий епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока, родился в Тарбагатае.

    И. К. Калашников — советский писатель, родился в селе Шаралдай Мухоршибирского района Бурятии.

    С. Л. Лобозеров — член Союза писателей СССР, драматург, родился в селе Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятии.

    Е. Ю. Мальцев — советский писатель.
    А. А. Леонов (Илья Чернев) — советский писатель. Автор трилогии «Семейщина».

    Софроний — епископ Губкинский и Грайворонский РПЦ, родился в селе Верхний Жирим.

    Иванов Виктор Павлович — член Союза Писателей СССР.

    А. Я. Михайлов — актёр театра и кино («Любовь и голуби», «Карнавал»), родился в пгт. Оловянная, родители родом из современного Красночикойского района Забайкальского края.

    Известные коллективы

    Тарбагатайский семейский этнографический ансамбль «Судьбинушка» (создан в 1990 г.) — лауреат Премии имени Пятницкого, обладатель звания «Живые сокровища», присуждённого ЮНЕСКО в 2001 году.

    Тарбагатайский семейский народный хор «Былина» (создан в 1982 г.) — участник общероссийских и сибирских фестивалей и смотров.

    Большекуналейский семейский народный хор (создан в 1927 г.) — вышел на республиканскую сцену в 1936 и в 1967 году удостоен звания «народный», участник и дипломант многих всесоюзных и международных конкурсов, награждён Большой и Малой бронзовыми медалями ВДНХ в 1985 году.

    Забайкальский семейский народный хор «Истоки», г. Улан-Удэ (создан в 1967 г.) — лауреат и дипломант многих всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.

    Читайте так же:

    • Ритуал очищения дома Ритуал очищения дома Проголосуйте, если Вам нравится мой сайт! Ритуал для очищения квартиры Чистоту своей квартиры, дома и других помещений Вы можете проверить с помощью метода […]
    • Полнолуние для женщин ритуалы Полнолуние для женщины — волшебное время Это время, когда сила Луны в зените, а значит, и сила каждой женщины становится несравнимо больше. Можно осуществлять замыслы и надеяться на […]
    • Ритуал чтобы продать вещи Заговор, чтобы быстро и удачно продать вещи В жизни каждого человека наступает момент, когда становится необходимо избавиться от какого-то предмета. Часто, выбрасывать предмет желания не […]
    • Что такое традиции новации и нормы в культуре Традиции и новации в культуре Понятие традиции и новации. Сущность традиционного и инновационного типов культуры. Ревайвализм как восстановление более ранних образцов религиозной веры. […]
    • Свадебные обычаи на украине Свадебные традиции в Украине ?? обряды невесты После этой реплики по свадебной традиции украинского народа разрезанную буханку клали на рушник и отдавали сватам. Те, в свою очередь, […]
    • Ритуал в управлении сознанием Магия для управления человеком Появлялось ли у вас хоть раз желание воздействовать на того или иного человека? Да речь идет не о манипуляции при помощи психологических приемов. Мы говорим […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *