Евреи традиция обрезание

Евреи традиция обрезание

В чём религиозный смысл обрезания в традициях иудаизма и ислама.

Брит мила. Обрезание в иудаизме

В Торе сказано, что праотец евреев Авраам заключил союз с Богом как раз путем обрезания крайней плоти. Согласно завету на 8 день жизни каждый еврейский младенец проходит через процедуры брит мила. Обрезание было призвано подчеркнуть избранность еврейского народа среди окружающих его языческих племен.

В своде законов Шулхан Арухе указывается, что обрезание включает три стадии. Первая называется мила; она собственно и представляет собой операцию обрезания. На втором этапе (прия) происходит разрыв внутреннего стока крайней плоти. И на третьей стадии (мецица) моэль (человек, который проводит обряд) отсасывает капельку крови. После этого все провозглашают «Мазл тов!», поздравляют счастливых родителей и мальчику дается имя.

Хитан

У мусульман обряд обрезания крайней плоти называется «хитан». Среди исламских правоведов до сих пор нет общего мнения, является ли процедура обрезания обязательной для мусульманина. Так, шииты считают, что усечение крайней плоти обязательно: необрезанный не может осуществить паломничество в Мекку. Часть же суннитских школ считают обрезание необязательным, но рекомендуемым действием. Само обрезание мусульмане делают, ориентируясь на пример пророка Ибрагима (Авраама).

В отличие от еврейского обряда обрезания хитан не является строго регламентированным. Процедуру, по сути, можно проводить в любом возрасте. Интересно, что согласно исламской традиции, сам пророк Мухаммед родился без крайней плоти. Кроме того, пророк сделал обрезание своим внукам Хасану и Хусейну на седьмой день после рождения. Многие мусульмане предпочитают совершать обряд усечения крайней плоти младенцам именно на таком сроке.

Интересно, что в отличие от евреев некоторые суннитские правовые школы практикуют и женское обрезание. Например, в шафиитском мазхабе это процедура и вовсе считается обязательной для женщин.

Обрезание во взрослом возрасте: зачем это мужчинам

Специалисты до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, насколько полезной и безопасной можно считать эту процедуру. Попытаемся разобраться.

Почти одна шестая мужского населения Земли подвергается процедуре удаления крайней плоти, или обрезание (медицинский термин «циркумцизия»).

Циркумцизию проводят по религиозным убеждениям, следуя культурным традициям, из соображений гигиены, ну и, наконец, по медицинским показаниям. Однако специалисты все еще не могут прийти к единому мнению о том, насколько полезной и безопасной можно считать эту процедуру.

В некоторых странах обрезание является частью культурно-исторической и религиозной традиции, закрепленной многовековой практикой. Так, у евреев детей обрезают на восьмой день после рождения, у мусульман – на 13-м году жизни.

Согласно исследованиям онкологов из Всемирной организации здравоохранения, у женщин, чьи мужья сделали обрезание, почти на 50% меньше встречается такое страшное заболевание, как рак шейки матки.

Что касается европейцев, то до недавних пор они относились к обрезанию скептически. Однако в 60-х годах XX века на Западе вспыхнул бум циркумцизии.

Вскоре волна повального обрезания накрыла и США. Даже президент Джон Кеннеди сделал себе циркумцизию и вовсю агитировал американских мужчин присоединиться.

Преимущества обрезания

  • возможное предотвращение злокачественных опухолей половой системы
  • Под крайней плотью скапливается большое количество маслянистой жидкости – смегмы, которая, пусть нечасто, но все же может вызывать онкологические заболевания.

  • увеличение продолжительности полового акта
  • Дело в том, что кожа головки фаллоса, лишенная крайней плоти, становится более грубой и менее чувствительной к трению во время фрикций, что отодвигает наступление оргазма у мужчины.

  • улучшение внешнего вида полового органа
  • Самое сенсационное открытие принадлежит австралийским ученым. Внимательно изучив способы и пути распространения ВИЧ-инфекции, они пришли к выводу, что обрезание – наиболее эффективное средство против СПИДа. Ведь вирус поражает в первую очередь крайнюю плоть, которая подвержена частым микротравмам, и опасность заражения через эти ранки очень велика. По статистике, подавляющее большинство мужчин, заразившихся СПИДом половым путем, – необрезанные.

    Однако эти плюсы больше условные. Мужчина, который ведет беспорядочную половую жизнь, в любом случае рискует рано или поздно чем-то заразиться, независимо от наличия или отсутствия у него крайней плоти. А тот, кто игнорирует элементарные правила личной гигиены, так или иначе находится в группе риска развития воспалительных заболеваний или рака.

    Недостатки обрезания

    • болевой шок и возможные послеоперационные осложнения
    • Обрезание вызывает сильные болевые ощущения, поскольку эту операцию делают чаще всего без анестезии.

    • деформация полового члена
    • Если в процессе обрезания было удалено слишком много тканей, то возможно развитие деформации пениса, связанной с излишним натяжением кожи.

    • проблемы гигиенического характера
    • После обрезания возникает настоятельная необходимость в тщательном уходе за головкой члена, поскольку углубления и складки кожи в области уздечки и венчика – идеальное место для развития бактерий.

      Есть несколько заболеваний, когда обрезание делается по медицинским показаниям. Например, его осуществляют при воспалении и заражение мочевыводящих путей у мужчин с врожденным аномально узким отверстием крайней плоти.

      обрезание

      (на иврите ?????? , мила? ; ??????? ?????? , брит мила , буквально `завет обрезания`), обряд удаления крайней плоти у младенцев мужского пола, символизирующий завет между Богом и народом Израиля.

      Согласно библейской традиции, обряд обрезания восходит к патриарху Аврааму, который в возрасте 99 лет совершил обрезание себе и всем домочадцам мужского пола, как предписал ему Бог: «Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас всякий младенец мужеского пола, из рода в род. И будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» (Быт. 11:13). С этим заветом связано обещание Бога отдать Ханаан потомкам Авраама. За невыполнение обряда обрезания налагался карет: «Необрезанный же мужского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:14). Заповедь обрезания считается столь важной, что законоучители полагали, будто земля и небо существуют только ради крови завета (Шаб. 137б). По преданию, Авраам совершил обрезание в десятый день месяца тишрей, то есть в Иом-Киппур, когда Бог отпускает грехи Своего народа.

      Обрезание было принято у многих народов, начиная с доисторического периода; на Ближнем Востоке обрезание практиковали древние египтяне. Библия сообщает, что ханаанеи (в отличие от патриархов еврейского народа) не знали этого обряда (Быт. 34:14–16). Во время сорокалетних скитаний по пустыне после исхода из Египта еврейские новорожденные не подвергались обрезанию, однако Ие хошуа бин Нун обрезал израильтян, прежде чем ввести их в Ханаан (ИбН. 5:2–7).

      Обряд обрезания носил у евреев как религиозный, так и национальный характер. Только обрезанные мужчины могли участвовать в пасхальном жертвоприношении (Исх. 12:44, 48; см. Песах). На важность обрезания как религиозно-национального символа указывает также презрительное отношение Библии к «необрезанным» ( арелим , от орла — `крайняя плоть`) филистимлянам. Тем не менее в Израильском (Северном) царстве обряд обрезания, возможно, временно не соблюдался под влиянием царицы Изевель; нередко так толкуются слова Илии о «сынах Израиля, оставивших завет» (I Ц. 19:10, 14). У «письменных пророков» выражение «необрезанный» имело метафорический смысл — душа, глухая к истине (Иех. 44:1, 9 и др.; Иер. 6:10). В этом смысле Иеремия говорил, что у других народов — необрезанная плоть, а у Израиля — необрезанное сердце (9:25). Иехезкель полон презрения к необрезанным язычникам и предсказывает им горькую судьбу (32:19–32 и другие). В эллинистический период обряд обрезания часто не производился (Юб. 15:33–34), а еврейские юноши, желавшие участвовать обнаженными в играх в греческих гимнасиях, даже шли на болезненную операцию (эписпасм), чтобы устранить следы совершенного обрезания.

      Первый запрет на обрезание был введен Антиохом IV Эпифаном (I Макк. 1:48). Многие матери, нарушившие этот запрет, приняли мученическую смерть (II Макк. 6:10). С победой Хасмонеев и расширением границ Иудейского царства Иоханан Гиркан заставил побежденных идумеев (см. Эдом) пройти обрезание (Древ. 13:257 и далее; 318). Законоучители того времени расходились в мнениях по вопросу, должны ли прозелиты производить обрезание (Иев. 46а). Вторично запрет на обрезание был наложен императором Адрианом, что послужило одной из причин восстания Бар-Кохбы. С возникновением и распространением христианства обрезание стало одним из знаков различия между двумя религиями.

      Марраны в Испании подвергали себя большому риску, производя обрезание своим сыновьям. Матери искусственно вызывали у новорожденных воспаление мочевого канала, чтобы под этим предлогом сделать операцию обрезания. Некоторые марраны сами совершали себе обрезание, например, Диогу Пириш (см. Шломо Молхо). В тюрьме инквизиции специальный хирург обследовал арестованных марранов с целью установить, прошли ли они обрезание. Участились случаи, когда марраны из Испании и Португалии выезжали в еврейские общины других стран, чтобы пройти обряд обрезания; поэтому возвратившихся в Испанию марранов осматривал хирург инквизиции.

      В Советском Союзе обрезание никогда не было прямо запрещено законом, но в 1920–50-х гг. мо хелов нередко судили по различным статьям, а родителей обрезанного ребенка увольняли с работы. В Израиле многие репатрианты из бывшего СССР, не прошедшие обрезания, добровольно совершают этот обряд; операция может проводиться под наркозом врачами-хирургами в присутствии раввина.

      Согласно еврейскому закону, обязанность отца — совершить сыну обрезание (Ш. Ар. ИД. 260:1); не исполнивший этой обязанности подлежит раввинскому суду. Обрезание — не посвящение в еврейство, так как любой ребенок, рожденный еврейской матерью, считается евреем независимо от того, подвергся он обрезанию или нет. Хотя операцию обрезания может произвести любой еврей (или еврейка, если невозможно найти мужчину), желательно, чтобы обряд выполнялся строго по законам иудаизма (Ш. Ар. ИД. 264:1). Уже в талмудические времена (см. Талмуд) мо хел должен был быть профессионалом; в наши дни в большинстве общин мо хел проходит соответствующую медицинскую подготовку. Обрезание производится на восьмой день после рождения, желательно утром (Ш. Ар. ИД. 262:1), в подражание рвению Авраама в выполнении Божественного предписания. Если ребенок по каким-либо медицинским показаниям был обрезан раньше восьмого дня или родился «обрезанным» (то есть без крайней плоти), на восьмой день следует произвести церемонию хаттафат дам брит , состоящую в надрезании кожи и сцеживании капли крови. Церемония обрезания не откладывается даже в том случае, если восьмой день приходится на субботу или праздник, в том числе Иом-Киппур.

      Во времена Моисея и Ие хошуа бин Нуна для обрезания пользовались кремневыми ножами (Исх. 4:25; ИбН. 5:2–3), которые впоследствии сменились металлическими. В средние века церемонию часто проводили в синагоге; эта традиция до сих пор сохранилась в некоторых общинах. Однако в большинстве общин церемония обрезания производилась в больнице или дома; в Израиле при родильных отделениях имеются специальные помещения для проведения ритуала обрезания.

      При ритуале обрезания ребенка приветствуют словами: барух ха-ба (`благословен приходящий`); у сефардов исполняют пиют, благословляющий соблюдающих завет. Ребенка берут из рук матери и передают мо хелу, который кладет его на так называемое кресло Илии (см. Илия), а затем — на подушку на коленях сандака. Сандак крепко держит ножки младенца, а мо хел производит обрезание: после кругового надреза особым скальпелем мо хел удаляет срезанную кожу. Эта часть операции называется при‘а , следующая — мецица : мо хел отсасывает выступившую кровь. До середины 19 в. кровь отсасывали ртом, затем во многих общинах с одобрения раввинских судов мецица стала производиться при помощи тампона или через трубочку, содержащую абсорбирующий тампон. Заключительная часть операции — перевязка. Отец ребенка произносит бенедикцию, вслед за этим ребенка передают отцу или почетному гостю, а мо хел , подняв бокал с вином, произносит благословение на вино и благословение Богу, установившему завет со своим народом. Затем мо хел читает молитву за здоровье ребенка, оглашая его имя. Нарекать ребенка (см. Имена) во время обрезания — древний обычай, упоминаемый уже в Новом завете (Лука 1:59). Принято, что мо хел дает ребенку несколько капель сладкого вина. Церемония продолжается праздничным угощением и завершается исполнением особых гимнов.

      Филон Александрийский был первым евреем, выдвинувшим доводы в пользу гигиеничности обрезания. Хотя медицинские исследования позволяют заключить, что во многих отношениях обрезание действительно благоприятно сказывается на здоровье (некоторые врачи рекомендуют производить обрезание всем младенцам мужского пола), медицинские соображения не служили в иудаизме ни главной, ни дополнительной причиной обрезания как религиозного обряда. Б. Спиноза утверждал, что одной только практики обрезания достаточно, чтобы обеспечить выживание еврейского народа.

      В 1843 г. франкфуртские лидеры реформизма в иудаизме стали убеждать своих приверженцев отказаться от обряда обрезания (дискуссия длилась около 20 лет) и выдвинули пять следующих доводов: 1) совершение обрезания было предписано Аврааму, но не Моисею, причем обрезание — не исключительно еврейский признак, поскольку оно практикуется также потомками Исмаила (ныне — мусульманами); 2) обрезание только один раз упоминается в Моисеевых законах и не повторяется в книге Второзаконие; 3) Моисей не сделал обрезания своему сыну; 4) поколение, родившееся во время скитаний по пустыне, не подвергалось обрезанию; 5) в иудаизме нет инициации девочек. Ортодоксальные раввины (см. Ортодоксальный иудаизм), защищая обрезание, дали ответ на все пять доводов реформизма, а Л. Цунц написал брошюру об обрезании (Франкфурт, 1844). Сегодня подавляющее большинство реформистских раввинов не возражают против обряда обрезания.

      Сейчас обрезание приобретает смысл не только религиозной, но и национальной традиции и совершается как верующими, так и большинством неверующих евреев. Значение обрезания в еврейской жизни на протяжении веков было столь велико, что в наши дни сохранившийся обряд обрезания служит у многих евреев единственной связью с иудаизмом и еврейской традицией.

      Feature Story

      Репортаж

      Обрезание крайней плоти у мужчин: контекст, критерии и культура (часть 1)

      26 февраля 2007 года.

      26 февраль 2007 26 февраль 2007

      Обрезание крайней плоти у мужчин – это одна из самых старых и широко распространенных хирургических процедур, которая традиционно является признаком культурной идентификации или религиозной важности.

      Исторически обрезание мужчин практиковали древние семитские народы, включая египтян и народы иудейской веры; самые первые записи, изображающие обрезание, были найдены в египетском храме и в настенных росписях, датируемых примерно 2300 годом до н.э.


      По мере развития хирургии в 19-ом столетии и усиления мобильности населения в 20-ом столетии эта процедура была привнесена в некоторые культуры, ранее не практиковавшие обрезание – по причинам здоровья или социальным причинам.

      Согласно нынешним оценкам, около 30% всех мужчин в мире – что составляет около 670 миллионов мужчин – обрезаны. Из них около 68% принадлежат к исламской вере, менее 1% к иудейской вере и 13% – американцы, не относящиеся к мусульманам и евреям.

      «Учитывая последние данные о том, что обрезание крайней плоти у мужчин значительно снижает риск заражения ВИЧ для мужчин, этой практике вновь уделяется повышенное внимание, поскольку мир пытается понять, что это будет означать с точки зрения профилактики ВИЧ, – сказала Главный научный консультант ЮНЭЙДС д-р Кэтрин Хенкинс. – Анализ факторов, определяющих обрезание крайней плоти у мужчин, и приемлемости этой практики для других сообществ позволяет лучше увидеть пути дальнейшего использования этих последних исследовательских результатов».


      Религиозная практика

      В еврейской религии мальчиков традиционно обрезают в восьмой день жизни, если нет медицинских противопоказаний. Обоснованием, приведенным в еврейской священной книге Тора, является то, что между Авраамом и Богом был поставлен завет, внешним признаком которого является обрезание всех евреев мужского пола. В Торе говорится: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужской пол» (Бытие 17:10). Обрезание крайней плоти у мужчин по-прежнему является почти всеобщей практикой среди еврейского народа.

      Самой крупной религиозной группой, практикующей обрезание мужчин, является ислам. Являясь последователями веры Авраама, исламские народы практикуют обрезание как их отношение с Богом; у них эта практика называется «тахера», означая очищение. После глобального распространения ислама начиная с 7-го века н.э. обрезание мужчин стало широко практиковаться среди других народов, ранее не применявших эту практику. В исламе нет четко предписанного возраста для обрезания, хотя пророк Мухаммед рекомендовал делать обрезание в раннем возрасте и, как указывается, обрезал своих сыновей на седьмой день после рождения. Многие мусульмане выполняют этот обряд в этот день, хотя мусульманин может пройти обрезание в любом возрасте от рождения до половой зрелости.

      Христиане-копты в Египте и Православные христиане Эфиопии – две самых старых из существующих форм христианства – сохраняют многие традиции раннего христианства, включая обрезание мужчин. Обрезание не предписывается другими формами христианства. В Новом Завете святой Павел писал: «ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание» (К Галатам 5:6), а в папской булле ( Papal Bull ) от 1442 года Римская Католическая Церковь говорит о том, что обрезание мужчин является необязательным: «Поэтому всем, кто славит от имени христианина, строго приказывается не практиковать обрезание ни до, ни после крещения, поскольку, независимо от того верят они в это или нет, этот обряд нельзя соблюдать, не утратив вечное спасение». Дискуссии, проведенные в фокус-группах по вопросам обрезания крайней плоти у мужчин в Африке к югу от Сахары, не дали четкого консенсуса относительно совместимости обрезания мужчин с христианской верой. Некоторые христианские церкви в Южной Африке выступают против этой практики, считая ее языческим ритуалом, в то время как другие, в том числе Номийская церковь в Кении, требует обрезания для своих членов; участники дискуссии в фокус-группах в Замбии и Малави отметили аналогичные верования в отношении того, что христианам следует практиковать обрезание, поскольку Иисус был обрезан и Библия проповедует эту практику.

      Этнические факторы

      Обрезание практиковалась по иным, нерелигиозным причинам, в течение многих тысячелетий в Африке к югу от Сахары, а также во многих этнических группах по всему миру, включая аборигенов Австралазии, ацтеков и майя в Америке, жителей Филиппин и восточной Индонезии и различных островов Тихого океана, в том числе Фиджи и Полинезийских островов.

      В большинстве этих культур обрезание является неотъемлемой частью обряда посвящения в мужчины, хотя первоначально оно могло быть испытанием на смелость и выносливость. «Обрезание также ассоциируется с такими факторами, как мужественность, социальное единство с мальчиками того же возраста, обрезанными в одно и то же время, самоидентификация и духовность», – поясняет д-р Хенкинс.

      Этнограф Арнольд Ван Геннеп в своей работе «Обряды посвящения» (1909 год) описывает различные обряды инициации, которые присутствуют во многих ритуалах обрезания. Они включают три стадии: отделение от обычного общества; период, в течение которого новопосвященный проходит трансформацию; и, наконец, реинтеграцию в общество в новой социальной роли.

      «Психологическим объяснением этого процесса является то, что двусмысленность социальных ролей создает напряженность, а по мере приближения человека к стадии перехода от возраста ребенка к взрослому возрасту требуется символическая новая классификация. Это поддерживается тем, что многие ритуалы придают конкретное значение обрезанию, которое обосновывает его цель в данном контексте», – утверждает д-р Хенкинс. Например, некоторые этнические группы, включая догонов и довайо в Западной Африке и кхоса в Южной Африке, считают, что крайняя плоть является женским элементом мужского полового члена, а его удаление (вместе с прохождением определенных испытаний) превращает ребенка в мужчину.

      Для многих этнических групп важную роль играет традиция. Среди этнических групп штата Бендел на юге Нигерии 43% мужчин заявили, что их мотивацией к обрезанию было поддержание традиций. В некоторых общинах, где обрезание является нормой, существует дискриминация в отношении необрезанных мужчин. Для племен лунда и лувале в Замбии или багису в Уганде оставаться необрезанным недопустимо, в результате принудительное обрезание старших мальчиков не является редкостью. Среди племени кхоса в Южной Африке необрезанные мужчины могут подвергаться крайним формам наказания, включая запугивание и избиение.


      Обрезание как социальный статус


      Социальные причины обрезания мужчин становятся все более распространенными. «Там, где большинство мальчиков обрезаны, желание соответствовать нормам является важной мотивацией для обрезания», – говорит д-р Хенкинс.

      Исследование, проведенное в Денвере, США, где обрезание проводится вскоре после рождения, показало, что родители, особенно отцы новорожденных мальчиков, указывают на социальные причины как основной фактор выбора обрезания (напр., нежелание, чтобы сын «выглядел не так», как отец).

      На Филиппинах, где обрезание является почти что всеобщим и обычно проводится в возрасте 10-14 лет, обследование среди мальчиков показало, что две третьих предпочли быть обрезанными просто, «чтобы не быть необрезанным», а 41% отметили, что это «часть традиции». Социальные причины также были указаны как основная причина обрезания в Южной Корее, где в ходе одного обследования 61% респондентов указали на то, что над ними будут смеяться их сверстники, если они не будут обрезанными.

      Желание «быть своим» также является основным фактором, объясняющим высокий процент обрезания среди мужчин, иммигрирующих в Израиль из других страны, где эта практика не существовала (в основном из бывшего Советского Союза).

      В ряде стран на распространенность практики обрезания влияют социально-экономические факторы, особенно это касается стран, где эта практика появилась недавно, например в англоговорящих промышленно развитых странах. Когда практика обрезания мужчин впервые появилась в Великобритании в конце 19-го – начале 20-го столетия, она преобладала в основном среди высших классов общества. В США анализ данных для 4,7 миллиона младенцев, обрезанных за период с 1988 по 2000 годы, также указал на значительную взаимосвязь с наличием частной страховки и более высоким социально-экономическим статусом.


      Предполагаемые преимущества с точки зрения здоровья и секса


      В последние годы распространение практики обрезания крайней плоти у мужчин
      в промышленно развитом мире было обусловлено представлениями об улучшении гигиены и снижении риска инфицирования.

      В ходе исследования, проведенного в США в 1983 году среди новорожденных, матери указывали, что гигиена является наиболее важным фактором при выборе обрезания их сыновей; в Гане обрезание считается очисткой мальчика после рождения. Усиление гигиены также было отмечено 23% из 110 обрезанных мальчиков на Филиппинах и Южной Корее; основными причинами для обрезания были: «улучшить половую гигиену» и предупредить развитие рака полового органа и распространение инфекций, передающихся половым путем и ВИЧ (соответственно 71% и 78%). В провинции Ньянза, Кения, 96% обрезанных мужчин и 97% женщин, независимо от их отношения к мужскому обрезанию, отметили, что, по их мнению, обрезанным мужчинам легче поддерживать гигиену.

      Мотивом к обрезанию также может быть понятие о сексуальной привлекательности и активности. При проведении обследования среди мальчиков на Филиппинах 11% указали, что, по их мнению, женщинам нравится иметь секс с обрезанным мужчиной, а 18% мужчин, участвовавших в исследовании в Южной Корее, отметили, что обрезание усиливает сексуальное удовольствие. В провинции Ньянза, Кения, 55% необрезанных мужчин считали, что женщинам нравится секс с обрезанными мужчинами. Точно так же большинство женщин считали, что секс с обрезанными мужчинами более привлекателен, хотя, вероятно, большинство женщин этой провинции никогда не имели половых отношений с обрезанным мужчиной. На северо-западе Танзании молодые мужчины считали, что обрезание усиливает сексуальное удовольствие для мужчин и женщин, а в районе Вестонария, Южная Африка, около половины мужчин указали, что женщины предпочитают обрезанных мужчин.


      Ожидаемое увеличение спроса

      Глобальные оценки за 2006 год указывают на то, что примерно 30% мужчин – что составляет около 670 миллионов человек – обрезаны.

      Учитывая результаты последних исследований, указывающие на то, что риск заражения ВИЧ для обрезанных мужчин значительно ниже, можно предполагать быстрое увеличение спроса на безопасное и экономически доступное обрезание.

      «Поскольку в настоящее время обрезание мужчин считается эффективным в плане снижения риска заражения ВИЧ, необходимо обеспечить правильное понимание мужчинами и женщинами того, что эта процедура не дает полной защиты против ВИЧ-инфекции», – отметила д-р Хенкинс, подчеркнув, что эти вопросы будут рассмотрены в ходе международной консультации «Обрезание крайней плоти у мужчин и профилактика ВИЧ: последствия для политики и программ», которая состоится в Монтрё 6-8 марта 2007 года. «Обрезание крайней плоти у мужчин необходимо рассматривать просто как один из элементов комплексного пакета профилактики ВИЧ, включающего правильное и постоянное использование мужских и женских презервативов, уменьшение числа сексуальных партнеров, более позднее начало половой жизни и воздержание от проникающего секса. Точно так же как комбинированное лечение является наилучшей стратегией для лечения при ВИЧ, комбинированная профилактика – это наилучшая стратегия, для того чтобы избежать заражения или передачи ВИЧ», – добавила она.

      «Необходимы действия, для того чтобы повысить уровень безопасности практики обрезания во многих странах и чтобы медработники и население имели новейшую информацию о риске для здоровья и пользе обрезания мужчин»,– сказала д-р Хенкинс.

      Что такое Брит мила — Еврейское обрезание?

      Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

      Оглавление

      Брит мила — заповедь обрезания [^]

      Обрезание, или, на иврите, «брит мила» — обрезание крайней плоти, которое в Иудаизме проводят младенцу мужского пола на восьмой день жизни. Обрезание также известно под названием «союз Авраама», так как заповедь обрезания крайней плоти является знаком союза между Б-гом и евреями, заключенного впервые с праотцом еврейского народа Авраамом. По Торе, Авраам был первым, кто совершил заповедь обрезания по воле Творца. Во время обрезания ему было 99 лет. Также были обрезаны все его домочадцы мужского пола старше восьми дней.

      Смысл заповеди обрезания [^]

      Если кто-то спросит, почему еврейский народ исполняет заповеди Торы, то ответ на это будет очень простым — потому что их дал Творец! В принципе, для еврея этого вполне достаточно, чтобы жить по Торе. Однако, каждый человек в меру своих возможностей обязан осмыслить повеления Творца, и это то, чем мы сейчас и займёмся.

      Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого. Да и само название заповеди — «брит», что в переводе на русский означает «союз», говорит о том, что здесь заложено нечто более глубокое…

      Наши древние источники частично приоткрывают завесу. Чтобы глубже понять эту заповедь, обратимся к части из них. Так, например, книга «Хинух» упоминает несколько важных аспектов, связанных с обрезанием. Известно, что та часть человеческого тела, которую Тора нас обязывает устранить (на иврите она называется «орла»), в общем-то, является излишней. Никакой полезной функции крайняя плоть не несёт. Так зачем же тогда Всевышний создал нас «недоделанными», да ещё и повелел завершить недоделанную работу? Отвечая на этот вопрос, книга «Хинух» разъясняет смысл обрезания. Как в физическом плане человек создан несовершенным, и в его руках исправить недостатки (а излишество это тоже недостаток), так же и в духовном плане мы сотворены с большим количеством недостатков, которые нужно исправить и тем самым привести себя к совершенству. Так Тора учит нас основной цели нашей жизни — достижению духовной целостности. Необходимо разглядеть свои недостатки и в течение жизни постараться их устранить — такова воля Творца! Это, несомненно, одно из основных положений еврейского мировоззрения, но на этом понимание заповеди обрезания не ограничивается.

      Что меняет брит мила? [^]

      Прежде чем подняться ещё на одну ступеньку постижения, приведём ещё несколько примеров из нашей древней истории и увидим, как это действие, освящая человеческое тело, качественно его меняет. Авраам-авину в преклонном возрасте выполняет повеление Творца обрезать крайнюю плоть, и это сильно повышает его пророческий уровень. Если до обрезания Авраам не мог воспринять пророческое видение стоя, то теперь материальность его тела уже не является барьером при соприкосновении с высокими духовными инстанциями. Нечто подобное Тора пишет про необрезанного пророка Билама (Бемидбар 24): «Речь слышащего речи Всесильного, того, кто видит явление Всемогущего, падает с открытыми глазами». Во время принятия пророчества он падал на землю, так как его связь с материальностью мешала нормальному восприятию видения.

      Ещё одной иллюстрацией послужит нам история с известным прозелитом по имени Акилас, которую рассказывает мидраш Танхума. Это происходило в эпоху расцвета Римской империи. Акилас был родом из знатной римской семьи и приходился ни больше ни меньше, как племянником императору Андриану. После того, как Акилас принимает иудаизм, он встречает своего дядю, и тот обращает внимание на изменения во внешности племянника:

      — Что произошло с тобой?

      — Я стал изучать Тору, а также сделал обрезание.

      — Что тебя подтолкнуло это сделать?

      — Твой совет. В своё время я поделился с тобой своей идеей заняться торговлей, и ты порекомендовал мне скупать дешёвый товар, на который никто не обращает внимание, т.к. по истечении определённого времени его стоимость возрастёт. С тех пор я обошёл все государства и не нашёл более униженного народа, чем евреи. Но в будущем этот народ возвысится, как говорит об этом пророк (Ишаягу 49): «Так сказал Го-сподь, избавитель Израиля, Святой его — презираемому людьми, ненавидимому народами, рабу властелинов цари увидят и встанут, князья поклонятся…».

      — Но зачем же делать обрезание?

      — Хотел учить Тору.

      — Разве невозможно учить Тору, не делая обрезания?

      — Отвечу тебе примером — один из твоих полководцев вряд ли получит императорскую награду, если прежде не пожертвует собой ради императора. Тору также нет никакой возможности постигнуть, не исполнив прежде эту заповедь!

      В другом диалоге с Андрианом, который также приводит мидраш Танхума, Акилас отвечает на тот же вопрос несколько иначе: «Даже мудрейший из людей в твоём государстве, будь он столетним стариком, не может учить Тору, если не будет обрезан, как сказано в книге Тэилим (147): “Изрекает Он слово Своё Яакову, уставы Свои и законы Свои Израилю. Не сделал Он такого никакому народу, и законов Его не знают они…”». Акилас пытается объяснить римскому императору, что без обрезания понимание еврейского Учения невозможно. Ведь Тора, в отличие от наук, не зависит только от способностей и трудолюбия ученика. Есть Творец Мира, который даёт понимание Торы, и этот подарок далеко не каждый достоин получить.

      Другими словами, вполне возможна такая ситуация, что человек будет учить Тору, а истинный смысл от него будет скрыт т.к. необходимые условия для её восприятия не выполнены.

      Известный раввин раби Акива Эйгер объясняет это явление следующим образом. Подобно тому, как крайняя плоть, называемая не иврите «орла», покрывает и облекает собой физический орган, есть такого же рода оболочка — «орлат hа-лев», облекающая человеческое сердце. Она делает сердце невосприимчивым к духовности. Между двумя этими оболочками есть связь, и когда моhель (человек, исполняющий эту операцию) устраняет «орла», так и сердце становится открытым для духовности Торы. Недаром в тексте послетрапезной молитвы «биркат hа-Мазон», где мы благодарим Всевышнего за разные блага, которые Он нам даёт, сначала упоминается заповедь обрезания, и лишь затем говорится о Торе. «Благодарим Тебя … за завет Твой, что запечатлел Ты на плоти нашей, и за Тору, которой Ты научил нас…» — порядок именно таков, т.к. без этого завета постижение Торы невозможно.

      Обрезание на святом языке — это «брит», что означает «союз». Союз, когда-то заключённый между Творцом и еврейским народом. «И скреплю Я союз между Мной и тобой со всеми твоими потомками после тебя во всех поколениях их — вечный союз: быть Б-гом тебе и всем потомкам твоим после тебя! … Вот Мой союз, который надлежит вам хранить меж Мною и вами и потомством твоим после тебя: пусть обрезанным будет у вас каждый мужчина…» (Брейшит 17:7—11). Что же такое союз? Виленский Гаон в своём комментарии на «Сефер Йецира» говорит, что это не просто договор между двумя сторонами, а нечто большее. Когда одна из сторон передаёт другой что-либо очень важное и дорогое, и тем самым налаживается особая связь между ними — это и называется союзом. То же самое касается завета обрезания — тело при этом приобретает определённую святость — Творец как будто даёт часть Своей сущности и запечатлевает это на плоти нашей, возвышая материальность до уровня духовного. Та самая святость и является знаком завета, связывающим между нами и Творцом.

      Даже в тяжёлые для нашего народа времена гонений и преследований эту заповедь трепетно исполняли. Часто это было связано с риском для жизни, а иногда ради обрезания шли на верную смерть. Может быть, сейчас это более понятно…

      Здравствуйте Антон. А что Вы скажете вот об этом: Путин предложил евреям вернуться в Россию


      [lj-like in invalid context]

      МОСКВА, 19 янв — РИА Новости. Глава Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор предложил президенту РФ Владимиру Путину обсудить ряд предложений, в том числе о мерах по обеспечению безопасности еврейских организаций.

      «Полагаю, возможно, привлечь ваше внимание к следующим инициативам. Поддержать признание на уровне законодательства антисемитизма как уголовного преступления. Поддержать усилия и меры по обеспечению безопасности еврейских организаций, поддержать разработку специальных непрерывных образовательных программ по привитию учащимся основ безопасной толерантности», — сказал Кантор.
      http://ria.ru/religion/20200119/1362102258.html

      Операция удаления крайней плоти является одной из самых древних в истории человечества: у некоторых народов эта процедура считалась «данью жестокому и злому божеству, которому необходимо принести в жертву часть, чтобы спасти целое, обрезать ребенка, чтобы сохранить ему жизнь». Не случайно исследователи полагают, что обрезание в то время служило успешной альтернативой жестокому языческому обряду человеческих жертвоприношений. Однако удаление крайней плоти проводилось и из соображений гигиены, которые были выдвинуты ещё Филоном Александрийским.

      Однако изначально у многих народов этот обряд символизировал вступление мальчиков во взрослую жизнь и давал им право жениться. А самой процедуре подвергались юноши в возрасте 14 — 17 лет, вступившие в период половой зрелости. Обрезание крайней плоти начали практиковать ближневосточные народы еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Также обряд обрезания использовали финикийцы, египетские жрецы и народы Ханаана (аммонитяне, эдомитяне и моавитяне).

      В отличие от других древних народов процедура обрезания еврейских детей была обязательной для всех израильтян и проводилась как в семьях высшего сословия, так и в семьях простолюдинов не в период половой зрелости, а на восьмой день после рождения. Обрезание должно напоминать евреям о Божьем Завете (относительно потомства, владения землей) и об обязанностях, возложенных этим заветом на Израиль.

      В исламской культуре удаление крайней плоти являлось близким к обязательному. В Священном Коране обрезание не упоминается, однако о его необходимости свидетельствуют многочисленные предания, в том числе о пророке Мухаммаде.
      Сегодня удаление крайней плоти является у мусульман национальным обычаем, и сроки проведения этого обряда у представителей разных народностей весьма различны. Например, в турецких семьях процедуру обрезания проводят мальчикам в возрасте 8 — 13 лет, в персидских – в возрасте 3 – 4 лет, в семьях арабов — на 5 — 6 году жизни.

      В Иерусалиме и первых христианских общинах обрезание проводилось всем мужчинам без исключения, однако впоследствии этот обряд проводился только над язычниками, принявшими христианство, против чего впоследствии протестовал апостол Павел.

      Он использует понятие обрезания как символ обновления человека через веру в Иисуса Христа, и называет эту процедуру обрезанием Христовым, заключающейся в «совлечении греховного тела плоти». Не случайно удаление крайней плоти совершается, в отличие от иудейского обряда, не ножом по плоти, а в сердце и по духу. Тем самым обрезание, по его мнению, теряет свой смысл и становится ненужным.

      Поэтому в современном мире в христианстве этот обряд не практикуется, и этой процедуре подвергают отнюдь не из-за религиозных убеждений. Тем не менее, Коптская и Эфиопская православные церкви и по сей день придерживаются некоторых раннехристианских обрядов (например, празднование субботы наряду с воскресеньем), одним из которых является и удаление крайней плоти, которое проводится младенцам непосредственно перед крещением.

      В царской России принадлежность новорождённого мальчика к еврейству также сопровождалась обрезанием, которое официально регистрировалось в метрической книге. Статья 302 уложения о наказаниях запрещала совершение обряда обрезания кем бы то ни было, кроме раввина. И в то же время, евреем считался любой рождённый еврейкой, даже младенец, не подвергшийся обрезанию. Статус еврея терялся лишь с официальным переходом в другое вероисповедание.

      Хорошо пишете.
      Вот интересно: почему евреи, такой древний, судя по их писанию, и не такой уж маленький народ, при тогдашнем не перенаселении, не имел своей родины-земли, причём вообще нигде? Пусть их всех захватили в рабство, но ведь должны были откуда-то привести?
      Может, вообще это не нация, а само их название означает «пленники, рабы», т.е как-то отличавшиеся по характеру, функциям от остальных? Или неприкаянные бродяги, типа цыган, которые не хотели заниматься непосредственно трудом на земле, а ходили перепродавали товары? Типа коробейников-наперсточников?))
      Цыгане, кстате, вроде родиной Индию считают.
      Почему именно их Моисей водил 40 лет? Может, они сами и так бродили? А Моисей был типа агент по недвижимости, хотел им подыскать землю для оседлости, но им всё не нравилось: то этаж не третий, то оазис не совсем райский.

      Все народы как народы — к земле привязаны и ценят, даже если это горы-скалы или арабские пустыни. Одни они по всему миру тёплое местечко для себя лично ищут, потом всех родственников перетягивают. Причём и тогда за конкретную страну не держатся — тут же переедут, если найдут покомфортнее.
      Как думаете?

      Надеемся ещё чего-нибудь
      услышать интересненького про евреев.

      Например, про еврейскую кухню,
      про еврейскую маму.
      . и конечно же про холокост!

      П.С. Приятного аппетита и доброго
      всем здравия, братья и сестры!
      И не забывайте мыть руки ДО и ПОСЛЕ,
      и тогда вам не грозит никакое обрезание и лоботомия.
      Хотя последнее некоторым не помешало бы.

      АПОЛОГЕТАМ ТЕОРИИ ГИГИЕНЫ
      В ВОПРОСАХ ОБРЕЗАНИЯ И УСЕКНОВЕНИЯ

      Для гигиены полезно мыться.
      И чем чаще, тем лучше.
      Желательно каждый день.

      А то, следуя логике «гигиенистов»,
      человеку пришлось бы пообрезать у себя всё,
      начиная с ушей и кончая пальцами с яйцами.

      О ужас. Простите за аргументацию
      столь диким образом.
      Ну достали уже со своим обрезанием и гигиеной!

      А впрочем, если уж на то пошло,
      то некоторым не мешало бы
      делать обрезание мозгов в целях гигиены
      и социальной защиты хомо сапиенс как вида.

      Президент России Владимир Путин во вторник предложил евреям, которые не чувствуют себя в безопасности в Европе, перебраться в Россию.

      * * *
      Отведи ты нас в Россию, Моисей!
      Босиком хотим побегать по росе,
      Чтоб духовность обрести при РПЦ
      И при прочем перманентном п….е.

      Будет всё у нас там миром да ладом —
      Назовут, возможно, пару раз «жидом»
      Да ударят кистенём в ночной тиши
      Не со зла, а от загадочной души.

      Нам в брюсселях опостылело уже.
      Призрак бродит по Европе в парандже –
      Портит девок да взрывает парижан.
      Ну их нафиг! Мы хотим в Биробиджан!

      Поводи нас, Моисей, среди снегов.
      Дай команду: «Ну-ка, let my people go!».
      Отведи в страну, где лён и соловей.
      В кои веки мы понадобились ей!

      У неё ж теперь кругом одни враги –
      Украинцы, турки, чурки да ИГИЛ!
      А евреи нынче – вроде бы друзья.
      Мы ж и сами понимаем – так нельзя.

      До России добрести нам хватит сил,
      Раз уж лично ВВП нас пригласил.
      Чтобы было, на кого списать вину.
      Чтобы было, от кого спасать страну.

      » Спросите ученых, ПОЧЕМУ НЕ ИЗУЧАЕТСЯ ОБРЕЗАНИЕ и его последствия? Почему размножение тараканов, например, изучается, а это нет.

      Скажу лишь об одном последствии обрезания: при обрезании головка члена залупляется еще в младенческом возрасте и член ПОСТЕПЕННО ТЕРЯЕТ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (до 40 процентов). И в результате в зрелом возрасте обрезанный получает НЕЗАКОННОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ПРИ ПОЛОВОМ АКТЕ С ЖЕНЩИНОЙ (она «кончила», а ему другую подавай). Вот почему евреи, по выражению из Ветхого Завета, «как откормленные кони, каждый ржет на жену другого» («Иеремия» 8:10).

      Вот почему им еще и еще подавай (скольких жен и любовниц они меняют — в воспоминаниях жены Ландау, например, приведено, а также в документальном фильме о нем: аж с придыханием рассказывают о том, как Ландау в очередной раз говорит жене:
      «Корочка, я к тебе с очень приятной вестью: сегодня вечером в двадцать один час я вернусь не один, ко мне придет отдаваться девушка! Я ей сказал, что ты на даче, сиди тихонечко, как мышка в норке или уйди. Пожалуйста, положи в мой стенной шкаф свежее постельное белье», — такие у них супружеские отношения.
      Скажут: «Зато Ландау — гениальный!» Да не гениальный он, а ПРОПИАРЕННЫЙ на еврейской фабрике звезд).
      А что есть СОИТИЕ? Это ведь и ОБМЕН ЭНЕРГИЕЙ! Они незаконно ВАМПИРЯТ при соитии, поскольку не производят с партнершей (или партнером) эквивалентный энергетический обмен! «Я имею ЖИЗНЬ В СЕБЕ», — сказал Христос. Значит, он имел в виду, что иные НЕ ИМЕЮТ ЖИЗНИ В СЕБЕ, а ПОЛЬЗУЮТСЯ ЧУЖОЙ ЖИЗНЬЮ ДЛЯ ПРОДЛЕНИЯ СВОЕЙ! «Воры подкапывают и крадут», — наивно было бы полагать, что Христос здесь имел в виду всего лишь квартирных воришек. Грабят ПОЛОВУЮ ЖИЗНЕННУЮ ЭНЕРГИЮ!

      Обрезание: теория и практика

      Один день с моэлем экстра-класса

      О том, что у евреев обрезание один из важных и наиболее древних обычаев, слышал каждый мало-мальски образованный человек. И о том, что это не просто некая абстрактная медицинская процедура, а обычай, определяющий многое в жизни целых поколений. Но не все представляют себе, что это значит на практике, в реальной действительности.

      «Один день с моэлем экстра-класса» – так можно было бы назвать этот специальный репортаж. Моэль – это тот человек, который вводит каждого еврея в завет праотца Авраама, то есть своими руками, профессионально и с соблюдением всех требований еврейского закона делает то самое обрезание. С точки зрения сугубо практической — это хирургическая мини-операция по удалению крайней плоти, иное дело, что значит и как влияет эта операция на события человеческой жизни.… И на жизнь, сознание, практические шаги целых поколений.

      Однако вернемся к теме, которой посвящен наш репортаж: теория и практика Брит-Милы.

      Дело происходило в Москве, и мы начали с того, что договорились с реб Шаей Шафитом о встрече около синагоги на Большой Бронной, 6, – там помещается его офис, а равно и представительство знаменитой на весь еврейский мир организации «Брит Йосеф Ицхак». Реб Шая и его ассистент Феликс взяли обычный чемодан на колесиках, в котором имеются все необходимые вещи для обрезания, сели в машину, в которой нашлось место и для меня, и поехали к назначенному часу «на дело». Делом же – оговорим сразу – был обряд обрезания, назначенный в московской общине горских евреев. Пока мы преодолеваем привычные московские пробки и добираемся до ресторана «Подсолнух», где назначено обрезание, я с нескрываемым любопытством расспрашиваю реб Шаю.

      — С самого начала, я бы хотел уточнить некоторые вещи, чтобы потом не задавать вопросы. Какова технология этого процесса? Понятно, что операции этой подвергаются все еврейские мальчики еще с древних времен. И она заключается в удалении маленького, удобно расположенного кусочка кожи. Но изменилась ли технология со времен Авраама? И так как люди пугаются этой операции и воспринимают ее как нечто странное, то как объяснить с точки зрения практики, в чем состоит сам процесс?

      — Обрезание – это то, с чего начинается еврейство в его телесном смысле. Это наше ноу-хау. Хотя обычай довольно широко распространен на планете и известен у многих народов, но не без нашей «подачи», поскольку первое упоминание об обрезании содержится именно в Торе. Там сказано, что наш праотец Авраам заключил союз с Всевышним путем обрезания. Методика – в практическом смысле, тем более современная, конечно, изменилась. Каждый человек, который занимается обрезанием, делает это по-своему. Цель же этой операции состоит в том, чтобы головка была открыта полностью. По законам Торы, если она не полностью открыта, это неправильно выполненная процедура. Так часто бывает при обрезании у мусульман.

      Такая же проблема возникает и в ходе обычных медицинских операций, совершаемых врачами-хирургами, потому как они ставят перед собой иные цели, чисто медицинские. Цель врачей сделать так, чтобы головка просто открывалась – например, это нужно и показано при лечении ряда урологических заболеваний, но, как правило, для настоящего еврейского обрезания этого явно недостаточно. Главная проблема заключается в том, что еврейский закон требует, чтобы обрезание выполнялось евреем, искренне соблюдающим традицию.

      Но вернемся к методике. Она, конечно, изменилась по отношению к младенцам. Все-таки мы стараемся выполнять все максимально стерильно, используя все новейшие технологии. Но, к сожалению, у младенцев полной стерильности добиться невозможно. Потому что все свои оправления малыши делают в подгузник, памперс, и инфицирование раны все равно происходит. Другое дело, что мы можем ничего не опасаться… — все продумано и отработано веками. Рана, как правило, заживает за неделю, и малыш перестает плакать уже через несколько минут после обрезания.

      Методика обрезания взрослых тоже потерпела изменения со времен Авраама. Во-первых, обрезание выполняется в полностью стерильных условиях, стерильными инструментами, с использованием перевязочных материалов и тому подобное. Это, конечно, более качественные металлические инструменты, а не каменный нож, как тогда это было. Во-вторых, в наше время мы останавливаем кровотечение с помощью электрокоагулятора – точечным прижиганием. Можно использовать и другой способ — перевязку сосудов. И, в-третьих, это то, что не делалось во времена Авраама, — пришивание внутреннего лепестка крайней плоти к наружному лепестку. К чему это приводит? К тому, что послеоперационная рана заживает быстрее, первичным натяжением. И в послеоперационном периоде практически нет боли.

      — Из ваших слов следует, что согласно еврейскому закону для обрезания требуется удалить все, что покрывает определенную часть тела. Как в точности формулируется этот закон? И если традиция воспроизводится три тысячи лет, то как возможны какие-либо модификации? Вот вы говорили о других инструментах. Отражена ли в законе именно медицинская процедура, и как в точности это описано? Что требуется? Чем кошерное обрезание отличается от некошерного?

      — Надо сказать, что в законе не отражена процедура, в законе отражена цель. В Шулхан Арухе — своде еврейских законов, — сказано, что сама процедура обрезания состоит из трех этапов. И только при соблюдении всех этих правил обрезание считается кошерным. Сама мила, то есть обрезание, первая треть дела. Затем второй этап прия, когда разрывается внутренний сток крайней плоти, и на то есть свои веские причины. И третья часть — это мецица. Когда в целях быстрого заживления раны отсасывают (и тут же сплевывают) капельку крови.

      — И теперь она отражена в законе как необходимая часть процедуры?

      — Да. Но на самом деле все три этапа имеют свою интересную историю. Сама заповедь обрезания приводится в первой книге Торы, в главе Лех-Леха. Там сказано: «Восьми дней от роду да будет обрезан у вас каждый мужчина во всех поколениях ваших» . Это идет непосредственно, открытым текстом – от самого Творца. А вот про прию и мецицу в Письменной Торе нет ни слова, но это уже законы и традиции устной Торы. В эпоху античности обычай делать прию получил еще один немаловажный смысл. Дело в том, что под влиянием греческой культуры некоторые евреи стали участвовать в Олимпиадах – публичных спортивных состязаниях. Как вы, наверное, знаете, все атлеты, принимавшие в них участие, должны были выступать голыми. Быть обрезанным с точки зрения греков и их представлений о «красоте» — было чуть ли не позором. И соответственно некоторые евреи стали делать восстановительные операции, так, чтобы человек выглядел необрезанным. Но процедура прии значительно усложняла совершение такой операции. Это, собственно, была к тому же своего рода страховочная мера. После того как делали прию, уже было крайне трудно восстановить прежний вид, то есть это была дополнительная гарантия необратимости обрезания. Может быть, сейчас это и можно. Ведь современная пластическая хирургия шагнула далеко вперед. Но в то время это было гораздо сложнее сделать.

      — То есть, попросту говоря, прия — это некая жесткая рамка, которая фиксирует сделанную операцию?

      — Да, после прии совершить восстановительную операцию гораздо сложнее. Но давайте перейдем к последнему, третьему, этапу обрезания — мецице, который, кстати, имеет медицинскую подоплеку.

      — Так в чем же состоит сама процедура?

      — Делается это так: моэль собственным ртом отсасывает из ранки капельку крови. Это традиция. Так написано в Шулхан Арухе. В наше время эта процедура, естественно, несколько изменилась. Боюсь, не много моэлей в нашем мире делают это ртом.

      Взрослым людям это вообще невозможно. Кстати, «взрослых моэлей» — профессионалов, умеющих делать обрезание взрослым людям по всей строгости еврейского закона, вообще единицы в мире, я думаю, что ни один из них не проводит эту процедуру ртом. Ну, это просто невозможно, иначе происходит инфицирование раны. Ведь рот считается самым грязным местом у человека, даже грязнее того, что обрезают. Так, по крайней мере, говорят врачи. С младенцами иная ситуация. Я, например, это делаю ртом только младенцам из соблюдающих еврейскую традицию семей, кто изъявляет желание. Вот такая история с мецицей. В результате большинству детей я отсасываю эту капельку крови через специальную трубочку. Не делать этого вообще нельзя, потому что, как написано в молитве, составленной еврейскими мудрецами для произнесения ее во время трапезы после обрезания: «Он, Милосердный, благословит совершившего обрезание, того, кто совершил прию и мецицу! Если человек робок и малодушен и не исполнит одной из трех частей заповеди, его работа негодна». Однако самыми главными этапами остаются первые два, а третий — в практическом смысле — существует больше для лечения.

      — Как передаются традиции и секреты вашего ремесла, реб Шая? Ведь ремесло более чем редкое, учитывая, что и по первой профессии Вы хирург…

      — То, что записано в Шулхан Арухе, для нас закон, который теперь выполняется всеми, но сами по себе традиции передаются от человека к человеку. У каждого моэля, человека, который профессионально занимается обрезанием, есть свой учитель. Ведь недостаточно простого прочтения свода законов. Тем более что в Шулхан Арухе и половины нет того, как надо делать обрезание. Например, там по понятным причинам нет картинок, объясняющих все тонкости процедуры, и нигде их нет. На самом деле моэлей-врачей не так много.

      В этот момент выяснилось, что для того чтобы попасть в условленное место, необходимо было сделать большой крюк, вернуться и только так выехать на нужную улицу. А как мы помним, дорога ведет нас с вами на очередное обрезание. Я смотрю на часы.

      — Ну ничего, без нас не начнут…

      — А вы знаете, моэлю принято опаздывать.

      — Ну, я не знаю. Во-первых, без моэля действительно не начнут. Во-вторых, моэль профессионально этим занимается. Он приходит на обрезание сделать свое дело. Другие люди приходят для других целей, пообщаться, встретиться, отпраздновать и так далее. Приходят в основном родственники и друзья. Для них сидеть там пятнадцать минут, полчаса, ждать нет никаких проблем. А моэль приходит к совершенно незнакомым людям. И когда возникает ситуация, что моэль вынужден ждать еще каких-то родственников, то, естественно, это доставляет неудобство.

      — Тем более что моэль вдобавок достаточно занятой человек…Но мы вроде бы отвлеклись от прежней темы. Ведь мы выясняли двойственную природу профессии моэля: врач или исполнитель обряда? Кто вы прежде всего и кто ваши коллеги?

      — Из истории следует, что необязательно иметь образование. Хирургия — это больше ремесло. И я знаю моэля, который очень хорошо делает обрезание. Но он никакой не хирург и не врач. Он научился чему-то от нашего общего учителя, чему-то от меня. Вот, например, он накладывает швы так же, как я это делал когда-то. Решающим элементом является передача устной традиции от человека к человеку. И невозможно научиться, если некому научить. Более того, в Шулхан Арухе написано, что обрезать может любой, кто умеет. Это такая заповедь, которую в принципе может выполнять любой. Сейчас, конечно, в Израиле идет очень серьезная компания, когда «рекламируют» и стараются приглашать моэлей, имеющих диплом раввината. Дело в том, что моэль должен быть известен, как человек Б-гобоязненный и соблюдающий субботу. Если он не соблюдает, то это не моэль, а просто добрый доктор Айболит, врач — и точка.

      — Значит, по закону обрезать может только Б-гобоязненный и соблюдающий субботу человек?

      — Да, но при этом он может быть кем угодно. В Израиле про моэля говорят, что он хороший, если он отрезал быстро, без кровотечения и при этом ребенок не заплакал.

      — Таковы критерии профессионализма?

      — Нет. Так принято в Израиле. Таково обыденное представление о критериях профессионализма как житейского правила. Я как моэль так не считаю, потому, что это ничего не гарантирует. Хорошим качественным обрезанием я считаю нечто другое. Плач ребенка не показатель. Ведь ребенок плачет, даже если его просто моют, потому что ему холодно. Ребенка раздели, он опять плачет. Не плакал бы он, наверно, только в том случае, если бы он был под наркозом. Кстати, чтобы ребенок меньше плакал, после обрезания ему дают немного вина. Но по традиции анестезию маленьким не делают.

      За этим разговором мы приехали. Как и предсказывал реб Шая, с нормальным «дипломатическим» опозданием. Большая компания парадно одетых людей в кипах, собравшихся на праздник обрезания, ждала моэля и встречала его сдержанно и не без некоторого трепета – еще бы, прибыло главное действующее лицо всех дальнейших событий…

      Реб Шая оставался абсолютно спокоен и, давая уважаемым представителям общины горских евреев свои текущие указания, инструкции и просьбы, параллельно рассказывал вашему корреспонденту, что за чем следует в той процедуре, которая сейчас произойдет на наших с вами глазах.

      — Обрезание начинается с проверки документов. Ведь мы обрезаем только евреев по галахе.

      — То есть идет паспортный контроль? И как Вы их проверяете?

      — Проверяем свидетельство о рождении ребенка, мамы и чаще всего еще и бабушки.

      — Бабушка должна присутствовать?

      — Нет. Достаточно свидетельства о рождении. Требуются оригиналы всех документов, где отражается национальность. Когда у меня возникают сомнения, я посылаю к раввину. Еще во время обрезания принято зажигать свечи. Но есть различия в обычаях общин. Вот у ашкеназских евреев было принято зажигать свечи и ставить их на окно. Когда евреи видели, что горит свеча, они понимали, что делается обрезание, и могли зайти поздравить. Раньше нельзя было об этом громко заявлять, особенно в советские времена. На самом деле на обрезание не приглашают. Отец ребенка не имеет права приглашать гостей на обрезание.

      — Все кто приходит, должны сами узнать об этом и прийти?

      — Нет, не совсем так. Сообщается только дата и время обрезания. Почему? Потому что на каждом обрезании присутствует незримо пророк Элияу. Для него, кстати, ставят отдельное кресло или стул. Согласно Мидрашу пророк Элияу приходит на каждое обрезание, как бы в «наказание» за то, что когда-то он обращаясь к Всевышнему, обвинил евреев в том, что они оставили «Союз Твой». Ответил ему Всевышний: «Отныне ты будешь присутствовать всюду, где евреи будут заключать со Мной союз, и убедишься, что не оставили они Союз Мой!». В связи с этим приглашать людей на обрезание не принято. Ведь если приглашенный не сможет по какой-либо причине прийти в то время, как пророк Элияу приходит обязательно, это будет расцениваться как простое неуважение к нему.

      Сейчас женщины зажгут свечи. Вообще у грузинских евреев мужчины тоже держат свечи. И еще грузинские евреи зажигают те же свечи, которые зажигали для хупы, то есть на свадьбу родителей ребенка. Обычаи, естественно, различаются. Как и некоторые слова, которые произносятся при обрезании.

      — А кто дает ребенку имя и кто произносит текст? Ведь это тоже регламентировано законом?

      — Главный текст произносит моэль, отец же ребенка говорит определенные благословения, и есть фраза, которую должны произносить все присутствующие. К сожалению, у нас здесь такая обстановка, что большинство не знают, что нужно ответить. Поэтому я обычно подсказываю. Вот два благословения. Одно говорю я: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка вселенной, осветивший нас Своими заповедями и повелевший исполнять нам заповедь обрезания». Отец ребенка поизносит другое благословение: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Владыка вселенной, осветивший нас Своими заповедями и повелевший нам приобщить его к союзу Авраама, праотца нашего». То есть порядок таков: перед обрезанием благословение говорю я; сразу после обрезания, перед прией, говорит благословение отец ребенка. Еще один штрих — в некоторых общинах принято в этот момент говорить благословение Всевышнему за то, что он дал нам дожить до этого дня, «Шээхеяну», но в нашей общине это не принято, поскольку кроме радости здесь есть еще и физические страдания ребенка. А у сефардов – и у горских тоже — свои обычаи. В нашей общине произносят «Шээхеяну» при выкупе первенца и имеют в виду и обрезание.

      Пока мы говорим, дело делается. Происходит процесс подготовки к обрезанию. Стул – или кресло пророка Элияу – уже стоит на месте, уже готов приступить к своим обязанностям сандака самый уважаемый из гостей: его дело – держать ребенка на коленях, символизируя жертвенник, на котором приносились жертвы. Моэль произносит первое благословение, затем отец произносит второе. Быстро и точно, отработанными движениями делается само обрезание, потом прия и мецица: счет идет на секунды, на лбу у реб Шаи выступает несколько капель пота, поскольку работа связана с болью и не хочется ее растягивать – приходится спешить. После отсасывания капли крови накладывается повязка. Все кричат «мазл тов!», поздравляют друг друга и родителей ребенка, вся процедура занимает менее трех минут…

      После нее делается еще благословение на вино и дается имя ребенку. Реб Шая говорит, что в его практике это 1878-й или 1879-й младенец, которому сделали Брит Милу…

      — Сначала вы даете ребенку попробовать вино.

      — Нет, сначала дается имя. Там есть слова: «И в крови твоей будет жить». Эти слова произносятся дважды, имея в виду кровь пасхальной жертвы и кровь младенца при обрезании. В этот момент моэль опускает пальцы в вино и подносит к губам младенца, чтобы тот попробовал. Причем пальцы моэля в этом случае символизируют три буквы еврейского алфавита: шин, далет и йуд. И все вместе это составляет одно из имен Всевышнего – мы переводим это слово с иврита как Вс-сильный. И, как правило, после того как ребенку дали вина, он уже успокаивается. Правда, здесь не совсем характерный пример. Этому ребенку, которому я только что делал обрезание, уже четыре месяца, парень достаточно большой. Немного раньше бы сделать, он перенес бы легче…

      — Вот я слышал, как вы спрашивали, какое имя будет дано мальчику при произнесении благословения – это так и должно быть. Что, моэль действует по подсказке родителей? Или от них не зависит, как будут звать их ребенка?

      — Вообще, строго говоря, не полагается произносить имя мальчика до обрезания, до соответствующего благословения. Только когда я произнесу это благословение, тогда отец шепотом говорит мне на ухо имя ребенка, и я его произношу в первый раз. До этого вообще не принято называть имя. Здесь, как я уже говорил, иной случай. Мне иногда приходится выяснять, еврейское ли имя дается ребенку. Вот сейчас мальчику дали имя Равиль. И я сомневаюсь в том, что оно такое уж еврейское. Но папа начал меня убеждать, что он смотрел в еврейских книгах и что есть такое имя.

      — Что вы будете делать с этой крайней плотью?

      — Эту крайнюю плоть по традиции я обязан закопать в землю. Это тоже один из компонентов сближения с Б-гом. Часть человеческого тела нельзя просто так выбрасывать. Это своего рода уважение к человеку. Эта часть не относится даже к нечистым частям тела. Есть такие нечистые оболочки у человека, к числу которых она (крайняя плоть) не относится, хотя и является пограничной.

      Младенец уже не плачет, мама, няня и родственники несут его в заднюю комнату, а за ними спокойно идет и реб Шая.

      — Сейчас я буду проверять свою работу, чтобы удостовериться, не осталась ли случайно часть кожицы. Ведь я делал все быстро, чтобы людей не пугать.

      По дороге мы говорили о критериях профессионализма в нашей работе.

      — Сейчас уже вы и сами видите, как можно определить, какой моэль хороший. В том случае, если рана быстро заживает, ребенок мало плачет, не страдает. Я имею в виду не во время обрезания, а так сказать, за кулисами. Само обрезание длится от 1,5 до 3 минут, и не имеет значения, кричит мальчик или не кричит. Я имею в виду его состояние после операции, как он спит по ночам, как быстро заживает ранка. Если ребенок не мучается больше недели, это хороший результат, значит, моэль хороший. То же самое у взрослых. Если боль ощущается только два часа после обрезания и рана заживает красивым швом, значит, хороший моэль. Вот и все. У меня такие два критерия для младенцев и взрослых. Важно не зрелище, важен результат.

      Пока реб Шая дезинфицирует рану и останавливает кровотечение, наш разговор об обычаях обрезания идет своим чередом.

      — Кто, как, зачем и в каком качестве присутствует на Брит Миле – ведь люди исполняют заповедь и делают тем самым общее, очень важное дело?

      — Все должности при обрезании очень уважаемые. Первая уважаемая должность — это кватерс. Обычно это семейная пара. Женщина, которая по традиции не должна быть в этот момент беременной, берет ребенка из рук матери и передает его своему мужу, который заносит ребенка в зал, где делают обрезание. Когда ребенка вносят в зал, в это время произносят «Борух-Аба» — «добро пожаловать», как сказали бы по-русски, а на самом деле «благословен входящий».

      — «Борух-Ааба» моэль произносит?

      — Да, моэль и все присутствующие должны говорить и приветствовать ребенка. После этого есть еще несколько важных должностей.

      — Сандак, это тот, кто держит ребенка?

      — Да, это тот, кто держит ребенка при обрезании. Но давайте все по порядку. Вторая важная должность при обрезании — это положить ребенка на кресло пророка Элияу. Тогда я говорю соответствующие слова, что это кресло пророка Элияу (все эти слова написаны в молитвеннике, в порядке обрезания). Есть еще одна почетная должность — поднять ребенка с кресла пророка Элияу, прежде чем передать отцу, и положить на колени сандаку. Это даже более уважаемая обязанность, чем положить, потому что этот человек снимает ребенка как бы с коленей пророка.

      — Сандак, выходит, это тот человек, который исполняет обязанности пророка?

      — Ну, нет. Я не знаю, так ли это на самом деле. Колени сандака уподобляются жертвеннику, на котором воскуряли жертвы. И это самая уважаемая должность. Есть еще, конечно, отец ребенка и моэль, но они по сравнению с сандаком… — так, ничего особенного. Технический персонал, вроде того.… У отца ребенка, само собой, на душе праздник всей жизни, когда у сына Брит Мила, но в ходе праздника и обряда он не главный.

      Реб Шая улыбнулся, и начал не спеша давать указания маме младенца, как лучше его пеленать в те несколько дней, что рана от обрезания будет заживать…

      Потом община горских евреев праздновала до ночи, а мы поехали с нашим собеседником домой.

      — А кстати, со стороны психологической есть вопрос… Я понимаю, что вы профессиональный врач, но есть же такой тонкий момент, когда вы имеете дело с живым человеком. Какие-то ощущения вам передаются, которые может испытывать ребенок? Вы ведь делаете больно ребенку. Каковы ваши личные ощущения, кроме того что вы действительно торопитесь?

      — Я, конечно, чувствую его страдания. Но в то же время я не могу проявлять какую-то слабость, так в благословениях на трапезу после обрезания есть строчка: «Если человек робок и малодушен и не исполнит одной из трех частей заповеди, его работа негодна». Слабый сердцем – так сказано в молитвах — означает, что человеку жалко и он не может это делать.

      — Значит, не «кардиологически» слабый, а психологически?

      — Именно – слабый сердцем тот, кто проявляет малодушие. И его работа будет непригодной, потому что он не сможет сделать хорошо.

      — Традиция требует от вас твердости?

      — Я должен ввести этого ребенка в союз со Всевышним. Правда, традиция может освободить меня от обрезания моего собственного ребенка.

      — Чтобы вы не проявили малодушие?

      — Да, чтобы я не проявил малодушие. Я, например, своей дочери, когда она была маленькой, не мог делать укол. Нужно было сделать прививку, и я долго это нужное дело оттягивал, трудно было даже себе представить, как такое возможно – хотя я моэль. Говорил, что поздно, ребенок будет плохо спать и т.д., короче, всячески оттягивал. Я понимаю, что укол может сделать любой другой врач и не хуже меня, но обрезание я не доверю другому. Во-первых, я не знаю такого человека в Москве, кто мог бы это сделать, а во-вторых, есть особая заповедь делать обрезание своему сыну. Вы обратили внимание, что я во время обрезания передал нож в руки отца? Тот, подняв его, сказал, что делает меня своим представителем. И потом передал нож обратно мне в руки. Это потому, что обрезание — это обязанность отца, а не моя. Но поскольку отец не умеет это делать, то он возлагает эту обязанность на меня. И я буду вынужден то же самое делать своему сыну. Чего и вам желаю.

      А мы желаем и нашим читателям, и себе одного: чтобы в жизни, почаще было поводов встречаться с реб Шаей Шафитом и его коллегами! В качестве отцов и матерей семейств, сандаков, кватерс, помощников, гостей на праздниках, где свои услуги предлагает этот удивительный человек от Большой Бронной, 6, до Марьиной Рощи, от Павлодара до Риги и от Бомбея до Находки… Ведь когда высококлассного моэля приглашают сделать обрезание одному отдельно взятому новорожденному или группе евреев, ждущих своей очереди войти в завет Авраама со Всевышним, это праздник в полном смысле слова. И каждое такое событие уникально и радостно, это одно из самых значительных дел с точки зрения еврейства и нашего общего еврейского будущего! Поэтому нам всем стоит помнить об одном из важнейших начал, с которого начинается еврейство.

      Читайте так же:

      • Козацьки звичаи и традиции Козацьки звичаи и традиции Перші поселення козаків на порогах Дніпра з’явилися наприкінці ХV століття. Сюди тікали переважно селяни від панського гніту. Хоча перший прототип майбутньої […]
      • Еврейские обычаи по пятницам Законы кашрута московский раввинский суд Трудно, наверное, найти человека, который не знал бы, что иудаизм крайне придирчиво относится ко всему, что едят его приверженцы. И действительно, […]
      • Традиции украинских праздников Ваш гид и партнер в Украине! Новости 04.04.2020 Электронные визы в Украину ввели для граждан 46 стран 12.01.2020 10 украинских визовых центров откроются в 8 странах […]
      • Традиции у евреев на пасху Еврейская Пасха (Песах) в 2020 году: история и традиции праздника Песах начинают отмечать на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, […]
      • Ритуалы таро Ритуалы таро Перед тем как лечь спать, зажигаем свечу, которую ставим на блюдце. Под блюдце кладем "Верховную Жрицу" и "Умеренность" (это усилит ритуал). "Через Ангелов сна, через тайные […]
      • Марокко население традиции Население и традиции Марокко Население Марокко принадлежит к одному средиземноморскому расовому типу, но среди смуглых, кареглазых и темноволосых людей (арабов и берберов) можно заметить […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *