Традиции в гагаузии

Будни и праздники Гагаузии

Гагаузы — православный тюркоязычный народ — поселились на территории нынешней Молдавии в XIX веке. В их быту и традициях причудливо переплелись Восток и Запад, прошлое и настоящее. Обо всем этом — фотогалерея DW.

«Какая смесь одежд и лиц»

Административно-территориальный округ (АТО) Гагауз-ери расположен на юге Молдавии. Его площадь составляет около 2 000 квадратных километров. Население — свыше 160 тысяч человек. Здесь живут представители разных национальностей: гагаузы, болгары, украинцы, русские, чехи, поляки, немцы. Пушкинское «какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний» — это как раз про нынешнюю Гагаузию.

«В степи молдаванской»

Гагаузия занимает часть Буджакской степи. Овцеводство — одно из традиционных занятий жителей региона. Ну и многие приметы связаны со степью. Здесь, например, до сих пор отмечают дни волка, согласно легенде, — прародителя гагаузов. В ноябрьские дни, гласит легенда, нельзя шить и вязать, а то в степи можно погибнуть от нападения волков. Правда, волков здесь почти не осталось.

Две столицы

Два самых крупных города автономии — столичный Комрат и Чадыр-Лунга — это Москва и Санкт-Петербург в гагаузском масштабе. Комрат считается богаче, Чадыр-Лунга — интеллигентнее. Но памятники вождю мирового пролетариата по-прежнему стоят на центральных площадях в обоих городах. Каждую весну памятник Ленину в Чадыр-Лунге заботливо красят в золотистый цвет.

Красна изба пирогами

Гагаузы — народ радушный. Любят праздники и гостей, даже нежданных. В любом доме обязательно поставят на стол терпкое домашнее вино и нехитрую закуску. Летом стол накрывают прямо во дворе, как Зинаида и Николай Константиновы. И ничего, что позади тяжелый базарный день, а впереди — подготовка товара на завтра. Константиновы готовят и продают кавурму — популярное в Гагаузии блюдо из баранины.

Откуда взялся Комрат?

Село с таким названием появилось на территории современной Молдавии в конце XVIII века. По легенде в этих местах однажды проводились скачки. Победил на них черный конь местного турецкого богача, который и назвал село его именем — Кёмур ат. Впоследствии здесь вырос город Комрат, столица Гагаузии. Но память о вороном скакуне запечатлена на кованых воротах при входе в центральный парк.

О гагаузском языке

Михаил Влах живет в Комрате и очень любит и этот город, и всю свою Гагаузию. Он мечтает о том времени, когда гагаузский язык, который теперь хорошо знает только старшее поколение, вновь станет популярным и у молодежи. Влах с гордостью рассказывает, как обучают этому языку детей в детских садах. «Кстати, — добавляет он, — у нас и книги выпускаются на гагаузском, и три газеты выходят».

Праздник духа и живота

В Молдавии любят праздники, и Гагаузия — не исключение. Если нет никаких календарных дат, можно устроить фестиваль. Летом они проходят в разных районах страны еженедельно. На фестиваль народов юга в молдавское село Селемет Чимишлийского района приехали и жители Гагаузии. Со своим угощением, разумеется. Вот так они готовят поросенка к праздничному столу.

Вокруг софры

В любом гагаузском доме есть маленький столик для еды — софра. К нему обязательны низенькие скамеечки. Раньше софру ставили только на время обеда и ужина. Вокруг столика устраивалась вся семья, ели из одной большой миски. Потом софру вешали на специальный крюк на кухне. Такими столиками пользуются и сегодня. Но чаще все-таки едят за обычными европейскими столами.

Гагаузское подворье

Сельский туризм в автономии почти не развит, но первые ласточки уже есть. Заслуженный артист Молдавии, гагаузский певец Петр Петкович создал в своем доме «гагаузское подворье». Здесь собраны предметы старого народного быта, что для многих жителей региона еще не стали историей, а для туристов считаются экзотикой. Супруга Петра Петковича Дора показывает, как ткали ковры на старинном станке.

Буджакские вышиванки

Природа в Буджакской степи не такая яркая, как в других регионах Молдавии. Зелени здесь меньше, да и выгорают ее краски, не доживая до середины лета, ведь, бывает, температура воздуха зашкаливает здесь за 40 градусов. Не потому ль народные мастерицы вышивают такими яркими красками? В любом гагаузском доме можно найти вышитые бабушками полотенца, наволочки, скатерти. А вот рубашки вышивали реже.

Бешалминские бабушки

Село Бешалма известно за пределами автономии. Здесь расположен самый первый в бывшем СССР этнографический музей гагаузского народа. Его создал писатель и кинематографист Дмитрий Кара-Чобан еще в начале 70-х годов прошлого века. Сегодня музей стал настоящим культурным центром, при нем создан фольклорный ансамбль, в котором участвуют пенсионеры из Бешалмы и соседних сел.

Загадочные гагаузы: откуда они появились в Молдове

Кто такие гагаузы и откуда они взялись в Молдове – над этим вопросом историки бьются не одно столетие. Потомки печенегов и огузов, отуреченные христиане – как их только не называют. Догадки порождают множество стереотипов: что гагаузы ночуют в степи, ездят только на лошадях и кочуют с места на место. Но так ли это на самом деле?

В молдавские края гагаузы переселились в XVIII веке, по одной из версии, из Болгарии. Говорят, им так полюбилась буджакская степь, что они отказались кочевать дальше. Сегодня гагаузы являются одним из многочисленных народов Молдовы, живут отдельной автономией на юге страны и соблюдают традиции. А их у гагаузов много.

Например, одним из важнейших обрядов является свадьба. Основные торжества проходили в доме невесты. К замужеству ее готовили старшие женщины: наряжали, заплетали косу, складывали приданое. А вот свадебное платье шили родственники жениха. Кстати, замуж выдавали не в белом, а ярком зеленом платье. Кроме фаты голову молодой украшали геранью. Причем, цветок выращивала сама невеста, он считался символом красоты и чистоты. Нарядившись, она пускалась с гостями в пляс. Ведь чаще всего это было ее последнее вольное гуляние, которое обычно длилось три дня.

Гагаузские женщины – те еще модницы. Без бус и в поле не выходили работать. По женскому наряду можно было даже узнать судьбу: замужем ли женщина, сколько детей растит. Незамужние девушки в красивых платьях выходили на свадебный смотр. Если кавалер снимал с головы цветок, то считай, что сделал предложение. Но последнее слово всегда оставалось за родителями невесты.

В ярких нарядах буквально отражается природа буджаксой степи: голубые реки, зеленые рощи. Ткани окрашивали натуральными красителями.

«Зеленый цвет символизировал плодородие, поэтому платье у невесты было такого цвета. Это говорило о том, что будущая жена будет хорошо смотреть за своими детьми, будет их воспитывать и будет потрясающей хозяйкой», – говорит Ирина Сары, руководитель гагаузского ансамбля.

Кухня – пожалуй, единственное место, где женщина испокон веков чувствовала себя полноправной хозяйкой. Ведь в семье гагаузов строгий патриархат сохраняется до сих пор. В старину за софрой – круглым столиком – у каждого было свое место. Накормить большую семью было непростой задачей. Блюда готовила на скорую руку.

Согласно древним документам, основу гагаузского языка составляют тюркские слова. Однако существует и другая версия – что гагаузы зародились в Европе.

«Образ жизни нашего народа и облик нашего народа далек от азиатских тюркских кочевых народов и от кочевников», – считает Мария Капаклы, гид Национального гагаузского историко-этнографического музея.

Если о происхождении гагаузов еще ведутся споры, то их кочевое прошлое бесспорно. О нем красноречиво говорят предметы быта. Например, посуду делали прочную, но легкую. Деревянные ложки и тарелки спокойно помещались в походном мешке. А еще с собой всегда брали сосуд – сусак, в нем могло храниться вино или молоко. Сусак делали из особого вида тыквы, ее еще называли бутылочной. Когда плод созревал, его подвязывали таким образом, чтобы у кувшина вытягивались ручка или горлышко. Посуда получалась очень легкая, поэтому в далеких странствиях была незаменимой вещью.

В старину гагаузы содержали не только коз и овец, но и лошадей. Последние считались главным достоянием кочевника. Без коня гагауз не считался гагаузом. В XVIII веке гагаузы верхом прокладывали путь к лучшим землям. В селах и сегодня можно встретить конную упряжку. Хотя современные гагаузы давно освоили автомобили, но по-прежнему свято чтут грациозную лошадь. У гагаузов есть даже поверие: кто не ездил на лошади, тот всю жизнь ходил пешком.

Гагаузия: осколок русского мира на юге Молдавии

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Пока статус непризнанного Приднестровья продолжает оставаться темой политических переговоров, Гагаузия, также отколовшаяся от Молдавии после распада СССР, уже больше двух десятилетий существует как молдавская автономия. Счастливо ли?

Давно хотел посмотреть, что из себя представляет Гагаузия. Часто слышал от молдаван, что у них с гагаузами мало общего, и многие из них в Гагаузии даже и не были — знают только, что это где-то на юге Молдавии.

Три часа на автобусе из Кишинева, и ты в столице Гагаузии — Комрате. Первое, что бросается в глаза, — как много всего на русском. Словно попал в российскую провинцию. Русский соседствует на вывесках и знаках с гагаузским, который похож на турецкий.

  • Приднестровье: куда движется непризнанная республика
  • Коммуналка на колесах: как живут в поездах России
  • Фотоблог на bbcrussian.com

Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption «Гагаузия — наша Родина! Когда мы едины, мы непобедимы!» Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Коммунизм и православие — два символа, которые у многих здесь до сих пор в держатся в сознании

В 1990-м провозглашение Гагаузской республики, в отличие от Приднестровья, обошлось без крови, и в непризнанном статусе она просуществовала четыре года. В 1994-м Гагаузия мирно вошла в состав Молдавии в качестве автономно-территориального образования (АТО), и сейчас там живут более 165 тыс. человек.

Учитывая, что народ тюркский, логично было бы найти в городе мечети. Но в самом центре Комрата стоит красивый православный храм. Знакомлюсь с прихожанами. «Внешностью да языком на турок похожи, а менталитет больше русский», — говорят они о себе.

От гагаузов можно услышать, что они единственный тюркоязычный народ, который исповедует православие. Правда, есть ещё якуты, алтайцы, чуваши, хакасы.

Турция как лидер тюркского мира активно помогает Гагаузской автономии уже много лет. Но при этом гагаузы, будучи православными, очень тепло относятся к России, помощь от которой имеет здесь большое значение.

Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Библиотека имени Ататюрка в Комрате, построена Турцией как дар гагаузскому народу Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Агентства США по Международному развитию (USAID) также выделяет Гагаузии гранты на развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, муниципальных нужд

Территория АТО — небольшая, три города да села. Управляет всем этим башкан, по-нашему глава. Несмотря на то, что целью создания автономии, было сохранение гагаузских традиций и языка, язык здесь в ходу в основном русский. Хотя официальных аж три: молдавский, русский и гагаузский.

Довольно необычно выглядит: вроде ты в Молдавии, но все говорят на русском. Здесь смотрят российское телевидение, вывески на русском, образование на русском, пресса на русском, ругаются на русском.

По-молдавски же здесь многие говорят и понимают с трудом, отчего немало проблем. Скажем, с трудоустройством или образованием в Кишиневе.

Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption В Комрате городские власти приводят в порядок колодцы Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption В городском парке Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Свято-Дмитриевский женский монастырь в Чадыр-Лунге

И в разговорах гагаузы дают понять, что чувствуют себя ближе к России, нежели к Молдавии.

С Россией, открывшей рынок местным экспортерам сельскохозяйственной продукции, у Гагаузии, в отличие от остальной Молдавии, и тесные экономические связи. В российских университетах есть квоты для студентов из Гагаузии.

Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Словно и не в Молдавии — русский язык повсюду Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Газеты в Гагаузии издаются как на русском языке, так и на гагаузском

Разумеется, можно услышать и гагаузскую речь, хотя в основном от стариков. Но сейчас по всей Гагаузии устанавливают дорожные знаки с названием городов и сел на гагаузском языке, и стали издаваться книги на гагаузском языке.

В 2020 году парламент Гагаузии, к резкой критике Кишинева, принял свой, отличный от общемолдавского Кодекс об образовании — в частности, теперь в местных школах на гагаузском языке преподают предмет «История и культура гагаузского народа».

Молдавия назвала решение незаконным, но в Гагаузии считают, что автономный статус позволяет его принять.

Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Офис гагаузской телекомпании Yeni Ay на фоне православного собора Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Сельское хозяйство — один из основных столпов экономики автономии

С работой в автономии беда. Народ занят в основном в виноделии и в сельском хозяйстве.

Если молдаване едут на заработки в Европу или в Россию, то гагаузы из-за схожести языков, устраиваются на работу также и в Турции.

Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Работу можно найти на виноградниках Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Георгий Червень, глава винного подворья KaraGani разливает молодое, немного забродившее вино Правообладатель иллюстрации Mihhail Triboi Image caption Дядя Ваня из Вулканешт уже с утра съездил за помидорами в соседнюю Румынию, а за яблоками в Украину, там дешевле, рассказал он мне

Гагаузская модель для Закарпатья

Будапешт может предложить Киеву молдавский вариант территориального устройства

Венгры в Закарпатье чтут национальные традиции. Фото со страницы Венгерского демократического союза Украины в Facebook

Будапешт перенес выдачу венгерских паспортов жителям Закарпатья из украинского города Берегово в соседний город на востоке Венгрии, сообщил председатель закарпатской областной администрации Геннадий Москаль. Ранее из Берегово был выслан венгерский посол. Ситуация в регионе осложнилась. Источник «НГ» в МИД Венгрии сообщил, что Будапешт может предложить Киеву использовать в Закарпатье молдавский опыт создания автономно-территориального образования – Гагауз Ери (Гагаузская земля). В 1994 году это предотвратило вооруженный конфликт на юге страны. ЕС, по словам источника, может поддержать венгерскую инициативу.

Отношения Киева и Будапешта осложнились после того, как в Украине отменили закон о региональных языках.

В свое время, согласно этому документу, в трех районах Закарпатья с компактным проживанием венгров региональным языком был признан венгерский. После отмены соответствующего закона и принятия нового – об образовании – в регионе запретили обучение на венгерском языке, закрыли национальные школы. Принятые меры были рассчитаны в основном на русских, проживающих в Украине, однако они рикошетом ударили по другим нацменьшинствам – венграм, румынам, полякам, болгарам. Свое неодобрение действиям украинской власти высказали в соответствующих европейских столицах, но Будапешт не ограничился только заявлением. Венгрия обвинила украинские власти в дискриминации этнических венгров. И начала активно раздавать венгерские паспорта своим соплеменникам в Украине. По некоторым данным, венгерское гражданство получили 100 тыс. закарпатских венгров. Практически две трети всех проживающих в Закарпатье. После того как в Интернет попало видео с мероприятия, на котором украинские венгры получают венгерские паспорта в городе Берегово, консул Венгрии был выслан из страны пребывания. Будапешт ответил симметрично, выслав украинского посла. Дальше – больше. Разногласия из-за статуса венгерской диаспоры привели к тому, что Венгрия с октября 2020 года блокирует проведение саммитов Украина–НАТО и угрожает Киеву санкциями.

«Ничего не изменилось. Ну перенесли выдачу паспортов в соседний венгерский город Кишварда. Люди сели на электричку, которая идет семь минут, и они уже в Кишварде и там принимают гражданство Венгрии», – сказал глава администрации Закарпатской области Геннадий Москаль журналистам.

Между тем в Украине, где не разрешается иметь двойное гражданство, начато уголовное производство о выдаче венгерских паспортов в Закарпатье. Дело расследуют по статье «Государственная измена». Министр по вопросам временно оккупированных территорий Украины Георгий Тука заявил, что Киев может потерять контроль над Закарпатьем из-за действий «пророссийской» Венгрии. Он счел «спецоперацией Будапешта» раздачу венгерских паспортов в этом регионе.

Попытки Венгрии как-то договориться с Украиной ни к чему не привели, а угрозы со стороны Будапешта вызвали ответную реакцию: глава МИД Венгрии Петер Сийярто был внесен в список известного сайта «Миротворец», называемого в народе расстрельным. Тем не менее в Будапеште ищут возможность помочь соплеменникам в Украине. По крайней мере тем, кто еще не уехал на историческую родину – на заработки или навсегда.

Источник «НГ» в МИД Венгрии рассказал, что Будапешт изучает молдавский опыт: в 1994 году гагаузы, компактно проживающие на юге страны, получили автономию. Учитывая то, что накануне там была провозглашена независимая Гагаузская республика и мог разразиться вооруженный конфликт, решение молдавского парламента о создании автономно-территориального образования Гагауз Ери стало выходом, который удовлетворил Кишинев, Комрат (столица Гагаузии) и Евросоюз. Молдавских политиков особенно устраивало то, что в формулировке статуса автономии удалось избежать термина «национальный». Да и само определение автономии несколько размыто: в законе говорится об автономно-территориальном образовании. Однако при этом есть условие: если Молдавия меняет свой статус, Гагаузия получает право на самоопределение.

В последние годы Кишинев пытался изменить закон о Гагаузской автономии, сужая ее права. Об этом «НГ» рассказала глава Гагаузии Ирина Влах. Она отметила, что у автономии есть своя Конституция (Уложение), которой и придерживается администрация. По словам Влах, без Турции Гагаузской автономии не было бы – Анкара много сделала для того, чтобы Кишинев принял соответствующее решение. Недавно в Гагаузии с визитом побывал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Выступая в Кишиневе, он подчеркнул, что гагаузы и турки – один народ. После чего в молдавской столице заговорили о том, что Турция берет гагаузов под свою защиту. Это «НГ» подтвердили в Народном собрании (парламенте) Гагаузии. Лидер молдавских социал-демократов Виктор Шелин заметил «НГ», что Евросоюз предупредил Кишинев о неприменении давления на Гагаузскую автономию (ЕС не нужен у своих границ еще один конфликт, хватает и приднестровского). Венгерские дипломаты изучают ситуацию в Гагаузии, которая, кстати, экономически стабильна, успешно торгует с ЕС, Турцией и Россией. В автономии действуют русские школы – таково решение населения. Выпускники учатся в вузах Турции и России.

Все это берут на заметку в Будапеште, и не исключено, что Киев получил приглашение к разговору на тему решения венгерского вопроса в Закарпатье.

Руководитель Фонда «Украинская политика» Константин Бондаренко сказал «НГ», что ранее президент Петр Порошенко обещал национально-территориальную автономию крымским татарам. В таком случае почему не вести разговор об автономно-территориальном образовании для венгров? Однако Константин Бондаренко заметил, что Киев будет против, так как пойти навстречу венграм – значит создать прецедент, и тогда Донбасс также попросит автономию. При этом украинский политолог отметил, что в Украине есть закон о национально-культурной автономии. И может, в этом плане реально вести речь о правах украинских венгров? Которых, по утверждению эксперта, становится все меньше – «осталось 120 тыс., остальные уехали». Но вопрос остается, и его придется решать – скорее всего, уже новому парламенту, выборы которого намечены на будущий год.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Милли Фирка

Как празднуют Хедерлез гагаузы

Post navigation

04.05.2020

Как празднуют Хедерлез гагаузы

Пожалуй, ничего так не отличает гагаузов, проживающих в Молдове и Украине, от других народов, как празднование исконно национальных праздников. Испокон веков для гагаузского народа самыми важными являются два циклически противоположных праздника — Касым и Хедерлез. Если Касым напоминает о начале зимы, то Хедерлез призывает гагаузов к труду в новом сельскохозяйственном и скотоводческом сезоне.

В гагаузских селах до сих пор чтят национальную традицию — к 6 мая, ко Дню святого Георгия Победоносца, пастухи должны выгнать скот на пастбище, и вернуть скотину домой в начале ноября — к Касыму. Обычно к началу мая в свои родные дома слетается молодежь — чтобы отметить не только День святого Георгия (Хедерлез), но и повидаться с родными.

Как все начиналось

История происхождения гагаузского народа таит в себе много секретов. Однако чего не отнять у гагаузов — это тюркское происхождение. Некоторые историки в описании о крымских татарах упоминают слово Кедврлез — Хедрлез как турецкое имя Дня святого Георгия. Вот здесь возникает вопрос, а не один ли это праздник? Гагаузы — народ православный и отмечают праздник Хедерлез, название которого могло трансформироваться из турецкого Кедврлез, обозначающего Георгий — праздник, который так же отмечается 6 мая. К тому же Святой Георгий является покровителем земледелия и скотоводства.

Однако, если обратиться к истории жизни Георгия из Каппадокии, во времена Диоклетиана, то мы не найдем там, даже намека на то, чтобы Георгий, который был впоследствии причислен к лику Святых, занимался сельским хозяйством, а тем более скотоводством. Это был воин принявший христианство и пострадавший за него. По древнему сказанию Георгий убил змея дракона (символ язычества) и избавил царевну (церковь), которая была выдана на съедение змею. Кроме того, от фактов никуда не денешься: праздник Хедерлез отмечался гагаузами на много раньше, чем они приняли христианство, это и есть один из языческих праздников, но который или влился в христианство, или остался по традиции чисто национальным праздником.

Так или иначе, древнейшие обряды празднования Хедерлеза гагаузы сохранили. Кульминацией праздника и его непосредственным символом является курбан (обряд жертвоприношения). У гагаузов принято приносить в жертву только жвачных животных (ягненок, баран). При этом, животное должно быть только мужского пола без каких-либо изъянов, что означает безгрешность жертвы.

В разных населенных пунктах Гагаузии праздник Хедерлез отмечается своеобразно. В Комрате, столице автономии, ежегодно организовывается крупнейший фестиваль песни и танца, в котором принимают участие коллективы из стран СНГ, а также из некоторых азиатских государств. Открывается фестиваль шествием по центральной улице Комрата. В красочных национальных костюмах, с флагами, подтверждающими принадлежность к той, или иной стране участники фестиваля преумножают во сто крат торжество данного мероприятия.

В селе Бешалма, где функционирует крупнейший музей истории и культуры гагаузов, после праздничной службы в церкви, прихожане садятся за общий стол, который сами же приготовили.

Не отнять у гагаузов и любовь к лошадям. На единственном в Молдове конезаводе «Ат-пролин» в Чадыр-Лунге ежегодно 6 мая проводятся конные скачки «Алтын ат» (Золотой конь), в которых участвуют также гости из соседних районов. Традиционно победитель получает главный приз — молодого ягненка.

Помимо традиционных и религиозных обычаев в день праздника Хедерлез гагаузы организовывают массовые гуляния на природе, где наличие именинника, Георгия, совсем не обязательно. Хедерлез — праздник для всего гагаузского народа.

Традиции в гагаузии

Семьи Романенко и Тащи дружат более 20 лет. Людмила Романенко признается, что дружить с людьми другой национальности интересней. «Всегда узнаешь что-то новое», – говорит Людмила.

Все без исключения праздники гагаузы и русские отмечают вместе, соблюдая и совмещая традиции обоих народов, ну а если душа просится в пляс, то гагаузы с русскими одинаково хорошо танцуют и «кадынжу» с «кираца авасы», и «калинку» с «русской пляской».

Местные жители говорят, что с гагаузами не только хорошо отдыхать, но и дела серьезные совершать можно.

Мария Корсакова живет по соседству с тремя гагаузскими семьями. Мария Дмитриевна на пенсии, если ей нужна помощь, она обращается к соседям.

Еще один гагауз – Руслан Мырза. Гагауз из Комратского района (станция Буджак). В 1989-м, когда Руслану Ивановичу исполнился 21 год, он решил переехать жить на родину своей матери, в Россию, а именно в Смоленскую область. 8 лет Руслан Мырза проработал в органах внутренних дел, не найдя себя в этом, решил уйти из силовых структур.

Несколько лет назад Руслан решил создать зону отдыха в деревне Слобода. Здесь на берегу озера он построил 2 дома и русскую баню. Сюда на отдых приезжают со всех окрестных деревень.

Переехав в Россию, закаленные трудностями и финансовыми испытаниями гагаузы добиваются успеха, каждый в своей области, к которой лежит душа. И делают это с особым рвением.

Ну а Смоленщина от большого количества переехавших сюда гагаузов, на мой взгляд, только выигрывает, так как они берутся за то, к чему местные уже не тянутся: восстанавливают сельскохозяйственные и фермерские хозяйства, как Григорий Тащи и Петр Данч, создают зоны отдыха, как Руслан Мырза.

3а 25 лет независимости Молдова независимой ни по одному показателю так и не стала. Социально-экономическая ситуация с начала 1990-х годов кардинально, в лучшую сторону, не изменилась. По данным Управления экономического развития АТО Гагауз Ери, средняя заработная плата в 2020 году составляет 3 700 леев (примерно 11 500 руб.), что на 29% ниже, чем в среднем по стране. Так, количество гастарбайтеров из Молдовы и семей, решивших переехать в Россию на постоянное место жительства, стремительно растет из года в год.

В РФ на заработках находится около 700 000 граждан РМ. Следует отметить, что, по данным Центробанков России и Молдовы, объем денежных переводов, сделанных гастарбайтерами из России, в первом квартале 2020 года составил 50 млн долларов.

ДНЕВНИК ГАГАУЗКИ

Ната Чеботарь: О гагаузах, о жизни и не только

Семейные традиции гагаузов

Продолжая тему семейных отношений, нельзя не сказать о той части добрых традиций, которые и сейчас, в 21 веке, настолько сильны в гагаузских семьях, что иногда даже умиляют приезжих или незнакомых с этой культурой людей. Речь идет о близких родственных связях и о иерархичности внутрисемейных отношений.

Родственники по всем ступеням родства имеют не только определенные названия, но и связанные с ними полномочия. Это наблюдается и сегодня в большинстве семей и относится к части обязательно употребляемых слов в гагаузской семье. Например, старший брат — «батю», а его жена — «булю», старшая сестра — «каку», зять — «еништя», невестка — «гелин», сестра мужа — «кираца», сестра жены — «балдызка», брат мужа для родственников жены — «драгинку», брат мужа для родственников мужа — «каинчу», тетя — «лелю», дядя со стороны отца — «чучу», со стороны матери — «учу», невестки по отношению друг к другу — «ельтийка».

Каку и кираца: Кывыржик Мария Павловна с моей мамой на руках (слева) и Кывыржик Федора Ивановна с детьми.

Муж и жена обращаются друг к другу по именам. За исключением моментов, когда муж хочет обратиться к жене ласково, он прибавляет к имени слово «маре» (Лянка-маре, Зина-маре). Это слово не имеет абсолютно точного перевода на русский, это что-то среднее между «милая», «дорогая», «уважаемая». Еще у гагаузов есть теплое выражение для обращения к любимому человеку — «жаным» («душа моя»), им тоже пользуются внутри семьи и по сегодняшний день, но раньше при посторонних нежности проявлять было не принято.

Интересно автор пишет о правилах общения, принятых в обществе. Они тоже устанавливались в соответствием с родством. Так, равный с равным, подают друг другу правую руку, причем мужчина должен первым подать руку женщине.

Девушка первой протягивает руку парню лишь в том случае, если парень пришел к девушке в дом. Шапку при встрече снимают только когда встречающиеся находятся далеко друг от друга, и голос их не может быть услышан — они подают приветственный сигнал друг другу, снимают шапку и поднимают ее вверх.

Кывыржик Мария Павловна (стоит), Капанжи Андрей Иванович и Федора Ивановна (родная сестра деда) с детьми.

И еще (дополняя тему влияния свекрови и обладания ею большими полномочиями в семье): особенно сильно проявлялась деспотическая власть бабушки в тех случаях, когда в семье не было наследника мужского пола и наследство должно было перейти к внучке. Если жених был беден, то бабушка могла не дать своего согласия на брак.

Слева направо: Кывыржик (Тукан) Мария Павловна, Кывыржик Степан Иванович, Курудимова (Тукан) Елена Павловна.

Читайте так же:

  • Гофман мода и обычаи 95. 02. 036. Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения - М. : Наука, 1994. - 160 с Текст научной статьи по специальности « Культура. Культурология» Похожие темы […]
  • Традиции лагерей Законы и традиции лагеря Законы лагеря «Юбилейный» Закон «0:00» (необходимо быть вовремя на всех мероприятиях) Закон «0:00» для всех един, Точны мы будем как один. Закон окружающей […]
  • Всеволожск таунхаусы традиция Коттеджный посёлок «Традиция» Район: Всеволожский Расстояние до КАД: 16 км Близжайший населенный пункт: Щеглово Срок сдачи: Декабрь 2020г. […]
  • Русские традиции дед мороз официальный сайт Сказка "Как Иванушка - дурачок Новый год спасал" - 55.000 р Новогодняя миссия Ягуни LITE - 35 000 р. Гарри Поттер Баба Яга . И многие другие. ИНТЕРЕСНОЕ НА САЙТЕ Дед Мороз, […]
  • 2020 год обычаи Ханука 2020: традиции, обычаи, история еврейского праздника В 2020 году праздник Ханука выпадает на 23 декабря, но, как и все иудейские праздники, он начинается накануне с заходом солнца. […]
  • Клондайк ритуал Прохождение квеста Ритуал Задание: К проведению ритуала всё готово. Золотой кролик покоится на наполненном лесным отваром алтаре, теперь нужно дождаться восхода солнца, чтобы его лучи […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *