Корпоративные ритуалы и мероприятия

Корпоративные обряды, церемонии и ритуалы. Собственная легенда

От истории-легенды следует отличать собственно легенду, которая выполняет скорее маркетинговые функции, чем функции внутрикорпоративных связей с общественностью. Нетрудно заметить, что в первом случае текст представляет собой сказку в полном смысле этого слова, хотя и связанную с компанией BON JOLI, поскольку в нем в художественной форме раскрывается символический смысл названия сети магазинов.

Во втором случае текст опирается на вполне реальные факты, которые ознаменовали начало деятельности компании ИКЕА. Тем не менее можно сказать, что это история-легенда, поскольку основатель компании Ингвар Кампрад предстает в этом рассказе не как предприимчивый торговец, а как очень трудолюбивый человек. Сотрудники ИКЕА знают этот факт и гордятся, что уже на заре своего существования компания ставила перед собой такую благородную задачу, как сделать жизнь шведов красивой и удобной.

Таким образом, корпоративная история, легенды и мифы компании позволяют укрепить и продвинуть положительный имидж организации в сознании представителей ее целевых аудиторий и, прежде всего, ее персонала. Очень важными элементами корпоративной культуры, которые полностью находятся в сфере ответственности специалиста по связям с общественностью, являются корпоративные обряды, ритуалы и церемонии. Эти понятия тесно связаны друг с другом. Под корпоративным обрядом понимается совокупность установленных правилами компании действий, в которых воплощаются представления организации о корпоративных ценностях. Ритуал представляет собой порядок обрядовых действий, а церемония — это торжественный обряд.

Церемонии и ритуалы являются плановыми специальными мероприятиями, которые проводятся, чтобы продемонстрировать всем собравшимся наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Они призваны укрепить веру персонала в ценности компании, предоставить сотрудникам возможность приветствовать корпоративных героев. Корпоративные обряды и ритуалы способствуют распространению корпоративных ценностей в коллективе, вызывают чувство сопричастности и гордости за свою организацию.

Помимо церемоний и ритуалов ту же функцию выполняют такие корпоративные мероприятия, как корпоративные пикники, вечера в театрах, консерваториях, празднования юбилеев и дня основания компании. На этих мероприятиях в более неформальной обстановке сотрудники общаются с руководством, устанавливаются дружеские контакты между работниками разных отделов, что способствует укреплению корпоративного духа.

Целый ряд таких корпоративных специальных мероприятий становится традиционным. В этой связи следует напомнить, что традиции играют очень важную роль в жизни организации, поскольку за ними стоят коллективные представления и устойчивые мотивы, предпочтения, навыки и умения как продукты жизнедеятельности данной фирмы, являющиеся ее стабилизирующим звеном. Это позволяет традициям выполнять регулятивную функцию системы связей и зависимостей, создающей прочный, устойчивый коллектив. В плане теории коммуникации церемонии, ритуалы, праздники являются примером перформансной коммуникации. Под перформансом понимается специальная, как правило, символическая и обычно ритуальная деятельность, осуществляемая индивидом или группой в целях произведения определенного впечатления на другого человека, группу или массу людей.

Ритуалы, мероприятия, традиции

Видимыми проявлениями корпоративной культуры являются ритуалы. Ритуал — это повторяющаяся последовательность деятельности, которая выражает основные ценности любой организации, отвечая на следующие вопросы: “Какие поставленные цели наиболее существенны?”; “Какие люди наиболее цены для организации, а какие только начинают приобретать вес?”[12].

Ритуалы служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций фирмы, они призваны напоминать сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидаются компанией.

В ряду материалов, посвященных этой тематике, интерес вызывают публикации американского консультанта по менеджменту Надя Крылов, работающего в России с 1981 года. Им выделены следующие группы ритуалов[13].

“Ритуалы поощрения” — призваны показать одобрение компанией чьего-то достижения или определенного стиля поведения, вписывающегося в рамки корпоративных культурных ценностей. “Одобряя что-либо в человеке или просто обращая на это внимание, мы эту черту умножаем и развиваем”. Это могут быть вечеринки по поводу успешной реализации проекта, традиционные обеды в честь того, кто отличился, или долго и продуктивно работает для компании. Например, в одной фирме по сложившейся традиции каждый сотрудник в день своего рождения может получить получасовую аудиенцию у президента компании и задать ему любые вопросы. Такой ритуал поощряет интерес сотрудника к своей фирме, подчеркивает доступность высшего руководства, обеспечивает обратную связь, позволяющую руководству получить информацию о своих подопечных[14].

“Ритуалы порицания” — сигнализируют о неодобрении в отношении человека, ведущего себя не в соответствии с нормами данной корпоративной культуры. Официальными ритуалами порицания являются увольнение, понижение в должности, снижение заработка. Менее формальным ритуалом такого плана может быть неприглашение на регулярное мероприятие, где собирается весь коллектив. Ритуалы порицания помогают сохранять целостность компании. Когда люди осознают, что последствия определенного нежелательного поведения одинаковы для любого члена команды и наказания применяются справедливо, они начинают испытывать уважение к организации как к единому целому.

“Ритуалы интеграции” — те действия руководства, которые собирают служащих компании вместе и помогают им осознавать, что между ними есть общее. В контексте работы — это конференции, семинары, деловые игры, и так далее. Это различные светские мероприятия, вечеринки, совместные поездки, занятия спортом.

В повседневной жизни предприятия ритуалы могут играть двоякую роль: с одной стороны, укреплять структуру предприятия, а с другой, в случае затушевывания истинного смысла совершаемых действий — ослаблять. В позитивных случаях ритуалы являются сценическими постановками произведений, имеющих решающее значение; они символизируют убеждения, играющие существенную роль и жизни предприятия. Ритуалы позволяют увидеть общий образ предприятия и его ценностную ориентацию.

Ритуалы, совершаемые при вступлении в коллектив, называются инициирующими. Они должны четко продемонстрировать новому работнику, что в действительности ценится на фирме. Если дипломированному специалисту, окончившему элитарный университет, в первый день работы вручается веник и предлагается подмести помещение, то ему дают понять, что на фирме, прежде всего, ценится не формальное образование, а личное участие в делах. На многих предприятиях в сфере обслуживания каждый новичок, независимо от образования, начинает в отделе обслуживания клиентов. Это подчеркивает необходимость ориентироваться на нужды потребителя.

В негативных случаях связь между ритуалами и ценностными ориентациями утрачивается. Тогда ритуалы превращаются в излишнюю и чопорную формальность, при помощи которой стараются “убить” время, уклониться от принятия решений, избежать конфликтов и конфронтации[15].

Как отмечает Л.В. Карташова, типичным примером такого ритуала являются переговоры о заключении тарифных соглашений, особенно если им предшествовали выступления рабочих. Прийти к соглашению за несколько часов — значит уронить свой авторитет. Новое тарифное соглашение обычно подписывается глубокой ночью, так, чтобы представители профсоюза и работодателей появились перед телекамерами полностью измученными. Также и на предприятиях ритуалы зачастую превращаются в самоцель, никак не связанную с философией предприятия, становятся ненужным балластом в процессе реализации главных деятельностных установок.

Регулярное злоупотребление ритуалами начинается тогда, когда их используют для сокрытия реального положения дел (например, совещания с широким кругом приглашенных, изначально необходимые для совместного поиска решений). Дискуссия оказывается выражением одобрения, в возражениях никто не заинтересован, так как решение давно принято. Предпринимается попытка внушить присутствующим, что они принимали участие в принятии решения.

В заключение можно сказать, что в рамках культуры предприятия ритуалы занимают важное место. Однако необходимо постоянно проверять, действительно ли при их помощи передаются ценностные ориентации, актуальные для повседневной реальности.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2020-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Элементы корпоративной культуры

корпоративный культура управленческий toyota

Культура корпорации представляет собой как бы два организационных уровня. На верхнем уровне представлены такие видимые факторы, как одежда, символы, организационные церемонии, рабочая обстановка. Верхний уровень представляет элементы культуры, имеющие внешнее видимое представление. На более глубоком уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение сотрудников в компании. Эти ценности поддерживаются и вырабатываются сотрудниками организации, каждый работник компании должен разделять их или хотя бы показывать свою лояльность по отношению к принятым корпоративным ценностям.

Основополагающие ценности современных компаний воспринимаются через видимое воплощение в виде символов, рассказов, героев, девизов и церемоний. Культура любой компании может быть объяснена с помощью этих факторов.

Основные ценности и убеждения находят выражение не только в программных документах, сводах законов, кодексах чести, книгах о внутрифирменных стандартах по ведению бизнеса, но и в девизах, лозунгах.

“IBM — означает сервис”;

Дженерал Электрик — “Наш важнейший продукт — прогресс”;

Du Pont — “Лучшие продукты для лучшей жизни с помощью химии”;

Samsung -“Хорошо там, где мы есть”

Электролюкс — сделано с умом;

Continental bank — “Мы сможем найти выход”;

Delta аirlines — “Забота о персонале”.

Следующий элемент корпоративной культуры — это символы. Они так или иначе связаны с системой корпоративных ценностей. В данной работе в качестве примера рассмотрим общекорпоративные ценности компании “Самсунг”. В качестве символов, выражающих свою философскую концепцию, компания выбрала деревья хиноки и сосны. Величественное пирамидальное хиноки растет по 25 сантиметров в год и высоты в 30 метров достигает за 120 лет. За это время древесина хиноки приобретает высочайшее качество и служит прекрасным материалом для изысканной мебели. Простая доска из хиноки может стоить 30 000 долларов. “Самсунг” взял хиноки в качестве символа при планировании длительного развития, имеющего большое значение. Здесь спешка неуместна. Но компания не всегда может себе позволить долго ждать. Поэтому, еще одним символом развития “Самсунга” является сосна, которая растет быстрее, не требует особого ухода и больших затрат. “Пока растут хиноки, доход дают сосны”: вот так, в символической форме, по-восточному понимается развитие[18].

Всем знакома трехконечная звезда “Мерседеса” в кольце, но мало кто знает, что основатели компании “Даймлер Бенц”, которая теперь выпускает автомобили, трактовали ее, как “господствующее положение в воздухе, на воде и на земле”.

Мифы, легенды, герои

Развитые корпоративные культуры вырабатывают довольно разнообразную мифологию. Мифология предприятий существует в виде метафорических историй, анекдотов, которые постоянно циркулируют на предприятии. Обычно они связаны с основателем предприятия и призваны в наглядной, живой, образной форме довести до служащих ценности компании.

Видное место в мифологии предприятия отводится “героям”: “рожденные герои” оказывают влияние на деятельность предприятия в течение длительного времени. Это “отцы- основатели” компании, а также менеджеры, служащие, которые принесли ей наибольший успех. “Герои ситуации” — это служащие, добившиеся наибольших успехов на том или ином временном отрезке. Томас Уотсон (IBM), Альфред Слоун (Дженерал Моторс), Ли Якокка (Форд), Эндрю Гроув (Интел), Билл Гейтс (Майкрософт).

Ритуалы, традиции, мероприятия

Видимыми проявлениями корпоративной культуры являются ритуалы. Ритуал — это повторяющаяся последовательность деятельности, которая выражает основные ценности любой организации, отвечая на следующие вопросы: “Какие поставленные цели наиболее существенны?”; “Какие люди наиболее цены для организации, а какие только начинают приобретать вес?»

Глава 8 Обряды, ритуалы, церемонии и корпоративные мероприятия

Очень важными элементами корпоративной культуры, которые полностью находятся в сфере ответственности специалиста по связям с общественностью, являются корпоративные обряды, ритуалы и церемонии. Эти понятия тесно связаны друг с другом. Под корпоративным обрядом понимается совокупность установленных правилами компании действий, в которых воплощаются представления организации о корпоративных ценностях. Ритуал представляет собой порядок обрядовых действий, а церемония — это торжественный обряд.

Корпоративные обряды, церемонии и ритуалы являются плановыми специальными мероприятиями, которые проводятся, чтобы продемонстрировать всем собравшимся наиболее яркие примеры выражения корпоративных ценностей. Они призваны укрепить веру персонала в ценности компании, предоставить сотрудникам возможность приветствовать корпоративных героев. Корпоративные обряды и ритуалы способствуют распространению корпоративных ценностей в коллективе, вызывают чувство сопричастности и гордости за свою организацию.

Целый ряд таких корпоративных специальных мероприятий становится традиционным. В этой связи следует напомнить, что традиции играют очень важную роль в жизни организации, поскольку за ними стоят коллективные представления и устойчивые мотивы, предпочтения, навыки и умения как продукты жизнедеятельности данной фирмы, являющиеся ее стабилизирующим звеном. Это позволяет традициям выполнять регулятивную функцию системы связей и зависимостей, создающей прочный, устойчивый коллектив.

В плане теории коммуникации церемонии, ритуалы, праздники являются примером перформансной коммуникации. Под перформансом понимается специальная, как правило, символическая и обычно ритуальная деятельность, осуществляемая индивидом или группой в целях произведения определенного впечатления на другого человека, группу или массу людей.

Перформанс как пространственная коммуникация, выраженная в форме ритуалов и церемоний, сопровождает человеческое общество на всем пути его эволюции. Особенно в древности перформанс рассматривался как эффективное средство воздействия на людей. Абсолютное большинство населения было неграмотным, воздействовать через печатное слово было поэтому невозможно, а устная речь имеет такое ограничение, как сиюминутность. Если, например, человек не был в толпе, когда глашатай зачитывал какой-либо указ царя, то он мог получить его только в пересказе с искажениями и добавлениями, сделанными пересказывающим. Поэтому воздействие оказывалось скорее передающим информацию, чем источником информации.

Поэтому пышные церемонии, которые позволяли собирать большое число людей, так как население городов в то время было немногочисленным, заменяло во многом современные средства массовой информации. Кроме того, у людей создавалось впечатление причастности к таким важным для государства событиям, как, например, коронация нового царя или императрицы. Чем важнее было событие, тем грандиознее был спектакль, который ставился для подданных.

Силу воздействия перформансной коммуникации прекрасно осознавала и религия. Жрецы в Древнем мире и священнослужители мировых религий, возникших на обломках язычества, устраивали шествия по улицам городов и деревень, грандиозные службы в величественных храмах, чтобы все верующие могли бы приобщиться к таинствам, проникнуться духом веры во всемогущество Бога, почувствовать свое духовное единство.

Наконец, надо сказать и об обращении к перформансной коммуникации первых корпораций. Зародившиеся в Средние века художественные, торговые и ремесленные объединения — цехи или гильдии, основанные на общих интересах, — не только имели свои знаки отличия (гербы, флаги, костюмы и т.д.), но и собственные ритуалы и церемонии. Ювелиры и медики, торговцы шерстью и мясники, гончары и плотники стремились всячески подчеркнуть свое единство и отличие от других корпораций. Своеобразное посвящение ученика (подмастерья) в мастера, переход торговца из одной гильдии в другую, цеховые праздники являются примерами перформансной коммуникации, характерной для данной социальной группы, которые выполняли функцию идентификации.

Некоторые ритуалы и церемонии, появившиеся несколько столетий назад, живы и сейчас.

Так, например, в XVI веке во Флоренции зародилась традиция проводить на площади перед церковью Санта Кроче спортивное соревнование между командами, которые выставлялись разными корпорациями города. Игра в мяч, очень похожая на современный футбол, привлекала огромное число зрителей. Каждый из двадцати семи одетых в цвета корпорации игроков команды знал, что, расталкивая других, искусным приемом или обманом обходя соперника, забивая, в конце концов, мяч между двумя оливковыми деревьями, он демонстрирует не только свою ловкость, силу и умение, но и превосходство своей корпорации над другими. Если в настоящее время «Игра в футбол в костюмах XVI века» наряду с «Парадом карет», галереей Уффици, статуей Давида на площади Синьории является одним из элементов имиджа города Флоренции, то в XVI веке этот матч давал возможность продемонстрировать мощь корпорации, позволял ее членам почувствовать свое единство. Иначе говоря, такой перформанс выполнял функции внутрикорпоративных связей с общественностью.

В основе перформансной коммуникации лежит конативная функцию, поскольку смысл такого коммуникативного акта, который осуществляется средствами пространственной коммуникации, заключается в оказании целенаправленного воздействия на адресата-зрителя. Понятно, что церемонии подобного рода надолго оставались в памяти всех участников и зрителей. Они формировали в сознании граждан положительный имидж государственной власти, веру в Бога, внушали уважение к корпорациям.

И в настоящее время обряды, ритуалы и церемонии, характерные для организации, выполняют целый ряд важных функций: в символической форме они выражают ценности организации и принятые в ней нормы поведения, объединяют сотрудников компании, внушают уважение к организации, вызывают чувство гордости за свою организацию, помогают руководству выразить свое отношение к поведению сотрудников и т.д.

Специалисты выделяют несколько типов корпоративных ритуалов [11,52]:

  • ? «ригуазы поощрения»;
  • ? «ритуалы порицания»;
  • ? «ритуалы интеграции»;
  • ? «инициирующие ритуалы».
  • «Ритуалы поощрения», представляющие собой, например, церемонии присвоения почетных званий, вручения грамот и дипломов, празднования достижений отдельных трудовых коллективов (отделов компании, проектных групп и т.д.), помогают руководству организации сосредоточить внимание персонала на его личном вкладе в развитие организации и публичном признании успехов сотрудников. Необходимо помнить, что все эти церемонии и праздники должны четко продемонстрировать, в чем заключаются интересы предприятия, что вознаграждается и что торжественно отмечается.

    «Ритуалы порицания» должны показать неприятие организацией поведения сотрудника. Понижение в должности, объявление выговора, лишение премии и т.д. являются весьма эффективными средствами, демонстрирующими неодобрение организации по отношению к сотруднику, который пренебрегает ее нормами и правилами поведения.

    «Ритуалы интеграции» могут быть более формальными, например, семинары, деловые игры, и менее формальными, например, вечеринки, экскурсии, спортивные соревнования (см. раздел IV, гл. 4). В любом случае их задача помочь сотрудникам лучше узнать друг друга, наладить контакты, почувствовать себя членами одного коллектива.

    «Инициирующиеритуалы» принято совершать при вступлении в коллектив. Они должны четко продемонстрировать новому члену, что же ценится на фирме в действительности. Если свежеиспеченному дипломированному инженеру, окончившему элитарный университет, в первые же дни его служебной карьеры в представительстве фирмы в Южной Америке вручается веник и предлагается для начала подмести помещение, то в молодом человеке это может вызвать разочарование и смятение. Вместе с тем ему сразу дают понять, что на данном предприятии в первую очередь ценится не формальное образование, а личное участие в делах. Можно провести параллель с предприятиями, специализирующимися на выпуске высококачественных изделий, где практически каждый, независимо от образования, начинает в сфере сбыта.

    В ИКЕА, например, каждый новый сотрудник, неважно, будь он простой работник или менеджер, прежде чем начнет работать непосредственно на своем рабочем месте, должен поработать во всех отделах магазина: развозить тележки, дежурить на парковке, делать хот-доги, объяснять функционирование кроватей, отвечать на звонки, разбираться с недовольными покупателями. Считается, что таким образом сотрудник не только лучше узнает, как в реальности работает магазин, но получает представление о различных должностях и характере работы. В будущем при появлении вакансий в других отделах он сможет перейти на другую должность. Для России такие тренинги непривычны, да и смешно порой видеть недоумевающего менеджера с большим опытом руководящей работы, делающего хот-доги. Однако, согласно принципам компании, это лишь свидетельствует о том, что сотрудник был выбран неправильно и допущена ошибка.

    В противном случае взаимосвязь между ритуалами и ценностными ориентациями утрачивается. Тогда ритуалы превращаются в излишнюю, чопорную и в конечном итоге пустую формальность.

    Ниже приводится более детальная классификация организационных обрядов, которая делает акцент на том эффекте, который они оказывают на персонал (табл. 4) [1].

    Специалист по связям с общественностью часто бывает ответственным за проведение разного рода ритуалов и несложных корпоративных мероприятий. При их подготовке он готовит ряд документов, которые служат основой всей работы. К ним относятся: 1) график подготовки

    Типы организационных обрядов

    Пример (обряд по поводу. )

    . завершения базового обучения, переподготовки и т.п. (торжественное вручение дипломов)

    Обеспечивает вхождение в новую роль; минимизирует различия в выполняемых ролях

    . увольнения или понижения в должности, работе (объявление на доске)

    Сокращает власть и статус; подтверждает необходимость требуемого поведения

    . выявления лучшего поведения (конкурсы, соревнования)

    Усиливает власть и статус, указывает на ценность правильного поведения

    . развития социальных отношений и повышения их эффективности (объявление на заседании о делегировании полномочий)

    Изменение стиля работы и руководства

    . достижения договоренности, компромисса, введение конфликта в законные рамки (объявление на пресс- конференции о начале и конце переговоров)

    Открытие начала переговоров, снижение напряженности в коллективе

    . признания существующего положения удовлетворительным (празднование юбилеев на рабочем месте)

    Поддерживает чувство общности, соединяющее работников вместе

    (календарный план) мероприятия; 2) списки приглашенных гостей; 3) сценарий проведения мероприятия; 4) бюджет мероприятия. По завершении мероприятия он готовит итоговый отчет.

    Так, например, сценарий торжественной церемонии вручения почетных званий или премий сотрудникам организации может включать в себя следующие позиции:

    Дата проведения. 15 декабря

    Время проведения. 16.30-20.00

    Место проведения. Конференц-зал

    Подготовка сценария церемонии Заказ и изготовление дипломов

    Подготовка и рассылка приглашений Оборудование помещения

    Эмблема на трибуне

    Микрофоны для выступающих

    Украшение зала (растяжки, цветы, флажки и т.д.)

    Техническое обеспечение (освещение, видеоаппаратура, наличие розеток, удлинители и т.д.)

    Оформление помещения (цветы, шарики и т.д.)

    Напитки и продукты питания Посуда Скатерти Сопровождение

    Театрализованное представление Фоновая музыка во время сбора гостей и на приеме Персонал

    Технический персонал (электрик, радист и т.д.)

    Обслуживающий персонал (гардеробщики, уборщики)

    Охрана Официанты Оформление зала

    Технический секретариат (прием и регистрация участников церемонии)

    Сценарий проведения церемонии

    Дата. 15 декабря

    Сбор гостей и регистрация участников

    Церемония вручения дипломов. 17.00

    Ведущие объявляют о начале

    директора компании. 17.10-17.17

    Вручение дипломов. 17.17-17.40

    Разъезд гостей . 19.30-20.00

    Соответственно график подготовки такой церемонии может выглядеть следующим образом:

    Написание сценария церемонии

    Подготовка речи Исполнительного директора

    Приглашение сотрудников, получающих почетные звания

    В. В. Веселовский

    Приглашение режиссера и актеров, участвующих в концерте

    Инструктаж технического секретариата

    Инструктаж обслуживающего персонала

    Проверка готовности церемонии

    Итоговый отчет должен отражать основные этапы подготовки и сам ход проведения мероприятия.

    Что касается корпоративных вечеринок, праздника «День рождения компании», юбилея организации и т.п., то, как правило, такие сложные и трудоемкие мероприятия проводятся при помощи приглашенного агентства. Однако если организация небольшая, то специалисту по связям с общественностью вполне могут поручить их проведение. В таком случае он должен хорошо знать правила подготовки и организации специального мероприятия.

    При этом следует отдавать себе отчет, что корпоративное мероприятие не имеет своей основной целью развлечение сотрудников, хотя неформальное общение в этом случае выполняет и эту функцию. Главным все же является возможность укрепить (прямо или косвенно) при помощи корпоративного мероприятия или ритуала корпоративные ценности, сделать ближе и понятнее цели компании, сплотить коллектив. Специфические особенности перформансной коммуникации вполне позволяют это сделать.

    Дело в том, что перформансная коммуникация по самой своей природе есть театрализованное действие и имеет с театром глубинную и двустороннюю связь. Как отмечает Ю. М. Лотман, «если в истоках своих театральное действие восходит к ритуалу, то в дальнейшем происходит обратное заимствование: ритуал впитывает нормы театра. Так, например, придворный церемониал создаваемого Наполеоном императорского двора открыто ориентировался не на преемственность традиций с разрушенным королевским придворным этикетом, а на нормы изображения французским театром XVIII века двора римских императоров».

    Чтобы продемонстрировать связь перформансной коммуникации с театром, рассмотрим в качестве примера церемонию коронации Екатерины I, отмечая признаки театральной постановки.

    Для коронации Екатерины I был составлен особый церковный ритуал, который впоследствии использовался как образец для других коронаций (пьеса). Он предусматривал пышное убранство Успенского собора, в котором четко были распределены места для членов царской фамилии, почетных гостей, знатных персон, депутатов от разных городов России (декорация).

    Для придания еще большей торжественности коронации Петр учредил особую роту кавалергардов из 60 офицеров, а для императрицы создали штат из 60 придворных дам. В церемонии принимали участие генерал-фельдмаршалы, камергеры, маршалы, камергеры и т.д., одетые в парадные мундиры (массовка). Впервые во время торжественного шествия играл военный оркестр, били барабаны (музыкальное сопровождение).

    Петр придавал огромное значение этому событию. По его приказу была сделана новая корона по европейскому образцу, для украшения которой использовали несколько бриллиантов, вынутых из короны Петра, и уникальный огромный рубин, купленный еще по указу царя Алексея Михайловича в Пекине. Екатерина была в специально заказанном в Париже по этому случаю платье (театральные костюмы).

    Церемонию коронации осуществлял сам Петр. В церемонии также участвовали архиереи и патриарх Феодосий, которые подносили коронационную мантию, корону и державу (главные действующие лица). При выходе императора и императрицы из собора гремел салют, музыка, прозвучало троекратное «Виват!» (конец первого действия).

    По случаю коронации для почетных гостей был устроен грандиозный обед в Грановитой палате, а народу раздавали угощение из жареных быков, начиненных птицами, и были устроены фонтаны из белого и красного вина (второе действие).

    Не заметить это событие было абсолютно невозможно, поскольку за два дня до церемонии на всех площадях и торгах Москвы празднично одетые герольды, сопровождаемые звуками труб и литавр, сообщили жителям о великом событии — венчании Екатерины Алексеевны (анонс).

    Таким образом, перформансная коммуникация делает церемонию или обряд ярким зрелищем, которое имеет внутреннюю структуру и всегда ориентировано на зрителя, на его ценности и устремления. Зрители не только наблюдают это зрелище, но и нередко участвуют в нем, придавая дополнительную экспрессию происходящему. Стубинная связь ритуала и театра заключается также и в том, что зритель сопереживает непосредственным участникам действия, что оказывает на него огромное эмоциональное воздействие.

    Все это необходимо помнить, когда готовится специальное мероприятие в организации. При подготовке корпоративной вечеринки, посвященной, например, празднованию Нового года или Дню рождения компании, ритуалу посвящения или поощрения сотрудников, необходимо подойти к ним с учетом того, что специальное мероприятие представляет собой публичное массовое зрелище, подобное театральному представлению. Все элементы совпадают:

    • — Сценарий проведения ритуала/церемонии — пьеса.
    • — Участники ритуала/церемонии — актеры.
    • — Оформление зала — декорации.
    • — Информирование сотрудников о предстоящем мероприятии — анонс.
    • — Приглашения — билеты.
    • — Музыкальное сопровождение — музыкальное сопровождение.
    • — Концертные номера — вставки в основное действие.
    • Посвящение студентов в первокурсники, День выпускника или Татьянин день, безусловно, являются примерами корпоративных ритуалов и праздников университетов. Все перечисленные выше элементы присутствуют и в них, хотя, конечно же, каждый университет имеет свои традиции проведения этих мероприятий.

      Рассмотрим пример Посвящения студентов в первокурсники — «Посвят».

      1. Для праздника пишется сценарий, в котором оговорены все этапы

      его проведения, составные части и ведущие. Например:

    • — Сбор участников и гостей.
    • — Фанфары. Сигнал «Слушайте все!».
    • — Вынос реликвий/символов университета (факультета).
    • — Гимн «Гаудеамус».
    • — Обращение Ректора (Декана).
    • — Принятие первокурсниками студенческой клятвы.
    • — Передача первокурсникам символического «Ключа знаний».
    • — Поздравления студентов других курсов (концертные номера).
    • — Спортивные состязания, игры, в которых принимают участие первокурсники, демонстрируя свой командный дух.
    • — Студенческий бал.
    • 2. Участники праздника — первокурсники, Ректор (Декан), профессора и преподаватели, студенты других курсов.
    • 3. Оформление — оно зависит от того, где проводится ритуал посвящения: на стадионе, в Актовом зале, а может быть, это будет поляна в лесу или на берегу озера. Здесь многое зависит от фантазии и финансовых возможностей устроителей. Но в любом случае необходимо подготовить плакаты и символику университета (факультета) — герб или логотип, знамя вуза.
    • Кроме того, поскольку ритуал посвящения связан с вступлением вчерашних абитуриентов в студенческую семью, то целесообразно изготовить и символы их новой жизни — макеты студенческого билета, зачетной книжки и диплома.

    • 4. Информирование — за неделю до праздника вывешиваются афиши с программой праздника.
    • 5. Приглашение — все первокурсники, преподаватели и профессора получают персональное приглашение участвовать в празднике.
    • 6. Музыкальное сопровождение — фоновая музыка на период сбора гостей, торжественная музыка для выноса символов университета (факультета), запись гимна «Гаудеамус», торжественная музыка для вручения «Ключа знаний», музыкальное сопровождение концертных номеров, музыкальное сопровождение спортивных соревнований и игр, музыка для студенческого бала.
    • 7. Концертные номера, подготовленные студентами других курсов.
    • Это более или менее традиционный подход к организации праздника. Но можно пойти и по другому пути и больше использовать игровой элемент, например: Праздник посвящения в первокурсники «Счастливого плавания!».

      Основная идея: первокурсники пускаются в плавание по «Морю Знаний». Все интерактивные мероприятия связаны с морской тематикой. Составляющие праздника:

    • — каждая группа представляет собой команду корабля, а вместе первый курс — флотилия;
    • — группы получают футболки с символикой факультета, украшенные бумажными морскими воротниками;
    • — «Адмирал» (Декан) произносит речь-напутствие и предупреждает «моряков» о том, что «плавание» будет трудным и потребует от них много знаний и умений, а главное — товарищества и взаимопомощи;
    • — каждая команда получает «Лоцию», в которой обозначен маршрут «корабля» по кампусу университета и разные конкурсы и соревнования, в которых раскрываются эрудиция, знания традиций университета, командные навыки первокурсников;
    • — Главный штаб в лице Декана и преподавателей, присутствующих на празднике, комментируют по громкой связи успехи разных команд;
    • — по окончании «похода» «флотилия» получает награду — именной (указаны название факультета и год набора) «Компас знаний», который должен привести всех «моряков» к пятому курсу.
    • Важно помнить, что перформансная коммуникация, несмотря на реальность производимых действий, глубоко символична. Поэтому даже в таком простом ритуале, как посвящение в первокурсники, мы должны отметить символы студенческой жизни (макеты студенческого билета, зачетной книжки и диплома), исполнение студенческого гимна «Гаудеамус», «Ключ знаний» или «Компас знаний» и т.д.

      В этой связи необходимо подчеркнуть, что перформансная коммуникация по своей природе является семиотически значимой. Нулевым, семантическим уровнем перформансной коммуникации являются разрозненные единичные действия. Так, хорошо известно, что составной частью военной подготовки являются занятия на плацу. В течение довольно продолжительного времени солдаты учатся ходить строем, маршировать, выполнять упражнения с оружием. Строевая подготовка необходима, чтобы молодые люди почувствовали себя в ином качестве через определенные действия. Строгость субординации в армии, четкость выполнения приказов, воинская дисциплина отражены в строевой подготовке. Все эти физические действия совершаются в реальном мире и не обладают никаким дополнительным смыслом.

      Будучи поставлены в контекст определенной политической ситуации, они уже приобретают функциональную детерминированность. Это уже более высокий семиотический уровень. Военные парады призваны продемонстрировать мощь государства. Это — грандиозный спектакль, который в корне отличается от простых упражнений, выполняемых солдатами на плацу, хотя в нем использованы те же движения и участниками будут те же солдаты и офицеры.

      Костюмы, обстановка, действия создают внутреннюю систему перформанса, которая, будучи сопряженной с системой отношений в реальном мире, приобретает символический характер. Каждый элемент этой системы является знаком, который становится понятным зрителям при условии, если последние обладают необходимой культурноспецифической информацией. Перформанс служит для воспроизводства социально и культурно значимого поведения, и каждый ритуал или церемония выступает как символ, который выражает в обобщенном виде различные аспекты человеческого опыта.

      На символическое значение перформанса оказывает влияние именно процесс соотношения его внутренней системы с внешними условиями, с конкретными историческими условиями существования общества. Поэтому и семиотический уровень не предел символического обобщения, выражаемого перформансом. Так, например, в течение ряда лет празднование Великой Октябрьской социалистической революции в Москве сопровождалось проведением военного парада. Однако в 1941 г. сама идея проведения такого парада казалась абсурдной: немцы стояли под Москвой, многие государственные учреждения и весь дипломатический корпус были эвакуированы в Куйбышев, был поставлен вопрос об эвакуации политического руководства страны. В тот момент затемненная Москва меньше всего подходила для проведения каких-либо торжеств. Все бы прекрасно поняли, почему не было парада в Москве седьмого ноября 1941 г. Но он был проведен.

      Накануне Сталин дал распоряжение готовиться к параду, и всю ночь шла интенсивная работа, чтобы войска могли пройти по Красной площади. Не было танков, и полки маршировали, особенно не заботясь о красоте строя. Прямо с Красной площади войска ушли на фронт. Но парад состоялся. Многолетняя традиция не была нарушена. Кинохроника показала этот парад по всей стране, и суровые лица бойцов под заснеженными шапками производили неизгладимое впечатление на зрителей, укрепляя их веру в победу советского народа над фашизмом.

      Таким образом, вполне рутинное, хотя и весьма торжественное действие, военный парад, в контексте сложившейся в 1941 г. ситуации приобрело новое символическое значение. Парад 1941 г. стал символом несгибаемости Красной Армии и незыблемости советской власти. Его влияние на чувства людей было огромным.

      Следует подчеркнуть, что символизм перформансной коммуникации придает действию дополнительную ценность, не нарушая его реального содержания. Каждое действие в составе перформансной коммуникации, как отмечалось выше, уже рассчитано на работу’ человеческого сознания, т.е. на включение зрителя в сам процесс интерпретации символизма церемонии или ритуала, а поскольку символ всегда эмоционален, то и степень воздействия перформансной коммуникации на целевую аудиторию очень велика. Как отмечает В. П. Конецкая, «коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия».

      Символизм перформансной коммуникации выполняет важную социальную роль, поскольку само общество по своей сути символично, так как социальная жизнь вообще невозможна без символов. Разнообразные ритуалы и церемонии объединяют людей, становятся проводником определенных ценностей, которые формируют культуру данного народа или трудового коллектива.

      Следовательно, чтобы корпоративное мероприятие служило каналом коммуникации ценностей и стандартов поведения компании, необходимо при его подготовке обдумать, как оно будет связано с положительными аспектами корпоративной идеологии, как сделать, чтобы оно было не только осмысленным, но и запомнилось сотрудникам и, в конечном счете, сработало на стратегию компании. Часто это не требует дополнительных затрат, нужно только творчески подойти к процессу планирования и организации мероприятия. Именно от эрудиции, фантазии и вкуса специалиста по связям с общественностью зависит, будет ли мероприятие способствовать укреплению культуры или ее дестабилизации.

      Итак, при подготовке корпоративного праздника специалист по связям с общественностью начинает с продумывания идеи, которая будет тем стержнем, на который нанизываются все остальные элементы праздника. Определив идею, т.е. то символическое содержание, которое будет выражено при помощи данного мероприятия, необходимо продумать соответствующую форму выражения:

    • ? место и время проведения праздника;
    • ? эскизы декораций (оформление помещений);
    • ? видеоряд, сопровождающий праздник (при необходимости);
    • ? музыкальное оформление;
    • ? костюмы участников;
    • ? пригласительный билет;
    • ? действия участников;
    • ? подарки и сувениры (при необходимости).

    Следует подчеркнуть, что место проведения праздника зависит не только от возможности реализации идеи, но и от возможностей финансирования мероприятия, а также количества приглашенных. Праздник не всегда проводится в помещении компании. Это может быть пикник на природе или шикарный ресторан, дворянская усадьба XVIII в. или заброшенная станция метро, поэтому необходимо предусмотреть транспорт и способы доставки людей на место проведения праздника, а также места для парковки.

    Рассмотрим пример: праздник, посвященный Дню рождения фирмы.

    Основная идея: «День аристократа». Задача состоит в том, чтобы создать атмосферу светской жизни XIX века. Если раньше наслаждаться ею могли позволить себе только аристократы, вельможи и придворные, то сегодня это доступно всем сотрудникам компании. Они — истинные аристократы.

    Праздник проводится в доме отдыха или пансионате, куда сотрудники приезжают накануне. В данном случае отдых на свежем воздухе сочетается с игровыми элементами, позволяющими сотрудникам погрузиться в непривычную для современного человека аристократическую среду.

    Утром после завтрака организуются командные игры «Аристократический футбол», «Крокет», «Серсо», пейнтбольное соревнование «Охота на лис».

    Кроме того, участники праздника могут прокатиться на лодках, им предлагается прогулка на лошадях или в колясках.

    После обеда желающие продолжить игры могут принять участие в шахматном турнире и соревновании бильярдистов «Аристократическая забава». Для женщин организуется ретрофотосессия, в ходе которой при использовании небольших деталей (шляпы, веера, изящного шарфа, винтажной сумочки и украшений) каждая женщина превращается в «даму XIX века».

    Вечером проводится бал, участникам которого заранее вручаются приглашения, изготовленные в стиле открыток XIX века. О бале всем сотрудникам известно из афиши и программы мероприятия, которую они получили за неделю до праздника. Поэтому все готовы принять участие в бале в вечерних костюмах. В дополнение к ним перед входом в зал каждому участнику вручаются атрибуты XIX века: веера, перчатки, сигары и т.д. Ужин при свечах завершает этот памятный для всех сотрудников праздник.

    В данном случае отдельные, достаточно привычные, рутинные действия (игра в бильярд, катание на лодках, художественная фотография) в сочетании с элементами стиля жизни высшего общества XIX в. (крокет, серсо, катание на лошадях) приобретают добавочное символическое значение, которое способствует созданию атмосферы повседневной жизни русских аристократов девятнадцатого века. Добавим к этому специально стилизованные названия мероприятий, а также оформление всей информационной продукции в стиле конца XIX в., отдельные детали праздника, характерные именно для этого периода, и в результате все сотрудники компании, принимающие участие в корпоративном празднике, проникаются мыслью, что они тоже принадлежат к высшему обществу, но не по крови, а потому, что они часть данной корпорации.

    Понятно, что студенческий праздник и корпоративный праздник коммерческой организации несравнимы по затратам. В каждом конкретном случае специальное мероприятие выполняется в рамках выделенного бюджета. Смета планируемых затрат составляется после определения целей проведения праздника. Смета должна быть подробной. Общая стоимость подготовки и проведения праздника складывается из учета затрат на всех этапах организации мероприятия. При этом рассчитываются: 1) зарплата персонала; 2) стоимость материалов и аренды техники и помещения (при необходимости); 3) изготовление продукции; 4) накладные расходы (транспорт, связь, коммунальные услуги и т.д.).

    1.3. Мифы, ритуалы и праздники как важные составляющие корпоративной индивидуальности компании

    1.3. Мифы, ритуалы и праздники как важные составляющие корпоративной индивидуальности компании

    Для успешного существования на рынке компания должна выгодно отличаться от своих конкурентов, а именно, должна обладать своей корпоративной индивидуальностью, т. е. определенными отличительными характеристиками, которые создают возможность восприятия организации как особенной, отличающейся от других.

    Корпоративная индивидуальность, так же, как и личная, – это образ, с которым должна ассоциироваться компания. Образ, отображаемый «лицом компании», позволит сделать ее узнаваемой и выделяющейся среди других, чем определяется степень значимости этой компании в мире бизнеса. Корпоративная индивидуальность должна символизировать этику компании, и, тем самым, с помощью элементов внутрикорпоративной культуры положительно влиять на имидж и репутацию компании. Так как компания, имеющая свои устоявшиеся мифы, ритуалы, обычаи, праздники и другие традиции, которые складываются намеренно в течение определенного времени, ассоциируется как надежный партнер, стабильный работодатель и щедрый спонсор.

    В идее корпоративной индивидуальности отражается ключевая компетенция предприятия. Кроме того, корпоративная индивидуальность должна отличать компанию с ее товарами и услугами от товаров и услуг конкурентов. В настоящее время корпоративная индивидуальность является первостепенным стратегическим инструментом в менеджменте развитых компаний. Для того чтобы дать определение корпоративной индивидуальности, в первую очередь необходимо рассмотреть понятие «индивидуальность».

    В психологии существует два основных способа понимания данного термина. В первом случае понятие «индивидуальность» употребляется для обозначения отдельной личности, в противоположность неразличимой массе людей, каждый из которых, однако, имеет собственную индивидуальность. Во второй интерпретации индивидуальность понимают не как личность, а как те специфические, неповторимые качественные характеристики индивида.

    Индивидуальность как таковая имеет идеальный ценностный характер, т. е. индивидуальная ценность независима от реальной личности. Этическая ценность личности состоит в сохранении верности самому себе, в подлинности и положительности ее сущности[99].

    Иногда под индивидуальностью понимают своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Это, прежде всего, человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращения с ребенком[100].

    Под корпоративной индивидуальностью (Corporate Identity или CI) мы можем понимать ценности, суждения и нормы поведения, разделяемые в компании и определяющие сущность индивидуальной корпоративной культуры. Корпоративная индивидуальность – это отличительные признаки внешнего представления компании, традиционно сложившиеся за время существования компании или специально разработанные для нее.

    Каждая компания стремится индивидуализироваться. Показать себя как нечто новое на рынке и привлечь внимание клиентов, инвесторов и новых потребителей. Корпоративная индивидуальность свойственна как столичным компаниям, так и региональным компаниям. Каждая компания отлична друг от друга, но истинная индивидуальность складывается только при правильной стратегии и продуманной политике. В этом случае индивидуальность начинает приносить компании прибыль, ассоциируя предоставляемые продукты и услуги с индивидуальной корпоративной культурой.

    Важными составляющими развитой корпоративной индивидуальности компании являются мифы, ритуалы и праздники. В условиях современной цивилизации человек существует в поле множества мифов-брендов, они управляют его поведением, и, опираясь на его систему ценностей, формируют ее.

    Любая культура (в том числе и деловая) предстает системой осмысления действительности, вырабатывает определенные картины мира, социальной реальности, побуждая или сдерживая конкретные действия и поступки, ориентируя личность на принятие реальности или ее переустройства. В этой системе ориентиров центральную роль в осмыслении и смыслообразовании играют мифы[101].

    Слово «миф» пришло из греческого языка (греч. mythos – сказание), для того, чтобы означить смысловую единицу специфической культурной практики, буквально трактуемую как сказания о богах, духах и т. д., действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мифа[102].

    Под мифом обычно понимается сказания о богах, героях, духах. Миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия: индивидуальном, социальном, культурном, поэтому понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение. Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано. Отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений. С одной стороны, мифология есть совокупность сказаний о богах и героях, а также система фантастических представлений о мире, а с другой стороны – мифологией называют и науку о мифах.

    По мнению А. Л. Топоркова, «миф возникает непреднамеренно, почти случайно и, тем не менее, сохраняет свою власть над людьми в течение тысячелетий Миф возникает как ошибка, и он же заключает в себе некую тайну мироздания и сущности человеческого бытия Миф выступает и как символическая форма, и как регулятор индивидуального поведения и социальных связей, и как вид художественного творчества, аналогичный поэзии, и как интеллектуальная деятельность»[103].

    Мифологическая основа актуализирует в сознании человека слой знаний о себе, в котором содержится представление о правильном, «эталонном» для данного человека ходе событий в его жизни. Миф – образец поведения в жизненной ситуации, соответственно каждая новая ситуация требует нового мифологического сюжета, а отнесение себя к тому или иному мифу выступает как акт выявления, доопределения своей экзистенциальной ситуации. «Современный миф – это мир современных вещей, сопутствующих им вожделений и аффектов человека. Это форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности»[104].

    В исследованиях, посвященных изучению мифа, отмечаются такие его структурные элементы, которые можно классифицировать по разным основаниям:

    – по содержанию (конкретно-чувственный образ; одушевленность; фантастическая трансформация; семейно-родовые отношения);

    – по способу построения (синкретизм; партиципация; цикличность времени; нейтрализация фундаментальных бинарных оппозиций; всеобщее оборотничество);

    – по функциям (способ понимания мира; создание модели, примера, образца; поддержка устоявшегося порядка в природе и в обществе)[105].

    Мифы близки человеку, поскольку отражают не новую информацию, а уже усвоенную. Следовательно, мифы – помощники человеческого сознания, облегчающие ему переход к новому. Важнейшая функция мифа – создание модели, примера, образца. «Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифические герои источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе»[106]. Поддержание определенного порядка тоже является одной из главных функций мифа, осуществляемой с помощью ритуалов.

    Как средство объяснения настоящего миф выполняет определенные функции:

    – обеспечивает согласие с явлениями реальности;

    – устанавливает гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом;

    – помогает человеку в переживании жизненных коллизий;

    – облегчает переход к чему-то новому;

    – сплачивает членов общества;

    – создает модели человеческих поступков;

    – интерпретирует реальных событий.

    Система взаимосвязанных мифов, или мифология лежит в основе любой культуры и определяет ее тип и тип живущего в ней человека. По своей природе миф традиционен и сохраняется он только благодаря традициям. «Мифы не имеют авторов: при первом же восприятии их в качестве мифов, каково бы не было их происхождение, они уже существуют только воплощенными в традиции. Когда миф рассказан, индивидуальные слушатели получают сообщение, которое происходит, собственно говоря, ниоткуда. По этой причине ему приписывают сверхъестественное происхождение»[107]. В том обществе, где принят мифологический тип мышления, традиции сохраняются и передаются из поколения в поколение веками и тысячелетиями. «Миф как бы задает систему мировоззренческих координат, выйти из которых непозволительно»[108].

    Специфическими чертами мифа, раскрывающими его социальную значимость, является особая «эстетическая» привлекательность оформления мифа и вера как таковая. Во-первых, миф представляет собой метонимически-ассоциативный способ оформления наблюдаемых явлений, позволяющих не расчленять единство чувственного и рационального. Во-вторых, миф предполагает доверие авторитету (божеству). Функционирование мифа, как социального явления, происходит, прежде всего, на основе веры. «Люди в течение многих веков более или менее осознавали, что между верой и неверием пролегает огромная умственная область, в которой достаточно простора для всякого рода мифических толкований, как верных, так и неверных»[109].

    А. Ф. Лосев отмечает, что «миф есть бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная форма, лик личности Можно ли эти выводы понять в том смысле, что каждая личность – мифична? Обязательно нужно так понять. Всякая живая личность есть, так или иначе, миф»[110]. Анализируя взаимоотношения категорий мифа и личности, он утверждает, что «миф есть не субстанциальное, но энергийное самоутверждение личности. Это утверждение (личности) в ее выявительных и выразительных функциях Миф есть зарисовка личности, картинное излучение личности, образ личности»[111]. Следовательно, миф присутствует как реально и постоянно действующий механизм в формировании личностного образа человека. Миф вне ограничения, налагаемой формальной логикой, есть предмет полнейшего доверия. Миф для того, кто в него верит, – правда, потому что он представляет собой осмысление реальности и актуально длящейся действительности, не ограниченное временем и освященное традицией.

    Миф соединяет в себе рациональное и иррациональное. Рациональное – поскольку современный человек пытается достичь ясной картины окружающего мира, и в мифе он находит успокоение. Иррациональность проявляется в том, что мифологическое не проверяется, ему нет соответствия в действительности. Также миф можно охарактеризовать как яркую и подлинную действительность, которая обладает своей собственной истинностью и достоверностью[112].

    Миф всегда связан с ритуалами, моральными ценностями, социальной структурой и социальными принципами. По мнению Ю. М. Антоняна, миф не субъективен, он отражает вполне объективные потребности именно так, чтобы познать окружающий мир. «Миф столь же объективен, сколь и наука, хотя и не опирается на строгую и поддающуюся проверке систему доказательств»[113].

    Мифология способствует быстрому продвижению идей в обществе и призвана обеспечивать их внедрение в массовое сознание. Сила мифа не в том, что он истинен, а в том, что его разделяет большинство членов социума. Одна из функций мифов – созидание коллективов, поскольку мифы обеспечивают в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов. Каждый коллектив формируется как коллектив благодаря определенному мифу. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудия единения коллективного субъекта с объектом, с другой – орудие согласования представления с поступком.

    Корпоративные мифы являются отражением наиболее важных событий жизнедеятельности компании: история ее создания, биография руководителей, карьерный рост сотрудников, различные достижения и т. п. Французский исследователь Р. Жирар считает, что «мифологический рассказ говорит о своего рода соревновании или состязании – почти спортивном или воинственном, что нам напоминает, естественно, соперничество»[114].

    Мифы передаются от одного поколения сотрудников к другому и становятся основой для принятия решений. В некоторых коллективах имеются даже обязательные сюжеты, транслирующие сотрудникам ценности, принятые в компании («Как рядовой сотрудник дорос до…», «Как в нашей компании умеют прощать», «Как у нас увольняют», «Какие у нас бывали ЧП» и т. д.).

    Основатель структурной типологии мифа французский философ К. Леви-Стросс считал, что «использование мифологического мышления, требует, чтобы его свойства оставались скрытыми; иначе человек окажется в положении исследователя, который не может верить в мифы, поскольку занимается их анализом»[115]. Часто соотношение правды и вымыслов в мифах не играет никакой роли. Из-за того, что миф осознается кем-то как миф, его воздействие на культуру не прекращается. Миф, считает В. И. Полищук[116], – это больше показ, чем рассказ, он скорее демонстрирует, а не повествует. Миф является непосредственным удовлетворением человеческой потребности видеть. Он подтверждает, что эта потребность играет определяющую роль в культуре. Действительно важным является то, насколько они могут донести информацию о реальных ценностях компании до окружающих и поддаются ли контролю. В мифологии компании особый интерес представляют такие категории мифов:

    1. Мифы этиологические, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. Этиологическая функция присуща большинству мифов. Под этиологическими мифами понимаются, прежде всего, рассказы о появлении отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности и т. д. Как особую разновидность данной категории можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия.

    2. Мифы тотемические, в основе которых лежат представления о фантастическом родстве между определенной группой людей и тотемами, т. е. видами животных и растений. Основные персонажи в них наделены чертами и человека, и животного.

    3. Мифы календарные, связанные с циклом календарных обрядов.

    4. Мифы героические, фиксирующие важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя, могут включать его чудесное рождение, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Отражением инициации в героическом мифе является обязательный уход или изгнание героя из своего социума и странствия в других мирах. Изгнание героя иногда мотивируется его проступками, нарушением табу, также угрозой для власти вождя[117].

    Свою классификацию мифов предлагает и выдающийся историк культуры XIX века Э. Тэйлор[118]:

    – мифы философские, или объяснительные;

    – мифы, основанные на реальных, но неправильно понятых, преувеличенных или искаженных описаниях;

    – мифы, в которых предполагаемые происшествия приписываются легендарным или историческим личностям;

    – мифы, основанные на реализации фантастической метафоры;

    – мифы, созданные или примененные для распространения нравственных, социальных или политических учений.

    Также к наиболее распространенным элементам мифологического сюжетостроения, используемых в деятельности современных компаний, следует отнести:

    – мифологему звезды, символизирующую харизматическую энергию, мощь некой личности;

    – мифологему о сотворении мира;

    – мифологему «Американская мечта», основанную на протестантском отношении к собственности как к части самого себя;

    – солярные мифы, построенные на аналогии солнечного совершенства, олицетворяющие переход из черно – белого мира проблем в лучезарное солнечное пространство;

    – символическое рождение, связанное с комплексом космогонических мифов;

    – символическую смерть, опирающуюся на мифы – пророчества о конце мира и глобальных катастрофах;

    – календарные культы, обусловленные цикличностью в природе и деятельности людей[119].

    Отметим, что в работе с мифологемами не требуется введение новой информации, а задачей становится подключение к уже записанным в массовом сознании сведениям.

    Значительное место в мифологии также занимают герои. Существуют определенные категории мифических героев:

    1. Первопредки – прародители родов и племен, моделируют родовую общину как социальную группу, противостоящую другим общинам и природным силам.

    2. Культурные герои – мифические персонажи, которые добывают или впервые достают для людей различные предметы культуры, учат их охотничьим приемам, возделыванию земли, ремеслам, искусствам, вводят социальные и религиозные установления, ритуалы и праздники и т. п. Культурные герои также представляются борцами с чудовищами, демоническими силами природы, мешающими упорядоченному мироустройству.

    3. Духи – мифологические существа, находящиеся в постоянном взаимодействии с человеком. Известны духи-покровители, родовые духи, духи предков, духи-помощники, духи-хозяева и т. п.

    4. Боги – могущественные сверхъестественные существа, являются важнейшими персонажами в развитых религиозных мифологиях. В образе богов сливаются черты культурных героев, покровителей обрядов, различных духов[120].

    На предприятии героями могут стать основатели компании, выдающиеся лидеры-руководители, успешные менеджеры, служащие, которые принесли фирме наибольший успех, «герои ситуации» – это работники, добившиеся впечатляющих результатов, в тот или иной период своей деятельности. В мифологии компаний могут существовать также и мифы о «героях-экспериментаторах», «героях-новаторах», «героях, все время отдающих компании». Мифы, истории о героях призваны в наглядной, образной, живой форме довести до служащих общекорпоративные ценности. Мифы призваны продемонстрировать, что усердие, труд, инициатива, находчивость могут вывести рядового служащего в лидеры коллектива. Мифы помогают «герою» в критических, экстремальных ситуациях не теряться, проявлять смелость, решительность, целеустремленность, а главное – сохранять лояльность компании и ее ценностям.

    Выделим основные функции мифов:

    – пропагандистская (инструмент убеждения сотрудников, позволяющий воодушевить их, вдохновить на новый сложный проект);

    – объединяющая (миф служит инструментом развития корпоративной культуры);

    – коммуникативная (мифы способны повысить эффективность общения на разных уровнях);

    – инструмент воздействия (миф расширяет арсенал средств мотивации персонала, укрепляет репутацию лидера);

    – утилитарная (миф является самым простым способом донесения до сотрудников содержания задачи или проекта)[121].

    Оказывая сильное эмоциональное влияние на служащих, корпоративные мифы дают необходимые ориентиры для поступков, этические образцы поведения, типы и нормы достижений.

    Видимыми проявлениями корпоративной культуры также являются ритуалы, присущие каждой развитой организационной системе. Под ритуалами можно понимать повторяющиеся действия, процедуры, имеющие символическое значение (например, ритуал приема на работу нового сотрудника). По мнению Р. Жирара, ритуалы имеют целью «продлить и укрепить определенный порядок – семейный, религиозный и т. п. Их задача – сохранять определенное положение вещей»[122].

    Понять смысл любого ритуала возможно посредством обращения к истории его возникновения, которую знают не все участники. История дает понять, почему данный ритуал именно такой, что означает его каждое действие. Ритуалы служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций фирмы, они призваны напоминать сотрудникам о стандартах поведения, нормах взаимоотношений в коллективе, которые от них ожидаются компанией.

    Ритуал оказывает эмоциональное воздействие на его участников, влияет на их бессознательное, создает ощущение приобщенности и единства. Несмотря на то, что в современных российских компаниях ритуалам уделяется недостаточно внимания, все же ритуалы в компаниях существуют. Ритуальный характер приобретают совещания, доверительные беседы с руководителем, празднования важных для компании дат.

    В компаниях, лидеры которых осознанно используют ритуалы как элемент управления, процедуры внедрения ритуалов специально разрабатываются и совершенствуются, осознанно выделяются роли участников, устанавливается определенная последовательность ритуалов.

    Существенно для ритуалов и то, что они, воздействуя на бессознательном уровне, задают психологическое состояние, как отдельных участников, так и всей компании в целом. Анализируя, какие состояния вызывают принятые в компании ритуалы, можно понять желаемый, одобряемый в культуре психологический настрой.

    «Ритуал – это повторяющаяся последовательность деятельности, которая выражает основные ценности любой организации, отвечая на следующие вопросы: «Какие поставленные цели наиболее существенны?»; «Какие люди наиболее цены для организации, а какие только начинают приобретать вес?»[123].

    Можно выделить следующие виды ритуалов, принятые в современных компаниях:

    1. «Ритуалы поощрения», которые призваны показать одобрение компанией какого-либо достижения сотрудника фирмы или определенного стиля поведения, вписывающегося в рамки корпоративных культурных ценностей. Это могут быть празднование или прием по поводу успешной реализации проекта, традиционные фуршет или обед в честь отличившегося сотрудника, либо личная встреча сотрудника с президентом компании. Такой ритуал поощряет интерес сотрудника к своей фирме, подчеркивает доступность высшего руководства, обеспечивает обратную связь, позволяющую руководству получить информацию о своих подопечных.

    2. «Ритуалы порицания», сигнализирующие о неодобрении в отношении человека, ведущего себя не в соответствии с нормами данной корпоративной культуры. Официальными ритуалами порицания в любой компании являются увольнение, понижение в должности, снижение заработка. Ритуалы порицания помогают сохранять целостность компании. С помощью таких ритуалов сотрудники фирмы осознают, что последствия определенного нежелательного поведения одинаковы для любого члена команды и наказания применяются справедливо, поэтому они начинают испытывать уважение к организации как к единому целому.

    3. «Ритуалы интеграции», заключающиеся в определенных действиях руководства, целью которых является сплочение коллектива, помощь сотрудникам в осознании общего в их деятельности. В контексте работы – это конференции, семинары, деловые игры и т. д. Это различные светские мероприятия, совместные поездки, занятия спортом[124].

    Необходимо отдельно выделить ритуал инициации, ввода новых сотрудников в компанию. Он занимает особое место, поскольку процесс проведения ритуала инициации не только демонстрирует отношение компании к членам коллектива, но и таким образом погружает новых сотрудников в корпоративную культуру.

    Еще одним примером проявления корпоративной индивидуальности компании, составляющим компонентом корпоративной культуры, являются праздники, играющие важную роль в жизни коллектива. Праздники выступают необходимым условием существования и специфическим способом выражения человека, обладающего, в отличие от животных, уникальной способностью праздновать, то есть включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений.

    Праздник – наиболее древняя и постоянно воспроизводимая составляющая культуры, которая в отдельные периоды истории способна пережить упадок, но не может исчезнуть совсем. Праздник призван формировать и эстетически оформлять свободное время. Праздники всегда были и остаются до сих пор важным средством формирования и утверждения общности, способствуют социализации человека[125].

    Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами, это проявлений особой свободной жизни. Праздник характеризует такое свободное время, когда отмечают определенный случай, который необходимо выделить из потока других событий. Праздник нуждается в особой душевной или психической настроенности, он и усиливает ее, причем значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обычные, занятые трудом дни.

    С недавних пор с понятием праздника связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально-культурного акта. Праздничное действо напоминает, воспроизводит в памяти группы или общества в целом высшие ценности, отодвинутые от повседневного бытия, с которыми связаны смысл бытия личности или идентичность общества, которые считаются фундаментом культуры, важнейшими и обязательными для жизни. Праздник создает чередование в общественной и культурной жизни двух фаз: повседневной, в которой поддерживаются обыденные жизнеобеспечивающие функции, и праздничной, когда группа или общество в целом воплощают в праздничном действии особые, высшие ценности[126].

    Праздновать, значит свободно общаться и коллективно переживать идеальные устремления, пребывать в состоянии гармонии с собой и окружающим природным и социальным миром. Целый динамический комплекс локальных, национальных и глобальных факторов влияет сегодня на формирование культурной идентичности. Досуг также развивается под влиянием многих факторов[127]. Жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его форме, какая в будничных условиях подавляется и игнорируется. Благодаря этому, он приносит людям разрядку от той неприятной напряженности, которая накапливается в них в результате действий обыденного характера.

    Праздник – часть организованной и предустановленной жизни общества, классов, слоев и групп, форма регуляции их деятельности. Различные праздники наделены разным мифоидеологическим смыслом и могут быть связаны с разными сторонами общественной жизни:

    – религиозные праздники обычно имеют торжественный характер и сопровождаются ограничениями на работу, ритуалами и ритуальной кухней;

    – народные праздники большей частью связаны с древними, еще языческими поверьями и отличаются веселой, часто разгульной обстановкой, вольностями, не допускаемыми в обычное время;

    – государственные праздники обычно связаны с юбилеем государства или господствующего дома, с властью, которая утверждает единство своих интересов с народными, а вместе с тем – свою мощь и влияние. Их проведение обычно включает отдание почестей символам, воплощающим идею государства, память о национальных героях[128].

    Различные типы праздников в той или иной степени характеризуются общими признаками, основными из которых являются:

    – добровольное согласие в отношении принятия и выполнения правил праздничной жизнедеятельности;

    – несводимость ее к грубой материальной пользе.

    Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство, открыто демонстрируют себя и в таком же качестве видят других[129].

    Корпоративный праздник – понятие сложное и комплексное, имеющее различные формы, а также цели и задачи его проведения. История корпоративного праздника берет свое начало еще с первобытного общества, которому были присуще его главные элементы – коллектив людей, объединенных общей идеей, и событие, в совершении которого, так или иначе, участвовал каждый член этого коллектива.

    Термин «корпоративный праздник» появился в те времена, когда корпорациями принято было называть профессиональнее объединения людей в средневековой Европе. Средневековые корпорации, или цехи, объединяли шляпниц или оружейников, цветочниц и булочников, торговцев и портных. Каждая корпорация имела руководителей, свой герб, устав и свои праздники[130].

    Корпоративный праздник в его сегодняшнем виде стал формироваться в интенсивно развивающихся странах Европы и Америки на рубеже XIX – ХХ веков. Основоположником современного корпоративного праздника считается американский промышленник Г. Форд. Он ввел в деловой мир практику проведения корпоративных праздников наравне со многими другими принципами управления персоналом, среди которых наиболее известными и распространенными стали правило здороваться со своими сотрудниками за руку и поздравлять их с семейными праздниками.

    Процесс формирования корпоративного праздника как особого инструмента управления деловыми отношениями шел параллельно с процессом демократизации общества в целом. К тому времени собственники окончательно осознали смысл слова «мотивация» и значение этого понятия применительно к бизнесу. Из этого понимания начали формироваться приемы и методы работы с персоналом компании, частью которых и стал корпоративный праздник – некий акт «сорадования» общим успехам, достижениям и свершениям[131].

    В научной литературе нет четкого определения корпоративного праздника, что, в свою очередь, привело к крайне широкому диапазону трактовок понятия. Поэтому попытка вывести единое определение понятия корпоративного праздника будет полезной для дальнейшего рассмотрения и использования его в данной работе.

    Для того чтобы вывести определение корпоративного праздника, рассмотрим его основные черты, о которых уже упоминалось ранее. Во-первых, это специальное мероприятие, инициированное компанией, посвященное знаменательному событию в жизни этой компании. Во-вторых, как уже говорилось, корпоративный праздник является неотъемлемой частью развитой корпоративной культуры и индивидуальности предприятия. В-третьих, корпоративный праздник представляет собой некий проводник базовых ценностей и установок, принятых в конкретной компании. И, в-четвертых, организация и проведение корпоративного праздника требует повода, подготовки, финансирования, а значит, является частью стратегии компании, и может быть направлено на разные целевые аудитории.

    Таким образом, под корпоративным праздником в данной работе будет пониматься инициированное и организованное компанией специальное праздничное мероприятие, посвященное важному для нее событию, целями которого являются развитие и поддержание корпоративной культуры и индивидуальности, участие в котором принимают сотрудники, партнеры и клиенты конкретной компании, и, следовательно, являющееся неотъемлемой частью корпоративной стратегии.

    В корпоративных праздниках выделяют их идеологическую направленность. Такое может быть ориентировано на сотрудников (преобладают задачи «построения команды») и на партнеров, клиентов, государственных чиновников (преобладают «политические» задачи: укрепление партнерских контактов, установление новых деловых связей).

    Корпоративные праздники можно условно разделить на:

    1. Банкетные мероприятия. Это наиболее часто встречающийся тип организации праздника. Среди сотрудников компаний пользуется популярностью по причине своей «традиционности», привычности. Эффективно выполняет задачу по сплочению коллектива.

    2. Загородные мероприятия. К праздникам такого типа можно отнести, как выезды всем коллективом, так и развернутые «Дни компании» (Company Day), которые могут занимать выходные дни и обычно проходят в пригородных пансионатах, гостиницах.

    3. Семейные мероприятия. Часто этот тип корпоративных праздников, особенно в западно-ориентированных компаниях, именуют «Family Day». Отличительной особенностью таких мероприятий является приглашение к участию членов семей сотрудников компании. Такие мероприятия закладывают почву для «преемственности поколений», поднимают престиж предприятия в глазах семей сотрудников.

    4. Концептуальные мероприятия. Такого рода праздники характерны для компаний, имеющих сильную корпоративную легенду (тогда мероприятие строится как визуализация этой легенды). Отличительная особенность таких программных построений – масштабность и значительный бюджет.

    5. Презентации. Обычно презентация посвящается открытию нового цеха, филиала, продвижению новой услуги, товара. Данный тип корпоративного мероприятия почти всегда идеологически ориентирован на партнеров, потенциальных клиентов, средства массовой информации.

    Итак, важными составляющими развитой корпоративной культуры являются мифы и ритуалы, которые способны в непринужденной форме донести до сотрудников общекорпоративные ценности компании, а также объяснить те или иные ситуации и проблемы, возникшие в период деятельности компании. Не менее важными элементами корпоративной культуры являются и традиционные праздники, принятые в компании, оказывающие существенное влияние на корпоративную индивидуальность предприятия. Ярко выраженная корпоративная индивидуальность компании является дополнительным источником мотивации сотрудников, которая способствует преодолению трудностей, позволяет сохранить положительное мнение о компании в обществе и деловой среде.

    Читайте так же:

    • Ритуал очищения дома Ритуал очищения дома Проголосуйте, если Вам нравится мой сайт! Ритуал для очищения квартиры Чистоту своей квартиры, дома и других помещений Вы можете проверить с помощью метода […]
    • Полнолуние для женщин ритуалы Полнолуние для женщины — волшебное время Это время, когда сила Луны в зените, а значит, и сила каждой женщины становится несравнимо больше. Можно осуществлять замыслы и надеяться на […]
    • Ритуал чтобы продать вещи Заговор, чтобы быстро и удачно продать вещи В жизни каждого человека наступает момент, когда становится необходимо избавиться от какого-то предмета. Часто, выбрасывать предмет желания не […]
    • Что такое традиции новации и нормы в культуре Традиции и новации в культуре Понятие традиции и новации. Сущность традиционного и инновационного типов культуры. Ревайвализм как восстановление более ранних образцов религиозной веры. […]
    • Свадебные обычаи на украине Свадебные традиции в Украине ?? обряды невесты После этой реплики по свадебной традиции украинского народа разрезанную буханку клали на рушник и отдавали сватам. Те, в свою очередь, […]
    • Ритуал в управлении сознанием Магия для управления человеком Появлялось ли у вас хоть раз желание воздействовать на того или иного человека? Да речь идет не о манипуляции при помощи психологических приемов. Мы говорим […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *