Праздники и обычаи купцов

Аура Дома.ру

Что еще интересного

Интересные приметы Японии, Китая и других стран

Отношение к любым приметам было всегда неоднозначным в нашей жизни. Многие знают, что когда черный кот перебегает дорогу – примета

Когда у нас выпадает возможность побывать за пределами нашей Родины, очень хочется привезти домой что-то, что будет напоминать нам о

2009 год – это год земляного Желтого Быка или вернее Коровы (год нечетный и имеет иньскую природу). Стихия Земли, которой

Гексаграмма, описывающая вашу ситуацию в наступившем месяце, называется Хуань, что в переводе с китайского обозначает «Раздробление». Иероглиф изображает воду и

Актуальную информацию про Макса Полякова смотрите тут

Наши проекты

Реклама

Купеческие традиции.

С развитием капиталистических отношений, в то время как дворянство начало сходить с исторической арены, выдвинулось другое сословие – купечество. Сословие купцов было достаточно закрытым, со своими традициями и особенностями. Много ли нам известно сегодня о купеческих традициях?

Жили купцы по заветам отцов и дедов, в патриархальной среде, где новшества принимались с подозрением, а основой жизни считались традиции. Купечество на протяжении многих веков крепко соблюдало определенные раз и навсегда нравственные ценности.

По своему имущественному статусу купечество относилось к привилегированным слоям общества, но корнями своими уходило в народные массы. Именно поэтому домашний уклад в купеческих семьях соответствовал правилам «Домостроя»: младшие обязательно слушаются старших, жена во всем подчиняется мужу, дети уважительно относятся к родителям. Семьи у купцов были многодетными, среди своих детей было много приёмных. Дети рано начинали трудовую деятельность, с 15- 16 лет.

Трудолюбивые купцы очень любили праздники, тратили на них много денег, дабы получить истинное удовольствие от отдыха. Свадьбы у купцов проходили очень весело, с размахом. Туда приглашалось большое количество гостей, накрывались шикарные столы, которые ломились от обилия еды. Праздновали свадьбы по нескольку дней.
Неотъемлемой частью традиций было сватовство. Родители принимали непосредственное участие в выборе жениха или невесты. Чаще всего пара подыскивалась, исходя из финансовых соображений, учитывалось все – начиная от положения семьи в обществе, и заканчивая наследственными болезнями. Обычно, жены купцов были намного моложе мужей. Широко были распространены межсословные браки. Например, в конце 18 века внутрисословными были около 15% купеческих браков. У остальных купцов жёны происходили из крестьян. В первой половине 19 века купцы чаще стали жениться на мещанках.

Особенным событием у купцов было рождение ребёнка. Появление малыша связывалось с продолжением рода. Сразу после родов, деток старались побыстрее покрестить. Происходило крещение обычно на восьмой день после рождения или на сороковой. При крещении у ребёнка должны были быть обязательно крёстные родители. В качестве крёстного обычно выбирали духовного отца или родственника. При крещении, на младенца надевали серебряный или золотой крестик, который на нём оставался всю жизнь. После окончания крещения купец созывал всех родственников для празднования крещения. По случаю рождения ребёнка было принято кормить и угощать нищих.

Купцы также были хранителями традиций исконной русской кулинарии. Все рецепты их кухни были традиционными, полученными от отцов и дедов, рецепты каких-то новых блюд заимствовались мало. Особенная любовь в купеческих семьях была к чаепитиям. Во время чаепития обсуждались разные темы: семейные дела, городские новости, планы на будущее. Зачастую именно за чаем купцами заключались сделки на миллионы рублей.
Главным в церемонии чаепития, конечно, был большой красивый русский самовар. По традиции самовар ставили в центр стола, а вокруг него ставили чашки и тарелки с выпечкой и колотым сахаром. Глава семьи первым наливал себе чай, затем чай наливался всем остальным по старшинству. Длиться такие чаепития могли по 4-5 часов, за это время приходилось несколько раз ставить самовар и переменять блюда с закуской, а каждый из участников чаепития выпивал до 8 чашек чаю.

Так как купеческие семьи были большими, то и дома строились соответственных размеров. Вокруг дома размещались конюшни, сараи, баня и сад. Дом обычно состоял из двух частей — парадной и жилой. В парадной части обязательно была гостиная. В большинстве купеческих домов парадные комнаты оформлялись роскошно, но не всегда со вкусом. В парадных комнатах купцы любили вешать свои портреты и портреты предков, в стеклянных шкафах было много красивых и дорогих безделушек. Самое интересное в домах купцов было то, что в парадных комнатах все подоконники были заставлены различными бутылями с домашними наливками и настойками, поэтому окна в комнатах плохо открывались, и проветривали редко. Жилые комнаты располагались в задней части дома, и выглядели гораздо скромнее.

В начале 19 века купцы начинают делиться на две группы: модников, которые носят европейскую одежду, читают книги и пользуются духами, и консерваторов – приверженцев старых заветов и «русского платья». Как правило, разделение на эти две группы проходило по возрастному принципу.
Купеческая молодёжь тратила очень много денег на европейскую одежду, гулянья с цыганами, азартные игры. Купчихи кроили свои платья по европейским лекалам, но поверх шикарных нарядов зачастую надевали шали, душегрейки, не забывали повязывать цветастые платки. Также, как и комнаты, платья были праздничными и повседневными. Повседневные носили дома, выходили в них на рынок или к близким соседям. Праздничные же платья надевались исключительно в церковь, на званые обеды и на ярмарки.
У богатых купцов жёны носили много дорогих украшений — золотые кольца и серьги, ожерелья из жемчуга, золотые или серебряные гребни для волос тонкой работы.

Купечество это сословие, которое внесло большой вклад в развитие российского государства, и спустя сотни лет плоды деятельности купцов составляют значительную часть культурного наследия русского народа.

Меценатство было главной традицией купцов. Благотворительность, которой занимались купцы, подкреплялась не только христианским нравственным принципом, желанием выполнить долг имущего по отношению к неимущему, но ко всему прочему ещё и стремлением оставить о себе память. Например, в своё время нижегородский купец-судовладелец Дмитрий Васильевич Сироткин, заказывая архитекторам особняк дал указание: «Выстройте такой дом, чтобы после моей смерти он мог быть музеем». По этой причине дома купцов во многом определили лицо исторической части российских городов.

Очень много купцов прославились своим вкладом, как в экономику, так и в культуру России. В конце XIX — начале XX века на средства богатых купцов были построены медицинские клиники, аэродинамический и психологический институты, организовывались географические экспедиции, создавались театры.

В России центром купечества, конечно, была Москва. Именно в Москве деятельность купцов особенно заметна. Благодаря купцам появились Третьяковская галерея, Бахрушинский театральный музей, известное собрание икон С.П.Рябушинского, собрание русского фарфора А.В.Морозова, известное издательство купца Солдатенкова и многое другое.

Русские купцы понимали роль благотворительности в развитии государства, и часто вкладывали колоссальные суммы денег на строительство больниц, приютов, храмов и церквей. В конце XIX века на деньги купцов были построены больничные здания клиник Московской медицинской академии, работающие и по сей день. Интересен тот факт, что на момент постройки эти больничные здания были лучшими больницами в Европе.

15.04.2010 Обряд сватовства.
Итак, принято решение: быть свадьбе! А с чего же начать? Такое важное торжество, как свадьба, напоминает пьесу, ведь также имеет место пролог, завязка, кульминация и эпилог. А начинается всё, конечно со сватовства. Сватовство – это такой важный обряд, когда устанавливаются положительные психологические контакты между будущими родственниками, возникает доверие друг другу.

17.03.2010 Любовная магия.
Любовь – вечна, она основа жизни. И потому каждый из нас стремится отыскать того самого, любимого и единственного человека, за счастье быть с которым можно заплатить любую, пусть даже самую высокую цену. Если же привлечь любовь не получается, или разлука уводит любимого, — хочется вернуть его во что бы то ни стало. И, кажется, что для этого все средства хороши…

17.11.2009 Месяцеслов: Ноябрь.
В ноябре обычны заморозки, и даже морозы: Казанские, Михайловские. А могут быть и оттепели: Михайловские, Матвеевские. Отсюда и традиционные русские названия месяца, связанные с грудами замерзшей грязи — Грудень; с упавшими, зачахшими листьями – Листогной, Листовей.

Копилка знаний

Чтобы обеспечить в детской комнате спокойствие, ее следует располагать на севере; а в комнате для игр необходимо поддерживать творческое начало,

Традиции

Традиции и праздники

Традиции и обычаи в любой стране хороши тем, что способны видоизменяться. Одни, устаревая со временем, порой и вовсе забываются, другие приобретают новые формы. Это в высшей степени распространяется и на шведские праздничные обычаи и обряды. Как правило, они уходят корнями глубоко в историю, вплоть до языческого периода. Многие традиции были привнесены в страну извне, в частности, немецкими купцами и протестантскими священниками.

Времена года задают тон

Есть обычаи, происхождение которых настолько далеко от нынешнего дня, что истоки их давно уже позабыты. Однако праздники сохранились и отмечаются в народе, поскольку за много веков эти обычаи прижились и полюбились, став неотъемлемой частью жизненного цикла людей. Человеку они дают ощущение пульса времени, а году – ритм.

Многие шведские обычаи обусловлены сменой времён года. Праздник середины лета или Мидсоммар (в России это День Ивана Купалы) шведы празднуют с интенсивностью, на которую способен только народ, только что проводивший тёмную, затяжную зиму.

На адвент в Швеции зажигают свечи и празднуют Люсию, одетую в белое, с короной из светящихся свечей волосах.

Шведская еда, как правило, тоже обусловлена временными сезонами. Её приготовление и приправы отражают способы сбережения и консервации продуктов, которые были типичны для примитивного крестьянского хозяйства, например, маринованная сельдь, солёное или копчёное мясо, а также разные виды молочных и кисломолочных продуктов и блюда, приготовленные из них. Многие из шведских праздничных обычаев связаны с сельскохозяйственными сезонными работами: весенней пахотой, охотой и рыбной ловлей, сбором урожая. Но, как уже было сказано, исходные значения этих обычаев в наши дни возможно уже утеряны, и заменены на новые более соответствующие реалиям.

В Швеции многие традиции тесно связаны со сменой времён года.

Все это объясняется не только течением времени и людским забвением. Надо признаться, что для шведов характерно несколько двойственное отношение к самим себе. Их самоощущение включает в себя, с одной стороны, гордость за историю своей страны, а, с другой стороны, недостаточную уверенность в себе, особенно когда они сталкиваются с тем, что мы называем континентальным, интернациональным.

Как только представилась возможность, шведы без оглядки бросились навстречу новому времени. Периферическое место страны на карте мира, её примечательная способность избегать войн, а также изобилие лесов и руды обеспечили Швеции роль богатой и одновременно своеобычной страны в глазах мирового сообщества. В то время, как другие страны переживали конфликты и классовую рознь, в Швеции царили согласие и оптимистический взгляд на будущее. Вера в новое время, в рост экономики, во всеобщее благосостояние – то, что впоследствии получит название folkhem, «народный дом» – была порой так сильна, что люди стали забывать свою историю. Старые традиции и обряды оказались вдруг устаревшими. Молодёжь не хотела оглядываться назад и затыкала уши, не желая слушать рассказы стариков. За горизонтом манило будущее, и цель была одна: приблизится к нему наиболее коротким путём.

В послевоенные десятилетия шведское общество развивалось семимильными шагами. Будучи когда-то аграрной нацией на задворках Европы, Швеция вышла на первое место по темпам экономического роста. Вовсю шло строительство новых районов, прокладывались и ширились дороги, росли, как грибы, бетонные дома.

Шведы получили благосостояние, но вместе с ним, к сожалению, утеряли контакт со своей историей, и им понадобилось время на то, чтобы обрести необходимое равновесие.

В сегодняшней Швеции старое и новое сосуществует, иногда как две параллельные линии, иногда – но реже – как единое целое. Это относится ко всему, что приходит в страну извне: людям, трендам, выражениям, заимствованным из других культур и сфер.

Международное влияние

Иммиграция принесла с собой новые обычаи и традиции, которые со временем станут частью того, что мы воспринимаем как «шведское». Таким же образом «новые шведы» знакомятся со старыми обычаями своей новой родины, и знакомство это зачастую происходит через посредство детей. В этом плане социальное влияние детских садов и школ чрезвычайно велико. Результатом этого процесса – в лучшем случае – становится взаимное обогащение культур. Сейчас, например, большинство шведов знают, что такое Рамадан, священный для мусульман месяц поста.

За последние годы в Швеции прижилось немало новых традиций, главным образом, благодаря массмедиальному и коммерческому влиянию. Такие праздники, как День Св. Валентина и Хэллоуин, пришедшие к нам из США, отмечаются сейчас и в Швеции, хотя и в несколько адаптированном варианте.

Возможно, пройдёт несколько поколений, и истинное происхождение этих праздников тоже будет забыто. Как только народ адаптирует какой-либо обычай и начинает вкладывать в него что-то своё, вопрос о изначальном его происхождении сразу становится второстепенным. Так, например, tomten, шведский Дед Мороз, родом из Германии, но многие шведы всё равно считают его исконно «своим» и верят в него. Шведская Люсия происходит от сицилийской Святой Лючии, а Мартинов гусь получил свое имя в честь французского епископа. Но все это никак не умаляет значения этих праздничных традиций для шведов.

Праздник Мидсоммар шведы предпочитают отмечать на природе, независимо от погоды. Большинство шведских праздников справляется дома в кругу семьи. Единственное исключение составляет Мидсоммар, когда шведы, вопреки всем погодным условиям, устремляются на природу, под открытое небо, к многолюдным собраниям людей. При этом нельзя забывать, что Мидсоммар, праздник солнцеворота, пришёл к нам с языческих времён.

Лютеранская церковь была не большой сторонницей коллективных празднеств и процессий, и неравномерная населённость Швеции, в комбинации с холодным климатом, объясняют тот факт, что праздники переместились за закрытые двери и приобрели более семейный характер. Однако времена изменились. Теперь тем, кто приезжает в Швецию зимой, улицы городов могут показаться пустынными, а тем, кто приезжает в летние месяцы, предстает совершенно другая картина: по всей стране проходит масса фестивалей и уличных праздников, где люди собираются, чтобы послушать музыку, вкусно поесть и пообщаться.

Для сельской местности характерны традиционные летние сходки народных музыкантов и любителей шведской народной музыки. Скрипка появилась в Швеции в ХVIII веке, и вскоре стала очень популярным в народе инструментом. Шведская народная музыка, рассчитанная, как правило, на три такта, часто звучала на танцах в исполнении скрипки. Традиции народной музыки по-прежнему живы в стране, и такие музыкальные сходки часто собирают широкую публику.

Лето – традиционное время свадеб, когда погода позволяет, например, подкатить к церкви на запряжённой лошадьми повозке или провести скромную церемонию где-то на природе, в скалистых шхерах. Однако церковное венчание по-прежнему является наиболее обычной формой бракосочетания, несмотря на то, что шведская церковь, которая до недавнего времени была объединена с государством, год от года теряет своих прихожан и посетителей. Большинство людей предпочитает также проводить в церкви похоронные ритуалы.

Церковные крестины – предпочтительно летом – обычное явление в современной Швеции, а вот именины шведы предпочитают отмечать дома. Конфирмация тоже является традиционным ритуалом, но чаще всего проходит в условиях летнего лагеря, где изучение Библии чередуется с социальными и прочими мероприятиями.

Праздники и обычаи купцов

Русские праздники и обычаи допетровской эпохи

Ильина О.Д.

Во все времена отличались Русские гостеприимством. Никакой праздник не мог обойтись без обильного стола. Была сооружена специальная хоромина для трапез, в которую можно было попасть из передних сеней, не заходя в жилую часть. Праздничные обеды затягивались на несколько часов, а подаваемые блюда исчислялись десятками. Еду ставят на стол не сразу всю, а поочередно: сначала едят одно, потом другое; между тем принесенные блюда держат в руках». Целью реферата является изучение самих праздников и их проведение, обычаев допетровской эпохи.

Рождество и святки. В старину люди строго ориентировались на месяцеслов – церковный календарь. Новый год наступал 14 сентября (1 сентября по старому стилю). В этот день заканчивался сбор урожая, все собирались и до утра трапезничали. Еще два больших праздника отмечались осенью — 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы и 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. 28 ноября начинался Рождественский пост, после которого был день Рождества Христова и 19 января Крещение.

Посты имели особое значение в жизни православных людей. Они были направлены на душевное исправление и изменение. Во время поста полагалось благочинное поведение: соблюдение порядка, сохранение спокойствия, послушание. Кроме того, происходили изменения и в рационе питания. Исключалась скоромная пища, то есть яйца, молочные продукты и мясо. Каждые среда и пятница были постными днями: среда — по преданию, день осуждения Христа, а пятница — день его казни.

Рождество Христово и Крещение в старину было принято соединять особым временем — зимними Святками. Традиционно хозяйки пекли из пшеничного теста фигурки животных — коров, птиц, овец, коз с глазками из изюма. Они назывались козули, так как коза считалась символом изобилия и достатка в доме. Их расставляли по дому, очень ценили и считали, что они влияют на будущее. Часть печенья хранили до следующего года.

Не обходилось без ряженых, которые специально переодевались, чтобы их не узнали. Они бродили группами по улицам и разыгрывали сценки. “Наряжались в животных: медведя, козу, журавля, петуха, лошадь и людей — боярина, купца, цыгана, знахаря, пьяницу, старуху.” Для костюмов использовали шубы с мехом, солому и предметы быта, такие как кочерга. Ряженые ходили по округе, показывая короткие забавные за угощение. Например, сценки изображающие «выпечку блинов», «продажу соли или репы», «точение веретена». Ряженье начиналось со второго дня Рождества и прекращалось за два дня до Крещения.

Молодежь ждала этого времени с особым интересом, так как в эти дни хорошо было гадать. Гадание проходило по-разному. Приносили петуха или курицу и ставили на пол блюдце с водой, клали золотое колечко, хлебные крошки.

Если петух (курица) клюнет кольца, то жених окажется богатым, хлеб — домовитым, воду — пьяницей. Чтобы приснился суженый, на ночь девушки клали ключи, опавшие осенью листья, пояс.

Также гадали на зеркалах, в которых девушки должны были увидеть суженого.

По прошествии некоторого времени начиналась масленица. Она отмечалась целую неделю с конца февраля по начало марта. 15 февраля отмечался другой праздник — Сретение. Считалось, что в этот день зима встречает весну. Проводы Масленицы — это проводы зимы. Вся масленичная неделя была четко расписана, и каждый день имел собственное название : понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — разгул, перелом, широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки и, наконец, воскресенье — проводы, Прощеный день, целовальник, Прощеное воскресенье.

В понедельник проходила встреча Масленицы, которая имела вид соломенного чучела в женской одежде и лаптях. В санях, запряженных лошадьми с лентами и колокольчиками, её возили по улицам, затем оставляли до пятницы на самой высокой горе, снова возили, а в воскресенье сжигали.

Во вторник начинались заигрыши, во время которых мужчины соревновались в силе и ловкости. Это был бег наперегонки, скачки на лошадях, метание копья в положенное на земле кольцо, стрельба из лука в шапки. Больше всего были распространены кулачные бои.

В старину народу также нравились «медвежьи» потехи. Во время этих так называемых потех совершали травлю медведей и волков собаками и устраивали бой охотников с медведем. Зрители любили наблюдать за этим и пристально следили за каждым поворотом поединка.

Также одним из обрядов являлось строительство ледяных гор и катание на них. Даже специально строились деревянные высокие помосты, на которые люди взбирались по лестнице, чтобы скатиться по посыпанной снегом и политой горке. Богатые катались на расписных санках, отделанных мехом куницы, бедные – на деревянных лядунках, обмазанных снизу навозом. Некоторые ездили на дощечках или вовсе без них. Каждый молодой муж должен был прокатить с горки свою жену. Все обнимались, целовались и валялись в снегу.

Кроме того во все дни недели, начиная с понедельника, было принято есть блины. Как только съедали все, сразу отправлялись кататься на ледяных горках.

В последний день масленицы главной забавой было сжигание чучела. Издали были слышны крики: «Масленица, прощай!», «Уходи, зима, присылай весну!». В этот день все просили друг у друга прощения и мирились. А на следующий день наступал Великий пост.

Одним из главнейших праздников на Руси считалась Пасха. Главным символом праздника являлось крашеное яйцо, символизирующее жизнь, рождение и возрождение. Обмениваясь красным яичком люди произносили: «Христос воскресе!» Крашеные яйца имели даже свои названия: крашенками называли одноцветные яйца, крапанками – имеющие полоски, писанками – раскрашенные композициями. Красили чаще всего именно в красный цвет.

Битье и катание яиц было повсеместной забавой на Пасху. Самое простое — битье яиц друг о друга. Острый его конец назывался носочком, а тупой — пяткой. Бились сначала носочком, а затем пяткой. Разбив оба конца, проигравший отдавал яйцо, а, разбив один конец, яйцо делили пополам.

В этот праздник всю еду обязательно освящали в церкви: крашеные яйца, высокий круглый хлеб из пшеничной муки —кулич, и творожную пасху.

Пасхальный стол всегда украшали особенно красиво. Самая красивая посуда, обязательно цветы живые или искуственные и яркая скатерть. Согласно ритуалу, сначала съедали освященную пищу, а затем скоромную.

В первое воскресенье после Пасхи отмечали праздник Красная горка. Именно в это время начинали водить хороводы и пляски. А красным праздник назывался, потому что дни наступали солнечные и яркие, природа расцветала. Хороводы назвали тогда кругами или танками. Медленные хороводные танцы сменялись быстрыми одиночными плясками. Мужчины пускались вприсядку. Плясали под звуки домр, гудков, перезвоны бубнов, напевы дудок. Имели место и гусли, валынка. Такт чаще всего отбивали ладонями или с помощью бубна, барабана.

На 40-й день после Пасхи праздновали Вознесение. Все готовили отправлялись блины, яйца, пироги и отправлялись на поля. Также принято было выпекать маленькие ритуальные пирожки — лесенки, так как считалось, что именно в этот день Христос поднялся с земли на небо.

В праздник Вознесения существовали обряды, связанные с кукушкой. Кукушку делали из пучка травы, которая называлась кукушкины слезы. Это мог быть венок, кукла. Затем её наряжали в сарафан, бусы, ленточки. Под березой ее перекрещивали три раза.

Седьмая неделя после Пасхи называлась Семицкая или русальная. В четверг отмечался Семик — праздник встречи лета. Также проводились различные обряды с зеленью и цветами, поэтому неделю назвали Зелеными Святками. Эта неделя не обходилась без наряженной березы Около нее пели песни, водили хороводы, плели венки из березовых листьев, ландышей, незабудок. Все дома украшали предварительно освященными в храме березовыми ветками и цветами.

В воскресенье отмечали праздник Троицы. Его всегда считали праздником русской березы. “В русской народной культуре береза символизировала женское начало в противоположность дубу (реже другим деревьям) как мужскому символу. Одну березку украшали лентами, бусами, платками, а в некоторых местах еще и печеньем в виде круглых веночков — козулями. Вокруг нее устраивали пиршество.”

Так же, как и на Пасху, красили яйца, но только теперь в желтый цвет. Главной ритуальной едой был мед и яйца, а также каша, троицкий каравай, различные пироги.

С праздника Ивана Купалы начинали купаться, заготавливать травы. Утром умывались купальской росой, так как считали её целебной. Оченьв купальчкую ночь любили прыгать через костер.

Через неделю после Троицы начинался Петров пост. Назывался он так в честь 12 июля — дня памяти святых апостолов Петра и Павла. Длился этот пост от восьми дней до шести недель – в зависимости от даты Пасхи. В Петров пост по понедельникам, средам и пятницам разрешалась только “сухая” еда.

В августе отмечали Медовый, Яблочный и Ореховый. 14 августа начинали есть мёд и мак, поэтому праздник назвали Медовым Спасом (Маковеем или Мокрым). Пчеловоды угощали квасом, доставали соты. Все три Спаса связывал Успенский пост, который начинался с Медового, а заканчивался на Ореховый (28 августа). По сравнению с Великим постом он менее строгий, но более строгий, чем Петров и Рождественский. В этот пост активно ели овощи, фрукты и ягоды. В Яблочный Спас, 19 августа, разрешали есть рыбу и, конечно же, если яблоки, груши и другие плоды. В Ореховый Спас, 28 августа, собирали орехи и пекли пироги из зерна нового урожая. На этом заканчивался календарный год.

Таким образом, можно сделать вывод, что в допетровскую эпоху русский народ был крайне гостеприимен и относился более ответственно к своим обычаям. В настоящее время, не все имеют представление о некоторых перечисленных праздниках. В допетровское время было больше праздников, следовательно, и жизнь была насыщеннее обычаями.

Список литературы

  1. Короткова М. В. Традиции русского быта: [энциклопедия]. — М.: Дрофа-Плюс, 2008. — 319 с.: ил., цв. ил.
  2. Жихарев С. П. Записки современника. М., 2004.
  3. Келлер Е. Э. Праздничная культура Петербурга. СПб., 2001.
  4. Огаркова М. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора. СПб., 2004.
  5. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Кон. XVIII — нач. XIX в. Л., 1988.
  6. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря / Под ред. И. И. Шангиной. СПб., 2001.
  • История Руси (допетровская эпоха)

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2020 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Шведские традиции: старинные и современные

Обычаи отражают развитие общества и изменяются с ходом времени. Одни устаревают и забываются, другие обретают новое дыхание. Где берут исток шведские традиции?

Шведские традиции: старинные и современные

Многие шведские традиции уходят корнями во времена язычества. Многие пришли из других стран – например, вместе с немецкими купцами и лютеранской церковью. Некоторые обычаи настолько древние, что никто уже не помнит и не знает, как они появились. Но мы все равно соблюдаем их, потому что мы всегда это делали и потому что они нам нравятся. Они стали частью нашего быта, они придают колорит нашей жизни и дают нам ощущение времени, а году – привычный ритм.

Многие шведские обычаи связаны с временами года. Лето шведы встречают так весело, как способны лишь люди, пережившие долгую темную зиму. А в декабре, в предрождественские недели – адвент – они зажигают свечи и приветствуют святую Люсию. Она приходит в белом одеянии, на голове – корона из горящих свечей. Времена года влияют и на традиции шведской кухни. Выбор приправ и способ приготовления блюд часто объяснялся бытом, например, тем, как крестьяне хранили запасы. Отсюда – квашеная сельдь, копченое или свежезасоленное мясо, а также сгущеные, перекипяченые, оставленные дозревать молочные продукты. Многие традиционные праздники связаны с циклом крестьянского года: весенней пахотой, сезоном охоты и рыбалки, сбором урожая. Однако со временем многие традиции потеряли изначальный смысл и приобрели новое, заимствованное содержание.
И виноваты здесь не только время и человеческая забывчивость. Шведское самосознание раздвоено и противоречиво. С одной стороны, шведы гордятся своей историей, с другой – чувствуют себя неловко, если их традиции слишком уж отличаются от других общеевропейских и международных.

Фото: Лола Акинмаде Окерстрём / imagebank.sweden.se

Может быть, поэтому при первой же возможности Швеция поспешила вступить на путь модернизации. Как это произошло? Отдаленное географическое положение, удивительная способность оставаться в стороне от военных конфликтов, неисчерпаемые запасы леса и руды сделали Швецию богатой и необычной по международным меркам страной. Пока другие страны воевали и решали свои собственные проблемы, шведы жили в согласии и верили в прекрасное будущее: в прогресс, в обновление, в справедливое общество всеобщего благосостояния – в Швеции его называют folkhem (”народный дом”). Иногда эта вера настолько захватывала шведов, что старые традиции и обычаи казались бесполезными. Молодые не хотели слушать стариков, уроки из прошлого казались лишними. Светлое будущее было так близко – только дотянись.

В послевоенные десятилетия шведское общество двигалось вперёд рекордными темпами. Из аграрной страны на задворках Европы Швеция превратилась в прогрессивное государство: экономика и уровень жизни стремительно росли, строились дороги, развивалось сельское хозяйство, поднимались новые города – целые районы вырастали, как грибы после дождя.

Так Швеция стала современной страной. Но одновременно она утратила связь со своей историей. Понадобилось немало времени, чтобы восстановить баланс. В сегодняшней Швеции старое и новое существуют бок о бок, иногда параллельно друг другу, а иногда и как единое целое. Так же сосуществует с исконно шведским и всё то, что пришло извне, из других стран и культур: образы, традиции, способы самовыражения.

Иммиграция принесла с собой новые обычаи, которые со временем неизбежно станут частью шведского общества. А новые шведы перенимают старые шведские традиции. Особенно часто их приносят в семьи дети – из детских садов и школ. В результате происходит взаимообогащение культур. Большинство шведов знают, например, что значит для мусульман месяц поста Рамадан. Некоторые новые традиции появились совсем недавно, главным образом благодаря СМИ и рекламным кампаниям. Так, День святого Валентина и Хэллоуин отмечают теперь и здесь, правда, тоже немного по-своему.

Через несколько поколений их происхождение, возможно, будет забыто. Когда народ принимает какой-то обычай, его мало интересует, как этот обычай возник. Шведский Дед Мороз, Юльтомтен, родом из Германии, Люсия была сицилийской святой, а святой Мартин — французским епископом. Что не делает ни один из этих праздников менее любимым.

Фото: Сесилия Ларссон Ланц / imagebank.sweden.se

Большинство традиционных праздников шведы отмечают дома с родными и близкими. Среди исключений – праздник летнего солнцестояния Мидсоммар. В этот день шведы, независимо от погоды, хотят вместе на свежем воздухе встречать долгожданное лето. Но Мидсоммар со своими языческие корнями – праздник особый. Как правило, Лютеранская церковь не приветствовала массовых торжеств, населения в Швеции было немного, а климат – не из лучших. В совокупности всё это привело к привычке отмечать праздники дома, в кругу семьи. Но времена меняются. И если зимой в Швеции путешественник по-прежнему удивится пустынным улицам, то в летнее время его ждёт совсем другая картина. Теперь лето – время многочисленных фестивалей и уличных праздников: под открытым небом собираются, чтобы послушать музыку, вкусно поесть и пообщаться.

Летом по всей Швеции проходят так называемые «сходки музыкантов», где играют народную музыку, в основном, на скрипках. Скрипка, или по-шведски фидель, пришла в страну в 18-м веке и быстро полюбилась крестьянам. Под музыку скрипача обычно выплясывали на раз-два-три на сельских танцах. Эта музыкальная традиция жива и сегодня, летние сходки – любимый в стране обычай.

Лето в Швеции – традиционная пора свадеб, ведь только летом можно ехать из церкви в открытом кабриолете. Только летом можно поклясться друг другу в вечной любви под шум моря, высоко на скале в шхерах. Венчание в церкви по-прежнему популярнее всего, несмотря на то, что служителей и прихожан в отделенной от государства церкви год от года все меньше. В церкви же большинство шведов предпочитают проводить похоронные церемонии.

Обряд крещения, как и раньше, неотъемлемая часть современной шведской жизни, однако его светская альтернатива, домашняя церемония, все более популярна. По-прежнему широко распространена и конфирмация (миропомазание). Сегодня она проводится не только в церкви, но и в летних лагерях: дети знакомятся с Библией, проводят время вместе, общаются и занимаются спортом.

Ворчит ли по этому поводу старшее поколение? Конечно, ворчит. И на утрату ценностей, само собой, тоже жалуется: в былые времена крещение, конфирмация и венчание в церкви были заранее предрешенными, неизбежными шагами во взрослую жизнь. Билетом в общество. Но сегодня в этом нет больше исключительной необходимости: каждый волен поступать так, как считает нужным. Швеция все больше и больше походит на остальной мир: уличный пейзаж становится все более европейским, а манеры и обычаи – все более международными. Если в Швеции вас пригласят на семейный обед, штудировать правила этикета не придется. Просто не забывайте все время повторять: «Тack!» – точь-в-точь как шведские соседи за столом. В одном слове – и «спасибо», и «пожалуйста», очень удобно:

— Передайте, пожалуйста, соль (Kan du skicka saltet, tack).

— Вот, пожалуйста (Varsagod).

— Спасибо (Tack)!

Пу Тидхольм и Агнета Лилья

Пу Тидхольм — шведский журналист, писатель и критик, постоянный автор ежедневных газет Dagens Nyheter и Aftonbladet, журналов Filter и Fokus, Шведского радио и Шведского телевидения. Агнета Лилья — старший преподаватель Института исторических и современных исследований при Университете Сёдертёрн в Стокгольме.

Возможно, вас также заинтересует

Рождество в Швеции

Новый Год по-шведски

Пасха по-шведски

Август — время раков

Вальборг и 1 мая — свидетели весны

Волшебный свет адвента

День всех святых

День Святого Валентина

День Святой Люсии

Национальный день Швеции

Это официальный сайт Швеции. Всё о нашей стране на русском языке.

Русские народные праздники. Традиции и обряды

Славянские Святки известны в народе, как две недели гаданий и магических обрядов. Эта неделя начинает год по православному календарю. В нее включены праздники Рождества, Старого Нового года, Крещения.

В эти дни молодежь гадает на суженых. Происходят обрядовые колядования, посевания, ряженье, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Считается, что в эти дни присутствие духов среди людей особенно значимо, поэтому открывается будущее.

С конца декабря светлый день начинал увеличиваться, люди связывали это с победой добра над злом. Поэтому в святочные дни после Рождества повсеместно царила радость, безудержное веселье, общение, песни и гуляния с обильной трапезой и душевными разговорами.

В святочные дни запрещена охота на животных и птиц.

· Заключение договоров. С Рождества и до Масленицы между купцами заключались новые годовые договоры. В этот период деловые люди стремились подвести итоги и закрыть прошлогодние обязательства, чтобы начать новые договорные отношения.

· Сжигание снопа. Рождество завершало также сельскохозяйственный год. Осенью во время жатвы хозяин выбирал лучший сноп и помещал его под образа в красном углу жилища. В канун Рождества этот дар сжигали в знак новой надежды на будущий урожай. В рождественские и святочные дни люди устремляли взор к лучшему будущему. Все старались надевать и покупать красивую одежду, готовить самую вкусную и сытную еду, дарить дорогие подарки. Щедрость поступков притягивала щедрость судьбы и новую надежду.

· Вертеп и Коляда. Из Европы в Россию пришёл обычай театрализованных представлений, связанных с рождением младенца Христа, так называемые вертепы. В русских селах они преобразовались в шествия ряженых и кукольные театры на площадях. Правда православие запрещало использовать кукол Богородицы и Христа, их заменяли иконами.

Коляда (славление) – обычай приходить к соседям с песней, прославляющей Рождество Христово. Ряженых артистов награждали вкусным угощением, специально пекли пирожки и готовили сладости.

· Сочельник. День перед Рождеством называется Сочельник по названию постной каши с медом, орехами и маком. До первой звезды ничего другого в этот день не ели. Девушки гадали на суженого. После ужина в сочельник по обычаю хозяин собирал всю оставшуюся еду со стола и относил домашним животным, чтобы разделить с ними радость рождения Спасителя.

Рождественский пост заканчивался восшествием на небо первой звезды, которая ознаменовала рождение младенца Иисуса. К этому празднику готовилась самая сытная еда. Блюда состояли из больших кусков мяса, рыбы и птицы, запеченных в печи. Вся выпечка также готовилась с мясной начинкой. Знаменитые калачи, кулебяки, блины и расстегаи украшали рождественский стол.

Посвящен событию крещения Иисуса Христа в Иордане. Крещение совершал Иоанн Креститель. По традиции в этот день очищения люди очищаются водой. Для крещенских купаний обычно создаются освященные купели и проруби. Кроме того, этот день всякая вода считается священной. Освященную в церкви воду пьют в этот день натощак, а также хранят её в Красном углу дома весь год, используя для освящений и исцелений. Во время крещенского купания нужно окунуться трижды с головой, произнося молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

В этот день нельзя стирать, а также работать. Праздник Крещения предназначен для смирения, очищения от ментальных и физических загрязнений. Мысли направляются к единению, терпимости, взаимопомощи, благодарности Богу и людям, душевному спокойствию и миру.

Катание на санях и санках – дань выпавшим снегам и зиме. Её образ в виде соломенного чучела Масленицы сжигается на сельских и городских площадях. Эта неделя ознаменовывается бурными гуляниями, песнями, театральными представлениями весёлых скоморохов, потешными боями. Петрушка, любимая народная кукла, смешит и развлекает публику. Молодёжь старается показать себя во всей красе и убранстве. В эти дни, когда весь народ на улицах, подыскиваются пары.

Первое воскресенье после полнолуния после 21 марта
ПАСХА

Любимый христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа.

Этот день – первый после долго поста. Утром люди приветствуют друг друга особенными словами «Христос воскрес!», а в ответ: «Воистину воскрес!». После приветствия трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами.

Хозяйки красят вареные яйца, пекут высокие куличи и сладкие творожные пасхи. Вся праздничную еду сначала освящают в церкви. В народе очень любят играть в разбивание вареных яиц.

Дальней родне принято отправлять красивые пасхальные открытки с поздравлениями.

Любимая игра на Пасху – катание яиц. Игры начинаются в первый день Пасхи и дляться всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Специально для игры изготавливают деревянные копии крашеных яиц. Яйцо скатывают по дощечке или рушнику с некрутой горки. Внизу все участники кладут свои яйца полукругом. Цель – сбить одно из этих яиц. Если сбиваешь, то берешь сбитое яйцо и продолжаешь игру, если нет – то уступаешь место другому и кладешь своё яйцо внизу.

Первое воскресенье после Пасхи
КРАСНАЯ ГОРКА

У славян праздник Красной горки означает полный приход весны. В это время природа начинает расцветать, деревья и травы пускают новые зеленые побеги. На Красную горку девушки водят хороводы, молодёжь организовывает забавы и состязания: перетягивания каната, потешные бои, катания на качелях. Молодежь выбирает высохшие от весенних вод горки, поют песни, хороводят и проводят обряды заклинания весны, и все вместе встречают восход солнца. Из блюд принято угощаться блюдами с яичницей.

В это время принято играть свадьбы. Свадьба на Красную горку – это хорошая примета для молодоженов.

В ночь с 6 на 7 июля
ИВАН КУПАЛА

До изменения летоисчисления праздник совпадал с днями летнего солнцестояния, максимальным расцветом природы, победой света над тьмой. Например, в странах Балтии этот праздник (Лиго) празднуется по старому стилю 23-24 июня.

С возникновением христианства этот день посвящен также Иоанну Крестителю. Поэтому этот праздник по обоим традициям посвящен воде.

Подготовка начинается 6 июля, в день Аграфены Купальницы. Девушки и женщины заготавливают банные веники на весь год. В этот день по традиции топятся бани. Молодые парни обливают водой всех прохожих и односельчан.

К вечеру молодежь собирается на поляне, затевают костры, соревнуются в прыжках через огонь. Девушки гадают по подорожник-траве на суженого и пускают по реке венки из полевых трав и цветов.

Колодцы по традиции чистили от ила и грязи. В некоторых деревнях было принято кататься по ржи. Хорошей приметой считается купаться либо в бане либо в водоеме.

По народным приметам в день летнего солнцестояния вода соединяется с огнём. Поэтому костры разводят на берегах рек и озер. Также по легенде счастье ждет того, кто найдет цветок папоротника, цветущий якобы только в эту ночь.

8 июля
ДЕНЬ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ

Это народно-православный праздник в честь семьи, любви и верности. Назван в честь князя Петра и его жены Февронии, девушки из простой семьи. Святые Петр и Феврония Муромские – покровители семьи и супружеской преданности. В этот день принято совершать помолвки.

Символ чистой любви в России — цветок ромашки. Поэтому есть традиция гадать по ромашке на своего будущего супруга. Сейчас существует особая медаль для самых верных семейных пар. На одной стороне изображена ромашка, а на другой — образы Петра и Февронии.

По традиции в этот день у крестьян первый покос и все духи воды уходят спать вглубь водоёмов. Поэтому разрешалось купаться без оглядки.

В день Петра и Февронии определяется погода на следующие 40 дней. Если 8 июля ясно, то впереди ясные и погожие дни.

Праздник посвящен пророку Илье. Также этот день почитается славянами как праздник древнего бога грома Перуна.

Это день воинов и земледельцев. К этому дню уже нужно закончить заготовку сена и сбор урожая. Кроме этого это праздник Перуна – это начало подготовки полей к посадке озимых культур.

Перун – покровитель воинов, это праздник для защитников и правителей народа. В этот день проводятся мужские состязания в силе, ловкости и воинском искусстве.

Вечером у костра мужчины пьют пиво и квас, из блюд предпочитается говядина, баранина и творог.

Начиная с этого дня холодный воздух начинает окутывать землю, водоемы покрываются ряской, на березах замечаются первые желтые листья. Этот день считается закрытием купального сезона. «Пришел Илья, осень говорит: Вот и я!»

14 августа
МЕДОВЫЙ СПАС

Начало успенского поста открывает Медовый или Маковый Спас. В этот день крестьяне начинают собирать мед. Сладкое лакомство принято сначала освятить в церкви. На медовый спас нельзя есть мясо и рыбу. Традиционные блюда: блины с медом, маковые коржи и медовуха.

В Маковый Спас женщинам и девушкам прощаются все ошибки, если они об этом попросят с чистым сердцем. Часто в деревнях люди наливают освященный мед в большой сосуд, и все могут окунать в него белый хлеб, поздравляя друг друга.

В этот день особенно приветствуется благотворительная помощь бедным и голодающим людям. Им дарят подарки и угощают выпечкой и медом. Принято помогать вдовам и сиротам по хозяйству: убирать в доме, поправлять дома, дарить утварь и одежду.

С этого дня начинается сбор первого урожая.

19 августа
ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

Праздник первых плодов связан с созреванием яблок. Поскольку праздник приходится на Успенский пост фрукты являются в эти дни основной едой. Из яблок пекут ароматные пироги и варят варенье. У каждой хозяйки должен быть свой особый рецепт яблочного пирога, которым она должна удивить гостей.

Яблоки утром освящаются в церкви. Доедая освещенное в церкви яблоко, принято загадывать желание.

Наши предки угадывали погоду по этому дню. Если на Яблочный Спас стояла сухая и теплая погода, ожидалась мягкая зима. Но если был дождь, нужно готовиться к суровой зиме.

14 сентября
СЕМЁН ЛЕТОПРОВОДЕЦ

Старый славянский праздник приближения осени. В этот праздник принято отмечать новоселье, разжигание нового огня, обряды пострига, похорон мух и предания о воробьях.

Разжигание огня. В Семенов день тушили весь огонь в доме. Оставляли лишь пламя лампадки у икон. От этого огня утром разжигали новый огонь, который символизировал начало следующего цикла стихии огня. Происходило обновление, привлекающее в дом счастье и достаток.

Традиция хоронить мух – древний обычай, означающий прощание с летом. Выметание мух из дома означало избавление от ссор и бытовых неурядиц.

Семенов день начинает бабье лета. С этого дня больше не косят траву. В этот день не принято работать в поле, а ночью перед началом холодов духами пересчитываются воробьи, которым нужно пережить снежную зиму.

Семенов день также связан с древним обычаем Пострига. Для посвящения в мужчины мальчиков, достигших возраста трех лет, на макушке у них выстригался небольшой локон волос. Крестный отец садит ребенка на коня и проводит его, держа коня под уздцы. С этого момента ребенок считается будущим воином и отцом семейства, его воспитанием занимаются преимущественно мужчины.

14 октября
ПОКРОВ ДЕНЬ

Этот праздник посвящен Богородице. Считается, что она укрывает землю снегом, как своим платком. В этот день принято кормить и лечить бродячих животных и кормить птиц хлебом.

В день Покрова принято веселиться и улыбаться всем встречным. Чтобы избавить детей от болезней, в этот день их выводят за порог и обливают водой из большого решета.

Всех, кто приходит в дом следует вкусно накормить блинами. Женщины принимаются за рукоделие: вышивают, прядут и шьют. Поют песни и много смеются.

В этот праздник пекут специальный покровский каравай. Нужно накормить им своих близких, друзей и соседей, а остатки и крошки сохранить до Великого поста.

И, конечно, в этот день все просят у Богородицы защиты и процветания семьи.

Обычай отмечать 1 января наступление Нового года в России появился одновременно с новогодней елкой на в 1799 году.

Новый год стал семейным праздником. Самое большое застолье организовывается именно в этот день. Как Новый год встретишь, так его и проживешь. Поэтому перед встречей Нового года нужно забыть о проблемах, помириться с близкими и друзьями, попросить прощения у всех, кого обидели. Отдать все материальные долги, исполнить всё обещанное. Выбросить ненужные вещи и мысли и пообещать себе стать лучше в следующем году.

Новогодние подарки, украшенные дом и ёлка, катание на катках, красочные фейерверки и сказочные спектакли, красивые наряды и рождественские фильмы, корпоративные праздники, детские костюмированные представления и новогодние каникулы, обильное угощение, поздравление всех друзей и родственников, — самые любимые обычаи российских людей в праздник Нового года.

Делитесь своими приметами и обычаями на наших страницах:

Народный календарь

Молодая зелень берез (Фото: goran cakmazovic, Shutterstock)

В народе май ласково называют «травень», «цветень», «розоцвет». И действительно, в мае все расцветает, обновляется. Май, последний месяц весны, связан с началом работ в огороде и в поле.

День святого Георгия Победоносца, или Юрьев (Егорьев) день, празднуется 6 мая. В этом празднике также соединились вместе христианские и языческие обряды. В городах в начале мая тоже проходили празднования, связанные с приходом весны, пробуждением природы. Ребятишки запускали змеев, устраивались веселые качели и карусели.

Пословицы и поговорки о мае

Месяц май — коню сена дай, а сам на печь полезай;
Коли в мае дождь — будет и рожь;
Май холодный — год хлебородный.

Народные приметы в мае

Дата по старому стилю: 18 апреля. Сегодня чествуют преподобного Косму Халкидонского, которого нередко называют творцом канонов во славу Господа. Этот день — кукушкин: в это время она начинает куковать в лесах и рощах. С этой птицей было связано н.

Дата по старому стилю: 19 апреля. О преподобном Иоанне Ветхопещернике (Палеолаврите) (вторая половина 8 века ? начало 9 века), память которого отмечается сегодня, сохранились весьма немногочисленные сведения. О житие этого святого, прославившегося по.

Дата по старому стилю: 20 апреля. На Руси верили, что в этот день покойники скорбят о своей земной жизни и желают повидаться с родными. Поэтому было принято посещать кладбища — причитать на могилах и окликать родителей. Как правило, это делали пожилы.

Дата по старому стилю: 21 апреля. В этот день отмечается память священномученика Януария (Ианнуария) и с ним мучеников Прокла (Прокула), Соссия, Фавста и других. Согласно преданию, Януарий еще в юном возрасте стал христианином, а вскоре был рукополож.

Дата по старому стилю: 22 апреля. Лука, которого православные люди поминают в этот день, был апостолом от семидесяти, сподвижником святого Павла. Его почитают как автора одного из Евангелий и Деяния святых апостолов. Также Лука считается первым иконо.

Дата по старому стилю: 23 апреля. Георгий Победоносец — христианский святой, особенно почитаемый на Руси. Во время правления императора Диоклетиана он пострадал за веру, после восьмидневных мучений был обезглавлен. Перед смертью Георгий сумел сокруши.

Дата по старому стилю: 24 апреля. В христианском именослове упоминается несколько святых Евсевиев. Наиболее известны среди них — мученик Евсевий, живший в 1 веке; Евсевий Никодмидийский, казненный императором Диоклетианом в начале 4 века; преподобный.

Дата по старому стилю: 25 апреля. В этот день отмечается память Марка — апостола от семидесяти, верного спутника святых Павла и Варнавы. В народе Марка именовали Ключником, потому что существовало поверье: именно у этого святого хранятся ключи, к.

Дата по старому стилю: 26 апреля. В этот день чтят память Глафиры Амасийской. Эта дева известна как мученица: в 322 году ее обезглавили за то, что она не пожелала отречься от христианства.На Руси на Глафиру было принято сажать горох и ранний карт.

Дата по старому стилю: 27 апреля. В этот день Русская православная церковь почитает Симеона сродника Господня — священномученика, одного из 70-ти апостолов. Он проповедовал учение Христово, наставлял в истинах святой веры и обличал идолослужение. Пос.

Дата по старому стилю: 28 апреля. Как видно из названия праздника, этот день посвящался березовому соку. Его начинали собирать и заготавливать впрок. Считалось, что самый вкусный и целебный сок течет в верхних ветках дерева, и если суметь добраться д.

Дата по старому стилю: 29 апреля. В этот день церковь почитает память Девяти мучеников Кизических, в 3 веке проповедовавших христианство в городе Кизик в Малой Азии. Местные правители, бывшие язычниками, приказали их арестовать. Девять проповедников .

Дата по старому стилю: 30 апреля. Церковь в этот день чествует Иакова Зеведеева — одного из апостолов, упоминаемых в Новом Завете. Он был старшим братом Иоанна Богослова. Зеведеевыми братьев Иакова и Иоанна называли по имени их отца Зеведея. Братья в.

Дата по старому стилю: 1 мая. Праздник получил название по имени святого Иеремии — второго из четырех великих пророков, упомянутых в Ветхом Завете. Родился он в семи километрах от Иерусалима, а его пророческая деятельность приходилась на самый бурный.

Дата по старому стилю: 2 мая. День памяти князей-страстотерпцев Бориса и Глеба — это первый православный праздник, учрежденный на Руси. Его история началась в 1115 году.Борис и Глеб (в крещении — Роман и Давид) были русскими князьями, сыновьями к.

Дата по старому стилю: 3 мая. Молодые супруги Тимофей и Мавра, чья память отмечается Православной церковью в этот день, жили в конце 3 века, за свою веру во Христа они подверглись чудовищным истязаниям и были распяты. Молодожены прожили в браке всего.

Дата по старому стилю: 4 мая. В этот день православная церковь чествует мученицу Пелагию Тарсийскую. Согласно житию, она родилась в 3 веке в Малой Азии, в семье знатных язычников. Девушка была очень красива и хорошо образована, поэтому император Диок.

Дата по старому стилю: 5 мая. В этот день отмечается память Ирины (в русской традиции — Арины) Македонской, которая стала первой женщиной, почитаемой в лике великомучеников. Она родилась в 1 веке в семье язычника Ликиния, правителя одной из областей .

Дата по старому стилю: 6 мая. Иов, память которого отмечается в этот день, — христианский святой, считающийся величайшим праведником, образцом веры и терпения. У него было семь сыновей и три дочери; семья была богата, дружна и счастлива. Сатана, поза.

Дата по старому стилю: 7 мая. Праздник получил свое название в честь обычая купать лошадей в реке. Всех кобыл и жеребцов, имеющихся в хозяйстве, в этот день обязательно нужно было прогнать по речной воде (а еще лучше — окатить ею с ног до головы). Сч.

Дата по старому стилю: 8 мая. В этот день совершается память Иоанна Богослова — одного из двенадцати апостолов. Иоанн был младшим братом апостола Иакова; их обоих Иисус Христос призвал в число своих учеников на Генисаретском озере, где братья ловили .

Дата по старому стилю: 9 мая. Святитель Николай, он же Николай Угодник, он же Николай Чудотворец — один из наиболее почитаемых в русском народе святых. Он считается покровителем моряков, купцов и детей. Еще при жизни Николай прославился способностью .

Дата по старому стилю: 10 мая. В этот день отмечается память Симона Кананита (Зилота) — одного из учеников Иисуса Христа. Согласно преданию, он проповедовал в Иудее, Египте и Ливии. Также имеются сведения о том, что апостол Симон побывал и в Британии.

Дата по старому стилю: 11 мая. Церковь в этот день отмечает память священномученика Мокия. В народе его прозвали Мокрым — во-первых, по созвучию с именем, во-вторых, потому что в его праздник часто бывают дожди.На Мокия, как и накануне, когда пра.

Дата по старому стилю: 12 мая. В этот день отмечается память Епифания Кипрского — одного из ранних отцов церкви, который прославился неистовым обличением ересей. Епифаний много путешествовал, однако образование его оставляло желать лучшего. Известно.

Дата по старому стилю: 13 мая. Русская православная церковь отмечает в этот день память праведной девы Гликерии Новгородской. Сведения о ее жизни крайне скудны, известно лишь, что она была дочерью городского старосты и умерла молодой. Почитать деву с.

Дата по старому стилю: 14 мая. В этот день православная церковь чтит память святого Исидора, переименованного в русском народе в Сидора. Бокогреем святого прозвали потому, что с его праздника прекращают дуть северные ветры — «сиверы». Наши предки.

Дата по старому стилю: 15 мая. Пахомий Великий, память которого отмечается в этот день, был египетским монахом. Еще до принятия христианства, будучи язычником, он поступил в армию императора Константина. Его подразделение в одном из походов было тепл.

Дата по старому стилю: 16 мая. Русская православная церковь чтит в этот день память Преподобного Феодора Освященного. Он происходил из Египта и был сыном богатых и знатных родителей-христиан. В нем рано проявилось стремление к иноческой жизни, и в 14.

Дата по старому стилю: 17 мая. В день святой Евдокии, память которой отмечается в это время, было принято окучивать картошку. Кроме того, в народе наблюдали за приметами: какова Евдокия — таково и лето; народившаяся в дождливую Евдокию луна — к мокро.

Дата по старому стилю: 18 мая. В этот день почитаются Семь святых дев — семь мучениц, пострадавших за веру в начале 4 века, во времена гонений императора Диоклетиана на христиан. Их страдания описаны в житии мученика Феодота, который приходился племя.

Читайте так же:

  • Традиции обычаи шотландии Традиции и обычаи Шотландии Хоть шотландцы обожают всячески подчеркивать их отличия от англичан, как народа, с которым они воевали много столетий подряд, но кое в чем обе эти нации все же […]
  • Традиция чтение семейной книги Традиция чтение семейной книги Семейное чтение – уходящие традиции или вечные ценности? Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной […]
  • Действенный ритуал на встречу Заговор на встречу — полезен в любви, в бизнесе и в семье Практически каждый заговор на встречу относится к любовной магии. Нужны такие заговоры тем, кто не желает выходить на связь по […]
  • Три спаса традиции Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый 08:25, 12 августа 2020г, Общество 1283 Фото Андрей КАСПРИШИН В августе православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - […]
  • Утренний ритуал с ли холденом 20 минут Утренний ритуал 20 минут от Ли Холдена 20-минутная практика Цигун Ли Холдена наполняет организм энергией для продуктивного дня. Не зря же существует выражение «встал не с той ноги». Утро […]
  • Традиция флоренции Флоренция: город искусства Флоренция - cтолица итальянского Возрождения, мировой центр Искусства и Культуры. Флоренция - родина Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Боккачо, Галилео […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *