Доклад по истории быт и обычаи 18 века

Повседневный быт россиян в XVIII веке

XVIII век – это период настоящих контрастов. Быт как и образ жизни русского народа, полностью зависел от того какую нишу в обществе занимает человек.

В послепетровской России шикарные светские приемы и надменная роскошь жизни дворянства стояла рядом с голодным и тяжелым существованием крепостных крестьян. К огромному сожалению, это не вызывало никакого дискомфорта со стороны первых. И глубокие различия между жизнью высших и низших сословий, считалось как должное.

Быт дворян в XVIII веке

Престиж, высокое положение в обществе, зачастую подкрепленное материальным благополучием, позволяли русской аристократии вести праздный образ жизни. Общественное безделье – так можно охарактеризовать главное занятие дворянской знати.

Быт родословных семей, казалось, был привязан только к светским приемам. Дома, в которых жила аристократия, были просторными и богато украшенными. На их оформление уже начинает влиять западное веяние просветительского абсолютизма.

В каждом доме были библиотеки, наполнены книгами западных авторов. Гостиная представляла собой широкий зал, часто с камином. Но все старания знати обустроить для себя красивое жилище, заключалось не в желании достичь комфорта, а в первую очередь — не упасть лицом в грязь перед высшим светом, так как в домах очень часто проводились светские приемы и балы.

Однако праздность высшего общества принесла и свои положительные плоды – понятия чести, нравов и образованности, которые были культом дворянства, смогли значительно поднять культуру России. Начальное образование маленьким детям давали специально нанятые учителя- иностранцы.

Позже, по достижению 15-17 лет их отдавали в учебные заведения закрытого типа, где юношей обучали военной стратегии, а девушек – преимущественно правилам хорошего тона и основам семейной жизни.

Распределение семейных обязанностей было довольно размытым. У мужчин не было потребности зарабатывать деньги, так как зачастую на праздную жизнь хватало стабильных доходов от имущества, основной функцией женщины было скорее не воспитание детей, а поиск выгодной партии для них, который начинался фактически с младенчества ребенка.

Провинциальное дворянство

Представители провинциального дворянства чувствовали свою отсталость от столичных сородичей, поэтому строили свой быт так, чтобы во всем им соответствовать. Часто это представляло собой некую карикатуру на аристократию.

Дворянская усадьба часто представляла собой копию домов петербуржской знати. Однако здесь, рядом с красивыми и роскошными домами, находилось множество хозяйственных пристроек, где обитала живность. Основной доход семьи провинциальных дворян получали от налогообложения крепостных.

Их жизнь была беспросветной и лишенной любого культурного развития. Даже образованию своих детей он не придавали особого значения. Очень часто дети дворян заканчивали свой учебный процесс на стадии изучения основ арифметики грамматики.

Необразованность порождала полное невежество, и как результат – пренебрежение их столичной аристократией. Основным досугом мужчин была охота, женщины собирались вместе и вели разговоры о моде и императорском дворе, не имея достоверного представления ни о том, ни о другом.

Быт крестьян в XVIII веке

Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как- то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей.

Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной — похлебка, щи и мучные изделия. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Художественная культура, образование и наука в России в XVIII веке
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspНароды России в XVIII веке: Карелия, Коми, Поволжье, Кавказ, Сибирь

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Урок «Быт и обычаи русского народа в конце XVIII века»

Цель: cформировать представления учащихся о повседневной жизни жителей России в конце 18 века.

Задачи:

  • уметь воссоздать исторический образ;
  • сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.
  • (Звучит музыка из репертуара русских народных песен. На её фоне учитель начинает урок. Постепенно музыка смолкает.)

    Учитель: Сегодня у нас с вами урок-путешествие. Но путешествовать мы будем не в пространстве, а во времени. И перенесемся с вами в коней 18 века. Посмотрим, как жили различные слои населения в этот период времени.

    Тема сегодняшнего урока “Быт и обычаи русского народа в конце 18 века”.

    Вопрос: Скажите мне, что такое “быт”?

    (БЫТ – повседневная жизнь. Определение написанное на листе бумаги прикрепляется на доску).

    Вопрос: Что мы, прежде всего, подразумеваем под повседневной жизнью?

    (Ответы детей: питание, одежда, дома и т.д.)

    Учитель: На каждой парте лежат листы бумаги, на которых записаны слова, среди них нужно найти те, которые относятся к жизни людей 18 века: лапти, телевизор, камзол, замок, многоэтажка, диски, карандаш, президент, книга, ярмарка, мортира, лодка, фаворит, треуголка, ухват, лучина, босоножки, машина и другие слова. (Можно эти же слова вывести на экран мультимедиа).

    Вопрос: Почему вы выбрали именно эти слова?

    Вопрос: К каким сферам жизни отнесем выбранные слова?

    • жилище,
    • одежда,
    • предметы быта.

    Учитель: Сегодня на уроке речь пойдет об этих составляющих быта людей, живших в 18 веке. Предоставляю слово своим помощникам, которые приготовили небольшие сообщения о жизни различных слоев населения 18 века.

    Сообщения учащихся с одновременным показом презентаций, которые заранее подготовили сами учащиеся.

    Презентация 1 (не представлена, т.к. имеет большой размер, находится у автора статьи)

    1. Сообщение и показ презентации “Жилище знати”

    Я хочу рассказать о том, как стали жить в конце 18 века высшие слои общества. (Слайд 2) По сравнению с началом 18 века даже цари стали жить роскошнее. Самым крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге. (Слайд 3) Также знаменитыми были Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам Растрелли.

    (Слайд 6) Дворцы по приказу царей строились и для их фаворитов. (Слайд 7). Например, по приказу Екатерины 2 богатейший Мраморный дворец был построен для Григория Орлова, Таврический — для Григория Потемкина.

    Старались не отставать от царей и вельможи. (Слайд 8) Они строили себе по несколько дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах. Вельможи старались не уступать друг другу в роскоши обстановки. (Слайд 9) Дворцы украшали фресками, мозаиками, в мраморных бассейнах плавали золотые рыбки, в позолоченных клетках пели канарейки и говорили попугаи. (Слайд 10)

    2. Сообщение и показ презентации “Одежда знати 18 века”. Презентация 3

    Очень сложными были женские наряды. Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на неё платье. Теперь её талия казалась очень узкой. Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена.

    (Слайд 5) Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. (Слайд 6) В связи с этим у дамы из высшего общества имелось огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, (слайд 7) например, во время московского пожара сгорело 4 тысячи платьев. Когда же она умерла, после неё осталось ещё 15 тысяч платьев.

    Мужская одежда тоже сильно изменилась. (Слайд 8) Вместо длиннополой мешковатой традиционной одежды дворяне надевали теперь тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шелка.

    3. Сообщение учащегося и показ презентации “Быт русского народа”. Презентация 2

    Быт народа 18 века

    4. Сообщение учащегося “Питание различных слоев населения в конце 18 века”

    Питание основной части населения российской империи оставалось традиционным. Для богатого и среднего городского населения в 18 веке привычными стали сосиски и сардельки, салаты, колбасы, котлеты.

    Был нарушен главный принцип допетровской системы питания – раздельное питание, не допускавшее смешивания продуктов при готовке блюд. Если раньше тушки животных и птиц зажаривались целиком на вертеле, то теперь мясо жарили кусочками. Стали впервые использовать плиты и сковороды.

    Больше всего перемены в пище коснулись высшего света. Здесь влияние западной кухни было огромным. Фактически все популярные в Европе рецепты различных блюд попробовали русские вельможи. а некоторые повара, работавшие в России, стали родоначальниками новых блюд. Например, повар Оливье изобрел рецепт самого известного сегодня салата, называемого на западе его именем или просто “русским”. А традиционную русскую пищу знать старалась употреблять лишь в домашней обстановке.

    Широкое распространение в 18 веке получили званные обеды. Они обычно длились по 4 – 5 часов. Еще до начала обеда пришедшим предлагалась водка с легкой закуской – икрой, сырами, соленой рыбой. Позже все приглашенные шли в обеденный зал. За обедом могли быть поданы 80 – 100 блюд. Вначале – до 10 разных супов. За ними следовали закуски – Куринные и фазаньи рулеты, фаршированные кролики, пироги и маринады, соленая семга и осетрина, грибы и ветчина. После этого выносили горячие мясные блюда – ростбифы и антрекоты, фаршированных поросят и козлят. К ним подавались специальные соусы.. затем следовали новые закуски – копченые языки, угри, раки, креветки, устрицы. В завершение подавали сладкий десерт. Завершался званный обед чаем и кофе, к которым предлагали конфеты и торты, экзотические фрукты.

    А вот в питании простого народа мало, что изменилось в течение века. По-прежнему основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво, квас. Много употребляли в пищу овощей: капусту, морковь, свеклу, редьку, огурцы, репу. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Использовали в пищу также лесные орехи, грибы, ягоды.

    Учитель: (благодарит детей за выступления)

    Есть ещё одна сторона жизни народа. Это досуг. Что это такое? (Досуг – занятия в свободное время. Слово напечатанное на листе вывешивается на доску. Либо его выводят на экран в презентации).

    Учитель: Чем же занимались в свободное время разные слои населения. Давайте посмотрим, чем занимались в часы досуга высшие слои населения. Откройте учебник на странице 238 (автор Данилов, Косулина). Прочитать и ответить на мой вопрос.

    Учитель: Беседа с классом:

    • Как же проводили досуг простые люди?
    • Много ли у них было свободного времени?
    • Почему?
    • Чем занимались в свободное время люди низших слоев населения?
    • Назовите праздники, которые отмечали люди в 18 веке? (Дети называют Масленицу, Пасху, Рождество).
    • Учитель: В январе отмечается Рождество Христово. На Рождество в 18 веке молодежь колядовала.

      • Скажите, что такое “колядки”? (Обрядовые песни).
      • Знаете ли вы какие-нибудь колядки?
      • Объясните смысл этого старинного обычая “колядок”?

      (Если есть время, то можно включить записи колядок).

      Вопрос: Сделайте вывод, как изменился быт разных слоев населения в России в течение 18 века? (Выводы учащихся)

      Учитель: Перемены в быте 18 века были действительно огромны. Если посмотреть на Россию начала и конца 18 века, то перед нами будет во многом другая страна. Но все эти перемены коснулись в основном высших слоев населения. Для абсолютного большинства населения почти ничего не изменилось.

      Приложение № 1. Тест.

      Рефлексия. Ребята, вы, наверное, знаете, что простые люди стремились украсить свою домотканую одежду вышивкой. Да и дома украшали резьбой по дереву и рисунками. Но какой же домик без красивого окна. У меня на доске – окно (нарисованное). Его нужно украсить. У каждого на парте по 2 птички, вырезанные из бумаги разных цветов. Если вам понравился урок и вы узнали что-то интересное, новое, то к окну нужно прикрепить желтую птичку. А если по какой-то причине вы остались равнодушны, вам не понравилось, то птичка может быть белой. (Ребята прикрепляют птичек. Учитель выставляет оценки).

      Тема “Быт и обычаи в конце XVIII века”

      Выберите один вариант ответа.

      а) Г. А. Потёмкина,

      в) А. М. Дмитриева-Мамонова,

      2. Жилища какой социальной группы подверглись наибольшим изменениям в XVIII в.?

      г) посадского населения.

      а) западноевропейскую одежду,

      б) традиционную русскую одежду,

      в) смешение русского и западноевропейского стилей в одежде.

      4. Укажите обычные формы досуга знати в XVIII в.

      5. Какие изменения произошли в жилищном строительстве в XVIII в.?

      а) повсеместно на смену слюде в окнах пришло стекло,

      Быт и обычаи в XVIII веке

      Характеристика и причины изменений, произошедших в XVIII в., в повседневной жизни россиян. Жилища дворян, горожан и простых крестьян. Посуда и атрибуты крестьянского быта. Модные тенденции аристократических причесок и одежды. Досуг горожан и дворян.

      Подобные документы

      Новгород как один из древнейших городов Руси. Роль Берестяных грамот в изучении быта горожан. Изучение городских усадеб средневекового Новгорода как одно из важнейших достижений археологии. Исследование мастерской священника-иконописца Олисея Гречина.

      контрольная работа, добавлен 02.06.2020

      Традиции, сложившиеся в процессе развития культуры крестьян Белгородчины (юга Черноземья). Особенности национальной культуры белгородчан. Особенности отдельных элементов поясной женской одежды (понева, плахта, запаска, юбка) в контексте русской традиции.

      курсовая работа, добавлен 10.01.2020

      История Удмуртии. Традиционные занятия удмуртов. Процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации. Структура земледельческой общины соседского типа. Жилище, одежда и украшения, повседневная еда, обычаи и обряды крестьян, культура народа.

      реферат, добавлен 03.05.2020

      История формирования армянского населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века. Состав армянских диаспор в Краснодарском крае. Быт, верования, обычаи и традиции, народный эпос армян. Современные этнические организации, их роль в общественной жизни.

      реферат, добавлен 10.12.2020

      Тяжелые условия развития изобразительного искусства Беларуси в конце XVIII – начале XIX вв. Группы монументально-декоративных росписей. Могилевская граверная школа, представители. Белорусская скульптура XVIII в. Черты барокко в произведениях искусства.

      контрольная работа, добавлен 20.09.2020

      Характерные особенности сибирского крестьянства в конце XVIII-XIX вв. Численность и структура крестьянской семьи в Сибири в XVIII-XIX вв. Роль семьи в закреплении и передачи опыта хозяйственной деятельности. Культура и быт крестьянской семьи в Сибири.

      дипломная работа, добавлен 18.08.2011

      Изучение истории заселения русскими пленами Причулымья в XVII-XVIII вв. Быт коренного населения региона. Характеристика военного проникновения в Причулымье: строительство Томского и основание Ачинского острога. Особенности хозяйствования переселенцев.

      Общая характеристика Калужской области, краткая историческая справка. Экономическое и политическое развитие края в первой половине XVIII века, превращение провинции в губернию. Особенности строительства в Калуге, выдающиеся памятники архитектуры.

      контрольная работа, добавлен 20.02.2020

      Изучение состояния старообрядчества Нижегородского Поволжья XVIII-XIX вв. и его общественно-религиозного развития в условиях православного окружения. Проблема взаимоотношений старообрядцев с окружающим православным населением, духовной и светской властью.

      курсовая работа, добавлен 27.09.2011

      Сохранение черт прошедших времен в быте и жилищах основной части российского населения в первой половине XIX века. Проявление сословных различий в одежде. Богатый набор растительной и животной пищи в питании. Досуг и обычаи, семья и семейные обряды.

      Разработка урока по теме «Быт и обычаи русского народа в конце XVIII века» по истории России 8 класс

      Сформировать представления учащихся о повседневной жизни жителей России конца XVIII века.Уметь сравнивать жизнь и быт россиян разных сословий.

      Просмотр содержимого документа
      «Разработка урока по теме «Быт и обычаи русского народа в конце XVIII века» по истории России 8 класс»

      Урок «Быт и обычаи русского народа в конце XVIII века»

      Цель: Сформировать представления учащихся о повседневной жизни жителей России в

      Задачи: уметь воссоздать исторический образ;

      сравнить жизнь и быт россиян разных сословий.

      Предмет: история России

      (Звучит музыка из репертуара русских народных песен. На её фоне учитель начинает урок. Постепенно музыка смолкает).

      Учитель: Сегодня у нас с вами урок- путешествие. Но путешествовать мы будем не в пространстве, а во времени. И перенесемся с вами в коней 18 века. Посмотрим, как жили различные слои населения в этот период времени.

      Тема сегодняшнего урока «Быт и обычаи русского народа в конце 18 века».

      Вопрос: Скажите мне, что такое «быт»?

      Вопрос: Что мы прежде всего подразумеваем под повседневной жизнью?

      (ответы детей: питание, одежда, дома и т.д.)

      Учитель: На каждой парте лежат листы бумаги, на которых записаны слова, среди них нужно найти те, которые относятся к жизни людей 18 века: лапти, телевизор, камзол, замок, многоэтажка, диски, карандаш, президент, книга, ярмарка, мортира, лодка, фаворит, треуголка, ухват, лучина, босоножки, машина и другие слова. (можно эти же слова вывести на экран мультимедиа).

      Вопрос: почему вы выбрали именно эти слова?

      (Слова, напечатанные на бумаге прикрепляются к доске. Если в презентации, то выделены другим цветом).

      Вопрос: К каким сферам жизни отнесем выбранные слова?

      Учитель: Сегодня на уроке речь пойдет об этих составляющих быта людей, живших в 18 веке. Предоставляю слово своим помощникам, которые приготовили небольшие сообщения о жизни различных слоев населения 18 века.

      Сообщение и показ презентации «Жилище знати»

      Жилище высших слоев населения 18 века

      (Слайд 4) Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тысяч свечей и 150 тысяч лампад.

      (Слайд 5) Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием.

      (Слайд 6) Дворцы по приказу царей строились и для их фаворитов. (слайд 7). Например, по приказу Екатерины 2 богатейший Мраморный дворец был построен для Григория Орлова, Таврический — для Григория Потемкина.

      Старались не отставать от царей и вельможи. (Слайд 8) Они строили себе по несколько дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах. Вельможи старались не уступать друг другу в роскоши обстановки. (Слайд 9) Дворцы украшали фресками, мозаиками, в мраморных бассейнах плавали золотые рыбки, в позолоченных клетках пели канарейки и говорили попугаи. (слайд 10)

      Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. (Слайд 11) При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже всего города. Впервые в 18 веке появилась нумерация домов по улицам, а раньше она была порядковой. Поэтому рядом с домом номер 7 мог стоять дом под номером 342. Все чаще в городских домах в окна вставляли стекла, а не слюду, как прежде.

      Крестьянские избы строились по старому. Для них 18 век не принес никаких перемен.

      Сообщение и показ презентации «Одежда знати 18 века»

      Одежда высших слоев населения (слайд 1)

      В одежде высших слоев российского общества в течении 18 века произошли огромные изменения. (Слайд 2) Введенные Петром 1 западноевропейские фасоны платья теперь не внедрялись насильственно. (Слайд 3) Русское дворянство начало выписывать модные одежды из Европы, а затем стали приглашать модных модельеров из Франции, Австрии, Голландии прямо в Петербург. (Слайд 4)

      (Слайд 5) Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. (Слайд 6) В связи с этим у дамы из высшего общества имелось огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны,

      (слайд 7) например, во время московского пожара сгорело 4 тысячи платьев. Когда же она умерла, после неё осталось ещё 15 тысяч платьев.

      (Слайд 9) Рукава были украшены золотым шитьем и жемчугом. Стоимость парадного платья Григория Потемкина (слайд 9) составляла, например, 200 тысяч рублей, что было примерно ровно годовому оброку 40 тысяч его крестьян. (Слайд 10) Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на невысоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, иногда даже бриллиантами. Цена такой обуви порой достигала стоимости нескольких деревень с крепостными крестьянами.

      3. Сообщение учащегося и показ презентации «Быт русского народа»

      За сотню лет быт крестьян практически не изменился. Крестьянский двор представлял собой избу, крытую соломой или дранкой. Изба топилась по черному. (Слайд 2) Рядом с домом находился хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток). (Слайд 3) Освещали избу лучиной, которую вставляли в печные расщелины. Окна были затянуты рыбьим пузырем или кусками промасленного холста.

      (Слайд 4) Обстановка крестьянской избы была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен. Они служили не только для сидения, но и для ночлега. Зимой крестьянская семья спала на печи – это было самое теплое место в доме.

      (Слайд 5) Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных. Слайд 6 Обувью служили в основном лапти. Зажиточные крестьяне носили обувь, сделанную из одного-двух кусков кожи, а порой и сапоги.

      (Слайд 7) В праздничные дни крестьянки одевали одежду, которую хранили и часто передавали по наследству. Расшитый сарафан, кокошник.

      (Слайд 8) Посуда была деревянной и глиняной. Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Ели в деревянных тарелках и деревянными ложками.

      4. Сообщение учащегося Питание различных слоев населения в конце 18 века»

      Больше всего перемены в пище коснулись высшего света. Здесь влияние западной кухни было огромным. Фактически все популярные в Европе рецепты различных блюд попробовали русские вельможи. а некоторые повара, работавшие в России, стали родоначальниками новых блюд. Например, повар Оливье изобрел рецепт самого известного сегодня салата, называемого на западе его именем или просто «русским». А традиционную русскую пищу знать старалась употреблять лишь в домашней обстановке.

      Учитель: (благодарит детей за выступления)

      Учитель: Чем же занимались в свободное время разные слои населения. Давайте посмотрим, чем занимались в часы досуга высшие слои населения. Откройте учебник на странице 238 (автор Данилов, Косулина). Прочитать и ответить на мой вопрос.

      Учитель: Беседа с классом:

      Как же проводили досуг простые люди?

      Много ли у них было свободного времени?

      Чем занимались в свободное время люди низших слоев населения?

      Назовите праздники, которые отмечали люди в 18 веке? (Дети называют Масленицу, Пасху, Рождество).

      Учитель: В январе отмечается Рождество Христово. На Рождество в 18 веке молодежь колядовала.

      Скажите, что такое «колядки»? (обрядовые песни).

      Знаете ли вы какие-нибудь колядки?

      Объясните смысл этого старинного обычая «колядок»?

      Вопрос: Сделайте вывод, как изменился быт разных слоев населения в России в течение 18 века? (Выводы учащихся)

      Учитель: Перемены в быте 18 века были действительно огромны. Если посмотреть на Россию начала и конца 18 века, то перед нами будет во многом другая страна. Но все эти перемены коснулись в основном высших слоев населения. Для абсолютного большинства населения почти ничего не изменилось.

      Далее, если есть время то можно проверить детей, как они усвоили материал. Для этого им раздаются листы с тестом (всего 5 вопросов). Ребята должны выполнить за короткое время. Либо данный тест дать в презентации. Тогда возможна работа с классом.

      Приложение № 1. Тест.

      Рефлексия. Ребята, вы, наверное, знаете, что простые люди стремились украсить свою домотканую одежду вышивкой. Да и дома украшали резьбой по дереву и рисунками. Но какой же домик без красивого окна. У меня на доске – окно (нарисованное). Его нужно украсить. У каждого на парте по 2 птички, вырезанные из бумаги разных цветов. Если вам понравился урок и вы узнали что-то интересное, новое, то к окну нужно прикрепить желтую птичку. А если по какой-то причине вы остались равнодушны, вам не понравилось, то птичка может быть белой. (ребята прикрепляют птичек. Учитель выставляет оценки).

      Домашнее задание п 32.

      Тема «Быт и обычаи в конце XVIII века»

      Выберите один вариант ответа.

      1. Для какого вельможи был выстроен Мраморный дворец в Санкт-Петербурге?

      а) Г. А. Потёмкина

      в) А. М. Дмитриева-Мамонова

      г) посадского населения

      3. Что представляла собой одежда большинства населения России в XVIII в.?

      а) западноевропейскую одежду

      б) традиционную русскую одежду

      в) смешение русского и западноевропейского стилей в одежде

      а) повсеместно на смену слюде в окнах пришло стекло

      Быт и обычаи 18века

      Презентация «Быт и обычаи 18 века» предназначена для учащихся 7 класса. Данная презентация рассказывает о том как жили, одевались, чем питались и как проводили досуг люди в 18 веке. Можно использовать как на уроке , так и во внеклассной работе. Расширяет кругозор,развивает интерес учащихся к истории.

      Просмотр содержимого документа
      «Быт и обычаи 18века »

      Презентация на тему «Быт и обычаи 18 века»

      Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX в. сохраняли черты прошедших времен. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. Из него строились не только избы крестьян, но и дома ремесленников, мелких и средних чиновников, дворян средней руки.

      Основанием сельского жилища крестьян была подклеть (помещение для скота, ценных орудий труда, многих вещей). Основная часть дома находилась над подклетью, «на горе», и называлась горницей. В домах зажиточных крестьян и мещан над горницей часто было расположено специальное помещение со множеством больших окон — светлица.

      В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы (получившие распространение именно в тот период), ставни и т. п. Вместо стекла в избах крестьян по-прежнему натягивали бычий пузырь. Однако у более состоятельных селян появились и слюдяные окна. Стекло оставалось дорогим и было доступно лишь дворянам, купцам и самым зажиточным крестьянам.

      Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами. Трубы дымоходов на крышах таких домов порой были сделаны в виде скульптур.

      • При возникновении в городе даже небольшого пожара возникала угроза выгорания целых кварталов даже всего города.
      • Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Правда, уходили в прошлое екатерининские времена с выпячиваемыми напоказ драгоценными одеждами придворных. Если в эпоху Екатерины II парадная одежда графа Григория Орлова была осыпана бриллиантами и другими драгоценными камнями и стоила миллион рублей (притом что 1 пуд ржи стоил 95 копеек, а крепостной крестьянин — 25—30 рублей), то уже в царствование Павла I и Александра I наиболее модными становятся скромные сюртуки и платья французского покроя. При Николае I была введена форма для чиновников. Большинство придворных носило военную форму.

        Дворянин Городская девушка

        • Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на не высоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, подчас даже бриллиантами. Цена такой обуви достигала стоимости нескольких деревень с крепостными крестьянами .
          • Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. В далеких от центральных городов местах сохранялся обычай, по которому вплоть до свадьбы юноши и девушки носили лишь подпоясанную длинную рубаху. Верхняя одежда (сермяги, зипуны) шилась из домотканого сукна, а по мере развития ткацкого производства — из ставших модными фабричных тканей.
            • Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти. Если раньше их изготовляли сами крестьяне, то теперь наиболее распространенными головными уборами стали сделанные ремесленниками «грешневики» — почти цилиндрические коричневые шапки. Главным видом обуви крестьян были лыковые лапти.
            • С древних времен наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи.

              Главным продуктом был ржаной (в богатых домах и в праздники — пшеничный) хлеб. Из проса (пшена), гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей — капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Из капусты (летом — из щавеля или крапивы) и других овощей варили самое популярное блюдо — щи. Вторым блюдом, как правило, была каша, а позже — отварной в мундире картофель с солеными огурцами или грибами.

              Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его ели лишь в Рождество и на Пасху. Это объяснялось не только слабым развитием животноводства, но и религиозными постами.

              • Еду готовили в глиняных горшках сразу на целый день и для сохранения тепла ставили в русскую печь. Впервые в этот период стали применять, наряду с глиняными, металлические горшки — «чугунки».
              • В городах в большом количестве открывались трактиры, чайные, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.
                • Высшие слои общества предпочитали не традиционную русскую кухню, а европейскую, особенно французскую. Неотъемлемыми продуктами повседневного питания знати и богатых горожан стали кофе, какао («шоколад»), различные восточные сладости (курабье, халва, шербеты), бисквиты, французские, немецкие, испанские вина.
                • Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и воскресные дни.

                  Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями. Но и здесь различия были очевидны. Обязательными были, например, рождественские елки для богатой детворы с подарками и представлениями, балы и маскарады для знати, чиновничества. Для бедноты обычным делом в эти дни были народные гулянья, колядование — исполнение песен и стихов с последующим угощением или одариванием участников колядок.

                  Быт и обычаи российских сословий XVIII века
                  методическая разработка по истории (7 класс) на тему

                  Урок по истории России в 7 классе по теме «Быт и обычаи российских сословий XVIII века».

                  Скачать:

                  Вложение Размер
                  urok_istorii_v_7_klasse_po_teme.docx 16.52 КБ
                  prezentatsiya1.pptx 2.35 МБ

                  Предварительный просмотр:

                  Урок истории в 7 классе по теме «Быт и обычаи российских сословий XVIII века»

                  — создать условия для формирования устойчивых представлений о различиях в жизни российских сословий.

                  — сравнить жизнь и быт российских сословий;

                  — пробудить интерес к российской культуре и быту;

                  — воспитывать уважение к традициям русского народа4

                  — формировать метапредметные навыки: работать с текстом, отбирать материал, анализировать данные, делать выводы, аргументировать свою позицию.

                  Технология : проблемно-поисковое обучение (на основе технологии развития критического мышления).

                  Методы и приемы:

                  — работа с учебником

                  — Историки утверждают, что именно в XVIII веке возникла непреодолимая пропасть между сословиями российского общества. Нам предстоит стать исследователями и разобраться, насколько глубокие изменения произошли.

                  Прием «Знаете ли вы?»

                  — Что такое сословия?

                  — Какое сословие XVIII века окончательно оформилось как привилегированное?

                  — Какой документ закрепил за дворянами их права и привилегии?

                  — В чем еще можно увидеть разницу между сословиями?

                  Тема нашего урока «Быт и обычаи сословий российского общества XVIII века».

                  — Какие сословия мы можем сравнить?

                  Итак, обследуем жилища дворян и крестьян. Будьте внимательны, запоминайте каждую деталь. Свои наблюдения вам нужно будет занести в таблицу.

                  Слайд 1. — Кому принадлежит этот великолепный особняк в стиле барокко? Обратите внимание на его размеры, материал.

                  Слайд 2. – А это внутреннее убранство дворянского дома. Посмотрите на детали интерьера (обстановка, украшения).

                  Слайд 3. – Чье это жилище? Крестьянская изба- очень добротная и нарядная.

                  Слайд 4. –Зайдем в гости. Кстати, стучать в дверь руками было у крестьян плохой приметой. Лучше в окошко. Связано это со множеством суеверий.

                  Слайд 5. – Загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Печь — главная достопримечательность крестьянской избы. Русская печь. С ней было связано много сказок, легенд, суеверий. Считалось, что под печкой живет домовой- хозяин и хранитель избы. Если семья переезжала в новую избу, обязательно брали из печи угольки. Так «перевозили» с собой домового.

                  Слайд 6. — Результаты своих наблюдений внесите в сравнительную таблицу. Воспользуйтесь справочным материалом.

                  — Какой вывод по таблице вы можете сделать?

                  — Продолжим наше исследование. Мы можем стать экспертами в моде XVIII века.

                  Слайд 7. – К какому веку относится одежда на этом слайде? (XVII век)

                  — Какие сословия здесь представлены? (Бояре и крестьяне)

                  — Как называется верхняя одежда, изображенная на слайде? (Кафтан

                  — Чем отличается одежда боярина и крестьянина? (Тканью, красотой, отделкой, обувью, шапками)

                  — Какой вывод вы сделаете? (В XVII веке одежда всех сословий была традиционной русской).

                  Слайд 8. – Среди этих милых девушек XVII века есть представительницы боярского, купеческого, крестьянского сословия. Можно ли их различить с первого взгляда? (Нет, практически невозможно.).

                  Слайд 9. – И снова XVIII век! Кто покажет представителей дворянского и крестьянского сословия?

                  — Это было трудно? (Нет, все очевидно).

                  Работа в группах.

                  Познакомимся подробнее с одеждой основных сословий XVIII века. Для этого поработаем в группах. На ваших столах лежит раздаточный материал, учебники, справочный материал и подробная инструкция для работы. У каждой группы свое задание. Изучите инструкцию, распределите обязанности. (Каждая группа работает с определенной информацией, затем должна ее представить классу). Время работы – 7-10 минут.

                  1 группа- одежда мужчин — дворян.

                  2 группа – одежда мужчин – крестьян.

                  3 группа – одежда женщин – дворянок.

                  4 группа – одежда женщин – крестьянок.

                  Группы представляют свои работы, согласно инструкции.

                  — Как вы думаете, можно ли крестьянину было носить такую же одежду, как у дворян? Почему?

                  — Что показывала одежда русского человека в XVIII веке? (Его принадлежность к определенному сословию).

                  — Это и будет еще один вывод по нашей теме.

                  Слайд 10. – учащиеся 7 класса составили рассказ о пище дворян и крестьян в XVIII веке. Видимо, они невнимательно изучали материал. Найдите ошибки в тексте. Пользуйтесь материалом учебника (стр. 236 и 89).

                  — Говорили в старину: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебушко ржаной – отец родной».

                  — С чем связана простота и скудость пищи крестьян? (Бедность, дороговизна, нет времени на приготовления сложных блюд).

                  Подведение итога, обобщение по теме.

                  — Изменился ли быт крестьян по вашим наблюдениям?

                  — Откуда пришли все изменения в жизнь дворян? (Из Европы).

                  — Вернемся к утверждению, прозвучавшему в начале урока. Какой общий вывод можно сделать на основе полученной информации?

                  Слайд 11. Прием «Найдите лишнее»

                  — Какие предметы не относятся к XVIII веку?

                  — Нынешний год Указом Президента объявлен Годом кино. С помощью киноискусства мы прямо сейчас можем оказаться в XVIII веке, увидеть настоящих дворян и крестьян. Посмотрите кадры кинофильма «Формула любви».

                  Оценивание работы учащихся.

                  Домашнее задание: подготовить сообщение об обычаях русского народа в XVIII веке (праздники, обряды, развлечения).

                  Презентация по истории «Быт и обычаи во второй половине XVIII века» (7 класс)

                  Идёт приём заявок

                  Подать заявку

                  Для учеников 1-11 классов и дошкольников

                  Описание презентации по отдельным слайдам:

                  «Быт и обычаи во второй половине XVIII века» Павлова Екатерина Александровна

                  При Петре І начались масштабные изменения в быту населения России. Они продолжались и при его преемниках, и во второй половине 18 века. За короткое по историческим меркам время (около 100 лет) быт многих сословий российского общества изменился до неузнаваемости. Вспомните, как вводились нововведения при Петре I? Павлова Екатерина Александровна

                  План урока Жилища Одежда Питание Досуг Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища Пример во всем подавал императорский двор. Состояние двора подчеркивала престиж монарха и монархии Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища В архитектуре господствовало два стиля: барокко и классицизм Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища Зимний дворец. Архитектор Растрелли Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища Зимний дворец, внутренние убранства Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, летняя резиденция Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища Екатерининский дворец Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища Екатерининский дворец, внутренние убранства Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища Еще одна летняя резиденция императорского двора Большой дворец в Петергофе Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища Дворцы по приказу императоров строились и для их фаворитов Мраморный дворец для Г.Г. Орлова Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища Таврический дворец для Г.А. Потемкина Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища Не отставали от царей и дворяне. Особняк Демидовых в Петербурге. Павлова Екатерина Александровна

                  Жилища Жилища крестьян так же строились из дерева и существенных изменений XVIII век не принес. В домах появились полы и потолки. Печки с дымоходом, стали топить «по-белому». Павлова Екатерина Александровна

                  Одежда Павлова Екатерина Александровна

                  Одежда Мужские парики «львиная грива» и «крысиный хвост» Павлова Екатерина Александровна

                  Одежда Во второй половине 18 века в моду вошли огромные и сложные по исполнению женские причёски. Фантазии парикмахеров не было предела. Именно в это время появились такие причёски как «Фрегат» и «Мария-Антуанетта». Павлова Екатерина Александровна

                  Одежда Богатые жители городов (кроме дворян) старались подражать знати. Но в обществе оставались русские традиции. Это привело к частичному смешению европейских и русских традиций в городах России. Например, большая часть купечества и простых горожан носила длинный русский костюм. Но в этом костюме появились детали, заимствованные у дворянской одежды (европейский фасон, отделка). Павлова Екатерина Александровна

                  Одежда Крестьяне же оставались и одетыми и обутыми так же, как и за сто лет до этого Павлова Екатерина Александровна

                  Питание В XVIII веке знать познакомилась с лучшими образцами европейской кухни. В дворянских усадьбах нередко служили повара-иностранцы. Павлова Екатерина Александровна

                  Питание В годы своего правления Пётр привёз из-за границы овощ, который был назван «чёртовым яблоком», потому что от неправильного его употребления умирали люди. Павлова Екатерина Александровна

                  Досуг Дворяне участвовали в балах, карнавалах и званых обедах, уставая от них “до невозможности, посещали театральные постановки Павлова Екатерина Александровна

                  Досуг Павлова Екатерина Александровна

                  Досуг Популярным занятием в дворянской среде второй половины 18 века стало коллекционирование. Собрания картин, книг, иных предметов искусства стали повсеместным явлением. Порой на их основе возникали настоящие музеи. Павлова Екатерина Александровна

                  Досуг Во второй половине 18 века претерпевают изменения понятия о «дворянской чести».Ввиду иностранного влияния в России получает распространение дуэль. Однако видя опасность в таком новшестве, в 1787 году Екатерина ІІ издала «Манифест о поединках», который назначал за дуэли строгое наказание. Павлова Екатерина Александровна

                  Досуг Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и в воскресные дни. Поэтому и организованного досуга как такового у них не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашними делами или ходили в церковь, любили колядовать. Павлова Екатерина Александровна

                  Домашнее задание Подготовка к итоговой работе Павлова Екатерина Александровна

                  Номер материала: ДБ-120630

                  ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

                  Пройдя курс Вы получите:
                  — Удостоверение о повышении квалификации;
                  — Подробный план уроков (150 стр.);
                  — Задачник для обучающихся (83 стр.);
                  — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
                  — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
                  — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

                  Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

                  Не нашли то что искали?

                  «творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

                  Вам будут интересны эти курсы:

                  Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

                  Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

                  Читайте так же:

                  • Великий русский композитор традиции которого наследовал римский корсаков Кроссворд по музыке для учащихся 6-7 классов на тему: « - Корсаков» Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная казачья школа» с. Знаменка, […]
                  • Традиция вязания носков Презентация по технологии на тему "Вязание крючком, спицами традиции и современность (7 класс) Идёт приём заявок Подать заявку Для учеников 1-11 классов и дошкольников Описание […]
                  • Банкетные залы русские традиции Ресторан Русские Традиции Московская область, Реутов, Носовихинское шоссе, дом 18, литер В Показать на карте банкетное меню на человека Отправить ссылку на эту страницу в соц. сетях: […]
                  • Обычаи русской правды История государства и права России До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в […]
                  • Культурные традиции картинки 16 традиций разных народов, которые введут иностранца в многодневный шок Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и […]
                  • Традиции народа франции Французские традиции и обычаи. Шаг за шагом Символика государства тоже очень интересна и примечательна. Герб и гимн имеют свою историю, а люди всё это чтят, как своё родное. Они очень […]

                  Leave a Reply

                  Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *