В каком умк сохранены лучшие традиции российского образования

Программа «Школа России»

Программа «Школа России»

«Школа Росcии» — это учебно-методический комплект для 4-летней начальной школы. Научный руководитель комплекта — Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного комплект «Школа России» работает с 2001 года. «Школа России» — это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. УМК постоянно обновляется и является надёжным инструментом реализации стандарта второго поколения.

УМК «Школа России» включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования:
— Обучение грамоте и чтению.
Русская азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.
— Русский язык (2 линии).
Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.
Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
— Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф.
— Математика. Авторы: Моро М.И. и др.
— Окружающий мир. Автор Плешаков А.А.
— Изобразительное искусство (2 линии).
Авторы: Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс).
Авторы: Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).

Система учебников «Школа России» сегодня — это:
Мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования.
Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.
Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год; отвечают требованиям действующего Государственного стандарта начального общего образования; обеспечивают преемственность с дошкольным и основным общим образованием.

УМК создан на достижениях педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции; обеспечивает общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальной школе; работа по этим учебникам позволят ребенку адаптироваться в школьном коллективе, накопить необходимые знания и умения для успешного обучения в школе; в полном объеме учитываются индивидуальные особенности детей.

Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

Цели обучения:
1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.

Принципы:
— приоритет воспитания в образовательном процессе;
— личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Комплект учебников «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение.
При этом учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому, которые должны быть неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.

Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
— Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.
— Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.
— Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.
— Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Отзывы о программе «Школа России»

УМК не вызывает споров у родителей. Программа рассчитана на любого ребенка. Введены элементы развивающего обучения. Дети спокойно преходят в среднее звено, обучение в котором также ведется по традиционной программе. Возможно, детям с определенными способностями будет скучновато. Но это можно решить дополнительным образованием или выбрать другую программу.
Учителя, работающие по УМК «Школа России», положительно отзываются об учебниках и довольны результатами. Материал доступен детям и понятен родителям. Особенно выделяют учебники А.А. Плешакова по окружающему миру. Материал в них подобран с учётом возрастных особенностей, содержится материал для всестороннего развития ребёнка, есть над чем подумать и поразмышлять.

Учебно-методический комплекс «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.
Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС (раздел III, п.19.3.), включая такие новые для начальной школы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.
УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности1. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.
Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.
Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов2 ко всем завершённым предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения.
Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.

Школьный гид

Программа «Диалог»

Cистема учебников «Диалог» — это учебно-методический комплекс (УМК) учебников для четырехлетней начальной школы. Авторы концепци: Г.А. Бордовский, М.П. Воюшина, Е.П. Суворова, Н.Л. Стефанова. УМК разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Цель УМК «Диалог» — дать возможность ученикам начальных классов интересно учиться и познавать мир во всем его многообразии. В линии учебников сохранены лучшие традиции российского образования и представлен качественно новый материал, организующий деятельность и ребенка, и взрослого. Cистему учебников «Диалог» выпускает издательство «Дрофа» (корпорация «Российский учебник»).

УМК «Диалог» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:

Русский язык (обучение грамоте). Азбука (1 класс). Авторы: Чистякова Н.Н., Закревская Е.А., Воюшина М.П.
Русский язык. Авторы: Савельева Л.В., Гогун Е.А., Щеголева Г.С.
Литературное чтение. Авторы: Воюшина М.П., Петрова С.И., Чистякова Н.Н., Лебедева Е.В.
Литературное чтение. Литература народов России (дополнительный модуль). Авторы: Найденова Е.А., Хайруллин Р.З., Чумакова Е.А. и др.
Математика. Авторы: Ивашова О.А., Подходова Н.С., Туркина В.М., Останина Е.Е.
Окружающий мир. Авторы: Суворова Е.П., Купирова Е.А., Преображенский В.А.
Изобразительное искусство. Автор: Аранова С.В.
Музыка. Авторы: Афанасьева А.Б., Шекалов В.А., Камынина О.Е.
Технология. Автор: Мисюкевич А.Н.
Физическая культура. Авторы: Пономарев Г.Н., Федоров В.Г., Венедиктов И.Н., Пащенко Р.В.

Завершенные предметные линии учебников системы «Диалог» не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения России от 28.12.2020 N 345).

Учебники программы «Диалог» были исключены из предыдущего федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, приказом Минобрнауки России от 08 июня 2020г. N 576.

Инновационная система учебников «Диалог» базируется на идеях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», требованиях ФГОС НОО, Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации, которые определяют гуманистический, светский и поликультурный характер образования.

Концепция системы «Диалог» разработана учеными Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена и развивает традиции петербургской методической школы. Система «Диалог» отвечает вызовам времени и создает благоприятный режим социализации новых поколений. Система исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и единства культуры, нацелена на подготовку подрастающих поколений к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнических гражданских сообществ регионального, российского, международного масштаба и ориентирована на решение задач, поставленных перед образованием как общественным институтом: обеспечение гражданского мира, социальной стабильности, экономического развития постиндустриальной России, что отражено в девизе образовательной системы «Диалог»: «Мы разные, мы равные, нам интересно вместе!».

Таким образом, система «Диалог» представляет собой научно обоснованную и методически обеспеченную систему учебников для начальной школы, полностью соответствующую требованиям нового ФГОС. Состав и содержание системы «Диалог» создают условия для эффективной реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода, а также взаимосвязанных с ним и усиливающих результативность образовательного процесса личностно ориентированного и культурологического подходов. В качестве связующего фундамента при построении системы выступает метаметодический подход, задающий и обеспечивающий взаимосвязь и целостность всех компонентов образовательного процесса на ценностно-целевом, содержательном, организационно-деятельностном, личностном уровнях.

Инновационность системы «Диалог» выражается в изменении качества образовательного процесса, что достигается методическим воплощением единых теоретических подходов во всех предметных областях начального общего образования. Все инновационные теоретические подходы имеют понятные и конкретные интерпретации в учебниках системы, что делает их практическую реализацию продуктивной и перспективной.

Система «Диалог» полностью вписывается в организационные и временные рамки осуществления образовательной деятельности в начальной школе, оговоренные в ФГОС для реализации основных образовательных программ начального общего образования, учитывает возможности вариативности образовательных программ.

Электронные приложения к учебникам можно скачать с сайта издательство «Дрофа».

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Образовательная система «Школа России»

Главная концептуальная идея программы «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость.

1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.

Принципы:
— приоритет воспитания в образовательном процессе;
— личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;
— сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

Программа «Школа России» построена на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Все учебники, входящие в состав УМК, представляют собой единуюсистему учебников, так как разработаны на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления.

В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественного образования, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

Комплект учебников «Школа России» представляет собой целостную модель, построенную на единых концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. При этом учебно-методическому комплекту приданы такие качества, как фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому, которые должны быть неотъемлемыми характеристиками начальной школы для того, чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.

УМК «Школа России» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2020г.N 253):

— Русский язык.
Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.
Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
— Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
— Математика. Авторы: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.
— Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
— Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А., Питерских А.С. и др.
— Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
— Технология. Авторы: Лутцева Е.А., Зуева Т.П.
— Физическая культура. Автор: Лях В.И.

— Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) (4 класс).

ОРКСЭ. Основы православной культуры. Автор: Кураев А.В.
ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Автор: Чимитдоржиев В.Л.
ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
ОРКСЭ. Основы светской этики. Автор: Шемшурина А.И.

Существенной особенностью системы учебников «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. В учебниках «Школы России» этим и другим важнейшим аспектам начального общего образования, зафиксированным в новом стандарте, уделено особое внимание. Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России» — усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС – Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Ваш ребенок идет в школу

Как правильно подготовить ребенка к школе

Как правильно подготовить ребенка к школе?
Этот вопрос волнует многих родителей и будущих первоклассников. Часто взрослые считают, что самое главное научить – научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но это еще не гарантирует успешного обучения. Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование.

ПЯТЬ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Первый компонент – мотивационная готовность – включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Чтобы определить, насколько развита она у дошкольника, можно задавать ребенку несколько вопросов типа: «Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?». Ответы на эти вопросы помогут понять характер его представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового. Кроме того, можно предложить тест-игру для выявления его основных стремлений, предпочитаемых видов деятельности. Взрослый бросает ребенку мяч, проговаривая начало предложения, малыш должен бросить мяч обратно, завершив предложение по своему усмотрению. Начала предложений следующие: 1. Я стараюсь… 2. Я думаю о том, чтобы … 3. Я был (а) бы рад (а) … 4. Я надеюсь, что … 5. Я уверен, что …6. Я мечтаю … 7. Я хочу… Если в результате этого теста обнаружилось, что перед поступлением в школу ребенок имеет о ней весьма приблизительные представления, что у него нет интереса к ней, стоит подумать о формировании у него мотивационной готовности.

Второй компонент – волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить и т. д.). Предлагаемые задания и упражнения будут способствовать развитию и совершенствованию ребенка всех звеньев системы произвольной саморегуляции. Наиболее эффективно в этом смысле конструирование. Начать лучше с обучения работе по образцу. В нашем примере это будет реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их должно быть больше, чем нужно для конструирования, с тем, чтобы малыш научился производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету. Предложите ребенку внимательно рассмотреть, изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. Наблюдайте за характером и последовательностью строительства, при этом обратите внимание на следующие моменты:
1. Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом – это означает, что он должен удерживать заданную вами цель.
2. Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, то есть иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм).
3. Осуществление программы возможно лишь в том случае, если маленький строитель сумел правильно выделить условия деятельности: размер, форму и цвет блоков конструкции.
4.Но и это еще не залог правильной сборки. В процессе работы он должен корректировать свои действия, то есть постоянно сверять полученные результаты с эталоном.
5.По окончании сборки, попросите ребенка проверить, насколько точно его конструкция соответствует образцу. Если заметили, что малыш допускал ошибки на каком-либо этапе сборки, проанализируйте вместе с ним причины. Попросите ребенка внести необходимые исправления.

Ребенок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе.

Качества, от которых зависит умение дошкольника вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к третьему компоненту – социально-психологической готовности к школе.

Четвертый компонент — очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Побеседуйте с ребенком, чтобы выяснить, знает ли он, что такое «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», разбирается ли в отличии «вчера», «сегодня», «завтра». Также с помощью беседы, выясните, что знает дошкольник о явлениях природы, о жизни нашего общества. Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделять отдельные детали и словесно его описывать. Этим вы определите особенности восприятия ребенка. Проследите, умеет ли он делать выводы, умозаключения. Нарисуйте план комнаты, спрячьте игрушку и попросите малыша найти ее, указав место на плане. Если он справляется с такими заданиями, значит его мышление соответствует норме.
Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:
a)«Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех. (для этого упражнения удобно использовать карточное лото).
b) Придумывание пропущенных частей рассказа (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. На это же направлена игра «Говори наоборот», в которой взрослый произносит какое-либо слово и просит ребенка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом, например: толстый – тонкий, горячий – холодный, огонь – вода;
c) Всевозможные головоломки, различные виды заданный с палочками или спичками.

Умение учиться – пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее. На развитие слухового восприятия направлены следующие задания:

• угадать откуда идет звук;
• угадать предмет по звуку;
• составить рассказ по звукам, которые произносит ведущий;
• угадать, чей это голос, чьи шаги.

Ребенок умеет планировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации может ответить на вопросы: «Что ты будешь делать?», «Как ты будешь это делать?», «Какие тебе предметы понадобятся?», «Как ты сделал – хорошо или плохо?», «Что хорошо у тебя получилось, а что не очень?»

Итак, как видим, психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь потому, умеет ли малыш читать или писать. Существуют простые способы определения психологической готовности к школе, которыми могут воспользоваться взрослые, чтобы своевременно и правильно подготовить ребенка к обучению.

Наша школа работает по учебно-методическому комплекту «Школа России». Учебно-методический комплект (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.

Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС (раздел III, п.19.3.), включая такие новые для начальной школы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.

УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.

Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.

Что купить к школе

Экипировка будущего первоклассника

  • Школьная форма*
  • Сменная обувь – нет кроссовкам или резиновой обуви. Они применимы только по прямому назначению (спорт). Для сменной обуви приобретается специальная сумочка или мешочек.
  • В чём носить школьные принадлежности? Наш совет – ранец. Он позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, освобождает руки. Лучше выбирать лёгкие, прочные, морозоустойчивые (не затвердел чтобы и не потрескался), с водоотталкивающей пропиткой или покрытием. Задняя стенка плотная, хорошо прилегает к спине, «держит» позвоночник. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина 3,5-4см.
  • Спортивная форма (для зала – белая футболка, темные шорты, для улицы – спортивный костюм, обувь на резиновой подошве).
  • Ручки шариковые ученические, простые и цветные
  • Карандаши простые
  • Папка для тетрадей
  • Обложки для книг и тетрадей
  • Закладки для книг
  • Линейка – угольник (20 см)
  • Счетные палочки (красный, белый цвет)
  • Веера букв и цифр
  • Карандаши цветные
  • Пенал (мягкий)
  • Ластик (мягкий)
  • Тетради и обложки закупают вместе!
  • Папка для трудов и ИЗО (прочная, на застёжке)
    • Ножницы в чехле
    • Клей ПВА
    • Клеящий карандаш
    • 3 набора цветной бумаги
    • Набор картона (цветного)
    • Набор мягких кисточек для рисования (тонкая, средняя и толстая)
    • Точилка с коробочкой для мусора
    • Краски акварельные (медовые)
    • Пластилин со стеками
    • Альбом для рисования с отрывными листами
    • Тряпочка
  • Обоснование выбора технологий, приемов, форм и методов обучения и воспитания и др., способствующих выявлению и развитию способностей обучающихся.

    Обоснование выбора технологий, приемов, форм и методов обучения и воспитания и др., способствующих выявлению и развитию способностей обучающихся.

    Просмотр содержимого документа
    «Обоснование выбора технологий, приемов, форм и методов обучения и воспитания и др., способствующих выявлению и развитию способностей обучающихся.»

    Обоснование выбора технологий, приемов, форм и методов обучения и воспитания и др., способствующих выявлению и развитию способностей обучающихся.

    Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

    Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

    Про УМК «Школа России» говорят: «Создан в России и для России». В нем бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении. УМК представлен системой учебников, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, книгами для чтения, многоплановыми методическими пособиями, высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к предметным линиям УМК, различными мультимедийными приложениями (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски и др.), интернет поддержкой и пр.

    УМК «Школа России» предполагает применения в практике учителя широкого спектра современных образова­тельных технологий, методов, форм обучения, приёмов и иных педагоги­ческих ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:

    ориентирование всего учебного материала, его структуры и способов представления на максимальное включение младших школьников в учеб­ную деятельность;

    значительный воспитательный потенциал;

    преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и во­просов, инициирующих детское действие с целью овладения универсаль­ными учебными действиями;

    проектные, творческие задания, практические работы, учебные диа­логи;

    практическая направленность содержания учебного материала с опо­рой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;

    возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окру­жающего мира;

    возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;

    возможности для работы с современной информационно-образова­тельной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений

    ориентация на здоровьесбережение младших школьников;

    возможности для разнообразия организационных форм обучения: ин­дивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной.

    Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства и бизнеса к системе образования. Технологии, которые я использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению поставленных целей и задач.

    В процессе обучения мною используются следующие технологии:

    Технология деятельностного обучения

    Технология «Обучение в сотрудничестве»

    Технология уровневой дифференциации

    Игровые технологии (дидактические игры, ролевая игра)

    Технология обучение в сотрудничестве

    Информационно – коммуникационные технологии

    Технология проблемного обучения

    Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-обучающийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучаемого. Изменяются позиции обучающегося — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.

    Особенности личностно – ориентированного урока

    Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.

    Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

    Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

    Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.

    Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

    Технология деятельностного обучения

    Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны ,а по сути.

    Ещё одной особенностью использования деятельностного подхода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения.

    Деятельностный подход предполагает следующую структуру уроков введения нового знания:

    Постановка учебной задачи.

    «Открытие» нового знания.

    Обучающая самостоятельная работа

    Выполнение заданий на повторение

    Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки и деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.

    Игровая технология имеет следующие преимущества:

    создание благоприятной психологической обстановки, снижение тревожности и расположение обучающегося к усвоению материала;

    в процессе игры обучающиеся (меланхолики и флегматики) получают большую мотивацию для выражения своих мнений и чувств;

    застенчивые обучающиеся более охотно вступают в диалог с учителем;

    позволяет обучающимся получить опыт общения, который не всегда можно получить на обычном уроке;

    игра заставляет думать, искать нестандартные решения, предлагать новые идеи;

    в непринужденной и легкой обстановке игры обучающиеся легче запоминают новый материал;

    обыгрываются реальные жизненные ситуации.

    За счет применения данной технологии происходит повышение эффективности урока, качества усвоения учебного материала учащимися за счет возможности в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки. Формирование исследовательского и творческого отношения к действительности; реализация потребности личности учащегося в самовыражении, самоопределения, саморегуляции.

    Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что даёт положительные результаты в обучении.

    Информационно-коммуникационная технология имеет следующие преимущества:

    развитие коммуникативных умений обучающихся;

    повышение интереса к изучению предмета и познавательной активности обучающихся;

    расширение возможностей предъявления информации;

    объективность оценки при использование компьютерных тестов и тестовых программ.

    Повышение эффективности урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий. Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций.

    Технология проблемного обучения.

    Цели данной технологии:

    1. Творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей у учащихся, за счет создания в их сознании проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций.

    2.Пробуждение интереса учащихся к исследованию ситуации, ведущее к усвоению нового материала, решению проблемы и т.д. через умственный поиск, ведущий к развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей.

    Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций (Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся). Обеспечение активного характера педагогического процесса. Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета. Формирование у учащихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы.

    Важным результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования является развитие технологии уровневой дифференциации обучения в учебно — методическом комплексе «Школа России». Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик смог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть вариативным к особенностям каждого ребёнка. Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения. Опираясь на данное направление, можно работать как с учениками, испытывающими затруднения в обучении, так и с более продвинутыми, проявляющими ярко выраженные интересы, способности и склонности к предмету.

    Осуществляя уровневую дифференциацию и индивидуальный подход в обучении, я руководствуюсь следующими требованиями: создание атмосферы, благоприятной для учащихся; активно общаться с учащимися, т. к. учебный процесс должен быть мотивирован и обучающийся учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен четко представлять себе и понимать чего от него ждут.

    Создание условий для активной совместной деятельности учащихся решает технология «Обучение в сотрудничестве». Совместными усилиями ликвидируются пробелы в знаниях, решаются любые проблемы, радость успеха или горечь неудачи делится на группу. Поскольку в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных действий. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т. д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно с более высокими показателями и в более широком спектре. К числу основных составляющих организации совместного действия можно отнести:

    • распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;

    • обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;

    • взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности;

    • коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;

    • планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);

    • рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности, также под совместной деятельностью понимается обмен действиями и операциями, вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений.

    Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения.

    Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.

    Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.

    Мы приходим к выводу, что широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует повышению их познавательных интересов.

    Главная цель педагога в технологии дифференцированного обучения: научить обучающихся самостоятельно получать знания и уметь применять их на практик

    Я считаю, что использование перечисленных образовательных технологий позволяет значительно повысить качество образования, повысить мотивацию к обучению и развитию.

    Представление педагогического опыта «Развитие личностных качеств и учебной самостоятельности средствами УМК «Школа России», путём внедрения новых технологий обучения»

    Идёт приём заявок

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    с углубленным изучением отдельных предметов №32»

    г.о.Саранск, Республика Мордовия

    Представление педагогического опыта педагогического работника

    « Развитие личностных качеств и учебной самостоятельности средствами УМК «Школа России», путём внедрения новых технологий обучения»

    учителя начальных классов Крыловой Натальи Борисовны

    Об актуальности выбранной темы

    В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Главная задача современного учителя – сформировать все вышеперечисленные навыки, качества в своих подопечных.

    Сейчас каждому учителю предоставляется выбор образовательных программ. После тщательного изучения образовательных систем и программ, я остановила свой выбор на УМК «Школа России» . Традиционная программа для начальных классов действует уже не один десяток лет. Сначала она была единственной, а теперь одна из многих. Комплект «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы и имеет полное программно-методическое обеспечение. Он охватывает все образовательные области, в том числе инновационные, включает учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге: в нем сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие принципы дидактики, прежде всего возрастные особенности детей, постепенное нарастание трудности в представлении учебного материала.

    Комплект учебников УМК «Школа России» — результат работы большого авторского коллектива под руководством А.Плешакова в сотрудничестве с издательством «Просвещение». Разработчики проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями Национальной доктрины образования в РФ, концепцией модернизации российского образования, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школы.

    «Школа России» создается в России и для России. Учебный комплект отражает существенные черты образовательной системы, на построение которой направлены усилия авторского коллектива. Считаю, что предлагаемая модель школы отвечает потребностям современного этапа развития страны, предвосхищает будущее и в известной мере готовит его. Главную идею комплекта можно сформулировать следующим образом: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

    Авторы строят комплект на фундаменте, который очень надежен. Таким фундаментом являются новые достижения педагогической теории и практики, относящиеся к широкому пространству гуманной педагогики, имеющей, как известно, глубочайшие корни в классическом педагогическом наследии, отечественном и мировом.

    Опираясь на традиции отечественной школы, авторы осознают их исключительную ценность и значимость. В российской педагогике утвердилось понимание педагогического процесса как процесса введения человека в культуру. Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Традиция – это живая неразрывная связь образовательного опыта предшествующих периодов с настоящим, это творческое использование всего плодотворного, что было заявлено в минувшем, но не получило своей реализации или же, обгоняя время, не смогло быть реализовано в полной мере, хотя и сохраняло чрезвычайно перспективную, живительную силу. Истинно современное оказывается таковым, когда произрастает из прошлого.

    Особенность комплекта – его построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования. Это образование личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное.

    1. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. Крупным достижением педагогики стало обоснование личностной парадигмы в образовании. Изменились и цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств, что четко обозначено в стандарте начального общего образования. Авторы учебно-методического комплекта «Школа России» всегда работали в русле обозначенной традиции, считая, что главное назначение начальной школы – воспитательное. Приоритетным является духовно-нравственное развитие ребенка. На его поддержку направлено содержание учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания. И сегодня учебники ориентированы на развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому. Именно духовно-нравственная доминанта в состоянии обеспечить выполнение культуросозидающей роли образования. Обращение в первую очередь к человеческим качествам развивающейся личности ни в коем случае не означает недооценки других составляющих развития ребенка: психических процессов, творческих способностей, учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. Личность едина, и ее целостное развитие возможно только при должном внимании ко всем сторонам этого процесса.

    2. Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников. Граждански-ориентированное образование в начальной школе – одно из условий построения и функционирования гражданского общества в России. Различные аспекты знаний составляют значительную часть содержания учебников. Одна из важнейших задач в том, чтобы развивать у ребенка интерес к познанию, постижению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного величия. Средствами учебных предметов воспитывается в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным традициям, к государственным символам Российской Федерации, знакомим детей с образцами благородного служения Отечеству, стремимся показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте ребенок мог почувствовать себя маленьким гражданином общества в России.

    3. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников. Характеризуя современный мир, мы должны констатировать, что живем в эпоху глобализации. Этот процесс имеет впечатляющие и вдохновляющие перспективы. Россия является неотъемлемым его участником и четко заявляет об этом в последнее время: энергично встраивается в мировую экономику, активно участвует в мировом культурном процессе, объединяет усилия с другими странами для утверждения более безопасного, справедливого и гуманного миропорядка. В наших учебниках Россия предстает перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а её граждане – одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития.

    Наши учебные программы и учебники построены таким образом, что ребенок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о ее природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребенка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества.

    Я работаю по этой образовательной системе с 2010 года. При всех плюсах учебно-методического комплекта «Школа России» не было бы прогресса в обучении моих учеников, не было бы интереса к освоению новыми знаниями без внедрения новых технологий. Уместно привести слова В.А.Сухомлинского : «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире». И для того, чтобы обучением было таковым, надо искать новые подходы в обучении, новые приемы работы. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения, проявлять исследовательскую, поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения. Я стала активно применять исследовательскую деятельность детей в своей работе, активно внедрять метод проектов в обучение, разрабатывать уроки с применением АМО (активных методов обучения), использовать новые формы подачи и восприятия материала, активно используя деятельностный подход в обучении и информационно-коммуникативные технологии.

    2. Условия формирования опыта

    Свой педагогический опыт по вышепредставленной проблеме я стала накапливать и активно внедрять в работу с 2020 года. В 2020 году ко мне пришли новые первоклашки и я поняла, что работать по старому просто не получиться. Современные дети – дети нашего современного, быстроменяющегося мира, в котором огромный поток информации, постоянно внедряются в жизнь новые гаджеты, с которыми детвора очень запросто управляется. Дети смышленые, умеют рассуждать, высказывать своё мнение. Конечно дети разные по темпераменту, способности у них разные. Но их коммуникабельность, активность надо смело использовать им же во благо! Я поняла, что моя задача , как педагога заключается не в готовой подаче знаний детям, как это происходило раньше, а в нашей совместной с детьми творческой активной работе на уроке. Не могу сказать, что проблемно проходили первые внедрения активных методов обучения в мою педагогическую практику. Мои дети – были моими помощниками. Мы учились вместе. И это увлекательный процесс! Думаю будут уместны здесь слова У.Глассера: «Школьным педагогам сегодня, как никогда, необходимо учиться гибкости, нестандартности мышления, ибо слишком сложен, необычайно многогранен мир человечества, формирующий молодое поколение по своему образу и подобию. Поэтому такими ценными становятся для учителей острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность к пересмотру привычной педагогической философии…»

    Таким образом, на этом этапе моей работы возникли условия становления, изучения и внедрения в мою педагогическую практику новых технологий обучения.

    На уроках я использую наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Применение ИКТ на уроках повышает статус учителя, который идёт в ногу со временем. Для этого использую готовые электронные диски, разрабатываю уроки – презентации.

    Целью моего опыта является во-первых, конечно же, повышение качества учебного процесса и обеспечение развития познавательной и личностной сферы учащихся.

    — изучить типологию уроков при системно-деятельностном, активном подходе к обучению с внедрением различных образовательных технологий;

    — развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;

    — повысить качество преподавания на основе внедрения новых информационных технологий;

    1. Повышение качества успеваемости по предметам .

    2. Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся – участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности.

    Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.

    Доклады, выступления, публикации на школьном, муниципальном и федеральном уровне.

    Создание педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.

    В процессе наработки опыта по теме «Развитие личностных качеств и учебной самостоятельности средствами УМК «Школа России», путём внедрения новых технологий обучения» я изучаю материалы, нарабатываю свои методические ресурсы, делюсь опытом с коллегами.

    За это время мной были проведены открытые уроки для учителей школы и города, семинары, разработаны рабочие программы по предметам и внеурочной деятельности.

    Проведение открытых уроков, мастер – классов, мероприятий.

    с углубленным изучением отдельных предметов No32»

    «Путешествие по городам Мордовии»

    Открытый урок по окружающему миру

    «Мама, папа, я – читающая семья»

    Внеклассное мероприятие для учащихся 1-2 классов

    Открытое внеклассное мероприятие

    «Мама, папа, я – спортивная семья»

    Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов

    «Имя существительное. Обобщение»

    Открытый урок русского языка

    Открытый урок «Честь и достоинство»

    Семинар — практикум «Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников»

    Мастер — класс «Современные образовательные технологии как условие достижения нового качества образования»

    Городская секция учителей начальных классов «Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов для достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС НОО».

    Выступления на научно – практических конференциях, семинарах, заседаниях.

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа

    «Технология построения урока на деятельностной основе»

    «Проблемный подход в обучении»

    «Достижение нового метапредметного результата образования –ИКТ компетентности»

    «Проектно-исследовательская деятельность: возможности подготовки школьников к выбору».

    Заседание кафедры учителей начальных классов

    «Духовный мир семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей»

    Общешкольное родительское собрание

    с углубленным изучением

    отдельных предметов No32»

    «Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков»

    «Обучение методам исследования в процессе освоения обществоведческого содержания учебного предмета «Окружающий мир»

    «Работа со словарями на уроках русского языка – как средство формирования информативной культуры школьников»

    «Развитие школьной самостоятельности средствами УМК «Школа России»

    Научно – практическая конференция «Современные образовательные технологии деятельностного типа как фактор инновационного развития образовательного учреждения»

    «Использование национально-регионального компонента и художественной деятельности на внеурочных занятиях»

    Обучающий семинар «Проблемы и перспективы использования деятельностной модели организации учебной деятельности младшего школьника»

    ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева

    Научно – практический семинар «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования»

    Статья «Использование национально-регионального компонента и художественной деятельности во внеурочных занятиях»

    Статья «Достижение нового метапредметного результата образования – ИКТ-компетентности в начальной школе.»

    Тематическая линейка в начальной школе «Будь здоров!»

    Классный час «Почётные жители Мордовии»

    Доклад «Образовательные методики, обеспечивающие формирование метадеятельности учащихся»

    Урок-кейс окружающего мира для 2 класса «Московский Кремль»

    Внеурочное занятие с применением АМО «Весна-красна. Заклички и приговорки»

    Сборник материалов Межрегионального семинара «Актуальные проблемы педагогики и методики начального обучения»

    ФГБОУ ВО «МГПИ имени М.Е.Евсевьева

    Теоретическая база опыта

    В истории педагогики проблема технологии обучения всегда была одной из самых актуальных. Использование этих технологий предлагает новые подходы к процессу обучения, в первую очередь деятельностный и личностно – ориентированный.

    Изучив литературу по проблеме «Технологии обучения младших школьников», я убедились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они придают большое значение развитию личности ребенка. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы, все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. Я работаю по УМК «Школа России». Хочется сказать, что содержание материала, представленного в системе, позволяет учителю, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса. Программа «Школа России» полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно стремлюсь к новым формам и методам работы с учащимися.

    Сейчас много возможностей по пополнению теоретической базы даёт интернет. Мне очень нравятся вебинары, в которых я активно последнее время участвую.

    Свои знания я пополняю не только через самообразование. В 2020 – 2020 учебном году прошла курсы повышения квалификации в ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях» в объёме 72 ч.; в 2020 – 2020 учебном году курсы в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева по дополнительной профессиональной программе «Современные образовательные технологии и инновации в условиях реализации ФГОС НОО» в объёме 72 ч. В рамках курсов я познакомилась с современными активными методами обучения.

    Технология опыта – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обученности, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости .

    В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

    И с первых дней обучения мои дети путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания. Сколько таких интересных, творческих заданий для учеников предлагает автор учебника «Окружающий мир» Плешаков А.А.: подготовить фоторассказ о своём посёлке, придумай сказочную историю о диком или домашнем животном, которое тебе нравится, нарисуйте словесный портрет своего домашнего питомца, найти в дополнительной литературе интересный факт о кошках, составить свою Красную книгу, изобразить производственные цепочки с помощью моделей, составить правила друзей природы и т.д.

    Необходимость решать проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Особое внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств:

    — деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,- умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей. Сколько интересных проектов предлагаю детям! Это и «Письмо Деду Морозу», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Родословная», «Узоры на посуде», «Страны мира», «Интересная вещь, которая живёт в моём доме», «Бумажный змей». Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта . Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно — один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

    Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, воображения. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке, так и во внеурочное время (различные мероприятия, классные часы, кружки) В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр ! Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Р ешая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

    В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям . Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, цветотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, проводим встречи с медсестрой школы, составляем режим дня. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Все на каток!».

    Цель и назначение проблемного обучения — преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

    Дифференцированное обучение — главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

    В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.

    Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

    Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

    Незаменимым помощником учителя является программа Power Point , позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации. Компьютерные технологии. Активно использую в своей практике ИКТ. Выступление с опорой на мультимедиа-презентации использую не только сама, но и привлекаю к этому учащихся. С помощью ИКТ дети узнают новые способы сбора информации и учатся пользоваться ими, расширяется их кругозор, повышается мотивация учения. Также при проведении уроков и подготовке к ним я использую материалы нового поколения единой коллекции цифровых образовательный ресурсов, размещённой на сайте в Интернет: http://school-collection.edu.ru . Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:

    • как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы с использованием программы Power Point;

    • как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ). Мультимедийные технологии могут быть использованы:

    1. Для обозначения темы

    (Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса);

    2. Как сопровождение объяснения учителя

    В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности действий на компьютере для выполнении практической части работы, часто с одновременным дублированием действий учащимися на своих рабочих местах

    3. Как информационно-обучающее пособие

    В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

    4. Для контроля знаний

    Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке

    Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки:

    — умение работать в группе;

    — высказывать свое личное мнение;

    — выслушивать мнение товарищей;

    — создавать благоприятный психологический климат,

    — атмосферу взаимопомощи, толерантности.

    Наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика мне помогает обучение в сотрудничестве. Атмосфера общения является ведущей чертой урока, поэтому я стараюсь строить уроки таким образом, чтобы стимулировать учащихся работать вместе, помогать друг другу, сопереживать.

    Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

    Востребована мною технология работы в группах, так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию.

    Успех в современном мире определяется способностью человека организовывать свою жизнь: видеть дальнейшую и ближайшую перспективу, находить и привлекать необходимые ресурсы, намечать план действий и осуществлять его, оценивая, удалось ли достичь поставленных целей.

    .В преподавании литературы использую интегрированные уроки. Это способствует формированию у детей целостного представления об общечеловеческой и отечественной культуре. Мною разработаны уроки, объединяющие учебный материал по литературе и другим дисциплинам: истории, музыке, информатике.

    Благодаря применению данной технологии на практике ученики творчески подходят к выполнению заданий, обрабатывают большой объем информации, что повышает мотивацию и, как следствие, качество получаемых знаний.

    Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.

    Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.

    Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы. Применение современных образовательных технологий в процессе обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний .

    Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе:

    Показ позитивной динамики достижений обучающихся за последние 4 года.

    Читайте так же:

    • Традиции народного воспитания у алтайских народов Этнопедагогическая культура алтайцев Беловолова Светлана Павловна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении 480 […]
    • Русские немцы и их обычаи Традиции и обычаи немцев села Березовка Стремедловская Ирина МКОУ Березовская СОШ, 9 класс Руководитель: Тарасова Тамара Федоровна, учитель истории Аннотация Стремедловская Ирина МКОУ […]
    • Конспект родной обычай старины 1 класс 4 класс.rtf - Конспект урока 4 класс: Родной обычай старины. Светлый праздник Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салтыковская гимназия» г.о.БалашихаКОНСПЕКТ УРОКА(4 […]
    • Традиции обычаи народов поволжья Традиции и культура народов Поволжья Учебный курс «Традиции и культура народов Поволжья» ориентирован прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре; […]
    • Был у древних греков хороший обычай Был у древних греков хороший обычай Русский язык 4 класс Канакина Горецкий 2 часть Онлайн учебник и решебник (гдз) Упражнение № 241. Прочитайте. У древних греков был хороший обычай. […]
    • Какие старинные традиции сохранились в современном восточном обществе Презентация - проект "Традиции и обряды стран Востока" Идёт приём заявок Подать заявку Для учеников 1-11 классов и дошкольников Описание презентации по отдельным слайдам: Традиции […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *