Кавказец обычаи

Обычаи народов Кавказа – их исторические истоки

Хотя самую большую часть истории человечества занимает история первобытного общества, об этой эпохе мы знаем меньше всего. Первобытные люди не могли оставить после себя письменных документов, поэтому мы знаем только об их материальной культуре – по сохранившимся каменным орудиям труда, древней посуде, останкам домашних животных (то есть по тому, что нам «рассказывают» удивительные находки археологов ), но об их обычаях и привычках можем лишь догадываться. В этом случае помогает изучение быта народов, которые до сих пор живут в условиях первобытности (папуасы, пигмеи, индейцы Амазонии и другие). Поскольку условия их жизни в общем схожи с теми, в которых жили наши отдаленнейшие предки, напрашивается вывод, что общие для всех первобытных племен обычаи были и у людей каменного века. А также можно подвергнуть анализу некоторые из более современных традиций и найти их аналоги у ныне живущих по первобытному укладу народов.

На Кавказе люди тоже живут с самого начала каменного века. Как и по всей земле, кавказские первобытные люди жили племенами в несколько десятков человек, происходящих от одного предка, занимались охотой и собирательством, община была матриархальной. Об их обычаях, конечно, тоже нет никаких документальных свидетельств. Однако кавказцы, жившие из-за сильной расчлененности рельефа довольно изолировано друг от друга, лучше, чем многие другие народы, сохранили родственную консолидацию (людям, жившим, к примеру, в одной долине, из-за окружавших ту высоких гор было нелегко сняться с привычного места и отправиться попытать счастья в другие земли, поэтому они жили в одной местности из поколения в поколение, тесно связанные родством).

До XIX века у кавказских народов не было частной собственности на землю, и полями, пастбищами сообща владело целое селение, в котором жили, как правило, члены одного рода. В Чечне, например, многие населенные пункты до сих пор называются по именам основавших их родов (Борзой, Беной, Дай), хотя там уже давно живут люди и другой родовой принадлежности. Вместе с прочной родовой сплоченностью у кавказских народов долго сохранялись и некоторые другие пережитки первобытнообщинного строя или хотя бы устные (в сказках, легендах) свидетельства о них.

Путешественники, посещавшие Кавказ в эпоху Средневековья и в XVIII – XIX веках: Георг (в других источниках – Джорджио) Интериано, Арканджело Ламберти, Эвлия Челеби, Ян Потоцкий (автор романа, состоящего из новелл «Рукопись, найденная в Сарагосе»), Александр Дюма, сообщали о широко и повсеместно распространенном на Кавказе обычае похищать скот у жителей других селений. По ночам мужчины из одного селения подбирались к другому и, отвлекши внимание собак, пока пастухи спали, угоняли часть стада. Об этом же есть многочисленные свидетельства в документах российских колониальных властей XIX века. Однако если воры оказывались обнаруженными, и их догоняли, они должны были признать свой проигрыш и безоговорочно вернуть все, что успели забрать.

Сегодня у ряда племен, живущих по первобытным законам, в частности, на Новой Гвинее, есть обычай в случае нужды – когда со своего огорода овощей не хватает, идти собирать овощи на соседний огород. То есть, существует представление о том, что если у кого-то чего-то много, он непременно должен поделиться с нуждающимися (пережиток эпохи палеолита, когда собственности как таковой вообще не существовало, и все, чем пользовалось племя, было общим, так называемый «первобытный коммунизм»).

На Кавказе, по-видимому, этот обычай тоже существовал в первобытную эпоху, а затем, с укреплением представления о частной собственности, перешел в традицию, согласно которой воровство (в чужом селении) не считалось чем-то дурным, и если вор был настолько удачливым, что мог обмануть сторожей и собак, то считался вполне достойным владеть тем, что выращено чужим трудом.

Другой пережиток первобытной эпохи, встречающийся в некоторых кавказских регионах и по сей день, это – кровная месть. Многие считают, что данный пережиток входит именно в обычаи кавказцев , но «вендетта» (vendetta по-итальянски – мщение) существует и в южных районах Италии, в Албании, странах Ближнего Востока и других. На Руси в древности тоже прибегали к кровной мести. Как уже говорилось, каждая первобытная община состояла из людей, связанных между собой кровным родством. Она управлялась сама по себе, сама себя обеспечивала пропитанием и сама себя обороняла. Каждый мужчина был защитником, который оберегал свою общину, свой род от чужих посягательств. Если кто-то из одной родовой общины в стычке, например, из-за охотничьих угодий, убивал человека из другой, та могла воспринять это как агрессию. И тогда, если дело не удавалось решить миром, мужчины из двух родов начинали убивать друг друга как солдаты враждующих армий.

Хотя теперь родовой общины не существует, отношения в обществе регулируются государственными законами, и каждый сам, а не сообща с родом, владеет своим имуществом и хозяйством, у некоторых кавказских народов не считается очень уж предосудительным убийство кого-нибудь из родственников-мужчин убийцы твоего родственника. Если, конечно, наиболее авторитетные люди из обоих родов не договорятся жить в мире.

О том, как жили кавказцы в первобытную эпоху, рассказывают и некоторые легенды. Например, западнокавказская аналогия древнегреческого мифа о Прометее. В этой легенде рассказывается о том, что живший на горе Эльбрус злой дух похитил у людей огонь, от чего люди зимой стали страдать от холода. Когда один уважаемый вождь пришел к этому духу и воззвал к его справедливости, тот приковал мужественного посланца к вершине Эльбруса и напустил на него огромного орла, который пил его кровь. Но на помощь вождю пришел храбрый воин. Он убил орла, освободил пленника и, изгнав злого духа, вернул людям похищенный огонь. В сходном греческом мифе говорится, что Прометей тоже был прикован к скале на Кавказе, то есть, этот миф древние греки, вероятно, у кавказских народов и заимствовали, когда ими проводилось заселение Кубани , основание поселений на Черноморском и Азовском побережье Кавказа.

Как бы там ни было, в легенде отчетливо прослеживаются тяжелые условия быта людей каменного века: лишившись огня, который они были вынуждены постоянно поддерживать и хранить в специальных емкостях, сделанных из подручных средств, люди не смогли легко добыть его заново (ни спичек, ни огнива у них еще не было). Им пришлось развернуть целое рискованное предприятие, чтобы вернуть огонь обратно, иначе зимой племя просто не выжило бы.

О подобной ситуации рассказывает повесть известного французского писателя Жозефа Ронни (старшего) «Борьба за огонь», хотя и изобилует грубейшими историческими ошибками.

Другой, с нашей точки зрения, жутковатый обычай, свойственный первобытной общине – геронтицид, также зафиксирован в фольклоре разных народов Кавказа. Документального же подтверждения этому нет, следовательно, он ушел в небытие очень давно. Это – убийство престарелых людей, которые в силу возраста уже не могли принести пользу общине, а превращались в лишних едоков.

У некоторых народов Севера геронтицид сохранялся вплоть до XX века: старики, почувствовав немощность и посчитав, что уже достаточно пожили и повидали на этом свете, приказывали кому-нибудь из своих сыновей задушить себя (у чукчей, например, это было обязанностью младшего сына, и геронтицид существовал еще и в первые годы Советской власти).

Кавказский фольклор сообщает, что в древние времена стариков сбрасывали с высоких скал. Но есть легенды, рассказывающие и об отмене этого обычая. Согласно одной из них, сын престарелого отца должен был сбросить того со скалы, но сам еще был настолько молод и неопытен, что побоялся остаться без отцовской поддержки. Чтобы не опозориться перед родом, он спрятал отца в пещере, а сам вернулся в свое селение, и всем сказал, что исполнил обычай как положено.

Вскоре люди стали удивляться тому, что юноша неожиданно стал мудр не по годам: он нашел быстрый и верный способ справиться с угрожавшим селению и его полям наводнением, затем с помощью хитрой уловки организовал блестящий отпор вторгшемуся во владения племени врагам. Оказалось, что он не сам проявляет такую находчивость, а постоянно советуется в трудных ситуациях с отцом, живущим втайне от сородичей в пещере. Тогда люди собрались на совет и постановили отменить обычай убивать стариков, чтобы в роду всегда были умудренные жизненным опытом соплеменники, подсказывающие выход из разных затруднений. Хотя здесь просматриваются сказочные традиции , тем не менее, прослеживается изменение общественного сознания с окончанием эпохи первобытнообщинного строя.

Когда усовершенствование орудий труда сделало основой жизни производительную деятельность: скотоводство, земледелие, – быт людей стал менее труден, но более усложнен. Если в эпоху палеолита, да и в неолите тоже, племя обеспечивалось за счет физически тяжелой, но простой по сути работой (добыть зверя на охоте, собрать съедобные растения, соорудить завал из веток при входе в пещеру для защиты от непогоды), которую люди быстро осваивали с юного возраста, то для охраны посевов и стад домашних животных от стихии и хищников или от врагов уже требовались более сложные технические знания, надежный опыт, накапливавшийся в течении жизни.

Понятно, что с окончанием первобытной эпохи, развитием производительного труда старые, опытные люди стали цениться. Пусть они сами не могли работать, зато могли подсказать молодым и сильным, как выполнить дело наилучшим образом.

Известно, что обычаи сохраняются в том случае, когда они приносят практическую пользу общине. То же касается и самых живучих пережитков первобытнообщинного строя на Кавказе. Кавказцы издревле страдали от малоземелия по причине сильной расчлененности рельефа. Но и на своих малых кусках земли они не могли трудиться в полной мере: связывающий Европу и Азию Кавказ всегда привлекал всякого рода завоевателей, и местное население постоянно отвлекалось от хозяйствования на борьбу с ними. Часто люди страдали от неурожаев и голода. Поэтому обычай, о котором рассказывалось в самом начале статьи, воровать скот и зерно у более успешных соседей сохранялся вплоть до советской эпохи, когда государство само начало распределять доход от земель равномерно между населением.

В известном старом фильме «Не бойся, я с тобой» есть смешная сцена: стоит старик на берегу реки, наблюдает за главными героями, и философски замечает: «Туда ехали, за ними гнались, обратно едут — за ними гонятся, интересно живут люди»!

Примерно так славяне и европейцы представляют себе будни настоящих джигитов: сплошные вендетты, поединки, кражи невест, бурные выяснения отношений и обильные застолья. В общем, не жизнь, а сплошное захватывающее приключение. А потому Кавказ и манит, и страшит одновременно.

Страшилка первая. Украдет.

Понравившуюся даму горячий джигит непременно подкараулит в безлюдном месте, схватит, сунет в мешок, перебросит через коня, ну в крайнем случае засунет в машину, увезет в горы, и прощай свободная жизнь!

Полный бред. Никаких невест на Кавказе давно уже не крадут, в Чеченской республике такие действия сегодня даже караются законом. Так что милые дамы могут спасть спокойно.

Страшилка вторая. Зарежет!

О горячем нраве дагестанцев, азербайджанцев, осетин и других народов Кавказа ходят легенды. Чуть что не так, сразу за нож хватаются, который всегда с собой носят. А поводом для драки может стать самая малость: короткая юбка любимой девушки, неосторожное слово соседа, нечаянно пролитый коллегой чай, да все, что угодно! И вот уже спасайся, кто может…

Неправда это, господа! Среди представителей любого народа есть люди культурные и не очень, сдержанные и агрессивные, и национальность здесь абсолютно не причем. Да, кавказцы более эмоциональны, чем северные этносы, не всегда сдерживают чувства. Зато как красиво они ухаживают за девушками, какие изысканные комплименты говорят, какие роскошные цветы дарят. Рядом с таким мужчиной даже Баба Яга почувствует себя принцессой, впрочем, настоящие джигиты свято уверены — некрасивых женщин в природе не существует.

Страшилка третья. Не зарежет, так бить будет.

Совсем ни в какие ворота. Уважение к жене и матери на Кавказе безмерно. Повсеместно известен обычай, когда самые кровавые вендетты останавливаются, если выходит женщина и бросает белый платок. Героиня одного из интервью на нашем сайте Людмила Хусейнова, которая уже много лет замужем за азербайджанцем, признается: «Не то что руку на меня никогда муж не поднимал, грубого слова от него ни разу не слышала, все подруги завидуют».

Страшилка четвертая. Домашний тиран.

Муж кавказец держит жену в черном теле: обтягивающие платья запрещены, поход в кафе с подругами — преступление, выражение своего мнения — недопустимая вольность. Короче удел супруги джигита — бесформенный балахон до пят, паранджа и обет молчания.

Идиотизм. Я сама была замужем за грузином, в мой гардероб он не лез, но очень любил на мне декольтированные платья, всегда отпускал в гости и к подружкам, и к маме, никогда не отказывался посидеть в этот момент с детьми. К моим словам прислушивался, семейные решения мы принимали совместно. Но вот если постановление по какому-то вопросу было вынесено, отменить его мог разве что сильнейший природный катаклизм. Можно назвать это упрямством, но ведь есть и другое слово — целеустремленность.

Страшилка пятая. Рабыня Изаура.

Горячий супруг непременно замучает жену домашней работой, заставит целыми днями мыть, скрести, стирать, готовить, а сам будет возлежать на диване, да покрикивать.

Тоже не верно. Однако часто кавказские мужчины делят домашнюю работу на мужскую и женскую. Женская включает приготовление еды, мытье посуды, уборку дома. Мужская — перестановку мебели, бытовой ремонт, походы в магазин за продуктами. Краны у настоящего джигита никогда не текут, все гвозди забиты, розетки работают. Да и посуду он раз в месяц вам помоет, только попросить его об этом надо тихо, ласково, умильно глядя в глаза.

Страшилка шестая. Ненасытный обжора.

Для настоящего кавказца дом — это стол, за которым каждый день собирается большая, дружная семья. Да и как может быть иначе, когда на столе сациви, хинкали, хачапури, шашлык — от одних названий слюнки текут. Наверное, нет на свете человека, равнодушного к кавказской кухне. Готовят в солнечном крае много и с удовольствием, едят с аппетитом, разве это плохо? А не хотите, чтобы ваш благоверный набрал лишний вес, включайте в меню постные супы, курицу, творог и зелень — эти продукты национальной кулинарией только приветствуются.

Страшилка седьмая. Много пьет.

Абсолютная ложь. Прогуляйтесь по улицам Дербента, Владикавказа, Грозного — вы не встретите там ни одного пьяного. Хорошее вино на Кавказе любят, и в праздники оно непременно присутствует на столе. Но выпивают и гости, и хозяева очень умеренно, зато в изобилии звучат знаменитые, витиеватые тосты, поются песни и идет неспешная, приятная беседа.

Страшилка восьмая. Бабник и многоженец.

Существует стереотипное представление о том, что горячему кавказскому мужчине одной дамы мало. И уж если он не может держать официальный гарем, то непременно заведет парочку любовниц.

Однако согласитесь, супружеская верность вряд ли зависит от национальности, скорее от особенностей характера и воспитания. Среди представителей всех народов есть образцовые семьянины и любители сходить налево. Причем одинаково грешат и мужчины, и женщины.

Страшилка девятая. Белые носки с черными ботинками.

Ну, или наоборот. Да, некоторым дагестанцам, азербайджанцам, армянам нравится одеваться в стиле чикагских мафиози прошлого века. Но если рядом будет настоящая женщина, которая подскажет последние модные тенденции, максимум через неделю дикий гангстер превратится в парижского франта.

Страшилка десятая. Хватит бояться!

На самом деле все наши страхи перед кавказцами родились не так давно. Лермонтов и Толстой описывали нам романтичного, доблестного горца. Советское кино благодаря фильмам Георгия Данелия и персонажам Фрунзика Мкртчана прочно утвердило в сознании образ кавказца как благородного рыцаря, может быть немного чудаковатого, но всегда готового постоять за справедливость и честь дамы. В 90-е годы к нам пришел «кавказец-торговец», привез фрукты, овощи, цветы и необычайно пряные травы. Стоя за рыночным прилавком, он смело делал первые шаги в столичную жизнь: «Дэвушка, подходи! Хороший виноград, я тэбэ скидку делать»! Да, позже появился «чеченский боевик» — это тоже наша история.

Но сегодня к нам возвращается тот настоящий кавказский Мужчина, именно с большой буквы, к которому мы привыкли и которого всегда любили. Так давайте откроем ему двери и встретим за гостеприимным столом, традиционным для всех народов России.

А вот, что думают сами о себе известные представители народов Кавказа:

Асламбек Паскачев, председатель Высшего совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа»:

Чеченский мужчина, прежде всего, настоящий мужчина, со стержнем и с характером. Он уважает себя и других, чувствует ответственность за свою семью, свой народ и свою страну. Изо дня в день он учится, работает, растит детей. Он человек мирный, но если надо постоит и за близких, за родину. Он никогда не врет и никогда не совершит подлый поступок. А еще он очень ценит свободу. Мы часто говорим друг другу: «Приходи свободным», желаем «свободы и здоровья» и «свободного пути». Настоящий чеченский мужчина с благоговением относится к женщине: матери, сестре, жене, дочери. Одного муллу, моего соотечественника, спросили: «Почему ты носишь кинжал, ты же священнослужитель»? И он ответил: «А если при мне кто-то обидит женщину? Я должен буду ее защитить».

А еще чеченцы не любят торговать на рынке и работать официантами.

Алий Тоторкулов, председатель Президиума «Российского конгресса народов Кавказа»:

Подавляющее большинство мужчин знает свои родные языки, знакомы со своей историей и культурой. Они не ходят повсеместно в национальной одежде, но с каждым годом увеличивается число людей, имеющих её в своём гардеробе для соответствующих случаев: праздников или этнических мероприятий. Практически каждый кавказец с детства и в молодости занимался спортом. В регионе популярны все виды единоборств, на любых праздниках обязательно устраиваются соревнования по борьбе или метанию камня, причем участие в них принимают все мужчины, от мала до велика.

Для кавказца семья — абсолютная ценность, он не понимает людей, стремящихся к полной свободе от всего и всех. Количество детей в наших домах стабильно
выше, чем в других регионах России, хоть и упало относительно прошлых
поколений. Кавказцы не представляют себе счастье в одиночку, где бы
они ни жили.

Что нужно знать о Кавказе. 10 интересных фактов

Кавказ — звучит гордо и величественно! Живописные места, горные вершины, первозданная красота природы, культура, традиции и обычаи — с Кавказом много приятных воспоминаний и ассоциаций. Кавказ всегда притягателен. Чего только стоит седовласый мудрый великан — Эльбрус. А древнейший Дербент — старейший город России. А священные семейные традиции… Всего не перечесть.

С Кавказом связано много легенд, фактов и мифов. О некоторых из них сегодня и поговорим:

№1. Кефир — и вкусно, и полезно

Кефир – это очень популярный напиток в России. А знаете ли вы, что его родина – подножие горы Эльбрус, откуда этот бодрящий напиток распространился в Россию. На Кавказе он известен уже много веков. В тех краях даже есть легенды о том, как кефирная закваска появилась. Самая распространенная легенда гласит, что зерна кефирных грибков были переданы горцам самим пророком Мухаммедом, который принес их в своем посохе.

Секрет изготовления кефира долгое время держался кавказцами в тайне, передавался из поколения в поколение, и никуда дальше Кавказа не распространялся. Нельзя было передавать зерна закваски даже соседям.

В России о кефире узнали только в конце 19 века. Известна и романтическая история, обросшая множеством мифов, связанная с тем, как кефир смогли раздобыть для России.

Один русский врач, работавший на Кавказе, в своем докладе написал о целительных свойствах кефира. Но вывести искусственным путем молочнокислые бактерии ученым не удавалось, поэтому было решено эти бактерии достать любым возможным способом.

Всероссийское общество врачей решило обратиться к известному в то время предпринимателю в области продажи сыров и молочных продуктов Николаю Ивановичу Бландову. Бландов имел несколько магазинов и сыроварен в Кисловодске и потихоньку наращивал производство. Поставщиком молока для его производства был молодой карачаевский князь Бек-Мирза Байчоров. Как и любой кавказец, он знал секрет изготовления кефира. Но как подступиться к нему? Как известно, кавказцы большие любители женской красоты. Для секретной миссии была выбрана помощница Бландова, 20-летняя красавица Ирина Тихоновна Сахарова.

Князь влюбился в нее, но ни за что не хотел раскрывать секрет кефира. Ирина уже в отчаянии собиралась уезжать вместе с инженером сыроварен Васильевым, как на них напали горцы с саблями и с закрытыми лицами и схватили девушку. Как потом оказалось, это князь по кавказским обычаям решил украсть невесту. Васильев обратился в жандармерию. Виновника быстро вычислили, но так как это был не обычный горец, а князь, решили не передавать дело огласке. А Ирина за свое прощение потребовала кефирные грибки. Князю ничего не оставалось, как согласиться.

Таким образом, и в России быстро наладили производство этого кисломолочного напитка. Он в скором времени стал популярен на всей территории России, а также и за ее пределами.

№2. Кавказец – значит европеец

Если кавказец перевести на английский язык, то получится английское слово «Caucasian». Интересен тот факт, что в английском языке слово «Caucasian» используется не только по отношению к выходцам из Кавказа. Словом «Caucasian» в английском языке называют всех представителей европеоидной расы, то есть всех тех, кого мы на русском языке называем белыми европейцами.

Это случилось благодаря известному немецкому ученому-антропологу Иоганну Блюменбаху. В конце 18 века он опубликовал научный труд, в котором разделил все человечество на 5 рас, а именно:

американоидную,
негроидную,
малайскую,
монголоидную,
кавказскую расы.

Кавказской расой он назвал белых европейцев, так как считал, что первые европейцы появились именно на Кавказе, и оттуда уже распространились по всей Европе. Эта теория в науке была долгое время основной, но позже была опровергнута. Но, тем не менее, термин «Caucasian» прижился в немецком и английском языках, и до сих пор используется там по отношению ко всем белым европейцам, в том числе живущим в Америке и Австралии.

№3. «Дикая» дивизия

В Российской Империи жители Кавказа не подлежали военному призыву, и поэтому в армии не служили. Но было одно исключение: во время Первой Мировой войны в 1914 году была сформирована «Кавказская туземная конная дивизия», более известная как «дикая дивизия». Командовал дивизией брат императора Николая Второго, князь Михаил Александрович, скромный, но при этом не робкого десятка человек. Дивизия на 90% состояла из добровольцев-мусульман. В ней служили выходцы из Дагестана, Чечни, Азербайджана и других регионов Кавказа.

В этой дивизии были сильны горские обычаи, такие, как уважение к старшим и гостеприимство. Не признавались раболепство и подхалимство, уважали не за чины, а за смелость.

«Дикая дивизия» во время Первой Мировой войны отличилась многими боевыми заслугами и принимала важное участие во многих сражениях той войны. За боевые заслуги воины награждались не как обычно. Так как здесь преобладали мусульмане, вместо орденов Святого Георгия, Святой Анны, герои награждались гербом Российской империи – двуглавым орлом.

Вскоре после революции, в январе 1918 года « дикая дивизия» была расформирована.

№4. Легенды Эльбруса

На Кавказе находится самая высокая гора в Европе и России – Эльбрус. Его высота составляет 5642 метра над уровнем моря.

Под названием Эльбрус гора известна во всем мире, но у этой величественной вершины есть более четырех десятков названий. Сами карачаевцы и балкарцы, живущие у подножия великана, называют его не Эльбрус. Это название не созвучно ни с одним из слов этих кавказских народов. Считается, что «эльбрус» имеет иранские корни, так как в давние времена здесь проживали ираноязычные племена асов. В переводе с персидского «эльбурс» означает «высокая гора».

Есть об Эльбрусе и романтическая легенда. Говорят, жили в стародавние времена здесь богатыри – отец и сын. Звали их Казбек и Эльбрус. Оба были влюблены в красавицу Машуко, и никто не хотел уступать в покорении сердца девушки. И тогда решили они сразиться в поединке. Сын Эльбрус одолел отца в смертельном поединке. Но слишком высока была цена победы – смерть родного человека, и Эльбрус больше не захотел любви Машуко. Заколол он себя тем же кинжалом, что и отец. Долго плакала над ними Машуко. Бог слушал ее стенания, и превратил отца и сына в самые величественные и красивые горы. А Машуко тоже превратилась в гору, но поменьше. Теперь стоит Машуко из века в век и не может решить, кто из богатырей ей больше по сердцу. Вот такой любовный треугольник получается.

Гора Машук — находится в центральной части Пятигорья на Кавказских Минеральных Водах, в северо-восточной части города Пятигорска. Высота 993,7 м. На южном склоне горы расположен знаменитый Пятигорский Провал — глубокий природный колодец-пещера с подземным озером. В повести М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери» о Провале говорится, что «по мнению здешних учёных, этот провал не что иное как угасший кратер». Кстати, у «Провала» сейчас находится памятник Остапу Бендеру.

№5. Две свадьбы, вместо одной

У многих народов Кавказа есть необычная традиция – праздновать вместо одной свадьбы, две. Такая традиция возникла не случайно. Дело в том, что раньше по строгим мусульманским правилам, парни и девушки не могли находиться вместе на одном мероприятии. Поэтому на одной свадьбе гулял жених со своими друзьями и родственниками, а на другой гуляла невеста со своими подругами и близкими. Сейчас уже нет тех строгих правил, как раньше, и на свадьбе сейчас присутствуют как девушки, так и парни, но при этом свадьбу все так же проводят два раза.

№6. Гостеприимный Кавказ

Все знают, что кавказцы очень гостеприимны, ни для кого это не секрет. Это является уже традицией. Одной из причин возникновения такого обычая, является тот факт, что Кавказ – это высокогорный регион, куда добраться очень тяжело. Поэтому в стародавние времена путешественники, добравшиеся до кавказцев, были единственным источником информации о внешнем мире. Если гость приходил в дом кавказца, то о нем очень заботились – кормили лучшей едой, поили лучшими напитками и укладывали спать в самое лучшее место в доме. А мужчины со всех окрестностей приходили в этот дом, чтобы послушать интересные истории об остальном, чужом мире, скрытом от кавказцев за высокими белыми вершинами.

№7. Множество народностей

На Кавказе живут более 50 народностей, говорящих на более 20 разных языках. Но большинство из них знают русский язык. Крупнейшими народами, говорящими на кавказских языках и проживающими в настоящее время на Кавказе, я вляются грузины, чеченцы, аварцы, лезгины, даргинцы и кабардинцы. За пределами Кавказа наиболее крупной является черкесская диаспора (ок 3-4 млн) проживающая более чем в 40 странах мира.

№8. Мясо по-кавказски

Многие кавказцы считают, что использовать мясорубку для измельчения мяса – это кощунство. Поэтому, для приготовления традиционных кавказских блюд для измельчения мяса используют только ножи, которыми и рубят мясо.

Кавказская кухня одна из самых востребованных в ресторанном бизнесе в России. Самыми первыми асоциациями с кавказской кухней — насыщение, много мяса и овощей, специи, божественный вкус. Плов, сациви, харчо, ачма, чахохбили, шашлык – только при одном перечислении этих блюд начинает просыпаться аппетит.

Кавказская национальная еда должна готовиться на открытом огне – это самое главное правило. Все продукты, включая даже молочные, например, сыр, кавказские повара обязательно прожаривают на вертеле над раскаленными углями.

№9. Секрет долголетия

Известно, что почти половина долгожителей планеты живет на Кавказе. Из них не меньше половины – на Северном Кавказе. Ученые – и российские, и зарубежные уже давно исследуют феномен долголетия горцев.

Одно из фундаментальных открытий таково: живут они долго не потому, что пьют козье молоко или именно этот сорт вина, в котором найдены вещества, замедляющие старение, и не потому, что едят сыр, в котором обнаружены какие-то полезные вещества, укрепляющие стенки сосудов. И едят, и пьют, конечно. Но!

Намного важнее то, что они едят именно те продукты, которые ели их предки. Именно к этим продуктам адаптирован их организм, за многие столетия, а иногда и тысячелетия. К этому надо добавить чистый ионизированный воздух гор и моря. Можно с уверенностью сказать, что именно такие лепешки в данном селе пекли и сто, и триста лет назад. Также не стоит сомневаться, что житель горных сел пьет из того же источника, из которого пили 12-15 поколений их предков.

Еда горцев не предназначена для разогревания, использования на следующий день (три дня, неделю). В основном горцы едят баранину, козлятину, реже – птицу и говядину.

А еще — в горах влажность воздуха невысокая, поэтому потери влаги через легкие значительны. А обезвоживание организма сказывается на самочувствии, настроении. Поэтому в рационе горцев много воды, айрана, тана, молока, отваров трав. Ученые говорят, что в горах нужно выпивать не менее 4 л. в сутки.

№10. Меньше разводов, больше детей

Чечня, Ингушетия и Дагестан – это регионы России с самым маленьким количеством разводов. Также эти регионы являются лидерами в России по уровню рождаемости в пересчете на душу населения. Этому способствует сильное влияние религии и почитание священных семейных традиций в этом регионе. Развод например в Дагестане – скорее исключение, чем правило. По традиции, если в течение совместной жизни муж трижды произнесет фразу «Ты мне больше не жена!», это означает развод. Чтобы «оформить» его, супруги идут к имаму, который определенными действиями закрепляет их решение.

Интересно, что чуть более века назад, русская семья была одной из крупнейших в мире. В России считалось, что 8 детей в семье – это прискорбно мало. Нормально было иметь 12-14 детей. Сегодня же многодетными семьями называют семьи от 3 детей. Но для современного Кавказа — это обычный минимум, и как и сто или двести лет назад, кавказские семьи — одни из самых крепких и многодетных.

Ну и завершить хочется еще одним фактом, очень значимым: Чечня, Ингушетия и Дагестан являются самыми трезвыми регионами России. Так например в Чечне, в результате очередного крупного ДТП в 2020 г. на трассе «Кавказ», унесших 8 жизней, алкоголь попал под окончательный «негласный запрет». Известно, что в Чечне алкоголь с 2009 года можно было продавать исключительно с 8-10 утра. В свете последних событий, продавцы алкоголя в республике исключительно добровольно отказались от этой деятельности и купить спиртное в регионе уже нельзя. Возможно, этому поспособствовало обращение главы парламента Чечни Магомеда Даудова к бизнесменам:

«Когда мы справедливо приравниваем пьяных водителей к террористам, то о тех, кто поставляет им спиртное, мы можем говорить только как о сообщниках террористов».

Думаю, современной России есть что перенять у Кавказа. Меньше алкоголя, больше спорта и уважения к старшим — ведь это так просто!

На сегодня все! А какие интересные факты о Кавказе знаете Вы? Оставляйте свои комментарии.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Жестокие кавказские обычаи — кровная месть

Выражение «Восток — дело тонкое» было придумано не просто так. Иногда современному человеку не понять всех древних обычаев восточных народов. И, зачастую, некоторые их традиции для нас кажутся «дикостью». Например, один их древнейших обычаев — кровная месть. Этот обычай не искоренен полностью до сих пор.

Этот обычай был нужен восточным народам, чтобы защищать себя, свою честь и достоинство. Таким образом люди вершили правосудие. Часто кровную месть используют для защиты семьи. Появился такой метод отмщения еще в первобытном мире, но что самое страшное, он существует до сих пор.

В России, в первой половине 20 века, кровная месть была распространена в Дагестане. Однако советские власти начали жестоко наказывать людей, которые использовали этот метод правосудия. Проводились целые мероприятия по борьбе с этим обычаем. Советские чиновники отправлялись на Кавказ и лично контролировали, чтобы люди не устраивали никаких разборок.

В наши дни, несмотря на активное развитие общества, кровная месть тоже существует, и к ней прибегают некоторые народы Кавказа. По уголовному кодексу такие деяния влекут за собой наказание до 20 лет тюремного заключения, или даже пожизненное. Только вот некоторых кавказцев не пугает ни суд, ни тюрьма. Когда кто-то обижает их семью, то они готовы на все, чтобы наказать обидчиков.

Зато процент преступности среди кавказских народов намного ниже. Люди просто боятся совершить какое-то преступление или даже проступок, ведь в любой момент в их дом могут прийти люди из семьи обиженного человека и жестоко отомстить. Как говорят правоохранительные органы, человек страшится умереть в результате кровной мести больше, чем попасть в тюрьму и отбывать наказание несколько лет. Сам факт существования такого обычая сдерживает людей от совершения преступления.

Кровную месть могли устроить из-за чего угодно. Мужчина оскорбил кого-то, унизил, совершил насильственное действие. Родственники пострадавших не станут молчать и накажут преступника.

Иногда в газетах можно увидеть статьи, доказывающие, что кровную месть активно применяют. Например, в 90-х годах в одном дагестанском селе произошла драка, в результате которой был убит юноша. Его родственники хотели отомстить. Они не боялись милиции и даже проникли в участок, чтобы жестоко наказать виновников.

Преступников не спасла бы даже милиция, так как следователи не стали вмешиваться в эти разборки. Однако им удалось выжить. Их спасла родственница убитого юноши. Она не хотела, чтобы кровная месть совершилась, поэтому сняла с головы платок и бросила перед преступниками. Таким простым действием девушка прекратила преследования. Виновных наказал российский закон.

Если вам понравился материал — нажимайте палец вверх и подписывайтесь на наш канал «Восточная сказка»!

ТОП-5 самых обсуждаемых и критикуемых обычаев Кавказа

Здравствуйте, уважаемые читатели. Обычаи народов Кавказа в современном российском обществе покрыты толстым слоем легенд и стереотипов. Отношение к ним соответствующее – от трепетного почтения и признания до резкого осуждения.

Можно ли вообще говорить и писать об обычаях с позиции «хорошо» или «плохо»? Имеет ли право осуждать их человек, который ни разу не был на Кавказе? Как вообще относиться к традициям своего народа, нужно ли их соблюдать? Для чего вообще нужны обычаи?

Подобными вопросами сегодня задаются многие, но мало кто находит на них ответы. Кстати, далеко не все кавказцы интересуются и изучают культуру горного края. Скажу больше, основная масса выходцев из южных республик практически ничего не знают о своих корнях и традициях. Для справки: среди постоянных читателей моего блога порядка 60% русские люди.

В рамках одной статьи ответить на все указанные вопросы очень сложно. Потому, выскажу свое мнение по поводу того, почему обычаи не могут быть «хорошими» или «плохими». Для наглядности приведу пять наиболее обсуждаемых и критикуемых обычаев кавказских народов.

Обычаи Кавказа – дикость или благо?

Категорически не могу согласиться с такой постановкой вопроса. Во-первых, сколько людей – столько же и мнений (давно известное правило). Во-вторых, нельзя вот так просто наклеивать ярлыки к тому, что принято в обществе. Очень часто слышу что-то подобное: «Обычай кровной мести – это зло и архаизм».

На первый взгляд это действительно выглядит именно так. А теперь давайте разбираться в терминах и понятиях. Вы знаете, что значит слово «обычай»? Не будем ломать голову, обратимся к Википедии:

Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов.

Здесь два ключевых слова – «наследие» и «стереотип»:

Наследие — явления культуры и быта, оставшиеся от прежних времен.

Стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.

Теперь вы понимаете, что обычаи складываются и «утрамбовываются» в сознании людей веками. И, если уж они сохранились до наших дней, значит – на то были и есть очень веские основания. Имеем ли мы право осуждать ту или иную традицию любого народа либо общества? Да, если:

  1. Мы сами из этого общества, прожили в нем довольно долго;
  2. Хорошо разбираемся в событиях, происходящих в этом обществе;
  3. Отлично знаем историю.
  4. А теперь вопрос: имею ли я право назвать дикими обычаи народов севера России или африканских племен? Думаю, продолжать не стоит. Вы уже сами все поняли. А теперь перейдем к тем самым обещанным пяти самым неоднозначным обычаям.

    Кавказские обычаи – самые-самые…

    Это, наверное, самый неоднозначный обычай на Кавказе, и распространен практически у всех народов. Если интересно мое мнение, то я против любого вида похищения, неважно под каким предлогом это делается. Хотя, в статье о похищении невесты я рассказывал, что примерно пять лет назад сам об этом задумывался. Но, как говорится, Бог миловал!

    Каждый молодой человек, который хочет прибегнуть к этому старинному обычаю (который, кстати, зародился не на Кавказе), должен помнить:

  5. Любое похищение сопровождается насильственными действиями (если, конечно, молодые заранее не договорились). И это может привести к тяжелым физическим и психологическим травмам у девушки.
  6. Нередки случаи, когда после похищение разгорается настоящая вражда между семьями, порой доходящая до кровопролития.
  7. Нужно быть готовым к тому, что родные могут отвернуться от вашей возлюбленной. И ей будет очень тяжело. Сумеете ли вы заполнить это вакуум одиночества?
  8. Не забываем и о том, что похищение человека в России относится к особо тяжкому преступлению, УК предусматривает лишение свободы до восьми лет (статья 126 УК РФ).

Тем не менее, есть случаи, когда похищение невесты оправданно. Первый случай связан с так называемым «техническим» похищением, когда все действие инсценируется с согласия обеих сторон с целью, чтоб не платить калым. Согласно обычаю, в случае похищения выкуп платить не нужно.

Согласитесь, очень полезное применение обычая в свою пользу. Вторая причинная обоснованности этого обычая связана с тем, что на Кавказе не принято выдавать замуж младшую дочь раньше старшей. Но, как быть, если у младшей уже есть жених, они готовы заключить брачный союз и родители не против этого? Все верно, снова инсценировка «похищения» приходит на помощь.

Око за око – зуб за зуб! Так можно все зубы себе стереть. Если же серьезно, то и здесь не все так однозначно. Да, этот обычай Кавказа противоречит не только светским законам государства и моральным устоям, но и всем религиозным канонам. Тем не менее, на протяжении веков обычай кровной мести позволял сохранять стабильность и мир в регионе.

Каждый горец знал, что за свое деяние придется отвечать и платить точно такую же цену. Кровная месть очень часто воспринималась не отмщением за убийство, а как восстановление чести и справедливости. И такое положение дел устраивало многих.

Из сводок МВД Дагестана: в 2000-е годы порядка 15% всех убийств в республике совершались на почве кровной мести. Цифры просто ужасающие, но во многих докладах правоохранители указывали, что именно этот обычай выступал своеобразным «тормозом» для разгула преступности в горах.

Хочу задать вопрос – вы выступаете «за» или «против» этого обычая (ответ прошу написать в комментариях, обязательно отвечу)?

Вот где Кавказ и может дать фору всему миру, так это в вопросах кумовства. Причем, встречается такое положение дел практически везде. Если взять руководителя любой государственной организации, то практически весь его «тухум» (род) прописан в ней. Причем, очень часто люди назначаются на должности без соблюдения даже самых простых формальных процедур.

Самый простой пример (чего уж тут скрывать, я уже писал об этом на страницах блога): моя мама работал в Дербенте поваром в школе-интернате. Примерно 2 года назад назначается новый директор (прежний ушел на повышение), и он сразу же начинает с так называемой чистки рядов.

В принципе, ничего плохого в этом нет. Каждый руководитель стремится собрать свою лояльную команду. Новый директор уже на третий день своей бурной деятельности увольняет мою маму с работы без объяснения причин. Причем, оставляет работать других поваров, возраст которых уже давно перешагнул за 65.

Понятно, что налицо полное нарушение трудового законодательства. Я иду в отдел кадров, беру трудовую книгу матери и не вижу ни одного взыскания за 15 лет (!) работы. Спрашиваю у директора, на каком основании была уволена мать. Ничего вразумительного этот «кандидат наук» не смог пояснить. Единственное, что он промычал: «Ну мне нужно назначить своего человека в столовой».

Гениальный ответ, так мог сказать очень наглый и бессовестный человек. Самое обидное – подобное наблюдается во всех структурах, на всех рангах. Потому, умная и перспективная кавказская молодежь пытается как можно быстрее свалить из Дагестана. Не важно, сколько у вас пядей во лбу, главное – есть дядька за спиной.

Да что там говорить! Каждая должность, каждая работа – все имеет свою цену в прейскуранте. Вот Президенту нашему смешно:

А знает ли он, что брат моей супруги, кроме того, что заплатил деньги, чтоб служить в армии (что само по себе полный абсурд), так его еще заставили оплатить билет к месту прохождения службы. Не смешно все это! Мне лично грустно…

Кумовство приводит к тому, что мы получаем «недоврачей», «недопедагогов», «недоинженеров», «недоруковидителей». Что больше всего огорчает? От деятельности всех эти «недо…» зависит жизнь, здоровье и будущее простых граждан.

  • Две свадьбы вместо одной

Каждый кавказский народ имеет свои прекрасные свадебные традиции. Наверное, нигде в мире нет похожего уголка с таким разнообразием обычаев. Только в последние годы все извратили. Уже не берем в счет, что дагестанские свадьбы обходятся в «копеечку», причем довольно ощутимую.

Меня смущает другое обстоятельство: для чего играть две свадьбы? Когда я женился, тоже играли две свадьбы (хотя, я выступал против этого): невеста отдельно играет со своими родственниками, после этого я играл уже со своими родственниками. Нельзя объединиться и сыграть одну, так расходов будет в два раза меньше, да и нервы себе сохранишь.

Не все кавказские народы играют две свадьбы, но большая часть все же следует этому обычаю. Вообще, традиция такая зародилась несколько веков назад и тогда она была оправданна. Ведь, нельзя было мужчинам и женщинам вместе находиться на мероприятии. Вот и играли две свадьбы – одну ли женщин, вторую – для мужчин.

А сегодня что мы видим? На обеих свадьбах до 90% людей одни и те же. Вопрос – к чему все это? И многие люди понимают это, только сделать ничего не могут. Все дело в сильном лобби, которое поддерживает такой обычай. Ведь, свадебная индустрия на Северном Кавказе – это огромные доходы для музыкантов, певцов, студий, салонов красоты, залов торжеств, алкогольных магнатов, производителей пищевых товаров и т.д.

Соглашусь, к обычаям понты не отнесешь, но по своей распространенности и популярности ничем не уступают им. Посаженные приоры, красные макасины, бомбиты в хиджабах с разукрашенными лицами… продолжать можно долго.

Складывается стойкое ощущение, будто традиции Кавказа в последние годы кто-то осознанно подменяет какими-то смешными безделушками. Больше здесь ничего говорить не буду, предлагаю вам почитать статью о кавказских понтах. И в который раз выкладываю ролик Руслана Пирова (больно он правду говорит):

На этом все. В ближайшее время напишу статью о 5 самых полезных и нужных кавказских обычаях. Обязательно подпишитесь на обновления блога, чтоб получать все новые статьи на свой электронный адрес (как подписаться).

Буду рад вашим комментариям. Уверен, что вам есть чем меня дополнить. Обычаи Кавказа уникальны и о них можно говорить бесконечно.

Кавказец (Лермонтов)

< Княгиня Лиговская Кавказец
автор Михаил Юрьевич Лермонтов, (1814 -1841)
Дата создания: 1841. Источник: сайт lermontov.info

Кавказец

(очерк)

Кавказец есть существо полурусское, полуазиатское, наклонность к обычаям восточным берет над ним перевес, но он стыдится ее при посторонних, то есть при заезжих из России. Ему большею частью от тридцати до сорока пяти лет; лицо у него загорелое и немного рябоватое; если он не штабс-капитан, то уж верно майор. Настоящих кавказцев вы находите на Линии; за горами, в Грузии, они имеют другой оттенок; статские кавказцы редки: они большею частию неловкое подражание, и если вы между ними встретите настоящего, то разве только между полковых медиков.

Настоящий кавказец человек удивительный, достойный всякого уважения и участия. До восемнадцати лет он воспитывался в кадетском корпусе и вышел оттуда отличным офицером; он потихоньку в классах читал «Кавказского пленника» и воспламенился страстью к Кавказу. Он с десятью товарищами был отправлен туда на казенный счет с большими надеждами и маленьким чемоданом. Он еще в Петербурге сшил себе ахалук, достал мохнатую шапку и черкесскую плеть на ямщика. Приехав в Ставрополь, он дорого заплатил за дрянной кинжал и первые дни, пока не надоело, не снимал его ни днем, ни ночью. Наконец, он явился в свой полк, который расположен на зиму в какой-нибудь станице, тут влюбился, как следует, в казачку, пока, до экспедиции;

все прекрасно! сколько поэзии! Вот пошли в экспедицию; наш юноша кидался всюду, где только провизжала одна пуля. Он думает поймать руками десятка два горцев, ему снятся страшные битвы, реки крови и генеральские эполеты. Он во сне совершает рыцарские подвиги — мечта, вздор, неприятеля не видать, схватки редки, и, к его великой печали, горцы не выдерживают штыков, в плен не сдаются, тела свои уносят. Между тем жары изнурительны летом, а осенью слякоть и холода. Скучно!·промелькнуло пять, шесть лет: все одно и то же. Он приобретает опытность, становится холодно храбр и смеется над новичками, которые «подставляют лоб без нужды.

Между тем хотя грудь его увешана крестами, а чины нейдут. Он стал мрачен и молчалив; сидит себе да покуривает из маленькой трубочки; он также на свободе читает Марлинского и говорит, что очень хорошо; в экспедицию он больше не напрашивается: старая рана болит! Казачки его не прельщают, он одно время мечтал о пленной черкешенке, но теперь забыл и эту почти несбыточную мечту. Зато у него явилась новая страсть, и тут-то он делается настоящим кавказцем.

Эта страсть родилась вот каким образом: последнее время он подружился с одним мирным черкесом, стал ездить к нему в аул. Чуждый утонченностей светской и городской жизни, он полюбил жизнь простую и дикую; не зная истории России и европейской политики, он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного. Он понял вполне нравы и обычаи горцев, узнал по именам их богатырей, запомнил родословные главных семейств. Знает, какой князь надежный и какой плут; кто с кем в дружбе и между кем и кем есть кровь. Он легонько маракует по-татарски; у него завелась шашка, настоящая гурда, кинжал — старый базалай, пистолет закубанской отделки, отличная крымская винтовка, которую он сам смазывает, лошадь — чистый шаллох и весь костюм черкесский, который надевается только в важных случаях и сшит ему в подарок какой-нибудь дикой княгиней. Страсть его ко всему черкесскому доходит до невероятия. Он готов целый день толковать с грязным узденем о дрянной лошади и ржавой винтовке и очень любит посвящать других в таинства азиатских обычаев. С ним бывали разные казусы предивные, только послушайте. Когда новичок покупает оружие или лошадь у его приятеля узденя, он только исподтишка улыбается. О горцах он вот как отзывается: «Хороший народ, только уж такие азиаты! Чеченцы, правда, дрянь, зато уж кабардинцы просто молодцы; ну есть и между шапсугами народ изрядный, только все с кабардинцами им не равняться, ни одеться так не сумеют, ни верхом проехать… хотя и чисто живут, очень чисто!»

Опыт долгих походов не научил его изобретательности, свойственной вообще армейским офицерам; он франтит своей беспечностью и привычкой переносить неудобства военной жизни, он возит с собой только чайник, и редко на его бивачном огне варятся щи. Он равно в жар и в холод носит под сюртуком ахалук на вате и на голове баранью шапку; у него сильное предубежденье против шинели в пользу бурки; бурка его тога, он в нее драпируется; дождь льет за воротник, ветер ее раздувает — ничего! бурка, прославленная Пушкиным, Марлинским и портретом Ермолова, не сходит с его плеча, он спит на ней и покрывает ею лошадь; он пускается на разные хитрости и пронырства, чтобы достать настоящую андийскую бурку, особенно белую с черной каймой внизу, и тогда уже смотрит на других с некоторым презрением. По его словам, его лошадь скачет удивительно — вдаль! поэтому-то он с вами не захочет скакаться только на пятнадцать верст. Хотя ему порой служба очень тяжела, но он поставил себе за правило хвалить кавказскую жизнь; он говорит кому угодно, что на Кавказе служба очень приятна. Но годы бегут, кавказцу уже сорок лет, ему хочется домой, и если он не ранен, то поступает иногда таким образом: во время перестрелки кладет голову за камень, а ноги выставляет на пенсион; это выражение там освящено обычаем. Благодетельная пуля попадает в ногу, и он счастлив. Отставка с пенсионом выходит, он покупает тележку, запрягает в нее пару верховых кляч и помаленьку пробирается на родину, однако останавливается всегда на почтовых станциях, чтоб поболтать с проезжающими. Встретив его, вы тотчас отгадаете, что он на- стоящий, даже в Воронежской губернии он не снимает кинжала или шашки, как они его ни беспокоят. Станционный смотритель слушает его с уважением, и только тут отставной герой позволяет себе прихвастнуть, выдумать небылицу; на Кавказе он скромен — но ведь кто ж ему в России докажет, что лошадь не может проскакать одним духом двести верст и что никакое ружье не возьмет на четыреста сажен в цель? Но увы, большею частию он слагает свои косточки в земле басурманской. Он женится редко, а если судьба и обременит его супругой, то он старается перейти в гарнизон и кончает дни свои в какой-нибудь крепости, где жена предохраняет его от гибельной для русского человека привычки.

Теперь еще два слова о других кавказцах, ненастоящих. Грузинский кавказец отличается тем от настоящего, что очень любит кахетинское и широкие шелковые шаровары. Статский кавказец редко облачается в азиатский костюм; он кавказец более душою, чем телом: занимается археологическими открытиями, толкует о пользе торговли с горцами, о средствах к их покорению и образованию. Послужив там несколько лет, он обыкновенно возвращается в Россию с чином и красным носом.

Кавказец обычаи

Во-первых, что такое именно кавказец и какие бывают кавказцы?

Кавказец есть существо полурусское, полуазиатское; наклонность к обычаям восточным берет над ним перевес, но он стыдится ее при посторонних, то есть при заезжих из России. Ему большею частью от 30 до 45 лет; лицо у него загорелое и немного рябоватое; если он не штабс-капитан, то уж верно майор. Настоящих кавказцев вы находите на Линии; за горами, в Грузии, они имеют другой оттенок; статские кавказцы редки; они большею частию неловкое подражание, и если вы между ними встретите настоящего, то разве только между полковых медиков.

Настоящий кавказец человек удивительный, достойный всякого уважения и участия. До 18 лет он воспитывался в кадетском корпусе и вышел оттуда отличным офицером; он потихоньку в классах читал «Кавказского Пленника» и воспламенился страстью к Кавказу. Он с 10 товарищами был отправлен туда на казенный счет с большими надеждами и маленьким чемоданом. Он еще в Петербурге сшил себе ахалук, достал мохнатую шапку и черкесскую плеть на ямщика. Приехав в Ставрополь, он дорого заплатил за дрянной кинжал, и первые дни, пока не надоело, не снимал его ни днем, ни ночью. Наконец он явился в свой полк, который расположен на зиму в какой-нибудь станице, тут влюбился, как следует, в казачку пока до экспедиции; всё прекрасно! сколько поэзии! Вот пошли в экспедицию; наш юноша кидался всюду, где только провизжала одна пуля. Он думает поймать руками десятка два горцев, ему снятся страшные битвы, реки крови и генеральские эполеты. Он во сне совершает рыцарские подвиги — мечта, вздор, неприятеля не видать, схватки редки, и, к его великой печали, горцы не выдерживают штыков, в плен не сдаются, тела свои уносят. Между тем жары изнурительны летом, а осенью слякоть и холода. Скучно! промелькнуло пять, шесть лет: всё одно и то же. Он приобретает опытность, становится холодно храбр и смеется над новичками, которые подставляют лоб без нужды.

Эта страсть родилась вот каким образом: последнее время он подружился с одним мирным черкесом; стал ездить к нему в аул. Чуждый утонченностей светской и городской жизни, он полюбил жизнь простую и дикую; не зная истории России и европейской политики, он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного. Он понял вполне нравы и обычаи горцев, узнал по именам их богатырей, запомнил родословные главных семейств. Знает, какой князь надежный и какой плут; кто с кем в дружбе и между кем и кем есть кровь. Он легонько маракует по-татарски; у него завелась шашка, настоящая гурда, кинжал — старый базалай, пистолет закубанской отделки, отличная крымская винтовка, которую он сам смазывает, лошадь — чистый Шаллох и весь костюм черкесский, который надевается только в важных случаях и сшит ему в подарок какой-нибудь дикой княгиней. Страсть его ко всему черкесскому доходит до невероятия. Он готов целый день толковать с грязным узденем о дрянной лошади и ржавой винтовке и очень любит посвящать других в таинства азиатских обычаев. С ним бывали разные казусы предивные, только послушайте. Когда новичок покупает оружие или лошадь у его приятеля узденя, он только исподтишка улыбается. О горцах он вот так отзывается: «Хороший народ, только уж такие азиаты! Чеченцы, правда, дрянь, зато уж кабардинцы просто молодцы; ну есть и между шапсугами народ изрядный, только всё с кабардинцами им не равняться, ни одеться так не сумеют, ни верхом проехать. хотя и чисто живут, очень чисто!»

Надо иметь предубеждение кавказца, чтобы отыскать что-нибудь чистое в черкесской сакле.

Опыт долгих походов не научил его изобретательности, свойственной вообще армейским офицерам; он франтит своей беспечностью и привычкой переносить неудобства военной жизни, он возит с собой только чайник, и редко на его бивачном огне варятся щи. Он равно в жар и в холод носит под сюртуком ахалук на вате и на голове баранью шапку; у него сильное предубежденье против шинели в пользу бурки; бурка его тога, он в нее драпируется; дождь льет за воротник, ветер ее раздувает — ничего! бурка, прославленная Пушкиным, Марлинским и портретом Ермолова, не сходит с его плеча, он спит на ней и покрывает ею лошадь; он пускается на разные хитрости и пронырства, чтобы достать настоящую Андийскую бурку, особенно белую с черной каймой внизу, и тогда уже смотрит на других с некоторым презрением. По его словам, его лошадь скачет удивительно — вдаль! поэтому-то он с вами не захочет скакаться только на 15 верст. Хотя ему порой служба очень тяжела, но он поставил себе за правило хвалить кавказскую жизнь; он говорит кому угодно, что на Кавказе служба очень приятна.

Но годы бегут, кавказцу уже 40 лет, ему хочется домой, и если он не ранен, то поступает иногда таким образом: во время перестрелки кладет голову за камень, а ноги выставляет на пенсион; это выражение там освящено обычаем. Благодетельная пуля попадает в ногу, и он счастлив. Отставка с пенсионом выходит, он покупает тележку, запрягает в нее пару верховых кляч и помаленьку пробирается на родину, однако останавливается всегда на почтовых станциях, чтоб поболтать с проезжающими. Встретив его, вы тотчас отгадаете, что он настоящий, даже в Воронежской губернии он не снимает кинжала или шашки, как они его ни беспокоят. Станционный смотритель слушает его с уважением, и только тут отставной герой позволяет себе прихвастнуть, выдумать небылицу; на Кавказе он скромен — но ведь кто ж ему в России докажет, что лошадь не может проскакать одним духом 200 верст и что никакое ружье не возьмет на 400 сажен в цель? Но увы, большею частию он слагает свои косточки в земле басурманской. Он женится редко, а если судьба и обременит его супругой, то он старается перейти в гарнизон и кончает дни свои в какой-нибудь крепости, где жена предохраняет его от гибельной для русского человека привычки.

Теперь еще два слова о других кавказцах, не настоящих. Грузинский кавказец отличается тем от настоящего, что очень любит кахетинское и широкие шелковые шаровары. Статский кавказец редко облачается в азиатский костюм; он кавказец более душою, чем телом: занимается археологическими открытиями, толкует о пользе торговли с горцами, о средствах к их покорению и образованию. Послужив там несколько лет, он обыкновенно возвращается в Россию с чином и красным носом.

Читайте так же:

  • Традиции православных народов Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата Главные новости Святейший Патриарх Кирилл: Папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на […]
  • Действенный ритуал на встречу Заговор на встречу — полезен в любви, в бизнесе и в семье Практически каждый заговор на встречу относится к любовной магии. Нужны такие заговоры тем, кто не желает выходить на связь по […]
  • Интересные традиции народов мира россия Традиции народов мира Существует множество интересных обычаев и традиций народов мира о которых мы сейчас и поговорим. Мы с вами едим ложкой и вилкой, народы Восточной Азии нередко для […]
  • Религия и традиции китая Китайские религии: гармония и основа великой нравственности Какая религия оказала больше всего влияние на государство, культуру, общество и политику Китая, пока ещё не совсем разрешённый […]
  • По традиции свидетель и свидетельница должны переспать Традиции для свидетелей Могут ли свидетели на ВЕНЧАНИИ одной пары потом жениться между собой? Шаферы одной пары на Венчании считаются духовными родственниками. Если они уже супруги, то […]
  • Белоруссия культура и традиции Народы Беларуси: культура и традиции Белорусы являются основным населением своей страны, а также жителями других государств - России, Литвы, Латвии, Эстонии, Украины, Казахстана, Польши, […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *