Культурные традиции россиян

Семейные традиции и ценности в России

О ценностях, традициях семьи в России

Традиции – это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых разных людей. Семейные традиции русского народа – наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков.

Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самой обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Когда появились фотоаппараты, люди стали составлять, а потом и хранить семейные альбомы. Этот обычай успешно дошел и до наших дней – наверное, у большинства имеются старые альбомы с фотокарточками дорогих сердцу родных, может быть, уже ушедших из жизни. Кстати, чтить память своих родственников, поминать тех, кто покинул этот мир, тоже относятся к исконно русским традициям, равно как и постоянная забота о престарелых родителях.

Давней русской традицией можно назвать и передачу вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома… История вещей становится не только достоянием отдельно взятой семьи, но и историей народа и всей Родины в целом.
Существует также прекрасный обычай называть ребенка в честь кого-нибудь из членов семьи (есть так называемые «семейные имена»). Кроме того, нашей уникальной традицией считается присвоение отчества. Когда малыш рождается, он тут же получает часть имени рода по «прозванию» своего отца. Отчество отличает человека от тезки, проливает свет на родство (сын-отец) и выражает почтение. Называть кого-то по отчеству – значит, быть с ним вежливым. Имя может даваться и по церковным книгам, святцам, в честь святого, которого чествуют в день рождения ребенка.

А вот семейные традиции, примеры которых в настоящее время практически не найти, это старинные профессиональные династии (то есть когда все члены семьи занимались каким-то одним видом деятельности). Известны целые династии потомственных пекарей, кондитеров, военных, сапожников, плотников, священников, артистов.

И, конечно же, самым любимыми являются семейные праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья. На Руси к приему гостей готовились загодя, тщательно убирая не только дом, но и двор. Всех входящих гостей встречали хлебом-солью, затем выходила хозяйка, кланялась всем в пояс, а гости отвечали ей тем же. Потом все садились за общий стол, хором пели песни, а хозяева угощали всех своими яствами (каша, щи, рыба, дичь, рыба, ягоды, мед)… Стоит отметить, что для сервировки стола использовались скатерти, полотенца и посуда, хранимые в сундуках и буфетах для торжественных случаев. Любопытно, что многие современные хозяйки соблюдают некоторые обычаи из давних времен…
Автор: Римма Соколова

Культурные традиции россиян

Платонов О. А.
Русская цивилизация.— М.: «Роман-газета», 1995.— 224 с. Что такое Святая Русь, в чем заключаются самобытные черты русской цивилизации, составляющие основу русского национального сознания,— на эти и другие вопросы отвечает исследование. Платонов Олег Анатольевич — доктор экономических наук, известный писатель и публицист, автор книг: «Русский труд», «Воспоминания о народном хозяйстве», «Путешествие в Китежград» и др. Библиография: 191 название. В конце книги помещена «Библиотека русского учителя — уникальная библиография трудов отечественных просветителей и педагогов, составленная В. Сергеевым (130 названий).

Архиепископ Серафим (Соболев).
Русская идеология.— СПб.: Изд-во имени А. С. Суворина, 1992.— 104 с. Текст напечатан по изданию: Серафим (Соболев), архиепископ. «Русская идеология» / 2-е издание. Джорданвиль: Типография преподобного Иова Почаевского Свято-Троицкого монастыря, 1987 г. (1-е издание: София, 1939 год.). С некоторыми сокращениями. Архиепископ Серафим (Соболев, 1881–1950), принявший епископство во время Гражданской войны в 1919 г., до конца жизни был управляющим русскими православными церквями в Болгарии. Его почитают как подвижника благочестия и замечательного пастыря. Библиография в примечаниях.

Тальберг Н. Д.
Святая Русь.— СПб.: Изд-во имени А. С. Суворина, 1992.— 104 с. Напечатано по изданию: Париж: Изд-во светлейшего князя М. Горчакова «Долой зло», 1929 г.
Часть первая. Русская быль.
Часть вторая. Духовная сущность русской жизни. Библиография: 32 названия.

Осетров Евгений Иванович.
Святая Русь. Рассказы, эссе.— М.: «Вербо», 1996.— 192 с.; черно-белые и 28 цветных иллюстраций. В книге рассказывается о городах Золотого Кольца: истории их становления, развития от городищ и селений, от союзов племен к созданию больших процветающих городов с великой культурой, ставшей объединяющей силой в создании русской нации и государства; о градостроительстве, зодчестве, быте, православной вере, традициях, культуре и языку наших предков и еще о многом другом из жизни русских городов.

Цеханская Кира Владимировна.
Икона в жизни русского народа.— М.: «Православный паломник», журнал «Глаголы жизни», 1998.— 320 с.
[Выдержка из содержания:]
— Икона в храме.
— Икона в доме.
— От крестин до похорон.
— Икона в хозяйственной жизни.
— Иконы и русское воинство.
— Месяцеслов празднования икон — заступниц за русское воинство. Библиография в примечаниях на 28 страницах.

Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях.— Смоленск: Русич, 2002.— 560 с. — (Популярная историческая библиотека). Включает труды: Костомаров Н. И. (1817–1885). Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. (274 с.). Забелин И. Е. (1820–1908). «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. (321 с.)

Забелин Иван Егорович (1820–1908).
Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Книга первая: Государев двор или дворец.— М.: «Книга», 1990.— 312 с. — (Историко-литературный архив»). Напечатано по изданию: Москва, 1918 г. «Царский московский дворец в XVII столетия уподоблялся во многом своим древнейшим идеалам — дворцам библейским и особенно константинопольскому, как более близкому по времени и по обычаям». Библиография в примечаниях.

Кириченко Олег Викторович
Дворянское благочестие. XVIII век.— М.: Паломникъ, 2002.— 464 с.: ил. Книга впервые всесторонне и полно повествует о месте православной веры в жизни русских дворян. Построенная на обширном документальном материале, она содержит подробные этнографические сведения о религиозном быте, укладе, обычаях православных дворян. Автор предлагает заново осмыслить многие узловые события эпохи.
[Выдержка из содержания:]
— О Промысле Божием в русской истории.
— Образование дворянского сословия и церковная политика государства в XVIII столетии.
— Православная вера в жизни дворянина.
— Дворянство XVIII столетия в укреплении православного идеала жизни. Библиография: неопубликованные источники — 45 единиц; опубликованные источники и литература — 808 названий.

Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII–XX веках. Этнографические исследования и материалы. / РАН. Институт Этнологии и Антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. / Отв. редакторы: О. В. Кириченко, Х. В. Поплавская.— М.: Наука, 2002.— 469 с.: ил. В монографии рассмотрены особенности бытования православия в различной социальной и сословной среде на протяжении XVIII–XX веков. Затронуты темы: почитание святынь русскими дворянами, православные обряды и обычаи в крестьянском доме, традиции духовных завещаний у купечества, особенности приходской жизни сельского священника, практика поста, монастырский быт в годы закрытия монастырей, благочестие в солдатской и городской среде. Публикуются редкие документальные материалы: церковные летописи, религиозные письма мирян, документы о хозяйственной жизни монастырей в советский период, неизданные письма оптинского старца к духовным детям, документы по русскому сектантству.Библиография в примечаниях после каждой статьи.

Козаржевский Андрей Чеславович.
Московский православный месяцеслов. Справочник.— М.: Московский рабочий, 1995.— 143 с. По праздникам церковного календаря, месяц за месяцем, разворачивается рассказ о храмах и монастырях Москвы, посвященных данному празднику или святому, об их святынях, традициях, особенностях; так воссоздается широкая панорама московской церковной культуры.

Преображенский Александр Александрович
«Веков связующая нить. » Преемственность военно-патриотических традиций русского народа (XIII — начало XIX века)./ Монография.— М.: «Русское слово — учебная книга», 2002.— 176 с.
[Выдержка из содержания:]
Глава I. От Невской битвы до Куликова поля. Продолжение традиций в XV веке.
Глава II. Свержение ордынского ига и развитие патриотических традиций в XVI веке.
Глава III. Смутное время в контексте формирования патриотических традиций.
Глава IV. При первых Романовых. Старое и новое.
Глава V. Верные сыны отечества при Петре Великом. Герои прошлого не забыты.
Глава VI. После Петра и до «грозы двенадцатого года». А. А. Преображенский — доктор исторических наук, профессор. Библиография в примечаниях после каждой главы.

Тюрин Юрий Петрович.
Воспитание историей. Книга для учащихся.— М.: «Просвещение», 1987.— 287 с.: ил. Своеобразное путешествие совершат читатели этой книги. Они побывают в Звенигороде, Зарайске, Вологде, Тобольске и других местах, где сохранялись замечательные памятники культуры, где современность зримо связана с историей. Автор знакомит читателей с богатыми культурными традициями нашего народа, рассказывает о работе по сохранению и развитию художественных промыслов, рассуждает о роли памятников культуры и истории в духовной жизни наших современников.

Тихон (Полянский), иеромонах. Путешествие в историю русских монастырей.

Традиционная крестьянская культура

Громыко М. М., Буганов А. В.
О воззрениях русского народа.— М.: Изд-во «Паломник», 2000.— 544 с. Книга рекомендована Центральным региональным отделением Российской академии образования в качестве учебного пособия для образовательных учреждений. Библиография в примечаниях.

Русские. / Сб. статей / РАН. Институт Этнологии и Антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. / Отв. редактор В. А. Александров.— М.: Наука, 1997.— 828 с.: ил. Библиография: на русском языке — 1020 названий; на европейских языках — 48 названий.

Громыко Марина Михайловна.
Мир русской деревни.— М.: «Молодая гвардия», 1991.— 448 с.: ил.Автор книги, православный историк и этнограф, на основе документальных свидетельств XVIII, XIX, а отчасти и XX веков рассказывает о богатстве знаний и интересов крестьян, их духовном и социальном опыте, высокой культуре. В улучшенном иллюстрированном издании содержится много примеров живой действительности: яркие биографии, образы крестьян-мастеров, выразительная народная речь, забытые обряды и традиции. Библиография: списки литературы после каждой главы.

Православная жизнь русских крестьян XIX–XX веков. Итоги этнографических исследований. / РАН. Институт Этнологии и Антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Монография подготовлена к 2000-летию христианства.
[Выдержка из содержания]
Часть первая. Освящение жизненного цикла.
Часть вторая. Воцерковление.
Часть третья. Вера и хозяйство.
Часть четвертая. Религиозные убеждения. Почитание святынь.
Часть пятая. Круг чтения и народная картинка. Библиография в примечаниях после каждой статьи.

Православие в народной жизни. Программы сбора полевого этнографического материала. / РАН. Институт Этнологии и Антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. / Отв. редактор — д-р историч. наук М. М. Громыко.— М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 2000.— 132 с. Библиография: 139 названий.

Русский Север: этническая история и народная культура XII–XX века. / РАН. Институт Этнологии и Антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Монография. / Отв. редактор доктор исторических наук И.В. Власова.М.: «Наука», 2001.— 848 с.: ил.
[Выдержка из оглавления:]
Глава 1. Этническая история и формирование населения Русского Севера. Глава 2. Сельские поселения в центральных районах Русского Севера. Глава 3. Население центральных районов Русского Севера. Глава 4. Занятия населения и хозяйственные традиции. Глава 5. Севернорусская крестьянская усадьба. Глава 6. Севернорусский костюм. Глава 7. Пища и утварь. Глава 8. Брак и семья у севернорусского сельского населения. Глава 9. Свадебный обряд. Глава 10. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей. Глава 11. Похоронно-поминальные обычаи и обряды. Глава 12. Религиозно-общественная жизнь: представления и практика. Глава 13. Культурные ареалы по материалам народного искусства. Библиография в примечаниях после каждой главы.

Еремеев Петр Васильевич.
Обиход. Былички.— М.: «Современник», 1990.— 285 с. Своей книгой П. Еремеев продолжает интереснейшую традицию русской литературы, вслед за книгами С. Максимова «Куль хлеба», В. Белова «Лад» и другими воссоздавая сибирский хозяйственный обиход прошлого-начала нынешнего века. Былички-зарисовки ярко, с глубокой душевной интонацией повествуют почти обо всех сторонах жизни и труда енисейского крестьянства: здесь описание дома, подворья, примет, навыков, фольклорные записи обрядов, сведения о семейных отношениях. Быт и этические нормы крестьянской общины, обычаи рассматриваются автором как неотъемлемая часть духовной культуры народа.

Народные культурные традиции в слове: фольклор

Даль Владимир Иванович.
Пословицы русского народа. В трех томах.— М.: «Русская книга», 1993 г.; Т. 1 — 640 с., Т. 2 — 704 с., Т. 3 — 736 с. — (Живое русское слово).

Русские народные пословицы и притчи. Составитель: Снегирев Иван Михайлович.— М.: «Русская книга», 1995.— 576 с. Репринтное воспроизведение издания: Москва, издано Снегиревым, отпечатано в Университетской Типографии, 1848 г.

Библия в пословицах и поговорках.— М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры «Троицкое слово», 2000 г., — 264 с.: ил. Библиография: 10 названий.

ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА И РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО

Эстетика религиозного искусства

Философия русского религиозного искусства XVI–XX вв. Антология./Составление, общая редакция и предисловие Н. К. Гаврюшина.— М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1993.— 400 с.; 64 цветные иллюстрации. .— (Сокровищница русской религиозно-философской мысли». Выпуск I). Иосиф Волоцкий. Послание иконописцу и три «слова» о почитании святых икон (XVI век). — Максим Грек. О святых иконах (XVI век).— Ефим Чудовской: Вопросы и ответы по русской иконописи (XVII век).— Симон Ушаков. Слово к люботщательному иконного писания (XVII век).— Дмитрий Соснин. О святых чудотворных иконах в Церкви христианской (1833 г.).— Николай Надеждин. Изображение Божией Матери (1846 г.).— Анатолий (Мартыновский). О иконописании (1845 г.).— Иван Снегирев: Взгляд на православное иконописание (1862 г.).— Федор Буслаев. Общие понятия о русской иконописи (1866 г.).— Елпидифор Барсов. Христианская поэзия и искусство в связи с новозаветными апокрифами (1885 г.).— Василий Арсеньев. О церковном иконописании (1885).— Василий Розанов. Алекс. Андр. Иванов и Картина его «Явление Христа народу» (1906 г.). М. В. Нестеров (1907 г.).— Владимир Кожевников. Значение А. А. Иванова в религиозной живописи (1907 г.).— Иван Соловьев: Православно-христианская философия в русском искусстве (с выставки религиозных картин В. М. Васнецова) (1910 г.).— Александр Ремизов. Жизнь Христа в традиции современного художника (к выставке картин академика В. Д. Поленова «Из жизни Христа») (1915 г.).— Евгений Трубецкой. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи (1916 г.). Два мира в древнерусской иконописи (1916 г.). Философия русского религиозного искусства XVI–XX веков. (Продолжение).— Павел Флоренский. Обратная перспектива (1919–1922 гг.). —Иконостас (1922 г.).— Сергий Булгаков: Икона, ее содержание и границы (1931 г.). — Николай Андреев. О «деле Дьяка Висковатого» (1932 г.). — Леонид Успенский. Московские соборы XVI века и их роль в церковном искусстве (1968 г.). На путях к единству. (1987).— Николай Озолин. «Троица» или «Пятидесятница». Биография в примечаниях после каждой работы.

Флоренский П. А..
Иконостас.— М.: «Искусство», 1994.— 256 с. Наиболее полно комментированное, текстологически проработанное и снабженное богатым справочным аппаратом издание знаменитого труда о. Павла, впервые изданного в 1972 г. и переведенного на многие языки. «Иконостас» собирает как в фокусе главные мысли о. Павла и очерчивает его мировоззрение; он посвящен проблеме связи «двух миров» — видимого и невидимого, горнего и дольнего. Местом такого объединения служит религиозный культ. Представитель, по собственному определению, «конкретного идеализма», в этом труде о. Павел глубочайшие абстрактные понятия раскрывает, в частности, в анализе живописной, гравюрной и особенно иконописной техники. Священник Павел Александрович Флоренский (1882–1937) — православный богослов, мыслитель, математик, физик, искусствовед, принадлежащий к плеяде русских философов «серебряного века».

Флоренский П. А.
Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство, 1996.— 286 с. Библиография в примечаниях.

Голубцов А. П.
Из чтений по церковной археологии и литургике.— СПб.: «САТИСЪ», 1995.— 372 с. Курс, читавшийся в Московской Духовной Академии в течение почти 25 лет (1887–1911 гг.). Голубцов Александр Петрович (1860–1911) — доктор богословия, профессор церковной археологии и литургики Московской Духовной Академии, первый заведующий Церковно-археологическим музеем Академии. Труды его по сей день сохраняют непреходящее научное значение для церковной археологии, истории и литургики. Библиография в примечаниях.

Бычков В. В.
Малая история византийской эстетики.— Киев: «Путь к истине», 1991.— 408 с. Бычков Виктор Васильевич — доктор философских наук, руководитель научно-исследовательской группы Института философии Российской Академии Наук. Библиография: список печатных трудов В.В. Бычкова 1970-1990 г.г. — 125 названий.

Бычков В. В.
Русская средневековая эстетика XI–XVII веков. / Монография.— М.: «Мысль», 1995.— 637, (I) с.; ил.

Черный Валентин Дмитриевич.
Искусство средневековой Руси. Учебное пособие.— М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.— 432 с.: ил. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Библиография: список рекомендуемой литературы — 159 названий.

Третьяков Николай Николаевич.
Образ в искусстве. Основы композиции. / Вступительная статья наместника московского Сретенского монастыря Архимандрита Тихона (Шевкунова).— Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001 г. — 264 с.: ил. Рекомендовано Центральным региональным отделением Российской академии образования в качестве учебного пособия для высших художественных образовательных учреждений Российской Федерации. Издание печатается по решению Ученого совета Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова Рекомендовано Учебным комитетом при Священном Синоде как учебно-методическое пособие для духовных заведений. Н. Н. Третьяков — преподаватель Всесоюзного государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК), и Московского государственного Художественного института имени В.И. Сурикова (МГХИ). Библиография: 78 названий. Иллюстрации: цветные — 40; черно-белые — 167.

Иоанн Дамаскин, преподобный.
Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Перевод с греческого.— М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.— 168 с.+ 21 с.+18 с.

Иосиф Волоцкий, преподобный.
Послание иконописцу.— М.: Изобразительное искусство, 1994.— 135 с. (К изданию приложен оригинал на славянском языке объемом 154 с.)

Успенский Леонид Александрович.
Богословие иконы Православной Церкви. Изд. 1-е: Московская область, г. Коломна: Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь, 1994.— 476 с.. Изд. 2-е: Киев: «ЛИКОМ», 1998.— 474 с. Изд. 3-е: М.: «Паломникъ», 2001.— 474 с.

Все издания перепечатаны с издания 1989 г. издательства Западно-Европейского Экзархата Московской Патриархии. Исследование, ставшее весьма авторитетным для нескольких поколений искусствоведов, помимо обстоятельного анализа происхождения и основных тенденций иконописи содержит богословский анализ «смысла и содержания иконы», которые автор видит в «указании на причастность человека к Божественной жизни».

I. Происхождение христианского образа.— II. Первые иконы Спасителя и Божией Матери.— III. Первохристианское искусство.— IV. Церковное искусство в эпоху Константина Великого.— V. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе.— VI. Предыконоборческий период.— VII. Краская история иконоборческого периода.— VIII. Иконоборческое учение и ответ на него Церкви.— IX. Смысл и содержание иконы.—X. Послеиконоборческий период.— XI. Исихазм и гуманизм. Палеологовский расцвет.— XII. Исихазм и расцвет русского искусства.— XIII. Московские Соборы XVI века и их роль в церковном искусстве.— XIV. Искусство XVII века. Расслоение и отход от церковного образа.— XV. Большой Московский Собор и образ Бога Отца.— XVI. Пути искусства живописного направления в Синодальный период.— XVII. Икона в современном мире.— XVIII. На путях к единству. Библиография в примечаниях.

Особенности страны

Что нужно знать о россиянах

Россиянам, как и жителям любой страны, присущи черты характера, которые отличают их от представителей других культур. Зная о них, вы быстрее адаптируетесь к местным условиям.

Любят принимать гостей

Россияне известны своим гостеприимством. Они любят встречать гостей и с удовольствием ходят к друзьям и знакомым сами. Щедро накрытые столы – главный атрибут таких встреч. Даже если вас пригласили на чашку чая, то лучше не есть перед визитом – русские имеют обыкновение выкладывать перед гостями едва ли не все имеющиеся дома запасы, в том числе и собственного приготовления. Нет ничего обиднее для хозяйки, чем зрелище пустого стола в разгар посиделок. В ее представлении, это признак того, что гости еще голодны, и еды было припасено недостаточно.

Не ходят в гости без подарка

В России не ходят в гости с пустыми руками. Даже если это не день рождения, а скромные дружеские посиделки. Нужно обязательно что-то принести. Это может быть торт, конфеты, бутылка вина или шоколадка для младших членов семьи. Сам подарок не так важен. Главное, чтобы он был. Иначе вас могут посчитать скупым.

Верят в приметы

Россияне обычно плюют через левое плечо, если дорогу перебежала черная кошка; стучат по дереву, чтобы не сглазить задуманное, и не свистят в доме, чтобы не остаться без денег. Если возвращаются в помещение, забыв какую-то мелочь, то перед уходом обязательно смотрятся в зеркало.

Чтобы поездка выдалась удачной, считают русские, нужно обязательно молча посидеть перед дорогой. Ничего хорошего, согласно поверьям, не сулит разбитое зеркало или просыпанная соль.

Перед важными событиями (например, перед сдачей экзамена) россияне желают друг другу «ни пуха, ни пера». В ответ нужно сказать: «К черту!», иначе не сработает.

Есть свои приметы и у студентов:

  • не стричься во время сессии;
  • в полночь перед экзаменом громко звать удачу, размахивая зачеткой из окна;
  • во время экзамена нужно подкладывать под пятку пятирублевую монету.

Считается, что эти манипуляции обеспечат хорошие оценки.
Конечно, ко всем приметам надо относиться с долей иронии.

Ценят настоящую дружбу

Дружба – важная вещь в жизни россиян. Истинный друг порой бывает ближе родственника.

Понятия преданности, верности друзей не пустые слова для многих русских.

Настоящая дружба может начаться в школе или университете и длиться до конца жизни.

Любят поговорить

Россияне не из тех, кто привык держать свое мнение при себе. Большинство имеет свою позицию по широкому кругу вопросов – от способов выращивания кабачков до внешней политики Белого дома. Расхожий на Западе стереотип о политической цензуре в России не мешает россиянам открыто высказываться в самых разных местах – от студенческой аудитории до пресс-конференций с участием главы государства.

Не улыбаются незнакомцам

В России не привыкли улыбаться без причины, и уж тем более, скрывать за жизнерадостным выражением лица плохое настроение или проблемы. Это неискренне, считают многие россияне. В общественных местах они склонны сохранять сосредоточенное выражение лица. Но стоит русскому человеку очутиться в кругу коллег, друзей или родных, он моментально «перевоплощается» в самого улыбчивого на свете, а смеху и шуткам порой нет конца.

По-особому относятся к женщинам

О том, что в России очень красивые женщины, известно во всем мире. Наталья Водянова, Мария Шарапова, Анна Курникова и другие знаменитости русского происхождения – наглядное тому подтверждение.

Любят пошутить

Россияне – в целом народ веселый: любят шутки, розыгрыши и анекдоты. Ценят хороший юмор и сатиру, умеют посмеяться над собой. Частенько вставляют в свою речь цитаты из популярных фильмов, особенно советских комедий, к этим фильмам буквально все относятся с особой любовью независимо от возраста. Порой, чтобы понять, о чем шутят русские, нужно просто посмотреть советские кинохиты – «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит», «Кавказская пленница», «Покровские ворота», «Бриллиантовая рука» и другие.

Ходят в баню

Поход в баню в России – это особый вид времяпрепровождения как мужских, так и женских компаний. Считается, что парная очищает тело и душу. Русские ходят в баню не только помыться, но и пообщаться с друзьями или хорошими знакомыми.

Банный ритуал включает подбор подходящей компании, сам процесс мытья и пребывание в парилке – чем дольше человек парится, тем он здоровее и сильнее духом. После парной принято нырять в прорубь или бассейн с ледяной водой. По окончании «процедур» раскрасневшихся купальщиков приветствуют традиционной фразой «С легким паром!».

Главные праздники россиян

Новый год

Самый главный и любимый праздник россиян – с елкой, подарками, долгими семейными застольями и грандиозными салютами. Отмечается в ночь на 1 января. Главные атрибуты Нового года в России – добрый Дед Мороз и его внучка Снегурочка, шампанское, икра, салат «Оливье», бой курантов и поздравление главы государства по ТВ, а еще обязательный просмотр советской комедии «Ирония судьбы».

Рождество Христово

Второй по важности после Пасхи праздник православных христиан в России. В ночь с 6 на 7 января в православных храмах по всей стране проходят торжественные богослужения. На Рождество россияне украшают дома, устраивают застолья. Также принято гадать, незамужние девушки надеются узнать имя жениха. Считается, что рождественские предсказания самые точные.

Татьянин день (День российского студенчества)

Отмечается 25 января. В 1775 году в день памяти раннехристианской мученицы Татианы Римской императрица Елизавета подписала указ об основании Московского университета (ныне МГУ), ставшего впоследствии центром русской науки и культуры. Со временем день рождения университета стал праздником российского студенчества. В 2005 году этот статус был закреплен официально. В этот день студенты чтят свою покровительницу Татьяну и празднуют окончание зимней сессии. В каждом городе и университете свои традиции: капустники, концерты, балы, выставки, игры, бесплатные угощения и развлечения.

День защитника Отечества

В советские годы его отмечали как День Советской Армии и Военно-Морского флота, поздравляя всех военных и военнослужащих. В современной России 23 февраля – это праздник не только военных, но и всех мужчин, независимо от того, служили они в армии или нет. В этот день, кроме поздравлений, они ожидают небольших подарков от коллег, родственников, друзей, своих жен и подруг. Россияне шутят: от того, что женщина подарит своему избраннику на 23 февраля, зависит, каким будет ее подарок в женский день (8 Марта).

Масленица

Традиционный славянский праздник проводов зимы и встречи весны. Отмечается в течение недели перед Великим постом, во время которой принято ходить в гости на блины. На последний, седьмой, день приходятся массовые гуляния, которые завершаются ритуалом проводов зимы, когда сжигают чучело Масленицы.

Международный женский день

Международный день борьбы за права женщин в России отмечается просто как женский день. Восьмого марта все женское население страны от девочек до бабушек превращается в объект поклонения и обожания: в этот день им говорят только приятные вещи, дарят цветы и подарки.

Пасха

Древнейший христианский праздник отмечается в России в начале весны. В этот день в православных храмах проходят торжественные богослужения, россияне приветствуют друг друга фразой «Христос воскресе», на которую принято отвечать «Воистину воскресе». Специально к Пасхе пекут или покупают пасхальные куличи и красят яйца.

Праздник Весны и Труда

В советское время 1 мая отмечали День международной солидарности трудящихся. Праздник был официальным, имел идеологическую окраску. Основные атрибуты – масштабные шествия под марши по центральным улицам городов, включая Красную площадь в Москве, приветствие руководства компартии с трибун. Сейчас это Праздник Весны и Труда. Шествия устраиваются профсоюзами, защищающими права работающих россиян.

День Победы

Один из самых главных праздников страны: 9 мая отмечается победа СССР над нацистской Германией и окончание Великой Отечественной войны (1941-1945). В этот день по всей стране проходят масштабные празднования: шествие к Могиле Неизвестного Солдата в Москве, военные парады в городах-героях и праздничные салюты, концерты. Россияне чествуют ветеранов.

День России

Отмечается ежегодно 12 июня. В этот день по всей стране проходят праздничные мероприятия и концерты. Установлен в честь принятия в 1990 году декларации о государственном суверенитете Российской Федерации.

Религиозные праздники народов России

Свои традиции есть у представителей различных конфессий, проживающих в России. В частности, мусульмане соблюдают Рамадан (месяц обязательного поста), празднуют Ураза-байрам (праздник окончания поста) и Курбан-байрам (весенний праздник жертвоприношения); иудеи справляют Хануку (еврейский праздник свечей) и Песах (еврейская пасха); буддисты – Сагаалган (праздник Белого месяца, первый день Нового года по лунному календарю) и Зула-Хурал (праздник тысячи лампад). В некоторых российских регионах дни религиозных праздников официально объявлены нерабочими, например, в Татарстане (Ураза-байрам, Курбан-байрам) и Бурятии (Сагаалган).

Матвиенко поздравила россиян с Днём народного единства

Фото: Пресс-служба Совета Федерации

День народного единства имеет глубокие исторические и духовные корни, это праздник всех народов России, заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Об этом сообщила пресс-служба палаты.

Крым готовится отметить День народного единства

«Он связан с незабвенным подвигом наших предков, которые благодаря сплоченности и любви к Родине отстояли её целостность и независимость в самые непростые времена», — подчеркнула Матвиенко.

Он отметила, что в героической летописи Российского государства немало примеров, «когда в решающие моменты именно единение нашего многонационального народа позволяло сохранить и защитить Державу, стимулировало новые этапы развития страны, укрепляло государственно-гражданскую идентичность».

Сегодня общая цель россиян — сберечь и приумножить вековые традиции патриотизма, бесценное культурное наследие, сделать Отечество мощным и процветающим, заявила сенатор.

По словам Матвиенко, День народного единства — праздник всех народов России. Он всегда будет напоминать новым поколениям о великой силе человеческой общности, нашей межнациональной и межконфессиональной солидарности и взаимопомощи, осознании коллективной ответственности за будущее страны, сказала председатель.

«Вместе мы преодолеем любые трудности, добьёмся успехов в решении масштабных задач», — добавила Валентина Матвиенко.

Матвиенко: День народного единства — праздник всех народов России

«Этот праздник имеет глубокие исторические и духовные корни. Он связан с незабвенным подвигом наших предков, которые благодаря сплоченности и любви к Родине отстояли ее целостность и независимость в самые непростые времена», — говорится в тексте поздравления, распространенном пресс-службой верхней палаты парламента.

Валентина Матвиенко отметила, что в отечественной истории немало примеров, когда именно единение народа «позволяло сохранить и защитить Державу».

«Сегодня наша общая цель — сберечь и приумножить вековые традиции патриотизма, бесценное культурное наследие, сделать Отечество мощным и процветающим», — считает она.

«День народного единства — праздник всех народов России, — уверена глава Совфеда. — Он всегда будет напоминать новым поколениям о великой силе человеческой общности, нашей межнациональной и межконфессиональной солидарности и взаимопомощи, осознании коллективной ответственности за будущее страны».

«Вместе мы преодолеем любые трудности, добьемся успехов в решении масштабных задач», — заключила она.

В День народного единства активисты молодежки ОНФ познакомили россиян с народными традициями

4 ноября 2020, 14:45

Текст: Олег Исайченко

«Нам удалось познакомить жителей области с играми народов России, а также их культурой и традициями в рамках отдельной викторины», – заявила газете ВЗГЛЯД координатор молодежного крыла ОНФ Алена Бойкова, комментируя состоявшееся во Владимирской области празднование Дня народного единства.

«Радует, что молодые ребята с каждым годом все серьезнее относятся ко Дню народного единства, понимая, что это не просто выходной или праздник для галочки. В принципе, любой человек знает, что Россия – многонациональная страна, но людям интересно, в чем же состоят особенности культуры и традиции наших соотечественников», – пояснила Бойкова.

По ее словам, сегодняшняя серия мероприятий позволила решить эту задачу, а победители викторины получили от организаторов акции различные призы.

Отметим, что молодежное крыло ОНФ в понедельник проводит мероприятия и акции по всей стране. Например, в Ненецком автономном округе активисты провели праздничный день под куполом чума в семейно-родовой общине коренных малочисленных народов Севера «ВЫ», куда пригласили представителей разных диаспор. Участники акции «Наш дом Арктика» также провели кулинарные мастер-классы по изготовлению традиционных блюд своих народов, рассказали об особенностях национальных культур и исполнили песни на разных языках.

А в Иванове на площадях Пушкина и Ленина активисты «Молодежки ОНФ» провели викторину на тему истории России. Случайные прохожие за оригинальные, интересные и полные ответы получили призы – значки, блокноты, ручки.

В то же время в Санкт-Петербурге ко Дню народного единства обратились к спорту, о чем газете ВЗГЛЯД рассказал один из лидеров ОНФ в Петербурге Антон Соловьев.

«У нас прошло несколько спортивных мероприятий: одно по гимнастике, а второе по плаванию. Причем речь идет о прикладном плавании, где школьники учились правилам спасения на воде», – пояснил Соловьев.

«Наше государство всегда прирастало за счет включения в состав России других народов, давая им равные права. Как раз способность жить вместе с другими нациями, а также объединяться перед внешней угрозой – это одна из наших особенностей. А физкультура и спорт тоже наилучшим образом объединяют людей», – отметил собеседник.

«И то, что молодые ребята научились в случае какой-то опасности помочь людям и принять необходимые меры – это очень правильно, особенно в День народного единства», – заключил Соловьев.

Напомним, 4 ноября по всей России отмечается День народного единства. В рамках празднования в регионах страны проходят патриотические акции, выставки, культурные фестивали, концерты и флешмобы, призванные познакомить граждан с традициями и искусством многочисленных народов России.

Президент Владимир Путин по сложившейся традиции возложил цветы к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади. В церемонии возложения также приняли участие представители религиозных конфессий и молодежных организаций.

Кроме того, в понедельник на торжественном приеме в Кремле глава государства вручит премию за вклад в укрепление единства российской нации и ордена Дружбы иностранным гражданам за особые заслуги в укреплении мира, дружбы, сотрудничества и взаимопонимания между народами. Вечером 4 ноября в зале «Зарядье» Путин посетит концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, в котором примут участие лауреаты XVI Международного конкурса им. Чайковского.

Около 200 праздничных мероприятий проведут во всех регионах страны активисты Общероссийского народного фронта. Ожидается, что в патриотических акциях – тематических уроках, викторинах, квестах, флешмобах, спортивных состязаниях – примут участие порядка 160 тыс. человек.

День народного единства был включен в праздничный календарь 13 лет назад в память об одном из самых драматичных периодов отечественной истории, ставшем символом сплочения народа перед лицом сложностей и внешних угроз. Дата напоминает о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.

Ценностные приоритеты россиян Текст научной статьи по специальности « Социология культуры»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Васильева Галина Михайловна, Харченкова Людмила Ивановна

Обобщаются данные современных исследований и экспериментов, выявляющих ценностные ориентации русской молодежи. Делается вывод о сохранении приоритета традиционных культурных ценностей. Некоторая деформация традиционных ценностей, нанесенная западной цивилизацией, носит релятивный характер.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Васильева Галина Михайловна, Харченкова Людмила Ивановна,

Текст научной работы на тему «Ценностные приоритеты россиян»

УДК 316.7 ББК 71.04

Г.М. Васильева, Л.И. Харченкова ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИЯН

Система ценностных ориентаций — категория изменчивая, зависящая от исторического периода развития общества. Попытаемся проследить состояние ценностного сознания и, прежде всего, его ценностных основ у русских на современном материале (исследования, результаты экспериментов и опросов).

Следует отметить, что во многих работах различной направленности, посвященных состоянию русской культуры на современном этапе, отмечается определенная переоценка ценностных ориентиров национальной культуры, которая характеризуется и как прогрессивное, и как крайне регрессивное явление. Так, В.А. Кантор констатирует: в наши дни «растет поколение, которое не связывает свои надежды на устроение жизни с государством, полагаясь прежде всего на личные усилия, ум, талант, умение и ловкость. »1.

Однако реакция на ценностные сдвиги в культуре нашего времени значительно чаще имеет менее оптимистическое звучание. Так, Л.А. Рощенко в статье с символическим названием «Снижение экологического состояния русского языка — одно из слагаемых духовного и культурного распада народа» так характеризует современное состояние русской национальной культуры: «Возник резкий слом прежних ценностных ориентаций. Утверждается идеология индивидуализма, накопительства. Национальные традиции втаптываются в грязь. Цель жизни теперь — только деньги. Герой — «денежный мешок». Как он нажил свое состояние, никого не должно интересовать»2.

Авторы нередко связывают ценностные переориентации современного российского общества с влиянием западных, и особенно часто — с влиянием американских культурных ценностей, сопровождающимся и «агрессивным вторжением американизмов в русский язык»3.

Оправданное беспокойство, вызванное переоценкой ценностей, характерной в основном для молодого поколения, заставляет иных авторов видеть в ценностных изменениях особую уникальность и исключительность сегодняшней российской культурной ситуации и рассматривать их как проявление поступательно и необратимо развивающихся культурных процессов. Несмотря на ряд действительно специфических черт современного состояния русской культуры, следует отметить, что, на наш взгляд, подобная ценностная переориентация, невзирая на всю ее масштабность и яркость проявления, еще не свидетельствует как о глубине, системности, так и необратимости изменений ценностных основ национальной культуры. Это подтверждают результаты проведенного нами опроса, целью которого было определить доминанты в аксиологических предпочтениях представителей российской этнокультурной общности.

Опрос проводился среди студентов филологического факультета РГПУ им.А. И. Герцена. Студентам было предложено произвести анализ культуры по следующей модели:

1. Хаос и беспорядок (что Вы считаете нормальным/анормальным, границы нормального/анормального).

2. Понятие о человеке (отношение к телу, душе, болезням, здоровью, жизни, смерти).

3. Индивид и общество (отношение индивида к обществу и окружающему миру).

4. Природа и культура (что в культуре подразумевается под природой, каково отношение человека к природе).

5. Структура общества (на какие социальные группы разделяется общество и на каких основаниях происходит такое разделение).

6. Власть и иерархия (что является властью в данной культуре и как человек достигает ее).

7. Положение мужчины и женщины (представления о роли мужчины и женщины, в каких ситуациях пол является решающим фактором).

8. Понятие о нравственности (представление о добре и зле, о честности и безнравственности).

9. Духовные ценности (к каким ценностям стремятся представители данной культуры).

10. Работа (что включается в понятие работы, как она распределяется и каково отношение к ней).

11. Время (представление о времени, как в анализируемой культуре понимаются настоящее, прошедшее и будущее, какие выражения используются в суждениях о жизни, рождении, смерти).

12. Пространство (представление о далеком и близком расстоянии, как пользуются пространством).

13. Мировоззрение (представление о космосе, о высших силах, как разделяется сакральное и мирское).

Нами были получены следующие результаты:

Респонденты продемонстрировали диалектическое, широкое и объемное понимание хаоса и беспорядка, нормального и анормального. Понятие нормы связывается с традициями, религиозными предписаниями, воспитанием, правом:

«Нормально то, что в границах культуры или традиции.

Границы определяются в зависимости от общепринятых норм. Хаос -когда все переворачивается с ног на голову, отсутствие правил».

«С ненормальным ассоциируется некое уродство, нечто нехорошее, враждебное, непонятное. Неизвестное тоже может рассматриваться как ненормальное (например, в фантастических книжках о пришельцах, мутантах). Человекоподобное (роботы, манекены и т. д.) тоже воспринимается как ненормальное. Нормальное — то, что узаконено повторениями, но и абсолютная норма вызывает иногда неприятие, так как не дает места фантазии, творчеству. То, что нормально, отражено в законах правового общества, религиозных предписаниях, стереотипах поведения».

В ответах респондентов отмечается серьезное, философское отношение к человеку, его жизни и смерти, сформированное длительной православной традицией, при этом выделяется триада: тело — душа — дух:

«Человек — творенье Божье. Тело — «храм», следовательно, отношение к телу самое серьезное, но все же душа и духовное — основа этого «храма». Жизнь дана Богом, и он распоряжается ею. Смерть страшит, но и с этим -а что делать? — надо учиться совладать. Болезнь — это знак того, что Бог «участвует» в твоей жизни. Это испытание, которое позволяет человеку вспомнить о Боге».

«Человек представляет собой гармонию тела и души, объединенных духом. Тело и душа — природная часть человека. Дух — его стремление к вечному совершенству. Тело — материя, душа — движение, а дух — совершенство. Болезни даны человеку для того, чтобы осознать свое тело, победив их, человек может победить (приручить) природное в себе. Жизнь — это праздник, дар человеку, а смерть — это главный вопрос для человека».

Работы студентов отличает рефлексия, в них отражаются процессы самопознания, самоанализа, наблюдается переход неявного знания в явное, логически расчлененное. С точки зрения психологов, «потребность в рефлексии возникает вследствие сомнений относительно исходных позиций своей жизнедеятельности. «Рефлексия — это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований»4.

В работах респондентов определились две тенденции:

1) признание необходимости гармоничного существования индивида в обществе, обусловленное соборностью русского менталитета:

«Человек должен уметь «вписываться» в общество, так как он несет ответственность за мир, в котором он живет».

«В советское время человек — часть коллектива. Теперь отношение меняется. В принципе, не хочешь общаться с людьми — и не надо. Но таких людей мало, в основном, радость жизни — в общении с окружающим миром и людьми».

2) индивидуалистические тенденции, свойственные европейскому сознанию:

«Человек до сих пор — винтик в государстве. Мы до сих пор живем общиной. Общество — высший судия, индивид в общем-то бесправен и должен играть «по правилам». Необходимо делать так, как считает нужным общество, не дай Бог, оспорить общественные взгляды. Человек ни в коем случае не независим от общества».

Российские студенты пишут о сопоставлении идеального и реального в отношении к природе, каким оно должно быть и каким оно зачастую является сегодня:

«Природа — это весь живой мир, включая человека. К сожалению, в последнее время человек все чаще оказывается в оппозиции к природе. Природа добра и заботлива. Если человек жесток, значит он отъединяется от природы».

«Природа и культура — понятия противоположные. Цель человека -приручить природу, максимально стараясь ее не искалечить. Но «мы не можем ждать милостей от природы», только путем постоянного контроля над природой (своей) человек может достигнуть гармонии с ней, потому что природа — это хаос, а культура — некий космос, упорядочение. Природа — то, что дано, культура — то, что создано. Однако культура, в свою очередь может стать природой».

«Человек, по точному определению Блеза Паскаля, — «мыслящий тростник», т.е., с одной стороны, человек — часть природы, но с другой — не совпадает с ней, выламывается из нее. Природа — это «открытая книга», данная человеку Богом. Надо учиться читать!»

Относительно структуры общества респонденты отмечают расслоение современного общества на богатых и бедных. При этом россиян отличает крайняя недоверчивость к государству, русский человек надеется только на себя. Российские студенты подчеркивают, что разница между богатыми и бедными является очень значительной:

«Основание для деления общества на классы в нынешних условиях России — уровень материального достатка. И исходя из этого общество делится на три группы: нищие, бедные и богатые».

«Общество делится на самую многочисленную группу — людей, занимающихся наемным трудом, (рабочие, крестьяне, техническая и гуманитарная интеллигенция (здесь разделение идет по принципу образования и роду деятельности) и самую малочисленную группу — людей, которые имеют в своей собственности средства производства и капитал Между ними — прослойки торгующих и управляющих. Эти социальные группы находятся в антагонизме, а представление о том, что каждому даны равные возможности для достижения материального благополучия и перехода в класс капиталистов в условиях свободного рынка — чистейшей воды миф».

В ответах респондентов обращается внимание на авторитарный и коррумпированный характер власти:

«Властью в данной культуре является авторитет. Раньше — духовный авторитет (духовенство, интеллигенция). В годы советской власти — идеологический авторитет (коммунисты). Сейчас — «авторитет» денег. Власти достигает сейчас тот, у кого — деньги».

«Существует власть официальная, узаконенная (правительство, президент, Дума, администрация), которую индивид хоть и не любит, часто презирает, но признает ее необходимость. Существует также власть тайная, преступная, которая оказывает влияние на официальную путем коррупции. Также есть власть неявная — привычек, устоявшихся стереотипов, общественных предписаний, которые зачастую человек не понимает, но подчиняется».

Российские студенты единодушны в том, что русская традиция ведущую роль в семье отводит мужчине, хотя нередко главой семьи фактически является женщина. Вместе с тем отмечается, что в современных условиях у женщин много возможностей для самореализации:

«Традиционно в нашей русской культуре главенствующую роль играл мужчина: «да убоится жена мужа своего». Основная тенденция остается, но процессы в русской жизни последнего времени позволяют женщине участвовать в политической, экономической, социальной жизни»5.

«Мужчина и женщина — равные по значимости представители человечества. Любящие мужчина и женщина находят гармонию — тогда снимается вопрос о неравноправии женщин. Но традиционно за мужчиной и женщиной закрепляются определенные сферы деятельности, хотя сегодня наблюдается тенденция к смене ролей. Многие женщины реализуются в сфере бизнеса, торговли, политики, предпочитают активно продвигаться по службе, хорошо зарабатывать».

Ответы русских респондентов свидетельствуют о том, что в русской ментальности понятие нравственности связано прежде всего с христианскими (православными) ценностями, многое также заложено классической русской литературой:

«Добро и зло — ключевые понятия. Они часто не определены, но в то же время очень фиксированы. Человек должен быть добрым = щедрым, всепрощающим. Добрый и честный — не синонимы. Безнравственность — нарушение общественных законов, подлость, ложь. Нравственный человек — человек принципов, честный, но у каждого свои принципы, и поэтому все относительно, хотя добро и зло считаются понятиями абсолютными».

«Нравственность закладывается в семье. Зло — это предательство, добро — это облегчение жизни окружающим. Любой поступок нравственен, если он совершен во имя спасения жизни человека, но помни! — счастье не может быть построено, если в основе лежит хотя бы одна детская слезинка».

Однако в некоторых анкетах русских респондентов можно обнаружить двоякое толкование понятия «честность» — честность в отношениях с окружающими людьми и честность в отношениях с государством, что существенно отличает русский менталитет от западного:

«Честность — величайшая добродетель, но не в отношении государства. Быть честным с государством — величайшая глупость».

В ответах российских студентов подчеркивался приоритет духовных ценностей, что, с нашей точки зрения, является этнической константой для русского этноса:

«Несмотря на тяжелейшие условия нынешней жизни в России, расслоение общества и кризис идеологии, «здоровая» часть общества понимает единственность выхода — в духовном возрождении страны».

«Духовные ценности — это терпимость, доброта, справедливость, гармония с миром и с собой, бессмертие, развитие индивидуальности, любовь».

Русские респонденты разделяют понятия «работа», «труд», «дело» и хотели бы, чтобы наряду с заработком работа приносила моральное удовлетворение и была творческой:

«Работа и дело (труд) — разные понятия. Работа как принуждение. Труд как творчество, «дело жизни», смысл жизни».

«Нормально — это работа по душе. В идеале работа дает человеку возможность реализовать себя, свой творческий потенциал. Только работая, можно чего-то достичь».

Цикличность природных событий и явлений определила идею магической фигуры — круга, увиденного древними славянами в мире, поэтому неслучайно в ответах наших студентов слышатся отголоски этих древних языческих представлений:

«Время — вечно. В России оно идет по кругу (а не по спирали, как в нормальных странах). Настоящее зависит от того, на какой срок имеется представление о будущем».

«Бег по кругу, т.е. настоящее, будущее — возвращение прошлого. Время — веремя — веретено».

Пространство оказало решающее влияние на формирование национального русского характера, в частности, обусловило появление таких

черт, как стремление к воле, свободе; максимализм, широта души, гостеприимство и др.

«Для России пространство — одно из главных ее достоинств и в то же время самая серьезная проблема. Русский человек «широк», потому что огромна Россия. Следовательно, тысяча километров для нашего человека — это не беда: взял да пошел».

«Широка страна моя родная. Пространство — безграничное. Степь да степь кругом. Путь далек лежит. Пространство — в основном в горизонтали, огромные равнины, грандиозные масштабы».

При ответе на вопрос о мировоззрении российские респонденты связывают проблемы морально-этического порядка с ценностными ориентациями христианства, с верой в Бога:

«Мировоззрение — это очень личное. У каждого — свое. Есть высший разум (возможно, космическая совесть). Если ты поступаешь в соответствии с ней, то все будет хорошо и ты будешь счастлив. Если ты знаешь, что переступил через свою совесть, то мира в душе не будет, что-то нарушится и исправить эти нарушения может быть очень трудно или даже невозможно».

«Высшие силы управляют жизнью».

Любое общество может нормально функционировать лишь при единстве культуры и цивилизации, вопреки участившимся призывам некоторых публицистов нашего времени скорее попасть в лоно цивилизации и начать жить «цивилизованно», как на Западе. При этом понятие «культура» подменяется понятием «цивилизация», что характерно для современного массового сознания, но по большому счету противоречит ценностной иерархии русской культуры.

Ввиду этого национальное сознание народа является защитной системой, спасающей культуру и вместе с ней экологию жизни от саморазрушения. Периоды самых резких отходов от духовных основ культуры ведут к периодам обостренной духовности. К такому периоду ряд исследователей относит и наше время, когда после 75-летнего забвения российской религиозной духовности возник небывалый интерес самых широких масс к нашему религиозно-философскому наследию.

Существуют различные способы выявления специфики национальных культурных ценностей. Так, данные эксперимента О.А. Горюновой, в котором испытуемым предлагалось дать реакции на слово-стимул русский, свидетельствуют об актуальности для настоящего времени таких черт национального характера как доброта, простота, открытость6. Материалы ассоциативного эксперимента, проведенного в г. Екатеринбурге в 1997 г., в котором испытуемым предлагалось дать реакции на тот же стимул, представили следующие ответы: широкая натура, рубаха-парень, ленивый, простой, добрый, отзывчивый, дружелюбный, открытый, веселый, гостеприимный (нами перечислены первые 10 в порядке убывания частотности)7.

В исследованиях русской ментальности заметно определенное отстояние сегодняшних ценностных ориентаций русских людей от приоритета духовных ценностей в русской культуре (речь идет прежде всего о группе «младших» информантов), выражающееся в росте нигилизма, потребительского отношения к жизни, эгоизме8, в увеличении значения функции денег9, в позитивной оценке денег и карьеры10.

Исследования современной ментальности русского человека в большинстве своем подтверждают тезис о сохранении базиса национальной ментальности, инвариантности основных, фундаментальных мировоззренческих ценностных представлений, несмотря на все сложности настоящего периода нашей истории, характеризующегося тяжелейшим «испытанием на прочность» и определенной деформацией фундаментальных национально-культурных российских ценностей.

Даже в ориентациях «младшего» поколения, подвергшегося наибольшему влиянию «ценностей» экономического успеха, прослеживается «другоцентричность», «совестливость» и «антииндивидуалистич-ность», не позволяющие возобладать меркантильным, экономическим и тому подобным интересам. «Другоцентричность», «антииндивидуа-листичность», высокая значимость нравственных категорий и, прежде всего — совести (ср., например, результаты социологического исследования «Ценностный мир современного студенчества», где при определении «основных регуляторов своего поведения» в ответах испытуемых совесть в три с лишним раза преобладает над законом и два с лишним раза — над выгодой и расчетом!), отсутствие полного преобладания «экономических» интересов в сознании наших соотечественников выступает сегодняшним проявлением фундаментальных ценностей национальной культуры, к которым, в первую очередь, относятся ДУХОВНОСТЬ и ОБЩИННОСТЬ сознания, неразрывно связанные и взаимообусловленные.

Сохранение (несмотря на некоторые деформации и адаптации к новым социально-экономическим условиям) основных ценностных ориентаций русских людей, восходящих к ценностным интенциям культуры, свидетельствует о неразрывности культурной традиции. В связи с этим справедливо мнение А.С. Панарина: «Наряду с природными инвариантами, выступающими на уровне генетического кода или на уровне биогеоценозов, существуют и инварианты культуры — долговременные структуры архети-пического или ценностного порядка»11, к которым, как показали результаты перечисленных выше исследований, можно отнести фундаментальные ценности русской культуры.

Сравнивая характеристики, данные российскими студентами американцам и русским, А.С. Кармин замечает в них явственное противопоставление двух разных стереотипов культуры. В восприятии наших студентов современная американская культура — «жесткая», она ориентирована на дело: людьми движет бизнес, расчет, успех, карьера. Русская культу-

ра — «мягкая», в ней на первом плане — неформальные и «душевные» человеческие отношения, русский человек добродушен и отзывчив, щедр и гостеприимен, весел и беззаботен. Американский образ жизни требует от человека активности, предприимчивости, русский — терпения. Если поведение американцев строится на индивидуализме и законности, то поведение русских — на коллективизме и доверии12.

В фундаментальном социологическом исследовании «Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления)» подвергается всестороннему исследованию самосознание молодого поколения, вступающего в жизнь, ценностные ориентации которого, как уже отмечалось выше, в наибольшей степени подтверждают реальность процесса сегодняшней переоценки ценностей.

При опросе студентов (2445 человек из 25 вузов СНГ), направленном на выявление ими смысла жизни, были получены следующие результаты: для 74% опрошенных смыслом жизни является «создать хорошую семью», для 62 % — «творчество, создание нового», 61% определил смысл жизни как «любовь, бескорыстное служение людям», 59% — как «финансовую независимость, богатство», 51% — как «служение идеалам добра и красоты», 45% — как «борьбу за справедливость, равенство людей».

В другой части опроса студенты определяли свое отношение к жизненному успеху. Для 84% из них высший критерий жизненного успеха — «сделать счастливым любимого человека», для 83% — «создать хорошую семью, вырастить детей», 78% хотят «овладеть в совершенстве выбранным делом», 64% привлекают «богатство, финансовое благосостояние», 51% — «высокое служебное положение, карьера».

В иерархии качеств, ценимых респондентами в близком человеке, 85% отдали предпочтение «способности понять другого», 74% — «воспитанности, деликатности», 68% — «сильному, решительному характеру», 67% — «уму, таланту, способностям», 58% — «умению устроиться в жизни» и 17% — «преуспевающим, богатым родителям».

Оценивая основные регуляторы своего поведения, 72% назвали «разум», 58% — «совесть», 27% — «расчет, выгоду», 17% — «закон», 10% — «притворство, желание казаться лучше».

В характере отношений с окружающими 68% предпочитают «понимание окружающих», 34% — «понимание со стороны окружающих», 26% -«стремление к одиночеству».

О.К. Крокинская составила таблицу, отражающую сегодняшнюю структуру культурных ценностей россиян13. К ценностям первостепенной важности россияне относят ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО, МИР, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КАЧЕСТВО РАБОТЫ, ГОСТЕПРИИМСТВО, АКТИВНОСТЬ, СКРОМНОСТЬ и др., к второстепенным ценностям относят БОГАТСТВО и ПЕРВЕНСТВО, а к третьестепенным — КОЛЛЕКТИВИЗМ, который понимается как «приоритет общего над личным, коллективная ответственность», что, на наш взгляд, не полностью соответствует рассмот-

ренному выше понятию подлинного КОЛЛЕКТИВИЗМА, исключающего поглощение, подавление личного.

Проблема системного, поступательного развития мировых культур в соотношении с их временными, относительными модификациями решается в современной науке с помощью обращения к понятиям «ароморфоз» и «идиоадаптация», которые предлагает использовать культуролог

Э.С.Маркарян в целях решения проблемы эквивалентности объектов культуры14. На наш взгляд, проблема определенной переоценки приоритета ценностей духовно-нравственного порядка в пользу ценностей экономического характера в русской культуре нашего времени может быть проанализирована с помощью этих же понятий.

Ароморфозы, с биологической точки зрения, — это прогрессивные изменения, имеющие общий характер для различных систематических групп биоорганизмов, например, переход от пассивного питания к активному, качественные сдвиги в организации нервной системы, с точки зрения культурологии, понимаются как такое состояние маргинальной лингвокультурной общности, когда произошла или происходит коренная перестройка или замена системы ценностей15.

В отличие от ароморфозов идиоадаптации означают приспособления к конкретно определенным условиям среды и поэтому в целом носят релятивный по отношению к этим условиям характер (например, бесчисленные изменения окраски биоорганизмов, модификация их форм). Благодаря этим изменениям биосистемы не поднимаются на более высокую ступень организации, хотя и лучше приспосабливаются к заданным условиям среды обитания16. «Идиокультурные адаптации» (термин Э.С. Маркаряна), служащие объяснением временных, поверхностных, часто вынужденных, защитных культурных изменений, обусловливают специфичность тех или иных семиотических феноменов в одной лингвокультурной общности по сравнению с другой.

На наш взгляд, процесс секуляризации мировоззрения человеческих сообществ, процесс отхода от ценностей духовного плана к ценностям материально-экономическим, не имеет и не может иметь непрерывно поступательного, прогрессивного характера, присущего «ароморфозам», прежде всего в силу опасности полной победы цивилизации над культурой и природой как неизбежного результата такого системного «прогресса».

Таким образом, сохраняя надежду на обратимость и временность настоящего процесса ценностных изменений, вызванную очевидной опасностью окончательной потери духовности, а также наблюдая в истории культур регулярные «всплески» и «взлеты» духовности, свидетельствующие о том, что отход от духовно-нравственных основ жизни не является атрибутом поступательного, прогрессивного развития человечества, считаем возможным отнести сегодняшние ценностные из-

менения в российском национальном сознании к явлениям идиокуль-турных адаптаций.

1 Гончарова Т.В. Русский язык в опастности: засорение чужестранными словами // Духовные национальные традиции русского народа и русский язык. — Липецк, 1995.

2 Кантор В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // Вопросы философии. — № 5. — 1994.

3 Кармин А.С. Основы культурологи. Морфология культуры. — СПб., 1997.

4 Крокинская О.К. О рапзличии ценностных систем разных культур// Петербуржцы (этнонациональные аспекты массового сознания). Социологические очерки. — СПб., 1995.

5 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методологический анализ. — М., 1983.

6 Панарин А.С. Российская ментальность (материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. — № 1. — 1994.

7 Рощенко Л.А. Снижение экологического состояния русского языка — одно из слагаемых духовного и культурного распада народа // Духовные национальные традиции русского народа и русский язык. — Липецк, 1995.

8 Ценностный мир современного студенчества (социальный портрет явления). — М.,

Читайте так же:

  • Ритуал очищения дома Ритуал очищения дома Проголосуйте, если Вам нравится мой сайт! Ритуал для очищения квартиры Чистоту своей квартиры, дома и других помещений Вы можете проверить с помощью метода […]
  • Полнолуние для женщин ритуалы Полнолуние для женщины — волшебное время Это время, когда сила Луны в зените, а значит, и сила каждой женщины становится несравнимо больше. Можно осуществлять замыслы и надеяться на […]
  • Ритуал чтобы продать вещи Заговор, чтобы быстро и удачно продать вещи В жизни каждого человека наступает момент, когда становится необходимо избавиться от какого-то предмета. Часто, выбрасывать предмет желания не […]
  • Что такое традиции новации и нормы в культуре Традиции и новации в культуре Понятие традиции и новации. Сущность традиционного и инновационного типов культуры. Ревайвализм как восстановление более ранних образцов религиозной веры. […]
  • Свадебные обычаи на украине Свадебные традиции в Украине ?? обряды невесты После этой реплики по свадебной традиции украинского народа разрезанную буханку клали на рушник и отдавали сватам. Те, в свою очередь, […]
  • Ритуал в управлении сознанием Магия для управления человеком Появлялось ли у вас хоть раз желание воздействовать на того или иного человека? Да речь идет не о манипуляции при помощи психологических приемов. Мы говорим […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *