Традиции и инновации в развитии культуры

Традиции (от лат. traditio – «передача ценностей от поколения к поколению») составляют фундамент культурной жизни человеческого общества.

Традиции охватывают объекты наследия, процессы передачи этого наследия от поколения к поколению, а также процедуры и способы наследования.

В качестве традиций могут выступать определенные общественные нормы и правила, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные предметы. Традиции присутствуют в любом проявлении социальной жизни, однако их значимость неодинакова. В одних сферах (религии) они имеют принципиальный характер, в других их присутствие может быть минимальным.

Традиции есть «коллективная память» общества и культуры. Они обеспечивают преемственность в развитии людей. На традициях в значительной степени основывается процесс социализации и инкультурации. Именно через традиции индивиды подключаются к групповой памяти, осваивая опыт прошлого, лучше ориентируются в настоящем.

Но каждое новое поколение людей не механически осваивает традиции, на каждом новом этапе эволюции люди осуществляют собственную интерпретацию традиций, их выбор, наделяют их конкретным смыслом. Одни элементы культурного наследия принимаются, другие отвергаются, признаются пагубными и ложными. Поэтому традиции могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивный полюс определяется совокупностью того, что из наследия предков перенимается, воспроизводится, реализуется в жизни последующих поколений. В негативные традиции включаются те объекты и ценности прошлого, которые признаются излишними, требующими искоренения.

Нередко случается, что традиция из образца для подражания превращается в механизм принуждения. Это может обернуться для отдельного человека и даже целых социальных слоев трагедией (например, конфликтом отцов и детей).

Противоположностью традиции являются новации – механизмы формирования новых культурных моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений.

Способность к развитию, обновлению является важнейшим свойством культуры.

Изменения могут быть постепенными (реформистскими) или скачкообразными (революционными).

Когда сумма позитивных последствий изменений превышает негативные, тогда говорят о прогрессе культуры.

О регрессе говорят в противном случае.

Для прогрессивного развития культуре в равной степени необходимы и традиции, и новации. Абсолютизация одной из сторон ведет к негативным процессам.

От того, насколько удается согласовывать и реализовывать обе позиции, зависит успешность культурной эволюции.

Традиции и инновации в культуре

Понятие традиции и инновации могут быть соотнесены с разными пластами человеческой культуры, человеческой истории. Традиция возникла и развивалась в первобытной культуре, где определенный набор символов и знаний передавался из поколения в поколение и осваивался всеми членами первобытного коллектива. В то время как для рождения цивилизаций как центров посреди первобытной периферии потребовалось нечто большее, а именно появление культурных инноваций. Цивилизация формируется на базе неолитической деревни, чей коллектив был сплочен традицией. Коллективная сплоченность носила характер консервации, удерживания на одном месте. Несмотря на это, неолитическая община обладала богатым культурным потенциалом, рост потребностей членов общины постепенно увеличивался, что приводило к возрастанию культурной вариативности, индивидуальности. Творческие силы начинают концентрироваться и локализоваться посреди первобытной периферии, что порождает процесс формирования цивилизаций как крупных культурных новообразований.
[444]

Для роста цивилизации было необходимо наличие постоянного инновационного процесса. Но для того, чтобы наладить постоянный процесс роста, требовалось наличие базы ядра, на которое мог бы опираться инновационный процесс. Именно традиция стала культурным ядром, на котором зиждется цивилизация. Потому что первые цивилизации возникают как результат творчества, выходящего за рамки традиций. Но сам процесс роста цивилизаций все же не мог происходить сам по себе. Несмотря на то, что цивилизация возникает стихийно и спонтанно, цивилизационные процессы есть результат человеческого мышления и человеческой деятельности. Цивилизацию можно определить как культурное единство, способ выживания представителей разных культур на одном ландшафте. Для дальнейшего культурного процесса, постоянного инновационного роста был необходим механизм, который преодолевал бы консервацию традиции, но при этом не разрушал бы сами основы традиционных представлений.

Таким механизмом в цивилизации стало патриархальное общество, где жестокий диктат старшего поколения способствовал рождению протеста в душах юного поколения, что, как правило, приводило к инновационным процессам в обществе. Юное поколение стремилось обособиться от старшего поколения, обрести новые ценности, локализовать новую семью, в которой следующее юное поколение пойдет по подобному пути отмежевания от старшего поколения.

Надо отметить, что патриархальная семья начинает формироваться еще в неолитической деревне, для которой был характерен оседлый, размеренный образ жизни. Главой патриархальной семьи становится самый старший мужчина в роду, который своею властью объединяет несколько поколений ближайших родственников. В принципе, неолитическая деревня могла стать местом проживания одной или нескольких патриархальных семей. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел потребовало привлечения мужской физической силы, в то время как за женщиной закрепилась функция хранительницы домашнего очага.

В патриархальном обществе складываются религиозные системы, где во главе пантеона богов стоит верховный бог — творец, чья грозная власть простиралась над богами и людьми. В религиозных системах особняком стоят патриархи, праотцы — люди, которые продолжают миротворение на уровне человеческой истории. Патриархи были призваны передавать сакральные знания о творце, начала этики и необходимых знаний о жизни и обществе. В религиозных системах особое место занимает образ дома как микрокосмоса в макрокосмосе, и принцип человеческой деятельности как обустройства первобытного, первозданного хаоса, претворения его в упорядоченный космос.
[445]

Патриархат предполагает патрилинейные отношения, где счет родства ведется по отцовской линии и жена уходит жить в семью мужа. Имущество же передается либо по принципу майората, либо распределяется только между сыновьями. Позднее имущество могло распределяться неравномерно между сыновьями и дочерьми в пользу сыновей.

Производительность в цивилизации резко отличается даже от производительности в неолитической общине. Цивилизация, чьей неотъемлемой чертой явилась социальная пирамида, представляет собой сложное взаимопереплетение традиций и инноваций. Те члены общества, кто был непосредственным производителем инноваций, относились к низам, хранителям традиций. А социальные верхи, которые были потребителями новшеств, чаще всего, выступали как новаторы в политике, в искусстве. Реформаторская деятельность долгое время была уделом представителей правящего меньшинства, которые порой призывали вернуться к традиционным ценностям.

В цивилизации патриархальная форма семьи закрепилась, приобретя более выпуклые черты. Взаимоотношения между членами общества в цивилизации получают форму социальной пирамиды, на первый план выступает принадлежность к социальному слою или социальной группе. Складывание социальных и государственных институтов, появление фигуры правителя приводит к проекции патрисемейных отношений на членов общества. Образ государства, правителя осмысляется как фигура отца. Главным требованием к социальным и государственным институтам становится отеческое отношение, отеческая забота к членам общества. Отношения между социальными слоями и группами представляют собой взаимопереплетение традиций и инноваций.

Следует отметить, что патриархальная семья выполняет ряд функций:

  1. Патриархальная семья становится основной социальной единицей в цивилизации, патриархальные отношения являются прообразом и основой религиозных, экономических, политических, социальных и культурных отношений в обществе.
  2. Патрисемейные отношения способствуют сохранению и поддержанию традиций, а также постоянному инновационному процессу в цивилизации. При этом инновационный процесс в цивилизации связан с разрушением старых традиций и созиданием новых традиций.

По мере развития цивилизации патрисемейные отношения трансформируются, модифицируются. Следует добавить, что цивилизация представляет собой множество центров и периферий. Внутрицивилизационная периферия имеет в основе своей окаменевшую неолитическую деревню, в которой возникла патриархальная семья. Внутрицивилизационная периферия есть то культурное ядро, на котором зиждется [446] индивидуальность каждой цивилизации. А инновационные процессы связаны с цивилизационными центрами, где концентрируются большие притоки населения из периферии. Центры — это города, органы власти и институты, которые способствуют инновационным процессам в обществе. Социальным процессам в обществе свойственно темпоральное переживание происходящего. Поэтому ритм общественной жизни в центре подвержен количественным и качественным изменениям. Цивилизационные процессы в центрах модифицируются, инновационизируются.

В самом начале существования цивилизации патрисемейные отношения концентрировались в городах. Но по мере развития цивилизации в результате постоянного роста инноваций городская среда ослабляла жесткие патрисемейные отношения, делала человека более свободным от семьи в социальном плане. Наоборот, в деревне и провинции патриархальная форма семьи процветала, окостеневала, превращалась во вполне стабильную ячейку сельской общины. В городах патриархальность из внутрисемейной связи трансформировалась в одну из форм социальных отношений. В культурном пространстве цивилизации патриархальность связана с проблемой «отцов» и «детей». В связи с темой центра и периферии можно резюмировать, что периферия является средоточием патриархального быта, хранительницей традиций, а центр в плане патрисемейных отношений выступает в роли грозного отца-творца и правителя, вносящего изменения в жизнь общества.

В современном обществе несмотря на отказ от традиционных ценностей патриархальные отношения в модифицированном виде сохраняются в семье и обществе и остаются основной формой цивилизационного образа жизни.

Вывод: традиция — это культурное ядро цивилизации, на котором покоится ее индивидуальность, но инновации необходимы для развития самой цивилизации. Культурные инновации задают необходимую динамику всех сфер деятельности человека внутри цивилизации.

Культурные традиции и инновации

Традиции сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Они являются важнейшими элементами его онтогенеза и филогенеза. Роль и функции традиций в обществе и отношение к ним человека служат показателем культурного развития, социальных, политических и идеологических ориентации того или иного сообщества.

Слово «традиция» восходит к латинскому traditio, переводимому обычно существительными «передача», «предание». Исходя из его этимологии термин можно определить как совокупность формальных процедур хранения и передачи определенного содержания, предназначенных для регулировки механизмов наследования. В социологии под традицией понимают набор элементов социокультурного наследия, передающийся от поколения к поколению и сохраняющийся в определенных сообществах или социальных группах в течение более или менее длительного периода времени. Традиции охватывают объекты наследия (ценности самого разного порядка), процессы передачи этого наследия от поколения к поколению, а также процедуры и способы наследования. В качестве традиций могут выступать определенные общественные установления, поведенческие нормы, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные предметы. Традиции присутствуют практически в любом проявлении социальной жизни, однако значимость их в разных ее областях неодинакова: в одних сферах, например в религии, они имеют принципиальный характер и выражаются в нарочито консервативной форме, в других, например в современном искусстве, их присутствие минимально. Определенные традиции функционируют во всех социокультурных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Изучение традиций в гуманитарном знании имеет более чем двухвековую историю. Первая попытка осмыслить сущность этого явления и определить его значение в культуре была предпринята на рубеже XVIII-XIX вв. фольклористикой. Большое значение традициям придавал великий немецкий философ Ф. В. Шеллинг в своей «философии мифа». Для Шеллинга понятие мифа, обретавшее характер парадигмы, было тесно связано с возможностями сохранения и передачи традиции на протяжении многих поколений. Не менее популярной в XIX столетии была теория «заимствования», объяснявшая универсальность многих мифологических комплексов и традиций прямым влиянием одной культуры на другую. Из гуманитарных наук, наиболее часто обращавшихся к фактическому культурному материалу и делавших акцент на традиции, необходимо в первую очередь назвать культурную антропологию. Следует отметить, что в своем становлении как научная дисциплина культурная антропология была тесно связана с идеями эволюционизма, где традициям уделялось первостепенное внимание. Э. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер, а также их оппоненты в лице представителей «функциональной школы» Б. Малиновского и «школы исторической этнологии» Ф. Боаса внесли немалый вклад в изучение традиционных обществ. Кульминацией данного направления можно считать структурную антропологию К. Леви-Стросса. В социологии понятие традиции появилось несколько позже — в рамках этой науки утвердилось преимущественное представление о ней как о коммуникативном механизме, действие которого предполагает ориентацию индивида на некритически, поверхностно и механически усваиваемые им социальные нормы. В «понимающей социологии» М. Вебера понятие традиции применялось для обозначения одного из типов действия, противоположного по своему характеру действию «рациональному», основанному на рационально-критическом усвоении норм и правил.

Много внимания исследованию традиции в XX в. уделяли представители различных направлений философского знания. Так, Э. Гуссерль, родоначальник феноменологии, обращался к проблеме традиции, связывая ее решение с основной задачей своего «феноменологического проекта» — новым обоснованием научной рациональности. По мнению философа, содержание традиции не дано заранее, оно должно быть развернуто в процессе ее актуализации, реализации в действительность. Учреждение же традиции задает лишь самое общее направление, не исключающее индивидуальную активность познающего субъекта. Понятие традиции приобрело ключевое значение в герменевтике Г. Гадамера. По мысли философа, понимание, происходящее на пересечении деятельности интерпретатора-читателя и автора текста, становится возможным только благодаря существованию традиции. Принадлежность к традиции оказывается онтологической, т.е. бытийственной, характеристикой субъекта, гарантирующей ему возможность понимания. В философии науки оно было выдвинуто на первый план в теории «научных революций» Т. Куна и в «методологическом анархизме» П. Фейерабенда. У первого понятие традиции в науке практически совпадало с понятием парадигмы, определяющей в какой-либо эпохе характер представлений о мире. У второго традиция и научная рациональность рассматривались как равноправные способы обоснования знания об окружающей действительности. При этом современное преимущество науки обусловливалось чисто внешними, часто случайными, либо целенаправленно политико-идеологическими факторами и представлялось не имеющим рационального обоснования.

Понимание традиции в культурологии совпадает с социологическими и — шире — с научно-гуманитарными трактовками этого понятия, но в то же время имеет свою специфику. При осмыслении традиции в научный оборот вводится категория наследия — комплекса культурных объектов, процессов, способов функционирования, репертуара ценностных ориентиров, подлежащих сохранению (культивации) и репродуцированию в последующем в более или менее аутентичном виде. В качестве традиции может выступать вся совокупность культурных форм, как институализированных, так и неинституализированных. Богатство существовавших и существующих культурных эпох в значительной степени обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций. Основой научного изучения традиций следует признать не абстрактный, а конкретно-всеобщий уровень исследования, когда оригинальность и своеобразие культурно-исторических явлений рассматриваются в контексте типологических особенностей культурной эпохи.

Культурная эпоха при всем своем своеобразии, наличии субкультурных и контркультурных образований обладает рядом общих черт, что позволяет трактовать ее как некое монолитное образование. Но любая культурно-историческая эпоха не остается неизменной на протяжении длительного периода: в недрах старой всегда зарождается новая. С момента возникновения ведущих идей новой культурной эпохи до времени гибели старой могут пройти столетия. Так, идеи христианства зародились на рубеже двух эр, а борьба между ранним христианством и античной традицией продолжалась не только до его принятия Римом, но и в последующие столетия — вплоть до VI в. Длительность периода смены культурно-исторической эпохи объясняется в данном случае тем, что христианство находилось в диссонансном отношении к античности. Известны и резонансные отношения последующих эпох к предыдущим — эпоха Просвещения, например, была резонансной по отношению к рационализму XVII в. — процессы смены культурных ориентации происходили при этом значительно быстрее. Новая эпоха может лишь в каком-то отношении оказаться резонансной к старой, являться продолжением одних ее характеристик и резко контрастировать, диссонировать ей в других отношениях. Так, эпоха Возрождения была резонансной ко многим идеям и ценностям христианства, но в то же время диссонировала ему, выдвинув на первый план идею человеческого достоинства — основу гуманистической традиции всей последующей европейской культуры.

Традиции, образно говоря, образуют «коллективную память» общества и культуры, тот «резервуар» нетленных образов, к которым обращаются из поколения в поколение члены той или иной социальной группы. Тем самым обеспечиваются самотождественность и преемственность в развитии отдельных индивидов и целых сообществ. Социальная и групповая дифференциация оказывает существенное влияние на интерпретацию и использование культурных традиций. Один и тот же свод культурно-ценностных ориентиров по-разному может пониматься в зависимости от особенностей конкретной группы, характера ее деятельности, места в системе общественного разделения прав и обязанностей. Естественно, что представители высших слоев общества, наделенные безграничными правами и несметными богатствами, будут трактовать, например, десять христианских заповедей иначе, чем их сограждане из социальных низов, «униженные и оскорбленные». Вроде бы в обоих случаях перед нами одна и та же традиция, но реализация ее в повседневности, в конкретных шагах и поступках людей будет различаться. Не менее важно и то, что культурная традиция по-разному проявляется в различные исторические периоды. Сто или двести лет тому назад необходимость и возможность построения демократического общества понимали совсем не так, как мы их понимаем сегодня.

В дифференцированных обществах существует множество временных ориентации, устремлений на ту или иную историческую эпоху, рассматриваемую в качестве подлинно традиционной и образцовой. Это является одной из главных причин множественности и противоречивости традиционных культурных форм и их интерпретаций. Отдельные субкультурные образования считают «золотым веком» одну эпоху — они возвращаются к ней вновь и вновь и пытаются реализовать основные постулаты того времени в своей повседневности. Другие субкультуры сознательно «равняются» на иную. Например, на всем протяжении советского периода истории России по-разному относились к традициям российско-императорской эпохи. Официальное отрицание многих — но далеко не всех! — традиций этого времени, сознательное их игнорирование контрастировали с уважительным, порой сентиментально-умилительным отношением к ним на повседневно-бытовом уровне, где они воспринимались как синонимы правильности, благородства, честности, искренности и пр. То же можно наблюдать и в сегодняшней жизни. Социальный вектор изменился, и современная Россия нарочито пренебрегает большинством традиций советского времени, тем не менее это не всегда вызывает поддержку у всего населения: нормы и правила советской социокультурной традиции и в изменившихся условиях поддерживаются и воспроизводятся.

Каждое поколение людей, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде. Оно непременно осуществляет их собственную интерпретацию и выбор, наделяет конкретным смыслом, ценностно окрашивает. Одни элементы социокультурного наследия принимаются, в то же время другие отвергаются, признаются пагубными или ложными. Поэтому традиции могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивный полюс определяется совокупностью того, что из наследия предков принимается, воспроизводится, реализуется в жизни последующих поколений. В негативные традиции включаются те объекты, процессы, действия, нормы и ценности культурного наследия, которые признаются ненужными, требующими искоренения.

Соотнесение индивидуальности и традиции — один из аспектов взаимодействия человека со средой, выражающий сложный и противоречивый характер жизненных ориентации его деятельности. В качестве субъекта культуры человек может быть характеризован с позиций общего и особенного, т.е. и как представитель некоей социокультурной совокупности, и как неповторимая автономность. Проявление индивидуальности теснейшим образом связано со свободой выбора и самоопределения. Между тем внешняя, нормативная сторона человеческой деятельности во многом определяется характером социальной и культурной организации общества. В значительной степени процесс социализации и инкультурации личности основывается на традиции. Именно традиция выступает тем культурным каноном, который предлагается усвоить и реализовать индивиду в его жизни. Таким образом, она представляет собой форму коллективного опыта и означает факт наследования. Через нее индивид подключается к групповой памяти, укореняется в прошлом, что позволяет ему ориентироваться в настоящем.

Передавать, транслировать от поколения к поколению можно только стереотипно организованный опыт — некоторые типические нормы, ценности, модели поведения, навыки организации жизни, коммуникативные стандарты, — ибо такое усвоение базируется на подражании образцу. Однако становление субъекта культуры не исчерпывается усвоением коллективного социокультурного опыта, но связано и с выработкой им собственных норм и представлений. Выделение человека из социальной общности происходит благодаря осознанию им своей индивидуальности, неповторимости, уникальности. Нередко случается, что традиция из образца для подражания превращается в механизм принуждения: традиция и индивидуальность вступают в конфронтацию друг с другом, что становится трагедией как отдельного человека, так и целых групп.

Противоречия между традицией и индивидуальностью находят выражение, в частности, в конфликтах «отцов» и «детей», повторяющихся едва ли не на всем протяжении развития человечества. В конкретно-исторических условиях они могут принимать очень болезненный характер. Однако существовали в прошлом и существуют до сегодняшнего дня культуры, признающие высшей ценностью свое наследие в целом независимо от того, какие родовые, этнокультурные, конфессиональные, идеологические, политические традиции и как именно положены в их основу и считаются традиционными. Такие культуры тяготеют к замкнутости и обособленности, так как ориентированы на чуть ли не дословную репродукцию определенных социокультурных образов, стабильное их воспроизведение вопреки любым изменениям. Значение индивидуального начала в таких моделях сведено к минимуму. Можно выделить различные типы традиционализма. Крайними проявлениями этой тенденции следует считать добровольное подчинение своего Я установленным нормам и полное растворение в групповых формах культурной деятельности и различные варианты группового насилия, когда индивид под давлением силовых методов вынужден подчиняться традиции, идеологически возведенной в разряд неукоснительной догмы.

Как уже отмечалось, до сего дня сохраняются культуры, делающие акцент в своем развитии не на изменении, опирающемся на творческий потенциал индивидуальностей, а на сохранении установившегося, из века в век повторяющегося культурного порядка. Такие культуры называются традиционными. Идеальный общественный стереотип в них относится к прошлому. Настоящее же трактуется как череда репродукций, максимально приближенных к запечатленному и уже получившему многократную реализацию в культуре канону. Обычно считается, что подобная культурная установка была свойственна человечеству на ранних этапах его развития. В качестве наглядного примера приводятся первобытные, как их часто именуют, социокультурные образования.

Однако считать традиционные культуры отсталыми, «неразвитыми», «примитивными» несправедливо. К. Леви-Стросс, великий французский этнолог, культурантрополог, лингвист, философ и исследователь дописьменных культур, в своих многочисленных работах прекрасно продемонстрировал, что человек традиционного общества обладает теми же духовно-физическими характеристиками, что и современный европеец, и ничуть не уступает последнему. Его интеллектуальные ресурсы столь же богаты и многогранны. Культура таких сообществ не менее богата и разнообразна, чем европейская технократическая культура XX столетия. Отличается же она от последней прежде всего тем, что в ней запечатлен иной опыт отношения природного и культурного, структурным принципом которого выступает точная репродукция, по возможности дословное воспроизведение однажды найденных, удивительно удачных и удобных, оптимальных для среды обитания культурных моделей. Представитель традиционной культуры в процессе своей жизнедеятельность просто извлекает из совокупного «культурного архива» предусматриваемый для тех или иных конкретных обстоятельств определенный шаблон и воспроизводит его без всяких колебаний. В таких обществах на все случаи жизни существуют уже готовые поведенческие и смысловые стереотипы. То, что не укладывается в них, либо отвергается, либо игнорируется, выпадая полностью или частично из «культурного зрения».

Возможность проявления индивидуального в традиционной культуре минимальна. Почти все дисциплинарно-символические пространства настроены на жесткую фиксацию заданных стереотипов, на максимальную аутентичность их реализации в каждом последующем случае. Внешне такие культуры могут находиться практически в неизменном состоянии, их современные представители могут так же чувствовать, испытывать те же желания, так же реагировать на явления окружающей действительности, что и те, кто жил в них 200 или 300 лет назад. Шаблоном, по которому выкраиваются поступки, речь, фантазии во всех сферах жизни, обычно выступает мифология. Мифологическое мышление и «наука конкретного» являются ментальными инвариантами традиционных культур.

Смена социального уклада еще не означает переориентации традиционности на инновационность: культуры Древнего Египта, древних восточных цивилизаций, европейского Средневековья также в большей степени ориентировались на воспроизведение установленных норм. Личностная активность субъектов культуры была сведена в них к минимуму.

Противоположностью традиции являются инновации. Под инновацией в культурологии понимаются механизмы формирования новых культурных моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений. Способность общества к адаптации к изменяющимся условиям, которая делает возможным эффективное разрешение непосредственно стоящих перед обществом и человеком конкретных проблем, вырабатывается в ходе исторического развития. Очень часто новые культурные формы, прежде чем стать общепринятыми, вырабатываются в тех видах культурной деятельности, в которых не реализуются насущные потребности конкретного сообщества. Тем не менее именно в них отражается способность всей культуры вообще и каждого отдельного человека в частности отражать действительность, трансформировать свои поступки согласно возникающим изменениям, вносить элемент новизны. Инновации напрямую зависят от индивида, от его способностей к творческой активности, а также от возможностей общества воспринимать, интегрировать и адаптировать результаты такой активности.

Антитезой традиционным, или ориентированным на традиции, культурам можно считать культуры, активно поддерживающие инновации. Выработка нового в таких сообществах всячески поддерживается, возникающие в индивидуальном сознании идеи и культурные формы распространяются в обществе, внедряются в повседневность, что создает возможность для социокультурных трансформаций и в итоге обеспечивает прогресс в культурном развитии. Даже сами процедуры распространения, принятия или неприятия, модификации, институционализации могут являться инновационными процессами, выступать механизмом провоцирования и поддержания новых форм. Культура Европы — Нового времени и современная — носит отчетливо выраженный инновационный характер. Европейское общество в целом, так же как и отдельный его представитель, ориентировано на обновление, выработку новых культурных форм. Причем этот процесс все более ускоряется. Традиции, традиционность зачастую сознательно игнорируются, что провоцирует утрату индивидуальной и коллективной культурной идентичности и создает реальную угрозу стабильности существования всего человеческого сообщества.

Соотношение между традицией и новацией зависит от конкретно-исторических условий и связано с динамикой становления личностного, индивидуального начала в культуре. В целом можно говорить, что развитие человеческого общества сопровождалось все большим обособлением человека, обретением им свободы и независимости от диктата традиции. Тем не менее процесс индивидуации, развития индивидуальной активности, не был прямолинейным и неизменно поступательным. Эпохи доброжелательного отношения к индивидуальности сменялись периодами, когда к проявлениям уникальности относились с подозрением: за одними социальными группами признавались «права личности», другим же, напротив, в них полностью отказывалось; в одних видах культурной деятельности стимулировался поиск новых форм, в других — запрещался.

Характерным примером сложности процесса индивидуации в человеческой истории может служить европейское Средневековье. Достаточно стойким является убеждение, что средневековая культура — это культура «безмолвствующего большинства», которой было свойственно тотальное невнимание к проявлениям уникальности. Действительно, момент традиционализма играл в ней существенную роль. В средневековом искусстве мы часто сталкиваемся с анонимностью. Творец художественной реальности предпочитал «скрываться». Тем не менее история сохранила массу очень выразительных персонажей общества этой эпохи. Разумеется, чаще всего речь шла о представителях высших слоев — политических и государственных лидерах. Но сам по себе факт показателен: не личность вообще отвергалась. Личности — да еще какие! — были, просто не каждый человек обладал правом на проявление индивидуальности.

Повсеместная переориентация с традиционности на инновационность началась в Европе в Новое время. Первые образцы «всесторонне развитой» и самодостаточной, творчески активной личности дало Возрождение. Ренессанс сделал ставку на развитие именно индивидуальных особенностей человека, на максимальное раскрытие его потенций, не отрицая тем не менее и позитивности продолжения традиции.

Индивидуализация не была единственной тенденцией развития новоевропейской культуры. Параллельно и всегда в диалоге развивалась, по разному преломляясь, и традиционалистская установка. Сквозь всю культуру Нового времени проходит оппозиция Разума, персонифицировавшего в себе ориентацию на индивидуально-творческое начало, и Истории, в которой в первую очередь предусматривалось действие традиции как гарантии преемственности поступательного развития, страховавшей его от срывов. Сторонники апологии традиции ссылались на ценность коллективного опыта, настаивали на необходимости закрепления и продолжения тех открытий, позитивность которых уже была подтверждена поколениями прежде живших людей. Их противники отрицали безоговорочное повиновение прошлому, делая акцент на праве индивида проявлять свою творческую активность.

Традиционное и инновационное выступают пределами действия противоположных начал. Обществу, культуре необходимо хранить социальную память. Для этого стандартизируется коллективный опыт, насаждаются его образцы. В то же время как реакция на давление со стороны традиции развивается и реакция, отстаивающая возможность добровольного и суверенного избрания индивидуальностью собственного пути. Такое поведение человека непременно рано или поздно приводит к конфликту с нормативно установленными представлениями. Если процесс самоопределения индивида не ограничить традицией, он грозит целостности и стабильности всего общества, всей культуры. В целях самосохранения общество начинает бороться с самоуправством путем стандартизации, ритуализации, усреднения опыта, насильственного внедрения стереотипных культурных норм. Способ разрешения этого противоречия заключается в синтезе, снимающем каждую из выделенных крайностей, конкретно-исторически примиряющем обе противоположные тенденции.

И традиции, и инновации равно необходимы культуре для прогрессивного развития. Обе тенденции имманентны, т.е. внутренне присущи, культуре как таковой. Выдвижение на первый план одной и игнорирование другой чревато катастрофами и срывами. От того, насколько удается согласовывать и реализовывать обе позиции, зависит успешность культурной эволюции.

Традиции можно определить как совокупность формальных процедур хранения и передачи определенного содержания, предназначенных для регулировки механизмов наследования.

В социологии под традицией понимают набор элементов социокультурного наследия, передающийся от поколения к поколению и сохраняющийся в определенных сообществах или социальных группах в течение более или менее длительного периода времени. Традиции

охватывают объекты наследия (ценности самого разного порядка), процессы передачи этого наследия от поколения к поколению, а также процедуры и способы наследования. Понимание традиции в культурологии совпадает с социологическими и — шире — с научно-гуманитарными трактовками этого понятия, но в то же время имеет свою специфику. При осмыслении традиции в научный оборот вводится категория наследия — комплекса культурных объектов, процессов, способов функционирования, репертуара ценностных ориентиров, подлежащих сохранению (культивации) и репродуцированию в последующем в более или менее аутентичном виде. В качестве традиции может выступать вся совокупность культурных форм, как институализированных, так и неинституализированных.

Каждое поколение людей, получая в свое распоряжение определенную совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде. Оно непременно осуществляет их собственную интерпретацию и выбор, наделяет конкретным смыслом, ценностно окрашивает. Одни элементы социокультурного наследия принимаются, в то же время другие отвергаются, признаются пагубными или ложными. Поэтому традиции могут быть как позитивными, так и негативными.

Противоположностью традиции являются инновации в культуре. Под инновацией в культурологии понимаются механизмы формирования новых культурных моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений.

Инновации напрямую зависят от индивида, от его способностей к творческой активности, а также от возможностей общества воспринимать, интегрировать и адаптировать результаты такой активности.

Антитезой традиционным, или ориентированным на традиции, культурам можно считать культуры, активно поддерживающие инновации. Выработка нового в таких сообществах всячески поддерживается, возникающие в индивидуальном сознании идеи и культурные формы распространяются в обществе, внедряются в noвседневность, что создает возможность для социокультурных трансформаций и в итоге обеспечивает прогресс в культурном развитии.

И традиции, и инновации равно необходимы культуре для прогрессивного развития. Обе тенденции имманентны, т.е. внутренне присущи, культуре как таковой. Выдвижение на первый план одно и игнорирование другой чревато катастрофами и срывами. От того насколько удается согласовывать и реализовывать обе позиции, зависит успешность культурной эволюции.

Традиционная и инновационная культура в полиэтническом обществе Текст научной статьи по специальности « Культура. Культурология»

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Акулич Мария Михайловна

Особое место в современной культурологии занимает проблематика традиционной и инновационной культуры, гармоничное сочетание которых является залогом, с одной стороны, развития, с другой сохранения наиболее существенных для общества проверенных временем ценностей. В статье данная проблематика рассматривается в контексте полиэтнического общества , в котором сохранение традиционных устоев выступает необходимым условием сохранения национальной идентичности.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Акулич Мария Михайловна,

Traditional and innovative culture in polyethnic society

The topics related to traditional and innovative culture hold a specific place in contemporary cultural studies. On the one hand, the harmonious balance between traditional and innovative culture is the safeguard of social development. On the other hand, it contributes to the perpetuation of the most essential time-honoured and time-tested social values. The article examines the given range of problems in the framework of polyethnic society, where the maintenance of established traditions emerges as an indispensable requirement for national identity preservation.

Текст научной работы на тему «Традиционная и инновационная культура в полиэтническом обществе»

?ТРАДИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Кафедра социологии и социального управления Тюменский государственный университет ул. Семакова, 10, Тюмень, Россия, 625003

Особое место в современной культурологии занимает проблематика традиционной и инновационной культуры, гармоничное сочетание которых является залогом, с одной стороны, развития, с другой — сохранения наиболее существенных для общества проверенных временем ценностей. В статье данная проблематика рассматривается в контексте полиэтнического общества, в котором сохранение традиционных устоев выступает необходимым условием сохранения национальной идентичности.

Ключевые слова: традиция, инновация, полиэтническое общество, социокультурное развитие.

В современной культурологической науке наибольшее распространение получили три основные концепции культуры: технологическая (культура рассматривается с позиций определенного уровня производства и воспроизводства общественной жизни); деятельностная (культура предстает как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе); ценностная (аксиологическая) (культура как воплощение, реализация должного в сущее и реальное, как некий идеал должного) [5. С 13]. Анализ показывает, что эти концепции не противостоят друг другу и не являются альтернативными по сути. Авторы, разрабатывающие каждую из них, изучают отдельные важные, значимые и реально существующие стороны феномена культуры. Этим достигается наиболее полное и адекватное изучение данного явления. В реальной практике социокультурного развития человечества культура в одно и то же время, но в разных отношениях являлась и является идеалом и определенным способом, и результатом жизни и деятельности человека, характеристикой уровня развития производства.

Богатство социокультурного развития полиэтнического общества создается, с одной стороны, культурным многообразием, самобытностью и уникальностью культур различных этносов, с другой — авторской, профессиональной культурой. По мере развития общества традиционная культура постепенно вытесняется культурой профессиональной, что является вполне закономерным и исторически оправданным. Сохранение и развитие в этих условиях традиционной культуры приобретает особую актуальность. В этой связи важно определить понятие традиционной культуры.

«Культуре традиционной противостоит культура авторская, профессиональная, хотя в ней возможно в широких масштабах использовать традиционные на-

родные мотивы и приемы. В силу этого обстоятельства далеко не всегда между традиционной и профессиональной культурой можно провести четкую грань» [6. С 244].

М.А. Суханова пишет: «Понятие традиции и инновации могут быть соотнесены с разными пластами человеческой культуры, человеческой истории. Традиция возникла и развивалась в первобытной культуре, где определенный набор символов и знаний передавался из поколения в поколение и осваивался всеми членами первобытного общества. В то время как для рождения цивилизаций. потребовалось нечто большее, а именно появление культурных инноваций» [9]. Заметим, что появление культурных инноваций не означало исчезновение культурных традиций.

В реальности противоположностью традиционной культуре служит не авторская и тем более не профессиональная, а инновационная культура. Традиционная и инновационная культура — это типология единой культуры того или иного этноса, общества и т.д., осуществленная по отношению к старому и новому. В культуре развитие, как известно, происходит посредством смены старого новым. Традиционная культура — это культура, закрепленная в жизненном опыте многих поколений, которая передается из поколения в поколение и способствует сохранению и развитию человечества, различных обществ и общностей. Инновационная культура отражает новое в идеалах и ценностях, способах деятельности и достижениях, в производстве, распределении, обмене и потреблении благ. «Инновационная культура — это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [2].

В разные периоды развития социальных систем наблюдается различное соотношение традиционного и инновационного компонентов единой культуры, или, иначе сказать, различное развитие этих двух типов культуры. В разные исторические эпохи то, что было инновационным, постепенно закреплялось и сохранялось в культуре и становилось традиционным или вообще исчезало, не получало поддержки и интереса со стороны больших социальных групп.

Различные типы культур (массовая и элитарная, духовная и материальная, политическая, правовая и электоральная, профессиональная, корпоративная культура, а также культуры различных этносов и субкультур) в своем историческом развитии и функционировании могут быть рассмотрены и исследованы с позиций традиционности и инновационности. В каждой из них что-то является традиционным, что-то инновационным. В какой-то культуре больше традиционного, чем инновационного, в какой-то — наоборот. Так, в культуре этносов в сравнении с культурой профессиональных групп традиционная составляющая более выражена, чем инновационная. Язык, ценности, традиции, обычаи, моральные нормы имеют устойчивые формы и не претерпевают существенных изменений на протяжении длительного времени.

Рассмотрение языка с позиций традиционности и инновационности свидетельствует о том, что в языке всегда есть отличающаяся (традиционная) составляющая. Хотя, конечно, любой язык не остается абсолютно неизменным, а изменяется, совершенствуется, можно сказать, модернизируется. Если сравнить, к примеру, русский язык XVII в. и современный русский язык, отличий будет найдено достаточно, но это язык, который по-прежнему остается языком русского народа.

Традиции разных наций и народностей многообразны. В то же время в них имеется общее, особенное и единичное. Общее отражено в сущности, предназначении той или иной традиции (традиции брачные в принципе отличаются от традиций профессиональных и т.д.). Особенное присуще конкретных традициям — религиозным, семейным, городским и т.д. Единичное — это то, как проявляются данные традиции в культуре различных этносов.

Можно рассмотреть традиции и обычаи разных народов, которые передаются из поколения в поколение и могут сохраняться длительное время даже, если не поддерживаются государством. Это совершенно не означает, что культура в сфере традиций и обычаев закрыта для инноваций. Однако инновации здесь становятся традициями в том случае, если они непосредственно направлены на сохранение и упрочение настоящего и будущего положения этноса, его благополучия. Инновации же, способные привести к разрушению устоявшихся традиций и обрядов как бы блокируются традиционной культурой. Важно учитывать и то, что инновации могут инициироваться извне и внедряться при помощи активного внешнего воздействия, например, при помощи господствующей идеологии и соответствующих механизмов ее внедрения.

В условиях социальных трансформаций происходит активное формирование инновационной культуры. В современной России формируется культура рыночных отношений. Такая культура в историческом развитии страны имела достаточно широкое развитие. Например, развитие купечества, предпринимательства формировало культуру торговли, предпринимательской деятельности.

Кардинальное изменение системы ценностей, распад «социалистической империи» и отказ от коммунистической идеологии, произошедшие в процессе перестройки, способствовали сущностным изменениям в мировоззрении людей. Это, несомненно, отразилось и на сущностных характеристиках культуры. Можно сказать, что за период существования советской власти идеалы и ценности коммунизма во многом стали традиционными, вошли как составная часть «в копилку» традиционной культуры нашей страны. В основном это идеалы и ценности, которые основаны на ценностях гуманистических, общечеловеческих. Вместе с тем общество в предельно короткие сроки отказалось от того, что было связано собственно с идеологией,

В аспекте развития инноваций и формирования инновационной культуры показательным является развитие Интернета и формирование интернет-культуры. Она включает в себя культуру пользования интернет-услугами, культуру интернет-общения, культуру, связанную с техническими аспектами Интернета. Какая-то часть этих культурных инновации пройдет «проверку временем» и пе-

рейдет в разряд традиционной культуры. Инновационная культура во многом является надэтнической, глобализационной.

Модернизация российского общества и его основных социальных сфер способствует возникновению нового, инновационного как в производстве, управлении, так и культуре, мировоззрении. Не умаляя значения инновационной культуры, отметим, что в современных условиях особенно актуальной становится проблема сохранения и развития традиционной культуры.

Культура имеет многообразные функции, в частности адаптивную, интегративную, информационную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, функцию социализации и др. [4. С. 68]. Одной из важнейших является регулятивная функция. Культурные регуляторы более устойчивы, чем правовые, поскольку существуют более длительное время и в меньшей степени подвержены изменениям. Правила и нормы, принятые в культуре отдельных этносов, служат важными регуляторами отношений и взаимодействий, создают благоприятную нравственно-психологическую атмосферу.

В полиэтническом обществе характерной чертой становится взаимовлияние культур. Большую роль здесь играет господствующая культура — культура наиболее многочисленного этноса. Происходит взаимообогащение и развитие культур. Однако наряду с позитивным аспектом взаимовлияния культур существуют и негативные. Широко известен процесс ассимиляции (от лат. а881ш11аИо уподобление, сходство), в ходе которого этническое меньшинство, принимая язык, ценности, нормы поведения и культуру большинства, в конечном счете изменяет свою идентичность, самосознание и поглощается большинством. Начальной стадией процесса ассимиляции можно считать поэтапную утрату ассимилируемым народом родного языка в качестве средства общения, в том числе в сфере внут-риэтнической коммуникации. Конечной стадией процесса коммуникации можно считать перемену этнической идентичности» [7. С. 67]. В связи с этим особенно важно поддерживать культуру малочисленных народов, создавать условия для ее сохранения и развития.

Л.М. Дробижева справедливо замечает, что этническая и государственная идентичность существуют как взаимодополняющие: русский чувствует себя русским (идентифицирует себя с русскими) и россиянином (идентифицирует себя с теми, кто проживает в России). Этническая идентичность различна в различные исторические периоды развития стран и этносов. В условиях глобализации интеграционных процессов, становления единого мирового рынка, быстрого распространения информации особенно актуализируется проблема культурной идентичности. Согласимся с Ф. Кессиди, отметившим, что «теоретики глобализации нередко говорят о зарождении в недалеком будущем качественно нового человека и глобальной формы сообщества — мегаобщества, мегакультуры, суперэтноса. Однако глобализация, Интернет и другие важнейшие средства информации не в состоянии породить нового человека, то есть человека вне определенного этноса и ведущей цивилизации, а также крупных этносов, история и культура которых исчисляются тысячелетиями. Интеграция (объединение) культур требует взаимо-

понимания людей, воспитанных в условиях разных культур, например, таких, как культуры Запада и Востока (мир ислама, Китая, Индии и др.). Именно поэтому интеграция культур, то есть образование единой (мировой) культуры и даже „слияние“ в обозримом будущем этносов (наций и народов) в некий планетарный суперэтнос или „мегаобщество“, представляется весьма проблематичным» [1. C. 504]. На самом деле в мировой культуре находит отражение культура стран-лидеров, а другие культуры имеют региональное значение.

В современном мире имеет место серьезная проблема разрушения традиционных культурных ценностей и образцов, обладающих нравственной основой. Формирование инновационной культуры происходит часто безотносительно к нравственности и морали (например, культура гламурного общества как тяготение к роскоши, «красивой жизни» и т.д.). Современную стадию в развитии постиндустриального общества некоторые исследователи называют глэм-капитализ-мом. По мнению Д.В. Иванова, автора книги «Глэм-капитализм», гламур отражает «рациональность сегодняшнего капитализма». Гламур здесь предстает как социокультурный феномен и определенный тип экономики. Ученый обосновывает идею о том, что глэм-капитализм является социально-экономической формацией, системно воспроизводящей потребительские ценности, составляющие ядро глэм-куль-туры. Глэм-культура родилась в недрах общества глобальной маркетизации и массового потребления. Ее маркетинговая стратегия ориентирована на рынки особого рода, а именно — на рынки развлечений, удовольствий, шоу-представлений, роскоши и моды. Массмедийная сфера (ТВ, кино, глянцевые журналы, реклама, Интернет) стала главным коммуникативным каналом, транслирующим ценности глэм-культуры.

Дискурс глэм-культуры строится на таких базовых концептуальных формулах, как enjoy yourself, «бери от жизни все», «живи играючи», «не бери ничего в голову», «не грузи ближнего своего», «я этого достойна», «стань звездой», «равнение на звезд», «жить — хорошо, а хорошо жить — еще лучше», «бренд всему голова», «имидж — все», «шагай в ногу с модой».

Основными символическими фигурами, посредством которых артикулируется и транслируется дискурс глэм-культуры, являются презентируемые масс-медийными каналами статусно-престижные имиджи и бренды, а также модные образы, представленные знаменитыми топ-моделями и шоу-звездами.

Носителем и главным субъектом-распространителем дискурса глэм-культу-ры выступает группа так называемых селебритис (celebrities), т.е. медийных знаменитостей. К ним относятся люди, постоянно присутствующие на экранах, пользующиеся большой популярностью у публики и имеющие возможность посредством СМИ влиять на взгляды, поведение и образ жизни обычных людей.

На формирование и поддержание общества потребления направлена в целом масскультура. Глэм-культура — это, по всей вероятности, своеобразное выделение в масскультуре элитной, в новом значении этого слова, культуры. Глэм-куль-тура — это культура глобализирующегося общества, все больше отделяющая общество от этнических культур, от культуры традиционной.

Глобальный экономический кризис является кризисом общества потребления и, соответственно, культур его поддерживающих, хотя кризис экономический всегда более очевиден, нежели социокультурный. По существу, в современном мире есть серьезная угроза будущего человечества на Земле. Об этом уже во весь голос «заявляет» природа изменением климата, экологическими катастрофами. Что может стать противоположностью культуре общества потребления? До тех пор, пока будет существовать потребительское общество, будут существовать и возникать культуры, его оправдывающие и поддерживающие. И только по мере развития человечества, осознания угроз потребительского общества будет происходить и формирование иных культур.

На сегодняшний день определенный противовес этой культуре составляет традиционная культура. Представляется, что традиционная культура является важнейшим фактором социокультурного развития полиэтнического общества, сохранения его уникального культурного многообразия, социокультурной и этнической идентичности. В многообразии культур и их животворящей силе находятся истоки развития региональной и глобальной культуры, мировой культуры и культуры этносов. Все культуры имеют одинаковое право на существование и развитие, но далеко не одинаковые возможности для этого. Устойчивость цивилизации во многом определяется культурой, и тем, как сохраняется культурное наследие. Под культурным наследием понимается «часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активно используемая последующими поколениями» [3. С. 152]. В России до настоящего времени сохранилось богатейшее культурное наследие, включающее результаты социокультурного развития различных наций и народностей.

В условиях глобализации, трансформации и модернизации важнейшей задачей современного государства становится создание необходимых и достаточных условий для сохранения и развития традиционной культуры и формирования культуры инновационной. Важно рассматривать эти процессы не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Инновационную же культуру необходимо исследовать во всем ее культурном многообразии.

[1] Глобалистика: энциклопедия. — М.: Радуга, 2003.

[2] Инновационная культура // WWW 80СЮ^у.у1ЬЫг/. / innovacionnya-kultura.html

[3] Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. — М.: Проспект, 2009.

[4] Культурология / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. — М.: Проспект, 2010.

[5] Культурология. История мировой культуры / Под ред. профессора А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

[6] Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.

[7] Социологическая энциклопедия: В 2-х т. — Т. 1. — М.: Мысль, 2003.

[8] Русакова О.Ф. Дискурс глобальной глэм-культуры // madipi.ru/index?option=com

[9] Суханова М.А. Традиции и инновации в культуре // Antropology.ru/. / educionnov_65.html

TRADITIONAL AND INNOVATIVE CULTURE IN POLYETHNIC SOCIETY

Sociology and Social Administration Chair Tyumen State University Semakova str., 10, Tyumen, Russia, 625003

Key words: tradition, innovation, polyethnic society, sociocultural development.

Традиции и новации в культуре

Традиции – это наиболее устойчивая часть социокультурного наследия, которое передается из поколения в поколение и воспроизводится в течение долгого времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследования, сами процессы этого наследования. К традициям относятся культурные образцы, ценности, нормы, идеи, знания.

Традиции образуют органическое единство с новациями. Традиция обеспечивает устойчивость культуры, ее воспроизводство, а новация – ее развитие и взаимодействие с другими культурами.

Доминирование традиций в обществе приводит к застою, доминирование новаций – к разрушению в самой культуре. Для разных типов общества характерно свое соотношение традиций и новаций. Современное общество большое внимание уделяет новациям, совершенствованию различных сфер жизни.

Новации бывают:

  • эндогенные – внутренние, внутри самой культуры;
  • экзогенные – внешние, заимствованные из других культур.

Эндогенные новации возникают в ответ на какую-то потребность, которая не может быть удовлетворена традицией. Эндогенная новация – это мутация традиции.

Сложнее обстоит дело с экзогенными новациями, потому что всякая культура защищает свою самобытность. Поэтому легче всего усваиваются материальные новации.

Характер взаимоотношений традиций и новаций:

  • Конфликт (церковные реформы Никона);
  • Симбиоз. Сосуществование традиций и новаций в разных сферах общества (дворянство и народ);
  • Синтез. Результат взаимного приспособления друг к другу (марксистское учение, совпадавшее с российской действительностью).
  • Традиции и инновации в культуре. Примеры.

    У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса,

    имеются устойчивая и развивающаяся (новаторская) стороны.

    Устойчивая сторона культуры – это культурная традиция, благодаря

    которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и

    каждое новое поколение людей может актуализировать этот опыт, опираясь в

    своей деятельности на созданное предшествующими поколениями.

    В так называемых традиционных обществах, люди, усваивая культуру

    ,воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то в

    рамках традиции. На ее основе происходит функционирование культуры.

    Традиция превалирует над творчеством. Творчество в этом случае проявляется

    в том, что человек формирует себя как субъекта культуры, которая выступает

    как некий набор готовых, стереотипных программ (обычаев, ритуалов и т.п.)

    деятельности с материальными и идеальными объектами. Изменения же в самих

    программах происходят крайне медленно. Таковы в основном культура

    первобытного общества и более поздняя традиционная культура .

    Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях

    необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные

    общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают

    более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться

    от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций

    Культурные традиции как историческая память – непременное условие не

    только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных

    качеств новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя

    преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей

    деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере культуры

    имея особо важное значение. На сколько этот вопрос практически важен

    показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и в

    обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной

    культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую,

    прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения

    предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в

    культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.

    Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в системе

    ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и

    прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно

    отбрасывать предшествующую культуру – на пустом месте создать новую более

    высокую культуру невозможно.

    Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию

    касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание

    нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя

    творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в

    культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой

    деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство –

    творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством

    культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание,

    приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей.

    В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью:

    каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном

    произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже

    известного, уже сотворенного ранее – это распространение, а не созидание

    культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в

    процесс функционирования культуры в обществе. А творчество культуры

    обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития

    культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является

    источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление

    культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является

    передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В

    культуре существует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие

    культуры — противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр

    подчас противоположных и противоборствующих социально классовых,

    национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового

    и прогрессивного в культуре надо бороться. Такова концепция культуры,

    получившая разработку в советско-философской литературе.

    Читайте так же:

    • Русские традиции дед мороз официальный сайт Сказка "Как Иванушка - дурачок Новый год спасал" - 55.000 р Новогодняя миссия Ягуни LITE - 35 000 р. Гарри Поттер Баба Яга . И многие другие. ИНТЕРЕСНОЕ НА САЙТЕ Дед Мороз, […]
    • Крем-суфле для лица спа ритуал удовольствия эйвон отзывы SPA Крем-суфле для лица с маслом африканского дерева ши «СПА ритуал удовольствия» В текущем каталоге Эйвон у нас есть еще 2 SPA Крема Код товара (артикул): 68998 Получить ссылку на […]
    • Ритуал очищения дома Ритуал очищения дома Проголосуйте, если Вам нравится мой сайт! Ритуал для очищения квартиры Чистоту своей квартиры, дома и других помещений Вы можете проверить с помощью метода […]
    • Полнолуние для женщин ритуалы Полнолуние для женщины — волшебное время Это время, когда сила Луны в зените, а значит, и сила каждой женщины становится несравнимо больше. Можно осуществлять замыслы и надеяться на […]
    • Ритуал чтобы продать вещи Заговор, чтобы быстро и удачно продать вещи В жизни каждого человека наступает момент, когда становится необходимо избавиться от какого-то предмета. Часто, выбрасывать предмет желания не […]
    • Что такое традиции новации и нормы в культуре Традиции и новации в культуре Понятие традиции и новации. Сущность традиционного и инновационного типов культуры. Ревайвализм как восстановление более ранних образцов религиозной веры. […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *