Славянский народ традиции

Славянские традиции

Существует очень много красивых, мудрых обрядов и традиций нашего народа. Было бы неразумно просто скопировать жизнь предков, живущих в гармонии с природой. Но узнавать о нашем наследии, и на основе этого знания менять окружающую действительность — важно для всех нас.

Венок-оберег

Девушки с древних времен украшали себя венками из цветов. Цветы в венке — хрупкость и недолговечность, непорочность и чистота.

Венок для девушки был символом девичьей чести, девичества, он защищал ее от «дурного глаза», от «нечистой силы».

Летом венок плели из живых цветов: васильков, маков, ромашек, бархатцев.

Но кроме цветов, в венок сплетают ещё и разноцветные ленты:
Светло-коричневая лента – земля-кормилица.
Жёлтая лента – это солнце.
Зелёная лента – красота и молодость.
Голубая и синяя лента – вода и небо.
Оранжевая лента – хлеб.
Фиолетовая лента – людская мудрость.
Розовая лента – благополучие.
Белая лента – память о предках.

Есть все основания полагать, что украинский венок с лентами, который издревле является составным элементом украинского национального костюма – есть пожелание «ясного мирного неба» над головой того, кто его носит. Это своеобразный оберег от всего плохого и недоброго.

Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья.

Наши предки осознавали, что именно «головой» они понимают окружающий мир и влияют на него. Поэтому с помощью головных уборов стремились защитить себя от сглаза и других чар злонамеренных людей. Бытовало поверье, что прибитые на дверях веночки обеспечивают всей семье здоровье на целый год.

Венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну.

Для изготовления оберега на любовь, деторождение, богатство и счастье в венок вплетали чеснок, лук, ленты, хлебные колосья, сладости, кольца, особые магические травы.

Венок – из искусственных цветов, ниток – нередко одевали на шляпу жениху, оберегая его от сглаза.
Именно обычай вручать любимой (любимому) венок в знак сватовства перерос позже в обмен кольцами – обручение. Раньше после венчания невеста кидала в толпу подружек не букет, а свой венок. Кто поймает – тот скорее других выйдет замуж.

Сегодня венок все чаще используется в свадебной флористике в романтических образах.

Орнамент на одежде

Одежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям наших далёких предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента, в формах произведений искусства. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными.

Случайность в орнаменте появилась лишь в конце ХIХ – начале ХХ века в местах, где было достаточно сильное влияние города. В глубокие же времена, в эпохи, которые далеко не полностью изучены нами, люди передавали видимый мир, свои представления о нём, свои взаимосвязи с ним, свои представления о нём, свои взаимосвязи с ним условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл.

Возможно, по верованию наших предков, условность изображения защищала изображаемое от зла. Постепенно эта система превратилась в художественный орнамент, кроме магического, получила эстетическое содержание, которое сохраняет до сих пор и заставляет восхищаться этой красотой. Так из глубины веков предки наши посылают нам сигналы – символы о своей жизни, о своём миропонимании, об отношении к силам природы. Расшифровкой этих сигналов стали заниматься сравнительно недавно, и много ещё интересного и неожиданного предстоит открыть людям будущих поколений.

Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду. С первого взгляда трудно понять его далёкий сокровенный смысл. Спокойная красота геометрических фигур не ассоциируется с системой мироздания, существовавшей в представлении наших предков, а между тем здесь мы находим и знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека.

Существовали и другие узоры, в которых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё начало от древней славянской мифологии.

Одежда из крапивы

На Руси испокон века находились умельцы, которые ткали и пряли из всего, что под руку попадалось: из иван-чая, репейника, лопухов, лебеды и даже вареных сосновых иголок.

В старину известна была так называемая «лесная шерсть» – волокнистый материал, извлекаемый из сосновых иголок. Для получения «сосновой шерсти» иглы распаривали, вываривали в щелоке, расчесывали, отмывали и сушили. Полученное волокно шло на изготовление теплых вязаных вещей. «Сосновая» одежда считалась не только теплой, но и очень полезной, предупреждающей ревматизм.

Из крапивы тоже делали ткани. Они были достаточно широко распространены.

Крапиву на прядение собирают весной. Это готовая треста, о качестве которой позаботилась сама природа – осенние дожди и туманы, зимний мороз и весенняя оттепель.

Из длинных и тонких волокон – кудели – ткали плотные холсты – потом шили сарафаны, рубахи, полотенца, постельное белье – все необходимое для достойного приданого. Холсты отбеливали на росе и снегу, вываривали в отваре древесной золы или подкрашивали отваром ромашки и васильков.

Из коротких и грубых волокон – изгребья и пачесей – ткали грубое и более редкое полотно – так называемую ряднину, которая шла на мешки, одеяла, подстилки и накидки на возы.

Из непряденых волокон вили веревки и канаты. Сначала волокна в течение суток вымачивали в отваре дубовой коры для прочности. Затем делили на две части, одну из которых окрашивали в черный цвет отваром ржавого мха. Скрученные из волокон двух цветов веревки поражали затейливостью и неповторимостью рисунка!

Лен, конопля, бамбук, крапива обладают антисептическим, антигрибковым действием, снимают электростатику.

Для городского человека такой наряд – шаг к природе.

Отходы крапивы использовали, как паклю, для прокладки между бревнами и заделывания щелей при строительстве новой избы. Из крапивной пряжи вязали грубые носки-тапочки, которые носили, не снимая, при ревматизме, пояса, согревающие поясницу при радикулите, и шапочки, от появления которых на голове проходили любые мигрени.

Крапива имеет несколько преимуществ перед льном.
— Во-первых, пряжа из нее мягче, потому что делается она не из листьев, а из полых стеблей.
— Во-вторых, вследствие той же полости она обладает лучшей теплопроводностью, чем льняная. Летом в ней прохладнее, а зимой теплее.
— В-третьих, пряжа из крапивы значительно дешевле льняной и процесс ее производства не так сильно загрязняет окружающую среду.

Подобно льну и конопле, крапива — одно из самых древнейших волокнистых растений, которые человек научился обрабатывать.

Сейчас крапиву и другие растения заменили льном и хлопком, который выращивается в промышленных масштабах и в огромных количествах. Но выращивание хлопка наносит большой вред окружающей среде. Около четверти всех пестицидов, используемых в мире, применяется на плантациях хлопка, истощая почву, загрязняя воздух и водоемы! Кроме этого, хлопок растет только в определенном климате, его приходится перевозить на огромные расстояния.

Крапива гораздо мягче, тоньше, шелковистей и эластичней конопляных, дешевле по выращиванию и производству, чем льняные, а про экологическую сторону вопроса и говорить нечего. Какие химикаты, удобрения, специфический климат – это же сорняк! Крапиве не страшны ни дожди ни засухи, только дай ей волю – покроет своими зарослями всю территорию Европы. А в зарослях этих тут же найдут приют более 40 видов насекомых и маленьких птичек.

В прошлом году итальянский Дом моды Corpo Nove начал производство одежды из крапивы. Первые ткани были изготовлены из немецкой крапивы с берегов Рейна. Куртки и джинсы из крапивы имеют ошеломляющий успех. Ведь кроме экзотичности использованного сырья новая одежда обладают еще и лечебным эффектом – облегчает приступы ревматизма и снимает аллергические реакции. Выпущена коллекция джинсов, курток, юбок и рубашек. Обжечься такой одеждой невозможно, так как в производстве не используются жалящие волоски. Главная забота модельеров теперь – найти фермеров, которые поверят в то, что выращивание этого сорняка может быть выгодно не только экологически, но и экономически.

Справедливости ради следует сказать, что крапивные волокна были забыты не всеми взрослыми. Даже в наше время их используют для прядения ниток, предпочитая покупным, коренные жители Камчатки и Приамурья. Прочные и долговечные нити идут на плетение сумок, корзин и разнообразных коробок.

При изготовлении традиционных изделий наряду с крапивными нитями применяются ивовые прутья, стебли дикой ржи (тувейки) и береста. Довольно часто используют и другое волокнистое растение, растущее на пустырях и гарях, — кипрей узколистый, называемый в народе иван-чаем. С заготовленных осенью стеблей иван — чая осторожно снимают кожицу, разделяют ее на волокна, сушат и убирают на хранение.

Часть заготовленного материала окрашивают отваром собранного на болоте ржавого мха, содержащего оксид железа, в черный цвет. Чтобы придать волокнам глянец, в красящий раствор добавляют рыбий жир. Чередуя в определенном порядке темные и светлые волокна, мастера украшают поверхность изделий в геометрическими узорами.

Славянская писанка

Славянская писанка – это дошедшая до наших дней традиция росписи птичьих яиц пчелиным воском и красками. Раньше писанки сопровождали человека в течении всей его жизни – от рождения, до смерти, оберегая его от зла.

Яйцо у многих народов – знак Жизни и рождения. Узоры, которые наносились на писанку не случайны – каждый имеет своё значение. Узоры писанок, цветовые сочетания передавались из поколение в поколение.

Писанку держали в доме как оберег.
Считалось, что писанка придает силу всему, что рождает новое – земле, человеку, животным, растениям. Приносит красоту, здоровье и достаток.

Писанки не дадут соврать – они хрупки и чувствительны к состоянию мастерицы, если сядешь писать в смятении или раздражении, яйцо может выскользнуть из рук и разбиться.

Обрядов и обычаев, связанных с писанкой очень много.

Сейчас расписанные яйца связывают, в основном, с Пасхой. Раньше писанки писали весь год – и пчелам, чтобы в ульях был мед, и в поле – чтобы уродился урожай. Женщина, ожидая ребенка, расписывала писанки с цветами или птицами – это символы души, которая должна прийти в этот мир. Писанку клали в колыбель младенцу, ее дарили на свадьбу с пожеланиями молодым, ею поминали предков. Писанки дарили маленьким детям – на легкую и беззаботную жизнь – с «мотылями». Или «с солнышками» – чтобы жизнь была светлой.

Девочкам дарили писанку с изображением распускающихся бутонов – чтобы росли и расцветали. А мальчикам – с дубовыми листочками и сосновыми веточками – чтобы росли сильными, крепкими и здоровыми, как эти деревья.

Женщинам дарили писанки с цветами и звездами – чтобы они цвели и освещали мир вокруг себя. Воинам, уходящим в поход также с собой давали писанки, чтобы те оберегали их в дороге и в бою.

Писанками лечили. Даря писанку, можно было выразить свою благодарность или любовь.

Писанка занимала важное место в обрядах коловорота.

Больше всего писанок писалось весной, со времени весеннего солнцестояния. В это время больше писалось красных писанок, цвета солнца. Считалось, что таким образом люди помогают весеннему солнцу набирать силу на лето. Весенние писанки несут в себе образы возрождения природы, – распаханные и засеянные поля, растения, семена и плоды – символы будущего урожая. Такую писанку хранили целый год до следующей весны.

Само написание писанки происходит как обряд. Женщина расписывает писанки в уединении, перед этим взяв воду в семи источниках, или на слиянии трех ручьев. Пишет в сосредоточении, в состоянии обряда, с пожеланиям добра, удачи, здоровья тем, кому эти писанки предназначены.

Тест на знание славянских традиций

И гра в бирюльки, банные веники, таинственные растения, вождение хороводов с ширинками, мезенская роспись… Проверим, насколько вы в курсе русских традиций, праздников, промыслов, символов, обрядов, суеверий, напитков и выражений?

Смотрите также

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
  • Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

    Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

    Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected]. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

    Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

    В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

    Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

    Славянские традиции и обычаи
    классный час по теме

    Сценарий проведения кураторского часа в виде игры.

    Скачать:

    Вложение Размер
    slavyanskie_obychai_i_traditsii_stsenariy_folklornogo_prazdnika.doc 107.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    по учебно-воспитательной работе

    «Славянские обычаи и традиции»

    (фольклорная интеллектуальная игра)

  • Приобщение студентов к русскому устному и прикладному народному творчеству, обычаям и традициям древних славян.
  • Воспитание духовно-нравственных качеств личности студентов, взаимоуважения девушек и юношей, этических норм поведения.
  • Оборудование: куб для проведения первых двух туров игры, ребра которого окрашены в красный, зелёный, синий, жёлтый, оранжевый и белый цвета, презентация «Славянские обычаи и традиции», компьютер, проектор, грамота для команды-победителя.

    В учебном коллективе формируется четыре минигруппы. Принцип формирования минигрупп – добровольный. Единственным условием может быть равное количество учащихся в каждой минигруппе. Каждой минигруппе заранее сообщается форма проведения мероприятия, проблемы, по которым будут проводиться конкурсы на каждом из трех этапов интеллектуально-творческой игры.

    Члены жюри будут следить за правильностью ответов, и оценивать студентов по следующим критериям:

  • 1 балл – полный, развернутый, правильный ответ на вопрос;
  • 0,5 балла – ответ дали болельщики команды;
  • 0 баллов – нет ответа на вопрос.
  • В подготовительный период необходимо изготовить большой картонный кубик. Цвета сторон куба – красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый и белый. В каждом из двух первых туров цвета куба будут соответствовать тематике вопросов. Вопросы в этих турах могут быть как серьезными, так и шуточными.

    Интеллектуально-творческая игра состоит из трех этапов. Первый этап – «Веселье земли русской». Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез». Третий этап – «Конкурс смекалистых».

    Перед началом учащиеся смотрят видеоролик о городе первого салюта – Белгороде.

    Уважаемые друзья! У нас уже сложилась хорошая традиция обращаться к страницам нашей истории. Мы в этом учебном году много говорили об истории города, его возникновении, улицах, храмах… Просматривая ролик, вы, наверное, вспоминали всё это.

    Сегодня же вы поговорим о наших предках – славянах.

    Сегодняшнее мероприятие будет проходить в форме фольклорно-интеллектуальной игры между четырьмя командами, которые уже заранее определены. Позвольте представить вам жюри, в составе:

    А начнем мы наше мероприятие с небольших вопросов к командам, причем за правильный ответ вы уже можете заработать 1 балл для своей команды.

    Вопрос № 1. Кто такие славяне?

    Славяне – одна из крупнейших в Европе групп, родственных по культуре и языку.

    Вопрос № 2. Сколько в настоящее время славян в мире?

    В настоящее время славян насчитывается около 300 миллионов человек.

    Вопрос № 3. На какие 3 ветви подразделяются славянские народы?

    Славяне подразделяются на:

    • восточных славян , к которым относятся русские, украинцы и белорусы;
    • южных славян , к которым относятся болгары, сербы, черногорцы, хорваты, боснийцы, македонцы;
    • западных славян , к которым относятся поляки, чехи и словаки.

    Вопрос № 4. Кто из перечисленных народов не относится к славянам?

    К славянам не относятся немцы.

    Первый этап – «Веселье земли русской»

    А теперь непосредственно переходим к нашей игре. Для проведения первого этапа игры, который называется «Веселье земли русской», приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды должны будут поочередно бросать кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

    Предлагаются следующие темы:

  • народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);
  • русская кухня (зеленый);
  • быт русского народа (синий);
  • русские народные праздники (желтый);
  • славянская мифология (оранжевый);
  • русские былины (белый).
  • За вопросы каждой из шести тематик отвечает один из студентов группы: Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа дается не более 30 секунд.

    Итак, первой бросает кубик…

    Народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет):

  • Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. ( Красный, желтый, золотой. )
  • Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? ( Прялка. )
  • На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты? ( В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая. )
  • Что такое колт? ( Височная подвеска. )
  • Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? ( Браслеты, бусы – украшения. )
  • Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Назовите ее. ( Богородская игрушка. )
  • Русская кухня (зелёный цвет):

  • Без какого блюда невозможен обед на Руси? ( Хлеб. )
  • Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. ( Блины. )
  • Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? ( Сбитень. )
  • На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? ( Приглашение на праздник. )
  • Что такое кулебяка? ( Пирог с рыбой. )
  • Какое блюдо солят трижды? ( Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке. )
  • Быт русского народа (синий цвет):

  • Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. ( Лучина. )
  • Какая самая распространенная на Руси обувь? ( Лапти .)
  • Назовите русский сосуд для питья вкруговую. ( Братина. )
  • Чем определялась длина полотенца в русских семьях? ( Количеством членов семьи и достатком .)
  • Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. ( Ковш.)
  • Универсальный предмет мебели в русской избе. ( Скамья. )
  • Русские народные праздники (жёлтый цвет):

  • На какие праздники особенно любили гадать девушки? ( Святки. )
  • Назовите самый короткий народный праздник. ( Ночь на Ивана Купала. )
  • Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. ( Весна, зеленые святки. )
  • Что это за обряд – «завивание бороды»? ( Украшение лентами последнего несжатого снопа. )
  • Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались – кто прокатится дальше? ( Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лён вырастет длиннее. )
  • Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? ( Вокруг дуба.)
  • Славянская мифология (оранжевый цвет):

  • Назовите самого популярного героя русских былин. ( Илья Муромец.)
  • Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? ( Масленица – по поговорке «Не все коту Масленица».)
  • Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? ( Перун.)
  • Как звали девушку, которая больше всего боялась Солнца? ( Снегурочка. )
  • Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? ( В ночь на Ивана Купалу с 23 на 24 июня по старому стилю. )
  • Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? ( Даждь-бог .)
  • Русские былины (белый цвет):

  • Назовите столицу былинной Руси. ( Стольный Киев-град .)
  • Кто входил в богатырскую заставу? ( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. )
  • К кому перешел меч-кладенец Святогора? ( Илье Муромцу .)
  • Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? ( Илье Муромцу .)
  • Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? ( На берегу Ильмень-озера .)
  • Сколько времени длится богатырский сон? ( Три дня и три ночи .)
  • А теперь, пока жюри подводит итоги, у нас – «Переменка», мы с вами попытается вспомнить русские народные пословицы и поговорки. Каждая команда поочерёдно будет называть свою версию, максимальное время на обдумывание – 15 секунд. Команда, которая «продержалась» дольше всех, запишет в свой актив ещё 1 балл.

    А теперь слово жюри…

    Второй этап – «О русских обычаях и традициях в шутку и всерьез»

    Переходим ко второму туру «О русских обычаях в шутку и всерьёз». Для проведения этого этапа игры используется тот же кубик, только цвета сторон теперь определяют другую тематику:

  • знатоки старинных монет и мер длины (красный цвет);
  • знатоки поэтических образов птиц (зеленый);
  • знатоки славянских месяцев (синий);
  • знатоки старинных слов (желтый);
  • знатоки славянского мира зверей (оранжевый);
  • знатоки русского музыкального мира (белый).
  • Так же, как и в первом туре, каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз. На обдумывание ответа отводится не более 30 секунд. За вопросы тура также отвечают – Новикова Мария, Гвозденко Вера, Воронцова Вероника, Власенко Анастасия, Горелова Татьяна, Грушева Инна.

    Знатоки старинных монет и мер длины (красный цвет):

  • Что такое «алтын»? ( Старинная русская медная монета в 3 копейки .)
  • Что такое «вершок»? ( Старинная русская мера длины, равная 4,4 см. )
  • Что такое «аршин»? ( Русская мера длины, равна 71см. )
  • Что такое «полтина»? ( Монета достоинством в 50 коп.)
  • Что такое «грош»? ( Старинная денежная единица, равная 0,5 копейки .)
  • Что такое «сажень»? ( Старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.)
  • Что такое «косая сажень»? ( Старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равная 216 см.)
  • Что такое «верста»? ( Русская мера длины, равная 500 саженям или 1,066 км. )
  • Что такое «полушка»? ( Старинная медная монета равная 0,25 коп.)
  • Что такое «десятина»? ( Русская единица земельной площади, равная 2400 кв. сажень или 1,09 га. )
  • Что такое «фунт»? ( Старая русская мера веса, равная 409 г .)
  • Что такое «пуд»? ( Русская мера веса, равная 40 фунтам или 16,38 кг .)
  • Знатоки поэтических образов птиц (зелёный цвет):

  • Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей. ( Кукушка .)
  • Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду. ( Ворон .)
  • В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. ( Петух .)
  • Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. ( Сова .)
  • С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. ( Орел .)
  • В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей. ( Сокол .)
  • Знатоки славянских месяцев (синий цвет):

  • Как древние славяне именовали месяц январь? ( Просинец, зимец .)
  • Как древние славяне именовали месяц февраль? ( Снежень, лютый, бокогрей .)
  • Как древние славяне именовали месяц март? ( Протальник, свистун .)
  • Как древние славяне именовали месяц апрель? ( Березозол, цветень .)
  • Как древние славяне именовали месяц май? ( Травень, росенник .)
  • Как древние славяне именовали месяц июнь? ( Изок, липень .)
  • Как древние славяне именовали месяц июль? ( Страдник, сеностав .)
  • Как древние славяне именовали месяц август? ( Серпень, зорничник .)
  • Как древние славяне именовали месяц сентябрь? ( Хмурень, ревун .)
  • Как древние славяне именовали месяц октябрь? ( Грязник, листопадник .)
  • Как древние славяне именовали месяц ноябрь? ( Полузимник, грудень .)
  • Как древние славяне именовали месяц декабрь? ( Студень, волчий .)
  • Знатоки старинных слов (жёлтый цвет):

  • Что означает старинное слово «чело»? ( Лоб .)
  • Что означает старинное слово «кудесник»? ( Волшебник, колдун .)
  • Что означает старинное слово «курган»? ( Холм над могилой знатного воина .)
  • Что означает старинное слово «жребий»? (Судьба, участь.)
  • Что означает старинное слово «отрок»? ( Младший воин в дружине .)
  • Что означает старинное слово «осенина»? ( Осеннее время года .)
  • Что означает старинное слово «сеча»? ( Битва с врагом .)
  • Что означает старинное слово «волхв»? ( Языческий жрец, служитель богов .)
  • Что означает старинное слово «око»? ( Глаз. )
  • Что означает старинное слово «веверица»? ( Белка .)
  • Что означает старинное слово «недуг»? ( Болезнь .)
  • Знатоки славянского мира зверей (оранжевый цвет):

  • По народным поверьям, он – олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. ( Волк .)
  • По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес. ( Медведь .)
  • Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако оно очень любимо русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. ( Кот, кошка .)
  • В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». ( Конь .)
  • Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг. ( Пес, собака .)
  • Самой хитрой она считается среди животных. Однако любит ее русский народ, много сказок о ней сложил, массу пословиц, поговорок, загадок придумал. ( Лиса .)
  • Знатоки русского музыкального мира (белый цвет):

  • Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? ( Балалайка .)
  • Кто такой кощунник? ( Певец мифов .)
  • Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? ( Тризна .)
  • Каким музыкальным инструментом владел Садко? ( Гусли .)
  • Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? ( Звонарь .)
  • Какую птицу называют «певцом русских полей»? ( Жаворонок .)
  • Как называется самый популярный жанр русской народной песни? ( Частушка .)
  • Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. ( Деревянные ложки .)
  • В лесу выросло,
  • Из лесу вынесли,

    На руках плачет,

    А на полу скачет. ( Балалайка .)

    Жюри подводит итоги, а у нас снова «Переменка», мы вспоминаем русские народные песни. Каждая команда поочередно называет, а лучше пропевает, свой вариант русской народной песни. Команда, назвавшая наибольшее количество песен, получает 1 балл.

    А теперь слово предоставляется нашему жюри…

    Третий этап кураторского часа – «Конкурс смекалистых»

    Этот этап отличается от предыдущих двух. Здесь командам необходимо проявить свою смекалку и сообразительность. Ведущий этого тура в быстром темпе будет задавать по очереди по 7 вопросов каждой команде. Игроки каждой команды должны быстро сориентироваться и дать правильный ответ. Каждый правильный ответ – это 1 балл. Надо помнить, что вопросы в данном туре на смекалку, следовательно, они могут быть шуточными или «с подвохом». Если команда за 15 секунд не дает правильный ответ, то озвучивается правильный вариант ответа и задаётся следующий вопрос. Итак, последний тур интеллектуально-творческой игры:

  • Сплюснутый квадрат. ( Ромб.)
  • Его можно съесть или. намазать на сапог. ( Крем.)
  • Музыкальный жанр, особенно любимый военными. ( Марш .)
  • Скрипичный, водяной, замочный. ( Ключ .)
  • Общее между деревом, книгой и.венгерской музыкой. ( Лист .)
  • Конструктор первого летательного аппарата на планете, он же – отец первого летчика. ( Дедал .)
  • Получеловек, полуконь. ( Кентавр .)
  • Балерина и курильщик. Что общего? ( Пачка .)
  • Ученый, увидевший насквозь все человечество. ( Рентген .)
  • Постоянный обитатель крыши, швед по национальности. ( Карлсон .)
  • Русский государь, в чье правление у нас появились салфетки за обеденным столом. ( Петр I .)
  • Имя героя комедии Бомарше, ставшее синонимом расторопного слуги. ( Фигаро .)
  • Что иногда называют «Русской Америкой»? ( Аляску .)
  • Какой узел нельзя развязать? ( Железнодорожный .)
  • В каком геометрическом теле может закипеть вода? ( В кубе .)
  • Какая река самая «страшная»? ( Река Тигр .)
  • Какой месяц короче всех? ( Май – три буквы .)
  • Где край света? ( Там, где начинается тень .)
  • Может ли страус назвать себя птицей? ( Нет, так как он не умеет говорить .)
  • Когда строят новый дом, во что вбивают первый гвоздь? ( В шляпку .)
  • Что у человека под ногами, когда он идет по мосту? ( Подошва обуви .)
  • Что с земли легко поднимешь, но далеко не закинешь? ( Пух .)
  • Сколько горошин может войти в один стакан? ( Ни одной – все надо положить .)
  • Каким гребнем голову не расчешешь? ( Петушиным .)
  • Что стоит между окном и дверью? ( Буква «и».)
  • Что можно приготовить, но нельзя съесть? ( Уроки.)
  • Как можно поместить два литра молока в литровую банку? ( Надо из молока сварить сгущенку .)
  • Если пять кошек ловят пять мышей за пять минут, то сколько времени нужно одной кошке, чтобы поймать одну мышку? ( Пять минут .)
  • Сколько месяцев в году имеют 28 дней? ( Все месяцы .)
  • Пока жюри подводит итоги третьего тура – у нас конкурс частушек. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда за этот конкурс – 5. Оценивается знание частушек и исполнение.

    Слово жюри. Оценки за третий тур.

    А теперь, пока подводятся окончательные итоги с учётом последнего конкурса, послушаем музыку.

    Слово жюри. Оценки за конкурс и общие итоги игры.

    Итак, победителем нашей интеллектуально-творческой игры становится команда…. Прошу капитана получить грамоту.

    1. Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст] / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 288 с. (Сердце отдаю детям)
    2. Щуркова Н.Е. Игровые методики: Для школьных педагогов, классных руководителей, преподавателей и студентов педвузов, педколледжей и воспитателей детских садов и детских домов / Щуркова Н.Е.; Использованы материалы: С.В. Бадмаевой, Е.Ф. Барановой, И.А. Обуховой и др.. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Педагогическое общество России, 2004 — 218 с.: ил.. — (Папка классного руководителя)
    3. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971
    4. По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Урок проводим в 7 классе по теме » Традиции, праздники и обычаи Великобритании» Я работаю по УМК : » Новый курс английского языка для российских школ» 3-й год обучения ( авт. О.В. Афанасьева, И. .

      Доклад студентки 2 курса специальности Акушерское дело Туровцевой В. на Городской конференции , приуроченной к Международному дню акушерок (ГБПОУ ДЗМ «МК № 6») . Руководители доклада: преподавате.

      Доклад на тему: «Обычаи Древнего Мира».Городская конференция выпускников акушерских отделений училищ и колледжей,приуроченная к Международному дню акушерки.

      Авторский проект этнокультурной направленности по возрождению традиций и обычаев народа ханты.

      Авторский проект, направленный на сохранение традиций, обычаев народа ханты.

      В данной работе говорится о традициях и обычаях осетинского народа.

      В статье рассказывается о традициях и обычаях осетинского народа.

      Славянский народ традиции

      СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ

      Родноверие — Родная Вера Русской Земли, которую исповедовали наши предки с самых древних времён. Язычество родилось вместе с человеком, как только он стал отличаться от животного.
      Показать полностью… А славянская Родная Вера существует с тех самых пор, как появились славянские племена — это, по меньшей мере, 3500 лет назад! Современные наследники этой веры предпочитают называть её «Родноверием»,нежели чем «язычеством» — чтобы не вызывать негативные ассоциации, навешанные на это слово за века христианских гонений.

      Уважаемые участники сообщества!
      Вот некоторые правила, за нарушение которых можно будет попасть в БАН на неопределённый срок, старайтесь соблюдать их:

      1. Разжигание вражды между Славянами (разобщение их):
      (Духовное, нравственное, политическое, межрелигиозное, переход на личности).

      2. За неоднократные призывы к насилию (экстремистские лозунги) участник группы попадает в БАН навсегда.

      3. Неуважительное отношение к участникам сообщества.
      (попытки унизить, оскорбить, троллинг, выяснить отношения
      в реальном пространстве).

      4. За употребление мата.

      5. Реклама, спам.
      (рекламировать дружественные группы и сообщества, просить голосовать за кого-то или за что-то где-то, а так же рекламировать товары и услуги разрешено только по специальному разрешению одного из админов сообщества, при этом другие админы должны быть оповещены по этому поводу в личке).

      6. За любые формы проявления фашизма, нацизма, «гитлеризма» —
      Предупреждение.
      За повторное — БАН.

      7. За оскорбление администрации сообщества, также последует БАН.

      8. За любые формы нарушения закона РФ, Украины и Белоруссии в сообществе.
      (нельзя призывать к экстремистским действиям, пропагандировать терроризм и т.п.)

      9.За любое проявление неадекватности не описанное в вышеперечисленных пунктах.
      Администрация сообщества против любых форм дискриминации.

      10. Пропаганда наркотиков,алкоголя,сигарет и прочих низменных пороков в группе запрещена!

      11 Размещение ссылок на страницы и группы вконтакте,так-же пропаганда, каких любо движений, партий,организаций.

      12 НАША ГРУППА ЧАСТНАЯ, И АДМИНИСТРАЦИЯ ИМЕЕТ ПРАВО ЗАКРЫТЬ ДОСТУП К ПОСЕЩЕНИЮ СТРАНИЦЫ БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН!

      13 Тролли и провокаторы удаляются и банятся по первичным признакам!

      14 Дебаты о возможности/невозможности тех или иных качеств человеческих возможностей не ведутся!

      15 Если вы чего-то не знаете — это нормально, но если вы не хотите чего-то знать — это лично ваша проблема и кричать на всю группу о том, что этого не существует или это не возможно только лишь потому, что вы этого не знаете, не понимаете или не верите не нужно! За подобные «выкрики» — чёрный список!

      16 За оскорбления в адрес членов группы — черный список немедленно!

      17 Вы пришли в эту группу сами,никто вас за уши не тянул,вы здесь не случайно,если вас что-либо не устраивает вы либо выходите молча,либо вас банят!

      18 За критику действий администрации группы в отношении других членов группы- предупреждение.

      19 ВСЕ СООБЩЕНИЯ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО ДУХА ЧЛЕНОВ ГРУППЫ, КОММЕНТАРИИ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «ТОЛЕРАСТОВ» БУДУТ УДАЛЯТЬСЯ НА УСМОТРЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЗ РАЗЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН!

      20 Призывы резать, стрелять и т.д. (за это могут забанить группу)

      21 РАЗМЕЩЕНИЕ ССЫЛОК, КАРТИНОК, АНИМАЦИИ, МУЗЫКИ, ВИДЕО СТРОГО ЗАПРЕЩЕНО.

      • Записи сообщества
      • Поиск

СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ запись закреплена

забери к себе на стену, чтоб не потерять
немного славянской литературы :

1 М.В. Ломоносов » О сохранении русского народа»
2 Мария Семёнова — Мы-Славяне
Показать полностью…
3 «Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества»
4 Тарунин. Сакральный смысл, история свастики.
5 Левкиевская Е. Е. «Славянский Оберег. Семантика и структура».
6 Толстой Н.И. «Очерки славянского язычества»
7 Велецкая Н.Н. «Языческая символика славянских архаических ритуалов»
8 Гимбутас Мария, «Славяне: сыны Перуна» Пер. с английского Ф.С. Капицы. М.

Ставь любо да разглаголь себе на стену ,коли сердцу любо

отличная подборка книг по рунам

ТРАДИЦИИ СЛАВЯН

Подборка литературы по плотницкому ремеслу Руси.
Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Недаром русские сказки наполнены событиями такого рода, как строительство дворца, или моста, или хором за одну ночь. А героем одной из сказок является волшебный топор!
Показать полностью…
В руках русских древоделов любой топор мог стать волшебным, если в летописях встречаются упоминания об «обыденных» храмах (храмах, построенных в один день). Вероятно, на заготовку леса и обработку бревен уходил не один день, но непосредственно возведение постройки при достаточном количестве людей и при умелой организации было осуществимо в очень короткие сроки.

Артели, как правило, брались в основном за крупные сооружения; возведением небольших сельских построек занимались сами жители села или деревни, ибо каждому из них секреты плотницкого дела были переданы в наследство от отцов и дедов.

Каковы же были эти секреты плотницкого дела? В чем суть строительного мастерства русских плотников? Прежде всего, в вековом опыте строительства, которое велось преимущественно топором. В руках древоделов топор стал универсальным инструментом: топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали уникальные без-гвоздевые конструкции, прочность которых подчас удивляет и восхищает нас. Разумеется, нашим предкам известны были и долото и коловороты, но топор главенствовал над другими видами деревообделочных инструментов.

ЗАБЕРИ НА СТЕНУ, ЧТОБ НЕ ПОТЕРЯТЬ И ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

ПОТРЯСАЮЩАЯ ПОДБОРКА ЛИТЕРАТУРЫ ПОТРЯСАЮЩЕГО ЛИНГВИСТА :

О.Н. Трубачев — советский и российский лингвист, один из ведущих российских учёных в области этимологии славянских языков и славянской ономастики. Специалист по сравнительно-историческому языкознанию, славист, лексикограф, этимолог, доктор филологических наук, член-корреспондент АН СССР (1972), академик РАН (1992). Муж лексикографа Г. А. Богатовой.
Показать полностью…

Выдающийся русский лингвист второй половины ХХ века, академик Российской Академии наук, индоевропеист-славист, председатель Комитета славистов, главный редактор журнала «Вопросы языкознания», заведующий сектором Института русского языка им. В.В. Виноградова, организатор и участник Международных съездов славистов.
Творческие интересы Трубачева наметились очень рано. Возможно, в основе всего лежал юношеский интерес к языкам, к иноязычной лексике, но свою роль сыграла и учеба на филологическом факультете Днепропетровского государственного университета в 1947-1952 гг., прикрепление с первого курса к кафедре русского языка. Руководитель кафедры Я.А. Спринчак, специалист по русскому историческому синтаксису, поддерживал интересы студента Трубачева. В дипломе Трубачева проставлена специальность «филолог (русский язык и литература)», но он оканчивал университет уже славистом, представив две дипломные работы: главную — «Общеславянская лексика в основном словарном фонде русского языка» и добровольно-дополнительную — о болгарском возрождении (Христо Ботев, Иван Вазов).
Окончательно круг исследований ученого определился в аспирантуре в Институте славяноведения, куда он поступил в 1953 г. (правда, уже с 1952 г., будучи сотрудником московской газетной редакции «Комсомольской правды», он числился в заочной аспирантуре).
Трубачев до 1961 г. работал под руководством С.Б. Бернштейна — признанного тогда главы советской славистики и опытного педагога. Олег Николаевич сразу встал в ряд перспективных лингвистов — В.Н. Топорова, В.В. Иванова, Н.И. Толстого, В.М. Иллича-Свитыча, В.А. Дыбо, А.А. Зализняка, составивших вскоре цвет славистики, балтийского языкознания и индоевропеистики, они и по настоящее время определяют мировой уровень науки в указанных разделах.
Молодого ученого отличали преданность науке, необыкновенная работоспособность, пунктуальность, эрудиция и знание языков — он уже тогда говорил на основных европейских и славянских языках, знал на уровне текста и сравнительной грамматики практически все древние индоевропейские языки, строил свои исследования, привлекая огромное количество фактического материала и научной литературы. Именно с этого времени этимология становится в творчестве Трубачева стержневой дисциплиной и в качестве цели и одновременно в качестве основного инструментария исследования.

Славянский мир и славянское братство

Вам приходилось или не приходилось обсуждать
со знакомыми проблему отношений со славянскими странами?

Каждый народ имеет свой собственный круг национальных или этнических сообществ, с которыми он постоянно себя соотносит: одни народы при этом воспринимаются как более близкие или даже родственные, другие — как далекие, чужие. Такое сравнение во многом определяет, во-первых, собственную национальную идентичность, а во-вторых, эмоционально-оценочное отношение к народам, которые воспринимаются как более или менее близкие. Так складывается иерархия национально-этнических групп.

Для того чтобы выяснить, в какой степени актуальна для россиян славянская идентичность и как она связана с отношением к другим славянским народам, Фонд провел 21-22 июля 2001 г. опрос, темой которого было .

Опрос населения показал, что большинство россиян (68%) считают себя славянами (не считают — 22%). Затруднились с самоопределением10% респондентов.

Вы лично считаете или не считаете себя славянином?

Чаще, чем в среднем по опросу, считают себя славянами жители Северо-Западного (86%) и Уральского (74%) федеральных округов, а не считают — жители Приволжского (29%) и Сибирского (34%) федеральных округов. Региональные различия во многом определяются национальным составом населения того или иного округа. Но есть и значимые отличия по социальным группам, которые можно объяснить ценностным выбором. Так, чаще идентифицируют себя со славянами люди старших возрастных групп (старше 50 лет -73%), образованные (со средним специальным образованием — 73%, с высшим — 78%), сравнительно состоятельные (с доходом выше 1000 рублей на человека в месяц — 75%). Затрудняются ответить на этот вопрос чаще люди малообразованные (с образованием ниже среднего -19%).

Можно предположить, что славянская идентичность более актуальна для людей, достигших некоторого и размышляющих о своих корнях — семейных или этнических (известно, что историей своего рода, семьи люди тоже начинают интересоваться в зрелом возрасте).

Ценностная составляющая славянской идентичности четко проявилась в обсуждении этой темы на фокус-группах.

Некоторые участники дискуссий не считают тему славянства актуальной.

Для большинства же славяне, во-первых, вполне современное обозначение группы народов, населяющих прежде всего Россию, Украину и Белоруссию:

Во-вторых, это нации, объединенные общей исторической судьбой и религией. Иногда в принадлежности к отказывают католикам:

Уверены, что славяне отличаются от других европейских народов, 54% россиян, причем чаще это люди с высшим образованием (67%). В том, что славянские народы не отличаются от других европейцев, убеждена существенно меньшая доля опрошенных — 29%. Большинство экспертов (примерно две трети) также полагают, что славяне отличаются от большинства европейских народов.

Как Вы думаете, сегодня славянские народы в целом отличаются или не отличаются от других европейских народов?

Представители региональных элит видят в факте поиска общих черт славянских народов нечто настораживающее.

В высказываниях экспертов встречается мысль, что нынешним славянским народам свойственно неумение ответить на вызовы времени.

Отличительные черты славян называют и участники фокус-групп. Но это более поверхностные, бытовые характеристики. Одни респонденты называют этнографические и историко-культурные отличия:

Вторые говорят о психологических и нравственных особенностях славян. Как правило, это положительные качества.

Респонденты называли отрицательные качества славянских народов. Говоря о том, что им не нравится в славянах, участники дискуссий естественным образом перешли на обсуждение особенностей русского характера. Особенно горячие возражения звучали по поводу , сплоченности русских. В этих высказываниях отмечен бытовой уровень интерпретации проблемы социальной интеграции:

Отвечая на вопрос: , 60% участников массового опроса сказали, что испытывают такие чувства, и 25% — что нет. Однако есть основания предполагать, что в этих — значительная доля ностальгии по Советскому Союзу и нормативного давления — не испытывать таких чувств неприлично. Резоны для такого предположения мы находим в материалах фокус-групп.

Вы лично испытываете или не испытываете братские чувства к каким-нибудь славянским народам?

С тем, что между славянскими народами существует особая общность, особые отношения — , — согласны далеко не все участники дискуссий. Более того, высказывается подозрение, что это словосочетание придумано политиками:

. — это термин искусственный, современный. Непонятно, для чего он выдуман>.

Еще более скептически настроены по отношению к идее региональные эксперты. Ответы представителей региональных элит на вопрос распределились примерно поровну между теми, кто считает, что такое братство существует, и теми, кто придерживается противоположной точки зрения. В материалах экспертных интервью мы находим комментарии к обеим позициям.

Некоторые из тех, кто придерживается мнения, что идея славянского братства распространена слабо и не имеет перспектив, полагают, что нынешняя внешнеполитическая ситуация такова, что южные и западные славяне ориентируются прежде всего на Запад. Поэтому России следует не замахиваться на глобальную интеграцию всех славян, а добиваться такой интеграции в первую очередь с ближайшими соседями и действительно родственными народами — украинцами и белорусами. Другие считают идею вообще надуманной — они утверждают, что отношения с другими странами должны строиться на прагматичных основаниях, а не на чувствах.

Как Вы думаете, сегодня между славянскими народами существует или не существует славянское братство, чувство единения?

Опрос населения 17-22 июля 2001 г. c Фонд , 2001 г.

Даже те, кто уверен, что будущее у идеи есть, относят ее реализацию на неопределенное будущее — когда славянские страны поймут выгоды интеграции или когда всем славянским народам будет грозить общая опасность.

Однако одно дело — как эмоционально-ценностные отношения, за которыми нет материального расчета, а другое дело — взаимовыгодная интеграция, основанная на географической и культурной близости. Идее более тесного сотрудничества со славянскими странами на межгосударственном уровне и эксперты, и рядовые россияне высказывают почти единодушное одобрение.

По Вашему мнению, России следует или не следует иметь со славянскими странами особые, более тесные отношения?

В ходе массового опроса респондентам был задан вопрос: Абсолютное большинство опрошенных(78%) сказали, что следует, и только 7% — что не следует.

Как мы и предполагали, идентификационный выбор в значительной степени предопределил политическую установку: опрошенные, считающие себя славянами, значимо чаще, чем в среднем по опросу, выступают за более тесные отношения со славянскими странами 1 . также существенно чаще заявляют о своих братских чувствах к другим славянским народам.

Участники фокус-групп часто говорили о том, что особые отношения со славянскими странами необходимы.

Иногда высказывается мнение, что такие особые отношения могут основываться на понятности — не столько языка, сколько обычаев и мотивов поступков других славянских народов:

Понятность — это возможность прогнозировать поведение другого человека в каких-то солидарных действиях. Поэтому естественным образом дискуссия подошла к обсуждению общих для славянских народов целей. Здесь обозначился . Иногда в качестве подразумевается Запад:

Иногда (более определенно) — мусульмане вообще и исламские страны в частности:

Однако когда речь заходит об общих интересах, в участники дискуссий готовы принимать , не только славян:

С какими славянскими странами России следует иметь особые, более тесные отношения?
(Ответы заявивших, что России следует иметь со славянскими странами более тесные отношения. Любое число ответов.)

Более того, в вопросе о том, стоит ли принимать в ближайших — белорусов и украинцев, — часто высказывались сомнения:

Примечательно, что в общности, основанной на этническом признаке, некоторые участники дискуссии усмотрели идеи расизма и национализма:

Установка на сближение со славянскими народами, популярная среди большинства рядовых россиян, проявилась и в следующем факте: тех, кто считает, что среди славянских стран есть такие, с которыми России не стоит поддерживать особые, более тесные отношения, оказалось очень мало (16%). Почти половина опрошенных (47%) считает, что таких стран нет, и 38% затруднились ответить на этот вопрос.

А есть ли среди славянских стран такие, с которыми России не следует поддерживать особые, более тесные отношения?

Опрос 21-22 июля 2001 г. c Фонд , 2001 г.

Тем, кто полагает, что есть такие славянские страны, с которыми России не стоит поддерживать особые отношения, был задан вопрос: . На первом месте здесь оказалась Украина — ее назвал каждый пятый среди ответивших на вопрос.

Большинство участников массового опроса (61%) полагают, что сейчас российское правительство устанавливает особые, более тесные отношения со славянскими странами. Уверены в противоположном — лишь13%, а25% россиян затруднились с ответом.

А как Вам кажется, сейчас Российское правительство устанавливает или не устанавливает особые, более тесные отношения с какими-либо славянскими странами?

Судя по высказываниям участников фокус-групп, такая политика в целом одобряется, но с весьма существенными оговорками. Во-первых, почти все респонденты считают, что этот процесс нельзя форсировать. сами должны прийти к пониманию того, что объединение с Россией им необходимо. Во-вторых, более тесное сотрудничество, интеграция возможны только на взаимовыгодных основах.

Впрочем, некоторые участники дискуссий предлагают несколько опережать :

Мнения тех, кто считает, что Россия устанавливает более тесные отношения со славянскими странами, и тех, кто полагает, что правительство этим не занимается, разделились примерно 1 : 1. В интервью экспертов мы можем увидеть комментарии к подобным оценкам политики российского правительства по отношению к славянским странам. Большинство одобряет политику интеграции:

Меньшая часть считает ориентацию на сближение со славянскими странами неправильной, потому что это , с которыми мировое сообщество.

Но большинство экспертов считают желательной большую активность российского правительства в деле интеграции России, Белоруссии и Украины. Некоторые оценивают политику российского правительства в этом направлении как недостаточно активную. Другие полагают, что процесс интеграции тормозят элиты Украины и Белоруссии, а также объективные обстоятельства.

Опросы 17-22 июля 2001 г. c Фонд , 2001 г.

День единения и дружбы славян и печальное настоящее славянского мира

25 июня отмечается День единения и дружбы славян. Этот праздничный день был учрежден в конце ХХ века с целью сохранения исторической памяти славянских народов мира о своих корнях, о, во многом, общей истории предков. Сегодня славянский мир – это более 300 миллионов человек, но отношения между многими славянскими государствами и народами далеки от безоблачных.

Славянский мир: каков он?

Сегодня в мире на славянских языках говорит от 400 до 500 млн человек, хотя, конечно, не каждый из славяноговорящих является славянином. Совокупная численность собственно славянских народов насчитывает от 300 до 350 млн человек. Славяне составляют большинство населения Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Словакии, Болгарии, Сербии, Черногории, Македонии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Словении. Есть еще Приднестровская Молдавская Республика, Донецкая и Луганская народные республики – также преимущественно славянские по своему составу. Кроме того, внушительные славянские общины проживают в Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Эстонии, Литве, Молдавии, США, Канаде, Австралии и многих других странах мира.

Крупнейший славянский народ – русские. Затем следуют поляки, украинцы, сербы, чехи, болгары, белорусы, хорваты, словаки, босняки, словенцы, македонцы, черногорцы. Все перечисленные народы имеют свою государственность. Государственности нет у таких славянских народов, как лужичане (лужицкие сорбы) – проживают в Германии, кашубы – проживают в Польше, русины – проживают на Украине и в Венгрии.

Языковая близость – единственное, что объединяет пестрый славянский мир. Славяне придерживаются разных культурных традиций, у них совершенно разная история, даже разная конфессиональная принадлежность. Среди славян есть православные (русские, украинцы, белорусы, сербы, болгары, черногорцы, македонцы), католики (поляки, хорваты, часть чехов, словаков, словенцев), протестанты (часть чехов и словаков) и даже мусульмане – сунниты (босняки, болгары-помаки). Таким образом, славянский мир – многогранен, многолик и отнюдь не един. Этим и объясняются многочисленные перипетии в отношениях между собственно славянскими народами. Например, сербы, хорваты и босняки – фактически один и тот же народ, говорящий на одном языке, но религиозные различия превратили его в три совершенно разных народа, не просто имеющих разные культурные традиции, но и находящихся в состоянии перманентного противостояния друг другу.

Панславизм

В XIX веке большая часть славянских народов Восточной и Южной Европы не имела своей государственности, а входила в состав Австро-Венгерской и Османской империй. Естественно, в этих странах славяне считались людьми даже не второго, а третьего сорта – в Австро-Венгрии после австрийцев и венгров, в Османской империи – после турок и албанцев. Тем не менее, у славянских народов начала просыпаться идентичность, тяга к свободе. И большая часть передовых представителей славянских народов в те годы считала, что освобождение славян придет от России – единственного на тот период могущественного славянского государства.

Исключение, правда, составляла часть польских общественных деятелей, которые ностальгировали по Речи Посполитой и считали, что именно Польша должна возглавить освобождение славян Восточной Европы, тогда как Российская империя, мол, якобы способна славян лишь закабалить. Но мы видим, что в действительности именно Россия внесла ключевой вклад в освобождение от османского владычества славян Балканского полуострова, в избавлении малороссов от крымских набегов, тогда как Польша проводила геноцид малороссийского населения.

Кстати, и к соседним чехам и словакам поляки также относились без особого пиетета, чему свидетельство – радостное участие Польши вместе с Германией и Венгрией в разделе Чехословакии незадолго до начала Второй мировой войны.

Есть ли сегодня славянское единство?

К сожалению, славянское единство так и осталось мечтой интеллектуалов-панславистов XIX века и их современных идейных наследников — энтузиастов. Да, мы видим официальные мероприятия, приезды делегаций, конференции, концерты и выставки, но что за ними? А за ними ужасы югославской войны, где ближайшие родственники — хорваты, босняки и сербы, резали друг друга. Мы видим многовековое господство Речи Посполитой над населением территорий, вошедших затем в состав современных Украины и Белоруссии. Мы видим геноцид поляков украинскими националистами и украинцев – польскими формированиями.

Мы видим, наконец, то, что сегодня происходит на Украине. Два ближайших народа, а по факту – даже единый народ, благодаря умело срежиссированному «внешнему управлению» Киевом и националистической пропаганде, превратились в лютых врагов. И это – камень не только в украинского националиста с портретом Бандеры, требующего линчевать «москалей», но и в его зеркальное отражение в России, призывающее едва ли не уничтожать украинцев и стирать с лица земли Украину.

Поэтому единство славянских государств сегодня – не более чем миф. Россия, которая в мечтах панславистов занимала место объединителя славянских народов, сегодня осталась практически в полной политической изоляции среди славянских государств. Польша, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория – члены НАТО. Македония готовится. Даже в Сербии размышляют над вступлением в Альянс. Украина открыто называет Россию врагом украинской государственности и также стремится на Запад, в НАТО. Единственный формальный союзник – Белоруссия, но и «батька» Александр Лукашенко играет «свою игру», пытаясь лавировать между Россией и Украиной, Россией и Евросоюзом.

Можно сказать, что борьбу за политическое и идеологическое доминирование в славянском мире Россия проиграла. Сегодня нам проще сотрудничать с Казахстаном, Кыргызстаном или Арменией, чем с «братьями-славянами», поскольку перечисленные государства, хоть и чужды в культурном отношении, вынужденно тяготеют к России в силу своего географического положения и историко-политической специфики. Это политическое и идеологическое поражение неизбежно отражается и на культурном влиянии России в славянских странах, на ее образе в глазах самих представителей братских славянских народов. Кто еще любит русских столь же горячо, как сербы? Какой славянский народ?

В каких современных славянских странах испытывают большой интерес к русской культуре? На Украине, например, вообще запрещают многие произведения русских писателей, запрещают въезд в страну для деятелей культуры и искусства по малейшему подозрению в отсутствии лояльности действующему украинскому режиму. Достаточно выступить с концертом или выставкой в Крыму, чтобы получить «волчий билет» от киевских властей.

Россия, Украина и Белоруссия

Всегда считалось, что среди славянских народов русские, украинцы и белорусы занимают особое место. До советского времени вообще говорилось об одном русском народе и трех его составляющих – великороссах, малороссах и белорусов. Никаких украинцев не было и в помине – они появились в недрах австро-венгерских спецслужб для разрушения российского единства. Но что сделано, то сделано – и когда создавался Советский Союз, Украинская ССР стала одной из его важнейших республик. Восточные славяне – русские, украинцы и белорусы – считались наиболее братскими народами и это действительно было так: общая религия и культура, масса смешанных браков, единая (с небольшими нюансами) письменность.

Однако в проект Запада входило тотальное разрушение славянского единства и если настроить против России поляков, чехов, хорватов удалось очень и очень давно, то с украинцами все было куда сложнее. Антирусская пропаганда закрепилась лишь на крайнем западе Украины – в Галиции. Но с распадом Советского Союза именно националистические силы возобладали у власти в стране. Можно сказать, что ползучая дерусификация на Украине шла с 1991 года, хотя Кравчук, Кучма, Янукович и даже Ющенко не действовали столь топорно и агрессивно, как нынешние киевские власти.

В итоге все пришло к тому, что Россия и Украина превратились во враждебные государства, а раздел прошел даже в отдельно взятых семьях – родственники, проживающие на Украине и в России, шлют друг другу взаимные проклятья. И связано это исключительно с политической ситуацией, порожденной двумя главными факторами – интригами Запада и неспособностью России отстаивать свои интересы за рубежом в 1990-е годы, когда и закладывался фундамент современных украинских событий.

Когда на Украине бесновались «национальные писатели», ковали свою мощь боевики радикальных националистических организаций, умиленные московские чиновники слушали болтовню того же Кучмы о братстве двух народов. Но тогда время для часа «Х» еще не пришло – окончательный антироссийский поворот должен был произойти тогда, когда выросли и окрепли поколения, сформировавшиеся уже в самостийной Украине, а это все, кому сегодня не только 18-20, но и 40 лет (ибо начальная школа, в которую современные 40-летние украинцы успели походить в Советском Союзе, не в счет – формировались они уже после 1991 года).

В Белоруссии, кстати, реализуется тот же самый сценарий, правда более ползучий, в силу меньшей агрессивности белорусов и роли самого «батьки», который понимает, что его личная власть в любом случае держится на поддержке России. Но и там действует внушительная «аппазыцыя», спонсируемая Западом и включая как «интеллигентов» — писателей и публицистов, так и уличных боевиков. И опять российская власть верит рассказам о большой дружбе с Россией, хотя реальные дела «батьки», а особенно его внутренняя политика, совсем далеки от дружественных по отношению к нашей стране.

Почему все же нужен День единения и дружбы славян

Но политика – политикой, а славяне – это не только политические деятели и активисты, но и масса самых обычных людей, которая действительно имеет языковую и культурную близость и именно сотрудничество которой готово остудить некие «горячие головы».

День единения и дружбы славян – это ответ разумной части славянского мира тем силам и внутри славянских стран, и на Западе, которые пытаются окончательно перессорить все славянские страны и народы с Россией, а затем «деславянизировать» славян. Процесс «деславянизации» почти до конца прошли словенцы и хорваты, в меньшей степени поляки, чехи и словаки – латинский алфавит, западное христианство, близкие к германским культурные традиции. Но сербам, черногорцам, болгарам, македонцам не стоит обольщаться – руки дойдут и до них. Противопоставление черногорцев сербам – типичный тому пример, осталось постепенно перевести черногорцев в западное христианство и процесс разрыва будет завершен.

Поэтому когда проходят праздники, подобные Дню единения и дружбы славян, проводятся связанные с ними мероприятия, это демонстрирует мировому сообществу, что славяне все же еще ощущают себя единой общностью, пусть и богатой в своем многообразии. Конечно, основная роль в таких праздниках принадлежит деятелям культуры и искусства, но ведь именно они, а не ангажированные политические деятели, с полным правом могут считаться лучшими представителями своих народов. Особенно, если они лишены национального чванства, если они искренне хотят дружбы и единения славян.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читайте так же:

  • Традиции обычаи шотландии Традиции и обычаи Шотландии Хоть шотландцы обожают всячески подчеркивать их отличия от англичан, как народа, с которым они воевали много столетий подряд, но кое в чем обе эти нации все же […]
  • Традиция чтение семейной книги Традиция чтение семейной книги Семейное чтение – уходящие традиции или вечные ценности? Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной […]
  • Действенный ритуал на встречу Заговор на встречу — полезен в любви, в бизнесе и в семье Практически каждый заговор на встречу относится к любовной магии. Нужны такие заговоры тем, кто не желает выходить на связь по […]
  • Три спаса традиции Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый 08:25, 12 августа 2020г, Общество 1283 Фото Андрей КАСПРИШИН В августе православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - […]
  • Утренний ритуал с ли холденом 20 минут Утренний ритуал 20 минут от Ли Холдена 20-минутная практика Цигун Ли Холдена наполняет организм энергией для продуктивного дня. Не зря же существует выражение «встал не с той ноги». Утро […]
  • Традиция флоренции Флоренция: город искусства Флоренция - cтолица итальянского Возрождения, мировой центр Искусства и Культуры. Флоренция - родина Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Боккачо, Галилео […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *