Современные армянские традиции в семье

Современные армянские традиции в семье

Семья — является одним из важнейших институтов социализации, где постигаются основы нравственности. К.Д. Ушинский говорил, что «Каждый должен понимать, что воспитание заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду поминутно проникающей в его душу» [1]. Этому способствует микроклимат семьи, который формирует социально-адаптированное поведение. Легче всего семья передает положительное отношение через семейные традиции.

Каждая семья должна иметь свои традиции, крепкие устои и принципы. Семейные традиции, как правило, это не только празднования юбилеев и дней рождения, выбор профессий членами семьи и традиционные увлечения семьи.

Семейные традиции основываются, как правило, на общественных, религиозных, национальных и исторических традициях и обрядах, которые творчески преобразуются и дополняются собственными. Они уникальны для каждой семьи.

Традиция — это расширенное понятие. В традициях находит свое выражение культура семьи, где главная роль отводится в первую очередь родительскому авторитету, взаимоотношениям между родителями, уровню общения, культуры, образования и т.д. Благополучные взаимоотношения внутри семьи являются определяющими для эмоционального и психологического здоровья ребенка, а также основой социально-адаптированного поведения.

В любой семье, конечно же, есть свои семейные традиции. Например, у некоторых дети рисуют открытки к какому-либо празднику. Малыши очень любят принимать участие в совместной выпечки пирогов. Существуют традиции по временам года. Например, каждую весну участвуют в Дне Земли. Как правило, в этот праздник, родители и дети убирают в лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идут слушать птичек, отдохнуть на природе. Осенью же делают кормушки для птиц. Зимой в эти кормушки кладут угощение. Таких традиций очень много. Нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней. [3].

Традиционный тип семьи имеет свои преимущества. Например, здесь есть четкое распределение функций между супругами: если мужчина является кормильцем, то женщина обязана быть хранительницей домашнего очага.

Как правило, в ее обязанности входят: уход за домом и семьей, присмотр за детьми и их воспитание. Кстати, что касается детей, то традиционная семья является многодетной, поскольку одна из концепций супружеской жизни – это расширение семьи. Рассмотрим на примере армянской семьи.

Армения — это одна из стран Азии, в которой до сих пор встречаются большие семьи, количество членов в которой может достигать пятидесяти человек. Это большая редкость на сегодняшний день, но все-таки это существует, и было бы хорошо, если бы сохранилось еще долгое время.

Что касается жизненного уклада, которые преобладают и в наши дни в армянских семьях, сейчас мы попробуем описать в нашей статье.

Армянский народ радуются пополнению в семье. Даже совершенно чужие дети, считаются братьями и сестрами. Женщина так же должна относиться к детям девера как к своим, даже лучше, тем самым она показывает уважение и любовь к своему мужу и его семье.

Домашним хозяйством в семье, как правило, ведает женщина которая старше в семье. В армянской семье авторитет женщины в домашнем хозяйстве цениться выше авторитета мужчины.

Когда мужчина переступает порог дома, то он должен во всем подчиняться порядку, которая установила старшая женщина в доме. Большим позор считается, если мужчина поднимает руку на женщину, но от обиды, нанесенной мужем, жена может попросить защиты у его матери.

С давних времен в армянских семьях почитали уважение к старшим. Если в дом вошел пожилой человек, то молодые люди непременно должны встать и сесть только тогда, когда старший в доме скажет. При старших некультурно громко разговаривать, и как правило, не курят.

Всем известно, что армянский народ очень гостеприимный. И любой гость всегда желанный в доме. Во многих сельских семьях для гостей предоставляют комнату, обставляя ее лучшей мебелью, коврами и пастелью.

Свадебные традиции позволяют раскрыть многие семейные традиции, на которых затем строится семья.

По сей день сохраняется обряд одевания невесты. Во время предсвадебного пира в доме невесты приезжает сваха (на арм. «каворкин»), которую сопровождают близкие родственники жениха, несущие платье и фату для невесты. Одевают невесту в соседней комнате, после выводят к гостям. Через некоторое время, гости поднимаются и в сопровождении живой музыки, отправляются в дом жениха. Здесь свадьбу играют до самого утра.

Самый главный праздник армян считается Рождество. Поэтому в армянских семьях соблюдаются религиозные семейные традиции. 5 января в армянских домах готовится рождественский обед. На стол подают такие блюда, как постный плов с изюмом, курагой, рыба и шпинат. День накануне Рождества Христова называется «чрагалуйц». По древней традиции, в этот день зажигают все свечи в храмах. Из церквей доносится духовный гимн. Утром, все верующие, со своими семьями идут на литургию и на причащение Святых Тайн.

Сам праздник завершается освящением воды. В купель наливается вода и освящается животворящим святым Крестом и святым Миром. Настоятель храма выбирает любого из прихожан крестного, который своими заслужил это звание. А после освящения воды, крестный принимает святой крест из рук священника и уносит его к себе домой. Всем прихожанам, как правило, раздается освященная вода. Через 40 дней крестный, который забрал крест, приносит в храм.

Рождество Христово в Армении считается семейным праздником, а потому и вся семья собирается после обряда за праздничным столом. После этого, по традиции, старшие дети идут навещать своих родителей, младшие идут к старшим, благовествуя им Рождество Господне. [4].

Давно было замечено, что люди, которые остро и тонко чувствуют свою культуру, национальное самосознание, с особой гордостью строят свою жизнь в соответствии с обычаями, которые передали свои предки. Армения — эта та республика, которая не только сумела сохранить свое истинное духовное богатство — религию, культуру и многовековые традиции, но и которые до сегодняшнего дня,не смотря на горе и радость, строго соблюдает эти традиции передавая свои детям. На сегодняшний день сохраняются такие традиции как прочность брака, почитание и уважение старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи и гостеприимство. Я считаю, что обычаи, традиции, особенности жизненного уклада семейного быта других народов, всегда были и будут интересны и поучительны. В них — то и отражается история нашего народа. Современный армянский семейный быт и жизненный уклад народа сохранили в себе определенную народность, при которой всякое новое — это всего лишь основательно забытое старое. Поэтому данный опыт надо перенимать и развивать остальным народам, чтобы способствовать традиции способствовали развитию крепкой семьи!

Армянская семья XXI века: замуж за иностранца, заработки и матриархат

ЕРЕВАН, 15 мая — Sputnik. Структура традиционной армянской семьи с течением времени меняется, сказал в интервью Sputnik Армения доктор психологических наук Самвел Худоян. К вопросу о том, какова современная семья, он обратился по случаю Международного дня семьи.

По его словам, если раньше женщины работали меньше, то сегодня другая картина: деньги в семьи приносят жены, зачастую зарабатывающие больше мужей. Кроме того, мы нередко встречаем деловых женщин, строящих карьеру бизнес-вумен.

«Это сильно влияет на экономический статус женщины, она становится увереннее в себе. Женщина думает так: если я в состоянии обеспечить себя сама, зачем мне тогда мужчина. Из-за этого растет число разводов», — сказал Худоян.

Но при этом, по его словам, по количеству разводов нас не сравнить с западными и славянскими странами.

«Особенность современной армянской семьи состоит в том, что она стала демократичней, особенно в столице. Традиционные, консервативные установки, что женщина и мужчина должны выполнять конкретные обязанности, стереотипы ломаются», — отметил психолог.

Худоян считает, что сегодня мужья спокойно помогают женам по дому, не стесняясь этого, а женщины делают «мужские дела».

Хопан

Худоян считает заработки за границей негативным явлением.

«Еще в советские годы армяне часто выезжали на заработки, в хопан, в частности, жители Мартуни, Апарана. Они годами жили на чужбине, связывали себя отношениями с другими женщинами, которые рожали от них детей. При этом они неплохо зарабатывали и периодически возвращались в Армению, к семье. Что касается сел, то летом и осенью они оставались без мужчин. Лишь зимой они возвращались обратно», — отметил психолог.

По его словам, все это разрушает семьи. В итоге новые отношения завязывают не только мужчины.

Сейчас, как отметил Худоян, появилась другая тенденция: на заработки выезжают женщины, также выходящие замуж повторно. Мужчины же, по его словам, чаще всего заводят новые романы.

Замуж за иностранца

Армянки предпочитают выходить замуж главным образом за армян, считает психолог.

«В настоящее время наблюдается такая, весьма интересная тенденция: армянские мужчины, живущие на территории постсоветских стран, берут в жены армянок из Армении. Это относится и к западным армянам (выходцы из Западной Армении, потомки тех, кто пережил Геноцид — ред.). Смешение западных и восточных армян — это самое хорошее, что может произойти. Ведь раньше мы были разделены, именно потому и говорим, что у нас «двойное самосознание», — сказал Худоян.

Вместе с тем армянки выходят замуж за европейцев, русских, иранцев, бывали случаи создания семьи с турками.

«Кроме того, иностранным мужчинам нравятся армянские девушки. Они любят армянских женщин за стабильность, за то, что они очень хорошо ухаживают за своими мужьями. И вообще, наши женщины красивы»,- сказал доктор психологических наук.

Худоян отметил, что его друзья англичане, русские и финны восхищаются армянками, и хотят на них жениться. Кроме того, он в шутку добавил, что в Армении в последние годы «активно развивается» матриархат.

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

Семьи Армении

Каждый член семьи, в зависимости от возраста, в Армении имеет свои права и обязанности. Однако главное, что старшие всегда заботятся о младшем поколении и всячески их поддерживают и помогают.

Как и во многих семьях в одном доме проживают родители и старшие сыновья. Дочери соответственно всегда уходят из родительского дома в дом мужа, где их ожидает новая жизнь и новые обязанности.

Главой семьи или общины является самый старший мужчина в семье, хозяин дома. Однако в армянской семье есть некоторые отличия в том, что хозяин может распоряжаться всем имуществом, которое принадлежит семьи и, кроме того, судьбой каждого из членов семьи.

Хозяин дома обладает неограниченной властью, поэтому каждый член семьи старается всегда исполнять все указания старшего. Существует даже нечто, вроде внутри семейного этикета, который сказывается на некоторых нормах поведения.

Например, в тот момент, когда хозяин появляется в помещении, все присутствующие обязаны встать и поклониться; никто не имеет права начать разговор без разрешения старшего, нельзя курить в его присутствии. Кроме этого, хозяин всегда самый первый садится за стол и отходит ко сну.

Кроме хозяина дома в Армении не меньшими правами и авторитетом пользуется самая старшая женщина в доме, хозяйка дома. Если хозяин дома руководит всеми работами, которыми занимаются мужчины в семье, то хозяйка дома руководит соответственно всеми женскими делами.

Каждая невестка в этом случае имеет круг своих личных обязанностей, которые распределяются равномерно. Работы же всегда достаточно и у молодых женщин очень редко остается свободное время, которое они могут потратить на себя.

Кроме домашних забот есть еще и дети, которые тоже требуют очень много внимания. Хозяйка дома — это именно тот человек, от которого всегда зависит судьба ее сыновей. Только она принимает решение по поводу женитьбы сына и выбирает для него избранницу самостоятельно.

То же самое относится и к дочерям, которые не имеют права отказаться от жениха, выбранного матерью. Не к хозяину, а к хозяйке всегда обращались сваты, которые одаривали женщину подарками и просили руки ее дочери.

Больше всего забот, по хозяйству и по дому ложится на плечи младших невесток, а самыми свободными женщинами в доме являются не замужние дочери, которые большую часть своего времени тратят на то, чтобы приготовить себе приданное и немного помочь невесткам.

В отношениях между мужем и женой, невесток и свекровей в Армении наблюдается такой момент, что они не называют друг друга по имени. Имена могут быть заменены такими словами, как «брат», «сестра», «дочь» или «сын». Это своего рода избегания родственных связей.

Сюда же можно отнести и характерное отношение к женщине, когда молодые невестки, попадая в семью мужа, пользуются очень ограниченными правами и не могут даже разговаривать и показывать свое лицо, родителям собственного мужа, не говоря уже о посторонних.

Армянские семьи — это, прежде всего община, основанная по мужской линии. Родители в наследство оставляют свой дом только старшему сыну, который сам уже может решить, кто из братьев может жить с ним под одной крышей.

Однако в большинстве случаев, все сыновья остаются в родительском доме, что позволяет семье, становится более крепкой и сильной. В том случае, если хранительницей очага и хозяйкой в доме является мать, то она чаще всего проживает в доме младшего сына, и вместе с ней остаются ее незамужние дочери.

Несмотря на то, что имуществом, принадлежавшим семье, может распоряжаться хозяин общины, все-таки все имущество движимое и недвижимое принадлежит всем членам семьи. У каждого члена семьи, конечно же, могут быть и свои личные вещи, к которым относится оружие, одежда и украшения. Всем остальным имуществом могут пользоваться все члены семьи.

Традиционная армянская семья всегда соблюдает все правила гостеприимства, независимо от того, какое положение занимает гость. Каждому, кто попросит ночлег или возможность остановиться на время в доме армян, всегда оказывается почет и на стол выставляется только все самое лучшее, что только может предложить хозяин дома.

При случае, не считается зазорным попросить помощи у соседа, который всегда поможет с тем, чтобы накрыть на стол и приготовить для гостя постель. Особенно уважительно относятся к гостям, прибывшим издалека. Такого гостя сажают во главе стола, угощают его лучшими блюдами, делают все возможное, для того чтобы гость остался доволен.

Несмотря на то, что современный мир начинает диктовать свои правила поведения и проникает в каждую семью, армянские семьи остаются одними из немногих, которые хранят свои древние обычаи и традиции и строго соблюдают их.

Крепкие большие семьи позволяют намного лучше справляться с жизненными трудностями, нежели разрозненные семьи, которые с трудом поддерживают связи со своими родственниками.

Единственные изменения, которые заметны на сегодняшний день в армянских семьях — это наличие больших прав у женщин, которые больше времени посвящают теперь учебе и работе не только по дому, но и они могут устроиться на престижную работу вместе с мужчинами.

Это нисколько не отвлекает их от повседневных дел, зато с их стороны получается дополнительная финансовая поддержка семьи. Дети получают образование, которое также позволяет, им расти и развиваться дальше.

Армянские народные традиции. Семья.

Семья. Исторический очерк

Для традиционного армянского быта, как и для быта многих других народов мира, были характерны большие патриархальные семейные общины — гердастан, объединявшие до 50 и более родственников нескольких поколений, с четко выраженной половозрастной регламентацией прав и обязанностей их членов. Недаром слово ынтаник («семья» по-армянски) в переводе означает «под кровлей», т.е. имеются в виду живущие вместе в одном доме, под одной крышей. В то же время в народе для обозначения семьи чаще употребляли слова оджах (очаг), мец оджах (большой очаг), тсух (дым), тун (дом) или, как говорили в Арцахе, мец тон (большой дом).

В больших семейных общинах вместе жили родители и взрослые сыновья, в свою очередь имевшие детей и даже внуков. Во главе такой общины стоял пользовавшийся неограниченной властью старший в доме мужчина — тантер, хозяин дома, который единолично распоряжался как движимым и недвижимым имуществом гердастана, так и личными судьбами ее членев. Неограниченность его власти характеризуется бытописателями прошлого такими красноречивыми словами, как «самовольный властитель», «деспот», «владыка» и т.п. В функции тантера входили организация общесемейного хозяйства, руководство мужскими хозяйственными работами, главных образом земледельческими и скотоводческими, контроль над всеми доходами семьи, в том числе и заработками отдельных ее членов. В то же врем, несмотря на явно деспотический характер своей власти, при решении самых важных вопросов он советовался со старшими членами семьи, особенно со своими братьями, если они жили вместе с ним. Во второй половине XIX в. в Армении встречались семьи (правда, как редкое исключение, отмечает Э.Т.Карапетян), в которых власть отца контролировал совет старейших или семейные «собрания».
По отношению к главе семьи были приняты определенные нормы этикета: при его появлении все вставали, его указания выслушивали стоя, в его присутствии нельзя было громко разговаривать и курить; тантер первым садился за стол, занимая центральное место у очага, и первым ложился спать, причем младшая невестка должна была его разуть, раздеть, вымыв ноги и уложить в постель. Все члены семьи, независимо от пола и возраста, беспрекословно подчинялись ему.

Исключение составляла только пользовавшаяся большим авторитетом семье старшая в доме женщина — тантируи или тантикин, хозяйка или госпожа дома. Обычно это была жена главы семьи, но если она умирала раньше мужа, то ее права переходили к жене следующего по старшинству мужчины — старшего брата или сына. В этом случае ее авторитет признавался всеми родственниками и был выше авторитета ее мужа, который при живом старшем брате или отце оставался подчиненным членом семьи.

Тачтикин руководила всеми женскими работами в семье — домашним хозяйством, переработкой сельскохозяйственных продуктов и животноводческого сырья, сама пекла хлеб, варила обед, распределяла его между членами семьи, следила за чистотой и порядком. В ее ведении были все материальные ценности дома и ключи от него, продукты, без ее разрешения никто не мог ничего взять. В ее непосредственной компетенции, по выражению Елалаяна, «был руль семьи». Тантер, переступив порог дома, сам во всем подчинялся порядку, установленному ею. Недаром народная поговорка гласила: Муж — наружная стена дома, а жена — внутренняя. Мнение тантикин было решающим при выборе жены для сына, к ней в первую очередь обращались сваты, когда дело касалось замужества ее дочери. Только тантикин могла обращаться к тантеру по всем домашним вопросам и была единственной из женщин семьи, которая имела право садиться за стол вместе с мужчинами.

Тем не менее круг ежедневных обязанностей армянских женщин в большой семье был весьма широк. Так, Елалаян писал об этом: старшая невестка делает тесто, доит скотину, прядет шерсть, идет летом на высокогорное пастбище и там заготавливает сыр и масло; вторая и третья невестки просеивают муку, разжигают тонир, ткут различные шерстяные изделия и ковры, шьют, штопают, относят еду работающим в поле мужчинам, работают на гумне; младшая невестка каждое утро идет за водой, одевает свекра и свекровь, подает всем воду для умывания, стелит и убирает постели, подметает, зажигает огонь, подает всем обувь, открывает дверь, приносит обед, убирает со стола. Она снимает обувь со всех, включая своего мужа, укладывает спать свекра и свекровь и сама ложится спать позже всех, а встает раньше всех. Незамужние дочери были более свободны. По мере надобности они помогали невесткам по хозяйству, но в основном были заняты рукоделием и приготовлением приданого.

Взаимоотношения членов традиционной армянской семьи во многом регламентировались одним из широко распространенных в мире архаических обычаев — обычаем избегания. У разных народов этнографами были отмечены четыре основные группы избегания в зависимости от категории лиц, между которыми они возникали: запреты в отношениях между самими супругами; между родителями и детьми; между женщиной и родственниками ее мужа; между мужчиной и родственниками его жены.

Эти же формы избегания были характерны и для армян, но сохранялись они в разной степени. Так, материалы XIX в. показывают, что избегание мужчиной родственников его жены носило к этому времени чисто реликтовый характер, проявляясь только в некоторых свадебных обрядах, но не в повседневной жизни. Дольше всего у армян сохранялось избегание женщиной родственников ее мужа (в основном старших), что объяснялось патриархальностью армянской семьи и положением в ней женщины.

Этот обычай в народе назывался чхосканутюн или анхоск (букв. «неразговорчивость»), другое название — hарснутюн (от hарc — «невестка»).

В традиционной армянской семье стойко сохранялся запрет даже произносить имя жены или мужа, для супругов считалось «особым стыдом» называть друг друга по имени, сказать «мой муж», «моя жена». Эти слова заменяли другими, например, муж называл жену ахчи («девушка»), жена мужа — мард («человек»), а в присутствии посторонних — «сын» или «брат» либо соответственно «дочь» или «сестра» такого-то. Если мужу нужно было что-то передать жене, он обращался к ней обычно через свою мать, говоря; «Скажи ей, что. » При обращении к свекрови невестка, не называя имени мужа говорила: «Твой сын», а в разговоре с матерью или отцом — «твой зять». Избегание в отношениях между родителями и детьми в армянской семье в большей степени касалось отца, чем матери. Отец в присутствии своих старших родственников или даже посторонних лиц не должен был брать ребенка на руки, играть с ним и т.д. Родители старались не показывать, что этот ребенок принадлежит им. Если их спрашивали, чей это ребенок, отвечали так «К стыду сказать, наш», и тут избегая произнести «мой».
В литературе встречается немало сообщений об избегании армянкой старших родственников мужа. Так, еще армянский историк V в. Фавтос Бюзанд писал, что Тирит, двоюродный брат Гнела (оба были племянниками царя Аршака II), наслышавшись о замечательной красоте жены последнего, Парандзем, «. искал случая. повидать свою невестку», что свидетельствует о том, что в прошлом армянской женщине не полагалось даже показываться на глаза родственникам своего супруга. По замечанию А. Гакстгаузена, замужняя армянка «ни с кем не должна говорить. она разговаривает с мужем — и то тогда, когда она с ним наедине: со всеми прочими она объясняется только жестами».

Как сообщалось в 80-е годы XIX в., в среде сельского армянского населения молодая «по истечении года обязана ходить не иначе как с закрытым лицом, а до первых родов не вправе говорить как с родителями мужа, так и со старшими из ближайших родственников. В течение всего этого времени ей в случае надобности дозволяется объясняться с ними только при посредстве переводчиков: роль последних исполняют маленькие дети».

По сообщению Х.Самуэляна, «невестка в семье не имеет права говорить ни с кем из родных мужа (кроме детей) и даже с мужем в присутствии посторонних. До рождения первого ребенка, в некоторых местах даже в течение семи лет со дня замужества она показывается с закрытым лицом и говорит со всеми мимикой. Невестка не должна говорить со свекром до самой смерти, со свекровью — до разрешения от бремени первым ребенком, с деверями — в течение 10—15 лет. Вне семьи каждая женщина не только не имеет права говорить с посаженым отцом — кавором, но даже считается большим грехом показаться ему на глаза. Молодые невестки обязаны также для оказания чести старикам, соседям, как сотоварищам свекра, не говорить с ними 5—6 лет».

С. Д. Лисициан писал, что «невестке не разрешалось говорить со «старшей» (т.е. со свекровью) иначе как знаками. Сложилась особая манера речи при помощи знаков, которой пользовались невестки, обращаясь к старшим мужчинам, в особенности к свекру и старшим деверям». Схожие описания этого обычая имеются и в других публикациях.
Имущественно-правовые отношения членов семейной общины были основаны на общесемейной коллективной собственности при допущении элементов личной собственности, которую составляли предметы личного пользования, прежде всего одежда и оружие, а также украшения. В личной собственности женщины было ее приданое, состоящее из имущества, выделенного из общесемейного имущества отцовского дома. Оно увеличивалось эа счет труда женщины в семье мужа и подарков, полученных от родственников жениха во время смотрин и свадьбы, а также после рождения детей, особенно первенца.

Отцовский дом доставался самому старшему или младшему из братьев. Для остальных братьев строили дома на общие средства либо выделяли соответствующее имущество с учетом расходов на строительство. Если была жива мать, которая считалась хранительницей семейного очага, то она вместе с незамужними дочерьми оставалась, как правило, в семье младшего сына, и в данном случае отцовский дом доставался ему. Если же матери не было в живых, то в этом доме оставался старший сын, как главный наследник, достойный занять место отца.

Для армян, как и для других народов Кавказа, всегда были характерны тесные родственные связи. Кровные родственники входили в одну большую родственную патронимическую группу — азг (термин в армянском языке многозначен: «народ», «нация», «группа родственников» и др.). Азг образовывался путем деления разросшейся семейной общины на малые и большие дочерние семьи, которые, став самостоятельными, продолжали сохранять определенные хозяйственные, территориальные и духовные связи. Со временем эти семьи, разрастаясь, вновь распадались, и в результате такой последовательной сегментации образовывался коллектив родственных семей, насчитывающих в своем составе до семи-восьми поколений, ведущих свое происхождение от одного общего предка и связанных между собой главным образом духовными интересами.

Патронимические связи во многом дополнялись соседско-обшинными и при локализованном расселении семей одной патронимии тесно с ними переплетались. Эти связи принимали формы взаимопомощи, влияли на формирование общественного мнения.

У армян родственники по отцовской и материнской линиям назывались по-разному: соответственно азгакан (букв. «сородич») и барекам (букв. «доброжелатель»). Особенно близким родственником считался брат матери — керри.

В традиционном быту для армян было обязательным строгое соблюдение широко распространенного на Кавказе обычая гостеприимства. «Гость от Бога», — говорили в народе, и поэтому каждому путнику, постучавшемуся в дом, всегда были готовы кров и пища, а его коню — овес и вода. При этом считалось приличным, в случае необходимости, попросить постель или еду для гостя у соседа, поскольку гость считался как бы общим. С особым почетом относились к гостям, прибывшим издалека. По этикету полагалось, чтобы такой гость был в центре внимания семьи и не оставался в одиночестве. Его сажали на почетное место, с ним беседовали, для него приглашали родственников и соседей, его развлекали, дарили подарки и всячески старались угодить.

В западноармянских селениях для гостей и должностных лиц, приезжающих по служебной надобности, обычно содержали специальное помещение, куда назначали прислужника и поочередно присылали гостям еду. Это было вызвано нежеланием принимать турецких должностных лиц у себя в доме, поскольку они могли вести себя крайне назойливо, предъявляя оскорбительные для чести семьи требования.

Гердастаны в Армении отличались сравнительно большой устойчивостью и встречались еще в конце XIX в. и иногда даже в начале XX в. Многочисленные (до 100 человек и более) семейные общины, состоявшие из пяти-шести поколений родственников, с их патриархальным бытом, основанным на натуральном хозяйстве, сохранялись в конце прошлого столетия в некоторых отдаленных селениях горных районов Западной Армении (селения Сасун, Дерсим).
Но в целом большесемейные общины уже не были характерны для армянского общества. Распад их был обусловлен меняющимися социально-экономическими условиями, развитием капитализма, товарно-денежных отношений, усилением частнособственнических тенденций. Это было особенно заметно там, где развивалось отходничество, способствовавшее разложению общесемейной собственности, натурального хозяйства и патриархального быта семьи, как это происходило, например, по свидетельству С. Д. Лисициана, в Арцахе. Знакомство с бытом рабочих других национальностей, несомненно, оказывало определенное воздействие на традиционный быт армян, причем решающую роль в этом играл экономический фактор: заработав деньги, взрослый женатый сын предпочитал отделиться с женой и детьми, а не отдавать эти деньги в общесемейную кассу, как это всегда было принято в больших семьях.
К концу XIX в, для Армении стали типичными семьи, объединявшие родителей с женатыми сыновьями и их малолетними детьми; сыновья со взрослыми детьми образовывали самостоятельную семью. Так постепенно шел процесс сокращения средней численности семей. Например, в 80-е годы XIX в. средний размер армянской семьи колебался в ряде долинных сел от 6,0 до 9,6 человека, в горных селах — от 8,2 до 14,3 человека; в конце XIX в. в населенных в основном армянами Карсской и Ереванской губерниях средний размер хозяйства составлял соответственно 7,6 (в том числе в городах 7,9, в селах— 7,6) и 7.1 человека (6,1 и 7.3). Сравнительно меньшего размера были армянские семьи в Тбилиси. Подавляющее большинство из них объединяло от 2 до 5 человек и примерно четверть — от 6 до 10 человек.

Проектная работа. Влияние национальных традиций на культуру и быт народа (на примере армянской семьи)

Фонд развития Международного университета

НОУ средняя общеобразовательная школа «Росинка»

Проектная работа

Влияние национальных традиций на культуру и быт народа

(На примере армянской семьи)

Авторы: Авдалян Левон

Оглавление

Глава 1 Взаимосвязь национальных традиций, быта и культуры народа.

1.1. Культура и национальные традиции.

1.2. Культурно — исторические и нравственные нормы армянского народа.

1.3. Особенности национальных традиций армянской семьи.

Глава.2 Экспериментальное исследование явления сохранения и развития традиций в армянской семье

2.1 Описание методов исследования

2.2 Описание результатов исследования

2.3 Описание продукта исследования

Приложение 1 Анкета «Знания традиций моей семьи»

Приложение 2 Диаграммы

Приложение 3 Материалы к классному часу

Введение

В проекте «Влияние национальных традиций на культуру и быт народа (на примере армянской семьи) мы хотим показать значимость и разнообразие национальных традиций, которые легли в основу культуры и народа. Традиции любого народа складываются веками и передаются из поколения в поколение и в устном и письменном виде. Некоторые традиции уже не сохранились, так как современные течения (образование, телевидение и геополитическая обстановка в мире т. д.) формируют человека нового поколения.

В своей истории каждый народ осуществляет духовно – творческие свершения, переживающие века – это древнее искусство, музыка,

особенности национальной одежды, кухни и т. д. Каждое поколение привносит в культуру своё, и оно становится достижением народа, является общим для всего человечества.

Вот почему национальный Гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение жизнь народного духа Гений творит от себя, но в то же время за свой народ. Его творчество часто передавалось из уст в уста нашими предками. Национальная память хранит особенности старинных праздников, традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, но веяния нового времени, конечно, сказываются на формировании уже человека нового поколения. Поэтому наша задача состоит в сборе и в обобщении материала, который хранит национальная память народа.

В Армении семейные традиции тесно связаны с историей, культурой, жизненным укладом народа. Армянская семья — это символ гостеприимства, дружбы, взаимопомощи, силы народа.

Актуальность работы состоит в том, что культура и быт семьи строится на знаниях национальных традиций, которые составляют культурное достояние любого народа.

Научная значимость заключается в изучении влияния традиций на культуру и быт семьи с исторической точки зрения.

Социальная значимость в том, что бы ознакомить сверстников с элементами традиций, которые закладывались нашими предками, чтобы они не были утеряны во времени.

Личностная значимость состоит в том, что бы открыть для себя много нового и интересного в традициях армянского народа.

Объектом исследования: культура армянского народа.

Предметом исследования: традиции и быт армянского народа.

Гипотеза: знания о культуре – это ключ к пониманию традиций народа. В современном мире у всех народов утеряно много традиций, теряется и преемственность поколений, а это в свою очередь влияет на уровень культуры.

анкетирование учащихся школы, с целью выявления знаний по этому вопросу;

анализ и синтез.

Практическая значимость работы: определяется возможностью использования материалов проекта при проведении классных часов.

Глава 1. Влияние национальных традиций на быт и культуру народа

1.1 Культура и национальные традиции.

Зачем в современном обществе нужны знания культурно-исторических традиций, нравственных норм, которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы. На такие вопросы нет однозначных ответов.

Культура – совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.[1]

Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения и вкусы. Устная передача каких-либо исторических сведений, предание.[2]

Культура — выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Свои нравственные корни, свое начало любой народ берет в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей.
А причина возрождения кроется в восстановлении древних нравственных традиций, культуры. Богатое культурное духовное наследие нашего прошлого практически остается невостребованным. Молодое поколение на сегодняшний день к глубокому сожалению имеет практически очень слабое представление о нравственной культуре народа, примерах из исторического прошлого своей Родины. Широкое распространение среди молодежи получают наркотики, насилие, попрание нравственных и культурных ценностей. Вот поэтому овладение культурно-нравственными знаниями поможет бороться с нездоровой и опасной тенденцией, которую нужно устранять. Возвращение к прошлому и следование древним традициям и нравственным нормам – это возврат к истокам культуры народа

В своей работе я хочу затронуть ряд вопросов. Во-первых, показать, почему многие нравственные традиции, духовные стороны из жизни армянского народа были забыты и преданы забвению. Во-вторых, затронуть исторические, культурные и нравственные аспекты из прошлого армянского народа. Культурная глобализация привела к необходимости выявления и поиска новых путей решения вопросов национальной самобытности, национальной культуры, в том числе проблем сохранения нематериального культурного наследия.

1.2 Культурно — исторические традиции и нравственные нормы армянского народа.

«Чтобы жить благоразумно, изучай усердно дела своих предков» — гласит латинское изречение. Армения и армяне – уникальный феномен цивилизованного мира. Жизнь армянского народа – это одна из ярких и особых страниц в истории жизни народов. Нематериальное армянское культурное наследие и вся его ценностная система, претерпев изменения, нуждается в сохранении и в бережной передаче от одного поколения к другому.

Охрана духовного наследия подразумевает принятие мер, способных обеспечить его жизнеспособность, включая документирование, исследование, сохранение, популяризацию, передачу и возрождение.
Знакомясь с армянской культурой, каждый человек убеждается в том, что культурное наследие является объединительной силой для всех народов. Конечно, традиции, у армянского народа были всегда. Просто не всегда они реализовывались, в трудные времена пребывали в «законсервированном» состоянии. Армянин может совсем забыть армянские традиции, но когда появится возможность, они всплывают из подсознания, демонстрируя вдруг такое богатство, что создается впечатление, что за ним стоят годы и годы расцвета и благополучия…

Республика Армения (Хайастаны Ханрапетутюн) — это государство в южной части Закавказья. Площадь 29,8 тыс км2. Население 3 млн человек (2004). Официальный язык — армянский. Столица — Ереван. 11 областей (мазров), в т. ч. приравненный к этому статусу г. Ереван. Республика. Глава государства — президент. Законодательный орган — Национальное собрание. Входит в Содружество независимых государств (СНГ).

Рис.1 Ереван – столица Армении

Армянский народ — небольшой даровитый и интересный народ был за много тысячелетий до нашей эры первенствующей нацией Малой Азии, насадивший семена цивилизации Египта и влиявший на судьбу Ионической Греции. Захватив в свое время долины Верхнего Евфрата и Аракса, народ воспринимает македонскую и персидскую культуру, распространив ее по всем пределам Кавказа. В римскую эпоху этот же даровитый народ служит проводником римской гражданственности на Кавказе и в Персии. Он насаждает христианство на Кавказе, создает обширную историческую кавказскую литературу и утверждает свою культуру. Но и этим не окончилась деятельность армянской нации. Избитая, уничтоженная турками сельджуками, она совершенно неожиданно переносит свою деятельность на север в православную Грузию, а на юге создает самостоятельные владения в Киликии. В течение веков армяне активно участвовали в экономической, политической, общественной и культурной жизни приютивших их стран, защищали ставшие родными земли от иноземных захватчиков.

Каждая страна и её народ располагает своими специфическими богатствами, составляющие национальное достоинство.

В Армении нет ни больших сырьевых запасов, ни огромной территории, ни других значительных ресурсов. «Армения в уникальной ситуации – пишет американский биснесмен Рич Голдмен, — у нее не очень благожелательные соседи, нет морских портов, почти нет природных ресурсов. Ее основной природный ресурс – интеллект. Не случайно армяне – чемпионы мира по шахматам. Армения – мой второй дом. Это фантастическое место»[3].

Армянский народ — один из древнейших среди культурных народов. Армяне — необыкновенно деятельный и активный народ в самых разных областях духовной сферы — и в области науки, и в области литературы, и в области искусства.

В истории мировой культуры видное место занимает армянская книжная живопись.

Армянское средневековое зодчество проявило себя не только на родной почве, но и оказало влияние на культуру окружающих стран. Влияние армянской архитектуры прослеживается в Болгарии, ясно сказывается в Сербии.

В искусстве ковроделания, его возникновении и развитии большая роль и особое место принадлежит армянам — армянское ковроделание стоит у его истоков.

Медицина — неотъемлемая часть древне — армянской культуры — уходит корнями вглубь веков.

В Армении, в средние века, несмотря на лишения и войны, возникли одни из первых университетов.

История русской живописи была бы неполной и менее яркой без таких представителей, как И. Салтанов и И. Айвазовский (Ованес Айвазян), Мартирос Сарьян. В творческом наследии великого мариниста Айвазовского немало картин российских морских сражений, прославляющих подвиги русского флота.

И. Салтанов расписал паперти Спасского собора и Грановитой палаты, иконостас Архангельского собора, покои Коломенского дворца и ряд других сооружений.

Говоря о традициях и культуре армянского народа, надо отдельно остановиться на музыкальной странице истории. Истоки армянской национальной музыки берут свое начало на водоразделе древнейших эпох. В отличие от других форм эстетического самовыражения, именно музыкальные традиции отличаются исключительным иммунитетом во времени и в пространстве; народ или племя, оказавшись в силу возможных исторических событий в чуждой этнической среде, может забыть свой язык, но не забывает музыку предков. Музыкальные традиции доносят до нас столь древние элементы культуры, которые не смогли донести письменные исторические свидетельства. Гений армянской музыки Комитас[4] занимался научно-исследовательской работой, изучал армянские народные и духовные мелодии. Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. Он сосредоточил свое внимание на темах, касающихся народного музыкального творчества, раскрыл содержание народных песен. Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д’Энди, Габриель Форе, Камиль Сен-Санс… В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюси взволновано воскликнул: «! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!» Большинство его рукописей были уничтожены или растеряны по всему миру. » Армянский народ в песне Комитаса нашел и узнал свою душу, свое духовное «я». Комитас Вардапет — начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда». (Католикос всех Армян Вазген Первый)[5]

— выдающийся композитор ХХ века, один из основоположников современной музыкальной культуры нашей страны.

— выдающийся композитор и гениальный пианист.

Шарль Азнавур — выдающийся французский шансонье.

Такова в общих чертах плодотворная и созидательная деятельность армянского народа, включающая широкую географию своего проживания.

Нравственное чувство, как и религиозное чувство (вера) считались присущими всем людям, религия учит человека ясно и последовательно мыслить. Человек, верный традициям, живущий в системе, где доминируют традиционные ценности, мыслит более трезво, менее склонен к крайностям, к агрессивности, к индивидуализму.

Как ни странно, но примеры того, что лишенное нравственных ориентиров, или имеющее неправильные духовные ориентиры общество не жизнеспособно. Как евразийская страна, Армения не может позволить себе исключительно идти по западному пути, также как и следовать сугубо восточным традициям, поэтому и в международной политике и во внутренней политике ценности, ориентированные на Запад, либеральные ценности, должны сочетаться с традиционным ценностями.

Итак, несмотря на общественный строй, духовное начало, истинная религия обеспечивает жизнестойкость социальной и правовой системы, если при этом соответствующее место отводится национальным традициям, Уважения традиций рассматривалось древнекитайским философом Конфуцием[6] как своего рода гарант стабильности и поступательности общественного развития, в том время как их нарушение вело к краху правящих династий и руководимых ими государств.

Армянское законодательство и религиозная традиция введенное царем Тиридатом 3-им, в период правления которого Христианство было признано государственной религией Армении и является примером синтеза основоположений христианского вероучения и армянских традиций[7]. Причем, на базе созданных посредством синтеза традиций христианства и армянского народа ценностей сформировалась письменность Армении, ее национально-территориальное деление и институты государственного управления.

Во-первых, Армения и армянский народ в силу своей малочисленности должен, как ни один другой народ или государство следовать, так сказать духу времени, приспосабливая свою жизнь ходу развития цивилизации и его, а они не всегда соответствуют ценностям христианства, во-вторых, многие национальные традиции и ценности во многом не соответствуют христианству, а как быть с ними, во-вторых, прогресс требует смотреть вперед, — тогда традиция и ценности учат смотреть назад. Один исследователь писал, что на арбе нельзя догнать паровоза. Так, что выбирая между новыми ценностями и старыми, следует всегда свой выбор останавливать на том, что велит время.

В-третьих, заповеди христианства хороши, но как их перевести на закон права, причем основанного на требованиях европейского и иного сообществ.

На самом деле ценности христианства и национальные традиции не ограничивают развитие, а предвосхищают от впадания в крайности, гонки за ложными идеалами, которые не позволяют объективно, оценить ни сегодняшней ситуации, ни выработать перспективы на будущее. Именно Церковь окончательно сформировала национальные черты нашего народа, сохранив все ценное, что существовало на тот момент. Сегодня армяне отмечают древний языческий праздник Вардавар, как Преображение. Для армянина ценна история нашего народа во всей полноте. Но христианский период, длящийся вот уже 17 веков — особый. Как сказал перед Аварайрской битвой за веру Святой Вардан Мамиконян[8], христианство для армян подобно цвету кожи, который в отличие от одежды нельзя сменить. Вся армянская цивилизация пропиталась христианской верой. Вера не помешала, а помогла нам сохранить яркий национальный облик. Будучи армянами, через национальное мы сохраняли и сохраняем общечеловеческие ценности, глубоко вобрали их в себя и превратили в ценности национальные. Мы — неотъемлемая часть человечества.

Своих чад Армянская Апостольская церковь призывает сохранять верность национальным корням. Мы армяне. Наш священный долг — сохранить завещанное предками великое наследство. Во всеуслышание свидетельствовать кто мы, какую лепту внесли в общечеловеческую сокровищницу. Человек считает себя армянином, знает, что его предки и потомки — армяне. Но в чем это выражается? Что нас делает армянами? — Наше наследство, преемственность поколений. Каждый армянин должен быть носителем национальных ценностей.

1.3. Особенности национальных традиций армянской семьи

Традиции и обычаи армянского народа, сформировавшиеся за многие века, являются его гордостью. Темпераментные и вспыльчивые, но в тоже время добродушные и открытые, армяне нежно привязаны к детям, с трепетом и уважением относятся к семейным ценностям. Армянская семья всегда отличалась прочностью, и даже в условиях современного мира, благодаря тесным семейным узам и взаимному уважению, армянам удается сохранить свои союзы — крепкими.

Рис.1 Армянские дети.

Современная армянская семья, как правило, состоит из 4-5 человек. Домашним хозяйством в семье традиционно ведает старшая в доме женщина, ее авторитет признается выше авторитета мужчины. Почтительное отношение к старшим, проявление знаков внимания и уважения также являются для армян традиционными. К мнению старших всегда прислушиваются, старики играют значительную роль в решении важных семейных вопросов. В присутствии старших считается неприличным громко разговаривать, курить. Если в дом входит пожилой человек, молодые люди должны в знак уважения встать, а садиться только после приглашения старшего в доме.

Брак — один из важнейших социальных институтов, формы которого находятся в определенной зависимости от господствующих в общественных отношений и отражают как общие закономерности развития человечества, так и основные этапы этнической истории данного народа, его этнокультурные особенности, в частности, имущественно — правовые нормы, нравственные представления и традиции.

Рис. Напутствие молодой семье от старшего поколения.

В брак вступали строго по старшинству: обычай запрещал младшим жениться и выходить замуж раньше старших братьев и сестер.
При вступлении в брак у армян действовал ряд запретов, определенных нормами обычного права и церковными законодательством. Так, категорически запрещались браки между кровными родственниками до пятого, а то и до седьмого колена.

Другим видом запретов было ограничение по свойству. Не допускался брак двух родных братьев с двумя родными сестрами. Запрещались также браки между молочными братьями и сестрами.

На брачные ограничения оказывала влияние и религиозная принадлежность, так как небольшая часть армян, как уже отмечалось, по вероисповеданию были католиками, и браки между ними и армянами — григорианами были крайне редки. Браки армян с мусульманами резко осуждались.

Брачный круг был ограничен и территориально, т. е. невесту старались выбрать в родном или соседнем селе. Интересна с этой точки зрения старая армянская поговорка: «Лучше отдать дочь местному пастуху, чем чужому царю»[9]. Кроме того, по-прежнему большую роль играет национальная предпочтительность многих традиционных черт в быту.
В прошлом, традиционным способом заключения брака у армян был брак по сговору, основанный на уплате стороной жениха стороне невесты определенного выкупа.

Другим, менее распространенным был способ заключения брака путем похищения — ахчик пахцнел[10], главным образом в форме увода, т. е. с согласия девушки, но вопреки воле ее родителей. Такой способ заключения исследователи долгое время считали древнейшим и едва ли не универсальным. Позднее они пришли к выводу, что оба способа заключения брака (по сговору и похищением) по своему происхождению относятся к одному историческому периоду с той лишь существенной разницей, что брак по сговору уже в древности утвердился в качестве общепринятого правового института, а брак похищением никогда не был законным и считался отклонением от нормы, нарушением принятого обычая. Одними из самых красивых считаются свадебные обряды, которыми до сих пор сопровождаются бракосочетания. В прошлом свадьба длилась «7 дней и 7 ночей», в настоящее время продолжительность ее гораздо меньше. Как правило, молодые люди вступали в брак с согласия родителей. Если же родители девушки были против, парень, предварительно договорившись с любимой, организовывал ее похищение и женился тайком, а родителям приходилось примириться с этим.

Армянский народ издавна славится своим гостеприимством, теплотой и миролюбием. Местные жители приятно поражают туристов искренностью и радушием. Доброжелательное отношение к гостям, бескорыстность и открытость были и остаются характерной особенностью армян. Люди в Армении сохранили удивительную душевность, порядочность и честность. Со всеми этими и другими традициями и обычаями армянского народа вы сможете ближе познакомиться во время пребывания в стране самых гостеприимных в мире хозяев.

Традиции семейных отношений.

Объем родственных связей, которые поддерживает типичный армянин, очень велик. Однако кровное родство и степень этого родства играют здесь не решающую роль. «Требуется» общаться лишь с каким-то количеством родственников, а кто именно это будет — дело личного выбора. Родственные «звания» — во-первых, это удачный повод для установления личных отношений с кем-либо. Во-вторых, выяснение, проявление и реализация в общении родственных связей — своего рода национальное «хобби», интересное, приятное занятие для многих армян. С каким смаком армянин упомянет, что, например, такой-то приходится братом посаженному отцу тещи его дяди! Ведь быть собой — значит быть в родстве с другими, не быть чужим, не быть одиноким. Человек, связанный с кем-либо, вызывает доверие. Достаточно рассказать собеседнику о своих детях, родителях, близких друзьях. Конечно, рассказать только хорошее, выразить гордость за них. И наоборот, «ничей человек» вызовет или острую жалость или — подозрение. Например, человек, рассказавший кому-то в подробностях о своей ссоре с матерью или с братом, рискует больше не восстановить доверия собеседника.

В дальнейшем изложении будет рассказано об армянском детстве — наиболее самостоятельном периоде жизни армянина. Годы прибавляют армянину любви к близким и ответственности за них. Снять с себя ответственность и потерять при этом любовь — это ли не трагедия? Само по себе кровное родство не является залогом «близости». Слово «азгакан»[11] кроме буквальной, никакой нагрузки не несет. Не означает оно ни «родной», ни «близкий». Настоящие отношения выражало слово «барекам»[12] («желающий мне добра», «благоволящий»), называют и добрых родственников, и добрых знакомых. Смысл «ахпер»[13] был расширен для обозначения не только родных, но и двоюродных, троюродных братьев и даже близких друзей. Если человек говорил: «он мой брат», то иногда его переспрашивали: «естественный» брат или нет? Армянин может выбрать «братьев» среди родственников и знакомых. С кем-то действительно сблизиться, с другими поддерживать прохладные отношения. Но сделав свой выбор, он не вправе его менять. Ухудшение отношений с «братом» воспринимается его как драма не только им лично, но и его окружением («шрджапатом»).

Ухудшение отношений с близкими характеризует человека с плохой стороны. Прежде чем сделать такой шаг, человек подумает: а не лишусь ли я главного гаранта своего места в обществе — своего окружения? Один из интересных способов пополнить состав «братьев» предоставляет армянину такое родственное отношение как «баджанаг». Баджанагами приходятся друг другу мужья сестер. Само слово означает «поделившие [сестер] между собой». Женатыми на сестрах, конечно, могут оказаться люди очень разных интересов, разной культуры. Единственное — обычно разрыв в возрасте у них невелик. Еще одна схема отношений, возникающая вокруг молодой семьи, это «хэнами» (слово означает что-то вроде «со — попечители», «хранители» или «пестователи»). Этим отношением связаны родительские семьи супругов.

Часто такие семьи заводят дружбу помимо молодых, сами ходят друг к другу в гости (даже если молодая семья живет отдельно). Такая дружба старших ставит молодых в состояние совместной ответственности перед родителями, порой лишает их возможности жаловаться «своим» на «чужих», чаще же всего просто «намертво» скрепляет их брак: посягать на такой клубок отношений становится очень трудно. Собственно, даже свадьбу армяне представляют не как соединение двух людей, а как соединение двух семей, повод для новых отношений, которые им интересны и открывают новые возможности. Отношения супругов не отличаются какой-то «особостью» по сравнению с другими родственными отношениями. Главная их роль — служить центром для строительства сопутствующих отношений: родителей с детьми, старших семей, отношений детей с внуками. Большее значение имеет, например, способность супругов служить образцом для детей (чему детская среда придает особое символическое значение). В типичном случае, родители блестяще с этой ролью справляются.

Стоит отметить интересную роль «старших наставников», которыми становятся (при желании), посаженный отец и его жена — «кавор» и «каворкин»[14]. Кавором можно попросить быть кого-либо из старших родственников или знакомых перед свадьбой. Молодожены делают это по взаимному согласию. Тяжкие обязанности кавора начинаются с традиционно самого большого подарка, который он дарит к свадьбе, и продолжаются всю жизнь: к кавору и каворкин идут молодые, прося заступничества, протекции, совета, денег в долг и др. Кавор и каворкин периодически «инспектируют» молодую семью: неожиданно приходят в гости, звонят, интересуются успехами в работе и воспитании детей. Не успевшие обзавестись кавором к свадьбе, могут найти кавора к рождению ребенка, его крестинам или ко дню рождения, когда малышу исполнится год. Кавор ребенка нередко и в дальнейшем остается его наставником и защитником. Пожалуй, только с кавором и его женой сын может поделиться проблемами, которые есть между ним и отцом, матерью. А с другой стороны, надо обратить внимание на само это желание обустроить, обогатить свой круг, свое общение именно через семейные связи.

А еще стоит отметить искреннее желание молодых людей иметь старшего советчика. Это желание не выглядит странным в Армении, и почти не встречается в европейских культурах. Тот факт, насколько каждая родственная связь несет свой неповторимый стиль, особенно ярко видно на примере разницы образов двух «дядей» армянина. Брат матери — это «кери», то есть собственно «дядя», и ему чаще приходится быть советчиком, даже проводником молодого человека во взрослую жизнь. Тогда как брат отца — он так и называется «братом отца»… Быть «дядей» ему доверяют, обычно, во вторую очередь. Для сравнения — две тети армянина практически «симметричны».

Типичным для таких отношений в Армении является искренняя любовь, желание во что бы то ни стало найти взаимопонимание, готовность с удовольствием проводить свободное время с семьей, активно общаться со всеми членами семьи. Ни возраст, ни социальное положение обычно не могут помешать армянину часто и помногу общаться с родными. Подросток не лишит себя удовольствия погулять с дедом или бабушкой. Деловые встречи будут отложены, если взрослый армянин соскучится по тете и захочет ее навестить. Молодожены часто охотно живут у родителей мужа (гораздо реже — у родителей жены). И, конечно, люди любого возраста будут отдавать максимум времени прогулкам с малышами — будь то собственные дети, младшие братья и сестры или племянники. Особенные старания будут приложены к тому, чтобы собственные дети общались с кузенами и кузинами, а также с детьми близких друзей.

Традиции родственных отношений, конечно, идут из давних времен. Из родственных отношений армян происходят другие характерные отношения: отношение к детям, отношение к старикам, отношения полов. Считается, что как праздник воспринимается людьми выход из старой традиционной структуры. Но гораздо более праздничные ноты имеет процесс становления новой структуры, переход от «хаоса» к «космосу». Хотя бы потому, что в праздник превращаются не несколько дней или даже месяцев, а долгие годы. Внешне процесс этот напоминает интересную игру. Игру, правила которой складываются по ходу дела. Игру, в которую вовлечены все члены общества без исключения и которая кажется искрометным полетом фантазии. Абсолютно свободную игру, в которую играют самозабвенно, весело, раскованно, которая вполне напоминает карнавал своей внешней беспорядочностью и удивительной пестротой красок, но которая приводит, в конечном счете, к формированию очень плотной социальной среды. Но, если присмотреться к действию внимательно, имеет свои вполне четкие закономерности. Да и нет в ней специальных игровых ролей. По сути, происходят события — серьезней некуда. Игра происходит в самой жизни.

Традиции армянской кухни

Армянская кухня — одна из самых древних на Земле. На основании археологических раскопок ученые пришли к выводу, что еще две с половиной тысячи лет тому назад армяне имели представление о бродильных процессах в хлебопечении. Из седой древности берет свое начало такое популярное в настоящее время блюдо, как шашлык (хоровац). Блюда армянской кухни отличаются своеобразным пикантным вкусом и остротой. В качестве приправы применяют перец, чеснок, тмин, различную пряную зелень. Подсчитано, что для приготовления кушаний армянская кулинария использует около 300 видов дикорастущих трав и цветов, которые употребляются в качестве приправ или даже основного блюда. Объясняется это климатическими условиями и многообразием горной флоры, которая снабжала восточную кухню, в том числе и армянскую, различными эфироносными растениями. Из культивированных овощей широко употребляются в Армении картофель, помидоры, капуста, баклажаны, перец, морковь, огурцы, свекла, щавель, шпинат, спаржа, бамия, кабачки, тыква, стручковая фасоль и др. Многие овощи употребляются в сочетании с мясными и рыбными блюдами.

Другой характерной особенностью армянской кухни является то, что в пищу потребляется много соли. Специалисты объясняют это климатическими условиями. Известно, что общий расход соли человеческим организмом в жаркую погоду значительно выше, чем в условиях умеренного климата. Это подтверждается и тем фактом, что население горных районов Армении употребляет соли меньше, чем жители жарких районов республики.

И наконец, еще одной особенностью армянской кухни является острота закусок и концентрированных (наваристых) супов. Одна из любимых закусок — армянская колбаса суджух — содержит ряд пряных продуктов: чеснок, перец, корицу и др., благодаря которым колбаса приобретает характерный вкус и запах. Армянская кулинария наиболее широко использует говядину и баранину, свинина употребляется редко. Весной из свежих виноградных листьев, а летом и осенью из яблок, айвы, баклажан, перца и помидоров готовят толму (голубцы), начиненные мясным фаршем, рисом и пряной зеленью. В рационе у армян значительное место, кроме овощей и мяса, занимают также блюда из муки и круп. Из муки готовят своеобразный вид лапши — аришту, из пшеничной крупы — кашу с мясом курицы арису; очень любимы различные пловы из риса. Значительное место занимает в питании и армянский национальный хлеб — лаваш. Он представляет собой длинную и тонкую, легко свертываемую полосу из выпеченного теста длиной около метра. До сих пор лаваш выпекается в древних тонирах (глиняная печь цилиндрической формы, которая закапывается в землю). Тонир топят либо хворостом, либо кизяком. Он быстро нагревается, и налепленный на его стенках слой теста быстро выпекается. Во многих районах республики сохранился древний обычай осенью выпекать лаваш про запас на 3-4 месяца. Его высушивают, складывают в стопки, укрывают и хранят. Достаточно сухой лаваш увлажнить водой и укрыть полотенцем на полчаса, как он вновь становится мягким. В Армении любят печенье. Самые популярные из них гата — круглая сладкая лепешка с поджаристой мучной начинкой и пахлава — с ореховой начинкой.

Рис. Армянская пахлава

Один из самых распространенных молочнокислых продуктов армянской кухни — мацун. Приготовляют его из коровьего, овечьего молока и молока буйволицы. Из мацуна готовят первое блюдо — спас, вместе с размельченным чесноком его подают к различным мясным кушаньям. Разведенный водой мацун является прекрасным освежающим напитком. Из мацуна сбивают и масло, которое долго сохраняется.

В качестве сладкого блюда в армянской кулинарии широко распространены алани — высушенные персики, начиненные вместо удаленной косточки ореховой крошкой с сахарным песком; различные фрукты: груши, яблоки, айва, виноград, а также сливы, абрикосы, кизил, дыня, арбуз и др. Многие из них употребляются не только в свежем, но и в сушеном виде. Из виноградного сока варят дошаб — ароматный сироп темно-вишневого цвета, имеющий также лечебные свойства. Из дошаба готовят густой мучной кисель, в который обмакивают цепочки нанизанных на нитку долек грецкого ореха, высушивают их и хранят всю зиму. Это одна из самых популярных сладостей. Говоря об армянской национальной кухне, нельзя не отметить и своеобразный режим питания, который у армян является традиционным: легкий завтрак, умеренный обед и обильный и плотный ужин (50—60% дневного рациона).

Одной из обрядовых особенностей Армянской Церкви является матах — жертвоприношение; главный смысл его — пожертвование, принесение дара Богу и сотворение милости к бедным. С древних времен в Армянской Церкви установился обычай в дни больших праздников, в связи с освящением церквей или хачкаров совершать жертвоприношения. Жертвоприношение совершается по разным причинам:
— в благодарность Богу за избавление от несчастья или ниспослание благополучия;
— как ходатайство за упокоение душ усопших;
— во искупление грехов и ради спасения души.

Для жертвоприношения необходимо два компонента: животное и соль. Животное должно быть особью мужского пола. Это может быть бычок, баран, петух или голубь. Когда закалывают бычка, его мясо раздают в 40 домов, мясо барана — в 7 домов, петуха — в 3 дома. Мясо не должно оставаться на следующий день. Если в жертву приносится голубь, то его выпускают в небо. Соль должна быть освящена — этим также матах отличается от языческого жертвоприношения. Мясо варится в воде, приправленной солью и только. Однако обычай армянского матаха является глубоко человеколюбивым, христианским обычаем, который дает возможность верующим выразить свою любовь к Богу, проявить милосердие, помогая бедным и т. д. Истоки матаха идут от Авеля, Ноя, Авраама, Исаака и других праотцев. Сам Христос во время тайной вечери вкушал мясо пасхального агнца, который является матахом, завещанным пророком Моисеем.

Изучив материалы по данной теме, мы пришли к выводу, что культура — выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Проанализировав материал, мы сделали вывод, что жизненный уклад любого народа проистекает из исторических традиции, культурных традиций и нравственных норм народа.

Это мы выразили в таблице «Основы культурно – исторических традиций и нравственных норм народа».

Возрождая древние традиции, мы сможем заполнить пробелы в культурном наследии молодого поколения. Познакомившись с материалами по истории армянского народа, мы убедились, что в уникальности истории, культурных и нравственных корней, которые уходят далеко вглубь веков.

Армянский народ — необыкновенно деятельный и активный народ в самых разных областях духовной сферы. Почтительное отношение к старшим, проявление знаков внимания и уважения также являются для армян традиционными. К мнению старших всегда прислушиваются, старики играют значительную роль в решении важных семейных вопросов. В присутствии старших считается неприличным громко разговаривать, курить. Если в дом входит пожилой человек, молодые люди должны в знак уважения встать, а садиться только после приглашения старшего в доме. Поближе познакомившись и глубже изучив армянские традиции, мы попробовали классифицировать их по сферам жизни народа: семейные традиции, брачные традиции, армянская кухня, сохранение культурных традиций. Это мы выразили в таблицах 1, 2.

Основы культурно — исторических традиций

Читайте так же:

  • Неизменный год от года ритуал Наука История Как праздновали Новый год в России История празднования Нового года в России за последнюю тысячу лет В преддверии Нового года «Газета.Ru» рассказывает, как этот праздник […]
  • Традиции воспитательной работы в лагере Традиции в летних оборонно-спортивных оздоровительных лагерях Рубрика: 6. Внешкольная педагогика Статья просмотрена: 998 раз Библиографическое описание: Дзержинская Л. Б. Традиции в […]
  • Новогодние традиции и обычаи россии Российские новогодние традиции Все мы празднуем Новый год с 31 на 1 января. Но так было далеко не всегда. Этой традиции всего триста с небольшим лет. Обычай этот был утверждён государем и […]
  • Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 г "УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ" (публикация Международной торговой палаты N 500) (ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.1994) УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И […]
  • Традиции обычаи народов поволжья Традиции и культура народов Поволжья Учебный курс «Традиции и культура народов Поволжья» ориентирован прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре; […]
  • Хайц ритуал Маркус Хайц «Ритуал» Ритуал Язык написания: немецкий Перевод на русский: А. Комаринец (Ритуал), 2008 — 1 изд. Франция, 1760-е годы. Лесничий Жак Шастель и его сыновья Пьер и Антуан ведут […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *