Казачьи традиции для детей

Традиции и обычаи казаков

Традиции и обычаи казаков собрал председатель Совета стариков
Кубанского казачьего войска Павел Захарович Фролов

Помни, брат, что у казаков: Дружба — обычай;
Товарищество — традиция; Гостеприимство — закон.

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветрились и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписанные казачьи законы.

Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какаято двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны они — философы и поэты в душе — часто размышляли о суете сущего и о неизбежном исходе из этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру Православную, ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою — через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя — МЫ КАЗАКИ.

Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Казаки и родители

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью, заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня после ухода их в мир иной.

Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.

На крестного отца возлагалось главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословления родителей не начинали никакую работу, не принимали решений по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения.

Непочитание отца с матерью считалось за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи; родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» — «Вы, ма¬ма», «Вы, тату».

Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.

Отношение к старшим

Уважение старшего — один из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя, казаки всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего — Я Господь Бог ваш».

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязывал младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовал соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать — казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговор без его разрешения) и тем более — непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешения пройти. При входе куда-либо первым пропускался старший.

Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.

Младший должен проявлять терпение и выдержку при любых случаях не прекословить.

Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.

Вообще у казаков и особенно кубанцев уважение к старшему являлось внутренней потребностью, на Кубани даже в обращении редко можно услышать «дед», «стары» и прочее, а ласково произносится: «батько», «батьки».

Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.

Казаки и гости

Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. В шутливой казачьей застольной песне-частушке «Ала-верды» наиболее точно выражено почитание гостя: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом — ала-вер¬ды, ала-верды». Заслуженно подвергался презрению тот, кто не оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3 суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он не ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, по¬селке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его как гостя, накормит и его, и коня. На постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений. В сентябре 1991 года, когда руководство Казахстана во главе с Назарбаевым отказало в приеме казаков в гостиницах, прибывших в город Уральск по случаю празднования 400-летия службы Яицких казаков государству Российскому, несколько сот казаков были разобраны по казачьим семьям и приняты с присущим казачьим гостеприимством.

В сентябре 1991 года при поездке в Азов на празднование юбилея Азовского сидения группа казаков из 18 человек остановилась на привал у родственников сотника Г.Г. Пелипенко в станице Октябрьской (в прошлом Ново-Михаиловка). Казаки не были отпущены до тех пор, пока не были накормлены наваристым кубанским борщом, домашней снедью под чарку горилки и были предупреждены, чтобы на обратном пути не вздумали не заехать и не рассказать о празднике.

Казачье гостеприимство давно было известно не только историкам, но и простому люду. Одно из воспоминаний современников, хранящееся ныне в архиве, говорит:

«Я служил 2 года в Богуславе (ныне Херсонская область), а оттуда недалеко казачьи рыбные заводы. Бывало, приедешь на завод, а тебя даже не спросят, что ты за человек, а тотчас: дайтека поесть казаку и чаркой водки попотчуют, может быть, он пришел издалека и устал, а когда поешь, еще и предложат отдохнуть, а потом только спросят: «Кто таков? Не ищешь ли работу?»
-Ну, — скажешь, — ищу.
-Так у нас есть работа, приставай к нам».

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

Накормить и угостить своим вином прохожего считалось священным долгом каждого казака.

Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине — матери, жене, сестре — обуславливало понятие чести казачки, чести дочери, сестры, жены. По чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и же¬ной определялись согласно христианского учения (священного писания).

«Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа», при этом придерживались вековых устоев — мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина — в мужские. Обязанности были строго регламентированы самой жизнью. Кто и что в семье должен делать — четко разделено. Считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами. Строго придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в семейные дела.

Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее — ибо в женщине будущее твоего народа.

Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.

В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие — старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженной в бричку, и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк фамилии Эрдели подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и срубил его.

Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи.

Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

В казачьем обществе женщина пользовалась таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне и пребывание его в семье, станице было кратков¬ременным. Однако главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта.

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов и примером в этом являлась жена казака — мать его детей.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случив¬шемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, так как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, а мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскобительным.

Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», к равной — «сестра», к младшей — «дочка» («внучка). К жене — индивидуально каждый усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д., к пожилым годам — нередко «мать» а то и по имени-отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

При подходе к группе стоящих и сидящх, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье: «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько буллы, казаки!» Казаки отвечали: «Слава Богу!» В строю, на смотрах, парадах, полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин. »

При исполнении гимна России, области войска согласно уставу снимали головные уборы.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками.

Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, на Пасху, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно — среди женщин.

Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже с незнакомым человеком, появившемся в хуторе или станице.

Дети и младшие по возрасту, казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «Дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку (казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, то же делали и при выходе.

Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи — даже в полевых условиях.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо в пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему). Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак должен был предложить рядом стоящему (сидящему).

За грех считали отказать в просьбе просящему и в подаянии — нищему (считалось — лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, но не быть в долгу. Долг, говорили, ху¬же неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к себе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был расплачиваться тем же.

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста в могилу забивали осиновый кол.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нем, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: «Изверился человек в рубле, не поверят и в игле».

Детям, до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.

В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.

Долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи (свадьбой), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).

Казак в быту

Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Любили казаки застолье, общение, любили и выпить, но не напиться, а попеть песни, повеселиться, поплясать. За столом у казаков горилку не разливали, а подносили на разносе (подносе) и, если кто уже перехватил «лишку», то его просто обносили, а то и отправляли проспаться.

Не принято было неволить: хочешь — пей. Не хочешь — не пей, но рюмку обязан поднять и пригубить. Поговорка говорила: «Подавать можно, неволить нельзя». Застольная песня напоминала: «Пей, но ум не пропивай!»

В обиходе казачьей жизни было много и других особенностей быта, которые были порождены условиями их жизни. Нередко, особенно от людей, интересующихся прошлым (чаще от женщин) можно услышать: «Вот вы, казаки, как дикари, никогда под ручку с женой не появлялись на улице — она идет сзади или сбоку, вы даже ребенка на руках на улице не носили», и прочее.

Да, было когда-то и это, но обуславливалось заботой о женщине, чтоб не нанести ей лишний раз душевной травмы. Проводя жизнь в боях, казаки, естественно, несли потери и нередко значительные. И представьте казака, идущего в обнимку со своей любезной, а навстречу — другая молодая мать-казачка, потерявшая мужа, с одним ребенком на руках, а другой держится за подол. Что творится в душе этой казачки, когда малыш спрашивает: «Мама, мама, а где мой батя?».

По той же причине и с ребенком на руках казак не появлялся на людях.

Длительный период у казаков были в обычае мужские беседы (гуляние отдельно от женщин), так и женские без мужчин. А когда собирались вместе (свадьбы, крестины, именины), то женщины садились по одну сторону стола, а мужчины — по другую. Это вызывалось тем, что под воздействием хмельного казак по отношению к чужой жене мог допустить какие-то вольности, а казаки скорые на расправу, пускали в ход оружие.

Характерно: в прошлом у казаков в свадебных торжествах могли участвовать только женатые и замужние. Для неженатой молодежи отдельно проводились вечеринки и в доме жениха, и в доме невесты до свадьбы — это было заботой о нравственных устоях молодежи, ибо на свадьбе в торжествах и пожеланиях допускались определенные вольности.

Очень был востребован культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, а при посещении гостей и в гости не ходили без гостинца.

У терских и отчасти у кубанских казаков был принят обычай: перед засылкой сватов жених кидал свою папаху во двор невесты.

У яицких казаков отец невесты не справлял приданое, а по договоренности уплачивал деньги за приданое, так называемую «кладку», отец жениха.

Конь у казака

Не принято было у яицких казаков иметь боевого (строевого) коня — кобылицу.

У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра, а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости следили, чтобы конь полностью остыл, прежде чем его поставят в конюшню к пойлу или корму.

У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой».

Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знаменем, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник перед окнами, на вишневый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.

Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.

Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с войны (боя) на свое подворье.

При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и притороченным к седлу оружием, а уже за конем шли близкие.

Кинжал у казака

У линейных (кавказских) казаков и кубанцев считалось за позор, в прошлом, конечно, покупать кинжал. Кинжал, по обычаю, или передавался по наследству, или в качестве подарка, или, как ни странно, крался или добывался в бою. Была поговорка, что кинжалы покупают только армяне.

Казак и казаки

Казаки в общежитии своем были привязаны друг к другу как братья, гнушались воровства между собой, но грабеж на стороне и, конечно, у неприятеля, у них был вещью обыкновенной. Трусов не терпели и вообще считали первейшими добродетелями целомудрие и храбрость. Не признавали краснобайства, памятуя: «Кто развязал язык, тот вложил саблю в ножны», «От лишних слов слабеют руки», — и больше всего почитали волю. Тос¬куя по родине казак-поэт первой эмиграции Туроверов писал:
Муза — только свобода и воля.
Песня — только к восстанию зов.
Вера — только в дикое поле.
Кровь — одной лишь стране казаков.

Рождение казака

Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца.

Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Иоанну — воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» — понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев.

Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Женщина-казачка

Девушки-казачки пользовались полной свободой и рос¬ли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов, за которой следила вся казачья община, была достойна лучших времен Рима, где для этого избирались из самых благонадежных граждан особые цензоры. До певой половины 16 века еще сохранялось веяние востока — власть мужа над женой была неограниченной. В конце 17 века хозяйки, особенно пожилые, стали уже приобретать большое влияние в домашнем быту и частенько одушевляли беседы старых рыцарей своим присутствием, а когда те увлекутся в беседе — и своим влиянием.

Казачки в большинстве своем — тип красавиц, веками сложившийся, как естественный отбор из плененных черкешенок, турчанок и персиянок, поражал и поражает своей миловидностью и привлекательностью. В своей повести «Казаки» уже в первой половине 19 века Л.Н. Толстой писал:

«Красота гребенской женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую — татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки завязывают по-русски. Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость жизни».

К чести женщины-казачки-хозяйки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери и воспитательницы грозных казаков старого времени.

Душа казака

Таковы были казаки старого времени: страшные, жестокие и беспощадные в боях с врагами их веры и гонителями христианства, простые и чуткие, как дети, в обыденной жизни. Они мстили туркам и крымцам за бесчеловечное обращение и угнетение христиан, за страдания пленных братьев, за вероломство, за несоблюдение мирных договоров. «Казак поклянется душою христианской и стоит на своем, татарин и турок поклянется ду¬шой магометанской и солжет» — говорили казаки, стоя твердо друг за друга. «Все за одного и один за всех», за свое древнее казачье братство. Казаки были неподкупны, предательств среди них, среди природных казаков, не было. Попав в плен, тайн своего братства не выдавали и умирали под пытками смертью мучеников. История сохранила беспримерный подвиг атамана Запорожской Сечи Дмитрия Вишневецкого, который во время крымских походов попал в плен и турецкий султан приказал повесить своего злейшего врага на крюке. И повис над пропастью закрюченный под ребро русский богатырь. Несмотря на страшные муки, он славил Христа, проклинал Магомета. Рассказывают, что когда он испустил дух, турки вырезали его сердце и съели, в надежде усвоить бесстрашие Вишневецкого.

Казак и богатство

Некоторые историки, не понимая духа казаков — идейных борцов за веру и свободу личности — упрекают их в корысти, жадности и склонности к наживе. Это по незнанию.

Однажды турецкий султан, доведенный до крайности страшными набегами казаков, задумал купить их дружбу выдачей ежегодного жалованья, вернее, ежегодной дани. Султанский посол в 1627—37 годах принимал к тому все усилия, но казаки остались непреклонными и только смеялись над этой затеей, даже сочли эти предложения за оскорбление казачьей чести и ответили новыми набегами на турецкие владения. После того, дабы склонить казаков к миролюбию, султан прислал с тем же послом в подарок войску четыре золотых кафтана, но казаки с негодованием отвергли этот дар, говоря, что султанские подарки им не нужны.

Морские походы

Морские походы или поиски казаков поражают своей смелостью и умением пользоваться всякими обстоятельствами.

Буря и грозы, мрак и морские туманы являлись для них обычными явлениями и не останавливали их от достижения задуманной цели. В легких стругах, вмещающих 30 — 80 человек, с обшитыми камышом бортами, без компаса, они пускались в Азовское, Черное, Каспийское моря, громили приморские города вплоть до Фарабада и Стамбула, освобождая своих пленных братьев-казаков, смело и дерзко вступали в бой с хорошо вооруженными турецкими кораблями, сцеплялись с ними на абордаж и почти всегда выходили победителями. Разметанные бурей по волнам открытого моря, они никогда не теряли своего пути и при наступлении затишья соединялись в грозные летучие флотилии и неслись к берегам Колхиды или Румелии, приводя в трепет грозных и непобедимых, по тому времени, турецких султанов в их собственной столице Стамбуле.

Честь казачья

Добрая слава о казаках распространялась по всему миру, их стремились пригласить на службу и французские короли, и германские курфюрсты, но особенно соседние православные народы. В 1574 году молдавский господарь Иван прислал к гетману Смирговскому, преемнику Ружинского, просить помощь против турок. В таком деле единоверным братьям, конечно, отказу быть не могло. Смирговский выступил в Молдавию с небольшим отрядом в полторы тысячи казаков. Сам господарь с боярами выехал навстречу гетману, в знак радости молдаване палили из пушек. После знатного угощения казачьим старшинам поднесли серебряные блюда, полные червонцев, причем было сказано: «После дальнего пути вам нужны деньги на баню». Но казаки не захотели принимать гостинцы: «Мы пришли к вам, волохи, не за деньгами, не для жалованья, а единственно затем, чтобы доказать вам нашу доблесть и сразиться с неверными, коли к тому будет случай», — ответили они озадаченным молдаванам. Со слезами на глазах Иван благодарил казаков за их намерение.

Недостатки казака

Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят что-то от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть своим нарядом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питие. Француз Боплан писал о казаках:

«В пьянстве и бражничестве они старались превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в пьянстве с казаками».

Однако во время похода объявлялся «сухой закон», отважившегося напиться немедленно казнили. Но и в мирное время быть с водкой запанибрата могли только рядовые казаки, для «начальных людей», кто по существу руководил казачеством, пьянство считалось серьезным недостатком. Среди атаманов всех уровней пьяниц не было, да и быть не могло, ибо им тут же было бы отказано в доверии. Были, конечно, в среде казачества, как и в каждом народе, люди с темным прошлым — разные убийцы, преступники, проходимцы, но никакого влияния они оказывать не могли, им приходилось либо в корне изменяться, либо принимать лютую казнь. Всему миру было известно, что законы у казаков, особенно у запорожцев, чрезвычайно строги и расправа быстра.

Слово казака

Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали скоро и справедливо.

По отношению к своим провинившимся братьям — казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления — измену, трусость, убийство и воровство — были жестоки: «В куль, да в воду». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось.

Особенно жестокие и суровые наказания были в Запорожской сечи. Из преступлений самым великим считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым. Смертью каралось в Сечи воровство и укрывательство краденной вещи, связь с женщиной и содомский грех. Казак, вступивший в сечевое братство, принимал обет безбрачия. Казнь полагалась и просто за привод женщины в Сечь, будь даже это мать или сестра казака. Одинаково с этим каралась и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее, ибо, как справедливо полагали «лыцари», подобное деяние к обесславлению всего войска Запорожского простирается. Смертью наказывались также те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и дерзость против начальства.

Войсковой судья обычно исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга. За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи. За оскорбление начальства и неотдание долга товарищу приковывали к пушке цепями, и только в последнее время в Сечи за это полагалась высылка в Сибирь. За великое воровство, или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница — виселица. От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного.

Кроме шибеницы, запорожцы в редких случаях применяли заимствованный у ляхов гак (крюк), на котором осужденный подвешивался за ребро и оставался в таком положении до тех пор, пока кости его не рассыпятся. Пользовались они иногда острой палей или колом. Таковы были нравы и обычаи старого казачества.

О таинстве крещения

Прежде совершения таинства крещения должно было быть наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из святых Православной церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа быть милостивым к этому человеку и, по присоединению через крещение к святой церкви.

Во время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его и сделать его членом церкви и наследником вечного блаженства, крещеный же отрекается от дьявола, дает обещание служить не ему, а Христу и чтением Символа Веры подтверждает свою веру во Христа как Царя и Бога.

Когда же крестят младенца, то отречение от дьявола и всех дел его, а равно и Символ Веры произносят от его лица восприемники, т.е. крестный отец и крестная мать, которые являют на себя обязанность научить его вере, когда он придет в возраст, и заботу о том, чтобы он жил по христиански. Затем священник молит Господа освятить воду в купели и отогнать от нас дьявола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой жизни и при этом трижды делает в воде знамения: крест, сначала своей рукой, а потом, освященный елеем, которым он помазывает и крещаемого в знак милости Божьей к нему. После этого священник троекратно погружает его в воду, произнося «крещается раб Божий» (при этом упоминает его имя) «Во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь». На крещеного возлагается белая одежда и крест. Белая одежда служит знаком чистоты после крещения, а крест служит видимым знаком его веры в Иисуса Христа. Сразу же после этого совершается таинство миропомазания. Священник помазывает крещеного святым миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов печать (т.е. знак) дара Духа Святого. В это время незримо подаются крещеному дары Святого Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной.

Чело или лоб помазывается миром для освящения ума; глаза, ноздри, уста, уши для освящения чувств; грудь — для освящения сердца; руки и ноги — для освящения дел и всякого поведения. Троекратное затем хождение священника с новокрещенным и его восприемниками (крестным отцом и крестной матерью) кругом купели есть знак торжества и радости духовной. Возженные свечи в их руках служат знаком духовного просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещеного делается в знак его посвящения Господу.

День крещения для родителей младенца, его родных и близких является величайшей радостью, отмечается застольем, радостными пожеланиями и подарками.

Примечание: крестным отцом и матерью не могут быть некрещеные, с порочными недостатками в жизни, поведением, поступками, и легкими взглядами на жизнь.

В указанный для крещения день родственники с крестным и крестной являются в Храм к началу богослужения, и после окончания молитв — в отведенное место для крещения.

Проводы казака на действительную (срочную) службу

При достижении призывного (приписного) возраста малолеток (призывник) проходит при станице в течение года военную подготовку под руководством казачьего управления станицы и приводится к присяге.

Для приема присяги казаки являются в церковь на Богослужение. После его окончания выстраиваются на площади напротив алтаря Господнего со знаменем.

Священник после исполнения молитвы, посвященной воину, уходящему на службу, дает разрешение на приведение казаков к присяге.

Назначенный атаманом казак с управления перед строем членораздельно построчно зачитывает текст присяги, а казаки повторяют зачитанное вслух.

Окончив прием присяги, каждый казак подходит к аналою или столу, где лежат Евангелие и Крест. Поцеловав Евангелие и Крест, преклоняют колена перед знаменем, и целует его край, ставит свою роспись в книге приема присяги и становится в строй. Священник окропляет священной водой и дает напутствие.

Присутствующие при этом старики, родные, знакомые высказывают свои поздравления, пожелания, наставления.

В день приведения казаков к присяге организуется праздничное застолье.

Казаки, где их селения расположены недалеко от реки Кубань, выводятся на ее берег, делают общее строем коленопреклонение и осеняют себя крестным знамением. Старики поздравляют их с получением имени Кубанского казака.

На прием присяги казаки являются в парадной одежде.

При получении извещения (повестки) для явки на сборный пункт, в семье уходящего на службу организуется застолье близких, родных, друзей. В ходе застолья высказываются добрые пожелания, советы, надежды.
В день и час уходящего на сборный пункт, мать вручает сыну переписанный ею псалом 90 — ЖИВЫЕ ПОМОЩИ, по давнему казачьему поверью защищающий воина от всех бед, несчастий, насильственной смерти (пуль, снарядов, бомб).
В момент ухода из родительского дома на сборный пункт казак осеняет себя крестным знамением перед святыми образами с коленопреклонением, затем кланялся (в прошлом) отцу и матери в ноги, прося у них благословения на службу Отечеству и молитв на сохранение жизни и здоровья.
Родители благословляли казака и вручали ему иконку благословления.

Встреча казака по окончании службы

День возвращения казаков со службы всегда считался праздником. В семьях возвратившихся со службы казаков готовилась встреча: наводился порядок в доме, готовилось праздничное кушанье. Казаки по возвращению со службы шли в церковь, и после окончания молебна возвращались в дом отца.

Казак, возвратившийся в дом отца, освящал себя крестным знамением, с коленным преклонением. После чего просил благословления у отца повидаться с иконами и родными Отец с радостью возвещал — разрешаю. После встречи с родными и близкими устраивалось застолье.

В последующем казак в течение недели посещал дома родных и знакомых, а после приступал к обычной работе.

О погребении умершего

По смерти казака тело его обмывается и одевается на него чистая, по возможности новая одежда. Казачий обряд включает в себя: кальсоны, нижнюю рубашку из полотна «бязь», при отсутствии — трикотажную, бешмет, черкеску, на ногах — чулки — матерчатые типа ноговиц или легкие тапочки, по желанию родных не запрещались и туфли. На лоб умершего возлагался венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи и с надписью «Святый Боже. » в знак того, что умерший, как христианин, вел на земле борьбу за правду Божию и умер в надежде на милосердие Божие и ходатайство Божией Матери и Иоанна Предтечи получить венец на небесах. На руки его полагается крест или какая-либо икона, в знак веры умершего в Христа, Божию Матерь и святых угодников Божиих.

Тело умершего полагалось в гроб, который становился посреди комнаты перед домашними иконами (в переднем углу) и наполовину покрывался священным покровом в знак того, что умерший находился под покровом Православной церкви.

Лицо умершего в гробу должно было быть обращено к выходу.

Вокруг гроба зажигались свечи в знак того, что умерший перешел в область света — в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начиналось чтение псалтыря с прибавлением молитв об успокоении умерших и служились панихиды (краткие службы, состоящие из молитв о прощении грехов и успокоении в Царстве Небесном умершего). При служении панихиды собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак того, что они верят в светлую будущую жизнь, в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушились в знак того, что земная жизнь наша, горящая как свеча, должна потухнуть, чаще всего не догоревши до предполагаемого нами конца.

До погребения тело для отпевания переносилось (перевозилось) в Храм; перед выносом (перевозом) в Храм совершалась краткая заупокойная служба («Лития»), а во время перенесения (перевозки) поют Святый Боже.

В Храме гроб с телом умершего ставили посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба возжигали светильники.

В конце службы отпевания священник читал разрешительную молитву. Этой молитвой разрешались бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся и которые при покаянии он не смог вспомнить и умерший с миром отпускался в загробную жизнь, текст этой молитвы возлагался в руки умершего. Затем родные и знакомые давали умершему последнее целование, прощались с ним, после этого тело умершего обертывалось саваном и священник посыпал его крестообразно землей, гроб закрывался крышкой и умершему пели «Вечная память».

После отпевания гроб с телом умершего переносился (перевозился) на кладбище и опускался в могилу, лицом к востоку; при этом совершалась краткая заупокойная лития. Участники похорон с молитвой бросали в могилу трижды горсть земли и следовали по приглашению к поминальному застолью.

При переносе (перевозке) тела покойного «траурная процессия» двигалась в следующем порядке:
1. Чаша с «кутьей».
2. Ордена на отдельных малых подушечках с траурной каймой, медали, по нескольку медалей на одной подушечке.
3. Венки в одну колонну или колонну в два ряда.
4. Крест.
5. Крышка гроба.
6. Гроб с умершим.
7. (При похоронах казака, павшего в бою или на службе, за гробом шел конь под черным чепраком и притороченным к седлу его холодным оружием), родные, близкие, друзья, знакомые.

При подходе процессии к катафалку, входу в церковь идущие с венками образовывали коридор, через который проносился гроб с умершим.

Переносящим гроб с умершим на левую руку повязывали полотенце. На могиле христианина ставился святой крест, как символ победы Христовой над смертью и адом.

Имея истинную веру в бессмертие человеческой души, всеобщее будущее воскресение умерших, страшный суд Христов и последнее воздаяние каждому по делам его, святая Православная церковь не оставляет своих умерших без молитвы, в особенности в первые дни после их смерти и во дни общего поминовения усопших. Она молится за них в третий, девятый и сороковой день после их смерти.

В третий день святая Церковь, вспоминая трехдневное воскресение Христа, молит его воскресить умершего для блаженной жизни.

В девятый день святая Церковь молит Господа, чтобы он сопричислил умершего к лику угодников Божьих, разделенных, как и ангелы, на девять чинов.

В сороковой день совершается молитва, чтобы Иисус Христос, вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и умершего.

Иногда поминовение умершего, по усердию и вере его родных, совершается ежедневно, в течение всех сорока дней, эти поминовения называются сорокоустом.

Наконец, в годовщину смерти умершего молятся на него близкие ему родные и верные друзья, выражая этим веру, что день смерти человека есть не день уничтожения, а нового рождения для вечной жизни, день перехода бессмертной души человеческой к другим условиям жизни, где уже нет места земным болезням и воздыханиям.

Примечание:
1. В поминальных обедах, застольях в дни поста, а также в среду и пятницу, следует воздерживаться от мясных и скоромных закусок (сливочное масло, молоко, яйца, сыр). В эти дни основу блюд и закусок должны составлять рыба, овощи, фрукты, блины, компот, мед.
2. В дни поминовения раздают милостыни нуждающимся и на поминальный стол Храма.
3. Спиртным умершего не поминают, а по желанию принимают для аппетита при поминальной трапезе.

Тот, кто не уважает обычаи своего народа,
не хранит их в своем сердце, тот позорит
не только свой народ, но, прежде всего
не уважает самого себя, свой род,
своих древних предков

Традиции казачества — из поколения в поколение

Возрождение казачества приводит к тому, что оно становится неотъемлемой частью современного общества. Казачество, с его активным ростом, привносит в российскую действительность свои традиции и культуру, обычаи и нравы, имеющие многовековую историю.

Казачество является не только социальным институтом, народом, сословием или этнической группой, но в тоже время является носителем особого мировоззрения, со своей моделью мира, этикой, со своими традициями и культурой. Именно знание и соблюдение традиций и культуры казачества являются основным фактором того, когда «казака» можно считать настояшим казаком. И нет разницы в том, что казак является потомственным или «верстанным». Можно привести много примеров, когда потомственные казаки удовлетворяются только фотографиями своих предков, манипулируя ими, как удостоверением, подтверждающим принадлежность к казачьему народу.
Кричать на каждом углу о принадлежности к казачеству, щеголяя погонами и медалями, – не значит быть казаком. Какие бы споры не шли на страницах периодических и не периодических изданий, в соцсетях и форумах о том, кто может себя считать казаком, – все равно вывод будет один: казак тот, кто имеет в сердце казачий Дух, несущий и воплощающий в жизнь традиции, обычаи и нравы казачьего рода в целом и рода своей семьи. Имея в своей родословной казаков, и, в тоже время, не соблюдая «казачьих традиций», человек отказывается и уходит от казачества, прерывает казачий род. Только жизнь по традициям семьи и передача этих традиций своим детям делают возможным продолжение «казачьего рода, которому не будет перевода». Традиции тогда считаются действенными, когда они станут образом жизни и будут передаваться из поколения в поколение.

Рассматривая традиции казачества, мы должны учитывать веление времени или так называемую историческую действительность.

Казаки с давних времен жили общинами в станицах и хуторах. Основополагающим принципом жизни семьи был «принцип рода», согласно которому строилась система воспитания, культуры и традиций, как семьи, так и в целом общины. При передаче знаний и традиций казачества не нарушались связи поколений, в следствие чего традиции передавались из поколения в поколение в первозданном виде. Следуя родовым принципам, казак воспринимал своё телесное, душевное и духовное совершенствование как продолжение своего рода. Преемственность поколений заключается не только в передаче знаний, культуры и традиций, а также в воспитании морально-нравственных качеств, ответственности перед своим родом. Казак стремился жить так, чтобы не было стыдно не только перед отцами, дедами и прадедами, а также перед будущим поколением – сыновьями и дочерями, которые должны были гордиться своим отцом и матерью, их силой, мудростью и отвагой. Каждый казачий род имел свою историю славы, доблести и чести, передача знаний о них была выражена в семейных в традициях и культуре.

Основную роль в жизни казака составляют заповеди Христовы и, конечно же, казачьи заповеди.

Традиции казачьего воспитания: этический аспект Текст научной статьи по специальности « Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна

Статья посвящена анализу традиций казачьей культуры и возможностям их использования в качестве основы для современной системы образования .

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Мурзина Ирина Яковлевна,

THE TRADITION OF THE COSSACK EDUCATION: THE ETHICAL ASPECT

The article is devoted to the analysis of the traditions of Cossack culture and how they can be used as the basis for the modern system of education.

Текст научной работы на тему «Традиции казачьего воспитания: этический аспект»

ТРАДИЦИИ КАЗАЧЬЕГО ВОСПИТАНИЯ: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья подготовлена в рамках работы по госзаданию № 2020 / 392, НИР № 1881

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: традиции, казачья педагогика, казачий этикет, семейные традиции, патриотизм, образование, культура.

АННОТАЦИЯ: Статья посвящена анализу традиций казачьей культуры и возможностям их использования в качестве основы для современной системы образования.

THE TRADITION OF THE COSSACK EDUCATION: THE ETHICAL ASPECT

KEY WORDS: tradition, Cossack pedagogy, Cossack etiquette, family tradition, patriotism, education, culture.

ABSTRACT. The article is devoted to the analysis of the traditions of Cossack culture and how they can be used as the basis for the modern system of education.

В современной научной и научно-популярной литературе все чаще встречается понятие «казачья педагогика», которую рассматривают, с одной стороны, как развитие идей этнопедагогики, с другой, как самостоятельную ветвь внутри целостного и многообразного мира казачьей культуры. Под казачьей педагогикой сегодня понимают обобщенный практический опыт воспитания и обучения детей на основе устоявшейся системы моральных ценностей, в которой ключевое место занимают традиции культуры, характер бытового уклада, специфика социальных связей и отношений, влияющих на становление личности.

Ключевым понятием становится традиция (от лат. — traditio — передача, предание) — социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в течение

длительного времени. Говоря о традиции, как правило, подчеркивают несколько аспектов: «набор» ценностей, которые передаются от поколения к поколению, собственно функцию передачи / трансляции социокультурного опыта, характер отношения к прошлому, понимание и принятие значимости исторического наследия.

О каких традициях ведется речь применительно к казачьей культуре? Основой морально-нравственных устоев являются десять Христовых заповедей. «Родители с детства детей поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но, прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай

© Мурзина И.Я., 2020

душу свою через покаяние, молись единому Богу Иисусу Христу; и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя — мы казаки» [1. С. 15]. Эти истины легли в основу своеобразного кодекса казачьей чести:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах, помни: нет ни князя, ни раба, но все рабы Божии.

3. По тебе судят обо всем казачестве и народе.

4. Служи верно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай.

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

10. Береги семью свою и служи ей примером [5. С. 182].

К традиционным ценностям относят семейные. Крепкие патриархальные семьи казаков рассматривают как основу станичного уклада. Семья у казаков напоминала казачью общину в миниатюре. Обычно казачья семья была большой с несколькими взрослыми женатыми сыновьями. Ее главой являлся старший по возрасту — отец или дед. Он нес ответственность за все, что происходило в доме. Строгий, требовательный, трудолюбивый, он был непререкаемым авторитетом в семье. Отец воплощал собой закон, долг и честь, определял жизнь семьи, принимал решения, наказывал и миловал, учил «порядку и делу». Глава семьи единолично распоряжался семейным бюджетом, принимал решение об отделении сыновей и дочерей при вступлении в брак.

Отец был примером для подражания. Наблюдая за ним, сын строил свои отношения с другими людьми, учился отвечать за свои поступки, быть честным и справедливым, мужественным и милосердным, уважительным к старшим и заботливым к младшим. Заботой о близких

была наполнена жизнь матери-казачки. Она оставалась главой семьи, когда казак уходил в поход. На ее плечи ложились все хозяйственные заботы, присмотр за детьми, уход за стариками. Она с раннего детства учила детей заботиться о других, оказывать помощь старикам.

Несмотря на то, что отношения в семьях были мягкими, внешне было не принято проявлять свои чувства: казак стеснялся при посторонних брать на руки своих детей или оказывать знаки внимания жене. А женщина должна была оказывать знаки уважения мужчине: она вставала в знак уважения при его появлении в доме, никогда не переходила ему дорогу.

Семейное воспитание было источником нравственности. Ребенку с детства прививались представления о правильном и неправильном поведении, воспитывались чувство долга и совестливость. Считалось, что главными качествами человека являются трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав.

Без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Так семья казаков, члены которой были связаны взаимной помощью и ответственностью, выполняла свои обязанности перед казачьей общиной.

Вместе с родителями воспитанием казака и казачки занимались крёстные -духовные родители, которые в христианской традиции принимают ответственность перед Богом за духовное воспитание ребенка. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее.

Если в семье рождался мальчик, то на крёстного ложилась основная задача по воспитанию из него казака-воина. А его крёстная мать заботилась о том, чтобы воспитать в казаке уважительное отношение к женщине, матери и хозяйке. На крёстного ложилась основная задача обучения мальчика казачьей науке. Крёстный и кровный отцы дополняли и по-своему

уравновешивали друг друга: если родной отец был излишне мягок в отношении к своему сыну, то строгость и суровость проявлял крёстный.

Писатель Борис Алмазов, почетный атаман Северо-Западного Округа Союза казаков, воссоздавая исконные традиции, описал, какое значение имел крёстный в жизни и воспитании казачат: от участия в ритуале крещения и первого Причастия к подготовке воина и вручении ему оружия.

В старину у казаков Дона существовал обычай, который сохранился и поныне. Когда мальчику исполнялся год, ему в первый раз стригли волосы. На женской половине дома, куда был запрещен вход мужчинам, крёстная срезала первые прядки волос, которые потом всю жизнь хранили за именной иконой. Когда ребенок был острижен, крёстный у дверей спрашивал: «Готов казак?» Ему отвечали: «Готов! Принимай!» Он брал мальчика на руки и нес к церкви.

Там мальчика сажали на неоседланного коня, и крёстный провозил его вокруг церкви. По тому, как поведет себя казачонок, гадали о судьбе будущего воина: схватится за гриву — будет жив; заплачет, попробует слезть или повалится с коня -быть убитому.

Вместо седла коня покрывали шелковым платком, который бережно хранили всю жизнь. Впоследствии в него заворачивали памятные казаку вещи: первые погоны, награды. Борис Алмазов вспоминал, что в сундуке его бабушки хранилось несколько свертков, завернутых в такие платки, — памятные вещи ее погибших братьев.

Из рук крёстного принимал мальчика отец, чтобы отнести сына в церковь к Святому Причастию. После Причастия крёстный надевал на казачонка ремень от сабельной портупеи и нес шашку, которую пока еще малышу держать было не под силу.

В воротах родного дома отец, передавая ребенка матери, говорил: «Прими, мать, казака!» А жена благодарила его за то, что он «пожаловал ее сыном». Крёстная снимала с мальчика портупею и, передавала ее крёстному с пожеланием хранить до срока, а то «нашему казаку еще год не вышел, ему еще расти надо». Крёстный принимал оружие, целовал клинок шашки и обещал хранить, а крестника обучить воинскому мастерству . Когда крестнику исполнялось семнадцать лет и его приписывали к полку, крёстный передавал ему оружие.

Если рождалась девочка, то основную роль в ее воспитании играла крёстная. Она учила быть верной и умеющей ждать женой, терпеливой матерью и доброй хозяйкой. А ее крёстный заботился, чтобы у девочки формировалось отношение к казаку как к воину-защитнику, отцу и главе семьи [см. подробнее: 2].

Дети, чьи отцы погибли в сражениях на войне, считались атаманскими детьми. Атаман станицы или хутора был обязан знать их всех, заботиться о них. Старики следили, чтобы сирот не обижали. Крёстные наблюдали за их здоровьем и нравственностью.

Семья строилась на взаимопомощи: жена помогала мужу, дети — родителям. Мужчины выполняли самую тяжелую работу — они косили хлеб, женщины вязали его в снопы; мужчины возили снопы, старики и дети — молотили; малые дети стерегли скот, погоняли лошадей при пахоте. Честный труд был для казака показателем духовной силы. Считалось, что закаленный крестьянским трудом, казак без затруднений переносил тяжести воинской службы, а после окончания военных действий легко менял саблю на плуг.

Воспитание казака — это воспитание ответственности за свой дом, свою семью, свое дело. Если в бою погибал отец, его сын, даже не достигший совершеннолетия (21 года) мог быть наделен правами главы

семьи. Например, в Донском крае существовал обычай, когда в связи с потерей кормильца вдова или оставшийся за старшего из детей сын казака обращались с просьбой к Казачьему кругу о том, чтобы поставить старшего сына (если ему к тому времени уже исполнилось десять лет) главой семьи. Это было необходимо для получения им полного земельного пая в 30 десятин (или 1,1 га), положенного каждой казачьей семье. Тогда совершался обряд «набрасывания шинели»: казачонок вставал на стул, на его плечи атаман набрасывал шинель и объявлял его главой семьи. Старики и казаки высказывали пожелания его семье, крёстным родителям. Новому главе семьи преподносили подарки: атаман обычно дарил шапку, старики — сапоги, священник — Евангелие.

В казачьей культуре особое значение имели родственные связи. Во многом это связано с патриархальным характером жизни, но не только с ним. Родственники помогали друг другу справляться с трудностями, оказывая помощь и в повседневной трудовой жизни, и в военные годы. В традиционной культуре важное значение имеют не только кровнородственные связи, но и родство (свойство), возникающее, если брат или сестра вступали в брак. Также свойстве» м могли скрепляться отношения, сложившиеся по службе или по совместному труду (побратимство).

В каждой казачьей семье за иконой или рядом с ней хранился семейный поминальник, в котором из поколения в поколение записывали имена всех умерших родственников. Долг каждого человека поминать умерших родных, пока он жив сам. После его кончины память будут хранить его дети. Воспитание казака начиналось с семейных рассказов о жизни предков.

С раннего детства прививались детям такие нравственные качества, как чувство долга и родственная солидарность, осознание мужского достоинства, понятие о девичьей чести и гордости, дисциплини-

рованность и вежливость. Можно говорить о своеобразном казачьем этикете — непи-санном кодексе хороших манер и правил поведения.

Важное место в казачьей культуре отводилось «старикам» — уважаемым в станице людям, чья жизнь отвечала высоким моральным качествам. Они выступали не только хранителями народных традиций, но и наблюдали за всей жизнью в станице.

До революции для казачьего самоуправления особое значение имел станичный сбор. По Положению об общественном управлении станиц казачьих войск 1891 года станичный сбор состоял из станичного атамана, его помощников, а где таковых нет, его кандидатов, хуторских атаманов, судей, казначея и казаков-домохозяев. Казаки-домохозяева, как правило, и были наиболее уважаемыми представителями станицы. Выбранные в станичный сбор казаки следили прежде всего за тем, чтобы не нарушались законы социальной справедливости, ответственности за хозяйственную деятельность, чтобы сохранялись традиции, обеспечивающие «добрую нравственность по общежитию и семействах, благочестие, чинопочитание и уважение к старшим» [6. С. 7].

Насколько эти ценности соответствуют сегодняшнему дню, не вступают ли они в противоречие, не приводит ли следование традиции к конфликту с современным социумом? В ситуации ценностного релятивизма образование, целью которого является формирование мировоззренческих установок и нравственных убеждений, определяющих социальное поведение, выступает как желаемый идеал. На наш взгляд, в становление казачьего образования в нашей стране может рассматриваться как один из многочисленных вариантов ответа на вызов времени.

По данным Совета при президенте РФ по делам казачества в стране около 7 миллионов человек причисляют себя к ка-

закам. Общая численность войсковых казачьих обществ — более 700 тысяч человек, так называемых «нереестровых» общественных казачьих организаций — более 600. В России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников. Кроме того, в стране существует 150 военно-патриотических и военно-спортивных клубов и более 500 казачьих фольклорных ансамблей [7].

Нам уже приходилось писать о проблемах конструирования казачьей идентичности как направленном процессе, в котором система образования играет ведущую роль [см. подробнее: 4]. В ситуации, когда мифологизация прошлого может рассматриваться как одно из направлений современных гуманитарных практик, вопрос о казачьем этикете и кодексах поведения приобретает характер размышления об основах культуры и возможностях интеграции исторически сформировавшихся представлений в актуальную современность. Вероятно, излишняя декларативность и назидательность, с которой выступают современные ревнители традиций, должна быть уравновешена систематической работой по знакомству, освоению и интериоризации социального опыта, превращению внешней по отношению к человеку информации в основу жизненного опыта и личностного развития.

Направлений здесь несколько. Прежде всего это рефлексия над основаниями, которые лежат в основе традиций. В основе казачьей культуры лежат религиозные ценности. В силу того, что исторически в казачьих войсках служили представители различных конфессий, мы не можем говорить исключительно о Православии, однако современные реалии таковы, что именно православные корни казачьей культуры справедливо рассматриваются как доминантные. Возрождение религиозных традиций — процесс долгий: от внешнего уча-

стия в обрядовых практиках — к глубокой и искренней вере. В системе казачьего образования религиозные традиции становятся одновременно и предметом для изучения (введение учебных курсов, посвященных православной культуре), и основой повседневных практик (молитва, участие в обрядах, присутствие икон в интерьере классных комнат, участие в социальных проектах — соработничество).

Патриотизм является ценностной основой воинского служения. Споры о сущности патриотизма уступили сегодня место обсуждению путей его формирования. Можно выделить несколько аспектов: обращение к прошлому (история казачества), гражданско-патриотическое воспитание (анализ характера взаимоотношений внутри казачьей общины, казачьего самоуправления), военно-патриотическое воспитание (допризывная подготовка, военно-спортивные игры).

Вопрос об историческом прошлом как основе патриотического воспитания носит дискуссионный характер. Избирательное отношение к истории, конечно, не предполагает ее мифологизацию (рассмотрение прошлого исключительно как «времени героев» и «золотого века»), но в реальной практике становится именно таковым. Даже беглый анализ текстовых и электронных ресурсов, посвященных истории казачества, показывает, что существует, с одной стороны, все еще не до конца удовлетворенная потребность в популяризации исторических исследований, посвященных различным этапам казачьей истории, с другой, не всегда корректное обращение с историческими фактами.

Воспитание казака тесно связано с семейным укладом. Последнее десятилетие, когда активно возрождается интерес к казачьей культуре, казалось бы, период не очень длительный. Однако уже сформировалось поколение молодых людей, для которых принадлежность к казачеству — это личностная характеристика. Знаками этой

Мурзина Ирина Яковлевна — доктор культурологии, профессор, зав.кафедрой культурологии; Уральский государственный педагогический университет; профессор Межвузовского центра по преподаванию культурологии в технических вузах РФ; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

идентификации становятся попытки в собственной жизни руководствоваться сложившимися культурными традициями. На форумах и в социальных сетях можно встретить обсуждения темы «кто главный в семье», «сколько детей должно быть в семье», «как «вести» дом» и др., где вопрос о главе семьи связывается с взаимоуважением супругов, вопрос о многодетности — с условиями городского или сельского образа жизни, понимание ценности домашнего очага — с образом семьи, в которой человек вырос.

Конечно, соответствовать в полной мере образцам патриархальной жизни сегодня практически невозможно. Интервью с представителями казачьих семей подтверждают, что для них слова «казачья семья» включают и религиозность, характер межличностных взаимоотношений, и особенности хозяйственного уклада, и многодетность. И в то же время подчеркивается, что сохранение традиций — не самоцель, а возможность воспитания человека с нравственными устоями.

В силу того, что вопросы нравственного поведения тесно связаны с системой ценностей, необходимо обозначить круг возможностей, которые может использовать система образования, обращаясь к традициям казачьей культуры. 1. Опыт семейной педагогики (религиозное воспитание как освоение духовных традиций; положительные примеры боевых подвигов, безупречной службы деда, отца, родственников, станичников; первый опыт трудового воспитания). Решая задачу создания единого культурно-

образовательного пространства, в местах компактного проживания казаков создаются образовательные программы (например, «Семья, школа, казачья община» в среде Терского казачества), направленные на работу с семьей, проводятся праздники, фестивали, конкурсы, посвященные казачьей семье (см. например, фестиваль «Казачья застава», г. Елец; вечер — конкурс «Отец,

мать и я — казачья семья», Ростовская область, празднование Дня матери-казачки). Актуальным видится обобщение опыта территорий, на которых казачество — одно из субкультурных образований. Необходимо обсуждение таких проблем, как: возможное партнерство и взаимодействие семьи, школы, казачьей общины, социальной среды и анализ существующих рисков.

2. Опыт казачьей школы (организация казачьей школы, ее связь с войсковым сообществом; межэтнические отношения; уровни обучения — от станичной школы к военному училищу; направления подготовки -от начального образования к начальному профессиональному). Сегодня востребован опыт организации совместного обучения (белль-ланкастерская система в станичных школах), эстетического развития кадет, физической подготовки с включением народных игр, разнонаправленного профильного обучения (актуализация исторического опыта подготовки переводчиков, топографов, медиков, учителей).

3. Опыт патриотического воспитания (включает не только военно-патриотическое воспитание, но и изучение культурных традиций, участие в краеведческой, экологической, волонтерской деятельности; вовлечение в деятельность родителей, выпускников школ, общественные и ветеранские организации, культурные центры; организация музеев). В год 70-летия Победы важно обращение к страницам Великой Отечественной войны, на фронтах которой принимали участие кавалерийские дивизии казаков Дона, Кубани и Терека, Урала, Забайкалья и Дальнего Востока. В более чем десяти кавалерийских дивизиях основу составили уральские и оренбургские казаки. В то же время противоречивое прошлое не должно замалчиваться (как известно, казаки воевали по обе стороны фронта), необходимо включение исторического материала в поисковую и исследовательскую работу учащихся.

Таким образом, вопрос о казачьих о ценностях культуры, механизмах ее

традициях может рассматриваться как од- трансляции и освоения.

но из направлений социальной рефлексии

1. Акимов П.А. Православие и традиции в казачьем воспитании // Педагогическое краеведение (к 900-летию г. Рязани) / Тезисы докладов 2-й научно-практической конференции. 20 сентября 1995 г. — Рязань, 1995. С. 12-17.

2. Алмазов Б. «Богатырь ты будешь с виду и казак душой. » Исконные традиции воспитания казачат // Российское казачество. 2020. №1(25) С. 10-16.

3. Дзюбан В.В. Традиции, культура и промыслы казачества России: методологические и научно-практические аспекты исследования // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2011. №3. С. 99-104.

4. Мурзина И.Я. Конструирование идентичности казаков: культурологическая интерпретация // Вопросы культурологии. 2020. № 5. С. 82-86.

5. Нагорная В.А. О традициях духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания казаков-кадетов // Образование и саморазвитие. 2020. № 2(30). С.180-184

6. Положение об общественном управлении станиц казачьих войск : (Собр. узаконен. и рас-поряж. правит. 1891 г., № 73, ст. 771). — Неофиц. изд. — Вест. казачьих войск, 1901.

7. РИА Новости: Медведев «обновил» внешний вид казаков, отделив их от «ряженых». URL: http://ria.rU/defense_safety/20100210/208602910.html#ixzz3XdR045yd (Дата обращения 17.04.2020)

Читайте так же:

  • Любовь ритуал отзывы Любовь ритуал отзывы --> Мечты сбываются! --> исполнение желаний Голосование: лучший ритуал на привлечение любви pozitiv Дата: Четверг, 13.03.2020, 01:52 | Сообщение # 1 […]
  • Свадебные обряды и традиции казаков Войдите в ОК КАЗАЧЬИ СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИСреди многих казачих обрядов нет более красочного и волнующего, чем свадебный .Поэтому ниже приведем некоторые из них. Выбор невесты. Женились казаки […]
  • Утренний ритуал с ли холденом 20 минут Утренний ритуал 20 минут от Ли Холдена 20-минутная практика Цигун Ли Холдена наполняет организм энергией для продуктивного дня. Не зря же существует выражение «встал не с той ноги». Утро […]
  • Спортивные ритуалы традиции и символика в спорте Похожие работы на «Спортивный ритуал, традиции, символика в спорте» Спортивный ритуал, традиции, символика в спорте Физкультура и спорт, Спортивный ритуал, традиции, символика в спорте, […]
  • В стране н сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту 2. При­ве­де­но обоснование, например: Могут быть при­ве­де­ны иные обоснования, ука­за­ны другие пра­виль­ные признаки. В стране н сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за […]
  • Ритуал колёс » Путь Дурака - Сакральный Смысл Образа Дурака в Русских Сказках Вчера в 22:41 автор Полина » Разные картины Вчера в 22:08 автор Полина » Веселые картинки 3 Вчера в 21:30 автор [email protected] » […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *