В стране н сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту

2. При­ве­де­но обоснование, например:

Могут быть при­ве­де­ны иные обоснования, ука­за­ны другие пра­виль­ные признаки.

В стране н сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту

Первое занятие с репетитором абсолютно

записаться на занятие

Выбери свой курс
подготовки к ЕГЭ / ОГЭ

Вебинар ЕГЭ по математике

(разбор 10-го задания)

Методический материал

Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь

Обществознание ((C7). Задание-задача)

Приобретите наш курс

Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков

В стра­не Н. со­хра­нил­ся старинный сва­деб­ный обычай упла­ты калыма за невесту. Как правило, ре­ше­ние о за­клю­че­нии брака при­ни­ма­ет­ся родителями же­ни­ха и невесты, а сами мо­ло­дые люди впер­вые могут уви­деть друг друга толь­ко на свадьбе. Жен­щи­на переезжает в дом мужа, не имея воз­мож­но­сти в даль­ней­шем строить карьеру, по­лу­чать образование.

К ка­ко­му типу семьи от­но­сит­ся данная семья? Обос­нуй­те свой ответ. На­зо­ви­те любые две ха­рак­тер­ные черты семьи, приведённой в задании.

Пожалуйста, сравните полученный Вами ответ с ответом, указанным во вкладке «пояснение». Укажите баллы самостоятельно, руководствуясь критериями оценивания выполнения задания

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы.

— жен­щи­ны и млад­шие члены тра­ди­ци­он­ной семьи не могут на рав­ных с муж­чи­нои принимать уча­стие в при­ня­тии решении о жизни семьи;

1. Дан ответ, допустим:

— семья от­но­сит­ся к тра­ди­ци­он­но­му (патриархальному) типу.

— в семье, упо­мя­ну­той в задании, не­рав­но­прав­ное положение жен­щи­ны с мужчинои, жен­щи­на полностью ма­те­ри­аль­но зависит от мужа и его семьи.

— в тра­ди­ци­он­ных семьях су­ще­ству­ет четкое рас­пре­де­ле­ние гендерных ролей и до­маш­не­го труда, жен­щи­на занимается до­маш­ним хозяйством и детьми;

К какой тен­ден­ции раз­ви­тия меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний можно от­не­сти про­ве­де­ние меж­ду­на­род­но­го фе­сти­ва­ля мо­ло­де­жи? При­ве­ди­те любые два дру­гих при­ме­ра этой тен­ден­ции раз­ви­тия меж­на­ци­о­наль­ных от­но­ше­ний. (Каж­дый при­мер дол­жен быть сфор­му­ли­ро­ван развёрнуто).

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) ука­за­ние на то, что при­ве­ден­ный при­мер от­ра­жа­ет тен­ден­цию меж­на­ци­о­наль­ной ин­те­гра­ции;

2) дру­гие при­ме­ры про­яв­ле­ния дан­ной тен­ден­ции, до­пу­стим:

— со­зда­ние меж­ду­на­род­ных эко­но­ми­че­ских и по­ли­ти­че­ских со­ю­зов: Ев­ро­пей­ская Ас­со­ци­а­ция сво­бод­ной тор­гов­ли (ЕАСТ), Ев­ро­пей­ский Союз (ЕС), ор­га­ни­за­ция Се­ве­ро­ат­лан­ти­че­ско­го до­го­во­ра (НАТО) и др.;

— со­зда­ние меж­ду­на­род­ных куль­тур­ных цен­тров в раз­лич­ных го­су­дар­ствах: (Центр меж­ду­на­род­но­го об­ра­зо­ва­ния, Центр ла­ти­но­аме­ри­кан­ской куль­ту­ры и др.).

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие при­ме­ры.

После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? (Укажите два фактора). Как они называются в социологии?

Со­дер­жа­ние вер­но­го от­ве­та (до­пус­ка­ют­ся иные фор­му­ли­ров­ки от­ве­та, не ис­ка­жа­ю­щие его смыс­ла).

1) В от­ве­те на­зы­ва­ет­ся про­цесс: вер­ти­каль­ная вос­хо­дя­щая со­ци­аль­ная мо­биль­ность.

2) Ука­за­ны ее фак­то­ры: по­лу­че­ние об­ра­зо­ва­ния, брак с лицом, за­ни­ма­ю­щим более вы­со­кий ста­тус.

3) Дано общее со­цио­ло­ги­че­ское на­зва­ние этих фак­то­ров: ка­на­лы («лифты») со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.

Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.

1) указание на то, что причиной межнациональных конфликтов в названных странах стало стремление отдельных народов к политической независимости (сепаратизм);

2) другие причины, например:

— требование культурной автономии;

— борьба за подлинное равноправие.

Могут быть указаны иные причины.

Возникшая в глу­бо­кой древности семья пер­во­на­чаль­но сосредоточивала в себе все ос­нов­ные функции по обес­пе­че­нию жизнедеятельности человека. По­сте­пен­но она стала раз­де­лять свои от­дель­ные функции с дру­ги­ми институтами общества. Ука­жи­те три такие функции. На­зо­ви­те социальные институты, ко­то­рые стали их выполнять.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

1. Функ­ции семьи, ко­то­рые были раз­де­ле­ны с дру­ги­ми институтами общества.

а) Со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щая (воспитательная).

2. Институты, ко­то­рые стали выполнять.

1. Образование, религия. Участ­ву­ют в со­ци­а­ли­за­ции личности.

2. Государство (полиция, армия), за­щи­ща­ет права и безопасность членов семьи.

3. Сред­ства массовой информации. Пред­став­ля­ют возможности ор­га­ни­за­ции досуга, воз­мож­но­сти для раз­вле­че­ния членов семьи.

В одной из се­ве­ро­аф­ри­кан­ских стран на­чал­ся во­ору­жен­ный кон­фликт между вла­стью и оп­по­зи­ци­ей. Мно­гие мир­ные жи­те­ли из опа­се­ния за свою жизнь по­ки­ну­ли свои дома и на­ча­ли по­ки­дать стра­ну, по­пол­няя ла­ге­ря бе­жен­цев в со­сед­них стра­нах, ста­ра­ясь до­брать­ся до Ев­ро­пы, найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти.

Какое со­ци­аль­ное яв­ле­ние пред­став­ля­ет дан­ный при­мер?

Ука­жи­те две ха­рак­те­ри­зу­ю­щие его, при­ме­ни­тель­но к дан­но­му при­ме­ру, раз­но­вид­но­сти. Объ­яс­ни­те Ваш выбор.

1) Дан ответ, например:

— описываемое в задании явление — социальная мобильность.

2) Приведены виды с пояснением, например:

— групповую (охватывает множество людей);

— горизонтальную (люди не изменяют (улучшают или ухудшают) своего статуса, стараясь устроиться по своей профессии на новом месте).

Могут быть приведены иные формулировки.

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями». Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

3) пример, допустим: санкции поощрения – похвала, аплодисменты, приз, грамота и т.д.

Может быть проиллюстрирован другой элемент. Может быть приведён другой пример.

В любом современном обществе существуют богатые и бедные, различающиеся уровнем дохода и властью в обществе. Какое социальное явление иллюстрируют указанные различия? На основе обществоведческих знаний укажите любые три социальных фактора, которые эти различия определяют.

1. Указано социальное явление.

2. указаны три факторы, определяющих это различие, допустим:

— доступ к власти;

Могут быть названы иные факторы

А можно посчитать это социальной дифференциацией, поясните, пожалуйста!

Можно, но вам будет труднее доказать это.

1) социальное явление: социальный контроль;

Может быть проиллюстрирован другой элемент. Может быть приведён другой пример

В стра­не Н. со­хра­нил­ся ста­рин­ный сва­деб­ный обы­чай упла­ты ка­лы­ма за не­ве­сту. Как пра­ви­ло, ре­ше­ние о за­клю­че­нии брака при­ни­ма­ет­ся ро­ди­те­ля­ми же­ни­ха и не­ве­сты, а сами мо­ло­дые люди впер­вые могут уви­деть друг друга толь­ко на сва­дьбе. Жен­щи­на пе­ре­ез­жа­ет в дом мужа, не имея воз­мож­но­сти в даль­ней­шем стро­ить ка­рье­ру, по­лу­чать об­ра­зо­ва­ние.

3. Ука­за­ны признаки, допустим:

— как правило, тра­ди­ци­он­ные семьи многопоколенные, сов­мест­но проживает не­сколь­ко поколении родственников.

Ан­глий­ский со­цио­лог Эн­то­ни Гид­денс это яв­ле­ние опре­де­ля­ет как про­цесс обу­че­ния и вос­пи­та­ния, в ходе ко­то­ро­го бес­по­мощ­ный мла­де­нец по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в об­ла­да­ю­щее са­мо­со­зна­ни­ем ра­зум­ное су­ще­ство, по­ни­ма­ю­щее суть куль­ту­ры, в ко­то­рой он ро­дил­ся. На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, смысл ко­то­ро­го рас­крыл Э. Гид­денс. Ука­жи­те любые два субъ­ек­та, ока­зы­ва­ю­щих наи­боль­шее вли­я­ние на этот про­цесс и вли­я­ние од­но­го из них про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны:

— со­ци­аль­ное яв­ле­ние — со­ци­а­ли­за­ция.

Могут быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие субъ­ек­ты:

— окру­жа­ю­щая со­ци­аль­ная среда.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие при­ме­ры:

— В семье Тро­я­нов­ских ро­ди­те­ли при­ви­ли дочке Се­ра­фи­ме пра­во­слав­ные ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния;

— За один­на­дцать лет обу­че­ния в школе, Свет­ла­на осво­и­ла ба­зо­вые пред­став­ле­ния по ос­нов­ным на­у­кам.

Могут быть при­ве­де­ны и иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смыс­ла.

При устрой­стве на ра­бо­ту граж­дан­ка А. за­пол­ня­ла анкету, в ко­то­рой указала, что она спе­ци­а­лист с выс­шим образованием, про­ис­хо­дит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. На­зо­ви­те один пред­пи­сан­ный и два до­стиг­ну­тых ста­ту­са граж­дан­ки А., ко­то­рые она от­ме­ти­ла в анкете. На при­ме­ре од­но­го из на­зван­ных до­стиг­ну­тых ста­ту­сов ука­жи­те ста­тус­ные права и обязанности.

В от­ве­те могут быть ука­за­ны:

1. Пред­пи­сан­ный — про­ис­хо­дит из семьи слу­жа­щих.

2. До­сти­га­е­мый — спе­ци­а­лист с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем; за­му­жем; мать двух детей.

3. Может быть при­ве­ден сле­ду­ю­щий при­мер от­но­си­тель­но до­стиг­ну­то­го ста­ту­са:

— Ро­ди­те­ли имеют право и обя­за­ны вос­пи­ты­вать своих детей.

— Ро­ди­те­ли несут от­вет­ствен­ность за вос­пи­та­ние и раз­ви­тие своих детей. Они обя­за­ны за­бо­тить­ся о здо­ро­вье, фи­зи­че­ском, пси­хи­че­ском, ду­хов­ном и нрав­ствен­ном раз­ви­тии своих детей.

— Ро­ди­те­ли имеют пре­иму­ще­ствен­ное право на вос­пи­та­ние своих детей перед всеми дру­ги­ми ли­ца­ми.

Театральная ак­три­са дол­гое время не могла найти ра­бо­ту по спе­ци­аль­но­сти и вы­нуж­де­на была стать офи­ци­ант­кой в кафе. Здесь её за­ме­тил из­вест­ный режиссёр и при­гла­сил на глав­ную роль в своём новом фильме, став­шем впо­след­ствии очень популярным. О каком со­ци­аль­ном про­цес­се сви­де­тель­ству­ют приведённые факты? Какие два вида этого про­цес­са нашли от­ра­же­ние в этом примере? Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них приведёнными в усло­вии за­да­ния фактами.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны:

— процесс: со­ци­аль­ная мобильность;

— виды со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти в дан­ном примере:

1. вер­ти­каль­ная нис­хо­дя­щая — когда устро­и­лась на ра­бо­ту официанткой;

2. вер­ти­каль­ная вос­хо­дя­щая — когда стала киноактрисой.

В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния до­маш­них обя­зан­но­стей на муж­ские и женские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вместе, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют воз­ник­шие проблемы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два признака, по ко­то­рым Вы это определили, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии задания.

2. Могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие признаки:

— нет чет­ко­го раз­де­ле­ния се­мей­ных обя­зан­но­стей на муж­ские и жен­ские (муж го­то­вит ужин);

3. Любой признак: экономическая независимость супруги от мужа (экономическая самостоятельность супругов)

В семье Н. нет чёткого раз­де­ле­ния домашних обя­зан­но­стей на муж­ские и женские. Если муж при­хо­дит домой рань­ше жены, то он го­то­вит ужин, кор­мит детей, укла­ды­ва­ет их спать. Каж­дый вечер все члены семьи со­би­ра­ют­ся вместе, рас­ска­зы­ва­ют о со­бы­ти­ях дня, об­суж­да­ют возникшие проблемы. К ка­ко­му типу можно от­не­сти семью Н.? Ука­жи­те два признака, по ко­то­рым Вы это определили, и на­зо­ви­те любой при­знак семьи этого типа, не ука­зан­ный в усло­вии задания.

1. тип семьи — парт­нер­ский, эгалитарный или демократический;

— сов­мест­ное об­суж­де­ние проблем.

Семья Русаковых живет в деревне. Муж работает на собственной ферме, ему помогают старшие сыновья. Жена занимается ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Если жене необходимо отлучиться в город, то муж занимается домашними делами и помогает детям с учебой. Если мужу необходимо отлучиться в город, то жена берет на себя управление фермой.

Согласно описанию, укажите тип семьи Русаковых и два признака, по которым Вы это определили. Укажите еще один признак данного типа семьи.

1) Тип семьи: партнерская, демократическая.

1. Нет деления на мужские и женские обязанности (взаимозаменяют друг друга);

2. Оба участвуют в в воспитании детей.

3) Еще один признак: учитывается мнение обоих супругов, решения принимаются на семейных советах, супруги равны.

В государстве N. семья А. состоит из мужа, жены и двух детей. у них есть небольшая семейная фирма, делами на которой супруги занимаются вместе, но большую часть работы ведет муж, так как жена занимается еще и семьей и воспитанием детей. Но если муж уез­жа­ет по делам в ближайший городок, жена берёт на себя его обя­зан­но­сти.

Когда жене не­об­хо­ди­мо уехать, муж берёт на себя обя­зан­но­сти жены, по­мо­га­ет детям с уро­ка­ми.

Определить и написать тип данной семьи, выписать из текста задачки два ее признака, дополнить еще один признак.

1. Тип семьи: партнёрская (де­мо­кра­ти­че­ская).

1) когда муж уез­жа­ет по делам, жена берёт на себя его обя­зан­но­сти;

2) когда жене не­об­хо­ди­мо уехать, муж берёт на себя обя­зан­но­сти жены, по­мо­га­ет детям с уро­ка­ми.

— экономическая самостоятельность каждого супруга.

Аркадий предложил Егору свою помощь с ремонтом квартиры, но был вынужден уехать в командировку. Егор обиделся и не отвечал на телефонные звонки. Друзья тяжело переживали случившееся. Какой способ поведения B межличностном конфликте иллюстрирует этот пример? Объясните, почему этот способ нельзя назвать эффективным. Каков, по Вашему мнению, наиболее эффективный способ разрешения этого конфликта?

1) способ: уход из конфликтной ситуации;

2) объяснение, например: такой способ не является эффективным, потому что не устранена причина конфликта и сохраняется угроза его дальнейшего обострения, к тому же участники тяжело переживают сложившуюся ситуацию;

3) наиболее эффективный способ: обсудить сложившуюся ситуацию, выяснить мотивы каждой из сторон, прийти к компромиссу и наладить отношения.

Элементы ответа могут быть даны в других формулировках

В популярном ток-шоу обсуждался кризис семьи в современном обществе. В частности прозвучало мнение, что для укрепления семьи и брака следует предельно усложнить процедуру расторжения брака. Используя обществоведческие знания, предположите, каковы плюсы и минусы такой ситуации (приведите два плюса и два

Правильный ответ должен солержать следующие элементы:

1) «плюсы», например:

— люди более ответственно подходят к созданию семьи;

— супруги вынуждены находить пути разрешения всех семейных конфликтов и примирения;

2) «минусы», например:

— даже если оба супруга понимают, что сохранение семьи невозможно, они вынуждены жить вместе, не могут создать другие семьи и обрести личное счастье;

— ситуация постоянных конфликтов родителей, которые хотят, но не вправе расстаться, травмирует детей.

Могут быть приведены другие «плюсы» и «минусы»

В популярном ток-шоу обсуждалась тема занятости женщин в сфере общественного производства. В частности, было высказано мнение, что есть сферы деятельности, в которых женский труд в принципе не должен использоваться. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите по два возможных аргумента сторонников и противников этого мнения.

Правильный ответ должен содержать следующие аргументы:

1) сторонников, например:

— есть физически тяжёлые работы, которые особенно опасны и вредны для организма женщины;

— есть виды деятельности, выполнение которых требует риска для жизни женщины, который общество не должно допустить;

2) противников, например:

— в современном обществе провозглашено равноправие мужчин и женщин, поэтому нет «женских» или «мужских» сфер деятельности;

— есть масса примеров успешной конкуренции женщин с мужчинами в традиционно «мужских» профессиях.

Могут быть приведеныдругие аргументы

Принятие в 1722 г. Табели о рангах нанесло последний удар по пережиткам местничества и привело к тому, что дворянство перестало быть замкнутым сословием. Любой простолюдин, дослужившийся до офицерского чина в армии или до чина коллежского асессора на гражданской службе, получал потомственное дворянство. Среди ближайших сподвижников Петра Великого было немало людей весьма низкого происхождения: А.Д. Меншиков, П.И. Ягужинский, П.П. Шафиров. Вчерашние крестьяне, поповичи, дети мастеровых становились князьями, баронами, графами. К 1725 г. среди офицеров более 30 % имели недворянское происхождение. Напротив, многие отпрыски знатных родов, не найдя себе достойного места в новой системе распределения власти и ресурсов, беднели, некогда блестящие фамилии навсегда исчезали из придворного мира. К 1850 г. каждый четвёртый княжеский род утратил свой титул, напротив, дворянское достоинство получили более 120 тысяч человек из других сословий. Указ о единонаследии приводил к образованию прослойки беспоместных дворянских детей, многие из которых были не в состоянии достойно обеспечить себя и, чтобы поправить своё положение, женились на купеческих дочерях. Спустя столетие русское дворянство представляло собой причудливую смесь потомков державных князей, бояр и служилых людей с одной стороны и отпрысков купцов, крестьян, мещан, приходских священников и иноземных искателей приключений с другой.

Какая сфера общественной жизни нашла отражение в тексте?

Какое явление отражают приведённые в тексте данные?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия классификации социальных групп.

Ответ: Правильный ответ должен содержать:

1. Социальная сфера общественной жизни.

2. Социальная мобильность

3. Социальные группы выделяются:

а) по количеству членов;

б) по характеру взаимодействия;

в) по характеру создания;

г) по способу объединения;

д) по ценности для индивида;

е) по времени существования.

1) сфера общественной жизни — социальная;

2) явление, отражённое в статистических данных, — социальная мобильность;

3) критерии классификации социальных групп:

— численность (большие и малые);

— характер взаимодействия (первичные и вторичные);

— факт существования (номинальные и реальные);

— сплочённость и характер взаимодействия (формальные и неформальные);

— время существования (временные и устойчивые).

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

В 2010 г. из общего числа семейных домохозяйств в Российской Федерации 52% приходилось на семьи, состоящие из двух супругов и их детей либо только двух супругов, 17% — на семьи, состоящие из обоих супругов, их детей и родителей супругов, 15,4% — на семьи с одним родителем и детьми, 5,6% составляли семейные домохозяйства, в которые входили один родитель с детьми, а также его родители(-ль).

Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих статистических данных? На основании приведённых данных сделайте вывод о том, какой тип семьи преобладает в современной России. Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия классификации семьи.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:

2) преобладающий тип семьи — нуклеарная (простая семья);

3) критерии классификации семьи:

— по количеству брачных партнёров;

— по количеству поколений;

— по характеру партнёрских отношений.

В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении брака принимается родителями жениха и невесты, а сами молодые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадьбе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в даль-нейшем строить карьеру, получать образование.

Другие вопросы в разделе — Обществознание

2. Многоплановый процесс межличностных отношений и взаимодействий людей называют.
1) учением
2) общением
3) трудом

Большим затруднением теперешнего политического положения является то, что еще малообразованные и недостаточно сознательные массы недостаточно влиятельны для политиков. Таким образом, широко распространенное массовое образование и способность масс к высказыванию своего мнения необходимы для лучшего оказания давления на тех, кто управляет от имени народа и зачастую использует его недостаточную проницательность.

Эти управители будут вести себя иначе, если им придется иметь дело с более образованными избирателями; избиратели будут больше оказывать на них влияние, с ними они вынуждены будут считаться при принятии политических решений, избирателей труднее будет обмануть популистам и нечестным политикам.

Все политические свободы: свобода печати, право собраний, право ассоциаций и гарантии индивидуальной свободы, на которые опирается всеобщее голосование и которые рассматриваются как гарантии свободы, являются, прежде всего, формами или орудиями воздействия общества на власть.

Деловая игра «ЕГЭ на 100 баллов» — № 6

При подготовке заданий использовались интернет-ресурсы:

Решение задач блока «Социальные отношения»

За­да­ча № 1. Со­цио­ло­ги стра­ны Z изу­ча­ли тен­ден­ции раз­ви­тия ин­сти­ту­та брака. Были по­лу­че­ны сле­ду­ю­щие ста­ти­сти­че­ские дан­ные о ко­ли­че­стве раз­во­дов на каж­дую 1000 за­ре­ги­стри­ро­ван­ных бра­ков:

Ис­поль­зуя дан­ные гра­фи­ка, сде­лай­те вывод о тен­ден­ци­ях раз­ви­тия ин­сти­ту­та брака в стра­не Z. При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, вы­ска­жи­те три пред­по­ло­же­ния о при­чи­нах по­доб­ной тен­ден­ции.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) вывод, на­при­мер: в стра­не Z в 2001-2007 гг. резко уве­ли­чи­лось число раз­во­дов, что сви­де­тель­ству­ет о кри­зи­се ин­сти­ту­та брака;

2) пред­по­ло­же­ния, на­при­мер: — стра­на пе­ре­жи­ва­ет эко­но­ми­че­ский кри­зис; — об­ще­ство стало на­мно­го тер­пи­мее от­но­сить­ся к раз­во­ду как спо­со­бу ре­ше­ния про­блем семьи; — у части на­се­ле­ния вступ­ле­ние в брак не было осмыс­лен­ным и про­ду­ман­ным шагом. Могут быть вы­ска­за­ны иные пред­по­ло­же­ния.

За­да­ча № 2. В ходе со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са 2007 г. (Ла­ва­да-Центр) 1600 рос­си­я­нам пред­ла­га­лось от­ве­тить на во­прос о рав­но­пра­вии жен­щин и муж­чин в со­вре­мен­ной Рос­сии. По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (от­дель­но по от­ве­там двух групп: муж­чи­ны и жен­щи­ны) пред­став­лен­ны в гра­фи­че­ском виде.

(Ста­ти­сти­че­ская по­греш­ность по­доб­ных опро­сов не пре­вы­ша­ет 3 %.)

Сфор­му­ли­руй­те любые три вы­во­да на ос­но­ве мне­ний о рав­но­пра­вии жен­щин и муж­чин в рос­сий­ской фе­де­ра­ции по ре­зуль­та­там опро­са. При­ве­ди­те обос­но­ва­ние од­но­го из сде­лан­ных вы­во­дов.

В от­ве­те долж­ны быть сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) три вы­во­да, до­пу­стим:

? боль­шин­ство рос­си­ян (не­за­ви­си­мо от пола) счи­та­ют, что муж­чи­ны и жен­щи­ны имеют рав­ные права;

? в то же время среди мно­гих опро­шен­ных жен­щин рас­про­стра­не­но мне­ние, что жен­щи­ны имеют мень­ше прав, чем муж­чи­ны;

? среди муж­чин боль­ший про­цент чем среди жен­щин счи­та­ют, что жен­щи­ны имеют боль­ше прав, чем муж­чи­ны

2) обос­но­ва­ние од­но­го из них, на­при­мер: ? тот факт, что боль­шее число муж­чин (чем жен­щин) счи­та­ют, что у жен­щин боль­ше прав, может быть объ­яс­нен сле­ду­ю­щим: ре­спон­ден­ты ис­хо­ди­ли из того, что во мно­гих се­мьях ав­то­ри­тет ма­те­ри го­раз­до выше ав­то­ри­те­та отца.

Задача № 3 . В стра­не Н. со­хра­нил­ся ста­рин­ный сва­деб­ный обы­чай упла­ты ка­лы­ма за не­ве­сту. Как пра­ви­ло, ре­ше­ние о за­клю­че­нии брака при­ни­ма­ет­ся ро­ди­те­ля­ми же­ни­ха и не­ве­сты, а сами мо­ло­дые люди впер­вые могут уви­деть друг друга толь­ко на сва­дьбе. Жен­щи­на пе­ре­ез­жа­ет в дом мужа, не имея воз­мож­но­сти в даль­ней­шем стро­ить ка­рье­ру, по­лу­чать об­ра­зо­ва­ние.

К ка­ко­му типу семьи от­но­сит­ся дан­ная семья? Обос­нуй­те свой ответ. На­зо­ви­те любые две ха­рак­тер­ные черты семьи, при­ведённой в за­да­нии.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1. Дан ответ, до­пу­стим:

— семья от­но­сит­ся к тра­ди­ци­он­но­му (пат­ри­ар­халь­но­му) типу.

2. При­ве­де­но обос­но­ва­ние, на­при­мер:

— в семье, упо­мя­ну­той в за­да­нии, не­рав­но­прав­ное по­ло­же­ние жен­щи­ны с муж­чи­нои, жен­щи­на пол­но­стью ма­те­ри­аль­но за­ви­сит от мужа и его семьи.

3. Ука­за­ны при­зна­ки, до­пу­стим:

— в тра­ди­ци­он­ных се­мьях су­ще­ству­ет чет­кое рас­пре­де­ле­ние ген­дер­ных ролей и до­маш­не­го труда, жен­щи­на за­ни­ма­ет­ся до­маш­ним хо­зяй­ством и детьми;

— жен­щи­ны и млад­шие члены тра­ди­ци­он­ной семьи не могут на рав­ных с муж­чи­нои при­ни­мать уча­стие в при­ня­тии ре­ше­нии о жизни семьи;

— как пра­ви­ло, тра­ди­ци­он­ные семьи мно­го­по­ко­лен­ные, сов­мест­но про­жи­ва­ет не­сколь­ко по­ко­ле­нии род­ствен­ни­ков.

Деловая игра «ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов». 10–11 классы. Материал для внеурочной деятельности

УМК по обществознанию А.Ф. Никитиных

Предмет: обществознание

Класс: 10-11

Тема: Деловая игра «ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов»

Тип урока — внеклассное мероприятие

Цели мероприятия:

  • расширение знаний обучающихся;
  • расширение социального опыта учащихся, повышение интереса к предмету (обществознание, экономика, право);
  • формирование у ребят умения аргументировано высказывать свои взгляды и вести дискуссию.
  • Использованные источники:

  • Обществознание.10 класс. Базовый уровень. Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С. «Дрофа», 2020.
  • Экономика. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Р. И. Хасбулатов. «Дрофа», 2020.
  • Право 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. «Дрофа», 2020.
  • Пояснительная записка

    Игра проводится между 2-3 командами учащихся одной школы, или нескольких школ (например, школ одного микрорайона). Команды могут состоять из любого равного количества человек, возглавляет команду капитан. Мероприятие удобнее проводить в большой аудитории. Необходимо предусмотреть возможность использования мультимедийного проектора (для демонстрации отдельных заданий или их проверки). Для проведения игры должны быть предусмотрены места для команд, болельщиков, членов жюри (старшеклассники — победители олимпиад по обществознанию, экономике и праву, учителя, приглашенные специалисты).

    Игра начинается с разминки, после которой происходит чередование задач и рекламных пауз (рекламные паузы команды (болельщики) готовят заблаговременно и могут оцениваться по пятибалльной шкале). И то и другое посвящено теме мероприятия. Задачи представляют собой задания с развернутым ответом контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию (по ходу игры каждая команда получает одинаковые карточки с заданиями соответствующего блока). На решение задач отводится определенное время, по истечению которого команды по очереди предлагают свои варианты решения (первой отвечает команда, хуже всех справившаяся с заданием разминки, команда, выполнившая задание разминки первой, получает возможность отвечать последней). Возможен вариант представления части решений в письменном виде и передачи их в жюри, а часть заданий будет представлена публично (например, те задачи, которые предполагают три элемента ответа – по количеству команд-участниц).

    Команда-победительница определяется по совокупным результатам всей игры. В качестве подарков командам могут быть использованы диски и пособия по подготовке к ЕГЭ.

    Ход мероприятия

    Разминка

    Командам необходимо соотнести карточки (признаки/характеристики) с соответствующим типом общества (аналог задания 25 — классификация путем установления соответствия). Оценивается время и правильность выполнения задания.

    Общество традиционное

    Общество индустриальное

    Общество постиндустриальное

    Земля — основной фактор производства

    Капитал — основной фактор производства

    Знания — основной фактор производства

    Господствуют традиционные религиозные ценности

    Возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура;
    подготовка специалистов

    Особая роль науки, образования

    Преобладание монархических форм правления

    Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования

    Политический плюрализм, сильное гражданское общество

    Воздействие человека на природу — локальное, неконтролируемое

    Воздействие человека на природу — глобальное, неконтролируемое

    Воздействие человека на природу — глобальное, контролируемое

    Классовое деление; упрощение социальной структуры

    Профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации

    Основной вид экспорта — сырье

    Основной вид экспорта — продукты производства

    Основной вид экспорта — услуги

    Широкое применение механизмов, технологий

    Автоматизация производства, компьютеризация общества

    Примечание: свое решение задачи первой представляет команда, хуже всех справившаяся с заданием разминки, команда, выполнившая задание разминки первой, получает возможность отвечать последней. В случае необходимости командам могут быть начислены бонусные баллы за дополнение к ответу соперников.

    Конкурс капитанов

    Задание капитанам (выполняется письменно индивидуально и сдается в жюри, после чего вопросы повторяются вслух, на них дается правильный ответ) — ответить на вопросы по структуре ЕГЭ, продолжительности работы и пр. (по демоверсии 2020 года). Каждый верный ответ оценивается одним баллом.

    1. Продолжительность ЕГЭ по обществознанию – 235 минут.
    2. Минимальный балл («порог успешности») – (19) 42 балла.
    3. Количество заданий в работе – 29.
    4. Максимальный балл за всю работу – 62 (100) балла.
    5. Предусмотрено ли на данном экзамене применение дополнительного оснащения и материалов – нет.
    6. Сколько критериев используется при проверке обществоведческого эссе – 3.
    7. Какое максимальное количество баллов можно получить, выполняя задания на анализ источников (№ 21-24) – 10 баллов.
    8. Какое задание непосредственно проверяет знание Конституции РФ — № 16.
    9. Сколько заданий содержится в первой части экзаменационной работы – 20.
    10. Какое максимальное количество баллов можно получить, выполняя задания первой части экзаменационной работы – 35.
    11. Сколько заданий содержится во второй части экзаменационной работы – 9.
    12. Какое максимальное количество баллов можно получить, выполняя задания второй части экзаменационной работы – 27.
    13. Перечислите номера заданий 1 части, оцениваемые 2 баллами – все задания первой части, кроме заданий № 1-3, 10, 12.
    14. Какие задания второй части экзаменационной работы оцениваются 3 баллами — № 30 – 35.
    15. Сколько содержательных блоков включает экзаменационная работа – 5.
    16. Решение задач блока «Человек, общество»

      Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

      Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

      В ответе указаны глобальные проблемы:

    17. демографическая;
    18. экологическая;
    19. разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».
    20. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

      В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

    21. понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);
    22. на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;
    23. под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.
    24. В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

    25. чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;
    26. проявлять себя как личность — значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);
    27. деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.
    28. Задача № 3

      Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

      Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

      1) свойство общественного прогресса: противоречивый характер;

      2) примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:

    29. египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;
    30. прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;
    31. рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.

Рекламная пауза

«За» и «против» рекламы (аналог задания № 34)

Команды по очереди называют плюсы и минусы рекламы, побеждает команда, доводы которой были убедительнее (см. пример возможных вариантов ответов).

аргументы «за»

аргументы «против»

Привлечение клиентов — информирование их о новых товарах, услугах, местах продаж.

Реклама навязывает потребителю товары и услуги, потребности в которых не существует.

Увеличение продаж — подразумевается, что реклама, как инструмент маркетинга, способствует повышению объема продаж.

Просмотр рекламы в подавляющем большинстве случаев не является желанным и добровольным.

Реклама навязывает потребителю систему ценностей.

Обычно, в рекламном сообщении перечислены конкурентные преимущества рекламируемой компании, плюсы, которые могут приобрести ее клиенты.

Увеличивает издержки (затраты на рекламу включаются в стоимость товара), приводя к повышению потребительской цены.

.Рекламной деятельности отводится роль связующего звена между производством товаров и их потреблением.

Реклама завышает спрос на товар, а вслед за этим позволяет завысить и цены.

Реклама делает более успешной деловую, политическую и идеологическую конкуренцию, стимулирует торговый оборот.

Способствует монополизации рынка. Мелкие производители не в состоянии обеспечивать своей продукции рекламную поддержку, сопоставимую с рекламой крупных корпораций.

Решение задач блока «Экономика»

Задача № 1

В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите три обоснования в пользу ее введения для общества.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Дан ответ, например: прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами.

2) Приведены объяснения, например:

  • прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих;
  • прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе;
  • прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д.
  • Задача № 2

    В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.

  • Повышения спроса на отечественные автомобили.
  • Увеличение производства отечественных авто
  • Рост продаж отечественных авто
  • Повышение цен на отечественное авто
  • Продвижение отечественного рынка
  • Ниже в таблице приведен пример налогообложения различных субъектов. В таблице указаны данные о доходе субъектов до вычета налога (валовой доход) и после вычета налога (чистый доход). В приведенном примере:

    A) определите сумму налога для первого субъекта налога;

    Б) определите величину налоговой ставки для второго субъекта налога (в процентах);

    B) установите, какой вид налоговой системы иллюстрирует данное налогообложение: прогрессивную, регрессивную или пропорциональную. Ответ обоснуйте.

    Читайте так же:

    • Любовь ритуал отзывы Любовь ритуал отзывы --> Мечты сбываются! --> исполнение желаний Голосование: лучший ритуал на привлечение любви pozitiv Дата: Четверг, 13.03.2020, 01:52 | Сообщение # 1 […]
    • Казачьи традиции для детей Традиции и обычаи казаков Традиции и обычаи казаков собрал председатель Совета стариковКубанского казачьего войска Павел Захарович Фролов Помни, брат, что у казаков: Дружба — […]
    • Утренний ритуал с ли холденом 20 минут Утренний ритуал 20 минут от Ли Холдена 20-минутная практика Цигун Ли Холдена наполняет организм энергией для продуктивного дня. Не зря же существует выражение «встал не с той ноги». Утро […]
    • Свадебные обряды и традиции казаков Войдите в ОК КАЗАЧЬИ СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИСреди многих казачих обрядов нет более красочного и волнующего, чем свадебный .Поэтому ниже приведем некоторые из них. Выбор невесты. Женились казаки […]
    • Спортивные ритуалы традиции и символика в спорте Похожие работы на «Спортивный ритуал, традиции, символика в спорте» Спортивный ритуал, традиции, символика в спорте Физкультура и спорт, Спортивный ритуал, традиции, символика в спорте, […]
    • Ритуал колёс » Путь Дурака - Сакральный Смысл Образа Дурака в Русских Сказках Вчера в 22:41 автор Полина » Разные картины Вчера в 22:08 автор Полина » Веселые картинки 3 Вчера в 21:30 автор [email protected] » […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *