Родословные и семейные традиции

Проект «Семейные традиции»

От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить.

Именно этой идеей пронизаны и «Федеральная программа «Патриотическое воспитание граждан», и «Концепция модернизации российского образования в период до 2010 года»

Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение.

Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств: дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников, обряды поминовения ушедших из жизни дорогих им людей. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций — это путь к единению семьи.

В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами, сладкими воспоминаниями о детстве.

Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» большинство родителей лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет.

Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны: сохраняется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.

Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить свое прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа.

Приступая к составлению проекта, мы, педагоги ДОУ, задумались, как построить совместную работу с родителями, чтобы наши дети выросли не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. И чем семья богаче положительными традициями, тем больше вероятности сформировать культурное общество.

В настоящее время проблема нравственно-патриотического воспитания злободневна. Не созданы датчики, определяющие уровень нравственной воспитанности, ее не учитывает статистика, о ней не могут рассказать демографы. Но мы все знаем по опыту личных отношений, из материалов средств массовой информации, что проблема, о которой идет речь, существует.

Выдающийся историк Ключевский писал: «…трудно предвидеть, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у него, современного человека, этот медленно и трудно нажитый скарб обычаев и традиций – он растеряется, утратив все свое житейское умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова».

Итак, формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций.

Мы предполагаем, что данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства, которые будут превращать медленную реку времени в приятную дорогу с остановками и вехами. Чтобы в будущем дети, идя по этой дороге, понимали: это их мир, знакомый, понятный и любимый. В нем есть то, что никогда не уйдет, столь же незыблемое и дорогое, как мама и папа: семейные праздники, белая вязаная крючком скатерть, бабушкин сундук, семейный альбом, мамина сказка на ночь… С этого начинается жизнь, это, возможно, и останется самым дорогим, будет со временем символом идеального мира.

Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций.

Итак, наш проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение.

Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям.

1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках.

2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.

3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций.

4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям.

5. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.

Любой проект начинается с составления плана его реализации, определения этапов, мероприятий, участников, что нами и было сделано.

Этапы реализации проекта.

I этап – «У истока» – ознакомительный.

Цель этапа: Выявление знаний родителей, детей о семейных и народных традициях.

1. Анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?»

2. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.

II этап – «Возрождение» — просветительский

Цель этапа: Знакомство детей, родителей с народными и семейными праздниками через разные формы работы.

1. Консультации для родителей на темы :

«Почему пекут блины в масленичную неделю?»

«Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?»

«Сказки, рассказанные на ночь»

«Колыбельная для малышей»

«Игры, хороводы наших бабушек»

«День рождения – только раз в году»

«Как удивить детей новогодними подарками?»

«Что вы знаете о фольклоре?»

3. Изготовление папки-передвижки «Возрождение семейных традиций»,

«Русская национальная кухня»

4. Сбор семейных реликвий.

5. Изготовление каждой семьей генеалогического древа.

6. Занятия с детьми на темы:

«Кем я могу гордиться в моей семье»;

«Семейные праздники и традиции»;

«Песни, игры, хороводы наших бабушек»;

«Откуда произошла моя фамилия?»;

«Герб моей семьи».

7. Родительское собрание:

«В каждой семье свои традиции»;

«Неразлучные друзья- взрослые и дети».

9 Разучивание народных песен, танцев, игр, хороводов с детьми и их родителями на МУЗО

10. Рисование детьми на тему:

«Праздник в нашей семье»;

«Маму свою очень люблю»;

«Папа и я – лучшие друзья».

«Неразлучные друзья – взрослые и дети».

11. Фотовыставка «Я и моя семья».

12. Видеозаписи семейных праздников.

III этап – «С маленького родника начинается река» — заключительный

Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных.

1. Конкурс «Моя родословная». Т.к. в семьи должна вернуться и традиция узнавать о своих предках, знать свои корни, происхождение фамилии, в рамках этого проекта мы предлагаем провести конкурс «Моя родословная». Чтобы этот конкурс проходил интересно и познавательно, каждой семье нужно будет составить генеалогическое древо до третьего колена, а детям рассказать о своей родословной, познакомить, от кого и откуда произошел их род. Каждой семье нужно как можно дальше продлить ветви родства. И пусть в семейных древах будет не 500 исторических имен, как у А.С.Пушкина, а всего 15-20 листочков, но и они будут свидетельствовать о большой проделанной работе каждой семьей.

2. Конкурс «Бабушкин сундук» — создание мини-музея семейных реликвий, традиций. Чтобы принять участие в конкурсе, нужно будет собрать семейные реликвии – предметы, которые каждая семья передает из поколения в поколение как память о дорогом человеке или эти предметы связаны с какими-то событиями каждой семьи. Вот мы и предлагаем родителям провести разведку – поиск старинных предметов, принести их в группу, всем показать и сложить вместе в «бабушкин сундук». Глядя на бесценные экспонаты, семейные реликвии, бережно хранящиеся в других семьях и вверенные детскому саду, родители задумаются об истории своих семей, о ценности и значимости сохранения тех вещей, которые кажутся старым ненужным хламом. Мы думаем, что это сподвигнет родителей на создание коллекций дома, ведь история вещи – это история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Мы очень хотели бы, чтобы эта традиция возродилась в каждой семье наших воспитанников.)

3. Конкурс «Семейный герб» — Всем известно, что во времена средневековья зародилась традиция изображения семейного герба. По сей день многие английские семьи придерживаются этой традиции. Хочется, чтобы и в нашей стране, в нашем ДОУ каждая семья имела свой герб, который будет передаваться из поколения в поколение, будет гордостью каждой семьи и уже глядя на него можно будет сказать: «Это герб семьи Петровых». Поэтому мы предлагаем родителям совместно с детьми придумать и нарисовать герб семьи и на семейном празднике рассказать о нем.

4. Семейный праздник «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями», Этот праздник будет итогом взаимодействия педагогов и родителей по приобщению к семейным традициям, заложенным внутри семьи, итогом всей просветительской работы, проведенной ДОУ в этом направлении. На этом празднике мы предполагаем провести следующие конкурсы:

«Моя родословная» — представление своей семьи

«Герб моей семьи» — домашнее задание

«Кто больше вспомнит русских народных песен» — музыкальный аукцион

«Семейный праздник» – презентация

«Секреты новогодних подарков» – конкурс

«Любимое блюдо моей семьи» — презентация-дегустация.

Мы думаем, что выбранное нами направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой.

Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость»

Конкретные ожидаемые результаты.

Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.

Дети будут знать:

имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена;

профессии бабушек и дедушек, своих родителей;

прошлое своей семьи;

происхождение своей фамилии;

народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные;

смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;

будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи;

пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, берегиня и т.д.);

смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций;

приобретут представления об общечеловеческих ценностях;

научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;

у них будет развито чувство гордости за свою семью.

приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;

укрепят межсемейные и внутрисемейные связи;

у них будет развито чувство гордости за свою семью;

будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме;

научатся хранить и чтить свои семейные традиции;

знать свою родословную, минимум до третьего колена;

откуда произошли их фамилии;

будут знать историю своих реликвий;

знать народные песни, петь их на семейных праздниках;

научатся организовывать семейные праздники;

сделают видеоархив семейных праздников и традиций;

соберут копилку семейных реликвий.

расширят знания о народных праздниках, их происхождении;

пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками;

разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей;

пополнят словарный запас детей;

будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству;

создадут копилку народных и семейных праздников;

будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.

Мы предполагаем, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа.

Если педагоги сработают так, что родителям все станет ясно и понятно, они проникнутся, «загорятся» этой идеей, у них появится желание перенести какие-то традиции в свою семью, придумать, если не было таковых, новые, то праздник, как кульминация проекта «Семейные традиции», удастся на славу. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа.

МАДОУ № 3, корпус №2, г. Североуральск, Свердловской области, ул. Буденного,8

Урок этики «Семейные традиции»

Цели:

  • Знать место семейных традиций в современном обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей.
  • Развивать кругозор.
  • Воспитывать важность семейных традиций в формировании учащихся отношения к семье как ценности.

Оборудование: компьютерная презентация, распечатки отрывков из произведений Э.Виггена «Дар вырастить внуков», А.Б. Зубова «История религии», А.Н. Толстого «Воспоминания». А. Максимова «О семейном обеде».

Словарь: семейные традиции, иерархичность, досуг, сотрапезничество, единство, согбенный, межпоколенная связь.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль имеют семейные традиции в современной семье, рассмотрим некоторые традиции и ответим на вопрос «Какова значимость семейных традиций?»

2. Постановка целей. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению. Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками традициями, нравами, обычаями. Именно традиционный уклад обеспечивал единство и стабильность общества. В первую очередь это касалось иерархичности семьи, почитания старших, традиции совместных семейных праздников, обедов, хранения реликвий. Люди осознавали особую их важность для детей, способных тонко воспринимать и впитывать впечатления. Традиционно семью скрепляли и сплачивали глубокие семейные корни. К сожалению, многое сегодня оказалось забытым, что подрывает устои семьи, в результате — растет отчужденность между родственниками, разрушается главная традиция — жить семьей.

3. Работа по теме урока.

В сфере семейного досуга особое значение имеют традиции.

Какие традиции существуют в вашей семье? (Учащиеся высказываются, учитель делает записи на доске). Как они влияют на внутрисемейные отношения? (Ответы учащихся).

— проведение каждого лета в путешествии;

— необычные встречи Нового года;

— празднование Дня Рождения;

— совместные поездки за город;

— совместное проведение отпуска;

— посещение театра, концертов

— совместное приготовление подарков;

Этот список можно продолжить. Главное, чтобы совместное времяпровождение было интересным и сплачивало всех членов семьи. Досуг — это зеркало зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Сегодня мы подробнее рассмотрим лишь некоторые:

СОВМЕСТНЫЕ ОБЕДЫ, УЖИНЫ, ЧАЕПИТИЯ, по мнению психологов, имеют огромное значение для гармоничных внутрисемейных отношений (в настоящее время такая традиция в современной семье отсутствует).

Учитель предлагает обменяться мнением после прочтения высказывания А.Б. Зубова:

«Мы сохраняем древнейший обычай сотрапезничества с гостем. Не предложить приглашенному в дом, даже по делу, хотя бы чашечку кофе или чая у нас в России невозможно. Совместное вкушение пищи соединяет людей, роднит их друг с другом. Отсюда, кстати, и дипломатические обеды, и приёмы с фуршетом:Совместный стол есть символическая демонстрация единства — вкушение одной пищи одновременно делает сотрапезников как бы единым целым».

Работа с текстом А. Максимова «О семейном обеде«.

Помнит ли кто-нибудь из вас, что такое семейный обед? Но не тот, когда, отварив пачку пельменей и вскипятив суп из концентратов, присядем мы на маленькой кухоньке, наскоро проглотим то, что бог послал, и вновь вернемся к своим делам. Нет! Хочется мне вспомнить о тех замечательных обедах по воскресеньям, когда вся наша многочисленная фамилия собиралась за овальным столом в доме семейного патриарха — нашей бабушки.

Ровно в три часа пополудни все садились за стол. Поправляли приборы, разложенные на крахмальной скатерти, щурились от солнечного луча, высверкнувшего на хрустальной грани бокалов, и внимательно обозревали стол. Каждый раз любовались мы бабушкиным искусством сервировки, старались до мельчайшей детали запомнить красоту натюрморта.

Главным украшением стола были знаменитые пироги, которые именовались бабушкиными. На узких деревянных листах возлежали пироги с рыбой, с мясом, с капустой. А на маленьком чайном столике их дополняли яблочные пироги с курагой.

Наши ноздри впитывали чудесные запахи, рот наполнялся слюной, и все постепенно начинали роптать: «Пора бы и начать!» И вот входила бабушка, раскрасневшаяся и радостная, садилась во главе стола. «Ну что, дети мои?! — обращалась она ко всем.

— Вроде бы все собрались, и я тому рада!» Это было что-то вроде команды. Сдвигались тарелки, стучали вилки, содержимое мисок, блюд, блюдец и селедочниц перекочевывало к нам в тарелки. Без сожаления нарушалась та красивая композиция, которой мы только что наслаждались.

За бабушкиным столом не раз решали мы важные дела, устраивали судьбу кого-то из родственников, обсуждали планы на будущее, давали советы. Порой за разговором не замечали мы, что сумерки опустились за окном. Бабушка включала свет, и над нами расцветал старый абажур с шелковыми кистями. Мягкий свет сглаживал острые углы, освещая наши лица и стол, подготовленный к чаю. И в эти минуты, глядя на своих двоюродных братьев, теток и дядьев, понимал, что нет для меня ближе людей.

Позднее задумывался я: зачем бабушка устраивает раз в месяц для нас эти встречи? Сил и времени они забирают у нее очень много. И однажды она сама объяснила мне. «Милый мой, — говорила бабушка, расставляя тарелки на столе накануне семейной встречи. — Вся наша родня связана одной фамилией. И я хочу, чтобы мы помнили о том. Собираю я вас и на обеды для того, чтобы привыкли вы к этому, чтобы появилась в вашей жизни необходимость хотя бы раз месяц побыть вместе, посмотреть да другу в глаза».

Действительно, стали наши семейные встречи, над которыми сначала подсмеивались, как над бабушкиной причудой, необходимостью. И сегодня встречаемся мы под старым абажуром. Кого-то уже нет, но дети заняли места, где когда-то сидели их родите ли. Новые родственники с интересом слушают наши воспоминания, наивно сожалея, что тогда их не было с нами.

Все так же бабушка, постаревшая и седая, сидит во главе стола, смотрит на нас и ровно в три пополудни встает и обращается к нам: «Ну что, дети мои?! Вроде бы все собрались, и я тому рада. «

ИТАК, совместный стол — символическая демонстрация единства.

Учитель предлагает домашнее задание- эксперимент: ввести в традицию совместных ежедневных семейных ужинов или вечернего чаепития, в процессе которых будет происходить обмен впечатлениями, событиями, новостями текущего дня.

Учащиеся заполняют таблицу:

Семейная традиция Цель Имеется в моей семье Необходима моей семье
1 Совместный стол Символическая демонстрация единства да да
2
3

Прекрасная традиция СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ в наше время забыта и заменена газетами, радио и телевидением. Некогда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество.

А.Н. Толстой вспоминает: «Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева. Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал.: Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров».

Эта старая семейная традиция особенно полезна для детей, да и взрослым она добавит немало приятных минут для совместного общения!

ОБЩЕНИЕ С БАБУШКАМИ И ДЕДУШКАМИ

Какую роль играет старшее поколение в воспитании молодежи?

  1. Учитель предлагает высказать мнение.
  2. Анализ эпизода из книги Э. Виггена » Дар вырастить внуков».

» Молодых людей приходящих в гости к своим бабушкам и дедушкам, влечет, за редким исключением, одна и та же потребность: они хотят, иногда очень страстно, пообщаться со старейшинами своей семьи. Та самая бабушка, которая обыгрывала меня в шашки в мои девять лет, в девятнадцать оказалась для меня мудрым другом и доверенным лицом. Она писала мне письма, длинные, освещавшие все семейные новости. Когда я приезжал домой из колледжа, мы с ней подолгу беседовали. И знаете что? Бабушка внимательно меня слушала! Я вскоре обнаружил, что её приводят в восторг мои соображения. И у неё гораздо больше времени на то, чтобы слушать меня, чем у моих родителей. Для ваших внуков и внучек, от начала переходного возраста и до свадьбы, самое, возможно, лучшее «развлечение», которое вы можете им предложить,- просто выслушать их, когда они хотят что-то сказать.

Один мудрец сказал, что старик неторопливый и согбенный, снова способен замечать то же, что и маленькие дети, и рука его как раз вровень с рукой ребёнка, который совершает свои первые шаги. Жука на асфальте, улитку под капустным листом, дрозда, тянущего червяка из чёрной и влажной от дождя земли,- всех их увидит маленький ребёнок со своим дедушкой.

Наши внуки живут в неправильных семьях, где их неправильно воспитывают неправильные родители,- наши далёкие от совершенства сыновья и дочери вместе с нашими зятьями и невестками. Хотя все мы совершали ошибки, когда воспитывали своих детей, для нас найдётся утешительная весть: мы из-за собственной незрелости, воспитывая своих детей,- теперешних родителей — могли не оправдать всех надежд. Но Господь, дав дожить до внуков, поручает нам новое служение, чтобы исправить все ошибки нашего родительского несовершенства».

Анализируя приведенный эпизод, учащиеся делают заключения:

После обсуждения учитель помогает сделать ВЫВОДЫ:

  • семейные традиции способствуют сближению членов семьи;
  • совместное времяпровождение — средство семейного воспитания, где дети приобретают культуру отношений в семье, учатся общению;
  • традиции нескольких поколений устанавливают межпоколенную связь, помогают ребёнку осознать принадлежность к роду и гордиться своей семьёй.
  • 4. Самостоятельная работа.

    Учащиеся продолжают заполнение таблицы:

    Семейная традиция Цель Имеется в моей семье Необходима моей семье
    1 Совместный стол Символическая демонстрация единства да да
    2 Семейные чтения Создание атмосферы духовного единения, начало творчества. нет да
    3 Общение с бабушками и дедушками. — Молодые соприкасаются с историей своей семьи;

    — Бабушки и дедушки — лучшие собеседники, способные выслушать, понять, посочувствовать, т. к. они не ограничены во времени, неторопливы;

    — Опыт и мудрость старшего поколения позволяет по-иному посмотреть на проблему, избежать серьёзных ошибок. да да 4 Необычные встречи Нового года. 5 6

    5. Подведение итогов.

  • Проверка таблиц в парах.
  • Оценивание работы.
  • Вывод.

Домашнее задание

1) Подготовить рассказ о традициях в своей семье.

2) Ввести в традицию совместные ежедневные семейные ужины или вечернее чаепитие.

Семейная атмосфера складывается из многих элементов, в основе ее — уклад, традиции. Ответственность за семью несет каждый её член. Важно учитывать опыт, накопленный предыдущими поколениями- это фундамент для счастливой семейной атмосферы. Будьте счастливы!

Урок моя родословная «Традиции»

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите чтобы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи.

Поэтому, традиции — это основа уклада семьи, семьи — дружной крепкой, у которой есть будущее. Она возрождает традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание.

Знание наследия необходимо каждому народу. И поэтому цель моей работы: изучение и сохранение семейных традиций, и обычай бурятского народа.

изучение специальной литературы о традиции и обычаи бурятского народа;

составление родословного древа моей семьи

Любите и цените счастье!

Оно рождается в семье!
Что может быть ее дороже.

На этой сказочной земле?!

Семья — это особый мир. И очень здорово, если этот мир полон тепла, ласки, заботы, сострадания, взаимной любви. А ещё очень важная вещь в жизни семьи — семейные традиции, которые объединяют всех её членов и я, думаю, что семьи, в которых есть такие традиции самые крепкие и дружные.

Семейные традиции — это обычаи, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что перешло из одного поколения к другому, унаследовано от предков.

Моя семья имеет очень много традиций, и я с большим удовольствием расскажу о некоторых из них.

Взаимопомощь — наша самая главная традиция. Каждый имеет свои права и обязанности, и это облегчает жизнь семьи. Мы все вместе делаем еженедельно по субботам уборку в квартире, покупаем продукты, но каждый делает то, что за ним закреплено, а вечером мы отдыхаем, читаем интересные книги.

Большое внимание уделяется в семье организации и проведению различных праздников, в дни рождения членов семьи мы готовим подарки сами или покупаем их магазине, оформляем комнату, готовим самые вкусные блюда, но традиционным у нас является буузы, более известные как «позы», – национальную кулинарную гордость Бурятии. Кстати, умение готовить это блюдо является обязательным для каждой хозяйки. Причём, «позы» должны быть не только вкусные, но и красивые на вид. Играет немаловажную роль даже количество защипов на каждой «позе». в одну из которых прячут пятирублевую монету. Она принесет счастье тому человеку, которому достанется.

Если продолжать тему новогодних традиций, то новый год мы отмечаем вместе с бабушками и дедушками, с дядями и тетями у нас дома. Мы распределяем обязанности заранее: мама, тетя и бабушка готовят еду, дедушка раздвигает стол, проверяет освещение и многое другое. Мы (дети) украшаем комнату (развешиваем плакаты и шарики), вместе с мамой сервируем стол. Дядя зажигает звезду на верхушке елки, мама ставит на стол праздничный торт, я выключаю свет, и комната озаряется сотнями маленьких фонарей. Бывает всегда шумно и весело, особенно, когда начинается просмотр подарков. Хочется, чтобы эта волшебная новогодняя ночь продолжалась вечно. Кажется, что счастливее нашей семьи на данный момент не найти.

Также я хочу рассказать про наш традиционный Новый год — Сагаан Сар или Сагаалган был и остается одним из самых любимых и значимых праздников для народов монгольского мира. Здесь есть свои правила и национальные традиции (Приложение1).

Прекрасно сказал об этом народном празднике поэт Баир Дугаров:

Праздник Белого месяца

Я встречаю на родине.

Небо ясное светится,

Ветки снежные трогает

На печурке дымится

До земли поклониться

землякам моим рад!

В праздник Белого месяца

Так у нас повелось,

Людям надо встречаться,

Чтоб светлее жилось,

Чтоб убавилось горя,

Чтоб тучнели стада,

Чтобы небо над взгорьем

Сагаалган мы с семьей встречаем по обычаям наших предков. В первый день по традиции мы обязательно идем поздравлять наших дедушек и бабушек и всех старших родственников.

И как же всё-таки хорошо, что у моей семьи есть традиции, которые способны объединять всех нас. Если даже через пару дней члены моей семьи разъедутся по своим домам, от праздника останутся только воспоминания и подарки. Я не буду расстраиваться, потому что знаю, что ровно через год мы опять соберемся все вместе и будем радоваться жизни и друг другу. Вы спросите, почему я так уверена в этом. А я отвечу, что семейные традиции вечны и нерушимы!

В нашей семье вносятся дополнения в генеалогическое древо – это так же традиция семьи. Дерево имеет свои корни, и чем сильнее корневая система, тем сильнее дерево. Наши корни – это память о прошлом и забота, о будущем. История родословной, легенды и предания, песни передаются из поколения в поколение и учат нас многому – достойно продолжать дела своих предков, не повторять их ошибок.

Знание родословной в бурятских семьях было обязательным. Лучшие знания в нашей большой семье были у брата дедушки Гылыг–который в свое время передал ее племянницам – Тане и Наташе и моей маме – Татьяне Сергеевне. Откорректировав и сопоставив эти сведения с архивными данными, решил ознакомить вас с родословной моей семьи, в которой отражается вся история Бурятии.

Мой прапрадед Бадмажап, вовремя Великой Отечественной Войны стал работать в тылу. Он трудился день и ночь: валил и сплавлял по воде лес, работал усердно, не смотря на тяжелый труд. В те времена жизнь была очень тяжелой. Он был охотником как его отец. Отца звали Сагаан, что в переводе с бурятского «белый». Там прадедушка познакомился с моей прапрабабушкой. Они полюбили друг друга и поженились.

А теперь, о моей прабабушке: моя прабабушка была очень доброй, спокойной женщиной. Всю свою жизнь она проработала в колхозе дояркой. Жизнь была очень трудной. Однажды она взяла домой тарелку зерна, но за это сильно была наказана. Ее посадили в тюрьму на два года. Я считаю это очень жестоко по отношению к женщине- матери. На тот момент у нее было 3 детей. Она многое умела делать своими руками: шила, вязала, стряпала. Практически всех своих детей она подняла сама и всех своих внуков она воспитывала по бурятским семейным традициям.

В 90х годах моя прабабушка была награждена медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. А также грамотами за хорошую работу в колхозе.

В 1945 году война закончилась, страна праздновала победу. Это было счастье для всех. Русские солдаты спасли свою родину. Благодаря людям, которые работали в тылу или воевали, мы с вами сейчас живем счастливо и мирно.

Моя бабушка Дарима старшая дочь в семье, затем родился мой дед Сергей. После родились еще Цыпилма и Константин. Моя бабушка Дарима, и дед Алексей поженились совсем молодыми. У них родилось 7 детей. Одна из них моя мама Татьяна. Но получилось, так что у деда Сергея не было детей и по бурятским традициям раньше отдавали ребенка бездетным чтобы у них родился сын. Так и случилось с моей мамой. Бабушка Дарима, отдала деду Сергею в дочь мою маму Татьяну, у нее родились два сына. Мой старший брат Бато и я. И через несколько лет у деда Сергея родилась дочь Соелма — моя тетя. Вот такая моя дружная семья.

Все традиции нашего огромного государства складываются из таких вот маленьких традиций каждой семьи. Это как пчелиный улей, состоящий из множества ячеек. Поэтому я горжусь своей семьёй, своими предками, своим народом.

Традиции помогают хранить историю семьи своих предков. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций народа!

Я горжусь своей семьёй и нашими семейными традициями. Я горжусь своими родными, которые эти традиции бережно хранят, любят и открывают их мне. И пусть у нас нет семейного герба и гимна, зато в нашей семье хорошо живётся и нам, и весело и уютно всем нашим гостям и добрым людям и всё это благодаря нашим традициям. Когда я стану взрослым человеком, я буду стараться беречь и лелеять наши семейные традиции.

Я этого очень хочу. Огромное спасибо моей семье за то, что они дарят столько радостных и веселых моментов, которые я буду помнить вечно.

Приложение1.Символика о богине.

Балдан Лхамо– великая и могущественная, она воплотила в себе всю суть и символику древнейшей Богини-Матери, ассоциируемой с самой природой, которая дарует существам жизнь и принимает их в свое лоно после смерти. В преддверии Сагаалгана, когда зимняя стужа уже позади и в Центральной Азии начинаются пронзительные весенние ветры, начисто продувающие серо-белесую дымку небес, отчего они становятся все выше и голубее с каждым днем, а снег уж чернеет и редеет, в предпоследнюю ночь уходящего года Богиня обходит свои владения и своих подданных со строгой ревизией — все ли в порядке, все ли готовы вступить в новую полосу жизни, рачительны ли хозяева, аккуратны ли хозяйки, чисты ли подворья и т.д. и т.п. К этому времени обычно уже все бывает готово к встрече праздника очередного возрождения – в домах все начищено-надраено, лакомства и яства заготовлены на месяц впрок (бузы заморожены ведрами, напечены горы печенья – боов, мясные деликатесы, архи, салаты и проч.), все боги буддийского пантеона и родовые покровители семейств расположились на празднично украшенных алтарях, всем им оказано почтение и преподнесены угощения. Такое порядочное семейство в новом году может рассчитывать на покровительство Великой Хранительницы Балдан Лхамо. Нерадивым, соответственно, по заслугам – ноль внимания, фунт презрения.

Родословные и семейные традиции

Семья — это то, что удержит нас в шторм,
Ведь ей не страшны брызги жизненных волн,
Укроет от стужи и в дождь защитит.
Семья — наша крепость и верный наш щит. (Т. Дементьева)

Каждый из нас хочет быть любимым. Мы хотим сделать счастливыми своих детей, это самое большое желание каждого родителя. Как же создать непередаваемую атмосферу любви, понимания и душевного тепла? Внутреннее тепло и оптимизм в нас формируется с детства, поэтому, чем больше этот заряд, тем лучше. Чем счастливее и радостнее детство ребенка, тем счастливее он будет в дальнейшей взрослой жизни.

Чрезвычайно важны семейные традиции, обычаи или законы семейного досуга. Семейные традиции могут иметь корни из предыдущих поколений, а могут создаваться исключительно в вашем доме! Благодаря им создается ощущение надежности семейных отношений, возникает крепкая связь между членами семьи, поддерживаются близкие и доверительные отношения, дети ощущают стабильность семьи. Традиции делают семью живой, они обогащают и объединяют всех ее членов. Именно ежедневные совместные ритуалы и правила превращают семью в надежный тыл и теплое убежище. Недаром говорится в народных пословицах:

«Вся семья вместе, так и душа на месте»,
Дерево держится корнями, а человек семьей».

Семья — это очаг, в котором всегда нужно поддерживать огонь.

Колыбельная песенка перед сном… сказка на ночь… семейные обеды в выходные — все это имеет большое значение для становления настоящей семьи.

Это и совместное наведение порядка в доме. Очень важны совместные прогулки, желательно всей семьей посещать кино, театры, музеи, выставки, осматривать достопримечательности.

Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается во многие семьи. Нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю своей страны в отрыве от истории родного края, истории своей семьи. Составление своей родословной, семейные альбомы, реликвии, памятные вещицы поможет взглянуть на себя со стороны и поможет гордиться своей семьёй.

Часто сразу мы не в состоянии выделить обычаи, которые приняты в нашей семье, поскольку многое мы переняли из детства. Для нас они настолько естественны, что мы даже о них не задумываемся. Традиции и обычаи в семье составляют духовную ауру дома, включая в себя и уклад жизни, и распорядок дня, и взаимоотношения членов семьи, и различные ежедневные ритуалы. Нередко соблюдение традиций помогает нам жить. Какими бы странными порой обычаи ни были, важно, чтобы они не были надуманными. Они должны входить в нашу жизнь естественно.

Начать вводить семейные традиции никогда не поздно. Ведь главное — желание, а всё остальное само приложится! Введите свои семейные традиции и обычаи, чтобы у вашего дома была особая неповторимая атмосфера и уют, чтобы для всех домочадцев дом стал своей крепостью.

Л.Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Человек, живущий в семье, чтящей традиции, обязательно будет окружен заботой, любовью, теплом и нежностью. У такого человека семейное благополучие обязательно передастся другим сферам жизни.

Семейные традиции порождают и воспитывают в людях вечные ценности: любовь к семье, уважение к своим родным, заботу о близких, правильное понимание семьи и ее роли в жизни.

Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. А для взрослых – это маленький, тихий и уютный островок, где можно затаиться на время, набраться сил и зарядится положительной энергией.

Учитесь радоваться жизни и научите этому своего ребёнка! Пусть ваш дом наполнится счастьем!

Отделение мед.профилактики ГБУЗ «Котельниковская ЦРБ»

Семейные традиции
план-конспект урока по теме

Цели и задачи занятия:

Скачать:

Вложение Размер
semeynye_tradicii_2_klass.docx 17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Семейные традиции».

  1. Показать, что каждая семья связана с прошлым традициями своих предков.
  2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
  3. Создавать благоприятную среду для осознания учащимися и их родителями уникальности, неповторимости каждой семьи.
  4. Воспитывать чувство сплочённости учащихся и их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи, к её генеалогии.
  5. 1. Вступительное слово

    Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что сегодня на занятии вы пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся друг с другом улыбками. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

    -Ребята, отгадайте ребус «7Я».

    — Давайте вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).

    — А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)

    — Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете? (Поколение — это родственники близкого возраста, например, старшее поколение — бабушки и дедушки, среднее поколение — родители, младшее поколение — дети, внуки бабушек и дедушек).

    — А у кого из вас в семье проживает несколько поколений?

    — Какая семья называется многодетной? (в которой 3 и больше детей).

    — Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

    — У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

    Что имя? Звук, оброненный случайно,

    В котором нет ни смысла, ни значенья?

    Конечно, нет! И в именах есть тайна.

    И таинство есть имянареченье.

    Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).

    — Оказывается, в нашей группе самое распространённое имя среди девочек — Анастасия.

    — Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям.

    3. Рассказ о родословной своей семьи.

    — Ребята, вы заранее получили задание составить родословную своей семьи. Как видим, многие из вас с этой задачей справились. Искать свои корни, знать своих предков очень важно, так как без прошлого нет будущего.

    4. Работа в группах. Составление пословиц о семье.

    -Ребята, а сейчас вам задание в группах — соединить рассыпавшиеся пословицы о семье и затем прочитать их (раздать каждой группе набор пословиц).

    6.Традиции вашей семьи

    Да, ребята, «родители», «Родина», «род» — однокоренные слова. Эти святые слова помогают нам понять и полюбить родной язык, родную природу, традиции родного народа и традиции своей семьи. Продолжая нашу тему семьи, мы сегодня подробнее поговорим о семейных традициях (слайд 8).

    Разбор понятия «традиция»

    Но есть и семейные традиции.

    — К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

    — Какие из этих традиций есть в вашей семье?

    — Говоря о традициях, можно вспомнить традиционные народные праздники. В нашем классе учатся ребята разных национальностей: татары, башкиры, русские, чуваши. У каждого народа есть свои народные традиции. У мусульман есть свои традиционные праздники — это Сабантуй, Навруз

    Как тесно всё переплелось в нашей стране! Сабантуй празднуют везде, и в России и за границей, если там проживают татары или башкиры.

    -Ребята, а кто из вас ездил с родителями на сабантуй? А кто это делает часто?

    Значит, это можно назвать и семейной традицией?

    На Руси с древних времён празднуют Масленицу .

    -У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.

    Общая народная традиция — встреча Нового года .

    Семейные традиции — это плоды совместного труда взрослых и детей. Эти плоды можно сравнить с плодами яблони. У каждого из вас на парте яблочко, на котором вы дома напишете о традициях своей семьи, а на следующий урок мы эти яблочки приклеим к нашему дереву — символу рода.

    — Ребята, а хранятся ли в вашем доме старинные фотографии, вещи? Любите ли вы их рассматривать? Кроме семейных традиций существуют ещё и семейные реликвии .

    7. Рассказ о семейных реликвиях.

    — Сейчас мы послушаем рассказ Егорова Андрея о его прадедушке, который был участником Великой Отечественной войны. Этот рассказ он услышал от своей бабушки, работая над родословной семьи. Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в его семье и являются семейными реликвиями (рассказ ученика, показ фотографии, медали своего прадеда, семейной реликвии — национального чувашского украшения).

    7. Итог урока. Рефлексия.

    — Итак, сегодня мы продолжили разговор о семье.

    — Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?

    — Что было для вас интересно на уроке?

    — Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?

    Да, ребята. Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом — это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально — культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в.

    Материал для заочного тура семейного конкурса «Всему начало отчий дом».

    Продолжением разговора о своем роде можно провести классный час «Семейные традиции».

    Материал из опыта работы.

    Презентация к уроку на первое сентября «Семья. Семейные традиции». Может использоваться учителем для более полного раскрытия темы.

    Роль семейных традиций в формировании социально-адаптированного поведения.

    «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обы.

    Урок — проект «Семейные традиции » Основы светской этики

    Идёт приём заявок

    Подать заявку

    Для учеников 1-11 классов и дошкольников

    Модуль : Основы светской этики.

    Тема : Семейные традиции.

    Цель: углубить представления учащихся о соблюдении добрых семейных традиций.

    Задачи: — расширить представления детей о семейных традициях, формировать позитивный опыт семейных отношений;

    — развивать интерес к истории своей семьи и умение анализировать семейные традиции с позиции нравственности;

    — воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.

    Проблема : что делает семью крепче?

    1.Орг.момент . В природе есть солнце. Оно светит и всех

    одинаково любит и греет. Пусть же сегодня каждый его лучик проберётся к нам в класс и принесёт не только свет, нежность и ласку, но и уверенность в себе и в своих знаниях.

    — Стих. Любят тебя без особых причин:

    За то, что ты внук,

    За то, что ты внучка,

    За то, что ты сын,

    За то, что ты дочка,

    За то, что малыш,

    За то, что растёшь,

    За то, что на папу и маму похож.

    И эта любовь до конца твоих дней

    Останется тайной опорой твоей.

    Что же является опорой в жизни каждого человека?

    —- Что такое семья ? ( группа живущих вместе близких родственников)

    —-Что такое род? ( ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение )

    —-Что такое родословная ? ( перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства )

    ——Кто познакомит нас со своей родословной?

    (ученик рассказывает о своей родословной)

    —-А что общего у всех членов семьи? ( фамилия)

    —-Как вы понимаете значение слова «фамилия»? ( наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени)

    —-Кто назовёт значение своей фамилии? (ответы детей)

    —-У каждого из вас разные фамилии и разные семьи.

    Чем вы можете помочь своей семье? ( уборка квартиры, мытьё посуды, игры с младшими братьями и сёстрами и т.д.)

    3. Постановка учебной задачи.

    —-Семьи все разные. А чем они отличаются друг от друга?

    —-Какую цель мы поставим перед собой? ( узнать, чем отличаются семьи друг от друга)

    —-Что для этого должны сделать? ( Читать, слушать, анализировать, делать выводы)

    —-Какой план работы составим?

    1. Узнать, чем отличаются семьи друг от друга.

    2. Читать, слушать, анализировать, делать выводы.

    3. В конце урока оценить свою работу и работу одноклассников.

    4. « Открытие» учащимися новых знаний. (цель: углубить представления учащихся о семейных традициях)

    —-У вас на столах лежат тексты. Прочитайте и подумайте: о чём они?

    (Текст для 1 группы)

    Приехал долгожданный гость,

    Давно он не был в нашем доме.

    Его встречать нам довелось

    С радушьем, в вежливом поклоне.

    И угощенье принесли

    С гостеприимством достархана.

    В казане бешбармак кипит

    Из мяса жирного барана.

    Пока варился наш обед,

    Мы гостя дружно привечали,

    Он был заботою согрет

    И ароматной чашкой чая.

    И вот на блюде бешбармак,

    Баранья голова дымится…

    Традиций знанье – не пустяк,

    Мне это в жизни пригодится! ( Традиция встречи гостя )

    ( Текст для 2 группы)

    Мы очень любим активный отдых, поездки на природу. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберёшь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки . Что может быть лучше? Разве рыбалка?

    (Традиция – совместный отдых)

    ( Текст для 3 группы)

    Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – мы любим всей семьёй. У каждого из нас свои обязанности, которые подходят нам по возрасту. Каждый занят работой – мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

    ( Традиция совместной уборки, распределение работы в семье.)

    (Текст для 4 группы)

    ( отрывок из детского сочинения)

    В нашей семье все заботятся друг о друге и помогают тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познаётся в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.

    (Традиция – забота друг о друге)

    (Текст для 5 группы)

    (отрывок из детского сочинения)

    Мы поздравляем друг друга с Новым годом, Международным Женским днём, Днём Защитника Отечества, Днём знаний и, конечно же, с Днём Рождения. Но особым днём для нас считается День Победы. В День Победы мы семьёй идём на парад, возлагаем цветы к Вечному огню, а вечером восхищаемся разноцветными переливами неба во время салюта.

    К Восьмому марта мы с братом всегда дарим маме. Бабушке и тёте багульник.

    ——Как вы думаете, что такое традиции семьи? ( обычай, установившийся порядок в поведении, в быту; то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений)

    —-Какие традиции существуют в ваших семьях?

    —-Чем же отличаются семьи друг от друга?

    ( Вывод: Семьи отличаются друг от друга традициями)

    —-Есть ещё одна традиция, называется Родительское благословение. Послушайте притчу .

    Притча о силе Креста.

    —-Ребята, а как вы считаете, для нужны семейные традиции? ( Чтобы семья была крепче)

    —-Вы все любите отдыхать семьёй. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.

    — Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши.

    — У кого есть сестра или сестрёнка, помашите над головой рукой.

    — Кто помогает дома близким, топните.

    — У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх.

    — Кто похож на папу? Присядьте.

    — Кто похож на маму? Наклон вперёд.

    — Кто любит свою семью, дорожит ею! Подпрыгните высоко.

    — А кто богат родственниками, у кого их много, помашите над головой руками, чтобы все видели какие вы богатые.

    5. Самостоятельная работа

    —-Ребята, как вы думаете, а класс можно назвать семьёй? (Другое понятие слова семья – объединение людей, сплочённых общими интересами)

    —-У нас есть общие интересы? (да)

    —Следовательно, класс – это семья.

    —- Если класс семья, значит у класса есть свои традиции .

    —-Сейчас я предлагаю вам составить коллаж об одной из семейных традиций класса. Возьмите на столе конверт, в нём фото о той традиции, о которой вы составляете коллаж. Работу вы должны будете представить и дать по ней комментарии, не забудьте, написать о какой традиции вы составили коллаж.

    ( Проверка работ. Дети называют семейную традицию и значение этой традиции для семьи)

    —-Какие же традиции есть в нашем классе?

    — уважение к старшим,

    -память о своих предках,

    6. Обобщение усвоенного.

    —-Традиций много, в каждой семье они свои.

    Некоторые мы назвали, а что ещё входит в традиции? Прочитайте ещё несколько традиций.

    — Любовь, уважение, дружба

    — Забота друг о друге

    — Исполнение семейных обязанностей

    — Память о своих предках

    — Уважение к старшим

    —-Выберите ту традицию, которую для себя считаете главной, и напишите на сердечках, которые лежат у вас на столах.

    (Проверка) —-Назовите, какую традицию вы посчитали главной для себя и почему.

    —-Эти маленькие сердечки подарите дома своим родителям.

    —-Давайте вспомним, какую цель ставили в начале урока?

    —-Вернёмся к плану нашей работы.

    Вывод: все семьи отличаются друг от друга традициями. Традиций много, но одна из главных традиций любой семьи – является любовь, верность и взаимопонимание между всеми членами семьи.

    2. Я понял (а), что….

    3. Урок дал мне для жизни…

    4. Мне захотелось…

    —-А сейчас, ребята, я предлагаю каждому из вас оценить свою работу на уроке. Для этого вам нужно из набора цветных кружков выбрать по цвету тот, который соответствует вашему настроению.

    Я получил новые знания, показал свои. Понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке. Мне было комфортно.

    Урок в определённой степени был полезен для меня. Я сумел выполнить ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

    На уроке я не всегда понимал, о чём идёт речь. Мне это не очень нужно. На уроке мне было спокойно.

    —-Посмотрим, что у нас получилось.

    Больше всего у нас карточек………..цвета,

    Значит урок состоялся.

    1 Семья – это счастье, любовь и удача,

    2 Семья – это летом поездки на дачу.

    3 Семья – это праздник, семейные даты,

    4 Подарки, покупки, приятные траты.

    5 Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

    6 Мечты о хорошем, волненье и трепет.

    7 Семья – это труд, друг о друге забота,

    1Семья – это много домашней работы.

    2 Семья – это важно!

    3 Семья – это сложно!

    4 Но счастливо жить одному невозможно!

    5 Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    6 Обиды и ссоры подальше гоните,

    7 Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

    Хором: какая хорошая Ваша семья!

    —-На этом мы заканчиваем урок. Спасибо всем за работу .

    Что такое семейные традиции

    Современные условия жизни таковы, что человек вполне может жить один и ни в чем не нуждаться, ведь все можно купить за деньги. Глобализация, развитие мегаполисов, доступность любых товаров и услуг привели к тому, что в большой родовой общине отпала необходимость. Однако по-настоящему счастливые только те люди, у которых есть своя гавань, то место, куда всегда можно вернуться, где любят и ждут. Там живут родители и все наполнено детскими воспоминаниями. Или же в этом месте любящая жена и детки. А может, это один и тот же дом, объединяющий под своей крышей несколько поколений.

    Мы часто не задумываемся, что превращает нас из группы совместно живущих людей в настоящую ячейку общества. А здесь не последнюю роль играют сложившиеся с годами обычаи. В нашей статье мы поговорим о том, какие есть семейные традиции, каково их значение, а также приведем примеры привычек, которые бывают в семьях разных стран и составим свой список.

    Семейные традиции: что это такое

    Чтобы дать определение тому, что такое семейная традиция, определимся сначала с тем, что это значит – «семья». Согласно Большому Энциклопедическому Словарю – это «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью». А значит, в полноценной ячейке общества родственники не только живут под одной крышей, но и любят друг друга, заботятся о каждом своем члене, вместе проводят время. Если какое-то занятие или действие повторяется неоднократно, переходит от одного поколения к другому, то оно становится обычаем данного рода.

    Семейные обычаи – это не обязательно что-то грандиозное и масштабное. Даже скромные еженедельные ритуалы, которые заведены в том или ином союзе, можно считать традицией. Например, уборка по субботам, совместный завтрак в воскресенье утром или просмотр вместе с детьми мультфильмов по пятницам.

    Более того, привычка желать друг другу доброго утра, целоваться при встрече или прощании, звонок о том, что ты благополучно добрался до места назначения, можно также отнести к нормам, принятым в данной ячейке общества.

    Виды семейных традиций

    Перечень того, что можно отнести к семейным традициям, может быть бесконечным. Однако, их условно можно разделить на общие, которые присущи многим людям в разных вариациях, и совершенно уникальные, специфические ритуалы.

    К первой группе относятся такие действия как:

    Совместные празднования

    В большинстве домов в России на День рождения, Новый год, Пасху собирается за богато накрытым столом большой круг родственников и близких друзей, чтобы поздравить именинника или проводить уходящий год.

    В эти дни принято преподносить подарки и памятные сувениры, писать поздравления, петь песни и танцевать, произносить тосты с последующим принятием спиртных напитков, что конечно не идет на пользу нации.

    Совместная встреча важных событий в жизни

    На свадьбу, новоселье, получение диплома, рождение ребенка также приглашают в гости всех своих родных и близких, чтобы поделиться с ними своей радостью. И конечно, такое печальное событие, как уход одного из домочадцев из жизни, тоже собирает всех родных, чтобы всеми вместе проводить человека в последний путь и поддержать друг друга в свалившемся горе.

    Семейный совет

    Очень у многих принято ежедневно или хотя бы раз в неделю обсуждать в узком кругу, как прошел день, какие события случились, делиться своими мыслями по этому поводу, давать советы или просто от души сопереживать. Здесь же обсуждаются планы на выходные и ближайшее будущее. Такое близкое откровенное общение очень сплачивает, позволяет всем членам фамилии почувствовать свою важность и значимость для остальных.

    Совместные путешествия

    Если позволяют обстоятельства, многие проводят отпуск все вместе, по возможности отправляясь на море или в другой город. А есть те, которые предпочитают ежегодные выезды на дачу летом, где отдых на природе сочетается с трудовыми обязанностями. Любая такая поездка приносит много позитива каждому её участнику, что укрепляет отношения домочадцев.

    Фотографии на память

    Приятные события хочется запечатлеть на фотокарточках, чтобы при желании в любой момент вернуться к памятному дню. Модные сейчас фотосессии могут стать хорошей традицией, особенно в семьях, где есть дети. Ведь каждый возраст малыша имеет свои прелести, а время летит так быстро, что опомниться не успеешь. К тому же к такому событию обычно идут долгие совместные приготовления, а саму съемку ребенок воспримет как приключение.

    Совместное посещение разных мероприятий

    Кино, театр, выставки, музеи, фестивали – это все очень интересно и познавательно. Если в доме все настроены на развитие своей личности, то домочадцам никогда не будет скучно друг с другом. Так что совместные посещения культурных или развлекательных мероприятий – это очень хороший и полезный обычай.

    Список того, какие еще есть общие семейные традиции, может быть очень длинным. Ведь сюда же можно отнести и самые мелкие ежедневные привычки, здесь же и все религиозные обряды, национальные особенности связанные, например, с бракосочетанием или посвящением в религию. Россия страна многонациональная, и у каждого народа свои собственные исторические обычаи.

    К специфическим же обычаям можно отнести те особенности, которые присущи только вашей ячейке общества. Например, вы любите на завтрак есть исключительно овсянку, или не ложитесь спать в пятницу до рассвета.

    Кроме того, есть те действия, которые сложились сами по себе, а есть специально введенные. В любом случае, это именно то, что повторяется в одном доме с какой-то периодичностью.

    Роль семейных традиций: что значит их соблюдение

    Если выделить основные положительные тезисы, то они, пожалуй, будут звучать так:

    • Традиции дают ощущение стабильности, незыблемости брака для супругов.
    • Воспитывают уважение к старшим.
    • Прививают тягу к труду и порядку.
    • Сплачивают и объединяют родных.
    • Позволяют почувствовать себя неотъемлемой частью чего-то большого, крепкого, того, что мы называем ячейкой общества.
    • Что такое семейные традиции для детей

      Особенно важно соблюдение заведенных обычаев для малышей, ведь это дает ощущение стабильности, а значит и безопасности. Ребята любят, когда что-то повторяется много раз, это полезно для их психики, делает ребенка спокойным и уравновешенным. Именно поэтому врачи так настоятельно рекомендуют соблюдать режим дня.

      Особенно полезными для детей станут следующие традиции:

      Чтение сказки на ночь и пение колыбельных малышам

      Вечернее чтение не только развивает фантазию ребенка, но и настраивает его на спокойный лад, уместный перед сном, а голос матери всегда успокаивает и убаюкивает.

      Совместные игры

      В век компьютеров, телевизоров и бесконечного числа развлечений, занять ребенка очень просто. Однако самыми теплыми воспоминаниями из детства будут именно те, когда малыш играл вместе с родителями. Это могут быть настольные игры или активный отдых на природе, главное, чтобы в игре принимали участие все близкие.

      Обязанности по дому

      Хорошо, когда у каждого члена, даже самого маленького, есть какие-то обязанности по дому. Это не обязательно должна быть фиксированная трудовая повинность. Занятия можно менять и каждый раз предлагать новое задание. Предложите ребёнку во время одной уборки протереть пыль, а в следующий раз поработать пылесосом. А с таким поручением, как полить цветы, с удовольствием справляются даже малыши.

      Семейные приемы пищи

      Завтракать вместе хотя бы на выходных,если не получается в течение рабочей недели. В это время можно заодно поделиться тем, как прошла неделя, а также спланировать совместный отдых в ближайшие два дня.

      Поцелуи и объятья

      Психологи утверждают, что чтобы чувствовать себя счастливым нужно минимум восемь объятий в день. А детям требуется еще больше. Так что обнимайте малышей по любому поводу. А уж поцелуй на ночь станет прекрасным завершением дня и для ребенка, и для родителей.

      Подготовка к Новому году

      Для многих взрослых одними из самых волшебных моментов детства являются новогодние праздники. Можно создать сказку вместе с ребенком, вместе украшать елку под тематические песенки, делать сувениры в подарок родным, писать письма Деду Морозу. Ведь малыш умеет то, чего многие взрослые разучились делать – верить в чудеса.

      Все эти и многие другие традиции позволят детям сформировать правильное отношение к браку, как к одному из основных элементов своей жизни. Уже будучи взрослыми, они понесут в свою молодую ячейку общества именно те устои и принципы, которые усвоили из детства.

      Описание семейных традиций разных стран

      Конечно, в каждом обществе существуют свои, исторически сложившиеся обычаи. Расскажем более подробно о том, что принято в других государствах.

      В России

      С древних пор в России традиции чтили и оберегали, они были важной частью жизни как простого населения, так и дворян.

      Одним из основных обычаев было хорошее знание своего рода, всех своих предков до десятого колена. В аристократической среде в каждой фамилии были обязательно составлены генеалогические древа, в которых перечислялись все прародители с именами, отчествами, фамилиями и титулами. Из уст в уста передавались истории из жизни прародителей, а с изобретением фотоаппарата – снимков. До сих пор во многих семьях бережно хранят старинные фотоальбомы, постепенно дополняя их уже современными карточками.

      Уважение к старшим – один из столпов воспитания на Руси. В нашей стране, в отличие от западных государств, не принято отдавать родителей доживать свой век в пансионы и дома престарелых. Дети до последнего дня заботятся о своих стариках. А после их смерти принято поминать ушедших родственников в день кончины и день рождения, ухаживать за их могилами.

      Еще одной русской особенностью, свидетельствующей о почтении к своему роду, является присвоение ребенку отчества. Это дань уважения, прежде всего, отцу. Также зачастую можно было встретить «семейное» имя, то есть часто встречающееся в этом роду, когда ребенка называют в честь одного из родственников.

      Также широко была распространена передача реликвий по наследству. Причем это не обязательно драгоценности, стоящие целое состояние. Это могут быть простенькие, но дорогие сердцу вещи – предметы интерьера, столовые приборы. Зачастую свадебный наряд переходил от матери к дочери.

      Практически все перечисленные традиции сохранились в нашем обществе до сих пор. Но многие, к сожалению, практически утеряны. Например, профессиональные династии, когда какое-то ремесло глубоко изучалось, и его секреты передавались из поколения в поколение.

      Хорошей тенденцией стало возвращение к корням и вековым традициям. «Российский Дом Родословия» предлагает помощь в составлении генеалогического древа своего рода. У них в штате более пятисот генеалогов, работающих по всему миру, которые непременно разыщут любые архивные документы, где упоминается та или иная фамилия. Также специалисты не просто составляют родословную, но еще и обучают этому непростому ремеслу. Богатый выбор оформления позволит не только составить древо для себя из интереса, но и приобрести родословную книгу в качестве оригинального и полезного подарка.

      В Великобритании

      Это страна, которая свято чтит свои обычаи, особенно это касается аристократических династий. Традиции соблюдаются во всем: от ежедневных ритуалов утренней овсянки и вечернего чаепития до понятия того, как растить детей.

      Одной из особенностей англичан является воспитание в своих чадах строгого контроля над своими эмоциями. Сохранить лицо для истинного джентльмена сегодня также важно, как и пару столетий назад.

      В Италии

      Италия – очень патриархальное государство. Почти 90% всех предприятий там являются родственными, то есть передаются от отца к сыну. К тому же фамилия в данном государстве не ограничивается узким кругом самых родных, все родственники являются важной частью большого клана.

      По праздникам обязательно собирается вся фамилия за богато накрытым праздничным столом, шутят, смеются, делятся новостями.

      В Америки

      Несмотря на то, что американцы в большинстве своем трудоголики и очень ориентированы на построение карьеры, там во многих ячейках общества по трое и более детей. Интересным является традиция брать с собой малыша всюду, даже на вечеринки и посиделки с друзьями. Считается, что такая ранняя интеграция в общество поможет ребенку во взрослой жизни.

      Исторически сложилось так, что семейные традиции – неотъемлемая часть жизни любого общества в каждом государстве. Они как цемент при постройке дома,связывают всех родственников, позволяют им не терять общих интересов. Так что соблюдайте уже имеющиеся обычаи и заводите новые, тогда в вашем доме всегда будет атмосфера любви и дружбы.

      Читайте так же:

      • Обычаи народов кубани википедия Кубанские казаки – не русские? Как передает издание «Живая Кубань», по мнению некоторых кубанских казаков, результаты переписи 2010 года в отношении количества казаков в регионе не […]
      • Слово традиции чье Литературные проекты Воздух 2010, №4 напечатать предыдущий материал . к содержанию номера . следующий материал Опросы Проголосоватьза этот текст Вы […]
      • Хайц ритуал Маркус Хайц «Ритуал» Ритуал Язык написания: немецкий Перевод на русский: А. Комаринец (Ритуал), 2008 — 1 изд. Франция, 1760-е годы. Лесничий Жак Шастель и его сыновья Пьер и Антуан ведут […]
      • Традиции народ чувашии 13 сентября 2020 Чуваши (самоназвание — чaваш, чaвашсем) — пятый по численности народ России. По данным переписи 2010 года, на территории страны проживает 1 млн 435 тысяч чувашей. Их […]
      • Как научиться на автокаде 2010 Бесплатный самоучитель autocad Приветствую Вас на страницах полезного и познавательного самоучителя autocad. Итак, у Вас появилось желание или необходимость научиться работать в самой […]
      • Как научиться танцевать тверк для начинающих дома Энциклопедия танца: Тверк Тверк - популярный танец, который за последние годы набирает всё большую популярность. Модные танцы сменяют друг друга, и чем дальше, тем стремительнее. Каждый […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *