Прощание ритуал на занятиях

Социально-психологический тренинг

Социально-психологический тренинг направлен на формирование навыков общения, на развитие способностей устанавливать контакт с окружающими, помогает снять внутренние барьеры, мешающие эффективному взаимодействию, способствует сознанию своих личностных качеств.

Данный курс состоит из 10 занятий по 1,5 – 2 часа каждое. В основе тренинга лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности понимания себя каждым членом группы. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является основой для последующей. Занятие начинается с упражнения, которое способствует установлению доверительной атмосферы в группе. По итогам встречи проводится обсуждение участниками тренинга полученной информации и приобретенных навыков.

Организационное. Происходит знакомство ведущего с группой и участников тренинга друг с другом. Обсуждается программа занятий, выявляются ожидания участников от данного курса, вырабатываются правила поведения на занятиях. Правила поведения участники могут устанавливать сами или воспользоваться теми, который предложит ведущий. Обычно это следующий набор:

2. Высказывание от своего имени (я-высказывание).

3. Обсуждение того, что происходит непосредственно в группе в данный момент (правило «здесь и сейчас»).

4. Уважение говорящего.

В ходе организационной встречи члены группы сообщают о себе те сведения, которыми считают нужным поделиться, а также то имя, которым бы хотели назваться. Цель ведущего: установить в группе доброжелательную атмосферу и постараться снять внутреннее напряжение участников, часто возникающее при первом знакомстве.

1. Комплимент. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу комплимент любого содержания. Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть положительные качества окружающих.

2. «Счет». Упражнение из разряда «ледоколов», применяется в начале занятия для снятия внутреннего напряжения участников. Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться. Цель: сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

3. «Знакомство». Участники тренинга сидят в кругу. По очереди они называют одну положительную и одну отрицательную черту своего характера. Другие участники могут задавать уточняющие вопросы. Задача ведущего – не допускать комментариев, которые могут разрушить доверительную атмосферу в группе. Цель: осознание участниками тренинга своих индивидуальных особенностей, знакомство с другими членами группы.

4. «Кто я?». Участники описывают себя в 10-ти кратких тезисах. Они могут сообщить о себе любые сведения, которые, по их мнению, составляют их индивидуальность. Каждая строка начинается одинаково: «Я -…». Далее следует та информация, которую человек хочет донести до сведения окружающих. После окончания работы участники могут сразу поделиться с окружающими результатом размышления, а могут начать анализ своих записей. Каждый пункт рассматривается по нескольким параметрам: отрицательное или положительное высказывание, личное или социальное (сообщает ли участник о своей черте характера или называет свою социальную роль), прошлое – будущее – настоящее (к какому периоду в жизни человека относится данное высказывание). Цель: анализ собственных внутренних ресурсов и состояний, получение навыка анализа своих внутренних установок.

5. «Прощание». Участники, сидя в кругу, произносят в адрес рядом сидящего слова прощания и доброе пожелание. Цель: улучшение атмосферы в группе, закрепление положительного воспоминания о конце занятия.

2. «Знакомство». Каждый участник называет одно положительное и одно отрицательное событие, которое произошло с ним за день. Цель: анализ прошедшего дня, проговаривание возникших проблем, осознание положительных моментов прошедшего отрезка дня, информирование других членов группы о своей реакции на те или иные события.

3. «Первое впечатление». Участники группы описывают себя для незнакомого человека, которого предстоит встретить впервые в людном месте. Описать нужно свое поведение, местоположение, жесты, мимику. Цель: осознание своего внутреннего состояния через внешние признаки, развитие навыка «чтения» другого человека по внешним признакам.

4. «Первое впечатление». Группа обсуждает предыдущее упражнение и делится первыми впечатлениями друг о друге. Цель: установление обратной связи между участниками тренинга, осознание своей способности узнавать характер человека при первом знакомстве.

5. « Глаза в глаза». Участники разбиваются на пары и в течение 3 -5 минут внимательно смотрят в глаза друг другу, пытаясь представить, каким этот человек был в детстве. Затем все делятся впечатлениями и проверяют свои догадки. Цель: Установление межличностного контакта участников тренинга, получение обратной связи, возвращение к детским воспоминаниям, некоторые из которых могли стать причиной затруднений в настоящий момент.

6. «Прощание». Ритуал прощания.

2. «Цепочка ассоциаций». Один из участников, бросая мяч кому-то из группы, называет понятие, которое обозначает эмоциональное состояние человека или его личностное качество (доброта, обида и т.д.). Следующий, перебрасывая мяч дальше, называет свою ассоциацию на это понятие. Мяч может сделать один или несколько кругов. Цель: раскрытие внутреннего мира участников через ассоциации на значимые для них понятия, более глубокое проникновение во внутренний мир партнеров.

3. «Ассоциации». Один из участников становится ведущим, он выходит из комнаты, остальные загадывают кого-то из присутствующих. Вернувшийся ведущий может задать группе три вопроса, например: «Если бы этот человек был рыбой (животным, погодой и т.д.), то какой?» Участники по очереди дают свои ассоциации на загаданного человека, после чего ведущий должен угадать, о ком шла речь. Если попытка оказалась неудачной, он может задать еще один вопрос. Затем ведущий может смениться. Цель: получение обратной связи, развитие навыка размышлять о свойствах других людей, сравнивая их с другими объектами.

4. «Кем бы я был?». Участникам дается время на то, чтобы подумать и записать, кем бы они были, если бы не были людьми. Т.е. нужно найти такое явление или предмет, который в наибольшей мере отражает качества самого человека. Цель: осознание своих качеств, освобождение от шаблонных суждений о себе.

5. «Прощание». Ритуал прощания.

2. «Знакомство». Каждый участник рассказывает об одном событии, которое его возмутило, и об одном, которое вызвало восхищение. Цель: анализ собственный впечатлений от пережитого, информирование других членов группы о своих ценностных установках.

3. «Изобрази состояние». Ведущий готовит два набора карточек. В одном записаны эмоциональные состояния человека (радость, удивление, обида, усталость и т.д.), в другом – части тела человека (спина, голова, брови, пальцы и т.д.). Каждый из участников выбирает по одной карточке из каждого набора. Нужно изобразить выбранное состояние с помощью заданного средства. Цель: развитие навыка невербального общения.

4. «Скульптура». Один из участников становится «скульптурой», остальные – «скульпторами», которые «лепят» «скульптуру» в соответствии с ее предполагаемым внутренним миром. Затем тот, кто был в роли «скульптуры», делится своими ощущениями. Цель: получение обратной связи, анализ своего внутреннего состояния, выражаемого в мимике, позе и т.д.

5. «Рукопожатие вслепую». Одному из участников завязывают глаза и усаживают в центр комнаты. Остальные по очереди кладут свои ладони на его руки. Водящий должен описать свое ощущение от этих рук и постараться угадать участника. Затем игроки меняются местами. Цель: установление более тесного межличностного контакта между участниками тренинга, получение обратной связи, развитие навыка анализировать свои ощущения от другого человека.

2. «Знакомство». Каждый участник называет одного положительного и одного отрицательного, с его точки зрения, героя. Цель: анализ своих ценностных ориентиров, информирование об этом других членов группы.

3. «Внимание другим». Участники образуют два круга – внешний (А) и внутренний (В). Каждый А дает положительную оценку какому-то качеству В. Тот повторяет сказанное А, принимая его точку зрения, и добавляет еще что-то по заданной схеме: «Кроме того, я еще…». Затем участники сдвигаются на одного человека, меняя партнера по общению, и продолжают упражнение до тех пор, пока не поговорят с каждым членом группы. После этого А и В могут поменяться местами. Цель: Развитие навыка позитивного мышления, принятия похвалы, обратная связь.

4. «Дамы и кавалеры». Участники сидят в кругу. Каждый выбирает себе «псевдоним», например, название животного. По очереди участники сообщают свой псевдоним соседу, должен объяснить этот выбор, сделав комплимент. Цель: осознание своих внутренних качеств через ассоциацию, формирование позитивного мышления, изменение излишне критичности по отношению к себе.

5. «Автопилот». Участники размышляют о том, какими им хотелось бы стать: как себя вести, как относиться к себе и окружающим и т.д. В соответствии с этим каждый составляет программу для своего «автопилота» по определенной схеме, например: «Я уверен в себе; я доброжелателен». Когда программа готова, каждый участник читает ее вслух так, чтобы у присутствующих возникло убеждение, что этот человек именно таков. Цель: осознание своих устремлений,Повышение уверенности в своих силах.

2. «Знакомство». Каждый участник называет качество, которое он любит в людях, и качество, которое не любит. Цель: осознание своих ценностных ориентиров и внутренних установок, сообщение об этом другим членам группы.

3. «Белая ворона». Выбирается водящий. Он задает какое-то действие (танцует, молчит, злится и т.д.). Остальные совершают прямо противоположное действие. Затем водящий меняется. Цель: осознание существующих противоположностей тому или иному действию, анализ своего поведения в ситуациях, в которых необходимо пойти против большинства.

4. «Диалог». Двум участникам предстоит разыграть ситуацию, в которой один должен убеждать, а другой отказываться. Например, один просит другого прийти к нему вечером, чтобы помочь отремонтировать полку (разобрать задачу, дошить платье и т.д.). Упражнение выполняется в течение определенного времени или до тех пор, пока один из участников не сдастся. Цель: формирование навыка отстаивания своих интересов, расширение репертуара средств, предназначенных для этого, анализ своего поведения в конфликтной ситуации.

5. «Сказка наоборот». Участники сидят в кругу. Один из них начинает рассказывать придуманную сказку, но с конца (например: «И жили они долго и счастливо»). Сидящий рядом придумывает то, что было до этого, повторяя финал. Следующий – то, что было перед этим, повторяя сказанное ранее, и так до начала. Последний рассказывает всю сказку целиком от начала до конца. Цель: развитие слуховой памяти, внимательного слушания партнера по общению.

2. «Знакомство». Каждый участник рассказывает об одном приятном и одном неприятном подарке, который он получил в жизни. Цель: анализ своего прошлого опыта общения, возможна смена отношения к полученным ранее подаркам, информирование группы о своих потребностях.

3. «Портрет». Каждый из участников выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки, т.е. «пишет» его психологический портрет. Листочки с записями отдают ведущему, который читает их вслух. Остальные пытаются угадать, о ком идет речь. Цель: выявление симпатий участников группы, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека.

4. «Кто есть кто?». Участники письменно отвечают на вопросы ведущего. Листочки с записями ведущий собирает, а затем читает написанное вслух. Участники пытаются угадать, кто дал себе такую характеристику. Предлагаемые вопросы:

* Твоя любимая пословица или высказывание?

* Продолжи фразу: «Когда на меня кричат…»

* Чем бы ты занимался охотнее всего?

* На что тебе приятнее всего смотреть?

* Что бы ты охотнее всего слушал?

* Какое чувство ты бы переживал охотнее всего?

Цель: осознание своих качеств и пристрастий, развитие навыка анализа качеств окружающих через их поступки и привычки.

5. « Прощание». Ритуал прощания.

2. «Знакомство». Каждый участник называет одно пожелание и одно «нежелание» для себя. Цель: осознание своих потребностей и, возможно, страхов, информирование об этом других членов группы.

3. « Контрабанда». Участники делятся на 2 группы. Одна из них – «контрабандисты», другая – «таможенники». Контрабандисты прячут у себя какой-то мелкий предмет. Задача «таможенников»– догадаться по внешним признакам и поведению «контрабандистов», у кого из них спрятан этот предмет. Цель: развитие навыков невербального общения.

4. «Козлятушки – ребятушки». Одна группа участников отгораживается от остальных, например, стульями. Это «козлятушки», которые сидят в «домике». Другая группа делится на «волков» и «коз». У них одинаковая задача: попасть в дом, для чего они могут использовать все способы убеждения. «козлятушки» пускают в «дом» своих «соплеменников» и не пускают «волков». Цель: развитие навыков межличностного взаимодействия и невербального общения, расширение репертуара средств воздействия в процессе общения.

1. «Комплимент». Ритуал приветствия.

2. «Знакомство». Каждый участник тренинга называет качество, которое он открыл в себе во время занятий. Цель: осознание произошедших изменений, пользы проведенных занятий.

3. «Встречные мнения». Один из участников выходит из комнаты, остальные рассуждают о его чертах характера и дают рекомендации. Все это ведущий записывает. Лист с записями отдают вернувшемуся участнику, из комнаты выходит следующий, и так до тех пор, пока все не получат свои «портреты» и рекомендации. Цель: получение обратной связи, развитие навыков анализа качеств другого человека.

4. «Вопрос – ответ». Каждый участник может задать вопрос любому члену группы. Цель: получение обратной связи, анализ своих внутренних установок.

5. «Прощание». Ритуал прощания с пожеланиями на будущее.

Конспекты игровых занятий с родителями и детьми по профилактике агрессивного поведения

Составила: Кибанова В.В., педагог-психолог 1 квалификационной категории, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 49», г. Соликамск, Пермский край.

Пояснительная записка.

Проблема агрессивности у детей раннего является одной из основных. Капризы, слезы, истерика, драки во дворе, попытки ударить самых близких и родных. Почему? Родители часто задают себе вопросы: « Кто виноват в этом? Что мы делаем не так? Как бороться с негативными формами поведения? …»
Дать родителям ответы на эти вопросы — задача педагога-психолога. Поэтому был разработан цикл занятий с родителями и детьми
.
Цель занятий: установление гармоничных детско-родительских отношений через снижение негативных поведенческих реакций у ребенка.

Задачи: — научить родителей видеть за негативными кризисными проявлениями стремление ребенка к самостоятельности, становлению детской личности
— определить типологию родительской позиции (принятие и любовь, отвержение, излишняя требовательность, чрезмерная опека)
— разработать с родителями формы взаимодействия в семье с ребенком, ведущие к снижению и погашению детской агрессии
— обучение детей социально-приемлемым формам выражения эмоционального состояния.
Структура занятий.
Все занятия проходят в игровой форме. Продолжительность: от 15 минут до 30 минут. На занятии присутствует воспитатель, который помогает демонстрировать выполнение упражнений. Занятия проводятся во вторую половину дня в музыкальном зале, кабинете психолога. Занятия строятся по следующей схеме:
1. Ритуал приветствия
Цель: настроить детей и родителей на занятие. Разучивается на 1-ом занятии и используется в неизменном виде на протяжении всех занятий.
2. Расслабляющие упражнения
Цель: снятие физических и психологических напряжений
3. Учебно-игровые упражнения.
4. Релаксация.
Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения.
5.Игры с правилами.
6.Релаксация.
7. Совместная деятельность взрослого с ребенком ( рисование, лепка, аппликация).
8, Ритуал прощания.
Разучивается на 1-ом занятии, далее повторяется в неизменном виде.

Занятие N1

Тема: «Мячики»

Цель: установление доверительных отношений между детьми и родителями
Снижение негативных поведенческих реакций у ребенка.
Задачи: настроить детей и родителей на занятие:
познакомить родителей с приемами снятия физического, психологического
напряжения, изменений агрессивности;
научить приемам грамотного реагирования на ошибки и неудачи детей.
развивать навыки социально-приемных форм поведения.
Материал: корзина с маленькими мячиками по количеству детей;
два надувных мяча;
деревянные палочки, совочки.
два тазика с водой.
полотенца по количеству детей.

П: Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки, мамы и папы. Мы очень рады видеть Вас у нас в детском садике. Мы надеемся, что Вы проведете много прекрасных минут, общаясь с вашими детьми. Сначала мы поздороваемся.
А здороваться на наших занятиях мы будем особенным способом.
Сейчас я Вас научу. Смотрите и повторяйте.
Ритуал приветствия.

Дай, ладошечку, моя крошечка
Я поглажу тебя по ладошечке

На, ладошечку, моя крошечка
Ты погладь меня по ладошечке

Дети дают ладошку родителю
Родитель гладит ребёнка по ладошечке
Дают ладошку ребёнку
Ребёнок гладит мамину ладошку.

П; Посмотрите-ка, ребятки, не успели мы поздороваться. а к нам уже веселые мячики пришли( достает корзину с мячиками). И они хотят с вами поиграть.( раздает по мячу каждой паре родитель-ребенок.)

Упражнения с мячом:

держась за мяч в паре, поднять мяч вверх, опустить в низ,
покрутиться с мячом,
попрыгать с мячом,
Поиграть в паре (на усмотрение родителей).
Катание мячей по ручкам и ножкам детей
( действие сопровождается речевкой).
П: Тише, мяч ,не торопись
Ты по ручкам прокатись ,
Ты по ножкам прокатись,
И обратно возвратись.
(дети с родителями садятся вокруг больших надувных мячей, кладут на него по одной ладошке, психолог читает стихотворение, все ритмично хлопают по мячу)
П: Друг веселый, мячик мой
Всюду, всюду ты со мной
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо с тобой играть
П: A сейчас дети превращаются в мячики и будут прыгать вокруг своих мам, пока я буду рассказывать стихотворение:
П: Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Желтый, красный, голубой
Выбирай себе любой.

Релаксация
П: Ох, какие озорные мячики все разбежались, рассыпались, кто куда. Собирайтесь все сюда. Повторяйте все за мной ( дети и родители садятся рядом. Психолог и педагог показывают движение, дети и родители повторяют.)
Мы как мячики скакали
( дети ритмично ударяют ладошками по ладошкам родителей )
Очень сильно мы устали.
( дети склоняют голову на плечи родителей. Родители обнимают детей, поглаживая их по голове).
Мы немножко отдохнем
(все наклоняются вперед, голову склоняют к коленям).
И опять играть начнем.
(Все хлопают в ладоши).
П: Посмотрите-ка ребята, наши мячики-шалунишки укатились в лужу (показывает таз с водой, в котором плавают мячики) и не могут оттуда выбраться. Давайте им поможем. (Дети с помощью родителей достают мячик при помощи палочек и вытирают их полотенцем и кладут в корзинку).
Игра: «Чудесный мешочек».»
П: В этом мешочке лежат мячики и кубики. Надо достать мячик и дать его маме. (Дети подходят, засовывают одну руку в мешочек и достают мячик, затем отдают его родителям).
Игра: «Попади в корзинку».
«Прокати в воротца».
П: А сейчас я приглашаю всех в другую комнату, где продолжится наше занятие. ( Родители с детьми переходят в другое помещение, где подготовлен изо материал).
П: У Вас на столах пластилин и круг, вырезанный из бумаги. Предлагаю Вам с детьми украсить мячик. Для этого отщипните кусочек пластилина скатайте его в маленький шарик, а дети будут украшать им мячик.
(По окончании работ психолог предлагает всем встать в круг и показать красивые мячики).

Ритуал прощания.

Вместе хлопнули в ладоши
Дружно топнули ногою
Всё, во что мы здесь играли
Мы запомнили с тобой
До свиданья всем сказали
И отправились домой

Все хлопают в ладоши
Топают ногами
Кружатся родители с детьми в парах
Машут руками

В заключении родителям дают анкеты:

1. Что Вам понравилось на занятии?
2. Что узнали нового?
3. Что у Вас изменилось?
4. Что изменилось в Вашем ребенке?
5. Что изменилось в Ваших взаимоотношениях с ребенком?

Занятие N2

Тема: «Зайчики»

Цель: Установление доверительных отношений между детьми и родителями, снижение негативного поведения у ребенка.
Задачи: Продолжать настраивать детей и родителей на занятия;
— Знакомить родителей с приемами снятия изменений агрессивности у детей.
— Продолжать учить приемам грамотного реагирования на ошибки и неудачи детей.
-Формировать произвольное поведение.

Материал: корзина с разноцветными кубиками;
-узкая и широкая дорожка из ткани;
-материалы для аппликаций.

1. Ритуал приветствия ( см. занятие N1).
Психолог и педагог показывают движения, дети и родители повторяют.
П: Ребята, я хочу предложить вам превратиться в веселых зайчиков. Хлопну в ладоши и вы зайчики.
Как у наших зайчиков
Мягонькие тапочки ( Родители гладят детям ручки)
Как у наших зайчат
Ушки длинные торчат. ( Родители гладят по голове и ушкам)
Как у наших зайчиков
Ласковые мамочки. ( Обнимаются друг с другом).
Как у наших зайчиков
Глазки весело блестят. ( Улыбаются друг другу в парах, взявшись за руки).

П: Какое сейчас время года? Зима. А что можно делать зимой на улице? Давайте слепим зайчиков.
Упражнение :«Мы лепили снежный ком»

Мы лепили снежный ком
Ушки сделали потом

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись для нас
Зайка вышел как живой:
Он с хвостом и головой

Имитируют лепку
Изображают уши, прикладывая кисти рук к голове
Подносят к глазам указательный и большой пальцы, соединённые в кольцо

Ритмично хлопают в ладоши
Приседают, качают головой

П: Наши зайчики ожили и хотят с нами поиграть.
Игра «Зайка беленький сидит»

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот, вот так
Он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать

Садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони
Встают, ритмично хлопают в ладоши
Прыгают на месте.

П: Посмотрите сколько веселых кубиков я вам принесла.
( Психолог ставит корзину с кубиками. Дети садятся вокруг нее, родители несколько подальше).

П: Посмотрите, как они весело выпрыгивают из корзинки.
(Дети выкидывают кубики, а родители пытаются их собрать) . Игра сопровождается речитативом:
-Веселятся зайки
-зайки-побегайте
В кубики играют
Далеко кидают.

Родители с педагогом:
Прекращайте зайки
Кубики кидать
Лучше помогите нам их собирать.
( дети собирают кубики в корзину).

П: Посмотрите, наши мамы обиделись. Давайте с ними мириться.
Мы немного поиграли
(дети с родителями хлопают в ладоши)
И игрушки разбросали
( дети с родителями берутся за щеки и качают головой).
Но теперь мы все убрали
( дети и родители садятся разведенные в сторону руки)
Вновь послушными мы стали.
(дети и родители обнимают друг друга.)
П: Кубики могут не только скакать, но с ними можно интересно играть.
Игра « Строим дорожки» (дети с родителями строят дорожки из кубиков)
Игра « Маленькие ножки, большие ножки»
Маленькие ножки
Шагали по дорожке
Большие ноги
Шагали по дороге
Устали ножки,
Отдохнули немножко.
Дружно встали
Снова зашагали

Игра « Лиса идет»
Пока звучит музыка, зайчики прыгают, веселятся. Как только музыка останавливается, дети садятся на корточки и сидят тихо. Кто пошевелится, лисичка увидит.
П: А сейчас я хлопну в ладошки, и зайчики снова станут ребятами. Я приглашаю всех в комнату, где вас ждут бумага и краски (родители с детьми идут в другое помещение, где на столах лежит изобразительный материал) .
П: У вас на столах белый лист, бумаги, краска, на тарелочках лежат контуры зайчиков. Родители вместе с детьми сначала должны приклеить зайчиков, а потом нарисовать зимнюю картинку (снег, деревья, дорожки и т.д). Все рисунки кладут на пол, и ребенок встает около своего. Психолог дает общую оценку: «Молодцы»
Ритуал прощания (см. занятие N 1).
В заключении родителям дают анкету (см. занятие N 1).

Занятие N 3

Тема «Мишка»

Цель: установление доверительных отношений между детьми и родителями, снижение негативных поведенческих реакций у ребенка.

Задачи: — настроить детей и родителей на занятие
— знакомить родителей с приемами снятия эмоционального и мышечного напряжения, тревожности
— развивать у детей интерес к совместной деятельности с родителями

Материал: игрушечный медвежонок, магнитофон, кассета с записью птиц, шишки, корзина, тазики с водой, игрушечные рыбки, … на детей, изобразительный материал .
До прихода детей проводится анализ анкет. Желающие родители озвучивают ответ.

Ход:
1. Приветствие: «Дай ладошечку, моя крошечка» (см. приложение.
2. Игра «Займи берлогу»
Родители берутся за руки и образуют круг. Дети-медвежата лежат на коврике, свернувшись калачиком. Родители с психологом водят вокруг них хоровод и поют:
Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге
Громко не кричите. Мишку не сердите.
Тихо подходите, ласково будите
(Родители подходят к детям и «будят» их, ласково прикасаясь к ним, гладят). Дети-медвежата просыпаются, мамы помогают им подняться.
Зарядка для мишек.
— поднимает правую руку
— поднимает левую руку
— тянется на носочках
— приседает
— кружится (мамы берут ребенка за подмышки и качают влево-вправо, затем кружатся).
(Родители с детьми садятся на стульчики, психолог включает запись голосов птиц)
Вопросы: почему птицы запели?
какое время года наступило?
Дети: «Весна»
. П:А медведь все спит. Пока медведь спит птичкам можно веселиться.

Игра : «Птичка»
Дети бегают под веселую музыку, машут руками.
По окончанию музыки, садятся на корточки:
«Села птичка на окошко
Посиди еще немножко.
Посиди, не улетай»
Со словами «Улетела птичка. Ай!» дети бегут к родителям.
Релаксация: «Вместе с птичками летали(хлопают в ладоши, по ладошкам родителей) .
Очень сильно мы устали(головы положили на колени родителей) .
Мы немножко отдохнем (родители гладят детей)
И опять играть начнем» (хлопают в ладоши).
П: А теперь пойдем будить мишку.
Игра: «У медведя во бору».
Дети идут к медведю, напевая песенку:
У медведя во бору
Я гуляю и пою
Медведь вставай
Из берлоги вылезай.
(Когда медведь начинает рычать дети прячутся на колени к родителям).
Упражнение с пальчиками: « Как под горкой»
( Выполняют все вместе).

Как под горкой
Снег, снег
И на горке
Снег, снег
А под снегом
Спит
Медведь
Тише, тише
Не шуметь.

Подставляют ладонь под кулачок
Опускают руки, шевелят пальцами
Кладут ладонь на кулачок
Опускают руки, шевелят пальцами
Подставляют ладонь под кулачок
Кладут ладони, сложенные
«лодочкой», под щеку
Подносят к губам палец
Грозят указательным пальцем.

Игра « Мишка косолапый»
П: Мишка принес шишки, чтобы поиграть. Ай, все шишки рассыпались. Давайте соберем их в корзинку.
( Дети собирают шишки).
П: Мишка очень любит рыбку, а ловить не умеет, т.к. еще маленький. Давайте выловим рыбку и накормим его. ( Дети подходят к тазикам ловят сачком рыбку и угощают мишку).
Мишка захотел покататься на поезде, а поезда нет. Давайте сделаем поезд и рельсы и покатаем мишку.
( Родители с детьми переходят в другую комнату, где на столах лежит изобразительный материал).
П: Родители наклеивают вагончики, окошки, а дети рисуют рельсы. Затем листы выкладывают на коврик, ребенок встает около своего вагончика. Психолог берет мишку, все встают друг за другом и едут под песенку: « Вот поезд наш едет…»
П: Мишка говорит всем спасибо, он хорошо покатался на поезде. A cейчас ему пора в лес. До свидания.

Ритуал прощания: (см. занятие N1).
Занятие N4

Тема « Солнечные зайчики»

Цель: — установление доверительных отношений, снижение негативных поведенческих реакций у ребенка
Задачи: — настроить детей и родителей на занятие
— продолжить знакомить с упражнениями для снятия мышечного напряжения, регуляции процесса возбуждения и торможения
— продолжать формировать навыки социально-приемлемых форм поведения
— учить детей и родителей приемам «гашения» вспышек агрессии
— развивать интерес детей к совместной деятельности со взрослыми
Материал: — маленькое зеркальце на каждого родителя
— картон с куском желтого пластилина круглой формы на каждого ребенка
— набор пластилина ( 8 цветов ) на каждого ребенка
— аудиозапись

Ход:
Перед приходом детей проводится анализ опросника для родителей.
(Дети заходят в зал с педагогом и садятся рядом с мамой)
1. Ритуал приветствия (см. занятие N 1)
П: Ребята, посмотрите, к нам в окно заглянуло ласковое солнышко и предлагает вам поиграть. (Психолог с педагогом показывают движения, дети с родителями повторяют).
Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик ( дети и родители ритмично скрещивают руки над головой )
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи (плавно покачивают руки наверху)
Летом нежно согревает
Щеки, щечки, щечки (дети и родители потирают друг другу щечки)
А весной на носик ставит
Точки, точки, точки (постукивают друг другу пальчиками по носу)
Золотят веснушки деток
Очень нравится им это ( дети берутся за руки и кружатся)
П: Какого у нас цвета солнышко? Желтое. Солнышко заглянуло к нам в окошко и оставило подарки. Всем по солнечному зайчику. Хотите с ними поиграть?
( Родители делают солнечных зайчиков на полу, а дети их догоняют).
П: Ох, и разрезвились, вы ребятки, даже зайчики испугались и убежали. Давайте отдохнем.
Релаксация «Солнечный зайчик»
Дети и родители садятся друг против друга.
П: Солнечный зайчик заглянул в глаза (дети закрывают глаза)
Солнечный зайчик прыгнул на лоб (родители гладят лоб ребенка)
Солнечный зайчик соскочил на щечки (гладят щечки)
Солнечный зайчик погрел подбородок (гладят подбородок)
Прыгнул на ручки (гладят ручки)
Покатился по ножкам (гладят ножки)
Солнечный зайчик подружился с ребятами (хлопают в ладоши)
П: Солнечные зайчики прислали нам своих друзей. ( Зайчиков из пластилина).
( Дети и родители садятся за столы . Педагог раздает на каждого картон и кусок желтого пластилина. Дети и родители лепят из пластилина солнечных зайчиков ) .
П: Этих зайчиков можно руками потрогать. Они мягкие, пластичные.( Дети и родители трогают зайчиков. Включается грамзапись. Дети с родителями тычут пальчиком, стучат кулачком по пластилину).
П: Ой-ой, ребятки. Куда делись наши солнечные зайчики ? (Дети вместе с родителями пытаются восстановить, их действия сопровождаются речевкой)
Я ладошкой поглажу
По листочку.
Все неровности разглажу
И кочки.
Пластилин на листке
Распрямится
В зайца солнечного опять превратится.
П: А сейчас мы будем волшебниками и будем превращать солнечных зайчиков в солнышко. (Дети с родителями лепят лучики-колбаски)
П: Вы славно потрудились. Посмотрите, как радостно улыбаются вам солнышки и благодарят вас. Но даже волшебники устают. Давайте поиграем и отдохнем.
Упражнение «Пальчик о пальчик: тук, тук, тук…»

Ритуал прощания ( см. занятие N 1)

  1. Ковалёва И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа /И.В.Ковалёва. – М.; Айрис-пресс, 2007. – 48 с.
  2. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.; Книголюб, 2003. – 72с.

Ритуалы приветствия и прощания для коррекционно-развивающих занятий с учащимися начальных классов

Ритуалы для начала занятий. Приветствие участниками тренинга друг друга, ритуалы прощания.

Просмотр содержимого документа
«Ритуалы приветствия и прощания для коррекционно-развивающих занятий с учащимися начальных классов»

Прощание с группой

Упражнение «Поздороваемся»

Описание упражнения: Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения: Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие – это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами – это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.

Я сегодня вот такой»

Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» — и показывает невербально свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.

В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»

Упражнение «Для приветствия» Цель: Развитие доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Ход упражнения: Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты, как всегда, энергичен и весел». Можно вспомнить ту индивидуальную черту человека, которую он сам выделил при первом знакомстве. Можно обращаться не только к конкретному человеку, но и ко всем сразу. Во время этой психологической разминки группа должна настроиться на доверительный стиль общения, продемонстрировать свое доброе отношение друг к другу. Ведущему следует обратить внимание на способы установления контактов и в завершение упражнения разобрать типичные ошибки, допущенные участниками, а также продемонстрировать наиболее продуктивные способы приветствий.

Игра «Доброе утро»

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: — Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

Доброе утро, Ирина Николаевна!

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

Игра «Поздоровайся радостно» или Игра «Поздоровайся с соседом так, как будто ты его боишься»

Игра «Здороваемся необычно»

Психолог говорит : «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.

Игра « Волшебный клубок»

Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Ведущий передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до ведущего.

Завершить можно этим же упражнением. Дети должны поблагодарить друг друга за занятие и сделать комплимент по его итогам.

«Привет! Как твои дела?»

Все дети ходят по комнате, жмут друг другу руки и говорят: «Привет! Как твои дела?» Главное правило: здороваясь с кем-то, руку можно освободить только после того, как другой рукой начнешь здороваться еще с кем-либо. То есть каждый участник должен быть в контакте с кем-либо постоянно.

Игру можно использовать в конце занятия, заменив слова: «Спасибо. С тобой было интересно»

Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, используя только средства мимики и пантомимики (улыбку, рукопожатие, поглаживание, кивок головой). Каждый следующий участник предлагает свой способ приветствия.

1. Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у различных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу.

Вот несколько вариантов приветствия:

· объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

· легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

· рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

· легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

· легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

· поцелуй в каждую щеку, ладони лежат на предплечье партнера (Испания);

· простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

· мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

· потереться друг об друга носами (эскимосская традиция).

Страну Добрых Отношений» Составила: Епиченко Галина Юрьевна, педагог-психолог доу чрр д/с №18 «Журавушка» г. Краснокаменск, 2007 I. пояснительная записка

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Инструкция: дети и взрослые становятся в круг, поднимают поочерёдно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задаёт ритм. Упражнение повторяется несколько раз. Может быть вариант двух «колоколов»: большого (из родителей) и маленького (из детей). Маленький внутри большого, либо два рядом.

* Ритуал прощания един для всех последующих занятий .

Занятие № 2 «Остров общения»

Цель: расширение запаса средств общения, развитие навыков социального взаимодействия.

Цель: эмоциональный настрой на обучение вербальным и невербальным способам приветствия.

Психолог: Снова мы собрались после долгой разлуки. Давайте поучимся здороваться, то есть желать друг другу здоровья. Я сейчас вам покажу, как здороваются некоторые люди, и мы выберем то, что подходит каждому из нас (2-3 негативных примера и положительный – за руку, смотрим в глаза). Поздороваемся так. Кто самый отважный?

* Важно, чтобы все дети и взрослые приняли участие .

2. Обсуждение домашнего задания.

* При ответах на вопросы между участниками обсуждение часто принимает вид дискуссии, которую ведущему стоит поощрять.

3. Задание «Мимическая гимнастика».

Цель: знакомство с мимикой как одним из способов невербального общения.

Психолог: Сегодня наше путешествие продолжается и мы попадаем в чужую страну. Мы не знаем языка, но нам как-то надо понять иностранцев. Посмотрите на выражение лица на рисунках (весёлое, грустное, злое, удивлённое и т. д.). Делаем мимическую гимнастику:

1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.

2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.

3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас).

4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.

5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.

6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение).

7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).

А сейчас покажем мимикой что-то, другие отгадывают.

* Следует привлекать застенчивых детей и взрослых, оказывать поддержку (аплодисменты, показать в паре и т.д.)

4. Миниатюра «Жесты».

Цель: знакомство с жестами как одним из способов невербального общения.

Психолог: Покажите жесты, которые вы уже используете. Как можно поздороваться, попрощаться, позвать, попросить денег, выразить удивление и т.д. Покажите, как любящие мамы или папы прижимают к себе детей, как обидевшиеся мамы отталкивают? Что приятнее? Жестами и мимикой можно показать свои чувства и понять другого человека.

5. Задание «Разные слова».

Цель: знакомство со словами как одним из способов общения.

Психолог: Словом можно многое сделать. Что? (Сначала отвечают дети, после дополняют родители).

Назовите слова, которыми можно пригласить, прогнать, огорчить, согреть, обидеть, похвалить.

Рефлексия: какие слова приятно слышать, а какие нет?

6. Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Инструкция: все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

* Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.

7. Задание «Птица счастья».

Цель: формировать способность к сотрудничеству, провести диагностику стиля взаимодействия взрослого и ребёнка.

Психолог: Сегодня вам предстоит создать птицу счастья. В сказке М. Метерлинка птица счастья была синей. Но можно представить свою собственную птицу самой необычной раскраски. Каждая семейная пара должна создать одну птицу их нескольких элементов – туловища, головы, крыльев и хвоста.

Участники придумывают историю о своей птице, объяснение окраски ее «оперения».

Психолог: Пусть эта птица радует вас и вселяет уверенность, что счастью обязательно будет жить в ваших семьях.

8. Ритуал прощания.

При помощи мимики и жестов показать каждое слово в известном стихотворении.

Занятие № 3 «Загадочный лес».

Цель: улучшение взаимоотношений взрослых и детей, раскрытие мира эмоций и способов их выражения.

1. Приветствие «Рукопожатие по кругу».

Цель: снятие напряжения.

Инструкция: надо поздороваться по ходу часовой стрелки. Не спешить, установить контакт глазами с тем, кого приветствуете.

Психолог: Сегодня мы приплыли на волшебную землю чудес, в Загадочный лес, где нас ждут необычные приключения, где мы сможем читать мысли на расстоянии и выучить много разных игр.

2. Разминка «Молекулы».

Цель: Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Психолог: Представим себе, что все мы – атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнём быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы – по три атома в каждой.

Молекулы выглядят так : лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями.

3. Упражнение «Цепочка».

Цель: установление контакта между участниками группы.

Инструкция: Выходим на берег. Нужно пройти в центр материка в загадочный лес, где происходят чудеса. Но для этого надо крепко взяться за руки, выстроиться в цепочку, идти тихо, слушая ведущего и повторяя все его действия. Иначе вы можете утонуть в болоте или попасть в лапы хищника (ведущий «прокладывает» путь через разные препятствия). Садимся.

* Препятствиями могут быть разнообразные предметы: игрушки, стулья, скамейки, подушки.

4. Упражнение «Пантомима».

Цель: закрепление невербальных способов общения.

Психолог: Покажите, что еще вы встретили на своем пути?

Психолог шепчет на ушко, а ребёнок показывает (самолёт, телефон, цветок, мяч, колокольчик, утюг, шлагбаум, стиральная машина). Остальные отгадывают.

5. Проверка домашнего занятия.

Упражнение «Немой театр»

Цель: создание условий для проявления волевых качеств, самоконтроля; обработка невербальных способов общения, проверка домашнего задания

Психолог: Покажите выученное стихотворение без слов.

6. Упражнение «Оркестр».

Цель: эмоциональное и телесное сближение родителей и детей.

Психолог: Вы видите необычный оркестр. Родитель «играет» на своем ребёнке, а ребёнок изображает звуки инструмента. Остальные отгадывают. Работает занавес.

* Можно «обменяться» детьми.

7. Рефлексия занятия: Что запомнилось? Какое настроение?

9. Домашнее задание: нарисовать очень страшную маску, принести фотографии детей.

Занятие № 4-5 «Пещера страхов».

Цель: формирование умения вербально выражать свои чувства, психокоррекционное воздействие на различные виды страхов.

Психолог: Мы уже здоровались руками, устанавливали контакт глазами, а сегодня поздороваемся необычным способом: спинами, плечами, коленями.

Упражнение привносит в начало занятия веселье и раскрепощает участников.

Психолог: Сегодня с нашим кораблём случилось страшное – наш корабль сбился с курса и нам предстоят тяжелые испытания.

2. Разминка «Маленькое приведение».

Психолог: Представьте себе, что вы маленькие и большие приведения. Вам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками такое движение (поднять согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «у». Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить.

3. Упражнение «Маски» (домашнее задание).

Психолог: Мы видим страшных чудовищ (нарисованные дома маски). Они пугают родителей и детей. Что сделаем мы?

1. Мы пугаем маску.

2. Мы смеёмся над ней.

4. Мы посоветуем ей стать другой.

5. Мы похвалим ее.

Страшных чудовищ мы победили. Ура!

4. Рассказывание сказки.

Сказка Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Про Чебурашку» (страх темноты).

Цель: расширение представлений ребёнка о героях сказки, связать новый опыт с реальной жизнью.

* После рассказывания сказки ведущий спрашивает, хотят ли они этому научиться? Помочь герою сказки. Как?

Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

5. Игра «Кораблик».

Цель: снятие страхов, повышение уверенности в себе.

Инструкция: необходимо небольшое одеяло – это корабль. Участники группы – матросы. Один ребёнок- капитан. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задача капитана – быть в центре корабля; в момент сильной качки он должен дать матросам команду : «Бросить якорь!», или «Стоп, машина!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего: «Буря!» — качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается, капитану все жмут руки и хвалят его.

* В роли капитана должны побывать все дети.

6. Рефлексия занятия.

7. Ритуал прощания.

8. Домашнее задание: нарисовать свои страхи («боюськи»).

Цель: см. занятие № 4.

Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплочённости группы.

Инструкция: участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, здоровается со всеми и передаёт клубок соседу. Тот, к кому попал клубок, приветствует всех и передаёт его следующему игроку, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок возвращается к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. Ведущий натягивает нить и говорит: «Почувствуйте, что мы – единое целое в этом мире».

2. Упражнение «Горы и пропасть».

Инструкция: мы продолжаем наше необычное путешествие и дальше преодолеваем тяжёлые испытания. И вот перед нами горы и пропасти. Стулья – это горы, по которым нужно пройти с закрытыми глазами. Родители подстраховывают.

* Предварительно можно попробовать пройти с открытыми глазами. После прохождения все хлопают в ладоши.

3. Задание «Трудные испытания».

Инструкция : испытание № 1 «Петушки»: на одной ноге вытеснить из круга соперника. Испытание № 2 «Кто кого переборет» (армрестлинг). Испытание № 3 «Моды» (показ моделей).

* В роли моделей выступают застенчивые.

4. Игра без правил «Хочу тебя предупредить…».

( Не разговаривай с незнакомыми, не садись к ним в машину, мой руки перед едой и т.д.). Играют в парах «ребёнок – родитель».

Ребёнок получает возможность с позиции взрослого, знающего человека чему-то научить родителей, от чего-то предостеречь. Он пробует себя в этой роли, а родитель – в роли опекаемого. Из этого может проистечь открытие: мама (папа) тоже живое существо, его (её) надо жалеть…

5. Подвижная игра «Пятнашки».

Цель: снятие страхов, избытка торможения, скованности, преодоление неуверенности в себе, застенчивости, аккумулирование положительной энергии, смещение ролей в семье.

Инструкция: заранее ограничивается игровая площадка (чаще это ковёр), на которой в беспорядке расставлены студия и кубики так, чтобы между ними остались проходы. Нельзя «пятнать» через стулья: они как бы «деревья». В игре есть водящий (Баба-Яга), задача которого запятнать кого-либо при помощи «ремня» (шарф), хлопнув по ягодицам. Причём нужно не прикасаться, а именно хлопать как следует, с чувством, эмоционально; тот, кто получает такой хлопок, громко кричит: «Ой! Ай! А-а-а» — и становится водящим. Игрок, который, увлёкшись, выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам «пятнать».

Эмоциональный накал игры создают угрозы: «Только попадись!», «Ну погоди!», «Лови его!» «Поймаю и съем!», «А, попались!». Убегающие в ответ выкрикивают: «Не поймаешь!» «Не догонишь», дразнят: «Баба-Яга – костяная нога».

* Угрозы и возражения обеспечивают двусторонний уровень отношений в системе «взрослый – ребёнок».

6. Упражнение «Торт».

Цель: эмоционально-телесное сближение.

Психолог: Давайте испечем торт. Каждый из нас будет каким-то компонентом. Психолог предлагает роли (мука, сахар, молоко, орешки и т.д.), читает рецепт, а участники «перемешиваются».

* Родители активно участвуют.

7. Упражнение «Костёр».

Психолог : Предлагаем вам одеться и выйти на улицу! Сейчас мы сожжем все наши «боюськи» (рисунки со страхами).

* Вокруг костра исполняется танец победителей.

8. Рефлексия занятия.

Психолог: Мы выбрались из пещеры Страхов. Мы поняли что? (Дети отвечают).

Мы можем справиться. Мы сильные, храбрые, мы можем себя защитить!

* Психолог делает акцент на позитивных моментах для каждого участника.

Рисунок семейного конфликта.

10. Ритуал прощания.

Занятие № 6-7 «Берег душевной непогоды».

Цель: обучение выражению негативных чувств социально- приемлемыми способами, выяснение причин конфликтов, обучение конструктивным способам разрешения конфликта.

1. Приветствие (по выбору участников)

Психолог: Сегодня мы вновь выбрали нелёгкий маршрут – мы находимся на берегу Душевной непогоды. Что же создаёт душевная непогода? Конечно, ссоры и конфликты, капризы и непослушание.

2. Упражнение «Представь себе…»

Цель: Создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению.

Участники образуют большой круг. Каждый участник по очереди выходит в центр (придумывает заранее, от лица какого героя фильма, сказки, литературного произведения он будет действовать) и называет это имя.

Например: «Я – Золушка», «Я – злой волшебник», «Я – добрый Робин Гуд». При этом выполняет движение, характерное для выбранного персонажа. После того как участник возвращается на свое прежнее место, группа повторяет его имя, манеру двигаться, говорить, идя в центр круга. И так 2-3 раза. Человек, чье имя названо, наблюдает за этим процессом со стороны.

3. Домашнее задание «Семейный конфликт».

Цель: выяснение причин конфликтов, обучение конструктивным способам разрешения конфликта.

Инструкция: по очереди показываются рисунки конфликтных ситуаций в семье. Разбираются причины, если возможно – проигрываются и находятся способы, которые удовлетворят обе стороны.

Рефлексия. Дети отвечают, что чувствуют родители, родители – что чувствуют дети.

4. Упражнение «Лягушки на кочках».

Цель: снятие эмоционально-мышечного напряжения; диагностика стереотипов поведения, связанных с конфликтной ситуацией.

Инструкция: Вы лягушки, а круги на полу – кочки. Вам нужно занять кочку. Условие: на одной кочке может находиться только одна лягушка. Кочек меньше, чем лягушек.

* Постепенно количество кочек уменьшается. В ходе рефлексии отметить социально приемлемые способы разрешения ситуаций.

5. Рассказывание сказки.

Сказка Анны Смирновой «Заяц с рюкзаком» (проблема драчливости).

Рефлексия: Как ты думаешь, что произошло с зайцем за ночь?

6. Игра «Зверь, птица, небылица».

Цель: Развитие внимания, гибкости и быстроты мышления, памяти, фантазии, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Участники становятся полукругом, ведущий с помощью перебрасывания мяча просит назвать зверя, птицу или какую-либо небылицу (например, зверь – медведь, птица – сорока, небылица – трямла, брыкса и т. д.) того, к кому попадает мяч. После чего мяч снова возвращается к ведущему.

7. Рефлексия занятия.

Цель: см. занятие № 6.

1. Приветствие «Свеча».

Участники усаживаются в круг и передают зажженную свечу друг другу, здороваясь и называя имя участника, говорят: «Я передаю тебе свечу и желаю тебе… (здоровья, успехов, удачи и т.д.)».

Психолог: Мы продолжаем наше путешествие и дальше преодолеваем тяжелые испытания.

2. Психологические этюды.

Цель: актуализация чувств, тренировка невербальных способов выражения чувств.

Разыгрываются этюды «Два брата», «Драка», «Плакса», «Упрямый», «Капризный», «Друзья».

3. Игра «Толкалки».

Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, отработка навыков самоконтроля, снятие напряженности, расширение контакта в группе.

Инструкция: упражнение выполняется в парах (родитель с родителем, ребенок с ребенком). По знаку ведущего участники попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места.

* Следить за тем, чтобы никто никому не причинил боли, не делал резких толчков.

Сказка Н. Никитиной «Слоненок с шариками» (проблема детских капризов).

Рефлексия: Как ты думаешь, о чем задумался слоненок? Может быть, он задумался о том, как было хорошо с папой и мамой гулять, играть, купаться в реке и пускать большие фонтаны из хобота? Как ты думаешь, что слоненок может для этого сделать? Подскажи ему, пожалуйста.

Цель: повышение самооценки, развитие ощущения свободы при общении с родителями, развитие самоконтроля, внимания.

Инструкция: родители и дети в кругу. Выбирается «упрямый» ребенок, его мама – ведущая. Родитель дает команду, все выполняют ее, а ребенок –наоборот. Например, все поднимают руки вверх – ребенок опускает их вниз.

* Все дети пробуют роль упрямца.

6. Этюд «Семейный».

Цель: телесно-эмоциональное сближение и выражение позитивных чувств.

Инструкция: расскажите, как мамы вас успокаивают, покажите, как они вас любят.

7. Упражнение «Погрузка корабля».

Цель: развитие внимания, гибкости и быстроты мышления.

Инструкция: дети и родители называют все, что может объединять людей: например, семья, дружба, беда, чтение, праздник, поход и т.д.

Цель: снятие мышечного напряжения, сплочение группы.

Инструкция: все встают в круг, ведущему закрывают глаза. Участники меняются местами, а ведущий при помощи прикосновений к ним должен узнать, кто это.

11. Домашнее задание: детям и взрослым нарисовать рисунок «Три в одном». Альбомный лист разделяется вертикальными линиями на три колонки, которые называются:

1. Каким я вижу себя.

2. Каким меня видят окружающие.

3. Каким я хочу стать.

Ребенок и взрослый рисуют в каждой колонке рисунок, образно раскрывающий содержание поставленного вопроса, и дают свое объяснение к нему.

Занятие № 8 «Море наших чувств».

Цель: тренировка навыков общения, эмоциональное сближение членов группы, знакомство с социальными поведенческими стереотипами.

1. Приветствие «Волшебная палочка» (по аналогии со «Свечой»)

Психолог: Сегодня наш корабль проплывает через Ласковое Море человеческих чувств. Мир огромный и интересный. В нем много забот, тревог и суеты, но мы остаемся людьми потому, что умеем любить и прощать, уважать друг друга и помогать, забывать все плохое. Нам предстоит узнать, за что уважают люди других людей, за что ценят девочек, за что ценят мальчиков.

2. Разминка «Передай сигнал».

Цель: сплочение группы, развитие чувства ответственности и способности к сосредоточению.

Инструкция: участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передает какой-нибудь сигнал (пожать руку, поднять руку вверх и т.д.). Получивший справа или слева сигнал должен передать следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал.

* Игра повторяется несколько раз.

3. Упражнение «Я и мама (папа)».

Цель: эмоциональное сближение членов семьи.

Инструкция: родитель и ребенок садятся спиной друг к другу. Вам нужно ответить на вопросы.

Вопросы к маме : какого цвета глаза у вашего ребенка, во что он одет, как прошел сегодня день и т.д.?

Вопросы к ребенку: какого цвета глаза у мамы, какого они цвета, когда мама сердится (радуется), во что одета сегодня мама, какие украшения на ней сегодня и т.д.?

4. Упражнения «Машины».

Цель: установление телесного контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Инструкция: участники группы разбиваются на пары (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины», родитель в роли «мойщика машины». У «мойщика» глаза закрыты. В течение нескольких минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия. Следует использовать как можно больше ласковых слов. Затем родители меняются с детьми ролями.

5. Беседа «За что ценят людей».

Цель: знакомство с социальными поведенческими стереотипами.

Инструкция: участники беседы должны будут ответить по очереди на вопросы: За что ценят людей? За что вы уважаете своих родителей, друзей? За что уважают вас? Что вам не нравится в людях? За что ценят мальчиков? За что ценят девочек? Почему с кем-то вы дружите, а с кем-то нет? Что нужно сделать, чтобы у вас были друзья?

6. Задание «Три в одном» (проверка домашнего задания).

Цель: диагностика уровня самооценки, развитие коммуникативных качеств.

Психолог: Покажите по очереди рисунок. Расскажите о том, что вы нарисовали.

* Очень важно обратить внимание на участников с заниженной самооценкой, оказать им поддержку.

7. Упражнение «Путаница».

Цель: снятие напряжения, эмоционально-телесное сближение.

Инструкция: водящий выходит из комнаты, остальные встают в круг и «перепутываются», не разжимая рук. Задача водящего — распутать путаницу.

9. Ритуал прощания.

10. Домашнее задание: родителям принести на следующее занятие свои детские фотографии.

Занятие № 9 – 10 «Поляна ощущений».

Цель: эмоционально-телесное сближение родителя и ребенка; улучшение самочувствия при межличностном общении; развитие эмпатии; развитие навыков социального взаимодействия.

1. Приветствие (по выбору участников).

Психолог. Мы подплываем к берегу острова и находим на нем красивую поляну в ближайшем лесу. На поляне растут цветы и разные травы, поют птицы. Здесь мы постараемся приятно отдохнуть.

2. Упражнения «Растем», «Распускающийся бутон».

Цель: активизация совместной деятельности, создание позитивного настроения, развитие умения синхронизировать свои действия с действиями других.

1. Представьте себе, что вы маленький росточек, только что появившейся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, поднимаясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить свой рост.

2. Участники садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не отпуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться (участники отклоняются назад, крепко держа друг друга за руки) и покачиваться на ветру.

3. Упражнение «Прогулка вслепую».

Цель: эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя.

Инструкция: это упражнение выполняется в паре. Одному участнику завязывают глаза, другой ведет его на прогулку (3 минуты). Оба должны сохранять молчание. Ведущий обводит партнера вокруг препятствий и старается предоставить ему как можно больше опыта: прикосновение, запахи и т.д. Затем нужно поменяться ролями.

4. Упражнение «Напряжение и расслабление».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Инструкция: руки и все тело устремилось вверх, пятки от пола не отрывать. Тянемся вверх все сильнее и выше. Мысленно отрываем пятки от пола (реально пятки на полу) и поднимаемся еще выше. А теперь ваши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в спине, подогнулись колени, упали на пол. Лежим расслабленно и удобно. Прислушайтесь к себе:

осталось ли где-то напряжение? Сбросили его!

5. Задание «Я — взрослый, ты — ребенок»

Цель: эмоциональное сближение родителя и ребенка, улучшение самочувствия, развитие навыков в совместной деятельности.

Инструкция: сегодня всем присутствующим на нашей поляне предстоит как следует подумать друг о друге: взрослым — о детях, детям – о взрослых. Каждый участник получает трафарет человечка, взрослым предстоит превратить бумажного человечка в ребенка, а детям во – взрослого.

Авторы представляют своих человечков, рассказывая о характере и склонностях. Можно разыграть диалог и придумать о них коллективные истории.

7. Задание «Машина времени».

Цель: развитие взаимопонимания между родителями и детьми. Родителям предлагается выбрать свои детские фотографии (3-4). Поделиться с ребенком воспоминаниями об этом периоде своей жизни и объединить выбранные фотографии в единой композиции, сделанной в технике коллажа.

Приветствуются любые сюжетные решения. «Я тоже был маленьким, — сообщает тем самым родитель ребенку. Я могу тебя понять, а ты попробуй понять меня».

8. Рассказывание сказки.

Медитативная сказка. Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Золотой шар» (о позитивных детско-родительских отношениях).

Цель: создание образа позитивных детско-родительских отношений: образы, принесенные через сказку могут стать впоследствии духовными ориентирами.

9. Рефлексия занятия.

Цель: см. занятие №9.

1. Приветствие «Мяч по кругу».

Цель: участники, передавая мяч, говорят о том, что они хотят. Например: «Я хочу полетать на планере, чувствовать себя счастливой, иметь больше друзей» и т.д.

Психолог : Мы продолжаем наш отдых на Поляне Ощущений. Ощущения, которые мы, возможно, забыли или утратили, поэтому побудем здесь еще.

2. Упражнение «Назовите, кто собрался на поляне?»

Цель: создание ситуации воздействия и сотрудничества, «разогрев» группы.

Психолог: Кто здесь собрался? И дети и взрослые, назовите как можно больше вариантов, ответов (люди, знакомые, друзья, мамы, папы и дети и т.д.).

3. Задание «Скульптура».

Цель: телесное сближение, развитие способности к самовыражению, диагностика эмоционального фона группы.

Инструкция: разделитесь на группы по 3 человека. Вам нужно создать скульптуру. Один станет играть роль скульптора, а остальные будут «глиной». Работать можно только молча.

— Понравилась ли форма, которую вам придали?

* Участники могут сами придумать название скульптуры или психолог предлагает варианты названий, например «Семья весельчаков», «Королевская семья», «Семья на отдыхе», «Семья в походе» и т.д.

4. Упражнение «Мы тебя любим».

Цель: эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди входит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим». Можно назвать ребенка каким-нибудь ласковым прозвищем («Зайчик», «Солнышко», «Котенок» и т.д.)

5. Задание «Комната для души».

Цель: сплочение членов семьи, развитие навыков взаимодействия родителя с ребенком.

Инструкция: каждому участнику выдается заготовка в виде плоского домика и листа бумаги, который будет служить полом и крышей в комнате. Комнату надо раскрасить так, чтобы в ее оформлении воплотились ваши мечты. Каждая пара «ребенок – взрослый» сидят рядом, они могут советоваться и помогать друг другу.

* Из двух заготовок (у ребенка и родителя) можно собрать один домик. Если эта идея никому не придет в голову – психолог подсказывает.

Готовые домики описывают, сочиняют про них и их обитателей истории.

6. Упражнение «Я умею, я люблю».

Цель: снятие напряжения, диагностика уровня самооценки.

Инструкция: объединитесь в пары. Каждый по очереди должен, прыгая три раза на одной ноге, сказать: «Я умею…». Потом прыгать три раза на другой и сказать: «Я люблю…».

7. Упражнение «Тень».

Цель: тренировка социального взаимодействия, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности.

Инструкция: участники разбиваются на пары. Один будет «путником», другой его «тенью». «Путник» делает любые движения, «тень» повторяет.

* Особое внимание следует уделить тому, чтобы «тень» действовала в том же темпе, что и «путник». Она должна догадаться о самочувствии, мыслях, настроении «путника».

Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: сорвать цветок, присесть, проскакать на одной ноге, посмотреть из-под руки и т.д.

9. Домашнее задание.

Нужно придумать волшебную страну семьи, которая бы соответствовала представлениям взрослого и ребенка о счастливом месте (страна, климат, природа и т.д.), нарисовать ее или сделать в технике коллажа, придумать веселую историю.

Задание № 11 «Волшебная страна доверия».

Цель: закрепление позитивного отношения к себе и своей семье.

1. Приветствие (по желанию участников).

Психолог: Наш корабль причаливает к берегу и мы попадаем в Волшебную Страну Доверия. Здесь мы можем загадать желание, которое обязательно сбудется, услышать веселые истории и показать себя с наилучшей стороны.

2. Упражнение «Испытания».

Цель: повышение самооценки, психокоррекционное воздействие.

Задания придумываются для каждого ребенка, с акцентом на позитивное завершение ситуации, например:

— «Стойкий оловянный солдатик» — сидеть без движения 3 минуты;

— «Дочкин массаж» — дочка делает массаж уставшей маме;

Индивидуальные задания возможны для взрослых. Группа поддерживает испытуемого морально (словами, аплодисментами).

3. Задание «Совместный рисунок группы».

Цель: эмоциональное сближение участников группы, групповая динамика.

Инструкция: используя краски, нарисовать всем вместе картину. Один участник начинает, второй продолжает и т.д., по окончании следует дать ей название.

4. Упражнение «Я сразу стану счастливее, если…».

Цель: вербализация значимых целей на будущее, диагностика активности участника в достижении цели.

Инструкция: продолжить фразу: «Я сразу стану счастливее, если…».

* Результат выполнения упражнения может стать одной из тем для последующей консультации.

5. Проверка домашнего задания «Волшебная страна семьи».

Цель: сплочение членов семьи, повышение самооценки, семейная диагностика.

Инструкция: покажите ваш семейный рисунок и покажите, что изображено на нем. Участники группы могут задавать вопросы.

* После представления семейного рисунка он вывешивается рядом с рисунком группы.

6. Рефлексия занятий.

Психолог: Наши встречи завершаются. Как вам работалось в группе? С какими чувствами и мыслями вы уходите сегодня? Какой новый опыт вы приобрели на сегодняшнем занятии?

I V . Библиография.

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб., 2007.

2. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2005.

3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. – М., 2001.

4. Давыдова О.И., Богуславец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. – М., 2007.

5. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.

6. Жедунова Л.Г., Можаровская И.А., Посысоев Н.Н. и др. Основы психологии семьи и семейного консультирования. – М., 2004.

7. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2005.

9. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду. – СПб., 2002.

10. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М., 2002.

11. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

12. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2002.

13. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.2 – М., 2000.

14. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. – М., 2000.

15. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с родителями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. – М., 2000.

16. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление: личностный рост ребенка. – СПб., 2004.

17. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. и др. Азбука общения. – СПб., 2003.

18. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Р-н-Д., 2003.

19. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб., 2005.

20. Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей. / Сб. Вестник образования. № 8, 2001.

21. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Сборник / сост. Митрошина Н.П., Овечкина Т.А. – СПб., 2001.

22. Об итогах Всероссийского совещания «Право ребенка жить и воспитываться в семье: проблемы и пути решения». / Сб. Вестник образования. № 8, 1999.

23. Семейных кодекс Российской Федерации. Новосибирск, 2006.

6.1. Практический материал к проведению занятий:

— домашнее задание к занятию №1;

— образцы разрезных шаблонов к занятиям №2, №9, №10;

— тексты психокоррекционных сказок к занятиям №4, №6, №7;

— текст медитативной сказки к занятию №9;

— иллюстративный материал с изображением различных эмоциональных состояний к занятию №2;

— методический паспорт к пособию «Карта семейных путешествий».

6.2. Консультация для родителей:

«Влияние родительских установок на эмоциональное благополучие ребенка и пути их коррекции в ходе самовоспитания родителей».

6.3. Диагностические методики:

— тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга – В.В. Столин);

— опросник «Ваш стиль воспитания» (Н.В. Клюева);

— методика «Рисунок семьи»;

— «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

Читайте так же:

  • Греческие традиции церковь 10 неожиданных фактов о Греческой Православной Церкви Казалось бы, православные традиции в Греции и в России должно практически совпадать. Но есть ряд особенностей, которые отличают […]
  • Ритуал 1 раз в три месяца Что такое ритуал перед сном и что он в себя включает? Что такое ритуал перед сном и что он в себя включает? Ритуал перед сном это рутинные, повторяющиеся изо дня в день, в одинаковой […]
  • Крем-суфле для лица спа ритуал удовольствия эйвон отзывы SPA Крем-суфле для лица с маслом африканского дерева ши «СПА ритуал удовольствия» В текущем каталоге Эйвон у нас есть еще 2 SPA Крема Код товара (артикул): 68998 Получить ссылку на […]
  • Воронеж традиции города Воронеж Воронеж - город в России, в Центрально-Черноземном регионе, административный центр Воронежской области. Расположен на Среднерусской возвышенности по берегам реки Воронеж, которая […]
  • Спортивные ритуалы традиции и символика в спорте Похожие работы на «Спортивный ритуал, традиции, символика в спорте» Спортивный ритуал, традиции, символика в спорте Физкультура и спорт, Спортивный ритуал, традиции, символика в спорте, […]
  • Утренний ритуал с ли холденом 20 минут Утренний ритуал 20 минут от Ли Холдена 20-минутная практика Цигун Ли Холдена наполняет организм энергией для продуктивного дня. Не зря же существует выражение «встал не с той ноги». Утро […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *