Традиции лагерей

Законы и традиции лагеря

Законы лагеря «Юбилейный»

Закон «0:00» (необходимо быть вовремя на всех мероприятиях)

Закон «0:00» для всех един,

Точны мы будем как один.

Закон окружающей среды (постоянно заботится о чистоте и порядке в комнате, помещениях и на территории)

«чистота»- вот наш закон,

Пусть о себе напомнит он.

Закон здорового образа жизни (соблюдайте режим дня, занимайтесь самосовершенствованием своего организма, избегайте вредных привычек)

«здоровье»- ненужный всем закон,

В порядке быть поможет он.

Закон территории (территорию лагеря никто не вправе покидать самостоятельно)

Этот закон для всех един

не выходи за территорию один.

Закон добра и уважения (любой человек заслуживает уважительного к себе отношения, даже если он не прав его надо выслушать, а потом предложить свою точку зрения)

Закон не терпит нарушений!

Ты должен знать об уважении.

Закон поднятой руки (человек, поднявший руку, просит вас выслушать его, остальные должны соблюдать тишину)

Ты «закон правой руки» всегда соблюдай.

Хочешь сказать-руку вверх поднимай.

Закон зелёного друга (каждый должен бережно относится к природе)

Прекрасны деревья, кусты и цветы

Будь к ним аккуратен и бережен ты.

Закон «не говори, прощай»

Закон: «не говори, прощай»

Вернутся снова обещай

Традиции лагеря «Юбилейный»

Каждое утро наступает время, когда все комнаты ребят преображаются. Дети наводят порядок у себя в шкафчиках, тумбочках, на кроватях, а также в холле.

Каждое утро дружины встречаются на «Праздничной площади» или в ККЗ, где их ожидают спорт – инструктор и «Будя» — ответственный за зарядку отряд. «Будя» приветствуют ребят: «Доброе утро, сони!», на что дружина отвечает: «Доброе утро Будя!»

Традиция хорошего настроения

Улыбайся, когда тебе весело,

Улыбайся, когда тебе грустно

Улыбайся, когда грустно твоему другу,

И он тоже тебе улыбнется.

Традиция почетного жителя

По итогам каждой смены лучшие лидеры получают удостоверение почетного жителя «планеты детства» и право поместить камушек в «Замок Имени Меня».

Традиция большого праздника

Каждый год на 3-й летней смене с большим размахом празднуется день рождения лагеря «Юбилейный». Этого дня всегда очень ждут и дети и вожатые!

Традиция «спортивного первенства»

По итогам соревнований, прошедших на смене, выявляется самый спортивный корпус, в подтверждении победы в корпусе размещается переходящий кубок, который свидетельствует, о том, что здесь живут самые спортивные ребята.

Традиция вечернего огонька

Каждый вечер вы делитесь эмоциями, переживаниями со своим отрядом в большом кругу. Важно, говорить откровенно и честно, о себе, друзьях, делах на планете детства. Все что вы говорите на огоньке, остается только между ребятами вашего отряда.

Традиция новых традиций

На каждой смене могут рождаться новые обще — лагерные традиции. Но также у вас отряде будут появляться свои традиции, только ваши.

Перед тем, как приехать в ДСОЛКД «Юбилейный» обязательно ознакомься с правилами пребывания.

Законы и традиции «Орлёнка»

За 50 лет в «Орленке» сложились свои законы и традиции, основанные на идеалах Красоты, Добра и Справедливости. Жизнь «Орлят» построена на доверии и искренности, понимании и поддержке, сотворчестве , сотрудничестве, понимании, бережном отношении к Человеку и окружающему миру. Каждый, приезжающий в «Орленок» ребенок или взрослый принимает эти законы, живет по ним, а уезжая из Центра переносит их в большую жизнь.

Традиция доброго отношения к песне

На сборе, у вечернего костра или перед началом общего дела, в походе или по дороге в школу орлята поют любимые песни о своем лагере, друзьях, море и звездах. Песню в «Орленке» берегут, относятся к ней, как другу и бережно передают из поколения в поколение. Ведь орлятская песня — это дар, подарок от известного композитора, любимого вожатого или юного орленка.

Традиция вечернего огонька.

Огонек — это круг друзей, разговор о том, как прожит день, что порадовало, или огорчило. Огонек — это откровенье, оценка дел, событий, поступков товарищей или своих собственных. На огоньке мечтают, спорят, поют любимые песни или просто молчат, наблюдая за звездами.

Положив руки на плечи друг другу и тихонько покачиваясь, орлята поют любимые песни. В кругу каждый видит лица друзей, их глаза, ощущает дружеское плечо, поддержку и понимание. «Слева друг, и справа друг, чуть качнулся орлятский круг».

Законов в «Орленке» пять, как пальцев на руке. В начале смены каждый отряд принимает этот свод правил и живет по нему каждый день.

Закон ноль-ноль.

Уважай свое время и время других. Каждое дело начинай и заканчивай в срок. Никогда не заставляй других ждать себя.

Закон территории.

Выходить самостоятельно за территорию «Орленка» запрещено! Это требование обычной безопасности. В «Орленке» за твою жизнь несут ответственность педагоги. Не подводи их!

Закон зелени.

На территории «Орленка» создан уникальный дендропарк, в нем есть растения из разных стран и географических широт. Береги деревья, цветы и траву. Ведь если каждый из трех тысяч ребят, отдыхающих только в одной летней смене, сорвет с дерева по один листок — дерево погибнет.

Закон поднятой руки

Если хочешь сказать что-то важное, привлечь внимание отряда, просто подними правую руку вверх.

Закон моря

Море может быть не только ласковым, но и опасным. Поэтому купаться одному без взрослых категорически запрещено!

Традиции детского лагеря Хаглар.

1. Правило «RESPECT»!Уважение ко всем окружающим.

2. Очаровательная традиция Валерия Александровича: Дети, в детском лагере “Haglar” запрещается пить, курить и э-э-э ну в общем без глупостей!

3. Английский проект.Перед отправлением в дет ский лагерь проходят тестирование на знание английского языка, на основе которого они распределяются по группам. Хагларовцы своими силами создают сценарий, распределяют роли и готовят театрализованную защиту проекта на английском языке, которая будет проходить перед всеми участниками детского лагеря.К концу смены общими усилиями каждая группа представляет свой, действительно уникальный, шедевр. В общем — английский проект-это большая работа и ОГРОМНОЕ удовольствие!

4. Потрясающая традиция детского лагеря «Haglar» — это ни на что не похожие, абсолютно разные и оригинальные «вечерки».Дело обстоит обычно так: за два-три часа мы общими усилиями должны придумать сценку на определенную тему. Сложность состоит в том, что в процессепридумывания ребята увлекаются на столько, что забывают, о чем собственно думали. А потом судорожно пытаются слепить все надуманное воедино, не забывая о правиле «respect»-а это не всегда просто. Но результаты стоят того! Вечером перед всем детским лагерем выступать на сцене – большое испытание и большое наслаждение.

5. «Ангелы-хранители» — очень важная для сплочения коллектива и налаживания межличностных отношений в отряде традиция.На первой свечке в день открытия смены детского лагеря «Haglar» тебе посчастливится вытащить бумажку с именем одного из твоих друзей по отряду. Таким образом ты автоматически по воле случая становишься его Ангелом Хранителем (АХ). Твоей задачей отныне становится помогать и оберегать его на протяжение всей смены.Зная, что каждый человечек из отряда — твой потенциальный АХ, ты, так или иначе, чувствуешь себя увереннее.

6. Доброй традицией детского лагеря «Haglar» стали песни под гитару.Они очень сплачивают вожатых и их спиногрызами, когда они «одно поют своим согласным хором». Тем более, психологи подтвердили, что хорошая музыка положительно влияет на детскую психику.

7.Диплом детского лагеря «Haglar» — еще одна реликвия, которую ты увезешь с собой домой.В нем указана оценка знания английского языка и немного приятных слов в адрес ребенка. Среди таких дипломов выделяются дипломы «Master of HAGLAR» и «Helper of HAGLAR». «Helper’ов» выдают положительно отличившимся детям, успешно проявивших себя в отрядных мероприятиях. Два «HELPERа» равняются одному «MASTER’у».

8. Пограмма «ЛИДЕР».Под руководством Валерия Александровича ребята познают азы психологии и работы вожатого, делятся важным личным опытом.Хагларовцы, успешно прошедшие программу «ЛИДЕР» могут поехать в детский лагерь на стажировку. После успешной стажировки они становятся вожатыми детского лагеря «Haglar»

9. Феерверк в конце смены- грустная, но красивая традиция детского лагеря «Haglar».

10. Встречи отрядов — пожалуй, самая веселая традиция детского лагеря «Haglar».Чего стоят одни походы в кино в количестве 50 человек. Это самые счастливые моменты из жизни Хагларовцев в городе!

Памятка вожатому

То, без чего никак нельзя…

Итак, если ты хочешь, чтобы твоя жизнь в лагере не превратилась в фильм ужасов, протяженностью ровно в смену с месячным периодом реабилитации, с начала смены стоит договориться с детьми о соблюдении некоторых норм поведения, но, чтобы это не выглядело в качестве наставления, преподнеси их в качестве законов и традиций этого лагеря. При этом имей в виду, что законы принимаются безоговорочно, а традиции можно принимать или нет или предлагать свои. Главное чтобы все, что утверждается ребятами, соответствовало утверждению, приведенному ниже:

Главный принцип жизни в лагере: У нас в лагере все можно, НО если это не вредит другим.

Традиции и законы.

  • Традиция доброго отношения к людям.
  • Традиция вожатского отряда.
  • Традиция вечернего огонька.
  • Традиция доброго отношения к песне.
    • Закон ОО (Закон точности)
    • Закон территории (закон границы).
    • Закон поднятой руки.
    • Закон зелени
    • Как ни странно, одной из серьезных проблем, возникающих в первые дни у вожатого – новичка: как обращаться к детям?! Оказывается – нет ничего проще.

    • ребята, ребятушки
    • друзья, други мои
    • народ, люди.
    • родные мои, братья и сестры
    • пацаны, парни, девчонки.
    • Милостивые государи и государыни
    • Любезные синьоры и сеньориты.
    • Уважаемые судари и сударыни.
    • Братцы кролики, свободные волки, славные мумитролли.
    • Гвардейцы, земляки, братья славяне.
    • Красавицы, барышни, мадмуазели.
    • Как ходить в столовую.

      Как говориться: хороший вожатый – “прикольный” вожатый. Оказывается и в столовую можно ходить весело. Например …

    • Взявшись за руки в цепочку.
    • То же, но двигаясь спиной.
    • В три шеренги и маршируя как солдаты.
    • Образовать замкнутый круг, внутри которого вожатые, которые не хотят есть.
    • Дружно хромая на правую или левую ногу.
    • В колонну, положив руки на плечи, впереди идущему.
    • Считая шаги.
    • Со связанными ногами.
    • Одетыми задом наперед.
    • Скандировать девизы, речевки, кричалки, петь песни.
    • Принципы отношений с детьми.

      “Игровая терапия: искусство отношений”

      • Я не всезнайка.
      • Поэтому я не буду пытаться быть им.

      • Я хочу, чтобы меня любили.
      • Поэтому я буду открыт любящим детям.

      • Я хочу больше принимать в себе ребенка.
      • Поэтому я с интересом и благовением позволю детям освещать мой мир.

      • Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства.
      • Поэтому я позволю детям учить меня.

      • Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собственных усилий.
      • Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.

      • Иногда мне нужно убежище.
      • Поэтому я дам убежище детям.

      • Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле.
      • Поэтому я буду стремится сопереживать ребенку и ценить его.

      • Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я – человечный и склонный ошибаться.
      • Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.

      • Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности.
      • Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка.

      • Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы.
      • Поэтому мне придется много работать чтобы защитить себя от детей.

      • Я единственный кто может прожить мою жизнь.
      • Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

      • Я научился почти всему, что знаю, на собственном опыте.
      • Поэтому я позволю приобретать детям свой опыт.

      • Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя.
      • Поэтому я буду поддерживать и признавать чувство САМости у ребенка.

      • Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли.
      • Поэтому я буду стараться смягчать удар.

      • Я чувствую страх, когда я беззащитен.
      • Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

        Шел отряд по лагерю…

        Когда ты едешь в лагерь за несколько дней до смены тебе дают такой листик, под названием “ПЛАН – СЕТКА”. Там обычно указаны дружинные дела которые пройдут в лагере в течение смены. НО! Эти дела пройдут на уровне дружины, а ты подумал заранее, чем будут заниматься ТВОИ дети в течение смены в отряде? Если ты считаешь, что функция отрядного вожатого заключается только в организации бытовых и режимных моментов – грош цена такому вожатому. На время смены домом ребенку становиться корпус, а семьей – отряд, и оттого насколько интересной покажется жизнь ему в отряде, зависит как минимум на 50% успешность всей смены. Поэтому —

        Планируя отрядную деятельность, помни !

      • Существует общелагерный план, цели и задачи на смену. Отрядная работа не должна с ними конфликтовать.
      • Праздники, которые идут один за другим, могут утомить не менее чем и скучные будни. И вообще – лучший отдых это смена деятельности.
      • Если планируешь дело на свежем воздухе, то придумай сразу, чем твои дети будут заниматься в случае плохой погоды.
      • В “Мойдодыр” не стоит играть в футбол, а в родительский день уходить в поход.
      • Деятельность (отрядная, дружинная) бывает разная.
      • Разрабатывая программу отряда, старайся разнообразить ее различными видами деятельности (Д.).
      • Не удивляйся, если Твои дети, с удовольствием занимавшиеся постановкой различных тематических сценок, к середине смены станут браться за это дело нехотя, без удовольствия. Просто им это порядком надоест. А заняться, действительно, есть чем. Например —
      • Деятельность (в отряде)

      • спортивная
      • интеллектуальная
      • трудовая
      • творческая
      • художественно-прикладная
      • Аксиома “Лучший отдых – это смена деятельности”, имеет силу и здесь.

        Первые дни – особенно важны для вожатого. Именно тогда и он, и дети находят ответ на вопрос:

        WHO IS WHO . – кто есть кто.

      • КТО хороший организатор?
      • КТО хороший художник?
      • КТО хороший актер, постановщик?
      • КТО …
      • Полнота ответов на эти вопросы зависит от того, чем ты со своими детками будешь заниматься в эти первые дни смены. Помогут ответить на эти вопросы нижеприведенные дела. Этот список ты можешь дополнить своими.

      • В предложенной деятельности участвовали все дети отряда.
      • Задания не требовали предварительной основательной подготовки.
      • Соблюдался принцип “От простого к сложному.”
      • При проведении подобных дел на отряде были оба напарника (в активной позиции).
      • Список возможных дел организационного периода (отрядных)

      • Конкурс врунов (как меня собирали в лагерь.)
      • Первая организованная вылазка на природу.
      • Выпуск отрядной газеты “ЭТО МЫ”
      • Муз.час
      • Загадочный час (отгадывание загадок).
      • Оформление первых страниц журнала “День за днем”.
      • КТД “Типография”
      • Оборудование отрядного места с выкладыванием камешками эмблемы и названия отряда.
      • Спорт.игра “Знамя”.
      • “Тропа доверия” (в конце орг..периода).
      • “Ромашка”
      • “Кинофестиваль”.
      • “Литературный коктейль”.
      • “Суета-сует”.
      • Утренняя информационно-развлекательная программа “Доброе утро!”
      • Догорает в подсвечнике старом Тертый, блеклый огарок свечи. Неужели сгорела вся даром, Раздавая сиянье с ночи?

        Наверное, нет ничего более необычного, таинственного и загадочного в лагере, чем вечерний огонек. Перед тем как идти спать, ребята вместе с вожатыми собираются вместе у костерка или горящей свечи для того что бы поговорить. “За день не наговорились?”, — спросишь ты. Дело в том, что у свечи даже самый обычный разговор звучит совсем по другому. Ребята обсуждают прожитый день, решают спорные вопросы, разговаривают на интересующие их темы.

        А вообще – огонек, это сильнейшее средство формирования коллектива, и оттого насколько ты будешь владеть умением вести разговор при свече, зависят взаимоотношения твоих ребят в отряде, и выполнение целей и задач смены.

        Темы для вечерних огоньков и диспутов:

      • Как встать вровень с веком?
      • Подвиг: мгновение или жизнь?
      • Что можно считать правилами хорошего тона?
      • Вредные привычки: проблема личная или общества.
      • Что значит быть взрослым?
      • Что значит быть современным?
      • Как быстро прожить жизнь? (по вредным привычкам)
      • Темы для вечерних огоньков ( из “Маленького принца”).

      • Тогда суди себя сам, — сказал король ,- Это самое трудное. Себя судить гораздо трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
      • Хотел бы знать, зачем звезды светятся? Наверное, затем, чтобы рано или поздно каждый смог отыскать свою.
      • В пустыне одиноко, — сказал Маленький принц.
      • Среди людей тоже одиноко, заметила змея.

      • Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
      • Ты хочешь знать, отчего прекрасна пустыня? Где-то в ней скрываются родники.

        Кроме тематических огоньков, которые проводятся в основной период смены, есть огоньки, которым отводится особая роль..

      • Огонек знакомств.
      • Огонек орг.периода.
      • Огонек дежурного отряда.
      • Отрядный Огонек — вечеринка в конце смены.
      • Прощальный огонек.
      • Успешность любого лагеря во многом зависит от уровня подготовки и проведения дружинных дел, в которых принимают участие все дети. Именно о них ребята будут рассказывать дома родителям и друзьям. А поэтому, нелишне будет напомнить, от чего зависит успех в проведении дела.

        Критерии успешности дела.

      • целесообразность ( сообразность проведения данного дела в смене )
      • идея(наличие общей сюжетной линии, в разработке которой должна принимать участие вся творческая группа)
      • четкая организация дела:
      • музыкальное оформление
      • техническое обеспечение
      • предварительная подготовка участников и ведущих
      • работа с залом (предварительная и во время проведения дела)
      • безопасность
      • логичность (соответствие формы и содержания )
      • динамичность
      • доступность и массовость в конкурсных и шоу-программах
      • поощрение участников.
      • наличие сценария (полный текст, прописанная фонограмма, эскиз оформления)
      • По окончании дела необходимо провести анализ его с творческой группой: отметить + и -, возможность улучшения, сказать слова благодарности ребятам.

        10 главных компонентов успешного проведения конкурсного дела.

      • Интересные задания.
      • Красивое оформление.
      • Материальное обеспечение.
      • Музыкальное оформление.
      • Находчивый ведущий.
      • Компетентное жюри.
      • Эмоциональные зрители.
      • Исполнительные помощники.
      • Подготовленные команды.
      • Призы для победителей.
      • ЕДИНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

      • Дежурство по территории и по камбузу.
      • Режимные моменты.
      • Организация “мойдодыра”.
      • Хозяйственные вопросы.
      • Санитарно-гигиенические требования..
      • Дежурство по территории и столовой.
      • ВОЖАТЫЙ! Сегодня твой отряд дежурит по лагерю. От того, как ты организуешь дежурство, зависит четкость выполнения режима дня дружины, чистота и порядок в корпусе и на территории лагеря. Подготовка к дежурству должна быть начата до него. Необходимо заранее распределить обязанности между ребятами и познакомить каждого с ними.

        Успех дежурства зависит от готовности к нему вожатого отряда. Вот требования, которые должны быть предъявлены ребятам, они помогут тебе в четкой организации дежурства.

        Предъявляя их, подчеркни ту мысль, что у нас в лагере самообслуживание, что от добросовестного выполнения каждым своих обязанностей зависит успех дежурства.

        Целесообразно разделить отряд на группы. Одни будут дежурить по территории, другие по камбузу.

        Дети должны четко знать, кто в какой группе (возможно составление списков групп и вывешивание их на отрядном месте.

        Санитарно – гигиенические требования к дежурным по столовой.

      • Вечером, перед дежурством, предупреди ребят, что они должны остричь ногти: если кто-то из них почувствует легкое недомогание, имеет гнойные заболевания или простудные – нужно обратиться к мед. работникам, т.к. таких ребят нельзя ставить дежурными по столовой.
      • Утром ребята тщательно умываются, причесываются, одевают рабочую форму одежды. Желательно, чтобы одежда не сковывала движения.
      • Утром, перед дежурством, ребята проходят мед.осмотр который проводит дежурная мед.сестра в присутствии вожатого.
      • Каждый обязан перед накрытием на столы вымыть руки, надеть спец.одежду, тщательно убрать волосы под колпак или косынку.
      • Хождение в спец. одежде за пределы столовой запрещено. Уборка столовой производится не в спец. одежде а в рабочей форме.
      • Во избежание несчастных случаев ребята не должны работать с механизмами (хлеборезкой, посудомоечной машиной). Не должны работать непосредственно на кухне (чистить и мыть посуду), находиться в помещениях кухни.
      • Дежурный вожатый по столовой должен знать:

      • количество ребят по отрядам.
      • план посадки ребят в зале.
      • количество больных детей, находящихся в изоляторе лагеря.
      • количество вожатых, стоящих на питании.
      • После завтрака, обеда и ужина проводится влажная уборка в столовой.

        Требования к дежурным вожатым (Д.В.) по территории.

      • В течение всего дня форма одежды Д.В. и детей, дежурящих по территории – парадная.
      • Организует в течение всего дня дежурство детей в вожатской комнате (КВ) (1-2 чел)
      • Следит за чистотой в КВ , выполнением дружинного плана на день, соблюдением режимных моментов, осуществляет своевременное обеспечение вожатых оперативной информацией.
      • При необходимости получает на почте корреспонденцию для лагеря.
      • Требования к заправке кроватей.

        Утром, после подъема, ребята приступают к заправке кроватей.

        Это требует определенных навыков. Первые дни вожатый должен объяснить и показать ребятам, как правильно заправлять кровати, а затем на протяжении нескольких дней контролировать правильность выполнения.

      • В первую очередь надо встряхнуть простыню, покрывающую матрац, а затем застелить ее так, чтобы на поверхности не оставалось морщин.
      • Вторую простынь аккуратно сложить и положить вдоль всей кровати.
      • Одеяло сворачивается пополам и укладывается по ширине всей кровати.
      • Все это накрывается покрывалом. Концы покрывала заправляются под матрац.
      • Подушка взбивается и аккуратно ставится “уголком” в изголовье кровати.
      • Многие дети кладут под матрац грязные носки, белье, сырые плавки, купальники и т.д. Это категорически запрещено. В тумбочках могут храниться только предметы личной гигиены, письменные принадлежности, личные предметы (в чистом виде).
      • Верхняя одежда храниться в шкафу на вешалке или в полиэтиленовом пакете.

        1. Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью). 2.Ищи истину вместе с ребенком, 3.Старайся ничему не учит ребенка напрямую — учись сам. 4.Искренне восхищайтесь всем красивым, что есть вокруг. 5.Считайте своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. 6.Помни, серьезное разрушается смехом, смех — серьезным. 7.Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

        ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ от Дэвида Льюиса

        1.Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. 2.Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно,т .е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения. 3.Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения. 4.Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас. 5.Приучайте ребенка мыслить самостоятельно. 6.Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренно. 7.Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. 8.Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста. 9.Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей. 10.Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых. 11.Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему.

        ЧТО ТАКОЕ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК?

        Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один — он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

        Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок — это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии,изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

        Отрядный уголок — это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

        а) Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.

        б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

        в) В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:

      • заезд ребят в лагерь в оргпериод;
      • основной период;
      • заключительный период смены.
      • К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

        а) «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

        б) поздравление с приездом;

        в) законы лагеря;

        д) наказ ребят прошлой смены;

        е) первые песни, лагерная песня;

        ж) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

        В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

        В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

      • соревнования,
      • подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,
      • участие в творческих конкурсах, смотрах.
      • подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,
      • жизнь отряда
      • поощрение детей.
      • В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью «А напоследок я скажу.»», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

        ВОЗМОЖНЫЕ РУБРИКИ ДЛЯ ОТРЯДНОГО УГОЛКА

      • Календарь
      • План на смену (План-сетка, Дрова для костра — наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и тд.).
      • Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня. New Da, Сегоднячко).
      • Поздравляем (Гип-гип-ура. Маэстро, музыка! Целуем в щечку).
      • Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка).
      • Режим дня
      • Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка;Ба, знакомые все лица).
      • За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей).
      • Наша песня (А мы поем. А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер.Музыкальный граммофон).
      • Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).
      • Наши достижения (Страна должна знать своих героев, Наши взлеты и залеты).
      • Добьемся.
      • Всякая всячина (А вы знаете, что. Всяко разно. ).
      • Очень Важная Информация <Новости, Скоро в отряде, Что пишут в газетах).
      • А вы слышали, что. (Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам, о том что. ) — Наше настроение.
      • Книга жалоб и предложений (Бочка жалоб и предложений, Озеро доверия. Отрядная почта).
      • Киношка. (Сегодня на экране вы увидите, что никогда не видели. )
      • Законы отряда. (Это должен каждый знать обязательно на «пять»).
      • У каждого отрада должны быть свои традиции. Здесь мы объединили самые популярные и веселые законы некоторых отрядов. Надеемся, что у Вашего отрада появятся новые законы. Если нет, предлагает воспользоваться эти.

        Ребятам они очень нравятся. .

        3. Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми

        4. За двумя воспитателями погонишься — ни одного не поймаешь.

        5. Поспешишь. — весь отрад насмешишь.

        6. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей, захвати с собой чемодан.

        7. Воспитатель — всему голова.

        8. Увидел, услышал — запомни, доложишь!

        9. Зовут, есть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно.

        10. Хочешь есть — умей вертеться.

        11. Съел сам — помоги другому.

        12. Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго.

        13. Проверяй пятое питание, не вставая с постели.

        14. После команды «Отбой» наступает темное время суток.

        16. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС?

        17. Не думай о секундах с высока, заходя в душ.

        18. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить.

        19. Bаш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «Clifford».

        В СМЕННУЮ РУБРИКУ «ПОЗДРАВЛЯЕМ!»

        Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с

      • победой в соревнованиях, но и .
      • всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись!
      • всех вас с тем, что Воспитатели сегодня выспались (используйте свой шанс);
      • с первым днем лета;
      • всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере!
      • всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ!
      • с первым дождем в лагере!
      • всех нас любимых!
      • всех нас с хорошим настроением воспитателей!
      • всех с полным последним днем смены!
      • всех с последним воскресеньем смены!
      • всех с родительским днем!
      • любителей понырять и поплавать с открытием купального сезона в «Звёздочке»!
      • всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна!
      • всех любителей поесть с последним полдником, ужином и пятым питанием!
      • всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене!
      • всех нас со спокойно проведенной ночью!
      • всех, кого намазали (не намазали)!
      • всех девчонок, кого пригласили на медленный танец, всех мальчишек, кто решился пригласить этих самых девчонок на медленный танец, всех остальных мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только смотрели, смотрели, смотрели.
      • В РУБРИКУ «ВРЕМЯ»

        Эту рубрику многие Воспитатели помещают под календарем, который также есть в отрядном уголке. И в зависимости от того, что написано в плане на день, какая сегодня погода и какое у отряда настроение, воспитатели и ребята придумывают, какое же время настало:

      • собирать шишки;
      • убирать палаты;
      • пылесосить пустыню;
      • убирать территорию;
      • делать ноги;
      • дежурить в столовой;
      • считать деньги;
      • сматывать удочки;
      • сушить сухари;
      • собирать потерянные вещи;
      • срывать цветы удовольствия;
      • ловить момент;
      • играть на дудке;
      • сверять часы;
      • пухнуть с голоду;
      • давать обещания;
      • сушить весла;
      • надевать носки.
      • СТИХОТВОРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

        Вот таким может быть режим дня для малышей, а старшие отряды пусть попробуют придумать его сами.

        9:00 Утро. Солнышко встает — спать ребятам не дает.

        9:10. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.

        9:30. Умываться, одеваться, на линейку собираться.

        9:45 Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.

        10:00 Каша, чай, кусочек сыра — вкусно, сыто и красиво. (Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?)

        10.30 Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.

        11.00 – 13.00. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше отряда нет места на свете — знают Воспитатели. Знают все дети. И если ты час посвятишь, сей отряду, будет всем весело. Будут все рады.

        13.00 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.

        14.00-16.00. К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.

        16.30 Вот уже в который раз повара встречают нас.

        18.00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружке занимаются.. Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей.

        19.00 Ужина время настало и вот — отряд за отрядом к столовой идет.

        20.30 Вечером фильм иль дискотека или какая другая потеха, может быть конкурс. А может игра станет сюрпризом для вас, детвора.

        23.00. За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»

        Уголок обязательно должен содержать:

      • название отряда
      • девиз отряда
      • отрядная песня
      • расписание кружков
      • распорядок дня (лагерный и отрядный)
      • списки детей
      • списки именинников текущей смены
      • адрес лагеря, кодекс отряда (если хватит места)
      • грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены)
      • Уголок — это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность — он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

        Помимо обязательного наполнения — в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада).Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

        Самое главное — уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие — можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и «обработать напильником»).

        Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто «с руками» разбирают уголок по частям на память — так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся всё «жизнь» отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.

        В работе вожатого можно выделить два основных направления анализа: анализ педагогической деятельности и анализ с детьми.

        Виды педагогического анализа и формы их обеспечения.

        Анализ собственной пед деятельности.

        Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и причины их возникновения.

        Отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения.

        Постоянные личные наблюдения, беседы с детьми, обмен мнениями с коллегами, диагностика (анкеты, цветопись, материалы вечерних сборов-анализов с детьми в отряде).

        Результаты фиксируются в педагогической документации (пед.дневник, индивидуальная карта собственного роста.)

        Предполагаемая схема анализа дня.

        1.Выполнены ли цель и задачи, поставленные на этот день? Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить, а что нет?

        2.Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном тношении:

      • какую задачу решали;
      • основные этапы этого дела;
      • в направлении ли решений задач был продуман и осуществлен ход дела;
      • как действовали в этом деле ребята, отношения ребят к делу, как
      • реагировали ребята в ходе дела;
      • приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела, чем это было обосновано, что это дало.
      • 3. Анализ ситуации (при наличии такой в дне):

      • краткое содержание и ее участники;
      • в связи с чем возникла эта ситуация;
      • как проявили себя участники ситуации, их поступки;
      • итог ситуации;
      • выход из ситуации.
      • 4. Общая характеристика прожитого дня:

      • была ли группа организована;
      • произошли ли изменения в коллективе;
      • кто обратил на себя внимание;
      • как изменились ребята, внимание на которых раньше не обращали.
      • удался ли день в целом;
      • что дал нового этот день вам как педагогу;
      • задачи на следующий день.
      • Анализ результатов педагогической деятельности.

      • Проводится по итогам определенного временного отрезка.
      • Включает анализ организационного, основного и итогового периодов.
      • Предполагает сопоставить результаты собственной педагогической
      • деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря.

        1.Определение места и цели данного дела в общей программе смены и плане отряда 2.Установление воспитывающих и развивающих аспектов дела и учет реальных возможностей их реализации 3.Подготовка отдельных этапов дела и обеспечение их

        взаимосвязи и взаимовлияния

        4.Содержательное наполнение каждого составляющего компонента дела

        и уровень организационного обеспечения

        5.Совместная (коллективная) оценка конечного результата дела и оформление предложений по совершенствованию проведения.

        Самооценка индивидуального состояния.

        Педагог-организатор, воспитатель, вожатый должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношение как с детьми, так и с коллегами. При решении проблемы самоанализа и самоорганизации, эффективность работы вожатого значительно возрастает.

        Самочувствие, психоэмоциональное и физическое состояние.

        Форма: самоконтроль и самооценка.

        1.Методика выявления и согласования мнений и представлений.

        Цель: уточнить представления и понятия; рассмотреть соответствие идеального представления и реального результата.

        • Предоставляется список с перечисленными качествами.
        • Каждой группе (3-5 человек) дается по одному списку личностных качеств.
        • На основании этого списка группа выполняет пять заданий (отобрать пять черт “хорошего подростка”, “идеального подростка” и т.д. и расположить их по значимости), результаты каждого сдают руководителю в письменном виде. Руководитель обрабатывает полученные результаты и предлагает их на всеобщее рассмотрение. Каждая группа через некоторое время делает анализ полученных результатов.
        • 2.Методика изучения удовлетворения подростка жизнью в лагере.

          Подросткам предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

        • 4 – совершенно согласен,
        • 3 – согласен,
        • 2 – трудно сказать,
        • 1 – не согласен,
        • 0 – совершенно не согласен.
        • 1.Я жду наступление нового дня в лагере с радостью. 2.В детском лагере у меня обычно хорошее настроение. 3.В нашем отряде хорошие вожатые. 4.Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и

          помощью в любое время.

          5.У меня есть любимый взрослый в детском лагере. 6.В отряде я всегда могу свободно высказывать свое мнение. 7.Я считаю, что в нашем лагере созданы все условия для развития моих

          8.У меня есть любимое занятие в детском лагере. 9.Я, считая, что детский лагерь по настоящему готовит меня к

          10.Когда я уеду, то буду скучать по лагерю.

          Подсчет: У = общая сумма баллов / общее количество ответов

        • У= общее количество ответов
        • У >3 – высокая степень удовлетворенности;
        • 2 Игра по станциям.

        • Телевизионный пример – “Ключи от форта Баярд”, замкнутая эстафета.
        • Сюжетный ввод.
        • Передвижение по станциям либо одновременно по “Вертушке”, либо по очереди через интервал времени.
        • Оформление каждой станции, старта и финиша.
        • Число станций не менее 4, но не более 2*число отрядов.
        • Задания должны быть такие, чтобы время их выполнения не превышало 5 – 10 минут.
        • Время между станциями – 3-5 минут.
        • Общее время игры, включая ввод и подведение итогов – 1.5 часа.
        • Подведение итогов и награждение – обязательно.
        • Наличие маршрутных листов или поводырей из ребят. А также хронометристов для строгого соблюдения графика.
        • Единая система оценок на всех этапах.

        Дискуссионные формы работы.

      • Телевизионный пример –“Тема”, “Старая квартира”, “Моя семья”.
      • Дискуссии, проблемные столы, диспуты.
      • По построению – ведущий против зала или между различных мнений.
      • Первый вариант более жесткий, и требует от ведущего максимальной концентрации. Открытая конфронтация – дискуссия, только два диаметрально противоположных мнения.
      • Задание проблемы ( явно или опосредованно через фильм, книгу, обыгранный сюжет ).
      • Мнение сторон и аргументы ( различные свидетельства, чем то напоминает суд, где есть судьи, адвокаты и так далее ). В случае проблемных столов – обсуждение в группах и предоставление результата группового и затем общего решения.
      • Подведение итогов.
      • При необходимости для снятия излишнего накала страстей – музыкальнгые паузы, гости и так далее.
      • Число обсуждаемых проблем не более трех.
      • Продолжительность 1 – 1.5 часа.
      • Заранее известная тема.
      • Готовится совместной группой из вожатого и детей.
      • Красивый ввод ( как правило – песня , легенда, рассказ ).
      • Обмен мнений в максимально доброжелательной форме и по желанию.
      • Продолжительность не более 1 часа.
      • В конце необходима АКЦИЯ ( изложение, рисунок, поделка и так далее ) обо всем услышанном .
      • Телевизионный пример – “Поле чудес”, “Счастливый случай”, ”Зов джунглей”.
      • Подготовка ( красивое оформление, сюрпризы …)
      • Предварительные игры с залом.
      • Организационные моменты (объяснение правил, представление участников и жюри, почетных гостей и так далее )
      • Число конкурсов не менее трех + финал, но не более 6-8.
      • Не должно быть никаких пауз. Все паузы заполняется музыкой, песнями, играми.
      • Общая продолжительность – 1.5 часа. Не более.
      • Особое внимание на сильный ввод и сильный финал.
      • Пионерские лагеря: тогда и сейчас

        Тем, кому за 40, объяснять, что такое пионерский лагерь не нужно — эти люди знакомы с подобным видом летнего отдыха и с соответствующими традициями не понаслышке. А вот молодым родителям будет полезно узнать, что же кроется за этим понятием.

        Пионерские лагеря в Советской России: в здоровом теле — здоровый дух

        В истории нашей страны пионерское движение, созданное по образцу скаутского, в процессе своего развития претерпело значительные изменения: роль скаутинга в нем постоянно падала, что хорошо прослеживается в ходе эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного комплекса к типу санаторного. По факту пионерские лагеря — это отдельная субкультура. Чтобы это понять, необходимо заглянуть в прошлое.

        История возникновения и развития

        Первые пионерские лагеря появились в нашей стране еще в начале 1920-х годов на базе пионерских отрядов. Городские пионеры выезжали во время каникул вместе с вожатым за город. Там они жили в скромных условиях, обычно в палатках, но при этом большое внимание уделялось спорту и военно-патриотическому воспитанию. Кроме того, юные строители коммунизма помогали по хозяйству местным жителям, работали в близлежащих колхозах и совхозах: собирали картошку, боронили землю. Пионерские костры, патриотические песни, марши под звуки горна и барабана — без этого не обходился ни один лагерь.

        С годами концепция пионерских лагерей развивалась и претерпела значительные изменения. Условия проживания становились все более комфортными, а досуг пионеров — более разнообразным. Пионерская символика в годы развитого социализма (1964–1986 гг.), конечно, никуда не исчезла: по-прежнему утро начиналось с линейки, поднятия флага, в лагерях все так же проводились конкурсы политического плаката, строя и песни, военная игра «Зарница» и прочие подобные мероприятия. Но при этом в каждом лагере появились развивающие и творческие кружки, команды КВН, стали проводится кинопоказы, вечерние танцы. Лагерь перестал быть сугубо идеологическим объектом. Напротив, пионерские лагеря для многих советских детей и подростков стали любимым местом проведения долгожданных летних каникул, местом, куда хочется вернуться, чтобы снова встретиться с друзьями и вожатыми.

        Задачи пионерлагерей

        Идеологическая составляющая в пионерских лагерях была неотъемлемой частью работы педагогического коллектива. Но при этом акцент делался на том, что пионер — это лучший гражданин своего государства, что пионерский галстук нужно носить с гордостью, быть достойным продолжателем дел своих отцов и дедов. Также большое внимание уделялось дисциплине, дети и подростки учились жить в коллективе, быть внимательными друг к другу, помогать младшим. Согласитесь, такие лозунги, как «Пионер — всем ребятам пример» или «С пионерским звонким маршем мы идем на помощь старшим», способствуют развитию лучших качеств в маленьком человеке и воспитывают его.

        Еще одна важная задача пионерских лагерей раннего и позднего социализма — это оздоровление. Не случайно детские лагеря строились вдали от шумных городов, в окружении лесов, на берегах живописных водоемов. Утром все ребята вместе с взрослыми выходили на зарядку. В течение смены проводились соревнования по футболу, пионерболу, настольному теннису и другим видам спорта. Плавание в водоемах и бассейнах тоже было регулярным, и в этих заплывах участвовали все члены отряда. Если лагерь был более благоустроенным, то в нем имелась возможность всем отрядом оседлать велосипеды и отправиться на велопробег. Солнечно-воздушные ванны и водные процедуры были частью обязательной оздоровительной программы.

        Организация работы

        В пионерские лагеря съезжались дети в возрасте от 7-ми до 15-ти лет. Отряды формировались по возрастному принципу. В среднем в каждом отряде было 30 человек, при равном количестве девочек и мальчиков. Во главе каждого отряда было двое вожатых: юноша и девушка. Как правило, это были студенты педагогических вузов, но нередко и учащиеся других институтов и университетов стремились отправиться летом поработать в лагере вожатым. Впрочем, вожатым мог стать и сотрудник предприятия, которому принадлежал лагерь. Зарплату, конечно, нельзя было назвать престижной, но энтузиастов она вполне устраивала. Прежде чем приступить к работе, вожатые обязательно проходили специальные курсы или отправлялись на недельный инструктаж в спецлагерь.

        Первое время каждый отряд занимал отдельный одноэтажный деревянный домик, где все девочки спали в одной спальне, а мальчики — в другой. Позже стали строить благоустроенные корпуса со спальнями на 4–6-х человек.

        Смена длилась 24 дня, за лето проводилось 3 смены с пересменком в 3 дня.

        Многодетным и малоимущим семьям, а также матерям-одиночкам путевки в летний пионерский лагерь предоставлялись бесплатно от профкомов предприятий и организаций, где они работали. Все остальные сотрудники покупали путевки по цене, которую устанавливал профсоюз. Заметим, что цены на путевки были доступными и не наносили серьезного удара по семейному бюджету. Однако довольно часто количество желающих получить направление на отдых в летний лагерь превышало число имеющихся путевок.

        Самые популярные советские пионерские лагеря

        В окрестностях каждого города были свои летние лагеря, занимавшие обширную ухоженную территорию. Наиболее популярными считались названия:

        Они работали каждое лето, встречались почти в любом регионе и были очень похожи друг на друга.

        Но было два лагеря, о которых знал каждый советский школьник: «Артек» и «Орленок». Первый находится на южном берегу Крыма, в Гурзуфе. Это знаменитая здравница, принимавшая не только советских пионеров, но и их зарубежных сверстников. Первоначально «Артек» был небольшим летним палаточным лагерем. Когда 16 июня 1925 года приехала первая смена, то их ждали четыре большие брезентовые палатки. И только с 1960 года начали строить «Большой Артек» по проекту архитектора А. Полянского. Всероссийский лагерь «Орленок» также расположен на берегу Черного моря — в 45-ти километрах от Туапсе. Он был построен после того, как остров Крым отошел к Украинской ССР. Многие вожатые из «Артека» работали в «Орленке» и делились опытом и знаниями с новым поколением вожатых. К тому же смены в этих лагерях были не только летние: ребята приезжали туда и в холодное время года, но без ущерба для учебы — они имели там возможность посещать школьные уроки.

        «Артек» и «Орленок» действуют и поныне, сохранив свои лучшие традиции.

        Детские лагеря в переходный период: из 90-х в 2000-е

        В 1991 году советский строй рухнул, а вместе с ним кануло в прошлое все то, что казалось привычным и неизменным в советском образе жизни. Что же стало с лагерями?

        Многие предприятия закрылись, а, значит, их ведомственные пионерские лагеря лишились финансирования. Поэтому картины разрушенных лагерей с запущенной территорией, покосившимися пионерскими штандартами, рухнувшими беседками и лишенными окон корпусами стали все чаще встречаться в загородных пейзажах в 1990-е годы. Большинство лагерей так и остались заброшенными. В Подмосковье таких несколько десятков. Точной статистики в этой сфере нет, однако волонтерский проект «Каталог заброшенных пионерских и оздоровительных лагерей» дает информацию о существовании более 470 подобных объектов в разных точках нашей страны.

        Однако некоторые лагеря смогли перейти на хозрасчет, самофинансирование или кооперативную основу. Так началось зарождение коммерческой основы детского отдыха. Кроме того, часть лагерей выкупили туристические фирмы и превратили их в современные оздоровительные учреждения, сделав акцент на легком развлекательном отдыхе для детей или родителей с детьми.

        Летний пионерский лагерь сегодня: воскрешение традиций детского оздоровительного отдыха

        Однако первые шаги к восстановлению лучших традиций советского наследия сделаны, а значит, есть надежда, что загородный отдыха для детей с каждым годом будет становиться все более доступным.

        Выход из кризиса

        Переход детских лагерей в частные руки позволил руководству самостоятельно решать, на что потратить деньги и как сделать лагерь более привлекательным. Администрация сама формирует контент лагеря, его педагогический коллектив, расставляет приоритеты. И если раньше все лагеря были похожи друг на друга, то теперь с уверенностью можно сказать, что каждый детский летний оздоровительный лагерь стремиться обрести свое лицо, стать неповторимым и уникальным.

        Количество детских оздоровительных лагерей в современной России

        Сегодня на территории нашей страны действует свыше двух тысяч детских летних лагерей. При этом около сорока лагерей расположены на территории Подмосковья.

        Задачи современных пионерлагерей

        Современные лагеря летнего отдыха отдаленно напоминают своих советских предшественников. Да, они тоже учат дружбе и взаимовыручке, но главная их направленность — оздоровление и развитие школьников. Оторвать детей от экранов телевизоров, компьютеров и смартфонов, научить их смотреть на мир вокруг, дать необходимые для взаимодействия с коллективом знания, умения, навыки и познакомить с новыми людьми — вот какие задачи ставят перед собой организаторы современных лагерей.

        Организация отдыха в современных лагерях

        Сегодняшние летние лагеря могут быть как сугубо оздоровительными, так и иметь определенную направленность: спортивный лагерь, творческий лагерь, лагерь с изучением иностранного языка, лагерь, реализующий авторскую педагогическую методику, и т.д. Разумеется, условия проживания и техническая оснащенность современных лагерей отличаются в лучшую сторону по сравнению с прошлым. Кроме того, если раньше путевки приходилось ждать на предприятиях, заранее писать заявление, и при этом не было гарантии, что их хватит на всех желающих, то теперь можно свободно купить путевку в любой детский оздоровительный лагерь.

        Таким образом, сегодня организовать летний отдых для ребенка в оздоровительном лагере не проблема. Главное — определиться, лагерь какой направленности больше подойдет вашему ребенку. Однако, чтобы выбрать подходящий лагерь на конкретный период, позаботиться об этом следует заранее.

        В пер­вые 2–3 дня пре­бы­ва­ния в ла­ге­ре де­ти мо­гут час­то зво­нить до­мой и про­сить их за­брать. Не сто­ит это­го де­лать, ведь в это вре­мя про­ис­хо­дит адап­та­ция к из­ме­нив­шим­ся усло­ви­ям, но­во­му мес­ту и кол­лек­ти­ву. По­пы­тай­тесь вы­яс­нить, что имен­но не устра­ива­ет и рас­стра­ива­ет ва­ше­го ре­бен­ка, и толь­ко по­том при­ни­май­те ре­ше­ние.

        Традиции лагерей

        Ребенок абсолютно счастлив, проверяет, не упустила ли я запись, непрерывно поет лагерные песни и рассказывает нам очень много про традиции и культуру евреев.

        Лично для меня очень важно, что это не просто «тематический лагерь», а именно еврейский.

        Мне нравится, что в лагере у детей и родителей на родительском дне есть возможность совместно участвовать в мероприятиях и в благотворительности. Хорошо, что о благотворительности говорят в доступной форме.

        И самой большой показатель — что после окончания смены ребенок спрашивает, «Мама, а я поеду в следующий раз?»

        Именно свободу и ощущение свежести (звучит по-рекламному слегка, но иначе не скажешь) даёт лагерь Адаин Ло, предлагая большее количество вариантов познания мира, не загружая при этом детей строевой ходьбой, иерархичностью, формальными правилами и прочими, засоряющими голову, дисциплинарными постулатами, имеющими мало общего с реальной жизнью в первой половине двадцать первого века.

        Здесь можно и расслабиться, и получить новые знания, творческие навыки, социализироваться, познакомиться с еврейской культурой.

        В лагере подобрался замечательный педагогический коллектив, который ни минуты не даёт детям скучать. Столько интересных дел, которые предлагает лагерь, заинтересует даже самого скептически настроенного подростка.

        Встреча субботы, праздники, атмосфера тёплого еврейского дома помогли и моему «трудному подростку» почувствовать себя причастным. Гимн летнего лагеря выучила вся семья и все наши друзья.

        Я «тревожная мать», но в лагерь «Адаин Ло» отправляю сына со спокойным сердцем.

        15 самых интересных детских лагерей

        С наступлением лета родители стараются отдалить своих детей от пыльного, громкого и суетливого города. Дача в Подмосковье есть не у всех, к тому же многие родители работают. На помощь с пионерских времён приходят детские летние лагеря, в которых можно пожить в палатке, понырять с аквалангом, пострелять из лука, выучить английский, поиграть в Робинзона Крузо и много чего ещё. На «Меле» — обзор самых интересных летних лагерей этого сезона.

        Шельф

        В этом лагере есть море и пляж (зачем ещё ехать в Крым?), а его главная особенность — дайвинг. Погружения проходят каждый день, и им обязательно предшествует медосмотр. Кроме дайвинга в лагере ежедневно проходят различные активности: можно просто погулять на пляже, поиграть в волейбол, настольные игры, поучаствовать в квестах, съездить на экскурсии.

        В лагере нет строгих правил, ребят ни к чему не принуждают, все занятия добровольные: нет отбоев и подъёмов, нет жуткой пятиминутки в море по свистку, строгого разделения по возрасту. Дети идут спать, когда хотят, но они должны понимать, что если проспят медосмотр, то не поедут на утреннее погружение, оно же — главное событие дня. Кроме того, на «Шельфе» строго запрещён мат и алкоголь, первое грозит мытьём туалетов, второе — немедленной высылкой из лагеря.

        Где находится: Крым, Тарханкут, село Оленевка

        Смены: 16 дней с 5 июня по 27 августа

        Возраст: 6-18 лет

        Стоимость: около 36 000 рублей

        Максатиха кэмп

        Максатиха — детский творческий кинолагерь на экологически чистой территории рядом с лесом и рекой. Уже шестой год Максатиха помогает развить ребёнку талант в киноиндустрии, за это время дети разработали и сняли больше 60 короткометражек. Участники выбирают себе профессии и осваивают их на мастер-классах: они могут стать актёрами, операторами, режиссёрами или сценаристами. С детьми работают специалисты своего дела: хореографы, операторы, актёры, учителя по вокалу и спортивные тренера. Можно научиться фехтованию, танцам, подтянуть вокал и походить на занятия по актёрскому мастерству. Можно поучаствовать в спортивных соревнованиях или посмотреть фильм и обсудить его со знатоками киноиндустрии. Взаимодействие с профессионалами и совместное творчество учит детей свободно и точно выражать свои мысли, слушать и быть услышанными, учит их слаженной работе в команде.

        Кроме того, Маскатиха проводит в августе неделю в Великобритании совместно с европейскими лагерями (на смену поедут 20 детей из России и 20 — из стран Европы) с точно такой же программой и с полным погружением в языковую среду.

        Где находится: Тверская область

        Смены: Лагерь работает круглый год, 5 летних смен по 14 дней с 7 июня по 28 августа.

        Возраст: 6-16 лет

        Стоимость: около 47 000 рублей

        Кавардак

        Кавардак — творческое пространство столь же творческих детей. Главное желание организаторов лагеря — помочь детям воплотить свои мечты в реальность. «Ключевые слова нашего подхода: свобода, творчество, уважение», — гласит сайт Кавардака. Этим летом в лагере проходят четыре смены: «Архитектура и дизайн», «Музыка и театр» (впервые), «Фото и видео», «Современное искусство». За несколько дней ребята смогут построить дом на дереве, раскрасить стены в своей комнате, снять документальный фильм, провести своё собственное журналистское расследование, собрать рок-группу или театральную труппу, разберутся в сложном современном искусстве и многое другое. Дети до 12 лет живут в комнатах, а с 13 до 17 — в палаточном лагере рядом.

        Где находится: Калужская область, усадьба «Кольцово»

        Смены: 4 смены по 2 недели с 16 июня по 17 августа

        Возраст: 8-17 лет

        Стоимость: 43 000 рублей

        Дискавери

        Дискавери — это не столько лагерь, сколько организация, устраивающая детям незабываемые каникулы, — от футбольной «Лиги» до интерактивной «Фотокузни». Кроме футбола и фотографии, ребят научат седлать лошадей, закидывать ногу на голову (гимнастический лагерь «Камета»), играть в теннис не хуже Шараповой и просто развлекаться в городе детей («Кидтаун»).

        Смены: зависит от выбранной программы

        Стоимость: от 38 500 рублей

        Бэби Кэмп

        Лагерь для самых маленьких: им ведь тоже нужен активный и интересный отдых со сверстниками. С детьми всегда находится педагог, нянечка, вожатые, преподаватели — все с должным образованием и квалификацией. В программе лагеря есть такие тематические смены, как юные физики, химики, инженеры, детективы, космонавты и даже волшебники. Вы подумайте, ваш ребёнок может действительно поступить в Хогвартс!

        Смены: 8 смен по 10 дней с 1 июня по 27 августа

        Возраст: 7-16 лет

        Робин Гуд

        В лагере, конечно, грабить богатых и раздавать золото бедным никто призывать не будет, но пострелять из лука и побывать в оружейной мастерской получится у каждого. Основатели «Робин Гуда» хорошо изучили легенду доблестного разбойника из Шервудского леса и воссоздали атмосферу того времени: здесь ребят научат не только стрелять, но и лазить по деревьям и верёвочным городам, сплавляться по рекам и сражаться на мечах.

        Где находится: Жуковский район, г. Кременки

        Смены: 6 смен по 2 недели с 4 июня по 21 августа

        Возраст: зависит от программы, в среднем 10-14 лет

        Стоимость: от 40 500 рублей

        Слон и Жираф

        Лагерь «Слон и Жираф» не совсем обычный, в нём готовят к поступлению в университет чуть ли не с третьего класса. Но не стоит сразу пугаться, здесь детей учат науке интересно. Есть группы по биологии, химии, программированию, астрономии, журналистике, психологии, мультипликации, английскому, микробиологии и много-много по чему ещё. Можно даже поучаствовать в настоящем тесте на детекторе лжи. Ещё ребят готовят к ЕГЭ, ездить сюда можно до 11 класса. Сам лагерь располагается на научных базах МГУ, что уже предполагает некую ответственность.

        Где находится: на базах МГУ в Пущине, Звенигороде, Подмосковье, Зеленограде и Рузе

        Смены: в зависимости от программы, в среднем с 5 июня по 25 августа

        Возраст: ученики школ с 3 по 11 класс

        Стоимость: от 26 000 рублей

        Компас Кэмп

        Это целый набор лагерей на любой вкус и на любое время года. Летом Компас Кэмп предлагает киноэкспедицию на Байкал, Белое море или на Алтай, поездку на биологическую программу в Карелии вместе с белухами и не только, создание своей рок-группы даже с нулевым опытом игры на музыкальных инструментах или путешествие в Древний Египет прямо из Подмосковья, посетить языковые лагеря в Британии.

        Где находится: зависит от программы — на Алтае, Байкале, о. Мягостров, в Карелии, в Подмосковье, за рубежом

        Смены: зависит от программы

        Возраст: 8-16 лет

        Стоимость: от 48 000 рублей

        ДОЛ Орлёнок

        Лагерь «Орлёнок» — один из немногих выживших пионерских лагерей в Подмосковье. Утро начинается со звуков трубы, есть и построение, и дискотеки, и большой лес, и страшилки про памятник Пионеру — всё в лучших традициях детских лагерей. Уезжать оттуда, всё в тех же традициях, не хочется. «Орлёнок» предлагает большой выбор мастерских для досуга, местное радио, небольшой кинотеатр и огромное количество развлечений. Несколько лет назад даже позволялось немного подработать на какой-нибудь из мастерских (подмести пол, помочь с уборкой) и получить билетик, который давал право вместо тихого часа сходить на фильм, например.

        Где находится: Подмосковье, г. Клин

        Смены: 4 смены по 3 недели с 28 июня по 26 августа

        Возраст: 7-15 лет

        Стоимость: 38 000 рублей

        Школа путешественников Фёдора Конюхова

        Фёдор Конюхов — один из самых известных путешественников нашего времени. Он был на двух полюсах, Эвересте, Эльбрусе, совершил кругосветное путешествие на яхте. В лагере ваши дети тоже не станут скучать, хотя и в кругосветное путешествие, конечно, не отправятся. Зато покатаются на вейкборде, будут лазить по горам, займутся водным туризмом, картингом, снимут фильм, освоят езду на лошадях. На озере Тургояк они почувствуют себя настоящими борцами со стихией, как когда-то это делал сам мореплаватель. Ребята даже получат свой паспорт путешественника и возможность выиграть путешествие с Фёдором Конюховым.

        Где находится: Челябинская область, озеро Тургояк

        Смены: 5 смен по 9 дней с 25 июня по 21 августа

        English Camp

        English Camp — это не только языковой лагерь с возможностью в игровой среде выучить английский, но ещё и отдельное государство. Здесь нет отрядов, но есть города. Нет имён, только английские никнеймы (отдельное удовольствие в конце смены узнавать, как на самом деле зовут твоих новых друзей). Ещё есть утренний Парламент, гимн вроде британского, две палаты: Палата Графов (самых активных «завсегдатаев») и Лордов (вожатых). У последних, кстати, тоже нет имён, поэтому атмосфера в лагере очень расслабленная и дружелюбная: вожатые ближе к детям, чем учителя. В English Camp учат английский только во время игры, разрабатывают свои развлечения, невероятные по размаху квесты, психологические и ночные игры и многое другое. Летние смены проходят и на море, в Болгарии.

        Где находится: Подмосковье, Болгария

        Смены: 23 смены по 13 дней с 25 июня по 21 августа

        Стоимость: от 42 000 рублей

        Робинзонада

        Ещё один клуб путешественников, который организует каникулы круглый год. Но на лето «Робинзонада» открывает лагеря на берегу озере Велье на Валдае, а это место, которое просто необходимо посетить. Ребята пройдут все этапы жизни в палаточных лагерях: научатся кемпингу, управлять лодками и байдарками, ориентироваться по карте и компасу, проходить верёвочные тренинги, покорять скалодромы. Все полученные на мастер-классах знания позже ребятам предстоит применить на практике, во время главных приключений смены — Робинзонады и водного похода.

        Где находится: зависит от программы — Валдай, Подмосковье и много где ещё

        Смены: 6 смен по 2 недели с 5 июня по 27 августа

        Возраст: 10-17 лет

        Стоимость: от 32 000 рублей

        Камчатка

        «Камчатку» основали бывший главред журнала Esquire Филипп Бахтин и главред «Арзамаса» Филипп Дзядко. Это уникальный творческий палаточный лагерь на острове Сааремаа в Эстонии. За смену ребята успевают снять художественный фильм, поставить спектакль, заняться современным искусством и анимацией. Лагерь открыт не только для детей, но и для взрослых, у них, правда, другая программа.

        Где находится: остров Сааремаа, Эстония

        Смены: 3 смены по 2 недели с 5 июня по 29 августа

        Возраст: 11-16 лет

        Стоимость: 930 — 1255 евро

        J-camp

        J-Camp — это развлекательный и образовательный еврейский лагерь. От обычного лагеря с его нескончаемой активностью J-camp отличает только соблюдение еврейских традиций и кошерное питание. «Целью проекта является усиление еврейского самосознания участников, предоставление качественной и продуманной платформы для развлечений и развития», — сообщает сайт лагеря. J-Camp существует при поддержке фонда «Генезис». В загородном отеле, где живут дети, есть бассейн с водной горкой, тир, спортплощадка, столы для пинг-понга. Ещё всех участников ждут зажигательные песни и танцы в лучших традициях гостеприимных евреев.

        Где находится: Подмосковье

        Смены: 3 смены 1 июня по 14 августа

        Возраст: 6-17 лет

        Стоимость: от 29 000 рублей

        Ангелболл

        Это первый в России детский футбольный лагерь как для мальчиков, так и для девочек. Организаторы лагеря обещают, что ребёнок «не будет скучать и проситься домой», ведь ему обязательно найдут увлекательное занятие. Можно самому выбрать срок пребывания ребёнка в лагере, условия проживания, можно отправить ребёнка одного или поехать вместе с ним. Одна из программ предполагает пребывание на базе в Крымске, Краснодарском крае, где детей ждут профессиональные тренеры и известные гости-футболисты с мастер-классами.

        Где находится: Краснодарский край; Москва

        Читайте так же:

        • Всеволожск таунхаусы традиция Коттеджный посёлок «Традиция» Район: Всеволожский Расстояние до КАД: 16 км Близжайший населенный пункт: Щеглово Срок сдачи: Декабрь 2020г. […]
        • Русские традиции дед мороз официальный сайт Сказка "Как Иванушка - дурачок Новый год спасал" - 55.000 р Новогодняя миссия Ягуни LITE - 35 000 р. Гарри Поттер Баба Яга . И многие другие. ИНТЕРЕСНОЕ НА САЙТЕ Дед Мороз, […]
        • Традиции в гагаузии Будни и праздники Гагаузии Гагаузы - православный тюркоязычный народ - поселились на территории нынешней Молдавии в XIX веке. В их быту и традициях причудливо переплелись Восток и Запад, […]
        • Полнолуние для женщин ритуалы Полнолуние для женщины — волшебное время Это время, когда сила Луны в зените, а значит, и сила каждой женщины становится несравнимо больше. Можно осуществлять замыслы и надеяться на […]
        • Свадебные традиции на кавказе Особенности кавказских свадеб Отличительная особенность всех кавказских свадеб – большое количество приглашенных. На свадьбу зовутся не только члены двух семей, но и все родственники, […]
        • Ритуал на возвращение жены Заговор, чтобы вернуть жену Женщины ведомы Луной, а потому им свойственна нестабильность, переменчивость, своенравность. Их любовь легкомысленна и капризна: сегодня она есть, завтра же […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *