Горе от ума традиции и новаторство

Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Пьеса Грибоедова соединила в себе черты классицизма и реализма, стала новаторским произведением в литературе, но ещё сохранившим некоторые традиции.

К традиционным методам относится соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Все происходит в доме Фамусова за один день.

Рассматривается любовный конфликт, который присущ всем комедиям классицизма. Но автор добавляет и новый конфликт — общественный. Он плавно завязывается из любовного противостояния Софьи, Молчалина и Чацкого. Это стало новаторством в комедии Грибоедова, в ней присутствует не один конфликт, а сразу два.

Нарушается и единство места. Автор использует в пьесе внесценические образы, которые расширяют границы сцены и выходят за пределы дома Фамусова, говоря о людях и событиях московского и российского общества начала 19 века.

Традиционным является наличие главных и второстепенных персонажей. Но их образы уже более чёткие, персонажи наделены не только одним качеством, которое хотел показать автор, а имеют цельный образ в развитии.

Софья, Чацкий, Молчалин показаны с нескольких сторон. Любовный треугольник уже не тот, что в классической комедии. Героиня предпочитает не самого лучшего персонажа. Концовка любовной драмы трагична. Несчастным остаётся не только Чацкий, но и Софья. Оба столкнулись с обманом и разочарованием.

Наличие второго любовного треугольника является новаторской чертой пьесы. В нём задействованы Молчалин — Лиза — Петруша и Фамусов. Только и здесь нет победителей и счастливых. Все заканчивается трагично.

Традиционным остаётся использование говорящих фамилий персонажей: Фамусов, Молчалин, Тугоуховские, Скалозуб, Репетилов, Чацкий. Эти фамилии дают намёк на прототипы созданных образов.

Новизной стало и использование метода написания пьесы: вместо александрийского стиха Грибоедов применяет басенный стих, переходящий в прозу. Автор приближает своё произведение к простому русскому языку и благодаря этому, пьеса легко воспринимается читателем и зрителем.

Многие выражения стали крылатыми и популярными сегодня.

В пьесе присутствуют диалоги, но они не такие большие, как в классической комедии. Есть и резонёр, который является выразителем авторской позиции. Но и здесь Грибоедов вносит свою нотку, делая в пьесе не только Чацкого, но и Лизу такими резонёрами. Они являются важными героями действия и выражают авторскую позицию.

«Горе от ума» в большей степени является реалистическим произведением и содержит в себе много новых принципов повествования, но Грибоедов чтит традиции классицизма и соблюдает некоторые каноны.

Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Скачать сочинение

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” является новаторским произведением. Первоначально она была задумана автором как классицистическое произведение, но Грибоедов сумел преодолеть рамки классицизма и создал первую в русской литературе реалистическую пьесу. “Горе от ума” — социально-политическая комедия. В ней поставлены насущные проблемы, волновавшие общественность в 20-е годы XIX века. В произведении отражена правдивая картина русской жизни после войны 1812 года. Идея отражения борьбы консервативного и прогрессивного вынудила писателя отойти от канонов классицизма.
В первую очередь, следует отметить особенности конфликта комедии. Если в классицистическом произведении главным двигателем сюжета должен был быть любовный конфликт (комический или трагический), то в “Горе от ума” общественный конфликт переплетается с любовным и вытекает из него. Основной сюжет комедии заключается в том, что Чацкий, “из дальних странствий возвратясь”, пытается посвататься к девушке, которую он любит. Она когда-то отвечала ему взаимностью, но за три года многое изменилось. Софья уже не любит его. Это Чацкий понимает после холодного приема в доме Фамусова. Он пытается выяснить, кто мил ее сердцу. Мучимый ревностью, Чацкий нападает сначала на Фамусова, а затем и на все “фамусовское общество”, наживая врагов. В конце концов он выясняет, что Софья любит совсем, с его точки зрения, недостойного человека. И оскорбленный в своих лучших чувствах, уезжает. Именно в тот момент, когда Чацкий, озлобленный и страдающий, высказывается перед “фамусовским обществом”, осуждает его, срывает маски, конфликт любовный перерастает в общественный. Поведение Чацкого провоцирует распространение сплетни о его якобы сумасшествии. Таким образом, в комедии присутствуют два конфликта, что не соответствовало принципам классицизма.
Комедия “Горе от ума” — это сатира на московское дворянства 20-х годов XIX века. Мы точно можем восстановить время действия комедии. В комедии упоминается о том, что Москва только что отстроилась после пожара 1812 года. Упоминается движение карбонариев в Италии, существовавшее в 1813-1817 гг. (“Ах, боже мой, он — карбонари”), ланкастерское взаимное обучение, получившее особое распространение в России в 1817 году.
Стремясь показать все московское общество, Грибоедов вывел действие комедии за пределы сцены. Для этого он использовал большое количество внесценических персонажей. На страницах комедии встречаются многочисленные упоминания родственников, знакомых, влиятельных лиц (Кузьма Петрович, Марья Алексевна, Левон и Боринька, князь Федор, Татьяна Юрьевна и др.). Этот новаторский прием помогает более широко показать нравы Москвы, противоборствующие стороны, расширить рамки повествования.
Во время действия комедии главный герой Чацкий произносит несколько монологов, посвященных проблемам государственного устройства, просвещения, крепостного права, рабского подражания всему иностранному. Эти публицистические монологи призваны не только раскрыть образ главного героя, но и показать отношение автора к этим проблемам. Здесь Чацкий выступает как герой-резонер. Эта черта была характерна и для классицистической драмы, где было очень сильно дидактическое начало. Но в произведении Грибоедова не один, а два резонера. Не только главный герой выражает мнение автора, но и служанка Софьи Лиза вторит ему. Ее определения и оценки людей очень точны, метки, афористичны. Именно ей принадлежат меткие характеристики, например, Чацкого, Скалозуба: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андре-ич Чацкий”, “И золотой мешок, и метит в генералы”.
Одно из основных отличий комедии “Горе от ума” от традиционных произведений — это характеристика персонажей. Для классицизма характерно довольно схематичное изображение героев (как правило, герой является носителем какой-то одной отрицательной черты: глупости, трусости, жадности и т. д.). У Грибоедова нет столь однозначных оценок. Чацкий по всем правилам — положительный герой, носитель передовых идей, но он невоздержан в оценках людей, иногда резок, а это оскорбительно. Так, с самого начала он обижает Фамусова, который его воспитал, заботился о нем. Фамусов — представитель консервативного общества, “века минувшего”. Он осуждает Чацкого, но даже после первых выпадов со стороны Чацкого пытается быть терпимым. Фамусов — заботливый отец, радушный, хлебосольный хозяин, да и в общем-то незлобивый человек. Софья, отвергшая Чацкого, также не вызывает безоговорочного осуждения. Ее поступки вполне объяснимы обидой на Чацкого, который уехал надолго, оставив ее одну. Такой неоднозначный подход к персонажам разрушает каноны классицизма в изображении героев, приближая комедию к реалистическому произведению.
В комедии Грибоедов использовал новаторский вид стиха — вольный ямб, или басенный стих. Использование этого размера позволило автору передать интонации разговорной речи, что, бесспорно, оживляло действие. Меткий, афористичный язык комедии стал одним из главных достижений писателя. До сих пор в русском языке бытуют афоризмы, принадлежащие перу Грибоедова: “счастливые часов не наблюдают”, “шел в комнату, попал в другую”, “мой друг, нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок ”, “не человек, змея”, “с корабля на бал”, “ешь три часа, а в три дни не сварится”, “с чувством, с толком, с расстановкой”, “сюда я больше не ездок”.
Но, несмотря на обилие новаторских приемов, в комедии есть множество исключительно классицистических черт. Это обусловлено тем, что , драма — консервативный род литературы, и коренные, радикальные изменения в нем воспринимаются с трудом, поэтому Грибоедов и отдал дань классицизму.
Так, в комедии можно заметить соблюдение трех единств: все действие комедии происходит в течение суток, в доме Фамусова, все поступки Чацкого связаны с любовным конфликтом. Грибоедов использует для характеристики персонажей говорящие фамилии: Фамусов (от латинского “хата” — “молва”), Скалозуб, Молчалин, Тугоуховские, Горич, Репетилов и др. Сама фамилия “Чацкий” выбрана не случайно. Первоначально она писалась как Чадский; современники Грибоедова угадывали в этом имени намек на Чаадаева. Помимо этого, многие герои выступают в стандартных амплуа: Фамусов — глупый отец, Чацкий — неудачливый жених, Лиза — субретка, Скалозуб — богатый жених. Любовный конфликт состоит из двух любовных треугольников: Чацкий — Софья — Молчалин, Молчалин — Лиза — Петруша. О наличии героев-резонеров было сказано выше.
Таким образом, Грибоедов создал прекрасное произведение, которое прошло испытания временем. Комедия “Горе от ума” — это удивительный сплав традиционных и новаторских приемов, уникальное произведение в русской литературе.

16910 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Смотрите также по произведению «Горе от ума»:

Традиции и новаторство комедии Грибоедова «Горе от ума»

Знаменитая комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия .: Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно- крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности.

Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей завоевания классицизма и реализма, бытовая конкретность и характерность языка, психологичность и житейская колоритность сюжета приобрели решающее значение.

Это произведение стало первой русской реалистической комедией, произведением совершенно новым и необычным для литературы того времени. В соответствии с традициями классицизма, Грибоедов выдерживает три единства в комедии: действия, времени и места. Но эта традиционная форма наполнена совершенно новым содержанием. Кроме того, комедия имеет и черты романтизма, ведь в центре ее сильная, яркая, незаурядная личность Чацкого.

Его монологи наполнены сильным чувством, высоким обличительным пафосом. Но в отличии от романтика, писатель-реалист отделяется от своего героя и изображает его объективно, как порож,цение реальной действительности.

Традиционен и любовный конфликт, на основе которого начинает развиваться действие в пьесе. Легкомыслие и непостоянство Софьи — невесты Чацкого, не несет здесь главной идеологической нагрузки: любовный конфликт существует в комедии в тесной связи с конфликтом социально-политическим. столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью общественных нравов, основанных на предрассудках «древней старины».

Главный герой, описывая высокое, решительно порывает с фамусовским обществом, оплотом косности и консерватизм По-новаторски показывая воздействие существенных условии на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, Грибоедов раскрывает нам фабулу своего произведения, которая состоит не в тривиальном конфликте между положительным и о отрицательным героем, а представление конфликта эпохи, когда представитель передовой дворянской интеллигенции не находит ни признания, ни применения в консервативной барско-чиновничьей среде.

Окончательный разрыв главного героя с этой средой еще раз подчеркивается в «открытом»финале пьесы. Интересно и необычно заканчивает Грибоедов комедию: неизвестно, что же произойдет с героями после скандала в доме Фамусова. Не акцентируя внимания на житейских перепетиях героев, автор переносит внимание в социально — политический аспект: важно, что мыслящий и деятельный Чацкий выбирает иной путь нежели Молчалины, Фамусовы и прочие.

«Горе от ума представляет собой синтез традиций и новаторства и в отношении жанра и в изображении героев. В жанровом своеобразии. произведения Грибоедова мы видим слияние и сатирической комедии, и лирико-психологической темы.

В своей статье «Миллион терзаний» Гончаров пишет, что в ‘Горе от ума» дана и картина нравов фамусовской Москвы, и галерея живых типов, и есть жгучая сатира на человеческие пороки. Но все же критик видит в произведении » … истинную комедию, комедию положений и одновременно комедию характеров». Так Гончарову удается небывалое: он раздвигает границы многих других жанров. По-новому изображены и герои комедии. Используя приемы реализма, драматург показывает своих героев в тесной связи с той средой, в которой они выросли и жили, которая положила на них свой отпечаток.

Каждый из героев изображен Грибоедовым полно и всесторонне, каждый из них — это не воплощение какого-либо человеческого порока или добродетели, а живой человек, который обладает всеми гранями человеческого характера. Не принимая одни, Грибоедов А.с. удачно использует другие достижения сатирической литературы 19 в.

Он применяет для своих персонажей «говорящие» фамилии, указывая тем самым на определенные отличительные качества своих героев. Еще одно главное и бесспорное достоинство комедии — это ее язык. А. с. Пушкин один из первых выразил восхищение по поводу неординарности стихов комедии. Они полны естественности и непринужденности, лаконизма и в то же время смысловой насыщенности. «Половина (их) — должны войти в пословицу» — это пророчество Пушкина сбылось полностью. Чуть не половина стихов комедии превратилась в крылатые выражения, которые и по сей день служат украшением русской речи.

По богатству своего содержания и художественности форм «Горе от ума» явилось комедией замечательной и исключительной. В ней реалистически описаны и общественная жизнь России того времени, и все социально-политические вопросы, поднятые эпохой. Грибоедов дал образец новой русской комедии, нового литературного языка и стихотворного слога. Он вместе с Пушкиным стоял у истоков нового реалистического направления, принесшего русской литературе мировую известность.

Новаторство и традиции в комедии «Горе от ума»

1. Соблюдение правила единства места, времени

2. Наличие традиционных черт в системе героев:

а) любовный треугольник (Софья — Чацкий — Молчалин);

б) традиционные амплуа: субретки (Лиза), глупого отца (Фамусов), резонера (Чацкий);

в) персонажи — персонификации пороков (Скалозуб и др.)

3. Говорящие фамилии

1. Нарушение правила единства действия. Конфликт приобретает двоякий характер и осмыслен не в отвлеченной или аллегорической форме, а реалистично.

2. Историзм в изображении действи-тельности.

3. Глубокое и многостороннее раскрытие характеров, индивидуализированных с помощью речевых портретов (например, характер Чацкого, Софьи, Молчалина)

4. Мастерство в создании психологических портретов

5. Отказ от 5 действия, как знака благо — получной развязки.

6. Новаторство в вопросах языка и ор — ганизации стиха (использование свободного ямба, с помощью которого создаются образ живой разговорной речи).

Новаторство и традиции в комедии «Горе от ума»

Исследуя конфликт и сюжет комедии «Горе от ума», необходимо отметить, что Грибоедов новаторски использовал классицистскую теорию трех единств. Следуя принципам единства места и единства времени, автор комедии нарушает принцип единства действия, которое, согласно существовавшим правилам, строилось на одном конфликте, завязка происходила в начале пьесы, развязка — в финале, где наказывался порок и торжествовала добродетель.

Отказ автора от традиционного построения интриги вызвал острую полемику, одни участники которой отказывали Грибоедову в литературном мастерстве, другие отмечали «новость, смелость, величие поэтического соображения». Итог спора подвел . В статье «Мильон терзаний» писатель выделил в комедии «Горе от ума» два конфликта. И соответственно две связанные «в один узел» сюжетные линии: любовную и общественную. «Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел». Гончаров показал, что в начале комедии завязывается любовный конфликт, затем сюжет осложняется противостоянием героя обществу.

Обе линии развиваются параллельно, достигая кульминации в 4-м действии. Любовная интрига получает развязку, а решение общественного конфликта вынесено за рамки произведения:

Чацкий изгнан из фамусовского общества, но по-прежнему верен своим убеждениям. Общество также не намерено менять своих взглядов. Хотя борьба на время утихла, дальнейшее столкновение неизбежно.

Выявленная Гончаровым сюжетная двуплановость «Горя от ума» надолго стала догматической формулой, характеризующей художественное своеобразие пьесы. Но, как известно, сам Грибоедов, пересказывая сюжет комедии в письме , подчеркивал единство личного и общественного элементов. Общественно-сатирические сцены и любовно-комедийное действие в «Горе от ума» не чередуются, что соответствует традициям этого жанра XVIII века, а выступают как продуманное целое. Таким образом Грибоедов переосмыслил знакомые сюжетные схемы и наделил их новым содержанием.

Выявление черт различных жанров в комедии.

Комедия «Горе от ума» была написана во времена господствования классицизма, хотя в целом, в литературе развивались реализм и романтизм. Эта ситуация сильно повлияла на определение метода произведения: комедия обладает как традиционными классическими чертами, так и чертами реализма и романтизма.

1. Черты классицизма:

— Соблюдается принцип трех единств: единство времени и места (действие укладывается в одни сутки, происходит в доме Фамусова); формально существует одна сюжетная линия Софья-Молчалин-Чацкий, хотя она нарушается общественным конфликтом и введением внесценических персонажей;

— Сохраняется традиционная «система амплуа»: сюжет основан на любовном треугольнике; отец, не догадывающийся о любви дочери; служанка, помогающая влюбленным;

Отступлением от традиции является то, что Чацкий — резонер и герой-любовник одновременно, хотя как герой-любовник он потерпел фиаско. Но и Молчалин не совсем подходит под это амплуа, так как изображен с явно негативной оценкой автора. Фамусов является, кроме ничего незнающего отца, еще и идеологом «века минувшего». Поэтому, можно утверждать, что традиционные рамки амплуа в комедии расширены.

— Присутствует принцип «говорящих фамилий». Эти фамилии можно разделить на три типа: 1) фамилии, указывающие на какую-либо черту героя; 2) оценивающие фамилии; 3) ассоциативные фамилии;

— Комедия построена по классическим канонам: 4 действия — в З-ем кульминация, в 4-м развязка.

2. Черты реализма:

— Социальная и психологическая типизация: типичные характеры, типические обстоятельства, точность в деталях.

Отличие от классических пьес заключается в том, что нет счастливого конца: добродетель не торжествует, а порок не наказан. Количество персонажей выходит за рамки классических (5-10) — в комедии их более 20.

— Комедия написана разностопным ямбом, который прекрасно передает интонационные оттенки, индивидуальные особенности речи отдельных персонажей.

З. Черты романтизма:

— Романтический характер конфликта;

— Наличие трагического пафоса;

— Мотив одиночества и изгнанничества главного героя;

— Путешествие главного героя как спасение от прошлого.

Особенности сюжета комедии «Горе от ума»

В пьесе двойная завязка. Завязка любовного конфликта сразу вводит в суть сюжета. В шести первых явлениях (до появления Чацкого) мы знакомимся и с влюбленными героями, и с «обманутым» отцом, и с сообразительной служанкой. Дав лишь намек на традиционный поворот событий, Грибоедов коренным образом меняет и ход, и смысл сюжета. Служанка Лиза не желает играть роль «наперсницы» и «любовников сводить»; влюбленные не добиваются свиданий и благословения отца на свою любовь, их встречи («запершись» в спальне) назначаются самой Софьей; «благородный» отец чувствует «противоречия» в объяснении того, как мог «мужчина молодой» попасть в гостиную так рано утром, но позволяет себя уговорить.

Эти изменения клишированной сюжетной схемы позволили Грибоедову уйти от рутинной театральной традиции и показать персонажей, связанных непростыми отношениями.

Софья обманывает отца в его собственном доме, одновременно сама оказывается жертвой коварного возлюбленного; «благородный» отец заигрывает со служанкой и тут же заявляет о своем «монашеском поведении». Во взаимоотношениях героев нет правды, искренности, они оказываются связанными круговой порукой. В ходе комедии становится очевидным, что двойная мораль, когда видимое не соответствует внутренней сущности, является общепринятой. Обман обусловлен неписаным законом «светских» отношений, в которых позволительно все, но нужно, чтобы случившееся оставалось неявным и негласным. В этой связи показателен завершающий пьесу монолог Фамусова, где герой опасается, что слух о событиях в его доме дойдет до самой «княгини Марьи Алексеевны».

В названии произведения есть слово «горе». То, что происходит с Чацким, мы называем драмой. Почему же жанр произведения мы, вслед за Грибоедовым, определяем как комедию? Вряд ли удастся добиться ясности в ответе на этот вопрос, тем более что сам автор в заметках по поводу этого произведения определяет жанр как «сценическую поэму», а исследователи предлагают диапазон от поэтической лирики до повести и романа. Так или иначе, если перед нами комедия, то новаторская, не случайно ее не поняли многие современники Грибоедова.

Новаторство и традиции в комедии «Горе от ума»

Знаменитая комедия АС.Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к «высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии «Горе от ума», удачно сочетающей завоевания классицизма и реализма, бытовая конкретность и характерность языка, психологичность и житейская колоритность сюжета приобрели решающее значение. Это произведение стало первой русской реалистической комедией, произведением совершенно новым и необычным для литературы того времени.

В соответствии с традициями классицизма, Грибоедов выдерживает три единства в комедии: действия, времени и места. Но эта традиционная форма наполнена совершенно новым содержанием. Кроме того, комедия имеет и черты романтизма, ведь в центре ее — сильная, яркая, незаурядная личность Чацкого. Его монологи наполнены сильным чувством, высоким обличительным пафосом. Но в отличии от романтика, писатель-реалист отделяется от своего героя и изображает его объективно, как порождение реальной действительности.

Традиционен и любовный конфликт, на основе которого начинает развиваться действие в пьесе. Легкомыслие и непостоянство Софьи — невесты Чацкого, не несет здесь главной идеологической нагрузки: любовный конфликт существует в комедии в тесной связи с конфликтом социально-политическим. Это столкновение нормы разумного миропонимания с реальностью общественных нравов, основанных на предрассудках «древней старины». Главный герой, описывая высокое, решительно порывает с фамусовским обществом, оплотом косности и консерватизма. По-новаторски показывая воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей, Грибоедов раскрывает нам фабулу своего произведения, которая состоит не в тривиальном конфликте между положительным и отрицательным героем, а представлена в виде злободневного конфликта эпохи, когда представитель передовой дворянской интеллигенции йе находит ни признания, ни применения в консервативной барско-чиновничьей среде. Окончательный разрыв главного героя с этой средой еще раз подчеркивается в «открытом» финале пьесы. Интересно и необычно заканчивает Грибоедов комедию: неизвестно, что же произойдет с героями после скандала в доме Фамусова. Не акцентируя внимания на житейских перипетиях героев, автор переносит внимание читателя на социально-политический аспект: важно, что мыслящий и деятельный Чацкий выбирает иной путь нежели Молчалины, Фамусовы и прочие.

«Горе от ума представляет собой синтез традиций и новаторства и в отношении жанра и в изображении героев. В жанровом своеобразии произведения Грибоедова мы видим слияние и сатирической комедии, и лирико-психологической драмы. В своей статье «Миллион терзаний» Гончаров пишет, что в «Горе от ума» дана и картина нравов фамусовской Москвы, и галерея живых типов, и есть жгучая сатира на человеческие пороки. Но все же критик видит в произведении «…истинную комедию, комедию положений и одновременно комедию характеров». Так Гончарову удается небывалое: он раздвигает границы многих других жанров.
По-новому изображены и герои комедии. Используя приемы реализма, драматург показывает своих героев в тесной связи с той средой, в которой они выросли и жили, которая положила на них свой отпечаток. Каждый из героев изображен Грибоедовым полно и всесторонне, каждый из них — это не воплощение какого-либо человеческого порока или добродетели, а живой человек, который обладает всеми гранями человеческого характера. Не принимая одни, Грибоедов А.С. удачно использует другие достижения сатирической литературы XVIII в. Он применяет для своих персонажей «говорящие» фамилии, указывая тем самым на определенные отличительные качества своих героев.

Еще одно главное и бесспорное достоинство комедии — это ее язык. А. С. Пушкин один из первых выразил восхищение по поводу неординарности стихов комедии. Они полны естественности и непринужденности, лаконизма и в то же время смысловой насыщенности. «Половина (их) — должны войти в пословицу» — это пророчество Пушкина сбылось полностью. Чуть не половина стихов комедии превратилась в крылатые выражения, которые и по сей день служат украшением русской речи.

«Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума»»

В конце 1823 года Пушкин писал Вяземскому из Одессы: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чаадаева. В теперешних обстоятельствах это очень благородно с его стороны». А уже в начале 1825 года Пушкин получил счастливую возможность познакомиться с самой грибоедовской комедией, которую привез ему в Михайловское его лицейский товарищ Иван Пущин.

Вероятно, Грибоедов не переставал вносить какие-то исправления в первоначальный текст, и разные списки произведения несколько отличались друг от друга. Но как бы то ни было, несомненно, что в 1824 году произведение было завершено и, не будучи опубликованным (в журнале «Русская Талия» в 1825 году появился лишь небольшой фрагмент), стало стремительно расходиться в рукописных списках. И хотя с сокращениями первое издание комедии появилось лишь в 1833 году после трагической гибели Грибоедова, уже задолго до этого пьеса стала предметом споров и обсуждений, которые касались как ее содержания, так и формы его воплощения.

А художественная форма пьесы, созданной Грибоедовым, была действительно очень необычна и непривычна для его современников, поскольку сочетала в себе традиционные и новаторские элементы.

В своей статье, посвященной комедии «Горе от ума», В.Г. Белинский сказал, что первая половина 1820-х годов – это «последний период французского классицизма в русской литературе». Безусловно, нельзя считать это определение критика полностью характеризующим литературную жизнь России этого периода. Дело в том, что проза, а особенно поэзия, к двадцатым годам уже решительно преодолела догматы классицизма, и господствующим направлением в искусстве стал романтизм.

К этому времени уже возникла яркая звезда В.А. Жуковского, уже законодателем литературных вкусов в прозе стал Н.М. Карамзин, а Пушкин уже не только создал свои южные поэмы и великие лирические произведения периода южной ссылки, но и начал «Евгения Онегина». Однако именно драматургия труднее, чем другие роды литературы. Преодолевала правила и устои классицизма.

Грибоедов очень чутко отзывался на общественные и литературные запросы времени. Эстетический вкус его был безупречен. И, может быть, его комедия, как никакое другое произведение, соединила в себе черты, которые были свойственны и сопротивлявшемуся новым веяниям классицизму, и бурно набирающему силы романтизму, и делающему первые шаги реализму. В этом смысле «Горе от ума» остается одним из самых уникальных художественных созданий начала ХIХ века в русской литературе.

Упомянув о «последнем периоде французского классицизма в нашей литературе», Белинский сразу же энергично и страстно перечисляет все то, что совершил Грибоедов в опровержение классицизма. Во-первых, его комедия была написана «не шестистопными ямбами с пиитическими вольностями, а вольными стихами, как до того писались только басни». Во-вторых, она была написана «не книжным языком, которым никто не говорил, а живым, легким разговорным русским языком». В-третьих, «каждое слово комедии Грибоедова поражало быстротою ума, и почти каждый стих в ней превращался в пословицу или поговорку». В-четвертых, комедия Грибоедова «отвергла искусственную любовь, резонеров, разлучников и весь пошлый истертый механизм старинной драмы». Под старинной драмой Белинский, безусловно, подразумевает драму классицизма.

В самом деле, ритмическая гибкость грибоедовского текста в сочетании с естественностью разговорной речи стала ярчайшим образцом поэтического реализма и во многом определила дальнейшее развитие русской реалистической драматургии.

«Характеры и редкая картина нравов», по выражению Пушкина, были порой пугающе достоверными. Классицизм требовал от драматурга, чтобы каждый персонаж был носителем какой-то одной ярко выраженной черты: глупости и коварства, скупости или лицемерия, бесстрашия и доверчивости. Герои грибоедовской комедии многоплановы, противоречивы, в них соединяется так много человеческих особенностей, что достоверность их не вызывает сомнений.

Чацкий «чувствителен, и весел, и остер», но он же поражает нелепостью поведения, неуместностью некоторых словесных эскапад, на что первым обратил внимание еще Пушкин: «Все, что говорит он, очень умно, но кому он это говорит?»

Фамусов, с одной стороны, является почти олицетворением консерватизма «времен очаковских и покоренья Крыма». Но он же хлебосольный, гостеприимный москвич, остроумный и яркий собеседник, блестяще парирующий выпады молодого Чацкого, а при этом еще и заботливый отец, и добрый барин.

Софья, с одной стороны, не видит страданий Чацкого и может показаться бессердечной московской барышней, а с другой стороны, она же способна на самоотверженное чувство к безродному Молчалину и не боится ни гнева отца, ни суждений общества: «Что мне до них, до всей вселенной?».

Грибоедову не нужны были ни разлучники, ни тем более резонеры (непременный атрибут комедии классицизма), потому что его герои были так выразительны, так ярки, что не требовали никаких комментариев к своим словам и поступкам. Судить и комментировать предлагалось читателю и зрителю.

Если коротко подытожить сказанное Белинским, то можно сформулировать его тезис так: Грибоедов преодолел классицизм во всем, что делало «Горе от ума» явлением литературы: в языке, в стихе, в колорите и емкости характеров, в отказе от «механизма старинной драмы».

Однако «Горе от ума» задумывалось и писалось не только для чтения, но и для постановки на сцене. Грибоедов был человеком театра и, понимая всю опасность своего произведения, тем не менее не мог не мечтать о его постановке в театре. А театр грибоедовской эпохи был гораздо консервативнее литературы, и драматургу приходилось считаться с требованиями классицизма, которые продолжали господствовать на русской сцене. Главным среди этих требований было соблюдение принципа трех единств: времени, места и действия.

Грибоедов сохранил единства времени (действие комедии происходит в течение одного дня) и места (все действие протекает в доме Фамусова). Однако требование единства действия оказалось для автора не столь существенным, и это привело к знаменитым упрекам П. Катенина в адрес писателя. Как известно, последовательный приверженец классицизма Катенин видел «главную погрешность» грибоедовской комедии «в плане».

Очевидно, имелось в виду несоблюдение принципа сквозного действия, основанного на четко прописанном сюжете без каких бы то ни было отступлений. А Грибоедов удивительным образом сумел соединить «общественную комедию» с любовной драмой, а кроме того, усилил сюжетное напряжение выдумкой о сумасшествии Чацкого, которую позже Ю. Тынянов назовет самым сильным местом в сюжете «Горе от ума».

Есть в грибоедовской комедии и другие внешние приметы классицизма: говорящие имена (Фамусов – знатный, знаменитый; Софья – мудрая; Молчалин, Скалозуб, Тугоуховский, да и Чацкий, невольно напоминавший читателям о Чаадаеве); монологи, обращенные не столько к партнерам по сценическому действию, сколько прямо в зал.

Вольно или невольно, сознательно или несознательно, но Грибоедов не стал пренебрегать требованиями театральной жизни своего времени, однако со свойственным ему изяществом сумел отчасти преодолеть их, введя в свое произведение огромное множество внесценических персонажей.

Именно они, герои целых монологов, как, например, Максим Петрович или французик из Бордо, или вскользь упомянутые лица, как родители Чацкого, арапка-девка, двоюродный брат Скалозуба, князь Федор, Марья Алексевна, Татьяна Юрьевна и многие другие дамы, мадам Розье, Удушьев Ипполит Маркелыч и прочие, – именно они помогли автору расширить пространственно-временные границы действия.

С помощью внесценических персонажей местом действия становится и Москва за пределами фамусовского дома, и Петербург, и не названное точно место совместной службы Чацкого и Горича и многие другие. Они же, внесценические персонажи, создают эффект длительного исторического времени – от екатерининской эпохи до начала двадцатых годов ХIХ века.

Как отмечал в статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров, «комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира». Она не потеряла своего реалистического звучания даже при соблюдении некоторых внешних требований классицизма. А общая тональность произведения, кроме того, была усилена романтическим характером главного героя. И, может быть, ни в одном другом произведении русской литературы не найти такого удивительного сплава, такого органического соединения эстетических элементов даже не двух, а трех художественных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

Сочинение на тему: Традиции и новаторство «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Несмотря на то, что комедия «Горе от ума» задумывалась как произведение в стиле классицизма, Александр Сергеевич Грибоедов в процессе написания сумел преодолеть рамки этого направления, и создал первую в России реалистическую пьесу.

Именно поэтому её можно считать новаторским произведением.

Особенности конфликта пьесы

Как известно, классицизм подразумевает присутствие любовного конфликта: комического или трагического. Но что же мы видим в данном произведении? В ней есть любовный конфликт, но он тесно связан с общественным.

Сюжет комедии состоит в том, что Александр Чацкий, спустя три года, возвращается в Москву из странствий. Он намеревается посвататься к возлюбленной которая ещё совсем недавно отвечала ему взаимностью.

Однако героя ждёт неприятный сюрприз: Софья больше не испытывает к нему тёплых чувств, а в доме Фамусова его принимают довольно прохладно. Чацкий понимает, что сердце девушки теперь принадлежит другому; он стремится выяснить, кто этот человек.

Здесь начинается завязка общественного конфликта: страдающий от ревности и неизвестности, главный герой нападает на Фамусова и окружающих его людей. А когда всё-таки узнает, кто возлюбленный Софьи, и вовсе чувствует себя до предела оскорблённым.

Он уверен, что Молчалин – глубоко недостойный человек, лицемерный и подлый, как и всё «фамусовское» общество. Он произносит свой знаменитый монолог, срывает маски благочестия с его представителей, и уезжает.

Это и есть кульминация общественного конфликта, посредством которого мы видим, что пьесу никак нельзя отнести к произведениям чисто классицистическим.

Традиционные и новаторские черты комедии

Новаторство: внесценические персонажи в «Горе от ума»

С целью демонстрации читателям и зрителям общества Москвы, автор не ограничивает действие пьесы сценой. В этом ему помогают многочисленные внесценические персонажи, то есть частые упоминания героев о родственниках, знакомых, влиятельных лицах. Это – пример новаторского приёма, к которому литераторы прибегают для расширения рамок повествования, освещения противоборствующих сторон.

Традиции: использование публицистических монологов

В течение всей пьесы, Чацкий произносит несколько пламенных речей, в которых поднимает проблемы устройства государства, крепостничества, глупого и слепого подражательства всему иностранному.

Через его монологи автор не только раскрывает образ персонажа, но и показывает собственное отношение к озвученным проблемам, то есть, Александр Чацкий исполняет функцию героя-резонёра.

Данная особенность типична для классицизма, в произведениях которого сильны дидактические черты.

Новаторство: характеристика персонажей

Характеры героев – ещё одно важное отличие пьесы от классицистических произведений.

Классицизм предполагает крайне схематичное изображение персонажей. Каждый из них символизирует всего одну черту: жадность, глупость и т. д.

В «Горе от ума» же герои далеко не так однозначны.

Кроме вышеперечисленного, можно отметить также стихотворный размер пьесы. Автор использовал вольный ямб, чтобы оживить действие, передать разговорную речь.

Проводя анализ произведения, не стоит забывать, что комедия всё же обладает рядом несомненных классицистических черт. Прежде всего, за счёт того, что является драмой, а это, как известно, консервативный жанр, плохо поддающийся радикальным преобразованиям.

«Горе от ума» самым уникальным образом соединила в себе традиционные и новаторские черты, являясь замечательным произведением, любимым читателями по сей день.

Читайте так же:

  • Евреи обычаи и религия Евреи обычаи и религия Глава 19. Религия евреев (Иудаизм) Религия евреев - иудаизм - одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями […]
  • Великий четверг страстной седмицы традиции Великий четверг страстной седмицы традиции В Великий Четверг начинаются приготовления к Пасхе. В народе существует немало поверий и суеверий, связанных с днем Великого Четверга. Кандидат […]
  • Традиции 19 века в россии Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности? От редакции: Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста. […]
  • Турецкий обычаи Традиции и обычаи Турции Рамазан, священный месяц (пост). В это время правоверные мусульмане не едят и не пьют с рассвета до вечерней молитвы. В это время некоторые рестораны закрыты до […]
  • Ритуал сплетения Ритуал сплетения 25 уроков биоэнергетического лечения. О привязках и подключках. Урок № 19 О привязках и подключках В принципе это одно и то же, разница только в адресате. Привязки бывают […]
  • Какие традиции в день николая День Николая Чудотворца 2020: история и традиции Как уже было сказано, таких дней в православной церковной традиции несколько. 11 августа верующие вспоминают о рождении святого, а 19 […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *