Обычаи украины на русском

Электронная энциклопедия

Культура народов. Этнические сообщества Курской области

Традиции и обычаи

С давних пор жизнь украинцев сопровождали различные обряды, связанные с работой, семейным бытом, календарными праздниками. Народная обрядность служила неписаным распорядком жизни землепашцев.

Обязательными элементами обрядности, такими как обрядовый стол, хозяйственная и семейная магия, оказание почестей предкам, гадания и ворожба – сопровождались все важнейшие события как в будни, так и в праздники. Все они были тесно связаны с календарным циклом сельскохозяйственных работ. Началу пахоты и сева, выгону скота на пастбище, окончанию жатвы непременно сопутствовали посвященные этим событиям обряды. В семейной жизни обряды сопровождали все этапы человеческой жизни: рождение, свадьбу, похороны и т. п.

Исполнение обрядов должно было обеспечить благосостояние и счастье в доме, высокий урожай и плодовитость скота. Обряды должны были уберечь семью от всяческого зла. Многие украинские обычаи и обряды были связаны с календарными праздниками. Так, вечером накануне Рождества подготовка к праздничному ужину превращалась в настоящий ритуал. По представлениям украинцев, все предметы, имевшие отношение к обрядовому столу, приобретали чудодейственную силу. Поэтому, чтобы будущий урожай был богатым, на самом почетном месте под иконами хозяин дома ставил «дидух» – ритуальный сноп ржи или пшеницы, украшенный засушенными полевыми цветами.

На Свят-вечер готовилось четко определенное количество кушаний – 7, 9 или 12. Обязательным атрибутом рождественских праздников было колядование. На Рождество ватаги колядующих ходили по дворам, пели колядки, желали достатка и здоровья всем членам семьи, каждому из которых полагалась отдельная величальная песня. Если в семье был маленький ребенок, долго не начинавший говорить, то такому давали напиться воды из ритуального колокольчика. А девушки, например, должны были одарить каждого колядующего яблоками и орехами.

Очень похожим на колядование был обычай щедрования. Этот обряд считался в Украине едва ли не главным действом на Щедрый вечер и Новый год (в ночь с 13-го на 14 января по новому стилю).

Кроме этого, вечер накануне Нового года считался самым подходящим для ворожбы и загадывания самых сокровенных желаний, этим обычно занималась молодежь. На Крещение освященной водой кропили всех членов семьи, а также дом, двор, колодец, весь домашний скот. Считалось, что освященная на Крещение вода обладает чудодейственной силой.

В начале весны (конец февраля — начало марта) отмечалась Масленица – приход весны. На протяжении недели готовили блины, вареники, ходили в гости друг к другу. На Масленицу парни и девушки тащили колоду – в наказание за то, что не поженились осенью: к ним привязывали колоду или ленту и требовали выкуп. На Пасху обязательно выпекали и святили пасхальные куличи, красили и разрисовывали писанки, начиняли колбасу, готовили другие кушанья для разговения. А вечером разжигали пасхальные костры – считалось, что они отпугивают нечистую силу. В праздничные дни на площади возле церкви происходили народные гулянья, продолжавшиеся три дня. В эти дни всем разрешалось звонить в церковные колокола. В первое воскресенье после Пасхи чтили память умерших, шли на кладбище проведать родственников, туда же несли пищу, обедали рядом с могилами предков. В этот день было принято раздавать нищим милостыню «за упокой души».

В начале мая девушки и молодые женщины принимали участие в особом обряде сбора целебных трав. «Зеленые праздники» (Троица) знаменовали окончание весны и начало летней поры. В эти дни дом и хозяйственные постройки обязательно украшались зелеными ветвями.

Праздник Ивана Купалы отмечался 24 июня. Накануне древним способом (от кресала и кремня) разводили костры. Считалось, что эти костры имеют целебную силу, через них прыгали для того, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. На Купалу много гадали «на будущее», например на венках, собирали травы, которые должны были стать оберегами от нечистой силы.

После окончания жатвы праздновались обжинки. Из последних колосьев жницы делали сноп и венок, которые передавались хозяину усадьбы. Зерном с этого снопа начинали следующий сев.

Кроме обрядов, украинцы широко использовали различного рода обереги – травы и цветы, деревья и кусты, птиц и силы природы. Среди деревьев украинцы особо почитали вербу. Они считали, что освященная верба имеет магическую силу, поэтому, например, чтобы остановить град, выбрасывали ветки вербы на двор. Прутом с вербы весной выгоняли скот на пастбище, чтобы животные не подхватили какую-нибудь болезнь. Украинцы верили, что верба, наполненная весенними соками, передает человеку здоровье и силу.

Символом девичьей красоты, любви и верности считалась калина. Как оберег калину сажали возле дома, делали из ее ягод ожерелья, украшали ее кистями свадебный каравай, венок невесты.

Оберегами от нечистой силы считались мак и барвинок, поэтому их часто вывешивали над дверью и окнами. А васильки символизировали чистоту, стыдливость, человеческую доброту. Они служили оберегом грудным детям.

Нередко оберегами были женские украшения и различные предметы быта. Например, много народных поверий связано с сережками. Считалось, что они могли избавлять от головной боли. Потеря же сережек считалась дурной приметой, предвещавшей несчастье и беды.

Особое внимание уделялось рушникам – старинным оберегам дома и семьи. В древности вышитый соответствующими узорами-символами рушник был непременным атрибутом многих обрядов: на рушник вставали молодожены на свадьбе, с рушником приходили к роженице, чтобы запеленать в него новорожденного, встречали и провожали дорогих гостей, провожали в последний путь, украшали образa.

Кроме обрядового значения, рушники имели и сугубо практическое применение. Названия рушникам давались соответственно их назначению. Например, для вытирания лица и рук – утиральник, для украшения образов – покутник, для брачных церемоний – свадебный, для похорон – похоронный, для того чтобы повязать сватов – плечевой и т. п. Помимо этого рушники были своеобразным талисманом, которым начинали какое-то дело или заканчивали его. При строительстве дома рушниками застилались нижние уровни здания, хлебом-солью на рушнике освящалось начало жатвы, на рушниках опускали гроб с телом покойного; обмениваясь рушниками, скрепляли сделки. В соответствии с назначением рушники различались и по технике изготовления и вышивке. В разных регионах есть свои характерные цвета и орнаменты рушников. Так различают «подольские», «полесские», «киевские», «гуцульские», «галичские» и «буковинские» рушники.

Украинское народное искусство

Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни – оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много.

Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение. По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные – преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные – для Западного Подолья и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет.

Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской.

В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщина, Харьковщина, Киевщина, северные регионы Днепропетровщины и Херсонщины) красные цвет встречается наряду с синим, реже – с черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подолье черный цвет встречается в соединении с красным. В районах, граничащих с Бессарабией и Буковиной, встречается вышивка, обогащенная бисером и металлическими украшениями, что сближает ее с молдавской и южнославянской. Закарпатские тканые изделия примыкают к белорусско-русским. На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях. Для крашения одежды и шерстяной пряжи украинцы использовали растительность – траву, кору деревьев, цветы. В описаниях Кинель-Черкасской слободы П. С. Палласом представлен уникальный способ изготовления краски из природного червеца: «С половины июня до половины июля месяца бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвою в собирании червеца. Они ищут сего насекомого на сухих и тощих местах, по большей части около корня земляницы, которая у них клубайка называется, также при редко растущей траве, мохна называемой. Они вырезывают сию траву ножиком и собирают в сосуде находящиеся на верхней части корня синие пузырьки, коих числом до 10 и до 12 бывает на одном растении, и в котором находится красильное насекомое. Сии пузырьки, смотря по погоде, приходят в совершенство в июне месяце, а в июле начинает уже сие насекомое вылупаться, что и черкасским бабам довольно известно». Сугубо символическими были орнаментальные мотивы, использовавшиеся в вышивке одежды. «Дерево Жизни» – очень распространенный символ в вышивках, резьбе и народных росписях. Оно олицетворяло непостижимую творческую силу. «Виноград» был символом благосостояния, счастливого брака, «барвинок» – символом любви. А любимое всеми без исключения украинцами изображение петуха означало пробуждение природы, переход от смерти к жизни.

Но самым главным оберегом украинского народа была Берегиня – женщина-мать. Ее слово, тепло и ласка лечили и возвращали силы после болезней, защищали от злых сил и давали вдохновение. Берегиня, как верили украинцы, поддерживает домашний очаг, оберегает каждую новую жизнь.

Украинская национальная одежда

Украинская национальная одежда – это, безусловно, яркое и самобытное культурное явление. В ней словно отражена живописная природа Украины, художественная одаренность и вкус нашего народа.

Самобытная украинская национальная одежда – это, прежде всего, одежда жителей Центральной Украины, поскольку в костюмах населения пограничных территорий – Полесья, Лемковщины, Бойкивщини, Гуцульщини и Буковины – заметно влияние других культур (польской, румынской или венгерской).

История украинской народной одежды тесно связана с традициями Киевской Руси. Свидетельство этого можно найти в Ипатьевской летописи или в знаменитом «Слове о полку Игореве», где упоминаются такие предметы одежды, как кожух, рубашка, свита, корзно (старинный плащ) и другие. С того времени в обиходе сохранилась и наиболее распространенная женская одежда – длинная подпоясанная сорочка. Она обычно вышивалась магическими орнаментами, большей частью геометрической формы. Самой распространенной фигурой был ромб с крючками. В зависимости от места его расположения этот символ мог означать землю, плодородие или женщину. От древнерусских же времен ведет свое начало и обычай использовать в девичьем головном уборе разноцветные шерстяные нити, утиное перо, различные душистые травы. В сельских районах Поднестровья и Приднепровья этот обычай сохранялся до начала XX века.

Особенно живописным и самобытным был женский украинский костюм. Он состоял из уже упомянутой удлиненной сорочки-вышиванки, подпоясанной пестрым поясом-кромкой, запаски или плахты – поясной одежды из двух частично сшитых отрезов клетчатой шерстяной ткани. Эта одежда дополнялась корсеткой, т. е, безрукавкой из тонкой шерстяной материи, бархата или шелка, и фартуком, украшенным снизу вышивкой. На Левобережье на рукавах, вороте, нагрудной части и по низу рубашки вышивались льняной бледно-серой нитью, а на Правобережье – красной и черной. Дополнением к одежде служили цветные ленты и мониста, придававшие ей праздничность.

В начале XX столетия запаски и плахты были постепенно вытеснены юбками и платьями фабричного производства, но и они в разных регионах имели свои особенности. Обувались украинки в ботинки на невысоком каблуке, со шнуровкой или пуговицами, а зимой носили украшенные орнаментом кожаные сапожки преимущественно красного цвета.

Особым элементом женской одежды был головной убор. Он свидетельствовал о семейном положении женщины: незамужние девушки носили венок с разными украшениями – бронзовыми или серебряными подвесками, монетами, лентами, цветами, а замужние женщины – высокий очипок, покрытый плотно закрывавшим волосы куском тонкой белой ткани. Ходить простоволосой, т. е. «светить» волосами, было тяжким грехом. Считалось, что это могло вызвать неурожай, падеж скота и другие беды.

Женская и мужская одежда разных регионов Украины конца XIX — начала XX веков

Мужская одежда была менее яркой, но достаточно выразительной. Костюм мужчины состоял из длинной рубашки, широких шаровар или узких штанов, безрукавки, похожей на современную жилетку, и пояса с длинными кистями. Обувались украинцы в сапоги, преимущественно черного цвета. Среди жителей Западной Украины имели широкое употребление постолы, или лычаки, – мягкая обувь из целого куска кожи без пришивной подошвы. Их обычно носили с онучами, привязывая к ногам веревками. Летом повседневным головным убором украинцев были соломенные брыли. На Гуцульщине и в Карпатах мужчины носили черные фетровые шляпы-кресани, украшенные узорной пряжкой или разноцветными шнуровками, за которые вставлялось птичье перо. Зимние шапки изготовлялись преимущественно из овчины или из сукна с меховой опушкой. На Черниговщине носили малахаи – меховые шапки с наушниками, которые были похожи на современные шапки-ушанки.

Зимой и мужчины, и женщины одевались в кожухи из выдубленных овечьих шкур. Популярной верхней одеждой были также жупаны, свитки или епанчи.

Сегодня в повседневной жизни преобладает европейский стиль одежды. Но национальные традиции живы до сих пор. Свое воплощение они находят в одежде, созданной современными украинскими модельерами: легких и теплых полушубках-дубленках, высоких и удобных женских сапожках, мужских шляпах, в украшенных изысканной народной вышивкой блузах, платьях и юбках.

Украинская кухня

Украина издавна славилась своей кухней. Ее блюда были известны далеко за пределами страны. Это обусловлено, прежде всего, высокими вкусовыми и питательными свойствами, разнообразием используемых продуктов и способом кулинарной обработки. Ведь одних только способов приготовления борща насчитывается более 30, а в его состав входит около 20 наименований различных продуктов.

В украинской кулинарии десятки тысяч рецептов блюд, которых отличает простота приготовления и прекрасные вкусовые качества. Украинцы шутят по поводу своей кухни: «У нас просто: борщ, каша и третья кваша». Кому не известны украинские борщи, пампушки, галушки, вареники, коржи, калачи, гречаники, фаршированная рыба, шпигованное сало, жаркое, буженина? Многие блюда отличаются удачным сочетанием овощей и мяса. Особенно вкусны и полезны блюда с грибами: украинский борщ с грибными ушками, карп с грибами, яичница с грибами, грибы в сметане, вареники с картофелем и грибами, утка с домашней лапшой и грибами и другие.

Для украинской кухни характерны разнообразные способы приготовления пищи: жарение, тушение, варка, запекание, пассировка. Очень вкусные блюда, запеченные в специальных керамических горшочках: жаркое, вареники со сметаной, тушеная капуста, картофель с мясом и черносливом.

Народ Украины славится своей гостеприимностью, ибо «веселый гость – всему дому радость». В украинской хате на столе на вышитом рушнике всегда лежал хлеб, а рядом – соль.

По древнему обычаю хлеб-соль подносили дорогим гостям в знак глубокого уважения.

Современное кулинарное искусство сохранило и обогатило давние добрые традиции. И сегодня ни один семейный праздник не обходится без рулетов, кручеников, жаркого, холодца, ветчины, домашней колбасы, голубцов, вареников пирожков с капустой, творогом, мясом, грибами.

В украинской кухне нашли свое отражение культурно-бытовые традиции всех регионов. Каждый этнографический район Украины имеет и особенности кухни.

Большое внимание в украинской кулинарии уделяется вкусовым качествам блюд, поэтому используется множество пряностей. Для приправ на Украине выращивают тмин, лук, чеснок, хрен, мяту, перец, чебрец, петрушку, пастернак. Немало блюд ароматизируют свежей зеленью укропа, петрушки.

Любимые напитки украинцев – квасы (хлебный, свекольный, яблочный, березовый, клюквенный, калиновый, малиновый, грушевый), узвары (из сушеных и свежих яблок, груш, слив, вишен), медовая сита, пиво. Распространены также варенуха, пеленка, спотыкач, муселец, разнообразные настойки и наливки из фруктов и ягод.

Украинская кухня, как многоцветная мозаика, вобрала в себя рецепты блюд всех многонациональных народов, которые в свое время обитали на их территории, а это иранцы, татаро-монголы, народы севера и многие другие. Как ни в какой другой стране, все праздники на Украине сопровождаются богатым застольем, полным дарами щедрой украинской земли.

Традиционное жилье и быт украинцев

Быт украинского народа развивался и изменялся на протяжении веков, вбирая в себя опыт многочисленных поколений и традиции различных исторических эпох. На возникновение различных типов жилья в значительной мере оказывали влияние и особенности природно-географических и социально-экономических условий, существовавшие в разных регионах Украины. В своей основе украинские усадьбы имели много общих восточно-славянских признаков, но вместе с тем имели и характерные отличия, придававшие им яркую национальную выразительность.

На большей части территории Украины сформировался открытый тип двора, в котором земельный участок, непосредственно прилегавший к дому и хозяйственным постройкам, оставался под открытым небом. В прошлом жилье строили из дерева (колод или бруса), которое затем обмазывали глиной. Большей частью эти дома имели одно помещение. Иногда такое сооружение почти полностью заглублялось в грунт или имело земляную подсыпку стен наподобие завалинки. Это были землянки или полуземлянки. По такой технологии строилось и временное жилье пастухов и лесорубов в Карпатах – так называемые колыбы.

Разновидностью земляного жилья были постройки из глины или самана – блоков, изготовленных из глиняно-соломенной смеси. Глинобитные дома строились в тех районах Украины, где не хватало леса. Чаще всего даже крыша такого дома делалась из соломы. Такой дом обмазывался раствором белой глины или извести. Именно применение извести в качестве наружного материала отличало украинские хаты от русских и белорусских домов. Широко использовали украинцы в строительстве и другие местные материалы – хворост, камыш, солому, камень. Иногда здания строились из природного камня и известняка, ракушечника, мела, туфа. Стены домов и хозяйственных построек из природного камня были очень массивными – их толщина достигала 60-70 см. Их скрепляли глиняным раствором и тоже белили снаружи.

Еще во времена Киевской Руси в украинских селах строили жилье из самых разнообразных местных строительных материалов. А запорожские казаки сооружали свои зимовья из дерева, лозы, камыша, обмазывали глиной, а потом белили. Камень же большей частью использовали в городском строительстве. Большой вклад в развитие технологии строительства на южноукраинских землях в XVIII веке внесли колонисты – выходцы из стран Западной Европы и Балканского полуострова. От них пошла и технология закладки фундамента, на котором возводились стены. До того пол в украинских сельских хатах был земляным или глиняным. С появлением фундамента зажиточные крестьяне начали стелить деревянный пол.

Непосредственно возле дома находились разнообразные хозяйственные постройки: овины, амбары, хлева, конюшни, курятники, помещения для откорма свиней, погреба.

Во многих дворах были колодцы и летние кухни.

Украинское дореволюционное село

Внутреннее убранство домов было достаточно простым. Оно состояло из деревянных лавок, полок, помоста для отдыха или глинобитной лежанки. Возле входа стояла печь, топившаяся обычно «по-черному», т. е. без трубы. Распространена была и так называемая грубка (печь с дымоходом). Напротив входа обычно оборудовалось место, где стояли стол или сундук, а также лавки. Здесь висели украшенные рушниками иконы. Возле двери и над нею находилась полка для посуды и предметов обихода.

Интерьер полесского дома. Интерьер дома на Черкасщине

В конце XIX — начале XX века в Украине распространилось строительство из кирпича и другого фабричного материала. Зажиточные слои населения возводили из него просторные и теплые дома или обкладывали кирпичом стены деревянных домов.

В наше время интерьер многих сельских домов ничем не отличается от интерьера современной квартиры. В доме имеется, как правило, несколько комнат и все необходимые для жизни удобства, мебель и бытовая техника. Но это не значит, что сельские жители забыли традиции предков. Как и раньше, убранство многих сельских домов радует вышитыми рушниками, салфетками, домоткаными дорожками и коврами.

Родной дом всегда играл большую роль в семейной жизни украинцев. Недаром в народе говорили: «Хто рiдну оселю забуває, той в життi долi не має», «Своя хата – своя правда, своя стрiха – своя втiха». Понятно, конечно, что в этих поговорках речь идет не столько о доме как о жилье, сколько о семье. Во времена Киевской Руси и в период Средневековья (XV-XVI вв.) для территории Украины была характерна большая патриархальная семья, или домашняя община, известная под названием «семья», «дворище». Но наряду с ними существовали и небольшие семьи. По обыкновению семья состояла из родителей и неженатых детей. Чаще всего в ней было пять или шесть человек.

За распорядком хозяйственных работ в украинской крестьянской семье следил отец. Он каждый день за ужином подытоживал, что было сделано в течение дня, и давал задание каждому члену семьи на следующий день. Воля отца в крестьянских семьях была законом. Рабочий день начинался очень рано; летом – в четвертом-пятом часу, зимой – в пятом-шестом. Быстро позавтракав, все, кто мог работать, отправлялись в поле. Если оно находилось недалеко от усадьбы, то около полудня семья возвращалась домой на обед, если же далеко, то обед брали с собой или его приносил кто-то из членов семьи, чаще всего дети. В этом случае за одним столом вся семья собиралась только поздно вечером. После ужина готовились к следующему дню – чинили инвентарь, осматривали скот. Зимой работы было меньше. Правда, не для всех. Женщины и зимой вставали очень рано, готовили пищу, убирали в доме, занимались хозяйством, пряли, ткали, чинили одежду, шили и вышивали рубашки.

В семье существовало раз и навсегда установленное распределение дел на «мужские», «женские» и «общие». Женщина ухаживала за огородом, собирала и перерабатывала урожай овощей, готовила еду, обрабатывала лен и коноплю, пряла, ткала, шила рубашки, стирала одежду, присматривала за птицей, коровой, свиньями. Кроме того, она должна была заботиться о муже и детях, убирала в доме. В обязанность мужчины входила работа в поле, изготовление и починка сельскохозяйственного инвентаря, заготовка топлива и строительных материалов, уход за рабочим скотом. Совместно семья собирала урожай на поле (например, мужчина косил, а женщина вязала снопы). Женщина должна была помогать мужчине во всем, однако мужчина считал зазорным для себя выполнять какую бы то ни было женскую работу и почти никогда за нее не брался.

Крестьянские семьи обычно были многодетными. Но присматривать за детьми матери было некогда: вся работа по дому держалась на ней. Поэтому за грудными детьми приглядывали старшие братья и сестры. Кормили младших детей тем же, что ели дети постарше, только грудным детям старались давать больше молока. Спали грудные дети обычно в ивовых или дощатых колыбелях, на дно которых клали сено и застилали его полотняными пеленками. Старшие дети обычно спали все вместе на полатях – настиле из досок между печью и стеной, часто вместе со взрослыми. Когда дети немного подрастали, их приучали к работе, поначалу – не очень трудной – пасти гусей, носить пищу родителям. Потом сыновья начинали помогать отцу в поле, а дочери – матери по дому. Девочки также учились готовить, прясть, ткать.

Любовь к родительскому дому была воплощением любви украинцев к своему роду, к родному краю. Тем не менее, эти понятные каждому человеку чувства не всегда воспринимались надлежащим образом. Кое-кто усматривал в этом якобы присущее украинцам стремление к обособленности, индивидуалистическому образу жизни, ведь недаром, говорили эти горе-коллективисты, существует известная украинская присказка: «Моя хата с краю». Впрочем, общественная жизнь занимала видное место в жизни украинцев. Традиционными формами ее были сельские общины – громады. Устное народное творчество наглядно демонстрирует отношение народа к общине как к коллективной силе: «Громада – великий чоловiк», «Що громада скаже, то й пан не поможе». Через своих полномочных представителей громада решала вопросы, связанные с земельной собственностью, проступками членов общины, осуществляла контроль над состоянием крестьянских хозяйств, использованием общественных лесов и пастбищ, следила за работой корчмы, ярмарок, за состоянием дорог, мостов, общественных зданий. Без нее не обходилось ни одно более или менее значительное событие на селе.

Традиционной для громады была коллективная взаимопомощь крестьян при выполнении особенно трудоемких работ – так называемой «толоки». Селяне при необходимости всем миром участвовали в полевых роботах, сборе урожая, сооружении жилья и хозяйственных построек и т. п. Недаром в народе говорили: «Без толоки як без руки: нi хати не зробиш, нi сiна не скосиш». Такая коллективная работа по обыкновению выполнялась в духе шутливого соревнования и сопровождалась песнями и шутками. Община считала такую трудовую помощь почетным делом каждого члена.

На Полесье бытовала давняя традиция общего хозяйствования – так называемое сябринство, объединявшее родственников или соседей. Заметную роль в общественной жизни играли и артели – косарей, чумаков, молотильщиков, табунщиков.

Сельская громада была не только органом местного самоуправления, именно благодаря ей сохранялись и передавались из поколения в поколение народные обычаи и традиции.

Виртуальный музей

«Каждый народ — золотой фонд России»

  • Главная
  • /
  • Народы России
  • / Традиции украинского народа

Традиции украинского народа

Изготовление оберегов

Мистическое представление древнего человека о существовании злых сил, создало ряд обрядов, направленных на изготовление предметов, способных защитить его.

Обереги были предназначены как для бытовых, так и для военных целей. Для изготовления оберега берётся любой предмет, который дорог человеку, который преподноситься в подарок и т. д. В лунную ночь в доме или же на природе при наличии алтаря: в доме — стол, стул, тумбочка; на природе — холм, камень, пенёк; и других предметов проводится ритуал наложения необходимых охранных качеств для данного человека. В этот ритуал входят обряды по очистке и защите территории вокруг алтаря, подключение к духам Луны, Земли, Огня и передача их качеств предмету. Ритуал, проводимый на природе, представляет собой красочную мистерию в лучших традициях язычества.

Мой дом — моя крепость

В системе родовой обрядности украинцев очень четко прослеживаются ритуалы и обряды, связанные при строительстве нового дома. Строительство жилья издавна было одним из важнейших событий, связанных с надеждой на счастливую и обеспеченную жизнь. Желание обеспечить надежность, крепость, и уверенность защищенности новой постройки — выразилось в обрядах и ритуалах. Родовые обряды по правильному выбору места застройки и проверки выбранного места, закладки фундамента, цоколя, выгонки стен, закладки из волока и крыши, окончания строительства с постановкой защиты и применением оберегов передавались от деда к внуку на протяжении более 300 лет.

Новоселье

От правильности проведения обряда новоселья (входын) зависит дальнейшее счастливое и обеспеченное проживание в доме. Ритуал представляет собой народное представление с песнями, застольем, тостами и чествованием членов семьи, как будущих жильцов этого дома, так и родителей и других членов рода, способствовавших постройке дома или усадьбы.

Славянские боевые искусства

Неотъемлемой частью украинской культуры и истории являются боевые искусства. На протяжении всей истории формирования Киевской Руси происходили военные конфликты с приграничными государствами. Будь это военный поход или оборонительные действия, происходившие довольно часто в то время, от воинов требовалось определенное ратное мастерство. Тысячелетиями от отца к сыну, от деда к внуку передавались навыки рукопашного боя. Записи и описание приёмов не велись, так как это было глубоко переплетено с традициями, обычаями и самим жизненным бытом славян.

До наших дней, не смотря на войны и смены идеологий, боевые элементы сохранились в народных танцах, обрядах, дедовских рассказах.

Древняя система знаний «Спас»

Исторически так сложилось, что появление Украинского казачества стало необходимым фактором для сохранения не только, и не столько границ державы, сколько для сохранения самого народа. Казачество искало более эффективные формы и методы, как выживания, так и сохранения того пространства, в котором зародилось. И здесь древняя система знаний «Спас», как и в дохристианские времена, снова была востребована. Волхвы несли в казачью среду не только знания боевых техник, но и способность жить гармонично с природой, народную мудрость. В период Украинского казачества наступает расцвет «Спаса», особенно его боевых техник и методов сохранения здоровья и жизней. Свою целостность система знаний «Спас» утратила в период гонения за казачеством. В истории Украины «Спас» появляется мозаично, в разных регионах, в разное время, что и приводит к его разночтению сегодня.

Сегодня мы говорим, что: «Спас» — это система расширения представлений и возможностей человека для наиболее полного и гармоничного воздействия с миром.

Являясь историко-культурным явлением «Спас» был и остается системой развития личности в ее стремлении к самореализации. Создавая условия для успешного развития личности, система «Спас» позволяет приобрести ряд физических и психологических качеств, необходимых для адаптации в конкретных условиях проживания человека, а также развить внутреннюю готовность к наиболее вероятным экстремальным и чрезвычайным ситуациям.

Рождество

Одним из основных украинских обычаев является празднование Рождества. В предрождественский день — 6 января — отмечается Святвечер. Основными блюдами на Святой вечер являются кутя — рисовая или пшеничная каша с медом, изюмом и маком, а также узвар — компот из сухофруктов. Всего, по обычаю, в Свят вечер подают 12 постных блюд. А вот 7 января, на само Рождество, готовят большой семейный стол. Так как пост закончился, на стол подают разнообразные мясные блюда.

По обычаю, под вечер Рождества гурьба колядников ходила с торбами для сбора гостинцев. Они выбирали себе главного — Березу (или Березая), латкового (который собирал сало и колбасы), казначея, хлебоношу, звездаря (носил зарю), танцоров, звонарей, скрипачей и т.д. Коляда длилась несколько ночей, пока не обходили каждый дом в поселении.

Масленица

Еще один популярный украинский обычай — неделя Масленицы. Этот праздник существовал на Руси ещё в дохристианские времена. Обычай предполагает проводы зимы и встречу весны. После появления христианства на Руси Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим постом. Основные отличия праздника — это блины и народные гуляния.

В древней Руси блин считали символом солнца, так как он, подобно солнцу, тоже жёлтый, круглый и горячий, и верили, что съедая блин, люди получают частичку его тепла и силы.

Пасха

Праздник Воскресения Господня или Великдень празднуют в первую неделю после весеннего равноденствия и полного месяца. Вместе с людьми его отмечает и пробуждающаяся природа.

Семейный обед в этот день готовят особенно торжественно и украшают цветами. Обычай красить яйца — обязательный атрибут праздника. Также на Пасху существует обычай приветствовать друг друга радостным возгласом «Христос воскрес!», на что отвечают — «Воистину воскрес!» Это приветствие выражает радость верующих, аналогичную радости апостолов, которые узнали о воскресении Христа.

Троица

Согласно Библии, в этот день на апостолов снизошла благодать Святого Духа. В Украине праздник Троицы отмечают 3 дня — Зеленое или Клечальное воскресенье, Клечальний понедельник и Богодухов день.

На Зеленое воскресенье, согласно поверьям, надо быть осторожными, поскольку это день активности потерчат, мавок, русалок и другой нечисти. На Зеленое воскресенье, по украинским обычаям, девушки гадают. Они идут к пруду и пускают венки за водой, и если они сойдутся, то считается, что девушка в этом году должна выйти замуж. В Зеленое воскресенье также посещают на кладбище своих умерших родственников.

В Клечальный понедельник после церковной службы, по традиции, освящают поля, чтобы Бог защитил их от пожаров и града. Дети устраивают игры.

Богодухов день особенно отмечают девушки. Они организовывают различные забавы, к примеру, «водить Тополю». Её суть заключается в том, что выбирают самую красивую девушку, которая и играет роль Тополи. Красавицу украшают венками так, чтобы ее никто не мог узнать. В сопровождении веселой ватаги Тополя ходит от дома к дому, и хозяин каждого должен её щедро отблагодарить гостинцами.

Ивана Купала

Ивана Купала, так же Иванов день, — является одним из народных обрядовых обычаев. Его история уходит в очень глубокую древность. Праздник связан с периодом летнего солнцестояния, поворотом солнца к зиме. Его отмечают в ночь на 7 июля или по старому стилю 24 июня, когда чарующая красота природы создает сказочный пейзаж, на котором и происходят магические купальские забавы.

Ночь на Ивана Купала, чаще всего очень темная, а чары в эту ночь особо могущественны. В эту пору, по поверьям, созревает много магических растений, которые нужно собрать до восхода солнца. Целительна купальская роса, которой, по обычаям, необходимо умыться.

В эту ночь просыпается «нечисть», слышен говор животных, распускается папоротник, он возгорается дивным огнем, сразу гаснет и осыпается. Тому, кто сорвет этот цветок, откроются богатства всей земли и он обретет всемогущество. Широко известны купальские гадания: девушки бросают венки в воду и наблюдают за ними, чей венок быстрее всех поплывет, та и выйдет замуж раньше других.

Старинные обычаи — сокровище украинского народа и культуры. Хотя все эти движения, обряды и слова, которые составляют народные обычаи, на первый взгляд не имеют никакого значения в жизни человека, но они веют на сердце каждого из нас чарами родной стихии и являются живительным бальзамом для души, который наполняет ее мощной силой.

Обычаи народа – это те приметы, по которым распознается народ не только в современном, а и в историческом прошлом.

Народные обычаи охватывают все участки гражданской, семейной и общественной жизни. Обычаи – это те неписаные законы, которыми руководствуются в наименьших повседневных и наибольших всенациональных делах. Обычаи, а также язык, – это те наименьшие элементы, которые объединяют людей в один народ, в одну нацию. Обычаи, а также язык, сформировались в течении всей жизни каждого народа.

Народный календарь

Сложились эти традиции еще во времена язычества и со временем гармонично вплелись в христианскую обрядность. Наибольшими торжествами стали праздники Пасхи, Рождества, Троицы, которые являются сегодня государственными праздниками.

На период святок прекращались все хозяйственные работы, за исключением некоторых самых необходимых. Несоблюдение этих правил, по народным нормам, считалось греховным и угрожало нарушителям всяческими несчастьями. Интерьер жилья приобретал праздничный вид. Часто дом украшали вышитыми рушниками, искусственными бумажными цветами и вытинанками — кружевными бумажными вырезками, которыми украшали стены.

Праздничная трапеза накануне Рождества (Святой вечер, богатая кутя, вилия), носила торжественный характер. Под образами расстилали чистое сено, на которое ставили горшочек с кутей — пшеничной кашей, подслащенной медом, с маком и орехами. Земляной пол укрывали соломой. Обязательно на Святой вечер (Сочельник) хозяин заносил в дом сноп пшеницы, ржи или овса — «дидух» — и ставил его на покутье. Через несколько дней он или кто-то из колядников обмолачивал этот сноп. Собранным из него зерном было принято начинать следующий посев.

В подольских селах праздничный стол также устилали сеном, по углам клали чеснок (он выполнял роль оберега), а потом покрывали скатертью. Кое-где под стол клали топор. На него все члены семьи ставили ноги, «чтобы были такими же крепкими». Сам ужин состоял из 12-ти блюд. Это должно было обеспечить благополучие людей в следующем году. Поэтому даже беднейший крестьянин прилагал все усилия, чтобы встретить Рождество как можно лучше. Начинали ужин с кути. Среди подолян широко бытовало поверье, что души умерших родственников принимают участие в праздничной трапезе, их обязательно вспоминали добрым словом. Для них после ужина оставляли еду на столе (мыть посуду в этот день считалось грехом). На ночь все члены семьи клали свои ложки в горшок с кутей. Это делалось для того, чтобы обрядовой каши могли поесть предки. Таким же способом часто гадали: если утром чья-нибудь ложка была перевернута — это пророчило смерть ее хозяина в следующем году

Праздничный стол должен был впечатлять своим разнообразием, хотя и продолжался пост. Самым главным блюдом на столе в этот вечер являлась, безусловно, кутя. Рецептов ее приготовления существует несколько. Рождественская кутя готовится из пшеницы, меда, орехов и др. В продолжение всех праздников, до Крещения, кутя должна стоять на самом почетном месте в доме. Принято на Богатую кутю поминать души умерших родственников.

Верили также, что на Святой вечер скот может разговаривать. Было принято кормить коней, волов и коров хлебом. На Святой вечер совершался обмен ритуальными блюдами. Ужин, который посылали родственникам, крестным родителям, бабке-повитухе состояла, как правило, из главных ритуальных блюд стола: кути, рыбы, хлеба, пирогов и др. Принимая обрядовую еду, хозяева благодарили и тоже передавали дары – такие же блюда со своего стола. Таким образом, обмен ритуальным ужином символизировал родство двух семей, их симпатию и взаимную щедрость. Детей, которые приносили ужин, угощали, одаривали гостинцами – пирожками, орехами, яблоками, конфетами.

Накануне или в первый день Рождества вечером начинали колядовать. Группы мужчин, молодых парней заходили во двор каждой хаты, песнями славили хозяев, желали им здоровья, достатка, исполняли ряд обрядовых действий, за что получали награду. В основе этих обходов лежало магическое действие «первого дня», согласно с которым высказанные в период празднеств пожелания должны стать реальностью. Группа парней-колядников во главе с «березой» (парнем, который носил церковный колокольчик как признак власти) шла в первую очередь к священнику и колядовала у него в сенях или под окном. От священника шли к пану, а потом колядовали у каждого хозяина, в каждой хате. Деньги, собранные за колядование, а также пряжа, хлеб, яйца и др. поступали в собственность церкви. Колядки пели в несколько голосов, чаще а сapella, иногда в сопровождении подольских троистых музыкантов (скрипка, цимбалы, бубен).

Через неделю после коляди, накануне Нового Года – Щедрый вечер. Это – отголоски, по всей видимости, дохристианского обычая. По христианскому календарю – это день преподобной Меланы. В народной традиции оба праздника объединились, и теперь имеем Щедрый вечер или праздник Меланки. Если на Святвечер готовили Богатую кутю, то на Меланки (13 января), день, который предшествует Василию, или же Новому году – Щедру, которую заправляли смальцем. Именно поэтому этот вечер и называется Щедрым. Ужинать, как и на Святвечер, садится вся семья. Очень важно, чтобы одежда в этот день была тщательно выстиранная и чистая. После ужина надо было обязательно зайти к соседям и попросить друг у друга прощения за возможную вину, чтобы Новый год встретить в мире и согласии. Надднепрянская Украина и Гуцульщина празднуют Щедрый Вечер как важный праздник рождественского цикла с хорошо развитой обрядовостью. Галицкое Подолье не празднует, т.к. Щедрый Вечер у галичан – накануне Крещения, тогда как на Надднепрянщине это – «Голодная кутя», Богоявление предвечерья.

Только сели за стол, а под окном уже и щедруют:

«Щедрый вечер, пан хозяин. Стереги, Бог, твой товар, Твой товар, всякий достаток, Молим Бога за отца, за матерь. Добрый вечер!»

На Украине на Щедрый Вечер отец прячется от детей за пирогами – символом щедрости, богатства!

«Вечером, когда зоря засияет, мать, бывало зажжет свечку перед образами, обкурит ладаном хату и поставит глиняную миску с пирогами на стол. Отец сядет на покутье и голову наклонит – прячется за пирогами. А мы, дети, делаем вид, что не видем его:

— Мама, а где наш отец?

— А разве же вы меня уже не видите, дети?

— Дай, Боже, чтобы и в следующем году вы так меня не видели!

Вот так, бывало, отец скажет, перекрестится и приглашает всю семью к столу, на «щедрую кутю» — «чтобы в достатке и покое других праздников дождаться!»

Особого внимания заслуживают девичьи гадания. Что только не делали девушки, чтобы узнать, что им готовит им привередливая судьба. Попробуйте, хотя бы такое: перед сном положите под подушку гребешок, при этом приговаривая: « Суженный мой ряженный, расчеши мне голову! Тот, кто во сне будет расчесывать голову, тот и будет Вашим суженным.

Если выйти во двор в полночь, то можно услышать, по народному поверью, как Новый год прогоняет старый. В первый день Нового года наиболее распространенным был, да и остается сейчас, обряд засевания. Считается, что этот обряд пришел еще из дохристианских времен, ведь раньше встречали Новый год не зимой, а весной, и поэтому обряд засевания связан с надеждами на хороший урожай. Засевали в основном дети, причем наиболее щедро одаривали тех, кто пришел в дом первым. Существовали, кроме засевателей-одиночек, целые ватаги засевателей. В таком случае этот интересный обряд превращался в настоящее представление, где главными действующими лицами были Василий, Меланка, циган и другие.

Последнюю перед Великим постом неделю нужно провести весело, т.к. впереди целых семь недель сурового поведения и всяких ограничений. Каждый день этой недели имел определенные особенности и интересные обычаи. Рассмотрим каждый из них.

В понедельник женщины шли в корчму и начинали праздник Масленицы. Если же к их компании хотели присоединиться мужчины, то им на шею цепляли колодку, снять которую можно было только выставив магарыч. Во вторник женщины опять в корчме. После гуляния в корчме все выходили на улицу, где устраивались веселые забавы, которые длились почти весь день.

Среда не связана с какими-нибудь действами и называется «Знобы-бабы». Понятно, что Масленица это настоящий рай для женщин, т.к. в Четверг они опять садятся за стол и поднимают рюмки. К тому же в этот день нельзя шить и прясть. В пятницу зять должен угощать свою тещу. После этого зять должен покатать свою тещу по улицам села или же города. Причем сервис в таком случае напрямую зависит от характера тещи, т.е. злую и сварливую везут по неровной дороге, и наоборот, если теща добрая, то и дорога ровная как струна. Суббота не отличается интересными обрядами. Наиболее торжественно отмечают воскресенье. Специально к этому дню готовили вареники с творогом, в отличие от российских блинов. Проводились массовые гуляния, игры, забавы. В этот день нужно обойти всех родственников и соседей и попросить прощения за все обиды, чтобы очиститься перед Великим постом от всякой скверны. Нельзя также употреблять водку, перед сном нужно тщательно прополоскать зубы, чтобы черты не вытянули сыр, который остался после Масленицы, вместе с зубами.

Шестое и последнее воскресенье семинедельного Великого поста называется Вербным, а неделя перед этим воскресеньем — Вербной. В дохристианские времена перед праздником весеннего обновления природы целую неделю праздновалось чествование Матери Вселенной — вербы. И до сих пор сохранились его обряды и название — «вербная неделя», «вербное воскресенье», «вербница». Верба вошла и в христианские верования. Как утверждают легенды, именно вербовые ветви бросали под ноги Иисусу Христу, когда он последний раз шел в Иерусалим.

В церквах в этот день проходят пышные богослужения с обязательным освящением вербовых ветвей. Придя домой, нужно несколько раз хлестнуть своего ребенка освященной веткой, при этом приговаривая:

Не я бью – верба бьет:

Будь большой, как верба,

А здоровый, как вода,

А богатый, как земля!

Ни в коем случае нельзя выбрасывать освященные веточки, ведь они помогают излечиться от разных болезней, дурного глаза. К тому же, если Вы сохраните освященную вербовую веточку, то она защитит Ваше жилище от пожаров.

Последнюю перед Пасхой неделю называется Страстной седмицей, в память святых страстей Господних. Каждый ее день приближает нас к торжественному событию — Светлому Воскресению Христа. Эта неделя самого строгого поста. Нельзя не только употреблять скоромное, но и петь, танцевать. Больше всего обрядов и действ приходятся на Страстной, или так называемый Чистый четверг. Традиционно в этот день выпекают паски. Паска — это не просто ритуальный хлеб, она символизирует тело

Народы Украины: культура и традиции

В Восточной Европе расположено Украинское государство. Эта страна граничит с Белоруссией, Польшей, Словакией, Венгрией, Румынией, Молдавией и Россией. Имеет выход к Черному и Азовскому морям.

В древние времена нынешние украинцы назывались малороссы и русины. Украинская народность берет свое начало у восточных славян. Украинцы живут в основном на своих территориях. Но в некоторых странах все же можно встретить представителей этой народности: В России, США, Канаде и других государствах.

Полещуки, бойки, гуцулы, лемки — все эти этнографические группы относятся к украинской народности.

Народы, населяющие Украину

На сегодняшний день основным населением Украины являются сами украинцы и русские. Также на украинских территориях проживают белорусы, молдаване, татары, болгары, венгры, румыны и поляки.

Кроме этого, некоторые украинцы проживают на иностранных территориях: в Канаде, Казахстане, Молдавии, Румынии, Бразилии, Аргентине и Австралии.

Украинскую народность также составляют зарубежные русины — словаки, сербы, американцы и канадцы. Также на Украине проживает много гуцулов.

Современная Украина долгое время включала в себя славяноязычные и ираноязычные народы. Постепенно иранцы были выселены турками. Также некоторое время тут жили и германцы. Но дольше всех на украинских землях прожили греки, армяне и евреи.

В советские времена состав населения Украины несколько изменился — евреи, поляки, немцы, татары начали покидать территории Украины, и в это же время туда начал переезжать русский народ.

Этническая структура Украины менялась под воздействием как внешних, так и внутренних факторов — вероисповедание, различия в уровнях жизни, исторических событий и внешней политики.

Культура и быт Украины

Украинская жизнь полна красочности и религиозности. Туристы всегда восхищались красотами природы этих мест и характером народа.

Главной особенностью украинской народности является любовь к труду и сельскому хозяйству. Эта черта появилась еще в древние времена, ведь украинский народ всегда зависел от сельскохозяйственного года.

То, что во многих странах является традицией или обычаем, для украинцев обыденность и повседневность. Например, народные песнопения. Людям просто необходимо развлекать себя, работая на полях.

Если говорить о национальной одежде, то мужской наряд не сравнится в яркости и красоте с женским. Красивая сорочка с вышивкой подпоясывается поясом-кромкой. Поверх этого надевается бархатная или шелковая корсетка и вышитый фартук. Одежда украшается разноцветными лентами, придающими особую красочность наряду. Головной убор имеет особое значение — незамужние женщины носили цветочный венок, замужние — высокий очипок, прикрывающий волосы.

Мужской костюм выглядит намного проще женского: длинная рубаха, шаровары, безрукавка и длинный пояс.

Семья на Украине имеет большое значение. Поэтому украинцу соблюдают все правила бракосочетания и семейной жизни.

Традиции и обычаи в Украине

Украинцы всегда чтили и уважали традиции своих предков. И даже после принятия христианства, они смогли соединить свое прошлое с настоящим.

Говоря о религиозных традициях, стоит отметить Рождество, Масленицу, Пасху, Троицу и Ивана Купала.

Рождество на Украине начинается с празднования Святвечера 6 января. В этот день люди готовят кутю и узвар. А на Рождество каждая семья накрывает праздничный стол, переполненный мясными блюдами.

Одним из Рождественских обычаев являются колядки. Колядники ходят по домам и собирают подарки и гостинцы. Они распределяют между собой роли — береза, латковой, казначей, хлебоноша, звездарь, танцор и т.п.

Масленица является еще дохристианским праздником. Он проводится в честь окончания зимы и наступления теплых дней. Сегодня этот праздник проводится за неделю до Великого поста. Как правило, в эти дни люди готовят блины с различными начинками, угощают друг друга, сжигая чучело Зимы.

Пасхальный обычай — красить куриные яйца и печь куличи. Люди встречают друг друга словами: «Христос Воскрес!», а в ответ слышат: «Воистину воскрес!».

Праздник Троицы отмечается 3 дня. Зеленое воскресенье — это день, когда девушки проводят обряды гаданий. Считается, что в этот день предсказания сбываются. Клетчатый понедельник — день освящения полей от пожаров, града и неурожая. Третий день — Богодухов день. В этот день девушки проводят различные игры.

Праздник Ивана Купала славится своей мистикой. Говорят, что в этот день можно услышать разговоры нечисти. А если искупаться в источнике или выпить росы, то с человека смывается весь негатив.

24 традиции Украины, которые вас шокируют

Добрачный секс, танцы мертвеца, магическое зелье. Это те традиции украинцев, о которых знает далеко не каждый. Наш набожный народ местами выполнял такие обряды, что трудно не удивиться.

Мы собрали для вас 24 традиции Украины, которые действительно впечатляют!

Девушки признавались ребятам

До 17 века украинские девушки могли первыми признаваться парням. О «дикой» традиции вспоминал французский инженер и картограф Гийом Левассер де Боплан в своем «Описании Украины».

Девушка приходила домой к парню, в которого была влюблена, и при всех его родных предлагала жениться. Отказать девушке — считалось плохой приметой. Поэтому ребята были вынуждены прощаться со счастливой холостяцкой жизнью.

Между объятиями и сексом

На вечерницах была заведена традиция, которая позволяла молодым людям пообщаться «ближе».

Холостые парни и девушки собирались на вечерницы (преимущественно дома у вдовы, которая должна была следить за ними). Здесь они ели, пили, играли в игры, а потом занимались «притулами».

Сформированные пары ложились спать вместе и занимались «сексом наполовину», то есть так, чтобы сохранить девичью невинность. Однако, это не всегда удавалось, часто девушки беременели и даже не понимали, как это случилось. Есть данные, что 45,6% женщин, которые ходили на вечерницы, теряли девственность до брака.

Вседозволенная ночь на Купала

Иоанна Купала — праздник единения человека с природой. А как говорят, что естественно — то не стыдно, поэтому на этот день ребята позволяли себе недозволенное, но такое естественное.

Девушки плели венки и бросали их в воду или огонь, если парень получал венок — девушка была вынуждена целоваться с ним. Кроме того, весь вечер девушка должна была провести с парнем в паре. И мало ли что могло случиться между молодыми людьми ночью в лесу во время поиска цветка папоротника без присмотра строгих взрослых.

Купала в Украине празднуют и сейчас: с венками, пением и голыми танцами вокруг костра.

Бокал девственности

Старинный гуцульский обычай, который сломал не одну жизнь молодой женщины, описывает писательница Мария Матиос.

На следующий день после первой брачной ночи в присутствии всех гостей молодой произносил тост-благодарность отцу невесты. Отец подходил к столу, за которым сидят молодые. Молодой правой рукой брал деревянный бокал, указательным пальцем закрывая дно, говорил тост «Пью за вас, отец» и выпивал, не отпуская пальца от дна.

После этого алкоголь наливался для отца невесты. Если невеста была целомудренная — бокал был без дырки на дне. Если же добродетель невесты была нарушена до свадьбы — жених давал отцу бокал с дырой и отец при всех гостях обливался напитком.

Жениху в первую брачную ночь помогал дружба

Первая брачная ночь молодоженов была развлечением для всех гостей. Пока пара впервые занималась сексом, под дверью стояли гости и пели срамные песни. На нежности молодожены имели не более получаса.

Разумеется, не всех мужчин такое настраивает на нужный лад. Поэтому, если жених не справлялся — ему на помощь приходил старший дружба. Причем часто это был близкий родственник жениха, а в некоторых случаях помогал отец жениха. Если они за это не брались, невесту девственности лишали свахи. пальцами!

Девственность на показ

Простыню или рубашку с кровью после первого полового акта невест выносили на всеобщее обозрение. Если невеста оказалась уже «начатой», получала клеймо на всю жизнь.

Женщина и кровь

Менструальную кровь украинцы считали нечистой. В «эти дни» женщины имели преимущественно сидеть дома. Им нельзя было ни вести хозяйство, ни принимать роды, ни даже идти на похороны.

Так как белья не носили, кровь просто стекала по ногам и загрязняла рубашку.

Нечистой считалась кровь, которая вытекла при рождении ребенка. Женщина после родов 40 дней не выходила на люди.

Влагалище — канал в загробную жизнь

Кровь во время менструации считалась опасной для мужчин. Влагалище, из которого вытекает кровь, считали каналом в загробную жизнь, что может затянуть в себя и укусить.

Приворожить мужчину кровью

Несмотря на то, что наши предки считали кровь во время менструации грязной — ее использовали для приворотов! Считалось, если подмешать кровь мужчине в питье, то можно было приворожить его на всю жизнь.

Веточка в крови

Охота в горах всегда отличалась от охоты в другой местности. Жители гор издавна уважали зверей. Некоторые странные обычаи охотники соблюдают до сих пор.

Когда животное убивают, охотник крестится, снимает шапку и становится перед ним на колени.

Если охота происходит в дубовом лесу, то дубовую веточку обмазывают кровью убитого животного и вставляют в шляпу охотника.

Ворота на крыше

На Андрея ребята имеют право делать пакости, без наказания. Ранее ребята возле домов девушек запутывали дорогу нитками, ставили чучела. А чаще всего (традиция сохранилась до сих пор) снимали ворота и прятали их неподалеку, например забрасывали на крышу.

Яйцо, которое найдет клад

В пасхальную ночь украинцы старались не спать. Считалось, кто уснет в эту ночь — весь год будет сонным.

Поэтому пока не спали, развлекались как могли. Наши предки верили, что в пасхальную ночь красное яйцо поможет найти. сокровище! Считалось, что яйцо, нагреваясь в руке, указывает на скрытый клад. Однако этот совет называли опасным.

Домовой, выношенный под мышкой

Жизнь гуцулов всегда была связана с верой в духов, потусторонние силы, ведьм и тому подобное. Но представители этого горного этноса не только верили и предохранялись от загадочных сил, но и сами выращивали их!

Гуцулы считали, что из яйца, снесенного черной курицей, можно выносить газдивныка (домового). Такое яйцо они носили под мышкой 9 дней. Этого бытового черта называли «хованец», «антипка, «служка».

Круг от нечистой силы

На Закарпатье на Юрия собирают волшебные зелья. Вечером к каждому зелью надо прикоснутся палкой, чтобы ему не помешали ведьмы.

Спать ложились прямо у зелья. Причем нельзя разжигать костры, а вокруг себя надо обвести круг, чтобы защитить себя от нечистых сил. А уже утром травы начинают собирать и перед каждой говорят: «Беру зелье незнаное, чтобы было хосенное». Идя домой с травами, надо избегать всяких встреч.

«Запечатанная» вышиванка

Вышиванка — идентичность украинцев. Ее носили в будни и в праздники. Но так, как наши предки были суеверны, вышиванку «запечатывали» от злых духов. Для этого в вышивке нарушали симметрию. Наши предки верили, что им это может помочь.

Есть с одной тарелки

На Сочельник была традиция, когда все члены семьи ели блюда из одной тарелки. В некоторых семьях эта традиция сохранилась.

Топор и страх

В Сочельник, а иногда на Новый год хозяин дома пугал деревья. Для этого он брал топор и замахивался ним на дерево, которое плохо плодоносило. Но не рубил его, а только пугал. Кто-то из членов семьи должен был вступиться за дерево и обвязать его соломенным перевеслом.

В некоторых регионах деревья трясли и обмазывали тестом. Это должно было помочь урожайности.

Сено на полу

На Рождественские праздники в доме на пол стелили сено или солому. Так по нему и ходили до третьего дня Рождества или рано утром на Новый год. После этого сено выносили и сжигали его на дороге, у ворот или в саду. Иногда через этот огонь прыгали.

Игры на похоронах

Гуцулы — особый народ, поэтому даже похороны у них не похожи на похороны других этносов.

Умершего здесь держали два дня, на третий хоронили. По вечерам вокруг покойника собирались родные и соседи, дьяк читал псалмы, а после этого всех угощали. водкой.

Самой дикой традицией гуцульских похорон являются так называемые «грушки». Это игры, в которые играла молодежь во время похорон, вроде тех, в которые играли во время весенних гуляний и свадеб.

Коза мертвеца

В быту населения Карпат и Прикарпатской полосы также была традиция играть игры при мертвеце. Для этого в частности использовался макет головы козы, который носили на шесте, похожий на тот, который носят на Меланку.

Также пели и танцевали, провожая умершего в другую жизнь.

Покойный, который пьет воду

Горцы перед домом, где лежал покойник, разжигали костер и трубили в трембиты.

В доме не пили воду, поскольку считалось, что ее могла пить душа. Если кто-то хотел сесть на скамейку, то дул на нее, чтобы не раздавить душу покойного.

Запутать дорогу мертвецу

Те же горцы гроб из дома выносили так, чтобы помешать умершему отыскать дорогу домой. Покойника выносили ногами вперед через заднюю дверь. Затем трижды стучали гробом о порог, чтобы умерший попрощался с предками и больше не возвращался.

Когда гроб из дома выносили, на том месте, где он стоял, разбивали новый горшок. А путь, которым выносили покойного, посыпали рожью и ячменем, чтобы дома больше никто не умирал.

Пикник на могиле

Хотя христианская религия и церковь просит этого не делать, существует традиция с устроением «пикников» на кладбище. На могилу на разные праздники приносят еду и даже алкоголь. Это все расставят и оставляют покойнику. Кроме того, родные пьют над могилой.

Ко Дню Независимости сайт «24» подготовил для вас 24 материала об Украине. Узнавайте ежедневно интересное о родной стране!

Читайте так же:

  • Хайц ритуал Маркус Хайц «Ритуал» Ритуал Язык написания: немецкий Перевод на русский: А. Комаринец (Ритуал), 2008 — 1 изд. Франция, 1760-е годы. Лесничий Жак Шастель и его сыновья Пьер и Антуан ведут […]
  • Обычаи современного азербайджана Электронная энциклопедия Культура народов. Этнические сообщества Курской области Традиции и обычаи Азербайджан – страна свято соблюдающая свои национальные традиции. Они сопровождают […]
  • Симоронский ритуал на тапочки Ритуал с тапочками — как быстро выйти замуж Симоронский ритуал с тапочками — решение для тех, кто мечтает о замужестве, а вокруг нет привлекательных мужчин. Несколько несложных действий — […]
  • Традиции народ чувашии 13 сентября 2020 Чуваши (самоназвание — чaваш, чaвашсем) — пятый по численности народ России. По данным переписи 2010 года, на территории страны проживает 1 млн 435 тысяч чувашей. Их […]
  • Симорон новые ритуалы Что такое «симорон»? В школе «Симорон» ритуалы направлены на гармонизацию человека с внешним миром. Они помогают освободить разум от лишней информации, рамок и оков. Одна из основ симорона […]
  • Что делать в день рождения обычаи Какие вам известны приметы на день рождения? К сожалению очень многие забывают о том, что день рождения — важный праздник жизни каждого человека и имениннику необходимо знать все поверья, […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *