Народы и обычаи сибири

Народы и обычаи сибири

  • Главная
  • Новости
  • Наши документы
  • Копилка
  • Поступления
  • Вопрос-ответ
  • Слушаем

20 ноября 2020 года

27 ноября 2020 года

4 декабря 2020 года

Традиции, обряды и обычаи народов Сибири

«Традиции, обряды и обычаи народов Сибири». Рекомендательный список литературы. Методико-библиографический отдел «МБУК ЦБС Дзержинского района г.Новосибирска», 2011 г.

Открыть/скачать документ

04.11.2020 4 ноября в библиотеках ЦБС Дзержинского района
4 ноября Россия отмечает один из главных государственных праздников — День народного единства. В библиотеках ЦБС Дзержинского района прошли мероприятия, посвященные этой дате.

16.10.2020 «Птичья столовая»
В рамках федерального проекта «Чистая страна» прошла природоохранная акция «Птичья столовая».

10.10.2020 Города Сибири
В библиотеке им. Н. А. Островского для учеников 4-х классов школы № 57 в рамках программы «Здравствуй, Сибирская Книга!» состоялась виртуальная прогулка по городам Сибири.

Школа по изучению традиций народов Сибири

СИБИРЬ

Сибирь — это историческая и географическая область в пределах азиатской части России, которая заселялась в каменном веке. Сибирь впервые упоминается в «Сокровенном сказании монголов», в котором говорится о «лесных народах», в том числе народе шибир или Sibir. C XVI веке в Сибирь устремляются русские землепроходцы, стремительно осваивающие суровые неизведанные края. Начало планомерного научного изучения Сибири было положено в 1696 году указом Петра I, которым было предписано тобольскому сыну боярскому Семену Ремезову составить географический атлас Сибири. В природном отношении выделяется Западная Сибирь и Восточная Сибирь. Восточная Сибирь занимает территорию от Енисея до хребтов тихоокеанского водораздела. Климат Сибири большей частью суровый, резко континентальный. Температура в январе может опуститься до -30°, -40 °С.
Исторически этническое население Сибири смешанное, коренные жители называют себя сибиряками. Жизнь среди суровой природы наложила на сибиряков отпечаток, «То, что пугает в Сибири других, для нас (коренных сибиряков) не только привычно, но и необходимо; нам легче дышится, если зимой мороз, а не капель; мы ощущаем покой, а не страх в нетронутой, дикой тайге; немереные просторы и могучие реки сформировали нашу вольную, норовистую душу» — В. Распутин. Отличительной чертой сибиряков являются миролюбие, честность, доброжелательность и гостеприимство. По закону тайги они всегда готовы оказать помощь, большинство сибиряков, особенно охотники и рыбаки, в сравнении с европейскими соотечественниками, обладают большей выносливостью и сопротивляемостью болезням. Отличились сибиряки и в исторической битве под Москвой в Великой Отечественной войне, показывая на полях сражений образцы мужества и героизма. Пауль Карелл в «Истории германского поражения на Востоке» считает одной из причин поражения немцев под Москвой вступление в сражение сибирских дивизий.

Сибирская кухня. В течение длительного времени местное сибиряки кормилось дарами тайги и озера. Приготовленные блюда не отличались разнообразием, но были питательными и практичными. Охотники и рыбаки знают много экзотических рецептов приготовления пищи на костре, с помощью раскаленных камней и углей. Сибиряки добытое мясо и рыбу коптили, вялили и солили впрок, из ягод и грибов на зиму делали запасы. Сочетание рыбы, дичи и таежных приправ отличают сибирский стол от европейской кухни. Эти отличия ярче проявляются во время питания в Сибири на берегу озера Байкал, но некоторые блюда можно попробовать и в ресторане. Местной изюминкой озера Байкал стал малосольный байкальский омуль, слава о нежном вкусе которого известна далеко за пределами Сибири. Существуют разные способы посола байкальского омуля в потрошеном и непотрошеном виде, в зависимости от рецепта приготовления и времени, прошедшего со дня посола, сильно меняется и вкус рыбы. Свежесоленый байкальский омуль настолько нежен, что его за один раз съедают по несколько хвостов даже те, кто обычно избегает рыбы. Среди гурманов он ценится как идеальная закуска к охлажденной водке. Многие туристы стараются увезти изИркутской области байкальский омуль как гостинцы родным и знакомым. Также широко известны сибирские пельмени и мясо по-сибирски. В старину охотники в Сибири, уходя в тайгу зимой, брали с собой в холщовых мешочках замороженные пельмени, которые достаточно было бросить в кипяток, и после их всплытия блюдо с крупными и ароматными пельменями было готово. В большинстве ресторанов можно заказать пельмени, приготовленные по более сложному рецепту: в костном бульоне с печенью, в горшочках, закрытых свежеиспеченной лепешкой. Очень вкусны также поджаренные пельмени. Особенностью приготовления мяса по-сибирски, по-таежному являются таежные приправы из папоротника и черемши, которые закатываются в мясо. К мясу подаются запеченная в духовке картошка и замороженная ягода, чаще брусника или клюква. Охотники в Сибири, по одному из рецептов, дикое мясо режут тонкими длинными кусками, круто засыпают солью, перемешивают в котелке и нанизывают на деревянные лучины или ветки. Лучины с мясом втыкают вокруг углей костра и вялят в дыму. Приготовленное таким способом мясо долго хранится летом. Во время движения ломтики мяса хорошо грызть для поддержания силы и восстановления недостатка солей в организме.
Домашняя кухня сибиряков сильно отличается от меню ресторанов. Как правило, дома заготавливают на зиму много солений. Если вы попадете в гости к сибирякам, на столе обязательно будут помидоры в собственном соку, огурцы, капуста, соленые грузди и рыжики, маринованные маслята, домашнего приготовления икра из кабачков, варенье из таежных ягод. Квашеную капусту иногда готовят вместе с брусникой или клюквой. Реже можно встретить салат из папоротника и черемши. Ну и, конечно, стол немыслим без домашних пирогов. Они могут быть самой замысловатой формы и с различной начинкой: с брусникой, рыбой, черемшой, рисом, грибами и яйцом. Традиционно на стол ставят брусничный напиток или морс. Добавляют в чай мороженую облепиху или бруснику.
Еда бурят, как правило, проста в изготовлении и питательна, преобладают мясные и молочные блюда. Популярны в Сибири, особенно широко распространенные в Республике Бурятия, бурятские позы. Для их приготовления делается рубленый мясной фарш из свинины, баранины, говядины. Фарш закатывается в тесто так, чтобы вверху было отверстие для пара. Позы быстро готовятся на пару кипящего жира в закрытой кастрюле. Редко, но еще можно встретить в деревнях тарасун – алкогольно-тонизирующий напиток из молока, имеющий специфический запах, и саламат – молочный продукт, приготовляемый из высококачественной сметаны на огне с добавлением при закипании соли, муки и холодной воды. Настоящую байкальскую уху с дымком, рыбу на рожнах, салат из свежей черемши, можно по-настоящему оценить только у таежного костра во время путешествия на озеро Байкал. Экзотический ужин по-байкальски включает в себя слабый свет костра, несколько старых газет, на которых накрыт простой стол, почерневший котелок с вареной картошкой, пучок черемши и много-много малосольного омуля. А такие экзотические вещи, как строганина (сырое замороженное мясо косули) или расколотка (сырая замороженная байкальская рыба), которые употребляются в сыром виде со специями, можно отведать только зимой на озере Байкал во время охоты или рыбалки. Следует избегать пробовать медвежье мясо, даже термически обработанное, если нет его ветеринарной экспертизы. Местное население больше всего ценит соленый омуль. В летнее время предпочитают омуль на рожнах.

Сибирская баня. Из «Повести временных лет» XII век — «Удивительное видел я в славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это всякий день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовение себе, а не мучение». Байкальская баня на берегу озера Байкал для приезжающих на озеро Байкал – обязательный атрибут экзотики. Многих прельщает возможность окунуться в прозрачную студеную воду Байкала, выбежав прямо из парной. Где еще в мире бани имеют такой огромный естественный бассейн! Особенно сильные впечатления остаются от купания после парилки на озере Байкал в проруби зимой. Большинство существующих бань на побережье озера Байкал топятся по-белому, но в старину многие из них топились по-черному, т.е. дым оставался внутри бани, насыщая воздух жаром и запахом. Если вы идете в баню с сибиряками, приготовьтесь к сильному жару, парилке с березовым веником и обязательному периодическому купанию в ледяной воде Байкала или в снегу.

Сибирские обычаи. Обычаи и традиции сибиряков своими корнями уходят к культурному наследию древних народов, населяющих в прошлом территорию современного озера Байкал. Некоторые из обычаев являются, по сути, отголосками древних шаманских и буддийских обрядов, религиозное содержание и назначение которых со временем было утрачено, но отдельные обрядовые действия соблюдаются и бытуют до сих пор среди местного населения. Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Небо, по мнению монголов, видит все поступки и помыслы человека, который никогда не может укрыться от небесного правосудия: оттого монголы, чувствуя правоту восклицали: «небо, ты будь судьей». Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения – удачи не будет. По поверью бурят, каждая гора и долина имеют своего духа. Человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. У бурят существует обычай «брызгать» духам местности. Как правило, перед питьем спиртного чуть-чуть капают на стол из рюмки или одним пальцем, обычно безымянным, слегка прикасаются к спиртному и брызгают в сторону вверх. Смиритесь с тем, что в самых неожиданных местах во время путешествия надо будет останавливаться и «брызгать» спиртным. Из числа главных традиций Сибири – священное почитание природы, нельзя наносить вред природе, ловить или убивать молодых птиц, рубить молодые деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды озера Байкал, оставлять за собой следы пребывания, например перевернутый дерн, мусор, костер. У источника воды аршан нельзя стирать грязные вещи, нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ – коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами, нельзя громко кричать и сильно напиваться. Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту, нельзя обижать стариков. Нанесение обиды старшим – это такой же грех, как лишить живое существо жизни. От древних обычаев сибиряков сохранилось уважительное отношение к огню своего очага. Огню приписывается магическое очистительное воздействие, очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили или не принесли какого-либо зла. Из истории Сибири известен случай, когда монголы безжалостно казнили русских послов лишь за отказ пройти между двумя кострами перед ставкой хана, очищение огнем широко используется и сегодня в сибирских шаманских практиках. Нельзя вонзать нож в огонь, а также каким бы то ни было образом касаться огня ножом или острым предметом или доставать ножом мясо из котла. Считается большим грехом брызгать молоком в огонь очага, нельзя бросать в огонь очага мусор, тряпки. Запрещается давать огонь очага в другой дом или юрту.
Существуют определенные правила при посещении бурятских юрт. При входе нельзя наступать на порог юрты – это считается невежливым, в старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Оружие и поклажу, в знак своих добрых намерений, надо обязательно оставить снаружи, нельзя входить в юрту с какой-либо ношей, считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя. Северная половина юрты является более почетной, тут принимают гостей, нельзя садиться самовольно, без приглашения, на северной, почетной, стороне. Восточная половина юрты (как правило, справа от двери, вход юрты всегда обращен на юг) – женская, западная (обычно слева от двери) – мужская, это разделение сохраняется и сейчас. Местное население гостеприимно и всегда угощает своих гостей, приходя в дом, в гости, принято снимать обувь у порога. Обычно для гостей накрывают стол с горячими блюдами, разнообразными солениями и закусками, обязательно на столе будет присутствовать водка. При застолье гости не имеют права менять свои места, нельзя уйти, не попробовав угощения хозяев, поднося гостю чай, хозяйка в знак уважения подает пиалу двумя руками, гость должен принять ее также обеими руками – этим он показывает уважение дому. В Монголии и Республике Бурятия существует обычай правой руки, пиалу при церемонии приветствия передают только правой рукой. И естественно, принимать любое подношение нужно правой рукой или двумя руками. Чтобы подчеркнуть особое уважение, гостю в знак приветствия подают две руки, сложенные ладонями, как при буддийском поклоне, пожатие рук в этом случае делается также одновременно двумя руками. При посещении буддийских дацанов надо двигаться по часовой стрелке внутри храма и перед посещением обойти территорию храма по ходу солнца, вращая все молитвенные барабаны. Нельзя проходить в центр храма во время службы и фотографировать без разрешения. Внутри храма следует избегать подвижных и суетливых действий, громко разговаривать, нельзя входить в храм в шортах. На тайлаганах, или шаманских обрядах, не следует стремиться прикасаться к шаманской одежде, бубну и тем более что-либо надевать из шаманских атрибутов на себя, чтобы сфотографироваться. Даже шаман редко наденет на себя вещь чужого шамана, а если и делает это, то только после соответствующего обряда очищения. Существует поверье, что некоторые предметы, особенно связанные с магией, несут в себе определенное количество силы. Категорически запрещается простому человеку ради развлечения произносить вслух шаманские молитвы — дурдалга.

Сибирский проект

Обычаи и традиции Сибири

Захар Сухоруков

Сибирь, по своей сути, является отдельным образование со своей культурой – своими духовными и материальными ценностями, своими обычаями, традициями и т.д.

Тема моего индивидуального проекта – обычаи и традиции Сибири. Обычаи и традиции не только отдельных народов и этносов, но и простых людей, связанных с какой-либо профессией; субкультур таких, как, например, столбисты.

Во время проделанной работы, были опрошены, как и экскурсоводы-специалисты, так и обычные люди, увлеченные своей работой.

Результат представлен в виде коллекции, списка тех или иных обрядов и традиций с подробным описанием.

Многие воспринимают Сибири, как, в большей степени, сырьевой придаток, нежели кладезь культуры и традиций.

Жизнь и труд сибирских старожилов имели ряд существенных особенностей, которые предопределили формирование особых ценностей и традиций. Переплетение поморских, центрально- и южнорусских, украинско-белорусских и иных культурных традиций шли к взаимослиянию культур. Многие традиции, исчезнувшие к XIX в. в Европейской России, здесь не только «законсервировались», но возродились.

Гармония прав и обязанностей старожила, активное участие в общественном самоуправлении, верховенство «законов» — традиций, своеобразное разделение властей в общине — все это позволяет сделать вывод о существовании ячеек — обществ, живущих по принципам гражданского общества. Одновременно сознание сибиряков-старожилов удивительным образом напоминало «полисное» сознание греков. Здесь также проходила грань между «гражданином»-строжилом и переселенцем. Особенностью является и самоизоляция сибиряков от государства.

Основная проблема и угроза для культурного наследства Сибири – их потеря. Многие народы буквально «вымирают», и уносят с собой эти традиции в могилу. Причина эта не в каких-то деформациях или внутренних войнах, а в том, что народы эти забыты, им не уделяется должного внимания. Скорее всего, эта обособленность от государства, к которому принадлежишь, и привела к большинству проблем сибиряков.

Посетив рыбацкий поселок Кононово, я поинтересовался у одного рыбака, сложились ли у них в поселке какие-либо особые традиции, «привлекающие» улов или наоборот, обряды после удачного улова. Вот каков был ответ.

Рыбак Миша: «Всяких шурум-бурум перед рыбалкой нет, а вот удачный улов раньше обмывали. Но только я уже не пью, так для здоровья лучше».

Посетив заповедник Столбы, мы, непосредственно, соприкоснулись и со столбистами, и со столбизмом. Столбизм – субкультура, которая появилась в заповеднике «Столбы», г. Красноярск, и которая основывается на скалолазании. Это занятие способствовало формированию отдельного общества, отдельного образа жизни, основанного на единении с природой. Возможно, из-за этого столбисты занимаются скалолазанием (правда, в основном на территории заповедника) без страховки.

Нам посчастливилось познакомится с одним из столбистов и довольно-таки тесно пообщаться.

Валерий Иванович (представитель субкультуры столбизма): «Из основных обрядов нашей субкультуры могу выделить только два. Первый из них – посвящение в круги столбистов. После того, как человек самостоятельно (без страховки) преодолеет свой первый столб, ему выдается персональная пара галош, которой его разок-другой ударят по пятой точке. Второй – наказание. Столбиста снова бьют галошей по филейному месту определенное количество раз. Количество ударов зависит от тяжести провинности».

В Новосибирске мы посетили институт филологии, кафедру фольклора. О местном населении нам рассказывала одна из участниц ежегодных экспедиций в «глубинку» Сибири с целью познания и изучения быта, культуры и этноса коренных сибиряков. Вот, что мне удалось узнать:

1) «Медвежий праздник» — существует у каждого из народов, которые охотятся на медведей. Представляет собой, как правило, трехдневное действие, сопровождающееся исполнением разнообразных обрядов, традиционных песен, сценок и т.п. Шкуру убитого медведя «сажают» в угол шатра и принимают как человека. Перед шкурой лежат всяческие угощения, дары в виде каких-либо подделок, тканей и пр. Сам по себе обряд представляет сопровождение духа медведя в мир иной, отдача почестей.

2) Бурятский обряд посвящения или повышения «квалификации» шамана, камлание. В Бурятской системе шаманизма существовало девять «классов», девять уровней шамана. С проведением каких-либо обрядов или помощью «полноценному» шаману, уровень поднимался. Мы увидели два типа камлания – мужчины и женщины.

В женщину-шаманку вселился дух старика, и она его изгоняла. Рядом находилась «экзаменуемая» и то записывала разные действия шаманки (памятка себе на будущее), то помогала ей в чем-то.

Второй обряд – камлание мужчины. Сначала мужчину одели в большие грузные одежды, специальный костюм, сделанный из шкур животных (оленя, медведя и т.д.). Помимо всем известных шаманских песен с бубном, во время обряда зарезали барана и сожгли рощу священных молодых березок.

3) «Мухоморные танцы» коряков. После употребления сушеных мухоморов, на людей оказывается пьянящее действие, и они танцуют и поют. Мухомор разделяли на две части и давали съесть двум людям, чтобы те, находясь в астральном мире, не заблудились поодиночке.

4) Совместное моление нескольких шаманов. Проводится у хантов, якутов и пр.

5) Коряки-баптисты – песенки под бубен с гитарой.

6) Ысыах – праздник начала лета. «Расписание» праздника:

1) Поскольку лето – самое благоприятное время для скотоводов, происходит благословение и омовение скота, чтобы тот не «подвел» хозяина грядущим летом. Также шаман благословлял и простой народец, дабы у тех не было проблем.

2) Традиционные игры якутов.

4) Спортивные соревнования. Проводятся, например традиционная борьба и прыжки с места, которые так любят и обожают якуты.

5) Круговые танцы (проще говоря, хороводы), такие как «хэдье» и «осуохай», которые являются отсылкой к древнему солярному культу, культу Солнца.

6) Заканчивается ысыах питьем благословленного кумыса особых лошадей, которые были тоже освящены шаманом.

Можно сделать вывод, что эти традиции пришли к нам из древних времен, когда человек наделял душой все окружающие предметы. Именно этот факт, например, причина возникновения «медвежьего праздника». Наделение душой животных и природу в целом привело к единению с ней. Шаманы – это ведь никто иные, как проводники в мире душ. Поэтому одежда шаманов состоит в основном из «элементов» животных.

Позже, ознакомился с книгой «Живая старина. Будни и праздники Сибирской деревни». Автор – Н.А.Миненко.

Чтобы уберечься от лиходейства нечисти, новобрачная пара нанимала специального колдуна, который осматривал дорогу от дома до церкви и обратно. Если заметит какую подозрительную щепочку, то возьмет ее, пошепчет что-то, плюнет на нее и кинет через плечо. И так, буквально, с каждым камешком. Почти с такой же церемонией колдун вводит молодоженов в избу и даже кладет их на брачное ложе. Много где эта традиция оставлена, но где народ диче, все это осталось и до сих пор в первобытном варианте. Как видно, светская и духовная жизнь были тесно переплетались друг с другом.

В середине XIX века основной обряд лечения назывался «пухтать», что означало «лечить нашептыванием и впрыскиванием водою». Воду брали из трех определенных рек (в каждом случае — разные), совершали непосредственно нашептывание и обливали больного на пороге его дома. Также порог фигурирует и в описаниях процедуры массажирования. У западносибирских крестьян это называлось «рубить витюн». Больной не должен был ни есть, ни пить целые сутки, потом его кладут «брюхом поперек порога, на голую его поясницу кладут голик и рубят по нему тупым топором, а больной приговаривает: Руби, руби, дедушка». «Рубка витюном» была известна и на Алтае; местные жители придавали также большое значение куриному насесту: больного нередко обливали холодной водой «в хлеву, под куриным седалом».

Большое значение придавали и целительному деревенскому воздуху. Вот пример лечения от воспаления в горле. На вечерней заре больной выходит на открытый воздух и говорит: «Утренняя заря Марея, вечерняя заря Маремьяна, возьмите у меня жабище, не возьмете – сосну, березу с корнем и ветвями съем», отворяет рот, вбирает воздух и говорит: «Хам, хам, съем».

От водяной натирают в бане все тело солеными, поперек разрезанными огурцами.

От сглаза берут воды в ковш, спускают из печи горячих углей, нашептывают над водою, спрыскивают и дают пить сглазенному.

В отношении болезненности детей существовал целый ряд обрядов. Когда ребенок начинал страдать «английской болезнью» (местные называли это «собачьей старостью»), делали из пшеничного теста кольцо большого размера, обмазывали больного сметаной и, в бане просунув три раза в это кольцо ребенка, приводят собаку, которая съедает кольцо и слизывает сметану с больного.

Если ребенок часто кричал, считалось, что на него наслана «порча», и ночью, когда все спят, кто-либо из взрослых выходил и, повернувшись к заре, произносил следующее: «Зоря-зарница, красная девица, возьми крик рабы Божией (имя ребенка)». Либо вечером кто-либо из взрослых шел в погребок, вставал над ямой и до трех раз повторял: «Кочеток серый, кочеток пестрый, кочеток красный, возьми крик рабы Божией (имя ребенка)».

Если же ребенок страдал «грызью» или «резью», отправлялись с ним в лес, отыскивали молодой дубок, рассекали его у корня и затем, мужчина и женщина, становясь по разные стороны дерева, проталкивали до трех раз ребенка в щель. Затем дубок связывали, и если он срастался, то это понимали как гарантию выздоровления. Такой способ лечения называется «пропусканием сквозь дубок».

Помимо болезней у крестьян, разумеется, были и некоторые увеселительные программы. Устраивали «вечерки» и в вечернее и в дневное время у одного из участников. Иногда договаривались с одной из одиноких старух, что она «пустит вечерку» на весь сезон.

Собравшись, молодежь пела протяжные проголосные песни. Как правило, эта песня заключает в себе рассказ девушки, женщины или молодца о горькой почему-нибудь доле жизни своей.

Был и свой ритуал приглашения на данные вечерки. Какой-нибудь лихой молодец запрягал в сани лошадь, садился и ездил по всей деревне с песнями и игрой на гармонике.

Во время вечерки часто не было угощений и все время проводили за песнями, танцами и плясками под бубен, скрипку, гитару или гармонику. Также некоторые песни сопровождались сценками, которые, как правило, были на текст это песни.

Существовала еще одна разновидность «вечерков» — посиделки или беседки, на которые допускались только девушки. Тут девушки «болтают о том о сем, рассказывают новости, пересуживают подруг и большую часть отсутствующих знакомых».

Особо в Сибири ценили гостеприимство и радушие, щедрость и почитание гостя. Со временем это превратилось в традицию. Нормами «гостевания» было следующее. Во-первых, о гостьбе договаривались заранее, иногда круг гостей определялся на всю зиму, что свидетельствует об организации и упорядоченности жизни во времени. Во-вторых, существовал определенный церемониал приема гостей. Особо почетных гостей встречали на улице, перед воротами или у крыльца. Гость, подойдя к дому, обязан был кольцом жуковины на воротах дать знак хозяину. Все кланялись друг другу Мужчины снимали шапки, пожимали руки, раскланивались с женщинами, приглашали: «Милости просим, побеседуйте. » Гостю полагалось быть умеренным в еде и питье, не быть спесивым, благодарить за угощенье. Было принято, чтобы гости приходили с «гостинцами» детям, так и гостей нужно было обязательно одаривать ответными подарками — «гостинцами». Дареную вещь не обсуждали, делали ответные подарки.

Презентация на тему: «Культура и традиции народов Сибири»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация на тему: «Культура и традиции народов Сибири» Автор работы: Забельникова Л. В., классный руководитель МКОУ «Болоховский центр образования № 1» Контактный телефон: 8-903-421-81-01 2020-2020 учебный год

Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство. Г.Н.Волков

Актуальность темы исследования. Современный мир подвергается все большему воздействию процессов глобализации. Это означает, что стираются особенности, своеобразие национальных культур. Многие уникальные национальные культуры находятся на грани исчезновения. Проблемы сохранения этих культур, являются актуальными на сегодняшний день.

Цель исследования. Изучить традиционную культуру и быт бурят. Задачи исследования: 1. Проследить историю народов России. 2. Приобщить детей к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству. 3. Воспитывать уважение, понимание, терпимость к людям других наций и народностей, живущих в России. 4. Воспитывать в молодом поколении чувства интернационализма, толерантности. 5. Провести анкетирование среди учащихся.

Буряты – самый большой по численности коренной народ Сибири, их почти полмиллиона человек. Живут они на самом юге Сибири – в Бурятии, Иркутской и Читинской областях. Археологическими исследованиями установлено, что наиболее ранние следы пребывания человека на территории Прибайкалья и Забайкалья относятся к концу ледникового периода – к поздней поре древнекаменного века (палеолита), т.е. к тому времени, когда стала развиваться культура людей, по своему физическому строению уже мало отличавшемуся от современных.

Основной социально-хозяйственной ячейкой общины была большая патриархальная семья, представляющая единый хозяйственный и общественный коллектив. Главой семьи всегда считался отец. Для всех членов семьи его воля и желание были законом. Возражать ему не смели даже великовозрастные сыновья. Основной заповедью нравственного воспитания было внушение детям почтительного повиновения старшим. Мать в семье пользовалась большим уважением и почетом со стороны детей. Непослушание, неуважительное отношение к ней считалось совершенно недопустимым.

Традиционным жилищем бурят является юрта. Круглая юрта — оригинальный, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Одной из важных особенностей юрты является рациональная и целесообразная организация ее внутреннего пространства. Важная часть юрты — дверь, и особенно порог. Дверь отделяет юрту от окружающего неосвоенного, «дикого» пространства; дверь — граница внешнего и внутреннего, освоенного и неосвоенного миров. Пересечение этой границы как в ту, так и в другую сторону было сопряжено с соблюдением ряда правил, которые вошли в народный этикет.

При входе в бурятскую юрту нельзя наступать на её порог, это считается невежливо. В старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Нельзя входить в юрту с какой — либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

Бурятский национальный костюм – это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражается его культура, эстетика, гордость и дух. Национальная одежда состоит из дэгэла — род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным.

Обувь Обувь — зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь, вязанную из конских волос, с кожаными подошвами. Головные уборы Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие.

Ежегодно в нашей стране проводится традиционный национальный праздник бурят — Сагаалган — приход Белого Месяца. В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начинается задолго до его наступления – с приготовления национальных блюд, наведения порядка и чистоты в доме, приобретения обнов и многочисленных подарков для всех родственников и друзей.

Сурхарбан – праздник — обряд почитания Земли – проходил летом и считался вторым по значению праздником года у бурят. Он включал в себя стрельбу из лука, бурятскую борьбу и скачки.

Одним из интереснейших пластов культуры Бурятии является культура его коренного народа – бурят. Огромный пласт культуры принадлежит буддизму и буддийской традиции, принесенной в Бурятию из Тибета и Монголии. Культура русских в Бурятии сохранила свои традиционные черты благодаря, прежде всего, одной из наиболее ярких групп представителей русского населения – семейским (старообрядцам). Язык бурятского народа, претерпев влияния других языков, тем не менее, не утратил своего строя. Ныне он является вторым государственным языком республики. Культура бурятского народа постепенно становится известной в России и в остальных странах.

Очень интересен и музыкальный фольклор, песни, танцы, горловое пение. Известный бурятский круговой танец Ёхор с удовольствием танцуют люди разных национальностей, ведь в нем — общечеловеческие мотивы дружбы, любви, единения и общего веселья. Ёхор – древний круговой бурятский танец с песнопениями. У каждого племени ёхор имел свою специфику. У остальных монгольских народов такого танца нет.

Важную роль в жизни народов России играет религия. Особенно распространены в нашей стране христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Кочевое хозяйство обусловило и характер пищи. Мясо и различные молочные продукты были основой питания бурят. Следует подчеркнуть, что мясная и особенно молочная пища имели древнее происхождение и отличались большим разнообразием. Мясная пища занимала исключительно важное место в питании бурят.. Наиболее сытным и лучшим по вкусу мясом считалась конина, затем шла баранина.

У бурят существовало почитание железа и предметов из него, считалось, что если возле больного или спящего человека положить топор или нож, то они будут лучшим оберегом от злых сил. Из ремесел, прежде всего, следует отметить кузнечное дело. Профессия кузнеца была наследственной. Кузнецы изготовляли орудия охоты, военного снаряжения (наконечники стрел, ножи, копья, топоры, шлемы, доспехи), предметы быта и орудия труда, в частности, котлы для варки пищи, ножи, топоры и т.д. Помимо кузнецов и ювелиров, существовали и бондари, седельщики, токари, сапожники, шорники.

С древних времен буряты обладали богатым наследием устной поэзии, которая выражая чаяния и ожидания людей, сопутствовала жизни народа на протяжении всей его истории. Оригинальны и неповторимы по своему содержанию и форме мифы, легенды и предания. Исторические и лирические песни, сказки, благопожелания, пословицы и поговорки. Вершиной устной поэзии бурят является героический эпос — большие эпические народные поэмы, отражающие длительную борьбу предков бурят за этническое единство и сложные взаимоотношения с окружающими их в прошлом племенами и народами.

Какие разные народы населяют Россию! Но всех их связывает в единую семью общая Родина, взаимное уважение и дружба.

Живут в Росси разные Народы с давних пор. Одним – тайга по нраву, Другим – степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд. Один – черкеску носит, Другой надел халат. Один – рыбак с рожденья, Другой – оленевод. Один – кумыс готовит, Другой готовит мёд. Одним – милее осень, Другим – милей весна. А Родина Россия У нас у всех одна.

СТАРИННЫЕ СИБИРСКИЕ ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ

Русский Национальный Ресурс

Украшение блюд
Букеты из конфет
Детский праздник



Раздел:
Сибирская кухня, сибирские традиции
18-я страница

СТАРИННЫЕ СИБИРСКИЕ ОБЫЧАИ,
ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ

1. СВАДЬБА.

В условиях монотонности, упорядоченности крестьянской жизни и отдаленности от центральных районов свадьба (и подобные события) превращались в яркое театрализованное представление, драматизированный обряд, венчающий важнейший выбор в жизни молодых людей.

Обряд российской свадьбы, родившийся в глубокой древности, был принесен в Сибирь, но сохраняя главные сюжетные и структурные компоненты, претерпел определенные изменения.

Молодежь в Сибири, более свободная по духу и нравам, имела возможность свободного выбора спутника жизни. Важнейшим условием создания семьи являлась хозяйственная целесообразность. Исследователи отмечали, что, по документам XVIII — начала XIX вв., невесты часто был старше женихов: семья старалась «заполучить» в дом, прежде всего, работницу.

В Енисейской губернии в ряде мест был распространен обычай формального похищения невесты. М. Ф. Кривошапкин, описывая этот обычай, замечает, что, договорившись по согласию, жених «похищал» невесту. Мать невесты вопрошала при этом: «Как в глаза людям смотреть? В чужой дом, поди, дочь отдаю. Своими руками отдать, что ли? У нас ей хуже живется? После «похищения», правда, невеста возвращалась (обряд соблюден), а затем начинался ритуал сватовства.

Сватунья от имени жениха шла сватать невесту. На первой ступеньке крыльца она говорила: «Как твердо и крепко стоит нога моя, так будет крепко и твердо слово мое. Чтоб что я думаю, то и исполнилось». Становились на ступеньку только правой ногой. Сватать мог и сватовщик.

Пройдя в избу, сватунья садилась под матицу, на скамью. «Под матицу не сядешь — в новой семье связи не будет», — говорили в Сибири. Матица дом вяжет, и скамья при этом должна быть продольная, а не поперечная матице, иначе жизнь поперек пойдет!

Сватунья сначала заводила разговор «ни о чем», а потом сообщала: «Я к вам пришла не пировать, не столовать, а с добрым делом, со сватаньем!

У вас невеста, а у меня — жених. Станемте-ка родство заводить!» Отец отправлял мать за загородку, в куть к невесте — дело-то девичье. Невеста в Сибири была вольна выбирать, могла и отказать. Отец в таком случае говорил: «Молода ведь, хочет побыть в девках, отцу-матери поработать, ума-разума накопить». Или мог сказать: «Ждите до проку (т. е. через год)». В случае согласия сватунье передавался платок невесты. Все «переговоры» вел отец невесты.

Затем назначался особый день рукобития. В этот день отец, мать жениха и сватунья |шли в дом невесты «Удостоверялись», что невеста именно та, что нужна их сыну, и скрепляли рукобитием важное событие. Это был старинный обычай народной «скрепы» серьезного дела.

Отцы били по рукам. «Господи, благослови, в добрый час». Молились. Отец благословлял невесту. Затем пили по рюмочке «разъездной», а невеста с подругами проводила ночь «в рыданиях и причитаниях» — пели песни « с упреками и слезами», за то что «отдают в чужой дом».

На смотренье, через сутки, встречались «впервые» невеста с женихом. Здесь были родные, крестные родители, приглашали: «Беседовать просим». На столе вино, лакомства. «Вот, смотрите нашего жениха, а нам кажите-ка невесту свою», — говорила крестная мать. Невеста и жених становились на одну половицу под руку, ближе к образам жених, а к двери — невеста, затем происходило обручение с поцелуем, обмен кольцами.

Важен был обряд с платком, когда невеста, жених, отцы их брались за четыре угла плат-ка, а затем невеста и жених переплетались углами и целовались. После этого все садились за столы; угощения и лакомства обносили всем — взамен гости клали деньги. Жених на тарелке дарил подарок невесте, та принимала с поцелуем.

Невеста провожала жениха на крыльце дома. Все уезжали. Молодежь оставалась у невесты, затем жених возвращался один, и начиналось веселье: песни, игры, угощения. Песни в этот раз пели более веселые. В них — примирение с новой жизнью, описание будущей жизни невесты в доме жениха и др. Веселье продолжается допоздна.

Следующим этапом была вечеринка, или «девичник». В этот день невеста с подругами шла в баню, ей расплетали косу. Возобновлялись слезы. В бане невесту накрывали платком, затем наряжали, вели в дом.

На украшенном возке приезжал разряженный жених с целой свитой друзей. Он торже-ствует! Один из родственников невесты, «зватай» приглашает всех в дом. Входят сватунья, затем жених, потом все остальные. После приглашения садятся за столы: допоздна поют песни, угощаются, общаются, ведут разговоры о свадьбе.

После рукобития и до свадьбы назначались должностные лица свадьбы. Обряд предполагал следующих: для жениха и невесты благословленные отец и мать (крестные родители), со стороны невесты — две свахи, одна постельница (чаще всего ей была повитуха), один продавец косы, один «заобразник» (мальчик с иконой-«образом») и двое бояр. Со стороны жениха — один тысяцкий, один дружка (знаток всех обрядов, управитель свадьбы), одна подружка, две свахи, четыре боярина.

Завершает ритуал бракосочетания день свадьбы. Действие продолжается в этот день с восхода солнца и до «за-полночи». Дружка жениха разряжен: через плечо у него полотенце празднично — вышитое, пояс нарядный с висящими на нем платочками, в руках — плеть. Он ранним утром навещает невесту. «Как спалось? Как здоровье?» — справляется от имени жениха.

Вторым приездом дружка везет подарки от жениха, — «Повелел князь наш передать», — говорит. Дарили обычно: платки цветные, шубу соболью, наряд подвенечный, зеркало подставное и др. «Приглашать ли князя ко красну крыльцу?» — спрашивая дружка и разговор шел о дальнейших действиях в этот день.

Младший брат невесты везет приданое: перину, подушки, одеяло, полог, различное шитое и натканное в сундуке. Едет он с образом и со свечой. С ним на санях сидит «приданка», повитуха-постельница. Она едет готовить в подклети или другом месте брачную постель. Следуют угощения, взаимные одаривания платочками.

А в доме невесты — праздничное оживление. Готовят невесту к венцу; она одевается перед зеркалом с рыданиями, «прощается» с подругами. Затем все садятся за стол. Рядом с невестой ее младший брат, — продавец косы. Жених уже уведомлен о готовности в доме невесты.

Проехав по всем улицам деревни, к дому невесты подкатывает свадебный поезд—процессия. Традиционны возгласы: «А тот ли это дом», «Открывайте ворота!» Но это только за откуп: нужно выложить «гривну золотую» за ключ от ворот. Въезжают во двор. Здесь свахи обмениваются пивом и далее следует ритуал ввода «во дом, во палаты».

Младшему брату невесты нужно «золоту гривну на поднос выложить, — русу косу невестину выкупить». Ударяет плетыо — «Мало!», требует еще денег. Наконец, «косник» доволен полученной суммой. Сваха слегка расплетает косу невесте.

Все вместе садятся за стол. На нем всевозможные кушанья. Жених и невеста не имеют права пить на свадьбе: слегка пригубливают вино. Следуют три перемены блюд. Перед родителями невесты ставят гуся, которого по обряду они должны съесть вдвоем. Гусь символизировал нравственную чистоту и непорочность невесты.

Идет взаимное одаривание подарками с прибаутками и тостами за молодых. Наконец собираются ехать в церковь. Родители невесты благословляют молодых. Следуют три глубоких поклона. Все рассаживаются в сани. Впереди поезда мальчик — «заобразник» держит в руках Образ Благословенный.

Дружка держит его за руку и с «приговором» три раза обводит поезд, и процессия трогается к храму. Веселье, песни, прибаутки! По традиции у всех головы не прикрыты шапками. Лошади и дуги саней украшены лентами, колокольчиками, шаркунчиками. Кругом стреляют из ружей. Встречные поздравляют молодых.

В церкви «таинство освещения брака и молитва за благополучие ея» по православному обряду дополнялись чисто сибирским обычаем когда на полу храма расстилался платок и молодые становились на него, жених правой ногой, а невеста — левой. При этом считалось счастливым поверьем, — если невеста во время венчания сжимает в левой руке корку хлеба, — значит, жизнь пройдет в довольствии.

Далее свадьба перемещается в дом жениха. Подъезжают к дому, а дружка громко объявляет: «Прибыл наш князь новобрачный, с молодой княгиней и со всем полком, честным поездом на широкий двор. Приказал объявить, что он под злат венец встал и Закон Божий на голову получил! Извольте встречать с радостью!»

Встречают хлебом-солью, молятся, садятся за стол. Начинается свадебный пир. Первая чарка вина наливают жениху, — он передает ее отцу. «Ну, сынок, с законным браком», — поздравляет отец. Для жениха и невесты ставится одна тарелка на двоих. Гости едят, выпивают, молодых поздравляют, непрерывно подаются угощения, лучшие кушанья.

Блеснуть поварским искусством считалось делом чести. После третьей перемены блюд молодых выводили из-за стола. Далее следовал ритуал переплетения косы. Невесту накрывали платком, и свахи невесты и жениха, с песнями расплетая девичью косу, заплетали ее в две, укладывали их на голове в новом виде, затем надевали на голову кокошник или повойничек. Все присутствующие гости подхватывали песню о косе. Родителям наливались полные чарки, и те еще раз поздравляли «дитятей с законным браком» и благословляли на «подклеть».

Повитуха-постельница торжественно отмыкала помещение, первым входил «заобразник» с иконой, следом свахи, молодые. Молодых оставляли, — дружка уходил последним, унося свечи. А в светлице продолжался «пир горой» с шутками-прибаутками, пес-нями.

Утром в дом молодого мужа собирался весь вчерашний поезд, все гости. Молодых отправляли в баню, затем обряжали, и далее шло представление родителям. Невеста показывала свое шитье родителям мужа, свекровь придирчиво оценивала мастерство. Потом молодые ехали в дом тестя и тещи — приглашали на пир.

К обеду, наконец, все гости были в сборе. Все рассаживались по своим местам. На почетном месте сидели ее и его родители, крестные, родственники, а молодая угождала им, ухаживала, накрывала и подавала на столы, старалась показать, какая она проворная хозяйка. Часто проходили и шуточные «испытания» жениха на мастерство, например: вытесать клин на камне или насадить топор на топорище.

Пир продолжался до ночи и часто, — он длился не один день. Продолжался уже без особой обрядности. Но дружка, друзья молодых вносили импровизированные дополнения, розыгрыши, шутки: не зря свадьба считалась целым представлением. Веселись, народ!

Свадьбы часто накладывались одна на другую, шли чередом, и вся деревня практически значительную часть зимнего времени, отдыхая от трудов праведных, становилась участницей свадебного обряда, яркого самодеятельного народного действия.

2. РОЖДЕНИЕ МЛАДЕНЦА

По описаниям, в Сибири было принято рождение младенца сопровождать определенными обрядами. Когда новорожденного мыли, то в воду клали серебряные деньги, которые брала потом себе бабка-повитуха.

В отличие от «российских» обычаев («беречь дитя от зглазу»), о рождении извещали всех родственников, родителей, близких друзей: они приходили и приезжали навестить родительницу, при этом каждый одаривал новорожденного серебряными деньгами, которые клали под подушку матери ребенка или новорожденного.

Родительницу непременно, если позволяло здоровье, водили в баню через день. Сибиряки говаривали: «Банька — вторая мать». После бани поили взваром из ягод, из слабого пива с изюмом, черносливом, имбирем. Кормили родительницу кашей из цельного пшена с изюмом.

Этнографы отмечали, что в Сибири редко когда младенцев долго кормили молоком матери, чаще через 3—4 месяца начинали кормить коровьим молоком. Молоко давали младенцу, вливая его в рожок. Малыш подрастал, качаясь в колыбели — «зыбке», сплетенной из сосновых дранок на черемуховой дужке.

Зыбка подвешивалась на кожаном ремешке к гибкому «очепу» — березовой жерди, продетому в потолочное кольцо. Зыбка сверху накрывалась специальной накидкой-«шатром». Она была тем «малым миром», из которого младенец шагал в жизнь.

3. ОБРЯД РАЗМЫВАНИЯ РУК И КРЕСТИНЫ

Древний языческий обряд исполняли на девятый день рождения ребенка по всей России. В Сибири он был таким: приносили кружку чистой воды, в которую предварительно на ночь клали серебряные деньги. Родительница поливала три раза бабке-повитухе воду на руки, а та ей обратно. Потом повитуху одаривали 15—20 руб. денег, несколькими фунтами хорошего масла и фунтом чая и несколькими аршинами полотна или холста.

Данный обряд должен был символизировать передачу ответственности за дальнейшую жизнь младенца от повитухи — матери. Одновременно, вода выполняла очистительную функцию и символизировала промежуточный этап прихода младенца в этот мир.

Великое таинство крещения было для русского человека важнейшим условием приобщения к Богу, к Царствию Божию.

«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. … должно вам родиться свыше».

Согласно христианской традиции, при крещении ребенок нарекался именем какого-либо святого, который становился его небесным заступником и покровителем. Крещение ребенка совершалось по вере воспреемников, становящихся духовными родителями крещаемого.

На крестины собирались родственники, близкие друзья семьи, обязательно – «названые родители» (кум и кума), бабка-повитуха. Стол обязательно застилался белой скатертью, на нее ставили хлеб-соль. На лавку под иконы стелили шубу, мехом вверх и укладывали младенца. Затем повитуха брала его и передавала куме, затем все шли в церковь для выполнения обряда крещения.

По окончании общепринятого в России православного обряда крещения ритуал с шубой повторялся. Крестная мать брала ребенка с шубы и передавала родной матери со словами: «Зовут вот (имя). С днем ангела тебя (имя), с новым счастьем. Дай Господь доброго здоровья на многие лета, а вас с сыном (дочерью) с радостью теперича». После общей молитвы, родители приглашали «угощаться». Все поздравляют друг друга: отца- с «наследником», кума и куму – с «крестником», дядю — с «племянником», родителей- с сыном, бабушку- с внуком.

На «крестины» готовили кашу из «сарочинского» пшена, сваренную на молоке, а в постные дни на воде. Кашу посыпали сверху сахаром. Всем собравшимся на крестины под-носили вино, а затем кашу. Поэтому случаю в Сибири бытовала поговорка: «Я у него на крестинах кашу ел».

Повивальной бабке, которая считалась особо почетной гостьей, на кашу клали немного серебряных денег. Куму и куме дарили полотенца, полотно. Если ребенок был в семье первым («первородным»), то часто, подшучивая над отцом малыша, старались подсунуть ему ложку каши с солью и перцем. При этом говорили, что отец должен разделить страдания матери.

Бывало и так, что бабушка специально обливала свой фартук вином; по-поверью, внук быстрее начнет ходить.

4. ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД

Жизненный путь человека завершается смертью. Сибиряки относились к ней уважительно, мудро и спокойно. Достойно умереть в глубокой старости означало то же, что и жизнь прожить «в чести» общества.

Величайшим благом было умереть, не намаявшись самому и не доставив маеты и страданий родным и близким. Обычно, вступая в преклонные годы, люди заранее готовили материал для домовины-гроба, считалось вполне естественным, если крестьянин сам, любовно и аккуратно мастерил себе домовину. И стояла она потом на амбаре или под крышей сарая «до востребования» многие годы.

Как и везде на Руси, умершего человека, «грешно тело», обмывали и одевали в чистые, жела-тельно новые одежды. Омовение умершего рассматривалось как очистительный обряд. Омовение ни в коем случае не должны были совершать родственники. В Сибири было принято, чтобы «смертное» шилось только из холста и не было покупным.

Домовину с покойником ставили в горнице, в переднем углу, на лавку или стол, украшенный полотном, кисеей или ковром. Покойник обязательно должен был лежать головой к «божнице». Пол устилали еловыми или, чаще, пихтовыми «лапками» — веточками. У тела непременно сидели дети, внуки, близкие усопшего. Обряд обмывания, прощания, сопровождался причетами, причитаниями, рыданиями, плачем, приговорами. Если в семье покойника были девушки, они распускали по плечам волосы и повязывали голову черным платком.

В традиционной похоронной обрядности старой Сибири важное место занимали старинные причеты. Печальная песня-плач служила средством психологической разрядки в страшном горе.

Долгие длинные причитания безутешных вдов, матерей родных складывались с древности в прошальные песнопения: горестные, торжественные и строгие, берущие за душу. Услышанный однажды плач, запоминается на всю жизнь…

Плач матери по умершей дочери:

Ой, да ты моя доченька!
Ой, да ты моя милая!
Где ты моя красавица?
Куда ты делась пташечка?
Да за што же ты на меня обиделась?
Да за што же ты рассердилась?
Ой, да зачем ты меня покинула,
Сироту-то меня горе-горькую.
К кому я теперь пойду?
Кому печаль мою расскажу?
Ой, да ты моя доченька…

Из плача по умершему мужу:

На кого же ты нас оставил, сокол ты наш ясный?
Отлетаешь ты от нас в дальную сторонушку, ничего ты не ведаешь,
не чувствуешь, как мы здесь горькие в сслезах убиваемся!
Не воротишься ты к нам к горе-горьким, не поглядишь ты больше
на нашу жизнь несчастную.
Не придешь-то ты больше на пиры и беседушки,
не взглянешь-то ты больше на свои поля-на колосыньки, на свою
на скотинку на сиротскую,
не войдешь-то ты больше в свою избу теплую…
Избрал-то ты себе холодное гнездышко…
…Соберутся-то у нас сейчас гости званые,
гости званые-приглашенные, не на радость-то они соберутся к нам,
а на слезы-то, да на сетованья, все родны наши, все знакомые…

(Плачи-причеты записаны М.В. Красноженовой в начале ХХ в.)

В Енисейской губернии был еще ряд общепринятых обрядовых действий на похоронах. Многие старушки завещали похоронить себя в венчальных платьях. Обувь покойника называлась «калишки», «босовики» и шилась из 2-3 слоев плотного белого холста. Покойника хоронили опоясанного поясом.

К внешнему углу дома умершего сразу после смерти прикрепляли маленький лоскуток из белой ткани, чтобы «душа могла в 40 дней прилетать к дому и вытирать слезы». У покойника ни в коем случае нельзя было стричь ногти и волосы. После похорон одежда усопшего раздавалась друзьям и близким. Покупалась также новые платья и дарились для поминовения.

К усопшему ходили все, знакомые, чужие, обязательно съезжались из окрестных селений даже дальние родственники. Все выражали чувство сострадания, соболезнования близким, соблюдали традиционное приличие. Современники отмечали, что в Сибири прощаться приходит множество чужих, посторонних людей, приходят, чтобы «посмотреть, как одет, какою парчою покрыт, плачут ли родные».

Всякому входящему в дом подавали рюмку водки или стакан чаю. Все трое суток, пока покойник лежал дома, ворота обязательно оставляли открытыми. Несколько человек обслу-живали приходящих, помогали раздеться, подавали утра до вечера чай, грели самовар, а один из них подавал милостыню нищим.

Икону в Сибири было принято ставить не на грудь усопшему, а в голове. Покойника прикрывали полотном, парчою. На столик или полку в изголовье обязательно ставили чашку с водой. «Чтобы душа смогла умыться», — говорили знающие люди. Свечку ставили в сосуд с зерном. В гроб стелили кудель и веничные листья.

Хоронили покойника на третий день. «Вязки» от рук и ног покойника клали в гроб с левой стороны. Из дома гроб выносили на руках, а особо чтимого несли на руках до «могилок». После выноса тела тут же переворачивали скамью, а в передний угол, где лежал усопший, клали камень — «серовик», верили — «покойника в этом доме больше в ближайшее время не будет». Камень лежал 6 недель. Сразу после выноса тела в доме мыли полы, а ворота дома сразу закрывались.

Шествие на «могилки» строилось определенным образом: впереди шел человек с иконой, за ним священник, потом несли крышку, покрытую ковром, затем гроб, обшитый бархатом или атласом (красной тканью). Если позволяло состояние, гроб накрывали парчой. Нужно отметить, что в Европейской России, в отличие от Сибири, гроб обычно не обшивался тканью.

Умершего отпевали в церкви, а затем несли на кладбище. В могилу гроб опускали на холсте, который затем делился пришедшим нищим. По старинному полуязыческому обряду в Сибири священник-батюшка первым бросал на крышку гроба горсть земли, затем все пришедшие на кладбище бросали по три горсти: «Царствия Небесного; пусть земля будет пухом». На крест по обычаю повязывали холщовое полотенце.

По завершению обряда погребения служили панихиду, раздавали милостыню нищим, одаривали всех платочками или полотенцами и возвращались домой.

Далее в доме покойного проходил обряд поминок, «горячий обед». Сюда мог прийти любой, никому не отказывали, А все, кто был на кладбище во время похорон, обязаны был прийти.

Величайшим «грехом» сибиряки считали говорить об умершем «худое».

Поминать начинали с кутьи или меда. Потом подавались кушанья «во множестве». Перемен блюд было много, но обязательны были блины. Если покойника хоронили в «постный день», то подавали холодную рыбу, рыбный студень, похлебку, пряженики, каши и разные кисели.

В «скоромные дни» подавали на столы холодное мясо, студень мясной, студень рыбный, разнообразные каши и кисели, молоко. Поминки обязательно сопровождались разнообразием подаваемых каш. Перед каждой переменой блюд молились Богу и желали усопшему «Царства Божьего». Подача на стол киселя, часто со сливками, означала завершение «горячего обеда»

Этнографами отмечается, что нигде более в России не существовало обряда посещения кладбища на второй день. Сибиряки же на второй день обязательно шли на «могилки», причем только близкие родственники. «Ничто, самое удивительное, не удержит их от поездки на могилу: ни проливной дождь, ни метель, ни сильный мороз». Данный обряд сохраняется и поныне…

По православному обряду лишались церковного отпевания и даже погребения на общем кладбище лица, сознательно лишившие себя жизни, самоубийцы. Это считалось величайшим грехом. К таковым относили и погибших участников «разбойного нападения» — преступников.

Те, кто был на «горячем обеде», в течение шести недель по 1—2 раза в день били поклоны покойнику. В домах многих зажиточных крестьян в течение 40 дней после похорон родного человека кормили всех приходящих нищих.

На 9-й день поминали умершего только близкие родственники, а на 40-й день устраивался «званый обед». Во многих селениях на Ангаре было принято поминать в 6, 9, 20, 40-й дни. Повсеместно в Сибири поминали в день именин и в годовщину смерти. В течение года близкие родственники носили траур.

В годовщину смерти также подавались традиционные перемены блюд: холодная рыба, рыбный студень, кутья пшеничная, кутья черемуховая, пирог рыбный, блины, пряженка, кисель. Все ритуальные каши и в дни поминок и по иному поводу готовились из цельных немолотых зерен.

5. «ИХНА РОДИТЕЛЬСКА ПАСКА…»

Следующая после Пасхальной недели Фомина неделя была для сибирских старожилов одной из наиболее важных в обрядово-ритуальном цикле. Во вторник на Фоминой неделе отмечали Родительский день. Сибиряки называли его «Ихна родительска Паска».

Накануне «родительской пасхи» все обязательно мылись в бане, несмотря на то, что был понедельник. Вечером, после того, как все члены семьи помоются, в баню приносили определенный набор белья, вещей, мыло для умерших предков. Ставили шайку, наливали туда воду, раскладывали на скамьях вещи и уходили, оставив слегка приоткрытой дверь. Никто из живых не имел права после этого идти туда, это считалось величайшим грехом. А чтобы души предков помылись в своих банях, вечером в понедельник открывали ворота кладбища (в остальные дни они оставались закрытыми).

В Родительский день вставали до рассвета. Родни члены шли семьи с кутьей в церковь, где служилась панихида и поминались умершие, другие оставались дома и готовили обильный обед.

После службы в церкви сибиряки посещали «могилки». В нарядах одеждах все жители селения сходились вместе, поминали умерших кутьей, яйцами, блинами, прикусками. «На могилках старожилы в этот день «христосуются» с родителями: ставят кутью, раскрашенные яйца, поминают вином, затем приглашают помянуть встретившихся близких, соседей, односельчан.

Многие берут на могилки самовар. Многие приносят вина»: пьют сами и угощают «родителёв», выливая из рюмки вино на могилу. Степенно посидят, помянут и уходят», — писал об этом обряде в конце XIX в. этнограф В.С. Арефьев.

По возвращении с кладбища крестьяне накрывали дома столы, выставляли обильные кушанья, в несколько рюмок наливали вино и накрывали их кусочками хлеба. Затем открывалось окно, через подоконник на улицу свешивалось полотенце — «дорожка» для душ умерших предков.

Все родственники и приглашенные покидали комнату и выходили в переднюю избу или во двор, предварительно помолившись с поклонами в переднем углу перед иконой. Старожилы верили, что души умерших предков в это время пируют, общаются за накрытым столом. Считалось, что обильно накрытые столы доставляют им радость и показывают степень уважения и почитания предков живущими

По прошествии некоторого времени все возвращались за столы и с молитвой приступали к поминальному обеду.

Не только в «Родительску Пасху», но и повседневно старожил обращался к предкам за советом, мысленно разговаривал с ними о делах и проблемах; в сознании предки оставались частью этого мира.

Богатырский пир
РУССКАЯ КУХНЯ
Традиционные русские яства
Многие из этих блюд станут истинным украшением любого торжественного банкетного стола
Cоветы кухонным мужикам (т.е. поварам)

Читайте так же:

  • Обычаи и традиции курского края Истории и традиции Курского края Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » Истории и традиции Курского края » Традиции » Традиции праздников Традиции […]
  • Обычаи и традиции моей семьи классный час Сайт Рафальчук Ольги Георгиевны, учителя русского языка и литературы Главная О профессии Одаренные дети Методическая копилка Классный руководитель Улица Юности […]
  • Blood magic ритуал призыва демонов Blood Magic Содержание Blood Magic/Кровавая магия. Эта модификация добавляет: Ритуалы Призыв демонов Демонические руны Демонические вещи Жертвоприношения Алхимию Кровавый […]
  • Традиции и обычаи презентация для детей Проект «Народные праздники, обычаи и традиции русского народа» презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Скачать: Вложение Размер […]
  • Традиция флоренции Флоренция: город искусства Флоренция - cтолица итальянского Возрождения, мировой центр Искусства и Культуры. Флоренция - родина Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Боккачо, Галилео […]
  • Традиции на мальте Традиции Мальты Мальтийский архипелаг, расположенный на перекрестке торговых путей в Средиземном море, пытались завоевать многие древние государства. Здесь отметились финикийцы и […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *