Традиции казаков поволжья

Традиции донских казаков

Бережное отношение казаков к своему прошлому — к истории и, конечно, культуре, сыграли определяющую роль в возрождении, становлении и развитии донского казачества. Через промыслы, быт, праздники, обычаи казаки рассказывают об исторических традициях, сложившихся на протяжении нескольких столетий на Дону.

Ростовская область. В Ростовской области образованы три профессиональных творческих коллектива, пропагандирующих казачью культуру: Государственный Академический ансамбль песни и пляски Донских казаков им. А. Квасова, ансамбль «Донцы» и фольклорный ансамбль «Казачий круг» Ростовской областной филармонии. В культурно-досуговых учреждениях Дона — 2252 самодеятельных творческих коллектива, в репертуаре которых в основном казачьи произведения. Вопросами изучения, развития и популяризации казачьей культуры занимаются областной методический центр – ГАУК РО «Областной дом народного творчества» и методические центры при районных домах культуры 55 муниципальных образований области.

Казачьи коллективы донского края признаны на самом высоком государственном уровне. Так, в январе текущего года в концертном зале им. П.И. Чайковского Московской академической филармонии прошел концерт Государственного Академического ансамбля песни и пляски Донских казаков, став своеобразным открытием Года культуры.

Ансамбль Донских казаков, фольклорный ансамбль «Казачий круг», муниципальный войсковой ансамбль Боковского района «Православный Дон», а также еще более 20 самодеятельных коллективов Ростовской области приняли участие в культурных мероприятиях XXII зимних Олимпийских игр в Сочи.

Ежегодно в станице Вёшенской проходит «Шолоховская весна» — Всероссийский литературно-фольклорный праздник, посвящённый дню рождения М.А. Шолохова. Первая «Шолоховская весна» прошла 24 мая 1985 года, в день 80-летия знаменитого земляка, лауреата Нобелевской премии. С 1987 года праздник стал всероссийским, а в 1990 году получил статус международного.

На «Шолоховскую весну» приезжают люди со всего мира: те, кто увлечён творчеством великого писателя, кто интересуется жизнью, культурой, бытом донского казачества, кто любит истинно народное искусство. Среди гостей — известные писатели, актёры, общественные деятели. В 2005 году, на 100-летие М.А. Шолохова, станицу Вёшенскую посетил Президент России Владимир Путин. Свои работы представляют мастера народных промыслов.

Стал традиционным в Ростовской области фестиваль «Калининское лето», который проходит на родине А.В. Калинина в хуторе Пухляковском Усть-Донецкого района. Обычно в программе фестиваля фотовыставки, работа сценических площадок «Казачий курень», выступление фольклорных и певческих коллективов области.

Традиционно проводы зимы проходят в станице Старочеркасской Аксайского района. Ежегодно на Масленицу едут тысячи человек. В парковой зоне мастера народных промыслов представляют свои работы. На главной сцене – выступают лучшие казачьи коллективы Дона.

По инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества ежегодно с 2011 года проходит Всероссийский фольклорный конкурс «Казачий круг». В регионах Войска Донского проводятся областные отборочные этапы конкурса. Так, творческое состязание включено в государственную программу Ростовской области «Поддержка казачьих обществ Ростовской области». В отборочных этапах конкурса участвуют казачьи коллективы и отдельные исполнители, рекомендованные по итогам отбора на местах атаманами войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» и по согласованию с руководителями органов культуры соответствующих муниципальных образований. Творческие программы оцениваются жюри конкурса, в состав которого входят специалисты, имеющие почетные звания и награды, заслужившие общероссийский авторитет в деле сохранения и пропаганды казачьей культуры Дона. Работа в этом направлении осуществляется в тесном взаимодействии с министерством культуры Ростовской области.

По итогам конкурса проходит заключительный гала-концерт, на котором 20 лучших коллективов награждаются памятными подарками и один коллектив рекомендуются для участия во Всероссийском конкурсе «Казачий Круг» в Москве.

Традиции народной культуры пропагандирует фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого!». В последнее воскресенье каждого из летних месяцев он собирает тысячи любителей казачьих песен. Фестиваль существует с 1985 года и проходит в станице Старочеркасской Аксайского района Ростовской области. В рамках фестиваля казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого!» в этом году прошел Первый детский казачий фестиваль «Донской родничок», в котором приняли участие 20 детских творческих коллективов из 16 территорий Ростовской области.

Астраханская область. В настоящее время на территории Астраханского округа Всевеликого войска Донского осуществляют свою деятельность 20 казачьих творческих коллективов, на которые возложена задача по духовному просвещению и популяризации казачьей культуры. Среди них наиболее популярны Ансамбль традиционной песни астраханских казаков, Духовой оркестр Астраханского окружного казачьего общества Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское», ансамбль «Казаченька» храма апостола Андрея Первозванного, народный ансамбль «Берегиня», образцовый детский ансамбль казачьей песни «Зарница», фольклорный коллектив казачьей песни «Соседушки» (Енотаевский район), казачий ансамбль «Веселый круг» (Красноярский район), ансамбль «Раздолье»( Лиманский район) и другие.

Кроме этого, в регионе образовано девять центров казачьей культуры:

центр казачьей культуры «Вольница» на базе Центра народной культуры (Ахтубинский район);

— центр народной казачьей культуры «Круг» (с. Копановка, Енотаевский район);

Замьянский центр казачьей культуры «Дар» (с. Замьяны, Енотаевский район);

— районный центр казачьей культуры, туризма, народного творчества и ремесел (с. Енотаевка);

— два центра казачьей культуры в Икрянинском районе;

— центр славянской и казачьей культуры в Красноярском районе;

— Камышовский центр казачьей культуры Лиманского района;

— центр казачьей культуры на базе филиала ЦК Наримановского района в с. Рассвет.

В округе традиционно проводятся культурно-массовые мероприятия, праздники, фестивали, выставки декоративно-прикладного искусства и фотовыставки, направленные на сохранение и дальнейшее развитие самобытной культуры казачества. Наиболее значимыми стали межрегиональный фестиваль-конкурс казачьей культуры «Казачье Поволжье» в Енотаевском районе, областной праздник «Казачья станица» в с. Красный Яр, тематические фотовыставки «Прошлое и настоящее Астраханского казачества». Ежегодно казаки и казачата собираются на празднике Атаманской рождественской ёлки в Астрахани.

С целью сохранения объектов нематериального культурного наследия астраханского казачества, документирования, восстановления и систематизации фольклорно-этнографических материалов министерством культуры Астраханской области подготовлен проект Интернет-портала, в котором создан раздел «Архив казачьей культуры» с материалами о песенном искусстве, празднично-обрядовой культуре, традиционных народных костюмах, традиционных ремеслах астраханского казачества.

Сегодня в Астраханской области реализуются проекты, поддержанные в рамках федеральных субсидий, на создание казачьих музеев на территории Енотаевского и Черноярского районов Астраханской области. Регион выиграл конкурс среди субъектов РФ на сумму более 3,5 млн рублей.

В рамках государственной программы «Развитие культуры села в Астраханской области» предусмотрено развитие механизмов господдержки муниципальных учреждений культуры — конкурсы на грант губернатора области и министерства культуры региона. По итогам проведения конкурсов победителями стали шесть проектов на тему «Развитие русской и казачьей культуры на территории Астраханской области», которые получили гранты на общую сумму в 1,4 млн рублей. Благодаря этим средствам в регионе появятся Центр казачьей культуры «Вольница» на базе Центра народной культуры Ахтубинского района, детский музыкально-фольклорный театр «Жар-птица» на базе школы искусств №21 Ахтубинского района, школа казачьей культуры «Станичники» в Енотаевском районе, проект «Любите, люди, старину» библиотечно-информационного центра с. Икряное, детский казачий клуб «Патриот» при Михайловском Доме культуры Лиманского района, а также туристическая программа «Русская ярмарка» в п. Ассадулаево Приволжского района.

В области запущен новый совместный проект Астраханского краеведческого музея-заповедника и Областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской «Астраханское казачество: история и современность», участниками которого являются учащиеся школ, студенты вузов, курсанты суворовского училища.

В феврале 2020 года открыта новая экспозиция Музея Боевой славы «Астраханские казаки во славу Отечества».

Совместно с государственной телерадиокомпанией «Лотос» министерством культуры реализуется телевизионный проект «Астраханская культура представляет», где регулярно отражаются все события региона, способствующие развитию казачьей культуры.

Давние казачьи предки

Будучи в Москве, Наполеон допрашивал пленного, раненого казака и спросил его: как бы могла закончиться начатая им война против России, если бы в рядах французской армии были казачьи части. Донец усмехнулся: «Тогда б французский император давно бы уже был китайским императором”.

1. Говорить можно и последним, а вот стрелять надо завсегда первым
2. Не тот казак, что поборол, а тот, что вывернулся
3. Шашку, лошадь и жену не доверяй никому
4. Как война – так братцы, как мир – так сукины дети
5. Пимы, тулуп и малахай – самое надёжное и безотказное оружие сибирского казака
6. Казаки не раки – задом не пятятся
Казачьи поговорки

Казачество — уникальное на планете Земля явление, возникшее в процессе естественного исторического отбора, сложившееся на основе боевого братства и Православной веры. Уникальная боевая слава казачества послужила причиной того, что многие государства пытались создать собственные «казачьи» войска: в Венгрии появились гусары, во Франции драгуны, в Англии и Пруссии свои «казачьи сотни”. Практика их боевого применения привела к неизбежному выводу: человека делает казаком не первоклассная джигитовка, не виртуозное владение холодным и огнестрельным оружием, даже не умение воевать и редкостное бесстрашие, а то «особое состояние души”, присущее лучшим представителям восточного славянства. Они изумляли своей бесстрашной джигитовкой, они восхищали ловкостью и красотою своего строя, они поражали затейливой игрою заманивающей кавалерийской лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, были единственной в мире неподражаемой и несравненной конницей. Они были природными конниками. Гессенский немец, герой-партизан Отечественной войны, генерал-адъютант Винцингероде писал в 1812 году: «Привыкши всегда считать венгерскую конницу первою в мире, я должен отдать преимущество казакам и перед венгерскими гусарами”.

Красота их полкового быта, с их из глубины веков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным войсковым товариществом, пленяла. Служить у казаков, служить с казаками было мечтой всех истинно военных людей. Казаки сами стали такими. Их создала и закалила в боях на границе сама история. Да, в XIX веке казаки всем, кто их видел, казались «природными конниками». Но мы помним грозную запорожскую пехоту и перенявших ее традиции бесстрашных кубанских пластунов. А когда казаки на своих легких стругах или «чайках» выходили в море, трепетало побережье султанской Турции и шахского Ирана. И редко галеры и «каторги» могли устоять против казачьих флотилий, доводящих дело до жестокой и беспощадной абордажной схватки. Ну а когда, окруженные многократно превосходящим неприятелем, казаки садились в осаду, то показывали себя настоящими мастерами минной войны. Об их казачьи хитрости разбивалось искусство иноземных мастеров осадного дела. Сохранились прекрасные описания обороны города Азова, который девять тысяч казаков умудрились почти без потерь захватить, а потом удерживать несколько лет, отбиваясь от 250-тысячной турецкой армии. Они были не только «природные конники», они были природные воины, и им удавалось в ратном деле все, за что они брались.

Последними во всей России казаки сохранили старинный рыцарский принцип «службы за землю» и собирались на службу за свой счет «конно и оружно». Это последние русские рыцари. Молча, в величайшем сознании своего долга перед Родиной, несли казаки все свои тяготы и лишения по снаряжению на службу и гордились своим казачьем именем. В них было прирожденное чувство долга.

Многие российские историки объясняют, хотя и бездоказательно, происхождение казачества от гулящих, бездомных людей и беглых преступников из разных областей Московского и Польско-Литовского государств, «искавших дикой воли и добычи в опустелых улусах орды Батыя». При этом, само название «казак» будет происхождения сравнительно недавнего, появившееся на Руси не ранее XV века. Имя дано было этим беглецам другими народами, как имя наречённое, отождествляя с понятием «вольный, никому неподвластный, свободный». Действительно, долгое время было принято думать, что казаки — это русские крестьяне, бежавшие на Дон от ужасов опричнины. Но нельзя казаков выводить только из крепостных крестьян. Бежали разные сословия, не довольные и не мирившиеся с властью. Бежали на войну, в казачью демократию, бежали ремесленники, крестьяне, дворяне, дружинники, разбойники, воры, все кого на Руси ждала плаха, все кому надоело жить спокойно, все у кого в крови был бунт. Именно они и пополняли казачество. Это верно, значительная часть казаков образовалась именно таким способом. Но беглецы, приходя на Дон, попадали не в пустыню. Потому-то и родилась знаменитая пословица: «С Дону выдачи нет». Откуда же появились казаки?

Кайсаки, саклабы, бродники, черкасы, чёрные клобуки

В I тысячелетие нашей эры причерноморская степь стала как бы проходными воротами из Азии в Европу. Ни один народ, ведомый волнами великого переселения, не задерживался здесь надолго. В эту эпоху «великого переселения народов» в степи, как в калейдоскопе, менялись доминирующие кочевые племена, создававшие племенные кочевые государства — каганаты. Этими кочевыми государствами управляли могущественные цари – каганы (хааны). При этом, чаще всего, естественными границами ареалов обитания кочевых племён, соответственно и каганатов, были большие реки Кубань, Днепр, Дон, Волга, Урал и другие. Границы государств и племён всегда требовали особого внимания. Жить в пограничье было всегда нелегко и опасно, тем более в эпоху средневекового степного беспредела. Для пограничной, крепостной, вестовой и почтовой службы, обслуживания, охраны, обороны бродов, переправ и волоков, сбора пошлин и контроля за судоходством степные каганы издревле населяли берега пограничных рек полуоседлыми воинственными северокавказскими племенами черкесов (черкас) и касогов (точнее кайсаков). Саками ираноязычные народы называли скифов и сарматов. Кайсаками называли царских, главных саков, составлявших отряды всевозможной стражи, а также телохранителей ханов и их вельмож. Этих военных жителей низовьев рек многие тогдашние летописи именуют также бродниками. О казаках (кайсаках), проживающих в Приазовье, по берегам Дона и Кубани, упоминается в арабских и византийских летописях четвертого века н. э. как о воинственном народе, исповедующем христианство. Таким образом, казаки стали христианами почти на пятьсот лет раньше крещения Руси князем Владимиром. Из разных летописей видно, что казачество зародилось на Руси не позднее V века н.э. и, до эпохи возникновения и расцвета Киевской Руси (Русского каганата), давних предков казаков называли чаще всего бродниками, а позднее также чёрными клобуками или черкасами.

Бродники — племя давних казачьих предков, проживавших на Дону и Днепре уже в первой половине Средних веков. Арабы также называли их Сакалибами, белым народом, преимущественно славянской крови (точнее это персидское слово звучит саклабы — береговые саки). Так в 737 г. арабский полководец Марван прошел с войсками всю коренную Хазарию и между Доном и Волгой за Переволокой встретил полукочевых коневодов Сакалибов. Арабы забрали их конские табуны и увели с собой до 20 тысяч семей, которых переселили на восточную границу Кахетии. Наличие такой массы коневодов в этом месте далеко не случайно. Переволока – особое место в истории как казачества, так и степи в целом. В этом месте Волга ближе всего подходит к Дону и во все времена там существовал волок. Разумеется никто не таскал волоком торговые суда десятки километров. Перевалка грузов из бассейна Волги в бассейн Дона и обратно осуществлялась гужевым и вьючным транспортом, для чего и требовалось большое количество коней, коневодов и стражи. Все эти функции и выполняли бродники, по-персидски саклабы – береговые саки. Переволока в период навигации давала стабильный и хороший доход. Степные каганы очень дорожили этим местом и стремились отдать его в удел самым близким членам своего рода. Чаще всего это были их матери (вдовствующие царицы) и любимые жёны, матери наследников престола. С ранней весны до поздней осени, для личного контроля Переволоки, царицы держали свои шатры на берегах живописной и полноводной тогда реки, правого притока Волги. И совсем не случайно эта река испокон веков звалась Царица, а основанная уже в новой истории воеводой Засекиным крепость у её устья получила название Царицын. Известная легенда о матери и жене Батыя, владевших Переволокой – это только видимая и слышимая часть этого многовекового явления степной цивилизации. Многие владыки мечтали сделать Переволоку судоходной, предпринималось несколько неудачных попыток построить канал. Но только в эпоху Иосифа Сталина, всероссийская слава которого также началась со сражений с белыми на царицинской переволоке, этот проект удалось реализовать.

И в те времена бродники пополнялись пришлыми, беглыми и изгнанными людьми из окрестных племён и народов. Бродники учили пришлых нести службу, хранить броды, волоки и границы, совершать набеги, учили своим взаимоотношениям с кочевым миром, обучали воевать. Сами же бродники постепенно растворились в пришлых и создали новую славянскую народность казаков! Интересно, что бродники на своих шароварах носили лампасы в виде кожаной полосы. Этот обычай сохранился у казаков и впоследствии у разных казачьих Войск цвет лампасов стал различным (у донцов – красный, у уральцев – голубой, у забайкальцев – желтый).

Позднее, около 860 года византийский император Михаил III поручил составить славянскую азбуку и перевести на славянский язык богослужебные книги. По биографическим данным, Кирилл (Константин Философ, 827–869 гг.) отправился в Хазарию и, проповедуя там христианство, изучал местные славянские диалекты. Очевидно, в результате проповеди этого посланника Византии, среди приазовских хазаровцев окончательно восторжествовала Новая Вера. По его ходатайству хазарский хакан (каган) разрешил восстановить в Земле Кайсак на Тамани епископскую кафедру.

Рис.1,2 Легендарные бродник и чёрный клобук

В 965 году великий русский воин, князь (каган русов) Святослав Игоревич совместно с печенегами и другими степными народами разгромил Хазарию и покорил причерноморскую степь. Действую в лучших традициях степных каганов, часть алан и черкас, касогов или кайсаков он, для защиты Киева от набегов степняков с юга, переселил с Северного Кавказа на Днепр и в Поросье. Такому решению способствовал неожиданный и вероломный набег на Киев его бывших союзников печенегов в 969 году. На Днепре вместе с жившими ранее и прибывшими впоследствии другими тюрко-скифскими племенами, смешавшись с бродниками и местным славянским населением, усвоив их язык, переселенцы образовали особую народность, дав ей свое этническое имя черкасов. До сегодняшнего дня эта область Украины называется Черкасской, а областной центр Черкассы. Примерно к середине XII в., по летописям около 1146 г., на основе этих черкас из разных степных народов постепенно и сложился союз, названный черными клобуками. Позднее из этих черкасов (чёрных клобуков) сформировался особый славянский народ и создалось затем днепровское казачество от Киева до Запорожья.

На Дону было несколько иначе. После разгрома Хазарии князь Святослав Игоревич разделил её владения с союзниками печенегами. На базе черноморского хазарского портового города Таматарха (по-русски Тмутаракань, а ныне Тамань) он образовал Тмутараканское княжество на Таманском полуострове и в Приазовье. Связь этого анклава с метрополией осуществлялась по Дону, который контролировался Донскими бродниками. Опорным пунктом этого средневекового транзита по Дону стал бывший хазарский город-крепость Саркел (по-русски Белая Вежа). Тмутараканское княжество и бродники стали родоначальниками Донского казачества, которое, в свою очередь, стало позднее родоначальником других казачьих Войск (Сибирских, Яицких или Уральских, Гребенских, Волжских, Терских, Некрасовских). Исключение — кубанские черноморцы — это потомки запорожцев.

Рис.3,4 Русский князь (каган русов) Святослав Игоревич перед боем и на переговорах с византийским императором Иоанном Цимисхием на Дунае

Сам великий воин князь Святослав Игоревич, за его заслуги перед казачеством, по праву может считаться одним из отцов-основателей этого явления. Ему полюбились внешний вид и удаль северокавказских черкас и кайсаков. С раннего детства воспитанный варягами, тем не менее под влиянием черкас и кайсаков он охотно переменил свой облик и большинство поздних византийских летописей описывают его с длинными усами, бритой головой и с чубом-оседельцем.

В середине 11 века причерноморские степи захватили половцы. Это были тюркоязычные европеоиды, светловолосые и светлоглазые. Религией их было почитание Тенгри — Голубого неба. Их приход был жестоким и беспощадным. Они разгромили Тмутараканское княжество, раздробленная и раздираемая княжескими усобицами Русь не смогла помочь своему анклаву. Часть жителей степной части русского государства покорилась половцам. Другая часть отошла в лесостепь и продолжала бороться против них сообща с Русью, пополнив ее федератов, черных клобуков, которые получили у русов название по внешнему виду – черным войлочным шапкам. В Московском летописном своде XV века даётся положение, датированное 1152 годом: «Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы». Преемственность черкас и казаков очевидна: обе столицы Войска Донского имеют это имя, Черкасск и Новочеркасск, а самая казачья область Украины до сего дня называется Черкасской.

Рис. 5,6 Половцы и Чёрные клобуки XII — XIII века

В русских летописях встречаются также имена меньших народов и племен, слывших под общим прозвищем черных клобуков, или черкасов, вошедших в состав Казачьей народности. Это узы, торки и берендеи с городами Тор, Торческ, Берендичев, Берендеево, ижеславцы с городом Ижеславцем, торопеи и саки с городами Воинем и Саконом, ковуи в Северщине, бологовцы на Южном Буге, бродники на Дону и в Приазовье, чиги (джиги) с городом Чигирином и сары и азманы на Донце.

Позднее другой великий русский воин и князь Владимир Мономах сумел консолидировать русские княжества, жестоко подавил княжеские и боярские междоусобицы и совместно с черными клобуками нанёс серию жестоких и решительных поражений половцам. После этого половцы надолго были принуждены к миру и союзу с Русью.

В 13 веке в причерноморских степях появились монголы. В 1222 г. около 30 тыс. монголов вышли из Закавказья в степи Причерноморья. Это был посланный Чингисханом разведывательный отряд монгольской орды под командованием легендарных полководцев Субэдея и Джебэ. Они разбили на Северном Кавказе алан, а затем напали на половцев и стали теснить их за Днепр, захватывая всю донскую степь. Половецкие ханы Котян и Юрий Кончакович обратились за помощью к своим родственникам и союзникам, русским князьям. Три князя — галицкий, киевский и черниговский — пришли со своими войсками на помощь союзникам половцам. Но в 1223 г. на реке Калке (приток реки Кальмиус) объединенное русско-половецкое войско было наголову разбито монголами, черкасами и бродниками.

Рис. 7 Трагический финал битвы на Калке

Об этом эпизоде следует сказать особо. Бродники, утомлённые бесконечными междоусобицами и притеснениями русских и половецких князей, восприняли монголов как союзников в борьбе с произволом и половецким угнетением. Монголы умели уговаривать и принимать на службу воинственные, но обиженные племена. Кавказские Черкасы и Донские бродники составили основу нового, третьего тумена монгольского войска, обеспечили Субэдею тактическую и стратегическую разведку, до сражения принимали активное участие в посольствах и переговорах. После сражения атаман бродников Плоскиня, целуя крест, уговорил остатки русского войска сдаться. Сдача в плен с целью последующего выкупа – достаточно обычное дело для той поры. Но монголы с презрением относились к сдавшимся в плен командирам и пленные русские князья были положены под «достархан» из досок на котором был устроен пир победителями.

После кровопролитных сражений монголы ушли обратно в Заволжскую степь и некоторое время о них не было ничего слышно. Вождь монголов Чингисхан вскоре умер, разделив созданную им империю между своими потомками. Внук Чингисхана Бату возглавил западные пределы монгольских владений (улус Джучи) и, выполняя заветы деда, должен был расширить их как можно дальше на запад. По постановлению Курултая 1235 года, прошедшего в столице Монгольской Империи Карокоруме, на 1237 год был назначен всемонгольский Западный поход до побережья Атлантического океана (поход к «последнему морю»). В поход были мобилизованы десятки туменов со всей монгольской империи, во главе их встали 14 царевичей-чингизидов, внуков и правнуков Чингисхана. Главнокомандующим был назначен хан Бату, подготовкой руководил ветеран западных походов Субэдей. На сборы и подготовку ушёл весь 1236 год. Весной 1237 г. монголы и подвластные им кочевые племена сосредоточились на территории недавно покорённых Субэдеем башкирдов и вновь напали на половцев, теперь уже из-за Волги. В междуречье Волги и Дона половцы были разбиты, их военачальник Бачман убит. Хан Котян отвел половецкие войска за Дон и по этой реке временно остановил дальнейшее продвижение монголов. Второй крупный отряд монголов во главе с Бату, разгромив Волжскую Булгарию, зимой 1237/38 г. вторгся на территорию северных русских княжеств, разорил много городов, а летом 1238 г. вышел с русской территории в степь, в тыл половцам. В панике часть половецких войск откатилась к предгорьям Кавказа, часть ушла в Венгрию, много воинов погибло. Половецкие кости устилали всю причерноморскую степь. В 1239 — 1240 годах, разгромив южнорусские княжества, Бату направил свои тумены в Западную Европу. Воины из Южной Руси, в том числе черкасы и бродники, с готовностью приняли участие в походе войск монголов на своих старинных неприятелей — «угров» и «ляхов». Многочисленные европейские хроники и летописи той поры рисуют совсем не монгольский облик и язык татаро-монгольского войска пришедшего в Европу.

Рис. 8,9,10 Полководец Субэдей и участники грандиозного сражения под польским городом Легницем, европейский рыцарь и «монгольские» всадники

До 1242 года Бату возглавлял общемонгольский Западный поход, в результате которого были завоёваны западная часть половецкой степи, Волжская Булгария, Русь, побеждены и покорены все страны до Адриатики и Балтики: Польша, Чехия, Венгрия, Хорватия, Далмация, Босния, Сербия, Болгария и др. Разгром европейских армий был полным. За это время монголы не проиграли ни одного сражения. Монгольская армия достигла Центральной Европы. Фридрих II, император Священной Римской империи Германской нации, пытался организовать сопротивление, однако, когда Бату потребовал покорности, ответил, что мог бы стать сокольничим хана. Спасение Европы пришло откуда не ждали. Летом 1241 года великий монгольский хан Угэдей занемог и отозвал с фронта своих детей и внуков, а в декабре 1241 года умер. Назревала первая общемонгольская смута. Многочисленные царевичи-чингизиды, предчувствуя драку за власть, один за другим покидали фронт вместе со своими войсками и возвращались в свои улусы. Бату не имел сил наступать в одиночку силами только своего улуса и завершил поход на Запад в 1242 году. Войска отошли на Нижнюю Волгу, был основан город Сарай-Бату, который стал новым центром улуса Джучи. После этих сражений Кубань, Дон и причерноморские степи были включены монголами в состав своего государства, уцелевшие половцы и славяне стали их подданными. Постепенно пришедшие вместе с монголами кочевники, называемые «татарами», слились с местным славяно-половецким населением, а образовавшееся государство было названо Золотая Орда.

Рис. 11,12 Улус Джучи (Золотая Орда) и хан Бату

Своим новым возрождением казачество обязано имевшемуся во времена Золотой Орды обычаю «тамги» — живой дани, то есть дани людьми, которых русские княжества поставляли в орду для пополнения монгольских войск. Монгольские ханы, правившие в половецких степях, любили совершать набеги на прибрежные византийские и персидские земли, т.е. хаживать за море «за зипунами». Для этих целей особенно подходили русские ратники, ещё со времён правления на Руси варягов успешно освоившие тактику морпехов (по-русски «ладейной рати»). А сами казаки превратились в универсальное мобильное войско, способное сражаться на суше как в пешем, так и в конном строю, совершать речные и морские набеги, а также вести абордажный морской бой на ладьях и стругах. Будучи иноземцами, не связанными кланово, родственно и этнически с местным степным населением они также ценились монгольскими вельможами за личную преданность, верность и усердие в службе, в том числе по части исполнения полицейских и карательных функций, выбивания податей и долгов. К слову сказать, существовал и встречный процесс. Поскольку «ладейной рати» постоянно не хватало, ханы запрашивали пополнение. Русские князья и бояре шли на это, но запрашивали взамен к себе на службу отряды лихих иноземных степных конников, не менее верных и усердных в службе на чужбине. Эти обрусевшие княжеские и боярские военные слуги дали корень многим дворянским и боярским родам. Л.Н. Гумилёв и другие русские историки постоянно обращали внимание на тюркское происхождение большинства русских дворянских фамилий.

Рис. 13,14 В поход «за зипунами»

В первое столетие существования Золотой Орды монголы лояльно относились к сохранению подданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало даже Сарайско-Подонское епископство, образованное в 1261 году. Таким образом согнанные с Руси сохранили самобытность и самоидентификацию. Многие старинные казачьи сказания начинаются со слов: «От крови сарматской, рода-племени черкасского, дозвольте братья-казаки слово молвить не о гибели Видара Великого и походах сына его Куди Ярого, славного тысячника и любимца Батыева. А о делах отцов и дедов наших, проливавших кровь за Россию-матушку и сложивших головы за царя-батюшку…». Покоренное татарами, так сказать отатарившееся, казачество, обласканное и осыпанное милостями ханов, стало представлять собой лихую непобедимую конницу в передовых отрядах завоевательных полчищ татар — так называемых джигитов (от названия черкасских племён чигов и гетов), а также отряды телохранителей ханов и их вельмож. Русские историки XVIII в. Татищев и Болтин пишут, что татарские баскаки, посылаемые на Русь ханами для сбора дани, всегда имели при себе отряды этих казаков. В это время казачество складывается как чисто военное сословие при ордынских ханах и их вельможах. «Кормит нас молодцев Бог: подобно птицам мы не сеем и не собираем хлеба в житницы, но всегда сыты. А ежели, кто станет пахать землю, того нещадно сечь розгами». Таким способом казаки ревностно следили за тем, чтобы ничего не отвлекало их от главного занятия – военной службы. В начале монголо-татарского господства, когда внутри Золотой Орды под страхом смерти были запрещены междоусобные войны, кочевое население Причерноморья многократно увеличилось. В благодарность за службу Орде казаки владели землями всей Причерноморской полосы с Киевщиной включительно. Этот факт отражён в многочисленных средневековых картах восточной Европы. Эпоха от 1240 г. по 1360 г. была наилучшей для жизни Казачьего Народа под покровительством Монгольской державы. Знатные ордынские казаки той поры имели вид очень грозный и внушительный и поголовно имели знак принадлежности к социальным верхам казачьего общества. Это чуб — оселедец, основанный на обычае издавна принятом у Черкасов на Кавказе. Иностранцы писали о них: «Носят длиннейшие усы и тьму оружия при себе. На поясе в кожаной сумочке, сделанной и вышитой руками жены, постоянно имеют огниво и бритву с оселком. Ею бреют друг другу голову, оставляя на макушке длинный пучок волос в виде косички».

Рис. 15,16,17 Ордынские казаки

В начале 14 века Монгольская империя, созданная великим Чингисханом, начала распадаться, в её западном улусе, Золотой Орде, также периодически возникали династические смуты (замятни), в которых участвовали и казачьи отряды подвластные отдельным монгольским ханам. При хане Узбеке ислам стал государственной религией в Орде и в последующих династических смутах обострился и стал активно присутствовать ещё и религиозный фактор. Принятие одной государственной религии в многоконфессинальном государстве безусловно ускорило его саморазрушение и распад. Участвовали казаки и в смуте ордынского темника Мамая, в том числе и на стороне русских князей. Известно то, что в 1380-м году казаки преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали против Мамая в Куликовской битве. Войска погибавших в смутах ханов часто становились бесхозными, «вольными». Именно тогда, в 1340-60 годы, в Русском пограничье появляется новый тип казака, не состоявшего на службе и жившего главных образом набегами на окружающие их кочевые орды и соседние народы или грабившие купеческие караваны. Именно их называли “воровскими” казаками. Особенно много таких “воровских” ватаг было на Дону и на Волге, которые являлись важнейшими водными артериями и главными торговыми путями, соединявшими русские земли со степью. В ту пору между казаками, служилыми и вольными не было резкого разделения, зачастую вольные нанимались на службу, а служилые при случае грабили караваны. После окончательного развала единого монгольского государства, оставшиеся и осевшие на его территории казаки, сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. Беглые же крестьяне лишь пополняли, но не были корнем возникновения войск. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом и не признавали себя беглыми мужиками. Они говорили: «мы не русские, мы казаки». Эти мнения ярко отражены в художественной литературе (например у Шолохова). Историки казачества, приводят подробные выдержки из летописей XVI—XVIII вв. с описанием конфликтов между казаками и пришлыми крестьянами, которых казаки отказывались признавать равными себе.

В XV веке роль казачества в приграничных районах резко возрастает ввиду непрекращающихся набегов кочевых племен. В 1482 году, после окончательного распада Золотой Орды, возникли Крымское, Ногайское, Казанское, Казахское, Астраханское и Сибирское ханства. Они находились в постоянной вражде между собой, а также с Литвой и с Московским государством и не желали признавать силу и власть Московского князя. С этого времени начинается новый, трёхвековой период восточноевропейской истории – период борьбы за Ордынское наследство. В ту пору мало кто мог предположить, что заштатное, хотя и динамично развивавшееся, Московское княжество в конечном итоге окажется победителем в этой титанической борьбе. Но уже спустя менее века после распада Орды, при царе Иване IV Грозном, Москва объединит вокруг себя все русские княжества и покорит часть Орды. В конце XVIII в. при Екатерине II под Московской властью окажется вся территория Золотой Орды. Разгромив Крым и Литву, победоносные вельможи царицы-немки поставили жирную и окончательную точку в многовековом споре за Ордынское наследство. Более того, в середине XX века, при Иосифе Сталине, на короткое время советский народ создаст протекторат практически над всей территорией Великой Монгольской Империи, созданной в XIII в. трудом и гением Великого Чингисхана, включая и Китай. Но это будет потом.

Рис. 18 Распад Золотой Орды

И во всей этой послеордынской истории казаки приняли самое живое и активное участие. Более того, великий русский писатель Л. Н. Толстой считал, что «вся история России сделана казаками». И хотя в этом высказывании, безусловно, есть преувеличение, но, окинув внимательным взглядом историю Российского государства, можно констатировать, что все значительные военные и политические события в России не обошлись без активнейшего участия казачества.

http://donskoykazak.narod.ru/Ludov3.html
http://passion-don.org/history-1/chapter-1.html
http://www.studfiles.ru/dir/cat7/subj258/file12332/view126531.html
http://go.mail.ru/search?q=%D0%BA%D0%B0%D0%B9-%D1%81%D0%B0%D0%BA%D0%B8&where=any&num=10&rch=e&sf=0 http://oldrushistory.ru/library/Sergey-Alekseev_Slavyanskaya-Evropa-V-VIII-vekov/

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Анатомия «казакизации». Откуда и для чего в национальных республиках Поволжья появились казачьи хутора

Разгон митинга в Москве 5 мая представителями «Центрального казачьего войска» (ЦКВ) по своим последствиям постепенно превращается в настоящий политический скандал. Журналист Максим Шевченко в знак протеста против игнорирования его призывов провести расследование этого инцидента вышел из президентского Совета по правам человека и Совета по делам национальностей. Не вызывает сомнений, что «засветившиеся» казаки, как и их одноименные предшественники, более ста лет назад (в 1905 году) разгонявшие митинги несогласных нагайками, избегут серьезного наказания.

Кому-то из них назначили смешные 1000 рублей штрафа, кого-то, по словам самих же представителей ЦКВ, выпороли нагайкой (правдоподобность этого утверждения под большим вопросом). Понятно, что власти могли вполне справиться и привычными силами правоохранительных органов. Поэтому данное появление казаков стоит воспринимать именно как попытку одной из, как принято сейчас говорить, «башен Кремля» продемонстрировать свои способности или креатив в сфере подавления антикремлёвской крамолы. Плюс, конечно, заодно и оценить реакцию общества на появление новых штурмовых отрядов по борьбе с уличной активностью оппозиции.

Любопытно отметить, что в апреле молодежное крыло «Единой России», вначале анонсировав создание уличных боевых «бригад» для борьбы с оппозицией, обещало осуществить смотр новых «хунвейбинов» к 5 мая. Затем от этой идеи отказались, видимо получив «по шапке» от «старших» товарищей по партии. Тем более серьезного успеха предыдущие попытки («Идущие вместе», «Наши») так и не сыскали.

В этой истории с разгоном московского митинга обнаружился и казанский след. Так, в частности, помимо засветившейся в ней мэрии Москвы, выяснилось, что одним из спонсоров «Центрального казачьего войска» (члены которого и были замечены на акции 5 мая) в 2020 году был Казанский приборный завод (дочка «Ростеха»), отстегнувший войску 1,7 млн рублей. И это при том, что такого рода реестровые казаки довольно часто используются в качестве обыкновенных ЧОПов (совместно с полицией) и получают свою долю госфинансирования. Учитывая не только казанский финансовый след, но и тот факт, что непонятно откуда взявшиеся казачьи «хутора», как грибы после дождя, появляются во многих уголках федерации (в том числе, и в регионах Поволжья), рассмотрим этот феномен (условно назовём его искусственной «казакизацией») детальнее.

Возрождение самого казачества как такового началось еще в конце 1980-х годов на волне общей перестроечной демократизации, когда ожили многие национальные движения. В их числе были и казаки. Да, вы не ослышались, казаки — это отдельный народ, имеющий тюркские кочевые корни, со своим самобытным и ныне почти забытым языком (достаточно ознакомиться с произведениями М.Шолохова, пестрящими привычными для татарского уха словами). В начале 1990-х даже были попытки провозгласить казацкие республики на Дону и Кубани. В ответ государство попыталось взять это движение под свой контроль, в связи с чем был учрежден реестр казачьих организаций (отсюда и понятие «реестровое казачество»), куда включались казачьи организации, имеющие право на учреждение военизированных формирований. Помимо «реестровых» есть и так называемые «общественники» (представители казачьих общественных организаций).

По мере постепенного роста искусственно культивируемой пропаганды прославления самодержавия и положения Русской Православной церкви внутри государственной системы появилась ярко выраженная линия на включение казачества как идеологического и практического инструментария правых консерватиных сил страны. Тем более возрождение казаков как отдельного народа не отвечало интересам, а наоборот — абсолютно противоречило идеологии укреплявшей свои позиции имперски настроенной части российского истеблишмента. В общем, энергию казачества попытались направить в контролируемое русло. Отсюда и пошла повальная мода на казачество, появление «казачьих хуторов» (хуторами в терминологии реестрового казачества называются местные отделения) в тех местах, где казаков отродясь не бывало, в том числе, и в Центральной России (Москва, Санкт-Петербург и т.д.).Тогда же и появился феномен так называемых «ряженых» (т.е. ненастоящих, не этнических) казаков.

Вместе с романтизацией дореволюционных порядков, эти «ряженые» казаки стали использоваться, как и при «царе Горохе» — для «борьбы с крамолой» (т.е. с оппозицицей) и с «досаждающей активностью инородцев» (т.е. мусульман). Про случаи нападения «ряженых» на представителей оппозиционных организаций знают многие, но весьма часто эти «казаки» использовались и для создания видимости возмущения так называемой «православной общественности», выступавшей против строительства мечетей. И речь идет не только о Москве, но и о других городах федерации, таких как, например, Волгоград или Пенза. (В Пензе вообще произошел весьма эпичный случай. Здесь поддержать пензенских татар-мусульман на «стрелку» с казаками в лампасах приехал известный татарский бизнесмен из соседнего региона — приехал вместе со своей многочисленной охраной. К этому казаки оказались явно не готовы.)

Известно, что среди казачества в царские времена было немало татар-мусульман (Оренбургские казаки) и даже буддистов (калмыки). Таким образом казачество одевалось в одеяния ярых черносотенцев, с охранительской идеологией. Неудивительно, что чем больше происходила «казакизация», тем больше в общественном сознании граждан страны казаки воспринимались не как отдельный и самобытный этнос с уникальной историей и культурой, а больше как новоявленные черносотенцы с непонятными целями, но с весьма скверной репутацией.

В эпоху «казакизации» так называемые казачьи «хутора» появились и в национальных республиках Поволжья — причем, даже там, где их никогда не было. В качестве примера остановимся на появлении «хуторов» в городе Октябрьском (Башкортостан) и городе Булгаре (Спасский район Татарстана).

КАЗАКИ НА БЕРЕГАХ РЕКИ ИК

За городом Октябрьским числится так называемый хутор «Сторожевой», прикрепленный к 4-му Уфимскому отделу Оренбургского казачьего общества. Откуда в городе нефтяников, окруженном со всех сторон местами компактного проживания татар-мусульман, могли взяться казаки — спрашивать, думаю, бесполезно. Вразумительного ответа на это нет, ведь даже формально исторически существовавшее Оренбургское казачество располагалось далеко на юге Оренбургской области и на территории северного Казахстана, и к берегам реки Ик оно не имело абсолютно никакого отношения. Как обычно, в таких случаях шаблонными «отмазками» служат следующие объяснения: якобы среди тех, кто когда-то приехал осваивать нефтяные месторождения, были и потомки казаков, вот они и «скооперировались».

Тем не менее, октябрьские «казаки» в качестве «группы поддержки» полиции (конечно, скорее символично, чем реально, но и это немаловажно) ? используются во всех официальных государственных мероприятиях: будь то празднования Дня Победы или какие-то городские празднества.

Под эгидой «хуторян» регулярно проходят всяческие военно-полевые сборы. Излишне говорить, что подобная милитаристская активность каких-нибудь «неказачьих» организаций закономерно окончилась бы весьма плачевно для участников подобных сборов, со стандартными обвинениями в радикализме, сепаратизме и т.д. Кроме того, в городе уже практически ежегодно проводятся фестивали казачьей песни (казачьи песни на берегах Ика — ну, разве не круто звучит?). Все эти фестивали с людьми, выдающими себя за казаков, смотрятся особенно экзотично, учитывая, что казаков в ближайшей округе отродясь никогда не бывало.

Подоплеку появления казачьих структур в Октябрьском можно объяснить лишь одним — в этом молодом (как и все нефтяные города Поволжья и Западной Сибири) городе происходит постепенное уменьшение доли русскоязычного населения, которое несмотря на негативные ассимиляционные процессы постепенно размывается татарским населением, компактно заселяющим все окрестные территории. То есть происходит естественный и объективный процесс. Нагляднее всего об этом говорят цифры переписей населения. Так, если по переписи 1959 года русские в г.Октябрьский составляли 51,8% населения, то в 1979-м — 47,3%, в 1989-м — 43,6%, а в 2010 году — и вовсе 40,8%. Доля татар соответственно повысилась с 23% в 1959 году до 38,1% в 2010 году. Не забываем и о 13,3% башкир (но учитывая «традиции» переписных кампаний постсоветского периода в РБ, половина записанных башкирами, на самом деле, являются татарами). То есть, тюркоязычная часть населения города уже сегодня из меньшинства превратилась в большинство.

Это и неудивительно, учитывая, что практически всё русскоязычное население города — приезжее, из разных уголков бывшего СССР, а сам город со всех сторон окружен территорией с компактно проживающим татарским населением. Казачество с его креном в пропаганду православия, имперских традиций и т.д. — это элемент культурной политики, своебразной «мягкой силы», в данном случае, судя по всему, служащей попыткой удержания своебразного статуса кво. Ведь несмотря на то, что членами этих казачьих обществ в Башкортостане и Татарстане иногда являются и этнические мусульмане, вся идеологическая начинка в любом случае наточена именно на продвижение культа православия. Имамов, благославляющих мусульман-казаков, как и мероприятий на условный Курбан-байрам, вы там никогда не обнаружите. Хотя в свое время в казацких войсках состояли и мусульманские части.

?КАЗАКИ В БОЛГАРЕ

В знаковом для татар-мусульман городе Болгаре также есть городское казачье общество «Спасское» Волжского казачьего войска.

Появление «казаков» в Болгаре сопровождалось скандалом, когда планы местных кураторов из епархии о строительстве казачьей слободы (в месте, где никогда не было казаков — ну, разве это не логично?) встретили противодействие со стороны мусульманской общественности. Еще бы, ведь Болгар являются чуть ли не священным для татар-мусульман местом, где ежегодно устраивается «Изге Болгар ?ыены» (Съезд в священном Болгаре), а рядом находятся мусульманские святыни.

В этой связи примечательно отметить, что татарстанским «казакам» в этом году выделили сразу два президентских гранта. Один из них — 1 млн рублей — станице «Спасское» на организацию второго молодежного фестиваля военно-исторической реконструкции «Тысячелетие Руси. Императорская эпоха». Новоявленных казаков не обделяют своим вниманием и финансовой поддержкой и республиканские власти. Так, в 2020 году спасским «станичникам», а именно казачьему ансамблю песни и танца «Любо», выделили грант в рамках проекта «Этнофестиваль «Карнавал наций Татарстана».

Подытоживая вышесказанное, можем сказать, что наличие казачества в национальных республиках Поволжья, на тех территориях, где никогда никаких казаков не было, следует воспринимать именно как этнокультурный фактор. Soft power («мягкая сила»). Поэтому одним из главных факторов «ряженых» в условиях национальных территорий является фактор, прежде всего, этнополитический. Ведь не имеющие с реальным казачеством никакого этнического и кровного родства исскуственные казаки под видом общественной деятельности пропагандируют православие, имперские традиции, плюс благодаря своим военнизированным регалиям вкладывают сюда и милитаристские нотки. Поэтому неслучайно, что там, где появляются казаки на несвойственных им территориях, тут как тут появляются и священники с кадилами — вместе с традиционными разговорами про царя-батюшку, веру и Отечество.

Проводники такого рода идеологической экспансии мало задумываются о последствиях этого шага, ведь «казакизация» несет в себе сразу несколько рисков, в том числе, и для самого государства. Во-первых, возникают резонные вопросы. Если непонятно откуда взявшимся людям можно, провозгласив себя казаками, организовать, по сути своей, военизированные организации с уклоном на одну определенную религию (а что там в статье 14 Конституции РФ об этом сказано?), то почему представителям других конфессий — нельзя? Ведь в том же Оренбургском казачестве были татарские полки (это помимо Башкирско-мещерякского войска, которое, по сути своей, также не отличалось от казацких формирований) — так почему же теперь нельзя возродить татарские и башкирские полки в виде реальных (а не потешных реконструкторских) формирований, которые также могли бы заниматься как просветительской, так и военно-патриотической работой, но уже с учетом тюркских, мусульманских традиций?

Во-вторых, усиление пропаганды одной религии может способствовать радикализации. И «ответочка» за «казакизацию» может прилететь достаточно неожиданно — в виде появления уже по-настоящему радикальных организаций. Для чего, спрашивается, в провозглашенную эпоху политической стабильности подливать масла в огонь — особенно в такой чувствительной теме как национально-конфессиональные взаимоотношения?

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

ильнар гарифуллин

Политический обозреватель «Idel.Реалии». Историк, политолог, кандидат исторических наук. Специалист по вопросам государственной национальной политики и национальных движений. Анализирует события в республиках Башкортостан и Татарстан. Исследует исторические процессы, затрагивавшие в недавнем прошлом население России и Волго-Уральского региона.

Казачество в России: как дважды войти в одну реку?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

27 ноября на людной площади перед Белорусским вокзалом Москвы появились восемь человек в казачьей форме. Уличные торговцы на всякий случай попрятались.

Представлявшийся атаманом Игорь Гуличев охотно разговаривал с появившимися на месте события журналистами, сравнив себя и товарищей с техасскими рейнджерами. По его словам, они намерены заняться пресечением незаконной торговли, удалением с улиц пьяных и борьбой с неправильной парковкой автомобилей.

По свидетельству корреспондента газеты Metro, его коллег на площади собралось примерно в четыре раза больше, чем казаков. Примерно через час те ушли, никого не тронув.

В тот же день последовало разъяснение властей: ни префектура Центрального округа Москвы, ни полиция не имеют отношения к акции, являющейся «личной инициативой одного из атаманов» (говоря проще, саморекламой).

В заявлении префектуры отмечается, что у дружинников, в том числе казаков, нет полномочий контролировать торговлю и проверять правильность парковки, тем более, кого-либо задерживать.

Буря в стакане воды?

В общем, пустяковый эпизод привлек большое внимание российских СМИ — по мнению наблюдателей, не случайно.

Казаки сыграли важную и неоднозначную роль в российской истории, побывав и героями, и палачами, и жертвами.

В свете разговоров о происходящем последнее время в России «завинчивании гаек» многие опасаются, что даже частичная передача правоохранительных функций казакам, известным консервативно-охранительными и националистическими взглядами и не отягощенных даже той минимальной правовой культурой, какой обладают полицейские, обернется массовым произволом.

Правозащитник Лев Пономарев полушутя-полусерьезно заметил, что скоро, наверное, можно будет получить нагайкой по спине, если пройдешь мимо церкви, не перекрестившись.

Правда, действия властей пока не дают оснований для тревоги.

Речь идет, максимум, о возрождении советского института народных дружинников, которые «для солидности» выходили на патрулирование с милиционерами и никакой самостоятельности не проявляли, а если кому-то при этом казачьи аксельбанты нравятся больше красных нарукавных повязок, то не беда.

Да и эти инициативы реализуются ни шатко, ни валко. Многие руководители МВД относятся к ним скептически.

Советские дружинники, как известно, поощрялись дополнительными выходными днями. Непонятно, как можно осуществить это в условиях рыночной экономики, и найдется ли среди лиц, называющих себя казаками, достаточно бескорыстных добровольцев.

Некоторые эксперты видят за громкими публичными акциями желание активистов получить и «освоить» деньги из государственных фондов, выделяемых на поддержку прокремлевских НКО.

Смутьяны и опора трона

Современные энтузиасты возрождения казачества упирают на то, что лучших патриотов и государственников за всю историю в России не было, но это, в лучшем случае, полуправда.

Слово «казак» — тюркского происхождения, и не случайно созвучно слову «казах». То и другое обозначало жителя пограничной окраины.

Донское казачество образовалось в XVI веке из крестьян, бежавших от гнета на опасный из-за соседства с Крымским ханством, но теплый и благодатный юг. Историки связывают его формирование с усилением крепостного права и репрессиями при Иване Грозном.

С одной стороны, казаки служили щитом от татарско-турецкой агрессии и получали за это от правительства жалованье деньгами, хлебом, сукном и порохом.

С другой стороны, донские правила около полутораста лет запрещали заниматься земледелием («где пашня, там и барщина»). Царского жалования не хватало, прокормиться набегами на южных соседей, разведением коней, садоводством и ловлей рыбы было трудно, и казаки регулярно нападали на сопредельные русские воеводства, чтобы, по их словам, «пошарпать» и «добыть себе зипунов».

Прежде, чем завоевать для России Сибирское ханство, Ермак Тимофеевич был приговорен к смерти за разбой.

В Смутное время костяк патриотического ополчения Минина и Пожарского составили купцы и посадские люди, а казаки, в основном, занимались грабежами и служили тому, кто больше заплатит.

В 1637 году казаки самовольно взяли турецкую крепость Азов в устье Дона и, хотя война с Турцией на тот момент в виды правительства не входила, целых пять лет удерживали ее, игнорируя требования Москвы.

В 1667-1670 годах организованный Степаном Разиным «поход за зипунами», к которому присоединились восставшие крестьяне, едва не закончился всеобщей анархией и крахом государства: как говорили современники, «Москва зашаталась».

В 1707 году, в разгар войны со Швецией, на Дону вспыхнуло восстание Кондратия Булавина.

Разинскую эпопею советские историки рассматривали в категориях классовой борьбы и поднимали на щит, но о восстании Булавина в учебниках говорилось глухо. Превозносить человека, в военное время нанесшего удар в спину своей стране, было не с руки.

Один из крупнейших деятелей русского XVII века Афанасий Ордын-Нащекин считал казачество язвой и позором государства и на заседаниях Боярской думы регулярно вопрошал: «Доколе казачишкам деньги и хлеб посылать будем за их воровство?»

Однако его преемники сумели найти компромисс.

Уже во время восстания Разина на Дону обозначился раскол между «голутвенными» и «домовитыми» казаками, хотевшими порядка, уважения к собственности и нормальных отношений с правительством. «Домовитые» во главе с атаманом Корнилой Яковлевым схватили Разина и выдали его царскому воеводе Григорию Касогову.

Вопреки священному принципу «с Дона выдачи нет», потомственное казачество стремилось избавиться от притекавшей с севера беспокойной голодной вольницы.

На этой основе Москва с ними и поладила.

В XVIII веке казаки получили две важнейшие привилегии: исключительное право владеть землей в Области Войска Донского и освобождение от налогов, а за это обязаны были нести военную службу со своим оружием и лошадьми, продолжительность и порядок которой определялись специальными законами.

В ту же пору казаки занялись земледелием и сделались весьма зажиточны.

Звание казака стало наследственным, а запись в казаки представителей других сословий была резко ограничена.

Более или менее одновременно с донским казачеством и еще до присоединения Украины к России в низовьях Днепра возникла Запорожская Сечь. Поскольку запорожцы, в отличие от донцов, не перестали принимать у себя беглых, царское правительство в 1775 году выселило их на Кубань, образовав Черноморское казачье войско. Около пяти тысяч запорожцев не подчинились указу и ушли в Турцию.

На других беспокойных границах империи власти также наделяли людей землей и привилегиями в обмен на военную службу. Возникли терское, уральское и забайкальское казачество.

Наиболее близким мировым аналогом являлись «граничары», охранявшие границу Австрии с Османской империей.

По традиции, заложенной Николаем I, верховным атаманом Войска Донского считался наследник престола. Наказными атаманами, генералами и полковниками назначались кадровые военные, порой с немецкими фамилиями. Но для казаков была открыта возможность служебного роста вплоть до войскового старшины (подполковника), что давало право на потомственное дворянство. В остальной армии производство солдат в офицеры было редчайшим явлением.

Случались и более впечатляющие карьеры. Герой войны 1812 года Матвей Платов происходил из потомственного казачества, а стал генерал-лейтенантом, графом и кавалером высшего ордена Андрея Первозванного. Полный генерал Лавр Корнилов был сыном простого казака.

Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Российская империя, вплоть до Первой мировой, но, кроме этого, широко использовались в качестве внутренних войск под девизом: «Шашкой врага унешнего, нагайкой врага унутреннего».

Нагаечка, нагайка, казаческая честь, в России власть хозяйка, пока нагайка есть Евгений Евтушенко,
поэма «Казанский университет»

Более подходящие для этого кадры было не найти. Казаки чтили бога, царя и начальство, не любили «смутьянов» и «жидов», что в их глазах было одно и то же, и ни во что не ставили как городскую интеллигенцию, так и «сиволапое мужичье», которое презирали сильнее, чем дворяне.

Во время Гражданской войны в основном именно казаки «отличились» публичными порками, оставившими несмываемое пятно на репутации белого движения.

Перед сидевшим на коне казаком безоружные демонстранты были абсолютно беззащитны, а ударом нагайки с седла можно было покалечить.

Казачья нагайка символизировала в царской России то же, что в наши дни омоновская дубинка, и запомнилась надолго.

Казаки в Гражданскую

После октябрьского переворота казаки не рвались спасать Россию. Мы никого не трогаем, и пусть нас никто не трогает!

Когда в январе 1918 года к столице Войска Донского, Новочеркасску, подошел 10-тысячный отряд красногвардейцев и балтийских матросов под командой Рудольфа Сиверса, защищать город явились 147 человек, и то в основном офицеров, юнкеров и гимназистов. Атаман Каледин от такого позора застрелился.

Расплата наступила немедленно. Сиверс первым делом расстрелял две тысячи казачьих офицеров — ветеранов Первой мировой войны. Начались реквизиции хлеба, изнасилования женщин и убийства священников, потом вышел приказ сдать оружие — это на Дону-то! 10 апреля казаки восстали.

Однако и впоследствии Деникину приходилось прикладывать массу усилий, чтобы заставить их повоевать за пределами своей области. В «Очерках русской смуты» он все время жаловался на недисциплинированность и «самостийные» настроения донцов, и особенно кубанцев.

В августе-сентябре 1919 года казачий корпус генерала Мамантова (через «а», а не через «о») прорвал Южный фронт красных и взял Тамбов и Воронеж. Николай Бухарин впоследствии вспоминал, что большевицкие лидеры уже заготовили «паспорта и пети-мети», а лично он собрался «в Аргентину ловить попугаев».

По официальной советской версии, наступление Мамантова выдохлось. Многочисленные документы и свидетельства говорят о том, что на боеспособности корпуса сказались обозы с награбленным добром.

В полном соответствии с исторической традицией, казаки рассматривали рейд как «поход за зипунами». Получив желаемое, они захотели домой, а Москва их мало интересовала.

Мамантов не постеснялся передать по радио открытым текстом, что «везет богатые подарки тихому Дону».

«Я считал действия генерала Мамантова не только неудачными, но явно преступными. Проникнув в тыл врага, имея в руках крупную массу прекрасной конницы, он не только не использовал выгодности своего положения, но явно избегал боя, все время уклоняясь от столкновений. Полки вернулись обремененные огромной добычей в виде гуртов племенного скота, возов мануфактуры и бакалеи, столового и церковного серебра», — писал в эмиграции генерал Врангель, считавший, что по-хорошему Мамантова следовало судить.

Есть мнение, что помимо «мануфактуры и бакалеи» в руки казаков попало золото, которое местные «чрезвычайки» не успели отправить в столицу. Во всяком случае, так думало ГПУ, которое вплоть до 1930-х годов арестовывало участников рейда по одному и выбивало из них действительно или якобы припрятанные ценности.

Большевики ненавидели казаков едва ли не сильнее, чем офицеров и «буржуев», вероятно, потому, что помнили нагайки и считали тех «царскими опричниками». В любом случае, месть была явно неадекватной.

Свердлов ввел в оборот термин «расказачивание». Троцкий в мае 1919 года издал знаменитый приказ № 100: «Гнезда бесчестных изменников и каинов должны быть разорены. Каины должны быть истреблены».

Станицы сносились артиллерийским огнем, а пытавшихся спастись добивали из пулеметов. Команды факельщиков поджигали уцелевшие дома.

После похода Мамантова Троцкий приказал не брать казаков в плен, чтобы «отучить от подобных рейдов».

По оценкам исследователей, число жертв расказачивания составило около полумиллиона человек.

«Ряженые»

Попытки возрождения казачества начались в конце 1980-х годов вместе с модой на «Россию, которую мы потеряли». Популяризации казачьей темы сильно способствовали песни Игоря Талькова, Вики Цыгановой и Олега Газманова.

Борис Ельцин создал при своей администрации управление по делам казачества. Правда, тогда казаков предполагалось использовать не для правоохранительной, а для военной службы.

Появилось множество исторических и псевдоисторических публикаций. Одни авторы провозглашали казаков славой и опорой России, другие утверждали, что они вообще не русские, а особый этнос, и должны сообща с «братскими народами Кавказа» гнать «московских захватчиков».

Намерения инициаторов возрождения казачества могли быть разными, но на практике попытки придать ему официальный статус и функции столкнулись с трудноразрешимыми проблемами.

Дореволюционный казачий уклад основывался на земельной собственности и сословной традиции. Сразу возникли вопросы: могут ли быть казаками жители городов, и если да, то чем они будут отличаться от остального населения? Захотят ли все сыновья казаков быть казаками и посвятить себя службе в армии? Может ли стать казаком любой желающий и должны ли потомки коренных казаков иметь какие-то преимущества, с учетом того, что значительная часть этих потомков рассеялась по всему бывшему СССР, а их место заняли люди, не имеющие к казачеству никакого отношения?

Идея установления монополии местных жителей на владение землей в Ростовской области и Краснодарском крае была отвергнута как противоречащая конституции. Планы создания особых казачьих частей из призывников с Дона и Кубани спустил на тормозах генштаб, относящийся с подозрением к любым попыткам кого-то выделять в армии и желающий иметь полную свободу рук в деле комплектования войск.

К тому же, образ казака неотделим от кавалерии. В танке или в кабине истребителя он выглядел бы странно.

Согласно закону о полиции, монополия на насилие принадлежит уполномоченным на то представителям государства, никакие активисты-добровольцы применять его к другим гражданам не вправе.

Возникло мнение, что казаки — не столько социальная, сколько идеологическая общность. Кто за великую Россию, православие и сильную власть, тот и казак.

При этом среди людей, называющих себя казаками, есть и сторонники Владимира Путина, и монархисты, и сочувствующие компартии.

По словам лидеров казачьего движения, его ряды насчитывают порядка 700 тысяч человек.

На Дону, Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье обращение к казачьей теме приносит электоральные дивиденды, а атаманы пользуются определенным влиянием. Ключевую роль в казачьем движении заняли отставные военные и милиционеры, предприниматели и чиновники.

По оценкам СМИ, в ряде случаев оно стало прикрытием для ксенофобских настроений, а объявленная казаками «война с криминалом» свелась к попыткам вытеснить другие группировки и самим «держать» рынки и автозаправки.

В остальных регионах оно приняло фольклорно-этнографический характер, и казаков прозвали «ряжеными».

Бояться современного казачества не следует, но и связывать с ним надежды на возрождение России не стоит, считает большинство аналитиков. В одну реку дважды не войдешь.

Читайте так же:

  • Ведьмак ритуалы Ведьмак ритуалы The Witcher (Ведьмак) - FAQ на первой странице. Новая тема / Ответить Сообщений: 3301 • Страница 57 из 166 • 1 . 54 55 56 57 58 59 60 . 166 > - Часовой пояс: UTC + […]
  • Как научиться вязать пинетки крючком с нуля Пинетки крючком, основные принципы вязания Вам понадобилось связать пинетки для себя или в подарок, но вы не знаете с чего начать. Давайте вместе разберемся в вопросе «как связать пинетки […]
  • Интересные факты о джеке чане Интересные факты о Джеке Чане 1. Родился не как все. Мама Джеки Чана вынашивала его целых 12 месяцев, а при рождении показал богатырский вес в 5,5 кг. 2. Настоящее имя - Чан Кон Сан. 3. […]
  • Ритуал 1 раз в три месяца Что такое ритуал перед сном и что он в себя включает? Что такое ритуал перед сном и что он в себя включает? Ритуал перед сном это рутинные, повторяющиеся изо дня в день, в одинаковой […]
  • Утренний ритуал с ли холденом 20 минут Утренний ритуал 20 минут от Ли Холдена 20-минутная практика Цигун Ли Холдена наполняет организм энергией для продуктивного дня. Не зря же существует выражение «встал не с той ноги». Утро […]
  • Традиции в пустыне Почему перед отлетом космонавты смотрят "Белое солнце пустыни"? КОСМОДРОМ БАЙКОНУР (Казахстан), 20 дек - РИА Новости, Иван Щеглов. Экипаж космического корабля "Союз ТМА-17", который в […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *