Обычай запрещающие браки

Новости

14.04.2010: Индия.Старейшины поддержали казнь нарушителей древних обычаев

© РИА Новости. Евгений Безека

НЬЮ-ДЕЛИ, 13 апр — РИА Новости, Евгений Безека. Съезд старейшин на севере в Индии выступил в поддержку обычаев, согласно которым нарушители древних традиций смывают позор кровью, передают индийские информационные телеканалы.
Поводом для массового схода в поселке Курукшетра в 150 километрах севернее Дели стал смертный приговор в отношении пяти представителей советов старейшин, известных в Индии как панчаяты.
Суд в индийском штате Харьяна признал их виновными в убийстве в 2007 году молодой пары, Маноджа и Библи. Они женились вопреки обычаям, запрещающим браки между представителями одного клана (готры), который может насчитывать десятки тысяч человек.
Родственники девушки и деревенский старейшина решили смыть «позор» кровью. Они выследили молодоженов и убили их. Дело дошло до суда, что для таких преступлений является редкостью. В апреле суд города Карнал вынес обвиняемым смертный приговор, который возмутил поборников традиций.
Облаченные в традиционные белые одежды тысячи представителей панчаятов во вторник провели съезд, на котором осудили строгий приговор суда и потребовали смягчить его. Также был объявлен сбор средств для поддержки осужденных.
Затем съезд принял обращение к властям Индии, в котором потребовал внести поправки в Закон об индуистском браке, запрещающие браки внутри готры. В поддержку своих требований они на время перекрыли трассу Дели-Чандигарх.
«Мы запретили на нашем сходе браки внутри подкасты. Древние ведические обычаи нашего села не могут быть нарушены. Следующим поколениям должен быть предподнесен урок», — сказал в эфире ТВ один из участников съезда.

Характерный для общинно-родового строя обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами одного и того же рода, племени

Последняя бука буква «я»

Ответ на вопрос «Характерный для общинно-родового строя обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами одного и того же рода, племени «, 9 букв:
экзогамия

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова экзогамия

Запрет браков в пределах одного коллектива

Обычай в общинно-родовом строе, запрещающий браки внутри определенной группы

Запрет браков в пределах рода; обычно сочетался с эндогамией племени

Слияние половых клеток разного происхождения

Определение слова экзогамия в словарях

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
экзогамии, мн. нет, ж. (от греч. exo — вне и gamos — брак) (этнол.). Обычай, запрещающий брать жен из своего племени, из своего рода, своей социальной группы; противоп. эндогамия.

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от экзо. и греч. gamos ? брак), запрет брачных отношений между членами родственного (род, фратрия ), реже ? локального (община) коллектива в эпоху первобытнообщинного строя (сохранялась и в более позднее время). Многочисленные теории происхождения Э.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Экзога?мия – вне, снаружи + – брак) — запрет брачных отношений между членами родственного ( род , фратрия ) или локального (например, община ) коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя , так и в более позднее время. Многочисленные.

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЭКЗОГАМИЯ (от экзо. и греч. gamos — брак) запрет браков в пределах одного коллектива. Возникла как экзогамия рода, обычно сочеталась с эндогамией племени.

Обычай запрещающие браки

экзогамия — экзогамия … Орфографический словарь-справочник

ЭКЗОГАМИЯ — (греч.) Один из видов первобытного брака, когда жена берется из чужого племени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКЗОГАМИЯ обычай брать жену из чужого рода или племени, путем купли или похищения.… … Словарь иностранных слов русского языка

ЭКЗОГАМИЯ — (от экзо. и греч. gamos брак) запрет браков в пределах одного коллектива. Возникла как экзогамия рода, обычно сочеталась с эндогамией племени … Большой Энциклопедический словарь

экзогамия — запрет, слияние Словарь русских синонимов. экзогамия сущ., кол во синонимов: 2 • запрет (16) • слияние … Словарь синонимов

экзогамия — и, ж. exogamie f., нем. Exogamie этн. Характерный для первобытно общинного строя обычай, запрещающий браки между мужчинами и женщинами одного и того же рода, племени. БАС 1. Лекс. Брокг.: экзогамия; СИС 1937: экзога/мия … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭКЗОГАМИЯ — (от экзо. и греческого gamos брак), запрет браков в пределах одного коллектива. Возникла как экзограмма рода, обычно сочеталась с эндогамией племени … Современная энциклопедия

ЭКЗОГАМИЯ — ЭКЗОГАМИЯ, экзогамии, мн. нет, жен. (от греч. exo вне и gamos брак) (этнол.). Обычай, запрещающий брать жен из своего племени, из своего рода, своей социальной группы; ант. эндогамия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ЭКЗОГАМИЯ — (от греч. ехо вне и gamos брак ) англ. exogamy; нем. Exogamie. 1. Обычай, характерный для общинно родового строя, к рый запрещает браки между людьми одной родственной группы 2. Слияние половых клеток разного происхождения. см. ЭНДОГАМИЯ. Antinazi … Энциклопедия социологии

ЭКЗОГАМИЯ — (от греч. eхo вне, снаружи и games брак), обычай, основанный на запрете брачных отношений между членами родственного коллектива в эпоху первобытнообщинного строя. Многочисл. теории происхождения Э. объединяются в основном в 3 группы. Одни… … Демографический энциклопедический словарь

экзогамия — Неассортативное скрещивание в пределах популяции в отличие от эндогамии более частое спаривание неродственных особей, чем это можно было бы ожидать при случайном подборе пар; в целом Э. приводит к увеличению уровня гетерозиготности популяции.… … Справочник технического переводчика

Экзогамия — см. Эндогамия … Энциклопедия права

Препятствия к заключению брака

Виды препятствий

Для заключения брака недостаточно одного только решения вступающих в него, поэтому оно находится под контролем общества. В брачном церковном праве, учитывающем, что брак для христиан — Таинство, сформулированы условия, соблюдение которых обязательно для заключения брачного союза. При отсутствии этих условий возникают обстоятельства, препятствующие браку.

Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определенного лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определенными лицами из-за их родственных отношений. Кроме того, различаются препятствия, в силу которых брак считается недействительным с момента его заключения и потому подлежащим расторжению. Могут быть также некоторые препятствия, обнаружение которых не влечет за собой расторжения брака, однако подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям.

Абсолютные препятствия к браку

Абсолютными препятствиями к браку, одновременно расторгающими его, считаются следующие.

Первое. Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный.

Второе. Что касается священного сана, то 26-е Апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Согласно 6-му правилу Трулльского Собора, вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам.

Эти церковные правила во времена императора Юстиниана были подтверждены и гражданскими законами. Брак священных лиц, заключенный после посвящения в сан, признавался незаконным. Это видно из 6-го правила Святого Василия Великого и 3-го правила Трулльского Собора. Император Юстиниан в своем постановлении от 18 октября 530 г. говорит так: «Повелеваем браки, которые не позволяются по церковным правилам, чтобы они были запрещены и нашими законами — чтобы дети, рожденные в таком противозаконном браке, не считались рожденными в браке.» (Код. 1, 3, 45). Юстинианов закон должен был утратить свою силу с введением 79-й новеллы императора Льва Философа, определившего, чтобы клирик, сочетавшийся браком после рукоположения, лишался священного сана, но не исключался из клира и вообще не был удаляем от церковных служений, отправлению которых не препятствует второбрачие. По свидетельству церковных канонистов ХII века, в их время применялся закон Льва Философа, а не императора Юстиниана (Вальсамон, Толкование на «Номоканон» IX, гл. 29), хотя сами они придерживаются мнения о том, что всякий незаконный брак клирика, по удалении его от священнослужения, не может сделаться действительным на основании положения греко-римского права, в соответствии с которым то, что не имело законной силы в своем начале, не может приобрести ее впоследствии, после устранения препятствий, отнимающих эту силу. По утверждению Вальсамона, брак священных лиц не является законным и в том случае, если они вступили в него уже после снятия с себя духовной одежды (толкование на 44-е правило святого Василия Великого). Но в практике Греческой Церкви и в позднейшее время не требовалось прекращение брака, заключенного священным лицом во время пребывания в сане.

О том, какова была практика Русской Церкви в первое время, сказать трудно из-за недостатка свидетельств. Начиная с XVI века, в церковной практике делали различия между браком священных лиц до снятия сана и браком после снятия сана. В последнем случае брак разрешался. Но поскольку на этот счет не существовало прямого и четкого правила, практика была нетвердой. Московский Собор 1667 г. признал возможным придерживаться порядка, установленного законом Льва Философа, а также не препятствовать священникам и диаконам, женившимся во второй раз, после лишения их священного сана выполнять обязанности низших клириков. При этом брак их оставался в силе (Соборные деяния, гл. 7, вопрос 3). Подобное отношение к браку священных лиц существовало и в последующие столетия.

Церковнослужители, вступающие в первый брак после посвящения в стихарь, в случае второбрачия, согласно установившемуся обычаю, лишаются права ношения стихаря. Но подобное запрещение зависело от усмотрения правящего архиерея.

Третье. Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Великого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов.

Член Церкви, давший обет безбрачия, по церковным правилам не может вступить в брак, ибо обет девства и безбрачия Церковь сравнивает с обручением Небесному Жениху Христу. Это образное представление духовного единения верующей души, посвятившей себя особому служению Христу, явилось основанием для канонических определений относительно измены данному обету. Поэтому в 19-м правиле Анкирского Собора нарушившие обет безбрачия приравниваются к второбрачным и на них налагается епитимия второбрачных. Строже смотрит на измену обету девства святой Василий Великий. Он считает ее прелюбодеянием и назначает такую же епитимию, какая следовала за прелюбодеяние (правила 18, 19, 50).

Гражданские византийские законы также запрещали браки монашествующим под угрозой наказаний. Впрочем, брак с монахом или монахиней до IV века не подлежал расторжению. Епископ Киприан Карфагенский (III в). писал: «Если (некоторые) посвятили себя Христу, то должны пребывать целомудренными и чистыми, без всякой фальши и с твердостью и постоянством ждать награды девства. Если же не хотят более оставаться в этом состоянии или не могут, то лучше пусть вступают в брак, чем впадать им в огонь от своих согрешений.»

Святой Василий Великий в 18-м правиле свидетельствует, что Отцы Церкви относились к таким бракам кротко, снисходя к немощи поползнувшихся. Но сам он, рассматривая такой брак как прелюбодеяние, прямо говорит: «Должно принимать в церковное общение поемшего деву, посвященную Богу, не прежде, чем он престанет от греха.» О том же говорится и в 16-м правиле Халкидонского Собора: монах, вступивший в брак, подвергается лишению церковного общения. После того, как эта практика вошла в силу, монашествующий по разлучении от брачного сожительства возвращался, иногда принудительно, в монастырь, где и пребывал. Лицо, вступившее в незаконный брак с монахом или монахиней, по разлучении от сожития подвергалось церковной епитимии наравне с монашествующим, а по исполнении ее не лишалось права вступать в законный брак.

Четвертое. В соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920 г.), изданному Патриаршим Синодом при Патриархе Константинопольском Николае (901-907; 912-925), «никто не должен дерзать вступлением в 4-й брак.» А если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим.

Что же касается вступления в третий брак, то, согласно 50-му правилу святого Василия Великого, «на троебрачие нет закона; посему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние.» Таким образом, на третий брак Церковь смотрит лишь как на принимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, и подвергает вступивших в него каноническим прещениям, однако не добивается его расторжения.

Церковь не одобряет и второй брак, видя в нем предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7:39-40). И все-таки всякий вступающий во второй брак подвергается епитимии. Согласно 4-му правилу святого Василия Великого, «второбрачных отлучают на год, другие на два.»

Пятое. Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравственного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отражена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; Кормчая,» гл. 48; «Прохирон,» гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий).

Шестое. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Гражданские законы большинства государств, христианских и нехристианских, объявляют браки с душевнобольными и безумными недействительными. Безумными в этом случае признаются люди, не имеющие здравого рассудка с младенчества.

На Руси еще при Петре Великом на основании Указа от 6 апреля 1722 г. было запрещено допускать к супружеству лиц, не имеющих здравого рассудка с рождения, неспособных ни к научению, ни к службе. И по уставу Духовных Консисторий (ст. 205, 208), браки, заключенные с безумными и душевнобольными, не признаются действительными и подлежат расторжению.

Что же касается физической неспособности к браку, то в Синтагму Влаетаря внесена 98-я новелла императора Льва Мудрого, воспрещающая евнухам вступление в брак. Кроме того, церковные каноны, усматривают аналогичное препятствие для лиц, от природы не способных к брачному сожитию или доведенных до такого состояния болезнью. В Своде Законов и Уставе Духовных Консисторий указанным лицам не запрещено вступать в брак, однако, по прошествии трех лет с момента заключения брака, разрешен развод ввиду врожденной неспособности одного из супругов.

Действительно, физическую неспособность к брачному сожитию можно обнаружить только по совершении брака. До этого подобное состояние является личной тайной вступающего в брак, а часто неизвестно и ему самому, но если о такой неспособности станет известно до вступления в брак, то это рассматривается как препятствие к браку, ибо по самому смыслу брака для его заключения требуется физическая способность к брачному сожитию и со стороны жениха, и со стороны невесты. В подобном случае священник может отказаться от совершения заключения брака, не испрашивая на это благословения правящего архиерея. Физическую неспособность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособностью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода.

В действующих церковных правилах нет запрета венчать глухонемых или слепых.

Церковные законы не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме. Если бы один из незаконно сожительствующих лиц, находясь в состоянии тяжелой болезни и чувствуя приближение смерти, пожелал бы вступить в законный брак и тем прикрыть свой грех, то такой брак не может быть совершен в церкви без разрешения епархиального архиерея.

Седьмое. Для вступления в брак существуют определенные возрастные границы. Возраст, раньше которого не разрешается вступать в брак — брачное совершеннолетие — не всегда совпадает с гражданским совершеннолетием. В «Эклоге» Льва Исаврянина и Константина Копронима для вступающих в брак определен возраст: 15 лет для мужчин и 13 для женщин, а в «Прохироне» Василия Македонянина этот возраст снижен на год — соответственно 14 и 12 лет. Оба эти источника вошли в нашу «Кормчую книгу.» Стоглавый Собор установил норму: брачный возраст для мужчины — 15 лет и для женщин — 12 лет. Однако такая возрастная граница оказалась неприемлемой для России.

Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г. запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. Действие этого указа не распространялось на территорию Кавказа. С тех пор в России установилось два совершеннолетия для брака: гражданское — 18 и 16 лет и церковное — 15 и 13 лет. Брак, заключенный до достижения церковного совершеннолетия, считался недействительным и подлежал расторжению. Недостижение же гражданского брачного совершеннолетия считалось препятствием только запретительным, а не расторгающим. Супругов, заключивших брак до указанного срока (жениха от 15 до 18 лет и невесту от 13 до 16 лет), разлучали до наступления гражданского совершеннолетия, если последствием брачного сожительства не были беременность жены или рождение ребенка.

Если не достигшие брачного совершеннолетия были обвенчаны, а потом разлучены, то по достижении ими гражданского совершеннолетия и при желании продолжить супружество им дозволялось это. Причем союз их подтверждается в церкви по чиноположению, т.е. они снова венчаются с повторением вопросов и ответов, установленных при венчании, относительно свободы волеизъявления к вступлению в брак и с повторением молитв, напечатанных в «Требнике,» в конце венчания. Им предоставляется возможность очистить совесть пред духовником за преждевременное вступление в брак.

В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для вдов — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е). В 1744 г. Святейший Синод признал недействительным брак, заключенный 82-летним старцем, обосновав свое решение таким соображением: «Брак установлен Богом ради умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно; в каковые лета не плотоугодия устраивать, но о спасении души своей попечительствовать долженствовало, ибо, по Псалмопевцу, «человек в силах» может быть только до 80 лет, а «множае труд и болезнь» клонят к смерти человека, а не до умножения рода человеческого.»

Таким образом, Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом († 1700 г.), запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разрешение архиерея.

Восьмое. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты. В 38-м правиле святителя Василия Великого сказано: «Отроковицы, без соизволения отца посягшия, блудодействуют. Но примирением с родителями дело сие мнится имети врачевание. Впрочем оне не тотчас допускаются к приобщению, но запрещаются на три лета.» На основании этого правила Константинопольский Синод в 1038 г. признал недействительным брак дочери, заключившей его без согласия отца. В России эта норма применялась с различными ограничениями. Русские законы ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого, родители, виновные в принуждении детей к браку или в насильственном удержании от брака, подвергались суду.

В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и невесты. Гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания. Поэтому в «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§ 123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию. В Своде законов есть положение, согласно которому брак, заключенный с применением насилия над одним из брачующихся, следует считать незаконным и подлежащим расторжению.

Однако, дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Таким образом предусматривается серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят человеческие и моральные беспорядки.

Митрополит Московский Филарет говорит об этом так: «По делам известны. случаи, в которых иногда родительская власть неблагоприятна для брака, а иногда ослабление этой власти вредно. Если закон, запрещающий брак без согласия родителей, соблюдать во всей силе без ограничения, то постраждут и могут подвергнуться сильному искушению некоторые невинные дети. Если допустить, что всякий достигший гражданского совершеннолетия властен вступить в брак без согласия родителей, то для легкомысленных детей отворится дверь к беспутным бракам. Несправедливо, будто правила церковные позволяют детям самостоятельным и достигшим совершеннолетия брак без согласия родителей. Это позволяют не церковные правила, а законы Греческой империи, которые необязательны для Российской Церкви, хотя и внесены во вторую часть «Кормчей книги.» Поэтому общий закон, запрещающий брак без согласия родителей, пусть остается неприкосновенным. Но. если совершеннолетние дети просят епископа о разрешении им вступить в брак, на который родители не соглашаются по причинам незаконным, то. по дознании. епархиальный архиерей чрез способное духовное лицо увещевает родителей, чтобы они прекратили свое сопротивление браку детей, а в случае безуспешности сего увещания разрешает брак без требования согласия родителей.»

Условные препятствия к браку

Помимо абсолютных препятствий к браку, существуют так называемые условные препятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей.

Первое. Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой — необходимое условие при вступлении в брак. Это относится не только к лицам, рожденным в законном браке, но и к внебрачным детям. Близость кровного родства измеряется степенями, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном — одна степень кровного родства, между дедом и внуком — две степени, между дядей и племянником — три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составляют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и боковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от данного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам. Две прямые линии, происходящие от одного родоначальника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья).

Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и сестер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племянницей — родство в 7-й степени.

Наличие близкого кровного родства рассматривается как препятствие к браку у всех цивилизованных народов. Так, закон Моисея запрещает браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев. 18:7-17, 20, 17). У римлян браки между лицами, связанными кровным родством по восходящей и нисходящей линиям, запрещались безусловно. Запрещались и браки между родственниками по боковым линиям, которые удалены от общего родоначальника на разное число степеней родства (например, дядя и племянница, двоюродная тетя и двоюродный племянник). В отдельные времена этот запрет распространялся на двоюродных брата и сестру.

В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апостольское правило гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире.» Значит, брак между лицами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматривался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й степени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г., состоявшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно расторгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства.

В России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 января 1810 г. Святейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запрещались и подлежали расторжению браки, заключенные между лицами, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не расторгались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиального архиерея.

Второе. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь — во 2-й, племянник мужа и племянница жены — в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа — в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным. Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая степень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) — 1-я степень трехродного свойства.

Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, состоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свойства: «Аще кто совокупляется в общение брака со своею двоюродною сестрою, или аще отец и сын с материю и дщерью, или с двема девами сестрами отец и сын, или с двумя братиями матерь и дщерь, или два брата с двумя сестрами: да подвергаются правилу седмилетней епитимии, явно по разлучении их от беззаконнаго супружества» (прав. 54).

В Х веке при Константинопольском Патриархе Сисинии синодальным актом были запрещены браки между лицами, состоящими в 6-й степени свойства. Указанный акт вошел в 51-ю главу нашей «Кормчей.» Профессор И. С. Бердников отмечал по этому поводу: «Седьмая степень не считалась препятствием к браку. Впрочем, на запрещение или дозволение брака в отдельных степенях свойства (6-й и 7-й) имела влияние не одна сравнительная величина степени, но и то соображение, чтобы в случае дозволения брака не последовало смешения родственных имен и отношений, то есть чтобы старшие родственники не оказались вследствие брака на месте младших, не поступили в родственное подчинение последним. Так, например, если бы дядя и племянник захотели вступить в брак, первый — с теткой, а последний — с ее племянницей, то, несмотря на то, что каждый из них в 6-й степени свойства, брак им дозволяется, потому что и после брака дядя остался бы дядей, племянник племянником. Если бы в этом случае дядя женился не на тетке, а на племяннице, то после этого племяннику нельзя было бы жениться на тетке жены. Хотя степень родства оставалась бы та же самая, но чрез этот брак. дядя по родству кровному сделался бы племянником своего племянника по свойству.»

Указом Святейшего Синода от 19 января 1810 г. безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распространился лишь до 4-й степени (в соответствии с 54-м правилом Трулльского Собора).

Что касается трехродного свойства, то вплоть до XIV века запрещались браки лишь в первой степени, и то лишь в двух случаях: между отчимом и женой пасынка; между мачехой и мужем падчерицы. Но в «Синтагме» Властаря запрещались уже браки между лицами, состоящими и в 3-й степени трехродного свойства. В России указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г. и от 28 марта 1859 г. строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехродного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до четвертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам.»

Кроме свойства в собственном смысле церковное право знает еще так называемое фиктивное свойство. Оно возникает между родственниками обрученных лиц. Поскольку Церковь приравнивает обручение к браку, то и фиктивное свойство служило препятствием к браку между лицами, состоящими в тех же степенях, что и при действительном свойстве. Кроме того, родственники разведенных супругов тоже состояли в отношениях фиктивного свойства. Византийское право ограничивало препятствия к браку, вытекающие из фиктивного свойства, 1-й степенью: запрещались браки между одним из разведенных супругов и детьми другого супруга от нового брака.

Третье. Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. После того, как установилась практика иметь восприемника и восприемницу при Крещении, император Юстиниан запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку, как это.» Отцы Трулльского Собора в 53-м правиле запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых. В «Базилике» запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на 3-ю степень; воспринявший кого-либо от Святого Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника. Определением Константинопольского Синода, имевшим место при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.), наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку. Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь в первой степени — мать воспринятого и восприемника. Однако в указе Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым и между восприемником и воспринятым. Синод находит препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и восприемником, а также родителями последнего. Между тем, по законам Греческой Церкви, не только «духовные брат и сестра,» т.е. лица, воспринятые одним и тем же восприемником, но их потомки до 7-й степени духовного родства не могут вступать в брак.

Четвертое. Препятствие к браку возникает из отношений так называемого гражданского родства — усыновления. В Риме и Византии, входя в семью через усыновление, усыновленный не мог вступать в брак с ближними родственниками усыновителей. Но этот запрет был действителен только до гражданской эмансипации усыновленного или удочеренной.

В IX веке, при императоре Льве Философе, введена была церковная форма усыновления. Лев Философ постановил, чтобы усыновленные через церковный обряд не вступали в брак с кровными детьми усыновителя и после прекращения усыновления в связи со смертью последнего. Впоследствии в Византии установилась практика запрещать браки в родстве по усыновлению до 7-й степени.

В России усыновление производилось в гражданском, а не церковном порядке, и поэтому формально не считалось препятствием к браку. Но, как отмечал профессор А. С. Павлов, «отсюда поспешно было бы заключать о совершенном несуществовании такого препятствия. Уже простое нравственное чувство запрещает усыновителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленному сыну с матерью и дочерью усыновителя. В этом объеме родство по усыновлению признается безусловным препятствием к браку в законодательстве всех христианских народов.»

Пятое. Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака. В чинопоследование Таинства Брака внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому браки, заключенные по принуждению, признаются недействительными. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж.

Шестое. Важное условие для признания действительности брака — единство религии. Оно было необходимо и в соответствии с римским брачным правом. Слова апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? (2 Кор. 6:14), древние христианские писатели и Отцы Церкви (Тертуллиан, св. Киприан, блаж, Феодорит, блаж. Августин) находили имеющими отношение и к браку между верными и неверными. Тертуллиан называл брачную связь с язычниками блудом и считал справедливым отлучать христиан, вступивших в брак с язычниками, от церковного общения. Древняя Церковь запрещала и браки православных с еретиками: «Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками» (10 прав. Лаод. Соб). Эта норма повторена и в 72-м каноне Трулльского Собора: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частию Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит, да будет отлучен.» Однако в том же правиле Отцы Собора, ссылаясь на слова апостола Павла (1 Кор. 7:14) не требуют расторжения брака, заключенного вне Церкви, когда один из супругов обращается в правую веру: «Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком, потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женой верною, то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: «святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже.»

В России в досинодальную эпоху строго запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Но с 1721 г. у нас стали дозволяться браки православных с католиками, протестантами и армянами. Согласно уставу Духовной Консистории (ст. 27), в таком случае вступающие в брак берут на себя обязательство давать детям православное воспитание.

И в остальных случаях жизни христиане руководствовались словами апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)» (1 Кор. 7:12-14).

Итак, одни из рассмотренных нами препятствий к браку носят абсолютный характер, а другие — условный. Как писал епископ Далматинский Никодим (Милаш), «при условной незаконности брака он может быть впоследствии признан законным, если при его заключении были такие препятствия, которые можно устранить без нарушения основы брака. Это бывает: 1) когда брак заключен раньше установленного законом возраста, а между тем супруги уже достигли этого возраста; 2) когда во время заключения брака один из супругов был неспособен к исполнению супружеских обязанностей, а затем излечился от недуга; 3) когда при заключении брака один из супругов в умственном отношении был болен, а затем выздоровел и в полном сознании изъявил согласие на брак; 4) когда при заключении брака было употреблено над известным лицом насилие, угроза или обман, но после этого лицо заявило о своем добровольном согласии на брак; 5) когда старшие не дали своего согласия на брак, а потом согласились; 6) когда венчание было совершено без оглашения, но впоследствии получено дозволение; 7) когда брак был заключен между крещеным и некрещеным лицом, которое потом приняло крещение.» Право на признание законности таких браков принадлежит той церковной власти, к компетенции которой относится решение брачных дел.

В наше время церковный брак лишен гражданской юридической силы. По сложившейся практике священник совершает Таинство Брака только после того, как будет оформлен гражданский брак в органах записи актов гражданского состояния (загса). Православная Церковь признает гражданский брак исходным моментом создания семьи.

Многие из канонических препятствий к заключению брака являются препятствиями для брака и с точки зрения гражданских законов: отсутствие взаимного согласия, слабоумие, несовершеннолетие, наличие близкого кровного родства. Что же касается тех канонических препятствий, которые в гражданском законодательстве не признаются таковыми, то при выявлении их священник может полагаться лишь на признание самих вступающих в брак или заинтересованных лиц. На проведение же дознания, предусмотренного церковным законодательством синодальной эпохи, священник не уполномочен, да и не имеет такой возможности.

Брачное право нуждается в серьезном его изучении применительно к обстоятельствам секуляризованной эпохи, в которой, возможно, более надежным ориентиром могут служить нормы доконстантиновской эпохи (Древней Церкви), чем нормы византийской эпохи, когда в религиозном отношении общество отличалось своей однородностью.

левиратный брак и халица

( ??????? ?????????? , иббум ва-халица ; от иевама — `жена брата`, явам — `деверь`, латинское levir, и халица — буквально `снятие`, `разувание`), предписанный Библией брачный союз между бездетной вдовой и братом ее покойного мужа, и обряд, освобождающий от необходимости заключать этот брак. Обязательный характер левиратного брака, цель его, а также подробности обряда, который совершается над деверем в случае отказа выполнить наложенную на него обязанность, зафиксированы во Второзаконии 25:5–10.

Библейский рассказ о Ие худе и Тамар (Быт. 38; Руфь 4:12) свидетельствует о том, что левиратный брак практиковался еще во времена патриархов, с тем отличием, что эту обязанность, возложенную Моисеевым (см. Моисей) законодательством на брата покойного, возможно, мог в то время исполнять и его отец; о возможности освобождения от левиратного брака в этом рассказе не упоминается. Из книги Руфь явствует, что в эпоху Судей (см. Судей Израилевых книга) обязанность левиратного брака, уже тогда связанную с законом о сохранении личных земельных наделов в пределах колена (Чис. 36:7–9), мог исполнять и другой родственник (Руфь 3:12, 13: 4:1–10). Таким образом, левиратный брак, который в эпоху, предшествовавшую завоеванию Ханаана и образованию наделов колен Израилевых, был рассчитан на сохранение памяти о покойном (буквально «семени» или «имени его» — Быт. 38:8, 9; Втор. 25:6), стал позднее и средством обеспечения несократимости коленных владений.

Талмуд, стремясь ограничить применение закона о левиратном браке и халице, толкует слово бен во Второзаконии 25:5 не только как `сын`, но также как `дитя` (ББ. 109а). Такое толкование получает этот библейский закон и у Иосифа Флавия (Др. 4:254) и в Септуагинте (см. Библия. Издания и переводы). Из этого толкования Галаха выводит также правило, что левиратный брак или халица обязательны лишь в случае, если умерший не имел детей ни от одной из его жен (не только от данной вдовы), причем он не считался бездетным, даже если ребенок умер или же родился после смерти отца (Нид. 5:3; Майм. Яд., Хилхот иббум ва-халица 1:3, 5). Выражение в том же библейском стихе «если братья живут вместе» толкуется как `в одно время`, то есть левиратный брак и халица распространяются лишь на братьев, родившихся до смерти покойного (Иев. 2:1–2). Если все братья покойного малолетние, то старший из них, когда ему исполнится 13 лет (см. Бар-мицва), должен жениться на вдове или освободить ее от брака путем халицы. Сводный брат по матери не подлежит закону о левиратном браке и халице (Иев. 17б). Обязанность левиратного брака касается преимущественно старшего брата умершего, но ее может выполнить и младший (Иев. 2:8). Если покойный имел несколько жен, лишь одна из них должна исполнить закон о левиратном браке и халице (Иев. 4:11, 44а).

Зависимость ( зикка ) между вдовой и деверем возникает сразу после смерти мужа, и до момента левиратного брака или халицы вдова считается шомерет-явам (`ожидающая деверя`); такое вдовство, как и обычное, должно длиться не менее трех месяцев (Иев. 4:10). На протяжении этого периода вдова имеет право получать на прожитие из средств, оставленных покойным. Однако если деверь пытается избежать возложенных на него обязанностей после того, как вдова подала на него в суд за отказ жениться или освободить ее обрядом халицы, суд обязывает его содержать вдову (Иев. 41б); то же в случае, если он болен или находится за границей (ТИ., Кт. 5:4, 29г; Майм. Яд., Хилхот ишут 18:16). В рамках дозволенных еврейской религией браков женщина, освобожденная обрядом халицы, может выйти замуж за любого мужчину, кроме ко хена (Иев. 24а).

Из библейского закона не вытекает требований формального скрепления левиратного брака обрядом киддушин (см. Брак), так как зикка между сторонами возникает автоматически со смертью мужа. Однако позднейшие авторитеты предписывают оформлять левиратный брак, как и всякий другой, указывая также, что брат, вступивший в него, наследует имущество покойного (Иев. 4:7), за исключением имущества, которым тот не владел к моменту смерти, а должен был получить в дальнейшем (например, пропорциональная доля в наследстве еще живого отца). Если же деверь не наследовал ничего от покойного, вдова получала обеспечение согласно ктуббе от нового мужа, «чтобы он не считал легким делом развестись с ней» (Иев. 39а). Отдавший предпочтение халице наследует лишь то, что полагается ему как брату покойного (Иев. 4:7), а вдова — то, что ей причитается согласно ктуббе от умершего (Иев. 85а; Ш. Ар., Э хЭ. 165:4).

Буквальное толкование библейского текста позволяет заключить, что халица предписана, лишь когда деверь по своей воле отказывается жениться на вдове брата, а не тогда, когда он не может или не имеет права сделать это, что в Талмуде сформулировано правилом «кто подлежит левиратному браку, подлежит халице, а тот, кто не подлежит левиратному браку, не подлежит халице» (Иев. 3а). Так, например, когда левиратный брак явился бы кровосмесительным (если вдова является дочерью брата или сестрой его жены) и поэтому невозможен, не нужна и халица. Однако халица была признана необходимой в отдельных случаях и тогда, когда левиратный брак запрещен, — например, между ко хеном и разведенной, — так как при этом, как бывает всегда в таких случаях, связанных с запретительным законом, даже запрещенный брак признается действительным, если он уже заключен (Иев. 2:3, см. ком. Раши к этому месту; ТИ., Иев. 1:1, 2в; см. также Брак. Запрещенные браки). В случае серьезной болезни деверя или значительной разницы в возрасте сторон, а также, когда деверь считался «неподходящим» ( эйно хагун) для данной вдовы и т. п., раввины старались убедить его подвергнуться халице.

Вопрос о предпочтении левиратного брака или халицы всесторонне рассматривается в Талмуде. Поздние таннаи обычно предпочитали левиратный брак (Иев. 109а), но амораи Вавилонии склонялись к предоставлению деверю выбора (Иев. 39а–б). Расхождение во мнениях, по-видимому, возникло вследствие очевидного противоречия между обязательностью левиратного брака (Втор. 25:5) и запретом половой связи с женой брата, которая рассматривается Библией как кровосмешение (Лев. 18:16; 20:21). Вавилонский Талмуд устраняет это противоречие извлечением из сказанного в книге Левит закона, который разрешает деверю жениться на вдове брата, если у нее нет детей от предыдущего брака, и запрещает, если у нее есть дети (Иев. 55а и 111б), в то время как для Иерусалимского Талмуда такое толкование неприемлемо (ТИ., Иев. 1:1, 2б).

Споры по этому вопросу продолжались и в послеталмудическую эпоху. По мнению большинства гаонов Суры, следовало предпочитать левиратный брак, а ученые Пумбедиты склонялись к противоположному мнению. Позднее среди раввинистических авторитетов ученые Испании, — в частности, Ицхак Алфаси (комментарии к Иев. 39б), Маймонид (Майм. Яд., Хилхот иббум ва-халица 1:2) и Иосеф Каро (Ш. Ар., Э хЭ. 165:1) — отдавали преимущество левиратному браку, и до последнего времени их установлениям следовали выходцы из Испании в общинах Северной Африки, а также общины Йемена, Ирака и Ирана и их представители в Израиле (до конца 1940-х гг. — см. ниже). Авторитеты Северной Франции и Германии, — в частности, Раши, раббену Я‘аков бен Моше Там, Ашер бен Иехиэль и Моше Иссерлес — в основном предпочитали халицу. Принятие ашкеназскими (см. Ашкеназы) евреями запрета полигамии (см. Моногамия и полигамия) в значительной мере способствовало постепенному вытеснению в их общинах левиратного брака.

Много внимания уделялось в эпоху гаонов вопросу деверя-отступника, который находился «в стране берберов, среди иноверцев» или «не может прибыть в страну», что ставило вдову в положение агуны. И по этому вопросу расходились мнения: ученые Суры склонялись к облегчительным решениям, а гаоны Пумбедиты были сторонниками более строгих постановлений.

С середины 20 в. обострился вопрос о халице и в случае, если ее должен дать деверь, находящийся за границей, в частности, в странах Восточной Европы или в арабских государствах. Некоторые галахические авторитеты разрешают вдове быть представленной посредником при церемонии халицы; многие другие, в том числе и раввины Израиля, возражают против этого. Данная проблема, а также вопрос о положении вдовы, пока деверь не достигнет установленного Галахой возраста, ожидает своего решения, возможно, в свете уже отмеченных тенденций.

В 1944 г. Верховный раввинат Эрец-Исраэль придал силу религиозно-юридического постановления галахическому решению, обязывающему деверя содержать вдову брата, пока не освободит ее халицой. Следующее постановление раввината в 1950 г. полностью запретило левиратный брак в Государстве Израиль, заменив его обязательной халицой. Это постановление, принявшее за основу нормы, установившиеся у ашкеназского еврейства, но действительное и для сефардских (см. Сефарды) и восточных общин Израиля, было введено с целью «поддержать мир и гармонию в Государстве Израиль, сделав соблюдение законов Торы одинаковым для всех».

Главная часть обряда халицы — разувание вдовой отказывающегося взять ее в жены деверя — рассматривается библейским законодательством как унизительное для последнего следствие его отказа (Втор. 25:9) и представляет собой измененный акт принятого в древности скрепления юридической сделки (Руфь 4:7). Издревле установленные Галахой детали сохранены также и в специально для халицы изготовляемой сандалии: ее форма, материал, из которого она шьется, завязывание ее ремешков и т. п. (Иев. 102б; Майм. Яд., Хилхот иббум ва-халица 4:6; Ш. Ар. Э хЭ. 169:15–21). Обряд халицы проводится бет-дином, состоящим (в отличие от его состава при других религиозно-судебных процедурах) из трех раввинов и еще двух лиц, часто даже не сведущих в законе (см. Ам ха-арец; Майм. Яд., Хилхот иббум ва-халица 4:5; Ш. Ар. Э хЭ. 169:1, 3). Ни один из пяти членов бет-дина не должен быть родственником сторон, подвергающихся халице. Как правило, чрезвычайный бет-дин , проводящий халицу, заседает в синагоге. Следуя библейской традиции, председательствующий раввин задает деверю формальный вопрос: избирает ли он левиратный брак или халицу, — и тот подтверждает выбор халицы. Опершись спиной о стену (обычай опираться о доску для омовения покойников, долгое время существовавший среди восточноевропейских евреев, ныне почти всюду отменен), деверь выставляет вперед правую ногу в зашнурованной сандалии; вдова, а затем и он произносят на иврите предписанные Второзаконием 25:7, 8 формулы, после чего вдова нагибается, правой рукой развязывает ремешки его сандалии, снимает и отбрасывает ее через плечо, плюет перед ним на пол и произносит на иврите: «Так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему, и нарекут ему имя в Израиле: дом разутого» (Втор. 25:9–10). Слова «дом разутого» все присутствующие повторяют трижды. По завершении обряда деверь возвращает сандалию членам бет-дина, а те произносят формулу: «Да будет на то Божья воля, чтобы дочери Израиля не нуждались ни в левиратном браке, ни в халице». С завершением обряда халицы бет-дин вручает вдове так называемый гет халица , который установил танна Ие худа бен Бтера II (Иев. 39б) и сформулировал Маймонид (Майм. Яд., Хилхот иббум ва-халица 4:30), — документ, разрешающий ей «вступать в брак, с кем пожелает».

Из законов, существовавших у народов древности, наиболее близок к библейскому левиратному браку древнеиндийский закон Ману, предписывающий брату умершего бездетным сожительствовать с его вдовой, чтобы рожденным от этой связи ребенком восстановить имя покойного (9:70), но запрещающий ему жениться на ней. Согласно законам хеттов, вдову берет в жены деверь, а если такового нет, то свекор, брат свекра или его племянник (п. 193). Сходство с библейским повествованием о Ие худе и Тамар обнаруживается в древнеассирийском законодательстве, предоставляющем отцу покойного право выдать вдову за другого сына (пп. 30, 33, 43). Сохранению левиратного брака у ряда восточных народов в эпоху распада родового строя способствовал обычай калыма, в силу которого женщина, за которую уплачен калым, считалась собственностью рода или семьи, купивших ее.

Травма ранних браков в Грузии

Каждый год девушки в селах Грузии становятся женами и матерями еще до совершеннолетия. Выиграет ли страна борьбу с ранними браками? English

Share this

Читать еще!

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

Тамуна из села Хихани в Марнеульском районе Грузии замуж вышла 3 года назад. Сейчас ей 18 лет. У нее двухлетний ребенок. В декабре прошлого года муж Тамуны сильно ее избил и выгнал из дома. Она не знает, что будет дальше и как ей жить. Замуж выходить она не хотела, ее похитили.

Сколько таких девочек, как Тамуна, ежегодно в Грузии становятся женами и матерями еще до совершеннолетия, понять сложно. Официальной статистики нет. Многие ранние браки, когда невестам нет и 16 лет, заключаются в церкви или мечети, и чаще всего вовсе не регистрируются официально.

В стране каждый день четыре несовершеннолетние девушки становятся матерями

Грузинские правозащитники подтверждают: проблема ранних браков в стране очень актуальна, реальные ее масштабы неизвестны, а существующее законодательство не в силе помочь, пока жители страны не осознали проблему. По данным организации “Женское движение Грузии”, в стране каждый день четыре несовершеннолетние девушки становятся матерями. Это общая статистика, в которой учтены данные только регистрируемых браков. Что касается нерегистрируемых браков, то никакой статистики по ним не существует.

Департамент гендерного равенства при Аппарате народного защитника Грузии периодически запрашивает информацию, касающуюся ранних браков, от разных министерств. На основе этих цифр составляется оценка числа ранних браков. Так, например, по данным Министерства Образования Грузии в 2020 году 224 школьницы в возрасте 14-16 лет и 351 в возрасте 17-18 лет приостановили учебу в средней школе по причине замужества. Три грузинские женщины шьют в старом городе Тбилиси, 2020. Фото СС: Pablo Andres Rivero / Flickr. Некоторые права защищены.По данным Министерства юстиции Грузии, в 2020 официально было зарегистрировано 611 браков с участием несовершеннолетних. Из них лишь в 17 случаях несовершеннолетними были мальчики, в 578 случаях — девочки. 16 случаев из общего числа составил брак между двумя несовершеннолетними.

По данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Грузия среди стран Восточной Европы по количеству браков до 18 лет занимает второе место. На первом месте находится Молдова с 19%, Грузия – 17% и Турция – 14%.

Руководитель неправительственной организации “Таназиари” Хатуна Бечвая из региона Самегрело-Верхняя Сванетия подтверждает: количество браков среди подростков в ее регионе в последние годы увеличилось. Статистику детей, рожденных женщинами от 15 до 18 лет, можно считать косвенным индикатором числа ранних браков: “Пока у нас нет механизма для определения факта ранних браков. Исключение тут – наблюдение в роддомах. Факт раннего брака фиксируется уже при рождении ребенка, когда молодая мать приходит рожать”.

“Больные” места страны

В докладе ЮНФПА за 2020 год утверждается, что ранние браки на Кавказе распространены в районах с низким уровнем доступа к информации и большим процентом малообразованных жителей. В Грузии это часто происходит в высокогорных районах и там, где компактно проживают этнические меньшинства.

“Это правда, что большинство случаев раннего замужества происходит в Кахетии, Аджарии и Квемо Картли. Это отдаленные, слабо развитые регионы Грузии, часто населенные этническими и религиозными меньшинствами. Но проблема ранних браков не кроется только лишь в названии региона – это проблема всеобщего гендерного неравенства”, — утверждает эксперт по вопросам гендерных проблем Нона Самхарадзе.

С января 2020 года в законодательстве Грузии начали действовать поправки, запрещающие браки с участием несовершеннолетних без разрешения от судебных органов

По ее словам, неравенства много и в других частях Грузии: “Главной целью семьи часто до сих пор является ‘хорошо выдать замуж’ свою дочь. Я слышала о такой практике в Гори, Самегрело, Гурии и других регионах страны. Но, к сожалению, в этих регионах редко проводятся исследования данной проблемы и данных почти нет”, — заключает Самхарадзе.

Пенсионерка в горном селе в Кахети, восточная Грузия. Фото: Регина Егорова-АскероваПо статистике медицинского центра при организации “Таназиари” только в прошлом году в нем было зарегистрировано 38 беременных девочек-подростков. Этот показатель гораздо выше, чем раньше.

“Таких медицинских центров только в региональном центре, городе Зугдиди, с десяток. И везде цифры увеличиваются. Хотя официальной статистики у нас и нету, мы, люди работающие в этой сфере, наблюдаем явный рост ранних браков”, — говорит Бечвая.

Причинами раннего брака в регионе правозащитник называет отсутствие у молодежи информации, социально-экономические проблемы, безработицу, устоявшиеся обычаи и склад социальной жизни кавказских стран. Важную роль играет и незнание законов.

Когда 3 года назад в регионе Квемо Картли будущий муж похитил 15-тилетнюю Тамуну, ее родители, экологические мигранты из Аджарии, не знали, как могут помочь дочери и просто смирились с фактом ее принудительного замужества. После очередных побоев от мужа в декабре прошлого года Тамуна вернулась в родительский дом. Денег у семьи мало. Она не работает, родители тоже еле сводят концы с концами. Никаких алиментов от бывшего мужа Тамуна не требует, так как официально ее брак нигде не был регистрирован.

Счастливых женщин, ставших женами и матерями до своего совершеннолетия, в Грузии очень мало

Еще одной “больной” ранними браками местностью Грузии считается Панкисское ущелье в Кахетии. В ущелье в основном проживают кистинцы — так называют чеченцев из Грузии, потомков переселенцев XVI—XIX века, здесь есть и грузинские и осетинские населенные пункты. В 1990-х годах здесь же обосновались беженцы из Чечни, покинувшие ее во время первой и второй чеченских войн. Большинство населения ущелья – мусульмане.

Ранний брак среди населения Панкисского ущелья на протяжении веков считался обычным делом, но в конце марта совет старейшин Панкисского ущелья принял решение больше не оформлять браки несовершеннолетних в мечетях традиционного ислама. Глава совета старейшин Хасо Хангошвили пояснил грузинским СМИ, что старейшины ущелья обсуждали этот вопрос долгое время и так как законодательство Грузии уже запрещает бракосочетание несовершеннолетних, они тоже решили принять эту практику.

Но это решение относится лишь к мечетям традиционного ислама, в которых оформление браков несовершеннолетних и так было редкостью. В основном, ранние браки в Панкисском ущелье заключают, либо следуя обычаям обычного семейного права, либо в ваххабитских мечетях.

Буксующий закон

В последние несколько лет борьба с ранними браками привела к изменению законодательства: возрастной ценз для вступления в брак повысился до 18 лет, внесен ряд поправок в уголовный кодекс страны, приняты поправки, защищающие несовершеннолетних.

С января 2020 года в законодательстве Грузии начали действовать поправки, запрещающие браки с участием несовершеннолетних без разрешения от судебных органов. Получить согласие суда на брак можно только с 17 лет, тогда как до внесения изменений в закон минимальный возраст для женитьбы составлял 16 лет. Для выдачи разрешения на ранний брак должны быть веские причины, такие как беременность или рождение ребенка.

Большинство ранних браков в Грузии носят насильственный характер. Мнение самых девушек о женихе никого не интересует

Вероятно, новые законы повлияли на ситуацию, но не переломили ее в корне, ведь такие браки, как правило, заключаются не загсах.

Большинство из зафиксированных в Грузии ранних браков ноясят насильственный характер: заключается соглашение между родителями или же проводится ритуал похищения девочек. Их мнение о женихе никого не интересует.

С апреля 2020 года, согласно поправкам в Уголовный кодекс Грузии, принуждение к замужеству уголовно наказуемо (за него грозит от двух до четырех лет тюрьмы). После принятия этих поправок по всей стране начали переодически наказывать мужчин за брак с несовершеннолетними. Зачастую факт бракосочетания имел место в прошлом, но о нем узнавали в роддомах при вторых, а то и третьих родах молодой жены (уже совершеннолетней). Молодые азербайджанцы на улицах Марнеули, южная Грузия. Фото: Регина Егорова-АскероваИ все же часто родственники, соседи, учителя и даже полицейские считают, что ранний брак – это «семейное дело», и не хотят вмешиваться. Грузинские СМИ после ужесточения законов рассказывали истории наказанных семей, выписанные им штрафы, указывая на недочеты в законе, который действует и задним числом. Ранние браки не вызывают широкого осуждения в грузинском обществе.

Это подтверждает исследование, недавно проведенное Аппаратом Народного защитника Грузии. Оно показало, что общество не только не осознает проблему, но и не владеет информацией, что необходимо регистрировать браки, что система алиментов и раздела имущества после расторжения неофициальных браков — не работает. И закон, карающий за брак с несовершеннолетними не эффективен, так как он работает задним числом и то, лишь при регистрации брака либо рождении детей.

Более того, в стратегиях и законе прописаны превентивные меры, но механизм доступа к ним неэффективен: не хватает информации и доступа к контрацептивам, не ведется работа с семьями, в школах не обращается нужное внимание, а правоохранительные органы не обучены работать с этим вопросам. К тому же, система обращения к социальным работникам слишком сложная и их в регионах не хватает физически.

“Мы считаем, что всегда важно к законодательным изменениям добавлять и информационные кампании, направленные на повышение информированности общественности. К тому же, необходимы и другие меры, поддерживающие осуществление закона на практике”, — утверждает руководитель Департамента гендерного равноправия при Аппарате Народного защитника Грузии Екатерина Схиладзе.

Регистрация брака имеет особое влияние на имущественные права женщин, и в Аппарате омбудсмена Грузии считают, что грузинское законодательство должно быть пересмотрено и улучшено в этом направлении.

“Можно сказать, что общественность не готова к реализации такого изменения, но мы должны не забывать о масштабах и серьезности проблемы ранних браков. Законодательные изменения должны иметь в виду и общественное мнение, но мы хотели бы подчеркнуть принципы Конвенции о правах ребенка и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек, которые относятся к защите интересов детей. Принципы этих международных конвенций должны стоять выше всех привычных обычаев и традиционных практик, устоявшихся в народе”, — уверена Схиладзе.

(Не)законный брак

В традиционном обществе важно, чтобы невеста была девственницей. Это ещё один фактор ранних браков. У молодых пар нет другой возможности легализовать свои интимные отношения.

Саломе из города Зугдиди вышла замуж в 16 лет. Ей захотелось близости с первым парнем в своей жизни, и родственники настояли на том, чтобы “узаконить” их отношения. Так принято в западной Грузии, регионе Самегрело-Верхняя Сванетия, где жила Саломе.

Мать Саломе была против того, что бы дочь выходила замуж в 16 лет, но старшие родственники и разговор со священником из местной церкви убедили девушку убежать с любимым молодым человеком на ночь и таким образом выйти за него замуж.

К сожалению, многие люди в регионах и сейчас не знают, что в Грузии был принят закон, запрещающий брак с несовершеннолетними

Вернувшись на следующий день домой Саломе представила родным своего мужа, 17-летнего Эно. Все близкие приняли этот союз и начали считать молодую пару полноценной семьей, хотя ни в церкви, ни в загсе влюбленная пара своих отношений не регистрировала. Традиционно на Кавказе для того, чтобы “узаконить” брак, хватает большого застолья и признания союза семьями и близкими молодых.

Сегодня Саломе 26 лет, она успешная и интересная молодая женщина, работающая на одном из ведущих телеканалов Грузии. Ее дочери недавно исполнилось 9. История Саломе – очень редкий пример удачно сложившейся жизни после вступления в брак в раннем возрасте. Ее и мужа поддержали родители, которые на несколько лет взяли на себя заботу о внучке, обеспечивали и дали возможность получить образование.

Многие подруги Саломе, с которыми она одновременно была беременна, сейчас не так счастливы: у одних уже несколько детей, они так и не закончили школу, не получили профессий. Другие ежедневно испытывают на себе домашнее насилие, а третье – давно вернулись в родительский дом и растят своих детей сами, так как с мужьями не сложилось. Счастливых женщин, ставших женами и матерями до своего совершеннолетия, в Грузии очень мало.

Просвет в сознании

Представители неправительственных организаций, не первый год работающие с этой проблемой, говорят о необходимости создания стратегии по сокращению числа ранних браков и о конкретных превентивных механизмах.

Этнический азербайджанец Шамистан из грузинского города Марнеули в регионе Квемо Картли женился в 19 лет на своей 17-летней возлюбленной Айшан. То, что она выйдет за него замуж, девушка знала еще в 15 лет, когда с познакомилась с Шамистаном и понравилась ему. Айшан лишь хотела закончить школу. Шамистан говорит, что ничего плохого в том, что он женился на несовершеннолетней, нет, так как этот брак создавался по любви и согласию. О законе, запрещающем вступать в брак до 18 лет, Шамистан просто не знал.

Ранний брак был и до сих пор остается обычным частым явлением. И люди не видят в этом ничего плохого

К сожалению, многие люди в регионах и сейчас не знают, что в Грузии был принят закон, запрещающий брак с несовершеннолетними. Ранний брак был и до сих пор остается обычным частым явлением. И люди не видят в этом ничего плохого. Если бы им было известно, что такой брак карается законом и грозит штрафом или сроком, многие не рисковали бы.

Такое мнение относится и к незнанию последствий для здоровья девочки, как физического, так и психологического. Кавказские мужчины абсолютно отдалены от понятия «репродуктивное здоровье» и очень удивляются смертности и высокому уровню заболеваний у их молодых жен. Женщина с дочкой в городе Зугдиди, Самегрело, Западная Грузия. Фото: Регина Егорова-АскероваЖена-ребенок автоматически попадает в группу социального риска. Она не успевает получить даже среднего образования, не говоря о профессиональном – следовательно, сразу же попадает в зависимость от мужа и его родственников. Мать-подросток имеет опасность умереть во время родов – такой риск в пять раз выше, чем женщины после 20 лет. Она больше подвержена осложнениям в виде инфекций, кровотечений, бесплодия.

И хотя школьные учителя обязаны сообщать о случаях ранних браков в агентство социального обеспечения и МВД, они узнают о браке в связи с тем, что ребенок перестает ходить в школу.

Хатуна Бечвая уверена, что для решения проблемы ранних браков необходимо развивать регионы и поднимать сознательность людей: “Мы считаем, что существует большая потребность в проведении информационных встреч и семинаров, привлечения средств массовой информации, в социальной рекламе. В нашей стране существует закон, что означает механизм наказания человека, который женится на подростке. Но осведомленность населения, особенно в регионе, очень низка. Поэтому, необходима определенная информационная кампания с определенными государственными органами”.

“Кроме того, информации о репродуктивном здоровье и контрацепции явно недостаточно”, — добавляет представитель Народного защитника Грузии Схиладзе.

Но давайте вернемся к истории Тамуны. Может быть, если бы ее родителям было известно о законе, карающем за принуждение к замужеству, они смогли бы ей помочь еще тогда, по факту похищения. Тем более им не было известно о социальных работниках, помогающим в таких случаях, о кризисных центрах для женщин, страдающих от насилия в семье и государственной правовой и социальной поддержке таким женщинам. Как говорит сама Тамуна, ее “родители — обычные люди, живущие так, как у нас принято”, а она была слишком молода и наивна, что бы думать о своих правах, законе и свидетельстве о браке.

Именно оно решило бы сейчас многие проблемы Тамуны, начиная от присуждения алиментов и заканчивая разделом общего имущества, если таковое имелось. Теперь же, молодой матери приходится надеяться только лишь на себя и своих родителей.

Читайте так же:

  • Традиции народного воспитания у алтайских народов Этнопедагогическая культура алтайцев Беловолова Светлана Павловна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении 480 […]
  • Традиции народов республики казахстан Уважение к природе Чтобы воззвать к небесам и попросить у них дождя в засуху, в прежние времена всем селением собирали деньги на жертвенное животное, муку и прочие яства. Обряд […]
  • История рекламы интересные факты 15 интересных фактов о рекламе, о которых вы вряд ли слышали 1. В бразильском городе Сан-Паулу полностью отсутствует наружная реклама. Решение избавиться от баннеров и вывесок было принято […]
  • Ритуалы армия Воинские ритуалы российской армии : История зарождения и развития Минер Вячеслав Леонидович 480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ', MOUSEOFF, FGCOLOR, '#FFFFCC',BGCOLOR, '#393939');" […]
  • Зачем людям обычаи Зачем людям обычаи Вербное воскресенье в народе именуется праздником Входа Господня в Иерусалим. В этом году праздник, отмечающийся традиционно за неделю до Пасхи, выпадает на 13 апреля […]
  • Русские традиции дед мороз официальный сайт Сказка "Как Иванушка - дурачок Новый год спасал" - 55.000 р Новогодняя миссия Ягуни LITE - 35 000 р. Гарри Поттер Баба Яга . И многие другие. ИНТЕРЕСНОЕ НА САЙТЕ Дед Мороз, […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *