Еврейские обычаи по пятницам

Законы кашрута

московский раввинский суд

Трудно, наверное, найти человека, который не знал бы, что иудаизм крайне придирчиво относится ко всему, что едят его приверженцы.

И действительно, если в Торе приведены 613 заповедей, строго регламентирующих практически все основные стороны еврейской жизни, то около пятидесяти из них (8 процентов!) касаются вопросов питания.

Другими словами, Тора самым серьезным образом устанавливает, что можно есть, а что нельзя, когда нужно есть, как, в каком порядке и т.д.

Столь повышенное внимание к еде, проявляемое иудаизмом, всегда вызывало недоумение и критические замечания несведущих людей: неужели так важно, что входит в уста человека, разве не важнее то, что исходит из его уст? Более того, многие так и утверждают: дескать, Тора предлагает человеку «диетическую религию», а не религию духа.

(Один из современных еврейских писателей выразился о религии своего народа еще проще – «религия кухни».)

Не всякий интеллигентный человек, будучи евреем, воспитанным вне еврейской традиции, может выразиться так резко.

Но, скорее всего, направление его мысли аналогично: известно, что христианство учит духовности, ибо пришло возвысить человека, облагородить его помыслы и поступки; буддизм занят поисками вечного; конфуцианство разрабатывает мораль.

А тут, в нашей родной религии – сплошные кухонные заботы: эту кастрюлю туда, ту – сюда, того мяса не ешь, того вина не пей, и так без конца, – вот тебе и все «царство духа». Не отмахиваясь легкомысленно от подобных суждений, но и не называя диету духовностью, попробуем выяснить, в чем же состоит смысл заповедей о кашерной пище, почему Тора так настойчива в требованиях их соблюдать, каким образом это соблюдение влияет на жизнь человека и общества, что оно дает нам в личном плане.

Сначала покончим с одним распространенным заблуждением.

Часто приходится слышать мнение, сводящееся к тому, что, мол, заповеди кашрута призваны обеспечить человеку, их соблюдающему, здоровое и полезное питание.

«Дело в том, – говорят такие «специалисты», читатели научно-популярных изданий, – что в древнее время не было холодильников и морозильных камер, а в жарком климате Израиля жирное свиное мясо быстро портится, поэтому его надо было запретить». Продолжение подразумевается само собой: сейчас, в эпоху холодильников и космических полетов, такая примитивная гигиена питания потеряла всякий смысл.

Надо ли говорить о том, что подобное мнение низводит Тору с пьедестала Б-жественного откровения до уровня «книги о вкусной и здоровой пище».

Но даже если признать, что это так, насколько второсортной получилась наша национальная «кулинарная» книга, ведь подавляющее большинство действительно вредных продуктов в ней вовсе не указано – нет ни слова о ядовитых грибах, растениях, рыбах; непонятно, по какой причине привязались именно к свинье. Да и взять хотя бы свинью, – кто сказал, что ее мясо противопоказано людям?

В Африке климат более жаркий, холодильников еще меньше, но в большинстве африканских стран свинина – основной мясной продукт, и что-то никто не слышал жалоб на слабое здоровье африканских негров. Наоборот, болезненной нацией были всегда скорее евреи, т.е. именно тот народ, который тысячелетиями соблюдал законы кашрута.

Впрочем, если даже признать, что соблюдение некоторых законов кашрута может оказаться полезным для здоровья, понятно, что здесь в лучшем случае проявится своего рода побочный эффект. Ибо вопрос о полезном питании Тора оставляет «на совести» человечества, эмпирически познающего окружающий мир. Сама же она ограничилась лишь самыми общими требованиями к человеку заботиться о самосохранении – насколько позволяет уровень его представлений и знаний в данную эпоху. Поэтому ясно, что назначение законов кашрута отлично от всего того, чем занимаются диетологи. Но тогда в чем это назначение состоит?

Обратимся к тексту Торы. Уже самый первый контакт Б-га с человеком заключался в повелении, которое относилось как раз к вопросу недозволенной еды.

«И заповедал Г-сподь Б-г человеку: От всякого дерева сада можешь есть, но от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в тот день, когда вкусишь от него, смертью умрешь».

Здесь запретное дерево названо «деревом познания добра и зла». Однако в дальнейшем тексте оно под этим названием уже не появляется. «Змей же был самым хитрым из всех полевых зверей, которых создал Г-сподь Б-г. И сказал он жене: подл_инно ли сказал Б-г:

Не ешьте ни от какого дерева в саду? И сказала жена змею: из плодов деревьев этого сада мы можем есть, только про плоды дерева, что в середине сада, сказал Б-г: не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, а то умрете».

Как видим, название «дерево познания добра и зла» почему-то исчезло. Для того чтобы объяснить змею, какое дерево запрещено, Хава (Ева) только указывает его расположение в середине сада. Может быть, она не знала, как это дерево называется? Интересно, что и Всевышний, обращаясь к Адаму после грехопадения, не называет имени дерева: «Не от дерева ли, о котором Я заповедал не есть от него, съел ты?»

Все это наводит составителя Мидраша (сборника преданий Устной Торы) на любопытную мысль: дерево, о котором было заповедано первому человеку, ничем не отличалось от остальных деревьев райского сада. «Деревом познания добра и зла» оно названо в начале рассказа потому, что, в конце концов, оно привело человека к познанию зла. Добро и зло перемешались в мире и в самом человеке из-за греха непослушания, причем отныне злое начало свило гнездо не где-то рядом с человеком, а непосредственно в нем самом, в его личности. И все это – как следствие неповиновения воле Творца, а не в силу каких-то необычных свойств самого дерева. То было самое обыкновенное растение, и определить его иначе, как по месту расположения, Хава уже не могла. Но если оно было обычным деревом, почему Всевышний запретил его плоды человеку?

Отвечает Мидраш: «Цель запрета была в том, чтобы Адам, постоянно натыкаясь в саду на это дерево, вспоминал своего Творца и не возгордился».

Здесь лежит ключ к пониманию законов кашрута, ибо все они – всего лишь эхо той единственной заповеди, которая была дана первому человеку. Она внесла в его жизнь напряжение, – только не отрицательное, разрушительное напряжение, связанное с ожиданием неприятностей, а позитивную готовность к обдумыванию каждого своего шага. Ведь большая часть людей живет машинально исполняя привычный распорядок дня, что называется автоматически, плывя по течению, не задумываясь ни о чем.

И даже многие из тех, кто верят в Б-га, живут не лучше. Как говорится, вера в Б-га сама по себе, а жизнь сама по себе, со своим повседневным беличьим бегом в колесе.

Но как привнести мысли о Всевышнем и Его воле в повседневную жизнь? Через заповеди, – говорит Мидраш. Существует одно дерево, плоды которого запрещены в пищу. Гуляя по райскому саду и от раза к разу натыкаясь на него, Адам будет вспоминать: «Вот то самое дерево, которое Творец мне запретил». Утоляя голод плодами сада, он снова вспомнит: «Эти фрукты можно есть, а с того дерева – нельзя, Б-г запретил». Так простое, машинальное действие утоления голода становится осмысленным, обдуманным.

Такова суть еврейского понимания духовности. Почти все религии мира стремятся освободить человека от оков материального существования и вознести его ввысь к далеким и пленительным мирам, чтобы утешить его там незапятнанной чистотой и святостью.

Однако нет ничего опасней, чем отрыв от реальной действительности, чем стремление спрятаться где-то в недрах спасительной вечности, – эту опасность человечество познало на собственном горьком опыте. Наша Тора повелевает еврею твердо стоять обеими ногами на земле, т.е. не убегать к отвлеченной, заоблачной духовности от материальной жизни – как бы трудна она ни была, – а привносить духовность в наш мир, одухотворять быт и повседневность, делая их святыми.

Еврей призван преобразовывать этот мир, не относясь к нему по известной формуле «кесарю кесарево», – иными словами, не разделить, а объединить духовное с материальным. Но чтобы одухотворить земное существование, необходимо возвысить «нижние этажи человеческого бытия», т.е. те сферы своей жизни, в которых человек напоминает животное. Вот откуда происходит столь пристальное внимание иудаизма к еде и питанию: именно утоляя голод, человек в наибольшей степени уподобляется животному.

Чтобы внести святость в эту «низменную» область, необходимо внедрить в нее волю Всевышнего, Который заповедал нам – что разрешено в пищу, а что запрещено.

Несколько раз в день, садясь за стол, еврей вспоминает заповеди Б-га – через те из них, которые касаются еды. Вместо того, чтобы жить двойной жизнью, будучи животным за едой и ангелом в молитве, еврей выбирает жизнь человека, цельного и одухотворенного, для которого нет разницы между едой и молитвой – все свято и возвышенно! Еда из естественной физиологической функции животного организма превращается в служение идеалу.

Такой подход к собственной жизни способен наделить человека истинной свободой.

Говоря простым языком, представьте себе картину: человек идет по улице и вдруг ощущает запах чего-то вкусного, идущий из соседнего ларька. Он направляется к ларьку, отсчитывает продавщице деньги и объясняет ей, что ему надо. В тот момент, когда она протягивает ему лакомый кусок, его рот уже начинает приоткрываться. И понятно, заманчивый запах стимулирует выделение желудочного сока, вслед за ним выделяется слюна, и вот рот – уже готов к приему пищи. Словом, с того момента как внешний раздражитель подействовал на человека, он ведет себя подобно автомату, беспрекословно подчиняясь своим инстинктам (уподобляясь, если угодно, «собаке Павлова», которая выделяла слюну по звонку).

Но что будет, если, получив аппетитный кусок от продавщицы, человек обнаружит, что эта пища ему запрещена? Он проглотит свою набежавшую слюну, закроет рот, а кусок вернет обратно.

Здесь человек говорит: стоп! До сих пор он вел себя как робот, послушно выполняющий заложенную в него программу. Но вот волевым актом он нарушил автоматизм, освободился от ига собственного желудка, перестал быть роботом, т.е. стал свободным человеком.

С этой точки зрения абсолютно неважно, какие пищевые продукты запретить, а какие разрешить, главное, чтобы мы получили разделение пищи на дозволенную и недозволенную, ибо только тогда будет создано позитивное напряжение воли. А уже воля приведет к осмысленности действий в такой рутинной на первый взгляд области нашего существования как питание.

Что касается конкретных областей самих запретов, т.е. почему Тора запретила именно свинину, а не говядину, то подобные вопросы находятся за пределами человеческого понимания.

Но, поскольку Тора что-то запрещает, ясно, что употребление в пищу запрещенных продуктов не проходит бесследно для человека. Говоря о запрещенных животных, Тора предупреждает: «если будете их есть, то осквернитесь ими». Причем еврейское слово «осквернитесь», венитмэтэм, написано без буквы алеф в середине, как требует орфография святого языка, что позволяет ввести добавочное толкование: слово можно прочесть как венитамтэм, возводя его к другому корню – атум, метумтам, «невосприимчивый».

Т.е., потребляя в пищу мясо запрещенных животных, человек становится невосприимчив к духовному миру, к Торе, к ее влиянию на его душу.

Конечно, трудно определить, каким образом пищевой рацион влияет на нашу духовную восприимчивость. В этой области у нас слишком мало знаний.

Ограничившись рассмотрением лишь психических процессов (которые тоже, безусловно, относятся к сфере проявления духовности), отметим, что, например, человек нервный и возбудимый имеет больше шансов получить язву желудка, нежели личность спокойная и невозмутимая. Но какова механика влияния психического аспекта нашего бытия, или говоря более широко, аспекта духовного – на физическую реальность и обратно – мы не знаем.

Философы в таком случае говорят о психофизической проблеме, которая в принципе неразрешима* . Другими словами, нам никогда не понять, как взаимодействуют между собой процессы материального мира, характеризующиеся измеряемыми параметрами (энергия, заряд, координаты, размеры и пр.), и процессы, идущие в духовном мире, где ничто нельзя ни взвесить, ни зафиксировать, ни локализовать.

Все же факт остается фактом: психические процессы (как проекция духовного мира на реальный) впрямую влияют на физиологию, и наоборот.

В нашем случае указанную связь можно выразить такими словами: Создатель мира и всего, что в нем обитает, прямо и недвусмысленно сообщил нам, что употребление животной пищи, запрещенной по Торе, делает человека невосприимчивым к Торе.

Не для доказательства, а в качестве иллюстрации приведем такую историю.

В свое время в Израиле проводились семинары, на которых участники, на несколько дней оставив в стороне свои заботы, занимались исключительно Торой. Обычно семинары проходили на лоне природы, в каком-нибудь лагере или пансионате, где людей обеспечивали всем – едой, жильем и полноценным отдыхом. Так вот, несколько лет назад, некая группа молодых начинающих лекторов поведала одному крупному раввину об исключительном успехе последнего семинара, который они провели.

В чем дело? Оказывается, после занятий, уже разъезжаясь по домам, многие слушатели, ранее очень далекие от иудаизма, вдруг объявили, что желают немедленно начать соблюдать заповеди Торы. «Только не подумайте, что так произошло исключительно благодаря вашим необыкновенным лекциям, – охладил радость преподавателей раввин. – Вы сами сказали, что слушатели всю неделю провели в гостинице, где их кормили строго кашерной пищей. Стоит ли удивляться, что у людей раскрылись уши? Просто наконец-то они восприняли то, что, скорей всего, слышали и раньше, однако до сих пор слова Торы проходили мимо них»…

Вернемся к нашей теме. Все сказанное выше – достаточно убедительно для тех, кто стремится к духовной жизни. Однако многие наши современники, живущие в эпоху, познавшую ужас Освенцима и ядерной бомбы, – прежде всего гуманисты и моралисты.

Духовность интересует их куда меньше, чем гуманность. «Неужели соблюдение законов кашрута может помочь нам стать более гуманным, более нравственным?» – спрашивают такие люди, если они, конечно, достаточно интеллигентны и не замкнуты на своих проблемах. Постараемся ответить и им.

Отмечено, что соблюдение законов кашрута несомненно изменяет отношение человека к пролитию крови.

Заповеди Торы, касающиеся «кулинарной темы», представляют собой некий оптимальный компромисс между вегетарианством и употреблением в пищу мяса животных. Это требует объяснения.

Вначале Всевышний разрешил Адаму питаться только плодами и зеленью, т.е. человек изначально создан абсолютным вегетарианцем. Как видим, утопический идеал человека был реализован Творцом уже в самом начале. Что за идеал? – Тот, кто не забирает жизнь ни у кого другого. Всевышний как бы обратился к Адаму: кто ты такой, чтобы забирать жизнь у прочих созданий!

Однако после грехопадения и изгнания из райского сада, человек деградировал, тем самым способствуя нарушению равновесия во всем мире. За пределами рая началась борьба между человеком и животными (а также между человеком и человеком). Когда человек не грешит, когда он является тем, кем был создан, т.е. настоящим человеком, – тогда он царь мира, и вся природа преклоняется перед ним. Самые неукротимые хищники, завидев его, трепещут, и не потому что боятся, что он причинит им зло, нет, они ощущают его превосходство, и поэтому испытывают благоговейный страх перед ним. Такова реальность мира, и можно привести множество рассказов совсем недалекого прошлого о людях, которые, будучи по-настоящему великими, непосредственно контактировали с дикой природой, и никакие хищники их не трогали. Так было и с Адамом.

Но стоило человеку согрешить, как бывшая в нем духовная сила, которая внушала животным страх, покинула его. Звери подняли голову и стали нападать на человека. Вынужденный обороняться, он нередко убивал животных и начал есть их мясо, чтобы не пропадало добро. Постепенно, привыкнув употреблять животное мясо в пищу, он начал специально охотиться на животных только для того, чтобы обеспечить себя едой, не считаясь с их жизнью. Жизнь перестала быть в его глазах неприкосновенной; не раздумывая, он стал сеять смерть налево и направо.

Таким застает человечество всемирный потоп. Когда от Ноаха (Ноя) произошел новый людской род, Б-г заключил с ним союз и начал поэтапно вводить ограничения. Сначала было запрещено мясо неубитых животных, эвэр мин ахай. (Вспомним, что пишется в книгах про обычаи кочевых народов: проголодался всадник на переходе – отрезал прямо на скаку что-нибудь от своего боевого коня, сунул под седло и через час-другой съел.)

Почему запреты были приняты не сразу? И почему нельзя было вернуть новое, послепотопное человечество к райскому положению, запрещавшему убивать животных? Дело в том, что Б-г воспитывает новое человечество. А воспитать сразу, за один раз, согласитесь, невозможно.

Кстати, социологи и психологи утверждают, что в любом современном обществе, в котором забота о животных доходит до крайности, наблюдается пренебрежительное отношение к человеку, доходящее, порой, до жестокости, и, чем трогательнее забота о животных, тем жестче отношение к царю природы.

Члены партии «зеленых» с легким сердцем пустят ко дну китобойное судно вместе с экипажем, а случаи уличных нападений на людей, которые надели натуральные меха, вообще перестали регистрироваться европейскими полицейскими как преступление.

Парадокс, но факт – Гитлер был большим любителем собак и состоял в организации по охране животных, боровшейся против проведения опытов на животных.

Поэтому, когда Б-г занялся воспитанием человека, Он начал с самых элементарных вещей: сперва запретил только самую откровенную жестокость – употребление мяса неубитого животного. Эту заповедь обязаны соблюдать все сыновья Ноаха – не только евреи, но и все современное человечество.

Пока на арену истории не вышел народ, произошедший от Авраама, воспитание человека ограничивалось только одним запретом – на мясо неубитых животных. Еврейский народ был поднят Всевышним на следующую ступень воспитания: ему – и только ему – Тора категорически запретила употреблять в пищу кровь животных, ибо кровь впрямую связана с живой душой. Пролив кровь животного, человек забирает у него душу.

Этот запрет, безусловно, влияет на наше отношение к пролитию крови. Указанная заповедь как бы говорит человеку: ты хочешь убить животное, взять у него душу и съесть его мясо, но знай, что кровь – носитель живой души, а поэтому оставь ее, не трогай. Пролитую кровь Тора велит покрыть землей, чтобы она не была видна, а ту кровь, что осталась в мясе, необходимо перед употреблением в пищу полностью из мяса вывести, что достигается промыванием и специальным засаливанием.

Скажите, можно ли считать случайностью, что на протяжение тысячелетий убийства в еврейском народе были чрезвычайно редки? Никто не возьмется утверждать, что у евреев меньше ссор, меньше конфликтов между людьми. Наоборот, горячность своего характера евреи проявляют и в быту, и в истории, и в современной политике. Тогда почему, как правило, евреи не торопятся хвататься за ножи? Разве мы хладнокровней итальянцев, испанцев и греков? – Все дело, видимо, в соблюдении законов кашрута. И действительно, там, где эти законы соблюдались в полной степени, количество убийств внутри общины было значительно ниже, чем в окружающей нееврейской среде.

Впрочем, на этом воспитание еврейского народа не закончилось.

Творец мира предложил ему подняться еще на одну ступень: отныне для евреев все животные были разделены на две группы – те, что вообще разрешены в пищу, и те, что, безусловно, неразрешены.

Сказано в Торе: «Вот животные, которых вы можете есть из всего живого на земле: всякое с раздвоенными копытами и т.д.» Один из комментаторов Торы отмечает, что нигде в Пятикнижии мы не найдем фразу, разрешающую, например, пить воду.

Почему? Да потому, что таков естественный способ утоления жажды, а Тора перечисляет повеления и запреты, но не естественные функции человека.

Следовательно, то, о чем Тора говорит: «вот животные, которых вы можете есть», – означает, что без специального разрешения Торы никаких животных в пищу употреблять нельзя.

Всевышний как бы объявляет человеку: Я знаю, что ты слаб, поэтому вынужден позволить тебе мясо убитых животных, но знай, что на это требуется особое разрешение. Т.е. в данном случае Тора принесла не запрет, а разрешение употреблять в пищу мясо некоторых животных, – далеко, кстати, не всех. Вывод: поскольку требование вернуться к прежнему райскому состоянию было нереальным и несвоевременным, Творец позволил человеку есть некоторые виды животных.

Интересно, что этими видами оказались домашние животные: корова, овца, коза, – а также домашняя птица: куры, гуси, утки, индюки и др. Все они питаются исключительно растительной пищей, хищников среди них нет. К тому же все они вполне спокойно относятся к несвободе, с удовольствием принимая на себя власть человека, т.е. прекрасно размножаются в неволе и т.д.

Результат соблюдения всех этих законов таков, что каждый раз, когда еврей садится за стол, он вспоминает о святости жизни.

Охота как спорт никогда не была еврейским хобби. Сколько можно найти среди евреев охотников-любителей и рыболовов-спортсменов? В конце прошлого века в Европе (и в частности в российской Академии наук) широко обсуждался вопрос о шхите, еврейском способе забоя скота. Критики шхиты утверждали, что она приводит к мучениям животных перед смертью, чего не наблюдается, например, при электрошоке. Любопытно, что среди тех, кто в Швейцарии, Германии и Польше критиковал евреев за жестокий убой скота, были и такие, что каждое воскресенье надевали высокие сапоги и поднимались в горы или ехали на лесные болота соревноваться между собой в отстреле уток .

По закону Торы, животное должно быть умерщвлено легким (без нажима) движением очень острого ножа, которым перерезаются сонная артерия, пищевод, яремная вена и трахея со стороны шеи. В результате животное моментально теряет сознание и не чувствует никакой боли (поскольку перерезаны нервы и прекращено кровоснабжение мозга).

Нож, которым производится разрез, должен быть абсолютно гладким, без малейшей зазубрины.

Резники проверяют свой нож, проводя его лезвием по ногтю. Если человек не в состоянии почувствовать мельчайшие неровности поверхности, он не может стать резником. Таким образом, способность тонко чувствовать – первое требование, предъявляемое к кандидату.

Второе – обширные и глубокие познания в Талмуде и многочисленных законах шхиты, требующие нескольких лет напряженной учебы. Иными словами, если у других народов забоем скота всегда занимаются не самые, так скажем, мирные и кроткие представители общества, то у евреев, по закону Торы, этим могут заниматься только умудренные знаниями и опытом люди, которые снискали себе уважение не тем, что они резники и «мясники», а своей интеллигентностью и благочестием.

Не случайно, испокон веков самым ученым в еврейской общине после раввина считался резник.

Но шхитой дело не заканчивается. После убоя проверяют внутренности животного, чтобы выяснить, не является ли его мясо трефным. Что такое трефное мясо? Если при обследовании, которое проводит сам резник, обнаруживается, что у убитого животного обнаружено хотя бы одно из 18 установленных мудрецами Талмуда поражений жизненно важных органов, то мясо такого животного есть нельзя – оно трефа. Эти поражения таковы, что они делают животное нежизнеспособным, т.е., не будь шхиты, животное в течение года погибло бы от болезни, приведшей к изменению данного органа, или от травмы. Например, обнаружено отверстие в пищеводе, сердце или других важных органах. В Талмуде перечислены все подобного рода нарушения и их влияние на жизненность организма в целом* .

Надо признать, что все, сказанное до сих пор о смысле и назначении заповедей кашрута, – не более чем домыслы человека: Всевышний, давая нам Тору, не открыл смысла ее заповедей.

Что касается нас, то мы исследуем вопросы кашрута не для того, чтобы решить – соблюдать нам его или не соблюдать. Вопрос о соблюдении лежит совсем в другой плоскости.

Но тот, кто знаком с человеческой природой, не может не признать, что человеку, даже решившему исполнять заповеди, трудно приступить к их исполнению, если он совсем не понимает их смысла. Поэтому еврейские мудрецы и занялись в свое время вопросом, который называется в иудаизме таамей мицвот, «смысл заповедей», вернее даже не смысл, а их вкус – таам, «вкус заповедей Торы».

Мы хотим, чтобы нам было вкусней, приятней выполнять заповеди Торы. Поэтому мы и задумываемся над тем, как они влияют на жизнь человека и общества, но при этом не тешим себя иллюзией однажды получить исчерпывающий ответ. Понятно, что все наши рассуждения и построения обречены вечно оставаться в области чистой теории; проверить на практике можно только выводы, но не предпосылки. Так что все, что нам остается, – приступить к практической их реализации.

Тому, кто хочет ознакомиться, скажем, с Парижем, не поможет разглядывание красочных парижских путеводителей; как минимум, он согласится на живую прогулку по его улицам. То же самое и в нашем случае: лишь начав практиковать законы кашрута, мы мало-помалу начнем вникать в их смысл. А потом, глядишь, и войдем во вкус!

Так сказал царь Давид, автор книги Псалмов: «Вкусите – и увидите, что Г-сподь благ».

Попробуйте сами – и с Б-жьей помощью убедитесь!

(забой скота в соответствии с религиозными правилами)

Шхита — это разрезание горла острым, как бритва, ножом.

Причинение боли любому живому существу категорически запрещено еврейским законом.

Доказано, что шхита — это наиболее гуманный способ убоя животных .


Нож для крупного скота


Нож для мелкого скота


Нож для птицы

Секрет безболезненности шхиты в остроте лезвия и точности разреза. Вспомните, когда вы в последний раз порезали палец.

Он вероятно довольно сильно болел, если вы порезались обо что-то не особенно острое. Если порезать палец очень острым ножом, боль ощущается не сразу, а лишь спустя несколько минут. Иногда порез обнаруживается только с появлением крови, в момент пореза ничего не чувствуется.

Нож для шхиты острый, как бритва, так что животное не ощущает пореза. По обе стороны шеи животного проходят артерии, несущие кровь к мозгу (сонные артерии). Как только эти артерии перерезаны, кровяное давление в мозгу немедленно падает до нуля и животное теряет сознание. К тому времени, как оно могло бы что-то почувствовать, животное уже мертво.

ЗАПРЕТ НА КРОВЬ

В Торе сказано: «Никакой крови не ешьте»

(подразумевается кровь тех видов, что зовутся теплокровными, т.е. птиц и млекопитающих).

Устная Тора разъясняет, что запрещена только артериальная и венозная кровь, но запрет не касается находящейся непосредственно в мясе капиллярной крови, если она неподвижна.

Практически это означает, что даже если в куске мяса, кроме капилляров, нет других кровеносных сосудов, то проблема все же остается: во время приготовления под влиянием нагрева капиллярная кровь сдвинется со своего места и тут же станет запрещенной, заодно запретив весь кусок.

Поэтому перед варкой или прожариванием мяса на сковороде надо удалить из него всю кровь, что достигается высаливанием. Поступают следующим способом: мясо полчаса вымачивают в воде, затем его солят со всех сторон, используя соль среднего помола, после чего кладут на решетку, чтобы могла стечь адсорбированная солью кровь. Через час мясо трижды промывают.

Мы привели самое краткое описание процесса, поэтому тот, кто привык покупать на рынке живую птицу или свежее мясо, должен выяснить у авторитетного раввина все подробности. Тем же, кто покупает мороженные мясные продукты, следует удостовериться, что они были высолены до заморозки, о чем обычно свидетельствует надпись на иврите

????? ????? ???? (откашеровано и высолено в согласии с законом).

Подавляющее большинство мороженного мяса и птицы в Израиле высолено, проблема возникает лишь с замороженным мясом, привезенным из-за границы, например, из Южной Америки, поскольку, как правило, значительная его часть не высаливается до заморозки. Казалось бы, можно было, предварительно разморозив, высолить мясо дома. Однако многие авторитеты считают, что за время, прошедшее с момента забоя, кровь засохла настолько, что уже не выйдет наружу под воздействием соли, – зато при изменении температуры ее может абсорбировать вода (когда мясо будет тушиться или вариться для супа), а поэтому изначально (лехатхила) такое мясо вообще не следует покупать. Если же по ошибке оно уже куплено, следует обратиться за консультацией к раввину.

Наиболее актуален вопрос с печенью, в которой содержится огромное количество крови.

Тора не запретила употреблять в пищу печень, потому что ее кровь не запрещена, – но только до тех пор пока она не выйдет наружу. Однако в том-то и дело, что, в отличие от любого другого мяса, вывести из печени всю кровь высаливанием невозможно из-за ее количества. Сколько ни соли этот орган, в нем всегда останется часть крови, которая выделится во время приготовления и сделает весь кусок запрещенным. Поэтому варить или жарить печень на сковородке, даже круто посолив ее со всех сторон, нельзя ни «изначально», ни «постфактум» (мясо придется выбросить, а кастрюлю или сковородку откашеровать заново).

Единственный разрешенный способ приготовления печени – обжаривание ее на открытом огне (или над раскаленной спиралью грильницы; впрочем, вопрос о применении грилей сложен, а потому надо посоветоваться с раввином). Только тогда выделяющаяся кровь стекает вниз и не впитывается обратно (как это происходит в кастрюле или на сковородке). Что касается той крови, которая, не выделяясь наружу, остается в мясе, то она, как сказано выше, разрешена в пищу.

Каким образом жарится печень?

а) Целую печень предварительно надрезают вдоль и поперек, чтобы вскрыть вены. Впрочем, покупаемая сегодня печень уже надрезана по краям, а этого достаточно.

б) Смывают водой кровь с поверхности, затем немного просаливают.

в) Сразу же после этого раскладывают ее на решетке над огнем.

г) Прожаренную таким образом печень следует еще раз омыть водой. Теперь ее можно или сразу подавать на стол, или продолжить приготовление – отварить в кастрюле, потушить на сковороде и т.д.

Затруднения вызывает только та печень, которую не обработали в течение трех суток после убоя животного. По мнению большинства авторитетов кровь в ней затвердела настолько, что не выйдет наружу даже под воздействием огня; но варка в воде разжижает ее, и тогда печень, сварившаяся в собственной крови, становится запрещенной. Таким образом печень, пролежавшую более трех дней, можно только жарить, но после жарки варить или тушить ее запрещено. Что касается печени, которая была заморожена в течение трех дней после убоя, то некоторые авторитеты считают, что ее после прожаривания можно варить.

И последнее замечание: нельзя держать печень в течение 24 часов или больше ни в воде, ни в сухом сосуде, в котором нет стока для крови, ни в целлофановом пакете. Если по нашей невнимательности она пролежала больше указанного срока – следует обратиться за консультацией к раввину.

Шабат, шалом!

Вот как повезло евреям – праздник у нас каждую неделю! Да, священная Суббота – это не просто выходной, а самый настоящий праздник. Конечно, Шабат очень отличается от остальных еврейских важных дат.

, он бывает не раз в год, а намного чаще. , он не связан с определенным историческим событием. Хотя… это как посмотреть. Ведь мы отмечаем Шабат в память о главном событии человеческой истории.


Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает передышки. «Передохнул» или «остановился» – так переводится слово «шабат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день – день остановки, передышки – это суббота.

Среди заповедей, которые Всевышний передал Моше на горе Синай, была и заповедь соблюдать субботу. Что это означает?

Но соблюдение этой заповеди только кажется легким. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому людям запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого мы создаём или изменяем.


Есть несколько видов работ, которых нужно избегать во время Шабата. Первая – это приготовление еды. Но ведь субботний праздничный стол – важная часть традиции! Так что еврейским хозяйкам приходится трудиться заранее, в четверг и пятницу. В субботу пищу нельзя будет даже подогреть. Если, конечно, не оставить плиту включённой с пятницы.

Ещё один запрещённый вид работы – все, что связано с изготовлением одежды. Не только шитьё и вязанье, но даже отрывание ниток или стрижка животных! Кроме того, нельзя ничего писать и строить.

Ну, хорошо, вы уже поняли – в субботу нельзя работать. А что же можно и нужно делать в субботу?

Нужно обратиться к Богу. И вообще подумать обо всем важном, прекрасном, глубоком – о том, о чем в будни нам думать обычно некогда.

Кстати, Шабат начинается ещё в пятницу вечером – сразу же, как зайдёт солнце. Праздник приходит в семью, в каждый дом. Мама зажигает субботние свечи и читает молитву. Потом, когда все садятся за стол, папа или дедушка говорит кидуш – благословение – над бокалом виноградного вина или сока. Но есть пока никто не начинает: нужно ещё произнести благословение над хлебом. Хлеб в этот день на столе не обычный, а праздничный – плетеная золотистая хала. Когда вино и хлеб благословлены, можно ужинать.


Во время субботней трапезы обычно разговаривают не о том, кто какие оценки получил в школе, и не о том, что происходит у папы на работе, и не о том, с кем поссорилась бабушка во дворе. Если это религиозная семья, папа может рассказать интересное о священной книге – Торе. Но даже если ты и твои родные не очень строго соблюдают еврейские обычаи, ничто не мешает вам петь. , прямо за столом! Есть специальные субботние застольные песни, очень простые и веселые. С ними в дом и в душу приходят покой и радость.

В пятницу вечером и в субботу утром и днем мужчины приходят в синагогу. Молитвы, звучащие там во время Шабата, – особенные. Не такие, как в будние дни.

Заканчивается Шабат субботним вечером. Проводится церемония под названием Авдала. Это переводится как «разделение» и означает, что мы разделяем праздник Шабат и рабочую неделю, которая нам предстоит. Все говорят священной субботе «до свидания» и возвращаются к будничным заботам.

Для Шабат – поистине священный праздник. Но даже те евреи, которые не соблюдают всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю, поют песни. И тогда приходит Суббота!

aquatek_filips

Жизнь в путешествиях

Еврейский Шаббат и с чем его едят

Штирлиц вошел в комнату и услышал голос Мюллера: «Штирлиц, не включайте свет». — «Шаббат», — подумал Штирлиц.
Что же это за Шаббат такой?? Почему евреи так строго к нему относятся, что даже для включения света в доме им приходится нанимать арабов, лифты в многоэтажках не имеют кнопок и останавливаются на каждом этаже, а воры могут без проблем войти в незапертый еврейский дом?

Раннее субботнее утро — самое тихое время в Израиле: людей нет, машин нет и кажется, что даже воздух замирает…
Пятница в этой стране отличается от всех остальных пятниц в мире тем, что за ней неминуемо следует шаббат. Вдруг в одночасье город затихает и пустеет, переворачивая страницу ушедшей недели, и теперь все начинается с чистого листа.

Шаббат для еврея – одна из десяти главных заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, которые необходимо выполнять. Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает отдыха. «Передохнул» или «остановился» – так переводится слово «шаббат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день – день остановки, передышки – это суббота.

Еврейский шаббат существовал даже в Древнем Египте, утверждают некоторые историки. Евреи, пребывавшие в египетском рабстве, получили разрешение на отдых в субботу благодаря Моисею. Он вырос в семье фараона и на протяжении многих лет наблюдал за изнурительной работой своих собратьев. Ему стало жалко их, и он обратился к фараону с просьбой подарить рабам день отдыха в неделю. Фараон согласился. Поэтому шаббат напоминает евреям не только о 4-й заповеди Всевышнего, но и об исходе из египетского рабства.

Шаббат начинается с появлением трех звезд на небе (специально вычисляется и печатается в календарях, газетах, его время напоминается во всех теленовостях) в вечер пятницы до того же момента в субботний вечер. Причем, если разобрать неделю по дням, то для евреев она выглядит так: среда, четверг, пятница, Шаббат, воскресенье, понедельник, вторник.

Шаббат встречают шаббатней трапезой. Женщина зажигает свечи, муж читает кидуш – благословение — на Шаббат, разливается шаббатнее вино (похожее на кагор) или виноградный сок, преломляется хала – специальный шаббатний хлеб. Вся семья сидит вокруг стола и встречает Шаббат – общаются, кушают, поют песни.

В Израиле женщину называют «светом дома». Ей отведена важная роль в приготовлении к шаббату. В пятницу утром она начинает готовить халы и различные блюда к столу. При этом пробует каждое приготовленное блюдо. Но делать это она обязана правильно: не выплевывать пищу, а проглатывать еду, произнося Брахи. Праздничный стол обязательно должен быть покрыт скатертью до конца праздника (желательно белого цвета). Перед шаббатом каждый мужчина и каждая женщина принимают ванну или душ. Если же до праздника остается мало времени, то допускается умывание водой только рук и лица.

Свечи, а их обычно две, должны зажигаться не позднее чем за 18 минут до захода солнца. Их нельзя переносить с места на место.
За стол домочадцы и гости должны садиться в хорошем настроении, забыв про проблемы повседневности и тревоги. Трапеза должна состоять из лучшей еды: рыбы, мяса и различных лакомств. На стол обязательно подается две халы в память о небесной манне, которую подарил Всевышний евреям, когда они возвращались из Египта по пустыне. В тот день Бог дал людям небесного хлеба в два раза больше. Считается, что во время шаббата в доме должна царить атмосфера радости и покоя.

О запретах. Не все виды деятельности, которые запрещены в шаббат, у нас принято считать работой. Например, писать (хотя, читать можно, но только религиозную литературу) или развешивать белье, включать/выключать свет или завязывать шнурки. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого что-то создается или изменяется.
Для религиозных евреев шаббат – священный праздник, который посвящают Богу, семье и друзьям.
Но даже те, кто не соблюдает всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю.

В шаббат нельзя заниматься приготовлением еды, даже подогревать еду запрещается. Но субботний праздничный стол – важная часть традиции! Вот и приходится еврейским хозяйкам крутиться заранее, в четверг и пятницу. Вот и бегут они по магазинам и рынкам в поисках провизии на ближайшие дни – с сумками, рюкзаками, чемоданами, тележками… Об этом читайте в следующей части рассказа о субботнем Израиле.
Пожилая дама в шляпке, сложном платье и на каблуках говорит своей подруге: «Я их очень всех люблю, прямо вот обожаю, и Ленечку, и Моню, и Аню, и Мишеньку с семьей, и Борю, они такие прекрасные, но каждый шаббат накрывать стол на двадцать человек! Мне хочется лечь и умереть под этим столом!»

В Торе описаны 39 видов деятельности, которые запрещены иудеям в субботу, но сейчас этот список сложно назвать актуальным. Современные правила сводятся к пяти идеям: запрещено работать; включать и выключать электрические приборы; путешествовать в чем-либо (автобусы, автомобили, самолеты и т.п.); готовить еду любым способом (есть еду можно); нельзя заводить мотор машины, но если кто-то другой заведет ее, то можно ехать; нельзя зажигать свет, но можно вместо себя нанимать для этого арабов. Может тут и кроется секрет того, что рядом с евреями практически всегда можно найти арабов, и не только в Израиле. И между прочим, нельзя курить! Вообще тема запретных и разрешенных действий очень обширная, есть масса нюансов, на еврейских форумах раввины подробно разбирают и растолковывают каждую возникающую ситуацию. В сети также можно найти лайфхаки от евреев, соблюдающих шаббат, но живущих в светских государствах. Например, ждать возле двери подъезда по кто-то не наберет код замка или включить дурочка, когда нужно расписаться на документе.

— Пойдем на море?
— Никто не ходит на море в шаббат, — отвечают тебе и крутят пальцем у виска.
— Почему? — спрашиваешь ты.
— Потому что в шаббат на море не протолкнуться.
К вечеру субботы город оживает — в кафе все столики заняты, по набережной гуляют отдохнувшие горожане.

Шаббат не только встречают, но и провожают. Церемония называется «Авдала» от слова «отделить» – нужно отделить святой день от рабочей недели, которая предстоит. Все говорят священной субботе «До свидания» и возвращаются к будничным заботам.
Как только в пятницу зашло солнце, в Израиле меняется приветствие. С этого момента и до ночи субботы принято при встрече говорить “Шаббат Шалом”. Как только шаббат заканчивается, используется уже другое приветствие “Шавуа тов”, что переводится как “Хорошей недели”.

— Шаббат ушел, но… он всегда возвращается. Евреи говорят, что «Мирная суббота» — это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев».

Путешественники и шаббат.
Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта придется добираться на такси, т.к. общественный транспорт не работает. Кроме того, в шаббат действуют повышенные тарифы на поездки на такси +25%.

В некоторых отелях есть специальные лифты, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом.

В шаббат не работает общественный транспорт, ж/д движение полностью останавливается, автобусные линии закрываются, кроме некоторых исключений.

Есть улицы, на которых в субботу полностью запрещено движение. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала шаббата.

Магазины: в местах развлечений и туристических местах они закрываются только в пятницу с 16-00, в субботу с утра обычно все открыто.

Многие достопримечательности закрыты, и тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в шаббат открыта и площадь около нее переполнена.

Все экстренные службы (полиция, пожарная, и т.д) и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью – ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.

Иудейский праздник Пурим

Пурим — иудейский праздник спасения евреев от рук врагов во времена правления персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса).

В 355 году до н.э. Аман — верховный сановник при дворе Артаксеркса, добился от царя принятия указа о полном истреблении всех евреев в империи. Стараниями же духовного лидера евреев Мордехая и его племянницы Эстер, которая, храня в тайне свое происхождение, стала женой царя, планы Амана были сорваны.

Сам он был казнен, а евреи получили право защитить себя и убить всех врагов.

Название праздника происходит от слова пур (аккадское пуру — жребий), который бросал Аман, чтобы назначить месяц истребления евреев.

Согласно книге Эстер, евреи Персии уничтожали своих врагов 12 и 13 адара (месяц еврейского календаря, февраль-март), а 14 адара праздновали свою победу и избавление — Пурим. В столице, городе Сузы (Шушан), избиение врагов продолжалось еще один день, а празднование победы состоялось там 15 адара. Поэтому 15 адара называется Шушан Пурим и празднуется в городах Израиля, которые при Иегошуа бин Нуне (Иисус Навин, предводитель израильских племен в период завоевания Ханаана, сподвижник Моисея) были обнесены крепостной стеной, как и Сузы (Иерусалим, Тверия и другие). В тех городах, о которых точно неизвестно, были ли они обнесены стеной во времена Иегошуа бин Нуна, обычаи Пурима исполняются два дня — 14 и 15 адара.

В еврейские високосные годы, когда к году добавляется дополнительный месяц — адар шени («второй адар»), Пурим празднуется в этом месяце, так как по талмудической традиции именно тогда произошли описываемые события. В те годы, когда 15 адара приходится на субботу, жители городов, окруженных стеной, празднуют «Пурим мешулаш» — «Тройной Пурим». Он продолжается три дня — с пятницы 14 адара до воскресенья 16 адара.

В 2020 году Пурим начинается с вечера 28 февраля и заканчивается ночью 1 марта, Шушан Пурим — 2 марта.

Празднованию Пурима предшествует пост Эстер (Таанит Эстер). Он установлен в память о том, как Мордехай, Эстер и весь народ Израиля постились 13 адара и просили Всевышнего о победе в битве со своими врагами. Если день 13 адара выпадает на Шаббат (субботу), пост переносится на четверг, 11 адара.

Существуют также «особые пуримы», которые отмечаются в отдельных странах, городах или общинах в честь чудесного избавления евреев от неминуемой гибели. Например, 29 декабря 1690 года итальянский порт Анкона был разрушен землетрясением. Еврейская община города чудесным образом избежала гибели, в память об избавлении в этот день празднуется Пурим Анкона.

Пурим — малый праздник, то есть в этот день разрешено работать.

Традиции Пурима включают в себя семь основных элементов:

1. чтение Мегилат Эстер (свитка Эстер);

2. «мишлоах манот» («посылка яств» — посылка другим евреям сладкой выпечки и других продуктов, не требующих приготовления);

3. «матанот лаэвьоним» («подарки бедным» — раздача денег бедным);

5. произнесение особой вставки в молитвы;

7. запрет траура и поста.

Главной частью праздника является публичное чтение книги Эстер по свитку. Принято, чтобы свиток был рукописный, однако за неимением такового допускается чтение по печатному изданию. Слушать чтение свитка Эстер женщины должны наравне с мужчинами, так как они тоже имеют отношение к чуду избавления от Амана. Когда чтец произносит имя Амана, принято поднимать шум, дети трещат специальными трещотками — это означает презрение и ненависть к этому человеку.

Поскольку Пурим является праздником избавления, в первую очередь, от физического истребления, его важными элементами являются пир и веселье. Днем в Пурим положено устраивать праздничный пир. На праздник пекут особые треугольные пирожки со сладкой начинкой (обычно с маком или вареньем), называемые «ушами Амана» или «кошельками Амана». Также на столе обычно присутствуют хала с изюмом, индейка, бобы и семечки (в память о том, что царица Эстер во дворце Артаксеркса, чтобы не есть некошерную пищу, соблюдала вегетарианскую диету), блюда персидской кухни.

В Пурим каждый еврей обязан послать другому еврею, хотя бы одному, как минимум два вида еды или один вид еды и какой-нибудь напиток. Этот обычай носит название «мишлоах манот» — посылка яств. Еду принято именно посылать, так что желательно отправить с посылкой ребенка или принести ее самому.

Заповедь о подарках бедным (нужно дать деньги, еду или что-либо, чему бедняк будет рад, как минимум двум людям) является более важной, чем посылка яств. Считается, что тот, кто заботится о бедняках, вдовах и сиротах, уподобляется Всевышнему.

«Мишлоах манот» мужчины посылают мужчинам, а женщины — женщинам. Но подарки бедным женщина имеет право раздавать как женщинам, так и мужчинам.

Пурим — карнавальный праздник, во время которого еще в средние века читались шуточные переделки священных текстов. В этот день разыгрываются пуримшпил — особые пуримские представления, сюжет которых всегда связан с книгой Эстер. Есть также обычай одеваться на Пурим в карнавальные костюмы, причем мужчинам разрешено даже переодеваться в женское платье и наоборот (что в обычной ситуации категорически запрещено). В Израиле в Пурим проводятся карнавальные шествия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Законы и обычаи Пурима

Из свода «Шулхан Арух»

1. В середине IV в. до н. э. самой могущественной державой в мире была Персидская империя. Она простиралась от Индии до Эфиопии и включала в себя также Страну Израиля, еврейское население которой было в то время немногочисленным — это были те, кто вернулись из Вавилонского пленения и заново отстроили Иерусалим. Столица Персидской империи г. Сузы (Шушан) была одновременно и главным центром еврейской диаспоры. Властитель империи, царь Ахашверош, очарованный красотой еврейки Эстер, взял ее себе в жены, а ее двоюродному брату Мордехаю пожаловал один из самых важных постов в государстве. Тем не менее, Аману, наиболее приближенному к Ахашверошу царедворцу, удалось убедить царя в необходимости истребить весь еврейский народ в один день — 13-го адара следующего года. Над евреями, жившими в империи Ахашвероша, нависла смертельная опасность. Но Всевышний, по великой милости Своей, разрушил замыслы Амана и обратил их против него самого. В результате по приказу Ахашвероша Аман был казнен, а евреям было разрешено истребить своих врагов 13-го адара. Теперь вторым после царя человеком в империи стал Мордехай. В память об этом чуде мудрецы Торы того поколения установили, что 14-го адара, когда евреи праздновали победу над своими врагами, навечно следует сделать праздником. Праздник этот стал называться Пурим (Эстер, 9:26; см. также 179:1).

2. Сравнивая Хануку с Пуримом, Любавичский ребе, р. Иосеф-Ицхак, отмечает, что главной причиной жестоких гонений, обрушившихся на евреев в эпоху Хашмонаев, было «духовное разрушение Храма», выразившееся в предательстве евреев-эллинизаторов, насильно насаждавших среди евреев греческую культуру, философию и религию. В эпоху Мордехая и Эстер угроза физического уничтожения возникла из-за пренебрежения основными заповедями Торы, от которых зависит само существование еврейского народа (соблюдение законов о кашерной пище, о чистоте семейной жизни и т. п.). В обоих случаях спасение пришло благодаря горстке евреев, которые были готовы к самопожертвованию: семья Хашмонаев возглавила восстание, а Эстер, Мордехай и его ученики своим примером побудили народ Израиля совершить тшуву. Различие характера чудес, совершенных Всевышним в награду за проявленную готовность к самопожертвованию, объясняется различием эпох: при Хашмонаях Страна Израиля была центром еврейского народа, существовали Храм и Сангедрин, поэтому чудо Хануки было совершенно явным, сверхъестественным; во времена Мордехая и Эстер народ Израиля находился в изгнании, и поэтому чудо Пурима было чудом неявным, скрытым, события развивались, на первый взгляд, вполне естественно.

Сопоставляя чудо Хануки и Пурима, один из величайших авторитетов Торы р. Исраэль-Меир Каган, известный как Хафец-Хаим (1838-1933), сделал важный вывод: когда нас стремятся уничтожить духовно, как в эпоху Хашмонаев, нашим ответом на это должно быть вооруженное восстание; но если нам грозит уничтожение физическое, как в эпоху Мордехая и Эстер, спасение приносят лишь раскаяние, пост и молитва.

3. Еще со времен Моше-рабейну евреи знали о великой силе поста и в момент испытаний постились, чтобы пробудить милосердие Всевышнего. Из Устной Торы известно, что во время войны с Амалеком (см. Шмот, 17:8-16) Моше постился, а в Танахе упоминается о приказе царя Шауля всему войску поститься в день решающей битвы с филистимлянами (Шмуэль I, 14:24). И во времена Мордехая и Эстер, когда 13-го адара евреи расправились со своими ненавистниками, они соблюдали пост.

Поэтому наши мудрецы установили в этот день всеобщий пост — Пост Эстер, чтобы каждый еврей знал: если, попав в беду, он чистосердечно раскаивается в своих прегрешениях и постится, как это делали наши предки, — Всевышний слышит его молитву.

Тем не менее, сложился обычай не считать Пост Эстер столь же обязательным, как четыре поста, о которых упоминается в книгах пророков (см. выше, 117:2). Поэтому от поста освобождены беременные женщины, роженицы в течение 30 дней после родов, кормящие матери, а также больные, тяжело переносящие свое недомогание (пусть даже легкое воспаление глаз). Не постятся также новобрачные, если Пост Эстер приходится на один из семи дней после свадьбы («семь дней пира»). Все они «выкупают» пропущенный день поста тем, что дают более щедрую цдаку.

4. В Пост Эстер утром, в молитве «Шахарит» читают слихот и «Авину, малкейну» и делают те же вставки в «Шмонэ-эсрэ», что и в остальные посты (см. 117:9-11).

5. Как уже упоминалось выше (132:5), в те времена, когда в Иерусалиме стоял Храм и в нем совершали жертвоприношения, в месяце адар каждый мужчина жертвовал половину шекеля для покупки общественных жертвоприношений. В память об этом принято в месяце адар, перед праздником Пурим, давать особую цдаку, называющуюся махацит ашекель («половина шекеля»): половину денежной единицы, имеющей хождение в данной стране. Точнее, за каждого человека дают по три половинки денежной единицы — поскольку в том отрывке Торы, где говорится об этой заповеди (Шмот, 30:11-16), трижды упоминается слово трума («пожертвование»).

Глава семьи дает три махацит ашекель за каждого члена семьи. Согласно одному обычаю, отец дает эти деньги ежегодно за каждого ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия, согласно другому — пока он не достигнет 20-летнего возраста. Но наиболее распространен обычай давать за детей махацит ашекель до тех пор, пока они не обзаведутся собственной семьей.

Лучшим временем для исполнения обычая давать махацит ашекель считается Пост Эстер, даже если 13-е адара совпадает с субботой и пост переносят на два дня раньше — на четверг.

6. Если в Пост Эстер совершают обрезание младенцу, трапезу по этому случаю устраивают ночью, после чтения книги Эстер. Тем не менее, сандак и отец младенца имеют право прервать пост уже днем.

Если Пост Эстер переносят с 13-го адара на предшествующий четверг, то тот, кто забыл об этом и ел в четверг, обязан поститься на следующий день, в пятницу.

7. В «Маариве» 14-го адара, т. е. с началом праздника Пурим, после «Шмонэ-эсрэ» читают книгу Эстер. Поскольку ее читают по рукописному свитку (мегила на иврите), то обычно книгу Эстер так и называют — «Мегила». Принято надевать субботние одежды к «Маариву», а также в течение всего праздника. Дома накрывают стол по-праздничному и ставят на него горящие свечи.

Заканчивая «Маарив» после чтения книги Эстер, читают «Веата кадош», как на исходе субботы, «Кадиш шалем», пропуская предпоследнее предложение (начинающееся со слова титкабель) и «Алейну». Если Пурим начинается на исходе субботы, то после чтения «Мегилы» прочитывают весь положенный порядок молитв (см. 92:3), а в «Полном кадише» тоже пропускают предложение, начинающееся со слова титкабель.

8. Во всех молитвах Пурима — «Маариве», «Шахарит» и «Минхе» — к 18-му благословению «Шмонэ-эсрэ» добавляют благодарственную молитву «Веаль анисим»; ее также произносят каждый раз, когда читают «Биркат амазон». (О том, как следует поступить, если забыли прочитать «Веаль анисим», см. 131:24.)

9. Каждый мужчина и каждая женщина обязаны прослушать чтение книги Эстер в Пурим дважды — ночью и утром. Для женщин выбирают удобное для них время (но также дважды — ночью и днем), чтобы дать им возможность спокойно завершить все домашние дела, пока мужчины молятся в синагоге.

На чтение книги Эстер следует приводить и детей, чтобы приучать их к исполнению этой заповеди. Надо лишь внимательно за ними следить, не разрешать им шалить (когда «бьют Амана») и мешать взрослым слушать чтение.

10. Тот, кто испытывает сильный голод и сильную жажду после поста, имеет право поесть что-нибудь перед чтением книги Эстер, чтобы ничто не отвлекало его от слушания.

11. Предпочтительнее слушать чтение книги Эстер в синагоге, в присутствии не менее десяти взрослых евреев, так как «Во множестве народа — великолепие царя» (Мишлей, 14:28), и следить за чтением по рукописному свитку, повторяя про себя каждое слово. Благословения, которые произносит чтец до и после чтения, заменяют благословения, которые обязан произнести каждый из присутствующих, поэтому надо слушать их очень внимательно и отвечать на них «амен» (см. также 63:1,2).

Если нет возможности собрать «миньян», то лучше, если каждый самостоятельно прочитает книгу Эстер по свитку. Однако Галаха разрешает также одному прочитать для всех. Если «миньяна» нет, то перед чтением благословения произносят полностью, а после чтения — пропуская имя Всевышнего и Его царский титул. Тот, у кого нет рукописного свитка книги Эстер, имеет право следить за чтением по печатному изданию.

12. Как ночью, так и днем перед чтением произносят три благословения: «Благословен. освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам читать ‘Мегилу'», «Благословен. совершивший чудеса для наших отцов в те дни, в это самое время» и «Шегехеяну».

13. Перед чтением чтец и слушатели, которые следят за чтением по рукописному свитку, должны развернуть свиток и сложить его втрое. На словах «этого письма» (Эстер, 9:26) и «это второе письмо о Пуриме» (Эстер, 9:29) свиток несколько раз слегка приподнимают и опускают.

Две фразы, существующие в двух версиях, принято читать в обоих вариантах. А именно: «убить и погубить» — «и убить, и погубить» (Эстер, 8:11), «и никто не устоял против них [бифнейэм]» — «и никто не устоял перед ними [лифнейэм]» (Эстер, 9:2).

14. «Бьют Амана» — т. е. создают шум с помощью трещоток, стуча руками и т. п. — только тогда, когда его имя упоминается с каким-либо эпитетом: «потомок Агага», «злодей» и т. п.

15. Чтец обязан иметь в виду, что он дает возможность слушателям исполнить заповедь, а каждый из слушателей, в свою очередь, должен сознавать, что, слушая чтение, он исполняет заповедь.

Поскольку заповедь считается неисполненной, если во время чтения пропущено хотя бы одно слово, присутствующие должны слушать очень внимательно, а чтец — четко произносить слова, особенно в тех отрывках, где «бьют Амана»: лишь после того, как шум в синагоге стихнет и наступит полная тишина, чтец имеет право продолжить чтение.

Вот почему так важно следить за чтением по рукописному свитку книги Эстер: если слушатель не расслышал какое-то слово, прочитанное чтецом, но сам шепотом прочитал его по своему свитку, считается, что заповедь он исполнил. Если же слушатель следит за чтением книги Эстер по печатному тексту, то, не расслышав какое-либо слово чтеца и прочитав его по книге, заповедь он не исполняет и потому должен снова прослушать чтение всей книги Эстер от начала до конца.

16. В книге Эстер есть несколько отрывков, перед которыми, чтец, по обычаю, делает паузу, все присутствующие зачитывают соответствующий отрывок, а чтец потом повторяет его. Отрывки эти следующие.

а) «Жил в Шушане, столице государства, один еврей по имени Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша, из колена Биньямина» (2:5).

б) «А Мордехай вышел от царя в царском одеянии. » и т. д. до окончания стиха: «. И город Шушан ликовал и радовался» (8:15).

в) «И были у евреев свет, и радость, и веселье, и торжество» (8:16).

г) Перечисление повешенных сынов Амана — от слов «пятьсот человек» до «десятерых сыновей Амана» (9:6-10). Всю эту фразу желательно прочитать на одном дыхании, не останавливаясь (впрочем, если это не удалось, заповедь считается исполненной).

д) «Потому что Мордехай-еврей был вторым человеком после царя Ахашвероша. » (10:3).

17. Свиток книги Эстер в субботу (не совпадающую с праздником Пурим) не считается мукцэ: его разрешается переносить с места на место. Но если Пурим совпал с воскресеньем, в предшествующую ему субботу свиток запрещается приносить в синагогу, чтобы читать ночью, так как это означало бы, что в субботу готовят что-то для следующего будничного дня.

18. Если нет никого, кто умеет читать книгу Эстер по свитку, или нет пригодного экземпляра свитка, следует обратиться к раввину за указаниями, как правильно организовать чтение. Однако отменять исполнение этой заповеди нельзя, поскольку чтение «Мегилы» в Пурим заменяет чтение «Галеля».

19. Тот, кто пребывает в семидневном трауре после смерти близкого родственника, обязан в Пурим избегать какого бы то ни было веселья. Ему разрешается лишь надеть кожаную обувь и не сидеть на полу. Лучше всего, если для чтения «Маарива» и книги Эстер «миньян» соберется у него в доме. Но если такой возможности нет, скорбящий обязан помолиться дома и пойти в синагогу только для того, чтобы прослушать чтение книги Эстер. Если книгу Эстер читают в ночь с субботы на воскресенье, он должен прийти в синагогу еще засветло, после третьей субботней трапезы, и оставаться там до конца «Маарива». Утром же скорбящий идет в синагогу и для того, чтобы молиться в «миньяне», и для того, чтобы слушать чтение книги Эстер.

20. Тот, у кого близкий родственник умер в канун Пурима, должен поступить следующим образом. Если покойника не успели похоронить до начала праздника, ночью родственник покойного должен прослушать чтение книги Эстер (но не читать ее сам). Он не имеет права есть мясо и пить вино, поскольку пуримскую трапезу устраивают не ночью, а днем. Покойника хоронят днем, после того, как народ закончит «Шахарит» и выйдет из синагоги; и только после этого скорбящий молится «Шахарит» и читает книгу Эстер (или слушает, как ее читает другой). Но если он прослушал чтение книги Эстер до похорон, считается, что заповедь он исполнил. И все же лучше, если потом он прочитает книгу Эстер еще раз, не произнося при этом благословений.

В Пурим днем скорбящий имеет право есть мясо и пить вино даже до похорон.

21. В «Шахарит», которую принято в Пурим начинать несколько раньше обычного, книгу Эстер читают после чтения Торы. Прослушав заключительное благословение, читают «Шошанат Яаков» («Роза Яакова»), а затем — «Ашрей», «Ува лецион» и т. д.

Тфилин не снимают до окончания чтения книги Эстер.

22. Если в этот день совершают обрезание младенцу, делают это после чтения Торы и до чтения книги Эстер.

23. Тот, кто прослушал чтение книги Эстер через микрофон, по радио, телефону и т. п., — не исполнил заповедь.

24. В Иерусалиме Пурим празднуют не 14-го адара, а 15-го (см. гл. 179).

25. Другая заповедь, которую исполняют в Пурим по установлению мудрецов, — мишлоах манот («посылка яств» — см. Эстер, 9:22). В Пурим каждый еврей обязан послать другому еврею, хотя бы одному, как минимум два вида еды или один вид еды и какой-нибудь напиток. Тот, кто не ограничивается этим минимумом, но рассылает мишлоах манот многим людям, достоин всяческих похвал.

Получив «посылку яств», можно отправить ее другому человеку, даже тому, от кого она получена. При этом, по обычаю, что-нибудь в ней заменяют или добавляют.

В качестве мишлоах манот посылают только такую еду, которая не требует особого приготовления, — например, жареное или вареное мясо, кондитерские изделия, сладости, фрукты, вино или другие напитки, но не сырое мясо или сырую рыбу.

26. Еще одна заповедь Пурима — матанот лаэвьоним («подарки бедным»). Поскольку в книге Эстер (9:22) сказано «бедным», во множественном числе, то, чтобы исполнить это предписание, в Пурим надо дать цдаку по крайней мере два раза. Но тот, кто делает это многократно, достоин всяческих похвал.

Более того, заповеди о «подарках бедным» отдается предпочтение перед заповедями о мишлоах манот и о праздничной трапезе. Если не хватает денег, чтобы исполнить все три предписания, надо прежде всего исполнить предписание о «подарках бедным». Тот, кто заботится о бедняках, сиротах и вдовах, уподобляется Самому Всевышнему, Который стремится «оживлять дух смиренных и оживлять сердце сокрушенных» (Йешаягу, 57:15).

В Пурим не задумываются, кому дать цдаку в первую очередь, а кому — в последнюю: дают каждому, кто протягивает руку. Тот, кто в Пурим оказался в таком месте, где некому дать цдаку, обязан отложить деньги для «подарков бедным» и отдать их беднякам позже.

27. Женщины тоже обязаны исполнять заповеди о мишлоах манот и о «подарках бедным». Мишлоах манот мужчины посылают мужчинам, а женщины — женщинам. Но «подарки бедным» женщина имеет право раздавать как женщинам, так и мужчинам.

28. Четвертая заповедь Пурима — праздничная трапеза и особое веселье, превосходящее веселье в любой другой праздник. Уже в ночь на 14-е адара начинают веселье и устраивают трапезу, более обильную, чем всегда. А если Пурим начинается на исходе субботы, третью субботнюю трапезу сокращают, чтобы ночью, с наступлением праздника, есть с аппетитом. Однако это еще не является исполнением заповеди о пуримской трапезе, поскольку в книге Эстер написано: «дни пиршества» (9:22) — значит, главная праздничная трапеза должна быть устроена днем (заповеди о мишлоах манот и о «подарках бедным» тоже исполняют днем). Веселье в Пурим не знает границ и продолжается также в следующую ночь — на 15-е адара.

Чтобы пуримская трапеза была по-особому праздничной, на стол ставят зажженные свечи.

29. 14-го адара молятся «Большую Минху» (см. 71:2) и праздничную трапезу устраивают после нее.

Перед трапезой следует отвести время для изучения Торы. Наши мудрецы объясняют, что в характеристике праздника, которую мы находим в книге Эстер, есть слова: «и были у евреев свет, и радость, и веселье, и почет, и торжество» (8:16) — где «свет» означает Тору.

Если Пурим совпадает с пятницей, трапезу устраивают в середине дня, до «Минхи», чтобы проголодаться до первой субботней трапезы.

30. В Пурим принято есть пирожки, которые выпекают в форме треугольника и начиняют маком. На идише они называются гоменташ («сумка с маком» или «сумка Амана» (по созвучию)), на иврите — озней Аман («уши Амана»). Согласно преданию, пророк Даниэль и его друзья при дворе вавилонского царя Навуходоносора и Эстер во дворце Ахашвероша питались маком и другими семенами, чтобы не есть некашерную пищу, которую для них готовили.

31. Большая роль в свершении пуримского чуда принадлежала вину. Напившись допьяна, Ахашверош приказал казнить свою жену, царицу Вашти. Благодаря этому Эстер стала царицей. Во время пира, который она устроила, ей удалось убедить Ахашвероша в том, что Аман вынашивает злодейские замыслы. Так Эстер спасла еврейский народ. Поэтому сказали наши мудрецы: «Обязан каждый напиться в Пурим до такой степени, чтобы не отличать слов «проклят Аман» от слов «благословен Мордехай»». Тем не менее, эти слова не следует понимать лишь буквально, так как, согласно Каббале и учению хасидизма, в них кроется глубокий духовный смысл.

Можно исполнить это предписание так: выпить вина немного больше обычного, чтобы стало клонить ко сну, а во сне действительно трудно уловить разницу между «проклят Аман» и «благословен Мордехай».

Человек со слабым здоровьем или знающий, что под действием вина он теряет над собой контроль, забывает произносить благословения и молиться, не должен пить вина даже в Пурим. И его не должно беспокоить, что он не исполнит заповедь: ведь он поступает так не из-за пренебрежения ею, но ради служения Всевышнему.

32. Тот, кто находится в трауре (даже семидневном) после смерти близкого родственника, обязан исполнить предписания о мишлоах манот и о «подарках бедным». Тем не менее, его «посылка яств» не должна быть явно праздничной: например, в ней не должно быть вина, пирожных и т. п. Не следует посылать мишлоах манот тому, кто находится в трауре — даже 12-месячном. Исключение составляет случай, когда этот человек беден: ему посылают обычный, не праздничный, мишлоах манот, и, конечно, дают цдаку.

33. О мишлоах манот сказано, что яства надо посылать. Следовательно, эта заповедь считается исполненной, если мишлоах манот не приносят, а посылают, пусть даже с ребенком. Более того, рекомендуется посылать мишлоах манот именно с детьми, чтобы приучать их к исполнению этой заповеди. Если нет человека, с которым можно переслать мишлоах манот, лучше отнести самому, чем совсем не выполнить этого предписания.

34. В принципе, работать в Пурим не запрещено. Тем не менее, мудрецы говорят: «Тот, кто работает в Пурим, не видит в этой своей работе даже признака благословения никогда». Однако делать то, что требуется для Пурима или для исполнения какой-либо заповеди, можно без ограничений.

В Пурим разрешено торговать, составлять документы, писать письма и т. п., не говоря уже о том, что еврей имеет полное право нанять в этот день работника-неевреея.

35. Шушан-Пурим (см. гл. 179:1) за пределами Страны Израиля не празднуют. Тем не менее, в этот день не читают «Таханун», не постятся и устраивают трапезу более обильную и веселую, чем обычно, но не читают «Веаль анисим» в «Шмонэ-эсрэ» и в «Биркат амазон».

36. В Пурим не устраивают свадеб, чтобы не смешивать одно веселье с другим. Однако за пределами Страны Израиля в Шушан-Пурим разрешено устраивать свадьбы.

37. В високосный год Пурим празднуют во втором адаре, а в первом адаре 14-го и 15-го числа не читают «Таханун», трапезы делают более обильными, чем обычно, не постятся и не устраивают траурных церемоний.

Читайте так же:

  • Традиции у евреев на пасху Еврейская Пасха (Песах) в 2020 году: история и традиции праздника Песах начинают отмечать на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, […]
  • Козацьки звичаи и традиции Козацьки звичаи и традиции Перші поселення козаків на порогах Дніпра з’явилися наприкінці ХV століття. Сюди тікали переважно селяни від панського гніту. Хоча перший прототип майбутньої […]
  • Ритуалы таро Ритуалы таро Перед тем как лечь спать, зажигаем свечу, которую ставим на блюдце. Под блюдце кладем "Верховную Жрицу" и "Умеренность" (это усилит ритуал). "Через Ангелов сна, через тайные […]
  • Традиции украинских праздников Ваш гид и партнер в Украине! Новости 04.04.2020 Электронные визы в Украину ввели для граждан 46 стран 12.01.2020 10 украинских визовых центров откроются в 8 странах […]
  • Марокко население традиции Население и традиции Марокко Население Марокко принадлежит к одному средиземноморскому расовому типу, но среди смуглых, кареглазых и темноволосых людей (арабов и берберов) можно заметить […]
  • Евреи традиция обрезание Евреи традиция обрезание В чём религиозный смысл обрезания в традициях иудаизма и ислама. Брит мила. Обрезание в иудаизме В Торе сказано, что праотец евреев Авраам заключил союз с Богом […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *