Традиции народов республики казахстан

Уважение к природе

Чтобы воззвать к небесам и попросить у них дождя в засуху, в прежние времена всем селением собирали деньги на жертвенное животное, муку и прочие яства. Обряд жертвоприношения совершался преимущественно в открытом пространстве у воды.

Никогда древние казахи не позволяли себе бить или унижать лошадей, овец и верблюдов, создавая для них лучшие условия по уходу и наделяя их свойствами оберега.

А тушить огонь водой, тем более плевать в него или шагать через него – кощунство. С помощью огня, матери женихов благословляли невест сыновей (над костром нагревались ладони и водили ими по лицу девушки – отгоняли злых духов).

Уникальное отношение к детям и старикам

Место за столом, где едят старики или места в юртах, где они спят всегда остается свободным. Занимать его в молодости нельзя.

Детям всегда старались давать громкие и звучные имена. Считалось, что серьезный подход к имени ребенка мог помочь ему по жизни. Например, назвав сына «Радость» («Куаныш») можно было быть уверенным, что ребенок будет счастливым.

Десятилетнему мальчику доверяли пасти ягнят. Отсюда казахская фраза «возраст ягненка». В 13 – доверялась более сложная работа – пасти овец («возраст овцы»). Дальше – «возраст лошади» — от 13 до 20 лет. А «царский возраст» в жизни казахского мужчины наступает по достижению 40 лет. В это время можно претендовать на управление народом. Строгая иерархия воспитывала в людях терпение, выдержку и уважение к старшим «работникам».

За счастливый брак нужно бороться

После того, как родители жениха находили невесту, предварительно наведя справки о ее родословной и их репутации, нужно было заплатить стороне невесты калым. В бедных семьях калым обычно составлял не более пяти-шести голов скота, а среди богатых могло быть от двухсот до тысячи лошадей.
Если у будущего жениха не хватало средств на выкуп невесты или родители были против, то он решался на отчаянный для западного человека шаг — ее похищение. На сегодня этот обычай практически сошел на нет.

Уважение к гостям

Самым дорогим гостям дома могли подарить коня, верблюда, ковер, холодное оружие, шубу или парадный, вручную расшитый халат. Для гостей пожилого возраста готовили специальную еду – мягкие угощения – в знак нескончаемого уважения. Гостей делили на три вида – специально приглашенного, случайного путника и нежданного гостя. Гостей могли попросить исполнить песню или прочитать стихотворения и как правило, никто не отказывался – потому что это было выражением уважения к хозяину. А новых соседей приглашали в гости, чтобы ближе познакомиться и всегда старались помогать – продуктами ли или дровами для хозяйства.

Гостям предлагали «белые угощения», как называли их казахи. Это молоко, кумыс или айран. «Белый», потому что этот цвет считается олицетворением честности и преданности.

Казахская национальная кухня

Традиционные блюда казахской кухни

Казахская национальная кухня в полной мере отражает суть народа, его историю, культуру и традиции. Так как гостеприимство с давних времен было отличительной чертой казахского народа, гостям в доме всегда оказывается должный прием и отводится почетное место. Сначала гостю предлагают кумыс – кобылье молоко, кисломолочные продукты: шубат – из верблюжьего молока или айран — из коровьего молока.

Затем к чаю (с молоком или сливками) подаются боорсоки – жареные в кипящем масле колобки из теста, изюм, иримшик и курт – сушеные шарики сыра и творога.

Затем на дастархане появляются лепешки и закуски из конины или баранины: казы, шужак, жал, жайя, карта, кабырга. Самое популярное блюдо у казахов – бесбармак. Это главное блюдо национальной кухни. Бесбармак в переводе с казахского означает «пять пальцев».

Бесбармак обычно состоит из отварного мяса (часто нескольких видов — конины, баранины, говядины и верблюжатины), лапши, сваренной большими прямоугольниками и наваристого бульона.

Разделка вареного мяса за дастарханом – целый ритуал, наполненный особого смысла. В том какие куски получает из рук хозяина дома каждый из сидящих за столом, соблюдается четкая субординация: тазовые кости и голень раздают пожилым почетным гостям, грудную кость сыну или невестке, шейный позвонок – незамужним девочкам и так далее.

Разделывать баранью голову, приготовленную особым способом и раздавать куски другим гостям, доверяют гостю самого высокого ранга. Согласно местной традиции, мясо передают сначала старикам, потом – детям, затем близким и дальним родственникам и т.д.

Традиционное первое блюдо в казахской кухне – шурпа – наваристый мясной бульон, заправленный овощами, специями и пр. Подают шурпу обычно в больших чашах. В ходе трапезы и по завершению подаются кумыс и чай.

Традиционно казахская кухня была основана на мясных и молочных продуктах. Позже к этому списку добавились овощи, фрукты, рыба, морепродукты, мучные блюда и сладости.

Сегодня за одним дастарханом собираются представители многих народов, живущих в Казахстане: русские и татары, украинцы и узбеки, уйгуры и дунгане, немцы и корейцы. Народы эти на протяжении веков мирно жили рядом с казахами и влияли на их повседневную жизнь и культуру и, конечно же, кухню. Так что современная казахская кулинария включает в искусно приготовленные блюда традиционных узбекской, уйгурской, русской, татарской, корейской кухонь.

Народы Казахстана: культура, традиции и обычаи

Республика Казахстан находится в центре Евразии, большей частью территориально находится в Азии и меньшей в Европе. Земли Казахстана омываются Каспийским морем, а граничат с Китаем, Уралом, Сибирью, Средней Азией и Нижним Поволжьем.

Многонациональный Казахстан начал формироваться еще в 15 веке, когда процветало Казахское Ханство. Он сложился благодаря созданию нации, в состав которой входили тюрские монгольские племена.

Народы населяющие Казахстан

В Республике Казахстан проживает около 17 950 000 человек. На сегодняшний день казахи являются основным населением этих территорий, численность который составляет 63.1% от всего населения.

И все же Казахстан многонациональная республика. Здесь проживают представителя других наций, которые сохраняют культуру своего народа и в то же время чтят историческую культуру коренных жителей. Численность русских жителей составляет 23,7%, украинцев — 2,1%, узбеков — 2,9%, татар — 1,3%, уйгуров — 1,4%, немцев — 1,1%. Помимо всех перечисленных народов здесь живет еще около 4,5% людей других национальностей.

Большая часть населения Казахстана являются городскими жителями — около 60%.

Самыми густозаселенными городами являются:

  1. Алматы (каз.яз.), также название Алма-Ата (1 806 833 чел. на 2020 год);
  2. Нур-Султан (столица Казахстана), прежнее название до 23 марта 2020 года Астана (1 035 537 чел. на 2020 год);
  3. Шымкент (1 005 996 чел. на 2020 год)

Культура и быт народов Казахстана

Говоря о Казахстане в первую очередь стоит поблагодарить этот народ за то, что они сохранили до наших дней юрты. Юрты появились довольно давно, в них проживали тюрские племена. Благодаря казахскому народу, мы можем видеть их и сегодня.

Если говорить о повседневной жизни казахского народа, можно сказать, что основой их хозяйства, конечно, является скотоводство. На протяжении долгих времен скот был для казахов всем: едой, транспортом, накоплениями, одеждой. С помощью скотоводства казахи добывали молоко, из которого готовили молочные продукты, а после могли их продать. Из верблюжьего молока, которое также было доступно для казахов изготавливали различные продукты, полезные для здоровья. Обычное коровье молоко было источником сыров, айрана, творога, курта и других продуктов.

Верблюды были привычным и обыденным скотом для населения, при этом люди отдавали предпочтение именно двугорбым. Для того, чтобы они были выносливы, хозяева вызывали жажду у верблюда, добавляя ему в пищу соль. Если верблюд сыт и напоен, а выпить он может 50 литров воды, на нем можно перевозить тяжелую кладь в течение 6 и даже 10 дней. Поэтому верблюды были очень востребованы казахским народом.

Национальной одеждой казахов является кочевая одежда, изготовленная из шерсти животных — верблюжьей, овечьей и козьей. Эта одежда не отличается особой красочностью, но она удобна и символична для казахского народа.

Традиции и обычаи казахского народа

Традиции и обычаи Казахстана уходят своими корнями в глубокую языческую древность. Каждый праздник Казахстана очень яркий, красочный, веселый и чарующий. Даже свадебный обряд в Казахстане проходит с необычной изюминкой. Сватовство и сама свадьба должны проходить в определенные дни. Прежде чем жених увидит невесту, гонцы жениха отправятся на разведку к будущему тестю. Потом жених сможет увидеть суженую, но за определенную плату — калым. Как только мужчина войдет в дом будущей жены, ему придется пройти еще несколько испытаний и только потом он сможет начать официальную подготовку к свадьбе.

Самым ярким праздником у казахов является праздник Наурыз — день рождения весны. По древним календарям этот день празднуется в Новый год. Весну встречали в чистых убранных домах, в красивых одеждах и с переполненными едой столами. Казахи считают, что если весна войдет в чистый и уютный дом, они принесет удачу и счастье его жителям. Сегодня этот праздник отмечается 22 марта.

Праздник Дастархан — праздник вежливости и дружелюбия. В этот день казахи открыты и гостеприимны, как никогда. Люди готовы впустить в свои дома любого гостя, путника и незнакомца, накормить его, напоить и дать кров. В этот день люди знакомятся между собой, приглашают на чаепитие соседей и простых прохожих. Если гость уйдет голодным и не совсем веселым, значит хозяева не смогли сохранить атмосферу праздника в своих стенах.

Традиции и обычаи казахского народа

У каждого народа есть свои обычаи, которых придерживались испокон веков. И казахи в этом случае не исключение. Конечно же, современное поколение не так привязано к различного рода ритуалам, однако узнать о них никому не помешает. Какие традиции и обычаи казахского народа наиболее интересные и популярные? Узнаете из статьи.

Традиции казахского народа, связанные с рождением ребенка

В обычаях народа скрыта его история и духовные принципы. Как правило, традиций настолько много, что рассказать обо всех не получится. Поэтому остановимся на наиболее интересных и значимых ритуалах.

Рождение ребенка — это весомое событие. Поэтому у казахского народа связано с ним немало обычаев.

Основные казахские обычаи, связанные с появлением малыша, такие:

Шілдехана (Шилдехана)

Рождение малыша — это радостная весть не только для самих родителей, но и всех близких. Так как раньше не было мобильных телефонов, счастливые папа и мама посылали к родственникам гонца. Семья собиралась за праздничным столом и дарила ребенку первые подарки. Также было принято играть на домбре и громко петь ритуальные песни, чтобы злые духи не навредили ребенку.

Новоиспеченной матери тоже уделяли много внимания. Она принимала поздравления, а также угощалась бульоном и вареной бараниной (обряд «?алжа»). Считалось, что такие блюда помогут быстро восстановиться после родов.

Бесікке салу (Бесікке салу р?сімі)

На третий день после рождения ребенка его впервые можно было класть в колыбель. Перед этим проводился специальный ритуал. Бабушка малыша окуривала кроватку целебными травами, пеленала ребенка и перевязывала его лентами.

Затем кроху помещали в кроватку и накрывали семью ритуальными вещами (обязательно для девочки — платки, ткань, а для мальчика — шуба, шапан). В колыбель также клали расческу и зеркало (для девочек) или узду (для мальчиков).

?ыр?ынан шы?ару

После рождения ребенка прошло уже 40 дней. До этого периода было запрещено стричь волосы и ногти малыша, так как считалось, что это защита от злых духов. Малыша не показывали посторонним. Поэтому на 40-й день устраивали смотрины, торжественно купали малыша в соленой воде, стригли волосы и ногти. Также устраивался праздничный ужин.

Интересно, что обряд проводили в немного разное время для мальчиков и девочек. Так, для будущих мужчин подходил 39-й день. Считалось, что так малыш вырастет более смелым. А вот для девочек обряд проводили на 41-й день, чтобы они были послушными. В течение 40-ка дней возле колыбели малыша горел свет, чтобы отогнать нечисть от новорожденного.

С этим периодом связан еще один интересный обычай — ат ?ою (ат кою). До 40-го дня ребенку не давали имя, поэтому по истечении срока ребенка могли назвать. Однако делали это не родители, а почетный аксакал. Он шептал малышу на ухо его имя, а также читал строчки из Корана. За это родители дарили старейшине подарки.

Т?сау кесу (Тусау кесу)

Еще одним интересным обычаем считается разрезание пут. Когда ребенок начинал ходить, ноги ему связывали специальным черно-белым шнуром. Затем малыша ставили на белую дорожку, в конце которой клали различные предметы.

Ритуал начинался с перерезания пут. Обычно это делал человек со счастливой судьбой, часто бабушка или дедушка. Считалось, что так малыш вырастет успешным и удачливым. Затем ребенок выбирал один из предметов, который должен был обозначить его род деятельности в будущем.

Также в три, пять или семь лет мальчиков ждал обряд с?ндетке отыр?ызу (сундет той). Иными словами, это обрезание. Таким образом будущий мужчина вступал во взрослую жизнь. После обряда устраивали пышное застолье.

Традиции казахского народа, связанные с рождением ребенка, считались одними из самых важных. Они имели огромное влияние на дальнейшую жизнь малыша. Также у казахов существовало немало традиций, которые сопровождали ребенка вплоть до его совершеннолетия.

Свадебные традиции и обычаи казахского народа

У разных народов со свадьбой всегда связано много обычаев и традиций. А у казахов и подавно, ведь семья для нас — это огромная ценность. Поэтому к вопросам брака предки подходили с большой ответственностью.

В давние времена родители сами решали, с кем свяжут судьбу дети. Поэтому об их браке семьи могли договариваться еще до того, как малыши появятся на свет. Такой уговор назывался «бел ??да». А если родня договорилась сразу после рождения детей, этот обряд назывался «бесік ??да».

Если же родители не договорились о свадьбе заранее, проводился обряд ?ыз к?ру (кыз кору). Под ним понимали смотрины. Незамужние девушки собирались в ауле, где на них смотрели дети богатых родителей. В случае если молодые люди приглянулись друг другу, в дело вступали сваты, которые договаривались о свадьбе.

Непосредственно перед свадьбой проводилось несколько обрядов. Это:

??да тусу (куда тусу)

Подготовка к свадьбе начиналась со сватовства. Отец жениха вместе с родственниками отправлялся к семье невесты. Родителей девушки одаривали подарками. В свою очередь родня невесты угощала сватов особым блюдом — ??йры? бауыр (состояло из печени и курдючного сала).

После трапезы родня жениха готовилась к отъезду, а семья невесты дарила им подарки. Если сватовство прошло удачно, через несколько дней отец жениха встречался с отцом невесты, где обсуждались детали свадьбы.

?алы? мал (калын мал)

Под этим таинственным названием скрывается уплата выкупа за невесту. Раньше калым платили лошадьми и скотом. Затем животных заменили деньгами и драгоценностями.

В свою очередь родители невесты собирали приданое — ?ыз жасауы (кыз жасауы). Обычно в него входило постельное белье, скот, посуда и другие предметы быта.

?ынаменде (урын келу)

Это первое знакомство жениха и невесты. Молодой человек приезжал к избраннице в сумерках, якобы тайно. На следующий день устраивался шумный праздник, и молодые могли видеться беспрепятственно.

?ыз ?зату (кыз узату)

?ыз ?зату, или проводы невесты, считались торжественным событием. Вечером за девушкой на выданье приезжали сваты, и устраивалось большое торжество с застольем, песнями и танцами. Девушка прощалась с родными и с восходом солнца уезжала в дом к жениху.

Келін т?сіру (келин тисиру)

После того как невеста покидала отчий дом, проводили обряд ее ввода в обитель жениха. Сначала девушку высаживали недалеко от аула и закрывали ей лицо. Навстречу невесте выходили женщины со стороны жениха и вели ее в дом.

Когда все гости, приглашенные на свадьбу, собирались за столом, проводили обряд «беташар» — открытие лица невесты. Волосы при этом оставались спрятаны. Девушка кланялась всем гостям, и после этого начинался свадебный пир.

Неке ?ию (нике кию)

На следующий день после свадьбы проводился мусульманский обряд венчания. Молодые надевали национальные одежды и отправлялись в мечеть. Также на обряде должны были присутствовать два свидетеля. Мулла читал молитвы, а жених и невеста пили воду из одной пиалы, наполненной серебряными монетами.

Свадебные казахские традиции считаются очень интересными. В каждом регионе республики существуют особые обычаи, которые не повторяются на других территориях. К сожалению, не все они сохранились: современные молодожены больше следуют традициям Запада.

Послесвадебные и другие традиции казахского народа

Обычаи казахского народа касаются не только свадьбы. Существует также немало обрядов, которые происходят после самого торжества.

Вот наиболее интересные из них:

Жолды?

После свадьбы для молодоженов наступала первая брачная ночь. С этим событием также был связан небольшой обряд. Жена старшего брата (женге) лично расстилала для молодых постель и давала им шутливые советы. На утро новоиспеченные муж и жена вручали женге ценный подарок.

??далы? (?удалы?)

Родные невесты впервые приходили в дом жениха. Новоиспеченные родственники обменивались подарками. Также проходил обряд ??ір салу (онир салу) — вручение подарков молодой жене.

Есік ашар (есик ашар)

Это обряд визита жениха в дом невесты. Молодой жене еще год нельзя посещать отчий дом. Поэтому ее муж отправлялся в гости сам и привозил родственникам подарки.

Также после свадьбы невеста ездила к родственникам жениха по очереди. Обычно молодая одаривала хозяев дома подарками.

Помимо свадебных, у казахов есть еще немало интересных традиций:

Это традиция обычно связана с праздниками. Именинников, молодоженов или почетных гостей осыпают конфетами и монетами. Считается, что так виновники торжества будут счастливыми.

Другие традиции и обычаи казахского народа

Помимо рождения детей и свадеб в Казахстане существуют традиции, связанные с приемом гостей, а также с проводами умершего в последний путь. Вот они:

Ат мінгізіп, шапан жабу (Ат мингизип шапан жабу)

Эта традиция дарить уважаемым людям подарки. В старину это был чапан, который накидывают на плечи, и лошадь. В некоторых регионах Казахстана традиция существует и по сей день.

Казахи — очень гостеприимный народ. Поэтому много традиций связаны с угощением гостей, радушным приемом их дома и помощи нуждающимся. К таким обычаям относятся:

  • ерулік (ерулик) — традиция приглашать в гости новых соседей;
  • жылу — помощь нуждающимся после несчастных случаев;
  • ?она?асы (конакасы) — приготовление лучших угощений для гостей;
  • с?лемдеме (салемдеме) — одаривание близких и родственников подарками, если они давно не виделись;
  • то?ым ?а?ар (токымкагар) — проводы в дальнюю дорогу с богато накрытым столом;
  • белкотерер — угощение для пожилых людей (обычно это кумыс, творог, мед);
  • ?она?каде — просьба хозяев гостю спеть песню или сыграть на музыкальном инструменте.

Многих интересует, как казахи провожали умершего в последний путь. Если человек находился при смерти, запрещено было оплакивать его до кончины. Однако после смерти человека женщинам разрешено было выставлять напоказ горе. Традиционно совершался обряд омовения, чтения молитв, панихида и погребение. Затем совершали поминальный обряд, который проходил несколько раз в год.

Традиции казахов очень разнообразны. Многие из них уже давно позабыты, другие же еще используются. В любом случае не стоит забывать об обычаях предков и помнить о своем происхождении. Это отличает один народ от другого, а также позволяет гордиться своим культурным наследием.

Традиции народов республики казахстан

Расцветай и будь прекрасной,

Наша древняя земля,

Пусть живут твои народы,

Как единая семья!

29 марта 2020 года в группе ПиП-302 состоялся открытый кураторский час в форме конкурса презентаций «Традиции и обычаи народов Казахстана». Цель кураторского часа состояла в развитии исследовательского и интеллектуально-творческого потенциала студентов, а также в возрождении интереса к традициям и обычаям.

Для успешного проведения данного мероприятия студенты выполнили предварительные домашние задания: подготовили национальные костюмы, слайд-презентации, творческие номера, подобрали соответствующее музыкальное сопровождение к ним, оформили аудиторию № 309 с использованием интерактивной доски.

Куратор группы ПиП-302 Н.Р. Гейко во время проведения организационного момента озвучила цели и задачи открытого кураторского часа, способствующего более тесному знакомству студентов с интересными фактами культуры народов, населяющих нашу Родину.

В своём выступлении Н.Р. Гейко обратила особое внимание студентов на то, что Казахстан является родным домом для представителей 130 национальностей, населяющих Казахстан, которые имеют полное право развивать свой язык и национальную культуру, но в то же время чтят историческую культуру коренных жителей – казахов.

Затем она подробно осветила вопрос о традициях и обычаях, существующих у народов всего мира, в которых отражаются уклад жизни народа, его привычки и национальные особенности. Куратор обратилась и к теме глобализации, накладывающей отпечаток на каждую нацию, когда мир во многом становится однороден: наблюдается общее сходство в одежде, музыке, еде и технологиях, а национальную самобытность народа сохранить становится всё сложнее. Поэтому именно соблюдение традиций и обрядов может спасти каждую нацию от глобализации.

Н.Р. Гейко привела в пример слова Президента РК Н.А. Назарбаева: «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно­-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов», отметив, что, говоря о сохранении национальной идентичности и воспитании патриотизма у казахстанской молодёжи, Глава государства предлагает взять за основу реализацию программы «Ту?ан жер».

Конкурс презентаций «Традиции и обычаи народов Казахстана», проведённый в рамках реализации программы «Рухани жа??ыру» среди студентов группы ПиП-302, по озвученным правилам был представлен различными способами передачи: рассказ, мультимедийная презентация, видео, инсценировка и пр.

Ведущая конкурса – студентка группы ПиП-302 Диана Божакова – провела собственное исследование и выяснила, что понимают под традициями и обычаями в нашей стране, как их соблюдают и т.д. Свой рассказ-опрос она подтвердила показом видео.

В ходе кураторского часа последовали выступления студентов:

  • 1.Еламанова Нурсауле рассказала о традициях и обычаях казахского народа, представив очень подробную, содержательную и красочно оформленную презентацию.
  • 2.Божакова Диана и студент группы КРФ-301 направления подготовки Филология Даниил Норка представили презентацию о России и исполнили задорный русский танец «Калинка».
    1. 3.Мадиева Саида в своей презентации рассказала о традициях и обычаях татарского народа, спела песню на татарском языке и с помощью группы поддержки показала небольшой фрагмент татарской свадьбы с соблюдением обычаев и традиций родного народа.
    2. 4.Быковская Мария познакомила гостей и участников мероприятия с богатым и щедрымкраем своей Родины – Украины, сопровождая выступление прекрасно оформленной слайд-презентацией.
    3. 5.Ташматов Александр в своей интерпретации не только очень подробно осветил традиции и обычаи народов, населяющих Кавказ, но и исполнил зажигательную лезгинку и познакомил с историей рождения и глубоким смысловым содержанием данного танца для представителей его народности.
    4. 6.Уйгун Рамазан выступил с разъяснением понятия космополитизм, высказал свою точку зрения на данный процесс, рассказал об истории своего имени (Рамазан-Роман) и своей интернациональной семье.
    5. Ведущая Диана Божакова предложила участникам мероприятия игру-загадку «Доскажи словечко» для закрепления знаний о Казахстане. Гости и студенты, присутствующие на мероприятии, отвечали на вопросы викторины, пробовали некоторые национальные блюда, активно участвовали в следующем опросе:

    6. Соблюдаете ли вы традиции и обычаи?
    7. Есть ли в вашей семье традиции и обычаи, которые предаются из поколения в поколение?
    8. Традиции и обычаи каких народов вы знаете?
    9. Жюри в составе преподавателей кафедры филологии А.М. Кусаиновой, Н.А. Матвеевой и специалиста по связям с общественностью Костанайского филиала Т.А. Семененко единогласно присудило 1 место Мадиевой Саиде, 2 место – Ташматову Александру и наградило их специальными Грамотами за достоверность в освещении выбранной темы, глубину и содержательность презентации, оригинальность и творческий подход в представлении своей народности.

      Куратор группы ПиП-302 Н.Р. Гейко подвела итоги открытого кураторского часа, поздравила победителей и выразила благодарность всем студентам, принявшим активное участие в подготовке и проведении данного мероприятия.

      Кураторский час был проведён на достаточно высоком методическом уровне, способствовал формированию у обучающихся позитивного интереса к истории, традициям и обычаям народов Казахстана, развивал их творческую активность и самостоятельность, воспитывал чувство патриотизма и уважения к людям, проживающим на территории Казахстана.

      Тема 5. Национальные обычаи и традиции народов Республики Казахстан как основы народного воспитания

      План:

      1. Понятие обычаев и традиций: философское, социальное, психологические и педагогическое определения. Структура обычаев и традиций, общее и различное в обычаях и традициях. Ритуалы и церемониалы.

      2. Воспитательное значение обычаев, обрядов, традиций, суеверий, связанных с воспитанием человека. Характеристика периодов жизни ребёнка с учетом их особенностей.

      3. Обряды, с женитьбой и заведением самостоятельной семьи, клятвенные атрибуты в заверении дружбы, благословения и напутствия. Обряды, связанные со смертью (прощания и оплакивание покойного, проведение поминок, годовщины смерти), установление надгробия.

      4. Воспитательное значение обычаев и обрядов, песен и сказаний, сопровождающих человека в радости и горе. Обряды и традиции, рожденные новым временем, их воспитательное значение.

      Ключевые слова:традиции, обычаи, ритуалы, церемониалы, отцовское воспитание.

      1.Традиции – система сложных отношений, направленных на формирование важнейших духовно-нравственных качеств личности: любовь к родине и своему народу, ее истории, культуре, готовность к ее защите, верность дружбе, нацеленность на единение, согласие, согласованность, примирение, возобновление, родства, верность клятве, ответственность за доверенное (аманат са?тау), знание родословной, почитание духов предков, уважение к старшим, почитание отчего дома «?ара шаныра?», гостеприимство, традиции сватовства. К традициям относятся также народные и религиозные праздники.

      2.Ядром традиций является: Законы Тауке хана; Законы адата; Законы Шариата; Законы имущественные (жасау и др.). Заповеди (нормы): Жеті атасын біл, Жеті ата?а дейін ?ыз алмау; Нормы родственных отношений;

      3.Традиция сопроваждается соответствующими обычаями, обрядами, ритуалами.

      1.Обычаи – простые нормы общественных отношений, нацеленые на соблюдение порядка действий в повседневной жизни.

      2.Ядро обычая составляют правила, запреты. Формула обычая – через сторогое соблюдение порядка действий, правила формирования духовно-нравственных качеств. Обычаи передаются через привычки.

      3.Правила и норы строго дифференцирвоаны в зависимости от социального статуса и возраста. С каждым возрастом, этапом и соответствующей социальной ролью, усвоенные правила и норы выполняются автомитически, составляя идейную осонву функциональных обязанностей сына, дочери, отца, матери, дедушки, бабушки.

      Правила народной мудрости регламентируют не только действия, функции человека в соответствии с его статусом; дедушка, бабушка, отец, мать, сын, дочь, зять, сноха, но и внаставлениях народной мудрости содержится также глубокий идейный смысл и назачение каждой роли.

      Мысли и изречения Ж.Баласагуни, савязанные с общими проблемами семейного воспитания, такими как выбор супруга, воспитание детей, создание семейного очага – ценное наследие, пополняющее казахскую этнопедагогику и этнопсихологию.

      Традиция продолжения рода определяет меру всего человечества осову семейных отношений, смысл супружеской жизни. После женитьбы и создания семьи долг молодых перед народом заключается в том, чтобы вырастить потомство.

      Женись и радуйся с детьми,

      Жизнь без детей, све равно, что дом пустой!

      Жить будет вечно тот, у кого есть сын.

      Особенность казахской семьи – представленность в ней трех, а то и больше поколений (старики, семья сына, семья внука, семья правнука).

      Их объединяли не столько и не только их экономические интересы, сколько интересы кровного родствоа. Глава семьи – отец. Все проблемы быта (похороны, переезды, прием гостей, женитьба сыновей и тд.) решал отец. Именно он укреплял семейные узы на основе воспитания любви, доброго отношения друг другу, распределения обязаноностей, между членами семьи. Единство и дружбелюбие – именно эти два качества и укрепляли казахскую семью.

      В наследии народной мудрости очень высоко оценивается роль отца, его функции в воспитании детей, особенно сына, его нравственных качеств. Пророк Мухаммед сказал: “Самое лучшее наследство, которое может дать отец сыну – хорошее воспитание”. По этому в сонову обычаев, связанных с действиями и функциональными обязанностями “отца”, заложены эти нравственные ценности:

      1) долг отца – вырастить умного, образованного сына, воспитнаие чувства ответственности в сыне, который в будущем станет хозяином очага;

      2) никто и ничто не может заменить отсовское воспитание;

      3) отец всегда является примером для сына, закладывающим в него мужские черты;

      4) чем отец смелее, сильнее, добрее к детям, тем авторитетней он в семье и среди окружающих;

      5) основное отцовское чувство – чувство ответственности.

      6) Казахский народ придавал особое значение воспитанию сына и дочерей.

      Начиная с 12-15 лет формирвоали в сыне качества джигита:

      — напоминая постоянно, что “на узкой тропе легко спотыкнуться”;

      — наставляя и убеждая: “не предавай забвению обычаи предков, даже если тебе придется голодать шесть лет;

      — пробуждая чувство мужского достоинства и чести (неименитый жигит хуже крыши именитого дома);

      — убеждая его, что “достоин славы и чести тот жигит, что пал защищая свое отечесвто”;

      — побуждая его стремление учится “образованный жигит побеждает на пути к вершине, енобразованный жигит остается внизу”.

      studopedia.org — Студопедия.Орг — 2020-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

      Этнокультурные процессы народов Казахстана

      В статье рассматривается культура многонациональногоКазахстана, которая прошла длительный путь становления и развития. Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ один из богатейших народов в культурном плане. Система ценностей, сложившаяся в культуре, стала важнейшим условием национального и культурного своеобразия народа.

      Наша национальная культура вобрала в себя достижения мировой культуры и является частью и продуктом мировой истории и культуры. Изучение истории и культуры народа невозможно без понимания истоков этнического развития, приоритетных духовных, нравственных ценностей казахской культуры. В истории любого народа осмысление прошлого закладывается основа и перспективы развития будущего. Как отмечает президент Н.А. Назарбаев «. Казахи наследники великих цивилизаций -сумели пронести свое национальное «Я» над всеми историческими пропастями и впадинами. И не только пронести, не только сохранить, но и приумножить» [1].

      До 60-х годов XX века понятия «культура«,»традиции» определялись тем подходом, который был сформулирован М.Вебером. Традиция рассматривалась как явление отмирающее, неспособное сосуществовать с современными формами жизни. На традиционные явления культуры смотрели как на рудимент, который должен был исчезнуть по мерс активности модернизационных процессов. Основной причиной такого взгляда на традицию послужило широкое распространение в начале XX века эволюционистских воззрений о прогрессивно-стадиальном развитии. На сегодняшний день стали популярны взгляды на традицию, развившиеся со второй половины XX в., как на один из механизмов изменения общества и на динамичный и саморазвивающийся феномен. Э.С. Маркарян отмечает: «Динамика культурной традиции это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых»[1]. С.Эйзенштадт считал, что в традиции тесно переплетены между собой креативные и стабилизирующие элементы, и т.е., и другие являются составными частями единой традиции. Традиция может передаваться от одного слоя общества к другому, претерпевая при этом некоторые (иногда и существенные) изменения, потому что обстоятельства, которым они адекватны, меняются.

      По даннымсоциологическогоисследование Института философии и политологии МОН РК частота соблюдения национальных традиций: 50,5% опрошенных стараются тщательно соблюдать и не забывать традиции своего народа, а 30,1% соблюдают национальные традиции хотя бы по особым бытовым событиям.

      Более всего склонны к соблюдению национальных традиций юноши 15-20 лет (суммарная доля «тщательно соблюдаю» и «соблюдаю по особым традициям» 90,3 %). У остальных суммарная доля соблюдения традиций колеблется в пределах 80 % Тщательное соблюдение традиции своего народа51,9 % мужчин и 49,2 % женщин; «соблюдают традиции по особым случаям» 28,3 % мужчин и 31.5 % женщин, а 18,5 % «сильной» половины населения и 18,0 % «слабого» пола вообще об этом не задумывались.

      А вот исполнение народных традиций очень разнится в зависимости от области проживания.Чаще всего национальные традиции соблюдаются в Южно-казахстанском регионе и в Алматинской области («тщательно соблюдают традиции своего народа» 66,9 % и 64,1 %, «соблюдают традиции по особым случаям» 22,2 % и 29,1 % населения соответственно).

      Село хранитель национальных традиций, этнического языка фольклора, народного творчества. Культура народов очень устойчива и меняется она медленно именно в селе. Сельские регионы занимают около 90 процентов территории Казахстана. В них проживает около 30 процентов населения, которое обеспечивает сохранение традиционно-духовной культуры нашей республики. И можно только приветствовать, что жизнь и быт предков воспринимается как непререкаемый образец для подражания и вес еще сохраняется хотя бы на уровне села. Больше половины (56,9 %) «тщательно соблюдают и не забывают традиции своего народа» именно в селе.Почти 1/3 опрошенных сельских жителей «соблюдают традиции по особым праздникам», в то время как в городе эти показатели составляют всего 44 % и 32,4 % соответственно. Хотя можно говорить, о том, что в целом, эти показатели указывают на высокий порог этноидентичности[2].

      Важным, поддерживающим сплоченностьобществасимволом является язык.

      Как показывает история, языковое единство складывается в процессе исторического развития этнических общностей, выполняя функции основного средства межличностного общения, способа передач; этнических традиций, информации о культуре народа, историческом наследии и т.д. Как подчеркивает А.Ю. Шадже, «первым атрибутом уникальности нации является её язык».[3] Вследствие этого, язык является наиболее ярким определителем этнической идентичности фактором её формирования,[4] но не гражданской идентичности. Однако в данном случае речь идет об этническом (национальном) языке, когда родной язык выступает самым главным этноконсолидирующим этнодифференцирующим индикатором этнической идентификации населения.

      С другой стороны, при гражданской идентификации государственный язык всё же играет особую роль. И об этого нельзя не сказать, так как в Западном, Восточном и Южном регионах страны большинство населения представлено казахским этносом, а государственный язык идентичен этническому языку. В Северном регионе в большей степени с иноэтническим составом населения казахский язык, не являющийся для большинства населения родным языком, «внедряется» в качестве государственного языка медленными темпами.

      По данным социологического опроса Центра по исследованию проблем межэтнических отношении ,в возрастном срезе государственный язык больше всего считают «всегда важным» в возрасте 15-20 лет (78,6%) ,что очень показательно, так как, во-первых, именно эта категория граждан является «будущим» нашей страны, а во-вторых, это свидетельствует о постепенном возрождении и укреплении этнического языка (родной речи казахов).

      Среди казахов как носителей государственного языкалишь 86,5% считают знание государственного языка «всегда важным», а 0,7% «не важным». Большинство респондентов, считающих знание государственного языка «не важным» выявлено у молдаван (50 %), немцев (17,6 %) .

      Основная часть населения 97,4% владеют языком своей национальности. Как правило, он является родным. Лишь 2,7% не владеет своим родным языком. Это говорит о том, что национальный язык востребован и в государстве имеются для развития этноязыков все условия.

      1/6 всех опрашиваемых этносов (уйгуры, чеченцы, азербайджанцы) на 100 % хорошо владеют языком своей национальности. 100 % таджиков достаточно владеют своим этническим языком.

      В возрастном диапазоне менее владеют своим этническим языком лица в возрасте 15-20 лет.

      Больше всего казахстанцевсчитает перспективным английский язык. Он занял наивысшую позицию 43,2%. На второе место встал казахский язык 33,1%, и на третьем месте оказался русский язык 18,95 .

      Востребованность языковых знаний не одинакова в разных возрастных категориях. Так, казахский язык сильнее необходим в возрасте60 лет и выше (41,2%), русский в 15-20 лет (23,1%), английскийв 29-39 лет (56,7%), китайский в 21-28 лет (4,6%), языки стран СНГ в 40-49 лет (4,3%)[5]. Как видно, на практике востребовано двух и трехязычие. То есть тенденция языкового поведения направления от ондоязычия к двумязычию. Такое позитивное стремление, во-первых, созвучно политическойстратегииразвитиясуверенногогосударствана современном этапе.Президент Н.А. НазарбаеввПосланиинароду Казахстана от 28 февраля 2007 года выделил необходимость создания триединой языковой политики, предложив начать поэтапную реализацию культурного проекта «Триединство языков». По его словам, Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это казахский язык государственныйязык,русскийязыккак язык межнационального общения и английский язык язык успешной интеграции в глобальную экономику.[6] Г.А. Усенов аллегорично сравнил эти языки с 3-мя ключами от квартиры, машины и собственного дела . Во-вторых, полилингвизмпризванснятьостротуязыковойпроблемыв мультиэтничном Казахстане.

      Однако гармонизация межэтнических отношений является проблемой, решение которой требует непрерывных целенаправленных усилий со стороны общества и государства. В контексте поиска гражданскойидентичностинельзя оставить без внимания проблему формирование казахстанского патриотизма. Оно предполагает формирование политического человека, который свободно и самостоятельно определяет свое отношение к политике и государству, способен делать осознанный выбор и принимать рациональные решения, направленные на реализацию коллективных благ.

      Патриотизм это чувство любви к Родине, Отчизне, месту, где ты родился, вырос и осознал себя как личность, любовь к Отчизне выше любви к государству. Недаром патриотизм традиционно рассматривается как нравственный и политический принцип воспитания, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за ее прошлое и настоящее. Понятие Родина, места, где я живу, начинается еще в раннем детстве, но формирование патриотизма складывается у личности в течение всей жизни и проявляется с момента участия в политических процессах, в защите Родины, осознание ответственности за свою роль в жизни общества. Казахстанский патриотизм не новое понятие .Помимо личных устремлений человека нужны обще человеческие ценностииодним из них является чувство патриотизма. Поэтому государственная концепция образования Казахстана строится следующим образом: воспитание казахстанского патриотизма, осуществляемое через познание национальных этнокультурных традиций и обычаев в привитии уважения к историческому прошлому. Для успешного формирования казахстанского патриотизма важную роль играет характер создаваемого государства, те цели, которые оно ставит перед собой, и ценности, которые оно собирается отстаивать. В Конституции РК подчеркивается, что республика утверждает себя как демократическое и правовое государство, где высшая ценность человек, его жизнь, его права, свободы и достоинство.

      Многое зависит и от проводимой политики государства, особенно в условиях его полиэтничности, поликонфессиональности. Поэтому, вполне естественно, что идея патриотизма, замешанная на основе мононационализма, моноконфессионализма, национал-патриотизма может только осложнить обстановку. В этой связи следует отметить, что только та политика государства, которая направлена на достижение укрепления равноправия народов, способна вызвать доверие, уважение и энтузиазм всех граждан страны, независимо от их этнической ,религиозной принадлежности.

      Курс проводимой политики Казхстана на укрепление межнационального и межконфессионального согласия приносит свои плоды. Свидетельством этому то, что Казахстан является примером, когда в условиях резко выраженного этнического многообразия удалось избежать каких-либо драматических конфликтов и сохранить стабильность и гражданский мир. Вместе с тем, как показывают данные различных социологических исследований, растет число граждан страны, осознающих себя, прежде всего не как представителей определенного этноса, а как представителей общности «казахстанец». Это та реальная основа, на которой только и может формироваться феномен казахстанского патриотизма.

      Президент Казахстана Н.А. Назарбаев отмечает, что «Патриотизм нужно формировать общими усилиями всего общества, особенно среди молодежи, в наших детях. Очевидно, что успех и международное признание каждого нашего гражданина это бесценный капитал, предмет гордости и достояние всех казахстанцев. На этих примерах нужно поднимать дух нации! Быть патриотом своей Родины это носить Казахстан в своем сердце. Я призываю вас к этому»[7].

      Патриотическое воспитание населения Казахстана это, хотя и важная, но только сторона сложного и многогранного процесса формирования гражданских качеств человека и становления, на этой основе, развитого гражданского общества. Важную роль в этом процессе призваны выполнить как институты государства, так и общественные и этнокультурные объединения,конфессии, молодежные организации.

      Вне этого процесса не должны оставаться и бизнес-структуры Казахстана, они должны в полной мере осознавать свою социальную,нравственно-политическую ответственность перед обществом. Принятые в последнее время решения по повышению роли Ассамблеи народа Казахстана имеют, в этом плане, очень важное значение. Трудно также переоценить значение такой важной инициативы нашегогосударства, как организация и проведение съездов традиционных и мировых религий.

      Таким образом, важным инструментом формирования гражданского самосознания, включая патриотизм, являются средства массовой информации Казахстана. В постиндустриальную эпоху их роль неизмеримо возросла, весь мир оказался втянутым в своеобразную «информационную паутину». Интернет становится механизмом, способствующим глобализации. В этих условиях сохранение национальной идентичности, становится для многих стран проблемой. Важно поэтому включить СМИ в процесс активного формирования патриотического сознания граждан Казахстана.

      В заключении, хотелось бы привести слова нашего Президента Н.А.Назарбаева «Казахстан уникальная страна. В нашем обществе причудливо объединились и взаимодополняют, взаимоподпитывают друг друга самые разные культурные элементы. Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние»

    10. ЖадеЗ.А.идр.Многоуровневаяидентичность.-М.;Майкоп,–С.220.
    11. Артемьев А.Н., Цепкова И.Б., Коменбаева Л.К. Иерархия идентичной структуры граждан Казахстана.Алматы, 2009. –С.171.
    12. ШаджеА.Ю.Русскийязыкв условиях формирования русской нации // Социально-гуманитарные знания.-М., 1996.-№2.-С.
    13. УталиеваЖ.Т. Язык как фактор формирования этнической идентичности.-М., 1994.-С.2.
    14. Состояние и перспективы развития этнополитических процессов в РК // Материалы социологического исследованияPR.-Алматы: Интеллект-Капитал, 2011.
    15. Назарбаев Н.А. Послание Президента РК Нурсултана Назарбаеванароду Казахстана «Новый Казахстан в новым мире», Казахстанская правда, 2007
    16. Выступление ПризидентаРК Н.А. Назарбаевана ХIIсессии Ассамблей народов Казахстана// Казахстанская правда. 25 октября 2006.
    17. Классный час на тему Традиции и обычаи народов Казахстана

      Идёт приём заявок

      Подать заявку

      Для учеников 1-11 классов и дошкольников

      Тема: Традиции и обычаи народов Казахстана.

      Цель: Дать понятие о значимости много национального Казахстана.

      Задачи обучения: 1) Формировать знания учащихся о народностях, проживающихся на территории Казахстана, о национальностях учащихся класса. Познакомиться с государственной символикой, с национальным костюмом, обычаями и традициями. Дать понятие о сплоченности народов во время ВОВ; 2) Развивать знания учащихся о многонациональном Казахстане, о дружбе, мире и согласии между народами, проживающими на территории Казахстана; 3) Воспитывать дружеские отношения между учащимися независимо от национальности, уважительное отношение к любой нации, патриотические качества и гордость за свою Родину, за свой народ и свою нацию.

      Ход классного часа

      Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

      Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,

      Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

      Чтоб исполнились в жизни все наши мечты…

      Мы сегодня проведем классный час на тему: «Традиции и обычаи народов, проживающих на территории Казахстана».

      Классный час пройдет под девизом: «МЫ УМЕЕМ ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ»

      А теперь приготовились к исполнению государственного гимна нашей Республики.

      Ребята разделились на 5 групп, чтобы представить нам:

      Малые народы (уйгуры, цыганы, турки), которые будут представлять свою нацию. Итак, мы начинаем.

      История возникновения казахского народа.

      Казахский народ сформировался в отдельный самостоятельный народ в результате постепенного объединения тюркоязычных родов и племен, населявших с древних времен огромную территорию Центральной Азии, в большие племенные союзы. Родоначальниками казахов ученые считают племена саков и гуннов, которые населяли Центральную Азию с древних времен. По словам древнегреческих историков, саки были очень храбрыми, воинственными, «к врагам безжалостным, к друзьям честными». У каждого сакского племени был свой вождь. Он имел неограниченную власть. Вождей хоронили в больших курганах. Рядом с умершим закапывали оружие, верного коня, золотые, серебряные украшения, посуду. Этому свидетельствуют раскопки Золотого человека.

      Государственная символика Республики Казахстан.

      Флаг — представляет собой прямоугольное полотнище. Ширина – 1 метр, длина – 2 метра голубого цвета. Этот цвет символизирует мир, спокойствие, светлое будущее и чистое небо. В центре флага расположено солнце с расходящимися лучами. Это знак мира. Под солнцем парящий орел, степная птица символизирует щедрость души, дальнозоркость, стремление к полету. В левой части нарисован национальный орнамент. Он знакомит с культурной и национальными обычаями казахского народа. Автором является художник Шакен Ниязбеков.

      Герб – на голубом фоне шанырак. Это сердце герба, так как шанырак – это семейный очаг как основа государства. Уыки сверкают, как солнце. По двум сторонам изображены кони – это вечная жизнь. В верхней части пятиконечная звезда. Авторы Шота Уалиханов и Жандарбек Малибеков.

      Гимн – был изменен 9 января 2006 года. Слова гимна написаны Музафаром Алимбаевым и президентом РК Нурсултаном Назарбаевым.

      Традиции и обычаи казахского народа.

      Много удивительных и мудрых традиций сохранила земля казахская. Вот одна из них. Когда ребенок начинает делать свои первые шаги, родители зовут гостей на «тусаукесер тойы». Право разрезать путы дается мудрому, честному человеку, чтобы судьба ребенка была похожа на него. Путы изготавливают из пестрых нитей. Белый – чтобы рос благородным, зеленый – чтобы жил долго, красный – чтобы был богатым. После обряда родители преподносят дорогой подарок разрезавшему путы и устраивают веселый той.

      Все, что есть – за добрую весть. В старину хозяин дома одарил человека, который приносил радостную весть в дом – «суйинши».

      «Бесик» (колыбель) считается реликвией каждой семьи. Ее дарят внуку родственники по линии матери. И многие другие обряды существуют у казахского народа.

      Национальный казахский костюм.

      1. Образцы одежды казахов, заселяющих степи Евразии, соответствовали их кочевой жизни и природным условиям. В каждом образе одежды, в каждом его узоре отражена история казахского народа. Каждая деталь несёт в себе глубокий смысл, философию жизни. У казахов существует несколько видов шапок.

      Такия – самая красивая шапочка для девочек. Она имеет круглую форму, очень легкая, высота её 10-15 см. На плоскую поверхность пришивают перо филина, украшают дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества.

      Барык — это круглая шапка, опороченная мехом. Борык носят и подростки и взрослые.

      Саукеле – национальный свадебный убор невесты. Конусообразная шапка из чистого серебра, на самый верх которой пришивают перо филина, а на лобовую часть прикрепляют драгоценный камень, украшают её серебром, золотом, алмазами. У висков свисают висюльки из бусинок. Саукеле носили в течение первого года замужества до рождения первенца.

      Казахский национальный танец «Айголек».

      2. Русский народ.

      История возникновения русской нации.

      В Византии в 842 году принимается христианство, тогда же и принимается перевод «Священного писания» на славянский язык, выполненный Кириллом и Мефодием. Новгород становится столицей огромной территории. В дальнейшем столицей стал Киев. С 879 по 912 годы правителем стал Олег (Вещий). Он считался основателем Киевской Руси как государства. После смерти Олега правителем стал князь Игорь. У Игоря родился сын Святослав, который после смерти отца стал управлять государством. У Святослава родились три сына, при правлении которых начались междоусобные войны за разделение власти. Вражда привела к уменьшению населения. В 1237 году началось нашествие монголов на Северо – Восточную Русь. Тяжкая дань приводила к восстаниям. В 1380 году произошла Куликовская битва. Победа русских послужила началом освобождения и закрепила авторитет Москвы. В конце 15 века Москва стала столицей единого Русского государства, что не могла отразиться на облике города. Центром Москвы, её неприступной крепостью стал Кремль.

      Национальная символика России.

      1. Флаг- представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос. Верхний – белого, средний – синего, нижний – красного. Дата принятия 08.12.2000г.

      2. Герб Российской Федерации представляет собой изображение двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите, над орлом три короны Петра Великого. В лапах орла – скипер и держава. На груди орла всадник, поражающий копьем дракона. Дата принятия 20.12.2000г.

      3. Гимн. До декабря государственном гимном являлась мелодия на основе «Патриотической песни» М.И. Глинки. Новый гимн был принят 07.03.2001 г.

      Традиции и обычаи русского народа.

      У русского народа существует много традиций и обычаев. Например, ни одна свадьба не проходит без выкупа невесты. При встрече почетных гостей всегда преподносится хлеб – соль. При рождении ребенка обязательно после 40 дней проводится обряд – крестины. Существует и поныне веселый праздник – масленица. Символика обряда Масленицы связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.

      Многие поэты олицетворяли русскую девушку с русской березкой. Стихотворение А.Прокофьева.

      Люблю березу русскую, то светлую, то грустную,

      В беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках,

      С красивыми застежками, с зелеными сережками.

      Люблю её нарядную, родную, ненаглядную,

      То ясную, кипучую, то грустную, плакучую,

      Люблю березку русскую, она всегда с подружками

      Под ветром низко клонится и гнется, но не ломится.

      Национальный русский костюм.

      У русской национальной одежды – многовековая история. Общий её характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа. В северных районах России широко был распространен сарафан, в южных – понева. Понева различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная). Самой нарядной во все времена на Руси считалась одежда из красной ткани. Красный – значить, красивый.

      3. Киргизский народ. Стихотворение о Родине. Пословицы и поговорки.

      «Будешь почитать отца и мать – узнаешь почёт от своего сына».

      «Аул портят ссоры, а дружбу — нечестность».

      Уйгуры. У уйгурского народа нет своей Родины, но каждый уйгур в своем сердце хранит свой Уйгурстан. Мы покажем красоту и своеобразие уйгурского народа в песне и танце. (Исполняется национальный танец, который сопровождается песней.)

      Цыгане. Цыгане – это такой же кочевой народ, каким были казахи в прошлом. (Исполняется национальный танец.)

      Турки. Национальный танец «Лезгинка».

      Несмотря на разнообразие культур, обычаев и традиций народов Казахстана, мы живем большой и дружной семьей.

      Стихотворение В.Викторова о дружбе.

      Дружат солнце и весна, дружат звезды и луна,

      Дружат в море корабли, дружат дети всей Земли,

      Дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине,

      Дружат с небом океан, дружат люди разных стран…

      Читайте так же:

      • Обычай запрещающие браки Новости 14.04.2010: Индия.Старейшины поддержали казнь нарушителей древних обычаев © РИА Новости. Евгений Безека НЬЮ-ДЕЛИ, 13 апр - РИА Новости, Евгений Безека. Съезд старейшин на севере в […]
      • Традиции народного воспитания у алтайских народов Этнопедагогическая культура алтайцев Беловолова Светлана Павловна Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время Уведомить о поступлении 480 […]
      • Утренний ритуал с ли холденом 20 минут Утренний ритуал 20 минут от Ли Холдена 20-минутная практика Цигун Ли Холдена наполняет организм энергией для продуктивного дня. Не зря же существует выражение «встал не с той ноги». Утро […]
      • Зачем людям обычаи Зачем людям обычаи Вербное воскресенье в народе именуется праздником Входа Господня в Иерусалим. В этом году праздник, отмечающийся традиционно за неделю до Пасхи, выпадает на 13 апреля […]
      • Где растет маклюр Интересные факты Адамово яблоко — плод маклюры оранжевой, крупного дерева до 20 метров высотой и до 1 метра в диаметре с густой кроной и ярко-зелеными листьями, произрастающего в Средней […]
      • Энцы традиции Народ проживает на территории Российской Федерации, в Красноярском крае, Таймырском Долгано-Ненецком районе. Некоторое количество энцев живет в Вологодской области, Санкт-Петербурге, на […]
  • Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *