Культурные традиции картинки

16 традиций разных народов, которые введут иностранца в многодневный шок

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сколько в мире народов, столько и традиций. Правда, иногда эти традиции могут быть более чем странными, глупыми или даже пугающими. Но какими бы они ни были, их чтут и передают из поколения в поколение.

AdMe.ru собрал самые необычные традиции разных народов, которые введут любого иностранца в многодневный шок.

Испания: Томатина

В самую последнюю неделю августа в испанском городе Буньол (Bunol) проходит фестиваль под названием Томатина (La Tomatina). С фейерверками, музыкой, танцами и угощениями. Но главное, десятки тысяч участников из разных стран приезжают для участия в битве, единственным оружием в которой служат томаты.

В 11:00 с городской ратуши запускают петарду, которая служит сигналом начала сражения. После чего на улице появляются несколько грузовиков, наполненных томатами. Участники хватают эти томаты и бросают их друг в друга. Так испанцы провожают лето.

Индонезия: спиливание зубов

На Бали эта необычная традиция является одной из самых значимых. По достижении 18-летнего возраста каждый подросток должен пройти ритуал, в ходе которого спиливаются острые зубы.

Балийцы верят, что острые зубы ассоциируются со злыми духами, а если их не спилить, то после смерти человек не сможет попасть на небеса. Поэтому церемония проходит в храме, где священник обычным напильником стачивает зубы, а зубную пыль торжественно закапывают в семейном храме.

Семейные и культурные традиции, мешающие заботе о здоровье

Не все традиции полезны для здоровья. Но это не значит, что от них нужно срочно отказаться.

Культурные традиции формируются в обществе годами и оказывают большое влияние на разные аспекты жизни человека. Здоровье – не исключение. В широком смысле, культура влияет на восприятие самого понятия «здоровье». Это легко проиллюстрировать на примере восприятия полноты тела в разных странах. Так, в европейской культуре «здоровым» принято считать подтянутого спортивного человека. В то же время в некоторых странах Африки и Азии полнота тела считается привлекательной и указывающей на здоровье 1 .
Культура оказывает влияние и на повседневную жизнь человека, его образ жизни. Например, средиземноморская кухня признается исследователями одной из наиболее полезных, как и «средиземноморский образ жизни», связанный с физической активностью на свежем воздухе 2 . В то же время национальные кухни, изобилующие жирными и жареными блюдами, способствуют формированию проблемы избыточного веса, который нередко становится причиной других заболеваний.

Культура и семейные традиции

Связь культурных и семейных традиций крепка. Социологи утверждают, что «именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения» 3 .
Именно в семейном окружении ребенок получает свои первые знания, которые впоследствии станут его жизненными ориентирами. От родителей к детям передаются представления об образе жизни и традициях. Некоторые из них, к сожалению, нельзя назвать полезными для здоровья. И несмотря на то, что в обществе все большее внимание уделяется вопросам здоровья, проводятся исследования в области улучшения качества жизни и политика по продвижению здорового образа жизни, некоторые не слишком полезные традиции искоренить очень непросто. Ведь они существуют десятки и даже сотни лет.

Отношение к здоровью в русской культуре

В русской культуре духовности традиционно придавалось большее значение, чем телесным ощущениям 4 . Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что кризис отношения к своему здоровью тесно связан с духовным кризисом. Немалую роль играет и советское наследие, где человек воспринимался больше как часть коллектива, а не как индивидуальность. У современных людей, находящихся в работоспособном возрасте, еще не устоялось четкое представление о том, что здоровье является индивидуальной ценностью, к которой необходимо относится с заботой.

Вредные традиции в российской культуре

Всем знакома фраза: «Хочешь что-то изменить, начни с себя». Поэтому важно понять, какие традиции, существующие в нашей культуре, причиняют, скорее, вред, и постепенно заменить их более полезными семейными обычаями.

Обильное застолье

«Гулять, так гулять», – гласит известная пословица. Трудно не отметить большую любовь русских к шикарным застольям, где количество блюд многократно превышает количество гостей. Поразить гостей своим гостеприимством и кулинарным мастерством – это одно. Но фактически это приводит к перееданию во время праздника, спешным попыткам «спасти» готовые блюда на второй и третий день, что иногда заканчивается употреблением не самой свежей пищи.
Согласно ВОЗ, «переедание (как одна из форм неадекватного питания) способствует возникновению сердечно-сосудистых болезней, диабета, рака, дегенеративных глазных болезней, ожирения, кариеса» 5 . А употребление несвежих продуктов может привести к отравлению и другим неприятным последствиям.

Впечатляйте не количеством, а качеством. Во-первых, для длительного застолья легкие блюда подойдут лучше, а во-вторых, нетривиальное меню сделает ваш праздник незабываемым в глазах гостей. Замените сытные салаты с майонезом на более легкие – из свежих овощей с оливковым маслом. Не готовьте много. Лучше иметь в запасе продукты, которые можно быстро подать в качестве закусок. Постарайтесь рассчитать необходимое количество блюд и ингредиентов заранее из расчета на количество персон.

Чаепитие со сладостями

Чаепитие в России – целый ритуал. Обычно оно сопровождается употреблением большого количества сладкой выпечки. Таким образом, многие люди злоупотребляют сахаром и простыми углеводами. Всемирная организация здравоохранения информирует 6 , что употребление сахаров повышает риск развития кариеса, а избыток калорий в еде может приводить к избыточному весу. Кроме того, свободные сахара влияют на кровяное давление и липиды сыворотки крови, повышая риск развития сердечно-сосудистых болезней.

Постарайтесь пить чай без добавления сахара. А мучные изделия, в состав которых непременно входит сахар, можно заменить на свежие фрукты – их ежедневное потребление (как и овощей) снижает риск развития неинфекционных заболеваний 6 .

Первое, второе и компот!

Традиционный обед из трех блюд является наследием советской эпохи, когда основной задачей было накормить трудящегося человека как можно сытнее и дешевле. Кроме того, ни один прием пищи традиционно не обходится без хлеба. Такой сытный обед зачастую становится чуть ли не единственным полноценным приемом пищи за день, а порой способствует перееданию.

Подобный подход устарел. Современная концепция здорового питания 7 строится на принципах:

  • сбалансированности по количеству употребляемых белков, жиров и углеводов;
  • разнообразия продуктов;
  • регулярных приемов пищи в течение дня – 5 раз.

Постарайтесь пересмотреть свой рацион и изменить его в сторону более полезного.

«Ну, за здоровье!»

Сложно представить праздник в России, не сопровождающийся красноречивыми тостами и употреблением алкоголя. Вместе с тем несдержанность в этом вопросе приводит к серьезным последствиям для здоровья. Всемирная организация здравоохранения определяет наиболее распространенные риски 8 : сердечно-сосудистые заболевания, травмы, цирроз печени и рак. Кроме того, специальный отчет ВОЗ «Межличностное насилие и алкоголь в Российской Федерации» 9 напрямую связывает употребление алкоголя с агрессивным поведением.

Полностью отказаться от алкоголя или значительно снизить его потребление.

«Поболит-поболит и отвалится!»

Порой люди не слишком внимательно относятся к своему здоровью и посещают врачей только тогда, когда необходима уже экстренная помощь. В остальных случаях многие полагаются на «авось» или справляются методом самолечения.

Внимание к здоровью, своевременная диагностика и профилактика – все это гораздо лучше экстренных вызовов. Регулярно посещайте врачей и проходите диспансеризацию, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

Переживание проблем «внутри себя»

Несмотря на особое отношение к духовности в русской культуре, психологическому благополучию уделяется недостаточно внимания. В России не слишком принято делиться внутренними переживаниями и существует установка на то, что с такими ситуациями нужно справляться самостоятельно. Поэтому можно говорить о стигматизации психологических расстройств в обществе. Вместо того, чтобы обратиться к психологу для решения проблемы, человек может долгие годы страдать от депрессии и других внутренних переживаний.

Поделиться своими эмоциями не стыдно. Постарайтесь быть более открытым со своими близкими людьми. Если вы чувствуете признаки депрессии или тревожности у себя или родных людей, непременно обратитесь к специалисту-психологу – так вы решите проблему гораздо быстрее и сохраните психологическое здоровье.

Женщина – хранительница домашнего очага

Согласно устоявшимся в России культурным традициям, ответственность за сохранение семейных традиций и истории лежит полностью на женщине 10 . Так формируется сэндвич-поколение – люди (в основном, именно женщины), «зажатые» между обязанностями заботиться о подрастающих детях и пожилых родителях. Кроме того, они продолжают работать. Такая сверхнагрузка и желание «на отлично» справляться со всеми задачи приводит к высокому риску развития психологических и соматических заболеваний – из-за того, что часто не хватает времени на себя.

Что сделать?

Постарайтесь привлечь к домашним делам и заботам мужа, детей и других членов семьи. Ознакомьтесь с материалами на сайте teva.ru, посвященных теме сэндвич-поколения. Вот некоторые из них:

Какой русский не любит быстрой езды!

На последние годы пришелся настоящий автомобильный бум в России. Почти в каждой семье есть личное транспортное средство. Фактически заядлые автомобилисты подвержены гиподинамии, которая является фактором риска в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, рака и диабета 11 . Кроме того, активный трафик в больших городах негативно влияет на экологическую обстановку и, как следствие, на состояние здоровья населения.
Отдельного внимания заслуживает увлечение быстрой ездой без соблюдения скоростного режима. К сожалению, часто именно это становится причиной трагических происшествий.

ВОЗ призывает освободиться от «автомобильной зависимости» 12 : «Езда на велосипеде, ходьба и пользование общественным транспортом улучшают здоровье четырьмя путями. Они увеличивают физическую нагрузку, уменьшают число аварий, благоприятствуют общению и снижают загрязнение воздуха». Вам не обязательно полностью отказываться от личного транспорта. Достаточно лишь пользоваться им несколько реже, соблюдая скоростной режим.

На здоровье и развитие заболеваний влияет множество факторов. Культуры играет в этом процессе одну из ведущих ролей. Некоторые традиции, передающиеся в семье из поколения в поколение, не отвечают современным представлениям о здоровом образе жизни. Безусловно, многие из них можно назвать культурным наследием, часто они связаны с приятными эмоциями, переживаниями и воспоминаниями. Не стоит пытаться их полностью искоренять, достаточно лишь немного скорректировать те аспекты, которые отрицательно влияют на здоровье вашей семьи.

В преддверии Нового года надеемся, что это небольшое руководство поможет вам добавить пользу и заботу о здоровье в теплые семейные традиции. А в следующем году мы обязательно продолжим делиться с вами новыми материалами по теме здоровья.
До встречи в новом 2020-м!

Культурные традиции картинки

Трёхвековая история нашего города — это в том числе история культуры. Вместе с тем, как строился, рос и развивался Омск, расцветала его художественная жизнь.

Здание городского театра. Начало XX века

© Фото из архива музея истории городского самоуправления

Павел Васильев. Фотография. 1926

Богаты литературные традиции Омска. В XIX веке город на слиянии Оми и Иртыша перехватил у Тобольска статус крупнейшего в Сибири издательского центра. И тогда уже можно было с большим основанием говорить об «Иртыше, превращающемся в Иппокрену» — по названию первого сибирского литературного журнала, выпускавшегося на исходе XVIII века.

Омские писатели. 1914

Сегодня в нашем городе действуют отделения двух писательских союзов, издаются литературные альманахи и сборники произведений омских авторов. Поэты и прозаики Омска представляют своим читателям новые работы на страницах городской периодики и отдельными изданиями. Омские писатели становятся участниками межрегиональных литературных событий.

© Фото Владимира Сафонова

Председатель Омского отделения Союза российских писателей Александр Лейфер. 2011

Омск — театральный город. Постановки городского театра привлекали публику с конца XIX века. В годы войны в город на Иртыше был эвакуирован из Москвы театр имени Вахтангова. В трудное время постановки на сцене городского театра помогали омичам и эвакуированным в Омск из европейской части страны рабочим и служащим не только прикасаться к лучшим образцам отечественного театрального искусства, но и оставаться сильными духом, верить в победу над фашизмом. По сей день продолжается крепкая творческая дружба омского театрального сообщества с вахтанговцами.

Почти полтора столетия театр пользуется огромной любовью горожан. Театральные традиции прочно вошли в саму ткань городской жизни. И сегодня без него не мыслят своего досуга тысячи омичей.

© Фото из архива Драматического Лицейского театра

Сцена из спектакля Драматического Лицейского театра «Зима под столом». 2008

Два городских театра — «Студия» Любови Ермолаевой и драматический Лицейский — занимают заметное место в культурном пространстве Омска. Любовь Ермолаева сумела создать неповторимый по атмосфере и творческому наполнению театр. А из камерного по сути Лицейского вышли многие любимые омичами актёры «больших» театров и даже — звёзды российского телевидения.

С театром у горожан связано великое множество приятных и торжественных, незабываемых моментов — то безудержно весёлых, то наполненных пронзительной грустью. Омичи — страстные театралы на долгие времена!

© Фото из архива Городского музея театрального искусства

Экспонаты с выставки Городского музея театрального искусства. 2010

В последние годы активно развивается комплекс «Омская крепость». Это уголок исторического Омска, из небытия и запустения воссоздаваемый на глазах у горожан. Ведётся реконструкция старинных построек, организовываются просветительские и праздничные программы, чтобы привлечь сибиряков к изучению истории родного края.

© Фото Владимира Кудринского

Вид на Тобольские ворота второй Омской крепости со стороны Иртыша. 2020

Музейное дело — важная составляющая культуры. Два муниципальных музея Омска вносят огромный вклад в сохранение культурного наследия. Уникальный для России художественно-культурологический Городской музей «Искусство Омска» обладает замечательной коллекцией произведений местных художников, личных архивов омских деятелей культуры. Городской музей театрального искусства призван представлять и блеск омской сцены, и её закулисье, хранить память о лучших страницах театральной истории Омска.

© Фото из архива Городского музея «Искусство Омска»

Искусствовед Владимир Чирков и художник Сергей Александров. 2010

В нашем городе функционирует разветвлённая сеть муниципальных библиотек. Пусть в нашу жизни ворвались компьютерные технологии — книга по-прежнему остаётся верным другом, советчиком, учителем, великим утешителем и другом. Тысячи омичей посещают библиотеки, чтобы в их богатых фондах найти нужное издание, принять участие в культурных мероприятиях, организуемых библиотекарями для жителей близлежащих микрорайонов. Как и десятилетия назад, библиотеки остаются центрами притяжения пытливых умов, учёных-буквоедов, читателей с солидным стажем и учащейся молодёжи.

Библиотека — центр притяжения пытливых умов

Новые поколения деятелей культуры воспитывают школы искусств. Из их стен выходят талантливые музыканты и художники, танцоры и актёры театров. И пусть не выпускники школ искусств связывают свою «взрослую» судьбу с творческой деятельностью, их эстетическое воспитание, сформированный художественный вкус и тяга к прекрасному помогают ориентироваться в современной культуре и наполнять жизнь приятными мгновениями творчества.

© Фото из архива департамента культуры администрации города Омска

На юбилейном концерте в детской школе искусств № 13

Концертные коллективы Омска — частые гости коллективов трудовых. Праздники, юбилейные торжества, памятные даты омских предприятий и учреждений украшают яркими номерами муниципальные ансамбли.

А обо всём, что происходит на концертных площадках, в театральной и литературной среде, омичам рассказывает «Омская муза» — журнал о культуре, её подвижниках и звёздах.

© Фото из архива редакции журнала «Омская муза»

Лауреат международных конкурсов аккордеонист Игорь Рыбин

Озеленение города, поддержание чистоты и уюта в нём, сохранение и формирование городских ландшафтов и силуэтов — всё это тоже формирует и определяет городское культурное пространство. Любимые места отдыха омичей — зелёные уголки города, ухоженные парки. Здесь созданы прекрасные условия для проведения выходных и праздничных дней, есть весёлые аттракционы для детей и уютные, скрытые от суеты места в тиши старых деревьев, возле чистых прудов, где может посидеть с книжкой или за неспешным разговором старшее поколение.

Концерт в честь Дня Победы в парке «Зелёный остров»

Наш прекрасный зелёный город — гордость и любовь его жителей. На пути к своему 300-летию Омск всё больше хорошеет, и вместе с ним развивается и расцветает омская культура.

18 августа 2020

В культуре алтайских народов особое место занимает сам Алтай. Для них он — главный источник благополучия, силы и красоты. Именно Алтай, а точнее — его дух, даёт им пищу, одежду, кров, счастье и даже жизнь. Если алтайца спросить «кто твой бог?», он ответит «менинг кудайым агашташ, ар-буткен, Алтай», что означает «мой бог — камень, дерево, природа, Алтай». Так отвечают алтайцы, традиции и обычаи которых наполнены всеобъемлющей любовью к своей земле.

Традиции и обычаи алтайцев

Главное божество алтайцев — хозяин (ээзи) Алтая, обитающий на священной горе Уч-Сумер. Они представляют его, как старика, облачённого в белые одежды. Увидеть хозяина Алтая во сне – означает заручиться его поддержкой. Именно с почитанием Ээзи Алтая связан древний обряд «кыйра буулар» — привязывание ленточек на перевалах.

Привязывают их на деревья — берёзу, лиственницу или кедр. Есть целый ряд требований для человека, желающего исполнить этот обряд. В частности, он должен быть чистым, в его семье в течение года не должно быть смертей. Ленту привязывают с восточной стороны, ни в коем случае нельзя вешать её на ель или сосну. Есть требования и по размеру самой ленты.

Цвет ленты также символичен: белый цвет — цвет молока, жизни, жёлтый — цвет солнца и луны, розовый — символ огня, голубой означает небо и звёзды, а зелёный — цвет природы в целом. Вешая ленточку, человек должен обратиться к природе через алкыши — пожелания мира, счастья и здоровья всем своим близким. Альтернативный вариант поклонения Алтаю в месте, где нет деревьев — выкладывание горки из камней.

Очень интересны у альтайцев традиции гостеприимства. Есть определённые требования к тому, как принимать гостя, как подавать ему молоко, араку в пиале (алкогольный напиток) или курительную трубку, как приглашать к чаю. Алтайцы — очень гостеприимный народ.

Поскольку они верят в то, что у всего есть свой дух: у гор, воды и огня, они очень почтительно относятся ко всему окружающему. Очаг — не просто место приготовления еды. У алтайцев принято «кормить» огонь, благодарить его за тепло и пищу. Не удивляйтесь, если увидите, как женщина на Алтае бросает в огонь выпечку, кусочки мяса или жира – она его кормит! В то же время для алтайца недопустимо плевать в огонь, сжигать в нём мусор или переступать через очаг.

Алтайцы верят, что природа целебна, в особенности, аржаны — родники и горные озёра. Местные считают, что в них живут горные духи, а потому вода из них сакральна, может наделить даже бессмертием. Посещать аржаны можно только в сопровождении проводника и целителя.

Сейчас культура алтайцев возрождается, снова проводятся древние шаманистские обычаи и бурханистские ритуалы. Эти обряды привлекают множество туристов.

Музыкальные традиции

Музыкальные традиции алтайцев, их песенная культура уходят корнями далеко в древность. Их песни — сказания о подвигах, целые жизненные истории. Исполняются они посредством горлового пения Кай. Такая «песня» может длиться несколько суток. Сопровождают её игрой на национальных инструментах: топшуре и ятакане. Кай — искусство мужского пения и одновременно молитва, сакральное действие, вводящее всех слушателей в нечто подобное трансу. Их принято приглашать на свадьбы и праздники.

Ещё один музыкальный инструмент — комус — известен своим мистическим звучанием. Считается, что это женский инструмент. Туристы часто везут с Алтая в качестве сувенира именно комус.

Свадебные традиции

Вот как проходит традиционный обряд бракосочетания. Молодожёны выливают в огонь аила (юрты) жир, бросают в него щепотку чая и несколько капель араки. Обряд делится на два дня: той — праздник на стороне жениха и белкенчек — невестин день. Над аилом вешают ветки берёзы — культового дерева.

Раньше было принято похищать невесту, но сейчас этот обычай утратил свою актуальность. В слову, невесту можно было и купить, заплатив калым. А вот какой обычай сохранился до сих пор: девушка не может выйти замуж за юношу из своего сеока (родовой семьи). При знакомстве они обязательно должны удостовериться, что принадлежат разным сеокам. Женитьба на «родне» считается позором.

У каждого рода есть своя священная гора, свои духи-покровители. Женщинам запрещено подниматься на гору и даже стоять около неё босиком. При этом роль женщины очень велика, в представлении алтайцев она — священный сосуд, дарующий жизнь, и мужчина обязан её защищать. Отсюда и роли: мужчина — воин и охотник, а женщина — мать, хранительница очага.

При рождении ребёнка алтайцы устраивают праздник, забивают овец или даже телёнка. Интересно, что восьмигранный алтайский аил — традиционном жилище алтайцев — имеет женскую (правую) и мужскую (левую) половину. Каждому члену семьи и гостю отводится своё место. Детей учат обращаться ко всем на «вы», выказывая тем самым уважение к духам покровителей.

Глава алтайской семьи — отец. Мальчики с малолетства находятся с ним, он обучает их охоте, мужской работе, обращению с конём.

В старину в сёлах говорили: «Кто видел хозяина этого коня?», называя его масть, но не имя хозяина, словно конь неотделим от своего владельца, как самая важная его часть.

Младший сын по традиции живёт с родителями и провожает их в последний путь.

Главные праздники алтайцев

У алтайцев 4 основных праздника:

Эл-Ойтын — всенародный праздник и фестиваль национальной культуры, на который приезжает очень много гостей, в том числе, других национальностей, проводится раз в два года. Атмосфера праздника словно переносит всех в другое временное измерение. Проводятся концерты, конкурсы, спортивные состязания и другие интересные мероприятия. Главное условие участия — наличие национального костюма.

Чага-Байрам — «Белый праздник», что-то вроде Нового года. Начинается он в конце февраля, в период новолуния, и главная цель его — поклонение Солнцу и Алтаю. Именно в период этого праздника принято привязывать кыйра-ленты, преподносить угощения духам на тагыле — алтаре. После совершения обрядов начинается народное празднование.

Дьылгаяк — языческий праздник, аналог русской масленицы. На этом празднике алтайцы сжигают чучело — символ уходящего года, веселятся, устраивают ярмарку, весёлые аттракционы и конкурсы.

Курултай сказителей — соревнования для кайчи. Мужчины соревнуются в навыках горлового пения, исполняют сказания под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов. Кайчи пользуются на Алтае всенародной любовью и уважением. По приданиям даже шаманы побаивались устраивать обряды вблизи их жилищ — опасались не устоять перед великой силой их искусства.

Коренные жители Камчатки

Увидеть своими глазами, как живет коренное население, – это не только новый опыт для каждого путешественника. Но порой единственный способ уловить самую суть Камчатского края.

Если верить ученым, именно ительмены первыми поселились на Камчатке. В конце XVII века, когда Камчатка вошла в состав России, ительмены уже освоили почти всю территорию полуострова. Зимой они целыми родами, по 40-50 человек, жили в полуземлянках, а летом переселялись в травяные шалаши. По заснеженной тундре передвигались на собачьих упряжках, а по рекам – на долбленых лодках. Во время охоты использовали лыжи и снегоступы особой конструкции, а рыбу ловили прочными сетями из волокон крапивы.

Культура ительменов категорически запрещала спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной – ведь тогда духи воды и гор лишатся желанной пищи.

За тысячелетия жизни на Камчатке ительмены достигли высочайшего мастерства в ловле рыбы, это занятие стало основой их жизни. Они научились заготавливать мясо лососей впрок, заквашивая в ямах или высушивая на солнце. Вяленая юкола и сегодня считается деликатесом. Более умелых охотников, чем ительмены, тоже найти сложно: мясо оленей, медведей, снежных баранов, всегда дополняло их рыбный стол. Они ели даже песцов и соболей! А из шкур животных мастерицы и сегодня шьют невероятно теплые кухлянки и меховые штаны.

Ительмены сполна используют все богатства, которыми готова поделиться суровая северная природа. Ягоды и травы, грибы и коренья, кедровые орехи они заготавливают не только ради пропитания – из них готовят целебные отвары и настойки. Сегодня попробовать эти эликсиры здоровья можно в этнокультурном комплексе «Пимчах», открытом в 40 км от Петропавловска-Камчатского, у подножия священной горы Острой. Здесь не только пригласят в традиционное жилище ительменов и угостят блюдами национальной кухни, но и научат плести украшения из бисера, шить одежду из рыбьей кожи. Самые смелые гости участвуют в шаманских обрядах очищения и поклонения духам, пробуют ходить по углям!

Еще до прихода на Камчатку русских поселенцев на две группы разделился самый многочисленный коренной народ полуострова – коряки. Кочевые аборигены занимались пушным промыслом и оленеводством, перегоняя стада оленей с пастбища на пастбище. Мясо копытных служило им основной пищей, из костей и рогов животных коряки изготавливали орудия труда и предметы быта, а из оленьих шкур шили одежду и легкие переносные яранги. Сегодня на восточной окраине Петропавловска-Камчатского, на берегу живописного Халактырского озера построена этническая деревня «Танынаут». Здесь можно не просто побывать в корякских ярангах, но и научиться их строить. А еще – попробовать самостоятельно добыть огонь, поиграть на варгане и бубне, станцевать под национальные мотивы и поохотиться.

Среди коряков до сих пор проводится праздник Первой рыбы, призванный «заманить» рыб в камчатские реки.

Оседлые коряки жили рыбалкой и охотой на морского зверя – нерпу, лахтака и кита, а на промысел выходили на байдарах, обшитых шкурами морских животных. Из шкур шили также одежду и обувь, предметы быта. Коренной народ достиг высокого мастерства в обработке не только шкур, но и кости, металла, камня. А еще коряки научились строить дома, идеально приспособленные к суровой и переменчивой погоде Камчатки. Стены из двух слоев бревен с прослойкой из земли и дерна между ними надежно защищали от холода долгой зимой. Летом войти внутрь можно было через длинный коридор-сени, а когда все вокруг заметала пурга, входом служило специальное отверстие в потолке. Из-за необычной формы крыши – «ветролома» – жилище никогда не засыпало снегом.

Сегодня побывать в традиционном доме, познакомиться с бытом и традициями коряков можно в стойбище «Эйвэт». Рядом расположился питомник ездовых собак – попробуйте свои силы в управлении упряжкой!

Чукчи значит «богатый оленями» (чаучу). Живут чукчи не только на Чукотке, но и на Камчатке, причем они перебрались сюда настолько давно, что считаются одним из коренных народов полуострова. Изначально чукчи были охотниками на оленей, но к XVII веку освоили оленеводство. Причем достигли в нем такого мастерства, что камчатских чукчей стали считать бедняками, если у них нет стада из 100 голов. Теперь этот коренной народ не менее изобретательно и умело использует мясо, шкуры, кости и рога оленей, чем прирожденные оленеводы – кочевые коряки. Основной промысел оседлых коряков – морскую охоту, – чукчи также освоили успешно.

Древние чукчи ели моняло – полупереварившийся мох, извлеченный из оленьего желудка. Особенно популярна была полужидкая похлебка из моняла.

У чукчей очень интересная традиционная обувь – торбаса. Внутри – меховые стельки и чулки, подошва – из кожи лахтака, а сам «сапог» изготавливается из шкуры нерпы, доходит до колена и плотно перевязывается ремнем. Еще один предмет национальной одежды – кухлянка, которую шьют из шкурок молодых оленей и тюленей, ее подол, рукава и ворот отделаны мехом собаки или росомахи. Мужчины носят сразу две кухлянки: нижнюю надевают мехом внутрь, вторую – мехом наружу. В непогоду поверх кухлянки надевают камлейку – широкий балахон с капюшоном и наглухо закрывающимся воротником, сшитый из кишок моржа. Непромокаемую и непродуваемую камлейку можно считать прообразом современной ветровки.

Эвены пришли на Камчатку вслед за русскими покорителями Дальнего Востока примерно полтора века назад. Сегодня от других оленеводов полуострова их отличает умение передвигаться не только на оленьей упряжке, но и верхом на оленях. Этот уникальный навык эвены освоили еще в те времена, когда жили в сибирской тайге. И именно они вывели на Камчатке особую породу домашних оленей – высоких, особенно сильных и выносливых.

У эвенов в ходу было два календаря: православный и охотничий, в котором месяцы были названы по частям тела человека. Новый год по охотничьему календарю назывался месяцем «подымающейся тыльной поверхности кисти левой руки».

Традиция верховой езды отразилась и в эвенских нарядах. Одежда других северных народов не позволит сесть верхом на оленя, а эвены носят таты – распашные кафтаны с расходящимися полами, которые не мешают наезднику. Орнаменты из меха и вышивка из бисера на таких кафтанах делает облик ездока очень живописным. Понаблюдать за зрелищными скачками на оленях можно в этнокультурном комплексе «Мэнэдек», построенным на берегу горной реки неподалеку от села Анавгай. Но прежде чем попасть на территорию эвенского стойбища, придется пройти обряд очищения – под звуки бубна перешагнуть через костер, где дымится можжевельник. Лишь после этого можно будет погрузиться в культуру экзотического северного народа: пройти мастер-классы по выделке оленьих шкур, резьбе по кости и плетению из бересты, посоревноваться в прыжках через медвежью шкуру и нарты, проверить свою меткость и твердость руки в метании лассо. А восстановить силы помогут знаменитая юкола и уха из лосося, шурпа из оленины и целебный фиточай из камчатских ягод и трав.

Как задобрить нинвитов

До того, как принять христианство, все коряки – и кочевые, и оседлые – практиковали шаманизм. Они считали, что у каждого камня и дерева, у каждой горы и реки есть душа. Согласно их верованиям, мир населяют не только добрые, но и злые духи – нинвиты, насылающие болезни и прочие напасти. Чаще всего нинвиты не показывались людям. Увидеть их удавалось лишь изредка, когда они принимали обличье человекоподобных существ с длинными острыми зубами и горящими глазами. Чтобы задобрить нинвитов, коряки оставляли им подарки там, где обитали злые духи – возле могил, необычных скал, водопадов и горячих источников. Подношением могла служить просто щепотка табака.

Давным-давно в мире было темно и холодно, потому что солнце, луна и звезды находились в заточении у Женщины-духа. Она держала их в своей юрте в трех огромных мячах. Добрый бог Кутх задумал освободить светила. Он превратился в хвоинку и упал в воду. Женщина-дух зачерпнула воду, выпила ее и забеременела, а вскоре родила Ворона. Тот упросил мать поиграть с мячами и вспорол их. Светила высыпали на небо и осветили мир. А самого Ворона опалило солнце, и он почернел.

Проект «Русские народные традиции и культура» (средняя группа)

Ирина Романова
Проект «Русские народные традиции и культура» (средняя группа)

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев). Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по — новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Цель: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.

2. Знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством.

3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.

Продолжительность проекта: краткосрочный (2 недели)

Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями МДОУ и родителями.

Условия реализации: детский сад, семья.

Участники: дети средней группы, воспитатель МДОУ, музыкальный руководитель, родители.

Тематика: творческий проект

План работы на 1 неделю

«Русские народные традиции и культура»

Экскурсия в Дом культуры в мини – музей клуба сохранения русских народных традиций «Любочажье»

Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

1. Познакомить детей с устройством русской избы.

2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

3. Закрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения.

4. Расширять словарный запас: изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.

5. Привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

6. Воспитывать патриотические чувства.

Просмотр фотоальбома «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина».

1. Закрепить с детьми понятие изба.

2. Познакомить с традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством.

3. Словарная работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.

Декоративное рисование «Славянские узоры на рубашке».

1. Закреплять знания о русских народных промыслах.

2. Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит.

3. Закреплять умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали).

4. Формировать представление о народном костюме.

5. Воспитывать уважительное отношение к прошлому России.

Подвижные, русские народные игры.

1. Познакомить детей с играми.

2. Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)

Прослушивание и пение русских народных песенок, закличек.

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

Аппликация «Русские узоры»

1. Ознакомить детей с русским народным орнаментом, раскрыть его характерные черты.

2. Учить композиционному построению аппликации орнаментов из геометрических элементов.

3. Развивать интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства.

4. Воспитывать у детей любовь к культуре своего народа

Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц.

1. Создать необходимые условия для знакомства со сказками.

2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

3. Пробуждать интерес к сказкам.

4. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

Выставка «Предметы старины»

1. Знакомство с предметами домашнего обихода в старину.

2. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

3. Привлечь родителей для сбора вещей для выставки.

Познавательная викторина «Что за прелесть, эти сказки?»

•воспитание устойчивого интереса к художественной литературе;

•создание условий для обобщения знаний дошкольников по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе, знакомство с устным народным творчеством);

•закрепление знаний русских народных сказок;

•приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;

•развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.

План работы на 2 неделю

«Народная игрушка. Фольклор»

Знакомство с народными игрушками, беседа.

1. Усвоить первоначальное представление о возникновении игрушек на Руси.

2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.

3. Познакомить детей с игрушками, сделанными из глины, соломы, дерева.

Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке».

1. Закрепить знание детей о народной игрушке — матрёшке.

2. Формировать понятие, из чего она сделана, как украшена.

3. Развивать интерес к народной игрушке, умение украшать матрёшку.

Декоративное рисование «Весёлые матрёшки»

1. Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки.

2. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

1. Познакомить детей с филимоновскими игрушками. Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним.

2. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, яркие нарядные полосы.

3. Вызвать желание слепить такую игрушку.

Изготовление народной куклы – птички невелички родителями и детьми.

1. Познакомить родителей и детей с изготовлением птички невелички.

2. Развивать индивидуальные творческие способности.

3. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Познавательная викторина «Наш дом –Россия»

• создание условий для совершенствования и обобщения знаний дошкольников по патриотическому воспитанию (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»);

• повышение интереса дошкольников к истории и культуре русского народа;

• воспитание патриотических чувств, любви к родине, гордости за свою страну и народ;

• приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;

• развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.

1. Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении.

2. Познакомить с устным народным творчеством — потешками, песенками, небылицами, скороговорками, сказками, загадками.

3. Дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц.

4. Пробудить интерес к русским народным играм.

Консультации для родителей.

«Воспитание детей на традициях народной культуры»

«Фольклор в воспитании детей»

«Русские народные сказки». Проект для средней группы Цель: занятия является ознакомление и приобщение детей младшего дошкольного возраста к народной культуре. Задачи: — приобщить детей к народной.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор. Весна» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Русские народные традиции и фольклор. Весна» Интеграция образовательных.

Образовательный проект «Русские народные сказки» Образовательный проект «Русские народные сказки» Автор: Твердякова Л. Н., учитель-логопед МДОБУ комбинированного вида детский сад № 1 МО.

Проект «Новогодние народные праздники и традиции» (средняя группа) Проект «Новогодние народные праздники и традиции» Группа №3 «Солнышко» Воспитатели: Краева В. Н. Ефремова И. С. Январь 2020 Проект «Новогодние.

Проект «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Проект «Русские народные сказки» Проект: «Русские народные сказки» Руководитель проекта: воспитатель гр. «Радуга» Дымова Инесса Анатольевна Цель: приобщение детей к русской.

Проект «Традиции. Народные промыслы» Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематическое планирование. Возраст: подготовительная группа. Тема недели: «Народные.

Рождественские колядки — русские народные традиции (фотоотчёт) Цель: приобщить детей к русским народным традициям, с русскими народными обрядами, создать праздничное настроение по средствам русского.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» Тема: Традиции Россиян (русские народные праздники на Руси) Цели: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Встреча в литературной гостиной «Русские народные сказки» (старшая группа) Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках, с помощью инсценировки фрагмента сказки «Гуси-лебеди». Задачи: Развивать интерес.

Песенные традиции казаков России

10 апреля в камерном зале отдела нотных изданий и звукозаписей открывается книжно-иллюстративная выставка из фондов Российской государственной библиотеки «„Казачьи слава и печаль“. Песенные традиции казаков России».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Казачья песня по праву считается феноменом российской истории, её культурным наследием. Она прошла четырёхвековой путь развития. Казаки бережно хранили свои песенные традиции, и вся история жизни казаков, философия их бытия нашла отражение в песнях.

На выставке в Доме Пашкова демонстрируются уникальные экземпляры нотных изданий первых годов XX века и песенных сборников, составленных известными собирателями и исследователями казачьих песен. Среди них Александр Михайлович Листопадов, собравший и записавший около 1200 донских казачьих песен, Аким Дмитриевич Бигдай, главным в жизни которого было собирание и популяризация песен Кубани. И, конечно же, Виктор Гаврилович Захарченко, художественный руководитель Кубанского казачьего хора, композитор и исследователь песенного фольклора, результатом работы которого стало уникальное собрание сочинений в 18 томах.

  • Культура казачьей песни интересна и многогранна: она включает огромное количество жанров. В экспозиции представлены исторические песни, где любимыми героями были атаман Матвей Иванович Платов, донской казак-герой Козьма Крючков. Большое внимание уделено военным песням — войсковым гимнам и маршам, рассказам о трудной и опасной судьбе, о расставании с родным домом, раздумьям раненого казака перед смертью, семейно-бытовым — лирическим песням о разлуке и душе, и, конечно, шуточным и плясовым казачьим песням, полным неподдельного юмора, озорства и веселья: «Все кумушки пьют», «Бабёночки».

    География казачьей песни широка. Представленные на выставке сборники охватывают практически все регионы: песни донских казаков, уральских, терских, кубанских, сибирских, оренбургских и астраханских, песни гребенских казаков и песни казаков-некрасовцев. Дополняют музыкальные издания карты поселения казаков, предоставленные отделом картографии.

    В экспозицию вошли разнообразные казачьи песни и сказки, записанные на грампластинках и СD в исполнении ведущих профессиональных и народных коллективов: «Песни сибирского казачества», «Пыль клубится по дороге» (Собрание песен гребенских, терских и сунженских казаков), «Казачьи сказки» (Музыкальные спектакли для детей и их родителей). Среди исполнителей Надежда Бабкина, Марина Крапостина, Виктор Кулешов, хор «Казаки Дона» и другие.

    Музыкальный ряд подчёркивают книжные издания начала и середины XIX века по истории, этнографии и культуре казачества, а также современные издания из фондов РГБ. Литографии с портретами героев, выразительный лубок и фототипии из собрания отдела изоизданий дают наглядное представление о быте и культуре казачества.


    Фото: Мария Говтвань, РГБ

    Читайте так же:

    • Великий русский композитор традиции которого наследовал римский корсаков Кроссворд по музыке для учащихся 6-7 классов на тему: « - Корсаков» Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная казачья школа» с. Знаменка, […]
    • Банкетные залы русские традиции Ресторан Русские Традиции Московская область, Реутов, Носовихинское шоссе, дом 18, литер В Показать на карте банкетное меню на человека Отправить ссылку на эту страницу в соц. сетях: […]
    • Традиция вязания носков Презентация по технологии на тему "Вязание крючком, спицами традиции и современность (7 класс) Идёт приём заявок Подать заявку Для учеников 1-11 классов и дошкольников Описание […]
    • Доклад по истории быт и обычаи 18 века Повседневный быт россиян в XVIII веке XVIII век – это период настоящих контрастов. Быт как и образ жизни русского народа, полностью зависел от того какую нишу в обществе занимает […]
    • Традиции народа франции Французские традиции и обычаи. Шаг за шагом Символика государства тоже очень интересна и примечательна. Герб и гимн имеют свою историю, а люди всё это чтят, как своё родное. Они очень […]
    • Обычаи русской правды История государства и права России До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Все они распадаются на три основных редакции: Краткая, Пространная и Сокращенная (обозначаемые в […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *