Традиция вязания носков

Презентация по технологии на тему «Вязание крючком, спицами традиции и современность (7 класс)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Вязание крючком, спицами традиции и современность Выполнила: Учитель технологии первой квалификационной категории МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани Романова Рушания Набиулловна

Из истории вязания Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. Установить точно, когда оно зародилось, трудно: ведь трикотаж- не камень, он не может храниться тысячелетиями. Однако во время раскопок древнеегипетских гробниц был обнаружен вязаный детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно — наверное, для того, чтобы можно было одеть сандалию. Ученые установили, что «возраст» этого носка около 5 тыс. лет. Историки считают, что вязание зародилось сначала в рыбацких поселениях, где были хорошие мастера по плетению сетей. Именно они догадались, каким способом можно сплести полотно более плотное, чем рыболовная сеть. А со временем люди разработали новые инструменты для плетения и полотно стал не плетенным, а вязанным.

Многие люди в разных странах увлекаются ручным вязанием. Причем это не только женское, но и вполне мужское дело. Способ создавать из нитей без помощи ткацких станков красивое, эластичное узорчатое полотно изобрели мужчины! Древнем Вавилоне и Ассирии только они занимались этим ремеслом. Да и сейчас охотно вяжут мужчины в Африке, Индокитае.

«Одежда века» Вот уже несколько десятилетий подряд трикотаж возглавляет моду , держит титул «одежда века». Существует профессия вязальщица. Современное трикотажное производство оснащено вязальными машинами с программным управлением, которые могут создавать изделия почти без участия человека. Такое оборудование помогает сэкономить время. При этом машинное полотно получается более ровным, чем связанное вручную. Несмотря на это, многие люди в разных странах увлекаются ручным вязанием.

Вязание в современной жизни Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются постоянным успехом. Крючок, спицы и пряжа, да еще Ваша фантазия, умение и терпение, — и сколько чудных, оригинальных вещей могут сделать Ваши руки.

Кружевные изделия, о которых можно мечтать

Изящно и благородно

Вязание крючком и спицами Развивает пространственное воображение и художественный вкус. Воспитывает характер: упорство, умение сосредоточиться, привычку доводить дело до конца; тренирует пальцы и кисти рук; развивает координацию движений. И еще – успокаивает, позволяет с пользой отдохнуть: несколько вечеров – и готова нужная, хорошая вещь.

Инструменты для вязания Вязальные крючки 1 — бородки; 2 — стержня; 3 — головки 1 2 3 Крючки бывают: стальные, алюминия, пластмассы, древесины, кости. Диаметром от 0,5-8мм, длиной 120-160 мм. Есть еще специальные 150-200 мм. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Крючки подбирают по толщине пряжи и должны быть в 2-2,5 раза толще пряжи. Состоит крючок из

Инструменты для вязания в а б Спицы: а — кольцевые; б — открытые (короткие); в — закрытые (односторонние) А) Кольцевые спицы используют для вязания по кругу крупного изделия, чтобы оно получилось без швов (джемпер, юбка). Удобно вязать широкие детали, а также прикладывать к чертежу или фигуре. Б) Небольшие круговые изделия – носки, варежки и др. вяжут на несколько коротких коротких спицах. Они, как и кольцевые, имеют два рабочих конца и называются открытыми. Для вязания используют набор из пяти спиц. В)Большие изделия или детали двусторонней кромкой (шарфы, детали жакетов и.т.д.) вяжут спицами, имеющими один рабочий конец или шарик на другом конце. Такие называют закрытыми.

Материалы для вязания Материалами являются нитки. Нитки хлопок, лен, шерстяная пряжа, блестящая пряжа, фасонная , фантазийная пряжа. Блестящая пряжа – вискозные или акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают серебристый или золотистый эффект. Фасонная пряжа изготовлена по особой технологии с добавлением волокон, синтетических и металлизированных нитей. Фантазийная пряжа – меланжевая пряжа из смешанных волокон с добавлением металлизированных нитей.

Узоры и их схемы Вязание узора по схеме — это система записи узора условными обозначениями. Условные обозначения – это графическое изображение узора, которое называют схемой или раппортом. . Из истории о схемах Эта система пришла к нам из Японии и позволяет всегда иметь перед глазами графическое изображение узора и легко его прочитать. Изделия Этот способ очень популярен в Японии. С помощью знаков можно записать не только отдельные петли, но и целые изделия с прибавлениями и убавлениями. Чтобы передать рисунок с помощью схемы, необходимо нарисовать каждый ряд рисунка, используя условные обозначения для каждого вида петель.

Условные обозначения элементов вязания в схемах . воздушные петли; : петля подъема; Х соединительный столбик; Т столбик без накида; I столбик с накидом.

Вопросы для повторения 1.При изготовления каких изделий можно использовать крючок? 2.Что такое номер крючка? Приведите пример. 3.Как правильно подобрать номер крючка? 4.Из чего изготавливают крючки?

Санитарно – гигиенические требования при вязании Рабочее место должно быль хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны. Сидеть прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалось близорукость, а в глаза не попадали частички шерсти. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

Правила безопасной работы при выполнении рукоделия Опасности в работе: повреждение пальцев крючком, спицами, иглой; травма руки ножницами; травма глаз. Что нужно сделать до начала работы: положить инструменты и приспособления в отведённое для них место. крючки, спицы должны быть хорошо отшлифованы.

Что нужно сделать во время работы: со спицами и крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу; не делать резких движений рукой с крючком, спицами, ножницами в направлении рядом сидящего человека; нельзя пользоваться ржавыми спицами, крючками, иглами и булавками – они портят пряжу, нитки. ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передать их следует кольцами вперёд. хранить иглы и булавки только в игольнице. хранить спицы и крючки в специальных пеналах. Что нужно сделать в конце работы: Убрать свое рабочее место

Практическая работа: «Набор петель крючком» 1.Воздушная петля — составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. 2.Цепочка воздушных петель – основа первого ряда. Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз.

Положение крючка в руке Попробуйте держать крючок как карандаш Вывязывание начальной петли Вывязывание цепочки воздушных петель

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства. Установить точно, когда оно зародилось, трудно: ведь трикотаж- не камень, он не может храниться тысячелетиями. Однако во время раскопок древнеегипетских гробниц был обнаружен вязаный детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно — наверное, для того, чтобы можно было одеть сандалию. Ученые установили, что «возраст» этого носка около 5 тыс. лет.

Историки считают, что вязание зародилось сначала в рыбацких поселениях, где были хорошие мастера по плетению сетей. Именно они догадались, каким способом можно сплести полотно более плотное, чем рыболовная сеть. А со временем люди разработали новые инструменты для плетения и полотно стал не плетенным, а вязанным.

Многие люди в разных странах увлекаются ручным вязанием. Причем это не только женское, но и вполне мужское дело. Способ создавать из нитей без помощи ткацких станков красивое, эластичное узорчатое полотно изобрели мужчины!

Древнем Вавилоне и Ассирии только они занимались этим ремеслом. Да и сейчас охотно вяжут мужчины в Африке, Индокитае.

Вязаные спицами носки — стильно и комфортно

«Держи голову в холоде, а ноги в тепле» — говорит старая мудрая поговорка. Не случайно же в зимние холода мы надеваем вязаные спицами теплые носочки, своей мягкостью согревающие нас холодными вечерами. А как приятно надеть на ноги нежные и приятные на ощупь красивые носочки после трудового дня. Вязаные носки своим мягким теплом и дарят нам идеальное комфортное состояние. Они вызывают ощущение чего-то очень личного, именно поэтому мы стремимся выбрать самые-самые красивые и удобные носочки.

Вязаные носки при помощи спиц могут служить не только для профилактики простуды, но и быть модным и стильным украшением вашего гардероба, особенно если вы свяжите их самостоятельно из красивой пряжи с добавлением пушистой ангоры или шерсти мериноса. Красивым дополнением к таким носкам станет национальный или геометрический орнамент. Вы так же можете вывязать красивую резинку из кос или ажура. Особую пикантность таким носкам придаст петельчатый верх или оригинальные фестоны.

Традиционно носки принято вязать, используя пять спиц. На четырех идет вязка основного полотна носка, а пятая спица позволяет вязаное полотно передвигать. В этом случае пятка носка вяжется на двух спицах, после чего вся работа опять переходит на пять спиц. По мере вязания до нужного размера, происходит убавление петель с двух или четырех сторон. У некоторых народов в традиции вязание носков на двух спицах. Связав полотно изделия целиком, происходит последующая его сборка по краям, придавая ему форму и вид привычного нам носка.

В моду вновь входят вязаные гетры. Этот стильный элемент гардероба представляет собой полуносок, без нижнего следка, позволяющий комбинировать традиционный стиль с подростковым или спортивным, и красиво смотрится на женских ножках в сочетании с классическими женскими полуботинками на низком или среднем устойчивом каблуке. Гетры можно красиво задрапировать, слегка приспустив их на ножке, а можно натянуть, как обыкновенный чулок. Помимо модного элемента одежды, гетры непосредственно согревают нижнюю часть ноги и, что немало важно, вы можете носить любимую обувь с тонким чулком или носком. Вы можете сделать акцент именно на этом элементе вашего стиля, выделив его яркими красками пряжи для вязания, представленной в нашем магазине.

Особое место в современной моде занимают вязаные носки, выполненные тонким крючком из качественных мерсеризованных нитей светлых пастельных оттенков или в тон общему ансамблю одежды. Крючок позволяет выполнить обыденный летний носок из тончайшего ажура, порой превращая его в произведение искусства. Такие изящные носочки, выполненные умелыми мастерицами, можно носить в жаркую погоду как красивый аксессуар к платью или коротким брюкам-бриджам. Ажурный рисунок такого носка позволяет в летнюю жару женской ножке дышать и совершено не ощущать его присутствие.

Носочная мода для самых маленьких

Не стоит забывать и о вязаных носочках для самых маленьких. Наши детки – это самое дорогое что у нас есть, и конечно же мы стремимся подарить им самое лучшее и теплое. Вязаные носочки для малышей имеют красивое название пинетки, и делаются наподобие взрослой обуви, только из пряжи, специально предназначенной для детского вязания. Какими только узорами, всевозможными рюшечками и бантиками опытные вязальщицы не украшают этот трогательный предмет детской одежды. Пинетки призваны не поранить нежную детскую кожу и защитить маленького ребенка от холода. Теплые пинетки, связанные заботливой мамой, помогут вашему ребенку ощутить всю материнскую любовь и теплоту. А прикосновение трикотажного полотна согреет и подарит незаменимый комфорт и спокойный сон вашему малышу.

Модницы и модники чуть постарше будут радоваться и с удовольствием носить теплые носочки, выполненные в ярких и веселых тонах в общем стиле с вязаной шапочкой, варежками и шарфом. Такие носки могут быть выполнены под обувь на холодное время года, позволяя вашему ребенку долго находится на улице с теплыми ногами. Удлиненные носки, выполненные с интересным орнаментом или рисунком, дополнительно защитят ногу малыша от холода.

Если красиво приспустить и задрапировать яркие вязаные носочки то, помимо своего основного предназначения, они способны придать дополнительный шарм юному моднику. Осенью или ранней весной, когда еще рано или уже тяжело носить ребенку сапожки на натуральном меху, его ножки согреют теплые и красивые гетры. Носки и гетры, связанные вручную, можно дополнительно украсить помпонами, красивой бахромой или ручной вышивкой. Такое дополнение позволит превратить обычный детский носочек в яркий и запоминающийся элемент детской одежды и особо порадует вашего ребенка единичностью данного изделия, а значит его эксклюзивностью.

Итак, вязаные носки – это просто необходимая часть гардероба от мала до велика. Вязаные носки способны согреть ваши ноги и не позволить простудиться. Кроме того вязаные носочки и гетры могут стать красивым и модным дополнением к вашему образу.

Другие статьи

Вязание.Вязание Спицами.Вязание Крючком.Уроки по Вязанию.Вязание спицами и крючком – одно из самых распространенных хобби. С помощью красивой пряжи и качественных аксессуаров вы сможете создать стильные и модные сегодня вязаные изделия своими руками. Компания ЗОЛОТОЕ РУНО приглашает всех желающих в этот волшебный мир вязаного трикотажа.

Конечно, связать шаль можно и спицами, но простые узоры крючком подвластны даже начинающим мастерицам, поэтому в этой статье мы расскажем только о втором способе.

Рождественские носки для подарков: простое, но эффектное украшение к праздникам

На Новый год принято класть подарки под елку. Однако после Нового года (а у католиков, наоборот, еще в декабре) наступает череда рождественских праздников, и чтобы вдоволь насладиться их атмосферой, можно позаимствовать интересный западный обычай прятать подарки в рождественский носок.

В странах Европы и США в канун Рождества родители украшают камин декоративными носками, чулками и сапожками, а утром дети находят в них подарки. Кажется, что эта традиция была придумана только лишь как еще один забавный способ презентации долгожданных игрушек и сладостей. Но, на самом деле, обычай прятать подарки в рождественские носки имеет давнюю и познавательную историю.

Сегодня «Дом Мечты» предлагает своими читателям окунуться в сказку и узнать давнюю традицию, благодаря которой во многих семьях принято вывешивать носки, чулки и сапожки в рождественскую ночь. Кроме того, вы узнаете, как и из чего можно сделать такие носки и куда их повесить. Читайте, смотрите фото рождественских носков и сапогов, вдохновляйтесь и украшайте свой дом!

Рождественские вязаные носки на камине

Белые носки рождественские для подарков

Как появились рождественские носки

Впервые носки для подарков на Рождество стали использоваться в Америке и Западной Европе. Как известно, в сказочных приданиях этих стран считается, что Санта-Клаус попадает в дома послушных детишек через дымоход. Однако, почему в качестве упаковки для подарков он стал использовать носочно-чулочные изделия? Оказывается, этому есть интересное объяснение.

Одна из легенд гласит, что когда-то в небольшом английском городке проживал вдовец, единственным богатством которого были три его дочери. Мужчина переживал, что из-за бедности он не сможет обеспечить дочерей достойным приданным, и их никто не возьмет замуж. В канун Рождества вдовец поделился с другом своими печалями. По счастливому стечению обстоятельств, жалобу мужчины услышал сам Санта-Клаус, который решил помочь обездоленному семейству. Санта-Клаус понимал, что гордость и скромность вдовца не позволят ему взять от него деньги, поэтому он решил презентовать дочерям мужчины золотые монеты в качестве рождественского подарка.

Когда наступила ночь, Санта-Клаус, как обычно, спустился по дымоходу в дом вдовца. Однако, вместо рождественских украшений и празднично наряженной елки в комнате девушек он увидел только развешенные на камине постиранные носки и чулки. Санта-Клаусу ничего не оставалось, как положить золотые монеты именно туда. Утром, когда девушки проснулись и нашли драгоценные подарки, они поделились столь приятной новостью со своими друзьями и соседями, и постепенно об этой рождественской истории узнало все население городка. С тех самых пор в праздничную ночь люди стали вывешивать на камины чулки и носки, в надежде, что Санта-Клаус тоже осчастливит их своими дарами.

Белые вязаные рождественские носки

Красные рождественские носки как украшение интерьера

Красные рождественские сапожки со снежинкой

Как сделать декоративные рождественские носки или сапожки

Конечно, все понимают, что история возникновения рождественских носков является лишь красивой предпраздничной сказкой, однако этот способ вручения подарков до сих пор не потерял своей актуальности, и во многом благодаря тому, что эти изделия становятся ярким элементом праздничного декора.

Носки для подарков на Рождество

Рождественский чулок, носок или сапожок вполне можно сделать самостоятельно, к тому же, несколькими способами. Чаще всего этот элемент праздничного декора изготавливается из фетра, любой плотной ткани или шерстяных ниток.

Чтобы сшить рождественский носок из фетра или ткани, для начала нужно нарисовать на картоне форму будущего изделия – лекало. Размер носка зависит от размера подарков. При желании, можно сделать даже миниатюрные изделия, которые станут отличным украшением новогодней елки или других декоративных композиций.

Далее, используя готовое лекало, на фетре или ткани вырезаются две части будущего сапожка. После этого вырезанный материал плотно сшивается друг с другом по краям с изнаночной стороны, и выворачивается наружу.

Чтобы носок стал по-настоящему праздничным декоративным элементом, его потребуется дополнительно украсить. К примеру, сверху изделие можно задекорировать белым пушистым мехом, и тогда носок станет похож на сапожок Санта-Клауса. Вместо меха также можно использовать и сияющий дождик, атласные ленты, банты, кружево или бубенчики.

Рождественский сапожок из фетра

Рождественские сапожки своими руками

Красно-зеленые рождественские носки на камине фото

Крупные по размеру рождественские сапожки часто украшаются дополнительными деталями. Например, изделие можно украсить фигурками, вырезанными из фетра – в виде снежинок, снеговиков, Санта-Клауса, оленей и т.д. Кроме того, очень красиво смотрятся носки, сшитые из тканей разных расцветок. Если вы изготавливаете носки для нескольких детей, вышейте на них инициалы получателей подарков, чтобы малыши знали, что Санта-Клаус никого не обделяет вниманием.

Декоративные носки для подарков рождественские

Рождественские носки своими руками

Если вы любите вязать, у вас наверняка получится сделать вязаный рождественский сапожок. Они изготавливаются практически так же, как и обычные вязаные носки. Только желательно делать их как можно более плотными, поэтому выбирайте максимально толстые нити.

При желании, сапожок можно сделать объемным. Для этого вырежьте из плотного картона основу-подошву и пришейте ее внутрь носка. И, конечно же, готовый сапожок следует украсить яркой опушкой. Однако, вместо опушки можно также использовать красивые декоративные манжеты. Только не забудьте приделать вверху носка небольшую петельку, за которую он будет подвешен.

Как связать сапожок на Рождество

Вязаный рождественский сапожок

Как связать рождественский носок

Рождественские вязаные носки

Куда повесить рождественский носок

Традиционно такие носки вешаются вдоль каминной полки. Однако, не расстраивайтесь, если в вашем доме нет камина, ведь рождественские носки предназначены для вручения подарков и украшения интерьера, поэтому вешать их можно куда угодно: около кровати ребенка, над дверью, на стену, на оконную раму и т.д.

Если у вас есть несколько рождественских носков, можно сделать из них своеобразную гирлянду. Для этого достаточно прикрепить носки к подходящей нити или декоративным бусам, а затем развесить их вдоль стены, на дверцу шкафа, на лестничные перила и т.д.

Небольшие по размеру носки можно повесить прямо на елку, и тогда они станут не просто красивой емкостью для подарков, но и оригинальным праздничным украшением новогодней елки.

Рождественский сапожок на входную дверь

Рождественский носок фото

Как сшить и украсить рождественский носок

Сапожки салатового цвета рождественские фото

Выбирая в магазине или делая рождественские носки самостоятельно, привлеките к этому процессу ребенка. Малышу наверняка понравится история про доброго волшебника, оставляющего подарки, и он захочет дополнить носок собственным украшением.

История техники вязания (к вопросу о возникновении ажурного пуховязания на Южном Урале) Текст научной статьи по специальности « История. Исторические науки»

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Васильченко Алла Александровна

В статье рассматриваются исторические примеры применения ручного художественного ремесла вязания. В материале затрагиваются также некоторые вопросы возникновения ажурного пуховязания Южного урала как уникального художественного явления, неотделимого от истории развития техники вязания . техника вязания это разновидность текстильной техники в ручном исполнении, время и место возникновения которой точно не установлено. результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что вязание издавна было распространено во многих странах мира. так, самыми ранними из вязаных вещей считаются изделия, найденные в египте и датируемые IX и X веками нашей эры. по гипотезе уильяма Фелкина, вязание было известно ещё во времена троянской войны. В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по европе и превращается в домашнее занятие и доходное ремесло. таким образом, cудя по археологическим находкам, можно утверждать, что техника вязания имеет общенациональное происхождение и существенную общность древних орнаментальных форм и ремесленных приемов. Важно отметить также, что техника вязания исторически обладает своеобразием и региональными особенностями, и, одновременно, обусловливает функциональное единство, общность технологии и орнаментации вязаных изделий у народностей, проживающих во многих странах мира, а также на территории россии и соседних с ней регионов. В россии история возникновения вязания также не определена временным периодом. Из овечьей шерсти домашнего прядения издавна вязали рукавицы, варежки, носки, наколенники. Более изучено в нашей стране узорное разноцветное вязание на спицах старинный, своеобразный вид художественного ремесла. развитие и совершенствование приемов ручного вязания привело к формированию разновидностей этого старейшего вида рукоделия вязания на спицах, крючком, на «вилке», на вязальной машине. Исторически сложившиеся древние орнаментальные формы и ремесленные приемы техники вязания на спицах стали художественно-технологической основой современного художественного ремесла ажурного платочного вязания Южного урала. Вопрос о приоритетном влиянии определённых этнокультурных традиций на процесс возникновения и развития ажурного пуховязания в этом регионе служит до сих пор предметом разногласий среди ученых. на основании архивных данных и археологических исследований высказываются предположения, что ручное ремесло ткачество и вязание было одним из древнейших традиционных домашних занятий у тюркоязычных народов Южного урала, которые знали рациональные способы ведения хозяйства, приемы заготовки пряжи и вязания пуховых изделий. однако, несмотря на наличие изделий из пуха, исследователи считают, что кочевые народы башкиры, казахи, киргизы и другие не имели традиции ажурного пуховязания . по утверждению ученых, возникновение и развитие этой традиции обусловило формирование среды казачества на территориях Южного урала, преобладание русских в социально-этническом составе населения оренбуржья , их знание традиций и техник женского рукоделия вязания, ткачества, кружевоплетения. Анализируя художественно-технологические особенности оренбургских ажурных платков, можно заключить, что наивысшего развития ажурное пуховязание Южного урала достигло в оренбуржье . ключевые слова: техника вязания , развитие , ажурное пуховязание , оренбуржье .

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Васильченко Алла Александровна,

History techniques of knitting (to the question about the origin of delicate puhovyazania on South Ural)

The historical examples of development and application of hand artistic handicraft knittings are examined in the article. In material some questions of origin of delicate of South Ural are affected also as the unique artistic phenomenon inseparable from history of development of technique of knitting . Technique of knitting of it is a variety of textile technique in hand execution, time and place of origin of that exactly are not set. The results of archaeological excavations testify that knitting since olden times was w >technique of knitting has a national origin and substantial community of ancient ornamentalnyih forms and handicraft receptions. It is important to mark also,thathe technique of knitting possesses originality and regional features historically, and, simultaneously, stipulates functional unity, community of technology and ornamentatsii of knits at nationalities res >Development and perfection of receptions of hand-knit resulted in forming of varieties of this eldest type of needlework of the knitting on spokes, by a hook, on a «fork», on a knitting machine. The historically folded ancient ornamentalnyie forms and handicraft receptions of technique of knitting on spokes became artistically-technological basis of modern artistic handicraft of of the delicate shawl knitting of South Ural . A question about priority influence of certain etno-kulturnyih traditions on the process of origin and development of delicate puhovyazania in this region serves as until now the article of disagreements among scientists. Suppositions speak out on the basis of the archived data and archaeological researches, that hand handicraft the weaving and knitting of was one of the most ancient traditional domestic employments at the tyurkoyazyichnyih people of South Ural , that knew the rational methods of menage, receptions of purveyance of yarn and of knitting downy wares. However, in spite of presence of wares from a fuzz, researchers cons >development of this tradition stipulated forming of environment of the cossacks on territories of South Ural , predominance of Russians in socially-ethnic composition of population of Orenburzhya, their knowledge of traditions and techniques of woman needlework knitting, weaving, kruzhevopleteniya. Analysing the artistically-technological features of technique of delicate puhovyazania and Orenburg delicate shawls, scientists came to the conclusion, that delicate puhovyazanie of South Ural attained the greatest development in Orenburzhe .

Текст научной работы на тему «История техники вязания (к вопросу о возникновении ажурного пуховязания на Южном Урале)»

?УДК 94(470. 5):746.42

Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected]

ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ ВЯЗАНИЯ (К вопросу о ВОЗНИКНОВЕНИИ АЖУРНОГО ПУХОВЯЗАНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ)

В статье рассматриваются исторические примеры применения ручного художественного ремесла — вязания. В материале затрагиваются также некоторые вопросы возникновения ажурного пуховязания Южного Урала как уникального художественного явления, неотделимого от истории развития техники вязания.

Техника вязания — это разновидность текстильной техники в ручном исполнении, время и место возникновения которой точно не установлено. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что вязание издавна было распространено во многих странах мира. Так, самыми ранними из вязаных вещей считаются изделия, найденные в Египте и датируемые IX и X веками нашей эры. По гипотезе Уильяма Фелкина, вязание было известно ещё во времена Троянской войны. В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнее занятие и доходное ремесло. Таким образом, судя по археологическим находкам, можно утверждать, что техника вязания имеет общенациональное происхождение и существенную общность древних орнаментальных форм и ремесленных приемов. Важно отметить также, что техника вязания исторически обладает своеобразием и региональными особенностями, и, одновременно, обусловливает функциональное единство, общность технологии и орнаментации вязаных изделий у народностей, проживающих во многих странах мира, а также на территории России и соседних с ней регионов.

В России история возникновения вязания также не определена временным периодом. Из овечьей шерсти домашнего прядения издавна вязали рукавицы, варежки, носки, наколенники. Более изучено в нашей стране узорное разноцветное вязание на спицах — старинный, своеобразный вид художественного ремесла. Развитие и совершенствование приемов ручного вязания привело к формированию разновидностей этого старейшего вида рукоделия — вязания на спицах, крючком, на «вилке», на вязальной машине.

Исторически сложившиеся древние орнаментальные формы и ремесленные приемы техники вязания на спицах стали художественно-технологической основой современного художественного ремесла — ажурного платочного вязания Южного Урала. Вопрос о приоритетном влиянии определённых этнокультурных традиций на процесс возникновения и развития ажурного пухо-вязания в этом регионе служит до сих пор предметом разногласий среди ученых. На основании архивных данных и археологических исследований высказываются предположения, что ручное ремесло — ткачество и вязание — было одним из древнейших традиционных домашних занятий у тюркоязычных народов Южного Урала, которые знали рациональные способы ведения хозяйства, приемы заготовки пряжи и вязания пуховых изделий. Однако, несмотря на наличие изделий из пуха, исследователи считают, что кочевые народы — башкиры, казахи, киргизы и другие не имели традиции ажурного пуховязания. По утверждению ученых, возникновение и развитие этой традиции обусловило формирование среды казачества на территориях Южного Урала, преобладание русских в социально-этническом составе населения Оренбуржья, их знание традиций и техник женского рукоделия — вязания, ткачества, кружевоплетения. Анализируя художественно-технологические особенности оренбургских ажурных платков, можно заключить, что наивысшего развития ажурное пуховязание Южного Урала достигло в Оренбуржье.

Ключевые слова: техника вязания, развитие, ажурное пуховязание, Оренбуржье.

Техника вязания — это разновидность текстильной техники в ручном исполнении, в основе которой — модуль-петля, выполняемая с помощью простейших приспособлений — спиц или крючка. В.И. Даль, писатель, ученый, в Толковом словаре указывает, что «вязание» — вязаный — выплетенный на «прутках», изделие вязаной работы». «Пруток», — по его определению, — это «вязальная игла, спица», а платочное вязание — это «пруточное» вязание — не иглой, не крючком, а прутками» [1]. Это определение, скорее всего, относится к процессу вязания платков, которые изначально выполнялись в технике вязания на спицах, однако есть осно-

вания считать, что в древнем вязании применялись именно спицы.

Технике вязания предшествовало плетение — занятие древних людей по изготовлению окружавших их предметов обихода. Освоив прядение шерсти убитых ими диких животных, древние люди (как считается — мужчины), изобрели и технику вязания, ставшую одним из способов изготовления изделий — рыболовных сетей, различных ловушек для ловли рыбы, птиц, зверей.

Время и место возникновения вязания точно не известны. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что вязание издавна было распространено во многих стра-

нах мира, на основании чего специалистами выдвинуто много различных версий. Считается, что самыми ранними из вязаных вещей были изделия, найденные в Египте и датируемые IX и X веками нашей эры. Так, отпечаток чулка был обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. В районе старого Каира найдено хорошо сохранившееся многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Также в одной из гробниц нашли детскую вязаную туфельку, которой, по мнению археологов, более четырех тысяч лет. Обнаружен детский носок, у которого большой палец вывязан отдельно, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.

В 1867 году известный путешественник, доктор, антрополог Роберт Уильям Фелкин выдвинул гипотезу о том, что вязание было известно ещё во времена Троянской войны. По его предположению, полотно, которое героиня «Одиссеи» Пенелопа быстро распускала каждую ночь, на самом деле не ткалось, а вязалось. Употребление термина «ткачество» вместо термина «вязание» Уильям Фелкин объяснял ошибками переписчиков и не точным переводом.

Некоторые исследователи утверждают, что грекам также было известно вязание, так как пленные троянцы изображены на древнегреческих вазах в узких, облегающих штанах. Изображённый в Келлской книге (ок. 800) пророк Даниил облачён в узкие штаны, связанные аран-ским (ирландским) узором (возможно, прообраз современных леггинсов) [2].

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнее занятие и доходное ремесло: повсеместно вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор — вязаный берет. С изобретением вязальных машин появились целые вязальные цеха. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, что свидетельствует о трудолюбии и мастерстве вязальщиц [3].

Начиная с 16 века, в Европе начинает распространяться вязаное кружево. Считается, что технологическим первоисточником техники вязания кружева являются изнаночные петли, которые впервые появились в середине 16-го

века во Флоренции. Ими были связаны красные шелковые чулки, в которых хоронили Элеонору де Толедо, жену активного политического деятеля Флоренции Козимо Медичи.

Наибольшее развитие вязаные кружевные изделия получили в Ирландии. Так называемое ирландское (аранское) кружево — самобытный трикотаж, один из старейших видов ручного рукоделия. Оно возникло на трех островах Аран у западного побережья Ирландии во времена кельтов. Вязаные вещи того времени являлись неотъемлемой частью костюма местного населения. До сих пор в вязаных изделиях этой местности сохраняются древние кельтские фольклорные мотивы [4].

В Скандинавии в эпоху викингов практиковалась техника, ошибочно названная в России в конце XX века «вязанием иглой». Это довольно медленный и трудоёмкий процесс создания вязаного полотна деревянной или костяной иглой. Полотно, связанное таким способом, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Эта техника сохранялась на Русском Севере до начала XX века под традиционным названием — «копанье».

Фрагменты небольших вещей, выполненных в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки) датируются X-XI веками. Они были найдены в результате археологических раскопок в Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород). Традиция вязания иглой сохранялась в местностях с суровым климатом вплоть до конца XX века [5].

Таким образом, судя по археологическим находкам, можно утверждать, что техника вязания имеет общенациональное происхождение и существенную общность древних орнаментальных форм и ремесленных приемов. Задолго до начала нашей эры люди владели техникой вязания и применяли ее. Если учесть, что древнейшие дошедшие до нас сравнительно сложные по технологии вязаные предметы относятся к III-V в. в. н.э., можно предположить, что вязание возникло гораздо раньше. Древнейшие археологические находки свидетельствуют о высоком развитии техники вязания, об умении древних вязальщиц составлять узоры, находить гармоничное цветовое решение вязаных изделий.

Необходимо отметить, что в многочисленных источниках среди найденных вязаных

предметов одежды платок не упоминается. Это обстоятельство, видимо, объясняется тем, что вязаный платок у древних людей не был предметом первой необходимости; либо особая (неплотная) структура вязания не способствовала сохранности данного изделия.

В России история возникновения вязания также не определена временным периодом. В исследованиях по этому виду ручного ремесла, за редким исключением, не встречаются упоминания о вязаном платке. В основном указывается, что из овечьей шерсти домашнего прядения издавна вязали рукавицы, варежки, носки, наколенники, которые в России носили повсюду. Непременным дополнением к женскому костюму были толстые вязаные чулки — однотонные, узорные или полосатые, которые в праздники надевались по нескольку пар, так как полнота принималась за эталон крестьянской красоты. Например, в Воронежской области в начале XX века женщины и девушки носили толстые пятиугольные, «ковыляные» узорами «ногав-ки» (чулки); считалось: « чем толще нога, тем элегантнее» [6].

Более изучено в нашей стране узорное разноцветное вязание на спицах — старинный, своеобразный вид художественного ремесла, получивший распространение как в России, так и в соседних республиках.

Узорное вязание на спицах, как своеобразный вид прикладного искусства, было издавна широко распространено у прибалтийских народов. На островах Кихну, Маниланд, Муху (Эстония) до недавних пор вязали носки, рукавицы с традиционными местными узорами. Особая популярность узорного вязания в этих местах, кроме их необходимости как предмета одежды, объясняется, видимо, и тем, что в Прибалтике вязаные изделия с узорами почитались как обереги, защищающие человека от сглаза, порчи и недугов. Здесь же иногда встречается краткое упоминание о вязаном платке. Так, в городе Хаапсалу и его окрестностях, кроме изготовления традиционных вязаных изделий — чулков, носков, рукавиц, поясов — сохраняется вязание шерстяных кружевных платков и шалей [7].

Узорное вязание было характерно для северо-восточной европейской части России. В изделиях русских поселений в районе Мезени и Пинеги изначально преобладал натуральный

цвет шерсти — белый и коричневый; с конца XIX века стали использовать цветную пряжу -сине-черного, серо-голубого, а также более ярких цветов — синего, красного, желтого, лилового. Для этих изделий характерными являются крупнораппортные сетчатые рисунки, разделенные цветной полосой. Узорное разноцветное вязание на спицах получило распространение в Ханто-Мансийском округе, на севере Коми-Пермяцкого округа, в Сывтывдинском, Удор-ском и Верхневычегодском районах. В Ханто-Мансийском округе для вязания чулков, носков, рукавиц применялась белая собачья шерсть. Узор состоял из простых элементов — прямых и косых крестов, ромбов, трезубцев.

В городе Арзамасе (Приволжский федеральный округ) в конце XIX — начале XX веков изготовлялись теплые вязаные сапожки. Их орнаментика содержит аналоги узоров для вышивки крестом, а также варианты упрощенного растительного орнамента, взятого с узоров павлово-посадских платков.

На Северном Кавказе вязаные из шерсти носки не имели древней традиции. Но известно, что вязаные носки у вайнахов носили и женщины, и мужчины. В отличие от других народов Северного Кавказа, вайнахи носили связанные из шерсти одноцветные темные или белые носки, а также вязаные платки [8].

Исследуя образцы вязаных изделий, важно отметить, что техника вязания исторически обладает своеобразием и региональными особенностями, и, одновременно, обусловливает функциональное единство, общность технологии и орнаментации вязаных изделий у народностей, проживающих во многих странах мира, а также на территории России и соседних с ней регионов. Развитие и совершенствование приемов ручного вязания привело к формированию разновидностей этого старейшего вида рукоделия — вязания на спицах, крючком, на «вилке», на вязальной машине. Исторически сложившиеся древние орнаментальные формы и ремесленные приемы техники вязания на спицах стали художественно-технологической основой современного художественного ремесла — ажурного платочного вязания Южного Урала.

Вопрос о приоритетном влиянии определённых этно-культурных традиций в возникновении и развитии пуховязания Оренбуржья

служит до сих пор предметом разногласий среди ученых. С одной стороны, сведения, полученные от местных старожилов С. А. Давыдовой, архивные данные и археологические исследования указывают на древность прядильного дела и вязания в регионе. Во многих курганах эпохи бронзы Южного Урала и Северного Казахстана среди прочих элементов материальной культуры срубников, андроновцев и других обнаруживаются каменные и костяные пряслица, в центральное отверстие которых вставлялись деревянные веретена и таким образом пряли пряжу из овечьей и козьей шерсти. Судя по находкам, мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Верхняя одежда также изготавливалась из шерстяной пряжи и ткани. Подтверждением данного положения является то, что в башкирских деревнях Абзе-лиловского, Баймакского районов по сей день при прядении пуха вязальщицы пользуются каменными пряслицами, так как они обеспечивают мощность и высокую скорость вращения веретена

О наличии пуховых изделий у древних башкир свидетельствуют также экспонаты, обнаруженные российским археологом, антропологом С.И.Руденко во время поездки по территории Южного Урала: самодельные тканые шали из козьего пуха, а также большие пуховые шарфы [9].

При раскопках (2004-2007 гг.) Филиппов-ского кургана (Оренбургская область), хранящего сокровища сарматских вождей и датируемые ^ГУ в. до н.э., были обнаружены остатки ткани грубого переплетения, как полагают ученые, шерстяной. Кроме того, в женских погребениях были найдены глиняные пряслица — особые грузики, оттягивающие нить при прядении [10].

Таким образом, можно предположить, что ручное ремесло — ткачество и вязание — было одним из древнейших традиционных домашних занятий у кочевых народов Южного Урала.

С другой стороны, несмотря на достаточно убедительные доводы о существовании пуховя-зания у кочующих народов региона, вопрос о происхождении ажурного вязаного платка Южного Урала остается открытым. Где, когда, из грубой, «глухой» вязки степных народов сформировались орнаментальные мотивы и приемы знаменитого оренбургского ажурного платка,

история умалчивает. Вопрос о происхождении ажурного пуховязания Южного Урала, судя по многочисленной литературе, остается до конца не выясненным.

Вполне логично предположить, что изделия из пуха, как традиционный предмет одежды кочевых и полукочевых народов, населяющих степные районы Южного Урала, послужили прообразом вязаного платка. Местное население имело немало обычаев и элементов материальной культуры — более рациональные способы ведения хозяйства, приемы заготовки пряжи и вязания пуховых изделий. В процессе адаптации к новым природно-климатическим условиям их заимствовали русские казаки и другие народы, переселившиеся в Оренбургский край из различных губернии Российского Государства в течение XVI—XVII вв. и в более позднее время.

В связи с этим предположением можно утверждать, что именно в среде казачества, сформированного из переселенцев центральных губерний России на территории Оренбуржья, возникло ажурное пуховязание как вид техники вязания, и вязаный платок, как произведение декоративного искусства. Оренбургский искусствовед И.В. Бушухина, ссылаясь на документальные источники, утверждает, что вязание платков, как промысловое занятие, было широко распространено именно среди русского населения. Декоративно-прикладное искусство тюркоязычных народов — башкир, казахов, киргизов и других, населяющих Оренбуржье в данный период, не включало в себя традицию ажурного вязания. Так, в рукописи талантливого исследователя-краеведа Оренбуржья Р.Г. Игнатьева указывается, что «. вязанием занимается исключительно русское население губернии. У башкир и тептярей вязание на спицах и вообще эти изделия ещё не в употреблении — бедные их не знают, а богатые же, зажиточные, покупают подобные на базаре» [11]. Сподвижник С.А. Давыдовой Н.М. Алексеев в своем письме к ней докладывает, что «. от Орска до Оренбурга во всех казачьих поселках женщины и девицы от 7 лет, в свободное от полевых работ время, заняты пуховязанием. Исключение составляют деревни с башкирским населением, так как женщины-башкирки пуховых платков не вяжут»[12].

Как считают исследователи декоративно-прикладного искусства Башкортостана

(С.А. Авижанская, Н.В. Бикбулатов, Р.Г. Кузе-ев, С.Н. Шитова), ажурное пуховязание у башкир появилось только в конце XIX — начале XX веков. При этом утверждается, что башкирские вязальщицы заимствовали у русских не только саму технику вязания, но и ажурные узоры [13]. Традиционно в Башкирии широко применялись изделия из пуха, в том числе и шали, однако они были тканые. Умением вязать теплые платки башкирские женщины овладели позже, в основном в селах, расположенных по отрогам Южного Урала и в Зауралье, где получили распространение не только теплые пуховые шали, но и тонкие оренбургские платки.

Способ получения пуха от местной породы башкирских коз также не способствовал развитию ажурного платочного вязания. Так, исследуя хозяйственную деятельность башкир, ученые отмечают, что козы, которых разводили в Зауралье, давали очень мало пуха, поэтому их не вычесывали, а стригли, что отражалось на качестве и количестве полноценного пуха [14]. Такой пух мог применяться только для изготовления тканых изделий и элементарных вязаных вещей.

Не было традиционным вязание и у татар -ближайших соседей, которые также заимствовали это рукоделие у русских, Как отмечает исследователь народного искусства Татарстана Н.И. Воробьев, вязаные изделия у татар -.это «. определенное заимствование у соседей, причем многие татарки Заказанья, носившие вязаные чулки, их сами вязать не умели и покупали готовыми у соседей». Впоследствии среди татар большое распространение у городских и деревенских жителей получили пуховые платки, «которые отдельные татарки научились вязать сами, а большинство приобретает их в магазине» [15].

Все эти доводы указывают на то, что возникновение и формирование традиционных приёмов ажурного пуховязания являлось, прежде всего, заслугой русских мастериц, прибывших в Оренбуржье из разных губерний России, где уже было распространено кружевоплетение и вязание. Приёмы плетения кружев, введенные в простую платочную вязку, с течением времени трансформировались в традиционные приёмы ажурного пуховязания Оренбуржья. Можно предположить, что в процессе формирования

традиции ажурного пуховязания традиции русского декоративно-прикладного искусства нашли отражение в местном, сформированном на местном материале -козьем пухе- способе их исполнения (традиционные мотивы и приемы ажурного пухового платка). Важным подтверждением предположения о русских корнях традиции ажурного пуховязания служат также названия мотивов и узоров оренбургского ажурного платка. До настоящего времени все традиционные приёмы пуховязания носят русские названия — «рыбки», «ёлочки», «корольки», «кошачья лапка» и др. В XX веке сформировались династии татарских, башкирских пуховя-зальщиц, однако их национальных названий в промысле до сих пор не появилось [16]

Исследователи определяют оренбургский ажурный платок как уникальную художественно-технологическую систему, в основе которой лежат технологически обусловленные геометризация и стилизация натурных мотивов. Стилизация в этом случае заключается в умении преобразить натурный мотив технологическими средствами вязания в геометрический орнамент. Художественно-технологическая обусловленность пуховязания формирует стилистику вязаного платка, которая выражается в единстве его образно-пластического строя, устойчивой целостности средств художественной выразительности и технологических приемов, особых свойствах материала (пряжи из козьего пуха), характеризующих вязаный платок как произведение декоративно-прикладного искусства. Как пишет одна из первых исследовательниц оренбургского ажурного платка Л.И.Беслеева-Москвичева, «характерными особенностями геометрического орнамента оренбургского платка являются обилие вариаций, неисчерпаемые потенциальные возможности орнаментальной интерпретации, благодаря чему создается впечатление богатства узоров, многообразия их мотивов»[17].

Основные элементы конструкции орнамента оренбургского платка-крест, круг, квадрат, восьмиугольная звезда — это общепринятые геометрические символы, основанные на космологическо-мифологическом восприятии человека. Стилизованные и художественно обобщённые в процессе вязания, вместе с появившимися позднее первичными мотивами они

превращаются в орнаменте платка в абстрактные мотивы, знаки, элементы общей ритмической, плоскостной схемы орнамента, формируя тем самым орнаментальный художественный образ (рис. 1, 2).

Художественные свойства, качество ажурного платка зависят от качества и свойств пуха. Связанный из оренбургского пуха платок имеет невысокую ровную «пушистость», он более плотный, чем из другого пуха, но остается легким, воздушным и очень теплым. Особые

свойства оренбургского пуха: тонкое (14-16 мкн) эластичное, шелковистое волокно с характерным блеском и относительной крепостью, малой теплопроводностью, уравнённостью по длине. Идеальным пухом, из которого получаются классические оренбургские платки, считается «губерлинский» пух, полученный в совхозе «Губерлинский» Оренбургской области от козы оренбургской породы [18].

Таким образом, техника вязания — один из исторически сложившихся художественных ви-

Рисунок 2. Шафикова Ф.Ш., с. Желтое, Оренбургская область. 1993 г. Паутинка пятикруговая

дов ручного труда и разновидность текстильной техники. Её древнейшее происхождение подтверждают многочисленные археологические находки, свидетельствующие о высоком уровне техники вязания. Возникновение и развитие ручного вязания определило формирование некоторых видов художественного ремесла — кружево-плетения, которое в XVIII веке уже появилось в России, узелкового плетения (макраме) и т. п. Техника вязания, в том числе узорного, стала также художественно-технологической основой современного художественного ремесла — ажур-

ного платочного вязания. На формировании и развитии традиции ажурного пуховязания сказалось преобладание русских в социально-этническом составе населения Оренбуржья, их знание старейших видов женского рукоделия -ручного вязания предметов одежды. Анализируя художественно-технологические особенности ажурных оренбургских платков, можно заключить, что техника ажурного пуховязания Южного Урала наивысшего развития достигла в Оренбуржье.

1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. — Т.1. — А-З. — М., — «Русский язык». — 1989. -699 с. — С. 337.

2. История вязания. — Вязание — История рукоделий — Каталог статей. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://stich-n-knot. ucoz.ru/publ/4-1-0-3. — Дата обращения 14. 03.2020

3. История вязания на спицах. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://po4emu.ru/drugoe/history/index/raznoe/stat_raznoe/140. htm.-Дата обращения 14. 03.2020

4. Максимова М.В. Незабытые ремесла / М.В. Максимова, М.А. Кузьмина. — Минск, издательство «Полымя». — 1987. — 311 с. илл. — С. 151-152.

5. Вязание «иглой». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://go.mail.ru/search?fm=1&iewtf=%E2%98%A0&q=dzpfybt+bu kjq+d+crfylbyfdbb — Дата обращения 14. 03.2020

6. Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Мол.гвардия. — 1988.224 с. илл. — С. 214.

7. Кару, Э. Эстонское народное прикладное искусство и современность / Э. Кару. Тынурист // Народное прикладное искусство. Актуальные вопросы истории и развития. — Рига. — «Знание». — 1980. — 264 с. -илл. — С. 225-226.

8. Вайнахская женская одежда (обувь и носки) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.vainahkrg.kz/e/2114924-vaynahskaya-zhenskaya-odezhda-konets-19—20-vv. -Дата обращения 14. 03.2020

9. Абдулгазина, Т.Я. К истории пуховязального искусства / Т.Я. Абдулгазина // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С.Н. Шитовой. — Уфа: Гилем, 2006. — С.55-59.

10. Сокровища сарматских вождей [Материалы раскопок Филипповских курганов] / Под общей научной редакцией Л.Т. Яблонского. — Оренбург: Печатный дом «Димур», 2008. — 144с.: илл. — С 68-69, 72.

11. Бушухина, И.В. Оренбургский пуховый платок / И.В. Бушухина. — Оренбург: Печатный дом «Димур», 2005. — 264 с., илл. -С. 21.

12. Давыдова, С.А. Производство пуховых платков в Оренбургском крае / С.А. Давыдова // Кустарная промышленность в России. Женские промыслы (в очерках С.А. Давыдовой, Е.Н. Половцевой, К.И. Беренс и О.В. Свидерской.) — СПб.-Типо-литография «Якорь». — 1913. — 440 с. — С. 246-247.

13. Авижанская, С.А. Декоративно-прикладное искусство башкир / С.А. Авижанская, Н.В. Бикбулатов, Р.Г. Кузеев.- Уфа: Уфимский институт истории Академии наук СССР, Гос. музей этнографии СССР. — 1964.-253 с.- С. 137.

14. Мурзабулатов, М.В. Скотоводческое хозяйство зауральских башкир в XIX — начале XX веков / М.В. Мурзабулатов // Хозяйство и культура башкир в XIX — начале XX вв. -М.: — Издательство «Наука». — 1979. -207 с. — С. 69.

15. Воробьев, Н.И. Казанские татары / Н.И. Воробьев // Этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода. — Казань. — Татгосиздат. — 1953. — 282с. — С. 257-258.

16. Бушухина, И.В. Оренбургский пуховый платок / И.В. Бушухина. — Оренбург: Печатный дом «Димур», 2005. — 264 с., илл. -С. 23.

17. Беслеева-Москвичева, Л .И. Оренбургский пуховый платок / Л.И. Беслеева-Москвичева. — Творческие проблемы современных народных промыслов. — Ленинград, издательство «Художник РСФСР», 1981. — 376с.- С.319.

История развития вязания крючком и спицами в России.

Главное меню > История развития вязания крючком и спицами в России.

История развития вязания крючком и спицами в России тесно связана с историей развития этих видов рукоделия в Европе.

Можно сказать, что сложная техники вязания спицами и крючком пришли к нам из других европейских государств: Италии, Испании, Франции, Англии и, в том числе, Скандинавии.

Косвенным доказательством того, что Россия была преемником некоторых технологий вязания является последовательность во времени возникновения их в нашем государстве.

Так если, считается, что вязание крючком в Европе возникло и стало бурно развиваться с начала 19 в. (см. «История развития вязания крючком в Европе до 20 в.»), то в России крючок получил распространение лишь с конца 19 в. (Википедия)

Русские мастерицы крючком вязали в основном кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества. Совершенно очевидно, что речь идет об ажурном филейном вязании крючком, или вязании крючком с использованием филейной сетки.

На вопрос, владели ли они техникой Ирландского кружева крючком, и если «да», то насколько в ту эпоху этот вид кружева был в России распространен среди наших вязальщиц,, я пока ответа не нашла.

С уверенностью можно только лишь сказать, что еще в допетровскую эпоху на Руси были знакомы с такой техникой игольного кружева, как шитье по сетке («шитье по выдергу»), а также шитье иглой «на воздухе», но только по краю изделия или тесьмы. Только в 1725 году Петр 1 пригласил венецианских мастериц для обучения русских вышивальщиц искусству шитья кружев с помощью иглы, а также с помощью коклюшек.

Существует мнение, что искусство вязания на спицах к нам пришло из Скандинавии, где вязальщиками были, в основном, мужчины.

В России крестьянские девушки-рукодельницы вязали из теплой овечьей шерсти такие изделия как чулки, носки, варежки, и конечно же, Оренбургские пуховые платки! Рассмотрим вкратце историю развития вязания в каждом из этих напрвлений.

История вязаных носков на Руси.

В Рязанской области, под городом Пронском, археологи нашли носок , вместе с надетым на него башмаком. (фото 1) Обувь сохранилась плохо, а вот носку повезло больше. Его датируют 11-12 веком, а хранят в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. И нтересно не только то, что носок отлично сохранился, а еще и то, что он был явно выше самого ботинка, и снимался, скорее всего, вместе с ботинком. Совершенно не говорится о том, в какой технике вязания выполнены эти носки. Вполне возможно, что выполнен он не спицами, а в технике одноигольного вязания , которое прекрасно имитирует лицевую гладь. (см. «Когда и где возникло настоящее вязание спицами.»)

Фото 1. Носок с башмаком. 11-12 в. Найден в Рязанской области под г. Пронском. Рязанский историко-архитектурный заповедник.

Еще один интересный образец носка, сохранившийся до наших дней, относится к более позднему периоду: 16-17 в.

Фото 2. Носок. 16-17 в. Связан на пяти спицах. Археологический выставочный комплекс «Старый Гостинный двор».

Предполагается, что он связан на пяти спицах по кругу. Хранится в Археологическом выставочном комплексе «Старый Гостинный двор»

На Руси вязаные носки ручной работы играли важную роль в свадебных церемониях и различных ритуалах. Вязаные носки и варежки составляли значимую часть приданого. В основном, носки были исключительно однотонные. Однако, в таких губерниях как, например, Рязанской, Тульской и Пензенской праздничные изделия вязали с использование красочных орнаментов.

В Архангельской области считалось, что невеста одаренная и умелая, если она собственноручно одаривала родню мужа связанными носками, и чем разнообразнее узоры и больше носок, тем более мастеровитая будет будущая супруга. Такие дорогие подарки надевали лишь по праздничным дням. Самыми знаменитыми были узоры из растений и геометрических фигур. Специальные носки ручной работы вязались из шерсти красного цвета, который означал «красивый», «значимый».

Несмотря на высокий уровень развития машинного трикотажа, носки, связанные вручную спицами с орнаментом или однотонные, пользуются спросом и в наши дни!

Фото 3. Носки с орнаментом.

В конце XIX – в начале XX века в России становится популярным вязание сапожек, которые были украшены красивыми цветочными орнаментами. Однако идея вязаных сапожек, как и многие другие идеи в вязании, возродилась в наши дни и прекрасно воплотилась в новых оригинальных дизайнерских моделях. (фото 4-5)

Фото 4. Вязаные сапожки с цветочным орнаментом «Павлопасадские».

Фото 5. Вязаные белые сапожки на каблучке.

Истории вязаных варежек на Руси.

Существует несколько версий происхождения русского слова «варежка».

Согласно первой из них, «варежка» происходит от словосочетания «варяжская руковица» , что является подтверждением заимствования этого вида одежды от Варяг, выходцев скандинавских стран.

Второй версией происхождения этого слова является глагол «варовати», что значит «защищать» , «охранять» . Очевидно от холода.

Третий вариант: от слова «вареги» , т. е. «варить» . В те времена шерстяные рукавички заваривали кипятком, чтобы они стали более плотными и теплыми.

Хотя техника вязания варежек пришла к нам из Скандинавии, где вязали в основном мужчины, на Руси это искусство освоили женщины. Причем учились они этому с раннего детства. Девушка к свадьбе должна была успеть приготовить себе приданое, которое состояло не только из свадебного платья, вышитых полотенец и скатертей, но и из вязаных носков и варежек для всех родственников жениха.

Варежки делились на мужские и женские. Женские — миниатюрнее, наряднее, многоцветнее. Мужские попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть или перекурить.

Обычно надевалось несколько пар рукавиц: сначала вязаные (их называли «исподочки» ), а затем меховые — мехом наружу ( «мохнатки») . Для работы сверху надевали холщовые, кожаные или связанные из конского волоса. По праздникам носили «исподочки» с орнаментом, в будни — однотонные.

Фото 6. Варежки с орнаментом.

В 19 веке девушки и молодые замужние женщины из зажиточных семей по большим праздникам носили «накулачники» ( «митенки») — длинные узкие перчатки без пальцев. Вязали их из белых хлопчатобумажных ниток. К началу 20 века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.

Однако этот дамский аксессуар возродился и стал актуален в наши дни. Изящные, женственные и стильные митенки прекрасно дополнят любой дамский костюм.

Фото 7. Белые ажурные митенки.

Оренбургские пуховые платки.

Говоря об истории развития вязания спицами на Руси, невозможно не обратиться к такому виду рукоделия, как вязание Оренбургских пуховых платков.

Фото 8. Оренбургский пуховый платок.

Зародившаяся около 250 лет назад в России пуховязальная промышленность, подарила всему миру уникальное произведение искусства, каковым является Оренбургский пуховый платок, ставший несомненно одним из символов России!

Еще уральские казаки, обосновавшиеся на реке Яик (ныне Урал), заметили, что местные скотоводы (калмыки и казахи) даже в самые сильные морозы скакали на лошадях в легких одеждах и не замерзали. Оказалось, что под легкими одеяниями у них были теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.

Первоначально пух и изделия из него уральские казаки выменивали на чай и табак. Затем сами стали чесать коз, прясть нить и вязать платки. У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была сплошной. Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, использовали в вязке растительный орнамент. Первоначально это были просто вязаные платки с кисточками.

Так зародилось и стало развиваться, передаваясь по наследству из поколения в поколение это удивительное искусство изготовления Оренбургских пуховых шалей, пока впервые в 1851 году они не попали на Всемирную универсальную выставку в Лондоне, откуда о них узнал весь мир.

« С утра до вечера в «Хрустальном дворце» толпилась публика у экспонатов с Российскими ювелирными украшениями и драгоценностями. Как далекую и любопытную экзотику рассматривали европейцы… «невесомые» и красивые оренбургские шали, связанные из козьего пуха».

1 мая (19 апреля по ст.ст.) 1862 г., в период расцвета английской промышленности, в Лондоне открылась очередная, четвертая по счету Всемирная универсальная выставка, на которой были представлены 6 пуховых тончайших платков из козьего пуха, связанные уральской казачкой М.Н. Усковой. До закрытия выставки все платки были раскуплены, а Мария Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром.

С тех пор оренбургские платки стали появляться на выставках в Чикаго, Париже, Брюсселе и восхищать публику по всему миру. Продолжают восхищать и сегодня.

Секрет такой феноменальной популярности Оренбургских пуховых платков кроется в пухе коз, выращенных только в двух степных местах России с ярко выраженным континентальным климатом: Оренбергской области и Волгоградского Прихоперья.

Летом козы долгое время находятся в степи под палящим солнцем. Температура воздуха в Волгоградских и Оренбургских степях летом доходит до 42-45 градусов по Цельсию, а земля прогревается до 60 град. В это время у козы активно растет пух, считается, что пух аккумулирует солнечную энергию. Именно сочетание непомерно жаркого для этих широт лета с холодными зимами придает козьему пуху в этих условиях уникальное сочетание удивительной легкости, нежности и способности сохранять тепло.

Фото 9. Коза. Оренбургская порода. Выведена народной селекцией.

Иностранные компании пытались наладить производство пуховых платков в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия из оренбургского козьего пуха были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку «имитация под Оренбург».

Платки принято было носить поверх кокошников, а замужние женщины обязательно покрывали платком голову. На Руси платок был самым желанным подарком, преподносившимся женихами или мужами в знак внимания. Ухаживая за девушкой, парень обязательно дарил ей красивый платок, а муж, возвращавшийся с дальних земель, привозил супруге теплую шаль. Каждый старинный платок уникален, ведь в его оформление вкладывался особый смысл и соответствующая народная символика.

Различают в основном два вида пуховых платков: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные платки из белого пуха, которые проходят в кольцо или, что является еще одним шиком, помещаются в гусиное яйцо! Тонкий оренбургский платок размером 2х2 метра будет весить не больше 70 г.! (фото 10-11)

Фото 10. Оренбургский пуховый платок. Серый, плотный, пушистый.

Фото 11. Оренбургский пуховый платок. Тонкий, ажурный из белого пуха.

Если важно, чтобы изделие было теплым, то выбирают прежде всего плотные пушистые платки из серого пуха. Тонкие ажурные платки, которые еще называют «паутинкой», также достаточно теплые, но их ценят, прежде всего за красоту и неповторимость. Именно тонкие ажурные Оренбургские платки должны проходить через кольцо.

Фото 12. Ажурный тонкий Оренбургский платок проходит через кольцо.

Кстати, помимо прохождения в кольцо, «шиком» у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Фото 13. Ажурный тонкий Оренбургский платок помещается в гусиное яйцо.

Вяжут паутинки на двух тонких спицах, набирая при этом по нескольку сотен петель. Все они прекрасно помещаются на спице, благодаря свойствам пуха, который при вязке не только хорошо сжимается, но и прекрасно тянется.

Сначала вывязывается центральная часть платка – его основа, а затем к ней подвязывают решетку, кайму, зубцы. Все из разных узоров: звездочек, кругов, ромбов, точек. Однако платок еще не готов. Его стирают и отбеливают. Затем мокрым его натягивают на деревянную раму или пяльцы, и оставляют высыхать для выравнивания.

Фото 14. Сушка Оренбургского платка на деревянной рамке.

После высыхания у Вас в руках окажется ажурное облако. Это и есть знаменитый ажурный Оренбургский пуховый платок, который проходит через кольцо или помещается в гусиное яйцо!

Фото 15. Просто красивый Оренбургский пуховый платок.

До 1985 года оренбургские пуховые платки ручной работы были недоступны большинству российских женщин. Все пуховницы состояли на учете и не могли продавать свои изделия с рук. Вся продукция шла на экспорт. Но сегодня купить такую вещь может любая женщина.

Фото 16. Современные оригинальные ажурные пуховые платки.

В заключение можно сделать следующий вывод:

история вязания крючком и спицами в России впитала в себя часть Европейской культуры вязания, преломила ее через себя, внесла свою самобытность и породила такое удивительное и феноменальное явление, каковым является вязание Оренбургских пуховых платков из пуха коз, выросших в уникальных условиях резко континетального климата Волгоградских и Оренбургских степей России.

Фото на миниатюре:

Москва, Красная площадь, предположительно конец 18 начало19 в.

Автор: Фёдор Яковлевич Алексеев (между 1753-55, Петербург — 11 (23) ноября 1824, там же) — русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.

Читайте так же:

  • Какие старинные традиции сохранились в современном восточном обществе Презентация - проект "Традиции и обряды стран Востока" Идёт приём заявок Подать заявку Для учеников 1-11 классов и дошкольников Описание презентации по отдельным слайдам: Традиции […]
  • Презентация на тему обряды и обычаи Презентация на тему "Обычаи, обряды и традиции русского народа". Идёт приём заявок Подать заявку Для учеников 1-11 классов и дошкольников Описание презентации по отдельным […]
  • Дагестан национальные традиции Консультация "Обычаи и традиции народов Дагестана" Идёт приём заявок Подать заявку Для учеников 1-11 классов и дошкольников « Знаете, что Дагестан прекрасная страна, […]
  • Клондайк ритуал Прохождение квеста Ритуал Задание: К проведению ритуала всё готово. Золотой кролик покоится на наполненном лесным отваром алтаре, теперь нужно дождаться восхода солнца, чтобы его лучи […]
  • Обычаи в праздник ивана купала Праздник Ивана Купала. Народные традиции, приметы и обычаи Праздник Ивана Купала – народный праздник, пришедший со времен язычества, который принято отмечать в ночь на 7 июля. Совпадает с […]
  • Брянская область традиции Брянщина — край древний и молодой Находясь почти в центре Русской равнины, Брянский край издавна отличался выгодным положением и играл важную роль в защите русских земель и русского […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *