Воронеж традиции города

Воронеж

Воронеж — город в России, в Центрально-Черноземном регионе, административный центр Воронежской области.

Расположен на Среднерусской возвышенности по берегам реки Воронеж, которая разбивает город на две части, по традиции называемые Правый берег и Левый берег.

Географические координаты: 51°42’с.ш. 39°13’в.д. [1] Расстояние до Москвы 583 км (по железной дороге), фирменный поезд «Воронеж» проходит это расстояние за 10 ч 43 мин. Самолет летит из «Домодедово» до воронежского аэропорта «Чертовицкое» 50 мин.

Численность населения 1 млн 003,6 тыс. чел. (оценка на 2020) [2]

Климат

Стела на Площади Победы (открыта 9 мая 1975. Скульптор Ф.К. Сушков, архитекторы — группа воронежских архитекторов под руководством Н.Ф. Гуненкова

Климат умеренно-континентальный. Среднемесячная температура января -8,7°С (минимальная -12,2°С); июля +19,5°С (максимальная +25,7°С). Осадки в среднем 579 мм в год, самый дождливый месяц — июль

Административное деление

Площадь города 601 км 2

Административно город разделен на шесть районов: Центральный, Коминтерновский, Советский и Ленинский — на правом берегу; Левобережный и Железнодорожный — на левом.

Карта

История

Город-крепость был построен для защиты южных границ Русского государства в 1586 на высоком правом берегу реки. Слово «Воронеж» впервые появилось в летописи в 1177. До сих пор осталось неясным, о чем шла речь: о реке, о городе или о местности. Дата основания города является предметом спора для историков.

Воронеж — колыбель русского флота.

Воронеж не случайно был выбран для строительства флота. Река достаточно глубокая и впадает в Дон, а последний в Азовское море. По берегам реки Воронежа рос лес, пригодный для строительства кораблей.

1696, 29 февраля Петр I прибыл в Воронеж, здесь уже кипела работа. На время царского визита город стал центром важнейших событий. Судостроительство повлекло за собой учреждение почтовой связи, строительство литейного завода, фабрик, была отремонтирована дорога на Москву.

Флот строился такими методами, что крестьяне неоднократно поджигали верфи. В 1707 восстание Кондратия Булавина охватило населенные пункты Воронежского края, Украины и Поволжья. Восстание было жестко подавлено в 1709 карательными войсками, а казачьи городки сожжены. Последний, 17-ый раз Петр I посетил Воронеж в 1722. Всего он провел здесь около 540 дней — это более полутора лет

Успенская церковь (1694—1702) на Адмиралтейской набережной Воронежа, где освящались первые корабли русского флота

1711 Воронеж стал центром Азовской губернии, переименованной в 1725 в Воронежскую.

1779, 13 декабря открыто Воронежское наместничество, состоящее из 15 уездов — Воронежского, Задонского, Бобровского, Землянского, Нижнедевицкого, Бирючинского, Ливенского, Калитвянского, Валуйского, Беловодского, Купянского, Острогожского, Коротоякского.

1802, 13 ноября Состоялось открытие профессионального драматического тетра.

1862 Введена нумерация домов, отсчет начинался от улицы Большая Дворянская (ныне Проспект Революции)

1864 Начала работу первая публичная библиотека, ныне Областная научная библиотека им. Ивана Саввича Никитина

1871, 28 ноября Открылось движение поездов по направлению Воронеж-Ростов-на-Дону.

1884 В городе появилась телефонная связь, первые аппараты были установлены на Юго-Восточной железной дороге.

1894 Вступила в строй железная дорога Воронеж-Курск-Киев. Возникли железнодорожные мастерские (ныне завод им. Ф.Э. Дзержинского), завод «Столля и К.» (завод им. В.И. Ленина)

1912 Открылись Отроженские железнодорожные мастерские (завод им. Эрнста Тельмана)

1913 Начал работу первый институт — сельскохозяйственный (ныне ВГАУ им. К.Д. Глинки)

1915 Из Риги в Воронеж эвакуирован завод «Рихард Поле» и стал называться «Рихард Поле Новый» (ныне машиностроительный завод им. Коминтерна)

1917, 12 ноября В Воронеже была установлена советская власть

Во время гражданской войны Воронеж, расположенный на пересечении важнейших путей, стал местом ожесточенных боев и переходил из рук в руки. На заводах и фабриках была приостановлена работа, на железной дороге были выведены из строя паровозы, вагоны требовали ремонта.

1928 Образовалась Центрально-Черноземная область, центром которой стал Воронеж

1928 — 1933 Построены и выпустили первую продукцию: авиазавод № 18 (ныне ВАСО), СК-2 (Воронежсинтезкаучук), «Красный сигналист» (Электросигнал), дала промышленный ток Вогрэс

1930, 2 августа Под Воронежем был сброшен парашютный десант. Эта дата считается днем рождения воздушно-десантных войск

1934, 13 июня Центрально-Черноземная область была разделена на Воронежскую и Курскую. Воронеж — центр Воронежской области

  • 1937 Открылась Воронежская областная филармония.
  • 1941, 23 июня В городе было введено военное положение. Воронежские заводы приступили к производству оружия. Здесь выпускали самолеты «Ил-2», реактивные гвардейские минометы – «Катюши», противотанковые ружья и запасные части к танкам и самолетам; оснастили бронепоезд «Дзержинец».

    1942, 3 июля Фашистские войска подошли к Воронежу и 7 июля овладели центром города. Полгода через город по реке Воронеж проходила линия фронта

    Было уничтожено 92 % всех городских зданий (18 тыс. домов). Немецкое командование объявило, что город не восстановить и за 100 лет.

    1949, 1 февраля вышло постановление правительства «О мерах в восстановлении города Воронежа». На строительство и благоустройство было выделено 110 млн рублей

    1956, 1 октября В связи с нехваткой инженерных кадров открылся вечерний машиностроительный институт (ныне ВГТУ)

    1957 Воронеж был полностью восстановлен: на 145 промышленных предприятиях работало 87 тыс. рабочих, жилой фонд вырос до 1850 тыс. кв. м., работали 3 кинотеатра, 3 дворца культуры, 3 больницы

    2001 Убраны трамвайные пути с центральных улиц: Плехановская и Московский проспект

    2004 19 февраля, 19 июля и 26 июля Террористические акты, взорваны остановки общественного транспорта. Погиб 1, ранено 6 человек [3]

    В черту города вошли поселки: Боровое, Подгорное, Малышево, Подклетное, Полывановка, Таврово, Масловка, Репное, Краснолесный, Придонской, Сомово, Никольское, Тепличный, 1-Мая и другие

    2007, 19 июля В Москве на территории Свято-Данилова монастыря выставлены копии старинных колоколов, изготовленных для Гарвардского университета на воронежском колокололитейном заводе [4]

    Достопримечательности

    Памятник Петру I — первый воронежский памятник. Был построен на пожертвования горожан и открыт в 1860. Расположен в центре Петровского сквера

    Памятник Алексею Васильевичу Кольцову 1868 и установлен в Кольцовском сквере. «Кольцо» — одно из любимых мест отдыха воронежцев.

    Мемориальный комплекс «Площадь Победы»

    Памятники уроженцам Воронежской земли: Андрею Платонову, Ивану Никитину, Митрофану Пятницкому

    Памятники Белому Биму Черное ухо и Котенку с улицы Лизюкова

    Промышленность

    Предприятия концерна «Созвездие»

    ОАО «Концерн «Созвездие» — создание систем и средств подвижной радиосвязи

    ЗАО «ВЗПП Микрон» (Воронежский завод полупроводников)

    ОАО «ВАСО» (самолеты, катера, сельхозтехника)

    ООО «Воронежский алюминиевый завод»

  • ОАО «Видеофон»
  • ОАО Молочный комбинат «Воронежский»] (продукция под торговыми марками «Вкуснотеево»)
  • Символика

  • на фасадах зданий органов местного самоуправления; предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности;
  • в залах заседаний органов местного самоуправления, рабочих кабинетах выборных должностных лиц местного самоуправления; предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности;
  • на указателях при въезде на территорию города Воронежа;
  • на бланках главы городского округа город Воронеж, иных выборных должностных лиц местного самоуправления; Воронежской городской Думы и иных органов местного самоуправления; руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности; нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; на официальных изданиях органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности.
  • изданиях печатных средств массовой информации, краеведческих изданиях города Воронежа;
  • грамотах, приглашениях, визитных карточках должностных лиц органов местного самоуправления; а также использование его в качестве геральдической основы для изготовления знаков, эмблем, иной символики, оформления зрелищных мероприятий.
    • главы города Воронежа, иных выборных должностных лиц местного самоуправления;
    • на транспортных средствах, находящихся в муниципальной собственности.
    • © 2011 Администрация городского округа город Воронеж. Все права защищены

      Поверья и традиции, живущие в Воронежской области

      Воронеж, 20 июня – АиФ-Черноземье. «В июне заря с зарёй сходятся», – говорили наши предки. Действительно, дни солнцеворота проникнуты особым волшебством и напоминают о времени, когда люди узнавали о мире из мифов и чувствовали ритм природы.

      Какие поверья и традиции продолжают жить на воронежской земле, рассказала Татьяна Пухова, доцент ВГУ.

      Солоноворот

      АиФ: – День Ивана Купалы у нас – 7 июля. Но ведь это праздник летнего солнцестояния. И именно в конце июня его отмечают во многих странах.

      Досье
      Татьяна Пухова, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории литературы и фольклора ВГУ. Зав лабораторией этнографии и народной культуры им. С. Г. Лазутина.

      Т.П.: – У нас этот праздник передвинулся из-за разницы между старым и новым стилем. Но обряды доказывают, что Иванов день действительно связан с летним солнцеворотом, или солоноворотом, как говорили в народе. Это верхушка лета, вся природа радуется, всё цветёт. Плетутся венки, заготавливаются лекарственные травы – с рассветом, пока не высохла роса.

      Обычно собирались на возвышенностях – лысых горах. Почему? На открытом месте и ближе к солнцу. Так же и на веснянки, когда пекли «жаворонков», дети надевали их на палочки, забирались на горки, сараи, плетни и пели. Чтобы солнце увидело их и подарило свои лучи, чтобы быстрее снег сходил, быстрее засеять поле и вырастить хлеб. Об этом думали всегда – иначе не выжить.

      На Купалу приходила молодёжь из разных сёл, а когда-то, возможно, из разных племён – чтобы избежать кровосмешения. Молодые люди выбирали себе суженых. Пары прыгали через огонь, и ни в коем случае нельзя было разорвать руки. А когда день кончался, зажигали колёса и спускали с горы: ведь год пошёл под уклон. Языческие символы плодородия – это и яйца, которые мы красим на Пасху, и курица – не случайно её всегда давали молодым на свадьбе.

      В древности праздник назывался просто Купала, это уже в христианский период он совпал с днём Иоанна Крестителя. Почему Купала? Накануне отмечалась Агрофена-купальница, праздник, связанный с почитанием воды, а до этого – русалии. Русалка – богиня воды, благодатного дождя, орошающего поля. Это уже позже русалки превратились в грешниц, которые заманивают и щекочут до смерти. В это время ходили на поля и освящали посевы: когда наливается колос, дождь необходим.

      Илье на бородку

      АиФ: – А что сегодня осталось в воронежских сёлах от праздника Ивана Купалы?

      Т.П.: – Во многих сёлах ребятишки и взрослые обливают друг друга водой. Распространено и собирание лекарственных трав. Про папоротник в основном просто рассказывают былички. А вот о том, чтобы у нас в области в последние годы прыгали через костёр, мы не слышали. Кстати, Купалу больше празднует украинское население, а в русских сёлах шире отмечают Троицу.

      АиФ: – А какие ещё языческие традиции можно встретить?

      Т.П.: – У нас аграрный регион, и поэтому в какой-то мере сохранились обряды, связанные с будущим урожаем. Например, колядование. Колядовщики олицетворяют силы будущего, поэтому им надо давать дары – пусть копеечные: пряник или баранку. Но важно, чтобы произошла связь. Пекут обрядовое печенье: «козульки» на Рождество, «жаворонков» на Сороки, «кресты» на Средокрестие, «просвирки» на Благовещенье, «лесенки» на Вознесение. Съедается не всё, часть печенья сохраняют и во время сева бросают в поле. До последнего времени в наших сёлах «водили русалку». Русалкой наряжали девушку, лошадь или просто чучело, собирали по дворам подарки и шли в поле. «Русалка» должна была коснуться посевов, чтобы пошёл дождь. Это магия касания, когда сила божества переходит на предмет, который требует воздействия.

      Ещё недавно был жив обычай оставлять несколько колосьев – Илье на бородку. Последний сноп могли оставить в поле, украсить, положить туда кусочек хлеба или сальца. Возможно, это была жертва богу-полевику. Иногда сноп несли домой или в церковь. Потом его зёрнышки использовали в обряде посевания на Старый Новый год. Мужчины шли по селу, заходили в дома и пели: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю!», обсыпали зерном иконы и хозяев.

      Есть древний обычай почитания предков. Рано утром на Рождество семья выходила во двор и жгла пурину – солому.

      Это называлось «греть покойников» – ведь им тоже холодно в мороз. Все стояли молча. Важно было, чтобы мысли смешались с дымом. Так семья воссоединялась с предками – родителями, дедами, прадедами. Это свои, хорошие покойники.

      А есть покойники «заложные» – самоубийцы, чужестранцы, которых было запрещено хоронить на родовом кладбище.

      Ещё в XIX веке, когда начинался мор – такой, например, как сегодняшняя чума свиней в южных районах, – жители сёл вспоминали, что неправильно похоронили какого-то покойника: предки возмутились и наслали беду. Селяне шли на кладбище, вырывали мертвеца и несли за ограду. Потом были судебные процессы, ведь язычество преследовалось.

      За тёмными лесами…

      АиФ: – Сегодня популярно так называемое «родноверие», многие популяризируют «Велесову книгу». Как вы к этому относитесь?

      Т.П.: – Подобные вещи специально финансируются и навязываются. Фальшивки выходят огромными тиражами, тогда как наши работы – самое большее в 100 экземплярах. О мифах мы узнаём через фольклор, этнографию, орнаменты. Так вышло, что на Руси язычество была запрещено именно в момент его становления как государственной религии, и у нас не сложилось высшей мифологии с чёткой системой богов, как у египтян или греков. Но у нас море быличек о воздушных духах, домовых, леших, русалках.

      У нас есть замечательные сказки, в которых масса язычества. Превращения, великолепные образы – браки царевен с орлом, соколом, всевозможные образы помощников-животных, волшебных вещей. А былины наши? Ведь можно составить циклы об Илье Муромце, Алёше Поповиче, о богатырях второго уровня – Ставре, Даниле Ловчанине, Сухмантии. Там же десятки образов богатырей, и их создавал не просто народ, а дружинники, которые имели хорошее для своего времени образование.

      АиФ: – А может ли современный человек быть язычником?

      Т.П.: – Древний человек всё понимал буквально и не мог поступать иначе, а современный, как бы ни старался себя убедить, всё равно может быть язычником лишь в игровой форме. Конечно, нет ничего плохого в том, что кого-то привлекают обряды, связанные с почитанием стихий. Ведь люди стремились угодить божеству своим поведением: не вредили лесу, не истребляли понапрасну животных, не загрязняли реки. Органичное взаимодействие с природой – это прекрасно. Но всё должно быть разумно. Не должно быть полного подчинения этим верованиям. Поэтому, конечно, возродить язычество в чистом виде немыслимо. Но какими-то элементами мы можем украсить свою жизнь.

      Легенды Воронежа. Каменный мост

      Спецпроект РИА «Воронеж» о городских достопримечательностях.

      Очередной объект спецпроекта «Легенды Воронежа» – Каменный мост, которому в 2020 году исполнилось 190 лет. Это первый кирпичный мост города – памятник истории и архитектуры. Построил его на свой страх и риск, в отсутствие императорского разрешения, воронежский губернатор Николай Кривцов – за что и был наказан.

      Нынешняя репутация моста как главного свадебного символа города – имеет давние традиции и связана с Александринским приютом.

      Каменный мост – главное украшение улицы Карла Маркса. До революции улица называлась Старомосковской. Еще в допетровские времена это был главный тракт, связывающий Воронежскую крепость с Москвой. Именно по этой дороге Петр I въезжал в город.

      В XVII веке на этом месте построили Ямскую слободу и возвели Воскресенскую церковь. Долгое время это был динамичный центр городской жизни.

      В XVIII веке после принятия нового генерального плана застройки Воронежа Старомосковская улица утратила значение одной из главных. Центральными стали Ново – или Большая Московская улица (ныне – Плехановская) и улица Большая Девицкая (Платонова и 9 Января). О благоустройстве бывшей Ямской слободы в начале XIX века городские власти не слишком заботились. Большое значение имел рельеф местности: высокие холмы и крутые овраги. В непогоду их размывало, и немощеные дороги превращались в трясину. Лошади, которые с повозками двигались к реке Воронеж по Богословскому спуску (улица Чернышевского), нередко ломали ноги. В итоге этот участок Старомосковской улицы получил название Волчьей Ямы.

      Многие городские чиновники и простые жители понимали, что на Богословском спуске необходимо возвести мост. Однако на это не хватало ни сил, ни средств. На строительство решился губернатор Николай Кривцов, назначенный в Воронеж по императорскому указу. В Воронежской губернии он проработал недолго – с 1824 по 1826 год, но успел сделать для города очень много.

      Николай Кривцов был необычным губернатором. Он происходил из семьи, родственной писателю Ивану Тургеневу, был прекрасно образован. Участвовал в Бородинском сражении. Попал в плен к французам, но при случае затем спас наполеоновских солдат от разъяренной толпы. В одной из битв ему оторвало ногу. После установки протеза он продолжил вести активную жизнь. Был знатным донжуаном, плясал на балах, дружил со многими великим писателями. Особенно был близок с Александром Пушкиным, который посвятил ему два стихотворения. До Воронежа Кривцов успел послужить тульским губернатором. При этом славился своим взрывным характером, не свойственным большинству чиновников. Не раз становился героем скандалов, так как не любил взяточников и лентяев, мог человеку любой должности высказать свое нелицеприятное мнение и даже ударить. Это и погубило его губернаторскую карьеру: после жалоб его перевели из Воронежа в Нижний Новгород и затем сняли с должности «за строптивый и вспыльчивый характер».

      – Николай Кривцов – личность незаурядная. Ему пришлось многое пережить: и настоящие сражения, и ампутацию (без наркоза!). Несмотря на это, он остался по-настоящему хорошим человеком, радеющим за страну и желающим работать честно. Многие поступки он совершал во благо города и горожан, даже если это угрожало его карьере, – рассказала краевед, основатель сообщества «Воронеж. Пешком» Ольга Рудева.

      Именно с именем Николая Кривцова историки связывают сдвиги в городском благоустройстве Воронежа. В годы его правления вымостили камнем центральные улицы и улучшили съезды к реке. При нем вырыли первые колодцы, и горожане стали пить воду гораздо лучшего качества – с глубины в более чем 50 м.

      Самым «историческим» поступком губернатора Кривцова было возведение моста на Богословском спуске.

      Он понял, что мост необходим городу срочно, перед началом осенне-зимней распутицы. Однако для такого строительства требовалось получить Высочайшее повеление из столицы: губернаторы и казна были строго подотчетны императору. Но Николай Кривцов понимал, что на бюрократические процедуры уйдет слишком много времени, и приказал начать работы без согласования с вышестоящими инстанциями. Как опытный чиновник, Кривцов знал, что за ослушание его серьезно накажут. Но нужды города он поставил выше своей карьеры.

      Мост построили в августе-сентябре 1826 года по проекту воронежского архитектора Ивана Блицына. Стоимость работ была внушительной – 5596 рублей. Расположенные рядом спуски замостили и укрепили стенами от оползней. Это был первый в Воронеже мост – не деревянный, а из кирпича. В те времена этот строительный материал называли камнем, а потому и сам мост получил наименование Каменного.

      В своих предположениях Николай Кривцов не ошибся: за строительство моста и расходование средств ему объявили выговор и даже назначили штраф. Хотя позже от уплаты штрафа его освободили, признав объект нужным городу. Однако репутация Кривцова как губернатора все же пострадала. Зато ему были благодарны воронежцы, оценившие все преимущества нового моста. Район сразу стал одним из самых уютных уголков города.

      Со второй половины XIX века в темное время суток здесь горели керосиновые фонари. Покой местных жителей охранял полицейский – около моста находилась его будка. Место около моста облюбовали воронежские богачи, на близлежащих улицах вскоре появились многочисленные особняки состоятельных купцов.

      Сегодня Каменный мост – это главный свадебный символ Воронежа.

      Эта традиция имеет давнюю историю. В 1860 году в здании на углу перекрестка, к которому выходит мост, разместился Александринский приют.

      В приюте жили и учились девушки из благородных семейств, оставшиеся сиротами. Существует легенда, будто в день выпуска на мосту собирались молодые люди, желающие жениться. Они ждали, что к ним выйдут красавицы из приюта. Если какой-то воспитаннице нравился кавалер, она приводила его в приют и получала благословение на брак. Приданое ей дарил город. Считалось, что пары, встретившиеся на Каменном мосту, будут счастливы в браке.

      Уже в новое время Каменный мост пережил две большие реконструкции: к 400-летию города, в 1984-1986 годах, и к 425-летию – в 2011-м.

      В ходе ремонта мост укрепили, металлическую ограду заменили на кирпичную. Раньше на ограде моста молодожены по традиции вешали замки в надежде на долгую и счастливую совместную жизнь.

      С новой, кирпичной, оградой вешать замки стало некуда. Теперь для молодоженов отводят специальные места, где замки можно вешать на специальные металлические деревья.

      В наши дни Каменный мост – одна достопримечательностей, сохранивших свой первозданный облик практически в неизменном виде. Будучи одной из визитных карточек Воронежа, мост сохраняет свое эстетическое, историческое и функциональное (переезд через спуск) значение.

      Культура и традиции. Как воронежцы встретили «Русское лето»

      Фестиваль, посвященный истории страны, прошел в городе впервые.

      Воронежцы встретили «Русское лето» в Центральном парке в выходные, 14 и 15 сентября. Несмотря на непогоду, фестивальные площадки не пустовали. Горожане наслаждались музыкой и театром, историческими танцами и реконструкцией, лекциями и мастер-классами. Как прошел новый фестиваль – в материале РИА «Воронеж».

      «Ленинград» был всегда»

      Еще до начала «Русского лета» некоторые настороженно отнеслись к событию из-за формулировки «фестиваль традиционной культуры». Что организаторы форума вкладывают в это определение, объяснил писатель Захар Прилепин, идейный вдохновитель фестиваля.

      – Не надо ничего возрождать. Все нормально с культурой. Мы не воюем со стендап-комиками. Мы просто говорим, что есть иерархия. Есть вещи, которые останутся. И мы их привезли, чтобы люди чувствовали причастность к этому, – заявил Захар Прилепин журналистам. – Когда жили Горький, Бунин и Куприн, писатели Вербицкая и Арцыбашев были популярнее их всех. А еще цыганские певцы. Человек всегда хочет посмеяться, приколоться, частушку похабную спеть. «Ленинград» всегда существовал, его не сейчас придумали. Но остается другое. Современный человек может говорить, что писатели не отвечают на его вопросы, ему непонятны Раскольников, Анна Каренина. Один мой коллега утверждает: «Да что Анна Каренина! Сейчас любая девушка может переспать с любым парнем, и ничего не будет». Будет. И эта проблема мучит людей. Поэтому «Анну Каренину» во всем мире раз в пять лет экранизируют. Вообще нет никакого современного человека. Есть хам и есть человек мыслящий. Человек мыслящий понимает, что ничто никуда не девается.

      По словам писателя, фестиваль начинался как встречи с друзьями в деревне на реке Керженец. Форум в расширенном формате перенесли в подмосковное Одинцово, так появился фестиваль «Традиция». Затем настала очередь других городов России. По словам Прилепина, Воронеж оказался в первой тройке. Как фестиваль пройдет в городе, будет «во многом определяющим опытом».

      – Если Александр Викторович Гусев скажет, что фестиваль будет ежегодный, то сделаем ежегодным, – рассказал писатель. – Для меня это важное событие, потому что у меня есть воронежские корни. И вообще у вас красиво, погода хорошая.

      Необычный формат

      Однако через пару часов после открытия фестиваля небо затянули тучи, начался дождь. За одно утро бабье лето сменилось осенью. Но самые стойкие посетители продолжали гулять под зонтами или доставали цветные дождевики. Казалось, погода наладилась к вечеру первого дня – к выступлению группы «Калинов мост» на открытой площадке Зеленого театра. Но позже опять пошел дождь, зрители достали зонтики. На следующий день, 15 сентября, светило солнце, и количество посетителей сразу увеличилось.

      На главной аллее Центрального парка поставили белые шатры для книжной ярмарки. Пруд заняла средневековая лодка, рядом с водоемом расположилась деревня реконструкторов. Создатели зоны придумали, как обеспечить постоянный поток посетителей: раз в час выходили стрелять из оружия, целясь в сторону от театра. Громкие залпы и клубы дыма стабильно собирали зрителей.

      Потом горожане оставались понаблюдать, как жители средневековой деревни ткут пояса, пишут по восковым табличкам, стреляют из лука и делают кольчуги. На лекциях рядом можно было пополнить свои знания историческими фактами: кто зарабатывал больше – стрельцы или казаки? Когда был последний набег татар на наши земли? Почему так часто горели средневековые города?

      – Формат фестиваля интересный, думаю, что надо его развивать. С одной стороны, есть научная составляющая, с другой – интерактив. Ведь современные люди, особенно дети, привыкли по-другому воспринимать информацию. Они не могут, как раньше, прийти в музей и послушать. Здесь можно дать полезную информацию, разрешить все попробовать самому, пощупать. Я думаю, что у фестиваля есть перспектива. Мне самому понравилось выступление группы «Калинов мост». Узнал новое для себя на лекции об обороне Воронежа войсками НКВД, – рассказал руководитель военно-исторического клуба «Копье» Павел Семенов.

      Газовая атака

      Одним из центральных событий фестиваля стала реконструкция легендарной «атаки мертвецов». Эпизод боя за крепость Осовец в Первую мировую войну воссоздали на поляне за кафе Botanica. Организаторы огородили площадку и попросили зрителей не перебегать с места на место во избежание давки. Все происходящее пошагово комментировали, чтобы посетителям было понятно.

      Воронежцы увидели, как немцы наступают на крепость. После перестрелки враги распылили газы на защитников Осовца, оборонявшихся без противогазов. На этом моменте повалил густой белый дым. Часть родителей с детьми испугалась «газовой атаки» и отошла подальше от ограждения. Другие зрители решили, что это отличный шанс снять происходящее на видео без толп людей, и заняли их места. Раздался звонкий детский крик: «Наши, вперед!». И полуживые защитники крепости в окровавленных повязках поднялись в наступление, когда немцы уже решили, что русские погибли от газов.

      «Старинные законы»

      Большой популярностью на фестивале пользовалась детская зона, оборудованная парком семейного отдыха «Нелжа.ру». Для малышей сделали игровое поле из соломы, на котором пробовали свои силы «сумоисты». Всем желающим выдавали надувные костюмы, в них дети даже стояли с трудом. Во время спарринга нужно было уронить противника и самому не потерять равновесие.

      – Знаете, есть легенда про «поднимателя» пингвинов, которые падают, глядя на самолеты. А у нас есть специально обученный «подниматель» детей. Ему даже в спортзал ходить не надо, он получает нагрузку, помогая детям, – зазывала народ сотрудница парка.

      Рядом люди выстраивались в очередь к фотоизбе, чтобы сделать снимок у окна с занавесками или у люльки. Детям понравилось, что все крестьянские предметы можно потрогать. Отдельная очередь из малышей и их родителей собралась на мастер-класс по карачунской игрушке.

      Многие посетители одним из самых ярких событий называли выступление петрушечного театра из Санкт-Петербурга «Папьемашенники». Перед представлением создатель Всеволод Мизенин объяснил, что будут играть по старинным законам площадного театра. Если зрителям нравится, они могут бросить в ящик «монеты, купюры и карты с PIN-кодами», а если нет – побить артистов. После этой фразы взрослые заметно оживились, а дети разместились полукругом перед сценой.

      – Нам фестиваль нравится своей направленностью, тем, что он посвящен русской культуре и традициям. Конечно, нам это очень близко. Ведь мы театр, который изучает и сохраняет традицию. При этом мы не занимаемся реконструкцией и музейным воспроизведением. Но играем так, чтобы это было понятно всем. Ведь Петрушка – это никуда не уходящая история про дурака. В нем есть две составляющие: это нечто актуальное, злободневное и непреходящее, вневременное, – пояснил Всеволод Мизенин.

      Космос и скука

      Даже посвятив фестивалю оба выходных, посетить все события было физически невозможно. На одной площадке «Активный театр» с участием группы «25/17» показывал спектакль по «Обители» Прилепина, следом выступала «Маваши group». Параллельно шли лекции историков и краеведов о крепости Воронеж и путешествиях Петра Семенова-Тян-Шанского или баттлы историков с писателями.

      – Я здесь с утра субботы, но к сожалению, не все площадки успела посмотреть за день. Мне понравилось, что достаточно масштабно и объемно были представлены разные культурные пласты. Приходили люди с разным достатком, образованием, потребностями, наклонностями, и каждый мог найти здесь что-то для себя. Можно было услышать былины или классическую музыку, узнать что-то новое или просто развлечься. Мне была интересна музыка, потому что я сама музыкант. Все, что слышала, было хорошего качества, – рассказала доцент факультета искусств и художественного образования Воронежского государственного педуниверситета Елена Березкина.

      Стандартно много публики собирало выступление создателя Музея забытой музыки Сергея Плотникова: даже в дождь его палатка не пустовала. Зрители могли узнать, какую эволюцию проходили музыкальные инструменты, и даже попробовать поиграть. Создатель музея рассказал, что доволен фестивалем, но ему не хватило выступления фольклорных коллективов.

      Неподалеку от Плотникова речитативом исполнял былины Александр Маточкин. С точки зрения фольклора это было одно из самых ценных и аутентичных мероприятий фестиваля. Правда, сказителю не хватило рекламы площадки, а работать было сложно из-за двух сцен, расположенных достаточно близко. Несмотря на все помехи, Александр Маточкин по три часа до обеда и три часа после сказывал былины, собранные на русском Севере. Услышав необычные гармонии, прохожие останавливались и задерживались в его палатке. Чаще всего слушателями становились взрослые люди. Одна из пожилых женщин рассказала, что былины точно так же рассказывали в деревне ее дедушки, когда она была еще маленькой. Но бывало, что и родители приводили детей послушать старинные истории.

      – Былины так и сказывали, одну за другой. Чаще всего за работой, чтобы себя развлечь. Вырастешь, тоже сможешь сказывать, – улыбнулся Александр Маточкин бойкому мальчику лет семи, закончив рассказ о Добрыне Никитиче.

      – Ой, да я когда вырасту, в космос полечу, – уверенно заявил ребенок.

      – Конечно. Но что там, в космосе, делать, пока ждешь стыковки? Скучно. А былины позволяют себя занять. И это память. Киев был столицей Руси до XII века, а крестьяне на Севере даже после Великой Отечественной еще пели про «стольный град Киев». Живая традиция.

      Смогут ли воронежцы и в следующем году прикоснуться к истории и традициям, пока неизвестно. Решение еще не принято.

      Душа и традиции Воронежского края (3 дня + ж/д)

      Внимание! На сайте указана дата начала тура в Воронеже!

      Торты и кондитерские изделия вы можете выбрать на сайте www.sweetgorod.ru .

      Торты, выпечку и десерты «Кондитерской Старого Города» многие хорошо знают и уже успели оценить ее вкус и качество.

      История создания «Кондитерской Старого Города» берет свое начало в 2000 году, когда штат ее сотрудников состоял всего лишь из нескольких человек — молодых целеустремленных специалистов, настоящих профессионалов и знатоков своего дела.

      Уникальные рецептуры, по которым приготовлены все изделия «Кондитерской Старого Города», хранят классические традиции Европейских кондитерских школ, а также сочетают в себе современные технологии и новые, модные в Европе, тенденции кондитерского искусства.

      Ассортимент «Кондитерской Старого Города» постоянно обновляется, следуя за кулинарными новинками и последними тенденциями кондитерского искусства. Однако и любимые всеми классические десерты также занимают почетное место среди широкого ассортимента кондитерских изделий.

      Для приготовления тортов и пирожных, выпечки и десертов «Кондитерская Старого Города» использует только качественные и натуральные продукты, которые обеспечивают их превосходный вкус.

      Со дня основания «Кондитерской Старого Города» и по сегодняшний день, поддерживаются самые высокие стандарты качества, что позволяет изготавливать продукцию класса «Premium», постоянно радовать самых искушенных Гурманов. В «Кондитерской Старого Города» Вы найдете как различные торты и пирожные, так и Пасхальные кексы, домашнюю выпечку и многое другое, что позволит удовлетворить требования всех Гурманов без исключения.

      После 21 часа на все десерты и выпечку скидка — 25%.

      Читайте так же:

      • Русские немцы и их обычаи Традиции и обычаи немцев села Березовка Стремедловская Ирина МКОУ Березовская СОШ, 9 класс Руководитель: Тарасова Тамара Федоровна, учитель истории Аннотация Стремедловская Ирина МКОУ […]
      • Как называется этот фонтан 195 Фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок» на ВДНХ открыли после реставрации В Москве после реставрации открыли исторические фонтаны «Дружба народов» и «Каменный цветок» на ВДНХ. […]
      • Знак зодиака максима аверина Максим Аверин Полное имя: Максим Викторович Аверин Дата рождения: 26.11.1975 (43 года) Место рождения: г. Москва Знак зодиака: Стрелец Новости со звездой: 137 Биография Максима […]
      • Как называется японская валюта Японская иена Японская иена – официальная валюта Японии. Банковский код - JPY. 1 иена равна 100 сэнам и 1 000 ринам, однако в 1954 году все монеты достоинством меньше 1 иены были изъяты из […]
      • Чему равен больший угол равнобедренной трапеции если известно что 6 Задача 17551 чему равен больший угол равнобедренной УСЛОВИЕ: чему равен больший угол равнобедренной трапеции если известно что разность противолежащих углов равно 6 градусов РЕШЕНИЕ ОТ […]
      • Как называется скорый поезд москва санкт-петербург Фирменные поезда Фирменный поезд "Санкт-Петербург – Москва (двухэтажный)" Новый фирменный двухэтажный поезд Москва – Санкт-Петербург № 5/6 курсирует с 1 февраля 2020 года. К вашим услугам […]

      Leave a Reply

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *