Традиции семьи и брака в православии исламе буддизме иудаизме

Традиции семьи и брака в православии исламе буддизме иудаизме

№ 109 — 110
14 — 27 апреля 2003

Электронная версия бюллетеня Население и общество
Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

Отношение религии к демографии

В своём докладе я хотел бы затронуть тему «Отношение религии к демографии». Тема эта — большая, требует целого цикла лекций или многочасового доклада, поэтому я постараюсь её резюмировать.

В первую очередь надо отметить, что религии делятся, по общему мнению, на традиционные и нетрадиционные. Это лишь один из способов классификации религий, однако для удобства изложения темы я остановлюсь на нем. В случае Российской Федерации традиционными считают четыре религиозных течения. Это — православное христианство, представленное Русской православной церковью и направлениями старообрядчества, суннитский (ханафитский и шафиитский) и шиитский (джафаритский) ислам, ортодоксальный и прогрессивный иудаизм, буддизм, представленный в нашей стране так называемым «желтошапочным ламаизмом», или ламаизмом школы Гелуг. На этих четырёх религиозных традициях я хочу остановиться.

Несмотря на свои вероучительные различия, христианство, ислам, буддизм, иудаизм по вопросу демографии проявляют поразительное единодушие: все они поощряют рождение детей, поскольку оно признается бесспорным благом для семьи. Чем больше детей в семье — тем более она, считается, отмечена Богом.

Присутствует и во всех уважаемых религиозных традициях категорический запрет на аборты. Например, в некоторых исламских странах за него полагается смертная казнь, поскольку аборт совершенно, на мой взгляд, логично приравнивается к убийству новорожденного ребёнка. Как убийство ребенка, совершенное с особой жестокостью, рассматривают аборт и православные христиане, и буддисты, и иудеи.

Использование контрацептивов также в целом не приветствуется. Если у семьи есть необходимость воздержаться от рождения, скажем, третьего или десятого ребёнка, то для этого рекомендуется использовать женские физиологические циклы (по некоторым данным, женщина способна к зачатию всего 20 часов в месяц).

Доказано, что чем более религиозно общество или чем более религиозна какая-то часть этого общества, тем более высока в ней рождаемость. В частности, в Израиле наиболее высокая рождаемость у хасидов-ортодоксов, редко имеющих меньше 5 детей в семье. Вполне возможно, что в будущем только благодаря их детям Израиль сохранится как этнически еврейское государство.

То же самое можно сказать и о мусульманах. Их высокая рождаемость сейчас стала притчей во языцех. При этом она отнюдь не является следствием полигамии: всего четверть процента мусульман имеет 4 жен, и всего 25% мусульман имеет более одной жены. Высокий прирост населения в мусульманских странах объясняется в первую очередь высокой религиозностью населения, в то время как демографические проблемы европейских стран обусловлены моральной деградацией так называемого «постхристианского общества», а не экономическими факторами.

Те христианские страны или сообщества, где сохранилась высокая религиозность, демонстрируют не меньший, чем в мусульманских странах, прирост населения. Так, в христианской части Боснии и Герцеговины — энтитете Республика Српска — рождаемость у православных-сербов выше, чем у их соседей — мусульман-бошняков. Также лично могу засвидетельствовать, что в семьях российских и украинских православных священников редко бывает меньше 3-4 детей, в то время как семьи с 10-15 детьми есть в каждой епархии. Если учесть тот факт, что кроме 80 тысяч священнослужителей и членов их семей, христианскими принципами построения семейной жизни руководствуются не менее 10 процентов населения страны, то можно смело утверждать, что вымирание русскому народу в ближайшее время не грозит. Пока существует Русская Православная Церковь, пока растет религиозность в народе — проблемы демографии не будут иметь для нас фатальных последствий.

Далее хочу затронуть вопрос о демографических проблемах в Западной Европе. Пять лет я участвую в заседаниях межконфессионального комитета «Ислам в Европе», главной темой которых часто становится нарастающая экспансия ислама в Европу. Действительно, уже сейчас в Амстердаме самая крупная религиозная группа — мусульмане-сунниты, в Брюсселе мусульманам передан крупнейших католический собор, а в Лондоне мечетей больше, чем в Москве церквей. Складывается впечатление, что исламская религия переживает сейчас пик своей активности и теснит дряхлеющую христианскую цивилизацию. Эта точка зрения, в какой-то мере обоснованна, однако я полагаю, что ислам теснит не столько христианскую, сколь постхристианскую цивилизацию, давно утвердившую приоритет виртуальных общечеловеческих ценностей над ценностями христианства.

Именно абсурдность общечеловеческих ценностей обусловила широкое распространение нетрадиционных религиозных организаций, которые обычно демонстрируют и нетрадиционный взгляд на вопрос воспроизводства населения. Одни секты, как, например, кришнаиты, призывают максимально ограничивать половые контакты и рождение детей, другие (Дети Бога, раэлиты, раджнишисты), наоборот, пропагандируют разнообразные половые извращения, включая даже ритуальную проституцию. Именно пропаганда гомосексуализма, гражданских браков и планирования семьи, невозможная в истинно религиозном обществе, нанесла смертельный удар по демографии западноевропейских народов. Апогеем нетрадиционного взгляда на мораль стала доктрина Церкви эвтаназии, которая довела до логического завершения эволюции современных западных ценностей и устранила существующие в ней двойные стандарты. Идеологи этой секты полагают, что, если возможно убивать нерожденных детей и использовать их останки в медицинских целях, то также допустимо умерщвлять и пожилых людей, который уже принесли всю возможную пользу обществу и стали для него обузой. Тела их предлагается использовать в пищевой промышленности, для чего эвтаназисты призывают снять запрет на каннибализм.

В случае, если западная цивилизация продолжит двигать по пути, который уже прошли последователи Церкви эвтаназии, победа исламской или любой другой религиозно ориентированной цивилизации неизбежна. Правда, остается надежда, что здравый смысл все же восторжествует и этого не произойдет.

Мировые религии о браке, семье, деторождении (на примере ислама, христианства, буддизма)

Регулирование шариатом условий и правил вступления в брак и взаимоотношений и обязанностей между мужем и женой. Брак, семья и разводы в христианской тадиции, взгляд на количество браков, смешанные браки. Буддизм и контроль над деторождением в религиях.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.06.2008
Размер файла 24,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Женщинам в семье ислам отводит столь высокое место, что равного ему она не занимает ни в одной другой религии. Суть взаимных отношений мужа и жены можно увидеть из поучения Посланника Аллаха:

« женатый мусульманин никогда не должен пытаться исправлять свою жену в соответствии с тем, что представляется ему правильным и совершенным. Ему следует принимать во внимание особенности её женского нрава и принимать её такой, какой создал её Аллах.»

« снисходительно относитесь к оплошностям своей жены и предпочитайте не замечать многие мелочи, принимая во внимание врождённые свойства представительниц слабого пола, а в результате этого в вашем доме воцарится мир, спокойствие и счастье, и в нём не будет ни шума, ни споров»

«Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они доверены вам, и вы не имеете права ни на что иное, если только не сделают они чего-нибудь явно непристойного. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа, a бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них. Поистине, есть у вас права на ваших жён и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем, кто вам не нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их»

Этому наставлению внимает каждый женатый мусульманин, если он является искренним и сознательным человеком. Он видит в этом мудрое поучение пророка, определяющее собой права и обязанности мужей и жён. Обрамлением же этому наставлению служит милосердие по отношению к женщинам, их поддержка и оказание им благодеяний, что не оставляет места даже мысли о возможности их притеснения или причинения им вреда в мусульманской семье. Наставления благородного посланника относительно необходимости хорошего отношения к женщинам весьма многочисленны, а некоторые из них даже объявляют мужей, хорошо обращающихся со своими жёнами, наилучшими членами этой общины. Так, например, сообщается, что пророк сказал: «Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам»

Брачный союз в исламе представляет собой нечто большее, чем просто вспышки чувств, и более значительное, чем воздействие проявлений страстей. Подчеркивая важность брака, Пророк Мухаммад сказал: «Брак — это половина религии». Поэтому мусульманин не должен быть легкомысленным и несерьезным при выборе своей половины.

Согласно установлениям шариата, в первую очередь надо удостовериться в наличии благочестия, религиозности и благонравия своей избранницы. По словам Мухаммада, «женщину берут в жены ради четырех вещей: богатства ее, знатности, красоты или веры, так добивайся же брака с набожной женщиной, а иначе да покроются руки твои пылью!» Обычно в исламском обществе вся ответственность в выборе жены лежит на родителях, которые подыскивали ее среди знакомых, а также среди достойных семей. И если кандидатура устраивает родителей, жениха и невесту, то наступает время для помолвки. При этом оговариваются размеры калыма (выкупа за невесту), сроки проведения бракосочетания, расходы и т.д. Однако помолвка не возлагает ни на кого из ее участников каких-либо обязательств и может быть свободно расторгнута любой из сторон. Бракосочетание проводилось в предварительно оговоренном месте (в наше время, согласно традиции, обычно это мечеть или дом невесты).

Заключение брака возможно только при соблюдении следующих условий:

1. Жених и невеста должны быть мусульманами. Что касается запрета на брак мусульманки и немусульманина, то на него указывает Коран: «И не сочетайтесь браком с язычниками, пока они не уверуют» Что же касается брака мусульманина и христианки или иудейки, то по Корану он не запрещен, однако нежелателен.

2. Присутствие обеих сторон или их представителей во время бракосочетания.

3. Крайне желательно присутствие опекуна невесты — отца невесты [1], при его отсутствии — деда, дяди, брата или другого родственника. Присутствие отца невесты подразумевает его согласие на брак дочери.

4. Обязательно присутствие как минимум двух свидетелей-мусульман.

5. Согласие обеих сторон на вступление в брак. В исламе запрещено выдавать девушку замуж насильно, без ее согласия.

6. Жених и невеста не должны состоять в близком родстве, быть вскормлены одной женщиной, а также находиться в родстве в результате брачных отношений.

7. В случае заключения брака с еще одной женой (о возможности и законности этого в исламе речь пойдет ниже) они не должны состоять в родственных отношениях.

8. Недопустим временный брак. Он, хотя и был законным на заре ислама, впоследствии был отменен. Это мнение абсолютного большинства исламских богословов.

9. Необходимо наличие договоренности о размере и времени выдачи калыма невесте. Причем невеста имеет право на калым не меньший того, что положено ей по социальному статусу, а также учитывая обычаи в данной местности

Ислам обязывает мужа полностью обеспечивать свою семью, а также оказывать ей внимание, учитывая духовные потребности жены и детей. Жена обязана слушаться своего мужа и подчиняться ему во всем, что не является грехом. В то же время круг обязанностей в быту между супругами четко не разграничивается. Если же муж не исполняет возложенные на него обязанности, то жена вправе обратиться в шариатский суд. Если жена не выполняет свои обязанности, то мужу следует сначала увещевать ее по-хорошему. Если это не помогает, не делить с ней ложе. Если не помогает и это, то дозволяется применить по отношению к ней силу. В то же время это не значит, что дозволено избивать жену. В исламе также приемлемо и многоженство. При этом число жен в единовременном браке ограничено до четырех. Об этом свидетельствует следующий аят Корана: «…женитесь на тех женщинах, что нравятся вам — двух, трех или четырех. А если боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то — на одной. » (3: Однако ошибочно считать многоженство чем-то обязательным или даже особо поощряемым. Напротив, несмотря на его разрешенность, существуют достаточно жесткие условия, которые необходимо соблюдать. Во-первых, наличие средств для содержания всех жен в равном достатке, а во-вторых, уверенность в том, что удастся соблюсти справедливость по отношению к каждой из них. Несомненно, эти условия ограничивали многоженство, и процент подобных браков всегда был относительно невелик. В современном цивилизованном обществе многоженство распространено во всех исламских странах. В Египте, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии оно допускается законом без каких-либо дополнительных ограничений. В Алжире и в Марокко, для того чтобы взять еще одну жену, требуется разрешение суда, который учитывает в этом вопросе также и мнение первой жены. Однако данная практика была введена в этих странах недавно под давлением Запада и феминистских организаций, традиционно усматривающих в полигамии нарушение или ограничение прав женщин.

Что же касается таких стран как Турция и Тунис, то здесь многоженство официально запрещено законом. Что, впрочем, не мешает желающим заключить брак еще с одной женщиной сделать это без официальной регистрации отношений.

Ислам уделяет большое внимание семье. У мусульман суннитов практикуется и разрешен только браки постоянные, в отличии от шиитов, у которых практикуется и временные браки. Ислам негативно относится к безбрачию и монашеству.

В случае так называемого окончательного развода женщина может вернуться к прежнему мужу, лишь получив развод от нового мужа. Развод, хотя и разрешен в исламе, но нежелателен. Прибегают же к нему, например, в случае постоянного несоблюдения кем-либо из супругов своих обязанностей. Процедура развода по мусульманскому праву очень проста. Имея достаточно веские причины, можно развестись. Затем, по истечению времени, необходимого для того, чтобы убедиться, что жена не беременна, развод считается состоявшимся. При этом имущественные права мужчины вдвое превышают права женщины, и даже в суде показания мужчины приравниваются к показанию двух женщин. В мусульманских странах процент разводов на сегодняшний день является крайне низким.

Брак рассматривается в Исламе, прежде всего, как праведный акт, акт преданности и ответственности, он представляет собой обязательство человека перед Аллахом, обществом и самим собой.

Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. Этот событие вызывает:

а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают богослужение, стремясь родить ребенка для продолжения и сохранения человечества на земле;

б) любовь Посланника Аллаха, так как увеличивают его общину;

в) благословение Аллаха из-за мольбы детей к Аллаху после смерти родителей;

г) заступничество ребенка за родителей, если ребенок умер еще в раннем возрасте. При этом родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха.

Что касается абортов, то на протяжении многовековой истории ислам не считал аборт на ранних стадиях беременности убийством. Долгое время доминировала вера в «позднее очеловечивание», т.е. вера в то, что зародыш не является человеческим существом до тех пор, пока он полностью не приобрел человеческую форму. Исходя из этого, ранний аборт не может считаться процедурой, отнимающей человеческую жизнь. Все исламские теологи сходятся в утверждении, что аборт должен быть запрещен, когда он убивает душу, но вопрос о том, когда наступает «одушевление» плода, был и остается предметом серьезных споров. Представители различных школ ислама (как Сунни, так и Шиите) допускают прерывание беременности. Только сроки в различных школах называются разные — от 40 дней до 120 (считается, что зародыш еще не получил душу).

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак, христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины. В средние века, когда на смену языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении перед своей общиной. По христианскому учению, семья есть малая церковь. А церковь не может созидаться «на время» — она создается навсегда Муж в христианской семье — глава жены на тех же основаниях, что и Христос — глава Церкви. Весьма существенным аспектом христианского учения, имеющим непосредственное отношение к пониманию смысла брака, является указание возможности безбрачной жизни, которая оценивается не только не ниже, но и в некотором отношении выше, чем брак. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве составляет весьма существенную проблему. В христианстве утверждается идеал безбрачия и совершенной телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому — «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». В браке же телесная близость естественна и непредосудительна, поскольку муж и жена взаимно принадлежат телесно друг другу. Более того, несмотря на идеал «не касаться женщины» вовсе, звучит совет в браке «не уклоняться друг от друга, разве по согласию, на время». Для многих комментаторов это место стало камнем преткновения. Весьма часто его понимают так, что в христианстве (по крайней мере, в раннем) существует отрицательное отношение к браку, что брак допустим лишь как поблажка слабому человеку, как легализованная форма «блуда», как меньшее зло во избежание большего зла. В христианстве говорится: «Выдающий замуж свою дочь поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, пока жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, но она блаженнее, если останется незамужняя». То есть, в христианстве нет прямого запрета на вступление в брак, но есть наставления, выполнения которых желательно и рекомендуемо.

В христианстве довольно много противоречий: брак и монашество в равной степени могут быть названы высокими идеалами христианства. То есть для жизни человека этот выбор, конечно, один из самых главных, определяющих, эти два пути — брак и безбрачие — максимально различны по способу выстраивания жизни, но их духовная ценность по большому счету одинакова. Христианство характеризуется также особой — не свойственной в такой мере другим религиям — тенденцией к половому аскетизму и безбрачию. Идеалом верующего считается личность, целиком, преданная Христу и сохраняющая во имя него целомудрие. Отсюда обязательное требование целибата, то есть безбрачия и абсолютного воздержания от половых отношений, предъявляемое к священнослужителям Римской католической церкви. Отсюда и та особая роль, которая в христианстве отводится монашеству и отшельничеству, как мужскому, так и женскому. В отличие от иудаизма, предписывавшего обязательное вступление в брак всем половозрелым мужчинам и женщинам, христианство превыше всякого другого состояния оценивает девственность; брак рассматривается как вынужденная уступка влечениям плоти, предназначенная для тех, кто не в силах подавить их усилиями воли. Но наивысшей доблестью для христианина является сохранение целомудрия.

Церковь утверждает: второй брак совершенно непозволителен для христианина; он только терпим по снисходительности к человеческой слабости. Мужчина или женщина имеют, в виде исключения, возможность вступить во второй брак во Христе, если их первый союз был ошибкой. Свобода выбора и решения — это первое условие истинного христианского брака, которое православная каноническая традиция стремится сохранить. Существуют определенные каноны против насильственного принуждения женщин к браку, по которым браки, заключенные против воли, считаются недействительными (правила святого Василия 22 и 30), а виновный мужчина подвергается отлучению (правило 27 Халкидонского Собора), так же как и уступившая ему женщина (правило 38 святого Василия). Существуют также каноны, требующие достаточно долгого периода между помолвкой и браком: этот период, юридически считавшийся браком, служил, очевидно, испытательным сроком (святое правило 98 VI Вселенского Собора, или «Пятошестого»).

Официальным условием церковного брака является союз веры — то есть принадлежность супругов к Православной Церкви. Определения Лаодикийского (правило 10 и 31), Карфагенского (правило 21), Четвертого и Шестого Вселенских Соборов (Халкидонский, правило 14, «Пятошестой», правило 72) запрещают браки между православными и неправославными и предписывают расторгать такие браки, если они зарегистрированы гражданскими властями. «Смешанные» браки часто имели место в прошлом. В нашем плюралистическом обществе, где православные представляют всего лишь незначительное меньшинство, смешанные браки составляют большой (и постоянно растущий) процент всех браков, благословляемых в наших церквах и также, к сожалению, вне Православия. Правило, принятое некоторыми православными епархиями, — требовать от участников смешанных браков письменного обязательства крестить детей и воспитывать их в православии.

Упоминание о возможности развода можно найти в Новом Завете. Иисус Христос определяет единственной причиной развода супружескую измену. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9). В случае прелюбодеяния со стороны второго супруга, он считается невиновной стороной и может вступить в повторный церковный брак без ограничения. Упорство католицизма в вопросе о юридической нерасторжимости брака, полного запрета на развод и второй брак при жизни супруга все еще остается предметом споров. Православная позиция по этому вопросу очень часто определяется простым противопоставлением католицизму. Но правильно ли заявить, что «Православная Церковь допускает развод»? Традиционная позиция католицизма и канонические правила о разводе и второбрачии основываются на двух посылках: 1) брак является контрактом, юридически нерасторжимым для христиан; 2) брачный контракт касается только земной жизни, и, следовательно, он расторгается со смертью одной из сторон. Православный же подход к этому вопросу определяется другими, совершенно отличными посылками:

1) Брак — это таинство, заключающееся в священническом благословении членов Тела Церкви; как любое таинство, брак относится к вечной жизни в Царстве Божием и, следовательно, не прерывается со смертью одного из супругов, а создает между ними, если они того пожелают и если это дано им (Мф. 19, 11), — вечную связь.

2) Как таинство, брак — не магическое действие, а дар благодати. Участники его, будучи людьми, могут ошибиться и просить о благодати брака, когда они еще не готовы принять ее или сделать ее плодотворной.

По этим причинам Церковь допускает, что благодать могла быть «не воспринята», и позволяет расторжение брака и второй брак. Конечно, Церковь не поощряет второбрачия, даже, как мы увидим, второбрачия во вдовстве — по причине вечного и неразрывного характера брачной связи; Церковь лишь допускает второй брак, когда в определенных случаях находит его лучшим решением для человека.

Православная церковь расширила перечень причин для развода, и в настоящее время в РПЦ принято разрешать развод по следующим причинам кроме прелюбодеяния: отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самолечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим. Также заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания и совершение женой аборта при несогласии мужа. Католическая Церковь абсолютно не допускает церковный развод. В Католической Церкви второй брак возможен только в случае кончины одного из супругов, и даже невиновная сторона не имеет право вступления во второй законный церковный брак.

2.5. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕТОРОЖДЕНИЕМ

Отдельную проблему составляет отношение к контролю над деторождением.

Раннее христианство, как и иудаизм, видело главную рациональную цель брака в деторождении. Для христианства всех времен принципиальный подход к вопросам деторождения всегда состоял в отрицании какого-либо ограничения рождаемости. Христианство всегда критически относилось к использованию контрацептивов и любых методов предохранения. Прерывание беременности на любых сроках без веских медицинских оснований рассматривается как смертный грех. Церковь строго запрещает аборты.

Проблема контроля рождаемости перешла в новую фазу благодаря изобретению и массовому распространению средств контрацепции. Вторым важнейшим фактором стало формирование в послевоенном мире нового свободного отношения к сексу, получившее название сексуальной революции. В этой ситуации в христианстве возникло расхождение взглядов: протестантские церкви (за исключением мормонов) рассматривают сознательное планирование семьи в пределах христианской социальной этики как жизненную необходимость.

В противоположность им Римская католическая церковь в специальных энцикликах Пия XI (1930) и Павла VI (1968) полностью запрещает все способы контрацепции. Современные экономические и демографические проблемы, новые возможности» предоставляемые социальным и технологическим прогрессом, требуют более глубокого осмысления в контексте христианской культуры проблем планирования семьи. Деторождение и воспитание детей — величайшая радость и подлинно Божие благословение. Не существует христианского брака без чистого и горячего желания обоих родителей обладать этой радостью, делить ее друг с другом. Брак, в котором дети нежелательны, основан на поврежденной эгоистической и похотливой любви. Давая жизнь другим, человек подражает творческому акту Бога, и, отказываясь от этого, он не только отвергает своего Творца, но искажает и свое собственное естество, потому что без желания подражать Творцу жизни и Отцу всяческих человек перестает быть «образом и подобием Божиим». Православная Церковь за всю свою историю никогда не связывала себя определенными высказываниями по данному вопросу. Но это вовсе не значит, что проблема контроля над зачатием и деторождением абсолютно безразлична для православных и не имеет отношения к их жизни. Мы уже видели, что христианское отношение к браку подразумевает: — деторождение естественно и свято, является неизбежной частью христианского брака; — дать новую жизнь — привилегия человека, дарованная ему Богом, привилегия, от которой он не имеет права отказываться, если хочет сохранить «образ и подобие Божие», предоставленные ему при творении

3.1. БРАК И СЕМЬЯ

Мирской последователь буддизма должен все время служить отцу и матери, своей семье, самому себе и Будде. Когда служит отцу и матери, он должен постоянно заботиться о них и желать им покоя и счастья. Прежде всего надо соблюдать путь родителей и детей. Это означает пять обязанностей детей: служить отцу и матери, помогать им по дому, дорожить родословной, охранять наследство и после смерти аккуратно справлять по ним панихиду. Родители тоже должны соблюдать пять обязанностей по отношению к своим детям: они должны пресекать зло, учить детей добру, дать хорошее воспитание, найти им хорошую пару, и в подходящее время передать им дом в наследство. Если родители и дети будут соблюдать свои обязанности, в семье будут мир и покой и не будет разлада между родителями и детьми. Муж должен уважать жену, быть с ней вежливым и хранить верность. А жена по отношению к мужу должна держать дом в порядке, хранить верность, не расточать доходов мужа и хорошо управляться с делами по хозяйству. Тогда супруги будут дружны и у них не будет размолвок. В семье больше всего происходит общение душ, поэтому если семья дружная, она красива, как цветущий сад. Но если нарушится гармония душ, начнутся раздоры и семья обречена на развал. В таком случае, не обвиняя других, надо самому позаботиться о своей душе и идти правильным путем. Разногласие души с душой приводит поистине к страшной беде. Даже малейшее недоразумение влечет за собой большую беду. В семейной жизни больше всего надо бояться именно этого. Для содержания своей семьи человек должен работать, как муравей, как пчела. Он не должен надеяться на других, не должен ждать приношений. Отношения мужа и жены установлены не только из соображений удобства. И не только потому, что они живут в одном доме. Муж и жена должны по священному учению совершенствовать свои души. Истинное значение семьи заключается в том, чтобы всем вместе идти по пути просветления.

3.2. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕТОРОЖДЕНИЕМ

Представители индуизма и буддизма считают аборт приемлемым в некоторых случаях. Израиль также не является страной, полностью запретившей искусственное прерывание беременности: аборт разрешен в тех случаях, когда беременность ставит под угрозу здоровье женщины. Аборт разрешен женщинам моложе 17 и старше 40 лет, а также если беременность наступила в результате изнасилования, кровосмешения, внесемейной связи или существует опасность неправильного развития плода. Буддизм. Среди теологов буддизма существуют разногласия по вопросу, является ли нерожденный ребенок человеческой личностью, а аборт — убийством. Кроме того, в буддизме нет четкой позиции в вопросе о том, должен ли аборт регулироваться законом или каждая беременная женщина может решать эту проблему сама.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1999 г.

2) Пучиев П.И. Современная география религий. Москва, 2005г.

3) Основы религоведения., Учебник., “Высшая школа”, 2004 г.

4) Марченков В.Г. Начала православия. М. 2001г.

5) Косидовский З. Библейские сказания. М.: 1999 г.

Подобные документы

Семейные ценности в исламе, условия заключения брака, рождение ребенка. Утверждение моногамного брака в христианской культуре. Соотношение и взаимосвязь брака и безбрачия в христианстве. Вопросы брака и семьи в буддизме, контроль за деторождением.

реферат [31,8 K], добавлен 14.02.2020

Основные положения мировых религий: христианства, ислама и буддизма. Анализ проблемы взаимоотношений между мусульманскими общинами Западной Европы и коренным населением. Основы мировоззрения мусульманской религии, борьба между суннитами и шиитами.

реферат [33,7 K], добавлен 15.03.2011

Кодекс социальной этики для людей. Пять способов проявления родителями любви к своим детям. Жизнь в буддистской семье. Учение Будды о браке. Обязанности мужа и жены. Сексуальные отношения до брака и в браке. Вопросы абортов и супружеской неверности.

реферат [18,0 K], добавлен 27.06.2009

Зарождение буддизма, его основные положения и постулаты. Основные вероисповедальные формы христианства. Религиозная литература мусульман. Общая характеристика мусульманской веры. Догматика, обрядность, этика ислама. Его сравнение с другими религиями.

курсовая работа [52,5 K], добавлен 26.06.2020

Буддизм в современном мире. История возникновения и развития буддизма в Индии. Благородная истина пути, ведущего к прекращению страдания. Три Качества Жизни. Четыре возвышенных состояния ума. Этические нормы буддизма. Карма, основное понятие буддизма.

доклад [39,8 K], добавлен 20.11.2011

Основные мировые религии. Пять столпов ислама: шахада, намаз, закят, саум и хадж. Возникновение и распространение христианства. Буддизм и учение о Четырех Благородных Истинах. Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Великая колесница и Учение старейших.

презентация [666,0 K], добавлен 17.01.2011

«Мировые», или наднациональные религии. Расцвет буддизма в Индии. Религиозно-философская литература буддизма. Необходимость внешних форм религиозной жизни. Духовная основа европейской культуры. Личность и ее свобода в буддизме, в христианстве и в исламе.

реферат [50,3 K], добавлен 01.02.2011

Установление церковного брака как особого церковно-правового института. Церковный брак в России; браки православных с иноверцами: католиками, лютеранами, евреями, мусульманами. Брак в современной Русской Православной Церкви, его заключение и расторжение.

реферат [29,2 K], добавлен 16.01.2010

Исследование религии как исторического феномена. Общая характеристика христианства, ислама и буддизма, особенности их направлений, догматов, священные книги. Специфика направлений: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.

контрольная работа [38,3 K], добавлен 23.10.2011

Теоретические основы религии, ее структура и функции. Письменные религиозные памятники: священные книги христианства, ислама, буддизма. Методические указания к использованию тестов по курсу «Религиоведение». Библейские темы в «крылатых» выражениях.

учебное пособие [118,1 K], добавлен 15.01.2010

Урок по основам мировых религиозных культур по теме «Семья»

Обобщение урока: во всех религиях мира семья играет огромную роль в жизни человека, основными ценностями семьи в религиях мира являются: любовь мужа и жены друг к другу, к детям, почитание родителей, согласие, забота, терпение, уважение, ответственность друг перед другом.

Познакомить детей, как традиционные религии России относятся к семье.

Познакомить с семейными ценностями в православии, исламе, буддизме, иудаизме.

Материалы к уроку:

выставка фотоколлажей “Моя семья”,

видеоролики: притча “Счастье”, муз клип “Ругань”, видео выступление батюшки на тему православная семья,

таблицы у детей для работы в группах.

Ребята, сегодня у нас много гостей. Поздороваемся со всеми и начнем работать.

-Ребята, кто из вас считает себя счастливым человеком? Поднимите руки. Объясните?

(меня любят родители, у меня хорошие друзья, я хорошо учусь, я живу в хорошей стране, я здоров)

Вот что о счастье говорит христианская притча:

Начать урок с видеоролика – притчи Счастье (Приложение №1)

— Работа, семья, успех, удача, здоровье, друзья, любовь, взаимопонимание, мир, деньги – это все составляющие СЧАСТЬЯ человека.( Приложение №2 Слайд №1)

-Выберите, пожалуйста, только 3 самых важных на ваш взгляд понятия и запишите их на листочке, без которых твоя жизнь не могла бы быть счастливой. Возможно, вы сможете назвать тему урока.

-Встаньте ребята, у кого на листочках есть слово семья.

Тема урока “Семья” Приложение №2 Слайд 2

—Объясните, свой выбор.

— Действительно, счастье детей – это когда рядом их родители, когда они воспитываются в дружной, заботливой семье.

-Вам, ребята, повезло. Вы родились и воспитываетесь в счастливых семьях.

-Как вы думаете, всем ли детям повезло так же как и вам?

-Почему мог родиться такой видеоклип?

Клип песни “Ругань”

В нашей стране много семей несчастных, в которых нет места любви, взаимопониманию, радости. И дети в этих семьях страдают.

В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. Ежегодно рассматривается 35000 заявлений о лишении родительских прав.

Но счастливую семейную жизнь и взаимопонимание в семье поставили на 1 место не только вы, но и подростки нашей страны. Это показало исследование, проведенное в 2010 -2011 .Эти же ценности подростки определили и как самые недостижимые Приложение №2 Слайд 3

Проблема Приложение №2 Слайд 4

-Почему в жизни происходит так, что люди хотят жить в счастливых семьях, но все-таки большинство разводятся или несчастны в браке?

-Где можно найти ответ, как строить семейные отношения? (выслушать предложения детей)

На экране предложен выбор: Приложение №2 Слад №5

учиться у родителей

читать книги, смотреть художественные фильмы,

наблюдать за отношениями в других семьях,

познакомиться, как традиционные религии России относятся к семье

и придерживаться той религии, которую исповедует семья.

Цель урока: Приложение №2 Слайд 6

Обратимся к притче и подумаем, как же нам из того кусочка глины, которая есть у каждого, построить счастливую семью в будущем?

Познакомить ребят и наших гостей с результатами исследования малых групп . Они исследовали, какие ценности семейной жизни проповедуют традиционные религии России..

Ведь именно религии мира уделяют огромное значение семье, отношениям в семье.

Одна из групп будет делать сообщение о значении семьи в религии. Другие группы в это время должны зафиксировать основные ценности семейной жизни в таблице. Обозначить знаком + ту ценность, которая прозвучит в сообщении. Приложение №2 Слайд 7

Основные ценности семейной жизни Иудаизм Буддизм Православие Ислам
любовь мужа и жены друг к другу;
ложь;
любовь родителей к детям;
измена
почитание родителей
гордость;
богатство
согласие;
забота;
уважение,
прощение;
семейные традиции

1.Первая группа детей делает сообщение о семье в иудаизме.

1.Одна из важнейших ценностей в иудаизме это семейное согласие — шлом-баит. Приложение №2 Слайд 8

2.Первая заповедь в ней “ чти отца твоего и мать твою”.У молодого человека хотели купить драгоценный камень за 100 динаров. Он пошел принести этот камень, но обнаружил, что его отец уснул и ключ от шкатулки в руке отца. Вышел к ним и сказал: “Не могу я вам принести его”. Они подумали: “ Наверное, он хочет еще денег!” Повысили цену до200, до 1000. Проснулся отец, молодой человек пошел и принес им камень. Давали ему 1000, но он взял лишь100 динаров, и сказал: “Разве я продам почитание своего отца за деньги?!”

3.При заключении еврейского брака заключается брачный контракт, называемый ктуба.

Ктуба определяет ответственность мужа и жены друг к другу и детям. Муж обязуется чтить жену, содержать детей. Муж не должен бить жену, уезжать из дома надолго, даже по работе, уезжать сразу после ссоры.

Жена должна уважать и любить мужа, хорошо заботиться о детях, быть с ними нежной и ласковой. Приложение №2 Слайд 9

4.Чадолюбие – характерная черта еврейского общества. Отец обязан научить ребенка Торе, дать ему профессию и найти невесту. Родителям строго запрещается оказывать предпочтение одному из своих детей. Приложение №2 Слайд 10

5.А человека, нежелающего вступать в брак и воспитывать детей сравнивают с убийцей

Остальные дети отмечают в таблице ценности семейных отношений в иудейской семье.

2.Вторая группа делает сообщение о ценностях буддийской семьи.

Остальные дети отмечают в таблице.

1.Для буддистов семья – это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Дети чувствуют себя учениками своих родителей, а родители стремятся указать детям правильный путь. Приложение №2 Слайд 11

2.Вот 5 способов проявления родителями любви к своим детям:

-устроить им подходящий брак

-передать им наследство

— почитать отца и мать Приложение №2 Слайд 12

3.Буддийская мудрость советует родителям: не воспитывай детей забитыми, учиняя наказания. Если подавлены смелость и гордость, то разум не получит развития. Если воспитаешь в них гордость и жизнерадостность, они будут полезны в будущем.

4.Вот 5 способов, при помощи которых дети выражают свою любовь и уважение к родителям:

Исполнять обязанности, возложенные на них родителями

-сохранять семейный уклад и традиции

-чтить их старость и быть им опорой

Вести себя так, чтобы быть достойными наследства. Приложение №2 Слайд13

5.Считается неприличным размахивать руками при разговоре, сидеть нога на ногу в присутствии старших и вмешиваться в их разговор, громко разговаривать.-Ребята, отметьте какие ценности семейной жизни традиционны для буддийской семьи?

3 группа приготовила

видеоролик. ПРАВОСЛАВНАЯ СЕМЬЯ выступление батюшки. Из него вы узнаете

на чем основывается православная семья? Приложение №4

-Как вы поняли, о каких ценностях говорил батюшка?

(о любви мужчины и женщины друг к другу, о взаимопонимании, прощении)

Далее идут рассказы учеников: Приложение №2 Слайд14

1.Мои мама и папа полюбили друг друга и решили всегда быть вместе. Для этого они решили вступить в брак и обвенчаться в церкви. В церкви им на голову возлагали венцы. Это знак того, что в этот день они “князь” и “княгиня”, самые почитаемые люди. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец. По- настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы перетерпеть все ради сохранения семьи. Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе. Приложение №2 Слайд15

Во время венчания мама с папой обменялись кольцами, которые называют обручальными. Кольцо не имеет конца. Одевая друг другу на палец кольца, жених и невеста соглашаются быть верными друг другу до смерти. Они должны оставаться вместе, что бы ни случилось в их жизни.

2.Я тоже родилась в православной семье. Поэтому мои родители воспитывают меня в любви и согласии. Когда мне было 2 года, меня крестили в церкви. Батюшка читал молитвы, окунал меня в купель с водой, назначил мне крестных отца и мать, то есть духовных наставников. Приложение №2 Слайд16

3.Рождение ребенка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом. Чтобы воспитывать ребенка в любви и согласии, чтобы у ребенка был ангел- хранитель, ребенка крестят в церкви. Православные люди стараются передать детям свои знания, свою веру.

-Ребята, какие ценности семейной жизни традиционны для православной семьи?

4 .Сообщение о семье в исламе

1.Мусульмане серьезно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею.Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Для создания прочного союза важно, чтобы муж и жена имели схожие взгляды на жизнь.

Приложение №2 Слайд17

2.Вот каковы ценности исламской семьи:

Основа семьи – это муж и жена. Пророк Мухаммад сказал:

“Помните, что у вас и ваших женщин есть обязанности друг перед другом”.

3.. Обязанности мужа перед женой

Муж должен хорошо относиться к своей жене и любить её; Сказано в Священном Коране: “Лучший из вас тот, кто хорошо обращается с женой”.

4. Муж должен зарабатывать средства–халяль для того, чтобы обеспечить свою семью пищей, одеждой и всем необходимым. “Если ешь сам, то накорми и ее, если покупаешь себе одежду, то купи и ей. Не бей ее по лицу, не обзывай и после ссоры не оставляй ее одну в доме”. Приложение №2 Слайд18

5. Муж не должен быть грубым и жестоким со своей женой, с ней следует обращаться мягко. Сказал Пророк Мухаммад:“Муж не должен ненавидеть свою жену, ибо если ему не нравится одна из черт ее характера, то он должен довольствоваться другой чертой характера”.

6. Муж должен стараться поднять жене настроение, шутить с ней, имея хорошее намерение, но так, чтобы не уронить своего достоинства. Посланник Аллаха сказал: “Когда муж смотрит на жену, и она смотрит на него с любовью, тогда Всевышний Аллах смотрит на них с милостью. И когда муж возьмет жену за руки, их грехи падают сквозь пальцы”.

7. Надо расходовать деньги на неё равномерно, так, чтобы не скупиться и в то же время не расточать чрезмерно.

1. Обязанности жены перед мужем:

Жена должна любить и уважать мужа, быть привязанной к нему, помогать управлять хозяйством и воспитывать детей.

2. Жена должна быть экономной и не расходовать заработанные мужем средства попусту; ей следует быть хорошей хозяйкой.

3. Жена не должна просить у мужа то, чего он не может сделать, нужно довольствоваться тем, что дано от Бога и не жаловаться.

4. Жене не следует просить у мужа что-либо, заведомо зная, что это трудно выполнить или вообще не может быть выполнено. Посланник Аллаха сказал: “Аллах любит тех женщин, которые приветливы к своим мужьям и неприступны, как крепость, к другим мужчинам”.525

5. Не разговаривать с мужем на повышенных тонах и не кричать на него. Посланник Аллаха сказал: “Не мучай его, да разразит тебя Аллах! Он ведь только твой гость, который уже скоро покинет тебя (и отправится к нам!)”.527

6. Жене следует пользоваться духами и косметикой для него.

1. Обязанности родителей перед детьми

Дети –это дар Всевышнего Аллаха; они являются украшением семьи и приносят в дом счастье. Родители, должны одинаково радоваться рождению как мальчика, так и девочки. Они ответственны перед Аллахом и обществом за воспитание своего ребенка. Их обязанности заключаются в следующем: Приложение №2 Слайд19

2. Прочитать новорожденному в правое ухо Азан, в левое Икамат.

3. Дать ребенку достойное, мусульманское имя;Пророк Мухаммад (сказал: “В Судный День вы будете вызваны по вашим собственным именам и по именам ваших отцов. Так что давайте хорошие имена”.

4. Принести в жертву одного барана (акыка). “Каждый ребенок – дар в обмен на животное за него, которое надо принести в жертву на седьмой день, голову ребенка побрить и дать ребенку имя”.

Вырастить ребенка здоровым, как физически, так и духовно;

5. Ни в коем случае не злоупотреблять физическим воздействием на детей. Сказал Пророк Мухаммад:“Никакой отец не может сделать своему ребенку лучшего подарка, чем хорошее воспитание”.

1. Дать ребенку образование, обучить какой-нибудь профессии, чтобы он смог зарабатывать, когда вырастет; Сказал Али Ибн Аби Талиб: “Растите своих детей не только для настоящего времени, но и для будущего, потому что они созданы для грядущего”.

2. Любить детей, уделять им время, потому что они нуждаются в этом так же, как и в пище.

3. Быть справедливым к детям, не выделять подарками или лаской одних перед другими; “Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы к своим детям”.

Давайте поработаем с таблицами: посмотрим и определим, что общего есть во всех религиях мира, для построения добрых отношений в семье. Приложение №2 Слайд20

любовь мужа и жены друг к другу;

— любовь родителей к детям;

Приложение №2 Слайд21

Эти слова я прикрепляю на фундамент нарисованного дома.

ПРИТЧА О БЛАГОРАЗУМНОМ ДОМОСТРОИТЕЛЕ

Один благоразумный человек построил дом на камне, а безрассудный построил дом на песке. В хорошую погоду оба дома стояли хорошо. Но когда пришла буря и подул сильный ветер, то дом, который был построен на песке упал. Другой же дом, который стоял на камне, на твердом основании, выдержал бурю и ветер и не упал.
Эта притча говорит, что нужно строить свою жизнь на твердом основании Закона Божия и тогда что бы ни случилось, мы выдержим.

Семья. Семейные ценности

Описание разработки

Цель урока:

продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье.

Задачи урока:

Воспитательная: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».

Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Виды деятельности: беседа, рассказ учителя,

Материалы к уроку:

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.

Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего партнёра по плечу и пожелайте успехов ему сегодня.

-Выберите, пожалуйста, только 3 самых важных на ваш взгляд понятия и запишите их на листочке, без которых ваша жизнь не могла бы быть счастливой. Возможно, вы сможете назвать тему урока.

Обсудите за столом с партнёром по лицу, какая же тема сегодняшнего урока. Релли Робин . Время 20 секунд.

3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Поговорим о семейных ценностях в разных религиях мира.

Проведём Тимбилдинг. Обговорите в вашей команде что такое в вашем понимании семья. Сначала подумайте в течение 10 секунд и по очереди выскажите свои мнения. Начинаем высказывать с ученика №1.

Ученики под номером 2 каждого стола встаньте и выскажете мнение своей команды.(ответы детей).Спасибо!

Словарь Ожегова С.И.:

1. Это группа живущих вместе близких родственников;

2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное – они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

Скажите, дети, какая семья называется дружной?

Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».

Think-write-Round Robin Подумайте- Запишите- Раунд Робин. Подумайте и запишите эти качества по очереди на розовый листочек.

-Зачитает стол №…Кто дополнит?

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Quiz-Quiz-Trade Спроси-Спроси- Поменяйся мих пе ше. На карточках- пословицы. Дети поднимают руку и ищут ближайшую пару не из своей команды. Ученик, у которого волосы длиннее начинают спрашивать. Затем- другой. Меняются и. т. Д.Работа с пословицами

— О семье написано немало пословиц.

Объясните смысл данных пословиц:

— Дерево держится корнями, а человек семьёй.( Если у дерева крепкие корни, оно хорошо растёт, а если у человека есть семья он всё преодолеет)

— Вся семья вместе, так и душа на месте.(Когда все члены семьи вместе, едины, то всем спокойно и хорошо)

-Дом согревает не печь, а любовь и согласие (тепло семейного очага- это любовь и согласие)

-В дружной семье и в холод тепло.(Если семья дружная, то тепло семейного очага согревает всех членов семьи)

-Семьей дорожить – счастливым быть.(Если человек дорожит семьёй, любит её, то и его любят. он счастлив)

-Семья в куче – не страшна и туча.(Когда в семье все вместе, не страшны любые трудности, они вместе смогут всё преодолеть)

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает( В той семье, где все члены семьи ладят между собой всегда есть счастье., сем хорошо)

Дружная семья не знает печали.(Если семья дружная, им вместе хорошо и весело)

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.(Если будешь прислушиваться к советам родителей, уважать их мнение, то ты всегда будешь на правильном пути потому, что родители плохому не учат)

Родительское слово мимо не молвится.(К родительским словам всегда надо прислушиваться. Ведь они никогда плохого не посоветуют)

Семейное согласие всего дороже.(если в семье мир и согласие, то всем хорошо)

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.(когда члены семьи готовы помочь друг другу в любую минуту.то им ничего не страшно. Вместе они смогут всё преодолеть)

Семья крепка ладом.(Если в семье лад, такая семья крепкая)

Согласную семью и горе не берет.(Если в семье согласие и члены семьи дружны между собой. То вместе они преодолеют любое горе)

Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить. (Если у человека есть дом (семья),то он имеет всегда поддержку родных, ему не о чем тужить)

— Какие важные вопросы должна решать каждая семья? (заполняем схему)

Тимбилдинг.Посоветуйтесь в команде и заполните схему.Обсуждает вся команда вместе, записывает ученик №3

Ученики №4 каждого стола встаньте и зачитайте ваши записи.

-Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры.

Сейчас мы поговорим о семейных ценностях в каждой религии поработаем с материалом который лежит на партах.Ученики №1 читают о семье в исламской религии,№2- в православии, №3- в иудаизме, №4- в буддизме. В это время вам нужно зафиксировать основные ценности семейной жизни в таблице.

— Найдите в учебнике и прочитайте, как ислам

рассматривает брак. (чтение учебника уч-ся)

Семья в исламской религиозной культуре.

Семья – это домашняя школа, где человека быть человеком. В семье человек узнает свое место среди людей, свои права и обязанности

Семья учит видеть мир глазами родителей, уважать младших, почитать старших, мужчину и женщину, товарища, друга, соседа, гостя. Семья учит дружить по-братски, помогать, трудиться, радоваться жизни, сочувствовать по-человечески. У мусульман есть такая поговорка: «Кто семью ценит, тот оценит и свой род, и свой народ».

В Коране сказано: «Мы заповедовали человеку хорошо относиться к родителям». Это в первую очередь относится к матери. Мать – единственный человек, который нам дает грудное молоко, кормит, пеленает, купает, одевает, ласкает, благословляет нас на добрые поступки. Поэтому мало только любить маму. Её нужно беречь, её нужно ценить, ею нужно гордиться, у неё нужно учиться. Когда один из сподвижников пророка Мухаммада спросил его, кому следует делать добро, первым он назвал мать, а потом перечислил и других: «отцу, сестре, брату и другим родственникам». Дочери, по традициям мусульман, с малых лет должны помогать матери.

Отец в мусульманской семье – это строгость, требовательность, организованность, мужество, стойкость и отвага. Отец – глава семьи. Отец заботиться о своей семье, оберегает её от дурных проступков, показывает пример благородства, трудолюбия, дружбы и добрососедства. Сын в мусульманской семье – первый помощник отца.. Сын свято оберегает дело отца, честь отца. Не случайно мусульмане говорят: «Что сделаешь для отца, то сделают для тебя твои дети.»

Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений.

(Создать семью, заботиться о детях, дать им достойное образование)

— Как дети должны относиться к родителям?

Итак, какие ценности ты зафиксировал в таблице?

Семья в православной культуре.

Дом и семья издревле почитались у православных христиан и были окружены особым вниманием

Христиане верят, что завет брака был дан Богом в раю ещё прародителями человечества – Адаму и Еве. Создание новой семьи издревле

В дореволюционной России свод правил жизни православного христианина –Домострой служил источником информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность.

Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке». Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей, она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) — важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом.

Каждый ребенок, посылаемый в семье, — это дар Божий. Родители должны любить своё чадо и заботиться о нём. Если в семье много детей, значит, она отмечена особой милостью Господа. Не зря в народе говорят «Один сын – не сын, два – сына – полсына, а три сына – сын».

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

Тема: Семья. Семейные ценности (урок с применением кооперативного обучения с элементами Критического мышления и Активного обучения)

Цель урока: продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье.

Образовательная: Познакомить детей, как традиционные религии России относятся к семье.

Познакомить, какое значение имеет семья для людей, исповедующих православие, ислам, буддизм, иудаизм.

раскрыть значение семьи в жизни людей.

Оборудование и материалы:

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор);

Слайд-шоу «Семья. Семейные ценности»;

Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов под ред. А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токарева и др.

пословицы для каждого ученика, таблица на каждый стол «Семейные ценности»

Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего партнёра по плечу и пожелайте успехов ему сегодня.

Как вы считаете, какой взрослый человек может сказать о себе, что он счастлив?

(кто много зарабатывает, у кого хорошая семья, у кого хорошее здоровье)

— Работа, семья, успех, удача, здоровье, друзья, любовь, взаимопонимание, мир, деньги – это все составляющие СЧАСТЬЯ человека

Запишите каждый своё мнение на листочках жёлтого цвета.

-Встаньте ребята, у кого на листочках есть слово семья.

-Объясните, свой выбор.

Обсудите за столом с партнёром по лицу, какая же тема сегодняшнего урока. Релли Робин . Время 20 секунд.

4. Решение учебной задачи

Проведём Тимбилдинг. Обговорите в вашей команде что такое в вашем понимании семья. Сначала подумайте в течение 10 секунд и по очереди выскажите свои мнения. Начинаем высказывать с ученика №1.

Ученики под номером 2 каждого стола встаньте и выскажете мнение своей команды.(ответы детей).Спасибо!

Давайте обратимся к словарю. Найдите и прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

УшаковД.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

(Дети называют признаки дружной семьи).

О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

На определённом месте я остановлюсь.

Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: Каких же качеств?

ThinkwriteRound Robin Подумайте- Запишите- Раунд Робин. Подумайте и запишите эти качества по очереди на розовый листочек.

-Зачитает стол №…Кто дополнит?

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие.

QuizQuizTrade Спроси-Спроси- Поменяйся мих пе ше. На карточках- пословицы. Дети поднимают руку и ищут ближайшую пару не из своей команды. Ученик, у которого волосы длиннее начинают спрашивать. Затем- другой. Меняются и. т. Д.Работа с пословицами

— Не нужен клад, когда в семье лад. ( Самое главное в семье не богатство, главное- когда члены семьи между собой ладят)

-В семье согласно, так идет дело прекрасно.( Когда члены семьи всё делают согласованно, то любые, даже трудные дела решаются быстро.)

-В хорошей семье хорошие дети растут.(Если семья воспитанная, родители показывают детям только хороший пример, то в такой семье и дети вырастают хорошие)

-За общим столом еда вкусней.(Если за столом вся семья в сборе, то и еда кажется очень вкусной)

-Отца с матерью почитать – горя не знать.(Если будешь уважать родителей, то у тебя всё будет хорошо. Твои дети будут относиться к тебе так же)

В семье, где нет согласия, добра не бывает.(Плохо в той семье, где нет согласия)

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.(Если родители любят трудиться, то и дети будут брать с них пример)

Семьей дорожить — счастливым быть.(Человек который дорожит своей семьёй и любит её, счастлив, его тоже в семье любят)

Семья — опора счастья.(Если у человека есть дружная, хорошая семья, он счастлив, так как рядом с ним родные и дорогие ему люди)

Семья сильна, когда над ней крыша одна.(Семья сильная и крепкая. Если члены семьи едины)

Согласие да лад — в семье клад.(Самые главные семейные ценности- это согласие и лад)

Согласье в семье — богатство.(Самое дорогое в семье, богатство — это когда есть согласие между членами семьи)

Человек без семьи, что дерево без плодов.( Если человек не имеет семьи, очень близких и родных ему людей, он чувствует себя ненужным)

-Какие новые пословицы вы узнали о семье? Прочитайте пословицу и объясните её смысл.(Несколько учеников отвечают)

— Какие важные вопросы должна решать каждая семья? (заполняем схему)

Тимбилдинг.Посоветуйтесь в команде и заполните схему.Обсуждает вся команда вместе, записывает ученик №3

— Найдите в учебнике и прочитайте, как ислам

рассматривает брак. (чтение учебника уч-ся)

Человек рождается, растет взрослеет в семье.

Семья – это домашняя школа, где человека

быть человеком. В семье человек узнает свое

место среди людей, свои права и обязанности

Семья учит видеть мир глазами родителей,

уважать младших, почитать старших, мужчину и женщину, товарища, друга, соседа, гостя. Семья учит дружить по-братски, помогать, трудиться, радоваться жизни, сочувствовать по-человечески. У мусульман есть такая поговорка: «Кто семью ценит, тот оценит и свой род, и свой народ».

В Коране сказано: «Мы заповедовали человеку хорошо относиться к родителям». Это в первую очередь относится к матери. Мать – единственный человек, который нам дает грудное молоко, кормит, пеленает, купает, одевает, ласкает, благословляет нас на добрые поступки. Поэтому мало только любить маму. Её нужно беречь, её нужно ценить, ею нужно гордиться, у неё нужно учиться. Когда один из сподвижников пророка Мухаммада спросил его, кому следует делать добро, первым он назвал мать, а потом перечислил и других: «отцу, сестре, брату и другим родственникам». Дочери, по традициям мусульман, с малых лет должны помогать матери. Отец в мусульманской семье – это строгость, требовательность, организованность, мужество, стойкость и отвага. Отец – глава семьи. Отец заботиться о своей семье, оберегает её от дурных проступков, показывает пример благородства, трудолюбия, дружбы и добрососедства. Сын в мусульманской семье – первый помощник отца.. Сын свято оберегает дело отца, честь отца. Не случайно мусульмане говорят: «Что сделаешь для отца, то сделают для тебя твои дети.»

Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни.

По традициям мусульман о порядочности, искренности, воспитанности ребенка можно узнать по его отношениям к своему роду, к своей семье. Честь рода, семьи держится на ежедневных добрых делах, справедливых поступках, трудолюбии, миролюбии, мужестве всех членов рода, семьи.

— Какая обязанность возлагается на взрослого мусульманина?

(Почитать родителей, обеспечить им достойную старость)

Дом и семья издревле почитались у православных

христиан и были окружены особым вниманием

Христиане верят, что завет брака был дан Богом в

раю ещё прародителями человечества – Адаму и

Еве. Создание новой семьи издревле

Знаменовалась венчанием в церкви. Во время венчания супруги давали клятву хранить верность друг другу. Священник благословлял брак и испрашивал для православной семьи Божию помощь в рождении и воспитании детей.

В дореволюционной России свод правил жизни православного христианина –Домострой служил источником информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке». Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей, она же отвечает и за семейную благотворительность (нищелюбие и странноприимство) — важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом.

Почитание родителей и старших – одна из главных православных добродетелей. «Дети, следуйте заповеди Господней, говорилось в Домострое, — любите отца своего и матерь свою и слушайте их, после Бога повинуйтесь им во всем и в старости их почитайте.»

Любовь — основа основ семьи и православия.

Семья в иудейской религиозной культуре.

Религиозные традиции еврейского народа,

памятные даты и праздники веками служили

сохранению не только уникальной иудейской

культуры. Благодаря неуклонному соблюдению

традиций и обычаев иудаизма евреи всего мира

ощущали и ощущают себя единым народом, несмотря на разделяющее их расстояния.

Одна из важнейших ценностей в иудаизме это семейное согласие — шлом-баит. Первая заповедь в ней “ чти отца твоего и мать твою». При заключении еврейского брака заключается брачный контракт, называемый ктуба.Ктуба определяет ответственность мужа и жены друг к другу и детям. Муж обязуется чтить жену, содержать детей. Муж не должен бить жену, уезжать из дома надолго, даже по работе, уезжать сразу после ссоры.

Жена должна уважать и любить мужа, хорошо заботиться о детях, быть с ними нежной и ласковой. Иудейские мудрецы всегда советовали относиться к выбору будущего спутника жизни ответственно, не спешить и никогда не вступать в брак ради материальных выгод – денег, каменного дома и других богатств. С древних времен иудейские семьи славились крепостью уз и чистотой отношений. Супружеская верность была в большом почете и уважении у раввинов и простых верующих. Её нарушение вызывало всеобщее осуждение и строго каралось, а человек, сделавший это, образно назывался «разрушителем ограды всего мира»

Дети в иудейской семье считались знаком особой Божьей благодати к родителям, которые должны всячески заботиться о них. При рождении первого мальчика в семье иудеи проводили специальный религиозный обряд выкупа первенца.

Отец обязан научить ребенка Торе, дать ему профессию и найти невесту. Родителям строго запрещается оказывать предпочтение одному из своих детей.

Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний.

Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней — вытащи один, и вся куча рассыплется».

Семья в буддистской религиозной культуре Для буддистов семья – это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Дети чувствуют себя учениками своих родителей, а родители стремятся указать детям правильный путь. Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию.

Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих.

Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям

Вот 5 способов, при помощи которых дети выражают свою любовь и уважение к родителям:

-прислушиваться к советам родителей

Вести себя так, чтобы быть достойными наследства

Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания.

Вот 5 способов проявления родителями любви к своим детям:

-Уводить их от зла

-побуждать их делать добро

— дать им хорошее образование

— почитать отца и мать

Итак, какие ценности ты зафиксировал в таблице?

Читайте так же:

  • Ведьмак ритуалы Ведьмак ритуалы The Witcher (Ведьмак) - FAQ на первой странице. Новая тема / Ответить Сообщений: 3301 • Страница 57 из 166 • 1 . 54 55 56 57 58 59 60 . 166 > - Часовой пояс: UTC + […]
  • Клондайк ритуал Прохождение квеста Ритуал Задание: К проведению ритуала всё готово. Золотой кролик покоится на наполненном лесным отваром алтаре, теперь нужно дождаться восхода солнца, чтобы его лучи […]
  • Куклы и русские традиции Русские обряды и традиции. Народная кукла Категория: Традиционная одежда | Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 27 649 | QR код страницы КУКЛА — ПЕРВАЯ среди игрушек. Она известна […]
  • Ритуалы в протвину Морг г. Протвино | Кремация в Протвино Организация похорон и кремации в г. Протвино Адрес: Московская обл., Серпуховский р-н, Протвино г., ул. Мира, 5 Часы работы будни 9:00 до 15:00 […]
  • Магические ритуалы древности Славянские магические обряды Предрассудок — это обломок древней правды. ( Евгений Абрамович Баратынский ) Разделы страницы о древнеславянских чародействах и ворожбе: Языческие […]
  • Как научиться флягу назад Денис Главный тренер ФЦ "На батуте" Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 19:43 В кошельке: 0.00 Сообщения: 32Заслуженная репутация: 3 Что такое Фляк-в разделе […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *