Традиции народа поволжья

Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика

«Культура – это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира».

Президент РФ В. В. Путин.

В целях привлечения внимания к проблемам культуры и в соответствии с Указом Президента РФ в 2020 году объявлялся Год культуры, проводившийся во всех регионах, в т.ч. и Республике Татарстан.

Культура — это накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино.

Среднее Поволжье представляет собой особую этнографическую область Восточной Европы, расположенную на стыке Европы и Азии. Народы, населяющие Поволжье, имеют много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте.

В Поволжье, Республике Татарстан живут люди многих национальностей, но в историческом аспекте «к народам Поволжья относятся: мордва, марийцы, удмурты, чуваши, казанские или поволжские татары и башкиры. Правда, башкиры включены в число народов Поволжья условно; фактически они занимают среднее положение между народами Средней Азии и Поволжья и в культурном отношении тяготеют как к тем, так и к другим» (Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья- http://www.niworld.ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm; http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm)

Культуры этих народов взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают каждую культуру, в том числе и русскую, создают яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины.

Культура народов Татарстана

Культура народов Поволжья

Литература народов Поволжья

Народы Поволжья

Проект «Народы Поволжья» подготовил мой ученик 1 В класса Рудковский Тимофей.

Просмотр содержимого документа
«Народы Поволжья»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Физико-математический лицей №38»

ученик 1класса «В»

Обычаи и традиции Русского народа………………. 5

Обычаи и традиции Татарского народа……………. 6

Обычаи и традиции Мордовского народа…………. 7

Обычаи и традиции Марийского народа……………. 8

Обычаи и традиции Башкирского народа…………..… 9

Обычаи и традиции Чувашского народа…………….…10

Народы Ульяновской области. Национальные праздники…. 11

Экспонаты музеев Ульяновска о народах

Ульяновской области и известных людях……………………..15

Участие моих одноклассников в проекте «Народы Поволжья».19

Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству. В каждом поколении их нужно воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

Формирование знаний о народах Поволжья – башкирах, марийцах, чувашах, татарах, народах Мордовии.

Ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья и пробуждение любви к родной земле.

Воспитать любовь и уважение к своей малой Родине.

Вызвать интерес к знакомству с традициями народов Поволжья

Иметь представление об образе жизни народов Поволжья, их культуре, быте, обычаях, традициях, фольклоре, национальных костюмах.

Умение применять полученные знания о народах Поволжья в самостоятельной деятельности.

Народы Поволжья живут дружно, уважают и ценят традиции друг друга. У каждого народа есть своя культура, традиции, национальная кухня, игры. В Поволжье живут русские, татары, мордва, чуваши, марийцы, башкиры. А сплотила все народы наша самая крупная река — матушка — Волга.

Обычаи и традиции Русского народа.

Русский человек — это конечно широта души и сила духа. Отличительными чертами русского народа являются простота, доброта, сердечность, милосердие. Все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души. Русский народ очень гостеприимен и трудолюбив. Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей).

Обычаи и традиции Татарского народа.

Издавна в Татарии развивалось кожевенное производство, татары прославились, как производители узорной обуви. Особого совершенства татарские мастера достигли в обработке шерсти, изготовлении шляп, сапог. Женщины занимались рукоделием — плетение кружев, салфеток, вязание платков из пуха. Мужчины увлекались охотой.

Обычаи и традиции Мордовского народа.

Мордва — это один из коренных народов Российской Федерации. Проживает он в бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги. Мордовия богата своей природой, поля чередуются с тенистыми лесами и дубравами, по обширной территории протекает множество рек. Мордовия богата своими талантами, писателями, музыкантами, художниками.

Обычаи и традиции Марийского народа.

Марийцы очень честные, мудрые, благородные люди. Высшим правилом у марийцев является уважительное отношение к любому человеку. «Старших почитайте, младших – жалейте» — говорит марийская народная пословица. Святым правилом считалось накормить голодного, помочь просящему. Марийская семья строго следила за поведением своих членов семьи. Марийские женщины очень трудолюбивы и чистоплотны.

Обычаи и традиции Башкирского народа .

Издавна башкиры занимались скотоводством, пасли отары овец, табуны лошадей, промышляли охотой и бортничеством — сбором дикого лесного мёда. Основным сырьём, из которого производили материалы для одежды, была овечья шерсть. Популярным состязанием на празднике считалась стрельба из лука по движущейся мишени, так мужчины доказывали своё право называться лучшими охотниками племени. Дом у Башкиров имеет название — юрта.

Обычаи и традиции Чувашского народа.

Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары. Чуваши издавна славились умением возделывать хмель, который продавали и соседним народам. На втором месте по значимости находилось животноводство – разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, домашнюю птицу. Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством. Чувашские женщины занимались изготовлением холста, крашением ткани, шитьем одежды для всех членов семьи. Одежду украшали вышивкой, бисером и монетами.

Народы Ульяновской области. Национальные праздники.

В Ульяновской области проживают граждане 112 национальностей. Наиболее многочисленно в Ульяновской области представлены народы: русские, татары, чуваши, мордва. В нашей области проводятся:

Съезды народов Ульяновской области

Фестивали народов Поволжья:

В нашем городе в 2020 году проходил национальный фестиваль, в котором учавствовали я и моя семья. Я вместе с мамой представлял мордовский народ и мы вместе исполняли мордовскую песню. А мой младший брат Кирилл был представителем татарского народа , он со своими сверстниками под бурные овации задорно исполнил татарскую песню.

Дни дружбы народов:

В Ульяновской области создан Совет при Губернаторе Ульяновской области по межнациональным отношениям. Проходит ежегодно областной конкурс научных и публицистических работ «Мы – многонациональный народ России».

2.1 Экспонаты музеев Ульяновска о народах

Ульяновской области и известных людях.

О жизни народов Ульяновской области и известных людях нашего края можно узнать много интересного, посетив Ульяновский краеведческий музей им. Гончарова И.А.

В коллекции этнографических материалов особенно большую ценность имеют образцы национальных костюмов народов, проживающих на территории нашей области: русских, татар, чувашей, мордвы – конца XVIII – середины XX веков.


Чувашский национальный костюм. Русский национальный костюм.

В нашем городе есть Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я.Яковлева». Музей посвящен чувашскому педагогу-просветителю И.Я. Яковлеву и основанной им в 1868 г. Симбирской чувашской школе.

Народная школа – уникальное учебное заведение, которое включало мужскую школу, женские педагогические курсы, преобразованные в учительские семинарии, мужское и женское приходские училища, производственные мастерские, домовую церковь, сельскохозяйственную ферму, историко-этнографический музей, благотворительное общество. В начале ХХ в. школа стала центром культуры и просвещения чувашей Поволжья.

В музее воссоздана мемориальная квартира И.Я. Яковлева, мемориальный класс женского отделения школы, открыта экспозиция “Культура и быт чувашей Симбирской губернии конца ХIХ – начала ХХ вв.”

Праздники в Музее «Симбирская чувашская школа».

Чувашский народ оставил богатое наследие своим предкам. Коллектив, возглавляемый Иваном Яковлевичем стал очагом зарождения чувашской профессиональной художественной и музыкальной культуры. Народное творчество И. Я. Яковлев считал ценнейшим сокровищем чувашей, пронесенным через века. «Самое ценное и удивительное, которое сохранили чуваши до наших дней, самое великое — это язык, песни, вышивка. У чувашей сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч вышивок». ( Яковлев И. Я.)

Участие моих одноклассников в проекте «Народы Поволжья».

В нашем классе состоялся классный час на тему «Народы Поволжья». Сначала я выступил со своим проектом и рассказал первоклассникам об обычаях и традициях народов, населяющих Поволжье и Ульяновскую область: русском народе, татарском, мордовском, башкирском, марийском, чувашском народе, о национальных праздниках, которые проводятся в Ульяновской области, экспона-тах музеев Ульяновска о народах Ульяновской области и известных людях. Одноклассники узнали много нового и неизведанного, а потом весь класс принял активное участие в творческой работе, посвященной национальным костюмам. Мы раскрашивали раскраски, на которых были изображены люди в национальных костюмах. Работа всем очень понравилась, все старались и раскраски получились интересными.

Данный проект знакомит с культурой и бытом народов Поволжья, Ульяновской области, дает представление о национальных костюмах народов.

Формирует интерес к людям разных национальностей Поволжья и моей малой Родины (русские, татары, мордва, марийцы, башкиры, чуваши).

Вызывает интерес к известным людям Ульяновска, традициям и обычаям народов Поволжья и Ульяновской области.

Прививает любовь к малой родине и воспитывает патриотизм.

Этнические традиции народов Поволжья в поликультурном образовании детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются возможности организация этнокультурного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации и приобщения детей дошкольного возраста к этническим традициям народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар).

УДК 373.24

ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 46», воспитатель

Россия, 607232, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Победы, д. 8

Аннотация. В статье рассматриваются возможности организация этнокультурного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации и приобщения детей дошкольного возраста к этническим традициям народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар).

Ключевые слова: поликультурное образование, этнокультурное образовательное пространство, этнические традиции.

Мы – многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле… Именно с этих слов начинается Конституция Российской Федерации.

Исторически сложилось так, что Россия – родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины создают культуры более чем 180 народов, в том числе культуры народов Поволжья (мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей, казанских или поволжских татар), имеющие много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Культуры этих народов взаимодействовали и взаимообогащали друг друга, в том числе и русскую культуру.

Исторически сложилось так, что край наш арзамасский издревле был частью мордовских земель, затем входил (с мордовским населением) в состав Казанского ханства в эпоху Золотой Орды, стал пограничной частью Нижегородского княжества, а строительство оборонительных сооружений и укрепление русских границ способствовало быстрому заселению арзамасских земель русскими. Совместные экономические и торговые связи, борьба против общих врагов укрепили дружбу двух народов-братьев, позволили мордовскому народу развить свою национальную культуру. Арзамасская земля привлекала и тюркские народы (татар, чувашей), склонных к торговле, ремеслу, сочетанию скотоводства с земледелием, своим выгодным для торговли географическим положением, природными условиями, благоприятными для скотоводства и земледелия [3]. Поэтому и становление культурных аспектов арзамасского края проходило при коллективном участии многих народов, населяющих сегодня Приволжский федеральный округ.

Народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. Её утрата влечёт за собой потерю нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле. Сегодня же многие из арзамасцев просто забыли или не знают, что они – потомки народа мордвы или, возможно, потомки тюркских народов. В связи с этим возникает необходимость трансляции этнокультурного наследия народов, которые соседствуют с Нижегородским регионом и представителями которых является часть семей воспитанников дошкольной образовательной организации (мордвы, чувашей, казанских татар).

Дошкольная образовательная организация (ДОО) в условиях развития поликультурного образования выступает одним из социальных институтов трансляции этнокультурного наследия народов Поволжья. Её миссией является передача ребёнку культурного опыта, в том числе этнических традиций, отражающих культурные особенности населения родного края.

Дошкольное образование как начальная ступень поликультурного образования решает задачи содействия накоплению ребёнком первичных представлений об историко-культурных ценностях и наследии своего народа, развития у детей устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирования этнокультурной компетентности дошкольников. Общей основой поликультурного образования является духовно-нравственное развитие ребёнка с принятием моральных норм и национальных ценностей, становление его национально-культурной и гражданской идентичности.

Трансляция культурных традиций народов Поволжья (мордвы, чувашей, казанских татар) в ДОО даёт возможность приобщить подрастающее поколение к современным культурным ценностям, в систему которых, несомненно, входят и ценности традиционные, этнические.

Организация этнокультурного образовательного пространства в условиях ДОО предполагает создание развивающей предметно-пространственной среды и организацию совместной партнёрской деятельности взрослого с ребёнком.

Развивающая предметно-пространственная среда групп наполняется игровыми и учебно-методическими материалами этнического содержания. Например, широкие возможности для решения задач поликультурного образования предоставляет дидактический комплект «Многоликая Россия» (серия «Мир на ладошке. Россия»), позволяющий познакомить дошкольников с особенностями различных народов, проживающих на территории нашей страны, в том числе народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар). Часть развивающей среды создаётся в совместной деятельности всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей): это и коллекции кукольных народных костюмов, и альбомы иллюстраций, и коллажи, отражающих этнокультурные традиции мордвы, чувашей, татар.

Культурное содержание, на котором осуществляется приобщение дошкольников к этническим традициям, составляет фольклор (пословицы, сказки, загадки, заклички), народные праздники и народные подвижные игры. Важно отметить, что, демонстрируя уникальность культурного наследия каждого из народов, необходимо акцентировать внимание детей на основах, объединяющих народные культуры мордвы, чувашей, татар.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому одним из способов приобщения детей к этнокультурному наследию выступает использование народных подвижных игр, которые играли большую роль в жизни любой национальности. Народные игры самобытны, они несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствуют детской природе, удовлетворяя потребность ребёнка в познании и двигательной активности. Подвижные игры схожи у многих народов, не имеющих ничего общего между собой. В образовательном пространстве ДОО могут быть использованы игры народов Поволжья, похожие на знакомые детям русские народные подвижные игры: мордовские («В курочки», «В ворона», «Ключи от замка», «Волк»); чувашские («Хищник в море»); татарские («Займи место», «Хлопушки»).

При организации подвижных игр целесообразно использовать методический приём «Платочек»: воспитатель предлагает детям поиграть, но прежде отгадать, в игру какого народа будут играть дети. Воспитатель демонстрирует детям платочек с народным узором (мордовским, чувашским, татарским, русским) и спрашивает, какой это узор. Когда дети отгадают, воспитатель сообщает о том, в чью игру они будут играть (например: «Верно, узор на платочке мордовский. Значит, мы с вами будет играть в мордовскую игру «Ключи от замка»). Этот методический приём позволяет в увлекательной форме сформировать первичные представления детей об особенностях орнаментов народов Поволжья.

Народная мудрость, накопленная веками, отражена в пословицах – самом интересном и загадочном фольклорном жанре. В работе с детьми старшего дошкольного возраста могут успешно использоваться пословицы народов Поволжья, созвучные с русскими народными, например:

1) мордовские пословицы: «Красивей родины места не найти», «Человек без родины что птица без гнезда», «Дереву нужны корни, а человеку –друзья», «На чужой печке бок не согреешь», «Гость в дом – Бог в дом», «Зимой за малиной не ходят» и др.;

2) чувашские пословицы: «Натворил дел – не исправишь», «Родина — матушка родная – чужая сторона — мачеха»;

3) татарские пословицы: «Без родины милой будешь птицей бескрылой», «Добро потеряешь – опять наживешь, друга потеряешь – уже не вернешь», «Без труда и зайца не поймаешь».

Загадывание загадок – одно из любимых развлечений многих народов. Можно привести следующие варианты загадок народов Поволжья, используемых в этнокультурном образовательном процессе:

1) мордовские: «Старик в земле, а борода снаружи» (свёкла), «Белая словно снег, чёрная словно земля, ходит, только прыгая» (сорока) и др.;

2) чувашские: «Под низким небом снег идёт» (сеют муку), «Меня ждут — не дождутся, а как увидят – разбегутся» (дождь), «Зимой раздевается, а летом одевается» (лиственное дерево) и др.;

3) татарские: «Старик шутит, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (мороз), «Полна печь ватрушек, в середине – один калач» (звезды и месяц) и др.

Усилению воспитательного эффекта в процессе поликультурного образования способствует разучивание с дошкольниками закличек, широко используемых на народных праздниках. Так, во время Святок можно использовать мордовские заклички, например:

«А дай Бог тому, кто в этом дому.

Ему рожь густа да ужимиста,

Из зерна ему коврига, из полузерна – пирог»;

«Коляд — коляда, весела да богата.

Сейся, родися, жито да пшеничка,

Ячмень, овёс, гречка, горох, чечевичка».

А во время Масленицы – мордовскую закличку следующего содержания:

«Солнышко выйди, выйди,

Получишь ложку каши.

Солнышко выйди, выйди

Получишь красного петушка».

Неотъемлемую часть народной культуры составляют праздничные обычаи и обряды.

Как и у русских, почитаемыми новогодними праздниками у мордвы были Рождество, Святки, Крещение. Период с праздника Рождества до Крещения повсеместно являлся временем отдыха, игр, развлечений, гуляний молодежи. В день Крещения мордовский народ славил Христа: люди ходили к друг другу в гости и дарили подарки. Большое участие в праздниках принимали дети: они наряжались в шкуры и маски зверей, ходили по дворам и колядовали. Считалось, что чем больше колядующих в доме с их добрыми пожеланиями, тем богаче будут хозяева в новом году.

Празднование Крещения (кашарни) у чувашей было схоже, но и отличалось от мордовского. Чувашская молодежь праздновала в течение недели: от Рождества до Крещения. За день до Крещения девушки собирались в одном из домов, варили напитки (пиво) и стряпали пироги. Вечером собиралась в дом вся деревня. Девушки сначала угощали стариков и родителей. Как и русские, и мордва, чувашская молодежь проводила вечер в увеселениях, девушки гадали на суженного. Во время празднования кашарни по деревне ходили ряженные: они разыгрывали сценки из жизни деревни.

Знакомство дошкольников с народными традициями празднования Крещения можно осуществить через организацию досуга (развлечения) «Раз в Крещенский вечерок» с активным участием родителей воспитанников группы. Во время досуга дети «идут в гости» сначала к Хозяюшке русской избы, затем к хозяюшкам других жилищ (мордовского, чувашского) и, через обрядовые действа, пословицы, заклички, получают представления об этнических обычаях, их сходстве.

Весенний цикл у народов Поволжья начинался с призыва тепла, солнца, прилёта птиц. Для этого выпекали из теста «Жаворонки» или «Ласточки», с которыми дети поднимались на крыши домов и пели заклички. Во время проводов зимы, на Масленицу, мордва, как и русские, всю неделю угощалась вкусными блинами, люди ходили по дворам, веселились, катались на санках с Масленичной горы. Поскольку блин у мордовского (как и у русского) народов считается символом солнца, в мордовских поселениях устраивалась карусель в виде солнца.

Зимний цикл также завершался праздником Саварни (масленицей) и у чувашских народов. Чтобы ускорить движения солнца и приход весны, на праздник было принято печь блины, кататься на санках вокруг деревни по ходу солнца. В завершении масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни».

К сходным (у русских, мордвы, чувашей) этническими традициями проводов зимы и встречи весны детей старшего дошкольного возраста можно приобщать посредством фольклорного праздника «Широкая Масленица», проведение которого стало традиционным для многих современных ДОО.

С отличительными особенностями обычая встречи весны у татар детей можно познакомить во время познавательного вечера «Сейчас узнаем» или «Встречи с интересными людьми», когда гость группы рассказывает о народных традициях. «Смотреть лёд» («Боз карау, боз багу») – это праздник прихода весны, отмечаемый у татарских народов и связанный с ледоходом: смотреть ледоход на берег реки выходили все жители; молодежь шла наряженная с гармонями; на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому, что символизировало приход весны. Иногда из соломы изготавливали чучело, которое устанавливали на одну из последних льдин, поджигали и пускали вниз по течению; это символизировало утверждение весны и тепла.

Знакомство детей с традициями поволжских народов осуществляется и через сказки с полиэтническим содержанием. Подбор сказок целесообразно осуществлять в соответствии с народным календарём. Коммуникативное изучение сказки носит поликультурный характер: каждая национальная сказка изучается по одному общему алгоритму, пронизывается одними и теми же интеграционными связями, анализируется и сравнивается с содержанием других национальных сказок, а затем рассматривается в диаде со сказкой другого народа, построенной на схожем сюжете [6].

Знакомство дошкольников с этническими традициями народов Поволжья, соседствующих с Нижегородским регионом и представителями которых является часть семей воспитанников ДОО (мордвы, чувашей, казанских татар), позволяет комплексно решать задачи поликультурного образования и познавательного развития ребёнка, формируя первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования.

  1. Кондрашова Н. В. Народная педагогика в поликультурном воспитании и образовании дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 12 (декабрь). – С. 41–45. – [Электронный ресурс]. – URL: https://e-koncept.ru/2020/13249.htm
  2. Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика. – 2020. – [Электронный ресурс]. – URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/peoples.htm (дата обращения 10.02.2020).
  3. Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. – [Электронный ресурс]. – URL: http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/6.htm (дата обращения 10.02.2020).
  4. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2020 г.). – 2020. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/101/5207/
  5. Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья. – [Электронный ресурс]. – URL: http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm; http://www.niworld.ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm; (дата обращения 10.02.2020).
  6. Рюмина Ю.Н. Организация поликультурного пространства ДОУ. – [Электронный ресурс]. – URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2020/2020-4-23.pdf (дата обращения 14.12.2020).
  7. Филиппович С.А. О коренном населении края. – [Электронный ресурс].– URL: http://www.museum.arzamas.net/?action=sel& >

ETHNIC TRADISHIONS OF PEOPLE ON THE UPPER VOLGA

IN MULTICULTURAL EDUCATION

OF CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE

O.I. Kosheleva

Summary. The possibilities of arrangement of ethnocultural educational space in pre-school educational organization and accustom children to ethnic traditions of people of Upper Volga (Mordvinian, Chuvash, Tatar) is examined in the article.

Keywords: multicultural education, ethnocultural educational space, ethnic traditions.

Традиционная культура народов Поволжья и Приуралья

Сохранение исторического, научного и культурного достояния народов Российской Федерации – такую цель ставит перед Национальной электронной библиотекой Федеральный закон «О библиотечном деле» в новой редакции.

Серия тематических подборок изданий из фондов НЭБ, посвященных традиционной культуре народов России, открылась темой «Русские обычаи». Сегодня мы представляем вниманию читателей издания, объединенные темой «Традиционная культура народов Поволжья и Приуралья».

По мнению этнологов, народы Поволжья и Приуралья «имеют значительное хозяйственное, культурное и национальное сходство, что обусловлено единой территориально-географической средой, однородными историческими, экономическими и социально-политическими условиями существования. Можно даже выделить наиболее общие национально-психологические особенности представителей башкирского, мордовского, марийского, татарского, удмуртского, чувашского этносов — такие качества, как неприхотливость и непритязательность в быту, повседневной и профессиональной деятельности, исполнительность и настойчивость во всех видах труда, активно выраженный коллективизм и толерантность… Тем не менее, близкие по генотипу, языку, культуре и общности исторического развития народы заметно разнятся по менталитету. Скажем, по складу характера, ментальности чуваши в целом заметно ближе к марийцам, удмуртам, башкирам, нежели татарам, калмыкам, ногайцам». Эти сведения приведены в базе данных «Национальные менталитеты» (проект разрабатывается на базе сектора социальной философии Института философии РАН совместно с кафедрой региональных исследований и Центром по изучению взаимодействия культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова).

Автор статьи: Никитина Эрбина Витальевна — кандидат философских наук, доцент, корреспондент газеты «Республика» (издание Государственного Совета Чувашской Республики), докторант Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова.

В подборку включены как современные популярные и научные издания (в частности, монография «Народы Поволжья и Приуралья», выпущенная Институтом этнологии и антропологии РАН в серии «Народы и культуры»), так и книги XVIII — начала XX в., несущие отпечаток своей эпохи.

Традиции, обряды народов Поволжья

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Свадебные обряды народов Поволжья

С древних времен до наших дней множество народов обитало и обитает на территории теперешнего Саратовского края. Еще за несколько веков до нашей эры в северных районах Правобережья, под защитой обширных лесов жили представители финно-угорского племени — предки теперешней мордвы. А бескрайние степные просторы населяли скотоводческие племена, наиболее ранние из которых принадлежали к северной ветви иранцев. Потом на смену последним пришли новые волны кочевников, говоривших уже на тюркских языках. К раннему средневековью относится появление в пределах Саратовского Поволжья первых славянских поселений.

Шло время. В грозном XIII столетии значительные перемещения племен и народов были вызваны монгольским нашествием и созданием Золотой Орды. В дальнейшем, в середине XVI века наш край входит в состав Российского государства, и начинается новый этап в его истории. Происходит русская колонизация редко заселенных прежде территорий. Под влиянием различных обстоятельств появляются в Саратовском Поволжье значительные по численности группы украинского, немецкого, казахского, чувашского населения.

Сейчас в пределах Саратовской губернии известно около 110 этносов. Каждый из них обогащает культуру нашей земли своими многовековыми обычаями и традициями.

Достаточно обратиться к свадебным обрядам разных народов. Сколько интересных сведений можно почерпнуть при изучении данной темы!

Первые страницы здесь должны быть отведены древним кочевникам, известным под наименованием савроматов или сарматов. Письменные сведения о савроматах оставил еще «отец истории» — Геродот. Этот древнегреческий автор, живший в V веке до н. э. считал ираноязычных савроматов потомками скифов и женщин-воительниц амазонок. Он сообщал о некоторых обычаях савроматов. Так, по его словам, женщины этого племени хорошо владели оружием и могли принимать участие в войнах. Более того — ни одна савроматская девушка не имела права выходить замуж прежде, чем убьет в бою врага. Поэтому некоторые представительницы упомянутого кочевого народа достигали преклонного возраста, так и не вступив в брак.

О славянах (которые, как отмечалось, были представлены среди населения Поволжья с VII — VIII вв.) сообщает древнерусский летописный свод — «Повесть временных лет». Согласно сведениям этого памятника, традиции восточнославянских племен имели различия. Например, у полян, обитавших в районе Киева, существовал такой брачный обычай: «не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают». У радимичей, вятичей и северян было заведено иначе: «устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, … и здесь умыкали себе жен по сговору с ними».

К давним, еще языческим временам восходят многие свадебные обряды мордвы, татар, чувашей и других народов Поволжья.

Проживание по соседству различного по этнической принадлежности населения, культурные влияния и смешанные браки приводили к заимствованию тех или иных традиций.

В некоторых селах со смешанным славяно-финским населением еще в начале XX столетия можно было видеть такую сценку. Девушка ходит по лавке, а мать увещевает ее дать согласие на замужество (что выражается в удачном прыжке с лавки в широкую пеструю юбку, составленную из двух не полностью сшитых полотен — поневу). «Дочка, дочка, прыгни в поневу», — говорит она. А та гордо заявляет: «Хочу — прыгну, хочу — нет».

Обо всех старинных традициях, относящихся к свадьбам, невозможно рассказать в одной небольшой статье. Данной тематике, а также переменам, внесенным в народные обычаи нашим временем, будет посвящена серия дальнейших публикаций.

Традиционные праздники как форма приобщения учащейся молодежи к этномузыкальной культуре народов Поволжья Текст научной статьи по специальности « Культура. Культурология»

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Нургаянова Н.Х., Ахметова Л.А.

В статье рассматриваются возможности сохранения, развития и трансляции культурных и духовных ценностей народов Поволжья посредством приобщения учащейся молодежи к современным формам традиционной праздничной культуры . Авторами выявляется педагогический потенциал фольклорных праздников и этнических фестивалей как специфической формы межкультурной коммуникации, в рамках которой происходит передача последующим поколениям духовного, нравственно-эстетического и этнопедагогического опыта.

Похожие темы научных работ по культуре и культурологии , автор научной работы — Нургаянова Н.Х., Ахметова Л.А.,

TRADITIONAL FESTIVALS AS A FORM OF FAMILIARIZING STUDENTS WITH ETHNIC MUSICAL CULTURE OF PEOPLES LIVING ON VOLGA REGION

The paper studies possibilities of preserving, developing and broadcasting cultural and spiritual values of peoples living on Volga region by familiarizing students with modern forms of traditional culture of festivals . The authors discover educational potential of folklore and ethnic festivals as a specific form of cross-cultural communication, within the confines of which transfer of spiritual, moral, aesthetic and ethnic educational experience takes place.

Текст научной работы на тему «Традиционные праздники как форма приобщения учащейся молодежи к этномузыкальной культуре народов Поволжья»

ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ЭТНОМУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ

В статье рассматриваются возможности сохранения, развития и трансляции культурных и духовных ценностей народов Поволжья посредством приобщения учащейся молодежи к современным формам традиционной праздничной культуры. Авторами выявляется педагогический потенциал фольклорных праздников и этнических фестивалей как специфической формы межкультурной коммуникации, в рамках которой происходит передача последующим поколениям духовного, нравственно-эстетического и этнопедагогического опыта.

Ключевые слова: народные традиции, праздничная культура, музыкальный фольклор, педагогический потенциал, народы Поволжья.

N.K.Nurgayanova, LAAhmetova TRADITIONAL FESTIVALS AS A FORM OF FAMILIARIZING STUDENTS WITH ETHNIC MUSICAL CULTURE OF PEOPLES LIVING ON VOLGA REGION

The paper studies possibilities of preserving, developing and broadcasting cultural and spiritual values of peoples living on Volga region by familiarizing students with modern forms of traditional culture of festivals. The authors discover educational potential of folklore and ethnic festivals as a specific form of cross-cultural communication, within the confines of which transfer of spiritual, moral, aesthetic and ethnic educational experience takes place.

Key words: traditions of people, culture of festivals, musical folklore, educational potential, peoples living on Volga region.

В течение многих веков формирование традиционной культуры происходило в результате трансляции из поколения в поколение художественно-эстетического и духовно-нравственного опыта. Значительное место в обширной структуре народных традиций всегда занимал музыкальный фольклор, выступающий важным фактором педагогического воздействия на подрастающее поколение, играющий исключительную роль в развитии личности. При этом у каждого народа постепенно создавались свои неповторимые черты этномузыкальной культуры, появлялись музыкально-исполнительские традиции, определялись формы, методы и принципы музыкального воспитания.

Соприкасаясь с традиционной музыкальной культурой, человек с ранних лет получал представление о прекрасном, усваивал определенные духовные, этические и эстетические ценности, житейские и нравственные заповеди. Педагогические исследования Л.П.Карпушиной, Л.М.Кашаповой, Л.С.Майковской, Ф.Ш.Салитовой, З.М.Явгильдиной и др. указывают на особую роль использования этномузыкальных традиций в условиях образовательного процесса. Исследователями разработаны теоретические основы, педагогические модели и технологии этнокультурного образования подрастающего поколения.

Проведенный анализ научных работ показал, что в настоящее время одной из эффективных форм приобщения учащейся молодежи к духовным истокам национальных этномузыкальных традиций является проведение фольклорных праздников и фестивалей.

Так, интерес молодежи к фольклорному творчеству, народным праздникам обнаруживает А.Р. Еникеева: «Молодежное фольклорное движение, которое уже с 1970-х годов охватило Россию, продолжает активно функционировать и сегодня. С радостью можно констатировать тот факт, что современная молодежь слушает не только hip-hop, R’n’B, metall, но с удовольствием воспроизводит старинные хороводы, пляшет кадриль, участвует в праздниках, фестивалях, в которых присутствуют не только традиционные черты, но и некоторые новшества» [3, с.91].

Л.В.Гужова в своем исследовании рассматривает фольклорный праздник как социокультурный феномен, обладающий высоким педагогическим потенциалом: воспитательным, гармонизирующим, координирующим, внушающим, коммуникативным; выступающим как источник формирования патриотизма студентов вуза [2, с.14]. Педагогический потенциал народных традиций про-

ведения праздников раскрывает И.Л.Лавренюк [5]. Праздник как модель процесса формирования культурной идентичности личности представляет Н.Д.Мостицкая [6].

Педагогический и культуротворческий потенциал фестивалей выявляют в своем исследовании Г.В.Куличкина и Н.С.Мельникова. Они рассматривают фестиваль как феномен, способный удовлетворять потребности людей в смене видов деятельности, общественной оценке своей работы, эстетическом творчестве, самовыражении, приобщении к социально значимым целям, психологической разрядке, развлечении и торжественном обновлении жизни [4, с.127-128].

Изучая народные праздники как специфический аспект деятельности человека с древних времен, П.В.Николаева отмечает, что фестиваль как одна из наиболее распространенных форм праздничной культуры, представляет собой образец разноуровневого общения, открывающий уникальные возможности для межкультурной коммуникации, результатом которой является взаимопонимание между представителями различных культур, этнических групп, независимо от возраста и профессиональной принадлежности [7, с.3].

Таким образом, выявленный педагогический потенциал традиционной праздничной культуры позволяет рассматривать фольклорное фестивальное движение как одно из перспективных направлений в современном культурно-образовательном пространстве. Участие в народных праздниках представителей разных поколений символизирует тесную связь между ними в постижении этнической культуры, прикосновении к духовным, эстетическим и семейным ценностям [9, с.6].

В целях изучения педагогического аспекта этномузыкальных традиций народов Поволжья авторами статьи проведены исследования на фестивалях и праздниках, отражающих национальные традиции, историко-культурные, этнические, общественные и личные стороны жизни коренных народов Республики Татарстан. Этот уникальный регион Среднего Поволжья, где в условиях многовекового исторического процесса происходило развитие многообразных этнокультурных традиций, славится своими фольклорными фестивалями и праздниками, среди которых — прежде всего, татарский «Сабантуй», русский «Каравон», чувашские «Уяв» и «Учук», удмуртский «Гырон быдтон», мордовские «Валда шинясь» и «Балтай», марийский «Семык», кряшенский «Питрау» и др.

Уникальным культурным брендом Татарстана является Всероссийский фестиваль русского фольклора «Каравон». Праздник ежегодно проводится в конце мая в селе Никольское Лаишевского района. Каравон — это разновидность хоровода, в котором участники, взявшись за мизинцы, двигаются не спеша, специальным каравонным «утиным» шагом в такт песни, периодически, то уменьшая, то увеличивая круг.

Традиции праздника сохраняет и передает последующим поколениям фольклорный коллектив, действующий при Никольском Доме культуры с 1988 года. В коллективе представлены три возрастных группы от пяти до девяноста лет. В старшей группе пять человек — это старожилы села, в средней — 15 человек, жители села, в третьей, младшей группе — 30 школьников. Основную часть репертуара ансамбля составляет родной песенный фольклор, который перенимается от старшего поколения. Из беседы с участниками коллектива, мы узнали, что в старину, по обычаю в течение трех дней подряд на поляне собирались молодые девушки и пели три протяжных песни — «Как по морю», «При долу-долочке», «Как по речке-речке». Первую строку песни запевала солистка с высоким тембром голоса, затем вступал весь хоровод. Держась за мизинчики, участницы шли по кругу «утиным» шагом по направлению движения солнца, образуя своеобразную «волну».

Традиция водить каравон сохранилась до наших дней. Собираясь вместе с гостями праздника в круг, достигающий порой в диаметре до 200 метров, участники фольклорного ансамбля «Каравон» исполняют эти три обязательные песни. Молодежь, принимающая участие в фестивале, в своих высказываниях благодарит старшее поколение за бережное отношение и любовь к старинным обычаям и народным традициям.

Еще один старинный ритуал, возникший на основе движения солярного круга, стал основой для молодежной игры «ТYгэрэк уен», давшей название фестивалю татарского фольклора, который ежегодно проводится как на территории Республики Татарстан, так и за ее пределами. Уникальность фестиваля состоит в возможности объединить на едином праздничном пространстве фольклорные коллективы разных этнических групп татар, а также познакомить зрителей с многообразием этнокультурных традиций татарского народа.

Ежегодно в селе Мордовская Кармалка Лениногорского района Татарстана проводится удивительный мордовский праздник «Балтай», который по обычаю отмечается в первое воскресенье после дня «Святой Троицы». Из рассказа сельских жителей, мы узнали о происхождении названия этого праздника. Еще в самом начале XX века в лесу у деревни появился дед-отшельник по имени Бал-

тай, который однажды, чтобы развлечь детвору, нарядился медведем, обвязав себя кленовыми ветками, и так прошелся по деревне. С тех пор этот праздник, являющийся достоянием только села Мордовская Кармалка, стал называться «Балтай». Жители в течение многих десятилетий старались сохранить праздник и проводили его, даже, несмотря на различные запреты. Сегодня «Балтай» — это настоящий фестиваль мордовской этномузыкальной культуры. Очень важно, что на праздник приезжают не только взрослые, но и детские фольклорные коллективы. В этом видится преемственность поколений — значит, дети смогут постичь душу своего народа и сохранить верность традициям, а такой добрый и интересный праздник будет иметь продолжение в будущем.

Ярким событием в культурной жизни Республики Татарстан стало возрождение в 2020 году мордовского праздника «Валда шинясь». Теперь ежегодно 21 июня в село Кильдюшево Тетюшского района съезжаются фольклорные коллективы на фестиваль финно-угорских фольклорных коллективов и исполнителей. Настоящим открытием праздника стало выступление фольклорного трио «Кильдюшевские бабки» в составе Любовь Семеновны Исаевой, Розы Ивановны Мамкиной и Нины Константиновны Исаевой. Эти удивительные бабушки — сельские старожилы, в прошлом доярка, свинарка и телятница, не имеющие музыкального образования, исполняют мордовские песни, раскладывая их на три голоса. После выступления бабушки вспоминали, что во времена их молодости праздник «Валда шинясь» проводился, но без такого размаха. Они счастливы, что забытый праздник вернулся, и все — дети и взрослые могут прикоснуться к духовным истокам традиционной культуры, окунуться в яркую солнечную праздничную атмосферу [10, с.60-61].

Также стали традиционными и ежегодно проводятся в различных районах Татарстана такие национальные праздники народов Поволжья как — чувашские «Уяв» и «Учук», в районах компактного проживания удмуртов — «Гырон быдтон», любимый праздник у марийского народа — «Семык», у этнической группы татарского народа — татар-кряшен — «Питрау» и др.

Все эти праздники имеют особое значение в деле приобщения учащейся молодежи к национальной культуре, способствуют обогащению знаниями о традициях народов, проживающих рядом в одной республике, районе, городе и являются фактором воспитания толерантности, гражданского единства.

Важным элементом праздничных мероприятий является участие учебных фольклорных ансамблей, благодаря которым через постижение традиционной культуры происходит прикосновение молодого поколения к духовным, эстетическим и семейным ценностям. Кроме того, обучение в фольклорном сценическом коллективе способствует решению конкретных дидактических задач в процессе подготовки будущего концертирующего исполнителя, педагога-музыканта или специалиста в области социокультурной деятельности [1, с.60]. Близкое соприкосновение учащихся с этному-зыкальными традициями и обычаями родного края, дает надежду на сохранение, развитие и дальнейшее внедрение в образовательное пространство национальных культур разных народов.

На фестивалях и праздниках были проведены беседы, опросы и анкетирование зрителей, а также участников и руководителей творческих коллективов, что позволило выявить их знания и ценностное отношение к этномузыкальной культуре народов Поволжья.

В опросе приняли участие более 780 человек, среди которых школьники от семи до семнадцати лет, учащиеся и студенты, проживающие в разных районах и городах Татарстана и Поволжья. Этнический состав респондентов представлен, в основном, коренными народами региона.

Результаты анкетирования показали, что, помимо исполненных на фестивалях произведений, назвать песни, музыкальные инструменты, национальные праздники, как своего, так и других этносов Поволжья смогли более 43% респондентов. К сожалению, некоторые участники фестивалей, особенно жители крупных городов — представители поволжских этносов признались, что исполняя народные песни, они в недостаточной мере владеют родным языком.

Анализ музыкального репертуара фольклорных ансамблей показал, что его основная часть представлена музыкой своего населенного пункта, района или этнических групп, проживающих в местах компактного обитания на территории республик Поволжья и России. В ходе бесед с руководителями коллективов выяснилось, что при выборе произведений основной акцент делается на изучение, сохранение и передачу родной традиционной культуры последующим поколениям, а также ее представление и пропаганду на конкурсах, фестивалях и праздниках, как республиканского, так и всероссийского уровней.

Отражение эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству проявилось в предпочтении разных музыкальных жанров. Так, многие указали, что слушают в основном современную эстрадную музыку, знакомятся с классической музыкой в учреждениях дополнительного

музыкального образования — 28 % опрошенных.

Отрадно, что знают народные песни и интересуются своей родной культурой — более 76% учащейся молодежи. При этом многие отметили, что знания и любовь к музыке своего и других народов они приобрели не только в семье и школе, но и благодаря занятиям в фольклорных ансамблях.

Таким образом, выступления в составе фольклорных коллективов на фестивалях и праздниках способствуют «вживанию» в традиционную музыкальную культуру, как родного, так и других этносов. Участие в исполнительском процессе, дает возможность познать истоки народной духовной культуры, что особо важно в молодом возрасте, когда формируется самосознание, мировоззрение, нравственные убеждения [8, с.324].

В целом, приобщение учащейся молодежи к этномузыкальной культуре народов Поволжья посредством праздничных традиций открывает большую перспективу как в области педагогического воздействия на подрастающее поколение, так и в области сохранения культурных ценностей коренных этносов Поволжья. Проведение фольклорных праздников и фестивалей обладает огромным педагогическим потенциалом, способствует возрождению интереса к народным песням, танцам, инструментальным жанрам, решает задачи художественного образования средствами музыкального фольклора.

1.Ахметова, Л.А., Нургаянова, Н.Х Сохранение этномузыкальных традиций татар-кряшен / Л.А. Ахметова, Н.Х Нургаянова / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2020. — № 3. — С.57-62.

2. Гужова, Л.В. Формирование патриотизма студентов вуза средствами фольклорных праздников: авто-реф. дис. . канд. пед. наук. — Нижний Новгород: Волж. гос. инж.-пед. ун-т, 2007. — 22 с.

3. Еникеева, А.Р. Пост-фольклор как форма социокультурных интересов современной молодежи / А.Р. Еникеева / / Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, 2020. — № 2. — С. 90-92.

4. Куличкина, Г.В., Мельникова, Н.С. Фестиваль как форма межкультурной коммуникации в условиях по-лиэтничного региона / Г.В.Куличкина, Н.С.Мельникова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2020. — № 3 (43). — С. 127-133.

5. Лавренюк, И.Л. Педагогический потенциал народных традиций проведения праздников / И.Л. Лавре-нюк / / Казанский педагогический журнал, 2011. — № 5-6. — С. 135-140.

6. Мостицкая, Н.Д. Праздник как моделирование процесса формирования культурной идентичности личности / Н.Д. Мостицкая / / Аналитика культурологии, 2020. — №1 (34). — С.126-136.

7. Николаева, П.В. Семиотика фестиваля как формы праздничной культуры: автореф. дис. . канд. культурологии. — Краснодар: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусства, 2010. — 24 с.

8. Нургаянова, Н.Х, Халитов, Р.Ф. Функционирование традиционного музыкального инструментария народов Поволжья в современном образовательном пространстве / Н.Х.Нургаянова, Р.Ф.Халитов // Филология и культура. Philologi and Cultur, 2020. — № 1 (39). — С. 321-326.

9. Шарафутдинов, Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа XIX -начало XX вв.: Монография / Д.Р. Шарафутдинов. — Казань: Гасыр, 2004. — 640 с.

10. Этномузыкальные традиции народов Поволжья в условиях современного поликультурного образования: исследовательские очерки / Отв. ред. и сост. Н.Х.Нургаянова. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2020. — 196 с.

Э.М.Колчева, С.К.Свечников, В.Е.Кутасова, М.С.Мамонтова

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРЫ НАРОДА МАРИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ 1950-80-Х ГОДОВ И ФОРМЫ ЕГО АКТУАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ1

В статье дается обзор исследования по проекту Российского научного гуманитарного фонда «Этнокультурное пространство народа мари в изобразительном искусстве Марийского края 1950-80-х годов». Региональный феномен художественного творчества рассматривается как форма этнокультурной рефлексии марийской культуры. Анализ проводится на основе разработанной структурно-семиотической модели. Раскрыты результаты изучения одного из элементов — социального пространства, наиболее значимого сегмента культуры для того периода истории народа. В первую очередь на этом этапе обнаруживается коллизия советского идеологического и национально-романтического начал. Это привело к искаженной репрезентации прошлого народа мари и идеализированной трактовке социалистического строительства в марийской деревне, но национальный неоромантизм породил интерес к традиционной культуре мари и дал репрезентации ряда культурных архетипов, не утративших своей художественной актуальности до сих пор. Репрезентация пространства семьи представляет собой попытку синтеза двух тенденций: она показана как этническая «ячейка» советского общества. В пространстве субъекта культуры выведены два главных типа советской эпохи: национальный интелли-

1 Статья подготовлена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 15-14-12001 «Этнокультурное пространство народа мари в изобразительном искусстве Марийского края 1950-80-х годов».

Традиции народов Поволжья покажут на фестивале деревенской культуры «ГуртFEST»

На фестиваль съедутся аутентичные фольклорные коллективы, музейные творческие коллективы, мастера народных музыкальных инструментов и ремесленники, этно- и фолкисполнители, центры ремёсел, производители сельскохозяйственной и деревообрабатывающей продукции, фермерские хозяйства. Артисты будут выступать, а мастера — учить своим промыслам. Планируется, что фестиваль посетят гости из Эстонии и регионов России.

Организаторы устроят конкурс «Музыка в стиле ЭТНО», участников которого будут оценивать педагоги-практики, доценты и профессора вузов Удмуртии, России и Эстонии, руководители творческих коллективов и студий.

Уже известны некоторые участники. Татарскую культуру представит ансамбль «Чулпан» («Утренняя звезда») из Киясовского района. Бесермянское подворье обустроит фольклорный ансамбль «Бесермян крезь», работающем при Ворцинском ЦСДК. Культуру Ханты-Мансийска в национальном подворье продемонстрируют сотрудники этнографического музея под открытым небом «Торум Маа». Из Киясовского района на фестиваль приедет народный фольклорный ансамбль «Инвожо» Карамас-Пельгинского центрального сельского Дома культуры.

Марийскую культуру на деревенском фестивале будут представлять несколько коллективов, которые будут работать на одной площадке: ансамбль культуры восточных марийцев «Висвис», ансамбль «Ныргындыш сем», ансамбль «Таныптур сем» из республики Башкортостан Краснокамского района села Куяново.

Читайте так же:

  • 2020 год обычаи Ханука 2020: традиции, обычаи, история еврейского праздника В 2020 году праздник Ханука выпадает на 23 декабря, но, как и все иудейские праздники, он начинается накануне с заходом солнца. […]
  • Традиции нового 2020 года Путин и Медведев по традиции встретят Новый год в кругу родных и друзей Президент России только дважды за годы у власти проводил 31 декабря вне дома - в 1999 и в 2020 году Москва. 31 […]
  • Традиции и обычаи презентация для детей Проект «Народные праздники, обычаи и традиции русского народа» презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Скачать: Вложение Размер […]
  • Сохраняя традиции консервы Сделано в калининграде Свое название наши консервы получили не случайно В основу современного бренда легли традиции советского пищепрома. Стандарт ГОСТ стал нерушимым законом для любого […]
  • Традиции яблоки с медом Медовый и Яблочный Спас 2020: когда отмечаются, традиции и приметы, освящение меда и яблок Август — время любимых в народе православных праздников, связанных с проводами лета и освящением […]
  • Народы и обычаи сибири Народы и обычаи сибири Главная Новости Наши документы Копилка Поступления Вопрос-ответ Слушаем 20 ноября 2020 года 27 ноября 2020 года 4 декабря 2020 года […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *