Традиции народов населяющих свердловскую область

Выставочный проект «Традиции коренных народов Среднего Урала»

В Центре традиционной народной культуры Среднего Урала уже в течение нескольких лет реализуется этнокультурный выставочный проект «Традиции коренных народов Среднего Урала», в рамках которого жителей Екатеринбурга и Свердловской области знакомят с историей, этнографией, культурой, а также с декоративно-прикладным и народным искусством и ремесленными традициями представителей разных национальностей, населяющих Уральский регион.

В Свердловской области живет около 146 народов. В столице Урала и городах области созданы многочисленные общества национальной культуры, которые не только бережно хранят обычаи и ценности своего народа, но и стараются познакомить с ними своих соседей. Представители различных национальных диаспор всегда готовы к осуществлению акций, помогающих лучше узнать и понять их этнические и культурные традиции, поэтому они не раз принимали участие в реализации этого проекта совместно с нашим учреждением и гостями из других регионов России.

Выставки, рассказывающие об истории и культуре разных народов Среднего Урала, как правило, сопровождаются выступлениями фольклорных коллективов и угощением блюдами национальной кухни.

В апреле-мае 2008 г. в выставочном зале Центра проходила выставка «Манси – лесные люди: духовная и материальная культура манси Свердловской области». Целью этого проекта стало привлечение внимания общества к проблеме сохранения культуры народа манси.

Экспозиция этой выставки была построена на уникальном экспедиционном материале, собранном сотрудниками Центра за несколько лет, и дополнена экспонатами из Североуральского городского краеведческого музея, Ирбитского историко-этнографического музея, а также предметами из частной коллекции членов Русского Географического общества, сотрудников туристической компании «Команда искателей приключений» А. В. Слепухина и Н. Ю. Бердюгиной.

В экспозиции были представлены уникальные предметы быта, национальные костюмы манси, датированные XVIII-XIX вв., редкие архивные документы, старинные и современные фотографии. Фотодокументы рассказали посетителям о современной жизни манси, культуры и истории этого самобытного и талантливого народа. Выставка проходила с 20 апреля по 4 мая, за это время ее посетило 434 человека, были проведены 23 тематические экскурсии. В экспозиции было представлено 330 предметов.

В реализации совместного выставочного проекта «Сорочинская ярмарка в Екатеринбурге», посвященного 200–летию со дня рождения Н. В. Гоголя, участвовали Свердловское отделение Российского фонда культуры, Общественная организация украинцев Тюменской области «Батькiвщина», украинская национально-культурная автономия Свердловской области, хор украинской песни «Свитанок».

Целью организаторов выставки было показать национальное своеобразие и, одновременно, общность украинского и русского народного и декоративно-прикладного искусства. Экспозицию, в которую вошли более 400 предметов, составили вещи из личных коллекций, экспонаты, предоставленные ООУ ТО «Батькiвщина», Некоммерческим партнерством «Малая Медведица » (г. Екатеринбург), а также авторские произведения мастеров г. Екатеринбурга, Свердловской и Челябинской областей.

Современные произведения искусства и древние предметы крестьянской утвари, работы, этнографически воссоздающие древние образцы, и авторские композиции, Украина и Россия органично соединились в экспозиции «Сорочинской ярмарки», не противореча, а взаимно обогащая и дополняя друг друга, как обогащают и дополняют друг друга культуры двух восточнославянских народов – украинского и русского.

В рамках культурной программы саммита стран – членов Шанхайской организации сотрудничества в июне 2009 г. в выставочном зале Центра проходила выставка «Страны ШОС – связь времен. 1729 – 2009», знакомящая с культурой центральноазиатских народов, проживающих в Екатеринбурге и в Свердловской области: узбеков, таджиков, казахов, киргизов.

Основу художественной части экспозиции составили костюмы, музыкальные инструменты, произведения декоративно-прикладного искусства, любезно предоставленные нам представителями национальных общественных организаций: Свердловской областной общественной таджикской организации «Дидор» (председатель – Хушвахт Айдарович Айдаров), Свердловской региональной общественной организации «Общество дружбы Урал – Узбекистан» (председатель Нумон Сотибович Хайдаров), Фонда содействия сохранению и развитию культурных и деловых связей граждан и организаций Республики Кыргызстан и Уральского региона «Киргизия – Урал» (председатель Айдар Суйундукович Олжобаев), а также экспонаты из фондов Ирбитского историко-этнографического музея и предметы из частных коллекций. Большую помощь в реализации проекта оказали также представители Генерального консульства Республики Кыргызстан в Екатеринбурге.

С 30 января по 25 февраля 2010 г. вниманию зрителей было представлено изобразительное и декоративно-прикладное искусство Чувашской Республики. В реализации этого проекта приняли участие представители общественной организация «Чувашская национально-культурная автономия г. Екатеринбурга», Тюменская областная общественная организация «Ассоциация чувашей «Таван», народный ансамбль чувашской песни «Ивушка». Чувашские народные песни исполнила солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Наталья Мокеева.

В экспозиции выставки «Вчера, сегодня, завтра. Мир руками мастеров» зрителей завораживали красочные сочетания и прихотливые узоры чувашских орнаментов, с удивительным мастерством выполненные вышивальщицами из чувашской фирмы художественных промыслов «Паха тёрё» («Красивый узор»). Также на выставке были представлены произведения двух профессиональных художников Чувашии – члена Союза художников РФ, скульптора П. С. Пупина и живописца из Чебоксар А. В. Иванова.

Кроме работ современных мастеров, зрители смогли увидеть в экспозиции и бережно сохраняемые этнографические предметы из коллекции чувашского национального общества «Туслах» (дер. Броды Свердловской области), которые помогли еще раз ощутить единство истории и современности в чувашском народном искусстве.

С 24 ноября по 16 декабря 2011 года в Центре традиционной культуры Среднего Урала в рамках VIII областного фестиваля национальных культур Среднего Урала прошла выставка удмуртских мастеров народного и декоративно-прикладного искусства «От Камы до Чусовой».

На выставке можно было увидеть знаменитые удмуртские тканые изделия, соломенную скульптуру, берестяная утварь, скульптурную резьбу по дереву, национальных костюмов, увидеть старинные женские ожерелья и древние обереги, восхититься мастерством удмуртских ткачих и вышивальщиц. Все эти вещи бережно хранятся в фондах Свердловской областной общественной организации «Удмуртское национально-культурное общество «Эгес» (председатель – М. Ш. Ягуткина), в собрании общества удмуртской культуры «Шугур» и в частных коллекциях удмуртов Свердловской области.

Представили зрителям свои работы и гости из Ижевска. Среди них: мастер по соломоплетению Нина Тарасова – дипломант и лауреат множества фестивалей народного искусства, участник выставок в Ижевске, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске, Эстонии, Голландии; известный удмуртский архитектор и скульптор Касим Галиханов, участник этномастерской «Мугур» Анатолий Степанов.

На открытии выставки выступят детский фольклорный ансамбль «Чингыли» («Колокольчики»), фольклорный ансамбль «Азвесь гур» («Серебряные мотивы»), исполнитель удмуртских песен Серафима Переделкина.

С 8 апреля по 26 мая 2020 году прошла этнографическая выставка «Незабытая мелодия курая» (традиционная культура башкир Урала) при участии Постоянного представительства Республики Башкортостан в Свердловской области и Общественной организации «Курултай башкир Свердловской области».

На выставке были представлены национальные костюмы, роскошные сундуки, самовары в человеческий рост, старинные и современные фотографии, произведения декоративно-прикладного искусства и живопись. Кроме этого, на выставке представлена настоящая юрта диаметром в четыре метра, в которую можно будет зайти и прочувствовать на себе кочевую жизнь башкирских племен.

Виртуальный тур выставки «Незабытая мелодия курая» можно посомтреть по ссылке http://companysouz.ru/flash/2020/429/05.swf

С 8 сентября по 7 декабря 2020 года в рамках проекта «Наследие коренных народов Среднего Урала» прошла этнографическая выставка традиционной культуры марийцев Урала«Загадки мари».

Уральские марийцы – малочисленный народ, компактно проживающий на юго-западе Свердловской области – в Ачитском, Артинском и Красноуфимском районах. Их предки в 16-17 вв. бежали от насильственной христианизации и тем самым смогли сохранить архаичные обряды, язык и самобытную уникальную культуру и языческие верования.

На выставке «Загадки мари» центром экспозиции стала березовая роща как культовый национальный символ, почитаемый в марийской традиционной религии. Также экспозицию дополнили женские и мужские костюмные комплексы, женские украшения, головные уборы, текстиль и народная вышивка, музыкальные инструменты и предметы быта.

Еще один раздел выставки представил екатеринбургский фотограф Сергей Потеряев с серией фотографий, запечатлевших жизнь марийцев и своеобразие духовной культуры народа мари. Фотографии отражают особенности проведения уникальных религиозных обрядов в природных культурных местах народа мари – «священных рощах».

Этнокультурный выставочный проект ставит своей целью поддерживать представителей разных культурных традиций нашего региона в их стремлении сохранять свою самобытность, не замыкаясь при этом в узких этнических рамках. Урал – многонациональный регион, и культуры разных народов должны взаимообогащать друг друга, помогая разным народам Среднего Урала найти понимание и согласие.

С 10 сентября по 29 ноября 2020 года в рамках проекта «Наследие коренных народов Среднего Урала» прошла этнографическая выставка традиционной культуры татар Урала «Где звенят чулпы…».

На выставке посетители познакомились не только с женскими ювелирными украшениями, но и с предметами, отражающими особенности костюмных комплексов, утвари, культовых предметов уральских и волжских татар.

На выставке зрители увидели женский традиционный костюм и узорную обувь, ювелирные украшения, образцы изысканной вышивки и кожаной мозаики, предметы декоративно-прикладного искусства, которые ярко и полно отражают уровень рукоделия татарских мастеров, сможете познакомиться с культурой и традициями этого народа.

Экспозиция включала в себя фотографии аксессуаров, элементов одежды и национальной кухонной утвари казанских татар, здесь же были представлены и этнографические снимки, отражающие различные временные традиции с середины ХIХ до начала ХХ века.

С 7 июля по 25 сентября 2020 года в рамках проекта «Наследие коренных народов Среднего Урала» прошла этнографическая выставка фотографий и предметов культа и быта манси «Страна Манси-ма».

Удивительное качество этноса манси, сложившегося в результате слияния угорских и индоевропейских племен, продвигавшихся через территории Западной Сибири и Северного Казахстана, – дуализм культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов. Исторически сложилось так, что манси расселяются в глухих лесах, что обусловлено их основными промыслами. Народ с богатым фольклором и мифологией является носителем уникальных традиций и обрядов, сохраненных благодаря изолированности и замкнутости мира «лесных людей».

Вниманию посетителей выставки были прдеставлены комплексы одежды, домашняя утварь и предметы быта манси, детские игрушки, архивные документы и фотоматериалы, рассказавшие об удивительной жизни северного народа. Современным отражением культуры манси на выставке станли косторезные работы современного тобольского мастера Тимергазеева Минсалима Валиахметовича.

День народов Среднего Урала: традиции уважения обычаев, культуры и религии

2 сентября 2020 16:31

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, член Совета Федерации Аркадий Чернецкий, временно исполняющий полномочия Главы Екатеринбурга — Председателя Екатеринбургской городской Думы Виктор Тестов и глава Администрации города Екатеринбурга Александр Якоб в воскресенье, 2 сентября, посетили День народов Среднего Урала, который прошел в парке семейного отдыха «Таганская слобода».

Праздник был учрежден в 2002 году и сегодня отмечался уже в 16-й раз.

Евгений Куйвашев в приветственном слове отметил, что в уральской столице живут представители более чем ста национальностей. В Екатеринбурге сложились добрый традиции уважения обычаев, культуры и веры всех народов, населяющих регион. Именно благодаря этому в городе никогда не было конфликтов на национальной или религиозной почве. Взаимопроникновение традиций, происходящее при общении людей разных национальностей и верований, очень важно. Это обогащение народных культур, формирование общих ценностей, воспитание нового поколения на принципах уважения человека вне зависимости от его национальности.

Виктор Тестов в свою очередь сказал, что День народов Среднего Урала способствует сохранению и развитию многовековых связей между людьми на основе принципов уважения и добрососедства. Ежегодно участников празднования становится все больше и больше, что свидетельствует об укреплении межнациональных взаимоотношений и связей уральцев.

Для горожан и гостей города работали более 30 национальных подворий, где посетители могли познакомиться с обычаями и культурой многонационального Урала. Все желающие попробовали себя в роли ремесленников разных народов, проверили свои силы в спортивных состязаниях, мастер-классах по приготовлению блюд и созданию народных атрибутов.

Кроме того, в «Таганской слободе» работали интерактивные программы по традиционной национальной культуре, поляны этнической музыки и танцев народов Урала. Гости праздника оценили целую палитру традиций и обычаев.

Текст и фото Тимура Насибуллина

Народы Урала организовали семейный отдых для жителей Екатеринбурга

Яркий праздник прошёл в парке семейного отдыха «Таганская слобода».

Заместитель губернатора Свердловской области Сергей Бидонько и Глава Екатеринбурга Александр Высокинский в воскресенье, 2 сентября, посетили День народов Среднего Урала, который прошёл в парке семейного отдыха «Таганская слобода».

Сергей Бидонько в приветственном слове отметил, что в уральской столице сложились добрые традиции уважения обычаев, культуры и веры всех народов, населяющих регион.

«Исторически сложилось, что Свердловская область является одним из самых многонациональных субъектов Российской Федерации. Взаимопроникновение традиций, происходящее при общении людей разных национальностей и верований, очень важно. Только совместными усилиями получится достигать новые высоты», — сказал заместитель губернатора.

Глава Екатеринбурга в свою очередь подчеркнул, что День народов Среднего Урала способствует сохранению и развитию многовековых связей между людьми на основе принципов уважения и добрососедства.

«Дорогие друзья, сегодня мы отмечаем очень важный праздник. На территории Екатеринбурга и области проживают свыше 160-ти национальностей. В своё время промышленные гиганты строились представителями всего Советского Союза сообща. Уверен, что активное участие представителей всех народов в жизни Екатеринбурга позволит и в дальнейшем поддерживать мир и согласие», — отметил Александр Высокинский.

Для горожан и гостей Екатеринбурга работали более 30 национальных подворий, где посетители могли познакомиться с обычаями и культурой многонационального Урала. Все желающие попробовали себя в роли ремесленников разных народов, проверили свои силы в спортивных состязаниях, мастер-классах по приготовлению блюд и созданию народных атрибутов.

Кроме того, в «Таганской слободе» работали интерактивные программы по традиционной национальной культуре, поляны этнической музыки и танцев народов Урала. Гости праздника оценили палитру традиций и обычаев.

День народов Среднего Урала был учрежден в 2002 году и сегодня отмечался уже в 18-й раз.

Текст и фото Дениса Каракулова

Какие традиции российских народов вам особенно симпатичны?

В преддверии Дня России мы решили спросить у представителей национально-культурных автономий Урала, какие порядки и обычаи других национальностей они знают, уважают и наиболее ценят.

Юрий САВЕЛЬЕВ, председатель Свердловской областной русской национально-культурной автономии:

? Несколько раз был на празднике, который очень широко отмечают многие уральские народы, ? окончания посевной. Это яркий, эмоциональный, чрезвычайно весёлый праздник.

Очень симпатична традиция восточных народов глубоко уважать и чтить стариков. Очень нравится, когда престарелых родственников не бросают, а берут в семью дети. Опыт и мудрость пожилых людей помогают воспитывать молодежь, подрастающее поколение. Кстати, и детей-сирот у восточных народов не бывает. Оказавшегося без родителей ребёнка обязательно усыновит, возьмёт в свою семью родственник. К сожалению, у европейских народностей такой традиции нет, её давно забыли.

Михаил ОШТРАХ, президент Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области:

? Мне всегда по нраву терпимость и радушие уральских народов. И мне сложно выделить какую-то одну национальность, традиции которой я особенно уважаю. Ведь, сделав это, я оставлю вне своего внимания другие народности. А на Урале так не получается, потому что мы живем все вместе, не как соседи. Например, Сабантуй уже давно стал не этническим, а общегородским праздником. И мы приветствуем то, что в Свердловской области каждая национальность может сохранять и проявлять себя без ущерба для других.

Гидаят Али-оглы Джафаров, председатель Свердловского отделения азербайджанского Конгресса, заместитель председателя Свердловской областной общественной организации «Азербайджан»:

? Мне из всех русских национальных традиций больше всего нравится обычай встречать гостей хлебом-солью. У разных народов есть что-то похожее, но именно от русских, думаю, это повелось: насущные хлеб да соль дарить дорогому гостю. Есть в этом какой-то глубокий смысл. И открытость, и гостеприимство, и красота.

Давид КРИЧКЕР, председатель областной национально-культурной автономии немцев:

? Есть одна общая замечательная традиция региона, которую ввёл ещё Эдуард Россель, ? отмечать День народов Урала. Это прекрасный повод порадоваться нашему единству и многообразию, возможность увидеть соседей и себя показать.

Традиции народов населяющих свердловскую область

В 14 раз в Свердловской области пройдет День народов Среднего Урала – праздник , призванный укрепить межнациональное согласие и продемонстрировать культуру и традиции представителей проживающих в регионе диаспор . Центральной площадкой областного праздника станет парк семейного отдыха « Таганская слобода » в Екатеринбурге , где 4 сентября развернутся национальные подворья . Подготовка ко Дню народов Среднего Урала стала темой совещания , проведенного по поручению губернатора Евгения Куйвашева .

По словам лидера региона , Свердловская область по праву гордится тем, что является одним из тех регионов России , которые наиболее эффективно и успешно проводят национальную политику .

« Приоритетом нашей последовательной и системной работы является создание равных возможностей и условий для развития всех народов , их духовной культуры , национальных обычаев и традиций , упрочение культуры толерантности и взаимоуважения », – считает Евгений Куйвашев .

Учрежденный в 2002 году указом губернатора Свердловской области , праздник вновь соберет представителей национально-культурных обществ и автономий , жителей и гостей Екатеринбурга и области . Он станет ярким , масштабным , многоплановым и органичным действом , демонстрирующим дружбу между народами , населяющими Свердловскую область .

« Мероприятия , посвященные Дню народов Среднего Урала , внесут свою лепту в укрепление межнациональных взаимоотношений на территории области . Совместные спортивные мероприятия , знакомство с национальной кухней и промыслами способны объединить народы и показать наше единство », – отметил председатель правления Свердловской региональной ассоциации национально-культурных объединений Фарух Мирзоев .

В этом году в парке « Таганская слобода » разместится около 30 этнодеревень , которые позволят гостям ближе познакомиться с обычаями и культурой многонационального Урала . Здесь же будут работать ремесленные мастерские , ожидается высадка саженцев на импровизированной « Аллее национальностей ». Само празднование будет сопровождаться выступлениями творческих коллективов .

Кроме того , 4 сентября завершится Спартакиада народов Урала , которая предваряет мероприятия областного праздника . Старт соревнованиям будет дан 28 августа . Состязания пройдут по нескольким видам спорта , в том числе , по футболу и волейболу , национальным видам – борьбе на поясах куреш . Ожидается , что в спартакиаде примут участие более 20 команд .

Следует отметить , что праздничные мероприятия , приученные ко Дню народов Среднего Урала , также пройдут во многих муниципальных образованиях Свердловской области .

По поручению губернатора , все ответственные организации и ведомства должны подготовиться к проведению мероприятий и уделить особое внимание обеспечению безопасности участников , чтобы провести праздник на самом высоком уровне .

Материал предоставлен Департаментом информационной политики
губернатора Свердловской области

С 5 по 8 декабря 2020 года в Уфе состоится I Приволжский Фестиваль народных художественных промыслов

Приглашаем Всех на занятия в мастерской «Резные кружева»

Дорогие друзья! Приглашаем вас на научно-практический семинар «Традиционный комплекс одежды сакмарской казачки Оренбургской области», который состоится 7 ноября 2020 года в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала. Начало в 14.00!

3 и 4 ноября в рамках Фестиваля культуры и искусства народов России пройдет Праздник ремесел и промыслов, посвященный самому молодому государственному празднику — Дню народного единства.

Семинар-практикум начнет свою работу 29 ноября с 10.00 в ГАУК СО «Свердловский областной государственный Дворец народного творчества» по адресу ул. Фестивальная, 12.

Информационный фольклорно-этнографический ресурс по этнокультурному ландшафту территории «Этнокультурная карта» представляет собой карту административно-территориального деления Свердловской области, на которой отражены история и современное состояние этнических групп населения Среднего Урала, их культурные и ремесленные традиции. Информационно-справочный и фольклорно-этнографический аспекты реализуются, дополняя друг друга, проект является доступным для широкого пользователя, с огромными возможностями и большим информационным ресурсом.

Значимость проекта связана с уникальной этнокультурной ситуацией Среднего Урала и Свердловской области. Самобытные традиционные культуры народов, населяющих Свердловскую область, придают всей культуре региона неповторимость. Достойное и достоверное использование культурного наследия территории, знание этнокультурных локальных традиций народов является отличительной особенностью, культурным брендом территории, и в то же время решает задачи воспитания подрастающих поколений в уважении и толерантном отношении к другим культурам и осознанию своей культурной идентичности. Этнокультурная карта представляет собой живую картину этнокультурного наследия со срезом современного состояния традиционной народной культуры.

Проект включает в себя различные формы:

  • фольклорно-этнографические исследования на территории Среднего Урала в районах, неизученных ранее для полного представления этнокультурного ландшафта в изучаемом регионе;
  • работа с архивными источниками и историко-этнографической литературой для составления исторической справки по истории заселения территорий Среднего Урала;
  • анкетирование с целью получения полной информации о состоянии традиционной народной культуры в муниципальных территориях.

Итогом большой работы по изучению этнокультурного наследия Свердловской области является проект «Этнокультурная карта», призванный стать уникальным интернет-ресурсом, включающим все сферы традиционной народной культуры в муниципальных территориях Свердловской области.

Народы Урала

Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, базирующейся на древних традициях. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.

Появление человека на Урале

Первый человек появился на Урале приблизительно 100 тысяч лет назад. Не исключена вероятность, что случилось это и раньше, но никаких находок, связанных с более ранним периодом, в распоряжении ученых пока что нет. Древнейшая палеолитическая стоянка первобытного человека была обнаружена в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово Абзелиловского района республики Башкортостан.

Археологи О.Н. Бадер и В.А. Оборин – известные исследователи Урала – утверждают, что прапрауральцами были обыкновенные неандертальцы. Установлено, что люди на данную территорию переселились из Средней Азии. Например, в Узбекистане был найден целый скелет мальчика неандертальца, время жизни которого пришлось как раз на первоосвоение Урала. Антропологами был воссоздан облик неандертальца, который и был взят в качестве внешности уральца периода заселения данной территории.

Неандерталец. Реконструкция М.М. Герасимова

Древние люди были не способны выжить в одиночку. На каждом шагу их подстерегала опасность, а капризная природа Урала то и дело проявляла свой строптивый нрав. Только взаимопомощь и забота друг о друге помогла первобытному человеку выжить. Основной деятельностью племен был поиск пропитания, поэтому задействованы были абсолютно все, в том числе и дети. Охота, рыбалка, собирательство – основные способы добыть пищу.

Удачная охота очень много значила для всего племени, поэтому люди стремились умилостивить природу с помощью сложных ритуалов. Обряды совершались перед изображением тех или иных животных. Свидетельством этому являются сохранившиеся наскальные рисунки, в том числе уникальный памятник – пещера Шульган-таш, расположенная на берегу реки Белая (Агидель) Бурзянского района Башкортостана.

Внутри пещера похожа на удивительный дворец с огромными залами, соединяют которые широкие коридоры. Общая длина первого этажа составляет 290 м. Второй этаж находится на высоте 20 м над первым и тянется на 500 м в длину. Коридоры ведут к горному озеру.

Именно на стенах второго этажа сохранились уникальные рисунки первобытного человека, созданные при помощи охры. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что художник видел всю эту фауну в непосредственной близости.

Рисунки Каповой пещеры (Шульган-Таш) были созданы около 12-14 тысяч лет назад. Похожие изображения есть в Испании и Франции.

Коренные народы Урала

Вогулы (манси)

Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. Одним из коренных народов были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Они пошли от юдинской археологической культуры, названной так по Юдинскому городищу. Памятники юдинской культуры X-XIII веков известны в лесном Зауралье по рекам Туре, Тавде, Лозьве и их притокам. В северной части влияние на народ оказывала культура хантов, а в южной — сибирских татар.

Манси относятся к народу угро-финской языковой группы. Их наречие родственно с хантами (остяками) и венграми. В древние времена данный народ населял территорию севернее реки Яик (Урал), но позже их вытеснили воинственные кочевые племена. Вогулов упоминал даже Нестор в своей «Повести временных лет», где они именуются «югрой».

Вогулы активно сопротивлялись русской экспансии. Очаги активного сопротивления были подавлены в XVII веке. Вместе с этим проходила христианизация вогулов. Впервые крещение произошло в 1714 году, второе — в 1732, более позднее — в 1751.

После покорения коренных жителей Урала, манси были обязаны платить подать – ясак – подчиняясь Кабинету Его Императорского Величества. Им приходилось уплачивать казне один ясак двумя лисицами, за что им было позволено пользовать пахотные и сенокосные угодья, а также леса. От рекрутской повинности они были освобождены до 1874 года. С 1835 года им пришлось платить подушную подать, а позднее выполнять земскую повинность.

Вогулы делились на кочевые и оседлые племена. У первых были канонические чумы летом, а зимовали либо в шалашах, либо в юртах с оборудованным там очагом. Оседлые строили из бревен прямоугольные хижины с земляным полом и плоской крышей, укрытой колотым бревном и берестой.

Основным родом деятельности манси была охота. Жили в основном тем, что добывалось с помощью лука и стрел. Самой желанной добычей считался лось, из шкуры которого шилась национальная одежда. Вогулы пробовали себя в скотоводстве, однако хлебопашества практически не признавали. Когда новыми хозяевами Урала стали владельцы заводов, коренному населению пришлось заниматься лесорубством и жжением угля.

Важную роль в жизни любого вогула играла охотничья собака, без которой, как и без топора, ни один мужчина не вышел бы из дому. Насильственное обращение в христианство не заставило отказаться данный народ от древних языческих ритуалов. Идолы устанавливались в укромных местах, им по-прежнему приносили жертвы.

Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская.

С приходом русских вогулы в значительной мере переняли их порядки и обычаи. Начали создаваться смешанные браки. Совместное проживание в деревнях с русскими не помешало вогулам сохранить древние занятия, например, охоту.

Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка.

Коми (зыряне)

Данный народ обитал на территории таежной зоны в Северном Приуралье. Произошел от вымской археологической культуры. Относятся к угро-финской языковой группе. Основным занятием была охота на пушного зверя и рыбная ловля, также занимались земледелием и скотоводством. Впервые упоминание зырян встречается в свитке, датированном XI веком. Начиная с XIII века, племена были обязаны платить Новгороду ясак. В 1478 году территория коми вошла в состав России. Столица республики Коми — Сыктывкар — был основан в 1586 году как погост Усть-Сысольск.

Коми-пермяки

Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. Предки коми-пермяков пошли от родановской археологической культуры (сложившейся на основе ломоватовской), которая была так названа по Роданову городищу в Верхнем Прикамье. По реке Каме и ее притокам известно более 300 памятников родановской культуры IX-XV веков. По оценкам историков, их численность составляла не менее 4,5 тысяч человек. Территория обитания народа совпадала с границами Перми Великой. Коми-пермяки относятся к угро-финской языковой группе.

Поселения (городища и селища) стояли на берегах рек, жили в деревянных домах. Занимались пашенным земледелием. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. В XV веке пермяки образовали собственное княжество, которое вскоре было присоединено к Москве.

Выделяется две обособленные группы коми-пермяков — язьвинская (возникла в результате переселения в XII-XIII веках с Колвы) и верхнекамская — зюздинская.

В ходе русской колонизации коми-пермяки переселились на более компактную территорию по рекам Коса и Иньва с их притоками. Здесь и сейчас сохраняется основное ядро этого народа.

Коми-язьвинцы

Небольшой по численности коренной народ Пермского края. Проживают на своей исторической родине на верхней Язьве (Красновишерский район Пермского края). Продолжают говорить на особом диалекте коми языка. Коми-язьвинцы являются потомками коми этнической общности, которая в дорусский период истории Урала занимала междуречье Вишеры, Колвы, Язьвы, Глухой Вильвы и Боровой.

Башкиры

Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Предки башкир формировались в степях Приаралья и прилегающих районах Средней Азии, затем они мигрировали в степи и лесостепи Южного Урала. Формирование современного башкирского народа (со своим самоназванием «баджгард», «башкурт») началось в Приуралье в IX-X веках, когда они расселились по обоим склонам Уральского хребта: по рекам Белая, Ай, Юрюзань, Уфа, Дема, Сакмара, Большой Ик, Мензеля, Урал, Уй, Миасс. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. Южные башкиры кочевали, жили в юртах, питались мясом и молоком. Северные башкиры занимались пастушеским скотоводством и охотой.

В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В 1236 году данная территория отошла в удел брата хана Батыя. Когда Золотая Орда распалась, одна часть Башкирии перешла в Ногайскую Орду, другая — к Казанскому ханству, третья — к Сибирскому ханству. В XI-XV веках в состав башкир вливались новые массы тюркоязычного населения. В 1557 году Башкирия вошла в состав России. Башкиры были самым многочисленным из нерусских народов Урала.

В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В 1704-11, 1735-37, 1738-39, 1740 годах на Урале вспыхивали крупные башкирские бунты. Башкиры нападали на деревни и слободы, сжигали дома, громили заводы. Очаги сопротивления каждый раз жестоко подавлялись царскими войсками. В восстании Пугачева (1773—1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал.

Развитие этих мест существенно ускорилось с появлением Самаро-Златоустовской железной дороги, которая строилась с 1885 по 1890 год и проходила через центральные регионы России. Важным моментом в истории Башкирии явилось открытие первой нефтяной скважины, благодаря чему республика стала одним из крупных нефтяных районов России. Мощный экономический потенциал Башкирия получила в 1941 году, когда сюда с запада России было перебазировано более 90 крупных предприятий. Столица Башкирии – город Уфа.

Марийцы (черемисы)

Марийцы (мари) или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Как этническая общность сложились ко 2-й половине I тысячелетия н.э. Большую роль в этногенезе этого народа сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. После разгрома монголо-татарами Волжской Булгарии марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям реки Вятки.

Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом под именем «оремискано». Татары называли этот народ «черемыш», что значило «препятствие». До начала революции в 1917 году марийцев, как правило, именовали черемисами или черемисой, но затем данное слово было признано оскорбительным и убрано из обихода.

Удмурты

Формирование древних удмуртов случилось в итоге смешения финно-пермских и угорских народов в IX веке н.э. Предки удмуртов формировались в междуречье рек Волга и Кама. Они составляли две большие группы: южную (жили на правом берегу нижнего течения реки Камы и притоках Вятки — Вале и Кильмези) и северную (появились в результате переселения на Вятку, Чепцу и Верхнее Прикамье после нашествия в XIII веке монголо-татар). Главным городом удмуртов был, по-видимому, Иднакар — укрепленный ремесленный, торговый и административный центр.

Предками северных удмуртов были представители чепецкой культуры IX-XV веков, а южных удмуртов — чумойтлинской и кочергинской культур. По мнению историков, к XVI веку численность удмуртов не превышала 3,5-4 тысяч человек.

Нагайбаки

В Нагайбакском районе Челябинской области живут потомки крещеных татар-казаков, получивших название нагайбаки. Их признают потомками ногайских татар, которые не ушли из Среднего Поволжья после завоевания Иваном IV Казанского ханства. В Оренбургской губернии нагайбаков было три группы, но в настоящее время сохраняют самосознание только две группы. Самая многочисленная — в Нагайбакском районе Челябинской области (около 10 тысяч человек). Нагайбаки имеют статус коренного малочисленного народа.

Современные нагайбаки помнят своих предков, которые первыми вошли в Париж во время Отечественной войны. За это они получили землю, на которой основали в том числе село Париж. Также на землях нагайбаков в этой части Челябинской области встречаются и другие европейские топонимы: Кассель, Остроленка, Фершампенуаз, Требия и другие. Эти названия появились по предложению Оренбургского генерал-губернатора.

Татары

Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Значительные переселения поволжских татар на Урал наблюдались в XVIII веке.

Агафуровы — в прошлом одни из самых известных купцов Урала среди татар

Культура народов Урала

Культура народов Урала достаточно уникальна и самобытна. До той поры, пока Урал не отошел России, многие местные народности не имели собственной письменности. Тем не менее, со временем, эти же народы знали не только свой язык, но и русский.

Удивительные предания народов Урала насыщены яркими, таинственными сюжетами. Как правило, действие связано с пещерами и горами, разнообразными сокровищами.

Нельзя не упомянуть непревзойденное мастерство и фантазию народных мастеров. Широко известны изделия мастеров из уральских минералов. Их можно увидеть в ведущих музеях России.

Известен регион и резьбой по дереву и кости. Деревянные крыши традиционных домов, уложенные без применения гвоздей, украшаются вырезанными «коньками» или «курицами». У коми принято возле дома на отдельных шестах устанавливать деревянные фигуры птиц. Существует такое понятие, как «пермский звериный стиль». Чего только стоят древние фигурки мифических существ, отлитых из бронзы, найденные во время раскопок.

Знаменито и каслинское литье. Это удивительные по своей изысканности творения из чугуна. Мастера создавали красивейшие канделябры, статуэтки, скульптуры и ювелирные украшения. Данное направление завоевало авторитет и на европейском рынке.

Крепкой традицией является стремление иметь свою семью и любовь к детям. Например, башкиры, как и прочие народы Урала, почитают старших, поэтому главными членами семей являются бабушки и дедушки. Потомки знают наизусть имена предков семи поколений.

Читайте так же:

  • Традиции православных народов Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата Главные новости Святейший Патриарх Кирилл: Папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на […]
  • Хайц ритуал Маркус Хайц «Ритуал» Ритуал Язык написания: немецкий Перевод на русский: А. Комаринец (Ритуал), 2008 — 1 изд. Франция, 1760-е годы. Лесничий Жак Шастель и его сыновья Пьер и Антуан ведут […]
  • Как называется карта где горы Уральские горы: Легенды шаманов, загадочный перевал Дятлова, пешеходный переход между Европой и Азией «Каменным поясом земли Русской» называют Уральские горы. Горная цепь протянулась на […]
  • Ритуал очищения дома Ритуал очищения дома Проголосуйте, если Вам нравится мой сайт! Ритуал для очищения квартиры Чистоту своей квартиры, дома и других помещений Вы можете проверить с помощью метода […]
  • Ритуал в управлении сознанием Магия для управления человеком Появлялось ли у вас хоть раз желание воздействовать на того или иного человека? Да речь идет не о манипуляции при помощи психологических приемов. Мы говорим […]
  • Великий русский композитор традиции которого наследовал римский корсаков Кроссворд по музыке для учащихся 6-7 классов на тему: « - Корсаков» Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная казачья школа» с. Знаменка, […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *