Энцы традиции

Народ проживает на территории Российской Федерации, в Красноярском крае, Таймырском Долгано-Ненецком районе. Некоторое количество энцев живет в Вологодской области, Санкт-Петербурге, на Украине в Киеве и Донецкой области.

Они кардинально отличаются друг от друга по языковой структуре, поэтому значительно затруднено взаимопонимание между их носителями. Иногда лесные и тундровые энцы даже не относят себя к одной национальности. Тундровые считают лесных ненцами, а те, в свою очередь, относят тундровых к нганасанам.

Основное количество народа является многоязычным, хорошо владеет русским, ненецким языками. Многие понимают речь эвенков, нганасан, долган. Часть представителей народа перешла на ненецкий, некоторые из представителей тундровых энцев — на нганасанский. Сегодня энецкий используется в основном в быту, преимущественно старшим поколением. Носителей языка осталось крайне мало.

Религия

Под парку надевали комбинезон без рукавов, сшитый мехом внутрь. Украшали его нашивками из медных украшений: цепочками, кольцами, серповидными бляхами, трубочками. Дополнительно пришивали игольник, мешочек для огнива. С середины 19 века лесные энцы, а с 20 века и тундровые, начали носить ненецкую одежду.

Жилище

Жизнь

  • сюдбичу (большие эпические произведения о богатырях-оленеводах, странствующих в поисках жены, богатства. Они сражаются с врагами, великанами-людоедами);
  • деричу (рассказы, сказки, исторические предания, мифы, легенды).
  • Музыка представлена фольклорной традицией, схожа с музыкой нганасан и ненцев. В песенной культуре существует два жанра:

    Раньше существовала традиция оживления бубна. Энцы верили, что бубен шамана — это олень, который помогает ему связываться с миром духов, перевозит шамана на небо. Чтобы отправиться в путь, необходимо его оживить. Шаман проводил обряд, который заканчивался кормлением фигурок из дерева — олицетворением духов, общим пиром.

    Очень строго осуждается у народа воровство, неуважение к старшим и гостям. Природу народ почитает и считает ее источником, дарителем всего необходимого. У энцев существовал пантеон Матери Природы, где совершались обряды возвращения жизненности, во время которых земле предавались глаза добытых диких оленей.

    Энцы традиции

    ЭНЦЫ (устаревшее – енисейские самоеды), народ в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (Российская Федерация). Около 0,2 тыс. человек. Язык энецкий, относящийся к самодийской семье уральских языков. Верующие – православные.
    Автоэтноним (самоназвание).

    Энэтэ/эннэчэ: Этноним был введен в 30-е годы ХХ в. Г.Н.Прокофьевым. Как и в отношении ряда народов Севера, он имеет искусственный характер и является производным от энецкого э н э т э / э н н э ч э – «человек», «мужчина».
    Основная территория расселения

    Костюм энца

    В настоящее время энцы живут, в основном, в Воронцовском с/с Усть-Енисейского района, Потаповском с/с Дудинского района, а также в Авамском районе Таймырского автономного округа Красноярского края.

    Энцы являются одним из наиболее малочисленных народов Севера. Ясачные документы 1614 г. учли их в количестве 1428 чел., 1640 – 940 чел., 1681 – 892 чел. Уменьшение численности энцев в течение ХУ11 в. связывается с эпидемией оспы 1630 – 1631 гг., после которой полностью исчезли некоторые энецкие роды, а также с событиями этнической истории конца ХVII – первой половины ХVIII в., происходившими на территории Енисейского Севера. Численность энцев по официальным переписям демонстрирует следующую динамику: по переписи 1897 г., они были учтены вместе с нганасанами («енисейские самоеды и тавгийцы») в количестве 1326 чел., современное уточнение материалов переписи устанавливает численность энцев на 1897 г. – 488 чел., 1926 г. – 482 чел., в переписях 1959, 1971, 1979 гг. энцы не учтены, поскольку на местах проживания, они отождествлялись то ненцами, то с нганасанми, 1989 г. – 209 чел.

    Этнические и этнографические группы

    Тундровые энцы (хантайские самоеды), платившие ясак в Хантайское зимовье, составляли приблизительно 2/3 численности народа. Летом они кочевали в тундрах между Енисеем и р.Пурой, зимой, откочевывали южнее в лесотундру между р. Малая Хета и оз. Пясино. Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади) и имела самоназвание сомату /онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду – «родственники по жене», ненцы – манто/мадо.

    Лесные энцы (карасинские самоеды) платили ясак в Карасинское зимовье и постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай, образующие единство с самоназванием пэ-бай, также их называли энцы группы сомату.

    Имевшаяся в прошлом этнографическая специфика этих групп, в настоящее время в значительной степени утрачена и сейчас они рассматриваются в качестве территориальных подразделений энцев. Этническая территория энцев исторически граничила на западе с кочевьями «обдорских самоедов» – ненцев, на юге, с «казымскими самоедами» – лесными ненцами, «туруханскими самоедами», «остяко-самоедами» -селькупами и «инбаками» – кетами, на востоке, с «тунгусами» – эвенками и «пясидской самоядью» – нганасанами. Административно, она входила в Мангазейский уезд Енисейской губернии.

    Антропологические характеристики — Западносибирская группа популяций уральской расы.

    Язык энецкий: Энецкий язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи, в которой он наиболее близок ненецкому, несколько отличаясь от последнего фонетическим строем и лексикой, по звуковому составу, фиксируется сходство с нганасанским. Он подразделяется на два диалекта: тундровый (маду бада) и таежный (бай бада), которые соответствуют двум территориальным подразделениям энцев. Характер языкового взаимодействия энцев, прежде всего с ненцами, в различных этнокультурных средах происходит по-разному. Возможна полная утрата языка, связанная с ассимиляцией (Байкаловский с/с), при сохранении в среде старшего поколения понимания энецкой речи. Малохетские и Воронцовские энцы практикуют двуязычие, причем ненецкий, наряду с русским, выступает в качестве языка межнационального общения. В Потаповском с/с почти все ненцы (1963 г., 8 семей), владели энецким языком. В целом, языковые процессы на Енисейском Севере можно охарактеризовать как интеграционные. Язык бесписьменный.

    Православие. Христианизация не имела определяющего влияния на традиционную мировоззренческую систему, поскольку удаленность территорий, где жили энцы, сложности организационного характера, несовместимость мировоззренческих систем, не позволяли миссионерам проводить целенаправленную христианизаторскую политику.

    Этногенез и этническая история

    История энцев обычно рассматривается в рамках общесамодийского этногенеза. В родовой этнонимике энцев, ряде элементов их культуры, присутствует южносибирская традиция, которая проникает на Север с переселением в 1Х и Х111 вв. ряда южносамодийских родов, принимавших участие в формировании лесных ненцев и энцев. Вторым этнокультурным компонентом, который выделяется в составе энцев, является аборигенный, арктический, зафиксированный в ряде энецких преданий в качестве персонаж «Моррэдэ-нью», «охотника за дикими оленями». Влияние аборигенов, процесс ассимиляции которых южносамодийским населением был достаточно длительным, прослеживается в одежде, жилище и ряде других элементах культуры энцев. Трактовка ряда этнонимов энецких родов, также говорит об участии северного, аборигенного населения в их формировании. Соотношение южносибирских и аборигенных компонентов, на основе анализа родового состава, имеет следующее количественное выражение: тундровые энцы – южносибирские компоненты 44.5%, аборигенные компоненты 33.3%, тундрово-ненецкие, селькупские и пр. компоненты 22.2%; лесные энцы – южносибирские компоненты 98.2%, аборигенные компоненты 1.8%. Сложение этнической территории обеих этнотерриториальных групп энцев, вероятно, закончилось к ХУ11 в. В этот период она включала обширные пространства тундры и лесотундры от бассейна Нижнего и Среднего Таза на юго-западе, до правобережья Енисея и Енисейской губы на северо-востоке для тундровых энцев. Лесные энцы расселялись в бассейне Среднего и Верхнего Таза и далее на восток до правобережья Енисея в районе рек Нижняя Тунгуска и Курейка.

    В первой половине XVII в. на северо-востоке Западной Сибири начинается процесс изменения этнической территории энцев, связанный с переселениями селькупов и формированием их северной этнографической группы. К концу XVII в. селькупы окончательно закрепляются в бассейне р.Таз, а в XVIII в., по обеим Баихам. Взаимодействие энцев с селькупами носило различный характер: от прямых военных столкновений, до переселений на новые территории, ближе к низовьям Енисея и вхождения части энецких семей в состав селькупов. Энецкие исторические предания повествуют о военных столкновениях, в этот период времени, между энцами и эвенками и кетами.

    В результате этих процессов, наибольшему изменению подверглась этническая территория лесных энцев, многие родовые подразделения которых, переселились вниз по Енисею. Но наиболее значительное влияние на энцев в этот период оказали их западные соседи ненцы. Уже в первой половине ХУ11 в. тундровые ненцы оленеводы, «юрацкая каменная самоядь», в поисках новых пастбищ, активно осваивают бассейн р.Таз и Низовую тундру (Гыданский полуостров), прилежащую левобережью Енисея и Енисейской губе. Продвижение ненцев на запад носило достаточно ярко выраженный военный характер. Исторические повествования энцев упоминают о «трех больших войнах», последнюю из которых энцы выиграли, но в итоге все же были, в основном, вытеснены с левобережья Енисея и бассейна р.Таз. Продвижение обдорских ненцев на восток происходило в течение всего ХУ111 в. и объясняется стремлением хозяйственного освоения новых территорий.

    История энцев на левобережье Енисея имела свое продолжение в истории Тазовской и Береговой «инородческих» управ, образованных в Туруханском крае Енисейской губернии по реформе 1822 г., этническую орснову которых, составило ненецко-энецкое население. В границах этих образований, некоторые группы энцев уже к началу Х1Х в. практически полностью утратили этническую специфику, восприняв ненецкий язык и культуру (Береговая управа), другие, при практически полном усвоении ненецкой культурной традиции, еще долго сохраняли язык и представления о своей этнической принадлежности (Тазовская управа). Окончательно современная этническая территория энцев стабилизировалась к середине ХIХ в.

    Итогом этих процессов явилось сокращение численности и территории энцев, ограничение ее, в основном, низовьями Енисея в пределах зон лесотундры и тундры, а также включение их в различные территориальные группировки, в состав которых, энцы входили вместе с ненцами, нганасанами и долганами. Другой процесс, который определял этническое развитие энцев в этот период, состоял в частичной интеграции их этнотерриториальных подразделений. Лесные энцы, у ряда семей которых в Х1Х в. появляются многооленные стада, начинают кочевать в северные тундры, в пределах территории тундровых энцев, что способствовало культурному сближению обеих групп.

    Этнические параметры культуры энцев традиционно фиксируются весьма неопределенно, что объясняется историческими судьбами, демографией и характером расселения этого народа. С одной стороны, можно отметить общесамодийские основы их культуры, с другой, более тесные связи с нганасанами, самым самобытным самодийским народом, что и определяет специфику энецкой культуры. Немаловажное влияние на ее атрибутику оказал региональный процесс становления крупностадного оленеводства (ХУIII-ХIХ вв).

    Общая динамика хозяйства энцев состоит в переходе от промысловой экономики, «культура охотников на дикого оленя», к домашнему крупностадному оленеводству у тундровых энцев и сохранении в среде лесных, таежного промыслового хозяйства с элементами домашнего оленеводства, в основном, транспортной направленности. Хозяйственный комплекс энцев наиболее выразительно демонстрирует традиционный промысловый календарь, в названиях месяцев которого, отражен тот или иной род занятий. В нем отражена охота на дикого оленя: март с о й д а д ю н г у л а д и р и «хорошей охоты на дикого месяц» (лесные энцы), период промысла оленя загоном и скрадыванием, ноябрь к э д э р о и р и о (тундровые энцы), к э д э р к о р а д и р и (лесные энцы) «гон дикого оленя», период охоты с оленем-маньщиком. Охота на водоплавающую птицу в период линьки в августе у тундровых энцев называлась месяцем к а н у и р и о «птенцов месяц», у лесных, д е д ю д и р и «лебедя месяц». С рыболовством связаны названия летних месяцев: июнь н а а р д и р и «лов рыбы» (лесные энцы). В хозяйстве энцев незначительную роль играл пушной промысел. Охота на песца имела скорее ситуационный характер и не нашла отражения в календаре северных самодийцев. Усиление роли оленеводства в хозяйстве энцев, а в низовьях Енисея самое значительное поголовье домашних оленей было сосредоточено в правобережной группе именно у них, нашло отражение в традиционном промысловом календаре. Апрель тундровые энцы называют н а д и и р о «первые телята родятся», октябрь, м о г о д и и р и о «месяц, когда пороз-олень роняет рога» или к о р а и р и о «оленя-самца месяц. Май в календаре лесных энцев н а д и д и р и «рождение оленьих телят», сентябрь о т у д а й д и р и «гон оленей», октябрь м о г у д и д и р и «конец оленьего гона».

    Историческая справка

    История энцев обычно рассматривается в рамках общесамодийского этногенеза. В родовой этнонимике энцев, ряде элементов их культуры присутствует южносибирская традиция, которая проникает на Север с переселением в IХ и ХIII веках ряда южносамодийских родов, принимавших участие в формировании лесных ненцев и энцев. Вторым этнокультурным компонентом, который выделяется в составе энцев, является аборигенный, арктический, зафиксированный в ряде энецких преданий персонаж «Моррэдэ-нью», «охотника за дикими оленями». Влияние аборигенов, процесс ассимиляции которых южносамодийским населением был достаточно длительным, прослеживается в одежде, жилище и ряде других элементах культуры энцев. Трактовка ряда этнонимов энецких родов также говорит об участии северного, аборигенного населения в их формировании. Сложение этнической территории обеих этнотерриториальных групп энцев, вероятно, закончилось к ХVII веке. В этот период она включала обширные пространства тундры и лесотундры от бассейна Нижнего и Среднего Таза на юго-западе, до правобережья Енисея и Енисейской губы на северо-востоке для тундровых энцев. Лесные энцы расселялись в бассейне Среднего и Верхнего Таза и далее на восток до правобережья Енисея в районе рек Нижняя Тунгуска и Курейка. В русских источниках энцы упоминаются с конца XV века как молгонзеи — от монкаси-я – «земля рода Монкаси» или Муггади Отсюда возникло название русского острога Мангазея, основанного в 1601 году. В XVII веке энцы входили в состав ясачного населения Мангазейского уезда. По документам уезда выделяются две основные группы энцев: тундровые (маду, сомату, ненцы манто – роды Малк-маду, Сазо, Солда и др.), кочевавшие между нижним и частично средним Тазом и нижним Енисеем и Енисейской губой, и лесные (пэ-бай, бай – роды Ючи, Бай и Муггади), кочевавшие на верхнем и среднем течении Таза, в междуречье Таза и Енисея и на правобережье Енисея в бассейнах Хантайки, Курейки и Нижней Тунгуски.

    В первой половине ХVII века на северо-востоке Западной Сибири начинается процесс изменения этнической территории энцев, связанный с переселениями селькупов и формированием их северной этнографической группы. К концу ХVII века селькупы окончательно закрепляются в бассейне реки Таз, а в ХVIII веке по обеим стронам Баихам. Взаимодействие энцев с селькупами носило различный характер: от прямых военных столкновений, до переселений на новые территории, ближе к низовьям Енисея и вхождения части энецких семей в состав селькупов. Энецкие исторические предания повествуют о военных столкновениях, в этот период времени, между энцами и эвенками и кетами.

    В результате этих процессов наибольшему изменению подверглась этническая территория лесных энцев, многие родовые подразделения которых переселились вниз по Енисею. Но наиболее значительное влияние на энцев в этот период оказали их западные соседи ненцы. Уже в первой половине ХVII века тундровые ненцы оленеводы, «юрацкая каменная самоядь», в поисках новых пастбищ активно осваивают бассейн реки Таз и Низовую тундру (Гыданский полуостров), прилежащую левобережью Енисея и Енисейской губе. Согласно положению, разработанному Енисейским губернским управлением, в Туруханском отделении было образовано десять самодийских «родовых» управ, из которых две, Хантайскую и Карасинскую составляли энцы. Продвижение ненцев на запад носило достаточно ярко выраженный военный характер. Исторические повествования энцев упоминают о «трёх больших войнах», последнюю из которых энцы выиграли, но в итоге всё же были, в основном, вытеснены с левобережья Енисея и бассейна реки Таз. Продвижение обдорских ненцев на восток происходило в течение всего ХVIII века и объясняется стремлением хозяйственного освоения новых территорий.

    В XVIII — начале XIX века упоминаются как енисейские самоеды. История энцев на левобережье Енисея имела свое продолжение в истории Тазовской и Береговой «инородческих» управ, образованных в Туруханском крае Енисейской губернии по реформе 1822 года, этническую основу которых составило ненецко-энецкое население. В границах этих образований некоторые группы энцев уже к началу ХIХ века практически полностью утратили этническую специфику, восприняв ненецкий язык и культуру (Береговая управа), другие, при практически полном усвоении ненецкой культурной традиции, ещё долго сохраняли язык и представления о своей этнической принадлежности (Тазовская управа). Окончательно современная этническая территория энцев стабилизировалась к середине ХIХ века.

    Итогом этих процессов явилось сокращение численности и территории энцев, ограничение её, в основном, низовьями Енисея в пределах зон лесотундры и тундры, а также включение их в различные территориальные группировки, в состав которых энцы входили вместе с ненцами, нганасанами и долганами. Другой процесс, который определял этническое развитие энцев в этот период, состоял в частичной интеграции их этнотерриториальных подразделений. Лесные энцы, у ряда семей которых в ХIХ веке появляются многооленные стада, начинают кочевать в северные тундры, в пределах территории тундровых энцев, что способствовало культурному сближению обеих групп.

    Этнические параметры культуры энцев традиционно фиксируются весьма неопределённо, что объясняется историческими судьбами, демографией и характером расселения этого народа. С одной стороны, можно отметить общесамодийские основы их культуры, с другой более тесные связи с нганасанами, самым самобытным самодийским народом, что и определяет специфику энецкой культуры. Немаловажное влияние на её атрибутику оказал региональный процесс становления крупностадного оленеводства (ХVIII-ХIХ века).

    Численность энцев в конце XVII века составляла около 900 человек. С конца XVII века под давлением ненцев с запада и селькупов с юга энцы отступили на нижний Енисей и его восточные притоки, часть энцев была ассимилирована. С 1830-х годов группы тундровых и лесных энцев начинают кочевать вместе. Зимой 1849-1850 гг. произошло последнее столкновение между энцами и ненцами на озере Туручедо, завершившееся победой энцев. В связи с этим была окончательно проведена граница между народами по Енисею. С тех пор правая (каменная) сторона Енисея стала считаться «самоедской», т.е. энецкой, а левая (низменная) – «юрацкой», т.е. ненецкой.

    Общая численность энцев в конце XIX века — 477 человек. Они входили в состав правобережной (восточное побережье Енисейской губы) и лесотундровой (район Дудинки и Лузино) территориальных общин.

    Энцы — носители редчайшего языка на Земле

  • тундровые (хантайские самоеды)
  • Численность

    Название

    С 2020 года начал реализовываться проект по возрождению языка. В селе Потапово открылась группа, где проводится изучение энецкого. Обучаются дети-энцы, родители которых не говорят на родном языке.

    Основным занятием является охота на дикого оленя, рыболовство. Для охоты использовали домашних оленей, которых специально обучали. Рога им обматывали ремнями, подпускали к диким оленям и ждали, когда они вступят в драку. В результате дикие олени запутывались в ремнях своими рогами и энцы их ловили.

    Развита была пушная охота, распространено вьючное, упряжное оленеводство. Женщины занимались делами по хозяйству, детьми, приготовлением пищи, художественной аппликацией по сукну, меху, шили одежду. Мужчины обеспечивали благополучие семьи, выполняли тяжелую работу, занимались резьбой по кости.

  • барэ (индивидуальная импровизация);
  • кунуярэ у тундровых, кинуадэ у лесных (песенно-поэтические высказывания с традиционной системой иносказательных образов и символов).
  • При рождении ребенку дают прозвище, связанное с обстоятельствами его рождения или внешностью. После совершеннолетия прозвище заменяют на имя, данное в честь кого-то из близких родственников.

  • лесные (карасинские самоеды).
  • Издавна у народа были самоназвания «могади», «эньчо», «пэбай». Устаревшее название «енисейские самоеды» было заменено на этноним «энцы», который в 1930-е годы предложил советский этнограф Г. Прокофьев. Название образовано от слова «эннэчэ», которое переводится как «человек». Тундровые энцы называли себя «сомату», лесные — «пэ-бай», либо по названию родов.

    Официально народ считается православным, но по причине труднодоступности их мест проживания и удаленности, миссионеры так и не смогли окончательно обратить энцев в православную веру. Христианами стали только лесные энцы, остальное большинство представителей народа по сей день поклоняется явлениям природы, духам-хозяевам, исповедует анимистический пантеизм, шаманизм. Изображения духов располагаются в особых местах в лесу и на сопках. Духам приносят в жертву деньги, мясо оленя, кусочки сукна.

    Внешность

    Основным жилищем раньше был чум конической формы, который отличается меньшим размером покрытия — нюка. Зимой жили в нартенном чуме. В задней части жилища за очагом хранились изображения предков, выполненные из дерева. Во время перекочевок их перевозили в особой священной нарте. В 1930-е годы энцы начали использовать нартенный чум из балок в качестве зимнего жилья.

    Материальная и духовная культура тундровых энцев практически не отличается от нганасанской. Сильное влияние на жизнь и традиции лесных энцев оказали ненцы, проживающие неподалеку.

    В начале 20 века народность подверглась ассимиляции ненцами и нганасанами, но смогла противостоять полному слиянию и поглощению, несмотря на свою малочисленность, сохранила язык, обычаи, культуру.

    Больше всего человек населяют поселок Потапово, это лесные энцы. Тундровые живут в поселке Воронцово. Оба поселка являются многонациональными. Кроме того, народ проживает в районе города Дудинка, поселке Усть-Авам, некоторые совместно с нганасанами населяют местности Таймыра.

    До середины 20 века энецкий считался одним из диалектов ненецкого языка. Он относится к самодийской группе уральских языков и наиболее близок с ненецким, от которого был отделен более 1000 лет назад. Позже энецкий сближался с нганасанским языком.

    Энецкий язык делится на два диалекта:

    На протяжении долгого времени энецкий был бесписьменным. В 1986 году ученым лингвистом Н. Терещенко был опубликован проект первого алфавита, созданного на основе лесного диалекта. Официально он не принят, но используется в изданиях фольклорных текстов, энецких публикациях газеты «Таймыр». На энецком алфавите выпущено три книги, одна из которых — русско-энецкий словарь для школьников.

    Широко распространено у энцев почитание зверей, птиц и рыб, но самое важное место занимает олень. Белая масть считается священной, народ верит, что эти животные принадлежат главному божеству Нуму. Таких оленей нельзя убивать, есть, впрягать в нарты.

    Одежда

    Культура

    Традиции

    Одним из главных праздников энцев является окончание полярной ночи, отмечают его в конце января — начале февраля. В этот период солнце показывается на небосклоне после долгого отсутствия. Для праздника строили или выделяли из всей деревни один «чистый чум», несколько дней подряд в нем находился шаман и непрерывно камлал. На улице молодежь танцевала старинные танцы, устраивала игры под звуки бубна. Иногда возводили тоннель «каменные ворота», около которого проводились камлания. Все проходили через этот тоннель вслед за шаманом.

    Энцы являются очень малочисленным коренным самодийским народом Севера. В этногенезе энцев задействованы самодийцы и местные северно-сибирские племена. Впервые о народности было упомянуто в 15 веке. По языку, культуре и территории проживания делятся на две этнические группы:

      Где живут

      Численность представителей народа в 18 веке превышала 3 000 человек. В 1926 году их уже было 376. Во время переписей населения, проведенных в 1959 и 1979 годах, энцев не выделяли как отдельную этническую группу, а приписывали к ненцам и нганасанам. На сегодняшний день количество энцев во всем мире составляет около 300 человек. Основная часть живет в России.

      Традиционной пищей народа является сырое мясо оленя. Едят его в свежем виде, сразу после охоты и забоя животного, в пищу идет и кровь. На зиму делают рубанину и строганину: мясо рубят кусками или режут тонко ножом, замораживают. Едят энцы куропаток, зайцев, летом варят гусей, уток, рыбу едят в свежем или подсоленном виде. Заготавливают впрок юколу, рыбную муку (порсу), которую добавляют в суп или едят, смешивая с растопленным рыбьим жиром «варка». Из растительной пищи в рационе народа присутствует дикий лук, коренья, ягоды. Листья брусники и древесные наросты раньше заваривали и пили, сегодня популярный напиток энцев — чай. Покупают в основном ржаную муку, пекут тонкие лепешки и едят, обмакивая в рыбий жир.

      Зимой мужчины носили двойные парки глухого покроя, меховые штаны и чулки, высокую обувь из оленьих камусов. Женская парка была распашной. К верхней одежде пришивали рукавицы «оби» из камуса. Если предстояла поездка в тундру в зимнее время, вместо парки надевали сокуй — теплую меховую одежду, которая служила в пути спальным мешком. Спать в сокуй можно прямо на снегу. Украшали ее длинными кистями из полосок цветного сукна и меха. Носили рубахи из ровдуги.

      Семья народа патриархальная, с родовым устройством общества. До 19 века сохранялись большие семьи, существовало многоженство, левират и уплата калыма. Очень важно для статуса женщины было наличие детей. Детская смертность была высокой, но встречались семьи с семью детьми. Рождение мальчика было более предпочтительным. Уже с 7 лет детям давали несложную работу. Мальчик считался зрелым в возрасте 15-16 лет, когда впервые сам сходил на охоту. Девочки с начала репродуктивного периода становились девушками и могли выходить замуж.

      В энецком фольклоре несколько жанров:

      Основной музыкальный инструмент народа — шаманский бубен. У тундровых энцев он называется «педди», у лесных «фендир».

      Читайте так же:

      • Ритуал 1 раз в три месяца Что такое ритуал перед сном и что он в себя включает? Что такое ритуал перед сном и что он в себя включает? Ритуал перед сном это рутинные, повторяющиеся изо дня в день, в одинаковой […]
      • Джулия ванг ритуалы на любовь Что советует Джулия Ванг своим поклонникам Каждый человек, хочет быть счастливым и жить в достатке. Не многие знают, что для этого нужно использовать не только свои силы, но и […]
      • Blood magic ритуал призыва демонов Blood Magic Содержание Blood Magic/Кровавая магия. Эта модификация добавляет: Ритуалы Призыв демонов Демонические руны Демонические вещи Жертвоприношения Алхимию Кровавый […]
      • Евреи обычаи и религия Евреи обычаи и религия Глава 19. Религия евреев (Иудаизм) Религия евреев - иудаизм - одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями […]
      • Традиции 19 века в россии Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности? От редакции: Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и возобновлялся уже после Великого поста. […]
      • Горе от ума традиции и новаторство Традиции и новаторство в комедии Грибоедова «Горе от ума» Пьеса Грибоедова соединила в себе черты классицизма и реализма, стала новаторским произведением в литературе, но ещё сохранившим […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *