Традиции воспитательной работы в лагере

Традиции в летних оборонно-спортивных оздоровительных лагерях

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Статья просмотрена: 998 раз

Библиографическое описание:

Дзержинская Л. Б. Традиции в летних оборонно-спортивных оздоровительных лагерях [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. ? С. 6-8. ? URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1116/ (дата обращения: 06.11.2020).

Традиционным видом отдыха детей и подростков во всем мире являются детские оздоровительные лагеря. В нашей стране лагерное движение существует около ста лет. За эти годы накоплен большой опыт организации лагерей, разработаны стандарты, а также сложились определенные традиции, неукоснительно соблюдаемые в каждом лагере [5, с. 24].

Роль традиций в формировании детского коллектива, в том числе и временного, велика. Как отмечал А.С. Макаренко «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их чрезвычайно важная задача воспитательной работы» [2, с. 176; 3, с. 289]. Суть традиций в том, что они выражают отношение детей к коллективу, членом которого они являются, позволяют ребенку почувствовать себя неотъемлемой частью этого коллектива, являются мощным средством сплочения отряда [1, с. 81].

Среди традиций, сложившихся в лагерях для детей, можно выделить большие и малые или повседневные.

К большим традициям относятся торжественные и праздничные события. Участие в подобных традиционных для лагеря крупных мероприятиях позволяет детям гордиться своим коллективом, развивает чувство ответственности и создает возможность для творческой самореализации.

Однако помимо больших традиций существуют ежедневные, будничные традиции. В.А. Сухомлинский утверждал, что «. для воспитания коллектива нужны и будничные, весьма важные традиции, побуждающие к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности детей, поддерживают у них чувство гордости за свой коллектив, обеспечивают защищенность каждого члена коллектива» [6, с. 189].

Рассмотрим, какие традиции сложились в летних оборонно-спортивных оздоровительных лагерях.

К большим традициям оборонно-спортивных оздоровительных лагерей относятся организационная структура, массовые крупные мероприятия, которые можно разделить на следующие труппы: тематические дни; отрядные дни; профшколы; профчасы; спортивно-массовые мероприятия; церемонии открытия и закрытия смены.

Жизнь в оборонно-спортивных лагерях строится на основе соблюдения Уставов Вооруженных сил РФ [4, с. 125]. Лагерь представляет собой роту c шестью взводами, а каждый взвод состоит из трех отделений. Из числа воспитанников назначаются командиры взводов и командиры отделений. Формой обращения к участникам лагерной смены может быть: «товарищ курсант», «товарищ юнармеец», «юнармеец (указывается фамилия)». Каждый взвод поочередно осуществляет несение караульной службы и суточного наряда, для чего воспитанники изучают обязанности дневального, порядок вступления взвода в наряд и несение внутреннего наряда и т.д. Ежедневно проводятся утренний и вечерний развод, вечерняя поверка и пр.

Все события и виды деятельности в тематический день посвящены одной теме, эти дни ярко эмоционально окрашены и дают детям возможность проявить себя в том или ином виде жизнедеятельности лагеря. Кроме этого подготовка к таким дням требует большого количества времени сил, сплоченной работы взвода (отряда), что способствует развитию ответственности и объединения коллектива. Как правило, в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях тематические дни посвящены историческим событиям (День Памяти — начало Сталинградской битвы, день России, лень русских традиций), знаменательным датам (день МЧС, день УФСКН, день ВДВ) или проводимым мероприятиям («Последнее лето детства» — день, посвященный воспитанникам, которые перешли в одиннадцатый класс, военно-спортивная игра на местности «Зарница» и т.д.).

Отрядные дни являются самостоятельным компонентом смены. В программу отрядного дня могут быть включены следующие мероприятия: походы по разработанным туристским маршрутам в окрестностях лагеря; мероприятия по сплочению внутриотрядного коллектива; организационные мероприятия внутри отряда; игры и конкурсы. В целом, день посвящен активному отдыху детей, направлен на формирование положительного психологического климата внутри коллектива, а также на формирование положительной мотивации к дальнейшей работе по программе смены.

Профчасы являются основной формой занятий в оборонно-спортивных лагерях. Знания, умения и навыки, полученные в ходе реализации программ профчасов, используются обучающимися в ходе этапных игр, соревнований, конкурсов, входящих в программу лагеря. В течение смены реализовываются образовательные программы по таким направлениям, как: строевая подготовка и основы воинской службы, тактическая подготовка, инженерная подготовка, спортивный час, рукопашный бой, история государственных символов России и т.д.

Относительно самостоятельным компонентом оборонно-спортивных профильных смен являются профшколы. Это творческие объединения, в которых участники смены, на добровольной основе, занимаются согласно своим интересам. Подросткам предлагаются на выбор следующие профшколы: «Юный спецназовец», «Армейский рукопашный бой», «Школа юного туриста», «Патриотическая песня», «Допризывник», «Командирская подготовка», «Театральный проспект» и пр.

Традиционными также являются спортивно-массовые мероприятия, к которым относятся как спортивные состязания (соревнования по общей физической подготовке, волейболу, баскетболу, футболу), так и военно-прикладные соревнования (соревнования по неполной сборке и разборке АКМ, соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, легкоатлетический биатлон, преодоление полосы препятствий), которые направлены на закрепление и совершенствование навыков и умений, полученных на теоретических и практических занятиях.

Традиционные творческие мероприятия и концерты, как и тематические дни, требуют тщательней подготовки и работы всего взвода. Основным недостатком этого вида деятельности является тот факт, что выйти на сцену и проявить себя могут не все члены отряда. Однако победа одного из участников в концерте дает возможность всем детям почувствовать гордость за свой коллектив и чувство единения, поскольку для победы одного человека было приложено много усилий всего взвода. К традиционным творческим концертам в оборонно-спортивных лагерях относится «Армейский магазин».

Оздоровление детей и подростков — одна из основных задач, стоящих перед летними лагерями, поэтому проведение гигиенических и закаливающих процедур, а также спортивных мероприятий является особенно важным и актуальным. Кроме этого, следует отметить, что изначально, с момента своего возникновения, летние лагеря носили оздоровительный характер и такие виды деятельности как купание в открытом водоеме, утренняя гигиеническая гимнастика, туристические походы являются традиционными для всех видов лагерей.

В первый и последний дни смены во многих лагерях традиционно проводятся концерты открытия и церемонии закрытия, на которых подводятся итоги смены и награждаются самые активные участники. В оборонно-спортивных лагерях обязательным атрибутом данного мероприятия является торжественное повзводное построение (торжественная линейка), прохождение торжественным маршем, вынос знамени знаменной группой лагеря и т.д.

Малые традиции в оборонно-спортивных лагерях разнообразны и могут отличаться. Однако, исходя из анализа данных, малые традиции можно условно разделить на следующие группы:


традиции, позволяющие поддерживать дружескую и доверительную атмосферу во взводе. К этой группе традиций относятся обсуждение итогов дня по вечерам, вечерние сборы у костра, пение лагерных песен (орлятский круг). Эти мероприятия чаще всего проводятся при свете свечи или костра, разговоры ведутся вполголоса, что создает теплую и даже интимную обстановку;

традиции, подчеркивающие единство всех членов коллектива. К ним относятся соблюдение воинских ритуалов (приветствие, подход к начальнику и т.д.), ношение единой формы одежды (камуфляжный костюм, футболка с логотипом и т.д.), наличие песни (гимна), флага лагеря;

традиции, поддерживающие патриотический дух. Следует отметить, что в оборонно-спортивных лагерях гражданско-патриотичекое воспитание является основным направлением. В связи с этим абсолютное большинство мероприятий направлено на формирование у детей и подростков ответственности перед обществом за выполнение важнейших обязанностей как гражданина. Одной из них, как известно, является выполнение воинского долга в рядах Вооруженных сил. В процессе лагерной смены дети и подростки осваивают стрельбу из пневматической винтовки, неполную сборку-разборку АКМ и ПМ, использование индивидуальных средств защиты (противогаз ГП-5, общевойсковой защитный костюм), элементы рукопашного боя, тактическую подготовку и пр. Каждый день в лагере начинается с утреннего развода и подъема государственного флага страны. В процессе лагерной смены проводятся занятия по краеведению, геральдики, истории государственных символов России, мемориальных часов. Среди традиционных лагерных песен большое количество патриотических и военных песен;

традиции, способствующие развитию самостоятельности детей и становлению самоуправления в лагере. Абсолютное большинство решений в оборонно-спортивных лагерях принимает руководство лагеря (начальник смены, заместители по военной, физической подготовке и воспитательной работе). Однако в ряде лагерей практикуют проведение дня самоуправления, в течение которого все руководящие роли выполняют воспитанники, выбираемые общим решением из всего личного состава лагеря. Помимо этого во многих лагерях распространены стажерские программы, позволяющие самым активным детям стать помощниками вожатых, а впоследствии и вожатыми;

традиции, мотивирующие детей к активному участию в программе лагеря. Среди этих традиций можно выделить награждение переходящим знаком отличия («огонек», звездочка и т.д.), зачисление в группу наиболее подготовленных воспитанников (группу быстрого реагирования, подразделение специального назначения при проведении тактической игры на местности «Зарница», группу детей, идущих в суточный поход и т.д.).

Наличие и соблюдение традиций в оборонно-спортивном лагере, с одной стороны, обеспечивает некоторую уверенность в будущем, стабильность и преемственность, а с другой стороны, мотивирует большинство детей к тому, чтобы приехать в этот лагерь еще раз, чтобы принять участие в наиболее понравившихся мероприятиях или заработать новое, более высокое, звание.

Гриценко Л.И. Деятельностная основа педагогики А.С. Макаренко. // Педагогика. — 2010. — №8. — С. 79-84.

Макаренко А.С. Человек должен быть счастливым: избранные статьи о воспитании. – М.: Карапуз, 2009. – 288 с.

Макаренко А.С. О воспитании – М.: Издательство политической литературы, 1990 – 416 с.

Растим патриотов России: методическое пособие для педагогов. // Сост. Н.В. Мазыкана, И.И. Мельничеснко – М., 2003. – 200 с.

Серова Н.Б. Улучшение физического здоровья детей средствами физической культуры в городском оздоровительном лагере. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. — №4. – С. 24-25.

Сухомлинский В.А. О воспитании – М.: Политическая литература, 1982 – 270 с.

Особенности работы в детском оздоровительном лагере

Особенности работы в детском оздоровительном лагере

Специфика работы в ДОЛ

Специфическими особенностями воспитательной работы в детском оздоровительном лагере (ДОЛ) являются время и место ее осуществления. На педагогов (в том числе и вожатого) в ДОЛ возлагается полная ответственность за жизнь, физическое, психическое и нравственное здоровье детей и подростков, их полноценный отдых и развитие. Деятельность вожатого в лагере позволяет определить, насколько правильно студент выбрал сферу своей профессиональной деятельности, выработаны ли у него такие личностные качества, как ответственность, честность, терпимость, доброта. И главное – насколько он владеет методикой педагогического общения в своеобразных условиях лагеря, методикой воспитательной работы реализацию детских потребностей и интересов, приобретение воспитанниками опыта взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, приобщение к духовным ценностям в процессе социализации. Специфика каникулярного времени требует от педагогов овладения современными формами и методами воспитания и организации досуговой деятельности с детьми различного возраста во внешкольной среде.

Особенностями жизнедеятельности детей и взрослых в лагере является лагерная обстановка , которая существенно отличается от домашней, прежде всего отсутствием родителей, необычным новым укладом и четким режимом жизнедеятельности, большей самостоятельностью. Каждый день пребывания в лагере характеризуется многообразием и интенсивностью освоения новых видов деятельности, насыщенностью досуговых и воспитательных мероприятий.

Смена в лагере (Ю. А. Таран) – это определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляются полноценные оздоровительный и воспитательный процессы, где реализуется весь комплекс педагогических задач.

Лагерная смена (Л. В. Воронкова) – это временный период пребывания детей в оздоровительном учреждении, в рамках которого педагоги, в том числе и отрядный вожатый, организуют их быт, совместную деятельность, направленную на воспитание, оздоровление и отдых детей.

Специфика лагерной смены:

-неповторимость социокультурного пространства лагеря с его природными возможностями и возможностями архитектурных форм, людьми, которые организуют лагерь, его законов, режима, традиций;

-функционирование временных детских объединений – отрядов;

-интенсивное педагогическое общение;

Организационный период лагерной смены

В организационный период смены необходимо обеспечить формирование комфортного для ребенка социально-психологического климата во временном детском коллективе, ознакомить детей с особенностями новой среды, помочь найти каждому занятие и группу по интересам, выработать и принять общие нормы и требования, заложить основы совместной коллективной деятельности участников временного детского коллектива. Организационный период – самый значимый в налаживании контактов вожатого с воспитанниками и во включении их в продуктивную жизнедеятельность лагеря.

Основными характеристиками организационного периода являются:

-период адаптации воспитанников к условиям лагеря: режиму дня, рациону питания, новым требованиям и т. п.;

-первая стадия формирования детского коллектива отряда, образования системы взаимодействия, взаимоотношений взрослых и детей; установление положительного социально-психологического климата в отряде;

-период согласования целей продуктивной совместной творческой деятельности педагогов и воспитанников, старт реализации программы совместной жизнедеятельности детей и взрослых;

-период, как правило, длится 2 – 3 дня, начиная от заезда детей, и завершается праздником открытия лагерной смены.

В организационный период вожатый должен решить следующие задачи :

— помочь ребенку адаптироваться к новым условиям;

— познакомить детей с возможностями лагеря и правилами жизнедеятельности в нем;

— выявить потребности, интересы и способности воспитанников;

— сформировать органы отрядного самоуправления;

— включить детей в процесс планирования жизнедеятельности в отряде;

— создать условия для самоопределения воспитанников в выборе видов деятельности;

— подготовить отряд к открытию лагерной смены.

Содержание деятельности вожатого в организаци онный период:

— знакомство воспитанников друг с другом, педагогами, с условиями лагеря и требованиями к организации жизнедеятельности в нем;

— выработка плана жизнедеятельности в отряде;

— выявление потребностей, интересов, способностей воспитанников;

— формирование органов отрядного самоуправления (актива);

— планирование перспектив жизнедеятельности подростков в отряде и лагере;

— благоустройство жилых помещений и территории отряда;

— подготовка к открытию лагерной смены.

Основной период лагерной смены

В основной период лагерной смены работа строится таким образом, чтобы управление воспитательным процессом происходило через организацию органов самоуправления отряда, разностороннюю социально и личностно значимую творческую деятельность коллектива. Необходимо регулировать межличностные отношения, предупреждать возникновение конфликтных ситуаций. В этот период очень важно отмечать достижения детей в совместной деятельности, умения и навыки, приобретенные в ходе посещения кружков, творческих объединений, стимулировать успешность детей, анализировать индивидуальные и коллективные действия.

Основной период характеризуется:

-реализацией воспитательных замыслов педагогов лагеря и отрядного вожатого;

-организацией и проведением коллективно-творческих дел в отряде и лагере;

-включением детей в систему физкультурно-оздоровительной работы отряда и лагеря;

-развитием творческого потенциала воспитанников в отряде и лагере;

-активным педагогическим общением;

-формированием и воздействием общественного мнения в отряде.

Этот период длится около 14 дней, в зависимости от продолжительности смены.

Задачи основного периода:

-развитие творческого потенциала воспитанников;

-формирование нравственного опыта отношений с окружающими людьми;

-укрепление здоровья детей средствами физкультур-но-оздоровительной работы в отряде;

-создание условий для самореализации воспитанников.

Содержание деятельности вожатого:

-создание и реализация программы воспитательной деятельности вожатого;

-включение детей в различные виды деятельности;

-проведение коллективных творческих дел;

-организация деятельности профильных детских объединений по интересам;

-корректировка общения, поведения, отношений и деятельности;

-педагогическая поддержка функционирования органов самоуправления в отряде.

Примерными формами работы в основной период являются конкурсы и конкурсные программы, викторины, соревнования, праздники, туристические походы и т. п.

Заключительный период лагерной смены

В заключительный (итоговый) период необходимо создать атмосферу успешного завершения смены, поощрить наиболее активных участников органов самоуправления, помочь детям определить перспективу своего дальнейшего развития.

Заключительный период является:

-периодом эмоциональной напряженности предстоящей разлуки;

-временем подведения итогов деятельности отряда, самоанализа деятельности как воспитанниками, так и вожатыми;

-вожатый должен организовать в этот период работу так, чтобы смягчить детские переживания от расставания с друзьями, с лагерем.

Задачи заключительного периода:

— провести анализ индивидуальных и отрядных достижений;

-создать положительную эмоциональную атмосферу завершения смены в отряде;

-подготовить отряд к закрытию лагерной смены;

-подготовить детей к отъезду из лагеря.

Содержание деятельности вожатого включает в себя анализ работы на совете отряда и сборе, церемонию награждения победителей, соревнований, конкурсов, подготовку и проведение закрытия лагерной смены.

– проводник, указывающий дорогу, а также вожак;

– руководитель детского объединения в лагере.

Рассмотрим основные компоненты педагогического труда отрядного вожатого: предмет труда, цель, содержание, средства и результат труда, которые составляют и раскрывают сущность и специфику его работы.

Предмет труда отрядного вожатого детского оздоровительного лагеря – организация творческой деятельности, направленной на освоение социокультурного опыта, формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности воспитанников. Вожатый занимается воспитанием детей и подростков в условиях временного детского коллектива лагеря – отряда.

Специфика труда отрядного вожатого состоит в том, что:

– опора на детский коллектив является важнейшим условием воспитательного процесса и составляет его суть;

– вожатый действует не только сам, а достигает целей и результатов своего труда при условии включения в него своих воспитанников и других педагогов детского оздоровительного лагеря.

Цель труда отрядного вожатого обеспечивать деятельность отряда в соответствии с целью, задачами, функциями и принципами деятельности детского оздоровительного лагеря, создавая условия для оздоровления, отдыха, развития способностей и реализации творческого потенциала каждого воспитанника и формирования их жизненного опыта.

Традиционно под средствами воспитания понимают все, что использует педагог в процессе достижения цели. Роль средств могут выполнять любые объекты окружающей действительности: предметы, вещи (игрушки, спортивный инвентарь), произведения духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа, а также виды деятельности (труд, игра). К средствам относят конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания).

Средства педагогического труда вожатого специфичны , ибо главным средством воздействия на воспитанников является личность вожатого – его знания, умения, чувства, воля.

Результат труда вожатого определяется как совокупность следующих показателей:

– уровень развития детского коллектива,

– состояние морально-психологического климата в отряде.

Вожатый в педагогической деятельности реализует три основные группы функций: 1)воспитателя; 2)руководителя; 3)организатора жизнедеятельности отряда.

Характеризуя содержательную сторону этих функций, следует отметить, что вожатый занимается воспитанием подрастающего поколения, руководит работой отряда через органы самоуправления; организует жизнедеятельность воспитанников.

Традиции лагеря

Каждый детский лагерь имеет свои традиции. Это не только мероприятия, которые обязательно проводятся каждую смену, но и обычаи, легенды, поверья. Это то особое эмоциональное состояние, которое передаётся ребятами и вожатыми от смены к смене.

Традиции каждого лагеря уникальны, но есть и такие, которые соблюдаются во всех лагерях без исключения. Например, родительский день или большой общий костер в последнюю ночь смены. Многие из них зародились еще в советские времена во всесоюзных центрах детского отдыха «Артек» и «Орленок». Эти законы и традиции, пропагандирующие идеалы добра и справедливости, основаны на доверии и искренности, дружбе и творчестве. Они безоговорочно принимаются детьми и вожатыми в любом лагере.

Например:
«закон доброго отношения друг к другу», устанавливающий между ребятами дружеские, уважительные отношения и запрещающий грубость и оскорбления;
«закон территории»,т.е. запрет покидать территорию лагеря без сопровождения взрослых;
«закон орлятского круга», когда весь отряд вместе с вожатыми для особого общения встает в круг, переплетаясь руками, и многие другие.

Кроме известных всем традиций в каждом конкретном лагере обязательно имеются свои собственные. Какие-то из них разработаны в рамках программы вожатским коллективом, а какие-то появились по инициативе самих детей. Именно традиции определяют стиль лагеря. Именно благодаря им создается особая атмосфера, отличающая его от других подобных. Следуя традициям, ребята чувствуют себя частью особого сообщества и очень этим гордятся. Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их чрезвычайно важная задача воспитательной работы».

В детском приключенческом лагере «Остров героев» тоже чтут традиции. Некоторые из них родились именно на «Острове» и теперь бережно сохраняются его «жителями». Это и большие торжественные, праздничные события, и ежедневные будничные обычаи. Все они дают возможность детям гордится своим прайдом, своим лагерем, дают возможность почувствовать себя частью команды.

В этом разделе нашего сайта мы хотим познакомить вас с лучшими традициями «Острова героев».

Здоровый образ жизни

Прекрасная природа Валдайского национального парка: заповедные леса, полные грибов и ягод, прозрачная вода, чистейший воздух оказывают благотворное влияние на юных Героев, даря эстетическое наслаждение и укрепляя здоровье. читать далее

Традиции самоуправления

В стране Героев создана такая обстановка, при которой каждый ребенок ощущает свою сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. читать далее

День памяти

Наши дети обязательно должны знать эти героические страницы истории своей Родины, гордиться подвигами дедов и прадедов. читать далее

Вечерняя свечка

На «свечке» каждый из ребят садится туда, куда ему захочется и с кем хочется. При этом все вместе они должны образовать круг для того, чтобы видеть глаза и лица каждого участника. читать далее

Герой дня

Чтобы отметить лучших из ребят, поддержать их стремление к успеху, на «Острове героев» есть приятная традиция – выборы «Героя дня». читать далее

Родительский день в лагере

И тут из сумки появляется заботливо собранный объемный пакет с заветными вкусностями. Ребенок счастлив. Но! .. читать далее

«Королевская» ночь

Теперь уже никто и не знает, почему эта ночь получила название «Королевской». Но почти во всех лагерях чтут эту традицию. читать далее

Педагогический дневник

Примерная схема анализа дня (для вожатого)

1. Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить?

2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении?

— Какую задачу решали?
— Основные этапы дела.
— В направлении ли решения основной задачи был продуман и осуществлен ход дела?
— Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели)?
— Отношение ребят к делу.
— Как реагировали ребята в ходе дела (хлопали, смеялись, отвлекались, задумывались, переживали)?
— Приходилось ли вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?

3. Анализ ситуации (при наличии таковой в дне)

— Краткое описание ситуации и ее участников.
— В связи с чем возникла ситуация?
— Как проявили себя участники ситуации? Каковы были их поступки?
— Итог ситуации.
— Выход из ситуации.

4. Общая характеристика прожитого дня.

— Была ли группа организованна?
— Произошли ли изменения в коллективе?
— Кто обратил на себя внимание?
— Как изменились ребята, какие проблемы у них возникли?

— Удался ли день в целом?
— Что нового этот день дал вам, как педагогу?
— Какие формы воспитательного воздействия вы проверили? для чего? почему именно эти?
— Задачи на следующий день

Примерные варианты задач дня

— заложить основы ВДК;
— познакомить детей, лагерем и сотрудниками;
— познакомить детей друг с другом;
— познакомить детей с правилами, законами и традициями лагеря;
— предъявить ЕПТ;
— способствовать соблюдению ЕПТ;
-создавать условия для успешной адаптации ребенка в лагере;
— выявить творческий, лидерский, организаторский и интеллектуальный потенциал детей;
— выявить лидеров в отряде;
— поддерживать (воспитывать, развивать) доброжелательное и заинтересованное отношение ребят друг к другу;
— создавать условия для сплочения отряда;
— организационно оформить отряд;
— наметить перспективы дальнейшей совместной деятельности;
— создавать благоприятные условия для самореализации каждого ребенка;
— развивать творческие способности детей;
— способствовать физическому оздоровлению;
— способствовать творческому и личностному росту ребенка;
— создавать комфортные условия/положительный эмоциональный климат в коллективе.
— формировать у детей потребность в ЗОЖ;
— развивать коллективистские отношения;
— совершенствовать навыки ЗОЖ;
— формировать и/или совершенствовать навыки самообслуживания;
— развивать интеллектуальные способности детей;
— воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю;
— создавать ситуацию успеха для каждого ребенка;
— развивать личностные качества;
— формировать нравственные ценности детей;
— развивать аналитические способности детей;
— развивать познавательные способности детей;
— формировать у ребенка нравственную позицию;
— формировать навыки межличностного общения;
— формировать потребность в получении новых знаний;
— воспитывать патриотические чувства у детей;
— формировать у ребенка нравственную позицию;
— приобщать детей к духовно-нравственным ценностям;
— воспитывать чувство уважения друг к другу;
— воспитывать волевые качества детей;
— формировать командный дух в отряде;
— развивать интеллектуальные способности;
— формировать коллектив, через совместную деятельность детей;
— формировать экологическое сознание;
— способствовать развитию критического мышления;

— поддерживать в отряде благоприятную, доброжелательную атмосферу.

Анализ с ребятами отрядного или общелагерного дела

Подростки видят смысл своего существования в конкретной деятельности. Анализ необходим для того, чтобы подростки учились подходить осознанно к своим делам, понимать причины успешного или неуспешного их поведения, делать из этого соответствующие выводы.

Анализ может осуществляться сразу после проведения дела по свежим впечатлениям или быть отсроченным, проходить после того, как подростки имели время обдумать свои впечатления от проведенного дела.

Примерные вопросы для обсуждения.

— Какие задачи ставили ребята, задумывая дело?
— Удалось ли решить эти задачи в ходе подготовки и проведения дела?
— Чем данное дело было полезно для людей, его участников?
— Что способствовало решению задач:
— позиция членов группы (активность ребят, их творчество, инициатива, заинтересованность, отклик на действия актива, совета дела, поддержка их действий, атмосфера в группе, отношения между ребятами, интерес ребят, организованность).
— позиция актива, совета дела (умение спланировать работу, создать все необходимые условия, поставить в активную позицию всех членов группы, найти каждому дело по душе; осуществлять оперативное руководство ходом подготовки дела; авторитет актива, его требовательность, влияние на ребят, конкретные умения и навыки);
— помощь других (старших ребят);
— организация дела (его целесообразность, подготовленность, продолжительность по времени и т. д.).
— кто из организаторов дела, его участников особенно отличился в подготовке и ходе дела?
— что было не особенно удачным в этом деле?
— как можно было избежать этого? Исправить не особо удачные моменты?
— возможно ли проведение подобного мероприятия в постоянном коллективе?
— при каких условиях?
— какие выводы можно сделать из данного дела для всех ребят? Отдельных подростков? Актива? Совета дела? Какую перспективу наметить в делах группы?

Правила обсуждения

— обсуждение вести доброжелательно, не оценивать работу членов коллектива с позиции личных симпатий и антипатий.
— не упускать возможности сказать о человеке доброе слово, если он этого заслуживает.
— rритиковать только справедливо, помня об уважительном отношении к достоинству человека.- подходить к обсуждению поступка человека конструктивно, стараясь извлечь уроки, для будущей деятельности подростков.
— Внимательно слушать друг друга, не перебивать.
— Не повторять одну и ту же мысль несколько раз. Можно высказаться, если твое мнение не совпадает с мнением большинства.
— Поощрять взаимопомощь, творческий подход, добрые взаимоотношения.

Условия успеха.

— регулярное проведение анализа;
— предварительная подготовка ведущего, (дать совет как проводить, как начать, на что обратить внимание);
— внимательно и чутко следить за ходом разговора, слушать каждое высказывание, вовремя задавать вопросы, помогать выделять главное.

Выводы:

Анализ воспитательной работы помогает педагогу:
— оценить педагогическую и психологическую целесообразность избранной темы и вида работы; понять причины успешного или не удачного ее проведения;
— дать ответ на вопрос, почему содержание деятельности было принято или не принято подростками, почему тот или иной метод воспитательного воздействия оказался эффективным, нейтральным или вызвал отрицательную реакцию;
— судить о своих качествах, сильных и слабых сторонах деятельности;
— выдвигать перед собой реальные задачи, сознательно углублять положительное и ликвидировать отрицательное в своей работе и свойствах личности.

Анализировать мероприятия с ребятами очень Важно, так как это позволит их настроить на нужное Вам настроение, и все цели и задачи мероприятия будут достигнуты.

Памятка по анализам периодов смены. Что необходимо учитывать при анализе организационного периода

Особенности детей – участников смены:

— Интересы и способности
— Уровень самоорганизации
— Целевые установки на смену
— Культура общения
— Проблемы, возникшие у детей и/или с детьми в лагере

Характеристика детского объединения:

— Эмоционально-психологический климат
— Отношение к законам и традициям ДОЛ
— Социально-ролевая структура, лидеры в общении и организаторской деятельности

Характеристика деятельности:

— Отношение детей к идее смены, к системе стимулирования
— Активность ребят
— Их готовность к дальнейшей деятельности по программе
— Дела. наиболее эффективные в решении задач

Выводы и перспективы:

— Важные направления и особенности дальнейшей работы с детьми
— Способы решения, обозначенных проблем.

— Позиция педагогов на следующем этапе

Памятка по анализам периодов смены. Итоговый анализ деятельности отряда и вожатого за смену

Характеристика детей – участников смены:

— Реализация интересов, способностей
— Достижение целей на смену
— Наиболее важные изменения, произошедшие за смену

— Культура поведения и отношений
— Уровень развития коллектива
— Эффективность ролевой структуры и системы самоуправления
— Самые важные события в детском объединении за смену

— Отношение детей к тематике смены
— Активность ребят
— Самые удачные способы организации совместной деятельности
— Дела, наиболее эффективные в решении задач программы

Размышления, выводы:

— Общая оценка достигнутых результатов
— педагогические «победы» и «поражения»

— Предложения по совершенствованию программы

Памятка по заполнению педагогического дневника

ПАМЯТКА ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА

Традиции воспитательной работы в лагере

Каждый детский лагерь имеет свои традиции. Это не только мероприятия, которые обязательно проводятся каждую смену, но и обычаи, ритуалы, легенды. Это особое эмоциональное состояние, которое передаётся ребятами и вожатыми из года в год, от смены к смене.

Традиции каждого лагеря уникальны, но есть и такие, которые соблюдаются во всех лагерях без исключения. Многие из них зародились еще в советские времена во всесоюзных центрах детского отдыха «Артек» и «Орленок». Эти законы и традиции, пропагандирующие идеалы добра и справедливости, основанные на доверии и искренности, дружбе и творчестве. Они безоговорочно принимаются детьми и вожатыми в любом лагере.

Кроме известных всем традиций в каждом лагере обязательно имеются свои собственные. Именно традиции определяют стиль лагеря, создают особую атмосферу и отличают лагерь от других подобных. Следуя традициям, ребята чувствуют себя частью особого сообщества и очень этим гордятся.
Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их чрезвычайно важная задача воспитательной работы».

В детском лагере «Космонавт 2» тоже верят в традиции и соблюдают их! Это и большие праздничные события, и ежедневные обычаи. Все они дают возможность гордится своим отрядом, своим лагерем, чувствовать себя частью команды.

Главная традиция «Космонавта» — уважительное отношение к человеку: его делам, его личности, его опыту. Это требует от ребят определённой культуры общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. При этом, практически всё, что касается досуга, спорта и творчества, ребята делают сами в совместной деятельности с педагогами.

В «Космонавте» принят самообслуживающий труд: уборка постели, спального помещения, территории лагеря, уход за своей одеждой, дежурство по лагерю и столовой.

Утренняя линейка – традиция, существующая в детских лагерях еще с «пионерских» времен СССР. И сейчас, пожалуй, нет лагеря, отряды которого не собирались бы утром на общую линейку. Однако, мы не ограничиваемся «подведением итогов вчерашнего дня» и планами на день грядущий. Линейка в «Космонавте» это мероприятие, объединяющее каждый отряд и всю дружину в целом, дающее заряд активности и бодрости на весь наступающий день!

Знамена и Знаменосцы – возрожденная традиция пионерских дружин.

Каждый отряд нашего лагеря имеет собственное знамя, которое «живет» вместе с ребятами на всех отрядных выступлениях и спортивных состязаниях. Знамя ведет отряд к победам, дает энергию и веру, служит символом чести и верности отряду. В каждом отряде выбирается свой Знаменосец! Быть Знаменосцем отряда очень почетно!

Барабанщики и марши – возрожденная традиция пионерских дружин.

Каждый отряд, кроме Знаменосца, выбирает своего Барабанщика. Именно барабанщики открывают утренние линейки и бьют марш для отрядов. Именно барабанщики дают сигнал тревоги и сигнал общего сбора! С барабаном легче шагать в походе! Без барабанной дроби не встретить рассвет! Барабан и Знамя – символы отряда!

Отрядный Галстук – возрожденная традиция, не потерявшая ценности в современном мире. Галстук символ принадлежности к отряду, символ единения, символ общих стремлений! Галстук надевается на утренние линейки и торжественные мероприятия. Отрядный галстук – отличительный знак команды в играх, квестах и Зарнице.

Песни под гитару – традиция, существующая в каждом детском лагере. В «Космонавте» гитара – верный спутник большинства мероприятий. Гитара и песня звучит на общелагерных концертах и в походах, у костра и на отрядных «свечках». В каждом отряде (!) хотя бы один вожатый обязательно умеет играть на гитаре – это требование выполняется неукоснительно. Ребята разучивают песни, которые с большим удовольствием поют хором, и еще долго не могут забыть, вернувшись домой!

Лагерная почта — уникальная традиция «Космонавта». В течение всей смены, любой ребенок может отправить письмо своим друзьям в лагере, которое незамедлительно доставляется до адресата. Заботится об этом специальный «почтальон» из дежурного отряда. Так отправляются поздравления, завязывается первая дружба, пишутся стихи и даже играются шахматные партии!

Вечерняя свечка — это традиция, которая соблюдается почти в каждом лагере. Есть она и в «Космонавте». Вечером, перед отбоем, каждый отряд вместе с вожатым рассаживается в круг, чтобы поговорить о насущных делах отряда, обсудить возникшие трудности и порадоваться общим успехам. Здесь можно поспорить и помечтать, получить одобрение и поддержку, а можно просто попеть любимые песни.

Костер дружбы — одна из самых ярких и запоминающихся традиций лагеря. В последний вечер смены, после завершения общелагерного концерта (на котором выступают и дети и вожатые), все отряды отправляются на традиционный «Костер дружбы». Ведь именно там, на последнем костре уходящей смены, есть возможность для особенного общения. Поделиться самыми важными впечатлениями, сказать то, для чего не нашлось времени в течение смены, обнять дорогого человека, попеть общим хором под гитару. А самые стойкие «космонавты» остаются у костра встречать рассвет.

/ Воспитание / Традиции воспитательной работы

Любая деятельность даёт результат, если учитывает запросы всех участников процесса (в данном случае, — обучающихся, педагогов и родителей), если планомерно существует в системе, отслеживается в течение нескольких лет и складывается в традиции.

Традиционными в школе являются педагогические советы именно по воспитательной работе, которые обозначают существующие проблемы в этом направлении, ищут и предлагают пути их решения. («Модель организации внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 40 г. Томска»; «Состояние и перспективы развития воспитательной системы школы»)

Практически весь период существования нашей школы работает Школьное методическое объединение (ШМО) классных руководителей, обеспечивая организацию единого воспитательного пространства учебного заведения, а также методическую поддержку и помощь всему институту классного руководства. (ПРИЛОЖЕНИЕ1).

Сложно прогнозировать успех в реализации каких-либо воспитательных программ и мероприятий без учета мнения и потребностей адресата. Ученическое самоуправление развивается в школе с 1998 года. Сначала – через создание Клуб старшеклассников (ПОЛОЖЕНИЕ о школьном объединении «Клуб старшеклассников» ФОТООТЧЕТ КСК ПО ПРОВЕДЕННЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ 2020-2020 УЧЕБНОГО ГОДА ), затем – через развитие классного ученического самоуправления и образование общешкольного ученического государства «Убежище»; в начальной школе основы ученического самоуправления имеют свои особенности и реализуются в конкурсе «Ученик года», а также через классные модели ученического самоуправления и педагогические проекты внеурочной деятельности.

Сплочению всех участников образовательно-воспитательного процесса способствует проведение традиционных тематических декад:

  • «Мы выбираем здоровье»;
  • Декада патриотического воспитания;
  • Неделя правовых знаний;
  • Декада «Мы за толерантность»
  • Развитие ученического самоуправления, деятельность Клуба старшеклассников в течение 17 лет привели к рождению следующих традиций:

  • тематические дискотеки (Дискотека Дружбы народов, Дискотека здоровья);
  • День самоуправления с профессиональной пробой «Учитель»;
  • Новогодние капустники;
  • Итоговые праздники «Ученик года» и «Последний звонок».
  • «У школы нет каникул» — образовательно-воспитательная работа продолжается и летом. На базе МАОУ СОШ № 40 традиционно работают 3 летних лагеря: оздоровительный «Родничок» (для обучающихся 1-4 классов), образовательно-оздоровительный «Парк культуры и отдыха» (5-7 классы), трудовой «Муравейник» (8, 10 классы).

    Программа воспитательной работы летнего лагеря

    1. Пояснительная записка

    Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
    Значимость летнего периода для оздоровления и вос¬питания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

  • между потребностью семьи и государства иметь здо¬ровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетво¬рительным состоянием здоровья современных детей;
  • педагогической заботой, контролем и желанием де¬тей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоя¬тельным творчеством.
  • Лагерь размещается на базе МОУ СОШ №5. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.
    Программа деятельности летнего лагеря ориенти¬рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци-альных групп, разного возраста, уровня развития и состо¬яния здоровья.
    Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
    Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная управленческая деятельность. Система управления ЛОЛ «Солнышко» включает в себя три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое управление.
    Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
    Основная идея программы ЛОЛ «Солнышко» — представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

    Цель программы:
    Сохранение, укрепление, развитие и совершенствование состояния здоровья. Всемерно укреплять здоровье детей, содействовать утверждению в жизни ребенка идеи добра и красоты, духовного и физического совершенства.

    Задачи программы:

    • способствовать формированию интереса к физической культуре и спорту, потребности в укреплении собственного здоровья;
    • создать условия для оптимального двигательного самовыражения и самореализации детей;
    • помогать сплочению детей в группы и коллективы по интересам, оптимизировать жизненные интересы, творчество детей;
    • развить социальную активность, пробудить и привить интерес к себе и окружающим.
    • Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» опирается на следующие принципы:

      1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
      2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
      3. Принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей.
      4. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
      5. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
    • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
    • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
    • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
    • активное участие детей во всех видах деятельности.
    • Сроки реализации программы: июнь 2020 года: лагерная смена, 21 день.
      Ожидаемые результаты работы лагеря:

    • укрепление здоровья детей;
    • развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
    • расширение социального опыта;
    • формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
    • вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
    • формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
    • Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

      2. Концептуальный подход

      Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.
      Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
      Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
      Досуговая деятельность в лагере «Солнышко» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

      3. Методическое сопровождение программы

      Основными методами организации деятельности являются:

    • метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
    • метод театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
    • метод состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
    • метод коллективной творческой деятельности (КТД).
    • Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

    • проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
    • беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
    • Формы и методы работы.
      Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации. одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

      4. Механизм реализации

      «Солнышко» — лагерь дневного пребывания.
      Этапы реализации программы:

      Подготовительный (май):
      • подбор кадров;
      • проведение стажерской площадки для педагогов, вожатых, работников лагеря;
      • подготовка методических материалов;
      • подготовка материально-технической базы.
      • Организационный:
      • формирование отрядов;
      • знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
      • оформление уголков отрядов.
      • Основной (21 день):
      • образовательная деятельность;
      • оздоровительная деятельность;
      • культурно-досуговая деятельность;
      • методическая работа с воспитателями.
      • Заключительный:
      • закрытие смены (последний день смены);
      • сбор отчетного материала;
      • анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
      • Образовательная деятельность в рамках лагеря предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
        Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
        Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, присутствие учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
        Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и театров города.
        Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

        Режим работы ЛДП «Солнышко»

        8.30 – 9.00 — сбор детей, зарядка
        Всем привет! Пора, пора! Вас приветствуют, друзья!
        Тут же по порядку все ребята на зарядку!
        9.00 – 9.15 – утренняя линейка
        Все ребята собрались? На линейку становись!
        9.15 — 10.00 – завтрак
        Всем за стол! Узнать пора, чем побалуют повара.
        10.00 – 12.00 –работа по плану отрядов, проведение инструктажа, работа кружков и секций
        Кто куда…кто в поход, кто в цветник, на огород
        Мы же в лес идём все вместе, ничего нет интересней
        Загорай и закаляйся, в быстрой речке искупайся
        Раз пришёл весёлый час, то играют все у нас!
        12.00 – 12.20 – оздоровительные процедуры
        12.20 – 12.40 – обед
        За столом серьёзный вид, приналяжем и покажем наш ребячий аппетит!
        13.00-15.00 – тихий час
        15.00-16.20
        Не грустят в семействе нашем: мы поём, играем, пляшем,
        Все занятия хороши, всё сумеем сделать мы!
        16.20 -16.40 Ужин
        16.40-17.30 Игры на свежем воздухе. Уход домой

        Читайте так же:

        • Какие старинные традиции сохранились в современном восточном обществе Презентация - проект "Традиции и обряды стран Востока" Идёт приём заявок Подать заявку Для учеников 1-11 классов и дошкольников Описание презентации по отдельным слайдам: Традиции […]
        • Конспект родной обычай старины 1 класс 4 класс.rtf - Конспект урока 4 класс: Родной обычай старины. Светлый праздник Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салтыковская гимназия» г.о.БалашихаКОНСПЕКТ УРОКА(4 […]
        • Найдите значение выражения b a b если известно что ВАРИАНТ 1 I часть II часть ( по алгебре можно решать одно задание по выбору 17. Галина Колзакова 2 лет назад Просмотров: 1 ВАРИАНТ 1 I часть При выполнении заданий 1-15 следует записать […]
        • Презентация на тему традиции и обычаи русского народа 6 класс Традиции и обычаи русского народа. - презентация Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемПолина Баландина Презентация посвящена русским традициям, их самобытности, истории […]
        • Обычай статья 5 Комментарий к Ст. 5 ГК РФ (Обычаи делового оборота) 1. Из содержания комментируемой статьи вытекает признание обычая делового оборота одним из источников гражданского права (наряду с […]
        • Традиции русского паркета Организация ОАО "Традиции Русского Паркета" Руководитель: КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ Климов Сергей Викторович ИНН / КПП: 3114002857 / 311401001 Уставной капитал: 8 млн. руб. Численность […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *