Где появилась традиция наряжать елку

Откуда пошла традиция наряжать ёлку на Новый год?

Без нарядной ёлки в доме трудно представить Новый год и Рождество. Когда же появилась традиция ставить в домах и наряжать в новогодний праздник ель, и как эта традиция развивалась?

Еще первобытные люди относились к деревьям с уважением, считая, что в них переселяются души умерших и оберегают людей от злых сил, болезней и разрушительных погодных явлений — бурь, гроз. Ель с давних времен почиталась особо, считалась магическим деревом: древние люди считали это дерево любимицей бога — Солнца, которое позволяет ей всегда оставаться зелёной, в то время как лиственные деревья сбрасывают листву на зиму. Поэтому ель олицетворяла собой бессмертие, вечную молодость, а также была символом бесстрашия, верности, достоинства. Таким образом, традиция делать приношения ели, украшая ее ветви подарками, берет свое начало с незапамятных времен.

Новогодним, а затем рождественским деревом ель стала в Германии, где это вечнозелёное дерево издавна почитали как символ неумирающей природы и бессмертия. Выбору ели в качестве новогоднего дерева способствовал и её вечнозелёный покров, который позволял ей оставаться зелёной и в зимнее время. Ведь лиственные деревья, которые стоят зимой обнаженными, не могут символизировать своим видом бессмертие, возрождение. Другие хвойные деревья, кроме ели, тоже почитались и даже использовались в качестве новогоднего декора, но ель, кроме того, в отличие от той же сосны, пихты или можжевельника имеет удачную пирамидальную форму.

У древних германцев был обычай на Новый год идти в лес к выбранной заранее самой высокой и красивой ёлке и украшать её свечами и цветными тряпочками, а затем водить вокруг неё хороводы и петь обрядовые песни. Позже ёлки стали срубать и приносить в дома. Ёлочку ставили на стол, вешали на неё яблоки, сахарные изделия, прикрепляли к ветвям свечи.

После того, как германские народы крестились (приняли христианство), они не отказались от этого обряда, а придали ему новый смысл: ёлка стала рождественским деревом. Сейчас невозможно точно установить, когда и где ель впервые была использована в качестве рождественского дерева. Это событие произошло примерно в начале XVI века. В XVII веке вместо маленьких ёлочек, которые ставятся на стол, стали ставить в домах большие ёлки, а в начале XIX века высокие рождественские ели стали украшать площади немецких городов.

Ещё через полвека обычай установки рождественских елей перешагнул границы Германии и постепенно стал распространяться во всех странах Европы, а также в Америке.

Каждое из традиционных ёлочных украшений тоже имеет свою историю. Звезда, которая венчает верхушку рождественской ёлки, символизирует Вифлеемскую звезду — ту самую, которая загорелась над местом рождения младенца Иисуса. Эта звезда стала путеводной для жрецов-волхвов: они пошли к ней, когда она загорелась на восходе (востоке), чтобы поклониться рожденному «царю Иудейскому». И звезда привела их к месту, где находились Мария и Младенец Иисус. В нашей стране в советские годы, когда шла активная борьба с религией, рождественскую звезду заменили красной пятиконечной звездой, похожей на рубиновые звезды, венчающие башни Кремля.

Одним из непременных атрибутов рождественской ёлки поначалу были яблоки — символ плодов с Древа познания Добра и Зла. Позже на ёлку стали вешать сладости, орехи, фрукты, которые заворачивали в фольгу.

Время изобретения стеклянных ёлочных украшений точно неизвестно, но установлено, что произошло это в Германии, где уже в середине XIX века их производство приобрело массовый характер.

Большинство ёлочных украшений поначалу было съедобными. Кроме плодов, на ёлку вешали сахарные пряники и печенье. Они были призваны напоминать об обряде причащения, во время которого вкушают специальные хлебцы.

Нередко в магазинах под Новый год можно видеть искусственные ёлочки и венки, украшенные алыми ягодами. Это имитация ягод падуба остролистного, который растет в Западной и Южной Европе. Это тоже вечнозеленое дерево, ярко-красные ягоды которого висят на деревьях до февраля. Идея использовать их в качестве новогоднего украшения пришла к нам из кельтской традиции.

Свечи в качестве ёлочного украшения символизировали ангельскую чистоту. Легенда связывает украшение рождественской ели восковыми свечами с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина Лютера. Кстати, ему же некоторые приписывают идею установки рождественской ели в доме. Согласно легенде, Мартин Лютер однажды в Сочельник шел домой через лес. Взглянув на небо, он увидел звёзды, ярко сверкавшие сквозь ветви елей. Эта картина напомнила ему о событиях ночи рождения Христа в Вифлееме. Лютер стал размышлять о безграничной любви Бога, пославшего в мир своего единственного сына Спасителем грешного человечества. Эти думы не покидали его и тогда, когда он вернулся домой, и он поделился ими со своими домочадцами. Для иллюстрации своих мыслей Лютер вышел в сад, срезал маленькую ёлочку, принес её в дом, прикрепил к ней свечи и зажег их. После этого случая каждый год на Рождество Лютер устанавливал в доме рождественское дерево с горящими на нем свечами как напоминание о благости Божией.

Огоньки свечей на пушистых ветвях смотрятся очень красиво, но это украшение чрезвычайно пожароопасно. Поэтому со временем горящие свечи уступили место электрическим гирляндам. Автор этой идеи — американский телеграфист Ральф Моррис. Нити сигнальных лампочек использовались на телефонных пультах, и Моррису пришла в голову мысль развесить подобные нити на рождественской ёлке. Это произошло в 70-х годах XIX века, а уже в 1895 году электрическая гирлянда украшала новогоднюю ель перед Белым домом в Вашингтоне. После этого традиция украшать рождественские ели электрическими гирляндами быстро распространилась по всему миру.

Віконце в Америку

Блог центру «Вікно в Америку для майбутніх лідерів» Центральної міської бібліотеки для дітей ім. Ш. Кобера і В. Хоменко м. Миколаєва

Откуда пошла традиция украшать ель на Рождество и Новый год?

Легенда связывает рождественскую ёлку с именем крестителя Германии святого Бонифация. Проповедуя в VIII веке христианство язычникам, Бонифаций решил доказать, что дуб, которому те поклонялись, не имеет волшебной силы, и срубил его. Падая, дуб повалил все деревья вокруг себя, и только небольшая ель осталась стоять. «Да будет она древом Христа!» – воскликнул святой. Якобы с тех пор и ставят в домах на Рождество украшенную ёлку.

Праздничная ёлка на самом деле родом из Германии. Более позднее предание гласит, что ёлку повелел ставить в домах один из зачинателей протестантизма Мартин Лютер. Вероятно, Лютер был одним из первых христианских авторитетов, кто поставил ёлку дома и призвал других не чураться этого языческого обычая, который, понятное дело, существовал задолго до Лютера.

Ещё до начала христианской эры германцы отмечали в конце декабря праздник середины зимы. Перед этим днём они ставили в воду веточки черемухи или фруктовых деревьев. К празднику на веточках появлялись цветы, символизируя, что природа умерла не навсегда. Но иногда почки не распускались. Это считалось дурным предзнаменованием. Поэтому со временем вместо черемухи стали использовать ветки вечнозеленых деревьев: пихты, ели или сосны, а позже и целые небольшие ёлочки.

Как же ёлка перекочевала из языческого праздника в христианское Рождество?

В начале первого тысячелетия римляне отмечали 25 декабря день Sol Invictus – «непобедимого солнца». Когда по империи расползлось христианство, Рождество никто не праздновал, потому что точная дата рождения Иисуса была неизвестна. Но поскольку родился он зимой, старый праздник Sol Invictus стали связывать с его рождением. Так и пошло, в общем, с тех пор Рождество по миру вместе с христианством, поглощая языческие зимние праздники. В германских землях он впитал в себя с потрохами обычаи праздника середины зимы. В том числе и ёлочку.

В XIV-XV веках простые люди ещё не могли себе позволить купить целую ёлку и довольствовались ветками. А вот богатые ремесленные цеха ставили (а иногда подвешивали к потолку) в своих мастерских большие ели, украшая их яблоками и разными сладостями. После праздника детям разрешалось стряхивать всё это добро с ёлки и брать себе. Сахарную рождественскую звезду, которой венчали ёлку, обычно отдавали самому младшему или самому отличившемуся в минувшем году ребёнку. Неудивительно, что Рождество ещё с тех пор особенно полюбили дети.

Из Германии рождественская ёлка пошла по всему миру. В 1807 году французский император Наполеон I, узнавший об этом обычае в военных походах, приказал нарядить ёлку в городе Касселе для своих солдат-немцев из Эльзаса. В 1837 ёлку поставили во дворце Тюильри во Франции. Это велела сделать герцогиня Орлеанская, урожденная немецкая принцесса Хелена фон Макленбург. Первую ёлку в Англии поставили ещё в 1800 году при дворе короля Георга III для его жены-немки Шарлотты. Но обычай закрепился не сразу. Второй раз ёлку в Англии нарядили только в 1840 году – и опять для немца августейших кровей – мужа королевы Виктории принца Альберта Саксен-Кобургского. В Англии и во Франции эта традиция стала всенародной только во второй половине XIX века. Зато теперь Франция обеспечивает ёлками всю Европу, выращивая их на плантациях в горах Морван. А главную ёлку Англии, которую каждый год ставят на Трафальгарской площади, привозят из Норвегии. Так норвежцы выражают англичанам благодарность за помощь во время Второй мировой войны.

В Америку обычай наряжать ёлку привезли во второй половине XIX века иммигранты из юго-западной Германии. А в 1882 году в Нью-Йорке ёлку впервые украсили электрическими свечами, которые были изготовлены по специальному заказу вице-президента первой нью-йоркской электростанции. Продавать электрические ёлочные свечи начали в 1902 году.

Считается, что в России ёлку на Рождество впервые нарядили по указу Петра I. Это не так. Пётр повелел праздновать Новый год 1 января и приказал в этот день украшать ворота домов еловыми и сосновыми ветвями. А первую рождественскую ёлку в России нарядили санкт-петербургские немцы в 40-х годах XIX века. От них этот обычай переняли сперва горожане, а позже и жители деревень. К концу XIX века ёлочку на Рождество ставили уже почти в каждом русском доме.

Кстати, мало кто знает, что песенка «В лесу родилась ёлочка» совсем не народная. Её текст сочинила в 1903 году некто Раиса Кудашева. Тогда ей было 25 лет. А музыку к этой песенке сочинил биолог и агроном Леонид Бекман.

Откуда возникла традиция ставить ёлку на Новый год и почему именно ёлка?

Традиция наряжать деревья на Новый год началась с языческих времен. Тогда на праздник Новолетие, который праздновали в марте, славяне наряжали все деревья подряд, правда, кроме ели. Наряжая деревья, они считали, что угождают добрым духам, ель же была «дерево смерти», с ним связаны погребальные ритуалы (еловые лапы бросают на пол в доме покойника, выстилают ими дорогу к кладбищу, венки делают из еловых веток).

В Петровскую эпоху, основой для праздников стали традиции Запада. Петр 1 перенес Новый год на 1 января и перенял ель в качестве новогоднего дерева у протестантской Германии. По указу Петра на Новый год каждый должен был украшать целыми хвойными деревьями или ветками – ворота, улицы, дороги, крыши трактиров. Но за 50 лет традициф не прижилась, и после смерти Петра, ёлки оставили только для обозначения питейных заведений. Привязывали ёлку к колу и устанавливали на крыше или у ворот кабака. В народе кабаки так и стали называть «ёлки». «Пойдем под ёлку» – значит идти в кабак, «ёлку поднять» — пьянствовать, «ёлкин» — состояние алкогольного опьянения.

В XIX веке ёлки начали устанавливать в домах петербургские немцы, как рождественское дерево. Это «немецкое обыкновение» стало стремительно распространяться среди столичной знати и дошло до царской семьи. Первую домашнюю рождественскую елку установил Николай I, после чего по примеру царской семьи ёлку стали устанавливать в гостиных знатных семей Петербурга. В итоге к концу XIX века елка стала неизменным атрибутом Рождества, правда, ненадолго. После Октябрьской революции ель была запрещена, так как символизировала старые царские обычаи.

Из забытья хвойное дерево спасла газета «Правда» и знаменитая фраза Сталина: «Жить надо лучше, жить надо веселее». 28 декабря 1935 года газета «Правда» опубликовала материал с заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Вскоре вечнозеленая попала под амнистию и с тех пор стала символом Нового года в России.

История традиции украшения новогодней елки

Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

В XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек — яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.
В нем предписывалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых…».

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года — Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны — пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем — космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

Откуда появилась традиция наряжать ёлку в Новый год?

На первый взгляд, это простой вопрос. А когда начинаешь задумываться над поиском ответа на него, то открывается историческая бездна! Столь глубока эта тема!

Итак, откуда появилась традиция наряжать ёлку в Новый год?

На фотографии праздничная ёлка, установленная в центре города Мурманска.

Многим людям, наверное, кажется, что эта традиция была всегда. Однако, известно, что празднование Нового Года было введено в ритуал царём Петром I лишь в 1700 году, 1 января. До этого в России вообще не отмечался Новый Год, а отмечалось НОВОЛЕТИЕ, и отмечалось оно ежегодно 1 сентября.

По ходу этих раздумий у меня лично возник закономерный вопрос: зачем российскому царю понадобились такая реформа?

Известно, что в 1699 году совместно со священниками он сначала реформировал славянский календарь, сократив его на 5508 лет, а затем перенёс дату начала славянского круголета с 1 сентября на 1 января.

Зачем. Из каких побуждений?

А здесь и сейчас мне хочется раскрыть параллельную тему, а именно: узнать самому и поделиться с читателями результатом поиска ответа на вопрос: на каком историческом фундаменте основана традиция наряжать ёлку?

Первое, что приходит мне на ум: жители южных широт придумать такую традицию никак не могли! Если ключевые слова новогоднего праздника: мороз, снег, ёлка, …олень — то ясно одно: такая традиция могла появиться только на Севере, там где зимой холодно и лежит снег.

Второе, что приходит на ум — это вопрос: а почему в качестве «ритуального дерева» для празднества была избрана ель (в простонародии — ёлка).

Вот что я нашёл на одном из сайтов в Интернете, который выполняет в настоящее время функцию «Коллективного Разума»:

«Традиция наряжать ёлку пришла к нам из Германии. А появилась она задолго до возникновения христианства. Древние германские племена наделяли природу божественными силами. Они верили в существование лесных духов. Также считалось, что на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников. И особенно сильными эти духи становятся в длинные и тёмные зимние ночи. Поэтому, чтобы умилостивить лесных существ и попросить у них помощи, люди старались их задобрить. Ели, на которых якобы обитали духи, украшали плодами и различными лакомствами, жрецы произносили особые заговоры и совершали обряды. У некоторых племён ель была символом жизни, благотворных сил природы, так что обычаи эти были призваны обеспечить людям здоровье и процветание…» Источник.

Очень замечательно всё подмечено и очень многое этот рассказ объясняет!

Ель действительно можно по праву считать символом жизни, потому что это одно из немногих деревьев, не впадающих в зимнюю спячку даже в лютые морозы!

Из-за особого химического состава древесных соков ели, процессы метаболизма протекают в её стволе и ветвях даже при очень низких температурах.

Вот, оказывается, откуда у древних людей было понимание и представление, что «на хвойных деревьях живут сверхъестественные существа, которые могут насылать метели, вызывать морозы, запутывать охотников»!

Тогда понятно, почему германские племена, будучи язычниками по вере, имели традицию украшать ели игрушками и подарками.

Справка: славянский термин «язычество» происходит от церковно-славянского «??зы?къ», то есть «народ», «племя». Соответственно«языческая вера» — это исконно народная вера.

Так ведь и славяне были изначально язычниками по вере, как и германские племена. Значит и на Русском Севере была когда-то такая жеязыческая традиция украшать живые ели возле своих домов!

Была традиция украшать живые ели, с живым духом внутри! А не мёртвые, срубленные, погубленные!

А во что превратилась эта традиция с течением времени?

Люди, ау! Одумайтесь, что вы творите из года в год?

Нужна вам ёлка как символ Нового года — так покупайте в качестве символа искусственную ёлку! Не губите ради одного дня то, что имеет срок жизни 300… 400, а то и 600 лет! К тому же пластмассовый символ ёлки не несёт в себе энергетику смерти!

Против обычая украшать в домах срубленные хвойные деревья в конце ХIХ века выступал и мой тёзка Антон Павлович Чехов, выразивший в пьесе «Дядя Ваня» (1898 год) следующие свои мысли: «Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов всё меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днём земля становится всё беднее и безобразнее». «Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи…»

И вот со времени написания этих слов прошло уже 118 лет, а ничего не поменялось!

Деревянные кресты для убиенных людьми ёлок, как это символично. Особенно в канун празднования Рождества!

В этом 2020 году моему родному городу Мурманску, который является столицей российского Заполярья, исполняется 100 лет!

Как было бы здорово, если бы в самом центре города на площади Пяти углов росла бы живая 100-летняя ёлка! Это если бы её посадили 100 лет назад, когда закладывали основание города.

При бережном уходе за этой ёлкой она жила бы этак лет 500-600, а может и больше!

Вот это была бы самая правильная традиция!

Вот её бы жители Мурманска и украшали бы всем городом! И хороводы бы вокруг неё водили в Новогоднюю ночь!

Это был бы истинно русский, славянский праздник!

Ну и в связи с этим у меня вопрос: а что мешает нашим городским и областным властям уже в этом году посадить прямо в центре города (и не только Мурманска!) настоящую живую ёлку? И потом ухаживать за ней, и украшать её ежегодно в канун празднования Нового года?

Мне кажется, эту идею совершенно несложно осуществить, и она может стать хорошей российской традицией!

3 января 2020 г. Мурманск. Антон Благин

Если вам понравился статья и блог, подписывайте в социальных сетях на новые статьи:

Поддержите проект, жмите на подходящий значок:

Новогодняя елка

С егодня сложно представить новогодний праздник без снега и ели. Но еще несколько столетий назад вечнозеленое дерево не было атрибутом Нового года, да и сам праздник в России отмечали в сентябре.

Традиция украшать новогоднюю ель известна с кельтских преданий. Древние славяне вместо елки наряжали дуб или березу.

В Европе традиция встречать Новый год с зеленой красавицей началась в Германии с древней немецкой легенды о деревьях, пышно расцветающих во время зимних холодов. Вскоре украшение елок стало модным и распространилось во многих странах Старого Света. Для того чтобы избежать массовой вырубки лесов, в XIX веке в Германии стали производить искусственные ели.

В Россию новогодняя традиция пришла в канун 1700 года, во время правления Петра I, которым был отдан приказ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года и о том, чтобы Новый год встречать 1 января, а не 1 сентября. В указе говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить…»

После смерти царя предписания сохранились лишь относительно убранства питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать елками. По этим деревьям опознавались кабаки. Деревья стояли возле заведений вплоть до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми.

Первую публичную елку установили в здании Екатерининского вокзала (ныне Московского) в Санкт-Петербурге лишь в 1852 году.

В разные времена и елки наряжали по-разному: сначала фруктами, живыми и искусственными цветами, чтобы создать эффект цветущего дерева. Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи и горящие рождественские свечи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги. А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли электрические гирлянды.

Во время Первой мировой войны император Николай II объявил елочную традицию «вражеской». После Октябрьской революции запрет отменили, но в 1926 году власть рабочих и крестьян вновь ликвидировала «елочную» традицию, сочтя ее буржуйской.

Лишь в 1938 году огромная 15-метровая елка с десятью тысячами украшений и игрушек появилась в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Ее стали устанавливать ежегодно и проводить там детские новогодние праздники, получившие название «новогодние елки». С 1976 года главной новогодней елью страны стало дерево, установленное в Государственном Кремлевском дворце.

К 1960-м годам новогодняя елка стала привычной и любимой для каждой семьи. А ее украшение — стеклянными шарами, игрушками и бумажными гирляндами — одной из главных семейных церемоний.

Праздник елки изначально предназначался для детей и должен был навсегда остаться в памяти ребенка как день милосердия и добра. Праздничная елка готовилась взрослыми непременно по секрету от детей. И по сей день новогоднее таинство и удивительным образом появляющиеся под елкой подарки остаются главным волшебством детства.

Новогодние приключения елки: истоки традиции наряжать ель

Декабрь в разгаре, самое время подумать о главном символе праздника – новогодней елке. Когда она появляется в доме, вся его атмосфера наполняется трепетным ожиданием чуда и предвкушением зимней сказки. Интересно, что традиция украшать елку к зимним праздникам существует в абсолютно разных уголках планеты. Почему именно ель стала символом Нового года и Рождества чуть ли не во всем мире?

Существует множество теорий происхождения традиции наряжать елку на зимние праздники, поэтому история возникновения этого ритуала весьма запутана и непонятна – кратко никак не расскажешь… Кстати, новогодней ель считается именно в странах бывшего соцлагеря, а во всем мире – она рождественская. Что же попробуем разобраться!

Как елочка стала символом: древние верования

Много-много лет назад, когда человечество находилось в зародыше своего развития с самым примитивным укладом жизни, одним из предметов поклонения для людей было дерево. Его одухотворяли и наделяли «высокодуховными» свойствами. По ряду преданий с разными вариациями считалось, что деревья – это живые существа, в которых живут души наших близких, отошедших в мир иной. Или же в ветках деревьев таятся духи, которые находят себе здесь комфортный приют. Так что украшать деревья еще в незапамятные времена люди начали для того, чтобы «задобрить» этих духов. Ведь они могут быть как благосклонны к еще живущим на Земле, так и агрессивны.

И в аспекте таких верований особая роль отводилась, конечно, вечнозеленым деревьям. Это же сродни какому-то чуду – все увядает, а в елях, соснах, туях и т. д. жизнь теплится и зимой, и летом. Так, древние люди верили, что это происходит потому, что они выбраны Солнцем. А оно как источник тепла и жизни – главное божество в большинстве языческих мифологий.

Остаться без пособия на ребенка: как хотят изменить социальные выплаты для семей

Интимное видео с женой Харламова Асмус слили в сеть, слишком реалистично: строго 18+

Помощь при рождении ребенка: в Минсоцполитики рассказали, кому выплатят деньги

Мощное землетрясение накроет Украину: какие области под угрозой

Истоки традиции наряжать елку в разных странах

Мифология славян предполагала веселье возле елового новогоднего символа – песни, пляски, игру на музыкальных инструментах. Таким образом, наши предки верили, что своим хорошим настроением разбудят богиню весны – Живу. Та, в свою очередь, должна была бы соблаговолить к людям и прислать на Землю своего сына – Света. На этом сложная цепочка событий не останавливалась: Свет, по преданиям, отправлялся в царство Деда Мороза, чтобы пробудить там жизнь и избавить Землю от оков льда.

А древние германцы, например, украшали свои дома ветками еловых деревьев в честь зимнего солнцестояния. Народность хантов подносила елям жертвы. Удмурты – зажигали на этих деревьях свечи и молились богам в первый день Нового года…

По одной из версий, ярче и интенсивней всего традиция наряжать елку на зимние праздники проявлялась в Германии. А оттуда уже и распространилась по всей Европе.

Елка, установленная в естественном положении, в каком мы ее узнаем – вероятнее всего появилась уже в XVI веке. По крайне мере, первые документальные данные о елке как о символе Рождества принадлежат к этому столетию. Тогда уже христианство начало шагать по свету, привнося новые традиции и впитывая языческие ритуалы: «прибрало к своим рукам» и елку, сделав ее рождественской.

Откуда пошла традиция наряжать елку: теория Древнего Рима

Самые древние теории гласят, что истоки традиции украшать елку на зимние праздники находятся в истории Древнего Рима, который существовал с 753 до 476 гг. до н. е. Там было принято украшать еловыми жилища в честь бога земледелия Сатурна. Тогда они просто развешивали зеленые хвойные ветки по дому и украшали их свечами и какими-то блестящими безделушками. Эти, наиболее вероятно, самые первые ели свисали с потолков и были призваны защищать обитель от злых духов. Позднее, в первом тысячелетии нашей эры, когда христианство уже возникло, но еще не было сильно распространено, римляне отмечали 25-го декабря Праздник Солнца «Sol Invictus». И хоть христианство уже активно ползло по империи, Рождество еще не праздновали. Потому как не была установлена точная дата явления Христа на свет. Правда, было известно, что произошло это зимой, поэтому «Sol Invictus» постепенно преобразовался в его День рождения.

Елочка – рождественский символ: германская теория

Так, параллельно с древнеримской теорией существует и германская. Хоть германские племена не так известны миру, как Римская империя, но первые упоминания о их цивилизации датируются уже первым тысячелетием до н.э. в труде «Германия» автора Тацита. А в VIII—VI веках до н. э. они были вполне обособленной народностью, пусть и не имевшей официальной страны с названием «Германия».

Так вот уже с этими временами связаны легенды об германской традиции украшать ель. Доподлинно точно неизвестно, когда, но абсолютно точно, что еще в дохристианские времена в конце декабря у германцев существовал обычай празднования середины зимы. В подготовке к нему люди в своих домах ставили в воду веточки деревьев. Это могли быть фруктовые или черемуха. С особым трепетом к, так называемому, тогдашнему новому году, ждали цветения на этих веточках. Это был символ продолжения жизни в природе, несмотря на зимнее умирание. Зачастую «доморощенные деревья» и правда-таки радовали хозяев цветами и почками. Но так происходило далеко не всегда. И, конечно же, это считалось плохим знаком от Неба. А ведь эти растения в доме зимой призваны-то вселять надежду на весну и спасать от зимнего холодного уныния. Так что постепенно фруктовые ветки начали заменять вечнозелеными. И люди стали ставить в домах целые деревца: пихту, сосну, ель.

Истоки традиции новогодней елки: украинская версия

Есть еще одна смелая версия появления традиции наряжать елку, и она говорит, что зародился обычай именно в Украине и уже от нас попала в Западную Европу. Наши предки славяне – древние язычники, проживавшие на нынешней территории Польши и Украины, по преданиям, на праздник зимнего солнцестояния (который потом преобразовался в Рождество) создавали декор, символизирующий семя и новую жизнь. Они верили, что именно в эти зимние дни врата неба открываются, чтобы послать на землю новую жизнь, новые идеи, новое добро, новую судьбу и новую благодать. Это до сих пор сохранилось в мистическо-магических традициях наших святок. И в честь праздника наши прямые предки проводили «волшебный» ритуал с елкой – сжигание дерева. Перед торжественным ритуалом дерево украшали, в его огонь бросали семена, яблоки, орехи и монеты. Это символизировало просьбу благосклонности у богов.

Зачем наряжают елку верующие?

Есть и религиозные варианты происхождения рождественской символичности ёлки. По одной из легенд, все земные деревья пришли поздравить божественного младенца в ночь его рождения с явлением на свет. А кто смог добраться до Иисуса первым? Те, кто рядом росли. Вифлеемские пальмы, потом – буки, кипарисы, ивы, дубы и т.д., а вот самой последней пришла на поклонение – маленькая елочка из Севера. За пышным растительным окружением Христа, скромную ель совсем не было видно. Но вдруг на нее прямиком с неба начали падать звезды – северная красавица, украшенная звездным свечением, засверкала-засияла. Вот вам, например, и прекрасный вариант, как объяснить ребенку появление елки на Новый год.

Даже на происхождение в Германии традиции украшать ель на зимние праздник у христианства свой взгляд. Одна из религиозных легенд связывает появление елки как праздничного символа зимы в Германии со святым Бонифацием – ее крестителем. В VIII веке он проводил на этих землях, так сказать, священную религиозную пропаганду. До христианства германцы поклонялись дубу. И во время одной из проповедей Бонифаций захотел доказательным образом низвергнуть этот языческий символ, демонстративно срубив его. Дуб повалился, «потащив» за собой все окружающего его деревья. И на этом чистом пространстве выстояла только одна маленькая елочка. Бонифаций в сердцах и провозгласил ее деревом Христа. Вот и является ель с тех пор символом Рождества и появляется к концу декабря в европейских домах.

А есть еще легенда и у протестантов на эту тему. Они приписывают праздничной ели более позднее появление и связывают ее с именем Мартина Лютера Кинга. В XVI веке он сделал религиозную революцию в Германии, борясь против папской политики канонической католической церкви и вошел в историю как лидер Реформации. Так вот существует мнение, что он был одним из первых, кто поставил у себя дома нарядную ель в честь Рождества. Хоть этот обычай был, по сути, языческим и существовал задолго до него, Лютера можно смело назвать весомым популяризатором елочной традиции в Европе. В чем заключалась причина таких его действий по отношению к нашей любимой елочке, легенда не конкретизирует.

Также существует легенда, которая связывает истоки традиции украшать ель с иудейской Ханукой, которую тоже празднуют в декабре в честь прославления чуда. На праздник зажигают светильник, который состоит из восьми свечей. Некоторые ученые утверждают, Ханука – символичный прообраз нашего новогоднего дерева с призывом «елочка зажгись».

Елка идет по миру: истоки традиции наряжать ель в разных странах

Только в ХIХ веке можно сказать, что традиция наряжать елку «расцвела» в полной мере в мире. Тогда во всей Европе елка стала обязательным атрибутом рождественских и новогодних празднеств, хотя ее торжественное шествие началось значительно раньше.

В английской стороне елка впервые появилась в 1800 году при дворе короля Великобритании Георга III с подачи его жены Шарлотты, уроженки Германии. Но официальным зачинателем этой традиции в Англии считается король Альберт Саксен-Кобургский – муж королевы Виктории, тоже германец по происхождению. Потому что при Шарлотте елка стала мало кому известным декором для избранных аристократов.

А вот Альберт начал внедрять традицию наряжать елку в массы посредством личного примера в 40-х годах того же века. И в 1848 году в газете «Illustrated London News» появилась фотография королевской семьи возле пышной рождественской ели. И уже за каких-то 10 лет все англичане, восхищенные примером своей королевской семьи, с удовольствием наряжали в домах праздничные зеленые деревья. К тому же ель сразу стала здесь главным символом зимних веселей – теперь все торжества проходили вокруг елки.

Во Франции впервые установили рождественскую ель в 1807-м году по приказу Наполеона I в Касселе. Он узнал об этой традиции в военных походах и решил таким образом порадовать своих немецких солдат. А уже в 1837-м году нарядная ель появилась во французском дворце Тюильри при дворе короля Луи Филиппа по приказу Орлеанской герцогини, врожденной германской принцессы Хелены фон Макленбург. Правда, королевские особы не сочли нужным украсить праздничное дерево свечами, поэтому оно не сияло и не было привлекательным для масс. Так что во Франции традиция приживалось долго и не очень оживленно.

Точно известно, что в 1817-м ель появилась на официальных зимних праздниках в Венгрии. В 1820-м году – в Чехии, в 1829-м – в Скандинавии, а в 1840-м – и в Российской империи (стало быть и Украине, которая в то время была ее частью).

Во многих странах рождественская елка появилась благодаря Англии, потому что она активно «развозила» эту традицию по своим колониям.

И только к концу XIX рождественская традиция ели была завезена в США. И опять-таки, благодаря германским иммигрантам. Немцы, живущие в Америке, просто стали украшать и устанавливать ели возле своих домов, не скупясь на свечи и подарки в качестве украшения деревьев. Так что это зрелище впечатляло их соседей, и они стремительно брали с них пример. Обычай разносился по американским семьям так стремительно, что буквально каждый желал себе такого яркого нарядного украшения к рождественским праздникам.

Уже в 1848-м году в Нью-Йорке даже появилась первая елочная ярмарка. Отсюда и пошел обычай нарядных новогодних базаров. Там же в 1882 году на елке впервые появились электрические свечи, то есть наши любимые гирлянды. Их создали по специальному проекту вице-президента электро-компании «General Electric».

Символ Нового года и Рождества: первая официальная ель

Про то, где официально была установлена первая общественная ель на Рождество в Европе ведутся жаркие споры. Германцы утверждают, что в Страсбургском кафедральном соборе – 1539 год. На то даже есть доказательства Александра Демандта – знаменитого немецкого историка.

Официальные истоки традиции на Руси: елка и Петр I

Привить елку как символ зимних праздников жителям Российской империи пытался еще Петр I. Он привез елку в Российскую империю со своего первого путешествия в Европу в конце ХVII века. Тогда 20 декабря 1699 года в своем указе он ввел новый праздник: Новый год с 1-го сентября перенесли на 1-е января. Там же указывалось украшать к этому дню жилища из сосновых, можжевеловых и еловых ветвей – европейских символов Рождества. Но тогда его насильственные навязчивые действия не ввели эту традицию народ. Так, она венчала новогоднее убранство только в официальных зданиях.

Народ же не спешил следовать такому декору, а вот хозяева различных злачных заведений активно начали украшать экстерьер своих зданий еловыми деревьями. Видимо, для привлечения клиентов. С тех пор в народе повелось называть придорожные бары – «елками». Но на самом деле впервые елка попала в Россию в 1817-м году во времена правления Николая I. Потому что его жена была выходцем из германской Пруссии и скучая по родине попросила украсить дворец на зимние праздники елово-сосновыми.

И только в XIX веке пушистая красавица стала по-настоящему повсеместным народным символом Нового года. Тогда в 40-х годах первую публичную елку нарядили в здании петербургского Екатерининского вокзала местные иммигранты из Германии. Тогда ее пышно украсили фруктами и лентами, а увенчали большой звездой на макушке. По их примеру начали поступать городские жители, а потом и деревенские – так что к концу века практически в каждом доме стояла красивая рождественская ель.

Почему начали встречать Новый год с елкой в СССР?

Наша страна некоторое время была одной из республик Советского союза (этот факт мы отрицать не можем), а значит была подвержена властному влиянию партийного коммунизма Страны Советов. И у коммунизма к праздничному хвойному дереву было свое особое отношение. Так с началом истории Советского Союза в 20-е годы, естественно, Рождество, как и все религиозные обычаи, праздновать было о запрещено. В следствие категорического неприятия Лениным христианства и т. п. в немилость попала и нарядная зимняя ель, а Дед Мороз приравнивался к врагам народа. Все это преподносилось пропагандой как злостные буржуйские традиции. Но ель – весьма живучий символ праздника! В конце концов он с язычества пережил навалу христианства, так и коммунизм победил.

Уже через 10 лет, оказалось, что партии нужна волшебная зимняя сказка. Ведь зима, как ни крути, тяжелое и депрессивное время, которое без мистики и огоньков, раскрашивающих облезлую природу, трудно пережить даже во имя построения светлого коммунизма. Так советская власть решила реабилитировать нарядную елку, но уже убрав ее привязку к Рождеству – в новый культ было возведено празднование Нового года. Теперь вечнозеленое дерево в СССР стало символом нового советского года, который сулит новые победы и свершения в борьбе за всеобщее равенство и благоденствие. Украшать елку разрешалось чем угодно, но только не буржуазно-религиозными символами. Так Вифлеемская звезда на верхушке праздничного дерева была заменена на коммунистическую – и делу с концом.

Новогодняя елочка, без преувеличений, дарила сказку и ощущение чуда в холодные темные дни, не только детям, но и взрослым людям. Помогла пережить и страшные военные годы. Тогда елочная мода была не замысловатой – ее украшали игрушками, сделанными вручную, или подручными материалами, отражавшими суть времени. Военные елочные украшения – это собачки-санитары, пистолеты, парашютисты. Позднее советская идеология приложила руку и к этому. На елках стали появляться красноармейцы, флаги, пионеры, автомобили «Победа», снежинки с серпом и молотом. В 50-е –во времена расцвета сельского хозяйства и знаменитых Хрущевских с/х реформ на новогодней елке появилась игрушечная кукуруза. А в 60-е, эпоху космонавтики – спутники, космонавты, авиаторы и даже мирный атом. Интересно, как это выглядит?

Впервые в Советском союзе 1 января стал выходным днем в 1947-м году.

Иные символы: страны, которые ставят другое дерево

Тем не менее, существуют на этом Земном шаре и страны, у которых символичным рождественско-новогодним растением являются не елово-сосновые деревья.

Например, во Вьетнаме на Новый год дарят друг другу цветущие веточки персика. На Кубе вместо елки украшают пинию или пальму. В Никарагуа дома декорируют кофейными деревьями. В Судане – молодой порослью ореха. В Японии – икебаной из розы, бамбука, абрикоса, сливы и все-таки веточек сосны.

Видео

Читайте так же:

  • Ритуал очищения дома Ритуал очищения дома Проголосуйте, если Вам нравится мой сайт! Ритуал для очищения квартиры Чистоту своей квартиры, дома и других помещений Вы можете проверить с помощью метода […]
  • Полнолуние для женщин ритуалы Полнолуние для женщины — волшебное время Это время, когда сила Луны в зените, а значит, и сила каждой женщины становится несравнимо больше. Можно осуществлять замыслы и надеяться на […]
  • Ритуал чтобы продать вещи Заговор, чтобы быстро и удачно продать вещи В жизни каждого человека наступает момент, когда становится необходимо избавиться от какого-то предмета. Часто, выбрасывать предмет желания не […]
  • Что такое традиции новации и нормы в культуре Традиции и новации в культуре Понятие традиции и новации. Сущность традиционного и инновационного типов культуры. Ревайвализм как восстановление более ранних образцов религиозной веры. […]
  • Свадебные обычаи на украине Свадебные традиции в Украине ?? обряды невесты После этой реплики по свадебной традиции украинского народа разрезанную буханку клали на рушник и отдавали сватам. Те, в свою очередь, […]
  • Ритуал в управлении сознанием Магия для управления человеком Появлялось ли у вас хоть раз желание воздействовать на того или иного человека? Да речь идет не о манипуляции при помощи психологических приемов. Мы говорим […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *