Электронная энциклопедия
Культура народов. Этнические сообщества Курской области
Традиции и обычаи
История еврейского народа, одного из древнейших народов мира,насчитывает четыре тысячелетия (от сотворения мира по еврейскомугодоисчислению сейчас идет 5765 год). Народ, утративший своюгосударственность, две тысячи лет проживавший вне историческойродины, рассеянный по всему миру, способный адаптироваться к любымусловиям жизни, сумел сохранить религию, обычаи, свою национальную сущность.
Принудительная миграция породила новые формы искусства,сохранив типично еврейские. Поэтому всякий обзор еврейскогоискусства – есть обзор всемирного, каким оно видится глазамиевреев. Такой взгляд помогает заглянуть в культуры различных времени народов, а также проникнуть в мир исключительно еврейских забот,праздников, идеалов.
Расселение евреев по всему миру привело к развитию различныхстилей, возникших под влиянием искусства тех стран, в которых онипроживали. И хотя единый еврейский стиль не существует, обряды икультовые принадлежности в разных общинах были одинаковыми.
Свитки Торы – самый священный предмет синагоги. В наши дни свитки Торы хранятся в ковчеге, обычно напротив той стены, которая обращена к Иерусалиму. Некоторые ковчеги встроены в стену синагоги,иные стоят как напоминание, тогда переносное вместилище доставляется на место молебна и уносится по окончании службы. Эта важная архитектурная особенность синагоги, ковчег Торы украшается согласно кодексам еврейского закона. Ковчег изготавливается из дерева, латуни и серебра и часто позолочен. Самые раукрашенные ковчеги сделаны в Италии в эпоху Ренессанса.
Перед дверцами Ковчега, либо за ними, висит завеса Ковчега Торы. Полотно завесы делают из шелка, бархата, льна или шерсти, оно богато вышивается шелковыми, металлическими нитями. Иногда на завесе присутствует аппликация из кружев. Кроме характерных традиционных мотивов, таких как менора, скрижали Моисея, корона Торы и кисти рук (длань Божия), на ней вышиты даты и историческая информация.
Другими особенностями древних синагог являются бережно воспроизводимые в них особенности первоначального Храма. В центре синагоги находится помост с возвышением, с которого священники оглашали благословение. Это возвышение называют Бима.
Передает дух старины особое отделение для женщин, изолированное от места заседания мужчин. Только ортодоксальные синагоги сохранили эту практику до наших дней. В синагогах нового времени это отделение находится в галерее на возвышении и отделено занавесом.
Бима в синагоге используется для чтения Торы. Тора – это священное писание, пятикнижие Моисея, которое Господь даровал Моисею на горе Синай. Среди североафриканских евреев распространенна традиция хранить Тору, не окутывая ее покрывалом, а помещая ее в цилиндрический футляр, именуемый Тик. Когда футляр раскрыт, Тору можно читать, не вынимая из него. По окончании чтения Пятикнижия Моисеева, его начинали читать заново. Тору украшали короной. Корона изготавливалась из серебра, украшалась резьбой, гравировкой, позолотой, полудрагоценными камнями. На ней закреплялись колокольчики. Когда Тору вносили в Храм, колокольчики возвещали о ее появлении.
Важной храмовой утварью является семисвечник – Менора. Одно из первых изображений Меноры (81-96 годы н.э.) можно увидеть на барельефе триумфальной процессии арки Тита (Рим 81-96 гг. н.э.). После победы Рима в 70 году н.э. военнопленные выносили утварь из Храма, в том числе и Менору, что и изображено на барельефе. Менора символизирует шесть дней недели, за которые Господь создал землю и все живое на ней, и еще один день, когда он отдыхал. Этот день недели приходится на субботу, и называют его Шаббат. Это один из первых и главных праздников для евреев.
Длится он с захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. В этот день обязательно зажигают свечи, их должно быть не менее двух, но чаще зажигают семь свечей, установленных в менору. Более древняя утварь, используемая в праздник Шаббат, – это масляные светильники-волам и подвесные лампады. В семьях веками культивировалась традиция держать множество предметов,изготовленных специально для употребления в Субботу и другие праздники. Обычно это белая скатерть, символизирующая святость, особый светильник, салфетка, закрывающая Халу (хлеб, имеющий разнообразную форму), Киддуш-графин для вина. По субботам не дозволено готовить пищу и зажигать огонь, поэтому существовали печи, которые сохраняли в субботу пищу теплой круглые сутки.
Конец субботы отмечают обрядом хавдала, молитвами над вином с свечами и благовониями. Для благословения необходимы еще два предмета: витая свеча Хавдалы, которую держит младший член семьи, и ларец с благовониями, каждый в семье вдыхает благовония по очереди.
Еще один важный предмет, который можно отнести к утвари, это мезуза, или амулет. Присутствует он в жизни евреев независимо от степени веры. Мезузу прилепляют к косяку дверей своего жилья, а иногда и к косяку каждой комнаты. Мезуза представляет собой ящичек,который содержит миниатюрный свиток пергамента с изречениями из Библии и служит напоминанием о законах Бога и символом единства с остальными евреями. Многие евреи рассматривают мезузу каксвоеобразную защиту домашнего очага и его обитателей. Изготовлена обычно она из серебра, латуни или дерева. Мезузы многообразны – от сравнительно простых до богато украшенных.
Отчасти как символ иудаизма, отчасти как талисман некоторыеиевреи носят мезузу в виде подвески. Наиболее распространены талисманы в форме ожерелий, содержащие слово Хай, означающее «жизнь», и шестиконечная звезда Давида. Эта звезда часто используется для украшения предметов культового назначения. В 1948 году изображение этой звезды появилось на флаге Израиля.
У многих народов существовали ларцы, в которых могли храниться важные вещи, украшения, ключи. В домах евреев присутствовали ларцы в виде сундука с характерными украшениями, чаще это сцены из жизни евреев. Ларец, изготовленный в Италии в 1470 г., в г. Феррара, из серебра с чернением и позолотой, находится он в израильском музее в Иерусалиме. На фасаде этого ларца изображены сцены из жизни замужней еврейской женщины: выпечка хлеба к Субботе, ритуальное омовение, возжигание субботних и праздничных свечей .
Обряд омовения происходит с помощью высокого цилиндрического сосуда, называемого Лавер. Изготавливают сосуд из меди и серебра с парой ручек с одной стороны. Второй обряд омовения – окунание в микву. Миква – это бассейн с обычной водой. В настоящее время Миква используется ультраортодоксальными евреями, женщинами и мужчинами, обязательно писцами перед переписыванием Торы.
Счастливые и печальные моменты жизни евреев обрастали обрядами. Связанные с обрядами предметы усиливали традиции и укрепляли чувство единства со всей общиной. Рождение ребенка – значительноесобытие в жизни общины. Важный обряд, связанный с рождением ребенка – брит, или обрезание, его совершают на восьмой день от рождения ребенка, и выполняет его Мохел – человек, единственной работой которого является обрезание. Ручка ножа, используемая Мохелом, зачастую богато украшена. Сделана она из серебра, меди, слоновой кости, перламутра, на ней могут быть абстрактные узоры, изображение сцен брита, анималистические, либо растительные орнаменты и нередко драгоценные камни. Большинство предметов, связанных с бритом,обрели художественную форму. Подушечки, на которых производили обряд, украшали изысканной вышивкой.
Во время обряда выкупа отцом у матери первого новорожденного сына ребенка укладывали на серебряное блюдо, украшенное орнаментом. На тринадцатый год, в день рождения, мальчик становится ответственным за соблюдение заповедей и из детства переходит к взрослости. В этот день мальчику прикрепляют Тфилин, или Филактерий, и облачают его в Талит. Тфилин – это маленькая коробочка из кожи, прикрепляется на лоб и руку. Тфилин содержит четыре цитаты из Библии. Когда Тфилином не пользуются, его хранят в специальной бархатной сумке или серебряной коробочке. Бархатные или шелковые сумки, искусно вышитые, используют для хранения Талита.
Одежда.
Во все исторические эпохи и повсеместно трудно было отличить еврея от остальных по одежде. Как и во всем остальном, евреистремились перенять одежду той местности, где они жили, однако некоторые характерные черты в их одежде все-таки можно увидеть – нафресках и мозаиках в Дура-Еврос, выполненных еще в III веке натерритории Месопотамии. Тогда евреи носили длинное платье и конические шляпы.
В таких же одеждах изображены евреи на манускрипте: «Моисейвручает Тору израильтянам», находящегося в музее г. Лейпцига и на барельефе Нюренбергского Собора в Германии.
Дата исполнения и манускрипта, и барельефа приблизительно 1320г. На этих произведениях изображены свитки Торы, скрижали и менора.
Талит – важная часть в одежде мужчины. Это молитвенный шарф с кистями на углах, чаще всего с синими или черными полосками, хотя во многих культурах талит может быть многоцветным. Талит с черными полосками изображен на копии картины Марка Шагала, выполненной в 1914 году, «Молящийся еврей». Еврей изображен в традиционном облачении для совершения молитвы, на лбу и на руке –Тфилин и Талит. Маленький Талит или Талит-катон предназначен для ношения под одеждой на протяжении всего дня.
Мужчины носят на голове маленький головной убор, именуемый ермолкой или кипой. Часто, нарушая закон, мужчины носили и продолжают носить модные головные уборы. Молодежь, которая в наше время придерживается законов, носит кипу под бейсболками. Ношение головного убора у женщин имеет библейское происхождение, это выражение скромности. Женщины могут носить шали, накидки.Обыкновенно еврейки перенимали модели головных уборов у окружающих.Современные еврейские женщины головной убор должны одевать в синагоге. Ультраортодоксальные еврейские женщины придерживаются традиций и бреют головы. При этом они могут носить парики, но голова в любом случае должна быть покрыта платком.
Праздники.
Еврейские праздники своими корнями уходят во множество традиций, в древние языческие и сельские. В наше время праздники взаимозаменяются, в традиции входят новые религиозные ритуалы и обычаи.
Первый из упомянутых в Библии праздников, это Пейсах. Его празднуют восемь дней, отмечая освобождение израильтян от четырехсотлетнего рабства в Египте. Кульминацией праздника является седер – молитвенный обряд. Главным обрядовым предметом служит блюдо или поднос из серебра, меди, олова, резного дерева, глазурованной керамики. Блюдо для седера иногда сделано ярусами. Если куски мацы (плоского бездрожевого хлеба), подают на обычном неярусном блюде, то их обязательно покрывают салфеткой или накидкой, сделанной из бархата, шелка или парчи, украшенной сценами из праздника, вышивкой, аппликацией.
Праздник Рош-А-Шона или еврейский Новый год, начинают праздновать в одну из суббот перед новолунием в месяц Тишрей. С первого дня празднования Нового года во время каждой службы раздается глас шофара. Шофар – древний духовой инструмент, изготовленный из рога мелкорогатого скота, барана или козла. Украшают шофар только гравировкой, обычно библейскими надписями. Шофар часто изображают на мозаичных пологах в синагогах, светильниках, печатях, кольцах. В иллюстрациях средвековых книг часто изображают мессию, подъезжающего к стенам Иерус лима на осле и трубящего в шофар.
Празднование дня искупления – Иом-Кипур, самого святого дня в году, начинают с захода солнца. Мужчины и женщины надевают белые одежды как символ чистоты и смирения. К белой одежде мужчины добавляют особый пояс, чтобы отделить нижнюю часть тела (связанную с функциями организма) от верхней (связанной с сердцем и психикой). Пояс изготавливают из серебра, украшают символами и надписями с молитвой.
Праздник Суккот, это напоминание о сорока годах скитаний по пустыне после изгнания из Египта и дарования закона на горе Синай. В этот праздник строят суку-шалаш или сооружение на открытом воздухе. Стены делают из холста или ткани и украшают узорами из бумаги или фруктами. Во время службы участники праздника держат в руках этрог (цитрусовый плод) и лулав (состоит из ветки ивы, ветки оливы и листа пальмы) в связке с миртом и ивой. Для защиты нежных фруктов изготавливали специальные шкатулки в форме самого фрукта. Первые шкатулки для этрога были изготовлены в Германии в XVII веке из серебра с позолотой, украшенные чеканкой и гравировкой. Обе половинки шкатулки внутри имели мягкую обивку для предохранения нежной оболочки плода.
Кроме религиозных и библейских праздников евреи отмечают и исторические. Как и в случае библейских праздников, количество ритуальных предметов зависит от их значения. Большое значение в жизни евреев имеет такой праздник как Ханука. Это праздник победы Маккавеев. В 165 году до н.э. племена селевкидов, завоеватели родины евреев, запретили еврейские обряды в Иерусалимском Храме и занялись отправлением языческого культа. Маккавеи возвратили Храм и совершили очищение для его нового освещения. Суточной нормы масла для меноры хватило на семь дней. Храм был освящен. Это восприняли как чудо. Празднуя Хануку, евреи возжигают огни, пользуясь светильником с восемью свечками или фитилями. Множество форм принимали светильники на протяжении столетий, но в них всегда было восемь свечей. В давние времена светильниками служили масляные ампады из глины и камня. Со временем форма светильника менялась. У него появилась задняя стенка, его можно было повесить. Заднюю панель светильника начали украшать объемными изображениями. Ханукии изготавливали из меди, латуни, бронзы. Праздник Пурим посвящен спасению евреев от уничтожения в пятом столетии до Рождества Христова, о чем рассказывается в книге Есфирь. Это день шуток и пародирований, пиршества и веселья. Праздник с маскарадом и подарками. Евреи посылают друзьям торты, фрукты. В прошлом подарки рассыпали на специальных тарелках и блюдах, часто изготовленных из олова, с цитатами из книги Эсфирь. В некоторых конгрегациях были особые кубки, которыми пользовались только в Пурим. В синагоге на Пурим прихожане вращают трещотки, называемые грогерами, чтобы заглушить имя Амана, который превратился в символ врагов еврейского народа. Одна из трещоток IX века, изготовленная в России из серебра, находится в еврейском музее в Нью-Йорке.
На картине Марка Шагала, написанной в 1916-1918 годах и находящейся в Филадельфийском музее Искусств, Шагал поместил празднование Пурима в типичную русскую деревню, где дети носят вподарок друзьям и соседям угощение.
Четыре Новых года
Особенностью еврейского календаря является то, что в нем есть целых четыре Новых года, причем ни один из них не приходится на первое января. Объяснение этой странности тоже можно найти в традиции. Дело в том, что во времена, предшествовавшие рассеянию еврейского народа, существовало несколько важных для всего народа годичных циклов, отсчет которых начинался от определенных дат. Правила, устанавливающие эти циклы, со временем обрели статус заповедей. Существовало 4 таких цикла и, следовательно, и четыре Новых года:
1 нисана начинается отсчет месяцев. 1-й месяц — нисан, 2-й — ияр и т. д. Кроме того, эта дата является Новым годом для отсчета правления царей: если, например, некий царь начал царствовать, скажем, в адаре, то с 1 нисана начинается 2-й год его царствования. Поэтому с 1 нисана — новый год для отсчета месяцев и всего, что связано с еврейскими царями.
С другой стороны, во времена Храма, по крайней мере в один из трех праздников года (Песах, Шавуот и Суккот), еврей совершал паломничество в Иерусалим. Отсчет этого года, года, в течение которого дОлжно совершить паломничество, также начинается с 1 нисана.
В те же времена Храма каждый еврей должен был отделить десятую часть своего скота, чтобы съесть его в Иерусалиме. Отсчет года, в течение которого надо было отделить эту десятину, начинался 1 элула.
15 швата — это Новый год для деревьев, начало года для отсчета урожая деревьев для отделения от него десятины.
1 тишрея — это Новый год для счета годов (то есть, именно 1 тишрея отсчитывают, сколько лет прошло от сотворения мира) и для суда Создателя над всеми людьми и странами.
Таким образом, получается, что первый по счету месяц — это месяц нисан, который всегда должен приходиться на весну, а один год сменяет другой в месяце тишрей — седьмом по счету.
В-пятых, кроме значимых дат, отмечаемых всего один раз в год, в еврейской традиции статус праздника имеют и даты, соотносящиеся с более короткими временнЫми промежутками — месяцем и неделей. Иными словами, в еврейской традиции каждое новомесячье (Рош Ходеш) и конец каждой недели (суббота, шабат) также являются праздниками.
Новомесячье
Первый день месяца (или последний день предыдущего месяца, если он состоял из 30 дней) — Рош Ходеш — полупраздничный день в еврейском календаре. Освящение Рош Ходеш — это основа всех праздников еврейского календаря и связанных с ними заповедей, поскольку от правильного установления Рош Ходеш зависят даты всех остальных праздников.
До разрушения Второго Храма Начало Месяца на основании показаний свидетелей, видевших молодой месяц своими глазами, устанавливала и освящала особая судейская коллегия, Санхедрин. В те времена этот день праздновался, как и другие праздники: в кругу семьи, с застольем, в праздничных одеждах и т. д. Видимо, традиция такой трапезы происходит от обычая угощать свидетелей, пришедших в Санхедрин сообщить о появлении новой луны. Рош Ходеш был тем днем, когда было принято посещать известного пророка и спрашивать его о судьбе народа Израиля и о личных проблемах. В Храме в этот день проводилась особая служба, сопровождавшаяся трублением в трубы и жертвоприношениями.
Сегодня начало месяца не сопровождается тем празднеством, которое было когда-то принято. Отчасти это связано с тем, что сегодня еврейский календарь устанавливается не по показаниям свидетелей. Тем не менее, на этот день и сегодня распространяются некоторые свойства праздничных дней. Хотя традиция не запрещает работать в этот день, существует обычай, не рекомендующий женщинам выполнять работу, которую можно перенести на другой день. Этот обычай связывают с легендой о поклонении золотому тельцу. Написано в Пиркей де-рабби Элиэзер (гл. 45): «Когда мужчины просили у женщин золотые украшения, чтобы отлить золотого тельца, те отказались их отдать и не послушались мужчин. За это Вс-вышний одарил их и в этом мире, и в будущем. В этом — заповедью новомесячья, в будущем — тем, что их красота обновится подобно юному месяцу».
В книге пророка Исайи говорится о значении Рош Ходеш в будущем — во время Мессианского Царства, когда самМессия будет править из Иерусалима, с трона Давидова, люди будут приходить со всех сторон на поклонение Ему. Таким образом, Рош Ходеш будет особым днем поклонения. Видимо, это пророчество также определяет праздничный характер новомесячья в традиции.
Главный праздник
Прекращение повседневной, будничной работы в седьмой день недели — одна из главных заповедей Ветхого Завета, который гласит: «Помни день субботний и чти его: шесть дней работай и завершай все дела свои, а в седьмой — все дела делай только для Бога». Поэтому главный праздник еврейского года бывает каждую неделю.
Некоторые ученые полагают, что происхождение праздника находится в тесной связи с сакральным числом «семь» (шева). С глубокой древности магия чисел была широко распространена у многих народов Востока. Число «семь» (а также кратные ему) на Ближнем Востоке, в том числе у евреев, считалось счастливым, было выражением полноты, завершенности. Таков Субботний год (Шемита) — каждый седьмой год, во время которого надлежало прощать долги и давать отдых пашне. Через семь семилетий — 49 лет — наступал Юбилейный год (Йовель), когда следовало отпускать рабов на волю и возвращать земельные участки, отобранные за долги. Семь дней надлежало отмечать праздники Пресных хлебов и Суккот, семь недель разделяли праздники Песах и Шавуот, на небе древние евреи насчитывали семь планет и т.д.
Указания Торы выделять Субботу как особый день можно разделить на два типа. Первый связывает Субботу с творением мира: после шести дней творения наступила Суббота — и сам Творец прекратил работу. Т.е. соблюдение Субботы — это знак признания того, что Б-г сотворил мир, и что мир этот находится под постоянным Б-жественным управлением. (Бытие 2:2): «И закончил Б-г в день Седьмой работу Свою, которую Он сделал, и отдыхал («вайшбот» — отсюда «шабат» — «покой») в День Седьмой от всей работы Своей, которую Он сделал. И благословил Б-г День Седьмой и освятил его, ибо он есть Суббота («покой») от всякой производительной работы, и ее сотворил Б-г, делая мир».
Второй тип указаний напоминает о выходе из Египта: это событие превратило еврея-раба в свободного человека; так и Суббота освобождает еврея от рабства повседневности. «Не делай никакой работы ни ты, ни раб твой, чтобы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты, и помни, что рабом был ты в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцей простертою, потому и заповедал тебе Господь, Бог твой, установить День Субботний». Таким образом, первый отрывок указывает на универсальное значение Субботы, о котором должно помнить все человечество, а второй — на его национальное значение, о завете между человеком и Б-гом.
Особое отношение к субботе подчеркивается тем, что самые строгие ограничения на работу приходятся именно на субботу — традиция запрещает производить в субботу «будничные» действия, нарушающие праздничность субботы. К таким действиям можно отнести все связанное с денежными расчетами и повседневной работой (вплоть до приготовления пищи), а также все разговоры на «будничные» темы. В случае совпадения субботы с другими праздничными датами еврейского календаря порядок праздничных молитв изменяется «в сторону» субботы, а посты (кроме Йом Кипура) переносятся на другой день. И, кроме того, вся Тора разбита на недельные главы, которые читаются всеми евреями по субботам, так что Шабат — это точки «выравнивания» всего еврейского народа в изучении Торы.
Празднование Субботы включает выполнение предписаний Торы и мудрецов, связанных с освящением, отделением этого дня. Некоторые из этих предписаний имеют конкретное выражение: перед Субботой зажигают свечи, произнося специальное благословение; в Субботу устраивают три праздничные трапезы, и первые две из них начинают с особой молитвы — киддуш, т. е. освящения Субботы над бокалом вина. Другие предписания направлены на создание особой праздничной атмосферы: люди надевают красивую одежду, семья собирается вместе за празднично накрытым столом, едят вкусную еду, пьют вино.
Суббота входит в еврейский дом в момент зажигания субботних свечей. Вечером в пятницу, обязательно до захода солнца, хозяйка дома зажигает субботние свечи и произносит благословение на зажигание свечей. После этого считается, что Суббота началась.
Категории еврейских праздников
Еврейские праздники отличает не только строго установленный для каждого праздника ритуал, позволяющий воссоздать события, легшие в основу праздника, но и особое отношение к работе. В праздник запрещена всякая работа. Праздник всегда противопоставлялся будням, ежедневным обыденным занятиям. Его характерная черта — «ничегонеделание» (в смысле несовершение обычных занятий).
Исходя из этого еврейские праздники можно разделить на следующие категории:
1. Шабат (Суббота) и Йом Кипур (в эти дни полностью запрещено работать).
2. Праздники Торы (запрещена вся работа, кроме приготовления пищи) — Рош а-Шана, Песах, Шавуот, Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора.
3. Полупраздники по Торе (Холь-ха-Моэд): промежуточные дни праздников Песах и Суккот. Можно делать только такую работу, которую сложно перенести на другое время.
4. Рош Ходеш — тоже лучше не работать, так как этот праздник тоже выделен Торой.
5. Установленные пророками и мудрецами «праздники всего Израиля», соблюдение которых — заповедь: Пурим и Ханука. Работать в эти дни не запрещено, но все же заниматься делами не рекомендуется.
6. Установленные пророками и мудрецами «посты всего Израиля»: 17 Тамуза, 9 Ава, Пост Гедалии, 10 Тевета, Таанит Эстер.
7. Общераспространенные праздники, установленные пророками и мудрецами, не имеющие статуса заповеди. Работать не запрещено (15 Швата, Лаг ба-омер).
8. Всеобщие памятные даты, не имеющие особых праздничных обычаев — День памяти героев Израиля, День Независимости, День Иерусалима, Йом а-Шоа.
Основные черты еврейских праздников
Для еврейских праздников можно выделить основные черты:
1. Прекращение, запрет работы. Разрешается, однако, готовить пищу (последнее не распространяется на Шабат и Йом Кипур).
2. Предписание «веселиться» (кроме Йом Кипура и постов). В праздничные дни не соблюдают траура, и даже семидневный траур по умершему переносят на следующий за праздником день.
3. Праздничная трапеза. Порядок праздничных трапез в целом одинаков: сначала произносится благословение над вином (киддуш), затем совершается ритуальное омовение рук, после чего следует благословение на хлеб и собственно сама трапеза.
4. «Священное собрание», т. е. собрание всех членов общины для совершения праздничных церемоний и богослужения.
5. Проведение обряда «авдала» — разделение праздникаи будней, совершаемое в конце праздника.
6. Все еврейские праздники начинаются вечером, с заходом солнца, так как считается, что в этот момент зарождается новый день. Как сказано: «И был вечер, и было утро — день один».
Кроме того, для каждого праздника характерны отличительные обряды и церемонии (а до разрушения Храма в 70 г. н. э. — жертвоприношения, которые были после этого события отменены). В принципе все названные черты не являются чем-то специфическим, присущим только еврейским праздникам. Веселый характер праздника, устройство праздничных пиров, участие в священных церемониях, прекращение будничных занятий — все это в той или иной мере характерно для любого архаического праздника.
Еще одной из отличительных черт еврейских праздников, начиная с библейской эпохи, была их массовость, вовлеченность в праздничное действо всех, без различия пола, возраста и социального статуса. В Ветхом Завете предписывается праздновать и веселиться мужчинам и женщинам, свободным и несвободным, а также живущим «среди сынов Израиля» иноземцам.
Траурные дни
В еврейской истории есть четыре особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, Храма и рассеянием еврейского народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями.
– 10-е Тевета– начало осады Иерусалима Навуходоносором
– 17-е Тамуза– первый пролом в стене Иерусалима
– 9-е Ава– дата разрушения Храмов – Первого и Второго
–3-е Тишрея – Пост Гедалии– убийство Гедалии, последнее следствие разрушения первого Храма– полное изгнание евреев из Израиля.
Хотя посты и установлены в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных евреями, но все же скорбь не является главным содержанием этих дней. Основная цель постов – пробуждать сердца и прокладывать путь к раскаянию, напоминать о дурных поступках, о событиях, которые привели к несчастьям. Размышления о грехах приводят нас на путь исправления. Общественные посты установлены для того, чтобы еврейский народ пробудился для раскаяния, вспоминая. Чтобы несчастья прекратились, каждый человек должен задуматься над своими поступками, осознать и раскаяться.
Семейная жизнь.
Семейная жизнь евреев определялась законами Торы и традициями, восходящими к далекой древности. Библейское благословение «плодитесь и размножайтесь» было обязательной религиозной заповедью для евреев. Женились рано, юноши — в 18 лет, девушки — в 14 — 15 лет.
Для молодого человека, собиравшегося жениться, существовало 10 заповедей. Не одобрялась женитьба ради богатства, жениться советовалось на девушке из хорошего дома. «При выборе жены будь осторожен»; «Продай последнее, что имеешь, и женись на дочери ученого человека»; «Не бери жену из более богатого дома, чем твой»; «Я не желаю сапога, который слишком велик для моей ноги», «Радость сердца — жена», «Наследие Бога — сыновья». Так еврейских мальчиков заранее готовили к семейной жизни.
Девочка знала только одно — что ей надо научиться быть доброй и рачительной хозяйкой и, если даже отец в детстве сосватал ее, ей будет дано право сделать свой собственный выбор. Закон считал желательным, чтобы родители не торопились с обручением, пока дочь не решит, нравится ли ей жених.
Сразу после помолвки родители жениха и невесты заключали письменный договор. Это юридический документ, в котором указывались размеры приданого и время свадьбы. Непременным условием было то, что родители жениха и невесты после свадьбы должны предложить молодым и кров, и стол в течение двух лет. В договоре оговаривалось, что если одна из сторон нарушит его без уважительной причины, то нарушившие платят штраф. Договор можно было расторгнуть, но если жених посылал подарки, и их принимали, то договор становился законом. «Ктуба» — брачный договор — определял обязанности жениха и размеры приданого с каждой стороны.
Как правило, свадьбы игрались осенью. В назначенный день, когда родные и близкие сопровождали жениха и невесту, играл еврейский оркестр: скрипка, лютня, цимбала и бубны. Гости находились в синагоге или на площади возле нее. Жених и невеста становились под свадебный балдахин. Жених одевал невесте кольцо и произносил традиционные слова: «Этим кольцом посвящаешься ты мне согласно вере и закону Моисея и Израиля». Раввин читал «Ктубу», а затем он или кантор пел семь свадебных благословений. Жениху давали в руки стакан, и он разбивал его в память разрушенного Иерусалимского храма. Так заканчивалась религиозная часть свадебного обряда.
Далее свадьба носила светский характер. Пели о женихе, о невесте, о матерях. Невеста исполняла танец с платком, с ней танцевали только мужчины. На второй и третий день молодожены приглашались в гости. А дальше шли будни. Особенностью семейной жизни была ее замкнутость, что и определяло ее чистоту и крепость. Нарушение супружеской жизни немедленно вызывало суровое осуждение общины.
Свадебная церемония состоит из обручения (кидушин) и бракосочетания (нисуин).
— Кидушин: жених надевает невесте на палец кольцо и произносит: ГАРЕЙ АТ МЕКУДЕШЕТ ЛИ БЕТАБААТ ЗУ КЕДАТ МОШЕ ВЕЙИСРАЭЛЬ! ВОТ: ТЫ ПОСВЯЩАЕШЬСЯ МНЕ В ЖЕНЫ ЭТИМ КОЛЬЦОМ ПО ЗАКОНУ МОШЕ И ИЗРАИЛЯ!
При совершении кидушин должны присутствовать два правомочных свидетеля.
— Нисуин: жених и невеста стоят под хупой (свадебным балдахином); прочитываются семь специальных благословений (шева брахот). Обряд нисуин должен происходить в присутствии миньяна.
После обручения читают ктубу — брачный контракт, документ, в котором перечисляются обязанности мужа по отношению к жене.
Обручальное кольцо должно быть без камней. Кольцо, вручаемое невесте, нельзя одалживать или брать напрокат, поскольку оно является подарком, а не просто символом свершившегося брака. Поэтому кольцо должно быть собственностью жениха. Если он хочет использовать для церемонии фамильную драгоценность, он обязан купить такое кольцо у законного владельца или получить его в подарок.
В конце церемонии бракосочетания принято разбивать стакан в память о разрушении Храма.
Сразу же после бракосочетания молодожены уединяются на короткое время в отдельной комнате.
После церемонии бракосочетания устраивают праздничную трапезу, во время которой вновь читают шева брахот. Большая мицва — веселить жениха и невесту. Музыка, танцы и песни традиционно сопровождают все еврейские свадьбы.
Бракосочетания не проводят в субботу, праздники, с 17 тамуза до Девятого ава, в посты и в период между праздниками Песах и Шавуот.
Запрещенные браки
Связь между евреем (еврейкой) и нееврейкой (неевреем) не признается браком, даже если она скреплена официальным гражданским актом той или иной страны. Человек, состоящий в таком «браке», считается неженатым. Статус ребенка, рожденного от подобной связи, зависит от того, является ли еврейкой его мать. Если мать — еврейка, ребенок — еврей (он не считается незаконнорожденным); если мать — не еврейка, ребенок — не еврей.
Тора запрещает жениться не только на кровных родственниках — матери, дочери, сестре, внучке, тете (как со стороны матери, так и со стороны отца), но и на бывшей жене или вдове сына, отца, дяди, брата. К этой категории относятся также кровные родственники жены, то есть ее мать, сестра (но разрешается заключить брак с сестрой покойной жены) и дочь (от предыдущего брака). Запрещено вступать в брак с женщиной, не получившей законный развод по еврейским законам (гет).
Ни при каких обстоятельствах вышеназванные связи не могут считаться браком, даже если они «узаконены» каким-либо гражданским актом. Для прекращения таких связей не требуется гет. Дети. родившиеся в результате подобных связей, являются незаконнорожденными (мамзерим). «Не оскверняйтесь ничем этим. Ибо все эти мерзости делали люди этой земли. Тот, кто совершит какую-нибудь из этих мерзостей, душа его истреблена будет из среды его народа. Соблюдайте же закон Мой и не поступайте по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, чтобы не оскверниться ими» (Вайикра. 18-24.27.29.30).
Ребенок, рожденный незамужней женщиной, как бы это ни противоречило еврейской морали, не считается незаконнорожденным и нисколько не ущемлен в правах.
По закону Торы (Вайикра, 21:6,7) когену нельзя жениться на:
— женщине, освобожденной от левиратного брака ;
— женщине, родившейся нееврейкой и перешедшей в еврейство;
— женщине, известной своим беспутством или состоявшей в запрещенной связи;
— женщине, родившейся в результате незаконного брака. Если коген все же вступил в такой брак, он теряет свой статус. Его дети не являются мамзерим, но называются халалим — «оскверненные» — и лишаются права исполнять обязанности коганим. Девочка (халала) не может выйти за когена замуж.
Еврейская кухня
Блюда, созданные еврейской кухней, могут рассказать об истории, образе жизни, национальных вкусах народа. Определенный след оставили в еврейской кухне религиозные обычаи, которые наложили специфические ограничения на выбор и смешивание определенных видов продуктов. Так, ни в блюдах, ни в меню нельзя сочетать мясо (или птицу) и молоко. Не разрешается к употреблению кровь и свинина.
В еврейской кухне отчетливо видны и элементы рационального питания. Из продуктов животного происхождения наибольшей популярностью пользуются рыба и мясо птицы, которые являются продуктами высокой пищевой и биологической ценности, так как они содержат значительное количество полноценных белков, витаминов, минеральных веществ, легко усваиваемых организмом.
В еврейской кулинарии ограничено применение пряностей как по ассортименту (лук, чеснок, хрен, укроп, черный перец, имбирь, корица, гвоздика), так и по количеству. Все направлено на сохранение нерезкого, естественного вкуса блюд. При изготовлении блюд, в основном, используются щадящие приемы тепловой обработки — припускание, отваривание, слабое тушение с добавлением воды под крышкой.
Характерной особенностью еврейской кухни является использование топленого гусиного или куриного жира. Им заправляют холодные закуски, используют для пассерования лука, моркови и других кореньев, добавляют непосредственно в фарш.
Наиболее излюбленными блюдами являются фаршированная рыба, бульоны с гренками, домашняя лапша и др. Летом, в первую очередь, употребляют холодные супы. Из вторых блюд предпочтение отдается цимесам, кисло-сладкому мясу, фаршированным блюдам (фаршированной курице, фаршированным шейкам). Ярким проявлением особенностей еврейской кухни являются изделия из теста, разнообразные по форме, приготовлению и начинкам, Излюбленным при этом является применение меда, мака, корицы.
Вообще же, своеобразие еврейской кухни состоит в несложном составе блюд и быстром их приготовлении.
ИУДАИЗМ
ИУДАИЗМ — ревнейшая монотеистическая религия мира, исповедуемая преимущественно евреями.
Наряду с христианством и исламом иудаизм принято относить к авраамическим религиям. Имеющий своим источником священные тексты иудаизма называют также «религией книги». Термин ’?????????? появился в еврейско-эллинистической литературе на рубеже эр (2 Макк. 2:21) для обозначения еврейской религии как антитезы эллинистическому язычеству.
Возникновение и развитие
Согласно представлениям иудаистов, иудаизм возник во II-м тысячелетии до н. э. в среде западно-семитского скотоводческого и земледельческого населения Восточного Средиземноморья. В научной литературе существует точка зрения, согласно которой иудаизм как целостная религия формировался на протяжении 1-й половины I-го тысячелетия до н. э.
Последователи иудаизма считают, что первым евреем был патриарх Авраам авину (Авраам, отец наш), с которым Бог заключил брит (договор, союз; в христианской традиции — завет) о том, что Он умножит потомство Авраама, будет его потомству Господом и защитником и даст ему во владение Страну Израиля (т. н. Землю обетованную), а потомки Авраама возьмут на себя миссию исполнения предписанных Богом заповедей (мицвот) (Быт. 15:1-21). В соответствии с предсказанием, данным во время заключения брита, потомки Авраама попали в рабство в Египет на 400 лет, откуда их чудесным образом вывел пророк Моше рабейну (Моисей, великий наш). Во время Исхода из египетского рабства (за которым последовало 40-летнее странствие по пустыне, где должны были умереть все бывшие рабы, чтобы только люди, рождённые свободными, вошли в Землю обетованную) Бог на горе Синай через Моисея даровал еврейскому народу Боговдохновенную Тору (Закон), известную как Пятикнижие Моисеево.
Этот акт, т. н. Синайское откровение, знаменует собой, согласно иудейской традиции, начало существования еврейского народа и принятие им иудаизм. На протяжении последующих более чем тысячи лет, в период образовавшейся еврейской государственности, центром развития иудаизма и единственным разрешённым местом культового служения был Иерусалимский храм (Первый храм просуществовал с X века до н. э. до 586 года до н. э.; Второй храм — с конца VI века до н. э. до 70 года н. э.). В этот период сформировались основы храмового иудаизма как религиозной системы и завершилось написание священной книги иудаизм — Танаха (в христианстве Танах почитается как Ветхий Завет Библии). В период существования Первого храма от ещё не окончательно сформировавшегося иудаизма отделилось учение самаритян, признающих в качестве священных книг только Пятикнижие и Книгу Йеошуа (христианская Книга Иисуса Навина).
В I веке до н. э., во время римского господства над евреями, в иудаизме выделился ряд направлений: цадоким (саддукеи) — приверженцы строгого храмового культа; аскетическая мессианская община «Сыны света» (бней-ор), которую принято отождествлять с ессеями (предполагают, что с последними связано появление первых иудеохристианских общин); прушим (фарисеи) — сторонники демократизации учения и расширения сферы обычного права, т. н. Устной Торы. Только последнее течение пережило разрушение римлянами Иерусалимского храма в 70 году н. э., изгнание римлянами евреев из Иудеи и дало начало современному иудаизму, называемому, в отличие от храмового, раввинистическим.
Лишённые Храма, бывшего центром национальной, культовой и духовной жизни, евреи в диаспоре в середине II века н. э. поставили задачу «построить ограду вокруг Торы», т. е. заменить культовую храмовую службу системой религиозного и обычного права (галаха), регулирующего жизнь еврейских общин. Вскоре после изгнания евреев из Иудеи завершилась работа над созданием иудейского, т. н. масоретского, канона Танаха, делящегося на три части: Тора («Учение»), включающая книги Брешит («В начале», христианское наименование — Бытие), Шмот («Имена», христианское — Исход), Вайикра («И воззвал», христианское — Левит), Бемидбар («В пустыне», христианское — Числа), Дварим («Слова», христианское — Второзаконие); Невиим («Пророки»), включающая книги Йеошуа (христианская Книга Иисуса Навина), Шофтим (Книга Судей), 1-я и 2-я Шмуэль (пророка Самуила, в русском синодальном переводе — 1-я и 2-я Книги Царств), 1-я и 2-я Мелахим (Книги Царей, в русском синодальном переводе — 3-я и 4-я Книги Царств), Йешайя (пророка Исайи), Йирмеяу (пророка Иеремии), Йехэзкель (пророка Иезекииля), Терей-Асар (книги 12 Малых пророков); Ктувим («Писания»), включающая книги Теилим («Восхваления», христианское — Псалтирь), Мишлей («Притчи», христианская Книга Притчей Соломоновых), Ийов (Книга Иова), Мегилот [«Свитки», состоит из 5 отдельных книг: Шир аширим (Песнь Песней), Рут (Руфь), Эйха (Плач Иеремии), Коэлет (Экклезиаст), Эстер (Есфирь)], Даниэль (пророка Даниила), Эзра (пророка Ездры), Нехемия (пророка Неемии), 1-я и 2-я Диврей-айамим («Хроники», христианское — Паралипоменон).
Для иудаизма как «религии книги» характерна богатая комментаторская традиция священных текстов. В начале III века завершилась кодификация свода галахических норм, а также преданий — создана Мишна («Толкование»), или Шас (Шиша сдарим — «Шесть порядков»), которая вместе с написанным к ней в III-V веках экзегетическим сводом Гемара (арамейское — завершение) составила Талмуд. Именно Талмуд стал основой жизни последователей иудаизма. Танах и Мишна написаны на иврите с незначительными вкраплениями арамейских текстов, Гемара — главным образом на арамейском языке, т. н. Иерусалимский Талмуд — на западном, Вавилонский Талмуд — на восточном диалекте арамейского языка. Т. о., в Средневековье иврит и арамейский язык стали «метаязыками» еврейской цивилизации. В VIII веке в Багдадском халифате от иудаизма отделилась секта караимов (от еврейского ????? — читающие, т. е. признающие только Письменный Закон, но не Устный), отвергающая Талмуд как правовой и экзегетический свод.
В XII веке раввин и философ Маймонид (иначе — Рамбам) в обширном комментарии к Талмуду «Мишне Тора» («Толкование Торы») сформулировал в традиции аристотелизма основную догматику иудаизма. В XVI веке раввин иудаизма Каро составил популярный талмудический компендиум «Шулхан арух» («Накрытый стол»), ставший практическим руководством по талмудическому праву, принятым ортодоксальным иудаизмом.
В иудаизме наряду с нормативным направлением возникли мистические школы, известные под общим названием каббала (наследие). Влиятельный центр каббалистического учения во главе с раввином иудаизма Лурия, или Ари, сложился в XVI веке в городе Цфат в Галилее. Одним из наиболее известных мистических направлений стал хасидизм. Зародившийся в XVIII веке в Подолии и вскоре охвативший значительную часть приверженцев иудаизма в Восточной Европе, он с конца XIX века распространился практически по всей еврейской диаспоре, а с середины XVIII века и в Палестине.
Начавшееся под влиянием идей Французской революции XVIII века движение за еврейскую эмансипацию, «гаскала» (просвещение), привело к кризису ортодоксального иудаизма и возникновению реформистского направления, стремившегося приспособить практику иудаизма к нормам европейского образа жизни. Евреи, недовольные радикальным отходом раннего германского реформизма от традиционных норм средневекового иудаизма, в середине XIX века создали т. н. консервативное направление в иудаизме, выступавшее за постепенность реформ и синтез их с частью галахических норм.
В современном Израиле доминирует ортодоксальный иудаизм, внутри которого в начале XX века сложилось сионистское направление Мизрахи (сокращение от еврейского — духовный центр). Теология сионистской ортодоксии нашла выражение в трудах первого главного ашкеназского раввина Палестины А. И. Кука. Продолжают оставаться влиятельными и несионистские фундаменталистские направления, получившие в Израиле название «харедим» (еврейский — богобоязненные). Наиболее фанатичным среди последних стала иерусалимская школа Нетурей карта (арамейское — стражи города), отрицающая национальный характер иудаизма и поэтому не признающая легитимности светского государства Израиль. Среди израильских харедимов развивается сионистское направление, известное под названием «хардал» (нац.-религиозные харедимы). Большинство евреев США являются приверженцами трёх школ неортодоксального иудаизма: реформизма, консерватизма и реконструкционализма. Теологические основы неортодоксального иудаизма нашли наиболее полное выражение в трудах американского раввина М. Каплана.
В современной России иудаизм представлен тремя крупными течениями: ортодоксальным, хасидизмом, реформистским (или прогрессивным; первая реформистская община в СССР возникла в 1989 году), объединяющимися в две наиболее влиятельные организации — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), в который входят ортодоксальные и реформистские общины, и действующую под эгидой любавичского хасидизма Федерацию еврейских общин России (ФЕОР). И. официально признан одной из четырёх традиционных религий России.
Вероучение
Теологию иудаизма пронизывает противоречивое сочетание универсалистских и партикуляристских принципов. В основе их лежит строгое монотеистическое представление (смотрите Монотеизм) о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, Творца и Источника всего сущего. Бог бестелесен и неантропоморфен, несмотря на то что человек создан Им по Его образу и подобию. Непостижимость Бога обусловливает запрет на Его изображение (Исх. 33:20). Табуировано само произнесение имени Божия, т. н. тетраграмматона из 4 букв ???? — «yod, hеy, waw, hеy» (реконструировано сторонниками критической школы как Яхве); имя Божие заменяется эвфемизмами. Богослужение, подразделяющееся на разнообразные изводы (наиболее распространёнными являются «ашкеназ», «сфарадим» и бытующий у хасидов «сефарад»), включает обязательное повторение два раза в день слов «слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един» (Втор. 6:4). Бог является не просто создателем мира (согласно воззрениям иудейских мистиков, создателем множества миров), но и стражем его гармонии и устойчивости, определяемой действиями Божественных заповедей. Монотеистический принцип предполагает строгое отвержение многобожия и любых форм язычества, поклонения рукотворным образам.
При сотворении Бог наградил человека свободой воли и выбора, но повелел исполнять заповеди, которые выражают идею добра и регулируют правильное поведение. Первый завет, заключённый Богом с праотцем человечества Ноем, включает в себя т. н. Семь заповедей сынов Ноя, универсальных для всего человечества. Они состоят из запретов идолопоклонства, богохульства, кровопролития, воровства, кровосмесительных связей, употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеления жить по законам. Принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых необязательно для др. народов. Большинство из них определяет нормы бытового поведения, пищевые правила (кашрут), хозяйственные установления, правила ритуальной чистоты (устаревшие в изгнании), гигиенические нормы, запреты на смешение несовместимых сущностей (килаим) — льна и шерсти, молока и мяса, злаков и бобовых, двух разных тягловых животных в одной упряжке и т. д. Специальные предписания касаются культовой сферы, соблюдения праздников. Особо выделяется т. н. Декалог, или Десять заповедей, содержащий универсальные религиозные, этические и поведенческие нормы: единобожие, запрет идолопоклонства, запрет на произнесение имени Бога всуе, соблюдение святости субботы, почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения.
Монизм определяет характер иудаистской теодицеи, в которой зло рассматривается как недостаток добра, вызванный стихийным действием человеческой свободы воли. Вместе с тем мистические течения в иудаизме склонны к большему дуализму и признанию отдельной сферы зла (ситра ахара), которая в конечном счёте также имеет Божественное происхождение. Тема свободного выбора доминирует и в теологеме договора (брит), т. е. двустороннего свободного выбора: Богом — еврейского народа для несения им универсальной миссии священства и евреями — Бога для служения Ему. Договор порождает концепцию избранничества еврейского народа, понимаемого как готовность к следованию договору и выполнению заповедей. Отклонения от заповедей, возникающие вследствие действия принципа свободы воли, рассматриваются как грехи и влекут за собой воздаяние не только в потусторонней, но и в земной жизни. Т. о., справедливость, этическая и социальная, заключённая в заповедях, становится одним из императивов иудаистской догматики.
Концепция бессмертия души, существования загробной жизни и грядущего воскресения мёртвых не отражена непосредственно в Торе и имеет в иудаизме относительно позднее происхождение, восходящее к эсхатологическим течениям рубежа эр. Мистические направления в иудаизме принимают понятие метемпсихозы, т. е. переселения душ (гилгул).
Изгнание и бедствия, обрушивавшиеся на еврейский народ, рассматриваются в иудаизме как составная часть воздаяния за отклонения от правильного выполнения заповедей и как бремя избранничества. Избавление от бедствий и гонений (геула) принесёт царь-избавитель машиах (буквально — помазанник, смотрите Мессия), потомок Йишая (Иессея) — отца царя Давида. Появлению мессии должен предшествовать приход предмессии, потомка Иосифа, а также стремительное умножение зла в мире. Вера в пришествие мессии, являющаяся одним из обязательных догматов, предполагает наступление «золотого века», воскресение мёртвых, появление «небесного Иерусалима» и чудесное перенесение в него всех евреев, рассеянных по миру (смотрите Иерусалим в мировых религиях). Концепция Сиона и Иерусалима как утраченной славы и родины имеет в иудаизме не только трансцендентный, но и земной характер. Вера в конечное возвращение в Сион (алия), воплощённая в ежедневной молитве (амида) и пасхальном пожелании: «В следующем году в Иерусалиме», — стала идеологической основой сионизма, еврейского национально-освободительного движения XIX-XX веков, приведшего к воссозданию еврейской государственности в Стране Израиля. Соответственно, пребывание в диаспоре рассматривается как изгнание (галут, голус), вследствие чего евреи диаспоры, несмотря на часто большую давность проживания на какой-либо территории, никогда не претендовали на то, чтобы быть частью коренного населения, и считали себя пришельцами.
Религиозные практики
Праздники иудаизма приурочены к определённым датам еврейского лунно-солнечного календаря (имеющего 19-летний цикл: 12 лет по 12 месяцев и 7 високосных лет по 13 месяцев); в то же время считается, что празднуемые события — это явления трансцендентного мира, не зависящие от человека.
Главным праздником считается шабат (суббота), день отдыха. Основу субботних и праздничных богослужений составляет чтение Писания — Торы и Пророков. Существует годичный цикл чтения Писания (в древности было два цикла — годичный и трёхгодичный). Наступление субботы (эрев шабат) отмечается в пятницу вечером праздничной трапезой и специальным ритуалом после восхождения первых трёх звёзд. В субботу возбраняются всякая работа, связанная с появлением новых субстанций (в т. ч. зажигание огня), передвижение транспортными средствами и др. нарушения покоя. С «царицей-субботой» связаны многочисленные фольклорные произведения и народные обычаи.
Наиболее важными, после субботы, праздниками являются Йом киппур, или Йом-акиппурим (Судный день), сопровождающийся строгим постом, особым богослужением и покаянными обрядами, и Рош ашана (Новый год), отмечаемые соответственно в 10-й и 1-й дни осеннего месяца тишрей. Дни между этими двумя праздниками считаются «грозными днями» (йамим нораим), т. к. в этот период решается судьба каждого человека на следующий год.
К наиболее значимым праздникам принадлежат и т. н. «три праздника паломничества» (в древности в эти дни совершались обязательные паломничества в Иерусалим). Первый из них — Песах (Пасха), начало которого приходится на 14-е число весеннего месяца нисан. Сложный пасхальный ритуал, т. н. пасхальный порядок (седер), является домашним ритуалом, он совершается в каждой семье за накрытым столом и посвящён памяти об Исходе из Египта, обретению свободы, наступлению весны и началу созревания первого «снопа». Жатва его наступает через 50 дней на праздник Шавуот (Пятидесятница), приходящийся на летний месяц сиван и посвящённый дарованию Торы. Последний паломнический праздник Суккот (Кущи) отмечается осенью, в месяц тишрей, посвящён памяти о 40-летнем скитании в пустыне и осеннему урожаю.
На Суккот строят специальные шалаши с открытой крышей, в которых живут и едят все дни праздника. Не восходящие непосредственно к тексту Торы зимний праздник Ханука (начинается 25 кислева и длится 8 дней) в память Маккавейских войн и весенний — Пурим (14 адара), отмечающий чудесное спасение евреев царицей Эстер от неминуемого истребления, пользуются популярностью, с ними связаны специальные обычаи (зажигание ханукальных огней, карнавалы и мистерии пуримшпил на Пурим и др.). Праздник Симхат Тора (Радость Торы) знаменует завершение годового цикла чтения Торы. Существует ряд менее значительных праздников и постов.
Наряду с праздничными обрядами, в иудаизме существует развитая система обрядов жизненного цикла. На 8-й день после рождения над мальчиками совершается обрезание (брит мила) в форме циркумцизии, символизирующее вхождение в договор с Богом. Совершеннолетие достигается в 13 лет и отмечается специальным обрядом бар-мицва, т. е. вхождением в возраст, когда для мужчины становится обязательным исполнение мицвот. Совершеннолетие девочек в 12 лет (бат-мицва) справляется в форме особого ритуала только в неортодоксальных направлениях иудаизма, в современном Израиле отмечается как домашний и школьный праздник. На свадьбе (хатуна) жених и невеста обмениваются кольцами, стоя под балдахином (хупа), старший произносит специальные благословения по этому поводу. Погребение усопшего должно быть произведено в кратчайший возможный срок после смерти; хоронят в саване, иногда в гробах без дна или из легко гниющего дерева. Трупоположение жёстко не фиксировано, кремация запрещена.
Организация общин
Священство существовало только в храмовом иудаизме, где выделялись две категории священнослужителей — коаним (жрецы) и левиим (левиты). Их потомки до сих пор выполняют специфические ритуальные функции и соблюдают дополнительные запреты; например, коаним не должны находиться под одной крышей с мёртвым телом, жениться на вдове или разведённой и др. Центральной фигурой в раввинистическом иудаизме является раввин (рав), в сефардских общинах — хахам, дипломированный знаток религиозной традиции, имеющий право быть духовным наставником общины, входить в состав религиозного суда, преподавать в религиозном училище. В ортодоксальном иудаизме раввинами могут быть только мужчины, неортодоксальные направления с недавнего времени признают право на раввинский и канторский статус и за женщинами. В общине выделялись следующие статусы: габай — глава общины, хазан (кантор) — руководитель общественной молитвы, даян — судья, шамаш — служка, шохет — резник, резавший скот и птицу в соответствии с предписаниями кашрута, моэль, проводивший обрезание.
Центром религиозной и общественной жизни, местом для коллективной молитвы, изучения Торы, проведения общественных собраний является синагога. Её статус определяется наличием специального киота для хранения свитков Торы (арон акодеш), помещаемого в обращённой к Иерусалиму стене (мизрах). В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины отделены друг от друга перегородкой, стеной или располагаются на разных уровнях. В реформистских и консервативных синагогах, называемых часто храмами, мужчины и женщины сидят вместе. При синагогах обычно имеется специальное помещение для ритуальных омовений (миква). Синагога находится, как правило, в собственности и распоряжении общины (кеила), состоящей не менее чем из 10 мужчин старше 13-летнего возраста (миньян).
Традиционно кеила была единственной формой организации иудаистов после разрушения Второго храма. В Новое время нередко под давлением властей стали предприниматься попытки создания более крупных объединений. В Речи Посполитой в XVI-XVIII веках существовали т. н. ваады (комитеты), координировавшие организационную и фискальную деятельность общин. В XIX веке в европейских странах стали возникать признанные государством религиозные объединения иудаистов в масштабах страны — консистории. В Израиле действует введённый в начале XX века британскими мандатными властями Верховный раввинат, государственное учреждение, возглавляемое двумя верховными раввинами — ашкеназским и сефардским.
Последователи. В соответствии с галахой, последователем иудаизма считается каждый человек, рождённый от матери-еврейки или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом. «Закон о возвращении» современного Государства Израиль, идеологически базирующийся на религиозной концепции «кибуц галуйот», т. е. собирания рассеянных в диаспоре евреев вокруг Сиона, признаёт право на репатриацию не только за иудаистами по галахе, но также и за членами их собственных семьи, семей их детей и внуков.
Адепты иудаизма расселены по всему миру. Почти все они — евреи по этнической принадлежности. Активный прозелитизм и миссионерство не практикуются, но вступление иноверцев в иудаистскую общину допускается, хотя и затруднено. Прозелиты (геры), прошедшие ритуал обращения (гиюр), по законам иудаизма становятся евреями, им запрещается напоминать об их нееврейском происхождении. Тем не менее существует ряд периферийных групп, осознающих в той или иной степени своё отличие от евреев. Это относится к караимам и самаритянам, различным группам иудействующих в Африке (Эфиопия, Зимбабве, Уганда, ЮАР), Юго-Восточной Азии (Мьянма, Индия, Япония, Филиппины), Латинской Америке (Мексика, Бразилия, Перу), в США и др. странах. Потомки евреев, насильственно обращённых в христианство или ислам, но продолжавших тайно сохранять элементы иудаизма, назывались криптоиудеями. В России живут иудействующие сектанты, известные как субботники, и геры, частично обладающие нееврейской этнической идентификацией.
Существующая государственная статистика даёт возможность лишь ориентировочно определить численность последователей иудаизма. В некоторых государствах переписи учитывают именно религиозная принадлежность (большинство западных стран), в других же случаях, в частности в СССР и возникших на его территории странах, — только национальная принадлежность. Организованные общины последователей иудаизма имеются в 110 странах мира. Религиозные объединения иудаистов численностью более 100 тыс. человек существуют (по мере убывания) в США, Франции, Канаде, Великобритании, России, Аргентине, Германии, Австралии, Бразилии, Украине.
Искусство
Иудейское искусство, основанное на древних традициях и обрядности, восходящих к периоду расцвета Иудейского царства и Израильского царства, было аниконическим, т. е. неизобразительным. Оно чутко воспринимало веяния времени и в античную и ранневизантийскую эпохи мало чем отличалось от искусства др. ближневосточных религий. Тем не менее при внешней стилевой общности были выработаны типы зданий, формы художественных изделий, композиции и мотивы орнамента, связанные исключительно с иудаизмом и отражающие стремление евреев сохранить собственную древнюю цивилизацию, противостоять экспансии эллинистических идеологии и культуры.
Деятельность художников времён царя Ирода I Великого более всего была связана с оформлением грандиозного Иерусалимского храма, перестройка которого, заранее подготовленная, началась около 20 года до н. э. и длилась 46 лет. Прямоугольная платформа на вершине горы Мориа, где некогда стоял Первый храм, или Храм Соломона, а затем небольшое святилище времён возвращения евреев из вавилонского плена (конец VI века до н. э.), была удвоена из-за сооружения вокруг горы огромных каменных опорных стен; от них сохранилась лишь небольшая часть, известная как Западная стена, или Стена Плача. В соответствии с еврейской традицией, храм представлял собой комплекс помещённых один в другой дворов, в т. ч. общественных — Двор Израиля с большим алтарём, бойней для заклания жертвенных животных и столами пожертвований; огромный Двор женщин с угловыми залами (для верующих, принявших обет воздержания; для больных проказой; для хранения лампадного масла).
Размещённый в глубине закрытого внутреннего двора собственно храм (как и Храм Соломона) состоял из трёх частей — портика, зала и Святого Святых — закрытого помещения, отделённого двойной завесой и доступного только первосвященнику. Положенный в основу композиции древний принцип бит-хилани (буквально — дом галереи) здесь воплотился в величественных формах римской ордерной архитектуры. Мраморный, замкнутый оградой ансамбль с торжественной анфиладой открытых и закрытых пространств и объёмов отличался великолепием драгоценного убранства, сиянием золота на архитектурных украшениях, обшивке храмовых стен, культовой мебели и утвари. Особое значение среди ритуальных сосудов придавалось золотому светильнику (меноре), воспроизводившему священный семисвечник, который, согласно Библии, по указанию Бога Моисей должен был сделать из «чистого золота» и ставить «вне завесы ковчега откровения в скинии собрания, от вечера до утра всегда» (Лев. 24:3).
В 70 году н. э. римляне, закрепив разрушением Храма свою победу над восставшей Иудеей, среди трофеев увезли в Рим и менору, известную лишь по изображению на арке Тита в сцене триумфального шествия римских воинов. С ликвидацией иудейской государственности менора стала одним из главных и наиболее часто изображаемых символов иудаизма. Обычно она представляет собой металлический светильник на пирамидальном или коническом основании, с 7 (в ханукальной меноре — с 9) лампадами (из глины или стекла), венчающими на одном уровне 7 (или 9) ветвей [центральную и по 3 (или 4) боковых, симметрично примыкающих с каждой стороны]; ветви образуют 3 или 4 подобных, обращённых кверху полукружия или полуквадрата.
Со II-III веков важнейшую роль в религиозной жизни и искусстве иудаизма стала играть синагога. В ранних синагогах ориентированный на Иерусалим фасад нередко обильно украшали каменной резьбой, в то время как интерьер был почти лишён декора; синагога в Дура-Европос (244-245 годы) в этом смысле была исключением. С конца III века внутри синагоги, на стороне, обращённой к Храмовой горе, стали устанавливать киот для хранения свитков Торы, т. н. Ковчег Торы (Ковчег Святыни), который в ранних постройках предположительно находился в отдельном помещении и вносился в зал во время службы. Ковчег Святыни занимал почётное место у стены либо был заключён в эдикулу (в римское время), нишу (с III века) или апсиду (с конца VI века), в полу которой устраивалось место для генизы — архива вышедших из употребления свитков Торы и религиозных книг. Перед нишей или апсидой возводилась каменная платформа — бима, возможно предназначавшаяся для чтения Торы. В поздних постройках (V-VII века) Ковчег Святыни и главный вход размещались на противоположных торцовых сторонах. Некоторые синагоги имели примыкающий к основному зданию перистильный двор.
На почётных местах синагоги располагались иудейские символы: «печать Соломона» (пентаграмма), «щит Давида» (шестиконечная звезда), Ковчег Святыни, менора, а также изображения шофара — трубного рога и употребляемого на праздник Суккот букета «четырёх видов» (ветви пальмы, мирта, ивы и цитрусовый плод).
Иллюстрации:
Западная стена (Стена Плача)в Иерусалиме – часть платформы разрушенного Иерусалимского храма. Взято с архива БРЭ.
Свиток Книги пророка Исайи. 100 до н. э. Израильский музей (Иерусалим). Взято с архива БРЭ.
Интерьер синагоги «Абохав» (16 в., перестроена в 1837–47) в г. Цфат (Израиль).Взято с архива БРЭ.
Футляры со свитками Торы. Иран. 1873–1913. Израильский музей (Иерусалим). Взято с архива БРЭ.
Молитва в синагоге любавичских хасидов. Московский еврейский общинный центр. Взято с архива БРЭ.