Традиции сенегал

18 интересных фактов о Сенегале

Сенегал – небольшое западноафриканское государство. Некогда эти земли, как и почти вся остальная Африка, находились под контролем европейских колонизаторов, в результате чего частично была вытеснена местная культура. Впрочем, после обретения Сенегалом независимости местные традиции и обычаи укрепились, и, надо заметить, некоторые из них весьма необычны и любопытны.

Факты о Сенегале

  1. Национальным символом Сенегала является баобаб – эти деревья нельзя вырубать, и даже залезать на них запрещено без специального разрешения. Баобаб широко используется в местной кухне, наибольшей популярностью пользуется рубиново-красный сок из его плодов (см. интересные факты о баобабах).
  2. Сенегальская кухня считается одной из лучших среди африканских стран, и постепенно завоевывает популярность по всему миру.
  3. Еду сенегальцы подают не в тарелках, а на специальных досках с выдолбленными в них углублениями.
  4. Страна получила свое название благодаря реке Сенегал, протекающей к югу от ее территории.
  5. В Дакаре, столице Сенегала, в 1964 году была построена Большая мечеть, входить в которую имеют право только мусульмане.
  6. В столице каждый год финиширует всемирно известное ралли Париж-Дакар.
  7. На острове Иль-де-Гори, расположенном недалеко от Дакара, есть тщательно реконструированный рынок рабов, который был возведен в 1786 году, а теперь является музеем африканской культуры и фольклора.
  8. В старейшем городе Сенегала, Сен-Луи, находится уникальное мусульманское кладбище, где все места между могилами увешаны рыбацкими сетями.
  9. У Сенегала есть национальный девиз: «Один народ, одна цель, одна вера».

  • Сенегал – страна с молодым населением, большей части граждан (58%) ещё не исполнилось 20 лет.
  • Сенегальцы очень любят пить чай с мятой, причем первая чашка – очень крепкая, во вторую добавляют несколько ложек сахара, а третья – просто невыносимо сладкая для непривычных к таким чаепитиям людей. Местные жители также предпочитают пить кофе с гвоздикой и перцем.
  • Крупных животных, помимо антилоп, в Сенегале почти нет – все они были истреблены.
  • После обретения независимости в 1960 году из Сенегала были изгнаны все европейцы. Так как образованных людей среди местного населения очень мало, этот шаг привел к краху промышленности и сельского хозяйства. Страна до сих пор живет преимущественно за счет гуманитарной помощи из-за рубежа.
  • Национальным видом спорта является так называемый «сенегальский рестлинг», или Laamb – этот вид единоборств представляет собой смесь из традиционного рестлинга и кулачных боев. Традиционно он использовался для того, чтобы молодые люди могли проявить свою силу и ловкость, и таким образом найти себе пару.
  • В Сенегале есть ярко-розовое озеро Ретба – вода, соленость которой достигает 40%, имеет необычный цвет из-за живущих в ней микроорганизмов. Содержание соли в озере в 1,5 раза выше, чем в Мертвом море.
  • На территории Сенегала находятся древние захоронения, которые датируются XI-XII веками. Они оформлены необычными каменными кругами, состоящими из 10-24 столбиков высотой до 250 сантиметров. Ученые пока не пришли к единому мнению о том, зачем были нужны эти удивительные кольца.
  • Почти вся сенегальская растительность сосредоточена на территории старейшего национального парка – Ниокола-Коба.
  • В Сенегале есть рыбацкая деревушка Жоаль-Фадиут, половина которой находится на суше, а вторая – на острове из ракушек, добытых местными рыбаками.
  • Обычаи и традиции Сенегала

    Ввиду большого количества проживающих в Сенегале народностей и племен, запомнить все обычаи и традиции местных народов просто не представляется возможным. Но ввиду того, что местные народы в большинстве своем принадлежат к сходным языковым группам, общение с ними обычно не составляет большого труда, особенно если говорить с ними по-французски.

    Сенегальцы в основной своей массе очень дружелюбны и приветливы. Это очень красивые люди (сенегальские женщины считаются самыми красивыми в Африке) с хорошо развитым чувством собственного достоинства. При всем при этом в стране проживает множество беженцев из соседних стран, поэтому в городах множество выходцев из Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Мали, Сьерра-Леоне и других африканских стран, которые и составляют основу так досаждающих туристам попрошаек. Так как непривычный к местному фенотипу взгляд европейца вряд ли отличит представителя народности «фульбе» от «волоф» или «серрер», коренным сенегальцам часто приписывают черты других народов Африки.

    При общении с местными жителями следует учитывать, что у них существует целая система знаков внимания и подчеркивания социального статуса собеседника, а также четкая дифференциация общества по родовому или кастовому признаку. Большую роль играют и религиозные нормы. Обычно ни одно серьезное решение не принимается без совета со стороны имама или «марабу» («святой», этот титул обычно носят проповедники и пожилые богословы). Незнание этих норм при общении может серьезно обидеть местного жителя, поэтому при посещении местной деревни или частного дома рекомендуется вежливо попросить старейшину или школьного учителя выступить в роли гида или переводчика. При встрече с местными жителями следует вежливо поздороваться с ними, поинтересоваться их делами и презентовать небольшой сувенир. Сами сенегальцы здороваются друг с другом столько раз, сколько раз встречаются, невзирая на то, что сегодня они уже виделись не один раз.

    Особенно щепетильным следует быть в товарно-денежных отношениях с местными жителями. Часто путешественники жалуются, что сенегальцы под любым предлогом пытаются выманить у гостя как можно больше денег за ту или иную незначительную услугу. Но в то же время сенегальцы возмущаются в случае попытки предложить им плату за некоторые вещи, например — за ночлег в частном доме, так как они считают это дружеской услугой гостю. Поэтому следует всегда досконально расспрашивать гида или переводчика об особенностях этикета той этнической группы, к которой относится собеседник. Но обычно вполне адекватной платой за гостеприимство считается небольшой ответный подарок хозяину дома, а также лекарства, продовольствие или некоторая сумма денег для нужд общины.

    В сенегальском доме перед едой положено вымыть руки из специального кувшина и вытереть их общим полотенцем. Обычно блюда подаются в глубоких эмалированных тарелках или горшочках, каждый на 3-4 порции. Мясные блюда местной кухни подаются не на тарелках, а на специальных досках с выдолбленными в них углублениями. Африканский суп из рыбы «киду» тоже подается по-особому — в глиняном горшочке, запечатанном сверху лепешкой из кукурузной муки. Рис, мясо и рыбу можно есть руками (следует брать пищу только правой рукой!), но во многих домах всегда есть на столе европейские столовые приборы, которыми можно пользоваться наряду с руками. Каждое блюдо подается отдельно, хотя может с самого начала стоять на столе. Хлеб и лепешки обычно разламывают руками и используют в качестве ложки. Салаты часто идут после главного блюда. На десерт обычно подают различные плоды, орехи колы (для жевания и очистки полости рта) и различные десерты, а за ними следуют кофе и чай. Существует множество маленьких столовых и кафе, в которых каждый компонент трапезы подается и оплачивается отдельно и выкладывается на тарелку в соотношении, указанном гостем.

    Следует обратить особое внимание на уважение местных жителей к баобабу. Эти деревья даже охраняются законом и их вырубка, а также лазание по ним без специального разрешения властей, запрещены.

    Подошвы ног не должны быть направлены в чью-либо сторону, обычно их поджимают под себя или сидят по-турецки. Не принято есть стоя или на ходу. Не стоит прикасаться к голове человека, даже если это ребенок. Нельзя обходить молящихся спереди. При входе в мечети и дома следует снимать обувь.

    Культурные традиции Сенегала. Мода

    Культурные традиции Сенегала. Мода

    Столица Сенегала, Дакар, некогда считался самым европейским городом Черной Африки. Но с тех пор, как сорок с лишним лет назад французы оставили страну, чем дальше, тем явственней в облике Дакара проступают африканские черты — включая и не самые приятные — грязь, нищета, перенаселенность… При всем том, даже в совсем бедных районах бросается в глаза — люди огромное внимание уделяют своей внешности. Сенегалец может носить заношенные до дыр штаны и рубашку, но они обязательно будут свежевыстиранными. И это мужчины, а уж сенегальские женщины — они не только, как принято считать, первые красавицы Африки, но и первые модницы. У сенегальских женщин стремление к красоте — в крови. Все они стараются одеться помоднее и покрасивее. И это не зависит ни от возраста, ни от того, состоятельны они или бедны.

    Спрос, как известно, рождает предложение. В Дакаре — а это как-никак многомиллионный столичный город — работают десятки (если не сотни) дизайнеров одежды. Случайно выяснилось, что одну из них зовут Дашей, так что мы просто не могли с нею не познакомиться. Как получилось, что африканской девочке родители дали такое имя, Даша сама толком не знает. Даша: «Вообще-то тюрбан нельзя назвать принадлежностью сенегальского костюма… Дело в том, что мусульманкам положено покрывать голову — без этого им даже выходить на улицу нельзя. А тюрбан красиво сочетается с платьем. Так и возникла общеафриканская мода носить тюрбан. Тюрбан замечателен тем, что ему можно придать любую форму».

    Даша родом из Бенина, уже двадцать один год живет в Сенегале, а паспорт у нее французский. Искусство модельера она постигала, работая в Соединенных Штатах и во Франции. Отсюда и космополитичность ее авторского стиля. «Меня нельзя назвать типичным представителем сенегальской индустрии моды. В последних коллекциях я много использую общеафриканскую символику, стараюсь вписать ее в более широкий контекст, сделать понятной людям, живущим за пределами Африки. Мне кажется, мода должна быть обращена ко всем — в том смысле, что я делаю одежду в Сенегале, а носить ее сможет кто угодно — те же русские, например».

    Изделия сенегальского модельера с удовольствием покупают французы, и одно время Даша выполняла заказы парижских магазинов. Но ее небольшая пошивочная мастерская не смогла выдержать заданные западными партнерами темпы и объемы поставок. У Даши работают девять человек — только мужчины. Она пробовала нанимать портних, но быстро отказалась от этой затеи — сенегальские женщины слишком любят посудачить, так что за день они едва успевают прострочить с десяток швов. Портные-мужчины относятся к делу куда серьезнее…

    Авторские коллекции, которые модельер выпускает раз в два-три года, стабильного дохода, понятно, приносить не могут. Заработок Даше дают заказы на униформу для официантов, охранников, персонала отелей. Но все же Даша прежде всего художник и большую часть творческих сил вкладывает в создание коллекционной одежды — такой, какую можно надеть в любой стране мира, что называется, и в пир, и в мир, и в добрые люди. При этом все ее вещи — одни более отчетливо, другие под сурдинку — говорят: «Мы из Африки». Даша: «С первого взгляда вы и не скажете, что этот символ — африканский. Нечто похожее можно найти и в Полинезии. То же и с этим символом… Каждый волен толковать их, как ему заблагорассудится, вкладывать в них свое содержание…» Помимо одежды Даша разрабатывает дизайн различных аксессуаров для дома в том же узнаваемом стиле. Даша: «Например, подстаканник… Дно его сделано в форме одного из моих любимых символов — канаги. Канага вообще-то — гвинейское божество. Я взяла традиционное его изображение и стилизовала».

    Как всякий модельер, Даша стремиться создавать не просто одежду, а законченные ансамбли. Стефани Сильо, ювелир: «Мы с Дашей сейчас разрабатываем линию украшений — они будут на моделях во время показов ее новой коллекции… Я использую стеклянные бусины, которые легко найти на любом африканском рынке, особенно в Западной Африке. Они бывают самые разные: зеленые, красные, желтые… Цвета всегда такие насыщенные…» Украшения и аксессуары, дополняющие Дашины наряды, и по стилю, и по месту изготовления бесспорно африканского происхождения.

    А вот яркие, хорошо узнаваемые ткани, как правило, оказываются вовсе не африканскими. Большую их часть завозят на континент из Индонезии и Шри-Ланки — стран с традиционно развитой текстильной промышленностью. Азиатские производители еще в середине прошлого века поняли, что рынок Черного континента практически неисчерпаем, и стали выпускать ткани, отвечающие вкусам африканцев. За образец они взяли несколько десятков распространенных в Африке орнаментов — в результате одежда сенегальцев и кенийцев, камерунцев и мадагаскарцев теперь отличается только фасоном, но не рисунком. Тоже своего рода глобализация…

    Даша: «В Сенегале работает много дизайнеров одежды, модельеров. Но большинство из них не замыкаются в рамках сенегальской культуры. Как и я сама, они всего лишь отталкиваются от сенегальской культуры, пытаются, так сказать, открыть африканскую моду всему миру». Впрочем, в Сенегале, как и в других странах Африки, многие женщины сохраняют верность привычной, традиционной одежде. Ее, как правило, носят в деревнях. По африканскому платью в столичном же Дакаре можно сразу узнать вчерашнюю провинциалку — либо даму, принадлежащую к самым обеспеченным слоям общества. Запросы богатых клиенток удовлетворяют модельеры, которые, в отличие от Даши, целиком ориентированы на африканскую аудиторию.

    Даша: «Мадам Дюма Дьян, которой принадлежит дом моделей «Шалимар», работает в традиционном стиле. Вот уже многие годы у нее одеваются первые леди многих африканских государств». Если Даша в своих моделях делает упор на изящество и демократизм, то тут господствует откровенная роскошь. Простым тканям — льну, хлопку, синтетике, с которыми работает Даша, — в платьях от госпожи Дьян места, безусловно, нет. Все они шьются из самого дорого шелка. Немудреный наряд стоит как минимум пятьсот долларов, и это неудивительно — дюжина мастеров трудится над ним почти неделю. В таком платье не потанцуешь и не пройдешься босиком по подиуму — в нем даже не отправишься вечером в ресторан. Годится оно разве что для великосветского раута или правительственного приема. Мадам Дюма Дьян, как и Даша, не расширяет свой бизнес, довольствуясь единственным бутиком — но не из-за недостатка средств, а по другим соображениям. Дюма Дьян, модельер: «Конечно, открыв больше бутиков, мы бы больше зарабатывали. У нас были ателье и магазины в Камеруне и Кот д`Ивуаре, но я очень скоро поняла, что не могу в должной мере контролировать их работу, а это сказывается на качестве вещей. Для меня важнее всего как раз качество, репутация нашей марки, а прибыль — это на втором месте». Репутацию, а с нею, естественно, и доходы дому «Шалимар» сохранять удается — и не только в Африке. Постоянные клиенты имеются у него и в Европе, и в США.

    Культура Сенегала

    Саша Дсиль

    Оригинальной, колоритной и немного витиеватой является культура Сенегала. Местное население с уважением относится к своим ценностям, обычаям и традициям, которые соблюдаются на протяжении многих веков. Здесь развиваются различные виды ремесла, которые усовершенствуются и стают более популярными.

    Самобытная культура Сенегала

    Уникальной, интересной и нестандартной является культура Сенегала. Каждый турист должен узнать ее как можно лучше. Здесь можно не только пообщаться с местными, но и поучаствовать в мероприятиях, обрядах, увидеть традиции этого народа.

    На 94% популярна исламская религия Сенегала. Именно эта доля припадает на мусульман. Около 5% здесь христиан и только 1% это местные верования. Среди христиан-католиков довольно популярны баптисты, пятидесятники и адвентисты.

    Слабо развивается экономика Сенегала. После получения независимости все европейцы были выгнаны из страны, а ведь они были ведущими специалистами во многих областях. Именно поэтому практически самоуничтожились промышленность и сельское хозяйство. Здесь выращивают арахис, кукурузу, просо, хлопок и рис, разводят птиц и скот, занимаются рыболовством, но все же больше Сенегал живет благодаря иностранной гуманитарной помощи.

    Значительно страдает и наука Сенегала, хотя здесь есть начальные и средние школы, но меньше 50% детей их заканчивает. Среди высших учебных заведений есть 5 колледжей и 2 университета – имени Шейха Анта Диопа и Гастона-Берже (технологическое направление).

    На то, что искусство Сенегала развивается в таком направлении, сильно повлияла культура прежних времен. Еще с древности здесь сохранились уникальные ювелирные украшения с драгоценных металлов и керамические изделия, которые говорят о том, что население постоянно развивало изобразительное искусство.

    Национальная кухня Сенегала смешивает африканские и европейские традиции. Главным является рис, просо, кукуруза и сорго. Удобная география Сенегала помогает здесь лакомиться и морепродуктами. Кроме них, туристы могут отведать мясо с соусом из кокосового молока, острый рыбный суп или же сок баобаба, который является невероятно вкусным.

    Обычаи и традиции Сенегала

    Все обычаи и традиции Сенегала тесно связаны с музыкой, танцами и ремеслами. Жители умеют прекрасно отдыхать, исполняя традиционные песни и танцы, а также заниматься разного рода ремеслами. Среди них гончарство, резьба по дереву (в том числе и маски), ткачество, плетение мебели и поделки из кожи.

    Конечно же, спорт Сенегала, как и во многих государствах Африки, представлен футболом. Кроме того, это популярное место для ралли-рейдов мира. Известным в стране является и единоборство, которое называется рестлинг.

    Сенегал

    Трудно с ходу сказать, почему туристы должны предпочесть поездку в Сенегал путешествию в другую африканскую страну. Да, яркие краски, белозубые улыбки, жаркое солнце. Да, очаровательные колониальные домики, широкие пляжи и чистейший океан. Но все это можно найти и в Кении, и в ЮАР. А вот чего у Сенегала не отнять, так это разнообразия: хочешь пустыню — тебя ждет Ломпул, желаешь буйства зелени — добро пожаловать в дельту Сине-Салума, жаждешь экзотики — отправляйся к озеру Ретба. Плюс ко всему вышеперечисленному — самобытная культура, самые красивые женщины Африки, свежайшие королевские креветки (ммм!) и поразительное дружелюбие этой жаркой, цивилизованно-дикой страны. Выходит, причин выбрать именно Сенегал — более чем достаточно!

    Побережье и нацпарки Сенегала обжиты хотельерами весьма уверенно (в нетуристические же районы страны лучше не соваться — как говорится, во избежание), сервис — вполне себе на европейском уровне, а возможностей для активного отдыха пруд пруди: от серфинга и дайвинга до орнитологических туров.

    Города и регионы

    Столица — Дакар (Dakar). Основные пляжные курорты: Сали (Saly), Кап-Скиринг (Cap Skirring), Пти-Кот (Petite Cote) и Лез-Альмади (Les Almadies). Отдельный пункт притяжения туристов — национальные парки Сенегала.

    Полный список интересных для посещения городов страны вы можете найти на странице города и курорты Сенегала.

    Разница во времени c Москвой

  • с Калининградом
  • ?2
  • с Самарой
  • ?4
  • с Екатеринбургом
  • ?5
  • с Омском
  • ?6
    • с Красноярском
    • ?7
    • с Иркутском
    • ?8
  • с Якутском
  • ?9
  • с Владивостоком
  • ?10
  • с Северо-Курильском
  • ?11
  • с Камчаткой
  • ?12
  • Как добраться до Сенегала

    Прямых рейсов из России, Украины, Казахстана или Беларуси в Сенегал нет. Так что путешествие в любом случае не обойдется без транзита. Наиболее удобные в плане стыковки варианты перелета через Европу предлагают Air France (через Париж), Iberia (через Мадрид) и TAP Portugal (через Лиссабон). Кроме того, с осени 2010 года авиакомпания Emirates будет выполнять рейсы в Дакар со стыковой в Дубае (время перелета, учитывая стыковку около 20 часов). Еще в страну можно добраться через Стамбул с Turkish Airlines, Тунис с TunisAir, Алжир или Марокко.

    Поиск авиабилетов в Сенегал

    Виза в Сенегал

    Гражданам РФ для посещения Сенегала виза не требуется, если срок поездки не превышает 90 дней. Кроме того, стоит заранее приобрети туристическую медицинскую страховку, без которой путешествовать по Африке попросту неразумно.

    Таможня в Сенегале

    Ввоз и вывоз национальной и иностранной валюты не ограничен, но декларация обязательна. Лицам старше 18 лет разрешен беспошлинный ввоз 200 сигарет или 50 сигар или 500 гр табака, 1 л спиртных напитков, а также парфюмерии и предметов домашнего обихода в пределах личной необходимости. Непрофессиональную аудио-, видео- и фототехнику можно ввозить максимум по одному предмету каждого наименования. Разрешен ввоз подарков на сумму не более 5000 XOF на человека.

    Запрещен ввоз огнестрельного оружия, химических, ядовитых, наркотических и взрывчатых веществ. Запрещен вывоз изделий из бивней слона, шкур и чучел редких животных — эти правила действуют все время, кроме сезона охоты, когда по охотничьему разрешению можно и ввезти ружье, и вывезти бивни. Для вывоза изделий из серебра и тканей ручной работы потребуется разрешение таможенных органов страны.

    Номера телефонов

    Посольство Республики Сенегал в Москве: 117049, Москва, ул. Коровий вал, 7/1, 7-й подъезд, офисы 193—195; тел.: (499) 230-21-02, 230-22-75, факс: (499) 230-20-63; веб-сайт

    Посольство России в Дакаре: Avenue Jean Jaures & Rue Carnot, B. P. 3180; тел.: (33) 822-48-21, 822-23-25; веб-сайт

    Министерство туризма: (33) 821-11-26, 821-86-89, 822-73-66

    Полиция: 17, пожарная команда: 18, скорая медицинская помощь: (33) 821-32-13

    Телефонные коды городов: Дакар — 33-820, 33-281, 33-822, 33-827, 33-829, 33-832, 33-237; Зигиншор — 33-991; Сен-Луи — 33-961, 33-962.

    Карты Сенегала

    Безопасность туристов в Сенегале

    Сенегальцы — очень дружелюбный и приветливый народ. А местные женщины считаются самыми красивыми во всей Африке. Однако ситуация с безопасностью в стране неоднозначна. С одной стороны, Сенегал — достаточно спокойная и безопасная страна, особенно по «общеафриканским» меркам, с другой — в области Казаманс и вдоль границы с Гвинеей-Бисау время от времени вспыхивают столкновения между правительственными войсками и сепаратистами.

    В любом случае, туристам не рекомендуется ходить поодиночке в ночное время и оставлять вещи без присмотра. Паспорт и деньги лучше хранить в сейфе отеля (с собой достаточно иметь ксерокопию паспорта). Воду для питья, чистки зубов и приготовления льда нужно предварительно кипятить, либо приобретать бутилированную.

    Перед поездкой в страну необходимо сделать прививку от желтой лихорадки.

    Следует учитывать, что у местного населения существует целая система знаков внимания и подчеркивания социального статуса собеседника, большую роль играют и религиозные нормы. Не зная этих норм, белый гость с Севера рискует ненароком обидеть аборигена (даже не поняв, чем именно), поэтому при посещении местной деревни или дома рекомендуется вежливо попросить старейшину или школьного учителя выступить в роли гида или переводчика.

    Транспорт Сенегала

    В стране хорошо развито речное и автобусное сообщение, с железнодорожным дела обстоят несколько хуже, ну а авиа и вовсе практически отсутствует. Правда, по воздуху можно попасть в соседнюю Гамбию, с помощью авиакомпании Brussels Airlines.

    Между крупными городами ходит множество автобусов и минибасов, стоимость проезда в которых сравнительно невелика (4000 XOF за 100 км пути). Например, путь Дакар — Кап-Скиринг на автобусе будет стоить не более 7000 XOF и займет не менее 10 часов. Другой способ передвижения на колесах — маршрутки sept places («семь мест»), отправляющиеся в путь, когда вышеозначенные семь мест будут заполнены. Они еще дешевле и еще менее комфортабельны.

    Цены на странице указаны на август 2020 г.

    В стране есть две линии железных дорог (в сумме около 1300 км) — от Дакара до границы с Мали и от столицы до города Сен-Луи. Кроме них, и еще недлинного полотна в пригороде Дакара, других ж/д путей в стране нет. Стоимость проезда на поезде гораздо ниже, чем на автобусах и маршрутных такси, но частые задержки и опоздания делают этот вид транспорта не самым популярным.

    У туристов, желающих проехать с северной части страны в южную, визовых проблем не возникнет: лежащая на их пути миниатюрная Гамбия разрешает безвизовый транзит на срок, не превышающий 24 часа.

    Аренда авто в Сенегале

    Помимо того, что прокат автомобилей в Сенегале — достаточно дорогое удовольствие, местные дороги также не вызывают добрых чувств. Дорожное покрытие зачастую плохого качества, а автосервисы, заправки или кафе встречаются крайне редко (и это при том, что именно в Сенегале заканчивается знаменитое ралли «Париж — Дакар»!) Впрочем, уверенным в своих силах туристам найти rent-a-car не составит большого труда: в Сенегале представлены как крупные международные (Avis, Herts, Budget и другие), так и местные прокатные конторы. Необходимые документы: международные водительские права, кредитная карта и возраст не менее 21 года.

    У местных прокатных фирм ниже и тарифы, и качество, и репутация. Чтобы избежать недоразумений, стоит брать авто вместе с «полной страховкой» (full complementary insurance). В среднем стоимость аренды бюджетного транспорта средства составит примерно 90 EUR в день плюс 0,2 EUR за каждый километр сверх оговоренных 50-100 км. Автомобили классом повыше, а также внедорожники облегчат карман туриста где-то на 150 EUR в день.

    Отели Сенегала

    В последнее время в Сенегале идет бурное развитие туристической индустрии — строятся новые отели, открываются рестораны, разрабатываются маршруты. Отелей европейского уровня становится все больше, причем многие из них не уступают по качеству хорошим египетским или марокканским заведениям. И все же объектов размещения в Сенегале по-прежнему недостаточно, так что при желании провести отпуск в хорошем отеле «с именем» стоит бронировать его заранее. С менее пафосными заведениями проще — их можно без труда найти как в Дакаре, так и в Сен-Луи.

    Напряжение электросети 220 В, 50 Гц, розетки круглые двухконтактные. В маленьких отелях нередко приключаются внезапные отключения электричества.

    Банки и обменные пункты

    Денежная единица страны — Франк Африканского финансового сообщества (XOF), в 1 франке 100 центов. Актуальный курс: 1 XOF = 0,11 RUB (1 USD = 592,12 XOF, 1 EUR = 655,96 XOF).

    Банки работают с понедельника по пятницу с 8:00-8:30 до 12:30 и с 14:30 до 16:00-16:30. Во время мусульманских праздников — с 8:30 до 14:00, в субботу — с 8:00 до 12:00, воскресенье — выходной.

    Евро в Сенегале имеет практически свободное хождение наряду с франком XOF, а вот доллары США далеко не так популярны и распространены.

    Валюту и тревел-чеки выгоднее всего менять в крупных банках и в аэропорту Дакар-Йоф. Внимание: менять что-либо «с рук» не только невыгодно, но и опасно! В крупных магазинах, ресторанах и отелях принимают к оплате пластиковые карты American Express, Master Card, Visa и Diners Club (при этом взимается комиссия от 1 до 5 %, в зависимости от карты).

    Климат Сенегала

    Климат субэкваториальный, на севере страны — переходный к тропическому. Температура воздуха примерно одинакова и в зависимости от сезона колеблется от +23 до +28 °C. С ноября по апрель в Сенегале властвуют сухие северо-восточные ветра «харматан» из Сахары, а с мая по октябрь влажный юго-западный муссон приносит обильные дожди. Больше всего осадков выпадает на юге атлантического побережья. Сезон дождей на юге длится 3-5 месяцев, на севере —1-2 месяца.

    Лучшее время для посещения Сенегала — с конца октября по конец марта, когда в стране стоит относительно прохладная и сухая погода.

    Это интересно

    История приобщения коренного населения Сенегала к западным ценностям сложна и витиевата. К примеру, бравый французский генерал Луи Федерб в бытность свою губернатором колонии чего только не делал: и железную дорогу от Дакара к Нигеру провел, и ныне знаменитый арочный мост в Сен-Луи построил (отвалив, между прочим, кругленькую сумму за проект мсье Эйфелю), и даже попытался пересадить местных с просяных лепешек на багеты и круассаны. Но все тщетно: одним из непременных условий успешной сдачи экзаменов в Сенегале и поныне является поход к отшельнику-марабуту, который за умеренную плату и скромное жертвоприношение изготовит учащемуся амулет джу-джу, призванный обеспечить ясность мышления и всяческий успех в списывании. Так что если в баре отеля «Де ла Пост» за бокалом «Вдовы Клико» под неувядающего Азнавура вам предложат для вашего успеха путешествия обкуриться дымом от засушенной петушиной лапы — не удивляйтесь: вы в Сенегале! И требуйте лапу черного петуха: они самые эффективные.

    Пляжи Сенегала

    Большинство сенегальских пляжей — широкие полосы из мягкого светлого песка, чаще всего с комфортным пологим входом в море. Но есть и исключения, например, Лез-Альмади с его скалистой прибрежной линией.

    В двадцати минутах езды от Дакара находится один из лучших курортов страны — Лез-Альмади. Вдоль его пляжа выстроилась целая череда фешенебельных отелей, звездность которых начинается как минимум с «четверки».

    Южнее столицы, между Рюфиском и Жоаль-Фадиутом, расположен курортный район Пти-Кот (Petit-Cote, «Маленький берег»). Так как с запада это побережье прикрыто полуостровом Кап-Верт, который смягчает морские ветра, океан тут почти всегда спокоен. Пти-Кот представляет собой череду симпатичных деревушек и шикарных пляжей, на которых 300 дней в году ярко светит солнце. Здесь же расположен всемирно известная курортная зона Сали c превосходным сервисом и целым рядом первоклассных отелей, баров, ресторанов и водных центров. Нианинг — вторая по значимости курортная зона Пти-Кота. Пляжи там чистые и без особых волн, а вот вода может быть не слишком прозрачной из-за обилия водорослей.

    Мбур, что в 80 км южнее Дакара, стал сегодня центром поклонников любительской рыбной ловли. В прибрежных водах можно зацепить на крючок тунца, барракуду, рыбу-пилу, голубого марлина и даже несколько видов акул.

    Попенгин — место притяжения поклонников экологического туризма: в 80-х годах прошлого века там был создан крупный экологический заповедник. Из местных достопримечательностей интересны грот Черной Девы Марии и церковь Попенгин (одно из самых старых зданий страны). Кроме того, в городе находится резиденция нынешнего президента страны.

    Расположенный примерно в часе езды от Дакара Тубаб-Дьяллоу славится чистейшими пляжами, спокойным морем и мягким климатом. Его туристическая инфраструктура только начитает свое развитие: отелей там пока нет, а единственный вариант размещения — аренда виллы.

    Сали — самая большая и известная туристическая зона Западной Африки. Там множество отелей разного уровня, куча ресторанов, баров, ночных клубов и прекрасные возможности для активного отдыха. Кроме того, Сали является очень удобным отправным пунктом для путешествий по стране.

    Наконец, пляжи у мыса Кап-Скиринг на самом юге страны считаются одними из лучших во всей Африке.

    Шоппинг и магазины

    Магазины открыты с понедельника по субботу с 8:00 до 12:00 и с 14:00 до 18:00. Некоторые работают и по воскресеньям с утра до 15:00-16:00 (с перерывом на обед), другие не работают по понедельникам. Во время Рамадана многие магазины открыты с 7:30 до 14:30.

    Из Сенегала можно привезти традиционные маски, там-тамы, статуэтки из серебра и ценных пород дерева, а также экзотические ткани (чьи расцветки спасли от творческого кризиса не одного именитого дизайнера), элементы интерьера, мебель. Модницам рекомендуем обратить внимание на традиционный сенегальский батик. Символ страны, баобаб, можно увезти в карликовом виде, наподобие бонсая. Из натуральных сувениров стоит приобрести мед, манговый уксус и масло карите. В большинстве частных магазинов и на рынках принято торговаться.

    Кухня и рестораны Сенегала

    Национальная кухня Сенегалa — причудливая, но весьма аппетитная смесь европейских и африканских традиций. Рис в ней — всему голова. А также просо, сорго и, в южных районах, кукуруза. И, разумеется, морепродукты. Кроме всевозможных креветок, кальмаров и устриц здесь можно отведать вкуснейшей отварной рыбы с рисом и соусом «тибу-дьенн», представленной в двух вариациях — красной и белой, в зависимости от соуса. Дальнейшее развитие рыбной темы — «дьягга» с большим количеством подливы и рыбных тефтелек. Еще стоит попробовать рис с арахисовым соусом «маафе» или луковым «ясса», оладьи с рыбой и овощами «пастельс», фаршированную кефаль «дем» и «авокат-о-креветтес» — авокадо с мясом креветок.

    Отправляясь в Сенегал, в обязательном порядке попробуйте несколько местных блюд. Лучше запишите на всякий случай: гурманы-путешественники уверяют, что упустить даже одну позицию из списка будет непростительной глупостью. Итак, пункт первый: сенегальское маффе — мясо в соусе из кокосового молока, запеченное в специальной яме, выложенной листьями сагового дерева. Пункт второй: острый рыбный суп — подается в горшке, «запечатанном» кукурузной лепешкой. Наконец, последний, но не в последнюю очередь — сок баобаба! Ярко-рубинового цвета и замечательного вкуса: во время поездки по стране на него стабильно «подсаживаются» даже самые заядлые любители газировки или пива.

    В стране очень популярен чай с мятой, который пьют достаточно необычно — первая чашка заваривается очень крепко, во вторую добавляется большое количество сахара, а третья и вовсе превращается в сахарный сироп. Стоит попробовать кофе с перцем и гвоздикой, а также местное пиво марок «Газель» и «Флэг». Несмотря на то, что Сенегал — мусульманская страна, алкогольные напитки тут доступны повсеместно: как местные (пальмовое вино из Казаманса), так и импортного производства. При этом местный алкоголь — гораздо дешевле: если бутылка сенегальского виски обойдется в 1500 XOF, то за импортный Jim Beam придется выложить не менее 25 000 XOF.

    Чаевые в ресторанах принято оставлять в местной валюте, как правило, это традиционные 10 % от общей суммы заказа. Большинство гостиниц автоматически включает надбавку 10 % в счет. 2-3 EUR в благодарность егерям, водителям и другому обслуживающему персоналу на экскурсии также не будут лишними. В такси чаевые не приняты, но округленная в большую сторону сумма счета будет принята с благодарностью и белозубой улыбкой.

    Развлечения и достопримечательности Сенегала

    Сен-Луи — один из самых интересных городов континента, по совместительству старейший город страны и первое европейское поселение в Западной Африке. Основанный в 1659 году, он с конца 19 века считался важным коммерческим центром, успев даже «засветиться» в роли столицы (с 1872 по 1957 годы). В 2000 году исторический центр Сен-Луи был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и есть за что: здесь сохранилось огромное количество старых колониальных особняков, Губернаторский дворец с площадью Файдербе, Кафедральный собор и уникальное мусульманское кладбище.

    Зигиншор — главные ворота в южные регионы страны. Трудно сказать, что именно привлекает сюда туристов: здесь нет примечательных древних или культурных достопримечательностей, живописной природы. С точки зрения щопинга могут быть интересны местный рынок Марше-Сен-Мор (один из лучших и самых дешевых в стране), а также ремесленный центр, славящийся своими работами по металлу. Зато отсюда удобно продвигаться вглубь страны: к деревням Эдиунгу и Млоп (400-летний баобаб и этнографический музей), на остров Карабан (некогда важный центр колонизации страны) и к ферме Де-Джибелор.

    В Каолаке (он же «столица арахиса») интересна мечеть Суфи-Тиджания и крытый рынок. Возле города находятся уникальные руины столицы королевства Салум со знаменитым баобабом «Гуйе-Ндиули», а также поля исторических сражений Танда-Бар и Пате-Бдиан, остров Иль-Мар-Лодж с домами традиционной архитектуры и руины первой столицы королевства Син — Мбиссель.

    Уникальное озеро Ретба в 30 км от Дакара славится колоссальным содержанием в воде различных солей (в первую очередь магния). Особые бактерии — единственные обитатели этих вод — придают озеру характерный розоватый цвет. Если этого зрелища покажется мало, можно отправиться в расположенный по соседству черепаший заповедник.

    Другие достопримечательности страны: Туба с самой большей мечетью в Западной Африке, Тиес — второй по величине город в стране после Дакара с удивительной флорой и фауной, пустыня Ломпул и традиционная деревня Варанг, где производят знаменитые ликеры и вина Сенегала.

    Рыбалка в Сенегале

    Рыбалка — одно из самых популярных местных развлечений. Теплые прибрежные воды Атлантики исключительно богаты рыбой: акулы разных видов, барракуды, желтохвосты, макрель и тунец — вот далеко не полный перечень здешних трофеев. Кроме того, в Сенегале возможна организация как морской, так и речной рыбной ловли.

    При многих высокоуровневых отелях открыты собственные рыболовные клубы, в которых можно взять прокат снаряжение и арендовать судно. Первая рыбалка для отдыхающих отеля нередко устраивается бесплатно.

    Основные политические традиции и этапы политического развития

    Главная / Западная Африка / Сенегал / Основные политические традиции и этапы политического развития — Далее

    Сенегал / Основные политические традиции и этапы политического развития

    В античные и средневековые времена через территорию Сенегала проходили торговые пути из государств Северной Африки в государства Западной Африки. В III веке нашей эры там возникло государство Гана, в орбиту влияния которого, вероятно, попали и племена, населявшие Сенегал. В IX веке в долине реки Сенегал появились тукулеры, которые создали государство Текрур. Приблизительно в 1040 году в низовьях реки Сенегал обосновались берберы санхаджа, которые обратили часть тукулеров в ислам. В XI веке тукулеры — мусульмане помогали Альморавидам в походе на Гану. С XII по XVI века ислам принимает большинство населения страны. В XIV веке Текрур был захвачен государством Мали, во главе которого находится исламизированная династия Кейта.

    Сенегальские немусульмане — серер вынуждены были отойти в район Каолака, туда, где они живут и сегодня. В середине XIV века в Текруре произошло восстание волоф против тукулеров, в результате которого области между рекой Сенегал и мысом Альмади объединились в государство Джолоф — самое крупное государственное образование на территории Сенегала за весь период Средневековья. Через 200 лет Джолоф вступило в период раздробленности и распалось на отдельные государственные образования Волоф, Кайор, Баол и Вало.

    В XV–XVII веках арабы-бедуины племени хасан, проникшие на территорию современной Мавритании и на север Сенегала, покорили местных берберов и, смешавшись с ними, положили начало этнической группе мавров (арабо-берберов). Новые арабские эмираты Трарза, Бракна и Тагант стали могущественными противниками тукулеров и волоф. В XVIII — начале XIX века на территории Сенегала возникают первые полутеократические государства — королевство Бунду (1725), Фута-Торо (1778) и Сокота (1804). Однако усилившаяся французская колониальная экспансия привела к тому, что к концу XIX века сенегальские государственные образования окончательно лишились независимости.

    Для средневековых государств, существовавших на территории Сенегала, как, в принципе, и для тех, что были образованы в период развития капитализма в Европе, характерно преобладание феодальных отношений, которые в той или иной степени взаимодействовали с элементами рабовладельческого и первобытнообщинного укладов.

    В XV веке на территорию Сенегала началось проникновение первых европейцев. Вначале это были португальцы, которые вывозили слоновую кость, каучук, золотой песок, а с XVI века занялись работорговлей. В XVI–XVII веках голландцы наладили регулярную торговлю с Европой, построив два форта на острове Горэ. В 1677 году контроль над этим островом перешёл к Франции, которая ещё в 1633 году основала Сенегальскую компанию, а затем захватила доминирующее положение в Сенегале. Французы отразили попытки англичан завладеть островом Горэ, который стал крупнейшим центром работорговли, участие в которой принимали не только европейцы, но и местная элита арабских эмиратов. В соответствии с Венским соглашением 1815 года и Ахенским соглашением 1818 года. С 1821 года работорговля была официально запрещена. Отмена рабства подорвала основы экономики Западной Африки, и французское правительство в поисках других источников доходов предприняло ряд экспедиций во внутренние области Сенегала с целью расширения торговли гуммиарабиком. Это привело к конфликту с местными элитами, которые стремились сохранить контроль над экспортными поставками гуммиарабика и других товаров.

    В 1854 году в северо-восточных областях, служивших центром добычи гуммиарабика, произошло восстание тукулеров под предводительством аль-Хадж Омара. Восстание проходило под знамёнами ислама. Аль-Хадж Омар пытался придать восстанию характер джихада — священной войны против неверных. Он воевал не только против французских колонизаторов. Его армия подчинила ряд государств Западной Африки, вошедших в состав нового полутеократического государства, которое просуществовало больше 25 лет. Однако как это, так и другие вооружённые выступления народов Сенегала (под предводительством правителя султаната Кайор Лата Диора и др.) не принесли значительных результатов. Постепенно нажим французских колонизаторов привёл к потере независимости государств на территории современного Сенегала. В 1886 году французы аннексировали Кайор, в 1890 году — Баол, Фута-Торо, в 1898 году — Салум. Французские власти проявили в этом процессе определённую гибкость. Так, губернатор Сенегала генерал Федебр привлёк африканцев, в основном волоф, к участию в военных операциях, создавая из них отряды стрелков, позволял главам некоторых зависимых от Франции государств пользоваться значительными властными правами в рамках самоуправления. Главами колониальных округов почти всегда были представители местных народов. Большую роль в органах самоуправления Сенегала играли исламские братства.

    В 1895 году была образована французская Западная Африка с административным центром в Дакаре, куда вошла и территория Сенегала. Вместе с тем продолжались попытки французских властей сотрудничать с местным населением, предоставляя ему ограниченные права в управлении колонией. Города Дакар, Сен-Луи, Рюфиск и остров Горэ имели статус «полноправных коммун». Их жители считались гражданами Франции и имели право избирать 1 депутата во французский парламент (первый депутат-африканец Блез Диаш был избран в 1914 году). В рамках так называемой «политики ассоциации», под которой понималось «косвенное администрирование с полным уважением к прошлому ассоциированных народов», в 1920 году в Генеральный совет четырёх сенегальских городов-коммун были включены лидеры внутренних районов Сенегала, а сам этот орган был переименован в Колониальный совет. Тем не менее такая политика не получила широкого распространения, так как министерство колоний продолжало придерживаться «политики ассимиляции».

    Причастность сенегальцев к победе Франции в Первой мировой войне, развитие добывающей и обрабатывающей промышленности и капиталистических отношений, формирование национальной интеллигенции привели к появлению первых политических организаций европейского типа (младосенегальцы, дианисты — сторонники Блеза Дианя), воспитанию национального самосознания. Однако сенегальские интеллектуалы во главе с Дианем не присоединились к радикалам, вроде панафриканистов и последователей Маркуса Гарви, оставаясь лояльными Франции. Как заявил Диань: «Мы, африканцы Франции, решили оставаться французами, так как Франция дала нам свободу». Поэтому основной задачей интеллектуальной элиты Сенегала было присвоение всем жителям колоний европейских гражданских прав. С такими предложениями, в частности, выступали младосенегальцы во главе с Ламином Геем.

    Во время Второй мировой войны Дакар стал объектом притязаний со стороны Германии и противостоящих ей Великобритании и США. На несколько лет Сенегал попал под военный контроль США. Важную роль в борьбе «Сражающейся Франции» сыграли «сенегальские стрелки».

    В послевоенное время для развития экономик французских «заморских территорий», в том числе и Сенегала, правительство США выделило значительные средства. В результате это снизило интерес французских властей к своим колониальным владениям, которые стали формально убыточными. С другой стороны, французские компании, которые исполняли африканские проекты, получили большие возможности для расширения производства. Так, компания SAFEGE, специализирующаяся на гидростроительстве, снабдила в 1947–1960 годах Дакар и многие другие города французской Африки питьевой водой.

    После Второй мировой войны Сенегал переживает значительный подъем национально-освободительного движения. С принятием новой конституции Франции в 1946 году Сенегал перестал именоваться колонией, получив статус «заморской территории Франции». Всем жителям бывших колоний предоставлялось французское гражданство. Сенегал и другие бывшие колонии приобрели право иметь собственные парламенты — Территориальные собрания. В стране развернулся интенсивный процесс партийного правительства. Наибольшим влиянием в стране пользуется основанная в 1948 году партия Демократический блок Сенегала, которую возглавляет поэт, философ и политический деятель Леопольд Седар Сенгор. В 1956 году эта партия соединилась с другими политическими группами, в результате чего образовался Сенегальский народный блок, на основе которого в 1959 году был создан Прогрессивный союз Сенегала.

    В 1958 году по результатам референдума по вопросу о вхождении во Французское Сообщество Сенегал приобрёл статус автономного государства в составе Сообщества. Премьер-министром Сенегала стал сподвижник Сенгора Мамаду Диа. В 1959 году Сенегал и бывший Французский Судан (Суданская Республика) объединились в Федерацию Мали. 4 апреля 1960 года Федерация Мали подписала с Францией соглашение о независимости, которая была официально провозглашена 20 июня. Достигнутые соглашения предусматривали согласование с Францией вопросов внешней политики, обороны, экономической, финансовой и торговой политики. Однако уже в августе 1960 года Федерация Мали распадается вследствие разногласий по вопросам внешней и внутренней политики между Сенегалом и Суданской Республикой. 20 августа Сенегал провозгласил независимость, но остался в составе Французского Сообщества и подтвердил все соглашения, заключённые с Францией Федерацией Мали. Президентом республики в сентябре 1960 года был избран Леопольд Сенгор. 28 сентября 1960 года Сенегал был принят в ООН.

    После неудавшегося государственного переворота в декабре 1962 года в результате референдума в марте 1963 года была утверждена новая конституция, утвердившая президентскую республику взамен прежней парламентской. Л. Сенгор был избран президентом республики. Он переизбирался ещё три раза (1968, 1973, 1978 годы) и оставался на посту президента до конца 1980 года. В стране сложилась однопартийная система. Правящая партия Прогрессивный союз Сенегала, переименованная в 1976 году в Социалистическую партию, провозгласила идеологию «африканского социализма», выдвинув на первый план самобытность африканского общества. Принцип планирования экономического развития и «смешанная экономика» сочетались с активным поощрением иностранного и частного национального капитала. Правительство Сенегала активно сотрудничало с Францией, во внешней политике руководствуясь принципом «неприсоединения и диалога».

    В 1981 году пост президента республики перешёл к бывшему премьер-министру Абду Диуфу. Новая администрация развернула процесс либерализации политической жизни страны. В частности, была отменена поправка к конституции от 1976 года, согласно которой в стране разрешалась деятельность только трёх политических партий, идеология которых предписывалась законом. Страна вернулась к многопартийной системе. Однако оппозиционные силы, среди которых наибольшим влиянием пользовалась Демократическая партия Сенегала и её генеральный секретарь Абдулай Вад, пока не представляли угрозы правящей партии, которая до 2000 года удерживала за собой подавляющее большинство мест в Национальном собрании. Тем не менее новое правительство столкнулось с рядом трудностей. В стране назревал экономический кризис, повышалась безработица, увеличивалась бедность, что привело к росту социального недовольства, сопровождаемого сепаратистским движением в Казамансе.

    Летом 1981 года войска Сенегала вторглись в Гамбию, чтобы поддержать президента этого государства, свергнутого в результате государственного переворота. А уже 1 февраля 1982 года Сенегал и Гамбия образовали конфедерацию — Сенегамбия, которая распалась через 7 лет в 1989 году.

    Президентские и парламентские выборы 1988 года принесли победу Диуфу и Социалистической партии, но вызвали волну протеста со стороны оппозиции, что привело к серьёзному политическому кризису. В стране было введено чрезвычайное положение, а лидер оппозиции Абдулай Вад арестован. Такая реакция правительства не только бросила тень на репутацию Сенегала как демократического государства, но и создала вокруг Вада ореол мученика и борца за справедливость. Выборы 1993 года прошли в том же ключе, что и предыдущие. Диуф и Социалистическая партия одержали победу, однако с меньшим перевесом, чем в прошлый раз. Отношения между правительством и оппозицией вновь накалились, что привело к демонстрациям протеста и арестам деятелей оппозиции, в том числе и Вада, который через несколько месяцев был освобождён. Между тем социально-политическая обстановка в стране ухудшалась. Девальвация национальной валюты и, как следствие этого, закон, предоставляющий президенту исключительные полномочия в сфере управления экономикой, непопулярные меры и программы структурной перестройки экономики вызывали недовольство среди населения. Продолжались столкновения армейских частей с отрядами сепаратистов в Казамансе. Правительство не без успеха попыталось улучшить обстановку в государстве.

    В 1995 году представители Демократической партии Сенегала получили 5 портфелей из 33 в правительстве республики. В 1996 году начались переговоры с сепаратистами, а президент Диуф провозгласил создание верхней палаты парламента — Сената, который, по его словам, должен был стать первым шагом на пути децентрализации власти через процесс «регионализации». Прошедшие в этом году выборы в региональные, муниципальные и сельские органы управления принесли лёгкую победу Социалистической партии. Выборы в Национальное собрание, увеличенное до 140 членов в 1998 году, также были выиграны правящей партией, которая получила 93 места. Требования оппозиции об отмене выборов удовлетворены не были. Выборы в Сенат оппозиционные партии бойкотировали, что позволило Социалистической партии занять все места в верхней палате. В новом кабинете министров все портфели, кроме одного, были также отданы членам правящей партии.

    Президентские выборы 2000 года принесли победу кандидату от оппозиционного блока партий «Альтернатива — 2000», сформировавшимся вокруг Демократической партии Сенегала, Абдулаю Ваду, который во втором туре победил прежнего президента Абду Диуфа, получив 58,49 % голосов избирателей против 41,51 %, которые набрал Диуф. Оппозиция пришла к власти мирным путём, что стало залогом сохранения политической стабильности. Новое правительство было сформировано из членов партий, входивших в блок, поддержавший Вада на выборах (Альянс прогрессивных сил, Партия независимости и труда, Демократическая лига — Движение за создание партии труда). 7 января 2001 года на референдуме 94 % проголосовавших одобрили новую конституцию, которая упраздняла Сенат и сокращала президентские полномочия. Президент Вад распустил Национальное собрание и назначил досрочные выборы, которые прошли 29 апреля 2001 года. Партии, поддержавшие Вада на президентских выборах, объединились в коалицию под названием «Сопи» (в пер. с языка волоф — «перемены»), которая одержала убедительную победу, добившись 89 из 120 мест в парламенте. На выборах в местные органы власти, прошедшие в мае, победа также досталась сторонникам нового президента.

    Новое правительство Сенегала продолжило политику, направленную на либерализацию экономики, начатую в 1994 году, когда был взят курс на ограничение государственного администрирования в экономике и стимулирование частного предпринимательства. Для привлечения иностранных инвестиций в стране создана система налоговых льгот. Вопрос об урегулировании конфликта в Казамансе остаётся открытым, так как, несмотря на достигнутое в 1999 году соглашение с сепаратистами, их главное требование — вывод войск из провинции остаётся неудовлетворённым. В 2004 году между правительством и мятежниками был подписан мирный договор, который вернул надежду на решение проблемы.

    В результате перевыборов в феврале 2007 года победу в первом туре одержал Абдулай Вад. Он получил 56 % голосов избирателей. Оппозиция заявила, что итоги выборов были сфальсифицированы, и призвала к бойкоту в парламент, который состоялись в июне — августе 2007 года. На выборах в Национальное собрание победу одержала коалиция «Сопи 2007», которая набрала 69,21 % голосов избирателей и получила 131 место в НС. Представители остальных партий набрали менее 5 % голосов. Сенегальская демократическая партия получила 34 места в Сенате, Африканская партия за демократию и социализм получила 1 место.

    На президентских выборах, прошедших в марте 2020 года, новым президентом страны избран Маки Салл.

    < Назад | Основные политические традиции и этапы политического развития | Вперёд >

    Сенегал по-русски

    О секс-туризме, дружбе, выгоде и обратной стороне независимости Сенегала. «Моя Планета» продолжает задавать вопросы русскоговорящим жителям разных стран мира.

    Дакар и туристические места разительно отличаются от глубинки, где живут настоящие обитатели Черного континента. В деревнях чисто. Укладом испокон веков заведуют старейшины. Нет электричества и водоснабжения, а белый человек — редкость. Детишки высыпают на улицу, чтобы увидеть тубаба (белого иноземца). Путника накормят-напоят, в каждом доме ты желанный гость.

    Сенегальцы — мастера веселиться. Празднуют абсолютно все. Ходят в гости, устраивают массовые застолья на улице. Женщины в ярких национальных платьях, мужчины в белых или зеленых праздничных бубу (национальный мужской костюм. — Прим. ред.). На кострах варят рис с овощами, готовят баранину или рыбу под музыку на тамтамах, песни и танцы. Красочно и шумно, днем и ночью, несколько дней подряд.

    Мужчины тут не перетруждаются. В будни они часто прохлаждаются в тени деревьев, попивая крепкий зеленый чай, заваренный в специальном чайнике с сахаром и мятой. А женщины усердно трудятся. (О жизни в типичной сенегальской деревне «Моей Планете» ранее рассказывал простой садовый сторож Бадиама.)

    Вечерами тысячи людей занимаются спортом. Для этого оборудованы уличные тренажеры, баскетбольные площадки. Повсюду футбол. Мальчишки и взрослые больны футболом, только и разговоров, что о чемпионате мира в России.

    С роскошью в Сенегале соседствует запредельная нищета. Дворцы утопают в свалках. Дорогие машины двигаются вперемешку с гужевым транспортом, запряженным ослами. Есть потрясающие по качеству дороги. Есть деревни, к которым даже на внедорожнике не подъехать. Небоскребы возвышаются среди трущоб из мусора.

    Есть районы, куда не только белым, но и черным лучше не соваться. Двери в машине лучше держать закрытыми — бывают грабежи в пробках. В людных местах можно нарваться на карманника.

    Сами сенегальцы воров не любят, если поймают, расправляются жестко. Чаще воровством промышляют приезжие из соседних стран, где уровень жизни существенно ниже. Они же составляют основную массу попрошаек.

    Хоть это и мусульманская страна, здесь нет проблем с алкоголем. Пить или не пить — личный выбор, чего не скажешь о соседней Мавритании. Там даже «дьюти-фри»-алкоголь отберут и влепят штраф.

    Особенность Сенегала — многоконфессиональность. Здесь почитают абсолютно все религиозные праздники, и это закреплено законом.

    Сенегальцы не боятся воды и хорошо плавают. Подводная охота и сбор моллюсков под водой — один из основных промыслов, тогда как в соседних Гвинее и Мавритании люди панически боятся воды.

    К европейцам тут относятся хорошо, как к источнику дохода. Развит секс-туризм. Молодые мальчики скрашивают досуг пожилых мадам за вознаграждение. Пожилые месье также снимают девушек. Европейки, которым ничего не светит в личной жизни в Европе, здесь заводят себе бойфрендов и даже мужей.

    В основном люди не рады обретенной независимости. Старики, заставшие колониальные времена, молятся о возвращении французов. Те заботились обо всем, теперь пришлось самим.

    При французах Дакар был чистым и красивым. Сейчас колониальная архитектура в запустении, местные умельцы не могут починить черепичные крыши, а сезон дождей уничтожает все, что под ними. Некогда сверкавшие роскошью районы города, оставленные белыми и заселенные черными, превратились в помойку.

    Пройдет не один десяток лет, пока население поменяет образ жизни и мышление. Но тенденция к улучшению есть. Скоростные автомагистрали соединяют самые отдаленные уголки страны, новые районы прирастают за счет застраивания пустырей. Старый город реконструируют. Недавно открыли шикарный аэропорт. Правда, строят по-сенегальски, не везде качественно.

    Африканцы близки к природе. Они чтут традиции своей культуры. Несмотря на достижения цивилизации, есть вещи, которые они делают традиционным, хоть и менее удобным способом. Это касается и приготовления еды, и национальной одежды. Они расслабленные, это мне в них нравится.

    В трущобах, где люди живут за чертой бедности, женщины сносят мусор на окраины, и их это устраивает. Въезды в деревни украшены могучими свалками. Эти люди издревле жили в дикой природе, без пластиковой обертки и одноразовой посуды. Все отходы жизнедеятельности, возвращаясь в природу, быстро ею же перерабатывались.

    Пластиковый мусор — это сугубо заслуга европейцев, принесших его в их культуру, но не научивших перерабатывать. Иногда свалки поджигают, и они горят неделями, окутывая округу токсичным дымом. Но погрязшему в коррупции правительству не до того.

    Здешние таксисты не умеют водить машину и очень наглые. Они циркулируют по Дакару в поисках клиента-жертвы на своих разваливающихся авто, загрязняя воздух и становясь причиной серьезных аварий. Общественный транспорт не лучше.

    У меня здесь много знакомых, а другом могу назвать лишь одного. Сенегалец может клясться тебе в дружбе, есть с тобой за одним столом и «по дружбе» втридорога что-то продать. Выстраивая отношения, стоит учесть: любое проявление чрезмерной доброты расценивается как слабость — сядет на шею и ножки свесит. За любую услугу приходится платить: охранник донес сумки, прохожий помог колесо поменять.

    Чему поучиться у сенегальцев? Забивать на все. Они забивают на все, что может внести в жизнь хоть какой-то напряг. На работу, если их не контролировать. На техническое состояние транспорта, пока не развалится на ходу. На окружающую среду и мусор, который бросают под ноги. На пунктуальность — им она ни к чему. (Посмотреть на жителей Сенегала можно в нашем фотопроекте.)

    Чтобы жить, как привык дома, надо раскошелиться. Климат здесь неважный, хоть и тепло: много пыли и мало кислорода. Из плюсов — политическая стабильность. Серьезный французский протекторат. Много фруктов и прекрасные морепродукты. Хорошее (но дорогое) образование. Можно зарабатывать, безопасно и комфортно жить, если уяснить правила игры.

    Хотел бы я здесь жить постоянно? Нет. У меня есть родина, которую я люблю и ни на что не променяю. Хочу ли я здесь работать? Да. Это интересно.

    Другие истории из этого цикла можно прочитать ниже. Мы уже узнали, как живется русскоговорящим в Финляндии, Мексике, Ирландии, ОАЭ, Таиланде, Киргизии, ЮАР, Китае, Колумбии, Канаде, Перу, Марокко, Конго, Пакистане и Гане.

    Читайте так же:

    • На 2020 год дракона на год и знак зодиака Год Дракона Дракон - пятый знак китайского гороскопа. Год Дракона по китайскому календарю: 1928, 1940, 1952, 1964, 1976, 1988, 2000, 2020, 2024 Соответствующий году Дракона знак зодиака: […]
    • Ритуалы в протвину Морг г. Протвино | Кремация в Протвино Организация похорон и кремации в г. Протвино Адрес: Московская обл., Серпуховский р-н, Протвино г., ул. Мира, 5 Часы работы будни 9:00 до 15:00 […]
    • План народная культура и традиции старшая группа Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы по теме: «Народная культуры и традиции. Театральная неделя». календарно-тематическое планирование […]
    • Народы и обычаи сибири Народы и обычаи сибири Главная Новости Наши документы Копилка Поступления Вопрос-ответ Слушаем 20 ноября 2020 года 27 ноября 2020 года 4 декабря 2020 года […]
    • Род и родовые традиции человечности Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. 5–6-е классы Цели и задачи: развитие интереса к семейной родословной; воспитание уважения к своей семье и семейным […]
    • Обычаи и традиции моей семьи классный час Сайт Рафальчук Ольги Георгиевны, учителя русского языка и литературы Главная О профессии Одаренные дети Методическая копилка Классный руководитель Улица Юности […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *