Смоленск традиции

Традиции культуры и искусства в Смоленске

Смоленск — это древний город на границе с Европой, со своими культурными традициями, стилем в архитектуре и уникальными особенностями в народных костюмах и фольклоре, сложившихся веками.

Здание администрации Смоленской области

Смоленск, пл. Ленина, д.1

Недалеко от Смоленска есть замечательное во всех отношениях место, где располагалась усадьба князей Тенишевых под названием «Талашкино», которое многие исследователи сопоставляют с подмосковным Абрамцевым С. Мамонтова. На рубеже XIX-XX веков здесь жили и творили выдающиеся деятели русской культуры и искусства, перечисление которых займет слишком много времени. Достаточно назвать Рериха, Врубеля, Стравинского, Шаляпина, Малютина…

Сейчас тут находятся уникальные здания и замечательный музей, в котором собрана богатая экспозиция, наглядно повествующая о том, как самые образованные и талантливые люди своего времени обратились к народным мотивам, облагородили их, придав новое неповторимое звучание, и ошеломили чопорную и заносчивую Европу великолепными произведениями искусства в стиле «а ля рюс».

Мотивы русского и неорусского стилей неизменно сопровождают туристов в Смоленске, пленяя изысканной современной обработкой причудливых народных узоров, орнаментов и архитектурно-стилистических решений. В основном, это наглядно можно видеть в целом ряде смоленских кафе, просто поражающих богатством и оригинальностью внутреннего убранства, а также предлагающих классические блюда русской кухни. Эта пронзительная осовремененная русскость буквально сквозит в оригинальных смоленских сувенирах и нарядной вышивке, она видна в традиционных узорах, в оформлении кафе в центре города, о ней также поют народные коллективы Смоленщины, успешно выступающие на крупных международных фестивалях. Туристам есть, что привезти из Смоленска, чем порадовать родных и близких всех возрастов, предпочтений и вкусов. «А ля рюс» по-смоленски никого не оставит равнодушным.

Смоленщину постоянно дополняет соседствующая с нею братская Беларусь, также поставляющая сюда немало изделий народных промыслов от своих умельцев. Привозят белорусы в Смоленск и отличные сельскохозяйственные продукты, выгодно отличающиеся своей натуральностью и доступностью.

Широко и гостеприимно встречает Смоленск своих гостей, предлагая желающим истинно русские прием и развлечения в очень комфортных условиях не только в городе, но и недалеко от него. Можно отправиться на рыбалку и охоту с дегустацией добытых трофеев под мелодичные народные песни и ароматные домашние заготовки. Кого-то заинтересует гончарная мастерская «Смоленская изба», в которой можно не только приобрести разнообразные глиняные изделия ручной работы, но и самостоятельно изготовить таковые, пройдя интереснейший мастер-класс. А кто-то, возможно, захочет провести несколько дней в одном из уютных загородных отелей Смоленска, питаясь только выращенными на приусадебном участке продуктами, сливаясь с малотронутой природой и окунаясь в студеную купель.

«А ля рюс» по-смоленски – это всегда разнообразие, веселье, эстетика и неизгладимые приятные впечатления.

Возрождая добрые традиции

С давних времён в советской школе существовала добрая традиция: сбор макулатуры и другого вторсырья, заготовка лекарственных растений. Всё проходило в форме соревнования между классами, школами и вызывало живой интерес у ребят.

Эту форму общественно полезной работы решили возродить педагоги Липецкой основной школы, находящейся в деревне Липецы Новодугинского района. В октябре здесь организовали акцию по сбору макулатуры, целями которой определили экологическое воспитание школьников, формирование бережного отношения к окружающей среде и воспитание разумного подхода к потребляемым природным ресурсам и богатствам.

Акция, как и раньше, проходила в форме соревнования: по классам и личное первенство. Учителя признались, что не ожидали такого активного участия и энтузиазма как от ребят, так и от их родителей, бабушек и дедушек. Школьники не только приносили макулатуру из дома, но и собирали её среди соседей и организаций, расположенных в самих Липецах и соседних деревнях.

В школе был установлен экран сбора макулатуры, куда ежедневно вносились сведения о количестве сданных килограммов, что подстёгивало соревновательный дух среди ребят.

Акция продолжалась неделю. Её итоги таковы: победителем личного первенства стал Артём Чепурной (2-й класс); второе место разделили Александр Белашкин (8-й класс) и Ангелина Павловская (3-й класс); третье место заняли Александра Григорьева (3-й класс) и Ангелина Жидкова (5-й класс).

В соревнованиях между классами школы победу одержал 2-й класс (классный руководитель Елена Амельченкова). Второе место занял 8-й класс (классный руководитель Елена Белова), третье место завоевал 3-й класс (классный руководитель Елена Баронова).

По итогам акции отметили и ребят, которые хотя и не заняли призовых мест, но приняли самое активное участие в мероприятии. Это Егор Басанов (1-й класс), Руслан Умалатов (5-й класс), Даниил Кольчик (6-й класс), Александра Дворникова (6-й класс), Артём Дубров (8-й класс).

Все победители и призёры личного первенства, а также классы-победители были награждены ценными подарками, а активные участники – сладкими призами.

Педагоги, кроме того, сердечно поблагодарили родителей учеников, принявших активное участие в акции: семьи Белашкиных, Григорьевых, Павловских, Жидковых, Наталью Басанову, Светлану Кольчик, Ольгу Осипову, Татьяну Багомедову, Наталью Дуброву. Особые слова благодарности за помощь в сборе макулатуры были сказаны Нине Васильевне Олениной, ветерану педагогического труда.

На средства, вырученные от сдачи макулатуры, планируется приобрести новогодние костюмы для ребят, чтобы праздники в школе были ещё более яркими и запоминающимися.

Московский центр развития кадрового потенциала образования

Развитие системы образования в городе Смоленске. В городе Смоленске реализуются ведомственные целевые и муниципальные программы «Развитие образования города Смоленска», «Молодёжь города Смоленска», «Реконструкция спортивных комплексов и площадок в школах Смоленска».

Образовательная сеть Смоленска включает 81 дошкольное образовательное учреждение (16011 чел.), 43 общеобразовательных учреждения (32327 чел.), 10 учреждений дополнительного образования детей (10483 чел.). Образовательный процесс осуществляют 3829 педагогов.

Исследовательская и проектная деятельность
В образовательных организациях Смоленска Школа №40, Школа №32, Школа №27, Школа №29, Гимназия №1 действуют научные общества учащихся, реализуются проекты гуманитарной и технической направленностей. Представляют интерес исследования учеников Гимназии №4, проводимые в школьном зимнем ботаническом саду, эксперименты по физике с использованием цифровой лаборатории «Архимед».
В школах успешно реализуется такое направление технического творчества, как робототехника. Лучшие работы представлены на конкурсе проектов по образовательной робототехнике среди школьников Смоленска и Смоленской области, Всероссийской конференции на базе СмолГУ «Развитие научно-технического творчества детей и молодежи».

Сетевая форма реализации образовательных программ
В рамках городского проекта «Использование сетевой формы реализации образовательных программ и интеграционного сотрудничества для профессионального самоопределения обучающихся, для обеспечения дополнительных образовательных потребностей обучающихся» осуществляется активное развитие интеграционного сотрудничества. Партнеры общеобразовательных организаций: Смоленский государственный университет, Смоленская государственная сельскохозяйственная академия, Военная академия ВПО ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского, Филиал ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского», Филиал ФГБОУ ВО «НИУ МЭИ», ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум». Опыт разработки и реализации совместных образовательных программ представлен Школой №32 им. С.А. Лавочкина. В перспективе планируется включение в сетевую форму реализации образовательных программ промышленных предприятий города и области, развитие дистанционных образовательных маршрутов.

Система гражданско-патриотического воспитания ведётся на основе деятельности по изучению истории и традиций родного края – Смоленщины.
Приоритетное направление — формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей на основе любви к малой родине, ее исторических и культурных традиций. Система дополнительного образования в школах Смоленска строится на краеведческом принципе обучения и воспитания.
Осуществляется тесное сотрудничество организаций со Смоленской епархией Русской Православной Церкви. Реализованы международные проекты, семинары по проблемам возрождения православных традиций воспитания и образования (совместно с педагогами Беларуси).
Интересен опыт Православно-патриотического клуба в Школе №32 им. С.А.Лавочкина, направления деятельности которого — «Основы военной службы», «Связь поколений», «Растим патриота и гражданина России».
Школьные команды оказывают помощь культурно-историческим заповедным местам, проводят экологические десанты, разрабатывают проекты «Памятные места Смоленщины», «Мой земляк. Помню! Горжусь!» и др.
Успешно реализуется проект «Киноклуб для старшеклассников «Доброе кино».
Опыт сохранения традиций как фактора инновационного развития образовательной и воспитательной систем представлен педагогами Гимназии №1 им. Н.М.Пржевальского. Гимназия — одно из старейших учебных заведений не только Смоленска, но и России, открыта в 1786 году. Современные ученики следуют девизу – «Интеллект и нравственность», подтверждая это высокими результатами учебной и воспитательной деятельности.

«Дом окнами в детство» — это самая яркая и выразительная характеристика Смоленского Дворца творчества детей и молодежи. Каждый ребёнок или подросток может выбрать направление по душе: художественное, прикладное и техническое творчество, краеведение, туризм и др. Уникален опыт создания Детской Лесной Республики «Гамаюния», расположенной на территории в 350 кв. км в Национальном парке «Смоленское приозерье». За 48 лет работы Республики оборудованы сотни стоянок, изучены и описаны памятники природы, истории, археологии, архитектуры. Находки широко представлены в экспозиции музея ДТДМ.

Волонтерство, детское общественное движение
Более 21 тысячи школьников состоят в Смоленской детской общественной организации им. Ю.А.Гагарина. Традиционные дела СДГО им. Ю.А.Гагарина: смотры школьных дружин и отрядов, школы актива, конкурсы знаменных групп, участие в региональных и международных фестивалях. Создано отделение «Юнармия». Действует Городской волонтёрский корпус, в составе которого более тысячи человек.
Смоленские школьники — лучшие волонтёры России в рамках Всероссийского конкурса «Доброволец России-2020», победители Всероссийского конкурса социальных квестов «Флагман» (Школа №27 им. Э.А. Хиля)

Сотрудничество
Большое внимание уделено формированию интернационального мировоззрения, укреплению духовных, культурных и социально-экономических связей между народами.
В школах Смоленска организовано сотрудничество с образовательными организациями Республики Беларусь, Германии, Польши, КНР. В школах организовано участие в мероприятиях Международного фестиваля «Мосты дружбы» под патронатом Международного общественного фонда «Российский фонд мира». Реализуются совместные мероприятия с ОО г. Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Севастополя и др.

Как отмечали народные праздники на Смоленщине

Можно говорить о Смоленщине как о регионе со своими фольклорными традициями, возникшими на основе генетически родственных связей

Народные календарные праздники возникли на Руси в глубокой древности в результате трудовой деятельности человека. Они отражали и отражают хозяйственный опыт многих поколений, их представления о мироздании, природе, красоте.

В дохристианские времена люди чтили природу, справедливо считая ее своей матерью и кормилицей. Они поклонялись солнцу и просили его согреть их теплом. Возвышали воду и уговаривали ее подарить много рыбы для пропитания. Поклонялись небу и просили его напоить землю для хорошего урожая. Чтили матушку–землю и просили ее о щедрости и изобилии. Языческим богам приносились богатые жертвы, возносились молитвы и благодарения, ритуальными танцами люди старались привлечь их благосклонность.

Праздники древних славян, вне зависимости от тематики и времени года, были наделены общими чертами. Налагалось вето на любую тяжелую работу: запрещалось пахать, сеять, косить, колоть дрова, строить, мастерить, рукодельничать. Избы чисто мелись, ссоры не допускались, всякая вражда прекращалась. Нельзя было жаловаться или приносить дурные вести, говорить разрешалось только о радостном и приятном. За нарушение этого правила полагались розги. Одеваться нужно было нарядно. Готовилось богатое угощение.

Наши предки верили, что веселье и сытость рождают особую энергетику. А она войдет в землю, небо и воду, которые вернут ее хорошим дождем и богатым урожаем. Ну и, конечно, не обходились народные праздники без гуляний, песен и хороводов и особых, иногда мистических обрядов.

После крещения Руси в 988 году князем Владимиром народные праздники, носившие магический характер и направленные в основном на получение хорошего урожая, богатого приплода домашнего скота, стали постепенно вытесняться церковными праздниками, основой которых стало воздание единому Богу, получение прощения и милости свыше.

Но и после перехода русского народа в православие он не переставал чтить и отмечать любимые старинные народные праздники. Они, пройдя сквозь временные пласты, органично влились в правила христианских празднеств. Православная церковь в особые дни запрещает прихожанам работать, ругаться и скорбеть. В эти дни принято нарядно одеваться, песнями восхвалять Бога, накрывать богатые столы и делиться с ближними. Языческие магические действа трансформировались в христианские обряды. Так по–своему сохранилась и определилась преемственность нашей истории с древних времен и по наши дни.

Народные обрядовые праздники на Смоленщине всегда были характерны тесным смешением русских и белорусских традиций. Можно говорить о Смоленщине как о регионе со своими фольклорными традициями, возникшими на основе генетически родственных связей близких по языку, быту и культуре двух славянских народов.

Поэтому не случайно народные праздники с особым смоленс­ким колоритом вызывали большой интерес у исследователей, начиная с середины XIX века. Среди смоленских собирателей местного фольклора можно выделить Е.Ф.Карского, П.В.Шейна, В.Н.Добровольского, В.Харькова, Ф.Рубцова.

Ниже мы расскажем о некоторых народных праздниках, распространенных на всей территории России, но имеющих у нас на родине свои особые неповторимые черты, а также о чисто смоленских народных праздниках, распространенных в свое время в определенных районах Смоленщины.

Масленица

Масленица, приходившаяся на вторую половину февраля — начало марта, замыкала осенне–зимний цикл народных календарных праздников. Среди восточнославянских праздников масленица получила наибольшее признание и развитие у русского народа.

Основные обрядовые действия при проведении праздника сосредоточивались вокруг трех моментов: встреча масленицы, дни празднования и проводы ее.
Встрече масленицы придавалось особая торжественность — она была желанной гостьей в каждом доме. «Не потешить масленицу — жить в беде».

Поздравления с праздником проходили торжественно, по сложившемуся в каждой деревне сценарию. Например, в деревне Горяны Починковского района снаряжался санный поезд. На первых санях сидели «воевода» с масленицей, затем ехали ряженые. Хозяева тех домов, перед которыми «поезд» останавливался, выносили угощения, в которые обязательно входили блины. «Воевода» съедал блин и со словами «Блин — не клин, живота не распорет» начинал хвалить. Остальные, получив угощение, пели песни, частушки под гармошку или балалайку.

Блины вообще проходили красной нитью через весь период празднования Масленицы.

Во многих смоленских деревнях сохранился обычай класть первый блин на слуховое окно — «для душ родительских».

Непременным обрядовым дейст­вием являлись «тещины вечера» и «золовкины посиделки». В деревне Викторово Краснинского района вечером перед пятницей зятья приглашали тещ вначале сами, а утром посылали к ним нарядных «зазывных».

А в деревне Понятовка Шумячского района зять к теще направлялся с санями. Теща угощала его блинами и пивом, а зять затем сажал ее в сани и сам тащил их к дому, где устраивалось угощение.

В центре внимания на масленице были молодожены, сыгравшие свадьбу в последний мясоед. В течение всех дней масленицы молодежь веселилась. Водили хороводы, устраивали всевозможные игры и забавы, танцы, разгуливали с песнями и гармошками по деревне, устраивали вечеринки.

В последние дни празднования (в одних деревнях — в субботу, в других — в прощеное воскресенье) происходило сожжение чучела. Непременная часть проводов масленицы: песни, шутки, прибаутки, шум и смех.

Обряды возжигания костров и сжигания чучела у белорусов и украинцев уже в конце XIX века были утрачены. На Смоленщине же они имели широкое распрост­ранение еще в начале первой половины XX века. Поддерживали масленичные обычаи люди старшего поколения. После 20–х годов XX века в связи с социальными преобразованиями в жизни деревни масленичная обрядность начала быстро упрощаться. Исчезли публичные проводы масленицы, сожжение чучела. Оставшись всенародным праздником, масленичные традиции утратили ныне свою обрядовую сущность, их значение сводится сегодня в основном к развлекательным целям.

Хотя следует отметить, что в последние годы проводы масленицы вновь обретают свою былую популярность. «Дела давно минувших дней» становятся модными и востребованными. А сожжение чучела в наши дни можно наблюдать начиная от детских садов и заканчивая крупными государственными корпорациями. Ну что ж, возвращение к истокам — не худший вариант сохранения нашей исторической памяти…

Кликанье (гуканье) весны

Весенняя пора — пора пробуждения природы, расцвета ее животворящих сил. Весну на Руси призывали, но не просто призывали — ее «закликали».
Многообразие весенних народных обычаев и обрядов связано с двумя периодами: самое начало весны и время ее полного расцвета.

«Открытие весны» на Смоленщине не было приурочено к какому–либо определенному дню. В одних деревнях это происходило 1 марта (даты по старому стилю), в день Евдокии. В других — 9 марта (22 марта но новому стилю — день весеннего равноденствия), в день «сорока мучеников», по народному — «сoроки».

В третьих местах весну «кликали» на Благовещенье 25 марта, когда, как говорили в народе, «весна зиму поборола». В ряде деревень встречу весны приурочивали к Пасхе или к Красной горке. Однако в большинстве деревень «закликанье» происходило все–таки в «сoроки».

С «сороками» было связано немало народных поговорок и примет.

«Если сороки теплые — сорок дней будут теплыми, если холодные — жди сорок холодных утренников». «На Сороки день с ночью мерится, равняется». «Во что Сороки, во то и Петровки». «Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло». «Мороз, случившийся 22 марта, обещает урожай, в особенности проса». «Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней». «Слышится гром — к голодному году». «Теплый ветер сулит дождливое лето». «Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло». «Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже».

Обычай первыми встречать весну повсеместно был закреплен за детьми. Им вручались испеченные в виде птиц «жаворонки» (куличики), и они с радостными криками бежали на холмы, взбирались на крыши «кликать весну». «Жаворонков» подбрасывали вверх или закрепляли на шестах.

Пеклись «жаворонки» из ржаной муки, по одному–два на ребенка. Дети играли с «жаворонками» в течение всего дня, а вечером съедали.

В этот день повсеместно исполнялись специальные песни–«заклички» или «веснянки». Пелись они обычно хором. В этих песнях весна представала в образе существа, от которого в очень большой степени зависело благосостояние селян, она, «как хорошая крестьянка–хозяйка», «несет с собой «короб житушка», овес лошадям и траву коровам, «по яичишку» деревенским детям».

Жавороночки, Перепелочки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весную Красную,
Лето Теплое.
Зима нам надоела,
Хлеб наш поела.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною
милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.

Весна, весна, что ты нам
принесла?
— Принесла я вам четыре
угодья, ой, ладо моё!
Первое угодье —
воды половодье, ой, ладо моё!
Второе угодье — пахарево поле,
ой, ладо моё!
Третье угодье — скотинушку
в поле, ой, ладо моё!
Четвёртое угодье — народу
доброе здоровье, ой, ладо моё!

Жаворонки прилетайте,
Зиму белу прогоняйте,
Гули–гули.
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте,
Гули–гули.
Весну красну созывайте,
Землю нашу одевайте,
Гули–гули.
Землю нашу одевайте,
Все поляны согревайте,
Гули–гули.
Все поляны согревайте,
Солнце мило приглашайте,
Гули–гули.

Люди приветствовали весну не только из–за хозяйственных ожиданий. Красота весеннего пробуждения природы возбуждала в них эстетические чувства, эмоционально–психологические переживания, что особенно остро ощущалось после зимнего застоя.

Зеленые святки

В календарной обрядности «зеленые святки» составляют второй период весны. Они приурочены к празднованию Троицы. Троица и предшествующий ей Семик (в четверг) считались важными народными праздниками, прежде всего, как женские и девичьи.

Главнейшие обрядовые дейст­вия этого народного праздника связаны с почитанием предков и культом березки, являющейся символом входящей в силу расцветающей растительности.

Время Зеленых святок с их начальным периодом связывалось с тем, что на земле пребывали души предков. И когда цвели злаковые культуры, это время казалось благоприятным, чтобы контактировать с другими мирами. Иногда в деревнях (на юго–западе страны) верили в освобождение умершей души в субботу на Троицу.

Оставляли же эту землю души на саму Троицу. В некоторых губерниях, в том числе и на Смоленщине, считали, что души превращаются в птиц и сидят на березовых ветках, которые сносились к домам. Они верили в беседы душ друг с другом и в возможность слышать такие разговоры везде, где угодно. В эти дни в деревнях организовывали поминание каждого усопшего.

Также во время Зеленых святок осуществлялись обряды, касающиеся инициации, то есть посвящения. Подразумевался переход детей подросткового возраста в молодежный. Из обрядов самыми яркими считались те, которые касались девичьих трапез, проходящих на лугу, в Троицу, или же в дни, посвященные Аграфене купальнице. Нередко такие обряды совпадали с обрядами хождения в жито. Проводились трапезы, пелись песни, заключались девичьи союзы, куда вступали девушки, достигшие возраста брака. В качест­ве символа такого союза рассматривался обряд, касающийся «кумления». Происходил обмен презентами и многие превращались в кумовьев. А затем устраивалась пирушка, куда были приглашены парни. Кумовство обыкновенно свершалось спустя неделю, когда наступало Петровское заговенье.

Важным действием обрядов было завивание девушками на березе венков. Оно до сих пор сохранилось во многих деревнях районов Смоленщины, граничащих с белорусской территорией. Завивание венков сопровождалось общей трапезой.
Развиванию венков придавалось столь же серьезное значение, как и их завиванию, считалось делом обязательным — «не развить венки — быть беде».

При развивании венки осматривались: если венок не завял и не распался, это сулило осуществление задуманного желания. В некоторых районах срезанные венки девушки бросали в рожь, чтобы был хороший урожай.

Обряды совершались и на Духов день (понедельник после Троицы). В некоторых смоленских деревнях в этот день собирали цветы и лечебные травы и святили их в церкви.

Считалось, что Зеленые святки непосредственно касались появления русалок, в качестве которых рассматривались души тех девушек и маленьких детей, которые умерли. Эти души присутствовали среди людей в течение Троицкой субботы, качались на березовых ветках или прятались во ржи. Оставляли же души мир, когда наступало Петровское заговенье. Это было первым воскресным днем после того, как начиналась Троица. И когда русалки уходили, на Смоленщине проводился обряд, называющийся «проводами русалок». Перед проводами водили хороводы, пели песни.

В целом народный праздник «зеленые святки» на Смоленщине, как и в других регионах, был связан, в основном, с аграрно–магическими представлениями.

Петров день

Петров день (29 июня по старому стилю) близок по времени с днем Ивана Купалы (23–24 июня), и на него с этого праздника был перенесен ряд обрядовых действий. Празднование его повсюду происходило по сходному порядку. Петров день считался гостевым. Ходили в гости друг к другу, навещали родственников в других деревнях. В некоторых местах устраивали в складчину общие трапезы. Ездили на ярмарки, проходившие в больших селах.

Но всем этим занимались, в основном, семейные люди. У холос­той молодежи был свой порядок. Накануне праздника разжигались костры, возле них веселились, пели песни, проводили игры. Варили кашу, ячменную или пшеничную, с маленькими кусочками сала. Ели ее вместе из одного котла. По поверью, такая каша придавала здоровье и скрепляла дружбу участников трапезы.

Петровская ночь считалась в народе временем разгула нечисти. Стремясь уберечься от нее, хозяева многих домов всю ночь поддерживали свет. Особенно оберегали от порчи скот. В качестве оберега применялась освященная в церкви соль. Эту «петровскую» соль бережно хранили, лечили ею людей и животных.

Считалась целебной и «петровская водица», ею умывались и окропляли скот.
Совершалось коллективное ограждение деревни от нечисти. Парни и девушки всю ночь ходили по деревне и вокруг нее и старались как можно сильнее устроить шум — чем больше шум, тем страшнее для нечисти.
Широкое распространение имел обычай «караулить солнце». Утром участники празднества поднимались на высокое место, ждали восхода солнца, пели песни.

Ой, мала петровская ночка,
Арелье, ладо!
Не спи — проспи, моя дочка,
Арелье, ладо!
Иди на горушку гулять,
Арелье, ладо!
Мать–зарю величать,
Арелье, ладо!
Красно солнышко встречать,
Арелье, ладо!

Петровская рать–сила
По зорям ходила,
Всех пробудила,
А Ванечку забыла.
Ты вставай–ка, молодец,
Выходи–ка на крышу
Мать–зарю величать,
Красно солнышко встречать.

О народных праздниках, рассказанных выше, можно отметить, что, несмотря на местные колорит и особенности, они повсеместно отмечались практически во всех российских губерниях.

А вот об этих смоленских праздниках почти ничего не говорится в сборниках по народному творчест­ву. Тем не менее каких–нибудь сто лет назад подобные обряды были в порядке вещей. Описания этих народных обычаев частично взяты из устных воспоминаний очевидцев, частично — из письменных источников.

Гжатские гляденки

Именно гляденки, с буквой «н», — так назывался своеобразный праздник, существовавший до 1928 года и только в Гжатском уезде (сейчас Гагаринский район). В других уездах Смоленской губернии о таком празднике мало слышали. Гляденки были дважды в год: на зимнего Николу (19 декабря) и на Крещение (19 января). К этому времени крестьяне уже подсчитывали доходы очередного сельскохозяйственного года, продумывали предполагаемые расходы. Наступал своеобразный перерыв.

Кто–то приходил к выводу, что нужно женить сына, но обязательно с выгодой: на богатой невесте. Другая сторона решала, что надо «девку с дома сбыть». В этом деле тоже прогадать нельзя. В дни гляденок со всего уезда собирались на лошадях женихи, невесты и их родня. Сбор был на центральной площади Гжатска: лучшее — на плечах, а горячее (питие и закуска) — в санях. Молодежь выходит на площадь и прогуливается до моста через реку Гжать и обратно. Ходят парни и девушки, присматриваются друг к другу, выбирают, оценивают, знакомятся. Здесь и пляски, и гармонь. А на центральной площади старики за чаркой расхваливают своих и чужих, причем чужих они и в глаза не видели. Вдруг посреди всеобщего веселья какая–нибудь девушка подбегает к своим и кричит: «Поехали домой!» К другим саням летит парень, называет деревню, откуда родом выбранная им невеста, батька ругается: «Ближе не нашел?» — лошадь в кнут, и сани уезжают с площади. Обычно до часу дня все участники гляденок уже разъезжаются по домам. Кто нашел свою ненаглядную, тот свататься едет с ветерком, а кто не нашел, тому по дороге домой старики все выскажут, а дома еще кости перемоют.

При сватовстве во время гляденок девушки домой торопятся: надо сватов принимать. А семья жениха спешить, по обычаю, не должна, потому что невесте надо дать возможность подготовиться к приезду гостей. Подъезжая к дому, лошадь не распрягают, заходят к родителям, просят испить с дороги, говорят, что заблудились, называют свою деревню. Тут уже выбор за родителями невесты. В том случае, если родители не против знакомства, начинается сватовство и договоры о свадьбе. Время свадьбы назначают после Крещения или на Масляной неделе, так как после Масленицы жениться нельзя: идет Великий пост. А после Пасхи некогда свадьбу гулять: пора в поле идти. Интересно, что гляденки были характерны именно для Гжатского уезда, одного из самых богатых в губернии. Так что гляденки можно рассматривать как уникальное явление и «визитную карточку» уездного фольклора.

Хохловские гульбища

У каждого населенного пункта на Смоленщине по сей день существует престольный праздник. В этот день служат молебен, после богослужения начинается собственно праздник. В деревне Хохлово гуляли на Спас (6 августа по старому стилю). До наших дней сохранилось название «Трактир Медведя» — был, говорят, такой предприимчивый хозяин в Хохлове.

Именно около этого увеселительного заведения и проходил праздник. Слово очевидцу:

«Сюда съезжались мелкие торговцы с конфетами, пряниками, семечками, орехами и лимонадом. Спиртное продавать им запрещали, так как монополия на торговлю горячительными напитками была у государства. До полудня служили молебен, затем гульбище начинали ребятишки. Они играли в бабки, чижика, лапту. Взрослые играли в городки, девчата водили хороводы, кто–то танцевал, кто–то присаживался к карточным игрокам».

Женщины гуляли до заката, затем уходили заниматься домашними делами. Мужики куролесили допоздна, частенько дело заканчивалось потасовками и драками «стенка на стенку». В этом случае драчунов разнимала полиция.
Без стражей порядка не проходило ни одно деревенское гульбище.

Ночь на «голодного Николу» назвать праздником нельзя. Событие скорее было похоже на короткий отдых перед деревенской страдой. В ночь на «голодного Николу» (в конце мая) крестьянские семьи выводили лошадей в ночное и выезжали в поле сами. С собой брали полсотни яиц, березовик (березовый сок или квас), немного спиртного. Всю ночь пели песни, пили и закусывали.

Почему Никола был «голодным»? Просто в это время у крестьян заканчивались зимние запасы и люди переходили на «подножный корм»: щавель, ботвинью, зеленый лук. Молоко давали только грудным детям.

Излишки молока женщины топили в печке, и это топленое молоко, которое, по отзывам, было очень вкусным и полезным, везли в город продавать.

Продавали так называемыми горлачиками. Горлачик — это глиняный горшок, в который вмещался литр молока. Для тружеников после «голодного Николы» начиналась жаркая летняя страда.

Смоленские кулачки

Без этой жестокой, но вместе с тем и гуманной забавы не обходился ни один праздник. Бои «стенка на стенку» обычно проходили на мосту через речку Рачевку или на днепровском льду. Там встречались жители всех слобод Смоленска: Ямщины, Донщины, Рачевки и Солдатской. Как правило, первыми в «стенках» участвовали самые маленькие, затем, ближе к полудню, наступала очередь подростков, а после молодых в бой вступали взрослые люди. Техника противоборства сводилась к мощным ударам в грудь, плечи или голову.
В солнечное сплетение и ниже бить было запрещено. Нельзя было нападать на лежачего. Если в рукавице у какого–нибудь бойца находили свинчатку, провинившегося жестоко наказывали. Проступок одного расценивался как позор для всех участников «стенки». Выяснять отношения после «кулачков» было недопустимым. Особым шиком считалось, когда участник пройдет сквозь строй противника, ни разу не споткнувшись. Вообще этот обычай заслуживает отдельного изучения. Кулачные бои запретили в двадцатых годах двадцатого века.

Кстати, некоторые исследователи полагают, что обилие жестоких побоищ в современности отчасти связано с этим запретом, поскольку люди, порой даже почтенные граждане Смоленска, в «кулачках» по–своему снимали стресс. Наши традиции не позволяли выходить за рамки правил, особым образом регулируя отношения внутри семьи, поселка, города.

Народные календарные праздники, являясь ярким выражением традиционной народной культуры, с разной степенью сохранности дожили до наших дней. Долголетие объясняется прочностью их древних основ, на протяжении веков существовавшей верой людей в магическую силу слова и действия в обряде.

Теряя постепенно свое магическое значение и все более обретая бытовой характер, они, однако, и в таком качестве сохранили свои прежние признаки: традиционность и преемственность.

Нельзя не учитывать как один из важных факторов сохранения древнего пласта обрядового фольк­лора исторические особенности Смоленщины. Это многолетнее владычество литовско–польских завоевателей, постоянные войны с посягателями на русские земли. В таких условиях, когда смерть в буквальном смысле стояла на пороге каждого дома смолянина, особенно обострялось значение жизненных ценностей, особый смысл обретала привязанность к своим исконным традициям как важнейшей духовной опоре.

текст: Аркадий Околоточный
gодготовлено на основе материалов, находящихся в свободном доступе
в сети «Интернет»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите CTRL+ENTER
Мы будем Вам благодарны!

Народные традиции: именины домового в музее «Смоленский лён»

10 февраля в музее «Смоленский лён» отмечали именины домового. В каждом доме, как считали предки, есть свой хранитель, любящий почет и уважение. В день Ефрема Сирина («Ветродуя») домового задабривали и угощали. До полуночи стоял в печи обложенный горячими угольями горшок, из которого «соседушко» угощался, а потом целый год был смирным, услужливым. Спать не ложились до полуночи, пытаясь увидеть пирующего хозяина. Только увидеть его сложно, живет он так скрытно, что никто его не замечает, о нем даже вспоминать часто нельзя. А если проявит себя, то жди: что-то случится – либо радость, либо беда. Вот и задабривают домового в особые дни, один из них — 10 февраля. >>>

10 февраля в музее «Смоленский лён» отмечали именины домового. В каждом доме, как считали предки, есть свой хранитель, любящий почет и уважение. В день Ефрема Сирина («Ветродуя») домового задабривали и угощали. До полуночи стоял в печи обложенный горячими угольями горшок, из которого «соседушко» угощался, а потом целый год был смирным, услужливым. Спать не ложились до полуночи, пытаясь увидеть пирующего хозяина. Только увидеть его сложно, живет он так скрытно, что никто его не замечает, о нем даже вспоминать часто нельзя. А если проявит себя, то жди: что-то случится – либо радость, либо беда. Вот и задабривают домового в особые дни, один из них — 10 февраля.

В этот день в музее побывали студенты Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, интерес которых вызвало мероприятие из цикла «Забытые народные традиции». Молодые люди с большим удовольствием отгадывали народные загадки, участвовали в народных забавах и играх, разучивали старинные танцы.

Интересно им было познакомиться и с повадками нашего народного персонажа, ведь в музее «Смоленский лён» также «живет» домовой. Волосы и борода у него из льняного волокна, одежда из льняной ткани. Его любимое блюдо – льняная каша, приправленная льняным маслом – всегда стоит в музее. Наш домовой очень любит гостей, радуется их приходу, и всех приглашает чаще приходить в музей для знакомства с народными традициями.

ООО «СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ»

О компании:
ООО «СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ» ИНН 6732175352, ОГРН 1196733003939 зарегистрировано 19.02.2020 в регионе Смоленская Область по адресу: 214013, Смоленская обл, город Смоленск, улица Матросова, дом 18 ПОМЕЩЕНИЕ 1.2, ОФИС 10. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала 10 000,00 руб. читать далее.

В Реестре недобросовестных поставщиков: не числится. У ООО «СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ» зарегистрировано судебных процессов: 0 (в качестве «Ответчика»), 0 (в качестве «Истца»), Официальный сайт ООО «СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ» – не указан. Контакты (телефон) ООО «СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ»: добавить данные

1196733003939 присвоен: 19.02.2020

6732175352

673201001

36212172

66701000001

ОГРН ?
ИНН ?
КПП ?
ОКПО ?
ОКТМО ?

5 000,00руб., 19.02.2020 50%

Дополнительные ОКВЭД

Данные реестра субъектов МСП: ?

Критерий организации

Цель обработки персональных данных:

Регистрация во внебюджетных фондах

076029046913

670103901967011

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР ? 21.02.2020
ФСС ? Коды статистики

66401000000

4210011

12300

24

ОКАТО ?
ОКОГУ ?
ОКОПФ ?
ОКФС ?

0

найдено по наименованию (возможны совпадения):

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения):

Организация не предоставила данные.

ООО «СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ» ИНН 6732175352
(аффилированность ? )

Руководитель Учредитель ИП
по ИНН:
по ФИО (возможны совпадения):
Учреждённые: 0 Представительства: 0
Управляемые: 0 Филиалы: 0

Описание деятельности компании:

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ», краткое наименование: ООО «СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ». Действует с 19.02.2020, присвоены: ИНН 6732175352, КПП 673201001, ОГРН 1196733003939, ОКПО 36212172, основной ОКВЭД — «торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией». Работает по 68 направлениям. Имеет 0 лицензий. Организация насчитывает 0 филиалов. Учреждённых компаний: 0, Представительств: 0, Управляемых: 0. Всего связанных с ООО «СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ» 0 компаний. Состоит в реестре Малого среднего бизнеса как Микропредприятие. История компании представлена на странице Лента изменений. Отзывов по компании — нет. Финансовая отчетность ООО «СЛАВЯНСКИЕ ТРАДИЦИИ» — отсутствует.

Похожие компании в регионе (конкуренты):

От Парада до салюта. Как отметят День Победы в городе-герое Смоленске?

Построить маршрут праздничной прогулки помогает «АиФ-Смоленск».

Праздник в городе

Торжества начнутся в полдень 8 мая в Сквере памяти Героев — там состоится митинг, посвящённый 74-й годовщине Победы, возложение венков и цветов к Вечному огню и могилам на мемориальном кладбище.

В Смоленском государственном драматическом театре имени А. С. Грибоедова в 19.00 покажут премьерный спектакль «Завтра была война» по повести нашего земляка Бориса Васильева (12+).

В этот же день по городу обещают пустить традиционный «Трамвай Победы», в котором можно будет не только проехать из пункта А в пункт В, но послушать песни военных лет, а также увидеть другие концертные номера.

Основные мероприятия 9 Мая начнутся в 10.00 с военного парада на площади Ленина. В этом году в нём будут задействованы более 1300 военнослужащих. Торжественным маршем по главной площади города-героя под аккомпанемент сводного военного оркестра пройдут 17 парадных расчётов. Возглавит колонну легендарный танк победы Т-34. Среди военной техники — бронетранспортёры БТР-82, боевые машины 21-1 «Торнадо», зенитные ракетные комплексы «Оса», переносные зенитные ракетные комплексы «Игла», противотанковая пушка времён Великой Отечественной войны, техника военной полиции.

После парада по главной площади Смоленска проследует колонна «Бессмертного полка», в затем она превратится в концертную площадку.

Полевые кухни развернутся в Лопатинском саду и возле Дома культуры «Шарм». На улице Октябрьской революции будет работать выставка-ярмарка «Город мастеров».

С 12.00 до 13:00 в Культурно-выставочном центре им. Тенишевым можно посетить занимательный мастер-класс «Танк Т-34» и побывать на показе документального фильма «Легендарный Т-34» (0+).

Музейная Программа

Особую программу под названием «Победный вальс» подготовили музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны» и исторический театр «Порубежье». Во дворе боевой техники можно будет побывать на концерте, отдохнуть на ретро-танцевальной площадке, сделать памятные снимки в интерактивной фотозоне, воссоздающей улицы Смоленска в победном 45-м (0+).

Будут принимать посетителей и залы музея. Более того, в нём можно будет в прямом эфире увидеть Парад Победы и шествие «Бессмертного полка» в Москве, а также посмотреть документальные фильмы «Битва за Берлин» и «Парад Победы». Там же будет работать «Электронный архив памяти». Смоляне и гости города смогут получить у сотрудников музея консультации по вопросам военной истории.

Праздник завершится салютом, который дадут со стадиона «Спартак». Как обещают организаторы, небо, расцвеченное огнями, можно будет увидеть из всех районов города.

Читайте так же:

  • Свадебные обычаи на украине Свадебные традиции в Украине ?? обряды невесты После этой реплики по свадебной традиции украинского народа разрезанную буханку клали на рушник и отдавали сватам. Те, в свою очередь, […]
  • Быт и обычаи запорожцев в повести тарас бульба --> МБОУ " Основная общеобразовательная школа №14 "г.Кургана --> Телефон «горячей линии» по противодействию коррупции: 42-65-51 Телефон «горячей линии» по незаконным сборам […]
  • Ритуал в управлении сознанием Магия для управления человеком Появлялось ли у вас хоть раз желание воздействовать на того или иного человека? Да речь идет не о манипуляции при помощи психологических приемов. Мы говорим […]
  • План народная культура и традиции старшая группа Комплексно-тематическое планирование образовательной работы с детьми старшей группы по теме: «Народная культуры и традиции. Театральная неделя». календарно-тематическое планирование […]
  • Ритуалы в протвину Морг г. Протвино | Кремация в Протвино Организация похорон и кремации в г. Протвино Адрес: Московская обл., Серпуховский р-н, Протвино г., ул. Мира, 5 Часы работы будни 9:00 до 15:00 […]
  • Традиции обычаи народов поволжья Традиции и культура народов Поволжья Учебный курс «Традиции и культура народов Поволжья» ориентирован прививать подрастающему поколению знания о национальных традициях, обычаях, фольклоре; […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *