Быт и обычаи запорожцев в повести тарас бульба

—> МБОУ » Основная общеобразовательная школа №14 «г.Кургана —>

Телефон «горячей линии» по противодействию коррупции: 42-65-51

Телефон «горячей линии» по незаконным сборам образовательных организаций: 64-02-81

Телефоны «Горячей линии» и «телефоны доверия» для обращений граждан:

методическая копилка

Тема: быт и обычаи Запорожской Сечи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цели:

образовательные:

  • формировать исследовательские, логические и аналитические способ­ности учащихся;
  • актуализировать знания о таком понятии, как товарищество, героизм и преда­тельство;
  • совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;
  • развивающие:

  • развивать навыки анализировать текст и умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя;
  • умения на тексте показать отношение автора, его позицию;
  • формировать умения аргументиро­вать свою позицию;
  • развивать положительную самооценку;
  • формировать умение общаться и взаимодействовать с другими обучающимися;
  • воспитывающие:

  • воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и нацио­нальной гордости;
  • помочь осознать ценность совместной деятельности;
  • содействовать разви­тию умения общаться между собой.
  • Ход урока.

    1. Организация урока.

    2. Сообщение темы и цели урока.

    На предыдущих уроках мы узнали о том, какие исторические факты легли в основу повести, что такое историческая Запорожская Сечь, как она появилась, откуда возникло это название. Сегодня на уроке мы поговорим, какой образ Запорожской Сечи создал Гоголь в своем произведении. Какая она, Запорожская Сечь, и каковы её законы, обычаи и нравы, быт, каковы жизненные ценности героев-запорожцев? На этот вопрос нам необходимо найти ответ.

    3. Викторина.

    — Проверим, как вы помните героев повести. (материал викторины готовит группа учащихся, составляя на основе викторины презентацию на урок)

    — Назовите первого героя по его характеристике.

    — Соотнесите черты характера героев повести.

    Остап

    Андрий

    1. «. начал с необыкновенным старанием сидеть за скучною книгой»
    2. «. имел чувства несколько живее и как будто более развитые»
    3. «. считался всегда одним из лучших товарищей. »
    4. «. приходил под знамёна предприимчивого бурсака. »
    5. «. с помощью изобретательного ума умел увёртываться от наказания. »
    1. «. начал с того своё поприще, что в первый год ещё бежал. »
    2. «потребность любви вспыхнула в нём живо. »
    3. «. никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей»
    4. «. чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия»
    5. «. был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки. »
    6. «. душевно был тронут слезами бедной матери. »
    7. — Что находилось между детством и Запорожской Сечью?

      — Каково отношение писателя к степи? (текст)

      — Найдите ошибки в таблице изобразительных средств.

      Сравнение

      Метафора

      1.«. было зелёною девственной пустынею»

      2.«. в небе неподвижно стояли ястребы»

      3.«тучи диких гусей»

      4.«вот она мелькает одною чёрною точкою»

      5.«крик лебедя, как серебро, отдавался на соседнем озере»

      6.« вереница лебедей»

      1. «. по волнам диких растений. »

      2. «. вся поверхность земли представлялася зелёно- золотым океаном»

      3. «. чайка роскошно купалась в синих волнах воздуха»

      4. белели клоками лёгкие прозрачные облака»

      5. «на них прямо глядели ночные звёзды»

      6. «бесчисленный мир насекомых»

      8. «и тогда казалось, что красные платки летят по небу»

      (Слайды «Степь» 4 – 5)

      4. Работа с классом.

      — Что олицетворяет собой степь для Тараса, его сыновей? (Для них это символ Родины, которая нуждается в защите от врагов. А чтобы её суметь защитить, Тарас везёт сыновей на Сечь, где они научатся воинскому мастерству)

      — Какое определение Запорожской Сечи даёт Гоголь? («Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козаче­ство на всю Украйну!»)

      — Какие чувства писатель передаёт этими словами? (Восторг, восхищение, гордость, преклонение перед людьми мужественными, гордыми, храбрыми, вольными).

      — Почему писатель называет Сечь «гнездом вольности»? Почему Сечь – это гнездо?

      «Чёрт вас возьми , степи, как же вы хорши!»

      — Расскажите о первой встрече братьев с Запорожской Сечью. (индивидуальное задание)

      — Какое же первое впечатление складывается от Сечи?

      — Такой ли ожидали братья увидеть Сечь?

      — Как принимали в Сечь?

      — Как Сечь воспитывала воина?

      (Слайды о воспитании в Сечи 3 слайда)

      — Где набирались воинского опыта казаки?

      — Расскажите о жизни Остапа и Андрия на Сечи. Чем они занимались? (индивидуальное задание)

      — Почему Остап и Андрий «скоро. стали на хорошем счету у казаков»?

      — Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорож­ской Сечи?

      — В каких случаях Тарас считал нужным взяться за оружие?

      — Расскажите, как старый полковник поднимает казаков на бранное дело?

      — Почему казаки поддержали Тараса?

      5. Работа с репродукцией И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому сул­тану».

      Слайд

      — Посмотрим, какими видит запорожских казаков другой художник — Илья Репин. Ни одну из своих картин И. Репин не любил так, как “Запорожцев…”. Художник работал над картиной более 11 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1675 году турецкий султан Мехмед IV прислал запорожцам “грозную грамоту”, в которой приказывал им добровольно сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной от­вет.

      (Индивидуальное задание)

      — И. Репин изображает момент, когда запорожцы, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Одно за другим отпускают они острые и язвительные заме­чания в адрес султана, смеются…

      В центре картины изображен атаман Иван Сирко, легендарный герой, о котором сохра­нилось много народных преданий. Возле него – писарь, который явно испытывает удовольст­вие, вставляя в письмо очередное язвительное словцо.

      — Картина И. Репина не является иллюстрацией к повести, это самостоятельное произведе­ние. Подумайте, какая связь между повестью Н. В. Гоголя и полотном И. Репина?

      — Вглядитесь в лица и позы героев. О чём это говорит? (о мощи, небоязни турецкого султана, неистощимом юморе)

      — Каким настроением пронизана картина?

      — Какими средствами создаётся это настроение?

      — Как передан боевой дух казаков?

      — Обратите внимание на центральную фигуру – это Иван Сирко. (Лицо мужественное, взгляд внимательный, проницательный, видящий насквозь. Он уже, наверное побывал в походах не раз)

      — Кто из персонажей кажется вам самым выразительным? Почему?

      — Среди героев картины есть и те, кого сам художник называл Тарасом Бульбой, Остапом и Ан­дрием. Попробуйте найти их на полотне и объясните свой выбор.

      — Чем близки герои повести и картины друг другу? Что объединяет эти произведения? (оставили дом, семью, родных ради одной цели – защиты родины, охраны её границ, от жестоких набегов южных и западных соседей)

      6. Работа с классом.

      — Отчего казаки, собиравшиеся идти на Турещину, пошли на Польшу?

      — Отчего «весь польский юго-запад в состоянии страха»?

      — Какой город оказался в опасности?

      — Найдите описание, как жители защищали свой город?

      — Чему радовался Тарас, глядя на своих сыновей? Чем отличались их воинские качества? (текст).

      7. Итог урока.

      Слайд № «Правила составление синквейна».

      Первая строка — тема синквейна.

      Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

      Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

      Четвертая строка — фраза из четырёх и более слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

      Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

      — Работа в группах, запись в тетрадях.

      1. Запорожская Сечь

      2. вольная, разгульная

      3. воспитывала, защищала, воевала

      4. «Так вот она Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козаче­ство на всю Украйну!»

      8. Домашнее задание. Оценки.

      Глава 5 – 7. Подготовить рассказ по теме: «Андрий оставляет лагерь казаков».

      «Быт и обычаи запорожцев в повести «Тарас Бульба»»

      Романтика казацкого быта и обычаев нашла свое отображение в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба». По словам В. Белинского, Гоголь в повести «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в странном художественном творении навсегда воссоздал ее духовный образ». «Тарас Бульба» — часть книги «Миргород», в которую также вошли «Старосветские помешики» (описание старинной помещичьей жизни), «Ресницы» (фантастическая история) и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (быт и обычаи судейства). В сборнике «Миргород», как в зеркале, отражена давняя украинская жизнь с ее идеалами и неурядицами. В повести «Тарас Бульба» Гоголь выразил идеал казацкой жизни, народное стремление к национальной и социальной свободе. Он называет казачество незаурядным явлением русской силы, которое вышло из народа под огнем беды. Изображая Запорожье и жизнь казаков на Сечи, Гоголь описывает жестокий мужской быт казачества, знаменитого воинства. Он не идеализирует грозные казацкие поселения и куренях, которые возникли для обороны перед общей бедой.

      Тарас родственный со своими товарищами-казаками не по крови, а душой. Он любит обоих свои сыновей, гордится обоими, но требует от них жить по-казацки. «Добрый будет казак!» — говорит он о каждом из своих сыновей. Тарас надеется в боях воспитать сыновей, а не в семинарии. Чистое поле и добрый конь — вот воспитатели для его детей. «Видите вот эту саблю?» — спрашивает он у сыновей, — вот ваша мать!» Он считает воспитание в академиях за «невесть что» — все эти книжки, буквари и философию. Суровый и бескомпромиссный, Тарас ведет казаков на Польшу, чтобы отомстить за зло и поругание над верой и казацкой славой. Избранный кошевым атаманом, он объясняет свои суровые требования: не брать много одежды и пищи, а в бою приказывает брать только оружие, червонцы и серебро. Поведение Тараса в бою — это пример для всех казаков. Его ненависть к ляхам, которые прельстили Андрея, доходит до того, что он возвращается за колыбелью, которую потерял в битве: «Не хочу, чтобы колыбель досталась проклятым ляхам!»

      Тарас страдает, но морально поддерживает своего сына Остапа во время его гибели. Он отказывается от сына-предателя Андрея, который полюбил прекрасную дочь польского воеводы и ради нее предал своих товарищей и веру. «Я тебя породил, я тебя и убью», — говорит Тарас и стреляет в младшего сына, которым недавно так гордился. Гоголь, в отличие от казака Бульбы, жалеет Андрея, проговаривая: «И гибнет казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видеть ему больше Запорожья, родительских хуторов своих, церкви Божьей! Украине не видеть, найхрабрейшего из своих детей, которые взялись защищать ее…»
      Бульба гибнет. Его подвергли наказанию ляхи, сожгли на костре за то, что погуляв по Польше, сжег восемнадцать городков, около сорока костелов, грабил богатейшие земли и замки и в результате было потеряно много шляхты. Но старый казак не боится смерти. И его последние слова — к нам, читателям, к нашему сердцу: «Думаете, есть что-нибудь в мире, чего бы боялся казак? Подождите, придет время и вы узнаете, что такое православная русская вера!». Бескомпромиссный богатырь Бульба, всегда готов к новым победам, походам, делам, для защиты веры православной и казацкого общества. Он может стать образцом для тех, кто воспитывает в себе любовь к отчизне и мечтает о подвиге. Прислушайтесь, и вы услышите громовой голос Тараса: «Есть ли еще порох в пороховницах? Не затупились ли сабли? Не устала ли казацкая сила?…»

      Гоголь изображает быт разнообразных слоев казаков, которые приходили в войско, когда их звали «приобретать казацкую славу». Не связанные друг с другом, казаки могли за восемь дней собрать такое войско, которое не мог собрать польский король через рекрутские наборы. После похода казаки снова становились теми, кем были, — рыбачили, варили пиво, торговали или работали на земле. «Не было работы, которой бы не знал казак», — утверждает Гоголь. Смастерить телеги, сделать порох, выполнить кузнечную или слесарную работу — все это было для казаков знакомыми делами. Умели казаки и отдыхать: гуляли, пили так, «как может один только русский».

      По повести Гоголя можно изучать историю казацких имен, которых писатель приводит очень много: Шампиньон, Долото, Густой, Ремень, Бородавка, Шило, Метелица, Закрутигуба, Вертихвост, Кукубенко, Перекати-поле, Писаренко и прочие. Высочайшая хвала им из уст Бульбы звучит так: «Добрые были казаки!» По рассказу Гоголя, Сечь представляла собой бесконечный банкет, бал, который уже начался и никак не мог закончиться. Но банкет не был толпой пьяниц, в нем Гоголь находит что-то волшебное, такую волю и общительность, которых больше нигде не было. Все казаки молились в одной церкви за одну веру и готовы были защищать Сечь до последней капли крови. Первой честью для казака считалось защитить общество, поэтому помощь пленным казакам считалась обязательной.

      Сечь состояла из шестидесяти куреней. Вся власть была сосредоточена у кошевого атамана, которого называли отцом. В его руках были деньги, одежда, продовольствие. Он руководил жизнью в куренях, даже потасовками с другими куренями. В Сечи — казацкой республике, жестоко наказывались измена, мошенничество, кража. Тех, кто провинился, привязывали к столбу и клали возле него дубинку, чтобы всякий, кто проходил мимо, мог подвергнуть наказанию нарушителя. Убийц ждало наистрашнейшее наказание: убийцу живьем закапывали в землю вместе с убитым. Все должности в Сечи были выборными. Выбрав нового атамана, казаки брали в руки землю, сыпали ее на голову новоизбранного в знак его незыблемой связи с родной землей и поколениями казаков.

      О наилучших добродетелях казака рассказывает Гоголь, описывая смерть казака Кукубенко. «Ты бесчестного дела не сделал, человека в беде не бросил, защищал и сохранял мою церковь», — будто говорит Христос. Такие поступки и сегодня являются важнейшими для украинца.

      Обычаи и традиции казаков в Запорожской Сечи на примере повести «Тарас Бульба»

      Столкновение Запорожской Сечи как представительницы всей Украины с панской Польшей Гоголь сводит не только к военным событиям. Борьба раскрывается в столкновении двух общественных систем — патриархальной демократии Сечи и феодально-королевской Речи Посполитой. Гоголь показал противоречия между суровым и во многом отсталым укладом жизни запорожского казачества и новыми веяниями Запада. Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане. С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни. Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши.

      У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков». Все важные вопросы решали вместе на общем собрании. Был и свой запас провизии, и кашевар.

      Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать:

      • «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.
      • Законов на Сечи было мало. но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества».

        Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта. На Запорожской, Сечи не было военной школы — « юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны». Никакую дисциплину, кроме «стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах», казаки изучать не любили. «Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера».

        Сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом». Отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери Остапа и Андрия. Все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления Сечи, нарастания в ней внутренних противоречий. Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге. Но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Но такое тогда было время: «Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы », — пишет Гоголь. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.

        «Победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.

        Урок по теме «Нравы и обычаи Запорожской Сечи в мирное время»

        Идёт приём заявок

        Подать заявку

        Для учеников 1-11 классов и дошкольников

        Тема: « Нравы и обычаи Запорожской Сечи в мирное время.

        (По повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба».)»

        Булавина С.В., МБОУСОШ № 42

        Шенцова Л.М., МБОУСОШ № 62

        Тема урока. Нравы и обычаи Запорожской Сечи в мирное время.

        (По повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».)

        Дать представление о героической повести

        Познакомить учащихся с историей Запорожской Сечи, её нравами и обычаями(своеобразным укладом жизни).

        Раскрыть художественное своеобразие и национальный колорит повести «Тарас Бульба».

        Воспитывать интерес и уважение к отечественной истории, культуре, литературе и языку, чувства товарищества, способности преодоления жизненных трудностей.

        Показать связь повести с фольклорным эпосом.

        Провести анализ содержания 2-ой и 3-ей глав повести Н.Гоголя.

        Познакомить с укладом жизни украинского казачества.

        Познакомить учащихся со способами создания образа Запорожской Сечи.

        Показать роль повести в формировании братства, патриотизма, воинского долга, отношения к законам.

        Задачи для учащихся:

        Знать и понимать:

        особенности жанра героической повести;

        — историю Запорожской Сечи, её нравы и обычаи и национальный колорит повести;

        -способы и средства создания национального колорита и образа Запорожской Сечи.

        -находить детали героической повести в картинах бытовой жизни Запорожской Сечи;

        находить в тексте художественные детали описания быта и обычаев запорожских казаков (способы создания художественного образа Запорожской Сечи);

        — находить средства создания образов и картин;

        — находить средства выражения авторской позиции в повести;

        — находить связь повести Гоголя с историческим прошлым Запорожской Сечи.

        Тип урока — урок- практикум на исследовательской технологии.

        Ученики проводят исследование под руководством учителя.

        Оборудование : текст повести, учебник, компьютер, проектор.

        Методы стимулирования : стимулирование интереса (занимательность, создание ситуации успеха)

        Приёмы работы учителя : беседа, рассказ, опрос (устный)

        Приёмы работы учеников : опережающее чтение, слушание, повторное чтение текста, выборочное чтение, чтение наизусть, пересказ, ответы на вопросы, проектная деятельность учеников ( подготовка устных сообщений), работа с учебником (повторение определения жанра повести, введения понятия героическая повесть, работа с текстом повести).

        Вот то гнездо, откуда вылетают все

        те гордые и крепкие, как львы!

        Вот откуда разливается воля и

        казачество на всю Украйну!

        Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».

        I .Предтекстовый этап урока.

        На данном этапе происходит актуализация ранее изученного материала, связанного с теорией литературы, с текстом Гоголя, первичное представление героической повести как эпического жанра, проверка домашнего задания.

        Сообщение темы, целей и задач урока (проецируется на экране) (СЛАЙД 1)

        Актуализация ранее изученного материала.

        Вступительное слово учителя

        -Сегодня мы продолжаем говорить о героической повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». С определением повести вы уже знакомы.

        -Давайте вспомним определение повести и подумаем, какой смысл в определение повести как жанра добавляет слово «героическая»?

        -Героическая повесть предполагает изображение подвигов во имя великой цели — защиты родины, спасения людей, утверждения правды, то есть какой-то общей идеи справедливости.

        Слово «героический» соотносят с действиями, выдающимися по своему общественному значению, отвечающими интереса многих людей и требующими от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

        — Можем ли мы повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» назвать героической?

        -Прочитайте внимательно тему урока и эпиграф к нему ( СЛАЙД 3 ). Как вы думаете, о чём будет наш урок?

        -Что нам предстоит узнать на уроке?

        -Как вы понимаете значение слов – нравы, обычаи?

        -Какие главные слова в эпиграфе к уроку?

        -Итак, сегодня нам предстоит большая и важная работа, в процессе которой мы должны будем выяснить, какое значение имела Запорожская Сечь в воспитании различных качеств этих гордых и крепких, как львы, людях, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. А для этого нам нужно узнать, каков был жизненный уклад этой казачьей вольницы, какие законы существовали здесь. В результате нашего разговора мы должны прийти к выводу, в чем важность данной темы в наше время.

        -Повесть — эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь.

        А в героической повести мужественные защитники Отчизны борются за правду, за справедливость, при этом они готовы пожертвовать собой.

        — Я думаю, что повесть вполне можно назвать героической, так как в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против засилья польской шляхты и католической веры (СЛАЙД 2).

        -Мы будем говорить о Запорожской Сечи, куда Тарас собрался со своими сыновьями.

        -Мы узнаем о нравах и обычаях в Сечи.

        -НРАВЫ — устоявшиеся в данном сообществе формы поведения, обычаи, имеющие нравственное значение.

        -Так как мы читаем героическую повесть, то главные слова в эпиграфе – «гордые и крепкие, как львы», «воля и казачество».

        -Прежде чем начнем работать с текстом повести, давайте познакомимся с историей Запорожской Сечи, причинами ее возникновения.

        -Казачество на рубеже16 – 17 веков представляло довольно сложную и неоднородную социальную массу, куда входили вольные казаки, беглые крестьяне, бедный мещанский люд, в основном ремесленники, а также мелкая служивая шляхта, из которой формировалась казацкая старшинская верхушка. Основную часть казачества с его особым укладом жизни и военной организацией составляли беглые крестьяне, искавшие в незаселенных «диких полях» и на недоступных днепровских порогах спасения от польских и украинских магнатов. За днепровскими порогами и была создана Запорожская Сечь – своеобразная военная «республика» – запорожское войско.

        -Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки, которые подчинялись куренным атаманам, выборному кошевому. В особо ответственные моменты, когда принимались решения о походах, собиралась казацкая рада (совет). Молодые казаки получали здесь необходимую воинскую науку:

        II . Текстовой этап урока. Работа по анализу содержания текста посредством повторного, выборочного чтения, эвристической беседы и заслушиванием сообщений отдельных учащихся с использованием презентаций. Перед учениками распечатанный текст 2-й и 3-й глав повести, заранее прочитанных ими

        -Прочитайте 3-й вопрос учебника к 1-й главе: почему Тарас решает ехать в Сечь?

        -Узнаем, что же это за Сечь, куда, оторвав от матери, Тарас Бульба увозит сыновей, о чём с придыханием говорит уже в 1-й главе.

        Как создаётся автором образ Запорожской Сечи? Из каких сцен и эпизодов складывается общая картина Сечи в повести?

        -Тарас говорит сыновьям: «Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму».

        Гости Тараса сказали то же: «Нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь».

        -Гоголь по-разному рисует Сечь, используя для этого пейзаж, портрет, речь героев, их поступки, художественные детали.

        -Давайте же вместе с героями отправимся в Сечь.

        А.П.Чехов, вспоминая повесть «Тарас Бульба», назвал Гоголя «царём степи». Чем же писатель заслужил такую высокую оценку? ( СЛАЙД 4)

        Чтение наизусть учеником описания степи.

        -Как описывает Гоголь степь, с чем сравнивает, какие эпитеты подбирает?

        — Обратите внимание на ключевые эпитеты пейзажа: становилась прекраснее , девственною пустынею, неизмеримыми волнами диких растений.

        -Что подчеркивается словами «пустыня», «океан», «волны» ( как лексический повтор)?

        -Кроме зеленого, есть ли другие цвета в описании степи?

        -Какие художественные средства используются здесь писателем?

        -Гоголя можно назвать мастером в передаче цвета: он создает удивительную по яркости картину, передающую всё многоцветие степи. Какие цвета встречаются в описании степи?

        -А какие звуки можно услышать в степи? Какой приём для этого автор использует?

        -Не потеряла своего очарования степь вечером и ночью. Кто вместе с писателем ею любуется?

        -Зеленая, девственная пустыня; зелено-золотой океан.

        -Огромные, неизмеримые пространства.

        -Да. «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов».

        -Метафора( брызнули миллионы разных цветов), гипербола( миллионы разных цветов, поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном ), анафора и синтаксический параллелизм ( вот она пропала в вышине… Вот она перевернулась…).

        — Много разных цветов: голубой, синий, лиловый, желтый, белый.

        -Птичьи свисты, крик гусей, взмах крыльев.Для этого писатель использует аллитерацию: он повторяет звуки [ш, ч, с, х, ж, з, щ]:волошки, в гуще, верхушкою, жёлтый, тысячью разных свистов.

        -Тарас. Но главное- вместе с ним восхищаются своей родиной Остап и Андрий.

        -Найдите в тексте повести описание Днепра.

        Выразительное чтение учениками вслух.

        -Есть ли общие мотивы в описание степи и Днепра?

        -В прозе пейзаж является неотъемлемой частью всей изображаемой картины.

        С чем (по сюжету повести) связаны описания степи и Днепра?

        -Итак, степные просторы накладывали отпечаток на образ жизни казачества, характеры казаков. Не случайно «вольная степь», широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы.

        -Мотив бесконечности, масштабности, вольности: такой вывод нам помогают сделать лексический повтор –волны, сравнение – шумел, как море, эпитет –широко стлались, лексика – по воле.

        -Прибытие героев в Запорожскую Сечь.

        -Итак, Тарас Бульба и его сыновья подъезжают к казацкой вольнице . Прочитайте, как ведёт себя Тарас, подъезжая к Сечи. Почему?

        -Обратимся к тексту: что же предстаёт перед ними? Что мы слышим? (СЛАЙД №5).

        -В самом деле, люди разных нравов, обычаев уживались в одном месте. Какой предстаёт перед героями следующая картина?

        Пересказ эпизода «Запорожец на дороге ». (СЛАЙД № 6)

        Обратите внимание на то, как рисует портрет этого казака Гоголь.

        — Какое впечатление производит сравнение запорожца, растянувшегося на дороге, со львом? Какой характер носит это сравнение?

        -Обратите внимание на бытовые детали, подчёркивающие национальную принадлежность казака.

        -«Тарас приосанился, стянул на себе покрепче пояс и гордо провёл рукою по усам».Запорожская Сечь для него бесконечно дорого и близка.

        -Это было предместье. Сначала мы благодаря художественным деталям – «пятьдесят кузнецких молотов» — услышали оглушительный шум, доносившийся из «двадцати пяти кузниц».

        А потом увидели много народа самых разных национальностей: армянин, татарин, жид – ремесленники, торговцы – они все были заняты делом (много бытовых деталей: мяли бычачьи кожи, развесил дорогие платки, цедил горелку ).

        -Вольному, сильному, гордому казаку мало места- он спал «на самой середине дороги, раскинув руки и ноги».

        Автор любуется картинами Сечи, будто улыбается, видя это зрелище.

        — На голове казака чуб, шаровары – часть казацкой одежды. (СЛАЙД № 7).

        Гладко бритая голова и длинный чуб-хохол(его ещё называли оселедцем) были характерной и оригинальной приметой запорожского казака. Слово чуб , как считают некоторые исследователи, произошло от персидского чоб – гроздь, кисть, пучок. А слово казак у персов переводилось как хохол. Считается . сто подобную причёску казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку». Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, по которой сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором был своего рода паролем при встрече с другим казаком. Как правило, чуб носили за левым ухом. Чтившие традиции «низового товариства» и во всём соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого, храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

        Просторные шаровары были приметной частью казацкой одежды. Шились они в основном из сукна, однако могли быть и кожаные. Очевидцев поражала ширина казацких шаровар. Для пошива казацких штанов использовали двенадцать аршин. Такие шаровары назывались «рясными». На шаровары же «с достатком» уходило ещё больше сукна – до пятнадцати аршин. Казак иногда «выхвалялся» шароварами: «Как идёт казак, так и след за собой метёт».

        Важнее всего была и маскировка. Порою издали и не поймёшь, кто перед тобой – «точно баба в юбке стоит». Очевидцы свидетельствовали, что «в иные шаровары можно штук тридцать арбузов вложить». В шаровары обычно прятали саблю или пистоль. Врагу невдомёк было, что базарный зевака, или крикливый торговец, ли жалкий попрошайка могли, превратившись в ловких воинов, выхватить из шаровар кинжалы или пистоли.

        -Снова обратимся к тексту.

        Каковы ваши впечатления от описания площади Сечи?

        -В самом деле, поражает демократизм жизни в Запорожской Сечи. Обратим внимание на риторическое восклицание как кульминацию в описании Сечи: « Вот то гнездо, откуда вылетают все те грозные и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну!» (СЛАЙД № 8).

        -Обращают на себя внимание детали : «нигде не было видно забора», «не хранимые решительно никем» (вал и засека).

        -Проследим по тексту: в чём ещё проявляется необычный характер населения Сечи?

        Прослушивание фонограммы танца «Казачок».

        Выразительное чтение отрывка «Танец запорожца». ( СЛАЙД №9)

        -Какие эпитеты использует Гоголь при описании этого танца?

        — Какое слова в характеристике танца мы уже встречали и в описании степи, и в описании Днепра.

        -Душа казака напиталась вольным степным воздухом.

        -Мне кажется, прежде всего в поступках. Потому что далее перед глазами прибывших опять интересная картина: залихватский танец, в котором участвуют и старые, и молодые казаки.

        -Молодого(запорожца), (били) круто и крепко, сильная (грудь), мощным(изобретателям) и ,главные, (танец) самый вольный, самый бешеный.

        -Встреча Тараса с боевыми товарищами. Ещё один способ создания образа: как в речи Тараса слышны его отношения с другими казаками?

        -Все реплики Тараса – или вопросительные предложения(он спрашивает о судьбе боевых товарищей), или восклицания (это приветствия, восхищение от увиденного и оценка друзей).

        -Вспомним о демократизме, о котором мы говорили, когда наши герои только въехали в предместье. Почему же Остапа и Андрия удивил приём в Сечь? Прочитайте, как об этом пишет Гоголь.

        Вспомните, с какой целью Тарас отправляется с сыновьями в Сечь? Чему же можно было научиться молодым, находясь рядом с опытными казаками?

        Быт и обычаи запорожцев в повести тарас бульба

        Запорожская Сечь, удивительный общественный строй, известен мировой науке как русская христианская республика, а запорожские казаки — боевая сила, сформированная на демократических началах самим народом. Сечь была у всех на устах, о ней говорили как о каком-то царство свободы и права, о ней пели кобзари, слагали песни и легенды. Это был оплот казачества в Украине. Сюда со всей Украины бежали старые и молодые казаки, ища убежища от позора, заживляя раны. С самого начала своего существования Запорожская Сечь была средоточием свободолюбия, отсюда, по сути, начинались все выступления против поработителей. «Запорожская Сечь — то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы, откуда разливается воля и козачество на всю Украину».

        В своей известной повести «Тарас Бульба». Гоголь рисует довольно ярко и достоверно жизнь и обычаи Запорожской Сечи. Давайте же вместе с Тарасом Бульбой и его сыновьями — Остапом и Андреем — героями повести — отправимся на Запорожскую Сечь.

        Запорожская Сечь встретила их трудовым напряжением. При въезде Бульбу и его сыновей «оглушили пятьдесят кузнечных молотов, которые били в двадцати пяти кузницах». Для того чтобы удерживать многотысячное войско, одеть и накормить его, обеспечить военным снаряжением, нужна была труд многих людей; здесь добывали руду, уголь, паслись стада волов, лошадей, сооружались лодки, подводы и т.д. «Могучие кожевники сидели под крышами крылец на улице и мяли своими дюжими руками воловьи шкуры. Крамари под лотками сидели с кучами кремней, кресалами и порохом». Сама же Запорожская Сечь представляла собой строгую военную организацию, бастион, где проходили обучение молодые казаки. «Однако Сечь не любила слишком загружать себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и освічувалося в ней самым опытом, в самом разгаре сражений, через которые почти не прекращались. А в перерывах казакам скучно было браться за изучение какой-либо дисциплины, кроме разве стрельбы в цель и изредка лошадиных бегов». И все же необходимой военной наукой молодые казаки овладевали: учились сабельного боя, учились метко стрелять, вести рукопашный бой или осаду, управлять лодкой и прочее.

        Следует также обратить внимание на строгие обычаи и законы, которым подчинялись все абсолютно казаки, без исключения. «Когда казак прокрался, поезд какую-нибудь безделушку, это уже считалось позором для всего казачества: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него кия, которым каждый, кто проходил, должен был ударить его, пока не забивали до смерти. Должника, что не платил, приковывали цепью к пушки. » Но самая страшная кара была определена за смертоубийство. «Тут же, при нем, выкопали яму, опустили туда живого убийца и на него поставили гроб с телом убитого, а затем обоих засыпали землей». Жестокую кару определяли и тому, кто нарушал «первый закон» — закон верности отечеству и вере. За измену и связь с врагами отечества предателя сына наказывает отец.

        Старший Бульба, хорошо зная Запорожскую Сечь, ее обычаи и порядки, решает отправить сыновей именно туда. «На том же недели виряджу я вас на Запорожье. Вот где наука, наука! Там вам школа; только там наберетесь ума». Он понимает, что именно здесь его сыновья станут настоящими казаками-рыцарями, ведь характер человека формируется в жестоких испытаниях, в кровавых боях закаляется воля и мужество, растет военная сноровка, верность долгу и дружбе.

        Сегодня, в наше время, период Запорожской Сечи, Казачества мы считаем самым ярким, найгероїчнішим. Именно с тех пор, собственно говоря, и начал формироваться наш национальный менталитет. А немало казацких обычаев стоило бы восстановить, потому что они являются достойным образцом для подражания. И прежде всего — наше национальное сознание.

        Урок литературы в 7 классе. на тему

          Зоя Тригубович 2 лет назад Просмотров:

          1 Урок литературы в 7 классе на тему «Историческая основа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Учитель: Мозговкина Е.В. Цель урока: установка на восприятие и понимание текста повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; создание ориентированного восприятия, мотивировка последующего анализа произведения. Задачи: 1) Познакомиться с историей возникновения Запорожской Сечи и казачества. 2) Охарактеризовать эпоху, отраженную в повести «Тарас Бульба». 3) Познакомиться с нравами и обычаями казачества, изображенными в произведении Н.В. Гоголя. Оборудование: карточки с напечатанными фрагментами повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»; картина И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ход урока. I. Организационный момент. II. Основная часть. 1) Слово учителя. Цель: актуализация темы. Сегодня на уроке мы начнем знакомство с повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Эпиграфом к нашему занятию стали слова самого Н.В. Гоголя: «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» Что такое Сечь, казачество? Какое место занимают эти понятия в повести Н.В. Гоголя? В ходе сегодняшнего урока мы дадим ответы на эти вопросы. 2) Слово учителя. Аналитическая работа учащихся (из рассказа учителя учащиеся выписывают ответы на вопросы, заранее размещенные на доске: Когда происходили события, изображенные Н.В. Гоголем в повести «Тарас Бульба»? Что стало причиной поселения украинских крестьян в низовьях Днепра? Как возникло название поселения (Запорожская Сечь)? События, изображенные Гоголем в повести «Тарас Бульба» относятся к далекому прошлому (XV-XVII в.в.). (запись даты в тетради) В это время на Украине хозяйничали польские паны. Они угнетали крестьян, брали с них огромную дань. Часто на украинские земли налетали турецкие захватчики и уводили в плен мужчин, женщин и детей, чтобы казаки стали исповедовать их веру (турки проповедовали мусульманство, поляки католичество). Казаки же отстаивали свое право исповедовать христианскую веру. Чтобы не попасть в плен к ненавистным врагам, многие крестьяне бежали на юг, в широкие степи, в низовья Днепра, за его пороги. Здесь возник лагерь, который по месту расположения и назывался

          2 Запорожская Сечь. Известно ли вам, что такое Сечь? Сечью называлась преграда из наваленных срубленных деревьев, защищавшая казаков от врагов. В борьбе за родную землю укреплялось казачье товарищество, формировались могучие характеры, крепкие и мужественные натуры. Эти качества людей, а также их быт, нравы и психология нашли свое отражение в повести Н.В. Гоголя. 3) Беседа. Учитель заранее раздает учащимся напечатанные на карточках несколько фрагментов текста. Давайте обратимся ко 2 главе повести, к эпизоду, в котором рассказывается о том, как Тарас и его сыновья пребывают в Сечь. Какой она им предстает? Учителем вслух выразительно зачитывается первый фрагмент. «все вместе въехали в предместье, находившееся за полверсты от Сечи. При въезде их оглушили пятьдесят кузнецких молотов, ударявших в двадцати пяти кузницах, покрытых дерном и вырытых в земле. Сильные кожевники сидели под навесом крылец на улице и мяли своими недюжими руками бычачьи кожи; крамари под ятками сидели с кучами кремней, огнивами и порохом; армянин развесил дорогие платки; татарин ворочал на рожнах бараньи катки с тестом; жид, выставив вперед свою голову, цедил из бочки горелку. Но первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой середине дороги, раскинув руки и ноги». — Какими предстают казаки в этой картине? (сильными, трудолюбивыми) — Обычные ли это люди? О чем говорит этот стук в двадцати пяти кузницах? Эти дюжие руки? Эти кучи кремней, огнив и пороха? (Это необычные люди. Они могучи, они похожи на богатырей, безгранично сильных, огромных. Это настоящие исполины.) — Кто первым встречается на пути Тарасу и его сыновьям? Что несет в себе этот образ? (Первым им встречается запорожец, спавший на середине дороги. Уже то, что он лежит посередине дороги, раскинув руки и ноги, говорит о величии, могуществе, богатырском облике казаков). — Выпишите из этого фрагмента текста непонятные для вас слова. Дома вам предстоит найти и выписать их определения. Работа с картиной И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану. — Попробуйте описать внешний вид казаков, изображенных на картине И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». — Кто на картине вам особенно интересен? Почему? Обратите внимание на его черты лица. Какой он? О чем думает? Давайте обратимся к следующему фрагменту текста. (Учителем зачитывается вслух отрывок из третьей главы повести.)

          3 «Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые очень похожи были на отдельные независимые республики, а еще более на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом. Никто ничем не заводился и ничего не держал у себя; всё было на руках у куренного атамана, который за это обыкновенно носил название «батьки». У него были на руках деньги, платья, весь харч, саламата, каша и даже топливо; ему отдавали деньги под сохран. Нередко происходила ссора между куренями; в таком случае дело тот час же доходило до драки. Курени покрывали площадь и кулаками ломали друг другу бока, покамест одни не пересиливали наконец и не брали верх, и тогда начиналась гульня. Такова была эта Сечь, имевшая столько приманок для молодых людей» — Расскажите, по каким законам живут казаки, каковы их нравы и обычаи? (Ученики отвечают на вопрос, опираясь на текст) Учитель выразительно читает вслух фрагмент из третьей главы. «Если козак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему козачеству: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть. Неплатившего должника приковывали цепью к пушке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не решался его выкупить и заплатить за него долг. Но более всего произвела впечатленья на Андрия страшная смерть, определенная за смертоубийство. Тут же, при нем, вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб, заключавший тело им убиенного, и потом обоих засыпали землею. Долго потом все чудился ему страшный обряд казни и все представлялся этот заживо засыпанный человек вместе с ужасным гробом» — Какими же были наказания за проступки запорожцев? Перескажите этот фрагмент. — О каких качествах казаков говорят эти наказания? (Об их честности, справедливости и жестокости.) — Из этого эпизода также выпишите незнакомые слова, значения которых вы посмотрите дома. — Гоголь называет Сечь «беспрерывным пиршеством, начавшимся шумно и потерявшим конец свой». Согласны ли вы с такой характеристикой? Мысль о том, что жизнь в Сечи бойкая, шумная, веселая, разгульная подтверждается сценой танца казаков. Учитель выразительно читает вслух фрагмент из второй главы.

          4 «им перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши чортом свою шапку и вскинувши руками. Он кричал только: «Живее играйте, музыканты! Не жалей, Фома, горелки православным христианам!» И Фома с подбитым глазом мерил без счету каждому пристававшему по огромнейшей кружке. Около молодого запорожца четыре старых вырабатывали довольно мелко своими ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и вдруг, опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами тесно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов. Но один всех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась по ветру, вся открыта была сильная грудь; теплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лился из него, как из ведра» — Как характеризует казаков этот танец? (Он показывает их удаль молодецкую, ловкость, подвижность, способность увлечься танцем). — Но не только плясать и гулять умеют казаки. В минуту опасности они готовы защищать свою родную землю до последней капли крови. Учитель читает вслух отрывок из четвертой главы со слов «Вся Сечь отрезвилась, и нигде нельзя было сыскать ни одного пьяного, как будто бы их не было никогда между казаками» — Расскажите, как преобразуется Сечь, готовясь к походу на поляков? Какие перемены вы можете отметить? Перескажите фрагмент. — Обратите внимание на то, что казаки воевали за национальную независимость, за утверждение православной веры. Как этот факт характеризует запорожцев? — Прочитаем оставшийся фрагмент. Учитель выразительно читает фрагмент со слов «Так вот она Сечь! Вот то гнездо» — Эти слова неслучайно прозвучали в начале нашего урока в качестве эпиграфа. Как вы думаете, почему автор называет Сечь гнездом? (В гнезде все чувствуют себя защищенно. Все сплочены, защищены, все равны.) — А что же объединяет запорожцев? (Любовь к родине, чувство братства, верность долгу, преданность вере и общему делу.) — Почему автор сравнивает казаков с птицами, вылетающими из гнезда? (Казаков отличает вольная жизнь) — Мысль о свободе, о вольной жизни, основанной на товариществе, братстве и равноправии явно прослеживается в описании Сечи. III. Заключительная часть.

          5 — Составьте синквейн с ключевым словом Запорожская Сечь (1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола и наиболее подходящую для отображения общего представления о Запорожской Сечи цитату из текста или устойчивое выражение. Например: Запорожская Сечь сильные, единые трудятся, борются, защищают «Вот то гнездо, откуда вылетают все гордые львы!») Домашнее задание: выпишите определения встретившихся вам новых слов, напишите эссе на тему «Какие же они, казаки?»

          Украинское казачество в изображении Ф. В. Булгарина и Н. В. Гоголя (типологический аспект)

          Мацапура В. И. (Полтава, Украина), д. ф. н., профессор кафедры мировой литературы Полтавского национального пед. университета им. В. Г. Короленко / 2020

          Исследовательская литература, посвященная казацкому дискурсу в творчестве Гоголя, поистине огромна. Однако нельзя признать данную тему научно исчерпанной. Вопросы контекстуального изучения творчества писателя относятся к недостаточно освещенным в современном гоголеведении. Требует более детального рассмотрения и проблема специфики типологических взаимосвязей произведений Гоголя и Булгарина, несмотря на то, что отдельные ее аспекты привлекали внимание А. Рейтблата, Н. Акимовой, Т. Кузовкиной, Д. Странно и других исследователей.

          Учитывая многоаспектный характер избранной темы, остановлюсь на сравнительном анализе казацкого дискурса, в частности на описании Запорожской Сечи, в романе Ф. В. Булгарина «Димитрий Самозванец» и в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Небезынтересно проследить, как изображал казацкое прошлое Булгарин, сын польского шляхтича, и Гоголь, потомок старинного казацкого рода.

          В конце 20-х—начале 30-х годов ХІХ века Булгарин и Гоголь почти одновременно обратились к освещению украинской темы: первый — в жанре исторического романа, второй — в жанре повести. Булгарин описал запорожцев и Запорожскую Сечь в романе «Димитрий Самозванец» (1829–1830), а Гоголь в первом сборнике «украинских» повестей продемонстрировал стремление к этнографической точности в изображении быта, обычаев и нравов украинского казачества. К творческим удачам писателя следует отнести казацкие сцены в неоконченном романе «Гетьман», эпизоды пребывания казацкой старшины в царском дворце на приеме у Екатерины ІІ, образ Данилы Бурульбаша в повести «Страшная месть» (1831), которая пропитана романтической казацкой героикой.

          В 1833 году литературные пути Булгарина и Гоголя снова пересеклись, так как они начали работу над произведениями, в которых украинская тема и казацкий характер играют ключевую роль (речь идет о булгаринском романе «Мазепа» (1833) и гоголевской повести «Тарас Бульба» (1835, 1842).

          В романе Булгарина «Димитрий Самозванец» казацкие эпизоды находятся на периферии сюжетного действия, тем не менее, они представляются весьма существенными в художественной структуре произведения. Роман невозможно представить без описания Запорожской Сечи, быта и нравов казаков, предпринимаемых ими военных походов.

          Я не буду касаться ключевых событий в романе, а также оригинальной концепции автора, в соответствии с которой Самозванец — не Гришка Отрепьев, а «некто подставной, приготовленный и обработанный» 1 . Данная концепция сформировалась у Булгарина под влиянием «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Но когда он писал о пребывании Самозванца у запорожцев, ему понадобились другие материалы. В одном из примечаний автор указывает, что информация о запорожцах почерпнута из Боплана, Свенцкого, Гванини, Бантыш-Каменского и других писателей 2 . В интерпретации Бантыш-Каменского Григорий Отрепьев — галичанин, бедный сын боярский, в монашестве диакон Чудовского монастыря, который бежал в 1602 году в Украину, жил в Печерском и Никольском монастырях, «удалился потом к днепровским казакам, где в шайке старшины Герасима Евангелика получил навык владеть мечом и конем. » 3 . В романе Булгарина главный герой после многих приключений попадает в семью потомственного казака, который вырос и состарился на Запорожье, а затем оказывается в отряде кошевого атамана Герасима Евангелика. Самозванец принимает решение со временем привлечь казаков на свою сторону.

          Гоголь также очень хорошо знал исторические документы, касающиеся истории Украины, он использовал не только «Историю русов» псевдо-Конисского, «Историю Малой Росии» Д. Н. Бантыш-Каменского, «Историю о казаках запорожских» С.И. Мышецкого, «Описание Украйны» Г. Л. Боплана, но и старинные летописи. «Печатные есть у меня почти все, которыми пользовался Бантыш-Каменский», — указывает он в письме И. И. Срезневскому от 6 марта 1834 года (Х, 300). Однако исторические труды и летописи сами по себе еще не определяли характер «Тараса Бульбы», а главное — не во всем удовлетворяли писателя. «Я к нашим летописям охладел, напрасно силясь в них отыскать то, что хотел бы отыскать», — пишет Гоголь (Х, 298). Это замечание проливает свет на важность фольклорных, в частности песенных источников в том сплаве истории и поэзии, без которых трудно представить «Тараса Бульбу». При этом песенное начало проявляется в тексте повести не в виде цитации. Оно пронизывает авторское повествование, выражается в самой структуре нарратива, который насыщен песенными мотивами, повторами и метафорами. В отличие от Гоголя, Ф. Булгарин включает фрагменты украинских песен в текст романа «Мазепа». Например, в этом романе запорожцы поют любимую песню Палея о том, как Хмельницкий «бил ляхов под желтым бродом»: «Чи не той — то хмель, що коло тычин вьеться. », а сам Палей напевает «Ой, кто в лисе отзовися!» 4 .

          Изображая Запорожскую Сечь в романе «Димитрий Самозванец», Булгарин использует прием «точки зрения», представляя ее в восприятии разных персонажей. Так, прежде чем попасть на Сечь, Лжедимитрий многое узнает о ней из рассказа старого запорожца, который помнит расстояние между тринадцатью порогами на Днепре и с тоской вспоминает былые времена: «За порогами семьдесят наших казацких островов: главные Корица и Томагавка. Пониже реки Чертомлыка, при устье в Днепр реки Бузулука, лежит наша Сечь, по правой стороне Днепра . Там-то привольное житье: и сыто, и весело и драки вдоволь!» 5 . Это одно из первых описаний Запорожской Сечи в русской литературе первой половины ХІХ века, характеризующееся географической точностью. Создавая эпизоды о Запорожской Сечи, Булгарин черпал детали и факты из книги «Описание Украйны» (1650) французского инженера и картографа Г. Л. де Боплана, который прожил в Украине около семнадцати лет, считая себя верным слугою польских королей. Этот же источник плодотворно использовал и Гоголь.

          В романе Булгарина из рассказов старика предстает «лицевая» сторона жизни запорожцев. Это символ вольности, место, куда может прийти всякий, «кому Бог дал силу и смелость», независимо от национальности, «только б крестился в русскую веру, десять лет не женился, да переправился в ладье через пороги. » 6 . Булгарин подчеркивает пренебрежительное отношение к смерти и оптимизм запорожцев, вкладывает в уста старого запорожца описание их времяпрепровождения и быта. «Пасем коней, едим саламату да пьем вино, пока есть, а нет, так на коней, да и в Крым, или в лодки, да в Туречину, так и всего довольно. Наш брат, казак, умеет и весело пожить, и весело потерпеть» 7 . Старик возмущается только политикой польского короля и ксензев, в частности введением унии. «Ну, как им пришло в голову, чтоб православные поклонились Папе!» 8 .

          Но есть в данном произведении и другие точки зрения на оплот казачества. В интерпретации поляка, иезуита Меховецкого Сечь дается в сниженном плане. Казаки, с его точки зрения, проводят время в пиршествах и пьянстве, ходят в слободы наслаждаться любовными утехами, любят «иметь в излишестве все, что услаждает грубую чувственность» 9 . Поляк смотрит на военные походы запорожцев как на грабежи. Мир, в котором обитают запорожцы, рисуется как перевернутый: «. в Сечи добром называется то, от чего добрые люди в другом месте крестятся . Пить, бить, резать, грабить, не щадя своей жизни, называется у нас (у казаков — В. М.) высочайшей добродетелью, а умеренность, сострадание, уважение чужой собственности почитаются величайшими пороками» 10 . Такого резкого осуждения нравов, царивших на Запорожье, предромантическая и романтическая литература не знала. С точки зрения Меховецкого, запорожское войско отличается от шайки разбойников только в количественном плане: «нас тысяч до тридцати».

          В размышлениях священника подчеркивается стратегическая роль Запорожской Сечи, которая защищает население Украины (и не только Украины) от набегов татар. Говоря об особенностях этого края, он учитывает исторические и географические факторы: «В этих степях беспрестанно блуждают хищные татары буджацкие; сюда часто приходят сильные орды крымских татар. » 11 . Священник в булгаринском романе — житель той части Украины, которая находилась под властью польского короля, поэтому не удивительны его суждения о том, что «украинцы и казаки весьма привязаны к польскому правлению» 12 . Однако и он, и старый запорожец признают, что с введением унии среди украинского населения начинает возрождаться ненависть к Польше. У Самозванца — свое мнение об отношениях украинцев и русских. Он считал, что казаки преданы России, и решил воспользоваться недовольством, связанным с введением унии, чтобы приобрести среди них друзей.

          Между булгаринским и гоголевским описанием Запорожской Сечи существует определенная связь и на уровне композиционных приемов. Так, в романе «Димитрий Самозванец» Булгарин дает вначале панорамное изображение Сечи, которая дается в восприятии запорожцев и Лжедимитрия. Герои видят батареи, купол деревянной церкви, два острова, обширное пространство, заполненное укреплениями, мазанками и т.д. Особое внимание уделяется церкви Покрова Пресвятой Богородицы, которая находится посредине площади. Изобразив казацкое «гнездо» общим планом, панорамно, автор переходит к освещению отдельных объектов. И если в один «кадр» вмещается описание церкви и площади, то детали костюма кошевого атамана («красные шаровары из турецкого сукна, грязные и в пятнах, рубаха, пропитанная дегтем и на плечах короткая бурка») даны крупным планом. Внешность типичного казака «выписана» подробно: «длинный хохол волос, завернутый трижды за ухо», «длинные усы», «белые, как снег зубы» 13 и т.д.

          Описание Запорожской Сечи — важный элемент казацкого дискурса у Гоголя, его сердцевина. Изображая Сечь, писатель также использует общий и крупный план, прием «точки зрения». Панорамное изображение наблюдаем в описании Днепра, казацкой толпы («кучи народу») на берегу острова Хортица, где была тогда Сечь (ІІ, 61). Из объектов, данных крупным планом, складывается общее представление о Запорожье. Общим планом дается предместье.

          Картина Запорожья рисуется Гоголем с эпическим размахом. В его описаниях присутствует взгляд человека со стороны, никогда ранее не видевшего Запорожья, оглушенного стуком кузнецких молотов, пораженного «сильными кожевниками», их «дюжими руками, видом крамарей, торгующих кремнями и порохом, армян, жидов, татар» и т.д. Этот «взгляд» дополняется авторским размышлением о предместье Сечи, «которое было похоже на ярмарку и которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей». Предместье показано в деле, а первые попавшиеся на пути запорожцы — в сонном или лежащем состоянии: «Запорожец, спавший на самой середине дороги», «несколько дюжих запорожцев, лежавших с трубками в зубах на самой дороге». Эти детали не случайны в тексте «Тараса Бульбы». Сечь для воинов — место отдыха. Для автора повести, симпатизирующего запорожцам, Сечь — «. то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! . откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!» (ІІ, 62). Казацкий героизм, удальство, храбрость, чувство товарищества реализуются в военных походах.

          Оба писателя демонстрируют мастерство в обрисовке массовых сцен, в создании звуковых и зрительных образов. «В Сечи раздавался глухой шум от смешанных голосов тысяч тридцати суровых воинов. Некоторые из них занимались приготовлением пищи или чисткой своего оружия; другие пили и ели в веселых кругах; иные, напившись допьяна, расхаживали с песнями», — пишет Ф. Булгарин 14 . Гоголь в «Тарасе Бульбе» больше внимания уделяет шуму предместья. При въезде в Сечь путников «оглушили пятьдесят кузнецких молотов, ударявших в двадцати пяти кузницах». Примечательно, что в гоголевском тексте встречаем те же «кучи народу», что и в булгаринском: «Везде, по всему полю живописными кучами пестрел народ», — пишет Гоголь (ІІ, 62). Булгарин упоминает о «диких толпах», в которых вино возбуждало веселье.

          Однако, несмотря на обилие интертекстуальных и типологических связей, авторское отношение к изображаемым картинам в повести Гоголя и романе Булгарина сильно отличается. В «Димитрии Самозванце» оно отстраненное: подвергая объект всестороннему освещению, автор дает возможность читателю стать на ту или иную точку зрения. Гоголь в «Тарасе Бульбе» не скрывает заинтересованности повествователя, точнее — неперсонифицированного рассказчика, проявлений его симпатии и даже восторга по отношению к героике недавнего прошлого.

          Казацкий дискурс в романе Булгарина «Димитрий Самозванец» невелик по объему, однако следует признать, что в изображении Запорожья у него были свои находки. Намеченный в «Димитрии Самозванце» миф об украинском казачестве нашел продолжение в романе «Мазепа». В частности, к удачам писателя следует отнести образ фастовского полковника Палея, который изображен автором в ореоле казацкой героики. К главе, где впервые появляется данный персонаж, не случайно предпослан эпиграф из украинской народной песни «Ой, на горі та женці жнуть» 15 . Подобно песенному герою, Палей шествует впереди казаков на вороном турецком жеребце с трубкой в зубах. Автор тщательно выписал детали его костюма, подчеркивая его богатство, и вместе с тем национальное своеобразие (шапка с голубым бархатным верхом и собольим околышем, синий суконный кунтуш, красные бархатные шаровары, желтые сафьяновые сапоги). Дорогое оружие — турецкий кинжал и турецкая сабля в золотых ножнах — дополняет представление о высоком ранге героя. В повести гоголя ранг полковника Тараса Бульбы подчеркивает убранство его светлицы, в частности дорогое оружие.

          Булгарин пытается представить Палея как знаменитого вождя украинской вольницы, любимца войска запорожского. Но вместе с тем есть в романе эпизоды, в которых Палей выглядит далеко не героем. Например, он отдает приказ бросить в Днепр пленного еврея. Лаконичный приказ — «В воду его, детки» — несколько раз повторяется в тексте романа в разных вариациях, свидетельствуя о неуступчивости и беспощадности полковника.

          Данная сцена в романе Булгарина перекликается с аналогичным эпизодом в повести «Тарас Бульба». Гоголь показывает усиление антисемитских настроений в казацком таборе после появления парома, прибывшие на котором сообщают, что «уже церкви святые теперь не наши , у жидов они на аренде» (этот мотив, очевидно, был почерпнут писателем из «Истории русов»). Прозвучавший в разъяренной толпе призыв топить евреев («В Днепр их, панове. »), был тотчас реализован. Но гоголевский полковник Тарас Бульба поступает иначе, чем Палей в романе Булгарина. Он спасает Янкеля от верной гибели.

          В целом и Булгарин, и Гоголь передают антипольские и антисемитские настроения в казацкой среде. Так, в романе «Мазепа» цель, которую преследуют казаки во главе с полковником, представлена в виде афоризма: «куколь из пшеницы выбирать», что означало — «жидов и ляхов резать». Данная мысль повторяется несколько раз как девиз, подчеркивая жестокость того бранного времени.

          Опыт Булгарина был учтен Гоголем. В работах Н. Н. Акимовой и В. Я. Звиняцковского отмечался факт ученичества Гоголя у Булгарина 16 . Так, В. Я. Звиняцковский писал о том, что булгаринская схема казацких эпизодов романа «Димитрий Самозванец» «не одним кирпичиком легла в фундамент гоголевской повести» 17 . Замечание справедливое, и анализ текстов подтверждает высказанное наблюдение. Отношение Гоголя к опыту Булгарина, к тому, что и как он писал об Украине и украинских казаках, вначале напоминало притяжение, затем отталкивание, которое постепенно переросли в открытую полемику. Например, в письме к Данилевскому от 8 февраля 1833 года Гоголь пишет: «Поздравляю тебя с новым земляком — приобретением нашей родине. Это Фадей Бенедиктович Булгарин. Вообрази себе, уже печатает малороссийский роман под названием „Мазепа“. Пришлось и нам терпеть» (Х, 49).

          Между казацким дискурсом в произведениях Булгарина и Гоголя существует много общего. Типологическую общность между произведениями можно объяснить общностью источников, которыми пользовались писатели. Однако еще больше между ними различного. В прозе Гоголя, даже в ранней, отсутствует свойственный романам Булгарина мелодраматизм. В повести «Тарас Бульба» и шире — в ранней прозе — писатель воспел казацкую волю и казацкую свободу, показал казаков как защитников своего народа.

          Разнообразная информация о прошлом казачества, соединившись в творческом сознании писателя, «вылилась» в целостную картину Запорожской Сечи. Казацкий миф в «Тарасе Бульбе» создавался на основании источников, в которых историческое прошлое Украины, в свою очередь, мифологизировалось, как, например, в «Истории русов» псевдо-Конисского или думах литературного и фольклорного происхождения. Первая и вторая редакции повести могут быть интерпретированы как версии единого казацкого мифа, над созданием которого писатель трудился в 1830–1840-е годы. И если мифологизация прошлого в «Вечерах» (в «Страшной мести», «Заколдованном месте», «Пропавшей грамоте») в значительной мере связана с преданием, легендой, сказкой, то в «Тарасе Бульбе» — с народной песней и думой.

          Гоголь представляет казачество как самостоятельную силу, которая спасла Европу «от неукротимых набегов, грозивших ее опрокинуть». Власть польских королей над гетманами и казаками характеризуется в его повести как «отдаленная»: «гетманы, избранные из среды самих козаков, преобразовали околицы и курени в полки и правильные округи» (ІІ, 47). Здесь ощутима полемика с Булгариным.

          Изображая кровавый конфликт между казаками и поляками, Гоголь неоднократно подчеркивает жестокость с обеих сторон. Его позиция — позиция истинного художника-гуманиста. Несмотря на поэтизацию Запорожья как вольной республики, соответствующую вкусам эпохи романтизма, автор «Тараса Бульбы» нигде не оправдывает зверские поступки казаков, а объясняет их влиянием смутного времени. Он не умалчивает о том, что проявления жестокости с их стороны не просто имели место, но были законом. Описание примеров проявления жестокости со стороны казаков свидетельствуют о том, что в повести Гоголя мифологизация прошлого Запорожской Сечи сочетается с демифологизацией.

          Тот пиетет, которым окружен казак в «Тарасе Бульбе» был следствием влияния кобзарских дум и песен. В тех отрывках повести, где автор уподобляется народному барду, звучит гимн казачеству, прославляется казацкая честь и доблесть, а сам казак предстает как защитник родной земли и веры. Созданный Гоголем образ Тараса Бульбы до такой степени пропитан фольклорными мотивами, что его имя стало символом типичного казака для многих поколений читателей. Но вместе с тем казачество в гоголевской повести напоминает рыцарские братства, которые существовали в средневековой Европе. Похоже, что Гоголь стремился к закреплению данной ассоциации. Упоминание о «рыцарстве», «достоинствах рыцаря», «силе рыцарской», «чести лыцарской» и т.д. неоднократно встречаются в тексте повести. Бульба у Гоголя — украинский рыцарь, готовый «поднять оружие во славу христианства».

          Несмотря на сходство отдельных мотивов и образов в рассматриваемых произведениях, место и значение казацкой темы в творчестве Ф. Булгарина и Н. Гоголя практически несопоставимы. Так, рассматривая роман Булгарина «Димитрий Самозванец», мы можем говорить о казацком дискурсе в данном произведении. У Гоголя это не просто дискурс, это одна из ключевых тем его раннего творчества. Именно у Гоголя казацкая тема нашла наиболее полное и талантливое воплощение. Кроме того, у Гоголя и Булгарина украинское казачество отражено в разных типах повествования. В гоголевском «Тарасе Бульбе» наблюдаем художественную реализацию такой модели исторической прозы, которая была разработана в творчестве В. Скотта, в соответствии с которой на первом плане — вымышленные персонажи. В романах Булгарина, наоборот, на первом плане — исторические персонажи.

          Читайте так же:

          • Традиции семьи и брака в православии исламе буддизме иудаизме Традиции семьи и брака в православии исламе буддизме иудаизме № 109 - 110 14 - 27 апреля 2003 Электронная версия бюллетеня Население и общество Центр демографии и экологии человека […]
          • Традиции у евреев на пасху Еврейская Пасха (Песах) в 2020 году: история и традиции праздника Песах начинают отмечать на 14-ый день весеннего месяца нисан. Это первый месяц библейского года в еврейском календаре, […]
          • Три спаса традиции Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый 08:25, 12 августа 2020г, Общество 1283 Фото Андрей КАСПРИШИН В августе православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - […]
          • Воинские традиции подразделяются Воинские традиции подразделяются Боевые традиции — сложившиеся правила и обычаи, побуждающие воинов самоотверженно и беззаветно выполнять свой священный воинский долг перед Родиной. Б. т. […]
          • Традиции народ чувашии 13 сентября 2020 Чуваши (самоназвание — чaваш, чaвашсем) — пятый по численности народ России. По данным переписи 2010 года, на территории страны проживает 1 млн 435 тысяч чувашей. Их […]
          • Свадебные обычаи на украине Свадебные традиции в Украине ?? обряды невесты После этой реплики по свадебной традиции украинского народа разрезанную буханку клали на рушник и отдавали сватам. Те, в свою очередь, […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *