Традиции православных народов

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл: Папизм опасен тем, что на одного человека повлиять гораздо легче, чем на группу людей

Предстоятель Русской Церкви посетил государственный прием в Кремле по случаю Дня народного единства

Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Кирилл посетили выставку «Память поколений» в Москве

В День народного единства Президент России и Предстоятель Русской Церкви возложили цветы к памятнику Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади

В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

Международный фонд единства православных народов

Международный общественный фонд единства православных народов образован в апреле 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, с момента создания фонда и до своей кончины в 2008 году возглавлявшего его Попечительский Совет.

В настоящее время председателем Попечительского совета Фонда единства православных народов является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Фонд создан и действует в целях укрепления уз духовного братства народов, исповедующих Православие, активизации их усилий в деле культурного и социального сотрудничества.

В состав Попечительского совета и Правления, в число членов фонда, его зарубежных и региональных отделений и представительств входят авторитетные иерархи и клирики Русской Православной Церкви и других Поместных Православных Церквей, известные политические, государственные, общественные деятели, представители деловых кругов России и стран восточнохристианской традиции.

Президентом фонда с момента его основания в 1995 г. является В.А. Алексеев, доктор философских наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, один из инициаторов и организатор Межпарламентской ассамблеи Православия.

Основные задачи фонда:

  • содействие Русской и другим Поместным Православным Церквам в их духовном и социальном служении;
  • деятельное участие всеправославной общественности в расширении и углублении связей славянских народов с народами восточнохристианского ареала в областях духовной жизни, культуры, науки, экономики;
  • духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, в том числе путем возрождения классического образования, создания православных лицеев, гимназий, центров обучения и досуга;
  • взаимодействие и сотрудничество с общественными и религиозными структурами, органами государственной власти и местного самоуправления для реализации проектов и программ фонда;
  • изучение и распространение православной культуры, осуществление издательской, информационной и аналитической работы по проблемам истории и современности православной культуры, православного сообщества, жизнедеятельности Церквей и государств;
  • присуждение ежегодных премий фонда общественным, религиозным и политическим деятелям, ученым и представителям культуры за выдающиеся заслуги в деле укрепления духовного единства православных народов, за утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества.

С момента своего создания одним из направлений в деятельности фонда стало содействие Межпарламентской ассамблее Православия (МАП) — движению православных парламентариев из более чем двадцати пяти государств Европы, Африки, Австралии, СНГ, Балкан, Балтии, Ближнего Востока и других регионов планеты.

Фондом учреждена ежегодная премия «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества».

Также фондом осуществляется ежегодная благотворительная стипендиальная программа. Именные стипендии фонда выплачиваются учащимся Московских духовных академии и семинарии, направленным на обучение из других стран священноначалием Поместных Православных Церквей.

Педагогический проект «Православные традиции русского народа»

Елена Клинкова
Педагогический проект «Православные традиции русского народа»

Воспитатель: Клинкова Е. А.

Проект рассчитан на работу с детьми 6 – 7 лет.

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: март — май

Первый блок проекта:

• работа с родителями;

• совместная работа детский сад – дети – родители.

• пробудить желание помочь воспитателям в сборе информации об истории возникновения православных праздников;

• реализовать мероприятия, направленные на воспитание уважения к жизни наших предков, на развитие нравственно – патриотических чувств.

1. Совместная подготовка родителей и детей к празднованию 8 марта.

Проведение фольклорного праздника, посвященного международному дню 8 марта «Праздничные посиделки».

2. Во втором разделе воспитатель проводит анкетирование родителей на тему «Традиции и обычаи русского народа», «Празднование православных праздников дома». Воспитатель совместно с родителями собирают информацию об истории возникновения праздников их проведении нашими предками.

3. В третьем разделе – консультация «Традиции и обычаи русского народа» и оформление папки – передвижки «Народные православные праздники».

4. В четвертом разделе блока проводится выставка детских работ на тему «Пасха глазами детей», выставка семейных поделок на тему «Пасхальные писанки».

Второй блок проекта:

• работа с детьми

Она включает в себя НОД по познавательному развитию,

по окружающему миру, просмотр спектаклей, выставка детского творчества, выставка семейных поделок на тему «Пасхальные писанки», «Пасхальный разгуляй».

Цель: рассказать историю возникновения православных праздников.

I этап. Целеполагание.

Одной из сторон культуры является духовно — нравственное воспитание.

Задача взрослых– показать значимость православных праздников, прошедших из истории; закреплять знания об истории своей Родины; воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь и уважение к Старой России.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатель группы.

Воспитание уважения и любви к обычаям русского народа.

• изучение традиционных стихов и песен;

• формировать у детей представление о традициях и обычаях русского народа;

• воспитывать уважение к традициям русского народа;

• развивать память, воображение, фантазию.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

• знание детьми информации о православных праздниках и их праздновании;

• развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

• воспитание любви и уважения к старине.

II этап. Разработка проекта.

1. Довести до участников проекта важность данной темы;

2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;

3. Подобрать атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;

4. Составить перспективный план мероприятий.

III этап. Выполнение проекта.

Раздел программы Формы и методы работы

Познавательное развитие • Комплексные занятия

Художественная литература «Детская Библия»

Изобразительная деятельность Занятие по лепке из теста:

Занятие по аппликации:

«Дорого яичко ко Христову дню»

Игровая и театрализованная деятельность Русские народные игры:

Ансамбль народных инструментов «Ложкари»

Игра «Веселая уборка»

Музыкальное развитие Песни

«К нам гости пришли»

«Пасху радостно встречаем»

«Здравствуй лучик солнечный»

«Весна Красна праздник принесла»

Хоровод «Как пойду я на быструю речку…»

Анкета для родителей

Традиции и обычаи

празднования русских гуляний в православные праздники.

1. Что по-вашему входит в понятие «традиции и обычаи празднования русских гуляний на Руси»? ___

2. Нужно ли рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа? ___

3. Какие традиции и обычаи празднования русских гуляний на Руси вы знаете? ___

4. Какие семейные традиции есть в вашей семье? ___

5. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребенка? ___

6. Какие положительные черты характера они воспитывают у ребенка? ___

Благодарим за сотрудничество!

Празднование православных праздников в семье

Известно, что история русского народа – это неотъемлемая часть нашей жизни. Если историю преподавать через музыкально-фольклорные праздники – это важнейший источник развития эмоций, интеллекта, творчества детей.

Нам интересно ваше мнение об этом. Просим вас ответить на следующие вопросы.

1. Знаете ли Вы историю возникновения православных праздников? Каких? ___

2. Знаете ли Вы происхождение названия православных праздников? Перечислите. ___

3. Соблюдаете ли Вы традиции празднования? ___

4. Знаете ли Вы как на Руси отмечали праздники? ___

5. Знаете ли Вы народные приметы связанные с православными праздниками? Какие? ___

6. Поете ли Вы русские народные песни в семье? ___

7. Самая любимая семейная русская народная песня? ___

8. Вызывают ли эмоциональный отклик у ребенка детские православные праздники? ___

9. Делится ли ребенок своими впечатлениями о проведении православных праздников в детском саду? Перечислите. ___

Русские народные игры

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий — горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Чтобы не погасло.

Едут там трубачи

Погляди на небо:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется.

Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход — нору. В одном ряду стоят коты, в другом — мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта — круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой — кон. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию игроки одной команды идут в город, а другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждет, когда мяч забьет следующий игрок,- тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который еще не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.

Правила игры. Подавальщики не должны переступать черту города. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой. Команда города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.

Традиции русского народа как средство изучения русского языка с детьми дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Дамырак» Доклад на тему: Традиции русского народа как средство.

Конспект занятия в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: «Народная культура и традиции русского народа. Подготовили музыкальный руководитель Медведева.

Отчёт «Вековые обычаи и традиции русского народа» Вековые традиции и обычаи русского народа Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Познавательный проект «Культура и традиции русского народа» (для детей старшего дошкольного возраста) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект «Культура и традиции русского народа» Актуальность В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует.

Проект «Традиции удмуртского народа» Проект «Традиции нашего народа» Актуальность :Живя в Удмуртии, дети мало знают традиции народа, многие пренебрежительно относятся к традициям.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и обряды в жизни русского народа» МАДОУ № 16 Конспект занятия в подготовительной группе Тема: «Традиции и обряды в жизни русского народа» Провела воспитатель Журкина.

Творческий, познавательно-исследовательский проект «Духовно-нравственное воспитание и православные традиции в семье» Паспорт Практико — ориентированный, творческий, познавательно — исследовательский Продолжительность проекта Среднесрочный (2 месяца) С 1.

Конспект интегрированного занятия «Волшебный сундучок. Традиции русского народа. Русская народная одежда» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» Задачи: 1) Продолжать.

Секретариат по межправославным отношениям

Секретариат ОВЦС по межправославным отношениям обеспечивает связи Русской Православной Церкви с полнотой Поместного Православия.

Основным направлением деятельности Секретариата является координация взаимодействия с Автокефальными Православными Церквами – Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской, Албанской, Польской Православными Церквами, Православной Церковью в Чешских Землях и Словакии, Православной Церковью в Америке, а также с Автономными Православными Церквами и монастырями Святой Горы Афон.

В повестку дня межправославного сотрудничества входят вопросы православного единства и соблюдения канонических принципов межправославного взаимодействия, совместного свидетельства перед лицом внешнего мира, содействие развитию сотрудничества православных народов во всех сферах общественной жизни.

Отдельным направлением деятельности Секретариата является тематика самоуправляемых Церквей Московского Патриархата – Украинской Православной Церкви, Православной Церкви Молдовы, Эстонской и Латвийской Православных Церквей – в той части, которая входит в компетенцию ОВЦС.

Секретариат по межправославным отношениям активно участвует в подготовке и проведении встреч, конференций и совещаний по различным вопросам межправославных отношений и проблемам современного общества. Братские отношения между Поместными Православными Церквами укрепляются посредством традиционных обменов визитами их Предстоятелей, поездок церковных делегаций, обмена паломническими группами, участия представителей Церквей во всеправославных мероприятиях – Соборах, совещаниях, юбилейных торжествах, празднованиях памяти особо чтимых святых, в богословских, исторических и других конференциях и прочих мероприятиях.

В сферу ответственности Секретариата также входит проблематика взаимоотношений Русской Православной Церкви со старообрядческими согласиями. Одной из насущных его задач также является содействие возвращению в лоно Церкви тех сообществ, которые по разным причинам пребывают в расколе с ней.

Во время посещений Отдела внешних церковных связей 11 февраля и 1 июля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул, что проблематика, которой занимается Секретариат по межправославным отношениям, является на сегодняшний день приоритетной в работе ОВЦС.

Руководитель Секретариата по межправославным отношениям – протоиерей Игорь Якимчук

Общество

Религия

«Драма закрыта»: патриарх Кирилл заявил о воссоединении русских

Патриарх Кирилл объявил о завершении «драмы разделения русского народа»

Патриарх Кирилл заявил, что русский народ, разделенный после Октябрьской революции и Гражданской войны, вновь воссоединился. По его словам, тема разделения русских эмигрантов и их потомков закрыта после прошения Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции об объединении с РПЦ. Он добавил, что это воссоединение — «навсегда».

Прошение архиепископа Иоанна, возглавляющего западноевропейские приходы русской традиции (Русский экзархат), о воссоединении с Русской православной церковью (РПЦ) завершило тему векового разделения русского народа, произошедшего после Октябрьской революции 1917 года и Гражданской войны. Об этом заявил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, передает РИА «Новости».

«Архиепископ Иоанн, который пребывает в Париже направил мне прошение о воссоединении с Русской православной церковью. Открыв это прошение, я понял, что это деяние исполнено многих смыслов, потому что

реализация этого прошения закрывает тему разделения Русской церкви за рубежом и разделения русских, живущих за границей», – заявил патриарх

в ходе божественной литургии в храме Святой равноапостольной княгини Ольги в Останкино. По словам Кирилла, подача прошения в первый день церковного нового года «дает понять, что воссоединение – навсегда» и устремлено в общее будущее.

«Это не просто церковное деяние — это последний акт, который закрывает драму революции и гражданской войны, драму разделения нашего народа», — сказал патриарх.

В субботу, 14 сентября, РПЦ приняла обращение архиепископа Хариупольского Иоанна (Реннето) о вступлении Русского экзархата в каноническое единство с ней. Таким образом глава Русского экзархата, а также клирики и приходы, которые желают за ним последовать, приняты в юрисдикцию Московского патриархата, передает ФАН.

Архиепископ Иоанн сообщил, что в ближайшее время состоится собрание представителей таких приходов, которые направят РПЦ свои предложения относительно канонической формы их организации.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что обращение Иоанна завершает процесс преодоления церковных разделений за рубежом.

В конце ноября 2020 года Священный синод Вселенского патриархата решил отменить действие томоса от 1999 года. Согласно этому документу, Русский экзархат с центром в Париже получал пастырское попечение и управление русскими православными приходами в Западной Европе. В ответ на это патриарх Кирилл выразил готовность принять экзархат в состав Московского патриархата, сохранив особенности управления.

Сам Русский экзархат отказался подчиняться указу и решил провести внеочередную генеральную ассамблею. Спустя месяц западноевропейские митрополиты, подчиняющиеся патриарху Варфоломею, разослали священникам русских приходов письма, призывающие сменить юрисдикцию и подчиниться Константинополю.

Русский экзархат назвал эту акцию вмешательством в свои внутренние дела и подчеркнул, что говорить о «роспуске» некорректно.

В феврале Русский экзархат решительно отказался выполнять указ патриарха Константинопольского Варфоломея о самороспуске. В поддержку указа патриарха выступили лишь 15 человек из 206 голосовавших, передает НСН.

Русский экзархат с центром в Париже был создан на основе независимых приходов русских белоэмигрантов после Октябрьской революции 1917 года. Экзархат имеет 65 приходов, 11 действующих церквей и два монастыря на территориях Франции, Бельгии, Нидерландов, Великобритании, Германии, Норвегии, Швеции, Дании, Италии и Испании, а в его клир входят более 100 священников и 30 диаконов.

В августе Константинопольский синод решил освободить архиепископа Хариупольского Иоанна от попечения над Русским экзархатом, но тот отказался уходить с поста и решение Фанара не признал.

Неделю назад на генассамблее русские священники Западной Европы решили присоединиться к Московскому патриархату – в поддержку этого решения выступили 58% приходов. При этом, по уставу, для решения необходимо две трети голосов, но этого большинства не достигли.

В итоге в РПЦ заявили, что примут в свой состав тех священников и общины, которые индивидуально решат перейти под эгиду Москвы.

История вокруг Русского экзархата – один из отзвуков «раскола» между Московским и Константинопольским патриархатами, начавшегося в прошлом году из-за религиозной распри на Украине.

Патриарх Варфоломей после переговоров с президентом Украины Петром Порошенко одобрил предоставление автокефалии Православной церкви Украины, сформированной из церковных структур, отказывавшихся с 1991 года подчиняться Московскому патриарху.

5 января Варфоломей вручил митрополиту Киевскому и всея Украины Епифанию томос об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ). Церемония вручения состоялась в соборе Святого Георгия в Стамбуле. На церемонии передачи томоса ПЦУ также присутствовали тогдашний президент Украины Петр Порошенко и спикер Верховной рады Андрей Парубий. Стоявший рядом с Порошенко священник в ходе мероприятия лишился чувств.

Алтайский этнограф рассказала о традициях русского народа, связанных с Новым годом

17:15, 18 декабря 2020г, Культура 1160

Вероятно, россияне еще больше любили бы Новый год, знай они всю богатую палитру традиций русского народа, связанных с этим праздником. О них «АП» рассказала известный в регионе этнограф, преподаватель Алтайского краевого колледжа культуры и искусств Елена Эйхольц.

Носители

– Елена Николаевна, восхитительные запасы «бабушкиных сундуков» неистощимы. Так почему у нас приживаются чужие традиции? Так, Новый год встречаем по восточному календарю и считаем его символом свинью, меж тем в летоисчислении славян 2020-й посвящен более благородному парящему орлу.

– Это не православная традиция – языческая. По большому счету и «парящий орел», и «свинья» – мифы. Истории, принимаемые людьми бездоказательно, не изученные столь глубоко, чтобы всерьёз посвящать год тому или иному тотему. Конечно, русская культура без славянской не живет, но после Крещения на Руси поменялся календарь, сдвинулись парадигмы. Достоверно лишь то, что русичи поклонялись силам природы. От них нам достались круговые, как ходит по небу солнце, хороводы и игры, сарафаны, широкие и длинные, до земли, чтобы всю ее энергетику и плодородие вобрать и передать женщине. Чужеродные же обычаи прижились на нашей земле в последние сто лет, потому что они более яркие, сиюминутные, соблюдать их легче.

– Они едва не выместили исконные, российские. Стоит ли тревожиться по этому поводу? Ведь, в конце концов, это всего лишь праздники…

– Но основа празднично-обрядовой культуры – вековой опыт предков. Сравнить хотя бы базовые нравственные ценности. В формации Запада – единоличие, важность происходящего здесь и сейчас. Русские же всегда жили соборно, им важно было оставить после себя след. Семья, а не карьера. Дети, а не амбиции. Зажиточность, но не накопительство, не прибыль любым способом. Помогай ближнему, живи в коллективе – таковы заветы прадедов. Сегодня сохранение традиций русской культуры – государственный приоритет. Бывает, отправляясь в очередную экспедицию, мы боимся, что не найдем больше ее носителей, бабушек и дедушек, владеющих информацией, ничего не сможем записать. Но все так же удается делать открытия благодаря их детям и внукам.

Охота за душами

– Пост, начавшийся 28 ноября, продлится до 6 января. Но люди готовятся к другому празднику, с алкоголем, петардами и «свиными» масками. Можно ли вообще примирить его духовную и светскую стороны?

– Рождественский, или Филипповский, не так строг, как Великий, можно вкушать рыбку, красное вино. Главное – постоять на посту здоровья своей души, а там и телесное, глядишь, в порядок придет. Это не грусть-тоска, как думают многие. Праздник станет светлее и радостнее, если чуть ограничить себя в увеселениях, яствах, пустых разговорах. Музыка – та, что трогает душу, в том числе и песни, которые мы записываем в своих экспедициях. Раньше дитя впитывало их с пеленок, с этой точки зрения предки жили правильнее нас. Наши студенты, надеюсь, станут поколением, с которого все начнется вновь. Возможно, для их внуков такие традиции войдут в норму.

– Видимо, путаницы добавил переход на новый стиль. Как современному человеку разобраться в череде праздничных дней зимы?

– Жизнь сейчас значительно облегчилась, поэтому мы можем позволить себе праздновать сколько угодно. Россия уникальна тем, что отмечает сразу два зимних праздника, по сути, поменяв их местами. Первый и главный – Рождество Христово, 7 января, по православному календарю – 25 декабря, со строгим сочельником накануне. 14-го (1 января) – Новый год, или Васильев день, 19-го – Крещение, Богоявление. Этот период соразмеренно делился на вечера святые и «страшные», время работы, покаяния и отдыха. Люди успевали и о душе подумать, и на вечерках погулять, порадоваться тому, что «растет денечек на куриный шажочек».

– Что ещё, кроме колядования, обычно устраивали в зимние праздники?

– Мужчины переодевались в женщин, и наоборот, рядились цыганами, тотемными животными – козой, журавлем, медведем. Считалось, что в праздники вся нечисть выходит на землю, охотясь за человеческими душами. В чужом обличье она не должна была узнать людей. Не рядились только дети и старики, то есть еще не грешившие – и постигшие мудрость, проводящие время в молитве, готовые к уходу из земной жизни.

Ходим в русском

– Летом на улицах я встречала девушек и женщин, одетых в сарафаны и платки. Это флешмоб такой, способ популяризации русского костюма?

– Не костюма, а обиходной одежды. Выпускники колледжа культуры присоединились к Всероссийской акции «Хожу в русском». Пока было тепло, они выходили на главные улицы сел и городов, прогуливались, общались с прохожими, чтобы показать: одеяния наших предков удобны, красивы, функциональны. Жаль, зимой у нас нет такой возможности из-за дороговизны шубеек и телогрей. Да и мастеров, владеющих навыком такого пошива – по пальцам пересчитать. В Новосибирске живет Татьяна Куликова, она обшивает всю Сибирь, а в нашем колледже работает Наталья Шейкина, она одевает местные фольклорные коллективы. Если человек хочет присоединиться к всероссийскому движению «Хожу в русском», мы готовы помочь.

– Вкладывался ли в гулянья сакральный смысл или это было веселье ради веселья?

– Браки, заключенные после Крещения, на Мясоед, в самое изобильное и подходящее для свадеб время, считались счастливыми. Поэтому на вечерках семьи женихов снох себе присматривали. Так, на Маланью (13 января) устраивался обряд «Столбы», о котором нам рассказывали старожилы края – выходцы с Вологодчины. Девушки надевали одновременно все свои самые красивые наряды, по нескольку юбок, сарафанов, рубах, фартуков, и вставали «столбами» вдоль улицы. А мамы с сыновьями, прогуливаясь, внимательно их разглядывали. Могли подойти и пересчитать одежки, оценить стоимость ткани или тщательность вышивки. Смотрели, как невеста поет, танцует, брали её за руки, проверяли, теплые ли. Горячая кровь ассоциировалась с высокой энергетикой, жизненными силами и чадородием. Её родня тем временем до седьмого колена изучала генеалогию жениха. Если на каком-то обнаруживался родовой сбой, алкоголизм, или нездоровье, девку в такую семью не отдавали. Цифра «семь» считалась магической: «семья» – семикратное повторение «я» в следующих поколениях.

Технологическая карта урока по ОДНКНР на тему «Православие в традициях русского народа» (5класс)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Технологическая карта урока по ОДНКНР, 5 класс

Православие в традициях русского народа

Балакирева Елена Петровна

Изучение нового материала

Образовательные: сформировать у учащихся представление о том, какую роль играет православие в традициях русского народа.

Развивающие: развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение.

Воспитательные : воспитывать нравственные качества личности ребёнка; учить выстраивать отношения друг с другом в формате общечеловеческих ценностей.

Формы и методы обучения:

Беседа, устный рассказ, работа с презентацией, работа с текстом учебника, проблемное задание.

Основные понятия урока:

Ценности, традиции, поколение, таинство, именины, день Ангела, восприемники – «крёстные родители»

Планируемые образовательные результаты:

Знать и понимать важность в жизни православного человека традиций и обрядов, определяющих его жизнь от рождения до смерти.

Уметь формулировать понятия «крёстные родители», «восприемники», «именины», «День Ангела»

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы немножко волнуемся, стучат наши сердца. Волнение приятное, потому что к нам пришли гости, чтобы посмотреть, какие вы умницы и умники, как вы хорошо умеете работать.

Займите свои места. Символом сегодняшнего урока будет сердце.

Давайте подарим друг другу немножко теплоты своего сердца.

Какие ассоциации оно вызывает? Составьте словосочетания со словом сердце.

— Что мы можем долго хранить в своём сердце? Что хотим сохранить? Передать детям?

Включаются в учебную деятельность

— Добро, любовь, ценности.

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания;

II .Актуализация знаний

— В истории нашего народа было много хорошего, но много и трагичного. Однако даже в годы смуты, страшных испытаний, гонений на церковь православный народ сохраняет свою веру в Бога вот уже на протяжении тысячелетия. Много веков Россия считала себя хранительницей православной веры. Посещение храмов, соблюдение постов, празднование православных праздников были обязательными для всех от царя до простого крестьянина. Но самое главное люди старались жить по Заповедям Божьим.

Что этому способствует?

О чём мы будем сегодня говорить?

Тема урока: «Православие в традициях русского народа»

Работа со словарем Ожегова.

— передача и сохранение духовных ценностей от родителей к детям

Записывают в тетрадь тему урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные: контролировать результаты своей деятельности.

Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: формирование бережного отношения к духовным ценностям Предметные : формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

III .Целеполагание и мотивация

Создание проблемной ситуации:

Прочитайте высказывания и найдите противоречие. Какой у вас возникает вопрос?

В основе прогресса лежат не столько перемены, сколько традиции .

Джорж Сантаяна(американский философ)

Традиция — это всего лишь ностальгия, разгуливающая прилюдно в полной парадной форме . Эндрю Марр (корреспондент Би-би-си)

Утрачивающий традиции скатывается вниз. Пётр Николаевич Савицкий (русский философ, культуролог)

Упражнения для глаз

Учащиеся оценивают каждое высказывание, группируют их в положительную и отрицательную группы, находят противоречие и ставят проблему урока.

Записывают в тетрадь проблему урока:

« Какую роль играют православные традиции в жизни народа?»

Дети выполняют упражнения против утомляемости глаз

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, корректировать полученный результат.

Личностные: формирование бережного отношения к духовным ценностям

IV . Первичное усвоение новых знаний

Давайте совершим виртуальное путешествие в один из храмов и посмотрим как совершается таинство крещения младенца.

День крещения считался важнее, чем день рождения и назывался он именины.

Как вы думаете, почему?

( Человека нарекали именем)

Ребенку давали имя в честь святого. В православной церкви имена святых вносили в святцы. Святцами называлась у православных церковная книга, содержащая месяцеслов, каждый день которого был приурочен памяти святого.

Узнаем у кого сегодня именины?

Многие считают именинами (или днем Ангела) свой день рождения. Это не так. В соответствии с правилами православной церкви имениныэто день памяти святого, именем которого вы названы . А днем Ангела называют день крещения .

Слово “ангел” означает “вестник”. Дети, а где живут Ангелы?

Просмотр мультфильма «Ангел»

«Господь каждому из нас дает двух Ангелов ,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим , ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас.

Если мы слушаемся своего Ангела хранителя, он живет с нами, а бесы убегают от нас. А если мы поступаем плохо, то слушаемся бесов, а ангелы плачут и отходят от нас.

Так, в древней Москве жил один святой старец, Василий Блаженный. Заметили люди, что у ворот плохих людей он становится на колени и молится, а у ворот хороших людей — плюет на ворота и крестится. Оказывается, святой видел, что хорошие люди живут у себя дома со своими ангелами, а бесы стоят у ворот и злятся на них, что их не слушают. На них и плевал святой Василий Блаженный. А плохие люди живут с бесами, а их ангелы стоят у ворот и плачут, вот Василий Блаженный и молит Бога об этих несчастных , чтобы они услышали своих Ангелов хранителей.

Традиции православных народов

Ни один народ мира не может жить вне традиции. Бытие каждого народа определяло его традицию, которая есть форма сохранения этого народа в мире. Традиции существуют различные.

Традиция, которую вырабатывал на протяжении тысячи лет русский народ – это укоренение своего бытия в Боге: жизнь ради Бога, предстояние перед Богом, ответственность в этой жизни перед Богом. Когда народ живет в Боге, то источником его бытия является Божественная благодать. Такому народу мало что нужно уже в этом мире, поэтому он не относится хищнически к природе, не эксплуатирует людей других национальностей, живущих рядом с ним, а жертвенно служит другим народам, тем самым сохраняя их, являясь для них источником жизни.

Но бывают народы, которые укореняют свои традиции вне Бога или находятся в состоянии апостасии, т.е. отступления от Божественной истины. Они строят свою жизнь уже на совсем других основаниях: становятся агрессивными, стараются жить за счет других народов, эксплуатируют их. И мы видим регионы, где воруют людей, занимаются рабовладельчеством, живут за счет эксплуатации природных ресурсов других стран.

История России показывает, что русский народ не имел опыта жизни вне Бога. И когда его оторвали от Бога, то даже тогда он не стал жить за счет других, потому что это было для него противоестественно. Он просто потерял Источник своей жизни. И мы видим, что окончательный уход от традиции не произошел даже в советский период. Но с начала «перестройки» на протяжении последних двадцати лет происходит целенаправленное разрушение наших традиций. Сейчас идет, наверное, самая сильная борьба за существование русского народа, которой наша история еще не знала. И мы уже пожинаем плоды этой борьбы. Возникла демографическая проблема: потери нашего народа – больше миллиона в год. Утрачена традиция семейной жизни. Разрушается система образования и как следствие этого – морально-нравственное разложение молодежи, преступность, проституция, детская наркомания и беспризорность, перерастающие в национальное бедствие.

Когда читаешь лекции перед студентами, а это люди 18-20 лет, удивляешься, что за все двадцать лет они ни разу не слышали ни от родителей, ни от учителей, ни от общества о том, как на самом деле нужно жить: как надо создавать семью, как растить и воспитывать детей, что такое брак, что такое Отечество. И это студенты – будущий цвет нашего общества!

Что у нас происходит в образовании? Молодого человека – школьника, студента – вводят в мир информации. Его пытаются ввести в мир знаний, дать ему профессию. Но никто не пытался ввести молодого человека в мир Истины, в мир Божий.

В современной культуре можно различить три стратегии организации мировосприятия – на основе Истины, на основе знания, на основе информации. Мировосприятие, основанное на знании, формирует у человека научное мировоззрение. Но та систематическая картина мира, которая складывается в его сознании и на которую он опирается в своей жизни, постоянно изменяется по мере изменения методологических оснований научного познания. Организация мировосприятия на основе информации способствует складыванию операциональной или конструктивной картины мира, изменяющейся по принципу конструктора или мозаики. При таком мировосприятии у человека развиваются операциональные и конструктивные способности, адаптированные к конкретной социально-политической и экономической действительности, которая постоянно изменяется в зависимости от баланса сил на мировой политической арене.

И только введение человека в мир Истины, в мир Божий вдохновляет его жизнь, возвышает ее до небесных высот. Мы можем говорить о семье, но если это семья – православная, то это – малая Церковь, а значит и жить в этой малой Церкви нужно, как и в большой. Если ввести человека в мир иерархических отношений, то там он усвоит уже духовный смысл основных жизненных понятий: любовь – это жертвенность, есть смирение, есть послушание. Если ты гражданин, значит необходимо понимать, что ты – гражданин не просто какого-то одного из земных государств, а ты – гражданин России, государства, которое является Третьим Римом, а «четвертому не бывать». Гражданин России, которая является хранительницей Православия для всего мира.

Каждый раз, когда человека вводят в мир Православия, его вводят в иной мир бытия. Недопущение людей в православный мир, в мир православной культуры – это есть путь уничтожения нашего народа. Это есть духовный геноцид, будем называть вещи своими именами. И надо сказать, что здесь мы чувствуем очень сильную агрессию со стороны людей, которые не любят православную культуру, которые вообще не любят Россию. Вы знаете, что Европа сейчас очень враждебно относится к России. Европа отпадает от Бога, от Христа отпадает и становится агрессивной. По отношению к России она использует много двойных стандартов: что можно другим, нельзя России.

Агрессивность распространяется и на сферу нашего образования. Посмотрите, из паспортов исключили графу «национальность». Нам объясняют, что это сделали потому, что в Конституции написано, что у нас в России – многонациональный народ. Но когда мы касаемся сферы образования, национальную проблему вдруг почему-то поднимают. Вот заходит учитель православной культуры в школу – а вдруг там сидит ребенок еврейской, татарской, башкирской или какой-нибудь другой национальности, что будет? Как бы нам его не обидеть! Так давайте по-другому поставим вопрос: заходит учитель-атеист в школу – а вдруг там сидит православный ребенок? Вот как бы его не обидеть, кто-нибудь про это подумал? А 85% народа, которых отрывают от родной культуры, как бы их не обидеть, кто-нибудь подумал? Получается, что национальность-то из наших паспортов вычеркнули, но начинают демагогически разжигать национальные страсти в сфере образования.

Думаю, что нам нужно пойти по пути, предложенному нам нашим Президентом. В одном из своих недавних выступлений он сказал: «Не забывайте, что каждый живущий в нашем Отечестве есть гражданин нашего Отечества». И нам надо вспомнить, что в школе сидит не просто ребенок какой-то национальности, какой-то конфессии, а сидит будущий гражданин России. Будущий гражданин России – это часть нашего многонационального народа. Все мы живем в едином Отечестве, и у этого единого Отечества – единая история, единая судьба и единая культура. Почему мы должны отрывать ребенка от нашей великой мировой культуры лишь потому, что он другой национальности? Если мы так пойдем дальше, то давайте в Русский музей будем пускать только русских, а в Эрмитаж – только европейцев. Но мы так не собираемся делать, а почему же в школах мы должны преподавать русскую культуру, русскую литературу, русскую историю только для русских? Школа у нас – государственная, она никогда не была школой только для русских. Русская единая государственная трудовая школа всегда была школой русской культуры для всех. Потому что это на самом деле – культура мировая, культура в которой все мы с вами живем.

И второй демагогический момент. Нам предлагают: давайте вместо православной культуры введем религиоведение. Кто же против – вводите, но не вместо православной культуры, а вместе с ней. Ведь ни Патриарх, ни один наш архиерей никогда не предлагали: давайте исключим такой-то предмет, а вместо него введем православную культуру. Никто так вопрос никогда не ставил. Хотите религиоведение – вводите, хотите историю мировых религий – вводите, но введите еще и православную культуру! Не нужно нам альтернативных предметов: пусть дети и религии знают мировые, культуры мировые знают, но пусть знают и родную отечественную культуру, и отечественную нашу веру. И вот в этом-то мы с вами должны стоять твердо, потому что если хотим жить в единой России, неделимой России – у нас должна быть единая система образования, единая школа, единая культура, единая история.

И в завершении я хотел бы сказать, что конечно вопрос не только в православной культуре. Мы должны говорить о том, что образование должно быть просто культурным. Ведь у нас из сферы образования исключается не только православная культура, но вообще весь блок культурологических дисциплин. Помните, было время, шел разговор о том, чтобы даже русскую литературу исключить! Ведь и так исключили уже практически все культурологические дисциплины.

И мы с вами должны говорить, что культура – это не просто какие-то материальные памятники, а культура – это уклад жизни, образ жизни, образ наших мыслей, это любовь как жертвенность, это наша совестливость, наша стыдливость, наше понимание и различение между добром и злом. Вот это и есть наша культура. Поэтому мы должны вопрос ставить более широко – вообще о православном компоненте во всей сфере образования, а не только о предмете. Об образовательной области православной культуры, о том, чтобы на самом деле образование стало культурным и о том, чтобы в нашей системе образования было еще и культурное образование.

Читайте так же:

  • Хайц ритуал Маркус Хайц «Ритуал» Ритуал Язык написания: немецкий Перевод на русский: А. Комаринец (Ритуал), 2008 — 1 изд. Франция, 1760-е годы. Лесничий Жак Шастель и его сыновья Пьер и Антуан ведут […]
  • Традиции народов населяющих свердловскую область Выставочный проект «Традиции коренных народов Среднего Урала» В Центре традиционной народной культуры Среднего Урала уже в течение нескольких лет реализуется этнокультурный выставочный […]
  • Адронный коллайдер что будет если он взорвётся Коллайдер уничтожает землю Большой адронный коллайдер (или БАК) - на данный момент самый большой и мощный ускоритель частиц в мире. Эта махина была запущена в 2008 году, но долго работала […]
  • Интересные традиции народов мира россия Традиции народов мира Существует множество интересных обычаев и традиций народов мира о которых мы сейчас и поговорим. Мы с вами едим ложкой и вилкой, народы Восточной Азии нередко для […]
  • Действенный ритуал на встречу Заговор на встречу — полезен в любви, в бизнесе и в семье Практически каждый заговор на встречу относится к любовной магии. Нужны такие заговоры тем, кто не желает выходить на связь по […]
  • По традиции свидетель и свидетельница должны переспать Традиции для свидетелей Могут ли свидетели на ВЕНЧАНИИ одной пары потом жениться между собой? Шаферы одной пары на Венчании считаются духовными родственниками. Если они уже супруги, то […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *