Великий русский композитор традиции которого наследовал римский корсаков

Кроссворд по музыке для учащихся 6-7 классов на тему: « — Корсаков»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная казачья школа»

с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край

Кроссворд по музыке

для учащихся 6-7 классов

Материал применим к любому УМК по музыке для

По горизонтали:

1. Город, в котором родился -Корсаков

2. Город, в котором учился и работал -Корсаков

3. Опера-былина -Корсакого

4. Великий русский композитор, традиции которого наследовал в своём творчестве -Корсаков

5. Руководитель «Могучей кучки», композитор, который оказал влияние на формирование личности и эстетических взглядов композитора.

По вертикали:

1. Инструмент, исполняющий лейтмотив Шехеразады

2. Старинный русский щипковый инструмент, на котором играл Садко

3. Симфоническая сюита -Корсакова

4. Опера Римского-Корсакова, созданная в 1880 году на сюжет пьесы А. Островского

5. Народный праздничный цикл, обряд, который использован в опере «Снегурочка»

Римскому-Корсакову принадлежит выдающаяся роль в развитии отечественной музыкальной культуры

Николай Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в городе Тихвин Новгородской губернии.

«Сделаться музыкантом я никогда не мечтал, – говорил Николай Андреевич,меня пленяла мысль сделаться моряком».

Такое желание у Николая возникло под влиянием старшего брат, носившего необычное имя Воин, он был мореплавателем, географом и гидрографом. Из дальних стран путешественник присылал домой письма, и, возвращаясь из дальних плаваний, увлекательно рассказывал о службе на флоте.

Коля влюбился в море, и по исполнении 12 лет, поступил в Морской кадетский корпус. Но уже совсем скоро взял другой курс – на музыку. Во время обучения в кадетском корпусе он познакомился Милием Балакиревым, и прежде знакомства будущий композитор увлекался ей, особенно ему нравились русские народные песни и церковные произведения. Но именно основатель «Могучей кочки», произвел на Римского-Корсакова решающее воздействие.

«С первой встречи Балакирев произвел на меня огромное впечатление, – вспоминал Николай Андреевич,превосходный пианист, играющий все на память, смелые суждения, новые мысли и при этом композиторский талант, перед которым я уже благоговел».

Композиторские опыты морского кадета были одобрены строгим маэстро, и для Римского-Корсакова началась совсем другая жизнь: встречи с Балакиревым стали регулярными, так как началась серьезная работа над Первой симфонией.

«Если Балакирев любил меня как сына и ученика, то я был просто влюблен в него. Талант его в моих глазах превосходил всякую границу возможного, а каждое слово и суждение были для меня безусловной истиной».

После выпуска из Морского корпуса Римский-Корсаков был зачислен в экипаж клипера «Алмаз» и, на два с лишним года ушел в плавание. Он продолжал сочинять свою симфонию на корабле, набросал даже план для второй, но тут все остановилось. Душой вновь овладело море, а музыка отошла на второй план. Морские мотивы и впечатления от плавания оживут позже в музыкальных произведениях композитора – «Садко», «Шахерезаде» и других.

Возвращение в музыку произошло после того как «Алмаз» пришвартовался в кронштадтском порту, а в декабре 1865 года состоялось первое исполнение симфонии. Дирижировал сам Милий Алексеевич.

Римский-Корсаков влился в музыкальную жизнь столицы в уникальный момент: в это время Мусоргский работает над «Годуновым» и «Хованщиной», Бородин пишет «Князя Игоря», Чайковский — «Воеводу» и «Опричника». Римский-Корсаков на этой волне создает музыкальную картину «Садко» и начинает «Псковитянку».

Основу для своих произведений композитор брал из русской истории, а вдохновение черпал из русской природы и русской глуши.

«Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, вовнутрь Руси, мгновенно возбудила во мне прилив какой-то любви к русской народной жизни, к ее истории вообще и к «Псковитянке» в частности, и как под впечатлением этих ощущений я присел к роялю и тотчас же сымпровизировал хор встречи царя Ивана псковским народом. Это были первые звуки будущей оперы».

Эпичность стала основной чертой творчества Римского-Корсакова. Он не раз обращался к событиям древнерусской истории, к сказаниям и просто сказкам.

Это «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей», «Садко», «Снегурочка», и, конечно, вершина его оперного творчества — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Летом 1871 года Римский-Корсаков получает неожиданное приглашение: принять на себя преподавание композиции и инструментовки в Петербургской консерватории. Он развязывается окончательно со службой и принимает приглашение.

За 37 лет работы в консерватории он воспитал свыше 200 композиторов, дирижеров, музыковедов. Ему принадлежит выдающаяся роль в развитии отечественной музыкальной культуры.

Через десять лет такой «учебы» Римский-Корсаков поднимает на себя труды по образованию воспитанников Придворной певческой капеллы.

И писать становится некогда. В 1881 году умер Мусоргский и весь его бесценный архив передали Римскому-Корсакову. Это было настоящее сокровище, до сих пор неизданными оказались многие великолепные вещи, «Хованщина» существовала лишь кусками, то есть ее надо было частично дописывать, инструментовать. И Николай Андреевич взялся за это, позже он возьмется дописывать «Князя Игоря» Бородина.

В 1906 году Римский-Корсаков писал другу: «Что касается сочинения… то тут, кажется, пора ставить точку. Мне кажется, я, да и все мы, суть деятели конца девятнадцатого века. Теперь же, с переломом политической жизни на Руси или наступит новый период расцвета, или, что вероятнее, период упадка искусства».

Уже через два года композитора не стало, но его оперы продолжали идти в лучших театрах страны и за рубежом; в консерваторию, которой он отдал 37 лет своей жизни, продолжали поступать студенты.

В 1944 году страна отметила столетие композитора, и в этом же году первой консерватории России было присвоено имя Римского-Корсакова.

Великий русский композитор Николай Римский-Корсаков

110 лет назад, 21 июня 1908 года, ушёл из жизни великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Произведения композитора характеризуются образностью, они связаны со сказочным миром, с бытом народа и природой России. Представлены в них и восточные образы.

Николай родился в Тихвине 18 марта 1844 года в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Его отец Андрей Петрович был выходцем из знатного дворянского рода, служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем — волынским гражданским губернатором. Начиная с прапрадеда, который был контр-адмиралом флота еще при Елизавете Петровне, все его предки занимали важные посты в администрации или в военной области. Мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика.

Музыкой Николай начал заниматься с шести лет. Ему нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. Однако сначала казалось, что он продолжит морские традиции семьи. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал. В двенадцатилетнем возрасте отец привез Николая в Петербург и определил в Морской кадетский корпус. Занимался мальчик хорошо, однако со временем оказалось, что и нравы здешние, и муштра – все ему чуждо. В этом же году виолончелист Улих начал обучать его игре на фортепиано. У будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили произведения Джакомо Мейербера («Роберт-Дьявол») и Михаила Ивановича Глинки («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»). Затем появился интерес к музыке Бетховена, Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» — вспоминал Николай Андреевич позднее.

В 16 лет Николай стал брать уроки у Ф. А. Канилле, известного пианиста. Музыка отодвинула на второй план морское дело. В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в столицу. В том же году благодаря Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности. В то время в Балакиревский кружок (позднее стал называться «Могучая кучка»), кроме его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений. Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония.

Весной 1862 году Николай закончил Морской корпус. Через год Римский-Корсаков отправился в трехгодичное плавание вокруг света на клипере «Алмаз». Николай с детства мечтал о путешествиях. Море завораживало гардемарина: «Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями все более и более открывалось». Позднее эти морские впечатления вдохновят его на создание морских картин в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Но сложная морская служба не оставляла времени на сочинительство. В конце 1862 года гардемарин в свободное от вахт время написал вторую часть Первой симфонии и надолго отложил в сторону ноты.

Римский-Корсаков станет участником русской военной экспедиции к берегам Северной Америки. Во время Гражданской войны в США 1861-1865 гг. Англия и Франция поддерживали конфедерацию Южных штатов. Россия выступила в защиту Севера, возглавляемого правительством Авраама Линкольна. Англичане и французы готовили интервенцию на американском севере. В этих условиях управляющий Морским министерством вице-адмирал Н. К. Краббе предложил провести операцию по стратегическому развертыванию русского флота у берегов Северной Америки. В случае объявления войны коммуникации англичан и французов в Атлантическом и Тихом океанах оказались бы под ударом русских кораблей.

В состав Атлантической эскадры вошли лучшие корабли Балтийского флота: фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя», корветы «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз». Командующим эскадрой был назначен капитан 1-го ранга Степан Степанович Лесовский с производством в контр-адмиралы. Незадолго до этого он вернулся из служебной командировки в Америку, хорошо знал обстановку в стране, владел английским и французским языками. Тихоокеанскую эскадру представляли корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында» и «Новик», клиперы «Гайдамак» и «Абрек» под командованием контр-адмирала Андрея Александровича Попова.

Операция прошла блестяще. По оценке министра иностранных дел России Александра Михайловича Горчакова, «сосредоточение морских сил в Северной Америке в политическом смысле мысль удачная, а в исполнении – отличная». Корабли южан не смели атаковать Сан-Франциско. Англия и Франция отказались от интервенции. Американцы были благодарны русским. Гардемарин Римский-Корсаков напишет своим родным в Россию: «Нашу эскадру здесь приняли дружественно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть. Будут подходить (даже дамы) с изъявлением своего уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке». Таким образом, русские моряки и Россия спасли Америку от англо-французской интервенции и оккупации, которая могла изменить ход истории. Такая вот прихоть судьбы. И гардемарин Николай Римский-Корсаков был участником этого исторического события.

После возвращения в Россию Николай Андреевич снова попадает в общество членов Балакиревского кружка и с жадностью наверстывает все, что упустил за время плавания: читает, играет, общается, работает над Первой симфонией и исполняет её в концерте. В 1867 году он сочинил «Садко» для оркестра. Это произведение принесёт ему настоящее признание. В этот же период к Николаю пришла любовь. Он увлечен Надеждой Пургольд, которая вместе с сестрой Александрой исполняла произведения, написанные членами кружка. Дальнейшие четыре года композитор работает над оперой «Псковитянка». В это время произошло много важных событий: умер старший брат, в 1871 году Николай начал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории, в 1872 году Надежда стала его невестой. Вернувшись из свадебного путешествия, супруги принялись за разучивание новой оперы. В 1873 году состоялась ее премьера. Публика произведение одобрила. С 1873 по 1878 годы Римский-Корсаков занят совершенствованием собственной техники, так как чувствовал значительные пробелы в своем музыкальном образовании.

Следующий прорывом композитора была «Майская ночь» (1880). Сразу после нее Римский-Корсаков попросил разрешения у Островского использовать для сочинения музыки его пьесу «Снегурочка». Драматург дал согласие и был потрясен результатом. Затем композитор начал трудиться над второй оперой на сюжет произведений Гоголя – «Ночь перед Рождеством». Опера «Садко» была поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене и имела большой успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина – в 1898 году она с успехом прошла в Москве, в 1899 – в Петербурге. Следующее произведение, «Царская невеста», было принято неоднозначно. Зато общество было в восторге, когда в 1900 году на сцене ожила «Сказка о царе Салтане». Она была написана по случаю празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина.

Совмещение композиторской и педагогической деятельности сказалось на здоровье Николая Андреевича. Однако он смог написать свое самое новаторское произведение – оперу «Кащей Бессмертный» (1902), а затем создать сказочное «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Далее было Кровавое воскресенье 1905 года. Студенты на собрании потребовали прекратить занятия до осени. Николай Андреевич их поддержал, за что и был уволен. Впоследствии композитор возвратился в консерваторию и в политической жизни старался не участвовать. В 1906 году Римский-Корсаков начал работу над «Золотым петушком». Через год опера была написана. Генерал-губернатор Москвы воспротивился ее постановке, так как его насторожила острота сатиры на царя. Опера была исполнена в 1909 году, но композитор этого не увидел. В июне 1908 года он умер.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Дополнительный материал к уроку музыки «Музыкальные кроссворды» (начальная школа)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Выбранный для просмотра документ кроссворд.docx

3. Город, в котором родился Римский Корсаков. (ТИХВИН)

4. Город, в котором учился и работал Римский-Корсаков. (ПЕТЕРБУРГ)

Опера-былина Римского-Корсакова, созданная в 1896 г. на либретто самого композитора при участии В. Стасова. (САДКО)

Великий русский композитор, традиции которого наследовал в своем творчестве Римский-Корсаков. (ГЛИНКА)

1. Симфоническая сюита Римского-Корсакова, сочиненная по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». ( ШЕХЕРАЗАДА)

2. Опера Римского-Корсакова,

созданная в 1880 г. на сюжет пьесы А. Островского (СНЕГУРОЧКА)

5.Старинный русский щипковый инструмент, на котором играл

Садко главный герой одноименной оперы Римского-Корсакова (ГУСЛИ)

2. Произведения Бетховена

Впишите в горизонтальные ряды клеток названия следующих произведений Бетховена:

Двадцать третья фортепианная соната.(АППАСИОНАТА)

Восьмая соната. (ПАТЕТИЧЕСКАЯ)

Трагедия В. Гёте, к которой Бетховен написал музыку. (ЭГМОНТ)

Опера Бетховена. (ФИДЕЛИО)

Четырнадцатая соната для фортепиано.(ЛУННАЯ)

Если ваши ответы будут записаны правильно, то по вертикали вы прочтете название увертюры Бетховена к драме К. Коллина. (КОРИОЛАН)

Выбранный для просмотра документ муз. кроссворд.docx

1. Певческие голоса

Впишите в горизонтальные ряды клеток названия пяти певческих голосов:

1. Высокий мужской голос.

2. Низкий женский голос.

3. Высокий женский голос.

4. Низкий мужской голос.

5. Мужской голос, средний между тенором и басом.

Выбранный для просмотра документ ребус.docx

В приведенных здесь ребусах за шифрованы названия двух форте пианных циклов Чайковского. Про чтите эти названия.

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Номер материала: ДВ-420597

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Кроссворд по музыке для учащихся 6-7 классов на тему: «Н.А. Римский- Корсаков »

Цель: Закрепление предметных знаний учащихся, развитие логического мышления, воспитание интереса к предмету. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. В 1859–60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862–65) и посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Америки. В 1861 стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Под влиянием и руководством М. А. Балакирева созданы 1-я симфония (1865), «Сербская фантазия» (1867), ряд романсов и др. В 60-х гг. творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых: симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867), 2-я симфония «Антар» (1868). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея). С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873–84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874–81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883–94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам. В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905–07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства). Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составитель сборника «Сто русских народных песен», Петербург, 1877; гармонизировал песни, собранные Т. И. Филипповым, — «40 народных песен», Москва, 1882). Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1879), «Снегурочка» (по А. Н. Островскому, 1881), «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н. В. Гоголю, 1895). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости. Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начале 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), «Сеча при Керженце» («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). Рассматривая оперу прежде всего как музыкальное произведение, Римский-Корсаков большое значение придавал её литературной основе — либретто. Плодотворным было содружество композитора с либреттистом В. И. Бельским. Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра — «Испанское каприччио» (1887) и «Шехеразада» (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в т. ч. вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря». Творчество Римского-Корсакова ярко национально. Композитор использует подлинные образцы музыкального фольклора и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Значителен его вклад в область гармонии и инструментовки: расширил и обогатил их колористические возможности, создал свою систему ладово-гармонических средств, в основе которой — сложные лады (в т. ч. характерный звукоряд — гамма Римского-Корсакова); оркестровка сочетает красочность, блеск с ясностью, прозрачностью. Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом — автобиографические книги «Летопись моей музыкальной жизни» (1906). В 1944 в г. Тихвин открыт Дом-музей, в 1971 в Ленинграде — Музей-квартира Римского-Корсакова. Сочинения: Оперы — Псковитянка (1873, Петербург; 2-я редакция 1878; 3-я редакция 1892, постановка 1895, там же), Майская ночь (1880), Снегурочка (1882), Млада (1892), Ночь перед Рождеством (1895, все — Петербург), Садко (1897), Моцарт и Сальери (1898), Боярыня Вера Шелога (1898), Царская невеста (1899), Сказка о царе Салтане (1900, все — Москва), Сервилия (1902, Петербург), Кащей бессмертный (1902, Москва), Пан воевода (1904, Петербург), Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904, постановка 1907, там же), Золотой петушок (1907, постановка 1909, Москва); кантаты — Свитезянка (1897), Песнь о вещем Олеге (1899) и др.; для оркестра — 3 симфонии (1865, новая редакция 1884; 2-я — Антар, 1868, новая редакция 1897; 1873, новая редакция 1886), музыкальная картина Садко (1867, окончательная редакция 1892), Сербская фантазия (1867, окончательная редакция 1889), Сказка (1880), Симфониетта на русские темы (1885), Испанское каприччио (1887), сюита Шехеразада (1888), Светлый праздник (Воскресная увертюра, 1888), Дубинушка (со смешанным хором ad libitum, 1906) и др.; для инструментов с оркестром — концерт для фортепиано (1883), Фантазия для скрипки (1886), Серенада для виолончели (1893) и др.; произведения для инструментов с духовым оркестром; камерно-инструментальные ансамбли; фортепианные пьесы; хоры с оркестром и a cappella; камерно-вокальные ансамбли; 79 романсов для голоса с фортепиано; обработки народных песен.

Просмотр содержимого документа
«Кроссворд по музыке для учащихся 6-7 классов на тему: «Н.А. Римский- Корсаков »»

Кроссворд по музыке

для учащихся 6-7 классов

«Н.А. Римский- Корсаков »

Закрепление предметных знаний учащихся, развитие логического мышления, воспитание интереса к предмету.

Тема урока: «Музыкальное творчество Н.А.Римского-Корсакова. Опера «Снегурочка». Образ героини»

Разделы: Музыка

1) Продолжить знакомство с музыкальным творчеством Н.А.Римского-Корсакова.

2) Значение оперы “Снегурочка” в мировом оперном искусстве.

3) Прослеживание развития образа главной героини через всю оперу.

4) Завершение работы над песней “Снежная сказка”.

5) Развивать у детей познавательный интерес, преобщать к прекрасному;

  • способствовать развитию детского воображения, эстетического восприятия;
  • воспитывать любовь к природе.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование:

  • музыкальный центр кассета;
  • мызыкальн ый инструмент(фортепиано, баян);
  • кроссворд(на доске- плакат);
  • портрет композитора;
  • высказывание Оссовского(плакат на доске);
  • проигрыватель, пластинка;
  • костюм снегурочки(для танца).

Ход урока

Приветствие и распределение по местам учащихся под музыку!

Учитель – Здравствуйте, ученики!

Ученики — Здравствуйте!

Учитель — Сейчас, ребята, вы услышите звучание трёх музыкальных инструментов: органа, скрипки, фортепиано. Первый ряд должен занять свои рабочие места под звучание “органа”. Второй ряд занимает рабочие места под звуки “скрипки”, а третий ряд — услышав звуки “фортепиано”!

2. Постановка темы и цели урока учителем

— Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с необыкновенным музыкальным произведением: оперой “Снегурочка” русского композитора Н.А. Римского-Корсакова.

Вопрос: — А кто мне ответит: “Почему его называют сказочным композитором?”

Ответ: — Потому, что он правдиво изображал быт людей в сочетани с миром фантастики и сказки!

— Через музыку Николая Андреевича мы проследим за развитием образа Снегурочки в опере; окунемся в красоту природы, в красоту человеческих чувств!

— Определим главное значение оперы в искусстве.

— Завершим работу над песней “Снежная сказка”.

Обращение ребят на доску, к эпиграфу:

“Его жизнь — подвиг неустанного служения искусству. Его творчество — слава русской музыки во всех краях земли..”

А.В.Оссовский о Римском-Корсакове.

— Вспомнить яркие, незабываемые страницы жизни композитора и его творчества нам поможет кроссворд!

По горизонтали:

3. Город, в котором родился Римский-Корсаков?

4. Город, в котором учился и работал Римский-Корсаков?

6. Опера-былина Римского-Корсакого, созданная в 1896 году?

7. Великий русский композитор, традиции которого наследовал в своём творчестве Римский-Корсаков?

По вертикали:

1. Симфоническая сюита Римского-Корсакова, сочинённая по мотвам арабских сказок “Тысяча и одна ночь”?

2. Старинный русский щипковый инструмент, на котором играл Садко, главный герой одноимённой оперы Римского-Корсакова?

5. Опера Римского-Корсакова, созданная в 1880 году на сюжет пьесы А.Островского?

Ответы:

по горизонтали — Тихвин. Петербург. Садко. Глинка.

по вертикали — Шахерезада. Гусли. Снегурочка.

Примечание: Ученики, отгадавшие ответ, выходят к доске и вписывют слова в клетки кроссворда!

Учитель: Вот мы и повторили яркие моменты из жизни и творчества этого необыкновенного композитора!

— Опера “Снегурочка” или “Весенняя сказка” — это одна из поэтичнейших опер во всём мировом оперном искусстве! В ней показано, что искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека!

И мы ещё раз убеждаемся в том, что музыка бывает красива потому, что рассказывает нам о красоте жизни!

— Композитор использует в музыке оперы яркие изобразительные моменты. Давайте вспомним их! т(звучат на пластинке фрагменты. )

Учитель: Прозвучал фрагмент из оперы, что было изображено в нём композитором?

Ученики:

— Наигрыш пастушьей свирели.

на фоне музыки из оперы звучат слова учителя:

— В музыке оперы звучат: отголоски русских народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц! Чудесное очарование русской природы, пронизывающее всю оперу.

Проследить, как развивается музыкальный образ главной героини — Снегурочки.

— образ Снегурочки, дочери деда Мороза и Весны сочетает в себе реальные девичьи черты с фантастическими, сказочными. Она — дитя Природы и тесно связана с ней! Её образ не остаётся неизменным: вначале это образ прекрасного, но молодого существа, лишенного человеческой теплоты, хотя и стремящегося к людям (звучание флейты передаёт холодноватый оттенок).

Звучание флейты из оперы:

Диалог Матери-Весны и Снегурочки (Ах, бедная Снегурочка. )

— Из леса выбегает дочь деда Мороза и Весны – Снегурочка! Родители разрешили ей пожить среди людей в Слободке у Бобыля и Бобылихи. Радуется Снегурочка, что вырвется из холодного леса, в котором прожила всю жизнь, вдали от людей, что может теперь слушать чудесные песни пастушка Леля, ходить с подружками в лес по ягоды. В начале ария Снегурочки звучит легко и шаловливо, затем музыка становится более напевной, напоминающей русскую народную песню:

Звучит фрагмент: “С подружками. ”

Учитель: -Снегурочка беззаботно живет у Бобыля и Бобылихи, она подружлась с Купавой, которая часто рассказывает ей о своём женихе — Мизгире. Радуется Снегурочка чужому счастью, сама не ведая чувства любви. В Слободке оживление — пришёл Мзигирь. Он был поражён красотой Снегурочки и забыл о своей Купаве. Просит её полюбить его и стать женой. Красота Снегурочки трогает и царя Берендея.

Звучит фрагмент арии Берендея “Полна, полна чудес. ”

— Решение царя Берендея:“Пусть сама Снегурочка, в канун праздника Солнца, выберет себе жениха!”

На празднике звучит песня Леля. В награду за это, царь Берендей предлагает ему выбрать девушку. Лель выбирает Купаву. Огорченная Снегурочка убегает в лес, зовёт мать-Весну, моля наделить её чувством любви: “Хочу любить, а слов любви не знаю! И чувства нет!”. Весна надевает на голову Снегурочки волшебный венок из душистых цветов, и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир! Весна предостерегает Снегурочку от Ярилы-Солнца.

Звучит фрагмент арии Снегурочки: “Мать-Весна, благодарю тебя за дар любви!”

Появился Мизгирь, шедший за Снегурочкой по лесу. Его преданные слова любви в этот момент “трогают” сердце Снегурочки.

После праздника царь Берендей благословляет молодые пары. Вот и Мизгирь подводит свою невесту — Снегурочку. Берендей её ласково спрашивает, охотно ли она отдаёт своё сердце Мизгирю? “Великий царь! Спроси меня сто раз, сто раз отвечу, что я люлю его!” — отвечает Снегурочка.

И в этот миг яркий луч солнца падает на неё. Снегурочка начинает таять!

В своей последней арии она воспевает великую силу человеческой любви. Её трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.

И нежное звучание арфы (как весенний ручеёк остался от Снегурочки) — эти фрагменты относятся к числу самых вдохновенных страниц музыки Римского-Корсакова.

Звучит фрагмент арии Снегурочки: “Люблю и таю. ”

(На этом фоне ученица в костюме Снегурочки исполняет танцевльные движения.)

Учитель: -Уже более ста лет слушают миллионы людей — и детей и взрослых эту оперу и восхищаются ею. Музыка оперы проникнута любовью к людям, природе, верой в красоту человека и высокое призвание искусства, пробуждающего всё лучшее в человеке.

— На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка?

— На верную гибель.

— За что же она отдала свою жизнь?

— За любовь к людям, за людские песни, за то, что познала чувство нежной любви к человеку.

Учитель: — Но жизнь остановить нельзя: за зимой идёт весна, за весной идет лето. Дочь деда Мороза и Весны, Снегурочка, не может войти вместе с людьми в жаркое лето. Но разве мы любим весну меньше от того, что она уступает место лету? Разве мы от этого забываем о ней? Конечно нет!

— Этот сказочный образ волновал и волнует по сей день и современных композиторов и поэтов, вот например:

. Плакала Снегурочка
Зиму провожая
Шла за ней печальная,
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, трогая березы,
Выросли подснежники — Снегурочкины слезы!

— И мы сегодня на уроке завершим работу над песней: “Снежная сказка” муз.И.Кадомцева сл.П.Синявского.

Начнем с распевки: “Я пою!”(по рядам и вместе, можно использовать фрагмент из самой песни. )

— А теперь давайте исполним 1 и 2 куплеты песни стоя; все вместе! (Садитесь!)

— Теперь я хочу вас познакомить с текстом 3 куплета. (На доске записаны слова)

— Споем вместе; сидя; глядя на слова 3 куплета!

— Сейчас я открою вам небольшой секрет: мы эту песню будем исполнять хором, но с солистом!

— Я буду петь в качестве солиста, а вы хор! (Пение по ролям, работа над песней, когда все будет выстроено и слажено) теперь споем вместе, стоя, красиво, задушевно, постарайтесь передать сказочный характер песни, слушаем вступление! (После исполнения песни) вопрос:

— Учитель: Что объединяет песню, прозвучавшую сейчас с оперой Весенняя сказка?

— Ученик: В одном и другом произведении главная героиня — Снегурочка! Этот персонаж исчезает в опере и потерян в песне, но остается в памяти людей!

Итак, сегодня на уроке мы с вами проследили за развитием образа Снегурочки в опере Римского-Корсакова “Снегурочка” и завершили основную работу над песней “Снежная сказка” .

Еще один вам вопрос: Какие человеческие чувства пробудили в вас сегодняшние произведения?

Ответ: Чувства теплоты, доброты, любви!

Учитель: А домашним заданием вам, ребята, будет: Создать свой художественный образ Снегурочки и изобразить его в ваших тетрадях или на альбомном листе!

Выставление оценок учащимся!

Учитель: На этом наш урок окончен – до свидания!

кроссворд.doc — Кроссворд по музыке для учащихся 6-7 классов на тему: «Н.А. Римский- Корсаков »

Кроссворд по музыке
для учащихся 6-7 классов
«Н.А. Римский- Корсаков »
на тему:

Цель:
Закрепление предметных знаний учащихся, развитие логического мышления,
воспитание интереса к предмету.
1
3
4
5
1
2
3
4
5
2

По горизонтали:
1. Город, в котором родился Н.А. Римский­Корсаков
2. Город, в котором учился и работал Н.А. Римский­Корсаков
3. Опера­былина Н.А. Римского­Корсакого
4. Великий русский композитор, традиции которого наследовал в своём творчестве
Н.А. Римский­Корсаков
5. Руководитель «Могучей кучки», композитор, который оказал влияние на
формирование личности и эстетических взглядов композитора.

По вертикали:
1. Инструмент, исполняющий лейтмотив Шехеразады
2. Старинный русский щипковый инструмент, на котором играл Садко
3. Симфоническая сюита Н.А. Римского­Корсакова
4. Опера Римского­Корсакова, созданная в 1880 году на сюжет пьесы
А.Островского
5. Народный праздничный цикл, обряд, который использован в опере «Снегурочка»
Ключи:
По горизонтали:
1. Тихвин
2. Петербург
3. Садко
4. Глинка
5. Балакирев
По вертикали:
1. Скрипка
2. Гусли
3. Шехеразада
4. Снегурочка
5. Масленица
6.
1
С
К
Р
И
2 П
Е
Т
К
А
4
Г
Е
2
Г
У
С
Л
И
3
Ш
Е
Х
Е
Р
А
З
А
Д
А
4
С
Н
Е
Г
У
Р
О
Ч
К
А
В
И
Г
Д
К
5
Б
1
Т
И
Р
Б
У
3
С
И
Н
К
5
М
А
С
Л
Е
Н
И
Ц
Р
Е
В
Л
А
К

А
1. Искусство: Музыка

. 7 класс
. учебник / Т.И Науменко ,


Источник:
2­е изд., стереотип.­ М. Дрофа. 2020 г
2. Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 6 кл.: учебник / Т.И. Науменко,
В.В. Алеев.­ 2­е изд., стереотип.­М.: Дрофа, 2020 г

Читайте так же:

  • Крещение обряды традиции Крещенские традиции на Руси 19 января Русская православная церковь отмечает Крещение Господне, или Богоявление. По старому стилю этот праздник приходился на 6 января и закрывал святочный […]
  • Традиции и обычаи презентация для детей Проект «Народные праздники, обычаи и традиции русского народа» презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Скачать: Вложение Размер […]
  • Презентация на тему обряды и обычаи Презентация на тему "Обычаи, обряды и традиции русского народа". Идёт приём заявок Подать заявку Для учеников 1-11 классов и дошкольников Описание презентации по отдельным […]
  • Традиции народа франции Французские традиции и обычаи. Шаг за шагом Символика государства тоже очень интересна и примечательна. Герб и гимн имеют свою историю, а люди всё это чтят, как своё родное. Они очень […]
  • Как научиться решать дроби 6 класс Сложение дробей При сложении дробей могут встретиться разные случаи. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями Такой случай наиболее простой. При сложении дробей с равными знаменателями […]
  • Какие традиции в день николая День Николая Чудотворца 2020: история и традиции Как уже было сказано, таких дней в православной церковной традиции несколько. 11 августа верующие вспоминают о рождении святого, а 19 […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *