Как научиться делать схемы предложений

Как составить схему предложения: вспоминаем школу

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

  • 2
  • 3
  • 5
  • 6
  • 7
  • Информация

    Этот тест покажет насколько вы разбираетесь в схемах предложений (1 уровень сложности)

    Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

    Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

    Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

    Результаты

    Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

    Рубрики

  • 1
  • 4
  • 8
  • 9
  • 10
  • С ответом
  • С отметкой о просмотре
  • Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

  • Хорошая репутация и солидное портфолио – залог успеха любого копирайтера.
  • Копирайт и рерайт – вот с чего обычно начинают неопытные фрилансеры.
  • Так много заказов, так много текстов, не знаю, с чего и начать.
  • Были бы идеи, а написать всегда сумеем.
  • Найдите среди представленных предложений структуру [¦О¦,…]

  • Копирайтер, будь грамотен!
  • Сергей, написав текст, отправил его на проверку.
  • Скажи мне, почему ты не использовал ключевик в прямом вхождении?
  • Надо же, какой «вкусный» текст!
  • Найдите среди представленных предложений структуру [¦ВВ¦,…].

    • По-моему, это неудачная формулировка.
    • Однако статья значительно улучшилась.
    • Наконец-то я смогу выходить в отпуск, когда захочу!
    • По моему мнению заголовок стоит расположить здесь.
    • Найдите среди представленных предложений структуру [¦ДО¦, Х …].

    • Соглашаясь на выполнение задания, трезво оценивайте свои силы
    • Необходимо обращать внимание на согласование слов в предложении, выполняя работу.
    • Детей покусала собака, сбежавшая из приюта.
    • Судя по всему, работу к сроку сдать не получится.
    • Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,¦ ПО¦,…].

    • Копирайтер, тщательно проверивший весь текст, может рассчитывать на высокую его оценку заказчиком.
    • Бывший любимцем всех девушек коллектива Петр иногда позволял себе лишнего.
    • В практике письменной речи не принято употреблять просторечные слова.
    • Воодушевленный и полный сил он садился за работу и успевал сделать очень много.
    • Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

    • «Будешь много просить – нескоро работу найдешь!» — был убежден несговорчивый заказчик.
    • «Нравится удаленная работа, умей и день свой сам спланировать!» Вот если бы все придерживались этого золотого правила.
    • Вряд ли кто-то заподозрит запой, если вы укажете в резюме «Сомелье на фрилансе».
    • Цитаты великого фрилансера: «За ночь успею!».
    • Найдите среди представленных предложений структуру «[П. ¦О¦!] — [а]. — [¦ВВ¦,…П..]».

    • «Молодец, Сергей! – сказал Иван Иванович. – Похоже, наше доверие ты оправдал».
    • «Поддерживайте хорошие отношения с каждым заказчиком – советовал мой друг фрилансер. – Никогда не знаешь, где пригодится контакт».
    • «Писать продающие тексты – не так уж сложно, как кажется, Сергей. Все что нужно – немного смекалки и собственный стиль».
    • «Взявшись за работу, доводи ее до конца, чтобы оставить себе наилучшее впечатление».
    • Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

    • Я тщательно подготовился, и текст у меня вышел отличный.
    • Верно выстроенные заголовки и ключевики с прямым вхождением – залог успеха для любого текста.
    • Хочешь – работай, не хочешь – не работай, но деньги нужны каждый день.
    • Красный будет логотип или синий – решает только заказчик.
    • Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

    • Мне так нравится писать продающие тексты, что я делаю это каждый день.
    • Маша решила стать копирайтером, чтобы развивать свой творческий потенциал.
    • Задание не клеилось, что бы мы ни делали.
    • Тебе не хватает времени, ну и что?
    • Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

    • Найдена ошибка, которая не давала программе работать.
    • Уже в который раз приходится переделывать заказ.
    • Вот все наши копирайтеры – который из них выполнял ваш заказ?
    • Виктор впал в некоторое замешательство.
    • максимум из 100 баллов

      Место Имя Записано Баллы Результат
      Таблица загружается
      Нет данных

      Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

      Порядок составления схемы предложения

    • Определить тип предложения по цели высказывания и по интонации. Предложения по цели высказывания делаться: на повествовательные, вопросительные, побудительные. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные.
    • Найти основу – подлежащее и сказуемое. Основа ? это главная мысль предложения, та важная информация, которую мы хотим донести.
    • Определить тип предложения по строению: простое или сложное.
    • Разбить сложное предложение на простые составляющие. Отметить границы простых предложений.
    • Выделить причастный или деепричастный оборот, проследить перечисления.
    • Определить союзную связь. Проверить правильность применения сочинительного или подчинительного союза.
    • Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

      Схема простого предложения

      Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

      Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

      Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

    • Простым: «Михаил сочинял».
    • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване».
    • Составным именным: «Миша был другом для меня».
    • В простом предложении может быть обращение:

      Иван, сядь в левый ряд. Схема предложения следующая

      Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

      К несчастью, такое случалось довольно часто

      Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

      Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

      Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

      В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

      «Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

      «Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

      Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…. ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

      Схема сложного предложения.

      Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

      Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

      Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

      Схема здесь несложная […..], и […..].

      В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

      Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

      Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

      Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

      Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

      Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

      В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

      Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

      Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

      Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

      Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

      Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

      Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

      В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

      Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

      Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

      Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

      Найди 10 отличий

      Комментариев: 27

      Помогите составить схему)))

      Ему всего пять лет было

      Было — глагол, подлежащего нет

      Ему – субъектное дополнение

      всего пять лет – составное подлежащее (всего – несамостоятельное слово, не играет никакой роли)

      Ну вот — хотя бы почитаю статьи — и школу вспомню. Как предложения разбирать.

      Никогда бы не смогла правильно составить схему к такому необычному предложению.

      Помогите составить схемы:1) Управитель бибиковской тещи был человек горделивый, потому что, по необразованности своей, считал, как и другие многие, будто государь Бибикову Киев подарил и что тому все, кто тут живет, ему будто принадлежат вроде крепостных и должны все делать.

      2) Весь этот ученый народ, как семинария, так и бурса, которые питали какую- то наследственную неприязнь между собою, был чрезвычайно беден к прокормлению и притом необычайно прожорлив; так что сосчитать, сколько каждый из них уписывал за вечерею галушек, было бы совершенно невозможное дел; и потому доброхотные пожертвования зажиточных владельцев не могли быть достаточны (Н. Гоголь).

      3) Если бы Нехлюдов ясно сознал бы свою любовь к Катюшке и в особенности если бы тогда его стали убеждать в том, что он никак не может и не должен соединить свою судьбу с такой девушкой, то очень легко могло случиться, что он, с своей прямолинейностью во всем, решил бы, что нет никаких причин не жениться на девушке, если только он любит ее.

      Да уж, ну и посылают же люди такие просьбы. Совсем не рядовые предложения. Да за составление схем таких предложений нужно деньги брать в двойном размере.

      спасибо. я так долго искала схемы в интернете! спасибо. я так долго искала схемы в интернете!

      Нахлынули воспоминания о школьных годах, хотя многое уже позабылось. Спасибо за теплые воспоминания, возможно еще пригодится

      Запиши предложен е. Слова раздели на слоги поставь ударение . Составь схему предложение .

      У Ирины лимоны и бананы.

      Белые бараны били в барабаны

      помогите составить по схеме как о, так и о пажалуста

      Шумим, братец, шумим,

      Помогите составить схему предложения ,Чудным звоном заливается колокольчик;гремит и становится ветром разорванный в куски воздух;летит мимо всё,что ни есть на Земле,и,косясь,постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

      8)

      Не двухсоставное, а двусоставное предложение.

      Как составить схему предложения

      Условные обозначения, применяемые на графических схемах

      План действий по составлению схемы предложения

      Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

    • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
    • Простые и сложные предложения

      • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);
      • Как определить количество частей в сложном предложении

          Условные обозначения членов предложения

            Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений

            • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;
            • Круглые скобки для обозначения придаточных предложений

                Синтаксический разбор простого предложения

                Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

                Составляем план простого предложения

                Схема простого предложения

              • составные глагольные – Даниил хотел плавать .
              • Простое предложение с однородными членами

                В кружках отражены роли однородных членов предложения

                Вводные слова в предложении

                Обращение в предложении

                С деепричастным либо причастным оборотами

                Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.

                Причастный оборот на схеме

              • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
              • ставятся знаки препинания.
              • Прямая речь в предложении

                Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.

                Сложносочиненное предложение на схеме Бессоюзное сложное предложение на графической схеме

                Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.

                Прямоугольные скобки — для главных предложений, круглые — для придаточных

                Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

                Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

                Схема построения предложения, пример

                » 10 августа 2020
                В школьном курсе изучения синтаксиса русского языка от учащихся требуется умение читать и чертить схемы любых предложений. Некоторым это занятие кажется неважным, второстепенным.

                Однако тот, кто умеет составлять схемы предложений, быстро определяет их структуру и, как правило, безошибочно расставляет необходимые знаки препинания. Поэтому стоит уделить немного времени, чтобы в этом разобраться и потренироваться в составлении различных схем. Конечно, чтобы вы быстрее все поняли, вам нужен пример.

                Что нужно знать? Как составить схему предложения?

                1. Рассмотрим построения предложения, где присутствует прямая речь. В их составе выделяют непосредственно прямую речь и слова автора. Первая заключается в кавычки и на схеме обозначается буквой П, авторские слова – буквой А (если стоят в начале предложения) или прописной а (в остальных случаях). Схемы очень просты. Вот пример построения различных вариантов.

                «Завтра отправимся в поход», — объявил вожатый.
                «П», — а.

                Вожатый объявил: «Завтра отправимся в поход!»
                А: «П!»

                «Завтра отправимся в поход, — объявил вожатый. — Встанем на рассвете».
                «П, — а. – П».

                Вожатый объявил: «Завтра отправимся в поход!»- и посоветовал взять с собой лишь самое необходимое.
                А: «П!» — а.

                Как видите, знаки препинания обязательно отражаются и на схемах.

                2. Изучая тему простых и сложных предложений, необходимо учиться изображать их схематически. Это помогает наглядно увидеть их строение и понять взаимосвязи между частями.

                Чаще всего практикуются линейные схемы, в которых для обозначения главных предложений используются квадратные скобки, круглые – для выделения придаточных.

                Кроме того, в каждой из частей определенными знаками (одной или двумя чертами) обозначаются главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). На схеме от главной части к придаточной ставится вопрос, и указываются средства связи (союз или союзное слово).

                Например, простое полное предложение: Птицы улетели.

                Схематически будет выглядеть так: [ — =].

                [- , — =]. (Утки, гуси полетели на юг.)

                Или: [ — =, =]. (Птицы собрались в стаи, потянулись на юг.)

                3. Изображая схему сложного предложения, нужно помнить, что оно может быть как союзным (сложносочиненным или сложноподчиненным), так и бессоюзным. Все части сложного предложения и средства связи между ними должны быть отражены графически. Как это должно выглядеть, посмотрите на следующем примере:

                Тучи разошлись, выглянуло солнышко, и дождевые капли вспыхнули, заиграли на листьях травы.

                Схема построения предложения, пример «куда уж наглядней»:
                [ — = ], [ = — ], и [ — =,= ].

                Здесь вполне наглядно изображены три равноправные грамматические основы, заключенные в квадратные скобки. Указан и соединительный союз и.

                4. В сложноподчиненном предложении всегда присутствует зависимая (придаточная) часть, к которой можно поставить вопрос от главной. В схеме ее выделяют с помощью круглых скобок. В них вписывают слово, благодаря которому придаточное присоединяется к главному.

                Пес затосковал, потому что хозяин долго не возвращался.

                Первая часть здесь главная, а вторая – зависимая (придаточное причины).

                5. Наряду с линейными используются вертикальные (иерархические) схемы с теми же условными обозначениями, но придаточные части располагаются под той частью, от которой они зависят. При этом обычно знаки препинания не обозначаются.

                Пес затосковал, потому что хозяин, которого он очень любил, долго не возвращался.

                [- = ]
                почему?
                (потому что — = )
                какой?
                (которого — = )

                Придаточных предложений может быть несколько, первого, второго и более порядка.

                6. В предвузовской подготовке часто практикуются схемы, в которых главные части изображены в виде прямоугольников, а придаточные – в форме кружков. Кроме того, возможны схематические изображения, в которых союзы выносятся за пределы графических фигур (прямоугольника или круга), а союзные слова остаются внутри них (т.к. они являются членами предложения).

                Как научиться делать схемы предложений

                Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
                будет отправлено на вашу почту

              • Главная
              • 3-Класс
              • Русский язык
              • Видеоурок «Составление схем предложений и предложений по схемам»
              • На этом занятии мы вспомним, как находить грамматическую основу и однородные члены в простом и сложном предложениях, научимся составлять схему предложения и предложение по уже заданной схеме.

                Обычно под схемой понимается изображение чего-либо с помощью условных графических обозначений в основных, главных, общих чертах, без подробностей. Она помогает разобраться в сути предмета. Например, верно и четко составленная схема позволяет на уроках математики легко и быстро решить любую задачу. Точно также правильно составленная схема предложения помогает увидеть части сложного предложения, отличить сложное предложение от простого с однородными членами и грамотно расставить запятые.

                Сначала рассмотрим, как составляется схема простого предложения. Границы предложений обозначаются квадратными скобками. Закрыв скобки, мы ставим знак препинания, соответствующий концу данного предложения:. ? ! или многоточие. Внутри скобок мы изображаем только главные члены предложения – одной линией подлежащее и двумя линиями сказуемое в том порядке, в каком они следуют в предложении.

                Предложению «Я люблю листопад.» соответствует первая схема.

                Предложению «Наступила поздняя осень». соответствует вторая схема.

                В простом предложении могут быть однородные члены. Их мы тоже указываем в схеме. Второстепенные однородные члены изображаются кружком. Если однородными являются главные члены, то внутри кружка мы рисуем соответствующие линии. Не забудьте поставить запятые между однородными членами. Рассмотрим примеры.

                Грамматическая основа предложения – роса покрывает. Однородные второстепенные члены – покрывает (что?) землю, траву, кусты.

                Грамматическая основа предложения – Охотник не пошёл, а свернул. Здесь однородными являются сказуемые.

                В сложном предложении несколько частей. На схеме каждую часть мы заключаем в отдельные скобки, между ними ставится запятая, а также союз, если он имеется в предложении. В конце схемы ставится тот знак препинания, который соответствует концу данного предложения.

                Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились снежинки. [- =], и [=-].

                Это сложное предложение, в нём две части, соединённые союзом И. Составив схему, мы без труда увидим, что нужно поставить запятую.

                На уроках бывает задание не только начертить схему к предложению, но и наоборот – составить предложение по заданной схеме. Для этого нужно схему внимательно рассмотреть, определить, какое предложение нужно составить: простое, с однородными членами или сложное. Далее нужно увидеть порядок следования членов предложения, указанных на схеме, а также обратить внимание на знаки препинания.

                Проще сначала устно составить предложение только с главными членами, затем распространить его (то есть добавить второстепенные члены) и записать в тетрадь.

                Перед нами схема сложного предложения. В нём две части, соединённые союзом А. В обеих частях сначала идёт подлежащее, а затем сказуемое. Какое предложение может получиться? Кот уснул, а мышь выбежала. Распространим его: Рыжий кот уснул, а хитрая мышь выбежала из норки.

                Схема – это наглядность, которая позволяет выделить и понять главное. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо видеть структуру предложения. Схема подскажет вам, как правильно расставить запятые. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

                При составлении схемы простого предложения в квадратных скобках изображаются главные члены соответствующими линиями, а также кружком однородные члены. При составлении схемы сложного предложения каждая часть заключается в отдельные квадратные скобки, между ними ставятся запятые и союзы. После схемы ставится знак препинания, соответствующий концу данного предложения.

                1 класс. Как нарисовать схему предложения?

                Составление схемы предложения в 1 классе имеет целью проверку знаний, умений и навыков определения границ предложения, количества слов в нём, интонацию.

                Например, схема предложения «Мама мыла раму», будет выглядеть так:

                На схеме отражено, что в предложении 3 слова — 3 горизонтальных черты; вертикальная чёрточка указывает, что первое слово надо писать с большой буквы; точка в конце — окончание повествовательного предложения. Если в конце стоит восклицательный знак — предложение восклицательное, если вопросительный знак — вопросительное.

                В составлении схемы для 1 класса нет ничего сложного, все даже слишком просто, это лишь первый класс, начальные знания о предложении и его составе и оформлении. Так что родителям не надо хвататься за голову и вспоминать, что и как подчеркивается и как это вообще все делается)

                Каждое слово в предложении нужно отметить линией, которую рисуем горизонтально. Все слова с заглавной буквы, включая первое слово, с которого начинается предложение, отмечаются вертикальной короткой линией в начале горизонтальной. И в конце ставим точку (или другой знак).

                Составление схем предложений и предложений по схемам
                план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

                Предмет: русский язык

                Дата: 29.04.2020

                Программа: «Школа 2100»

                Тема: Составление схем предложений и предложений по схемам

                Тип урока: открытие новых ЗУН

                Цели:

                1. Формирование понятия второстепенные члены предложения, развитие умений отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов.

                2. Развивать орфографическую зоркость, умение строить речевое взаимодействие, излагать свою точку зрения.

                3. 3. Содействовать воспитанию организованности, дисциплинированности.

                Методы и приемы: языковой анализ и синтез, конструирование, демонстрация, поисковый, работа в учебнике, работа в группах

                Наглядность и оборудование: интерактивная доска, дидактический материал

                Планируемые результаты:

                Метапредметные: Формирование УУД

                Познавательные УУД

                -Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

                Выявлять сущность, особенности объектов.

                На основе анализа объектов делать выводы.

                Личностные результаты

                -развивать умения высказывать свое мнение

                -оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

                -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

                Коммуникативные УУД

                азвиваем умение слушать и понимать других.

                -Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

                Регулятивные УУД

                -Развиваем способность к волевому усилию

                -Учимся определять последовательность действий

                Учимся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы

                Скачать:

                Вложение Размер
                ПК русский язык 21.75 КБ

                Предварительный просмотр:

                Предмет: русский язык

                Программа: «Школа 2100»

                Тема: Составление схем предложений и предложений по схемам

                Тип урока: открытие новых ЗУН

                1. Формирование понятия второстепенные члены предложения, развитие умений отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов.
                2. Развивать орфографическую зоркость, умение строить речевое взаимодействие, излагать свою точку зрения.
                3. 3. Содействовать воспитанию организованности, дисциплинированности.
                4. Методы и приемы: языковой анализ и синтез, конструирование, демонстрация, поисковый, работа в учебнике, работа в группах

                  Наглядность и оборудование: интерактивная доска, дидактический материал

                  Метапредметные: Формирование УУД

                  -Ра звиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

                  — Выявлять сущность, особенности объектов.

                  — На основе анализа объектов делать выводы.

                  -развивать умения высказывать свое мнение

                  -оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией

                  -формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

                  — Р азвиваем умение слушать и понимать других.

                  — Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

                  — Развиваем способность к волевому усилию

                  — Учимся определять последовательность действий

                  — Учимся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы

                  1. Организация
                  2. Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Начинаем урок русского языка.

                    Всем, всем доброе утро!
                    Прочь с дороги, наша лень!
                    Не мешай трудиться, не мешай учиться!

                    -Будем писать букву, которая соответствует первому звуку в слове ЛЕС – [Л]

                    — Что объединяет эти слова?

                    — Какое слово является проверочным для всех слов?

                    — Как вы думаете, здесь есть “лишнее” слово?

                    Вы справились, молодцы!

                    — Корень, общий смысл

                    — В нем ударная гласная

                    — Все имена существительные, а это имя прилагательное, отвечает на вопрос какой?

                    3. Сообщение темы и цели урока.

                    I. Нас ждет первый привал .

                    -Составьте из слов предложения, работа в паре

                    ле*ко, с?ехала, с г*ры, на лыжах

                    -Почему не получаются предложения?

                    -Добавьте по одному слову в каждую строку и составьте предложение

                    -Без каких членов предложения нам не обойтись?

                    — Давайте выберем самое красивое предложение и запишем его на доске.

                    -Обозначьте орфограммы, проставьте ударения.

                    -В каких словах все согласные твердые?

                    -Какую букву поставил в слове «легко»?

                    -разбери слово легко по составу

                    -Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении.

                    -Как мы еще называем подлежащее и сказуемое? Какие это члены предложения?

                    -а еще, как еще можно назвать? Если не можете вспомнить, откройте страницу 146 и прочитайте.

                    -Чем выражено подлежащее?(подчеркивают)

                    -чем еще может быть выражено подлежащее

                    -Чем выражено сказуемое?(подчеркивают)

                    -Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

                    -Ребята, а те слова, которые остались, как вы думаете, как они называются?

                    -Да ребята, вы правы. Мы сегодня на уроке будем учиться находить главные и второстепенные члены предложения, учиться задавать вопросы.

                    1. Девочка легко съехала с горы на лыжах.

                    — не хватает слов

                    -подлежащее и сказуемое

                    -съехала, горы, лыжах

                    -проверочное слово – легок

                    -главные члены предложения

                    -грамматическая основа предложения

                    -Учиться находить грамматическую основу предложения, главные члены предложения

                    -Второстепенные члены предложения

                  3. Изучение новой темы

                  -А что такое второстепенные предложения? Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, откройте сто. 149, прочитайте правило.

                  А давайте сейчас поиграем в игру, называется «Поймай основу». Я говорю предложение, а вы говорите только главные члены.

                  -На берёзе сидит снегирь.

                  -Мальчик ест вкусный торт.

                  -В классе дети дружат.

                  -Давайте вместе разберем предложение «На берёзе сидит снегирь» по образцу на стр.149.

                  -Запишите сначала только грамматическую основу.

                  -Посмотрите как мы задаем вопрос! от слова сидит стрелочку вниз , в скобках рядом вопрос ГДЕ и под стрелочкой пишем на березе. (Демонстрирую у доски)

                  -Какое это предложение по цели высказывания?

                  — в скобках дописываем.

                  — А теперь попробуйте в группах. Упр 411+412

                  1. предлож 1 четверке

                  3. предлож 2 гр и т.д.

                  — Напоминаю, сначала нужно выписать грамматическую основу.

                  Группам, которые справились, ставлю отметки.

                  Если успеем, 410 самостоятельно.

                  В предложении говорится о снегире. Кто? Снегирь – подлеж, выражено сущ, подчеркиваю одной линией. Снегирь что делает? Сидит – сказуемое, выражено гл, подчеркиваю двумя линиями. Сидит где? На березе.

                  -главные, подлежащее и сказуемое

                  1. Рефлексивно- оценочный этап
                  2. -чему вы сегодня научились?

                    -что нового узнали ?

                    — у кого все получилось? Покажите веселые смайлы те, у кого все получилось.

                    -У кого что-то не получилось прочитайте внимательно правила.

                  3. Подведение итогов урока.
                  4. -хорошо, открываем дневники и записываем домашнее задание: стр.149 выуч. правило, упр. 6

                    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

                    Разработка урока Обучения грамоте по теме: Составление схем слов. Чтение слов и предложений. Г Цыферов «Как цыпленок рисовал» + презентация к уроку УМК «Школа 21 век».

                    Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом «Составление предложений по схемам». УМК ОС «Школа 2100». Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

                    Упражнение в составлении схемы предложения.

                    Презентация для урока чтения 1 дополнительный класс коррекционная школа.

                    Как сделать схему предложения по русскому. Как составить схему предложения: основные виды с примерами. В простом предложении может быть обращение

                    Оставьте комментарий 6,950

                    Научиться быстро анализировать самые сложные предложения и составлять схемы можно на тренингах . Занятия с сентября по конец мая проводятся еженедельно. Кроме вебинаров, вы получите богатый материал для самостоятельной работы.

                    Но, возможно, вам хватит этой статьи.

                    Итак. Существует два основных вида схем сложного предложения: вертикальная (её ещё называют развёрнутой) и горизонтальная.

                    Горизонтальная схема предложения

                    На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.

                    Я все вспоминаю тот день, когда ты устроилась в цветочный магазин, чтобы заработать денег, когда пришла домой с целой охапкой цветов, когда ты рассказала о более ценных вещах, чем деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что все осталось по-прежнему.

                    Вертикальная схема предложения

                    Инструкция по составлению схемы сложного предложения

                  5. Обведите в овал или пометьте маркером все подчинительные союзы и союзные слова.Слова эти придётся выучить. Иначе вы не сможете разбирать сложные предложения.
                  6. Подчеркните основы предложений (подлежащие одной чертой, сказуемые двумя чертами).
                  7. Пронумеруйте предложения, как показано на рисунках.
                  8. Постройте горизонтальную схему.
                  9. Постройте вертикальную схему.
                  10. Посчитайте количество предложений на схемах и в предложениях. Важно, чтоб оно совпало. Иногда ученики сбиваются при нумерации, в этот момент ошибка должна обнаружиться.
                  11. Не отступайте от этого порядка действий, иначе запутаетесь.

                    Если предложение дано без знаков препинания, то сначала нарисуйте схемы предложения, затем расставьте знаки на схемах и только после этого расставьте знаки в тексте.

                    Как на схеме сложного предложения показать разрыв конструкции

                    Как показать на схеме однородные предложения

                    Однородные предложения на вертикальной схеме обводите в овал . Так будет видно, что они именно однородные, а не просто соподчинены, например. На горизонтальной схеме однородные главные предложения и однородные придаточные мы показываем стрелками с вопросами. Если у вас нет подчинительной связи, а предложения делает однородными общее слово, тогда на горизонтальной схеме показать, что предложения однородные, вы не сможете. В предложенном примере однородными являются главные предложения.

                    Как на схеме предложения показать прямую речь

                    Прямую речь на схеме сложного предложения не показывают, так как она считается осложнением структуры простого предложения внутри сложного. Если прямая речь сама является сложной конструкцией, её схему рисуют отдельно, рядом со схемой основного предложения. То же самое относится и к вставным конструкциям. На рисунке показано, как изображена схема сложного предложения с прямой речью .

                    При синтаксическом разборе предложения предполагается построение схемы предложения.

                    Все три учебных комплекса используют линейные схемы, в которых части сложносочиненного, бессоюзного предложения и главные части сложноподчиненного предложения обозначаются квадратными скобками, а придаточные части СПП — круглыми. При этом в каждой части знаками подчеркивания обозначают подлежащее и сказуемое, в схематическое изображение придаточной части вносят средства связи, от главной части к придаточной ставят вопрос; в линейных схемах принято ставить знаки препинания между частями сложного предложения.

                    В качестве рабочих во всех учебных комплексах используются такая разновидность линейных схем, в которых символически отображается наличие в предложении осложняющих членов, однако при итоговом разборе предложения эти обозначения уже не используются.

                    Как уже было сказано, более наглядны для демонстрации связи частей в сложном предложении иерархические (вертикальные) схемы. Их построение предусмотрено комплексами 2 и 3 наряду с линейными и новым учебником комплекса 1. В комплексе 2 для иерархической схемы используют те же условные обозначения, что и для линейной, но придаточные первой степени располагают под главными, придаточные второй степени — под придаточными первой степени и т. д.; эти схемы можно было бы назвать линейно-иерархическими Комплекс 3 использует иерархические схемы, подобные тем, что представлены в нашем описании. Приведем в качестве примера линейную и две иерархических схемы одного и того же предложения:

                    Япожалел 1 , что я не художник 2 , который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3 .

                    Иерархическая схема, принятая в новом учебнике комплекса и в комплексе 3:

                    Новый учебник комплекса 1 предлагает также нетрадиционный вид иерархических схем, используемых в том случае, если придаточное предложение разрывает главное:

                    Тропинка, которая вывела нас к озеру, внезапно оборвалась.

                    ,

                    В комплексе 3 для обозначения придаточных предложений вместо прямоугольников используются кружки и овалы.

                    В практике довузовской подготовки принято использовать именно иерархические схемы.

                    Существуют такие способы построения схем, при которых союзы, не являющиеся членами предложения, выносят за пределы прямоугольника (кружка) придаточной части, а союзные слова, как члены предложения, помещают внутрь схематического изображения частей.

                    Так, схема предложения:

                    Япожалел 1 , что яне художник 2 , который может отобразить всю прелесть этого весеннего утра 3 .

                    в этом случае будет выглядеть следующим образом:

                    При построении иерархической схемы части, соединенные любым типом синтаксической связи (сочинительная, подчинительная, бессоюзная), соединяют линиями.

                    Знаки препинания в иерархические схемы могут вноситься (новый учебник комплекса I, комплекс 2) или не вноситься (комплекс 3).

                    Синтаксический разбор сложного предложения целесообразно производить по следующей схеме:

                    I. Разобрать предложение по членам.

                    II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.

                    III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

                    IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.

                    V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

                    1. По цели высказывания:

                    3. По количеству грамматических основ:

                    С разными видами связи.

                    4. По наличию одного или обоих главных членов:

                    2) односоставное. С главным членом:

                    а) подлежащим — назывное;

                    5. По наличию второстепенных членов:

                    6. По наличию пропущенных членов:

                    Неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен / пропущены).

                    7. По наличию осложняющих членов: 1) неосложненное;

                    Однородными членами предложения (указать какими),

                    Обособленными второстепенными членами предложения — определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами),

                    Вводными словами, вводными и вставными конструкциями,

                    При осложнённости предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.

                    Образец синтаксического разбора сложного предложения:


                    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.

                    1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), распространенное, полное, осложнено однородными обстоятельствами;

                    2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была,

                    3 часть: односоставное — неопределенно-личное (сказуемое открывали бы, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

                    4 часть: односоставное — безличное (сказуемое невозможно было сказать), нераспространенное, полное, неосложненное (другой вариант разбора: двусоставное, неполное — место подлежащего занято придаточным изъяснительным, нераспространенное, неосложненное);

                    5 часть: двусоставное (подлежащее ель, сказуемое кончается, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

                    6 часть: двусоставное (подлежащее ель, опущено, сказуемое начинается, ПГС), распространенное, неполное (опущено подлежащее), неосложненное;

                    7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик, сказуемое стояч, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

                    8 часть: двусоставное (подлежащее тома, сказуемое были, ПГС, опущено), распространенное, неполное (опущено сказуемое), неосложненное.

                    2__3__4__5 — последовательное подчинение,

                    2__3__4 — 6 — последовательное подчинение,

                    2 — 7 — параллельное подчинение,

                    5 — 6 — однородное подчинение.

                    В схемах предложения однородные члены обозначаются кружком. Внутри круга при помощи графического обозначения можно указать, какими членами предложения являются однородные слова.

                    Также часто в схемах можно встретить указание союзов, которые идут перед однородными членами предложения и определяю ту или иную пунктуацию.

                    Помню, что в школе разные учителя требовали рисовать такие схемы по-разному. Одни просили рисовать линейную схему, а однородные члены заключать в палочки, рамки: / /, / /, / /.

                    Другие же настоятельно требовали рисование кружочков.

                    Вот некоторые примеры составления схем:

                    Это простая схема, когда однородные члены идут друг за другом, между ними могут стоять союзы.

                    Это пример предложений с обобщающими словами. Заметим, что обобщающее слово может согласоваться с однородными членами в роде, числе, падеже.

                    Если в предложении есть причастный и деепричастный оборот, его также отражают в схеме.

                    С однородными членами предложения схема предложения может иметь несколько вариантов.

                    В начале предложения расположены однородные члены предложения, затем идет обобщающее слово. Схема будет выглядеть вот так: 1)О,О, О— обобщ. слово. (Обобщающее слово обозначается кружком с точкой внутри,но я не могу это отобразить).

                    В поле, в роще, в кустах— повсюду слышались птичьи голоса.

                    2)Обобщающее слово может быть перед перечислением однородных членов, тогда рисуем вот такую схему:

                    Обоб.слово: О, О, О— .

                    Мы спорили обо всем: об искусстве, религии, науке—и так и не пришли к общему мнению.

                    3) После обобщающего слова могут употребляться вводные слова: как-то, а именно,например.Перед этими словами ставится запятая,после них — двоеточие.

                    Обобщ. слово, например: О, О, О—.

                    Обобщ.слово, а именно: О, О, О — .

                    Люди испытали на себе многие стихийные бедствия,как-то: пожары,наводнения, засуху.

                    4) После перечисления однородных членов предложения перед обобщающим словом могут употребляться вводные слова: словом, одним словом, короче говоря и т.п. Тогда тире ставится перед вводным словом, а после него —запятая.

                    Среди птиц насекомых, в сухой траве— словом, повсюду чувствовалось дыхание приближающейся осени.

                    При составлении схемы предложения все его члены записываются с помощью условных обозначений. Вместо подлежащего рисуется прямая линия, вместо сказуемого — два параллельные линии. Волнистая линия символизирует определение, а пунктирная — дополнение. С помощью точек и тире изображается обстоятельство, а если эти quot;точки и тиреquot; заключены в вертикальные чрточки, то это уже — деепричастный оборот. Волнистая линия между вертикальными чрточками — это причастный оборот.

                    Однородные члены предложения в схеме рисуются в виде кружков.

                    Что бы указать синтаксическую роль однородных членов, внутри кружков можно нарисовать соответствующие линии: пунктирные или волнистые и т.д. Обобщающие слова можно обозначить кружком, в центре которого располагается точка или квадратиком.

                    Чтобы составить схему предложения с однородными членами предложения, нужно сделать следующее:

                  12. Правильно найти однородные члены в предложении и сделать соответствующие пометки (подчркивания: подлежащее — одна черта, сказуемое — две черты, дополнение — пунктир, обстоятельство — пунктир- точка, определение — волнистая линия.
                  13. Составить схему с учтом синтаксического разбора предложения.

              Например, в предложении: quot;На поляне росли красные, жлтые, голубые цветыquot; однородными определениями будут все имена прилагательные (подчркиваем волнистой линией). А в предложении: quot;Во дворе стоял могучий и раскидистый клн и ронял свои листья на землюquot; два ряда однородных членов: однородные сказуемые (стоял и ронял листья — две черты) и однородные определения (могучий и раскидистый — волнистая линия).

            • На схеме однородные члены предложения мы обозначаем кругом, внутри которого — соответствующее подчркивание.
            • Например, схема предложения с рядами однородных членов: quot;Самое главное — читать, вникать в написанное долго и кропотливоquot;

              Под однородными членами предложения понимают такие члены предложения, которые имеют следующие признаки:

              во-первых, речь идет об одинаковых членах предложения. Например, это могут быть обстоятельства, дополнения или подлежащие, то есть любые.

              во-вторых, они связаны между собой сочинительной связью. Это могут быть союзы quot;иquot;, quot;ноquot;, quot;илиquot;.

              Вот пример предложений с однородными членами:

              В первом предложении однородными являются определения (зеленые, желтые, красные).

              Во втором предложении однородными являются подлежащие (стрижи, журавли, ласточки),

              а в третьем — сказуемые (завяла, засохла, потемнела).

              Схематически однородные члены обозначаются кружочками.

              Вот какие могут быть схемы:

              Составляя схему предложения, его члены обозначаются различными условными знаками, которые мы рассмотрим ниже:

              • однородные члены — круги ;
              • подлежащее обозначается в виде прямой линии;
              • сказуемое — двумя параллельными линиями;
              • дополнение — пунктирной линией;
              • определение — волной (волнистая линия) ;
              • обстоятельство обозначается линией, которая состоит из точек и тире;
              • и другие.
              • Используя схему ниже, очень легко составить предложение, содержащее однородные члены, и наоборот, с готового предложения составить правильную схему. Кроме условных обозначений, не стоит забывать и об разделительных знаках, союзах, а также интонации.

                Однородные члены предложения обозначаются при составлении схемы в виде кружочков. Все зависит от предложения. Между этим кружочками могут быть запятые или союзы. Их тоже нужно указать.

                В некоторых школах (у нас в том числе так было) при рисовании схемы предложения с однородными членами внутри кружочков указывают при помощи линейно-точечных изображений какими членам предложения он являются:

                Бывают предложения с обобщающими словами. В данном случае обобщающее слово рисуют в виде большого кружочка ли в виде квадратика:

                При составлении предложения с однородными членами важно помнить, что:

                Однородные члены предложения связаны с одним и тем же словом

                Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос

                При составлении схем каждая часть предложения обозначается определенными фигурами, соответствующими знаками препинания и в них присутствует соединяющая частица (и, или, но, а).

              • Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
              • По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
              • По наличию грамматических основ: простое или сложное.
              • Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
              • Если простое :

                5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

                6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

                7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

                8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

                9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

                5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

                6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

                7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

                8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

                9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

                10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

                Пример синтаксического разбора простого предложения

                Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

                Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

                Пример разбора сложного предложения

                Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

                Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

                1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

                2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

                Пример схемы (предложение, после него схема)

                Другой вариант синтаксического разбора

                Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

                В словосочетаниях:

              • Выделяем из предложения нужное словосочетание.
              • Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
              • И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
              • В простом предложении:

              • Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
              • Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
              • Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
                • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
                • Распространённое или нераспространённое
                • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
                • Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
                • Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
                • Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
                • Сказуемое

                  1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
                  2. Указать, чем выражено сказуемое:
                    • простое — какой формой глагола;
                    • составное глагольное — из чего оно состоит;
                    • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
                    • В предложении, имеющем однородные члены.

                      Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

                      В предложениях с обособленными членами:

                      Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

                      В предложениях с обособленными членами речи:

                      Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

                      В сложносочиненном предложении:

                      Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

                      Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

                      В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

                      Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

                      Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

                      Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

                      В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

                      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

                      В сложном бессоюзном предложении:

                      Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

                      Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

                      Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

                      В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

                      Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

                      По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

                      Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

                      Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

                      В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

                      • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
                      • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);
                      • Простые и сложные предложения


                          Как определить количество частей в сложном предложении

                          • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
                          • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;
                          • Условные обозначения членов предложения

                            • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
                            • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;
                            • Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений


                                Круглые скобки для обозначения придаточных предложений

                                • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.
                                • Синтаксический разбор простого предложения

                                  Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему. Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения. Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже). Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

                                  Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

                                  Схема простого предложения

                                  Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

                                • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом ;
                                • простые – Даниил плавал ;
                                • Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.

                                  В кружках отражены роли однородных членов предложения

                                  С вводными словами или обращением

                                  На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.

                                  Вводные слова в предложении

                                  К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.

                                  Обращение в предложении

                                  Причастный оборот на схеме

                                  Как создать схему предложений с прямой речью

                                  На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

                                • выделяются границы предложения;
                                • Прямая речь в предложении

                                  Как составить схему сложного предложения

                                  Сложносочиненное предложение на схеме
                                  Бессоюзное сложное предложение на графической схеме

                                  Прямоугольные скобки — для главных предложений, круглые — для придаточных

                                  Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

                                  “Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

                                  “Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

                                  “Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

                                  Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

                                  Читайте так же:

                                  • Как научиться не зависеть от еды Как побороть зависимость от еды: 15 советов, к которым нужно прислушаться Как возникает пищевая зависимость? Врага нужно знать в лицо! Поэтому прежде чем разбираться, как отвлечься от […]
                                  • Как научиться программировать 1с самостоятельно Стоит ли начинать изучение 1С если ранее не сталкивался? Предисловие: мне 23, программированием как таковым (веб-программирование) занимаюсь чуть больше года. Успехи достаточно хороши. До […]
                                  • Как научиться красит глаза тенями Как красить глаза тенями? Рассказываем, как правильно красить глаза тенями и разбираем основные техники прочтение займет 5 минут Текст: Вероника Гнездилова Обновлено 1 июля 2020 Как […]
                                  • Как научиться лучше продавать Вот несколько способов как научиться продавать и сделать это своей профессией. Давайте посмотрим классические способы и выберем лучший способ как научиться продавать и хорошо […]
                                  • Как научиться решать дроби 6 класс Сложение дробей При сложении дробей могут встретиться разные случаи. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями Такой случай наиболее простой. При сложении дробей с равными знаменателями […]
                                  • Как быстро научиться прыгать на скакалке Как научиться прыгать на скакалке? Простые обыватели считают прыжки на скакалке детским развлечением. Но на самом деле скипинг является эффективным средством для похудения, укрепления […]

                                  Leave a Reply

                                  Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *