Как побороть неуверенность у детей

Как побороть

Ключевые идеи:

  • Иногда родители неосознанно навязывают нам свои страхи или предъявляют завышенные ожидания. Это часто делает нас неуверенными в своих силах.
  • Не стоит винить родителей, они желали нам добра. Мы выросли и теперь сами можем взять ответственность за свою жизнь.

Неуверенность в себе, излишняя застенчивость, как правило, уходят корнями в детство. Огромное влияние на самоощущение ребенка оказывают родители. Они становятся своего рода зеркалом, которое хвалит, отражая красивую картинку, и критикует, выявляя изъяны. То, как «отражают» нас наши родители и другие взрослые, отпечатывается в нашей психике и влияет на формирование наших представлений о себе. Понять, какое влияние оказали родители на развитие у каждого из нас уверенности в себе или застенчивости, — значит сделать первый шаг для восстановления чувства собственного достоинства.

Неуверенность в себе может быть определяющей характеристикой человека, но чаще всего она проявляется лишь в отдельных аспектах жизни. Вы — уверенный в себе профессионал, но у вас проблемы в общении с друзьями и в построении близких отношений… Вы прекрасно справляетесь с поручениями, которые вам дает начальство, но теряете почву под ногами, когда нужно поднять вопрос о повышении зарплаты… Постарайтесь как можно точнее определить те сферы своей жизни, которые оказались затронуты вашей неуверенностью в себе. Это поможет лучше разобраться с тем, где коренится проблема.

Неуверенность в себе — это всегда продукт личной истории человека

Мы не рождаемся застенчивыми, слишком робкими или тревожными, мы приобретаем эти черты в течение всей своей жизни, сталкиваясь с разными ситуациями и людьми, получая тот или иной опыт. Наши отношения с родителями и другими взрослыми являются ключевым моментом в развитии ощущения себя — уверенного или не очень. Не стоит полностью перекладывать ответственность за собственные неврозы и психологические проблемы на родителей. При этом есть несколько поведенческих паттернов, имеющих потенциальную угрозу для самооценки ребенка.

1. Меняйте мечты родителей на свои собственные

«Какая ты неуклюжая!» — говорит мать своей пятилетней дочери, раздраженно глядя на радостного по-детски пухлого ребенка. Мать когда-то мечтала стать балериной, но не получилось, и теперь она тешит себя надеждой, что хотя бы ее дочь станет следующей Майей Плисецкой.

Родители иногда не могут удержаться и проецируют на детей свои мечты об успехе, счастье или богатстве: там, где они провалились, их дети-то уж обязательно преуспеют. Сами по себе мечты не имеют ничего плохого. Однако часто желания самого ребенка совсем не берутся в расчет. Родители видят в нем лишь будущего «чемпиона», более удачную версию себя и не готовы принимать его таким, какой он есть. В этот момент в сознании ребенка зарождается зерно сомнения: «А достаточно ли я хорош? Что мне надо сделать, чтобы меня любили, если просто быть собой явно недостаточно?»

Чуть позже родители понимают, что их мечтам не суждено сбыться. Вместо того, чтобы разобраться в себе, причину разочарования они видят в неидеальном ребенке. В итоге дети получают неуверенность в себе, а также чувство вины и стыда за несоответствие родительским ожиданиям. Впоследствии эти чувства могут проявляться в любой сфере жизни — на работе, в дружбе, в личной жизни, в отношении человека к собственному телу.

Возможно, сейчас вы все еще стараетесь стать воплощением успеха для своих родителей. Попробуйте отделить желания родителей от своих собственных и сделать первый шаг навстречу тому, о чем мечтали с детства.

2. Ищите поддержку в трудных ситуациях

«Мой отец всегда говорил мне, что я обязательно преуспею во всем, — вспоминает Екатерина. — Только сейчас я понимаю, что это была форма неприятия моих трудностей. У отца были тогда финансовые проблемы, и он не хотел волноваться еще и за меня. Сейчас у меня самой растет маленькая дочь, и я не хочу совершить его ошибок. Чтобы она выросла уверенной в себе, мне нужно быть очень внимательной к малейшим признакам ее стеснительности, таким как неспособность заводить друзей или страх перед устными ответами в школе». Часто родители, поглощенные своими собственными проблемами, могут не замечать, что и у ребенка есть сложности.

Вырастая, такие люди страдают от общей неуверенности в себе: не имея опыта поддержки в тревожных и трудных ситуациях, они не доверяют ни себе, ни миру. Их отношения с окружающими наполнены страхом близости, недоверием и неуверенностью в том, что кто-либо способен всерьез их воспринимать.

Попробуйте начать доверять окружающим хотя бы в малом. Как только вы почувствуете, насколько спасительной может оказаться поддержка, вам станет легче преодолеть неуверенность.

3. Найдите смелость рискнуть

«Мы никогда не купим тебе скутер, ты же в аварию попадешь». Для тревожных родителей жизнь представляет сплошную опасность. Именно поэтому они имеют тенденцию слишком опекать своих детей. Это чувство всепроникающей тревоги оказывается очень заразным! Если родители постоянно ведут борьбу с воображаемыми опасностями, их дети, скорее всего, усвоят это недоверие к миру. Ребенок начинает избегать любой активности, особенно связанной с эмоциональным или физическим рисками. В результате необходимые социальные навыки просто-напросто не тренируются, и человек приобретает неуверенность в себе и в собственных силах.

Тревожность может легко трансформироваться в страх перед знакомством с новыми людьми или в страх перед начальством. Полученные запреты и привычные страхи могут проявляться и в тех областях жизни, которые не связаны напрямую с изначальной причиной тревоги, — в проблемах на работе, в отношениях с друзьями и с любимым человеком.

Мир не настолько опасен, как рассказывали вам родители. Наверняка вы давно хотели что-то попробовать, но не решались — возможно, сейчас самое подходящее время.

4. Вы точно способны на большее

Родители Марии всегда отличались пессимистическими взглядами на жизнь. Они никогда не позволяли дочери даже мечтать об обеспеченной и успешной жизни. Напротив, они внушали ей, что «каждый сверчок должен знать свой шесток», «радоваться надо малому и не требовать от жизни большего». Став взрослой, Мария так и не осмелилась поступить в институт и бросить свою работу, не приносящую удовлетворения.

Наши внутренние представления заставляют нас меняться, расти и искать пути для развития. Но чтобы выстроить эти представления, нужны родители, которые будут поощрять нас слушать свои желания.

У родителей свой жизненный путь. Возможно, во времена их молодости смена работы действительно была слишком тяжелым потрясением. Но вам не обязательно наследовать их страхи и неуверенность. У вас своя жизнь, в которой много возможностей стать счастливее.

5. Идеалам родителей можно не соответствовать

«Моя дочь совершенно уникальна. Она талантливая, умная, да еще красавица», — говорит гордая мать, представляя знакомым свою дочь. А маленькая испуганная девочка в этот момент желает только одного: провалиться сквозь землю! Излишнее славословие может так же вредить детской самооценке, как и обесценивающие замечания. Похвала и комплименты не позволяют ребенку составить собственное видение себя и своего потенциала. Он вынужден сравнивать собственное представление о себе с недостижимым идеалом, нарисованным родителем.

Во взрослой жизни человек будет мучиться от ощущения собственного неуспеха и опустошенности. Ведь как бы он ни старался, идеалы, нарисованные родителями, оказываются непосильной ношей.

Попробуйте принять себя неидеальным. В конце концов у всех есть достоинства и недостатки.

6. Не стесняйтесь радоваться своим удачам

К сожалению, есть такие родители, которые видят в собственных детях соперников, чей успех может якобы затмить их собственный. Обычно такие люди сами слишком инфантильны или имеют нерешенные психологические проблемы.

Психика ребенка регистрирует такие желания родителей и может реагировать на них по-разному. Часто у ребенка формируются психосоматические заболевания. В этом случае «бегство» в болезнь может быть символическим выражением стремления к безопасности, которой у ребенка никогда не было.
Другой сценарий — ребенок достаточно быстро понимает, что его родители способны по-настоящему радоваться только его неудачам… И чем бы ни занимался такой человек, он везде бессознательно будет стремиться к провалу: в работе, учебе, семье. Страхи, запреты и тревоги, полученные в детстве, помогут ему в этом «преуспеть».

Отношения детей и родителей играют ключевую роль в формировании у ребенка уверенности в себе. Важно помнить, что эмоционально неблагополучное детство, хотя и может стать препятствием к достижению успеха, не является непреодолимой преградой. Когда вы были ребенком, слова и действия ваших родителей оказывали на вас огромное влияние, но сейчас это уже не так. Вы — взрослый самостоятельный человек, вы вполне способны сами создать себе счастливое будущее, и только вы будете ответственны за то, каким оно получится.

7. Не вините своих родителей

Сюзен Джефферс, автор книги «Бойся… но действуй! Как превратить страх из врага в союзника», предлагает свой способ обрести уверенность в себе. Нужно принять, что страх является неотъемлемой частью нашей жизни, а превратить его в уверенность — это уже задача для каждого из нас. «Обретение уверенности в себе начинается тогда, когда вы можете сказать: «Я не собираюсь винить ни своих родителей, ни одноклассников в школе, которые меня обижали. Я собираюсь взять на себя ответственность за свою жизнь здесь и сейчас», — считает Джефферс.

Чтобы обрести уверенность в себе, важно понимать, что с неудачами и провалами неизбежно сталкиваются все. При этом только от нас зависит, сможем ли мы извлечь из этого какой-то опыт или свалимся в бездну самоуничижения и неуверенности в собственных силах.

Ни один из жизненных уроков не может быть однозначно негативным. «Представьте, что вы идете на собеседование и вас не принимают на работу. Что дальше? Вы можете винить себя, что произвели недостаточно хорошее впечатление, а можете взглянуть на ситуацию под иным углом. Какой урок вы можете извлечь из этого опыта? Достаточно ли хорошо вы подготовились? Могли ли вы сделать что-то иначе, чтобы получить эту должность? Была ли эта работа действительно той, которую вы хотели? Ищите смысл в произошедшем, а не впадайте в депрессию. Если вы позволите себе поддаться унынию, вы ничего не вынесете из ситуации».

Ищите новые занятия, которые принесут вам радость и удовлетворение

Существует мнение, что если человек слишком сильно зависим от работы или отношений, он не уверен в себе. Джефферс соглашается с этим: «Когда одна вещь, от которой вы зависимы, рушится, ваша жизнь неизбежно становится пустой. Чтобы поддерживать уверенность в себе, очень важно делать свою жизнь насыщенной и богатой впечатлениями и событиями».

Начните с того, что получается. Это придаст вам уверенности. Ищите новые занятия, которые принесут вам радость и удовлетворение. Незаметно вы обнаружите, что ваши способности уже не кажутся вам такими ограниченными, и вы чувствуете уверенность в собственных силах.

13 шагов, чтобы стать увереннее в себе

Уверенность — качество, которое некоторым дается с рождения. Но далеко не всем, а только счастливчикам. Впрочем, эту черту вполне можно в себе воспитать.

Три эмоции, которые помогают добиться целей

Психолог Дэвид Дестино объясняет, почему сила воли не помогает в достижении долгосрочных целей. Настоящий секрет успеха в эмоциях.

Статьи

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе?

Успешное развитие ребёнка может затрудняться, если у малыша по какой-то причине нарушается или задерживается формирование чувства уверенности в себе, в своих возможностях и силах. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ расскажет, что такое неуверенность ребёнка в своих способностях и почему она формируется в детском возрасте.

Неуверенность в себе ? это заниженное представление о собственных возможностях. Психологи считают, что не существует такого врождённого набора черт личности, который формирует неуверенного в себе человека. Давайте проследим причины возникновения у ребёнка чувства неуверенности в своих силах:

1. Родительская неуверенность

Как робкие родители реагируют на любую жизненную ситуацию? Обычно они говорят, что «лучше не высовываться, не пробовать, чтобы не оказаться в заведомом проигрыше». То есть безопаснее не вступать в соревнование с обстоятельствами и с окружающими людьми. Когда у ребёнка что-то не получается, такие родители комментируют это следующими словами: «Вот видишь, не надо было и пробовать, ты ведь не самый умный, не самый сильный…» Вот и первый урок жизни; другие лучше, умнее меня. Когда возникает новая ситуация, в которой нужно проявить инициативу, опыт подсказывает ребёнку: лучше бездействовать, спрятаться. Независимо от того, какая у детей наследственность, неуверенность родителей в себе передаётся детям, которые воспроизводят их низкую самооценку. Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что, когда в доме появляется первый ребёнок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребёнку.

2. Психологические особенности черт личности родителей

Родители вполне благополучны и уверенны в себе, однако всякий раз, когда ребёнок оказывается на грани какого-то испытания, они точно так же, как в вышеописанной схеме, стараются удержать его от действия или даже обесценить уже достигнутый им успех.
Здесь случай посложнее, и, возможно, речь уже идёт о глубинных, спрятанных от чужих глаз особенностях личностей родителей. Эти «внутренние слои «Я» у внешне успешного человека могут быть особенно ранимыми и болезненными. Но пока речь идёт о собственной деятельности, человек умеет, пусть с трудом, преодолевать свои страхи. Когда же речь заходит о ребёнке ? сверхценном втором «Я» родителей, страхи прорываются, и родители делают всё, чтобы удержать его от дальнейших действий. Если ребёнок уже что-то сделал и сделал успешно ? взрослые, интуитивно предвидя опасность последующих действий, стараются представить явный его успех как неудачу, чтобы в следующий раз неповадно было пробовать. Всё это делается неосознанно, причина скрывается от самих себя, но результат всё тот же ? робкий ребёнок. Возможна и другая причина такого поведения взрослых ? боязнь потерять власть.

3. Проблемы ребёнка в проявлении собственной инициативы

Считается, что инициативность у ребёнка развивается в дошкольном возрасте, и это качество в наибольшей мере проявляет себя в игре. Игра ? это та сфера, где и ребёнок, и взрослый свободны: человек может неподконтрольно представлять в воображении или строить в игровом действии любые ситуации. Сами рамки игры делают эти действия и ситуации неопасными. История развития общества создала игру, кажется, именно для того, чтобы человек мог пробовать себя, не опасаясь за последствия.
Ребёнок примерно с трёх лет начинает осознавать связь между своим действием и его последствиями. Поэтому с этого возраста можно говорить о какой-то минимальной ответственности. Какие-то действия ребёнка, конечно, приводят к нежелательным последствиям и требуют обсуждения, возможно, даже осуждения. Но мерой этого осуждения должны быть объективные характеристики ситуации, а не родительское «нравится – не нравится».

В возрасте игры (от 3 до 7 лет) ребёнок особенно чувствителен к порицанию или одобрению. Именно с трёх лет начинается активное освобождение ребёнка от родительской опеки. Можно смотреть на это радуясь, а можно ? всё более настораживаясь: «Если так дальше пойдёт, что же мне останется?» Скорее всего, такому ребёнку суждено всю жизнь мучиться угрызениями совести, переживать, что его действие кого-то обидело, кому-то принесло вред. Если в возрасте игры ребёнка часто осуждали или наказывали за инициативу, скорее всего, чувство вины останется у него навсегда. И не следует успокаивать себя тем, что вина ? основа совести. Это не так. Совесть ? инструмент анализа своего поведения, вина ? тупик для действия.

И если, взрослея, ребёнок научится хотя бы частично преодолевать собственную робость, то позже, когда родители начнут стареть, этот повзрослевший ребёнок будет действовать в угоду родителям, принося в жертву свою карьеру, семью, будущее.
Видеть, как ребёнок отрывается от тебя, боязнь потерять его ? непростое испытание для родителей. Но пережить его с достоинством, веря, что истинные отношения никогда не разрушатся, ? прямая родительская обязанность.

4. Проблемы ребёнка в формировании собственной самооценки

Самооценка ? качество уникальное. И на её успешное формирование в детском возрасте оказывают влияние многочисленные факторы: сверстники, педагоги, ситуации удач и поражений. К примеру, когда ребёнок идёт в школу, он попадает во власть новых людей, менее озабоченных его будущим, нежели родители. По этой причине ребёнка нужно с самого раннего детства обучать грамотным стратегиям поведения.

Рекомендации по формированию у ребёнка навыков уверенности в себе

1. Старайтесь не сравнивать своего ребёнка с другими детьми.

Более верный путь ? научить ребёнка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя «завтрашнего». Вы можете сказать своему ребёнку: «Вчера ты не мог этого делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты опять принёс двойку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то, можешь принести оценку выше». Всегда оставляйте ребёнку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ему перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.

2. Примите своего ребёнка таким, какой он есть.

Часто родители хотят, чтобы их ребёнок обладал какими-то конкретными достоинствами, которые они особенно ценят. Стремясь воспитать в своём малыше эти качества, родители не замечают или не ценят других, какими ребёнок реально обладает. Любые маленькие личные победы ребёнка над самим собой: научился ли он правильно завязывать шнурки, пользоваться ложкой или победил в школьной олимпиаде, соревновании ? ничто не должно пройти мимо родительского внимания. Цените всё, даже если лично для вас не интересны его успехи в какой-то области и вы ждёте других достижений.

3. Учите ребёнка обдумывать возможные альтернативы своих поступков или замыслов.

Если вы вместе с ребёнком обдумаете несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст ребёнку, да и вам тоже, особое отношение к его перспективам. В таком случае даже возможное при неудаче чувство неуверенности в себе не будет носить тотального характера, а может быть логично включено в картину мира, и, следовательно, будет иметь свое логичное начало и свой логичный конец.

4. Никогда никому не говорите о своем ребёнке плохо.

Ни в коем случае не называйте ребёнка такими словами, как «глупый», «невезучий», «нет способностей» и т.д. Постарайтесь даже не думать в таком негативном ключе. Может так случиться, что вы окажетесь единственными, кто верит в вашего ребёнка. Если не вы, тогда кто?

5. Позвольте вашему ребёнку хотя бы иногда, спорить с вами.

Если вы сделали это, то пойдите дальше: позвольте ему убедить вас в чём-то для него очень важном. Если у вас получилось, то позвольте ребёнку хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если вы с этим категорически не согласны. Таким образом вы учите ребёнка формировать собственное мнение, а следовательно, уверенность в себе.

Примеры игр для развития уверенности в себе:

Упражнение № 1. «Мое имя»

Взрослый подробно рассказывает о значении имён. Специально подготовьтесь и узнайте, какое значение имеют имена родственников ребёнка, его друзей, педагогов. Затем предложите ему нарисовать (или нарисуйте вместе с ним) картину на тему «О чём говорит моё имя». Постарайтесь сделать её яркой и красочной, в образной форме подчеркнув особые свойства, которое имеет имя ребёнка. Если вас посетит вдохновение, попробуйте придумать для ребёнка историю о герое, который носит такое же имя, тем самым вызывая чувство гордости за свое имя.

Упражнение № 2. «Волшебная палочка»

Эта игра может иметь как познавательное содержание, так и особую эмоциональную направленность. Ребёнок берёт в руки любой предмет — это «волшебная палочка» — и превращает играющего с ним взрослого или других детей в те или иные «образы». Затем партнёр по игре «превращает» самого ребёнка. «Превращения» могут быть разными (их подсказывает взрослый) — в цветы, в буквы, в животных, в птиц, в виды спорта, в любимых героев.

Конечно, необходимо следить, чтобы дети использовали положительные образы. Иногда дети сами просят, чтобы их превратили то в одного героя, то в другого. Возможно, этот выбор спорный, но даже если взрослому кажется, что выбранный герой не очень положительный (например, волк), можно пойти навстречу ребёнку. Возможности нравственного анализа детей могут быть ограничены, и ребёнок выбирает такого героя часто потому, что он «сильный», «может постоять за себя», желая иметь именно эти качества в себе, а остальных просто не замечая.

Итак, подведём итог, причина детской робости — низкая самооценка. Возникает она в общении с другими людьми, прежде всего — с родителями, конкретнее — в ситуации, когда оценивается действие ребёнка. Если опыт неудач перевешивает опыт успехов — вывод однозначен: у ребёнка формируется заниженная самооценка. При этом совершенно неважно, каким на самом деле оказалось действие — успешным или нет, важно, как его оценили. Даже если мы имеем дело с полным провалом, его можно, конечно, представить как трагедию, а можно — как урок на будущее.

Если мы хотим, чтобы наши дети были готовы к тем испытаниям, которые ждут их в жизни, если мы хотим, чтобы они были успешными, надо всеми силами стараться, чтобы они ещё в детстве собрали свой «багаж успехов». И, несомненно, с таким опытом у них всё получится!

Как помочь подростку побороть неуверенность в себе и страх перед взрослой жизнью?

Как помочь подростку побороть неуверенность в себе и страх перед взрослой жизнью, ответственностью за свое настоящее и будущее? Откуда взялась эта неуверенность, не понимаю.

Никогда не унижала ребенка гиперопекой, не клеила ярлыки типа “тупой, глупый, неуклюжий, неумеха”, личные оскорбления в общении с ребенком для меня – табу, я критикую поступок, а не личность, говорю не “ты плохой”,”ты поступил плохо, неправильно”.

Отец может иногда себе позволить “ярлыковую” критику, но я, если это слышу, всегда стараюсь разубедить ребенка, поддержать его самоуважение, объяснить, что недовольны не им, как личностью, а конкретным его поступком. Вообще мы оба критикуем ребенка довольно редко, никогда не пытались навязывать ему свои вкусы, не выбирали за него круг общения, не тащили насильно в 225 ненавистных кружков и секций, не проверяли домашние задания и не ругали за плохие оценки, а только старались похвалить за хорошие.

Ответ психолога:

Ольга, здравствуйте!

Могу только представить себе, как вам неуютно – вроде бы все делали правильно, не клеили ярлыков, старались «взрастить» настоящую личность и вдруг страх перед взрослой жизнью. Откуда он взялся?

Конечно, в данной ситуации возможны лишь предположения, конкретика может появиться только после того, как вы, супруг и сын встретитесь с психологом. Но давайте сделаем хотя бы предположения.

Самый важный момент, который нужно учитывать: ваш ребенок вошел в подростковый возраст и у него идет перестройка всего организма: меняется тело, психика, способы восприятия, картина мира, вообще все. Ему действительно может быть страшно просто потому, что у него ощущение, что он совершенно не знает себя. Ему может не нравится свой внешний вид (телевизионная реклама способствует этому), он может считать себя недостаточно привлекательным или умным.

Если раньше главными моментами в его жизни были игры, родители и учеба, то теперь важнее всего для него – это общение со сверстниками, их признание и уважение. Выходя в социум он может бояться – а вдруг не примут, вдруг посмеются?

Часто дети, которые не слышали ничего, кроме добрых слов от родителей, в среде сверстников впервые сталкиваются с той или иной критикой. Естественно, если опыта отстаивания своего мнения или опыта работы над ошибками нет, это может выбить из колеи.

Проблема может быть не только в возрастных особенностях, но и в стиле воспитания. Кроме гиперопеки, с которой сейчас модно бороться, существует еще и гипоопека, о которой, к сожалению, порой забывают. Это такой стиль воспитания, когда ребенок практически предоставлен самому себе, когда родители дозволяют ему делать все, что он хочет (в пределе), не проверяют домашние задания и т.д.

Гипоопека настолько же опасна, насколько опасна гиперопека. Детям нужны определенные правила и границы, они дают им ощущение ограниченности личного пространства (а значит существования личного пространства других людей) и понимание того, что мир работает по определенным, конкретным правилам, а не хаотично. Кроме того, при гипоопеке у ребенка может возникнуть ощущение отсутствия любви и внимания, а это серьезнейшее основание для проблем в будущем, в том числе в подростковом возрасте. Мама ребенка представляет собой образ мира и в детстве вырабатывает то самое базовое доверие или недоверие к миру, которое потом будет влиять на всю жизнь человека. Отец – это образ общества, Другого, людей. Он вырабатывает у ребенка отношение к правилам и нормам, к обществу, к другим людям. В случае гипоопекающего поведения у ребенка может сложиться ощущение, что он не нужен ни миру, ни другим людям. Конечно, это будет пугать.

Очень важно, чтобы родители придерживались одной линии поведения в воспитании. Это не о том, что у мамы и папы не может быть своего мнения. Но для детской психики очень и очень проблематично воспринимать критику от одного значимого взрослого и тут же выслушивать от другого, что первый был не прав. Такая рассогласованность, так же как и рассогласованность слов и поступков может привести ребенка в серьезное замешательство, способствовать потере опоры, непониманию устройства мира и правил, которые в нем существуют.

Страх перед ответственностью может быть страхом перед неизвестностью. Ведь ответственность у человека не появляется вдруг. Она вырабатывается годами, с самого раннего детства. Ответственность, это не только свобода, выбор, но и последствия, которые за этим выбором следуют.

Поздно лег? Проспал первый урок. Недополучил знаний. Получил плохую оценку. Развитие чувства ответственности желательно начинать с самого детства, с самых незначительных вещей (что будем на обед, какую шапку наденешь) и обязательно показывать, рассказывать, что последует за тем или иным выбором. Так у ребенка сформируется осознание причинно-следственных связей. Постепенно «нагрузку» надо увеличивать, предоставляя возможность выбирать во все более сложных ситуациях. Но, повторюсь, одной возможности выбора недостаточно, нужно удостовериться в том, что ребенок осознает последствия, где-то может их предвидеть. Отсутствие понимания последствий приводит к тому, что человек не может отвечать за свои поступки. Он будет делать, что хочет, надеясь на авось или на родителей. Человек, не наученный ответственности может бояться любых более или менее серьезных поступков, ведь он не может предугадать последствия, а неизвестность всегда страшит.

Подросток должен понимать, что у него за спиной есть кто-то, кто его поддержит. Не сделает за него, а именно поддержит, поможет, подскажет (а где-то и покритикует). Когда нет опоры, часто не веришь и в свои силы. Очень важно видеть именно реальную картину проблем, а не то, что нам только кажется. Если у вас с сыном доверительные отношения, пусть он сам расскажет о тех проблемах, которые вызывают у него беспокойство.

Ольга, еще раз подчеркну, что все, что написано выше – совсем не обязательно про вас и вашего сына. Это лишь часть из возможных предпосылок к неуверенности в себе и страху перед ответственностью. Я настоятельно рекомендую обратиться к психологу – профессиональный взгляд со стороны многое прояснит.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Cairn 111

Как помочь ребенку побороть застенчивость

Анетта Орлова рассказывает, как помочь своим детям вырасти уверенными в себе людьми.

Не секрет, что многие комплексы и психологические проблемы взрослых людей — родом из детства. Излишняя застенчивость, боязнь привлекать к себе внимание может всерьез осложнить жизнь, мешать строить успешную карьеру и гармоничные личные отношения.

Сегодня эксперт 7days.ru, известный семейный психолог, кандидат социологических наук Анетта Орлова поможет нашим читателям вовремя распознать тревожные симптомы и помочь своим детям вырасти уверенными в себе людьми.

«Очень часто родители говорят о том, что их ребенок очень застенчивый, и они не знают, что с этим делать. Они всячески убеждают ребенка: пробуй, делай, не бойся ничего, ты самый лучший! На самом деле причин у застенчивости может быть очень много. И важно понять, что именно сформировало ее у ребенка», — считает Анетта.

С молоком матери

«Иногда дети очень застенчивы от природы. Это такая личностная застенчивость, которая передалась им по наследству, генетически. На детей оказывает влияние даже то, как чувствовала себя их мама во время беременности. Если она много стеснялась, постоянно испытывала чувство стыда или вины, ее часто укоряли, то вероятность того, что у ребенка в характере проявится такая черта как застенчивость, достаточно высока.

Но еще больше, чем генетически, неуверенность в себе приобретается через воспитание. В этом случае застенчивость является приобретенной».

Неуверенный в себе ребенок

Дети бывают всякими: хулиганистыми, непослушными, покладистыми, отчаянными, артистичными, но я хотела бы остановится на том случае, когда ребенок растет неуверенным в себе.

Прежде всего, хотелось бы заметить, что не все родители замечают в поведении своего ребенка нотки неуверенности. Не все могут распознать ситуацию, когда необходима корректировка и помощь. Причина в том, что неуверенность в себе часто скрыта за другими качествами. Это в первую очередь агрессия, раздражительность, тревожность, замкнутость.

В младшем возрасте это проявляется элементарно: например, Артем рисует, у него не получается, он рвет тетрадку, разбрасывает карандаши. Аня играет в куклы, платье не хочет одеваться а пуговки застегиваться, кукла летит в угол.

В более старшем возрасте, ребенок берется за дело, игру, задание, как только что-то не получается, появляется раздражение, книга, игра заброшены. Он моет вернутся к своему занятию через некоторое время и после очередной неудачи снова всплеск раздражения.

Довольно часто неуверенность в себе выплескивается в раздражение на окружающих – домашних животных, родственников. Вырастая, такие люди, прекрасно понимая, что не смогли чего-то достичь сами, срывают зло и ненависть на окружающих, так легче живется им, но не с ними.

Более доступное пониманию родителя поведения неуверенного в себе ребенка, выраженное в замкнутости, необщительности, стеснительности, робости.
Сразу же вспоминается самый известный американский сериал, название которого стало именем нарицательным – это «Санта Барбара». К чему я его вспомнила? Там показана жизнь другой нации и все что несвойственно нам, русским, резко бросается в глаза. Так вот в свое время меня поразило насколько герои умели быть уверенными в себе и своих чадах. Самая распространенная фраза – комплимент другу, жене, мужу, ребенку6 «Я горжусь тобой». Родила Иден Крузу дочку, он: «Я горжусь тобой». Описала новорожденная папашу, он счастливо улыбаясь: «Я горжусь тобой!» И так все и всем. Конечно, если не доводить дело до абсурда, то рациональное зерно в этом есть.

Родитель должен дать понять своей детке, что тот любимый и неповторимый. В первую очередь нужно ощущение защищенности, надежности, крепости или крыла под которым можно спрятаться. Маленькому ребенку это нужнее всего, чем старше он становится, тем больше стесняется или нуждается в родительской опеке. Но тот факт, что есть настоящий дом, гнездо, обитель, где тебя примут и поймут, греет душу не только любому ребенку, но и взрослому.
Поэтому, главное, что дает уверенность даже в самой паршивой ситуации любому – это ощущение, что хоть кто-то принимает тебя таким, каков ты есть на самом деле. Малышу нужно напоминать, что мама любит не хорошего или успешного сыночка или дочку, а всякого, любого.

Ребенок не ощущающий поддержки родителей страдает в первую очередь.

Итак, все что в жизни дано, от цвета волос, до походки и манеры поведения идет от родителей и из семьи.

Рассмотрите сквозь лупу и со стороны не детей а себя и своего супруга. А вы уверены в себе, в своих поступках и возможностях. А вы любите себя или корите и жалеете при любой неудаче?

Взрослый должен уметь определять цель, объяснить доходчиво ее ребенку почему так, а не иначе, не менять своего решения, и не показывать колебания и сомнений. Скажем, если вы решили для себя что с ребенком надо ежедневно гулять не менее часа в любую погоду. То объясните, почему это нужно и полезно, и не отменяйте прогулок, если вдруг пошел дождь или снег. Если погода испортилась, то достаточно сократить время, выйти хотя бы на пять минут. Будьте последовательны в своих собственных поступках.

Рано или поздно в жизни взрослого тоже случаются неудачи, которые сложно скрыть. Вы можете порыдать ночью в подушку, но при ребенке не имеете право демонстрировать неуверенность, безнадежность, тоску.

Другая противоположность – слишком уверенные в себе родители, которые считают, что они все знают и за себя и за своих детей, что нужно и как правильно, навязывают свое мнение и не терпят оспаривания собственных решение. Ну что тут сказать?! Тут впору перевоспитывать родителя, донести до его сознания тот факт, что ребенок – это самостоятельная личность, маленький человек, который имеет свои интересы, желания, возможности и он должен жить своей жизнью. Ребенок имеет право выбора и право на ошибку. Родитель может являться только примером, самым наглядным и доступным.

Пример для подражания

Начните с того, что заострите внимание ребенка на том, что умеете делать вы, и умеете делать хорошо. Расскажите, на собственном примере, о своих достижениях. Если хватает фантазии и литературного таланта, постройте свою историю в виде занимательного рассказа. Тут тоже должен быть план, как, например, в написании интересной и захватывающей книги: как вы очень захотели, сначала не получалось, но потом герой (т.е. вы) справился со всеми трудностями и добился потрясающих результатов.

Маленькие дети любят сказки и любят отождествлять себя с героями, в этом плане русские народные сказки, а не современные рассказы очень хороши. Там всегда есть герой, встречающий на своем пути препятствия и побеждающий, в конце концов, страшное чудище или хитрую бабу Ягу. Итог этого можно выразить очень короткой фразой: «Я всех победю!»

Если ваш ребенок не прошел эту стадию, не побывал в образе Ивана-царевича, Василисы Прекрасной, заставьте его примерить этот образ на себя, прочитали сказку – обсудите, сделайте выводы.

«Ну надо же, какая хорошая, добрая, прилежная, была девочка Белоснежка! Ты, заешь, в жизни тоже так бывает, случаются неприятности, попадаются нехорошие люди, но она какая молодец! Нашла друзей, не унывала, умела дружить и поэтому все закончилось хорошо, у нее все получилось!»

Задачи: от простого к сложному

В любом деле все начинается с обучения, проб и ошибок. Выберите сначала самое простое, что ребенку можно легко освоить. Если для малыша это раскраска, то сама легкая, с крупными деталями. Пазлы, самые простые с легким рисунком. Игра – с самого начального уровня.
Задачи всегда должны ставится соразмерно с уровнем и степенью развития, чем меньше ребенок, тем строже соответствие задач возрасту. Взрослые порой забывают, как сами были детьми и все-то им кажется легким! Если ваш ребенок слишком часто ошибается, теряется и не справляется, оцените, а по силам ли ему это дело?

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе?

Родители и педагоги знают, что успешное развитие способностей и вообще успешное развитие ребенка затруднено, если по какой-то причине нарушается или задерживается формирование у малыша чувства уверенности в себе, своих возможностях и силах. Давайте разберемся, что такое неуверенность ребенка в своих способностях, и почему оно формируется в детском возрасте?

Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

Психологи считают, что не существует такого врожденного набора черт личности, который формирует неуверенного в себе человека. Все происходит с точностью до наоборот — сначала человек учится сомневаться в себе, а уже это формирует тот тип поведения, который нам всем так хорошо знаком — тип «неудачного человека».

Давайте проследим причины возникновения у ребенка чувства неуверенности в своих силах:

1. Родительская неуверенность

Как робкие родители реагируют на любую жизненную ситуацию? — Они обычно говорят, что «лучше не высовываться, не пробовать, чтобы не оказаться в заведомом проигрыше».

То есть безопаснее не вступать в соревнование с обстоятельствами и с окружающими людьми. Когда у ребенка что-то не получается, такие родители комментируют это следующими словами: “Вот видишь, не надо было и пробовать, ты ведь не самый умный, не самый сильный…”. Вот и первый урок жизни – другие лучше, умнее меня. Когда возникает новая ситуация, в которой нужно проявить инициативу, опыт подсказывает ребенку – лучше бездействовать, спрятаться. Независимо от того, какая у детей наследственность, неуверенность родителей в себе передается детям, которые воспроизводят их низкую самооценку. А она, в свою очередь, уже продуцирует неудачу – возникает порочный круг.
Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.

2. Психологические особенности черт личности родителей

Родители вполне благополучны и уверены в себе, однако всякий раз, когда ребенок оказывается на грани какого-то испытания, они точно так же, как в вышеописанной схеме, стараются удержать его от действия или даже обесценить уже достигнутый им успех.

Здесь уже случай посложнее и, возможно, речь уже идет о глубинных, спрятанных от чужих глаз особенностях личности родителей. Эти «внутренние слои «Я» у внешне успешного человека могут быть особо ранимыми и болезненными. Но пока речь идет о собственной деятельности, человек умеет, пусть с трудом, преодолевать свои страхи. Когда же речь заходит о ребенке – сверхценном втором «Я» родителей, страхи прорываются, и родители делают все, чтобы удержать его от дальнейших действий. Если ребенок уже что-то сделал и сделал успешно – взрослые, интуитивно предвидя опасность последующих действий, стараются представить явный его успех как неудачу, чтобы в следующий раз неповадно было пробовать. Все это делается неосознанно, причина скрывается от самих себя, но результат все тот же – робкий ребенок.

Возможна и другая причина такого поведения взрослых – боязнь потерять власть. Эта ситуация представляется особенно жестокой. Итак, власть и подчинение. В нашей отечественной психологии эта тема непопулярна. Однако в реальной жизни, к сожалению, этот мотив встречается весьма часто.

3. Проблемы ребенка в проявлении собственной инициативы

Считается, что инициативность у ребенка развивается в дошкольном возрасте и это качество в наибольшей мере проявляет себя в игре. Игра – это та сфера, где и ребенок и взрослый свободны: человек может неподконтрольно представлять в воображении или строить в игровом действии любые ситуации. Сами рамки игры делают эти действия и ситуации неопасными, история развития общества создала игру, кажется, именно для того, чтобы человек мог пробовать себя, не опасаясь за последствия. Там, где можно действовать свободно, и рождается инициативность. Но на противоположном полюсе этой свободы – чувство вины. Если смотреть на проблему робости с точки зрения альтернативы “инициативность – чувство вины”, становится ясно, что смелость и решительность – это продолжение инициативы, а робость и неуверенность в себе – отказ от инициативы, от действия, чтобы затем избежать чувства вины.

Ребенок примерно с трех лет начинает осознавать связь между своим действием и его последствиями. Поэтому с этого возраста можно говорить о какой-то минимальной ответственности. Какие-то действия ребенка, конечно, приводят к нежелательным последствиям и требуют обсуждения, возможно, даже осуждения. Но мерой этого осуждения должны быть объективные характеристики ситуации, а не родительское «нравится – не нравится».
В возрасте игры (от 3 до 7 лет ) ребенок особенно чувствителен к порицанию или одобрению.
Именно с 3-х лет начинается активное освобождение ребенка от родительской опеки. Можно смотреть на это, радуясь, а можно – все более настораживаясь: «Если так дальше пойдет, что же мне останется?» И если в этом возрасте, наблюдая за играми своего ребенка, за все большей его свободой, отец или мать именно так трактуют для себя эту свободу – прогноз очень тяжелый. Скорее всего, такому ребенку суждено всю жизнь мучиться угрызениями совести, переживать, что его действие кого-то обидело, кому-то принесло вред.

Если в возрасте игры ребенка часто осуждали или наказывали за инициативу – скорее всего, чувство, или комплекс, вины останется у него навсегда. И не следует успокаивать себя тем, что вина – основа совести. Это не так. Совесть – инструмент анализа своего поведения, вина – тупик для действия.

И если, взрослея, ребенок научится хотя бы частично преодолевать собственную робость, то позже, когда родители начнут стареть, этот, всегда виноватый, взрослый будет действовать в угоду их страху потерять власть над своим ребенком, принося в жертву свою карьеру, семью, будущее.

Видеть, как ребенок отрывается от тебя, боязнь потерять его для себя – непростое испытание для родителей. Но пережить его с достоинством, веря, что истинные отношения никогда не разрушатся, – прямая родительская обязанность.

4. Проблемы ребенка в формировании собственной самооценки

Самооценка – качество уникальное. И на ее успешное формирование в детском возрасте оказывают влияние многочисленные факторы: сверстники, педагоги, ситуации удач и поражений. К примеру, когда ребенок идет в школу, он попадает во власть новых людей, менее озабоченных его будущим, нежели родители. К сожалению, моральный ущерб, который может нанести один сверстник, сложно исправить потом даже самым опытным психологам. Для того, чтобы этого не произошло, ребенка нужно с самого раннего детства обучать грамотным стратегиям поведения.

Рекомендации по формированию у ребенка навыков уверенности в себе

1. Старайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Более верный путь — научить ребенка сравнивать себя «сегодняшнего» с собой «вчерашним» и видеть себя » завтрашнего». Вы можете сказать своему ребенку: «Вчера ты не мог это делать, но сегодня ты это сделал. Я горжусь тобой». Или: «Сегодня ты опять принес двойку. Но завтра, если сделаешь то-то и то-то можешь принести лучшую оценку». Всегда оставляйте ребенку шанс измениться к лучшему. Такой подход откроет ребенку перспективы своего развития и создаст благоприятную почву для формирования чувства уверенности в своих силах и в своих широких возможностях.

2. Примите своего ребенка таким, какой он есть.

Часто родители хотят, чтобы их ребенок обладал какими-то конкретными достоинствами, которые родители особенно ценят. Стремясь воспитать в своем малыше эти качества, родители не замечают, или не ценят других, какими ребенок реально обладает. Любые маленькие личные победы ребенка над самим собой — научился ли он правильно завязывать шнурки, пользоваться ложкой или победил в школьной олимпиаде, соревновании — ничто не должно пройти мимо родительского внимания. Цените все, даже если лично для вас не интересны его успехи в какой-то области, и вы ждете других достижений.

3. Учите ребенка обдумывать возможные альтернативы своих поступков или замыслов.

Если вы вместе с ребенком обдумаете несколько альтернативных целей и возможностей их осуществления, это даст ребенку, да и вам тоже, особое отношение к своим перспективам. В таком случае даже, возможное при неудачи, чувство неуверенности в себе не будет носить тотального характера, а может быть логично включено в картину мира а, следовательно, будет иметь свое логичное начало и свой логичный конец.

4. Никогда никому не говорите о своем ребенке плохо.

Ни в коем случае не называйте ребенка такими словами, как «глупый», «невезучий», «нет способностей» и т.д. Постарайтесь даже не думать в таком негативном ключе. Может так случится, что вы окажетесь единственными, кто верит в вашего ребенка. Если не вы, тогда кто?

5. Позвольте вашему ребенку, хотя бы иногда, спорить с вами.

Если вы сделали это, то пойдите дальше — позвольте ему убедить вас в чем-то для него очень важном. Если у вас получилось, то позвольте ребенку хотя бы раз поступить так, как он считает нужным, даже если вы с этим категорически не согласны. Данным образом вы учите ребенка формировать собственное мнение, а следовательно, уверенное поведение в себе.

Примеры игр для развития уверенности в себе

Упражнение №1 «Мое имя»

Взрослый подробно рассказывает о значении имен. Специально подготовьтесь и узнайте, какое значение имеют имена родственников ребенка, его друзей, педагогов и т.д. Затем предложите ребенку нарисовать (или нарисуйте вместе с ним) рисунок на тему: «О чем говорит мое имя». Постарайтесь сделать его ярким и красочным, в образной форме подчеркнув особые свойства, которое носит имя ребенка.Если вас посетит вдохновение, попробуйте придумать для ребенка историю о герое, который носит такое же имя, вызывая у ребенка чувство гордости за свое имя.

Упражнение №2 «Волшебная палочка»

Эта игра может носить как познавательное содержание, так и особую эмоциональную направленность. Ребенок берет в руки любой предмет — «волшебную палочку» и превращает играющего с ним взрослого или других детей в те или иные «образы». Затем партнер по игре «превращает» самого ребенка. «Превращения » могут быть разные (их подсказывает взрослый) — в цветы, в буквы, в животных, в птиц, в виды спорта, в любимых героев и т.д.

Конечно, необходимо следить, чтобы дети использовали положительные образы. Иногда дети сами просят, чтобы их превратили то в одного героя, то в другого. Возможно, это спорно, но даже если взрослому кажется, что выбранный герой не очень положительный (например, волк), можно пойти навстречу ребенку. Так как возможности нравственного анализа детей могут быть ограничены, и ребенок выбирает такого героя часто потому, что он «сильный», «может постоять за себя» и т.д., желая иметь именно эти качества для себя, а остальных просто не замечая.

Более подробное описание игр по коррекции неуверенного поведения детей можно найти здесь.

Итак, подведем итог. О детской самооценке, о робости, неуверенности в себе можно говорить бесконечно. Но обозначим результаты. Причина детской робости – низкая самооценка. Возникает она в общении с другими людьми, прежде всего – с родителями, конкретнее – в ситуации, когда оценивается действие ребенка. Если его опыт неудач перевешивает опыт успехов – вывод однозначен, у него формируется заниженная самооценка. При этом совершенно неважно, каким на самом деле оказалось действие – успешным или нет, важно, как его оценили. Даже если мы имеем дело с полным провалом, его можно, конечно, представить как трагедию, а можно – как урок на будущее. Если мы хотим, чтобы наши дети были готовы к тем испытаниям, которые ждут их в жизни, если мы хотим, чтобы они были успешными, надо всеми силами стараться, чтобы они еще в детстве собрали свой «багаж успехов». И несомненно, с таким опытом у них все получится!

МБЛПУ ЗОТ «Центр медицинской профилактики» приглашает Вас посетить:

  1. Индивидуальные консультации психолога;
  2. Индивидуальные психолого-педагогические консультации (для родителей и детей от 3-х лет);
  3. Цикл занятий по арт-терапии;
  4. Занятие с использованием проективных методик;
  5. Сеансы детского и взрослого медицинского массажа.

Более подробную информацию узнавайте по тел. 282-448

Статью подготовила: клинический психолог – Е. О. Шахрай

Магазин Умный Ребенок

Как помочь ребенку стать увереннее?

Предлагаем Вашему вниманию статью прекрасного психолога и автора многочисленных книг для родителей О.В.Хухлаевой — Руководителя психологической службы известной Ломоносовской частной школы.

Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным, будущее — туманным. И кажется, что окружающие замечают твое внутреннее смятение, тревогу. Неуверенность как чувство является абсолютно нормальным, но для некоторых детей, подростков, взрослых оно становится привычным, почти постоянным будничным чувством.

Вы скажете, ну и что такого? Чем же мешает неуверенность в себе?

Чувство неуверенности в себе, как отмечают многие психологи, является показателем психологической неустойчивости личности. Психотерапевты отмечают связь психических нарушений личности с проявлениями неуверенности. Имеется в виду, что всякая трудная ситуация, требующая мобилизации психических ресурсов, для неуверенного человека может стать травмирующей настолько, что приведет к появлению тех или иных психосоматических заболеваний. А поскольку жизнь — это череда тех или иных различных по трудности ситуаций, то можно сказать, что неуверенные люди (а дети тем более) чаще болеют.

Неуверенность напрямую связана с самоотношением или, другими словами, образом самого себя. Понятно, что неуверенные люди оценивают свои способности и возможности ниже, чем они есть на самом деле. Они могут быть недовольны своей внешностью, хотя в реальности она может быть замечательна. Им будет трудно вступить в близкие отношения, потому что будет мешать чувство собственной малоценности. Какие чувства будут сопровождать их жизнь? Тревога, сомнение, стыд, вина, печаль.

Вы можете спросить, если общая картина неуверенности настолько мрачна, как будут учиться неуверенные школьники? Наверное, плохо? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Есть неуверенные дети, которые стесняются отвечать на уроках, пасуют перед любыми трудностями и действительно учатся ниже своих возможностей. Но есть и другие неуверенные, которые блестяще успевают, для которых величайшим страхом является помарка в тетради, ошибка, невыученный урок, четверка. Да, они учатся хорошо. Но ценой сильнейшего внутреннего напряжения, а часто и заболеваний.

Часто ли мы встречаемся с неуверенными людьми? Чаще, чем думаем, поскольку неуверенность может надевать различные одежды.

Каковы причины неуверенности? Давайте попробуем «услышать и «увидеть» причины неуверенности через сказку про Маленькую Волну.

Давным-давно в синем море родилась Маленькая Волна. Была она слегка зеленоватая с аккуратным белым гребешком, который так шел ей. Были у нее родители — Большие Голубые Волны. Иногда они плавали далеко от берега, у самого горизонта, иногда подплывали к какому-нибудь берегу. У них были друзья — волны, взрослые и дети.

Дети-волны были большие шалуны. Они любили играть в догонялки, сбивая взрослых с ног. У берега они шумели так громко, что их задорный плеск слышался далеко-далеко. Иногда они подхватывали какую-нибудь щепку или ракушку и бросались ей друг в друга.

Не такой была наша Маленькая Волна. Всем она казалась серьезной и сдержанной девочкой. Она никогда не капризничала, как другие, не шумела, все, о чем бы ни попросили ее старшие, она делала, даже тогда, когда ей этого не очень хотелось. Некоторым это казалось странным, но большинство было ей довольно, ведь с ней совсем не было хлопот. Сама Маленькая Волна тоже замечала, что отличается от других детей. Она часто плавала в стороне, когда другие дети-волны затевали свои шалости. Маленькая Волна почему-то была убеждена, что нужно быть послушной. Обычно ей это давалось легко. Но были и такие случаи, когда это было непросто. Например, когда однажды она увидела, как двое мальчишек-волн подхватили маленькую рыбешку и стали ей перебрасываться, а та не могла от них убежать. Маленькая Волна тогда сильно разозлилась, ей даже захотелось ударить одного из них, но она тут же себя одернула. Ведь волнам нельзя злиться. Все знают, что, когда волны злятся, могут произойти очень плохие вещи — например, кораблекрушение. Были и другие случаи, когда Маленькая Волна злилась, но всякий раз ей удавалось сдержаться. Но вот беда, Маленькая Волна не знала, что даже когда злость сдерживаешь, она никуда не девается, а остается внутри тебя. Сама того не замечая, Маленькая Волна стала потихоньку расти и темнеть.

Однажды ее тетя послала ее нести к берегу большую доску. Доска эта была слишком тяжелой для маленькой волны. К тому же приближалось ее любимое время — время заката. Она хотела полежать и посмотреть, как тает солнце в море и появляются первые звезды. Но, поскольку Маленькая Волна была послушной и взрослым не перечила, она понесла доску к берегу. Она подумала, что если поспешит, то еще успеет до заката.

У берега в это время плескались другие дети-волны. Заметив Маленькую Волну с ее ношей, они решили ее подразнить. Выхватили у нее доску и стали ей перебрасываться. Маленькая Волна очень разозлилась: они забавляются, а ей надо выполнить задание, к тому же солнце уже начало садиться. Наконец, ей удалось забрать у них доску и выбросить на берег. Усталая, она возвращалась обратно, но солнце уже почти село. И тут ей стало так обидно! Она плыла и чувствовала, что никак не может унять свою злость. Она становилась все больше и больше, и сама Маленькая Волна тоже увеличивалась. В какой-то момент она с ужасом поняла, что ее гребень поднялся высоко-высоко. Саму ее было не узнать — она стала совсем черной. Все внутри напряглось и зашипело. Глянув вниз, она увидела рыбака в лодке. Она поняла, что обрушится прямо на него. Шум внутри нее все нарастал, и вдруг она с грохотом упала, разлетевшись на тысячу брызг. Лодка рыбака сломалась и его увлекло в море. Но Маленькая Волна уже этого не замечала. Она чувствовала удивительную силу. Рассыпавшись на брызги и пошумев, она вновь собралась. Теперь она была гораздо сильнее, чем раньше. Она повернула обратно, подхватила рыбака и вынесла его на берег.

Когда она вернулась, взрослые волны стали хвалить ее за то, что она спасла человека. Она и сама была этому рада. Но еще больше ей нравилось то чувство, которое она теперь испытывала: вся злость, что была в ней раньше выплеснулась, и теперь внутри освободилось место для чего-то другого, а те силы, которые раньше она тратила на то, чтобы злость сдержать, теперь вернулись к ней.

На следующий день, когда Маленькая Волна проснулась, ей так захотелось побегать, что она, забыв про все запреты, побежала играть в догонялки вместе с другими детьми-волнами. После вчерашнего она знала, что иногда стоит сделать то, что хочется.

Итак, какое знание о причинах неуверенности дала на это сказка?

Родители совершенно правы, когда говорят, что нередко родители от огромной любви к своему ребенку, желая оградить его от опасностей внешнего мира, дать ему как можно больше всего-всего, лишают ребенка самостоятельных действий, решений, ошибок, т.е. опыта самостоятельного преодоления трудностей. В особо острой ситуации находятся дети, родители которых достигли значительных социальных успехов. А ребенок, горячо любя своих родителей, гордясь ими, невольно сравнивая себя с ними, чувствует свою малоумелость еще сильнее. И постепенно привыкает жить с почти постоянными чувством неуверенности, которая, как мы уже говорили, в поведении может проявляться по-разному. Чтобы посмотреть, как это может происходить, давайте сделаем это глазами школьников, пойдем с ним на урок по теме:

Как помочь ребенку стать уверенным?

  1. Проявлять уважение к его душевному настрою. Если то, что ребенок говорит, родителям кажется глупостями, это не всегда так. Он имеет право чувствовать и говорить то, что хочет, если это не приносит вреда окружающим. Нужно позволять ребенку мечтать, какими бы невыполнимыми мечты не казались взрослым. Когда-то мечты о полетах в небе тоже многим казались сказкой.
  2. Проявлять уважение к намерениям. Ребенок имеет право хотеть то, что он хочет. Однако ему нужно объяснять, что не все желания нужно выполнять немедленно, а некоторые и вообще не стоит выполнять.
  3. Дарить безусловную любовь. Дети должны почувствовать, что им не требуется специально делать что-то, чтобы заработать любовь. Очень полезно задавать себе вопрос: «Все ли я делаю для того, чтобы поступками моего ребенка двигала любовь, а не страх?».
  4. 4. Помочь ребенку почувствовать собственную значимость через освоение самостоятельности. Можно составить контрольный список обязанностей и требовать выполнения. Ни в коем случае не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам, пусть иногда медленно или не совсем хорошо. Особое внимание нужно уделить возлагаемой на ребенка ответственности за самостоятельные действия. Хорошо, если эта ответственность будет вселять дополнительную уверенность в ребенка. Поддерживать принятие детьми самостоятельных решений. Многие дети (и некоторые взрослые) не видят отличия своих решений от решений родителей.

  5. Помогать понять обучающую роль ошибок. Не стоит слишком сильно оберегать от совершения ошибок. Важно помочь осмыслить тот позитивный опыт, который был получен. Ключевая фраза, которая здесь может помочь — «Поражение — прекрасная возможность научиться чему-то новому».
  6. Содействовать формированию положительного образа «Я». Ребенок должен знать прежде всего о своих достоинствах, а потом уже о недостатках. Подчеркивать личные заслуги детей. Говорить о своих недостатках и трудностях. Дети склонны переоценивать истинные способности родителей, часто считают их совершенством, до которого им невозможно дотянуться. Такая позиция может льстить родителям. В особо опасной позиции находятся мальчики, имеющие социально успешных отцов.
  7. Помогать ребенку верить в интуицию.
  8. Давать выражать свои чувства открыто.
  9. Напоминать ребенку, что он вам нужен, необходим. Играет важную роль в вашей жизни.
  10. Позволять ребенку расти в соответствии со своими физиологическими и личностными возможностями и способностями. Он не обязан абсолютно соответствовать образу, желаемому родителям. Часто ребенок, горячо любя своих родителей, сильно переживает, что не может быть таким, каким они хотят его видеть. И от этого результаты его деятельности только ухудшаются.
  11. Читайте так же:

    • Как быстро научиться выговаривать букву р взрослому Учимся выговаривать букву «Р» - различные упражнения Неправильное произношение буквы «Р» выглядит мило и трогательно у детей, но не всегда украшает взрослого человека. Причиной […]
    • Как побороть страсть с мужчине Как побороть страсть с мужчине Нужен совет? Напишите свою историю Я безумно люблю своего мужа, мы 4 года вместе, я всегда его любила, всегда думала, что это любовь на всю […]
    • Как побороть страх в подсознании Извлечение подсознательных страхов или Эффект маятника Рецепт из серии «как убрать страх» не может быть универсальным и психологически комфортным для всех и каждого – специфика отдельной […]
    • Как быстро научиться решать задачи по математике Начинаем решать задачи Дорогие друзья! Начнем решать задачи - и это будет самый лучший способ научиться решать задачи. Не забудем самые простые правила: очень внимательно […]
    • Как научиться бить в девятку Как бить крученый мяч в футболе Один с наиболее эффективных ударов в футболе, конечно же крученый удар. Крученый мяч – в умелых руках достаточно сильное оружие (хм, не очень верно […]
    • Как научиться делать самому уколы Как правильно делать инъекции? Непременно сохрани себе эту информацию, пригодится! Метки Всегда боялся уколов и никогда не мог предположить, что научусь делать их самостоятельно! Но в […]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *