Как научиться организовывать детей

Как организовать ребенка

В цивилизованном обществе родителям отведена роль «церберов», которые следят за каждым шагом ребенка и должны запрещать ему все, что он так любит делать: сосать палец нельзя, ходить голым нельзя, ковырять в носу нельзя, шуметь тоже нельзя. С малышами цивилизованный мир поступает жестоко: вместо материнской груди предлагает бутылочку с соской, вместо теплых мокрых пеленок – холодный горшок и необходимость «потерпеть».

Знакомство с некоторыми ограничениями, конечно, необходимо, ведь ребенок тоже член общества. Однако родители не должны слишком входить в роль «стражей цивилизации», иначе это вызовет у детей отрицательную реакцию, враждебность.

Пробуждение

Маме не следует будить своего сына (или дочь). Ребенок может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его по утрам, стаскивает с него одеяло, заставляет вставать. Он заранее дрожит, когда она входит в комнату, крича: «Вставай, опоздаешь!» Гораздо лучше будет, если ребенок научится пользоваться будильником.

Восьмилетняя Инна с трудом просыпалась по утрам, любила поваляться в кровати. Эти лишние «минутки» растягивались надолго. Мама упрашивала дочку, ругала, торопила, но не могла ничего добиться: Инна вставала нехотя, сидела за завтраком хмурая, в школу приходила с опозданием.

Дело пошло на лад лишь тогда, когда мама неожиданно подарила девочке электрический будильник, положив в коробку записку: «Инне, которая не любит, чтобы ее будили по утрам. Теперь ты сама себе хозяйка. Целую, мама». Инна была приятно удивлена. Она спросила:
— Мам, а откуда ты знаешь, что я не люблю, чтобы меня будили?
Мама улыбнулась и ответила:
— Догадалась!

Когда на следующее утро будильник громко зазвенел, мама сказала Инне:
— Полежи немножко, еще так рано. Но девочка сразу же встала:
— Что ты, я ведь в школу опоздаю.

Если ребенок встает с трудом, не стоит дразнить его «лежебокой». Не нужно вступать с ним в спор по поводу последних «минуток» сна, этот вопрос проще решить по-другому — поставить стрелку звонка на десять минут раньше, чем нужно. Комментарии взрослых должны выражать лишь сочувствие, а не досаду: Сегодня вставать не хочется, да? Хорошо бы подремать еще немножко. Полежи еще минут пять.

Такие слова оживляют настроение, создают атмосферу теплоты, доброты. Напротив, эти окрики говорят о приближении неприятностей: Ну-ка, вставай, лежебока! Быстро вылезай из кровати! Тоже мне, спящая красавица!

А вот такие вопросы – выражение «нежности»: Почему ты валяешься в постели? Ты что, заболел? Болит что-нибудь? Голова? Живот? Ну-ка, покажи язык! Когда такое пробуждение повторяется постоянно, ребенок может поверить, что единственное средство обратить на себя внимание – это притвориться больным. Он подумает, что если отрицательно ответить на все вопросы матери, она будет глубоко разочарована, Чтобы сделать ей приятное, ребенок признает, что болен всеми болезнями, которые она с такой готовностью перечисляет.

Если ребенка торопят, он делает все в десять раз медленнее. Чаще всего это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком дня, который ему не по душе.

Не стоит лишний раз подгонять ребенка. Вместо этого ему нужно сообщить точное время и указать, когда он должен закончить то, что сейчас делает. Например. Уже половина седьмого, за стол сядем в семь часов. Или. Твой товарищ придет через четверть часа. Этим мы показываем ребенку, что вполне доверяем ему и знаем: он все успеет сделать вовремя.

Завтрак – еда без нотаций

За завтраком не стоит обучать детей моральным основам поведения, хорошим манерам, вдалбливать им в голову свою жизненную философию. Зато они должны хорошо представлять себе, что кухня в их квартире – очень удобное место, где приятно всем вместе съесть вкусный и питательный завтрак. Как правило, за завтраком не следует начинать долгих разговоров. Часто дети (или сами родители) выходят к завтраку сонными, заспанными, хмурыми: тут и до ссоры недалеко.

Одеваемся – сражение со шнурками

В некоторых семьях сражения со шнурками происходят ежедневно. Как сказал один отец: «Когда я вижу, как мой сын бегает в ботинках с развязанными шнурками, я просто свирепею. Следует ли заставлять его завязать шнурки или можно позволить ему бегать так? Может быть, ему больше нравится последнее, но разве мы не должны воспитывать у него чувство ответственности?» Лучше не связывать ответственность с завязыванием шнурков. Выход есть: или купить ребенку ботинки без шнуровки, или молча завязывать ему шнурки, не делая едких замечаний. Рано или поздно ребенок научится завязывать шнурки сам, без посторонней помощи.

Ребенок не должен быть одет, как маленький лорд. Одежда должна быть простой, удобной и недорогой. Для детей гораздо важнее свобода движений, возможность бегать, падать, прыгать, играть в мяч, чем забота о чистоте одежды. Если сын пришел из школы в грязной, испачканной рубашке, мать может сказать: «Похоже, у тебя был трудный день сегодня. Если хочешь переодеться, в шкафу есть чистая рубашка».

Бесполезно говорить ребенку, какой он неряха, грязнуля, как устала мама стирать и гладить его рубашки. Реалистичный подход к делу исключает эти упреки, зато допускает, что дети больше думают об игре, чем о чистоте одежды. Лучше купить дюжину дешевых рубашек и таким образом решить вопрос.

Дети идут в школу

Вполне допустимо, что в утренней спешке ребенок забудет положить в портфель нужный учебник, пакет с завтраком, очки, кошелек. Лучше протянуть ребенку забытую вещь молча, спокойно, чем пускаться в рассуждения по поводу его забывчивости и безответственности.

Лучше сказать: «Вот твои очки», чем восклицать: «Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу очки?» Проще сказать: «Вот твой завтрак», чем пророчествовать: «Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах!» Протяните ребенку кошелек: «Вот твои деньги!» — и он будет рад, что вы не стали задавать ему саркастических вопросов вроде: «А на какие деньги ты собираешься обедать в школе?»

Не следует ругать ребенка, читать ему нотации перед уходом в школу. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», чем: «Смотри, веди себя как следует». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем обидное предостережение: «Не вздумай болтаться на улице после уроков, сразу же иди домой».

Возвращение из школы

Желательно, чтобы мама была дома, когда дети приходят из школы. Не надо задавать им вопросов, на которые они дают привычные ответы:
— Как дела в школе?
— Нормально.
— А что ты сегодня делал?
— Да ничего.

Мама может сделать несколько замечаний, свидетельствующих о ее понимании трудностей, сочувствии:
— Похоже, у тебя сегодня был трудный день.
— Наверное, в школе ты ждешь не дождешься, когда уроки кончатся.
— Ты рад, что пришел домой, правда?

Если матери пришлось отлучиться по делам в то время, когда ребенок обычно возвращается из школы, нужно оставить ему записку. Некоторые родители систематически пользуются этим способом общения, когда нужно. В записке (письме) им легче выразить свою любовь, нежность к ребенку. Так между родителями и детьми устанавливается прочный контакт.

«Папа пришел!»

Когда отец приходит вечером с работы, ему, прежде всего, необходимо спокойно переключить свое внимание с «мировых» проблем на домашние. Нельзя обрушивать на едва вошедшего отца все жалобы и просьбы сразу. Пусть он немного отдохнет, примет ванну, почитает газету или журнал. Нужно ненадолго оставить его в покое, тогда и спокойствие всего дома на целый вечер обеспечено.

Детям с раннего детства следует привыкнуть к тому, что когда папа приходит домой, ему надо дать отдохнуть, прийти в себя. Зато за ужином, когда все собираются за одним столом, можно вволю поговорить. Не стоит делать резких замечаний по поводу того, как ребенок держит вилку, прямо ли сидит, сколько ест. Пусть дети получат больше духовной пищи, пищи для размышлений.

Пора спать

Во многих семьях самое трудное время — вечер, когда детям пора ложиться спать. Тут начинается настоящее сражение с матерью; она стремится уложить детей как можно раньше, они тянут время изо всех сил. У обеих сторон даже вырабатывается нечто вроде тактики оборонительно-наступательных действий.

Дети любят то время, когда мама или папа принадлежат только им. А если родители внимательно выслушают ребенка, успокоят его страхи, порадуются его успехам, он научится раскрывать свою душу и таким образом освобождаться от тревоги, спокойно засыпая.

Помочь ребенку организовать себя

Помочь ребенку организовать себя

Вернемся к моментам, когда ситуация еще не так запущена. Заметим, что просто отслеживать выполнение правил недостаточно. Очень важно, чтобы родитель был включен в общение с ребенком по поводу разных дел, тогда его помощь оказывается гораздо более эффективной.

Недавно я наблюдала мать, гуляющую с двухлетней дочкой. Девочка играла в песочнице. Подходило время обеда.

«Давай, моя хорошая, – обратилась к ней мать, – будем потихоньку собираться домой. Отряхнем руки, соберем формочки, положим их в пакет… Куколку и совок тоже не забудем» (все это она приговаривала и делала не спеша, давая возможность девочке принимать участие).

«Сейчас пойдем домой… Ой, как хорошо ты мне помогаешь. Придем домой, разденемся, помоем ручки, будем есть вкусный супчик…»

Казалось бы, что особенного делала мать? На самом деле, очень многое! Во-первых, она говорила очень доброжелательно (моя хорошая, как хорошо ты мне помогаешь!), поддерживая приятный тон общения. Во-вторых, подстраивалась под темп девочки, которой надо было оторваться от игры и начать собираться – что всегда непросто дается ребенку (говорила потихоньку собираться, и сама действовала не спеша). В-третьих, «озвучивала» и организовывала действия ребенка, помогая ему и в то же время сохраняя его инициативу – предлагала отряхнуть руки, сложить игрушки, не забыть другие. В-четвертых, она планировала следующие ближайшие шаги, при этом делая их привлекательными (вкусный супчик).

В результате следовало естественное послушание ребенка, а вместе с ним – приучение его к порядку и дисциплине.

Многие родители интуитивно ведут себя так же. Им нравится приговаривать, когда они занимаются с малышом, и тем более обсуждать занятия и дела с детьми постарше.

С дошкольного возраста приходится приучать детей и к более сложным вещам. Например, важно, чтобы они научились держать свое слово, выполнять взятые на себя обязательства. Когда дети умоляют завести щенка, купить хомячка или аквариумных рыбок, они горячо заверяют, что будут заботиться о своих питомцах и все делать сами. Но потом многое «забывается», так что заботы ложатся на взрослых.

Бесконфликтно приучать ребенка выполнять свое обещание – важная задача, но она, как и остальные «приучения», требует терпения, деликатности, а иногда и изобретательности родителей.

Сошлюсь на интересный случай из воспоминаний замечательного американского психотерапевта Мильтона Эриксона. У него было восемь детей, и каждый из них испытал на себе умелое, часто нетрадиционное обращение отца с их детскими проблемами. Привожу его рассказ:

У детей короткая память, но я отлично запоминаю, что они делали или говорили.

Роберт однажды заявил: «Я достаточно взрослый, большой и сильный, чтобы каждый вечер выносить мусор». Я выразил сомнение в этом, но он горячо защищал свою точку зрения. Тогда я сказал: «Хорошо, со следующего понедельника мы попробуем».

Он вынес мусор в понедельник и во вторник, но в среду забыл это сделать. В четверг я ему напомнил, и он вынес мусор, но забыл это сделать в пятницу и в субботу. Поэтому в субботу я дал ему возможность как можно больше поиграть в активные игры, которые ему очень понравились, но от которых он устал. И затем в качестве особого исключения я позволил ему лечь спать так поздно, как он пожелает. В час ночи он сказал: «Пожалуй, я пойду спать».

Я отпустил его. По какой-то «странной случайности» я проснулся в три часа ночи и разбудил Роберта. Я очень извинялся за то, что забыл ему напомнить вынести мусор. Не сделает ли он этого сейчас? И вот с большой неохотой Роберт оделся. Я еще раз извинился за то, что не напомнил ему, и он понес мусор.

Вот он вернулся, разделся, надел пижаму и забрался в кровать. Когда он крепко заснул, я снова разбудил его. На этот раз я извинялся еще больше. Я сказал ему, что сам не понимаю, как это мы просмотрели мусор в кухне. Не оденется ли он снова и не вынесет ли этот мусор? Он вынес его в мусорный контейнер у дороги. Он шел обратно, глубоко задумавшись, и уже дошел до крыльца. Вдруг он рванулся обратно на дорогу к мусорному контейнеру, чтобы убедиться, что крышка на нем хорошо закрыта.

Войдя в дом, он остановился и окинул взглядом кухню, прежде чем снова лечь в постель. А я все еще продолжал извиняться. Он лег спать и уже больше никогда не забывал выносить мусор.

Фактически, Роберт запомнил этот урок так крепко, что у него, теперь уже взрослого, вырвался тяжелый вздох, когда я сказал ему, что опишу этот случай в своей книге.

В этом эпизоде отец повел себя действительно несколько необычно. Однако все, что он делал, было четко продумано и рассчитано на безусловный результат. Во-первых, он разбудил сына поздно ночью (причем дважды!), дождавшись, когда тот крепко заснул. Для чего? Чтобы дать ему сильнее прочувствовать, что держать слово – дело важное, во всяком случае, важнее ночного сна. Во-вторых, он провел всю «воспитательную операцию» в интересном тоне: непрерывно сожалея и извиняясь. Почему? Чтобы, сочувствуя и беря на себя часть вины, установить дружеский тон и тем самым предотвратить возможную негативную реакцию сына. Расчет оказался точным: мальчик не только добросовестно сделал все, но больше никогда не забывал о своем слове.

Всё по плану. Как научить ребенка организовывать свое время

Знакомая всем ситуация: вы с самого утра бегаете по дому, собираете себя (а заодно и мужа) на работу и детей в дет­ский сад или школу. Старший не помнит, куда он положил спортивную форму, младший опять разбросал игрушки и отказывается их убирать…

Когда же дети начнут вам помогать? Почему им не приходит в голову сделать что-то самим?

Не ждите, что это желание появится у них само по себе. Воспитывать в своих отпрысках ответственность и организованность надо с младых ногтей.

Список № 1. Важные дела

У каждой семьи есть список дел, необходимых для выполнения. Решите, что из этих дел под силу сделать ребёнку в зависимости от его возраста, пола и возможностей. Например, список может выглядеть так:

Купить продукты – папа.
Приготовить ужин – мама.
Помыть посуду – дочь.
Выгулять собаку – сын.

Вы можете делать общий список дел и ставить напротив каждого пункта галочки – выполнение. Или можете составлять планы на неделю с указанием дня выполнения дела и распределением обязанностей.

Списки можно составлять не только по ведению домашнего хозяйства. Попробуйте вместе написать список покупок в магазине, подарков родственникам, план проведения каникул… Такая система не только помогает организовать время и учит планировать, но и объединяет семью, делает её сплочённой и сильной. И играет важную роль в следующем пункте…

Список № 2. Семейные ценности

Каждая семья – это небольшое государство со своими заповедями, законами, ценностями и порядками. Когда дети понимают, что и они относятся к какому-то определённому «государству», это даёт им чувство защищённости. Такие дети быстрее адаптируются в социуме, спокойнее себя чувствуют в конфликтных ситуациях.

Составьте вместе с детьми список ценностей вашей семьи. Что для вас важно? Не обижать младших? Помогать ближним? Стремиться к новым знаниям? Напишите самые важные пункты, оформите список красиво и повесьте на видное место. Дети обязательно должны принять участие в написании «законов вашего маленького государства»!

Список № 3. Наши итоги

Научите детей подводить итоги – всего, что они делали и планировали. Это разовьёт в них способность анализировать поступки (вместо того чтобы сетовать на жизнь), искать эффективные решения (вместо обвинения в своих неудачах других людей), думать сообща.

Возьмите за правило еженедельно собираться вместе и обсуждать: что у вас получилось в прошедшие дни? Удалось ли выполнить всё по намеченному плану? Почему некоторые пункты остались невыполненными?

Пусть дети активно вступают в беседу и делятся своими мыслями, почему что-то пошло не так. Что надо исправить, чтобы в дальнейшем дело было сделано? Как решить трудности и в чём им нужна помощь? Возможно, вы очень удивитесь, когда выслушаете ребёнка. Только ни в коем случае не перебивайте его, не унижайте, не навязывайте своего мнения. Анализ неудач требует максимального доверия и открытости. Никакого давления!

Подведя итоги, поблагодарите детей за активное участие, отличную работу и обязательно скажите, какие они молодцы и что вы настоящая семья!

Практические советы

Чем раньше вы введёте систему списков в вашей семье, тем быстрее дети научатся планировать дела.

Повесьте списки на видное место, они будут служить детям напоминанием об их обязанностях.

Не отчаивайтесь, если первые 2 недели ваш план не будет работать, – это нормально. Более того, в первое время идея может вызывать неприятие. Но со временем вы увидите, что детям нравится выполнять задания, видеть, что от них многое зависит и что их, как взрослых, подключают к важным внутрисемейным процессам.

Если у вас двое детей, выполнение дел по спискам можно превратить в азартную игру: кто наберёт больше баллов за большее количество выполненных дел, тому в конце недели достанется приз!

Будьте примером для своих детей. Чем чётче вы станете выполнять дела по спискам сами, тем быстрее подтянутся ваши малыши. Ведь для них правильно то, что делают их родители.

Екатерина Одинцова:

– Моя дочь, когда была пятиклассницей, набрала себе огромное количество различных кружков. В итоге ничего не успевала. Мы с ней написали расписание на неделю. И тогда она поняла, что, если будет посещать все кружки, которые хочет, у неё свободного времени останется 40 минут в день. Поэтому она вычеркнула то, что не было приоритетным.

Как организовать ребенка с СДВГ

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) может быть очень непростым, поскольку таким детям нужны особые методы организации, которые далеко не всегда совпадают с привычными и традиционными. В противном случае вы будете вынуждены часто оправдывать поведение своего ребенка или стать слишком суровым в наказании. Следовательно, необходимо решить сложную задачу в нахождении баланса между этими двумя крайностями.

Специалисты, работающие с СДВГ подтверждают, что организовать и дисциплинировать таких детей может стать сложной задачей. Однако не стоит этого бояться. Главное, что лежит в основе решения – это терпение, последовательность и, конечно, любовь. [1]

No. 1 Определите критические потребности в расписании и организации вашей семьи

Дети с СДВГ испытывают большие трудности в планировании, анализе деятельности, управлении временем и других навыках повседневной жизни. Чётко структурированная организационная система будет иметь решающее значение в повседневной жизни вашей семьи. Другими словами, создание правил поможет предотвратить возникновение ошибок, которые потом необходимо будет исправлять; а также, поможет избежать недопонимания между вами.

  • В основе многих действий ребенка с СДВГ лежит нехватка организации, которая подвластна ему не в полной мере. Семья может и должна вмешиваться, оказывать дополнительную помощь и проявлять терпение в этой области. В то же время, ребенок не должен соответствовать самым низким ожиданиям близких людей.
  • Обычно это касается таких вещей, как утренние процедуры, домашнее задание, время перед сном или ограничения на видеоигры.
  • Убедитесь, что ожидания ясны.Просьба «навести порядок в комнате» является неопределенной, и ребенок с СДВГ может растеряться, так как просто не знает, откуда и как начать. Таким образом, он быстро потеряет фокус. Возможно, лучше разделить эту просьбу на мелкие и чёткие подзадачи: «Убери игрушки», «Почисть клетку», «Положи одежду в шкаф».
  • No. 2 Установите четкие процедуры и правила

    Убедитесь, что в вашей семье есть определенный набор четких правил и ожиданий (как в стиле жизни, так и для ведения домашнего хозяйства). И помните, что дети с СДВГ не понимают намеков. Четко сообщите, что им нужно делать каждый день и чего вы ожидаете.

    • Например, если Вы всю неделю проводите на работе, то лучше, составить визуальное (наглядное) расписание и разместите его в комнате ребенка.Для этого можно использовать маркерную, магнитную или пробковую доску. Сделайте её забавой, используя разноцветные стикеры, наклейки и т.д. Чтобы у ребенка не осталось никаких вопросов проговорите, объясните и отметьте все события и дела.
    • Для всех видов повседневных задач, включая домашнюю работу (а она, как правило, является большой проблемой для большинства детей с СДВГ) определите порядок/процедуру их выполнения.
    • Удостоверьтесь, что ваш ребенок записывает домашнее задание каждый день в своем дневнике и, что для его выполнения есть строго отведенное место и время. Рекомендуем ознакомиться с домашним заданием и обязательно проверить её после выполнения. [2]
    • No. 3 Пошаговость

      Родители должны понимать, что дезорганизация, которая часто сопровождает детей с СДВГ, часто является результатом визуального подавления. [3] В результате чего ребенку с СДВГ все большие «проекты», будь то наведение порядка в комнате или помощь в накрывании стола к ужину необходимо делить на более мелкие подзадачи.

    • Например, попросите Вашего ребенка отобрать из чистого белья свои носки и убрать их на место. Можно сделать из этого игру: «Успей убрать, пока играет первая песня». Как только он справится с этим, обязательно похвалите его, а дальше можно продолжить с остальными вещами, пока дело не будет выполнено.
    • Деление задания на более мелкие шаги, распределенные во времени не только предотвращает появление разочарования, но и позволяет родителям дать ребенку положительную обратную связь и возможность испытать успех. Чем больше успеха и опыта, тем больше ребенок уверен в себе. Получая необходимый импульс положительной самооценки, Вы помогаете ему стать более успешным и в будущем. В конце концов, успех порождает успех! [4]
    • Детям с СДВГ трудно сфокусироваться, не отвлекаться и продолжать выполнять скучные задачи. Это не значит, что он или она хочет отказаться от своих обязанностей. Однако ожидание того, что ребенок может сделать это самостоятельно зачастую ошибочно. Лучше вместе с ним работать над приобретением положительного опыта, чем ожидать слишком многого и, в итоге, быть разочарованным.
    • No. 4 Организованность пространства

      Установление подпрограмм развивает привычки, которые в своём большинстве будут с ребенком всю жизнь. Но для этого должна быть создана хорошая организационная система, которая будет поддерживать эти подпрограммы. Помогите ребенку всё устроить в его комнате (или его пространстве). Помните, что дети с СДВГ перегружены, потому что они замечают все сразу. Поэтому чем больше их вещей будет классифицировано и рассортировано по категориям, тем легче им будет справляться с таким множеством стимулов. [5] [6]

    • Дети с СДВГ хорошо умеют пользоваться ящиками, полками, настенными крючками и т. п., потому что это помогает им разделить все объекты на категории и свести к минимуму скученность. [7][8]
    • Использование цветового кодирования, изображений и меток на полках также помогает минимизировать визуальный стресс. [9][10]
    • Кроме «организации вещей» сделать окружающее пространство более успокаивающим поможет размусоривание. Поверьте, это не сделает комнату пустой, но избавит Вас и ребенка от сломанных и ненужных игрушек, одежды, которая не носится, а разбор полки c сувенирами и безделушками может значительно помочь в создании более гармоничной среды.
    • No. 5 Владейте вниманием Вашего ребенка

      Как взрослый, Вы должны быть уверены в том, что прежде чем давать какие-либо указания или инструкции необходимо владеть вниманием ребенка. Если он или она не обращает на вас внимания, то ничего не будет достигнуто.

      А как только ребенок начнет выполнять поставленную задачу, не отвлекайте его внимания от работы уточняя что-либо; ни в коем случае не начинайте обсуждений или разговоров, которые обязательно будут его отвлекать от выполнения. [11]

    • Убедитесь, что Вы с ребенком установили зрительный контакт. Нельзя быть до конца уверенным, но скорее всего, Вы будете услышаны.
    • Если взрослый сердитый, расстроенный или ведет неприятный для ребенка разговор, то скорее всего вся информация будет ребенком «отфильтрована». Это защитный механизм… Дети с СДВГ склонны расстраивать окружающих и знают об этом, поэтому они боятся быть подвергнутыми критике за то, что они реально (а не по злому умыслу) не могут себя контролировать. Поэтому и кричать не пробуйте, это вряд ли привлечет внимание ребенка.
    • Дети с СДВГ очень отзывчивы на забаву, неожиданность и причудливость. Например, можно начать перебрасываться с ним мячом и при этом задавать вопросы, озвучивать просьбы и т.д. Также хорошо привлекает их внимание воспроизведение любых ритмических рисунков при помощи хлопков, стука и др.
    • Детям с СДВГ трудно сосредоточиться, поэтому, когда они действуют помогите им: не прерывайте и не отвлекайте их.
    • No. 6 Физическая нагрузка

      Детям с СДВГ живется намного лучше, если их физически нагружать различными способами

    • Дети с СДВГ должны заниматься какой-то физической активностью не менее 3-4 дней в неделю. Лучший выбор — боевые искусства, плавание, танцы, гимнастика и другие виды спорта, при которых работает тело.
    • В те дни, когда у них нет тренировок отправляйте их на улицу на свежий воздух, чтобы качаться на качелях, кататься на велосипеде, бегать в парке и т.д.

    Как правильно организовать рабочий день школьника

    То, как организован день школьника, обычно определяет очень многое — от его успеваемости до самочувствия. Как всё успевать и не переутомляться, как соблюсти баланс между тем, что нужно, и тем, что хочется, — эти вопросы стоят не только перед взрослыми людьми, но и перед детьми, начиная с младших классов. Разрешить их поможет тайм-менеджмент. Какие принципы необходимо применять, чтобы организовать рабочий день школьника, «Мелу» рассказали создатели курса «Тайм-менеджмент» на «Универсариуме».

    1. Соблюдайте баланс

    Приступая к организации дня школьника, важно помнить о колесе жизненного баланса. В течение дня необходимо уделять время не только учебе в школе и приготовлению уроков, но и другим сферам жизни. Секрет хорошей успеваемости — в равномерном развитии творческой и аналитической стороны личности, а секрет хорошего самочувствия — в сбалансированности разных жизненных сфер.

    Сядьте вместе с ребенком и определите важные направлений. Их восемь. В колесе жизненного баланса школьника, помимо учебы, обязательно должны быть здоровье, физическая нагрузка и спорт; хобби, творчество, общение с друзьями, игры и развлечения; время, проведенное вместе с родителями.

    2. Определите приоритеты

    Чтобы достичь успеха и гармонии в жизни, необходимо, чтобы ежедневные дела согласовывались с долгосрочными целями. Детство — время, когда долгосрочные жизненные цели только определяются, и это означает простор для экспериментов. Однако если с ранних лет научиться соблюдать этот принцип, человеку будет проще решать свои задачи в будущем. Подумайте вместе с ребенком, кем ему бы хотелось быть, что бы хотелось попробовать. Вариантов может быть несколько. Может, он мечтает быть художником, футболистом и журналистом. И помните, что вы не просто фантазируете. На этом плане будет основано ежедневное расписание дня школьника!

    Разумеется, в начальной школе это правило не так актуально, вам все равно придется примерно в равной степени заниматься и чтением, и письмом, и арифметикой. А вот в средней и старшей школе умение определить свои приоритеты и направить усилия в нужную область может стать решающим условием для поступления в вуз.

    3. Составьте план дня

    Прежде чем начать составлять ежедневное расписание, необходимо:

    1. Составить список дел.

    2. Оценить, сколько времени понадобится на выполнение каждой задачи.

    3. Определить, какие из этих дел наиболее важные и срочные.

    Например, для ученика младших классов этот список может выглядеть так:

    5. Игры и общение с друзьями (1-2 часа).

    Составив такой список, оцените его реалистичность. Пусть в результате получится, что общее время на выполнение всех дел из списка — 9 часов. Добавьте сюда время на завтрак, обед, ужин и дорогу до школы и обратно — это еще примерно 3 часа. Итого 11 часов. Школьнику младших классов необходимо спать не менее 10 часов. Таким образом, наш план вполне реален и выполним, осталось составить четкий график.

    Важность и срочность

    Определить, какие дела нужно сделать как можно быстрее, а какие можно отложить, поможет так называемая матрица Эйзенхауэра.

    Особое внимание стоит уделить второму квадрату, в котором содержатся важные, но не срочные дела. Как правило, мы склонны заниматься делами из первого квадрата, и это объяснимо, ведь их невозможно отложить или перенести. Однако задачи из второго квадрата обычно связаны с нашими долгосрочными целями или с нашими личными интересами и увлечениями.

    Что это значит применительно к организации дня школьника? Не поддавайтесь соблазну составлять расписание дня, поместив в список только то, что обязательно для выполнения. Обычно это посещение уроков в школе, выполнение домашних заданий, развивающие занятия. Отдых, прогулки, игры с друзьями, кружки по интересам и спорт — то, что теоретически можно отложить или перенести на другой день. Но делать этого не стоит. Именно эти «дела» в долгосрочной перспективе обеспечат здоровье и хорошее самочувствие школьника, а значит, и успешную учебу.

    Итак, если мы попробуем рассортировать дела из списка выше с помощью матрицы Эйзенхауэра, у нас получится вот что:

    1. Уроки в школе (3-4 часа).

    2. Выполнение домашнего задания (1-2 часа).

    3. Прогулка на свежем воздухе (1-2 часа).

    4. Кружки и секции по интересам (1-2 часа).

    Гибкий подход

    Составляя расписание каждого дня накануне, вы столкнетесь с необходимостью добавить в него и другие необходимые для выполнения задачи. Часто они будут из III квадрата — срочные, но менее важные. Это так называемая «текучка», которой невозможно полностью избежать.

    Организуя день школьника, перенесите подобные дела на вторую половину дня и постарайтесь использовать для их выполнения так называемые «зеленые зоны», а именно, периоды свободного времени, на которое ничего не запланировано.

    Согласно принципам тайм-менеджмента, расписание дня должно быть жестким лишь на 50-60%. Нельзя строго планировать 100% времени, такой распорядок не будет работать и, скорее всего, приведет к тому, что многие важные дела откажутся «за бортом». Таким образом, 40-50% времени необходимо оставить в резерве.

    Еще несколько принципов тайм-менеджмента, которые необходимо соблюдать, составляя расписание школьника:

    1. Первую половину дня планируем более жестко, а во второй половине дня используем гибкий подход.

    2. На первую половину дня планируем самые важные и срочные дела, которые невозможно отложить или перенести.

    3. Для школьника таким делом обычно оказывается учеба в школе; на вторую половину дня переносим важные, но не срочные дела (II квадрат), а так же неважные, но срочные дела (III квадрат)

    4. «Зеленые зоны» оставляем сразу после запланированных важных и срочных дел.

    Пример расписания дня школьника

    Вооружившись знаниями о психологии и физиологии ребенка и добавив к ним принципы тайм-менеджмента, мы можем составить расписание одного дня школьника начальных классов. Оно будет выглядеть примерно так.

    7.00 — 7.30 — подъем, зарядка, гигиенические процедуры

    7.30 — 8.00 — завтрак

    8.00 — 8.30 — дорога в школу

    8.30 — 12.30 — занятия в школе

    12.30 — 13.00 — дорога из школы

    13.00 — 13.30 — обед

    13.30 — 14.30 — зеленая зона

    14.30 — 15.30 — выполнение домашних заданий*

    15.30 — 16.00 — зеленая зона

    16.00 — 16.30 — полдник

    16.30 — 18.00 — прогулки, игры с друзьями

    17.00 — 17.30 — зеленая зона

    17.30 — 19.00 — кружки и секции (с дорогой)**

    19.00 — 19.30 — ужин

    19.30 — 20.30 — зеленая зона

    20.30 — 21.00 — приготовление ко сну

    * Самое продуктивное время для выполнения домашних заданий — 15.00 — 17.00. В первом классе время на выполнение «домашки» не должно превышать одного часа, при этом каждые 10-15 минут желательно делать небольшой перерыв, предлагать ребенку выполнить небольшую разминку.

    ** Желательно, чтобы занятия действительно нравились ребенку; лучше, если они будут творческими (музыка, рисование, театр) или спортивными, таким образом, вы сможете сбалансировать все сферы развития ребенка.

    Используя принципы тайм-менеджмента в повседневной жизни, вы и сами вскоре убедитесь, что они помогают не просто достичь успеха и сделать больше дел, но и сохранять при этом здоровье и хорошее настроение. А именно это очень важно, когда мы говорим об организации дня ребенка. Ведь учеба в школе будет продолжаться 11 лет, и грамотно распределить нагрузку, избежать психологического и физического выгорания на этом отрезке жизненного пути означает заложить прочные основы благополучия во взрослой жизни.

    Как организовать каникулы ребенка

    Каникулы дома

    Если у вас нет возможности отправить ребенка на отдых, можно с пользой провести время и дома. Главное при этом – позаботиться о том, чтобы его досуг был интересным.

    Дошкольникам (три–семь лет) очень легко найти на время каникул домашние занятия. Дети такого возраста могут по несколько часов увлеченно заниматься рисованием, лепкой, сборкой новой модели конструктора, придумыванием нарядов для кукол, просмотром мультфильмов и настольными играми. Чтобы малышу было интереснее заниматься тем делом, которое вы ему предложите, ставьте перед ним конкретные задачи: нарисовать красивое дерево, которое вы видели на прогулке, слепить из пластилина персонажа любимого мультфильма. Подключайте малыша к домашней работе: ребенок может помочь вам расставить посуду, развесить белье, смести пыль с мебели.

    Не забывайте о том, что каникулы – хорошее время для обучения. Читайте вместе с крохой его любимые книги, придумывайте интересные логические игры, развивайте его фантазию, сочиняя собственные сказки или разрабатывая сценарии для домашнего театрального представления.

    Каникулы дома для младших школьников (семь–десять лет) нужно организовать так, чтобы дети могли не только подготовиться к школе, но и полноценно отдохнуть. Контролируйте время нахождения ребенка за компьютером: многочасовые компьютерные игры не принесут пользы, лучше предложите ему прочитать интересные книги или дополнительно позаниматься по каким-то школьным предметам. Разрешите ребенку пригласить в гости друзей, поскольку социальное общение для детей в этом возрасте очень важно. Дети могут устроить костюмированную вечеринку на тему «Герои любимых мультфильмов», или «Супергерои», или любую другую тему по их желанию.

    Школьники среднего возраста (10–15 лет) любят проводить время с друзьями на улице, и чтобы их увлечь, нужно найти какое-то хобби. Поинтересуйтесь у своего ребенка, чем бы ему хотелось заниматься: может быть он давно мечтал научиться играть на гитаре, мастерить модели самолетов, плести из бисера или вязать? Помогайте ему советами или устройте для него собственный мастер-класс, и тогда каникулы дома в кругу семьи он будет проводить с большим удовольствием, чем с друзьями.

    За подростками (15–17 лет), проводящими каникулы дома, нужен особый контроль, поскольку безделье в этом возрасте может привести к тому, что ребенок свяжется с плохой компанией. Побудите ребенка больше времени уделять своему хобби, разрешите приглашать домой друзей, всегда интересуйтесь, как прошел его день. И не забывайте о школьных домашних заданиях.

    Каникулы в городе – в помещениях и на улице

    Если ваш ребенок остается на каникулы в городе, постарайтесь подобрать для него хорошую культурно-развлекательную программу.

    Детям любого возраста полезен свежий воздух, поэтому старайтесь, чтобы ваш ребенок каждый день бывал на улице. Можно погулять в ближайшем парке или сквере, а можно отправиться вместе с детьми в парк аттракционов, зоопарк или музей. Можно также отправиться всей семьей в парк, на каток, в бассейн, в океанариум или дельфинарий.

    Дошкольников могут заинтересовать специальные детские мероприятия, которые проводятся в комплексах развлечений, фитнес-центрах, ДК и театрах. Заранее ознакомьтесь с информацией о том, какие мероприятия будут проводиться в вашем городе во время каникул, и посетите с малышом хотя бы несколько из них.

    Школьникам младшего и среднего возраста будут интересны походы в кино и на различные тематические выставки, особенно если они непосредственно связаны с их хобби и увлечениями.

    Если ваш ребенок – подросток, позвольте ему сходить в компании сверстников на дискотеку или концерт любимых исполнителей. Главное – чтобы развлекательная программа была подобрана соответственно возрасту.

    Каникулы на свежем воздухе

    Существует множество развлечений для детей на свежем воздухе. Если у вас есть возможность выехать с ребенком за город – на дачу или в гости, не пренебрегайте такой возможностью. Каникулы на природе, где есть возможность отдохнуть от городской суеты и школьных занятий, полезны для здоровья ребенка любого возраста. Главное – взять с собой все необходимые вещи.

    С маленькими детьми (три–семь лет) можно сходить на уличные детские представления, а с младшими, средними школьниками и подростками – съездить на базу отдыха или в парк развлечений под открытым небом.

    КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ВРЕМЯ РЕБЁНКА? ПЛАНИРУЕМ ВМЕСТЕ!

    Умение планировать своё время в будущем пригодится каждому ребёнку. Чем лучше он сможет выстраивать свой распорядок дня, тем эффективнее и без лишних стрессов отучится в школе и университете. А жизнь его будет более насыщенной и полноценной.

    С помощью наших рекомендаций можно научить ребёнка планировать свою жизнь.

  • Составьте вместе план на неделю.Ребёнок должен понимать, когда у него занятия в художественной школе, когда курсы по английскому, и в какие дни и время тренировки по гимнастике. Вы можете это записать в красивом ежедневнике, можете повесить магнитную доску на стену или другое яркое расписание, сделанное своими руками. Затем ребёнок должен сам будет составлять такое еженедельное расписание занятости.
  • Этот пункт похож на первый – составьте план…но на день. Делайте это тоже вместе, пока ребёнок не привыкнет и не начнёт составлять его самостоятельно. Займитесь планированием вечером –ваши дети должны понимать, что за дела их ждут завтра. Если ребёнок совсем маленький, можете нарисовать картинки, например, карточка с сапожками будет означать прогулку, а нарисованные игрушки в ящике напомнят, что надо сделать уборку.

  • Будьте примером для ребёнка и мотивируйте его. Заведите себе тоже ежедневник, а вашему школьнику или дошкольнику за выполнение плана можно купить мороженое, пирожное или сходить с ним в кино, когда ребёнок отметит достаточное количество выполненных задач из плана.
  • Пусть ребёнок научится расставлять приоритеты. Отметьте разным цветом различные по сложности задачи: есть трудные и важные, на выполнение, которых потребуется много времени и сил. Расставление приоритетов поможет грамотно распределять усилия, как и в детском возрасте, так и в будущем.
  • Помогите ребёнку выполнить неприятное задание, узнайте, чем оно ему не нравится. Постарайтесь сделать это с утра, чтобы его выполнение не тяготило ваше чадо в течение дня.
  • Разбивайте сложные задачи по частям, при этом ставьте чёткие и посильные задачи. Например, если необходимо прочесть определённый объём книг, то посчитайте сколько страниц нужно осваивать в день.
  • Необходима смена деятельности и перерывы каждые 25 минут. Это нужно делать, даже если ребёнок не устал. Такой отдых гарантирует высокую эффективность в отличие от беспрерывного выполнения уроков в течение долгого времени.

  • Нужно привить ребёнку проактивную жизненную позицию. Это противоположная «плаванию по течению» позиция – наша судьба в наших руках. Пусть ребёнок учится ставить сам цели и достигать их. Например, его цель пятёрка за четверть по математике – он начинает готовиться усиленно к этому предмету. Нарастить преимущество в вопросе любой подготовки к предметам, можно занявшись ментальной арифметикой. Она улучшит навыки счёта и разгонит мощность мозга ребёнка до уровня многоядерного компьютера. После решения одной задачи нужно поставить перед собой следующую.
  • И ещё один важный пункт – не навязывайте ничего ребёнку. Старайтесь мотивировать, показывать всё на своём примере, ведь дети любят повторять за взрослыми, поспорьте наконец на что-то, что ваш ребёнок сможет сделать то или иное необходимое действе для решения задачи в плане. Тайм-менеджмент не должен приносить дискомфорт, а наоборот, предназначен для того, чтобы облегчить сложности и жить в радость.
  • Читайте так же:

    • Японский язык как научиться ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА: ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ Начинающему японский язык может показаться довольно-таки сложным, ведь здесь даже запоминание новых слов представляет собой немалую проблему […]
    • Как научиться терять людей Как не потерять себя в отношениях Когда мы начинаем новые отношения, переживания могут быть настолько сильными, что кажется, мы никогда не испытывали ничего подобного и наконец-то нашли […]
    • Как научиться на коньках крутиться Как освоить вращение на ледовых коньках Хоть научиться делать вращения на ледовых коньках – непростая задача, она принесет вам огромное количество положительных эмоций! Этот элемент займет […]
    • Как научиться рисовать комнаты Как нарисовать комнату с мебелью: 4 примера Сегодня мы хотим разобрать очень интересные примеры рисования, которые покажут как нарисовать комнату. Основная сложность в работе над […]
    • Как научиться обходиться минимумом вещей Вещи: что выбросить, a что оставить? В чем зaключaются нaши бaзовые потребности? Для жизни, вполне хорошей жизни, нужно очень мaло. Средневековье было периодом истории, когдa минимaлизм и […]
    • Как быстро научиться выговаривать букву р взрослому Учимся выговаривать букву «Р» - различные упражнения Неправильное произношение буквы «Р» выглядит мило и трогательно у детей, но не всегда украшает взрослого человека. Причиной […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *