Как по математике научиться решать задачи 2 класса

Как научить ребенка решать задачи?

Ох уж эти задачи!

Сколько мемов и шуток ходит в интернете, сколько фотографий перечеркнутых на первый взгляд правильных решений!

Сколько родителей и детей вспоминают всех дальних родственников, кто может «помочь» решить задачку в третьем классе.

Так ли ужасна программа и как научить ребенка решать задачи?

Начнем со справки.

Решение задач — это важнейшее средство формирования математических знаний, умений, навыков учащихся и одна из основных форм изучения математики, а также средство математического развития ребенка.
В начальных классах ведется работа над группами задач, решение которых основывается на одних и тех же связях между данными и искомым, а отличаются они конкретным содержанием и числовыми данными. Группы таких задач называются задачами одного вида.

С методической точки зрения для полноценной работы над задачей ученик должен:
— уметь хорошо читать и понимать смысл прочитанного;
— уметь анализировать текст задачи, выявлять его структуру и взаимоотношения между данными и искомыми;
— уметь правильно выбирать и выполнять арифметические действия;
— уметь записывать решение задач с помощью соответствующей математической символики;
— умение составлять задачи.

Начальный курс математики ставит основной целью научить младших школьников решать задачи арифметическим методом, который сводится к выбору арифметического действия или действий, моделирующих связи между данными и искомыми величинами.

Виды задач:
• Простые;
• Текстовые;
• Составные;
• Обратные.

Всего в начальной школе ученики изучают 38 типов задач.

Но как научить ребенка ориентироваться в этом многообразии и научиться «видеть задачу»?

Вначале детей нужно научить определять, что перед ним она. Задача.

Для того, чтобы это сделать, используйте скулхак «Лупа». Упражнение простое — поиграйте с ребенком в игру «угадай, где задача.»

«Маше 10 лет, а у Миши есть 100 рублей.

Это задача? Нет? А почему?

Маше 10 лет, Миша на два года старше. Сколько у них денег?

А это задача? Снова нет? А почему? Ведь есть условие, вопрос.

Да, правильно, по этим условиям нельзя найти решение!

Маше 10 лет, Мише 12 лет. Во сколько раз папа старше Маши?

Задача? А почему? Чего не хватает?

Жили-были два крокозябры. У одного было 32 зуба, а у другого на 25 зубов больше. На сколько зубов у второго крокозябры больше?

А это как раз задача.

Потому что есть условие, вопрос, возможно решение и будет ответ.

Данная тренировка очень важна, и в некоторых учебниках приводят небольшое количество «незадач», над которыми «весельчаки» смеются.

Цель таких упражнений дать понять детям, что задача является таковой, если есть:

1. Условие
2. Вопрос
3. Решение
4. Ответ

Во всех остальных случах — нет.

Если быть внимательным, то можно увидеть, что из пяти предложенных текстов, есть лишь два поля для решения.

То есть смысл упраженения — разглядеть задачи, найти их и решить.

Очень важный навык для маленьких учеников!

Итак, скулхак № 1 по решению задач: Прежде чем учить ребенка решать задачи, научите его их видеть.

В следующих статьях мы раскроем другие важные аспекты решения задач по математике в начальной школе

12 февраля с 12:00 по мск мы проводим однодневный онлайн-тренин «38 типов задач начальной школы за 1 день!»

  • Научитесь решать все 38 типов задач начальной школы
  • Узнаете как научить ребенка понимать текст задачи
  • Узнаете как научить ребенка оформлять краткую запись
  • Узнаете как научить ребенка определить, как решать задачу
  • Сможете объяснить разницу между 2*9 и 9*2 в задаче
  • Получите простой Алгоритм-инструкцию «Как решать задачи»
  • Узнаете типы задач 1 класса и способы простого объяснения
  • Узнаете типы задач 2 класса и способы простого объяснения
  • Узнаете типы задач 3 класса и способы простого объяснения
  • Узнаете типы задач 4 класса и способы простого объяснения
  • Узнаете Формулу «треугольник» для решения задач на движение, цену, количество и стоимость.
  • Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

    Как научить детей решать задачи по математике: советы именитых педагогов и простых мам

    Научить детей решать задачи по математике — дело учителя, но и родители не должны оставаться в стороне, если их чадо «тормозит» в этом вопросе. Одним учебником математики сыт не будешь. Ведь если научить ребенка самостоятельно решать задачи в 1-3 классах, дальше он будет щелкать как семечки не только задачи по математике, но и по физике, химии, геометрии и др. И самое главное — этот навык пригодится ребенку в жизни!

    vogazeta.ru

    В статье Как научить ребенка математике мы подробно писали, из каких 4 частей состоит любая задача и что нужно сделать в первую очередь, чтобы ребенок понял, чего от него хотят и как ответить на вопрос задачи. Уяснив алгоритм решения задач, ребенок сможет самостоятельно решить практически любую задачу, даже несмотря на то, что они все кажутся такими разными.

    Основные типы задач по математике: краткий конспект

    Небольшой ликбез, т.к. далеко не все родители учились в педагогических ВУЗах и владеют методикой преподавания. Пробежимся по теории, чтобы понимать, кто, кому и чего «должен». Зная ключевые моменты, вам будет проще помочь ребенку в решении задач, которые вызывают у него сложности, вы сможете определить, где пробелы в знаниях и что нужно «подтянуть» в каждом конкретном случае.

    iqsha.ru

    Рассмотрим самые распространенные виды задач в начальных классах.

    1. Простые задачи на сложение и вычитание

    К этой группе относятся несколько задач, но для всех есть общие рекомендации:

  • Решаются в одно действие.
  • Иногда удобно составить уравнение.
  • На их примере ребенок должен научится выполнять краткую запись.
  • Если краткого условия недостаточно, нарисовать рисунок. Если не помог рисунок, показываем на конкретных предметах и производим действия с ними.
  • Четко усвоить, что «+» — это прибавить, увеличить, а «-» — уменьшить, отнять, вычесть.
  • Хорошо запомнить компоненты арифметических действий:
  • слагаемое + слагаемое = сумма
    уменьшаемое — вычитаемое = разность

  • Понять разницу между словами «стало» и «осталось». Четко понимать, что значит «на … меньше», «на … больше».
  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, НА СКОЛЬКО одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
    • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
    • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
    • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.
    • Задачи с косвенным вопросом

      Это самые коварные задачи из этой группы. Внимательно прочитайте условие — и поймете почему.

      На стоянке у первого подъезда 7 машин. Это на 2 машины больше, чем на стоянке у второго подъезда. сколько машин на стоянке у второго подъезда.

      2. Составные задачи на сложение и вычитание

      Эти задачи решаются двумя и более действиями.

      Есть несколько способов решения:

    • по действиям с пояснениями;
    • по действиям с вопросами;
    • выражением.
    • В решении таких задач главное:

    • найти главное и сделать краткую запись;
    • разложить эту задачу на несколько простых и составить план решения;
    • помнить главное: по двум данным находим третье.
    • 3. Задачи на понимание смысла действий умножения и деления

    • Важно запомнить названия компонентов действий и понять их смысл:
    • 1-й множитель х 2-й множитель = произведение
      делимое : делитель =частное

    • Ребенок должен понимать, что 1-й множитель показывает, КАКОЕ число повторяется а 2-й множитель показывает — СКОЛЬКО РАЗ оно повторяется.
    • Это очень важно для правильной записи в задачах, иначе получится бессмыслица.

      Советы о том, как научить ребенка осознанно относиться к умножению и делению, вы найдете в нашей статье Как научить детей быстро считать: математика до школы. Если возникли проблемы с решением задач на умножение — сдайте чуть-чуть назад, закрепите осознание этого арифметического действия.

      4. Простые задачи на умножение и деление

    • Очень важно понять и запомнить разницу «в «, «на».
    • «Во сколько раз» или «на сколько»? Предлог «на» — это сложение или вычитание, а «в» — умножение или деление.

    • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.

    5. Составные задачи на все 4 арифметические действия

    6. Задачи на цену, количество, стоимость

    7. Задачи на движение

    Это отдельная обширная тема, вернемся к ней позже.

    Типичные ошибки в решении задач

    Ошибка №1. Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.

    Часто бывает так, что ошибки возникают от невнимательности. Так часто бывает в задачах с косвенным вопросом. Ребенок смотрит на цифры, вроде все логично, но… не верно.

    Например: «У Маши 8 конфет, это на 2 меньше, чем у Кати. Сколько конфет у Кати».

    Ребенок видит «на 2 меньше» и делает «логичный» вывод, что надо отнять. Отнять можно от бОльшего числа, т.е. сразу напрашивается решение 8-2=6. И ответ: 6 конфет у Кати. А ответ-то не тот! Если внимательно почитать условие, то станет понятно, что у Кати конфет больше чем у Маши. И вовсе тут не отнимать надо.

    Как исправить ошибку. Сразу разберитесь с условием, поможет краткая запись.

    Ошибка №2. Ребенок допустил ошибку в решении.

    Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений.

    Как исправить ошибку. Для начала определим, каких данных нам не хватает. Решаем по действиям. Находим нужные числа (помним правило: по двум неизвестным находим третье), подставляем их и отвечаем на вопрос задачи.

    Ошибка №3. Неправильная запись ответа.

    Часто ребенок пишет не то пояснение.

    Как исправить ошибку. Нужно внимательно прочитать вопрос задачи. Уяснить раз и навсегда, что ответ начинается с числа, а дальше пишем, что требовалось найти (переписываем формулировку вопроса задачи).

    Творческий подход в решении задач

    www.craftykidsathome.com

  • Учите ребенка рассуждать.
  • Придумывайте задачи с лишними или недостающими данными.
  • Пусть ребенок сам вычеркнет лишнее, те данные, которые не влияют на решение.

  • Дайте условие, а ребенок пусть сам придумает ответ.
  • Пусть ребенок сам составит обратную задачу.
  • Придумать несколько задач на одно решение.
  • Придумать, как решить задачу другим способом и объяснить его.
  • На школу надейся, а сам не плошай

    Заглянем в педагогику и «расшифруем» мысли умных и заслуженных, исходя из сегодняшних реалий.

    В далеком 1867 году К. Ушинский сказал: «У хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть вместе занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».

  • Ученика нужно поставить в такие условия, чтобы он оказался в эпицентре событий, т.е., решая задачу, видел ее применение в жизни.
  • Не всегда задачи в школьном учебнике «вдохновляют» современных школьников. Многим не ясно условие по одной простой причине: ребенок не имеет представления о том, что говорится. Например, задача про надои и бидоны с молоком, а городской «деть» и корову-то в глаза не видел, не то, что тонны молока в бидонах. Или в задаче использованы такие значения, которые в жизни нереальны — это затрудняет восприятие, т.к. ребенок все воспринимает буквально.

    Задача родителей — помочь ребенку ПОНЯТЬ условие. Любым способом: хоть рисуй, хоть танцуй.

  • К решению задач нужно подходить творчески.
  • Интерес заставляет ребенка быть активным, а активность в свою очередь усиливает внимание.

    В каждодневной жизни нам то и дело приходится решать задачи. Привлекайте ребенка, задавайте вопросы, просите совета. Например, тема ремонта. Вычислить метраж комнаты; просчитать нужное количество краски, зная расход на метр квадратный; купить линолеум, зная длину и ширину комнаты; просчитать, какой метраж выгоднее, если есть напольное покрытие шириной 2, 5 метра и 3 метра, чтобы меньше остатков было и по цене вышло выгоднее. Купить ткань на пошив постельного белья, зная размеры матраса. Примеров масса! И это работает гораздо эффективнее, чем «бездушная» задача в учебнике, которая совершенно не привязана к жизни и не вызывает эмоциональный отклик.

    • При решении жизненных задач у ребенка помимо всего прочего развивается наблюдательность, речь, появляется рабочее настроение, развиваются творческие способности и самостоятельность.
    • Через некоторое время вы заметите, что ребенок различными способами комбинирует информацию, с легкостью составляет задачи сам, находя идеи в окружающем мире, а не высасывая из пальца.

    • Когда ребенка просят составить собственную задачу, нужно следить и за содержанием, и за решением. Задача должна быть осмысленной и целесообразной.
    • Например, нельзя допускать таких «ляпов», как «Я съел 13 желтых груш и 20 зеленых яблок. Сколько фруктов я съел?» Задача теряет смысл, если она оторвана от жизни.

    • От задачи надо идти к примеру, а не наоборот.
    • Дети мыслят не абстрактно, а конкретными образами. Пример 12-6 ни о чем не говорит, а вот ситуация, когда из 12 человек 6 уже купили билеты на футбольный матч — это совсем другое дело. Тут ребенок не задумываясь ответит, что оставшиеся шестеро очень рискуют, нужно поторопиться, иначе билетов может не хватить и придется сидеть у телевизора, вместо того, чтобы активно скандировать на трибунах в поддержку любимой команды.

      Лебединцев в своей книге «Введение в современную методику математики» писал: «То влияние, которое может оказывать обучение счислению и вообще математике на умственное развитие детей, находится в прямой зависимости от материала, которым мы пользуемся при обучении; если в учебном материале будут преобладать отвлеченные упражнения в действиях и хитроумные задачи с условиями, лишенными внутренней связи и, по существу, далекими от жизни, то, упражняя учащихся на таком материале, мы, может быть, и выработаем у них формальные навыки в вычислениях и, пожалуй, изощрим их ум для разгадывания разных ребусов и головоломок, но отнюдь не сделаем их более способными к правильному мышлению в жизни или какой-либо области знания…».

      Французский педагог Жан Мосе тоже был уверен, что «заставлять ребенка начинать с отвлеченного правила и затем предлагать ему задачи — это значит идти наперекор ходу развития человеческого ума…».

      Практические советы по решению задач от реальных мам

      fb.ru

      Что нам Ушинский, Лебединцев и Мосе, спросим у тех, кто «из нашей песочницы». Как они помогают своим детям решать задачи по математике, что «работает», какие приемы на практике доказали свою эффективность и помогли повысить успеваемость.

      Татьяна, мама учеников 4 кл. и 6 кл.

      «Я знаю, что особую сложность у детей вызывают задачи на скорость, поэтому начала готовить своих мальчишек к этому уже с 1 класса. Когда ехали к бабушке в Пинск, говорили о скорости, засекали время, считали сколько мы проехали км, смотрели на знаки и вычисляли сколько нам останется времени, если мы будем ехать с такой же скоростью и сколько, если папа будет ехать с другой. В общем, я очень удивлялась, когда мои пацаны на скорость задачи решали как орехи. Я поняла, что в моем детстве не хватало практического представления того, о чем говорилось в задачах».

      Ольга, мама ученика 1 кл. и ученицы 4 кл.

      «С задачами старшая плохо дружит)) Почти всегда приходит за помощью. Стараюсь выработать алгоритм решения, но частенько упираюсь в «лень подумать». Если совсем «затык», рисуем схемы. На дополнительные задачи совсем нет времени, а сама по своей воле заниматься ими дочь точно не будет)) Иногда встречаются задачи с некорректно поставленным вопросом, тут приходится помогать с формулировкой ответа.

      Младшего усадить за математику очень сложно. В те редкие моменты, когда дело доходит до задач, он их решает в уме и выдает ответ устно).»

      Вероника, мама учеников 2 кл. и 4 кл.

      «Младший задачи решает без проблем, но ненавидит чертить схемы к ним и писать пояснения. Старший ходит на факультатив по математике, дома домашку сам делает».

      Катерина, мама ученика 2 кл. и ученицы 5 кл.

      «Сын отлично справляется сам. Он такие схемы рисует, что я иногда в шоке)). Если за помощью обращается дочь, стараюсь упростить условие задачи до понятных образов, а потом она сама догадывается, как сложную модель решить».

      Татьяна, мама ученицы 5 кл.

      «Чаще всего прибегаем к рисованию. Прямо вот как по условию… садимся и рисуем, как есть. Так сказать, наглядность помогает. Велосипедист выехал… значит рисуем человечка на велосипеде, город из которого он выехал и тд)))) Если катер плывет по течению, рисуем море, волны)))))) С пояснениями никогда исправлений со стороны учителя не было, да и у нас, собственно, тоже вопросов не возникало. Смотри по условию, что спрашивают — и пиши ответы возле каждого действия».

      Наталья, мама ученика 5 кл.

      «Приходилось объяснять дроби на примере сломанных карандашей, порванных в клочья бумажек. В гостях в тот момент был друг-проектировщик, он именно так решил наглядно пояснить сыну задачу. Я обычно прибегаю к помощи рисования. В задачах на скорость/время/расстояние рисовали целые истории: кто куда и на чем поехал, кого встретил по дороге и в какой момент. Порой решение задач превращалось в мультфильм, одного черновика обычно мало. Несколько раз решали задачи всей семьей: мама отдельно от папы, потом сравнивали результаты и каждый объяснял ребенку свой «самый рациональный и простой» способ. Как правило, у мужчин своя логика)), мое решение обычно отличается от папиного».

      Уважаемые читатели! Делитесь в комментариях своими находками и сложностями в решении задач по математике с детьми. будем разы разобраться вместе и помочь советами и полезными статьями на интересующие вас темы.

      Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:

    • Тренинг по освобождению от страха собак. 3+
    • Занятия с собаками-терапевтами «Почитай собаке». 5+
    • Занятие для малышей «Собаки-обнимаки». 0+ (до 3 лет)
    • Обучающее занятие «Детям о профессиях людских и собачьих». 4+
    • Обучающие занятия с собаками-терапевтами в рамках творческого лагеря. 8+
    • Занятия с собаками-терапевтами и детьми с нарушениями в развитии. 5+
    • Развивающий курс «Собака — друг человека». (4 занятия). 4+
    • Как по математике научиться решать задачи 2 класса

      1.Как научить ребенка решать задачи?

      Я напишу здесь рецепт «математического счастья», и буду очень рада, если он кому-то пригодится. Статья ни в коем случае не претендует на истину в последней инстанции, вы можете добавлять или убирать пункты в соответствии с потребностями вашего ребенка.

      В течение многих лет учебы в школе Вашему ребенку придется решать огромное количество задач. Сначала это будут задачи по математике, потом они сменятся задачами по алгебре и геометрии, к ним добавятся задачи по химии и физике и т.д.

      Но, несмотря на кажущуюся непохожесть, в методике их решения существует много общего. Поэтому, если ученик в начальной школе освоит основные закономерности в подходе к решению любой задачи, почувствует, что решать задачи интересно, в старших классах на уроках алгебры и геометрии, физики и химии он будет чувствовать себя достаточно уверенно.

      Итак, начнем с самого начала.

      1. Мотивация . Увы, надо признать, наши дети глубоко демотивированы. Чья в этом вина и почему так получилось, обсуждать сейчас не хочется. И все-таки было бы не плохо, чтобы ребенок знал, для чего он этот предмет учит. В начальной школе ответ на этот вопрос очевиден: арифметика касается чисто практических задач, как то вычислить площадь комнаты или скорость пешехода. Гораздо тяжелей человеку осознать – зачем ему иррациональные числа и квадратные уравнения. Вот здесь нужно уцепиться за то, чем ваш ребенок увлечен! Практически к любой области человеческих знаний можно «прикрутить» математику, начиная от практического применения (будущие программисты, инженеры, строители и т.д. ну просто обязаны знать математику) заканчивая логическим мышлением и воображением, которые развивает этот предмет (дети с выраженной любовью к гуманитарным предметам считают, что им математика не нужна! Однако, может сами уравнения им и вправду ни к чему, но умение аналитически мыслить очень даже пригодится)

      2.Рекомендации при решении задач:

      1.Задачу нужно внимательно прочитать (может быть и не один раз!) и после этого уяснить, что любая задача состоит из четырех частей:

      2. Вопрос — дается ученику (и родителям!)

      4. Ответ — выполняется учеником (или, к сожалению, его родителями)

      Если Ваш ребенок не может решить задачу, то Вы не должны нервничать, злиться, кричать и решать ее за малыша, надо просто разобраться в задаче досконально, чтобы Ваше объяснение стало для него понятным.

      1. Решение любой, даже самой трудной задачи, подчиняется главному закону: по двум данным находим третье.

      2. а) Если ребенку трудно составить краткую запись, попробуйте р исовать . Да-да-да… Мы рисуем все с 1 класса. С самого начала учите ребенка четко представлять, что же происходит в те моменты, от которых говорится в задаче, и рисунок здесь просто необходим. Коля держал в руке 3 яблока, тут пришел Вася, и отдал ему еще два. Все просто, не так ли? Но это просто – для нас, взрослых. В момент когда вы рисуете картинку с ребенком, вы, во первых, можете превратить нудное и непонятное в веселое и простое. Во вторых, поможете развить воображение, что на самом деле и является целью всего этого обучения! Наличие художественных способностей, конечно, желательно, но совершенно необязательно. Чем смешней картинка, тем лучше все запомнится и «поймется».

      В магазине на нашей улице продавались очень красивые альбомы. На обложке смешные картинки. Бумага плотная, белая. Передо мной их покупала одна тетя. Ей нужно было целых 5 альбомов. Продавец сказал, что 5 альбомов стоят 60 рублей. А мне мама сказала, что нужно купить 3 альбома. Сколько денег мне нужно заплатить?

      3. Если трудно записать план решения из–за того, что ребенок не понимает, почему же он не может ответить сразу на вопрос, разыграйте с ним сценку, чтобы он смог почувствовать себя как бы «внутри задачи».

      У тебя 6 конфеток, а у меня на 4 конфеты больше. Сколько конфет у нас с тобой вместе?

      Малыш, не задумываясь, складывает 6 и 4, он уверен, что решил задачу.

      Тогда вы кладете перед ним 6 конфет, а свои зажимаете в кулаке.

      — Сколько конфет у нас с тобой? Почему ты не можешь ответить на этот вопрос?

      — Потому что я не знаю, сколько конфет у тебя. Покажи!

      Нужно знать, сколько конфет у каждого.

      А затем Вы вдвоем составляете план.

      Используйте нестандартные ситуации. Обычно решение задач сводится к некоторому набору стандартных шаблонных упражнений, в рамках которых и происходит школьное обучение. Ничего плохого в этом на самом деле нет. Есть некий алгоритм решения одной задачи, к нему придумывается 40 подобных, и все счастливы. Так вот! Мой вам добрый совет: попробуйте это все обучение немного переиграть. Пусть у вас будет одна стандартная задача, а к ней, например, два варианта решения. Или подходящая по смыслу и содержанию логическая задача. Еще раз повторюсь, в эти дебри нужно заползать, только если ребенок уже освоил стандартные (то есть самые простые и очевидные) ходы. Иначе в голове у вашего отпрыска будет полная каша.

      4. Все внимание на фразы! Математика здорово тренирует внимательность, и самое главное, чему нужно научить ребенка, что ответ задачи скрыт в ее условии. Ответ нужно списывать с вопроса. Ответ всегда начинается с числа.

      Четко нужно запоминать значение «математических фраз», некоторые можете вообще как стишок наизусть учить. Например, фраза «больше в», «больше на», а также все эти «слагаемые», «уменьшаемые», «вычитаемые» и т.д. – нужно добиться четкого понимания, что это все значит. Только после этого условия задач не будут казаться такими запутанными и сложными, а решения простыми и очевидными.

      5. И самое главное! Не ждите, что, выполнив с ребенком по одному упражнению из предложенных, Вы научите его решать задачи. Чтобы добиться успеха, все навыки нужно довести до автоматизма. Звучит, конечно, эта фраза страшно. И тем не менее. В решении простейших примеров, в изучении таблицы умножения, дробей, этой самой автоматизированности добиться просто необходимо. Иначе дальнейшие «слои» знаний будут построены на очень непрочном фундаменте. Какой смысл изучать сложение и умножение иррациональных чисел, если человек не может правильно и БЫСТРО сложить или перемножить два числа. Чтобы бороться с «нудностью» этого процесса можно рассказывать всякие интересные истории про действие чисел, показывать более простые способы или даже доверить посчитать стоимость покупки «того-то того-то по столько-то рублей». Очень рекомендуется график занятий «понемногу, но каждый день»

      Задачи нужно научиться «чувствовать душой»

      Как научить ребенка решать задачи

      За все школьные годы вашему ребенку придется решить множество задач, и несмотря на то, что все они кажутся разноплановыми, в алгоритме их решения все же есть общие моменты, и, уяснив их и следуя этому алгоритму, ребенок сможет решить практически любую задачу. Если ученик еще в 1-3 классе освоит тактику решения задач, в старших классах он будет щелкать задачки как семечки не только по математике, но и по физике, химии, геометрии тоже.

      Ошибки в решении задач

      Задачи можно условно разделить на части: условие, вопрос, решение, ответ.

      Первая и самая главная ошибка — ребенок невнимательно, вскользь прочитал условие задачи.

      К примеру задачка. У Пети 8 монет, это на 3 меньше, чем у Васи. Сколько монет у Васи.

      Ребенок видит «на 3 меньше», значит надо что-то отнять, а отнять можно только от 8, так и получается 8-3=5 монет у Васи. Но если внимательно прочитать условие, то меньше то конфет как раз у Пети.

      Чтобы такой путаницы не было, требуйте с ребенка записать условие задачи.

      П.- 8 м. на 3 м. Ошибка вторая — в решении.

      Когда вопрос в задаче один, тут все просто. Но когда в задаче есть несколько неизвестных — решение затрудняется. Решаем по действиям. Для начала определим, каких данных нам не хватает, затем найдем эти числа, подставим их и решим задачу.

      Ошибка третья — неправильная запись ответа.

      К примеру, требуется найти сколько монет, а ребенок пишет сколько человек. Нужно внимательно еще раз прочитать вопрос задачи, перед тем, как записать ответ. Что требуется найти, то и пишем в ответе. Ответ начинается с числа.

      Алгоритм решения

      1. Внимательно прочти задачу и представь, о чем в ней говорится.
      2. Запиши в виде схемы, что известно и что не известно, что нужно найти.
      3. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи.
      4. Сначала вычисли значения, которых не хватает для нахождения ответа.
      5. Найти ответ на главный вопрос задачи.
      6. Проверь ответ.
      7. Прочти еще раз вопрос задачи.
      8. Запиши ответ.

      В решении любой задачи мы по двум известным данным находим третье. В решении рассуждаем с конца, как бы разматывая клубок. Чтобы узнать то, нам нужно это, а чтобы узнать это, у нас есть все данные.

      Учите ребенка рассуждать. Если для него это затруднительно, потренируйтесь на задачах с лишними или недостающими данными.

      Васе 8 лет. Он живет в доме номер 7 в 5-й квартире. У него есть двоюродный брат, который живет в квартире напротив. Брат на 3 года старше Васи. Еще у них вместе есть 2 кошки и хомячок.

      Нужно вычеркнуть данные, которые не понадобятся для поиска ответа и дописать вопрос задачи.

      Васе 8 лет. Он живет в доме номер 7 в 5-й квартире. У него есть двоюродный брат, который живет в квартире напротив. Брат на 3 года старше Васи. Еще у них вместе есть 2 кошки и хомячок. Сколько лет брату?

      Второй вариант тренинга — самому придумать несколько задач на одно решение.

      Вася получил за четверть 8 четверок, а пятерок на 3 больше. Сколько пятерок получил Вася?

      В аквариуме было 8 гуппи и 3 сомика. Сколько рыбок было в аквариуме?

      Третий вариант — дополнить условие, в котором не хватает данных.

      Пример: У Васи 4 конфеты, а у Сони меньше. Сколько конфет у Сони?

      Дополним условие: У Васи 4 конфеты , а у Сони на 2 меньше . Сколько конфет у Сони ?

      При прочтении для наглядности можно подчеркнуть нужные для решения данные.

      Как научить ребенка решать задачи?

      Каждый школьник должен научиться решать задачи самостоятельно. Известный математик Д. Пойя советует: «Если хотите научиться решать задачи, то решайте их!» Но это не значит, что нужно бездумно решать огромное количество задач. Полезнее выполнять немного заданий, но при этом само их решение должно содержать изучение структуры предложенных задач и выявление используемых общих методов и приемов.

      Пока ребенок обучается в начальной школе, его надо научить выделять в задаче условие и вопрос. Условие — это то, что известно, а вопрос — это то, что надо найти. Затем в условии и вопросе Вы выделяете главные слова. Как правило, это действия: было, приехали, купили, подарили, осталось Но главными словами могут быть и, например, два ребенка (Маша и Миша, Петя и Сережа) или два предмета (магазины, ларьки, дома) На этом этапе важно, чтобы ребенок образно представил то, о чем говорится в задаче.

      Затем надо показать ребенку смысл этих слов. Было, всего, купили, и, стало, на… больше — эти слова указывают на сложение. Продали, уехали, осталось, на… меньше — эти слова указывают на вычитание. Разложили, раздать, в … меньше — это деление. Если вопрос начинается со слов «На сколько…», то это указание на действие вычитания.

      Некоторые учебники по математике оперируют терминами «часть» и «целое». Было, всего, стало — эти слова указывают на «целое», а остальные слова — на «часть». Зная об этом, Вашему маленькому ученику будет проще начертить схему к задаче.

      Теперь, когда появилась схема, которая содержит условие и вопрос, подумайте вместе с ребенком: можно ли сразу ответить на поставленный вопрос, все ли нам известно для ответа на этот вопрос или что-то еще требуется узнать? Далее Вы помогаете ребенку выделить промежуточные вопросы в задаче. Ведь сколько ребенок вопросов найдет, столько и действий в этой задаче. Здесь важно обсудить, с помощью какого математического действия будете искать ответ на этот вопрос. Так составляется план решения задачи.

      Особую роль в решении задач играет заключительный анализ решенной задачи, ребенку необходимо еще раз рассказать, как он решал задачу и почему выбрал то или иное математическое действие.

      Предложите ребенку решить похожую задачу самостоятельно. Обсудите с ним, чем задачи похожи и чем отличаются. Как эти различия повлияли на решение задачи? Почему задачи решаются одинаково?

      Попробуйте дать задачу, которая будет решаться иначе. Дайте ребенку возможность подумать, почему эта задача решается, например, сложением, когда две предыдущие Вы решали вычитанием.

      Возникает вопрос, где взять «похожие» и «различные» задачи? Воспользуйтесь сборником задач , «2500 задач для начальной школы».

      Уверена, что Ваши дети полюбят решать задачи. Успехов!

      Проголосовали 236 человек

      202
      11
      22
      1
      0

      Комментарии (17):

      Войти через социальные сети:

      Спасибо за статью, Ольга. Выделение «условия» и «вопроса» — базовые вещи. Занимаюсь с сыном решением задач на логику с 5 лет. Основная сложность, которую я замечал — неумение дробить задачу на несколько подзадач, в каждой из которых свои условия и свой вопрос. Когда сын научился это делать, все стало в разы проще.

      Как я это вижу, научиться решать задачи — значит развить навык быстрого и правильного дробления ее на подзадачи и выбора оптимального метода нахождения ответа на каждый из вопросов. Развитие мышления нужно направлять именно в таком русле. Тогда в идеале и жизненные задачи и проблемы ребенок сможет решать по схожему алгоритму:
      — оценил ситуацию: какие вопросы перед тобой стоят, исходные данные;
      — прикинул возможные пути решения проблем;
      — выбрал оптимальный;
      — пошагово разобрался с каждым вопросом;
      — проблема решена и можно уверенно двигаться дальше .

      И без сомнений, научиться решать задачи мало, нужно постоянно тренировать мозг, решая разные типы/категории задачек. Если типовых математических предостаточно в школе, то в поисках нестандартных задач на сообразительность мы выбрали онлайн-площадку, которая наши потребности в задачах закрыла полностью. Рекламировать не буду. Но уверен, что многим может быть полезно. Даю ссылку на дополняющую поднятый вопрос статью в блоге http://logiclike.com/blog/reshaem-logicheskie-zadachi/kak-reshat-logicheskie-zadachi — там подробно освещаются несколько ценных методов решения логических задач.
      Полностью поддерживаю цитату Д. Пойя По нашим наблюдениям и рекомендациям от нескольких педагогов, начиная с начальной школы, есть смысл решать по 3-7 разных задачек в день. И будет толк.

      Математика — дело серьёзное!

      А помните «Занимательную математику» Перельмана (а может не-Перельмана, не помню. ) ? Я так хочу найти для своих студентов ! У меня это самый любимый учебник был в детстве! Учиться можно интересно! Главное найти как!

      Помним Занимательную математику» Перельмана — говорят, там в формате DjVu. Если именно «математика», а то ведь были еще алгебра, геометрия, физика, арифметика, и, говорят, биология и астрономия. И не-Перельман был, но не задержался как-то.

      чтой-то не зайти на эту ссылку. Я увидела http://www.koob.ru/perelman/zanimatelnaya_algebra
      Все прочие: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/P/PEREL’MAN_Yakov_Isidorovich/_Perel’man_Ya._I..html
      Только сейчас узнала, что великий Перельман умер в блокаду в Ленинграде, в 1942 году.
      Вот моих детей Перельман не пронял. А я — так люблю математику!
      Правда, почти безответно. Хорошо помню основное тригонометрическое тождество.

      Оценка статьи: 4

      А я почему-то просто обожала в моем пионерском детстве Правда моя дочь читала другое — всякие там квантовые механики и элегантные космосы. Не проняло ее про бассейны и сталкивающиеся поезда

      А мне так геометрия нравилась перельмановская — с такими простыми военизированными задачками!

      А так: http://www.koob.ru/perelman/zanimatelnaya_matematika
      http://www.koob.ru/perelman — Занимательная физика, Занимательная алгебра, Занимательная математика, Живая математика, Знаете ли вы физику?

      у меня первая ссылка открылась!

      О! А я такую и не видела никогда. Завтра займусь математикой, такое упоенье! Она ум в порядок приводит.

      Aх, Марианнна. Я вас так люлю сейчас.

      Легко сказать — трудно сделать. Мне приходится часто помогать учить детей. Учительницей я точно стать никогда не смогла бы! я просто скоро впадаю в отчаяние. Сама была отличницей, мне никто не помогал никогда. Поэтому не представляю, как можно так плохо соображать.

      После часов мучений сводится к тому, что сама сажусь и решаю ребенку задачу, пишу сочинения и т.п. А потом — снова-здорово. Те же ошибки, нежелание понимать что-либо. Блин, как учиоеля это терпят? представить страшно.

      Мне очень понравилось. Только не понятно, к чему такая картинка? Чтобы деньги умели считать?

      Во-во, именно. Для чего большинству и нужна математика — именно для этого, в широком, конечно. смысле.
      Поскольку решение задач именно такого, практического, характера жизнь от нынешнего школьника потребует в будущем.
      Кстати, многие взрослые, берясь помогать своему дитю осваивать математику, очень быстро принимаются бесноваться, а затем впадают в депрессию: «Мой ребенок — полный идиот». Потому что для родителя никакой проблемы в решении этих практических задач нет — на всякие там рубли-копейки, саженцы и дележку карандашей между Ваней и Машей.
      Только родитель не понимает, что именно его жизненный, житейский опыт и дает ему возможность в задачечных ситуациях сразу ВИДЕТЬ ответ. Не решая.
      Ребенка этому научит жизнь.
      Вслед за автором статьи, берясь советовать учить детей решать задачи (о! какая фраза!), посоветую родителям не следовать каким-то посторонним методикам, а вместе с дитем освоить предшествующий задачам параграф учебника. Поскольку учитель будет требовать именно этого — решения задачи в соответствии с предписанной методикой.

      К сожалению, в учебнике по математике для начальной школы нет параграфов и многие родители не понимают, что делать со схемами и картинками на странице.

      Пожалуй, эти знания полезны не только детям

      Конечно.

      Как помочь ребенку и научить решать задачи?

      Этот вопрос задают себе не только учителя, но родители учащихся. Очень часто сидя в коридоре школы можно услышать разговор между родителями: «Что делать не знаю? Мой ребенок математику любит, хорошо решает уравнения и примеры. Как до ходим до задач, ступор. Смотрит большими глазами и говорит, что ее невозможно решить. В чем причина?»

      Попробуем ответить на этот вопрос:

      Доказано, что лишь 30% людей от природы дано логическое мышление, которое позволяет успешно решать любые задачи. Это один из основных показателей уровня математического развития. Поэтому в любой экзамен, контрольную по математике включена задача. Именно здесь и обнаруживается, что не все учащиеся могут показать достаточные умения в решении задач.

      Также доказано, что логика и логическое мышление является приобретенным, а не врожденным качеством людей. Человек изучает и развивает их в течение всего жизненного пути. Получается, что развивать логическое мышление просто необходимо, так как в течение нескольких лет учебы в школе придется решить ни один десяток задач и в итоге показать свой уровень знаний на ОГЭ или ЕГЭ.

      На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам обучающихся, закончившим начальную школу. И вот одно из них (в сокращении), касающееся задач: умение решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

      Получается, что, если ребенок не научился решать задачи по окончании 4 класса, перейдя в среднее звено ему придется трудно с освоением других навыков. Следовательно, задача родителей и учителей помочь ребенку научиться решать задачи.

      Советы при решении задач:

      1) Мотивация. Ребенку важно знать зачем он это делает и где это может пригодиться в жизни. В начальной школе ответ лежит на поверхности: рассчитать линолеум для комнаты, вычислить скорость машины и узнать время, когда прибудешь на место, полученную сдачу в магазине и др.

      2) Внимательно прочитать задачу, может быть и не один раз. Любая задача состоит из 4 частей:

      — условие (что известно – опорные слова: было, осталось, подарили и т.п.)

      — вопрос (что надо найти)

      Важно научить ребенка в начальной школе выделять в задаче условие и вопрос.

      3) Составить краткую запись (опорные слова, чертеж). Если не можете – рисуйте!

      4) Решение по плану (алгоритму) с опорой на краткую запись. Ребенок должен научится самостоятельно рассуждать вслух от конца, ставя промежуточные вопросы. Решение любой задачи, подчиняется главному закону: по двум данным находим третье. «Мне не известна скорость, но я могу найти … и т.д.» Главное: Не заставляйте ребенка решать задачи самостоятельно, работа должна вестись под руководством наставника. Если вы сами не можете решить задачу, не стесняйтесь этого, но обязательно узнайте на следующий день, как нужно было решить. Важно, чтобы зародился интерес.

      5) Ответ задачи нужно списывать с вопроса задачи и начинать с записи числа, за исключением таких вопросов «На сколько. » «Во сколько…?»

      6) И самое главное! Чтобы научить ребенка решать задачи, нужно заниматься понемногу, но каждый день. Не ждите изменений, если это будет происходить бессистемно. Чтобы процесс не стал нудным, можно разбавлять его интересными математическими историями, занимательными задачами, загадками-шутками, нестандартными задачами и др. Они способствуют развитию сообразительности и творчества.

      Для занятий можно использовать различные сборники задач, а также карточки по математике, разработанные учителями начальной школы:

      Ваш ребенок обязательно научится решать задачи и будет получать отличные оценки по математике! Успехов!

      Как научить ребёнка решать задачи в начальной школе.
      консультация (2 класс) на тему

      В начальной школе большую трудность для ученика представляют задачи.

      Скачать:

      Вложение Размер
      kak_nauchit_rebyonka_reshat_zadachi.docx 16.69 КБ

      Предварительный просмотр:

      Как научить ребёнка решать задачи.

      В течение многих лет учебы в школе Вашему ребенку придется решать огромное количество задач. Сначала это будут задачи по математике, потом они сменятся задачами по алгебре и геометрии, к ним добавятся задачи по химии и физике и т.д. Но, несмотря на кажущуюся непохожесть, в методике их решения существует много общего. Поэтому, если ученик в начальной школе освоит основные закономерности в подходе к решению любой задачи, почувствует, что решать задачи интересно , в старших классах на уроках алгебры и геометрии, физики и химии он будет чувствовать себя достаточно уверенно.

      1. Мотивация . Увы, надо признать, наши дети глубоко демотивированы. Чья в этом вина и почему так получилось, обсуждать сейчас не хочется. И все-таки было бы не плохо, чтобы ребенок знал, для чего он этот предмет учит. В начальной школе ответ на этот вопрос очевиден: арифметика касается чисто практических задач, как то вычислить площадь комнаты или скорость пешехода. Гораздо тяжелей человеку осознать – зачем ему иррациональные числа и квадратные уравнения. Вот здесь нужно уцепиться за то, чем ваш ребенок увлечен! Практически к любой области человеческих знаний можно «прикрутить» математику, начиная от практического применения (будущие программисты, инженеры, строители и т.д. ну просто обязаны знать математику) заканчивая логическим мышлением и воображением, которые развивает этот предмет (дети с выраженной любовью к гуманитарным предметам считают, что им математика не нужна! Однако, может сами уравнения им и вправду ни к чему, но умение аналитически мыслить очень даже пригодится)

      2.Рекомендации при решении задач:

      1.Задачу нужно внимательно прочитать (может быть и не один раз!) и после этого уяснить, что любая задача состоит из четырех частей:

      1. Условие 2. Вопрос 3. Решение 4. Ответ

      Если Ваш ребенок не может решить задачу, то Вы не должны нервничать, злиться, кричать и решать ее за ребёнка, надо просто разобраться в задаче досконально, чтобы Ваше объяснение стало для него понятным.

      1. Решение любой, даже самой трудной задачи, подчиняется главному закону: по двум данным находим третье.

      2. а) Если ребенку трудно составить краткую запись , попробуйте р исовать . Да-да-да… Мы рисуем все с 1 класса. С самого начала учите ребенка четко представлять, что же происходит в те моменты, от которых говорится в задаче, и рисунок здесь просто необходим. Коля держал в руке 3 яблока, тут пришел Вася, и отдал ему еще два. Все просто, не так ли? Но это просто – для нас, взрослых. В момент когда вы рисуете картинку с ребенком, вы, во первых, можете превратить нудное и непонятное в веселое и простое. Во вторых, поможете развить воображение, что на самом деле и является целью всего этого обучения! Наличие художественных способностей, конечно, желательно, но совершенно необязательно. Чем смешней картинка, тем лучше все запомнится.

      б) Попробуйте дать ему задачу, которая содержит лишние сведения. Пускай малыш вычеркнет все ненужное.

      Например: В магазине на нашей улице продавались очень красивые альбомы. На обложке смешные картинки. Бумага плотная, белая. Передо мной их покупала одна тетя. Ей нужно было целых 5 альбомов. Продавец сказал, что 5 альбомов стоят 60 рублей . А мне мама сказала, что нужно купить 3 альбома. Сколько денег мне нужно заплатить?

      3. Если трудно записать план решения из–за того, что ребенок не понимает, почему же он не может ответить сразу на вопрос, разыграйте с ним сценку, чтобы он смог почувствовать себя как бы «внутри задачи».

      У тебя 6 конфеток, а у меня на 4 конфеты больше. Сколько конфет у нас с тобой вместе?

      Малыш, не задумываясь, складывает 6 и 4, он уверен, что решил задачу. Тогда вы кладете перед ним 6 конфет, а свои зажимаете в кулаке.

      — Ты сейчас это узнаешь сам. У меня на 4 конфеты больше, чем у тебя.

      — Значит, у тебя 10 конфет. А всего у нас 16 конфет!

      — Что же нужно знать, чтобы узнать, сколько конфет у нас вместе?

      Нужно знать, сколько конфет у каждого.

      А затем Вы вдвоем составляете план.

      4. Все внимание на фразы! Математика здорово тренирует внимательность, и самое главное, чему нужно научить ребенка, что ответ задачи скрыт в ее условии. Ответ нужно списывать с вопроса. Ответ всегда начинается с числа. Четко нужно запоминать значение «математических фраз», некоторые можете вообще как стишок наизусть учить. Например, фраза «больше в», «больше на», а также все эти «слагаемые», «уменьшаемые», «вычитаемые» и т.д. – нужно добиться четкого понимания, что это все значит. Только после этого условия задач не будут казаться такими запутанными и сложными, а решения простыми и очевидными.

      5. И самое главное! Не ждите, что, выполнив с ребенком по одному упражнению из предложенных, Вы научите его решать задачи. Чтобы добиться успеха, все навыки нужно довести до автоматизма. Звучит, конечно, эта фраза страшно. И тем не менее. В решении простейших примеров, в изучении таблицы умножения, дробей, этой самой автоматизированности добиться просто необходимо. Иначе дальнейшие «слои» знаний будут построены на очень непрочном фундаменте. Какой смысл изучать сложение и умножение иррациональных чисел, если человек не может правильно и БЫСТРО сложить или перемножить два числа. Чтобы бороться с «нудностью» этого процесса можно рассказывать всякие интересные истории про действие чисел, показывать более простые способы или даже доверить посчитать стоимость покупки «того-то того-то по столько-то рублей». Очень рекомендуется график занятий «понемногу, но каждый день»

      Задачи нужно научиться «чувствовать душой»!

      Читайте так же:

      • Как научиться есть меньше но чаще Как правильно есть чтобы похудеть Похудеть, избавится от вздутия живота улучшить пищеварение возможно, если изменить свои привычки, научится правильно есть и заниматься спортом. У каждого […]
      • Как научиться сокращать Сокращение дробей, правило и примеры сокращения дробей. В этой статье мы подробно разберем, как проводится сокращение дробей. Сначала обговорим, что называют сокращением дроби. После этого […]
      • Как побороть страх познакомиться Как побороть страх и подойти к девушке Достаточно часто встречается, что даже самые смелые, уверенные в себе парни, которые, казалось бы, не боятся ничего, не могут подойти и познакомиться […]
      • Как научиться плести браслеты из резинок без станка Плетение из резинок — 2: простой браслет без станка, 5 вариантов Уроки (мастер классы) модного плетения из резинок для начинающих: как сплести самый простой браслет - цепочку из резинок […]
      • Как научиться рисовать комнаты Как нарисовать комнату с мебелью: 4 примера Сегодня мы хотим разобрать очень интересные примеры рисования, которые покажут как нарисовать комнату. Основная сложность в работе над […]
      • Как научиться рисовать змею Как нарисовать змею Ни для кого не секрет, что змеи являются очень опасными хищниками. Некоторые способны убить человека своим ядом за считанные минуты. В этой статье мы поговорим о […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *