Как научиться запоминать больше

Запомнить все: 7 техник запоминания, которые прокачают вашу память

Сегодня вы прочитали интересную статью, а через неделю уже не помните, о чём в ней шла речь — знакомо? Если да, то для вас есть новость: вы – не обладатель феноменальной памяти. И ваша память, мягко говоря, слабовата. Однако расстраиваться не стоит, ведь у нас есть и приятная весть: это можно исправить.

Как запоминать больше информации: 7 рекомендаций

Из статьи вы узнаете, как запоминать больше информации и какие техники запоминания наиболее эффективны. Предлагаем вашему вниманию 7 советов, которые действительно улучшат вашу память. Желательно, чтобы вы использовали их совокупности, а не отдельно. Присаживайтесь поудобнее и постарайтесь не забыть то, что мы напишем ниже.

1. Здоровый образ жизни — прежде всего

Если вы будете недосыпать, злоупотреблять вредной пищей и алкоголем, избегать физических и умственных нагрузок, то ваш мозг просто забудет, как запоминать информацию. Ему это станет физиологически не под силу.

Вести здоровый образ жизни — это универсальное решение, которое улучшит общее состояние организма, а не только память.

2. Используйте ассоциации

Техника запоминания при помощи ассоциаций отлично помогает тем, кто учит иностранные языки, да и вообще всем людям, которым нужно что-либо запомнить. Всё просто: берёте незнакомое слово и представляете в голове картинку или ситуацию, которая впоследствии будет ассоциироваться у вас с этим словом.

Возьмём в качестве примера замечательное английское слово «pedestrian», которое переводится как «пешеход». В русском языке по произношению оно больше похоже на какое-то ругательство — и это отлично, значит есть, с чем его ассоциировать. Допустим, пешеход пойдёт на красный, а вы ему из окна машины крикнете: «Куда ты идёшь, pedestrian, не видишь — тебе красный».

Причём техника запоминания посредством ассоциаций может быть разной, ведь бывают визуальные, слуховые и даже рифмованные ассоциации. Но ключевой момент вы поняли: вам необходимо ассоциировать “что-то с чем-то”, чтобы это запомнить. А как вы будете это делать — зависит от вашей фантазии.

3. Дворец вашей памяти

Здесь, опять же, действуют аналогиченые правила запоминания, что и в способе с ассоциациями. Представьте, что вы идёте по собственному дворцу, и он наполняется информацией, которую вы в данный момент изучаете. Свяжите её с предметами интерьера или какими-то другими элементами вашего дворца, и она запомнится намного легче.

4. Не всё сразу

Существуют определённые правила запоминания, которые нельзя нарушать, например никогда не пытайтесь запомнить большой кусок информации за один присест. Как вы думаете, какой студент успешнее сдаст экзамен: тот, который читал книгу на протяжении всего семестра или тот, который попытался выучить всё за день-ночь до теста? Думаем, ответ очевиден. Хотите знать, как хорошо всё запоминать? Отвечаем: по частям.

Не забывайте народные мудрости, гласящие, что утро вечера мудренее, а повторенье – мать ученья. Выделите с утра время на то, чтобы освежить в памяти прочитанное вчера. Такой подход увеличивает эффективность запоминания в разы.

5. Конспектируйте информацию от руки

Конспектировать новые данные от руки — хорошая тренировка памяти и внимания (и умения писать ручкой, которое сегодня “хромает” у большинства). Дело в том, что этот процесс стимулирует нервную систему. Исследования показали, что запись информации от руки намного эффективнее, чем запись в ноутбук или компьютер. Почему? Потому что, записывая, мы сокращаем данные, наш мозг в результате лучше с ними работает и позволяет нам запоминать намного больше.

6. Повторяйте информацию регулярно

Самая лучшая тренировка памяти и внимания — регулярное повторение информации. Вы можете прочитать какой-то сложный отрывок один раз, и вам покажется, что через неделю он отложится в памяти, однако это не так. Если же вы будете перечитывать его регулярно, то спустя 7 дней сможете вспомнить всё прочитанное. Поэтому недостаточно просто знать, как хорошо всё запоминать, нужно ещё прикладывать определённые усилия! А уделить полчаса в день на перечитывание важной информации – не такой большой труд. Самоорганизация вам в этом поможет.

7. Делитесь заученной информацией с другими

Знаете этот анекдот, в котором учительница жалуется на своих учеников: «Я им объясняю и объясняю, а они всё никак не понимают. Да я уже сама всё поняла, а они до сих пор не могут понять, о чём я говорю»? Как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Так вот, как лучше запоминать информацию? Отвечаем: делиться ею! Объясняя определённые сведения другому человеку, вы повторяете их ещё раз и запоминаете лучше.

Как в школе мы все учили стихи, которые помним до сих пор? Рассказали выученный стих маме, папе, однокласснику на перемене, и после – блеснули на уроке! Это проверенный принцип, которым грех не пользоваться.

Как запоминать информацию: память нужно тренировать

Все перечисленные выше рекомендации, как лучше запоминать информацию, требуют от вас определённых усилий. Память — своего рода невидимый мускул, который нужно тренировать. Возьмите наши советы на вооружение и применяйте их в комплексе друг с другом.

Вот увидите: пройдут недели, и ваша память улучшится в разы. Вы будете запоминать всю нужную информацию без труда и головной боли. А вы ещё не забыли, с чего началась наша статья? Тогда не всё потеряно! Тренируйте свою память и будьте здоровы!

Как быстро и хорошо запомнить текст

«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память» Иоганн Вольфганг фон Гёте (немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель).

Для каждой роли актеру приходится заучивать большое количества текста, при этом, в отличие от телеведущего или преподавателя, у него нет возможности заглянуть в конспект.

Но, конечно же, не только актерам полезно укреплять и развивать память, а любому человеку будет только на пользу овладеть навыками запоминания большого объёма информации.

Методик и упражнений для развития человеческих способностей существует великое множество. Так, руководитель и основатель образовательного портала 4brain – Евгений Буянов, на страницах своего проекта собрал наиболее значимые и интересные методики развития в человеке разных ментальных навыков, и все ради одной важной цели: «в наше время в интернете сложно найти что-нибудь стоящее: что можно прочитать и потом рассказать внукам в старости; чему можно научиться, чтобы сделать мир лучше; что сделает нас немного мудрее и толерантнее». Пройдя по этой ссылке, вы сможете найти большое количество полезных, увлекательных приемов, правил и техник, направленных на повышение уровня развития памяти и способности целенаправленного запоминания. Вся методика обучения способам запоминания, представленная на данном сайте очень проста и доступна каждому.

Чем больше вы узнаете о способности памяти, тем легче вам будет общаться с ней на «одном языке», а значит, вы будете понимать друг друга долгие годы, оставаясь при этом «верными друзьями».

Итак, не торопитесь приступать сразу же к упражнениям. Для начала давайте определимся, какой вид памяти, развит именно у вас лучше всего.

Так, Наполеон, обладал, моторной памятью (всем нам прекрасно помнится его феноменальная память на имена). Человеку, обладающему акустической памятью, нужно слышать то, что он учит. А это говорит о том, что лучший для него вариант – заучивать вслух. Опорой памяти для людей визуального восприятия, служит обдуманное расположение ключевых слов (раскрашивание, рисунок, схемы).

Также важно определить при выборе способа запоминания текста:

  • Какого типа текст (какой сложности, тематики)
  • Насколько подробно необходимо вам его запомнить
  • На какое время
  • Итак, давайте, чтобы раз и навсегда выявить ваш тип памяти, мы с вами проведем один тест. Называется он «Тест на определение типа памяти». Вам для этого понадобиться три листа бумаги, обязательно пронумерованных.

    Прочитайте вслух слова:

    Запишите то, что запомнили на первом листе.

    Теперь прочитайте слова про себя, и обязательно представляйте эти предметы:

    Вновь запишите, что запомнили, используя лист №2.

    А теперь прочитайте слова и «запишите» их в воздухе:

    Запишите все, что смогли запомнить на третьем листе.

    Вот теперь выводы: если больше совпадений на листе №1 – у вас аудиальная память. На листе №2 – зрительная память, на листе № 3 – кинестетическая.

    Приемы быстрого запоминания текста

    «Помнить — это все равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего» Максим Горький.

    У каждого профессионала « речевой» профессии есть свои приемы, секреты быстрого запоминания огромной по объему информации или же текста.

    В книге «245 простых упражнений по системе Станиславского» Эльвира Сарабьян приоткрывает нам завесу этих тайн.

    И вот только некоторые фрагменты этой увлекательной книги:

  • Текст мгновенно «всплывает» в памяти, если принять позу, которая принималась в театре, в гриме и костюме…то есть необходимо войти в нужный образ. В общем, идею вы уловили!
  • Также книга наполнена всевозможными действенными советами, среди них и чтение материала вслух. И желательно только повторять ту часть, которая меньше всего поддаётся запоминанию. Не забывайте делать перерыв, отдыхать.
  • Обязательно тренируйте образные способности (есть такой даже метод «Мнемотехника (метод ассоциаций)» все о данной методике читайте на данной странице.
  • А теперь давайте поиграем в игру «Катена» для развития креативного мышления, описанную в книге Гарри Лорейн «Суперпамять». Играть можно как одному, так и в компании. Правила очень просты. Возьмите любыми два слова. Необходимо взять их цепочкой слов-ассоциаций (то есть между словами должно быть хоть что-то общее, или же наоборот противоположное).

    Пример: Часы и Облако.

    Решение: Часы – Время – День – Солнце – Небо – Облако.

    Придумывайте свои ассоциации, развивайте креативное мышление. И обязательно пройдите урок «Теории творчества и креативности».

    Возможно, вы уже слышали о « Методе Цицерона» или его еще называют «метод дорог» для запоминания последовательности слов. Чтобы воспользоваться методом, необходимо заранее подготовить «дорогу» (матрицу образов).

    И суть его в следующем: вы должны взять первое слово и создать ассоциацию с первым образом вашей матрицы. И так с каждым словом. А процесс «вспоминания» слов будет работать на вас, когда вы мысленно воспроизведете образ, соответствующий данному слову.

    Вот еще несколько действенных способов, позволяющих качественно, а главное быстро запомнить материал (будь то стих, роль или доклад):

  • Прочитав текст, выделите в нем основную, главную мысль
  • Читая текст, обращайте внимание на подробности
  • Проводите параллели с уже имеющимися у вас знаниями
  • Ставьте себе обязательно внутренние установки на запоминание — активно работайте как с собой, так и с текстом. Учите только с желанием
  • Небольшого объема тексты, эффективнее всего заучивать перед сном
  • Объемную (большую) информацию делите на части, не пытайтесь все освоить в один день
  • Связывайте запоминание материала с хорошо известными вам явлениями (музыкой, цветами, числами)
  • Стимулируйте себя, вознаграждайте свой труд ( вкусным обедом, долгожданной покупкой)
  • Если вам предстоит запомнить иностранный текст, обязательно предварительно сделайте точный его перевод
  • Все сложное, старайтесь максимально упростить
  • Всесторонне используйте различные органы чувств
  • Старайтесь взглядом охватывать как можно больше слов (развивайте периферическое зрение). Для этого используются, в том числе таблицы Шульте.
  • Читайте, учите только на свежую голову
  • Работайте с текстом в комфортных условиях (хорошее освещение, отсутствие внешних раздражителей)
  • Высыпайтесь (тем самым вы значительно повысите производительность вашей памяти)
  • Есть еще один весьма эффективный метод быстрого запоминания текста – при помощи пиктограмм (то есть, прибегая к помощи графических образов). Принцип его точно такой же, как в методе дорог. Нарисованная вами картинка и есть способ быстрого воспроизведения нужных слов или предложений.

    Вот и все на сегодня. Нагружайте свою память, ведь как говорил Наполеон I: «Голова без памяти — все равно, что крепость без гарнизона». Если интересуетесь вопросами развития мышления более глобально — обратите внимание на курс «Когнитивистика».

    Дорогие друзья, мы будем очень рады, если вы поделитесь с нами не только своими впечатлениями от материала, изложенного нашей командой, а самое главное, результатами своих усилий. Мы этим самым еще раз удостоверимся, что наш труд не напрасен. Оставляйте, пожалуйста, свои отзывы и комментарии в строке ниже.

    5 секретов памяти: как запоминать легко и надолго

    В книге «100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок» Екатерина Додонова делится секретами, как научиться быстро запоминать иностранную лексику, удерживать в голове длинные числовые ряды, объёмные тексты, имена людей, пин-коды и ещё массу всего.

    1. Поймите

    Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

    Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

    По этой причине большинство людей с трудом учат иностранные языки. Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

    Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

    2. Придумайте ассоциацию

    Наличие фантазии — один из мощнейших инструментов для запоминания информации. Мнемотехники значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

    Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

    Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

    Пальцы Ассоциация
    Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
    Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
    Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
    Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
    Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

    Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

    3. Обманите магическое число 7 ± 2

    Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

    Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

    По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

    4. Повторяйте правильно

    Наш мозг можно программировать — это научный факт. Для достижения цели необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

    Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз — через неделю.

    5. Настройтесь

    Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

    Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга — зона вашей ответственности.

    Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге.

    Как запоминать всё — мгновенно и навсегда

    Поделиться сообщением в

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Чтобы разобраться в методиках, позволяющих мгновенно и навсегда запоминать факты, корреспондент BBC Future встретился с группой ученых и чемпионами турниров по запоминанию.

    Ведущие мировые эксперты по вопросам памяти заставляют меня стесняться своих скромных возможностей. Бен Уотли, например, рассказал мне о знаменитом мнемонисте по имени Маттео Рикки.

    Живший в XVI в. священник-иезуит стал первым европейцем, который выдержал в Китае экзамен для чиновников высшего уровня.

    Этот экзамен представлял собой весьма мучительное испытание и включал, в числе прочего, запоминание огромного массива текстов классической поэзии. На выполнение этой задачи могла уйти вся жизнь.

    «Лишь 1% испытуемых выдерживал эти экзамены, и все же Рикки сумел сдать их через 10 лет, хотя до этого не знал ни слова по-китайски».

    Может ли психология наделить нас способностью столь же блистательно владеть нашей собственной памятью? Именно такую цель ставит перед собой Уотли.

    Совместно с бывшим чемпионом по запоминанию Эдом Куком он уже разработал учебное приложение Memrise, в котором применяются некоторые принципы мнемоники.

    Теперь они объединили усилия с исследователями из Университетского колледжа Лондона ради поиска путей и способов усовершенствования своих приемов.

    Они обратились к экспертам в сфере памяти и попросили их провести серию экспериментов для того, чтобы выявить самый легкий и наиболее эффективный метод запоминания новой информации.

    Какой способ выбрать

    Первый раунд. Задача, поставленная перед участниками соревнования, на первый взгляд, проста, говорит Розалинд Поттс из университетского колледжа Лондона: «Если у вас есть всего один час на запоминание 80 слов, что вы будете делать, чтобы вспомнить их через неделю?» Задача усложняется тем, что ученые выбрали 80 слов из литовского языка.

    Участников эксперимента разделили на две группы. В одной они пользовались специальными методиками запоминания слов (их подсказывали ученые), в другой группе участники не прибегали к каким-либо приемам.

    Некоторые методики не смогли привести к улучшению запоминания и последующего воспроизведения информации. «Это показывает, насколько трудно перевести научные принципы в процесс реального обучения», — говорит Дэвид Шэнкс, также представляющий университет.

    Серьезным препятствием оказалась скука: член одной из команд уснул во время часовой сессии по запоминанию слов, несмотря на то, что ему и его коллегам платили за участие в опыте пирожными.

    «Такое случается», — говорит Яна Уайнстайн из Университета штата Массачусетс Лоуэлл, которая входила в состав коллегии судей.

    Тем не менее, многие команды сумели кое-чему научиться в ходе эксперимента. Некоторые участники смогли запомнить в два раза больше слов — вместо того, чтобы замкнуться на одном единственном приеме, они, как правило, использовали сочетание нескольких методик.

    Признание собственного невежества

    Самопроверка – один из самых надежных способов улучшить память.

    Для меня удивительной и потенциально полезной оказалась уловка под названием «ошибочное воспроизведение».

    Участников опыта без предварительной подготовки заставляли догадываться о значении тех или иных литовских слов.

    «В первый раз они всегда ошибались», — говорит Шэнкс. Однако, как показали психологические исследования, первоначальные ошибки приводят к тому, что потом слова — в правильном значении — хорошо запоминаются.

    «Этот способ дает значительно более ощутимые результаты, чем простое заучивание слов».

    Простое признание собственного невежества, как выясняется, стимулирует память и позволяет усваивать в два раза больше информации по сравнению с теми группами, которые не пользуются этим методом.

    В психологии известно, что если немного усложнить задачу, это может усилить концентрацию внимания и заложить более прочные основы для последующего запоминания и воспроизведения информации.

    Скольжение по волнам памяти

    Чрезмерные занятия ведут к пустой трате времени. Некоторые участники разработали алгоритмы, которые позволяли определить уровень усилий, необходимых для запоминания и воспроизведения каждого из 80 слов.

    Можно пойти другим путем и положиться на собственную интуицию при составлении графика обучения, устанавливая все более долгие паузы между сеансами самопроверки и работы над ошибками.

    Один из наставников устраивал короткие перерывы для участников эксперимента и показывал им водопад на видео (по задумке отдых должен был способствовать запоминанию).

    Безусловно, когда вы учитесь, нужно делать короткие перерывы, чтобы усталость не могла снизить ваши природные способности.

    Принцип «шведского стола»

    Можно поддаться соблазну рассортировать материал блоками по темам и заучивать эти блоки один за другим. Так, некоторые наставники и поступили – организовали слова по категориям и темам.

    Однако одна из команд пришла к выводу, что повторение всех 80 слов по кругу также может быть эффективным методом. Как отмечает Бен Уотли, чемпионы турниров по запоминанию запоминают последовательность карт в колоде схожим способом. Они быстро просматривают всю колоду вместо того, чтобы делить ее на блоки и запоминать их каждый по отдельности.

    Если такой способ кого-то смущает, опыты показывают, по меньшей мере, одно: учебные занятия необходимо разнообразить. Лучше уделять время изучению разнообразных предметов и освоению различных навыков, чем концентрироваться на одном единственном предмете. Представьте себе, что вы пробуете разные блюда со шведского стола, а не заказываете обед, выбрав что-то из меню.

    Занимательные истории

    Любая форма «развития темы» способ активировать связи между нейронами и отпечатать информацию в памяти. Один из наставников предлагал участникам сочинить короткий рассказ с использованием слов, которые они должны были выучить. Кук и Уотли были приятно удивлены, когда обнаружили, что одна команда применила метод «дворца памяти». Это способ запоминания путем привязки слов к предметам в хорошо известном вам месте, например, в собственной квартире.

    Разработанная ими программа покажет вам картинку комнаты и предложит вам литовское слово lova – кровать. Вы можете представить свою возлюбленную на диване. Как только вы организуете процесс запоминания, вы сможете проделать все ваши шаги в обратном порядке и легко вспомнить нужное слово.

    Именно этот способ помог иезуиту Маттео Рикки овладеть китайским языком на таком продвинутом уровне. Он же лежит в основе способности Кука запомнить 2265 двузначных чисел меньше, чем за полчаса. Компьютерная программа Кука и Уотли упрощает процесс, доводя его почти до автоматизма. «Если наш способ победит, это станет серьезным открытием», — говорит Кук.

    И все-таки сложно отделаться от мысли, что эти способы очень далеки от того, в чем мы нуждаемся в повседневной жизни. Выполняя предыдущее задание, я попытался с помощью мнемотехники выучить примерно 1000 датских слов. И хотя эти приемы помогли мне запомнить слова по отдельности, я так и не смог начать употреблять эти слова в полете, в баре или ресторане.

    Кук соглашается, что это всего лишь первый шаг. Подобные техники, по его словам, могут лишь создать основу тренировки памяти. Тот же метод позволяет легче учить не только языки, но и любые другие дисциплины – историю, математику. «Повторные проверки, увеличение интервала между тестами – эти методики работают почти в каждом случае», — говорит он.

    Обучающие игры

    Судьи надеются, что смогут проводить соревнования ежегодно по мере того, как они будут совершенствовать искусство памяти.

    В будущем могут появляться новые изобретательные подходы, заслуживающие внимания. Шэнкс, например, упоминает один проект, который не был допущен в этом году, но может оказаться многообещающим в будущем.

    «Они разработали видеоигру, в которой нужно сбивать космические корабли в небе. Совершенно случайно, на этих кораблях написаны литовские и английские слова, — рассказывает он. — По-моему, блестящая идея».

    Истинный вызов для экспертов в области памяти состоит, однако, не только в том, чтобы сделать учебу быстрой и эффективной.

    Как известно каждому студенту, главное препятствие в учебе — это отвлекающие факторы, будь то мысль отправиться позагорать в парке или включить телевизор. Может потребоваться множество новых состязаний, прежде чем удастся преодолеть это препятствие.

    Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

    Как заставить мозг запоминать прочитанное

    Главный редактор Rusbase

    Быстро читаете? Это не так важно, если прочитанное не удается запомнить.

    Техниками, которые помогут развить читательскую память, делится автор книги «Прокачай свою память. Как читать и запоминать большие объемы информации», эксперт в области образования и социологии Рон Фрай.

    Главная проверка качества вашего понимания — это то, что вы запомнили из прочитанного материала. Пока вы студент, большая часть вашего чтения связана с учебой, и рано или поздно от вас потребуется извергнуть полученную информацию вовне в том или ином виде — будь то сочинение, тест, курсовая работа, тест с вариантами ответов, тест по системе правда/ложь, итоговое тестирование.

    Так что надо не только выполнить свое задание, но и быть уверенным, что вы запомнили то, что прочли.

    Наверное, у всех есть такой опыт, когда в самый ответственный момент вы что-то забыли, и именно эта ускользнувшая маленькая деталь оказалась решающей для выставления оценки, балансирующей на грани 5и 4+ (или 4и 3+). Нужный факт был где-то совсем рядом, сидел на краешке вашего сознания, но вы так и не смогли его припомнить.

    Память можно улучшить

    Вам наверняка известны люди с фотографической (или почти фотографической) памятью. Они знают слова всех песен, записанных за последние четыре года, напоминают вам, что вы сказали им три года назад, и никогда не забывают ничьих дней рождения (или годовщины «дня нашей встречи» или «дня первого поцелуя» и т.д.).

    И хотя некоторые люди как будто от природы наделены даром запоминания информации, хорошую память — как и хорошую концентрацию — можно развить. Вы будете контролировать, что оставить в своей голове, а что допустимо и забыть.

    Некоторые люди запоминают относительно легко и не имеют сложностей с удержанием больших объемов данных. Другие сетуют на свою дырявую память, которая, кажется, больше теряет, чем сохраняет. Улучшению вашей способности к запоминанию поглощаемой информации может поспособствовать несколько факторов.

    Уровень интеллекта, возраст и опыт сказываются на том, насколько хорошо вы запоминаете. Вам нужно определить, как эти факторы влияют на вашу память, и научиться максимизировать отдачу от прикладываемых вами усилий.

    Заложить надежный фундамент — очень важно для хорошей памяти. Большая часть процесса обучения — это лишь добавление к тому, что вы уже знаете. Так, например, справиться с органической химией, не изучив основ, будет практически невозможно. Расширяя фундамент базовых знаний, вы улучшите свою способность запоминать новую информацию.

    Мотивация — ключевой фактор улучшения вашей памяти. Один мой друг, абсолютный фанат бейсбола, кажется, знает всю бейсбольную статистику с начала времен. Он может выдать вам уровень подготовки и пропущенные мячи практически всех игроков, расписание игр любимой команды на весь сезон. да и других команд тоже!

    И хотя я бы не сказал, что он самый умный парень из всех, что мне доводилось встречать, он, очевидно, любит бейсбол и крайне мотивирован запомнить все, что может, о любимом виде спорта. Наверное, и у вас есть свой интерес. Будь то кино, музыка или спорт — вы заполняете свой мозг огромным количеством информации. Выходит, если вы можете выучить столько об одном предмете, вы способны многое запомнить и о другом — даже о химии. Надо просто научиться себя мотивировать.?

    Метод, система или процесс запоминания информации крайне важны для улучшения памяти. Они могут включать вашу мыслительную организацию, хорошие образовательные привычки, мнемонические формулы — средства, которые вы применяете при необходимости что-то вспомнить.

    ?Использовать выученное незамедлительно — столь же важно для запоминания. Это хорошо — фиксировать в памяти список терминов для их быстрого поиска, однако если вы хотите, чтобы информация задержалась в голове надолго, вы должны способствовать заучиванию, применяя эти знания. Например, можно добавить новое слово в свой повседневный словарь и корректно употреблять его в разговорах.

    Изучение иностранных языков для многих людей становится разочаровывающим опытом, если у них нет возможности за пределами класса применять разговорные навыки на практике. Именно поэтому студенты языковых групп часто присоединяются к дискуссионным клубам или учатся за границей — чтобы закрепить запоминание изученного материала, пользуясь своими знаниями.

    Почему мы забываем

    Элементы, необходимые для развития хорошей памяти, важны также для понимания того, почему мы что-то забываем. Корни плохой памяти кроются, как правило, в одной из этих причин:

  • Нам не удается определить значимость материала.
  • Мы не освоили предшествующий материал.
  • Нам не удается понять, что именно надо запомнить.
  • У нас нет желания запоминать.
  • Мы позволяем апатии и скуке диктовать нам, как учиться.
  • Мы должны сделать учебу привычкой.
  • Мы неорганизованны и неэффективны в вопросах использования учебного времени.
  • Мы не пользуемся полученными знаниями.

    Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели.

    Всех нас каждый день засыпают информацией, бомбят фактами, концепциями и мнениями. Мы способны поглощать некоторую часть этого потока просто потому, что медиа окунают нас в него.

    Но для запоминания большего объема данных нам необходимо сделать сознательное усилие. То же самое усилие мы должны направить и на материал, который прочитываем.

    Как запоминать?

    Вот несколько базовых приемов, которые позволят вам запомнить то, что вы прочли.

      Понимание. Вы запомните только то, что поняли. Когда вы улавливаете заключенное в тексте послание, процесс запоминания уже начался. Способ проверить это — перефразировать суть своими словами. Можете ли вы выделить основную мысль? Если вы не поняли того, что было сказано, вам не удастся определить, запоминать это или просто удалить с карты памяти.

    Желание. Позвольте повторить: вы помните то, что решили запомнить. Если вы не хотите зафиксировать какую-то информацию или не верите, что сможете это сделать, то вам это и не удастся! Чтобы запомнить материал, вы должны хотеть его запомнить и убедить себя, что все получится.

    Зубрежка. Чтобы быть уверенными, что вы запоминаете важные сведения, нужно выйти за пределы простого выполнения задания. Чтобы действительно запомнить то, что вы выучили, вам нужно тщательно заучивать или даже зазубривать данные.

    Это включает предварительное чтение текста, критическое чтение и применение специальных средств повторения материала, которые закрепляют то, что вы должны были выучить.

    Систематизация. Случайные мысли и числа запомнить сложнее, чем данные, организованные в систему. Например, какой номер вам будет проще запомнить: 538-6284 или 678-1234?

    После того как вы узнали систему во втором номере, выучить его вам стало намного легче, чем первый. Вам нужно развить способность выделять существующую в тексте структуру и вызывать ее в памяти, когда вы пытаетесь восстановить содержание. Пусть система помогает вам вспоминать, как организована и согласована информация.

    Ассоциации. Полезно связывать или ассоциировать то, что вы пытаетесь запомнить, с чем-то уже живущим в вашей памяти. Ментально соединяйте новый материал с существующими знаниями, чтобы новые мысли попадали в вашей голове в определенный контекст.

    Методика улучшения запоминания

    Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

    Оцените материал и определите цель чтения. Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.

    Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.

    Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.

    Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.

  • Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе — через несколько дней, а третье — прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  • Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии — бесценная возможность применить то, чему вы научились.

    Зубрежка и мнемоника

    Есть несколько специальных техник, которые помогут вам вспомнить необходимое из целого ряда различных фактов. Первая из них — механическая зубрежка, когда вы пытаетесь заучить информацию слово в слово.

    Прибегайте к этому методу, только когда вам надо запомнить что-то на относительно короткое время — если у вас контрольная по датам сражений на истории, тест по химии по специальным формулам или словарный диктант на французском.

    Когда требуется заучивание, вы должны сделать все, чтобы зафиксировать в памяти точную информацию. Пожалуй, наиболее эффективный способ — повторение. Запишите самое важное на небольших карточках и используйте их в качестве дидактического материала. Вам нужно регулярно проверять себя, чтобы убедиться в отличном знании всех этих данных.

    Вторая техника запоминания обширной детальной информации — мнемоника. Она позволяет зафиксировать большие объемы данных, которые могут быть, а могут и не быть логически связаны. Мнемоническая техника бесценна, когда вам надо запомнить не организованные в четкую структуру сведения, сложные темы и множество фактов, складывающихся в цепь событий.

    Один из самых простых способов — попытаться запомнить только первые буквы последовательности. Вот откуда в английском языке взялся Roy G. Biv (первые буквы названий цветов в радуге). Для заучивания названий нот на нотном стане применяется фраза Every Good Boy Does Fine, а FACE — для запоминания нот в промежутках.

    (Этот способ противоположен Рою и использует слово, чтобы запомнить буквы.) Конечно, не все последовательности получаются такими удачными. Если бы вы попытались запомнить латинские названия знаков зодиака, вы бы столкнулись с Aries, Taurus, Gemini, Cancer, Leo, Virgo, Libra, Scorpio, Sagittarius, Capricorn, Aquarius, Pisces (Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы). Конечно, многие из вас смогли бы сделать из ATGCLVLSSCAP (ОТБРЛДВССКВР) имя, название места или еще чего-нибудь, но я вот не могу.

    Одно из решений — составить простое предложение, используя первые буквы из списка, который вы пытаетесь запомнить, в качестве первых букв слов, как в нашем «охотнике», который «желает знать, где сидит фазан». Чтобы запомнить порядок знаков зодиака, заучите фразу «A Tall Giraffe Chewed Leaves Very Low; Some Slow Cows At Play» (Или, например: «Очень толстые барсуки роют лапами деревья в саду Светланы, которая выращивает розы».).

    Стоп! Ведь получается такое же количество слов. Почему бы тогда просто не найти способ запомнить сами знаки? Чем второй вариант лучше? Есть пара преимуществ.

    • Во-первых, проще представить себе жирафа, корову и барсуков и то, чем они заняты. Создание мысленных образов — очень мощный способ запомнить практически что угодно.
    • Во-вторых, слова в наших предложениях связаны друг с другом, и поэтому их тоже проще удержать в памяти.
    • Ну же, попробуйте! Посмотрите, сколько времени уйдет у вас на запоминание предложения и сколько — на все знаки. Этот метод особенно прост, когда вы выучили все или некоторые элементы списка, но не можете зафиксировать их порядок.

      Запомните: нужно составить собственную, удобную для вас фразу (или группу фраз). Подойдут любые предложения и словосочетания, которые могут вам помочь. Например, вот еще два примера, которые я придумал за несколько секунд: A Tall Girl Called Lovely Vera Loved to Sip Sodas from Cans And Plates. Any Tiny Gerbil Could Love Venus. Long Silly Snakes Could All Pray, или «Огромный Телевизор Будет Работать. Люди Давят Вишневый Сок. Саша Купил Вареных Раков», (Ведь насколько просто представить запоминающиеся глупые картинки!)

      Вы заметите, что подобные мнемонические приемы позволяют с легкостью вспоминать специальную информацию, которую нужно долго удерживать в голове, чтобы использовать ее как на уроках, так и в бизнесе. Они особенно полезны, когда необходимо выучить химические классификации, музыкальный рисунок или анатомические термины. Но как бы ни были эффективны мнемонические приемы, не пытайтесь использовать их для всего, что хотите запомнить.

      Почему? Создание этих техник требует больше времени, чем может быть у человека. И проблемы порой возникают с запоминанием не самого материала, а придуманных вспомогательных фраз! Слишком большое их количество может затруднить процесс заучивания и помешать вспомнить все в нужный момент.

      Сложные мнемонические коды не особо полезны — их бывает нелегко удерживать в памяти. Когда решаете использовать мнемотехнику, нужно сохранять ее простоту, чтобы обеспечить быстрое восстановление материала, на которое вы и рассчитывали при заучивании.

      Многие люди жалуются, что голова у них как решето, что все прочитанное сразу же утекает наружу и они не могут ничего запомнить. Надеюсь, теперь вы понимаете, что это решаемая проблема. Не обязательно быть гением, чтобы иметь хорошую память, но вы должны быть готовы работать над приобретением навыков, отвечающих за эффективное запоминание. Оттачивая эти навыки, вы улучшите результаты чтения, поднимая уровень запоминания.

      Как научиться быстро и надолго запоминать информацию

      Люди шутят: «Единственное, что мы действительно “учим” в школе – это как запоминать информацию». Если вы спросите обычных прохожих на улице, как быстро запоминать вещи, большинство из них, вероятно, скажет вам: «Повторение – мать учения!». Как выяснялось, они очень далеки от истины.

      Ниже приведено 9 универсальных шагов к овладению искусством запоминания.

      Прежде чем мы начнем, вам нужно выяснить, к какому типу учеников вы относитесь: аудиал, визуал или эмпирический ученик? Если вы лучше всего воспринимаете информацию на слух, то наиболее эффективный способ для вас, чтобы понять и запомнить, это услышать. Как вы могли догадаться, визуальные учащиеся лучше запоминают увиденную информацию, а эмпирические типы обучаются от событий и переживаний. Большинство из нас представляет собой сочетание, по крайней мере, двух этих категорий. И мы будем обозначать, какой способ запоминания является наиболее выгодным для вашего стиля обучения.

      Шаг 1: Подготовка

      Для оптимизации процесса запоминания, обратите пристальное внимание на то, в какой среде вы находитесь. Для большинства людей – это означает необходимость выбирать место, с небольшим количеством отвлекающих факторов. Хотя некоторые люди могут без проблем ускорять процесс поглощения информации в общественных местах. Выяснив, какая обстановка является идеальной для вашего обучения, вы можете начать работу.

      Далее, выпейте чашку чая. Научные исследования подтверждают, что зеленый чай является природным катализатором для улучшения памяти.
      Механически говоря, наша способность воспроизводить информацию сводится к силе между нейронами в нашем сознании, которые соединены синапсами. Чем больше вы тренируете синапсы (повторяя), тем сильнее, в результате, способность к запоминанию.

      Когда мы становимся старше, токсичные химикаты приводят к повреждению наших нейронов и синапсов, что ведет к потере памяти и даже болезни Альцгеймера. Зеленый чай содержит вещества, которые блокируют токсины и заставляют ваш мозг работать должным образом намного дольше.

      Шаг 2: Сделайте аудиозапись того, что вы хотите запомнить

      Это особенно полезно, если вы пытаетесь запомнить информацию из лекции. Используйте диктофон, для отслеживания всех приобретенных фактов, и слушайте аудиозапись дома. Если вы пытаетесь запомнить слова, запишите их во время чтения вслух и прокрутите несколько раз подряд. Очевидно, это наиболее полезный способ для слуховых учеников. Аудиозапись гарантирует, что вы получите больше контекста из лекции, что, в свою очередь, поможет выучить материал намного быстрее.

      Шаг 3: Запишите информацию на бумагу

      Перед тем как начать, попытайтесь вспомнить информацию самостоятельно, а затем запишите в тетрадь и перепишите еще раз. Это поможет вам лучше ознакомиться с материалом, который вы пытаетесь запомнить. Записывая, одновременно слушайте свой магнитофон – так вы сможете сохранить больше данных и мелких фактов.

      Этот способ запоминания будет наиболее эффективным для эмпирических учащихся.

      Ошибки памяти: как научиться запоминать больше?

      Современная жизнь, согласитесь, представляет собой практически постоянный стресс. Даже если вы миролюбивый и уравновешенный человек, неожиданные обстоятельства и непредвиденные повороты событий вряд ли оставляют вас равнодушным. Прибавим к этому гигантский объем информации, которым постоянно оперирует на работе и в быту современный человек, и наверняка получим… постоянную перегрузку мозга.

      Что делать: учиться медитации или расслабляться «народными методами»? Помочь нашему мозгу справиться с огромным потоком информации – задача не из легких. Кто-то решает ее, подавшись в дауншифтеры. Сменив престижную работу и быстрый темп жизни на деревенский покой или низкооплачиваемую должность, многие обретают душевную гармонию. Но этот путь не всем подходит и временами весьма тернист. Все более популярными становятся занятия йогой, увлечение древними восточными и модернизированными телесными практиками.

      Отрешенно разглядывать туманный пейзаж или сосредоточиться на выполнении асаны – замечательный способ уйти от информационной перегрузки. Но сколько времени мы можем выделить на такие «каникулы для мозга»? Как правило, увы, до первого телефонного звонка.

      Замечательным способом дать передышку уставшему мозгу является легкая физическая нагрузка. Прогулка в парке, выезд на природу, поход в бассейн – выбрать способ слегка нагрузить мышцы и разгрузить голову можно по своему вкусу. Особенно полезно немного подышать свежим воздухом перед сном. Ведь правильный отдых не только необходим всем системам организма, но и обеспечивает эффективное усвоение информации.

      Наше тело – продукт эволюции, а не биологический аналог компьютера, поэтому мозг не может поддерживать высокую активность 24 часа в сутки 365 дней в году. Как можно использовать достижения науки, чтобы защитить свой мозг от перегрузки и одновременно улучшить его функции? Ведь как бы ни велико было желание расслабиться и отдохнуть, чаще перед нами стоят совсем другие задачи: нарастить темп выполнения работы, сдать сессию, выучить иностранный язык. Специально для того, чтобы защитить мозг от множества воздействующих на него неблагоприятных факторов и избежать его «перегрева», разработаны препараты, называемые нейропротекторами. Они входят в группу ноотропных средств (греч. noos — мышление, разум; tropos — направление), оказывающих специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга. Прием ноотропов улучшает умственную деятельность, стимулирует познавательные функции, обучение и память, повышает устойчивость мозга к повреждающим факторам, в том числе к экстремальным нагрузкам и гипоксии.

      Инновационный препарат Ноопепт®, разработанный российскими учеными, помогает мозгу лучше адаптироваться к повреждающим воздействиям и другим неблагоприятным факторам, ухудшающим память, внимание и способность к обучению. Уникальный механизм действия Ноопепта основан на свойствах аминокислот, входящих в его состав. Они защищают нейроны коры головного мозга от различных видов повреждающих воздействий.

      Препарат также оказывает вегетонормализующее действие, то есть способствует уменьшению головных болей, головокружений, сердцебиения, помогает нормализовать сон и избавиться от повышенной раздражительности и эмоциональной лабильности. Принимать препарат рекомендуется курсом, так как мягкое восстановление нарушенных функций требует определенного времени.

      Механизм действия Ноопепта направлен на все основные элементы памяти – начальную обработку, обобщение и извлечение информации. Кроме того, Ноопепт помогает быстрее восстанавливать функции мозга после полученных травм, перенесенного инсульта. Наличие возрастного ослабления памяти, связанного с ухудшением кровоснабжения головного мозга, также является показанием для приема Ноопепта. Вы можете позаботиться о своих родителях, ведь качество жизни пожилых людей часто снижается не только из-за соматических заболеваний, но и по причине ослабления памяти.

      Если в работе или учебе вам необходимо оперировать большими объемами информации, но вы с этим не справляетесь, Ноопепт способен помочь улучшить память и повысить концентрацию внимания. Ноопепт выпускается в виде таблеток по 10 мг по 50 таблеток в упаковке. Для выраженного эффекта обычно достаточно принимать Ноопепт 2 раза в день по 1 таблетке (10 мг). При необходимости врач может увеличить дозу до 3-х таблеток в сутки. Как правило, продолжительность курса терапии составляет 1,5-3 месяца, при необходимости курс приема Ноопепта можно повторить после месячного перерыва . Естественная для организма формула не вызывает привыкания и зависимости, соответственно, при прекращении приема вам не грозит «синдром отмены». Ноопепт можно приобрести без рецепта. Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

      Помогите Вашей памяти стать надежнее с Ноопептом. Ноопепт – чтобы помнить! ЗАО «ЛЕККО», РУ ЛС-001577 от 18.07.2011

      Имеются противопоказания, перед применением необходимо ознакомиться с инструкцией

      Читайте так же:

      • Как научиться терпеть жизнь Как научиться терпению: 7 мыслей, выбранных из последних 500 лет Изображение от jimharmer (разрешение). Если человек хочет развиваться и расти над собой, то, в таком […]
      • Как научиться делать мужу массаж Как сделать мужчине массаж: пошаговый видеоурок от массажиста Лучший способ превратить твоего милого в ласкового котика — сделать ему массаж. Поэтому мы попросили массажиста рассказать и […]
      • Как научиться продавать продукты Связаться с Нами +7 (499) 403-33-06 Что такое продажа? Как научиться продавать? Поменять свое мышление по поводу продаж! Чем бы вы ни занимались, где бы вы ни работали навык продавать, […]
      • Как научиться решать линейные уравнения 7 класс Решение линейных уравнений 7 класс Для решения линейных уравнений используют два основных правила (свойства). Свойство № 1или правило переноса При переносе из одной части уравнения в […]
      • Как научиться решать задачи 1 класс Решение и оформление простых задач в 1 классе Простые задачи на нахождение суммы 1. Ира прочитала 6 книг, а Петя 3 книги. Сколько всего книг прочитали дети? 2. В вазе лежало 5 груш, […]
      • Как научиться решать задачи на построение Как научиться решать задачи на построение Математика/4. Прикладная математика Ученица 7 класса Кабанова Е. В., учитель математики высшей квалификационной категории Шарова С. Г. […]
  • Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *