Как научиться выговаривать букву г

Как научиться выговаривать букву г

1. Подумайте, какие из следующих пар слов выбрал бы себе для рифмы поэт, в речи которого сохранились диалектные черты, если он родом из:
1) Смоленской обл.,
2) г. Великий Устюг:
враг ? в облаках,
ног ? продрог,
дух ? круг,
лопух ? круг,
мох ? рог,
вздох ? ног,
вокруг ? рук,
миг ? других,
потух ? вокруг,
плох -горох.

2. Определите, как должен произноситься звук на месте буквы г в следующих предложениях. Обоснуйте свой ответ. Назовите говоры, откуда могли быть взяты эти примеры:

1) Няв е сту наряжали, на галав у д ы нку [прозрачное покрывало у невесты] покрыв а ли, усе лис о скрыв а ли.
2) Я годна вода ? ягод растолкёшь да процед и шь, из церн и цы, из клюквы.
3) Горшки сами делали, а их в хлебной вод ы оммочим, дак св е тлы [становились].


ЗВУКИ НА МЕСТЕ БУКВЫ г

В русских диалектах различаются три вида звуков, которые произносятся на месте звука [г], обозначаемого в литературном русском языке буквой г. Это [г], [?] и [h]. Наша задача ? узнать разницу в их произношении.
Звук [г] ? взрывной, заднеязычный, звонкий согласный. Задняя часть языка поднимается к небу и образует смычку, преграду. Взрыв этой смычки потоком воздуха (отсюда название «взрывной») и есть звук [г].
Его глухой парой является [к]. Русская литературная норма предписывает именно такое произношение [г]. Такой же звук произносится на месте буквы г в подавляющем большинстве среднерусских говоров и говоров северного наречия.
Звук [?] ? щелевой, заднеязычный, звонкий согласный. Здесь также задняя часть языка приближается к небу, но не примыкает плотно, а оставляет щель для прохода воздуха. В отличие от [г], который произносится мгновенно, звук [?] можно тянуть почти так же, как гласный. Он образуется трением воздуха о язык и небо. Звук [?] также имеет в русском языке глухую пару ? [х]. Звук [?] на месте литературного [г] свойствен южнорусскому произношению.
В южнорусских говорах существует еще один вид произношения звука на месте буквы г. Это [h] ? щелевой, или фарингальный, звонкий согласный. Подобно звуку [?], он щелевой, но щель, сквозь которую проходит воздух, образуют не язык и небо, а корень языка и стенка зева. Этот же звук есть в словацком и чешском литературных языках (чеш. hruza, noha, слвц. hroza, host). Звук того же образования, но глухой есть в английском (hand, help) и немецком языках (Hand, helfen).
Говорящие на русском литературном языке и носители говоров севернорусского наречия и среднерусских говоров сразу выделяют чуждое им южнорусское произношение звуков [?] и [h], но обычно не находят между ними разницы. Лишь натренировав свое ухо, можно услышать разницу между этими звуками. И сами жители западно- и южнорусских деревень тоже осознают разницу между своим и «городским» (т. е., в их понимании, литературным) произношением: Мы, простые люди, гакаем (т. е. произносим [?] или [h]), не привуч и лисъ, как у городе.
Итак, взрывному [г] противопоставлены два щелевых звука: [?] и [h]. К сожалению, нельзя начертить на карте границу распространения [h], можно лишь сказать, что это говоры, соседние с Украиной и Белорусью. В украинском литературном языке буква г читается именно так, такое же произношение свойственно большинству украинских говоров. В Белоруси литературным считается произношение [?], а в диалектах нередко отмечается звук [h].
На территории распространения [?]/[h] под влиянием литературного языка нередко появляется и произношение [г]. Но и в среднерусских говорах и говорах севернорусского наречия есть несколько слов, которые произносятся с [?]-щелевым. Это слова церковно-книжного происхождения: Бог, богатый, благо, Господь. С давних пор в церковном богослужении произношение [?] было обязательным для всех слов. Почему же вне церкви [?] сохранился именно в этих словах? Потому что во время службы и в обиходе эти слова были наиболее часто употребительны. И в литературном языке, где, как мы уже знаем, принято произношение [г]-взрывного, еще в середине нашего века эти слова произносили с [?].
Посмотрите любую телевизионную постановку спектаклей МХАТа или Малого театра шестидесятых годов. Прислушайтесь к произношению старых актеров. В каких словах они произносят [?]-щелевой?
И сейчас многие произносят в междометии господи!, звук [?], а в слове Бог конечный звук [х] ? результат закономерного оглушения [?], также как [с] в слове воз ? закономерное оглушение [з]. Здесь хорошей иллюстрацией может стать рифма в стихах и пословицах. Заметьте, что в пословице Бог, да и сам не будь плох в слове Бог должен звучать [х], иначе рифма не будет соблюдена.
Прочитайте вслух отрывки из стихов С. Есенина:

Затуманились лощины,
Серебром покрылся мох.
Через прясла и овины
Кажет месяц белый рог.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
И над миром с незримой лестницы,
Оглашая поля и луг,
Проклевавшись из сердца месяца,
Кукарекнув, взлетит петух.

Если вам покажется «некрасивой» рифма мох ? рог, смех ? снег, луг ? петух, значит, вы не поняли, что поэт произносил конечное г как [х]: [мох] ? [рох] (а не [рок]).
Теперь также вслух прочитайте стихи А. С. Пушкина:

I. Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
II. Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?
Но надо знать и честь: полгода снег да снег

Посмотрите, Пушкин рифмует снег со словом рек, а Есенин ? со словом смех. Дело в том, что Есенин был родом из крестьян Рязанской губернии. В его речи сохранились диалектные особенности. Видимо, на месте литературного [г] он произносил звук [?], закономерно глухой парой которого в конце слова является [х]. Пушкин же говорил на правильном литературном языке, где принято произносить [г]-взрывной; на конце слова этот звук чередуется с глухим взрывным звуком [к].

Опрос по поводу… моего произношения буквы «г»

Назрел небольшой вопросик. И связан он с моим произношением буквы «г».

Наверняка вы уже прослушали мои аудиолекции и смогли заметить, что букву «г» я произношу явно не по-московски. То есть, использую не взрывной, звонкий согласный звук [g] (похожий на «к»), а так называемое фрикативное «г» (произношу мягко). При таком произношении буквы «г» задняя часть языка примыкает к небу не плотно, а создает небольшую щель, через которую проходит воздух. Этот звук похож на «х» (обозначим его «гх»).

Как только не называют это «гх» — южнорусское, украинское, белорусское, малоросское… Некоторые относятся к такому звуку с презрением.

И невольно возникает вопрос: почему?

Что такого плохого в мягком произношении буквы «г»?

Почему некоторых это настолько сильно… колбасит? 🙂

Сам звук [гх] не нравится или просто потому, что такой звук есть в других языках?

Стоп! Есть еще очень много других звуков, которые используются в других языках. Почему такое внимание букве «г».

И звук [g] (похожий на «к») используется во многих языках. Так что теперь?

Кстати, это фрикативное «гх» — русское. Да-да! Не только украинское, белорусское, но и русское.

Интересная информация

Пару лет назад я заинтересовался историей произношения русской буквы «г». И нашел источники, в которых специалисты говорили следующее.

Оказывается, давным-давно древнерусские люди в подавляющем большинстве звук [g] НЕ использовали. Не знали они этого взрывного «г» (похожего на [к]), который сейчас считается правильным.

Наши пра-пра-пра-пра… прадедушки/бабушки произносили букву «г» мягко, фрикативно — «гх». Да, в разных регионах оттенки могли немного отличаться, но в целом можно сказать, что эту букву произносили именно так — «гх».

Откуда же взялся звук [g]?

Звук, который вошел в нормы современной русской речи, но до сих пор не может нормально прижиться даже на доброй половине территории России.

Источников было несколько. Во все диалектные течения я не углублялся. Помню, что специалисты говорили о влиянии диалектов иностранцев, приехавших на русские земли из запада.

Представьте себе: когда-то даже в Москве гхекали!

Да-да, произносили букву «г» мягко — [гx] (как сейчас говорится, по-южнорусски). Например, об этом свидетельствует Сигизмунд фон Герберштейн в «Записках о Московии» (1549 год).

(Кстати, до сих пор некоторые слова говорят с использованием звука «гх» — Бог, благо, богатый…)

Так сложилось, что звук [g] проник в Москву (и не только). Конечно, это был процесс постепенный, длительный. Но результат был таков: пришлый звук [g] закрепился в Москве. Многим русским он пришелся по душе. Люди привыкли к новому, взрывному «г».

И поскольку в дальнейшем при установлении норм русского языка отталкивались от московского диалекта, то… посчитали, что именно звук [g] — правильный.

В итоге получилось так, что родное, мягкое «гх» стало чужим, а пришлый звук [g] стал родным. Странно, конечно… Но так исторически сложилось.

Правда, прижился пришлый звук [g] далеко не у всех. До сих пор очень много (половина, если не больше) русскоговорящих людей в своей речи НЕ используют [g], а произносят букву «г» мягко, по-старому (как давние предки) — «гх».

Но вот что удивительно:

Почему-то люди, которые гхэкают, зачастую нормально относятся к людям, использующим в своей речи современный, пришлый звук [g].

А вот люди, которые gэкают, часто крайне негативно относятся к тем, кто использует старый звук «гх».

Нередко возмущенно спрашивают:

Потому что предки эту букву именно так и произносили.

Мне встречалась информация о том, что как раз «гх» — исконно русский звук, а «g» пришел из других народностей.

Скажу честно: я не особо разбираюсь во всяких диалектических течениях. Нет времени и желания копаться в истории, изучать древние записи и выяснять, какой именно вариант произношения буквы «г» преобладал в древнерусских племенах в те или иные времена.

Я точно знаю следующее:

Территория, на которой проживают русскоговорящие люди, — огромна. И нереально, чтобы все-все эти люди произносили все буквы, слова абсолютно одинаково. Это нереально!

Диалектные отличия были, есть и будут. И считаю, что к этому нужно относиться спокойно, с пониманием.

Лично для меня… как-то странно наблюдать картину, когда кто-то яростно доказывает, что гхэкать — это некрасиво, несолидно. И так злится при этом — столько слюней, пузырей…

И главное — на кого злится? На своих давних предков, которые точно так же гхэкали?

Или злятся из-за того, что кто-то неидеально придерживается правил современной русской речи?

Да, по нынешним правилам нужно произносить букву «г» как «g».

Ну, не смог звук [g] прижиться в речи абсолютно всех русскоговорящих людей! Ничего удивительного в этом нет. И катастрофичного тоже.

Не может произношение (не только буквы «г») быть абсолютно у всех одинаковым. Не может! Как ни крути, а у людей, проживающих в разных регионах, выговор некоторых букв будет разный. Это нор-маль-но!

Даже русские поэты по-разному произносили букву «г»

Соответственно, стихи писали по-разному. Например, кто-то слово «снег» рифмовал со словом «смех», а кто-то «снег» — со словом «рек».

И стихи этих авторов мы спокойно учили наизусть в школе. Правда, иногда спрашивая себя:

Например, вот отрывки из стихотворений Есенина:

А вот как рифмует Пушкин:

Это проявление диалектных особенностей людей. И это нормально. Мы же не роботы, чтобы произносить буквы… все как один, совершенно одинаково, по заданной программе.

(Я уже не говорю о некоторых высокопоставленных лицах правительства, которые тоже гхэкали. Почему-то ни у кого не возникало желание сделать им замечание :))

Стоит сначала посмотреть на себя

Многие люди, которые используют [g] и считают себя очень правильными, при этом на всю катушку Чёкают, Акают… Однако это почему-то они считают нормальным.

Хотя… например, в каких правилах написано, что вместо «што» можно говорить «чё»?.

А как насчет знаменитого «ваааще»? Да, некоторые именно так произносят слово «вообще». И считается, что это нормально, разговорная «изюминка».

А к бедняжке «г» так прицепились… Аж пузыри пускают.

Мое мнение

Считаю, что оба варианта произношения буквы «г» имеют право на жизнь. Да, я категорически против какой-либо дискриминации.

Есть люди, которые плохо выговаривают буквы «ш», «щ», «р», «к»…

Так что теперь? Считать их неправильными? В чем-то ущемлять? Придираться к таким людям — глупо и неприлично..

Кстати, ту же букву «г» некоторые люди просто-напросто НЕ МОГУТ произносить как [g]. Ну, не получается… У них она звучит мягко, по-старинке — [гх]. Что в этом страшного?

Я вообще не понимаю, как можно придираться к какому-то акценту, к не совсем правильному выговору. Ну, произносит человек немного иначе некоторые буквы. Что с того?

Посмотрите, сколько иностранцев вокруг нас… Может и к ним предъявлять претензии? Сложно даже подсчитать, сколько букв многие иностранцы (говоря на русском) произносят не так, как русские.

Интересно, как мы произносим английское «th»?

Англичане как-то… культурно помалкивают. А может, всё-таки спросить их напрямую? Пусть расскажут всю правду. 🙂

Кстати, вы знаете, сколько существует вариаций произношения тех или иных английских звуков в разных странах мира? Сложно даже подсчитать! И ничего, люди без проблем общаются друг с другом, проводят встречи на международном уровне. Никто не дрыгает ногами, все относятся к этому спокойно.

Ведь к чему придирки?

Это же касается и русской буквы «г».

Речь понятна? Если да, то в чем проблема?

Это мое твердое мнение.

Так считают не все.

Фрикативное произношение буквы «г» некоторых раздражает

Яркий пример: некоторые подписчики уже не раз писали мне письма примерно с таким содержанием:

«Сергей прослушал Ваши аудио-лекции. Всё отлично, узнал много нового для себя. Вот только это ваше южнорусское «г» режит слух…»

«Чувствуется что вы копирайтер классный, знаете свое дело. Но ваше украинское г это явный недостаток»

«Сергей, если оценивать качество информацию, то скажу что лекции замечательные и они мне очень помогли вехать в эту тему. Но не могу спокойно слушать ваше малоросское «г». Это как то не по правилам русской речи, меня это напрягает…»

«Когда-то была в Белоруссии, так там похоже произносили букву г, не так как у нас в Москве, для меня это не привычно слышать этот звук на месте буквы г напоминающий х, от русско-говорящего человека»

Южнорусское, украинское, малоросское, белорусское… Уважаемые специалисты, знатоки русского языка, какие есть еще варианты? 🙂

По-моему, забыли упомянуть чешское, словацкое «h».

А интересно… как будут произносить букву «г»… в Японии? 🙂

Да, шутки-шутками… А ведь некоторые подписчики действительно пишут мне подобные письма по поводу произношения буквы «г».

Вы прекрасно знаете: Сокарп прямой

Как есть — так и говорю.

И сейчас скажу следующее…

Не считаю себя каким-то идеалом. На звание «Золотой голос Рунета» не претендую. Мне это просто не нужно.

Ведь я же не диктор на теле- или радиоканале!

Я — копирайтер. Просто делюсь с вами своими знаниями, опытом. И делаю это без каких-либо притворств, подражаний… Как с родными, друзьями общаюсь — так и с вами.

Не вижу в этом какой-то серьезной проблемы. По-моему, главное — донести информацию до людей так, чтобы ее поняли.

Интересно узнать Ваше мнение насчет моего произношения буквы «г»

Поэтому решил задать Вам прямой вопрос:

Как Вы относитесь к моему произношению буквы «г»?

Думаю, Вы уже не раз слушали мои аудиолекции, поэтому можете легко ответить на этот вопрос прямо сейчас.

Пожалуйста, примите участие в опросе. Мне очень интересно узнать Ваше мнение. Просто укажите свой вариант ответа и нажмите на кнопку «Голос».

Спасибо Вам за активность!

Читайте также:

Опрос по поводу… моего произношения буквы «г» : 51 комментарий

Лично мне важно, чтобы человек оставался человеком, в первую очередь, а как он там произносит буквы — это мелочь! А те, кто к этому придираются, очень не правы.

Кстати, те, кто произносит «г» по-московски, так сказать, в основном — малодушны и неискренни.

И это не только мои наблюдения, а это такое исследование проводилось в 2009 году журналистами регионального журнала.

А Сергей Сокарп запоминается, в первую очередь, своей искренностью и добротой и желанием помочь людям, а не просто нагрести побольше бабосов себе в карман, как делают многие.

И то, как Сергей произносит какие-то там буквы, НЕВАЖНО! Важнее, что он остается человеком!

Спасибо, Сергей, Вам за Вашу деятельность, и не слушайте никого, оставайтесь, пожалуйста, таким, какой Вы есть.

И буквы произносите так же, как и произносили до этого!

Не слушайте никого.

Сергей, как раз сегодня впервые слушала Ваши аудиозаписи и обратила внимание на затронутую Вами тему. Вот и задумалась я , почему же мне так режет слух ваше произношение многострадальной буквы «Г»,ведь я живу на Кубани, а тут и не так порой «Гэкают». И вот к какому выводу я пришла: у Вас красивый голос, приятный тембр, поэтому эта самая буква выскакивает как черт из табакерки на фоне реально красивого произношения всех остальных звуков. Сама бы на эту тему Вам бы ни за что не стала писать, но раз Вам интересно мнение,то я его высказала.
Спасибо за интересную информацию в курсе,она очень полезна.

Уважаемый Сергей!
Пользуясь случаем хочу выразить огромную благодарность за безвозмездно предоставляемый учебный материал, за рассылку. По поводу произношения буквы «г», то я произношу её как Вы. Моя мама произносит по-московски. Мы живем в одном доме и как-то меньше всего обращаем внимание на то, кто как буквы произносит. Моя мама — сибирячка, отец — одессит в 4 поколении. Я родилась и до 28 лет проживала в Одессе и меня после переезда отличает мой одесский говорок. Я горжусь им и не собираюсь ни под кого подстраиваться. Мне думается, что вот эти отличия и превозношения по поводу произношения злочастной буквы делают те, кто не знает, как им ещё превознестись. Такие люди, обычно в реальном общении трудно переносимы, т.к. чванство и гордыня заставляют их искать новые и новые иллюзии превосходства над другими. Я люблю наш русский народ во всём своём разнообразии, люблю сибирский говор, мои родственники из Москвы мелодично «акают», родственники мужа из Кировоградской области говорят на «суржике» тоже очень своеобразно. Мы — единый народ, как не хотят иногда внушить иное, а потому, братья и сестры, не надо разделять нас по говору. Мы — одной крови от времён Крещения Руси и наша сила в любви и единстве, а любовь, как известно не раздражается по мелочам.

Не парься. Это ты еще мою Р не слышал 🙂 И ничего, тоже аудио и видео лекции записываю. Кому не нравится — имеют полное право не слушать, нажав на крестик справа вверху.

Сергей! Я не занимаюсь копирайтингом, но, познакомившись с Вами, отнесла Вас к золотому фонду своих наставников, т.к. за Вашим внешним стоит суть: способность обучать. Если человек несет в себе суть, форма очень быстро отступает на второй план, я часто это замечала в общении с людьми. Сейчас стою на рубеже выбора, и Ваше имя всплывает в сознании каждый день, когда я вспоминаю, что есть нужный мне человек с нужной мне информацией, способный подавать ее так, как нужно мне. Что еще надо? Причем тут буквы? Социум нас помещает в условия питомника. Человеческая суть совсем в ином. Жаль, что общество обрекает нас обсуждать такие темы.

Мне нужна реализация и источник заработка в удаленной работе. Я владею и словом и пером, но не хочу писать о трубах и фонарях. Написала книгу: все, лежит.

Буду снова искать ответы на Вашем блоге. Вы смогли, Вы можете, Вы нужны, у Вас учатся. Долой рефлексию и ханжей! Вы — умница! Успехов Вам!

Здравствуйте, Сергей! я бы тоже не стала поднимать эту тему, но , я так понимаю, Вас ДОСТАЛИ некоторые подписчики, делая замечания? На мой взгляд, уже взрослого, умудренного жизненным опытом человека, это просто невоспитанно и нетактично с их стороны. Но это их право, тем не менее. Хотя обратила внимание, что сами замечания , которые явно имеют авторский текст, не безгрешны, содержат орфографические ошибки, например «Вот только это ваше южнорусское «г» режит слух…»:))) Скажу честно, я сразу обратила внимание на Вашу милую особенность произношения буквы «Г», для себя я решила, что человек родом из ТЕХ мест, где характерно такое произношение и тему для себя закрыла…у меня есть знакомые люди, которые уже больше 40 лет живут за пределами малой родины, но «гэкают» до сих пор…ну и что. Мне, например, очень мило произношение Наташи Королевой, особенно, когда она в некоторых скетчах, артистично утрирует его? Это ее изюминка, так же как в свое время небольшая щербинка Аллы Пугачевой делала ее внешность характерной, я до сих пор ностальгирую по той Алле…Вместе с ее щербинкой ушло что-то большее…может быть искренность. извините, увлеклась и ушла в сторону…:) Сергей, то что Вы подняли эту тему, говорит о Вашей уязвимости, наверно, Вы человек ранимый? Не берите в голову, Вы стали,невольно, публичным человеком на просторах РУнета и это издержки такой известности и популярности! Если Вам самому не мешает «геканье» и Вы к нему привыкли и не замечаете, то и бог с ним? Не обращайте внимания, чаще всего такие замечания делают молодые амбициозные москвичи:)), послушали бы они себя со стороны…со своим «мааасква» и прочее:)) Правильно сказано, лишь бы человек был хороший:)))Удачи Вам.

Сергей,а я вообще считаю что такой оттенок буквы «г» с ваших уст, придает вам некоторую «изюминку». Мне все очень нравится.»Гекайте» и ни кого не слушайте)))Не понимаю, как можно делать какие-либо замечания по поводу произношения.Это же неприлично!

Ровным счётом ничего необычного в Ваших, Сергей, аудиолекциях не заметил. И так бы и не узнал о каких-то там особенностях произношения Вами буквы «Г», не напиши Вы данный пост.
Мне вся эта возня напоминает поговорку: «Если хотят бросить тень на всадника, ругают коня»
А ещё некоторые «О»-кают, а другие «А»-кают. Так чтож теперь?
По-моему, Сергей, делайте так нужное Вашим подписчикам дело, а остальное пустяки.

Я тоже так говорю, так что теперь. Жил одно время в городе, думал, будет неудобно, так исправлюсь. На самом деле никто на это внимания и не обращал, или не говорили, по крайней мере. Так и не исправился) Да и вообще — кто как хочет, так и разговаривает, главное — это тоже правильно. А кто не согласен — пусть идет лесом со своим «аристократизмом». Такое моё мнение.

Сергей, лично мне режет слух, когда по радио или ТВ ведущие или участники программ (а это далеко не развлекательные шоу, участвуют люди из политики, например) неправильно произносят слова, не умеют правильно строить фразы и т.п. Когда чувствуется, что человек не достаточно образован для своей должности. Меня это «коробит». А «г», это мелочь.
Удачи Вам!

Диалект является составной частью любого языка. Где-то окают, где-то акают, где-то гхекают. То, что сто, двести лет назад определенные слова или звуки произносились по-другому говорит о динамике развития того или иного языка. Поэтому и существуют нормы и правила. Соблюдать их или нет — дело каждого, но меня лично «гх», как вы сами, Сергей, написали, «колбасит». Но это, безусловно, никоим образом не влияет на мое личное отношение к человеку

Добрый день! Я из Беларуси, и если бы вы только слышали, какие словечки я иногда в своей речи употребляю… 🙂
Конечно же, я заметила, как вы произносите букву «г». Это сложно не заметить. Но негатива это у меня не вызвало. Информацию вы предоставляете отличную, говорите размеренно, громко и вполне доступно.
Меня ваше «гэканье» наоборот к вам положительно расположило. Вы обучаете нас тому, в чем уже добились успеха. А разговариваете при этом, как обычный простой человек. Это вызывает доверие к вам.

Странные люди, им помогают заработать денежку «реальную», а они ко всякой чепухе придираются. Если такая реакция на букву «г», то как тогда эти люди относятся к произношению российской речи иностранцами у которых явный акцент и его не изменишь. Считаю таких людей занудами и закомплексованными с явными проблемами в личном лексиконе, как говорится у кого что болит… Сергей не парьтесь, если кому что не нравится, у них есть выбор вас не слушать, вы же не принуждаете их к этому в конце концов))) А люди недовольные тем или иным всегда есть. Это напомнило мне анекдот о журавле и уточке)))) Чтобы ни сказал журавль, утка во всём только негатив видит, так и люди некоторые тоже.

Сергей, не обращайте внимания на всяких неадекватов! Людей с «тараканами» хватает, просто некоторые все никак не могут их унять, вот и пристают ко всем. Лучше бы собой занялись что ли…. Ну так вот… Мне, как и всем, заметно «бросилось в глаза» ваше произношение, но это совершенно не мешает мне воспринимать информацию и уж тем более не вызывает негатива. Просто интересно и необычно, (в наших широтах никто так не говорит). По мне, так это еще одна ваша фишка. Именно так я ваше произношение и воспринимаю) И мне нравится! Вы в полном порядке 🙂 Так что всего вам самого наилучшего!

Сергей! Полностью согласен с Вами и теми, кто прокоментировал Вас на странице.Слушал аудиотексты и прежде всего запоминал ту полезную информацию, которой Вы делитесь с нами.К большому сожалению Вы живете в такой уникальной стране, что скоро начнут мерять черепа на соответствие «русскому» стандарту, а Ваше «Г» уже приписывают к украинскому языку в прошлом братского народа, а теперь главного врага всех россиян. Извините за ошибки, пишу хоть на «общепонятном» но для меня иностранном языке.

Дорогой Сергей! Ваше произношение «г» — симпатичное, придающее Вашей речи оттенок романтики нашего прекрасного Юга: Северного Кавказа, Крыма, Украины. Этот звук для северянина экзотичен и обычно украшает общение.
Но некоторые люди, в том числе и я, легко отвлекаются от главного, самого важного, реагируя на эту экзотику. К Вашему «г» легко привыкнуть, живя среди «гэкающих» людей. Но если все остальное время, кроме прослушивания Ваших замечательных лекций, слышать речь с твердым «Г», не привыкаешь, отвлекаешься, слушая Вас и, конечно же, теряешь ценную информацию. И когда встаю перед выбором, слушать или ПОКУПАТЬ лекции на стандартном русском или нестандартном(неважно — гэкающем, окающем, шепелявящем, картавящем или с легким заиканием), предпочитаю стандартный вариант. Хотя Ваши лекции все равно хочу слушать — очень интересные. А что бы Вам не пройти логопедический курс? Ведь политики, актеры стараются избавиться от мешающих карьере особенностей речи, чтобы не терять аудиторию. Остаюсь Вашим почитателем! Люблю экзотику северной и южной русской речи!

Здравствуйте!
Тоже подумалось, что, видимо, капля по капле, уже просто достали человека подобными замечаниями. И ладно бы они были по делу, а так… Это настолько неважно и несущественно.
Говорю «g», играюсь с «gh», у нас в Харькове половина говорит так, половина — эдак и совершенно не волнуются по этому поводу. Про чванство с «g» — это к другим. 🙂
Услышав от Сергея «gh», слушала его дальше с удовольствием, и даже в мыслях не возникло что-то ему написать об этом. Странно, что побудило людей это сделать? Говорит так человек — это его личное дело и наверняка знает как и что произносит.
Если кому-то сильно уж режет слух, то, прослушав несколько лекций, можно привыкнуть и тоже больше не волноваться. 🙂
Мне вот, с появлением интернета, режет глаз тотальная безграмотность — это просто бедствие какое-то. Даже те, кто идут в веб-райтеры этим страдают. Яркий пример — цитаты, приведенные в посте. «На себя, кума, оборотися», прежде чем пенять об «ошибках» и тыкать в них носом других.
Кстати, чтобы не быть такой кумой, работаю над собой. 🙂
Тем, кто произносит «gh» тоже ведь слышно, когда изначально «g»-экающие люди, например, в фильмах, стараются произнести это «gh». Они стараются, а нужного эффекта не добиваются. Ну, для таких же «g»-экающих добиваются. )
Что-то так много вышло, пора закругляться.
Или ничего не пишу или пишу вот так XD
Проше прощение.
«gh»-экайте на здоровье, а мы с удовольствием вас будем слушать. 🙂

Ой, надо было перечитать быстренько. Прошу* и запятушка там перед «или».
В общем, главное, делайте то, что вам нравится и как нравится, а мы, ваши подписчики, будем слушать и учиться. 🙂

Здравствуйте, Сергей!
Если бы Вы не написали этот пост, я бы не заметил у Вас это произношение.
Мне, например, нравится, когда у человека присутствует какое-то произношение (не такое как у всех). И я этому не предаю никакого значения.
Я хоть живу на Украине, но люблю разговаривать и писать на русском. И как Вы произносите те или иные слова, мне нравится.
Поэтому, не обращайте внимание на тех, кто Вам это говорит. И тем более делает замечание. Как говорится: если не нравится, то пусть не слушают. )))

Здравствуйте!
Ну, видимо полагать, что именно я погнал эту волну года полтора назад, когда участвовал в одном из Ваших опросов — слишком самонадеянно. Но раз возникла такая тема дискуссии, значит я не один такой брюзга:)
В том своём опросе Вы спрашивали своих подписчиков о недостатках в Ваших публикация. Вот я, стараясь не просто банально похвалить, а быть хотя бы немного конструктивным и «прибодался» к Вашему «гхэ». Помнится, соучастники того обсуждения меня морально разорвали в клочья, почему-то приписав мне чёрную неблагодарность и «кусательство руки дающего».
Конечно же всё совсем не так! Это мне, коренному москвичу, может казаться такое произношение неправильным. Хотя, как Вы заметили, ещё не известно, как на самом деле правильно. Кроме того, гхэкают все южные области России, половина Сибири, Приморья и вся Украина. Так что, если брать по количеству народонаселения, то скорее всего, московское произношение проиграет за малочисленностью адептов:)
А вообще, по моему, какая-то уж больно малозначительная тема для обсуждения. (ну вот, щас опять бить начнут:))

Вы задали вопрос, и я задумалась…Действительно, почему людей так раздражает это «г», раздражает ли меня Ваше фрикативное «г» в частности, и вообще, в людях?
Мне пришла в голову мысль, что сама профессия копирайтера говорит о человеке определенного уровня интеллекта, характера, социального уровня, стиля жизни и.т.д Можно логически продолжить ряд образов, которые вызывает само слово «копирайтер». Фрикативное «г» в этот ряд не вписывается, т.к оно совсем из другой сказки и говорит о вещах нехарактерных для копирайтера, тем более такого классного как Вы (это комплимент))). Мне представляется, что у людей идет некая негативная ассоциация, которая говорит о них самих, в общем-то.
Я сама сталкивалась с людьми с таким же произношением и единственное желание было — никогда их больше не видеть. Поэтому да, в определенных случаях такое произношение меня раздражает и бесит.
В Вашем случае произношение не имееет никакого значения.

Здравствуйте,Сергей.Ответ на вопрос -нормально .Более важна информация,ее содержание,и потом ,если нужно донести мысль к слушателю ,это не берется во внимание.Главное то ,что Вы хотите сказать ,и что хотите раскрыть перед слушателем.

Сергей, не волнуйтесь, твердая «г» появилась на Руси во времена правления Петра|, после того, как на наших землях работали иностранцы, в основном — немцы, которых сначала со смехом копировали, а потом просто и произносить начали всерьез твердый звук. У кого есть мозги, тот уделяет внимание информации, а не тому, как буквы произносят.

Сергей, мне кажется, что небольшие особенности в речи только улучшают её. Когда слушаю уроки, сразу понимаю, что читает их не вышколенный диктор, а обычный человек, который хочет поделиться с нами своими знаниями. Создаётся впечатление, что передо мной понимающий собеседник, а не бездушный лектор.
Кстати, у меня очень своеобразная речь, не похожая на разговор в местности, где я выросла, и никто мне замечаний не делает. Сложность возникает только когда хочу по телефону кого-то разыграть — узнают с первых слов. А слова благо и богатый и я и многие знакомые произносим с жестким г, и это никого не напрягает.

Друзья, спасибо вам за активность в опросе и комментарии!

Я жила на Украине и в Белоруссии, знаю украинский и белорусский языки. Нам всегда говорили старые люди- говорите или по- русски, или по-украински /или по-белорусски/, но на каком-то одном языке, а языки смешивать не надо, это- неуважение к тем языкам, которые ты смешиваешь. Но к Вам это не относится. Вы двете людям такой объем нужных знаний, что можете позволить себе произносить букву ,,г» так, как Вам нравится.

Нина, вы правильно подметили, смешивать языки не надо. А люди таки взяли, и смешали, добавили к русскому языку этот западный звук g. В древности все русские произносили букву г мягко, (гх). Потом ринулись иностранцы со своим твердым g в Москву и другие города и пошло-поехало.
Тоже читал о том, что гх — это исконно русский звук.

Самое интересное то что в белорусском и украинском этот западный звук [g] не прижился. Видимо, как-то связано с особенностями языков. А может повлияли и другие факторы. Наверное в те времена много иностранцев приезжало именно в Москву.

Нормально отношусь.
Интересный момент — даже сейчас больше половины русских употребляют мягкое фрикативное «гх» — и это о многом говорит.

Вопрос произношения буквы г в русском языке волновал многих, это так. Даже поэты, писатели колебались. Кто-то говорил по старому, мягко. А кто-то поддался влиянию западного взрывного g. К тому же, в правилах произношения прописали, что правильный звук для русского языка — это «g». Действительно, странно как то все получилось.

Сергей, спасибо за возможность проголосовать — как житель Москвы выбрал «отрицательно». 🙂

Ой, слышал я этот московский акцент. Там такое есть… Куда уж этому Гх. И Акают, и Окают и другие «прелести»…

Добрый вечер! Выбрала ответ отрицательно, объясню почему. Сама много лет назад произносила букву «г» мягко, да и для нашего города это в порядке вещей,т.к. живем мы в 80 км от Украины. Но нас упорно учили еще со школьной скамьи, что «г» звук в русском языке звонкий и произносить его так правильно. Вот нас переучили и действительно звонкая «г» стала приятнее на слух лично для меня. А так лекции замечательные. Удачи Вам и творческих успехов 🙂

Сергей, доброй ночи. Я — гражданка России, но живу в Украине уже 8 лет. Сюда после окончания отцом воинской службы пеехали мои родители, так как наши корни здесь, могилы предков, да и многочисленные родственники. Я не считаю произношение буквы «г» какой-либо проблемой. В последние два года очень интересуюсь темой славянства, и насколько я знаю, была такая буква в нашем древнем (общем алфавите, пока его не «кастрировали» сначала Петр первый, потом Луначарский, а потом и ленинские идеологи), как «гервь». Мне кажется, корни такого произношения растут оттуда. Мое личное мнение, много лдей не согласятся, это их право. Так что, говорите, как привыкли. Ваши лекции мне очень нравятся и ничего не раздражает. Спасибо, еще раз.

Простите за опечатки, пишу почти вслепую, моя семья уже спит.

Обсуждение звука «Г» считаю лишенным всякого смысла.
В сети процветает безграмотность, похабщина и матерщина.
Лучше бы эти проблемы обсудили.
Особенно это процветает в комментариях.

Юрий, подобное уже обсуждалось: http://sokarp.ru/maternye-slova-v-tekstax-kopirajterov.html
А этот опрос Сергей видимо проводит из-за того, что некоторые товарищи его уже достали с этим «г» 🙂

Друзья, спасибо вам за активное участие. Все комментарии прочитал.

Добрый!Вначале нашего знакомства я отвечал на этот вопрос.Вам понравилось ввиду нестандартности моего суждения.Маленький вопрос к Вам.Я Вам писал о нестандартности поведения TextSale в моем случае.Я не ушел оттуда. но и не пишу.Лучше начать с чистого листа или продолжить все под своим именем?Ведь по-новой туда заходить запрещается?Спасибо!Александр

Доброго дня! Из четырёх комментариев так называемых «противников » написаны с ошибками , надо над собой работать , а не осуждать за произношение. В команде КВН из Смоленска ,извините не знаю названия , капитан так же » г » произносит , при чём на всю страну с экрана , кто ему по этому поводу замечания делал? Горбачёв «не хороший человек» , так же «г » произносит, так его в своё время вся страна заслушивалась . По моему мнению , важен объем полезной информации , причём отданный «просто так» ,т.е. даром ,так нет нам ещё поковыряться надо:» произношение режет слух», не слушайте , не подписывайтесь, ни кто не навязывает.

Сергей, спасибо огромное за эту интересную публикацию! Меня тоже изрядно позабавили приведенные выше безграмотные претензии к фонеме «гх»)) И вещают, похоже, копирайтеры, ну, или думающие, что таковыми являются!)) К слову, всегда «умиляет», когда некоторые перцы, легко подменяющие глагол «класть» на словечко «лОжить», придираются к фонетическим особенностям других людей…
Кстати сказать, будучи мелкой, овладев букварем, сильно недоумевала: где потерялась буква, обозначающая звук в конце слова «Бог» )))
А диалектов на одной, сравнительно небольшой территории бывает такая тьма, что англичане из какого-нибудь Донкастера не понимают шотландца, к примеру… И злиться, гневаться, делать замечания другим насчет произношения — это глупо, по меньшей мере… да и бестактно…

Мне если честно, наоборот понравилось слушать не совсем стандартное произношение — как то завораживает слух! Некоторые родственники также произносят.

Добрый день всем! Сергей, а меня порадовало ваше произношение. Я русская, но уже долгое время живу в Украине. И сейчас, я уже понимаю от куда произрастают корни нетерпимости некоторых ваших подписчиков. Я думаю, что это очень глубокая и важная проблема российского народа! И если каждый отдельный человек уберет эту нелюбовь к другому языку, другому народу, особенностям произношения, очень многое изменится в самой России. Простое уважение, я уж не говорю про любовь, творит чудеса.
PS. Есть еще те, кого раздражает, например, «в Украине», а не «на Украине»… А Украина есть и будет.

В мире очень много языков. Совершенно естественно, что слова одних народов проникают в языки — других. Чем больше развита нация в технологическом отношении, чем она богаче и сильнее во всех отношениях, тем больше слов этой нации становятся неотъемлемой частью языков других народов.
Этот процесс очевиден. Языки — это не мертвая субстанция. Они непрерывно изменяются. Что касается некоторых звуков — их произношения, то бывает, что, и в одной семье, произносят их по-разному — на это есть множество причин. Обращать на это внимание и, тем более осуждать, — признак плохого воспитания.

P.S С Галиной — с Украины, я согласен полностью.
Я родился и всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге (в Ленинграде). Бывал в западной Украине и проездом в Киеве. Украинский язык считаю очень красивым. А происходящее — следствием действий безответственных политиков, обусловленных их корыстными интересами.

Сергей, а мне, наоборот, нравится Ваше «г» — такое мягкое, уютное…… говорите себе на здоровье! Я говорю традиционно по-московски — ну и что?

Доброго времени суток, Сергей!
Очень нравится Ваше произношение в целом: и тембр голоса, и темп речи, — все прекрасно! Ваше «г» — просто изумительное, присоединяюсь с тем, кто считает это Вашей «изюминкой». Даже кажется, что информация лучше воспринимается, ложится мягче (но при том — ясно и четко) на ум, и одновременно — на душу (что помогает в постижении любой науки, по крайней мере, мне). Возможно, отчасти, потому, что живу в Беларуси и слышу нередко подобное -мягкое -произношение звука «г» среди умных, грамотных, образованных и просто хороших, добрых, людей, а также люблю слушать нашего президента, произношение которого всем известно, и над которым, кстати, многие у нас подшучивают, а мне нравится — и все тут! А после того, как несколько лет назад, полгода пожила в Ростове и обрела новых друзей, и среди которых были молодые, очень интересные, талантливые и, опять таки! — ДОБРЫЕ(может, это не случайно!)) люди с подобным произношением, — мой слух еще больше стал расположен к мягкому «г». Поэтому не только с огромным интересом и благодарностью слушаю Вас, все время поражаясь глубине и спектру Ваших знаний и мастерства, но и — с какой-то, изначально, необъяснимой теплотой и радостью для души. Просто не представляю Вас с другим произношением.

СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЕ, СЕРГЕЙ!
Я так рада, что слушаю Вас и читаю. Столько полезной информации ОБО ВСЕМ!

Доброго времени суток. Я хочу добавить пару моментов по поводу фрикативной буквы г. Вы совершенно правы в своем выборе исконно русского произношения буквы, но в таком случае забудьте и букву ф. Вместо нее говорите х. Не было у русских людей и этой буквы. И второе: Если Вы преподаёте язык , то необходимо соблюдать нормы произношения того, что Вы преподаете. Иначе постепенно мы с вами скатимся буква за буквой в большую безграмотную яму. С уважением, Вячелав.

Вячеслав, добавлю и я пару моментов по поводу Вашего коммента.

Первое: здесь никто русский язык не преподает. Почитайте, что такое копирайтинг. Похоже, Вы совсем не понимаете, что это такое. Копирайтинг — это не преподавание русского языка.

Второе: Вижу, что Вы уже начали выкидывать из своей речи некоторые буквы. Научитесь писать правильно свое имя, иначе мы с вами скатимся буква за буквой в безграмотную яму, Вячелав. С уважением…

Еще один пожаловал. Ну сколько можно мусолить эту тему? Аж противно, чес слово.

Вячеслав, я например тоже не использую в своей речи западное g, а говорю ее мягко. Ну и что? Вы считаете, что больше половины русскоговорящих людей, такие как я, все они безграмотные?

Друзья, хватит спорить.

Напоминаю вам о том, что опрос уже давно окончен. Свое решение я изложил здесь: http://sokarp.ru/nuzhno-byt-samim-soboj.html

Друзья, на этом ставлю точку. Потому как некоторые комментаторы впадают в бесполезную, никому не нужную дискуссию в неприемлемом тоне.

Тем, кто сомневается, что когда-то в Москве люди гхекали, а звук [g] пришлый — советую просто погуглить и сразу станет всё понятно. Найдете соответствующую информацию. Кстати, один из источников я привел: Сигизмунд фон Герберштейн, «Записки о Московии» (1549 год).

Опрос, который я проводил по поводу моего произношения буквы «г», уже давно окончен. Всем спасибо за внимание.

Урок обучения грамоте «Буква г, Г, звуки [г], [г’]

1. Познакомить с новыми звуками и буквами, их обозначающими; упражнять в звукобуквенном анализе; учить давать характеристику звукам.

2. Развивать устную связную речь, познавательные способности.

3. Формировать навыки правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность.

Оборудование: слоги-слияния; иллюстрации; карточки со словами; корзинка с грибами; карточки-схемы для звукового анализа слов; рисунки мальчика, девочки, грибов.

I. Организационный момент

— Сегодня такое чудесное зимнее утро. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу. Надеюсь, что вы будете дружными, внимательными, активными и старательными.

II. Объявление темы и целей урока

— Мы совершим с вами необычное путешествие. Путешествуя, мы познакомимся с новыми звуками и буквами, будем учиться читать слоги-слияния, слова, предложения, а также будем развивать память, внимание, воображение, пополним свой словарный запас. Вместе с нами в путешествие отправятся Галя и Гена. Они сейчас ходят в детский сад, а на следующий год станут, как и вы, первоклассниками. Дети очень хотят узнать, чему же вы научились за это время в школе.

1. Массаж язычка.

Язычок проснулся, выглянул из своего домика. Видит, солнышко сияет, птички щебечут. Решил он убраться в домике. Почистил щёчки, нёбо, вымел мусор за порог. Потянулся язычок. Устал. Лёг отдохнуть, погреться на солнышке.

2. Упражнение “Лягушка”, “Слон”.

3. Работа над скороговоркой.

До города дорога в гору,
От города — с горы.

— Прочитаем медленно, быстро, ещё быстрее.

— Прочитаем с ударением и на одном дыхании.

— Прочитайте скороговорку так, если бы в конце предложения стоял вопросительный знак.

— Прочитайте скороговорку так, если бы в конце предложения стоял восклицательный знак.

Итог. Скороговорки мы учимся произносить для того, чтобы четко произносить все звуки и говорить правильно слова).

— Какой звук чаще всего встречается в скороговорке? (Г, р )

4. Игра “Исключи лишнее”.

Р, В, Д, А, С, Н. (гласная среди согласных.)

И, О, А, У, Т. (согласная среди гласных).

5. Игра “Закончи предложение”.

— Из чего состоит наша речь?

— Из чего состоят предложения?

— Слоги состоят из … звуков

— На какие две группы их можно разделить?

— Назови гласные, которые приказывают согласным быть мягкими? (И, е, я.).

— Назови гласные, которые согласным быть твердыми? (А, о, у, ы.)

Итог.

IV. Новый материал

— Вы хотите вспомнить лето и осень и попасть в лес. Закройте глаза и представьте себе, что мы в лесу. Послушайте как поют птицы. Открывайте глаза. Пока вы слушали пение птиц. Я кое-что нашла. Вы узнаете отгадав загадку.

Под березой у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы”.
Что это? (Гриб)

Произнесите слово “грибы”.

— Назовите первый слог. Из чего состоит этот слог? (Это примыкание и слог-слияние.)

— Назовите первый звук (г).

— Значит примыкание будет твердое.

— Назовите слияние. РИ

— Какой это слог? (Слог — слияние)

— Какое это слияние? (Мягкое)

— Итак, слог закончен.

— Что это? (Слог-слияние.)

— Какое это слияние? (Твердое.)

— Прочитаем слово по схеме.

— Какой звук слышим первым? [ г ]

— Что же мы о нем узнали? (Согласный, твёрдый, звонкий)

— Давайте определим, какой он звонкий или глухой? (Положили руку на горло и произнесли звук)

— Какой это звук? Звонкий, потому что мы чувствуем вибрацию, дрожание в горле.

— Молодцы! Посмотрите около дерева находится пень. Если на него внимательно посмотреть, то можно сказать, сколько лет было дереву. Это можно узнать по годовым кольцам. Сколько колец, столько и лет дереву.

Ребята, а на что похожи годовые кольца? (На круги)

Проговорим по слогам слово “круги”.

— Разделим слово на слоги. Сколько слогов в слове?

— Давайте составим схему этого слова.

— Назовите первый слог. Из чего состоит этот слог? (Это примыкание и слог-слияние)

— Назовите первый звук (к).

— Какой он? (Согл., тверд)

— Назовите слияние. РУ

— Сколько звуков мы произнесли? (2)

— Что это? (Слог-слияние)

— Какое это слияние? (Твердое)

— Назовите второй слог.

— Поставим ударение в слове.

— Какой звук слышится первым во втором слоге? [ г’ ]

— Произнесём его хором.

— Дайте характеристику звуку. (Согласный, мягкий, звонкий)

Итог. Назовите, первый звук в слове грибы, и первый звук во втором слоге круги.

— Сравните эти звуки? — Чем отличаются?

— Мы познакомились с новыми звуками г, г.

А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем в игру “Твердый-мягкий”.

Я называю слова, а вы при помощи карандашей определяете звук и показываете соответствующий карандаш.

Цель: Определение мягкого и твердого звука в словах.

Бледная поганка, говорушка, груздь, опенок луговой, гипогимния вздутая, гельвелла ямчатая, белый гриб.

Знакомство с буквами Г, г.

— Звуки Г и г на письме обозначаются буквой.

— Эта буква имеет свое имя Г.

— Посмотрите и скажите похожи эти буквы?

— Чем отличаются? (Одна большая, другая маленькая)

— А вот на что похожа буква Г нам расскажет…

— Молодцы, ребята! Мы так хорошо поработали, что и не заметили, как дошли до лесной опушки. Давайте немного отдохнём.

Чтение слогов-слияний и слов с пометами.

Молодцы, а теперь отправляемся дальше. Перед нами лесная полянка. Посмотрите, сколько здесь цветов. Один цветок волшебный. Он поможет нам прочитать слоги с новой буквой. (Дети читают слоги-слияния)

— Давайте прочитаем слоги, в которых звук г – твердый.

— Почему вы так решили?

— Давайте прочитаем слоги, в которых звук г – мягкий.

в) Чтение слов с пометами.

— А теперь давайте прочитаем слова с пометами, которые помогут нам хорошо и без ошибок прочитать текст.

— Почему слова Галя и Гена написаны с большой буквы?

— Какие ещё слова пишутся с большой буквы?

— Какой звук обозначает буква Г в слове Галя?

— Какой звук обозначает буква Г в слове Гена?

— Когда мы говорим гриб, а когда грибы?

— А когда корзина и корзинка?

Приглашаю вас, ребята,
Прогуляться, порезвиться,
Вместе с Галей, вместе с Геной
По тропинке мы пошли,
На грибную полянку пришли.

— Ой, какая красивая полянка! А сколько вокруг грибов!

— Ребята, посмотрите, а наши малыши уже набрали полные корзинки.

— А что у них в корзинках мы узнаем, если прочитаем текст.

Работа по учебнику “Русская азбука”:

— чтение текста по цепочке.

Вопросы по тексту + зачитывают.

— Что собирали Гена и Галя?

— Их можно назвать? (Грибники)

Грибники-те, кто собирают грибы.

— Что в корзинке у Гали и у Гены? (Грибы)

— Какие грибы собрала Галя? (Боровики)

— А ведь наши малыши раньше никогда за грибами не ходили, вот Гена и перепутал съедобные грибы с поганками.

— Я сейчас вас познакомлю с съедобными грибами и несъедобными, а Петя расскажет нам как надо правильно собирать грибы.

— Посмотрите, кто изображен на рисунке?

— Чем занимаются жители города?

— В каких домах живут гномики?

— Этот город можно назвать “Грибки” или “Грибочкин городок”

— Давайте составим с вами небольшой текст по этой иллюстрации.

— Наше маленькое путешествие подошло к концу. Гале и Гене пора возвращаться в детский сад.

Логопедические упражнения
Постановка звуков речи дошкольников

Логопедические онлайн упражнения

Логопедические упражнения для детей
Буква (г)

Слова с буквой «г» для занятий логопедийей с дошкольниками. Благодаря онлайн упражнениям вы научитесь не только правильно произносить звуки русского алфавита, но и читать.

Небольшие правила по постановке звуков русской речи:

  • Прослушайте диктора (голос компьютера)
  • Повторите слово (помните, что говорить нужно четко и ясно)
  • Сравните результат с оригиналом (например, записывая результат на диктофон или телефон)
  • Если вы желаете уточнить как произносится слово по звукам, то нажмите на слоги
  • Вы можете выбрать три вида упражнений:

    • «Слово — текст» — это упражнение позволяет прослушать слово за диктором, а так же прослушать слово по складам.
    • «Выбери картинку» — на экране показано несколько картинок, и вам нужно кликнуть на правильную картинку, написанную по складам
    • «Мозаика складов» — Кликните по слогам и расставьте их в верном порядке. Все объекты кликабельны. По нажатию вы услышите, как называется предмет или как звучит слог.

    Обучайтесь правильно выговаривать звуки русской речи со своим сыном или дочкой посредством онлайн помощника (без помощи логопеда). Вы — взрослый и ваш ребенок вполне могут обучиться этому самостоятельно.

    Помните, что тот факт, что ребенок не выговаривает часть звуков говорит об элементарной не натренированности его речевого аппарата. Это значит, что нужно кропотливо и каждодневно заниматься упражнениями по постановке звуков.

    На этой странице вы можете прослушать и проговорить слова с буквой «г».

    Доктор филологических наук А. СУПЕРАНСКАЯ.

    После многолетней разлуки случайно встретила на улице свою школьную подругу. Поговорили, повспоминали. Но вот что меня поразило — подруга как-то странно произносит букву «г». Откуда это, ведь она родилась в Москве?

    М. Глазова (г. Москва).

    Произношение г как г х (с помощью г мы обозначили звонкость этого звука, а с помощью х — его некоторую долготу, протяженность наподобие украинского) характерно для южно-русского просторечия.

    В русском алфавите нет буквы для обозначения этого звука, и современному русскому литературному языку он не свойствен. В XVIII-XIX вв. звук г х был принадлежностью высокого стиля русского литературного произношения и звучал в стихах и в церковных текстах (возможно, под влиянием литературного украинского языка, поскольку украинское духовенство на Московской Руси было в большом почете). В наши дни этот звук сохраняется как нормативный в словах бога, богу, ей-богу. Некоторые люди произносят звук г х в словах благо, богатый. Другие преднамеренно произносят этот звук в своих фамилиях, чтобы со слуха записали правильно: Тагунов (чтобы не путали с Табунов), Горкин (чтобы не путали с Коркин), Городков (чтобы не путали с Коротков).

    Употребление звука г х за пределами этих позиций для русского литературного языка наших дней ненормативно. Тем не менее в последнее время началась ощутимая экспансия этого г х на север, в другие русские диалекты и в литературный язык.

    Привыкнув к речи представителей разных говоров, мы обычно не придаем этому большого значения. Но вот человек, долгое время проживший за границей и недавно приехавший в Москву, был поражен. Первый вопрос, который был мне задан при встрече: «Почему люди, выступающие по радио, вместо г говорят г х ?» Почему человек, хорошо владеющий нормами русского литературного языка, вдруг начинает произносить русское г наподобие украинского? По-видимому, в этом виновата мода. Ряд высокопоставленных лиц в нашем государстве в свое время произносили г именно так. Людям при живом общении свойственно копировать друг друга, при этом более слабый стремится подражать более сильному, полагая, что тот во всем прав. Некоторые считают, что речь, в которой звучит г х , более убедительна. Но это неверно, родной язык не следует коверкать.

    Как научиться выговаривать букву Р часть 1.

    Мой первый пост, да и вообще моя первая писанина. Как то не так давно специально регистрировался, чтобы поддержать одного автора в теме про картавость и обещал написал как я избавился от неё. В тот раз я начал было писать, но оказалось, что это не так то просто и подзабил. Сейчас же, надеюсь, справлюсь с этим заданием)

    Мне 27 лет. В феврале этого года я просто задался вопросом — вот люди то выговаривают Р, почему я не могу научиться? Конечно, мысль была слегка на пивную голову, как и бывает со многими начинаниями. Самое главное, что я для себя сделал — это задал себе цель заниматься этим всю неделю. И не отступать и не останавливаться. Для меня это, думаю, полегче чем остальным. Я всегда выставляю себе план на неделю: эту неделю читаю книги, эту рублюсь в доту, следующую занимаюсь творчеством, другую спортом и тд. И вот, опять же повторюсь — задать план и не отступать от него! Это очень важно, пусть это будет пункт №1.

    Понятно, в поисках информации я стал пролистывать гугл. Взял с собой на работу штуки 4 видео и 5 статей по этому вопросу. Работаю на складе, и нас тут только двое. Напарник всё это время слушал музыку, поэтому я ему не мешал. На работе я занимался этим, наверное часов 5-6. Плюс 30 минут до работы и с работы домой так же занимался ( хожу пешком ). Как раз была зима — натянул шарф, и давай истязать язык выговаривая «про себя», чтобы не пугать прохожих. Так вот — занимался я в сумме часов 14-15 в день: 6 на работе — 1 час в дороге — 3 до работы утром и 5 после работы перед сном. Короче, ни минуты не упускал. Пункт №2 — много упражняться.

    Собственно, просмотрев видео я начал с основ, а именно — ставить язык в положение буквы Д, и быстро говорить д-д-д-д-д-д-д-д. Из видео я понял, что звук Р произносится из того же положения что буква Д, только кончик языка прижат к нёбу и должен вибрировать. Вибрировать он, понятно дело, не умеет от слова совсем. Поэтому учимся. Долго учимся. Сначала просто истязаем язык д-д-д-д как можно быстрее. За этим занятием я провёл первый день. На второй день я стал чередовать д-д-д-д и старался прижимать язык и заставлять его вибрировать на выдохе. Действие довольно муторное, поэтому смотрим пункт №1. 15 часов упражнений в первый день и 15 во второй. В самом конце второго дня, примерно в полночь я почувствовал какую то вибрацию. Тут же записал аудио.Прослушал, и да. Легкое, еле-еле заметное Р-р, неуловимое, на грани слышимости, присутствовало. Радость была безгранична))) Выдавить Р-р удалось еще дважды в этот вечер, прежде чем язык окончательно не устал. Но, то что случилось, придало мне огромных сил и воодушевления)

    Я писал это часа полтора сейчас. Понял, что, если описывать все действия и все препятствия, с которыми столкнутся люди, получится очень и очень длинный пост =) Поэтому решил писать частями.

    Логопед для взрослых

    Как исправить произношение во взрослом возрасте.

    Можно ли исправить недостатки произношения во взрослом возрасте?

    Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

    Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

    Довольно часто это — результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    — нарушены не один-два, а три или более звуков;

    — возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    — хотя бы незначительное снижение слуха;

    — проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны — хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса.
    В зоопарке Зина видела разных зверей.
    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка.
    У ежа ежата, у ужа ужата.
    У причала кричали чайки.
    Волки рыщут, пищу ищут.

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    Галин черный щенок резвится около дома.
    Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап.

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе «Эти трудные звуки. «

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука.

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки. ”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: «р-р-р», шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация.

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов — прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их — ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная , а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки. ”.

    Дифференциация.

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь.

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом.

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение.

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

    Читайте так же:

    • Как научиться принимать решение и не жалеть об этом Между двух огней. Как научиться принимать решения Мы все время должны принимать решения. "Купить эту вещь или не купить?", "Пойти туда или не пойти?", "Встречаться с этим человеком или не […]
    • Как научиться решать дроби 6 класс Сложение дробей При сложении дробей могут встретиться разные случаи. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями Такой случай наиболее простой. При сложении дробей с равными знаменателями […]
    • Коньках научиться на 2 как кататься Учимся кататься быстро. Люди, занимающиеся спортом, быстро осваивают новое для себя увлечение - катание на коньках. Чтобы научиться быстро, нужно обучением заняться плотно - лучше […]
    • Как научиться делать суши роллы Как приготовить суши в домашних условиях (роллы) Напечатать В избранное 1 ч. подготовка 20 мин. приготовление 146 ккал. (на 100 г) 8,2 г белков ; 0,8 г жиров ; 46,5 […]
    • Как научиться флягу назад Денис Главный тренер ФЦ "На батуте" Зарегистрирован: 13 ноя 2010, 19:43 В кошельке: 0.00 Сообщения: 32Заслуженная репутация: 3 Что такое Фляк-в разделе […]
    • Фэн шуй окно на запад Фен-шуй в квартире, фен-шуй двери, фен-шуй окна, фен-шуй гостиной, детской, кухни, туалета: (499)136-89-85 Ремонт Дизайн интерьера Услуги О нас Контакты Главная Вопросы Отзывы о […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *