Как побороть свои страхи в жизни

Стиль

Психология

8 проверенных способов побороть свои страхи

Как перестать всего бояться

В наше неспокойное время «Газета.Ru» выяснила, что это, оказывается, возможно — перестать бояться и победить наконец все свои страхи. Учимся.

1. Признайтесь, что напуганы

Первое, что нужно сделать, — осознать, что вы напуганы. Это поможет перевести мысли из панических в более рациональные: «Да, я напуган. Мне страшно. Я боюсь».

2. Начните глубоко дышать

Когда мы напуганы, часто забываем дышать и, ограничивая приток кислорода к мозгу, приводим тело в стрессовое состояние, что, в свою очередь, увеличивает ощущение страха. И наоборот, глубокое дыхание переводит нервную систему в режим спокойствия.

3. Осознайте, что ваш мозг просто играет с вами

Страх — это чувство, которое может иметь рациональную внешнюю причину (вы столкнулись с львом в саванне) или не иметь ее совсем (паническая атака).

Как вызывать у собеседника страх и гарантированно побеждать в любых переговорах

Независимо от того, первое это или второе, вы должны понимать, что все происходит у вас в голове. И более того, независимо от того, первое это или второе, вам намного полезнее будет сейчас успокоиться и перестать бояться, чтобы справиться с этой настоящей или ненастоящей опасностью.

Итак, это у вас в голове. Это просто ваш мозг посылает вам сигналы и заставляет вас бояться. Вы можете себя контролировать. Начните успокаиваться.

4. Задавайте себе вопросы

Вы, конечно, считаете, что «начните успокаиваться» — совет глупый. Вы бы и без всяких советов успокоились, если бы могли?

Не глупый, поверьте. Вы сами должны начать себя контролировать. Для того чтобы справиться с этим в стрессовой ситуации, задавайте себе вопросы:

«Реальна ли угроза, которая меня так пугает?», «Я правда в опасности?», «Настолько ли мне может быть плохо, если мои самые страшные страхи подтвердятся?», «Это все правда или мне все это кажется?».

И еще: «Что я должен сделать для того, чтобы предотвратить плохой исход из этой ситуации?» Ища ответы на эти вопросы, вы отвлекаетесь от самого страха и помогаете себе найти решение.

5. Постепенно переборите свои страхи

Если вы боитесь собак, это не значит, что нужно пойти и завести себе бультерьера потолще. Но тем не менее нужно постепенно знакомить себя с объектом своих страхов. Попробуйте пройти мимо собаки и не ускорять шаг. Попробуйте погладить маленькую дружелюбную собачку.

Медленно, не торопясь, но все же увеличивайте количество страшного в своей жизни, и вы постепенно осознаете, что вовсе это и не страшное и вы уже не так этого боитесь, как раньше. Если ваши страхи мешают вам жить, не игнорируйте их, а постарайтесь с ними подружиться.

6. Не множьте страхи

Подробнее:

6 способов вернуть уверенность в собственных силах

Пункт 5 важно не игнорировать, так как, по утверждению ученых из Университета Пенсильвании, страхи имеют свойство умножаться, усиливаться и, что особенно неприятно, распространяться на другие сферы жизни. То есть если вы боялись чего-то одного, но не стали с этим бороться, не исключено, что со временем вы начнете бояться еще чего-то.

Именно поэтому очень важно сделать то, что вам велел сделать ваш папа, когда вам было пять, — победить свой даже самый маленький и не особенно мешающий вам страх.

7. Не концентрируйтесь на негативе

Людям, у которых есть мешающие им жить страхи, часто свойственно видеть в любой жизненной ситуации только плохое. Как ослику Иа из любимого мультика, им очень трудно найти что-то позитивное в жизни и сконцентрироваться на этом (вместо того чтобы страдать от негативного).

Если вы в себе такое заметили, молодец. Это первый шаг к жизни без страхов. В любой, даже самой пугающей и неприятной ситуации в качестве упражнения находите два положительных исхода.

У вас сломалась машина? Отлично. Походите немного, побудете на солнце. Вообще обдумывание любой тревожащей вас ситуации начинайте со слова «отлично».

8. Признайте, что сейчас вам не страшно

Еще одна особенность страхов и людей, которым живут с ними, — неспособность видеть и помнить ситуации, в которых им вообще-то страшно не было совсем. Каждый день по несколько раз останавливайтесь, переставайте делать то, что делаете, и признавайтесь себе, что сейчас, в эту конкретную минуту, вы вообще-то ничего не боитесь и у вас вообще-то все хорошо.

И таких минут в вашей жизни намного больше, чем минут, наполненных страхами, что бы вы там о себе ни думали.

Страх хуже того, чего мы боимся

Пастырское слово

Тема человеческих страхов звучит в сегодняшнем мире в полный голос. И поводов для этого на самом деле предостаточно. Как не стать рабом собственных фобий и опасений, как преодолеть боязнь жизни как таковой и не позволить ей стать тотальным препятствием нашего развития? Какое значение имеет борьба со страхом в христианской жизни? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

Человеческие страхи столь же многообразны, сколь многообразно и устроение человеческой души. Кто-то боится смерти, которая неизбежна для человека, кто-то боится боли, кто-то боится болезни и какого бы то ни было страдания, кто-то боится бесчестия и позора, кто-то – одиночества и оставленности людьми, кто-то – в целом того, что его жизнь сложится не так, как он бы того хотел. Если прибавить к этому страх темноты, боязнь различных житейских опасностей, страх неизвестности, тоже очень многим присущий, то в конечном итоге оказывается, что человек боится не только чего-то по отдельности, но и всей жизни как некоего универсального факта, перед которым он был поставлен, когда явился в этот мир.

Что является основанием для этого страха? В первую очередь то, что человек зачастую не знает, что такое жизнь, не понимает, зачем она ему дана, и даже когда вроде бы знает и понимает, это знание и понимание не является достоянием его сердца. Поэтому человеку порою оказывается проще не жить, а прозябать, спрятавшись в какую-то норку, затворившись в своей комнатушке и надеясь таким образом отсидеться и избежать каких-то серьезных решений, испытаний, потрясений, без которых жизнь человеческая не проходит.

На самом деле через это и совершается становление человека – через то, что ему приходится испытать в своей жизни немало всего трудного и, в контексте нашего разговора, «страшного». И, безусловно, такое избегание не только лишает боящегося тех или иных важных для его жизни впечатлений, но и деформирует его личность, не дает ей сложиться такой, какой она, по замыслу Божию, могла бы быть. Если человек при этом продолжает плыть по течению, если он воспринимает свою боязнь как некую норму, она может разрушить его – вплоть до того, что возникнет психическое расстройство. Поэтому, безусловно, со страхами нельзя мириться, со страхами нельзя сживаться, нельзя сливаться с ними в единое целое – с ними нужно бороться и их преодолевать на протяжении всей жизни.

Святоотеческий принцип

Для того чтобы страх победить, нужно на него идти

Есть один замечательный принцип борьбы со страхом, который описан у святых отцов и которого можно придерживаться буквально во всех жизненных ситуациях: для того чтобы страх победить, нужно на него идти. Что это значит? Для иллюстрации можно привести в пример совет, который давал своим современникам – монахам Синайской пустыни – преподобный Иоанн Лествичник: при подверженности ночным бесовским страхованиям отправляться ночью на кладбище и там пребывать в молитве. Сразу оговорюсь, что ни в коем случае не рекомендую кому-то поступать подобным образом сегодня, поскольку этот вид подвига предлагался пустынникам, условия жизни которых значительно отличались от наших. Но общий принцип именно таков. Тебе страшно? Иди туда, где тебе будет очень страшно, и там преодолей свой страх.

Что нужно, чтобы этот принцип в своей жизни реализовать? Нужно, прежде всего, обратиться со вниманием к евангельскому эпизоду, в котором Спаситель приходит к апостолам по водам Генисаретского озера. Для учеников Христовых это момент страха, причем к страху потопления добавляется страх от того, что они видят фигуру Христа, сверхъестественным образом приближающуюся к ним. Что делает в этой ситуации апостол Петр? Он преодолевает свой страх тем же образом, о котором мы говорим: вместо того чтобы зажмуриться, забиться куда-то и не видеть этой пугающей картины, он просит повеления выйти из лодки и идет по бушующим волнам.

Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что если ты будешь идти к смерти, то смерть будет бежать от тебя. Речь здесь идет, конечно, не о каком-то явном безрассудстве, а о том, что, меняя отношение к чему-то нас пугающему, мы избавляемся от него в своей жизни. Простой пример: ребенок боится спать в темноте. Есть два пути: оставлять ему на ночь свет, и тогда он до зрелого возраста будет спать при свете, либо взять его за руку и пойти вместе с ним в темноту, обойти всю квартиру – вначале с фонариком, затем на ощупь – и показать, что никто в темноте не прячется. В каждой ситуации нужно смотреть, как мы можем на свой страх пойти. Вот, допустим, еще один распространенный пример: человек боится обратиться к другому человеку, что-то попросить. Такая чрезмерная застенчивость обычно основывается на самолюбии и гордости: человек боится уронить себя в чьих-то глазах, показаться смешным, беспомощным. Это преодолевается достаточно просто: я просто решаюсь и делаю то, чего я боюсь. Нужно постоянно навыкать в этом, начиная с самых элементарных вещей, и тогда мы сможем совладать с собой в моментах уже более серьезных.

Единственное, в чем страх может быть во благо, если говорить о страхе человеческом: он определенным образом человека отрезвляет. Даже в сугубо внешних житейских ситуациях бывает порой, что человек пьян, но возникает экстремальная ситуация, угроза – и он вдруг трезвеет совершенно. То же самое и в отношении нашей внутренней жизни: внезапная, пронзительная мысль о смерти, ощущение угрозы жизни может внутренне отрезвить человека, побудить его прийти в себя и пересмотреть свою жизнь. Но даже верующего человека такие обстоятельства, к сожалению, чаще не отрезвляют, возвращая рассудок, а ввергают в панику, которая, наоборот, рассудка лишает.

Перестать бояться, чтобы выжить

Порою люди говорят: «Ну а как не бояться реальной опасности? Допустим, происходит какое-то стихийное бедствие…» В том случае, когда опасность реальна, бояться для человека естественно: организм приводится в состояние тревоги инстинктом самосохранения. Но и здесь нужно обязательно помнить о том, что поддаваться страху бесполезно, опасность от этого не уменьшится. Наоборот, при сильном испуге человек лишается способности предпринимать активные действия и становится более уязвимым: руки и ноги словно ватные, воздуха не хватает, теряется чувство реальности. А если при этом надо бежать из дома, который объят огнем? А если надо еще кого-то из этого дома вытаскивать? Очевидно, что человек, которому присущ навык в той или иной степени свои реакции контролировать, имеет больше шансов сориентироваться и выбраться, чем тот, кто позволит этому состоянию себя охватить целиком и полностью.

Как этого не допустить? Для того чтобы страх отступил, на первое место должен выйти здравый смысл. Можно при этом говорить себе так: «Я боюсь, мне очень страшно, но именно потому, что мне очень страшно, я должен перестать бояться – – так нужно, чтобы выжить». Нужно осознать, что бояться – это, на самом-то деле, страшнее всего. Страх – это очень мучительное состояние, оно даже хуже того, чего мы боимся, и именно страх в большинстве случаев и убивает, а не само по себе то, что его вызвало. Боясь страха, надо перестать бояться – такая вот формулировка, как ни парадоксально она звучит. А иначе в сложных ситуациях просто не выкарабкаться.

Не только слабость, но и грех

В основе страха всегда кроется недоверие Богу

Если говорить о страхе с духовной точки зрения, в его основе всегда кроется недоверие Богу. Поэтому страх является не просто бедой, не просто слабостью и немощью человека, но в то же время и грехом. Если человек чего-либо в своей жизни боится, это, по большому счету, означает следующее: либо он считает, что Бог в какой-то момент о нем не заботится и о нем забывает, что, безусловно, является хулой на Бога, либо он считает, что Бог его не любит, и это тоже хула на Бога, потому что нет никого, кого бы Господь не любил. Или же человек считает, что по какой-то причине Бог хочет сделать ему то, что будет ему вредно и от чего ему будет плохо, – и это опять-таки хула и страшное недоверие. Это еще и очевидная неблагодарность Богу, но чаще всего, когда нас охватывает какой-то страх, мы совершенно не соотносим его с тем оскорблением, которое мы причиняем Божественной Любви, впуская этот страх в свое сердце. А нужно соотносить. И нужно обязательно себе напоминать слова Евангелия о том, что и малая птица не упадет на землю без воли Отца нашего Небесного и что все волосы на нашей голове сочтены (см.: Мф. 10: 29–30). А после этого полезно сказать такие слова: «Господи, вот как Ты хочешь, что Тебе угодно, чтобы было со мной, то пусть и будет».

Человек, который грешит намеренно, рассчитывая покаяться позже, чаще всего не успевает принести покаяние – он умирает скоропостижно

Бывает, что страх человека основан вроде бы на религиозном чувстве: это боязнь умереть внезапно, не успеть подготовиться к вечности. Но, по словам святых отцов, в частности преподобного аввы Дорофея, Бог никогда не забирает человека, который стремится подготовиться к вечной жизни, прежде, нежели поможет ему это сделать настолько, насколько это для данного человека в принципе возможно. Другое дело, если человек живет бездумно, живет рассеянно – тогда смерть его действительно может быть и неожиданной, и бедственной. Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что человек, который грешит намеренно, рассчитывая покаяться впоследствии, чаще всего не успевает принести покаяние, потому что умирает скоропостижно. Но если мы боремся со своими грехами и страстями и искренне каемся в случае преткновения, нас не должна как-то особенно смущать мысль о внезапной кончине. Каждый человек умирает тогда, когда его призывает Господь, – своей ли естественной смертью или в результате экстремальных ситуаций. И в этой мысли наше сердце должно учиться находить для себя отраду и успокоение. Потому что всё, что делает с нами Господь, делает Он по Своей милости и любви.

Победить страх

Кто из нас не знаком со страхом, этой, пожалуй, самой губительной для человека эмоцией! Каждым в какие-то моменты жизни овладевает страх. Главным образом из-за того, что человек способен предвидеть или, во всяком случае, он думает, что способен заглянуть в будущее. Страх — это всегда предвосхищение страдания, боли.

Отрешившись от прогнозирования, от мыслей о будущем, можно освободиться и от страха. Но тогда и от радости, от предвкушения хорошего, приятного. Будем жить только «здесь и теперь», ощущать только данное мгновение — не будет у нас ни истинного страха, ни истинной радости. Однако, строго говоря, человек не может полностью отрешиться от прогнозирования. И поэтому если он, страдая, предполагает, что нет этим страданиям конца, его состояние становится еще более мучительным. Если же он сумеет увидеть в будущем просвет, страх понемногу оставляет его, уступая место надежде и радости. А радость бывает отравлена предвидением новых невзгод и страданий. Так уж мы устроены: способность нашего ума к прогнозированию то поражает его страхом, то награждает радостью.

Часто причиной страха является неизвестность. Например, реальный страх — идти к зубному врачу. Да, страшно. Первый раз. Если же ты узнал точно, что тебя ждет, какая степень боли, то страх уже не тот. Многие согласятся, что часто сильнее всего боишься именно тумана неизвестности — а что меня ждет там впереди: завтра, через год, в этой темной подворотне, за дверью в кабинет большого начальника?

Существует и другой источник страха: социальная индукция. Бывает, что человек не отдает себе точного отчета в том, почему он боится, а чувство страха его не покидает. И на вопрос: «Чего же ты боишься?» нередко отвечает: «Да кто его знает, чего я боюсь. Все боятся и я боюсь». Дело в том, что страх — это во многом социальная эмоция, которая может распространятся подобно эпидемии, заражая подчас десятки и сотни тысяч людей.

Мы существа социальные и воспринимаем чувства, возникающие у других. Их страх передается нам, неизбежно передается. Особенно это касается близких людей. Так, мать, которой владеют отрицательные чувства, всегда губительно воздействует на свое дитя, которое себя защитить здравыми рассуждениями не может. И поэтому, когда вам страшно, вы обязательно должны подумать, какова в этом страхе доля ваша собственная, а какая индуцированная, вызванная эмоциями других. Также подумать и о том, что вы своими страхами отравляете жизнь тех, кто рядом. Ведь одно дело — глобальный страх, который охватывает миллионы людей, иное — ваш собственный, отравляющий жизнь вашего ближайшего окружения. Будет новая мировая война или нет, еще неизвестно, гораздо важнее перестать воевать со своими родными и близкими, изводить их собственными страхами и тревогами.

Но случается, что человек не способен здраво размышлять о своем страхе. Хотя в таком размышлении обычно ничего страшного и сложного нет. Страх становится всепоглощающим, нередко он полностью захватывает власть над человеком. Тут уже речь идет о страхе невротическом, о том, что психиатры называют фобии-комплексами. Фобии весьма различны: кого-то преследует страх инфекции, кого-то — неожиданной смерти, кто-то вечно боится стать объектом нападения, насилия и т. д. В современном мире фобии в значительной степени есть результат индукции, создаваемой средствами массовой коммуникации. Спидофобии не было. Она появилась после того, как нас начали пугать СПИДом. Радиофобии не существовало до того, как пресса и телевидение стали пугать всех последствиями Чернобыля. Терроризм и террористы были всегда. Однако массового страха перед терроризмом не существовало, пока телеканалы в погоне за рейтингом не стали нам показывать с утра до ночи последствия терактов — разрушенные дома и изображения убитых людей крупным планом.

К сожалению, создание такого невротического страха давно стало технологией социальной власти. Ведь испуганными людьми очень легко управлять. Деморализованные и запуганные люди делают сами, требуют от властей или хотя бы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгодны. Поэтому правящие круги научились очень эффективно использовать в своих целях индуцированный страх. Это — одно из самых сильных средств манипуляции сознанием и отвлечения внимания общества от махинаций верхушки. Главная задача — любым способом заставить нас бояться, создать массовый психоз, под прикрытием которого можно спокойно проворачивать свои темные делишки. Поэтому сильные мира сего нас постоянно и пугают — то террористами, то антиглобалистами, то летящим в космосе астероидом, грозящим столкнуться с землей. Самый наглядный пример — массовый террористический психоз, который сегодня целенаправленно и очень умело нагнетается СМИ.

Конечно, есть реальные страхи. Скажем, страшно жить в государстве, где царит полный произвол и тебя в любой момент могут вышвырнуть из квартиры, лишить собственности или вообще убить. Или в государстве, где царит хаос и никто не несет ответственности ни за что. Тут страшно и за свою жизнь, и за жизнь близких. Однако есть много и мифических страхов, внушаемых специально с целью управления нашим сознанием и поведением. Надо уметь их различать. Увы, сегодня есть очень много желающих извлечь из нашего страха выгоду для себя. Реклама постоянно пугает нас кариесом, который непременно съест наши зубы, если только мы не купим очередную «суперэффективную» зубную пасту. Религиозные проповедники вовсю внушают нам мысль о предстоящем аде и сковородках, в то же время вкрадчивым голосом предлагая выход: «отдай нам свои деньги — и спасешься». «Проголосуйте за меня на выборах, — направо и налево обещает очередной «спаситель отечества», — и я избавлю вас от разгула терроризма и преступности, из-за которых сегодня стало страшно выходить на улицу, только я могу навести порядок в стране. ». Да что там говорить, когда даже родные и близкие порой не прочь использовать наши страхи и тревоги в собственных целях!

Поэтому самое главное — научиться стряхивать с себя тот липкий страх, которым нас постоянно пытаются обмазать. Поставьте барьер между собой и источниками, стремящимся испугать вас любой ценой. Научитесь вызывать в своих ощущениях спокойствие или безразличие к их сообщениям. Помните — в мире существуют не только войны, террористические акты, авиакатастрофы, серийные убийцы и сексуальные маньяки, о которых нам непрестанно трубят газеты и телевидение. А нам зачастую рассказывают об этом отнюдь не для нашего блага. Гораздо чаще это делается в манипулятивных целях — чтобы получить финансовую или политическую выгоду за счет нашего страха. И за счет нашего физического и психологического здоровья. Ведь постоянный страх всегда искажает личность, он мобилизует самую примитивную, темную энергию и, как правило, служит самым гнусным целям. Когда человек во власти страха, его психические структуры разрушаются, мышление работает отвратительно, мозг выдает реакции самые нежелательные, можно сказать, нечеловеческие.

А как наше физическое здоровье реагирует на страх! Если невозможно защититься бегством или нападением, то ты оказываешься во власти гнева, становишься агрессивным, раздражительным. Хронический гнев опасен, он истощает иммунную систему подобно СПИДу. Когда человек испытывает страх, а следовательно — гнев и агрессию, у него сгорают Т-лимфоциты (это необходимо для мобилизации энергии), без которых организм открыт для любой болезни. Говорят: твой страх и есть твоя болезнь, и это совершенно верно.

Можно дать совет, как размышлять о причинах страха. Делать это можно и нужно. Это достойная работа. И, возможно, куда более плодотворная, чем, скажем, медитация. Хорошо, конечно, сидеть и думать, что золотистый туман окутывает меня, и я обнимаю земной шар и все такое. В этот момент никаких страхов нет. Но как быть после медитации? Страх все равно выплывает из глубины души, если не думать о его причинах, не призвать на помощь здравый смысл. Надо именно думать, размышлять. Спросите любого: «Ты боишься смерти!» И вам ответят: «Я об этом не думаю.» Да, он боится даже думать об этом. Страх смерти — индуцированный страх. Все боятся, и вы боитесь. А врачи, и психиатры в том числе, знают, что когда человек начинает умирать, все страдания его оставляют, хотя внешне смерть выглядит ужасно. Об этом должно и нужно размышлять, только тогда можно избавиться от подобного страха, как, впрочем, и от других его видов.

Оказывается, наш страх — это всего лишь свидетельство того, как мы мыслим, какова наша философия. Он начинается с элементарной физиологии (например, с боли), а кончается высшими сферами нашего мышления. И если мы овладеваем конструктивным мышлением, если мы освобождаем свой мозг от мыслей о дурном, то страх нас покидает, и нет ничего в мире, что вызвало бы в нас страх. Беспокойство — возможно. Беспокойство за себя, за свое будущее, за родных и близких. Но не страх. Для того, чтобы победить страх, не нужно заниматься какой-то особой философией или специальными упражнениями, надо просто посмотреть вокруг себя. Что вы думаете о близких? Что вас раздражает? Чего вы боитесь? Нужно поразмышлять над этим, и тогда даже самое страшное не сможет погубить нашу душу.

Важно понять, что страх — это всего лишь продукт вашего воображения. Смело взгляните ему в лицо, распознайте его. И тогда обнаружите, что вы с ним не одно и то же. Посмотрите на ваши страхи, как на кадры из фильма, что быстро мелькают и тут же исчезают. То, что Вы видите, на самом деле не существует. Страх придет и уйдет, если вы сами не будете его настойчиво задерживать.

Замечательное средство от страха — любовь, доброта, согласие. Когда вы начинаете прощать, вы видите, что и вас прощают, и вы получаете надежду на согласие, и ваш страх уменьшается.

Скажите себе: «Через согласие, через терпимость, через любовь я уменьшаю свой страх. Когда я отказываюсь судить, ценить, оценивать; когда я не говорю, что одни хорошие, а другие плохие; когда я не задаю ситуацию оценивания, тогда я и не боюсь, что меня кто-то будет оценивать. Мне спокойнее. Мне легче. Я не боюсь».

И главное: перестаньте прокручивать в уме удручающие подробности вашего сегодняшнего бытия, перестаньте составлять сценарий нерадостного завтра, попытайтесь забыть о неприятностях, плотно вас «обсевших». Согласитесь, в конце концов, что вам — не хуже всех, как вы в это, возможно, верили до сих пор. Есть крыша над головой, любимые и близкие, надежда на будущее, лук и морковка на грядке, «сотка» в заначке, руки, ноги, голова. А ведь это не так уж и мало!

Как избавиться от страха?

Рациональная терапия – это лечение страха убеждением посредством логики и рассудка. В борьбе со страхом важно охладить эмоции и включить рассудок.

Основные принципы в преодолении страха сводятся к следующему:

  • Оставьте беспокойство по поводу страха. Не множьте тревогу.
  • Определите предмет страха и постарайтесь понять, насколько он нелеп и неразумен.
    • Постарайтесь выявить в себе недостатки, которые провоцируют страх и путем самовоспитания их победить.

      Например, обидчивость и боязнь выглядеть глупо является результатом болезненного самолюбия. Страх болезней лечится убеждением, что с медицинской точки зрения показатели здоровья в норме и нет причин для страха.

      Когда человек не в состоянии принять логические доводы, наиболее продуктивными являются методы внушения, самовнушения, аутогенные тренировки и нейролингвистическое программирование, при совместной работе с психотерапевтом.

      Как побороть страх? Важно оценить шансы того, что случится самое страшное и понять, что они всегда ничтожно малы. Например, в авиакатастрофах, по статистическим данным, погибает 1 человек на 1 000 000 перевезенных воздушным флотом, что составляет всего 0,0001%. Это существенно ниже, чем риск умереть от инфаркта или в автомобильной аварии. Поэтому при переживании страха важно проанализировать величину риска.

      6 практических советов, как преодолеть страх

      1. Сравните свой страх с более сильным.

      Иногда человеку может показаться, что против него весь мир. Под угрозой находятся материальное благополучие, карьера и отношения с близкими людьми. Кажется, положение настолько безысходно и ничто не способно спасти. Как победить страх в этом случае? Не стоит преувеличивать и драматизировать свою ситуацию! Сравните свое положение с настоящими трагедиями, и вы поймете, что вам еще крупно повезло!

      Люди, которые смогли пережить поистине ужасные минуты, находясь в шаге от смерти, рассказывают, что больше не умеют переживать по пустякам и ценят каждый прожитый день.

      2. Представьте, что все то, чего вы боитесь, уже случилось.

      В самой критической и тупиковой ситуации, отбросьте страх и оцените текущую обстановку спокойно. Представьте самое худшее, что может произойти. Теперь постарайтесь примириться с этим. Теперь нужно расслабиться, отбросить лишнее напряжение и собрать всю энергию для попытки поправить то самое худшее положение, которое вы себе представили.

      Поступая так, вы перестаете тратить все запасы своего организма на нецелесообразные переживания и освобождаете свой ум для полезной деятельности – поиска путей выхода из этой ситуации. Поверьте, как только вы успокоитесь, выход из тупика найдется очень быстро.

      3. Загрузите себя максимально работой.

      Опасность, которая нас ожидает, страшна только до того момента, пока неизвестна. Как только она становится ясна, все силы идут на борьбу с ней, и переживать уже нет времени.

      Как перебороть страх даже в самой опасной ситуации? Не давать себе ни минуты свободного времени. Когда деятельность заполняет полностью сознание, она вытесняет страх. Интенсивная деятельность – один из наиболее эффективных способов преодоления тревоги, беспокойства и страха.

      Как писал Д. Карнеги: «Человек, страдающий беспокойством, должен полностью забыться в работе. Иначе он иссохнет от отчаяния. Засучите рукава и примитесь за дело. Кровь начнет циркулировать, мозг станет активнее и очень скоро повысится жизненный тонус, который позволит забыть о беспокойстве. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство против страха – и самое эффективное!»

      4. Помните: вы не один в своем страхе.

      Каждому человеку, пришедшему на сеанс к психологу, кажется, что его проблема самая сложная и уникальная. Ему кажется, что только у него существуют проблемы с общением, сексуальной жизнью, бессонницей, смелостью, а у других ничего подобного нет.

      В этом случае весьма эффективным лекарством от страха является групповая терапия. Когда люди встречаются, знакомятся и совместно обсуждают общие проблемы, острота переживания существенно снижается.

      5. Ведите себя так, будто страха уже нет.

      Физиологические и эмоциональные реакции человека взаимосвязаны. Даже если вы не чувствуете себя так, как хотите в этот момент, вы можете сделать вид, и это постепенно приведет в соответствие ваши внутренние ощущения.

      Самый лучший сознательный путь к обретению бодрости – сидеть с бодрым видом, говорить и действовать так, будто вы переполнены бодростью. Чтобы чувствовать себя смелым – действуйте так, будто вы вдохновлены смелостью. Если вы напряжете всю свою волю, приступ страха сменится приливом мужества.

      6. Живите здесь и сейчас.

      Этот совет касается в большей степени для тех, кто переживает о неопределенном будущем. Как сказал английский философ Томас Карлейль: «Наша главная задача – не заглядывать в туманное будущее, а действовать сейчас, в направлении которое видно».

      Пугать себя страшным будущим одно из самых глупых занятий, и, тем не менее многие с удовольствием тратят на это свое время. Груз прошлого, и груз будущего, который человек взваливает на себя, оказывается настолько тяжелым, что заставляет спотыкаться даже самых сильных.

      Как бороться со страхом будущего? Самое лучшее – это жить настоящим, наслаждаться настоящим и надеяться на лучшее будущее. Даже если оно не окажется таким, во всяком случае вы не сможете упрекнуть себя в том, что испортили еще и настоящее, своими тягостными переживаниями.

      За «здесь и сейчас» психологи советуют принимать не буквально минуту и секунду, а текущий день. Как писал Карнеги: «Любой из нас может жить с надеждою в душе, нежностью и терпением, с любовью к окружающим до захода солнца».

      Советы психолога: Как победить страх

      Как победить сидящего внутри себя маленького испуганного человечка?

      «Я столкнулась с проблемой, которая выматывает меня и морально и физически. Я работаю на фирме уже восемь лет и хорошо вникла во все нюансы дела. Но при очередном повышении главным менеджером назначили моего коллегу — Олега. Работать под руководством Олега я не могу, потому что он, извините, дурак. Страх же остаться на улице без средств к существованию буквально парализует меня. Сейчас я отсиживаюсь на больничном. Что делать?». Юля Т., Москва

      Письмо комментирует кандидат психологических наук, преподаватель Якутского Государственного университета Людмила Тимофеевна ПЕТРОВА.

      Победитель получает все
      Первое, что вам надо сделать, это наступить на горло собственному страху и перестать бояться. Когда вы будете в состоянии рассуждать здраво, то поймете, что ваш конкурент, а теперь начальник, создаст вам такие условия, что вы уйдете по собственному желанию. Он же прекрасно понимает: вы — его потенциальный враг.

      Но сначала как следует потреплет вам нервы. Так что подумайте серьезно, а стоит ли вам и дальше разрушать свою нервную систему и самооценку. Лучше признайтесь себе откровенно, что на данном этапе вы проиграли, и теперь будет разумнее минимизировать потери. Конечно, окончательное решение принимать вам, но, судя по всему, ваша основная проблема на сегодняшний день — это преодолеть свой страх. Ведь вы прекрасный специалист в своей области и сможете найти достойную вас работу.

      Почему мужчины так часто обходят гораздо более компетентных и способных особ женского пола? Причин много, но одна из основных — это присущий дамам страх успеха. Этот типично женский страх вытекает из страха перед жизнью. Страх перед жизнью, пожалуй, самый сильный, сидит глубоко в подсознании каждого из нас. Но одни преодолевают его легко, другие — с трудом. Многие женщины проигрывают именно потому, что их сознательные и бессознательные желания часто не совпадают. Возникает внутренний конфликт.

      Такие женщины склонны занижать собственную ценность, зацикливаться на своих ошибках, опасаются принимать решения, боятся выделиться из общей массы, чтобы не выходить «на линию огня». То есть не быть на виду, а значит, не подвергаться всякого рода критике. Если вы не доводите дело до конца и сдаетесь без боя — это ваш случай.

      Друзья или враги?
      «Быть рабом страха — самый худший вид рабства», — сказал Бернард Шоу. И в самом деле, что может быть хуже, чем терроризировать самих себя.
      Вы замечали, что особенно активно страхи нас мучают вечером или ночью. Мы ворочаемся в своей теплой постели, пьем валерьянку, мысленно доводя неприятную ситуацию до логического конца. Причем, норовим представить самое худшее развитие событий. И покрываемся липким потом. Сердце начинает бешено стучать. К счастью, с первыми лучами солнца наш ночной кошмар развеивается, а страх лопается как проколотый иголкой воздушный шарик. И мы понимаем, что просто наше воображение работало против нас. И все равно это состояние повторяется с удивительным постоянством вновь и вновь.

      Надо ли бояться страха?
      Если вы умеете подавлять и контролировать свой страх, в этом случае он выполняет полезную защитную функцию. Он словно предупреждает вас о возможных опасностях, пытается обратить ваше внимание на возникшую ситуацию.
      Страхи могут сослужить добрую службу, стать неким мотором, который заставляет преодолеть проблему. В вашем сознании словно зажигается красная лампочка и дает сигнал к действию.
      Допустим, вы чувствуете, что на работе над вами сгущаются тучи и впереди маячит нерадужная перспектива быть уволенным. Вы начинаете лихорадочно думать, как исправить ситуацию в свою пользу. И если не будете суетиться и сможете все как следует обдумать, разум и интуиция помогут выбраться из неприятного положения.
      Если бы не страх потерять работу, то скорее всего вы бы выпустили ситуацию из-под контроля.

      Или другая история. Вы вдруг почувствовали спинным мозгом, что любимый на вас не реагирует, взгляд у него какой-то отсутствующий и далекий. Сначала, ясное дело, вас охватывает тихая паника. «Караул! Он меня разлюбил! Не иначе, как у него другая». Страх в это время полностью овладел всем вашим существом и разразил в вашей некогда безмятежно спящей душе настоящий эмоциональный шторм. Впрочем, через какое-то время вы немного успокоитесь и начнете рассуждать здраво. Скорее всего вы займетесь своей внешностью и постараетесь вернуть расположение мужа.

      Как вы думаете, что заставляет человека зарабатыватьмного денег, покупать квартиру, машину и открывать счет в банке? Страх нищеты. Сама жизнь и средства массовой информации постоянно подбрасывают нам все новые поводы для страха. Например, лет десять тому назад о террористических актах мы знали только понаслышке. А белый порошок, содержащий споры сибирской язвы?

      Коэффициент страха
      Спросите у первой встречной: «Чего вы боитесь?». И скорее всего получите в ответ: «Ничего». На самом деле она либо что-то скрывает, либо лукавит, либо находится в неведении относительно своих страхов. Часто они прячутся глубоко в подсознании, и некоторые дамы даже не подозревают об их существовании. Хотя их нередко посещают следующие мысли.
      Когда у меня все хорошо, я боюсь, что скоро обстоятельства изменятся к худшему.
      Когда мне говорят комплименты, я боюсь разочаровать собеседника и чувствую себя неловко.
      Я стараюсь особо не выделяться, не привлекать к себе внимания. Спокойная жизнь для меня дороже всего.
      Я часто бросаю начатое дело, будь то занятия физкультурой или борьба с лишним весом, потому что не верю в успех.
      Когда я устраиваюсь на работу, то боюсь не пройти собеседования.
      Когда критикуют мою работу, боюсь, что меня уволят.
      Когда мне дают ответственное задание, я боюсь не справиться.
      Если меня назначают на новую должность, мне кажется, что у меня ничего не получится.
      Когда муж задерживается, я думаю, что он проводит время с другой.
      Когда мужу звонит незнакомая женщина, мне кажется, что у него появилась любовница.
      Подобные мысли хорошо знакомы вам, не так ли? Чем чаще они у вас возникают, тем выше у вас коэффициент страха. Кроме того, вам присущ страх успеха.

      Ваша задача — победить свои страхи и постоянно контролировать их. Иначе они постепенно разрушат вашу уверенность в себе. В жизни преуспевают только те люди, которые сильнее своих страхов. Опасность этих негативных эмоций заключается еще и в том, что они могут перерасти в фобии, то есть стать патологическими. Тогда придется записываться на прием к психиатру.

      Страхи — под контролем
      Самое лучшее противоядие против страха — это уверенность в себе и высокая самооценка. Поверьте в себя! Вы все можете! Другое дело, не слишком завышайте планку. У многих чувство беспокойства и ожидание неприятностей связаны с ложной системой ценностей, с завышенными требованиями к себе, которые часто не оправдываются. Часто нам отравляют жизнь неясные смутные тревоги и беспокойство. Сформулируйте как можно четче, чего конкретно вы боитесь и почему. С явным врагом бороться гораздо легче, чем со скрытым.

      Не устраивайте бурю в стакане воды. Если что-то у вас не получается, не ругайте себя. Убедите себя в том, что это всего лишь временная неудача, что вы обязательно добьетесь своего. Не акцентируйте внимание окружающих на своих ошибках.

      Постоянно «пропалывайте» свои мысли-страхи, меняйте их со знака минус на плюс. Например, если боитесь не справиться с каким-то важным для вас заданием, уверенно скажите себе: «Я сделаю это обязательно! Я верю в себя!». Ведь вашему подсознанию все равно, какие приказы выполнять. Если вы поверите в то, что вы неудачница, то так оно и будет.

      Не общайтесь с теми людьми, которые постоянно пытаются вас запугать или говорят о своих страхах. Имейте в виду — страхи заразны! Обычно после общения с негативными людьми надолго портится настроение. Смотрите телевизионные новости не чаще одного раза в день.

      Если вы очень боитесь разговора с шефом или с близким человеком, проиграйте ситуацию в уме. Представьте, как будут развиваться события по вашему сценарию. Это поможет вам снять негативный эмоциональный фон и свести к минимуму неприятные переживания. Расставайтесь со страхами смеясь. Почаще смотрите комедии или читайте книги из всемирной библиотеки юмора. Это поможет увидеть проблему со стороны в карикатурном виде. Мысленно доведите свой страх до абсурда и посмейтесь над ним. Веселые люди гораздо счастливее и успешнее в жизни, чем мрачные, лишенные чувства юмора.

      Не идите на поводу у страха. Он плохой советчик. Излишняя осторожность — это скрытый страх неудачи. Если не научитесь рисковать, не добьетесь успеха. Берите пример с мужчин, они не боятся набивать себе шишки и часто добиваются в жизни большего. Как сказал Иван Бунин, «больше всего рискует тот, кто не рискует».

      Как избавиться от страха и начать жить?

      Размышляет протоиерей Павел Великанов

      О том, что же может стоять за нашими мучительными тревогами, возможно ли с ними бороться и есть ли у Церкви «вакцина» от страха, «Фома» поговорил с протоиереем Павлом Великановым.

      Страх перед будущим

      – В послании апостола Иоанна мы встречаем такие слова: В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин 4:18). Получается, что для апостола самый обычный страх становится самой главной преградой для совершенной любви?

      Но ведь в жизни мы встречаем прямо противоположное. Чем больше мы любим кого-то, тем больше боимся такого человека потерять. Чем сильнее любовь, тем глубже страх. Как же тогда возможно сопоставлять эту мысль апостола с действительностью, если она ей противоречит?

      – Мне кажется, здесь возникает путаница понятий. Сначала мы должны определить, что такое страх. Страх – это состояние оцепенения. Состояние паралича душевных сил, когда человек оказывается неспособным адекватно воспринимать происходящие вокруг него события и не может рационально на них реагировать. Говорят: «он замер от страха», «смотрел с ужасом», «страх охватил его всего, с ног до головы…». Но то, о чем Вы говорите, это скорее состояние тревожности и беспокойства, а не страха как такового, не «ужаса». И я бы не стал между ними ставить знак равенства.

      Почему мы волнуемся и беспокоимся за наших близких? Мне кажется, здесь есть какая-то связь с тем, что мы относимся к своим любимым как к собственности. Мы воспринимаем своих детей, близких как продолжение себя, как некую часть самих себя. И если с ними что-то произойдет, то нам от этого будет очень плохо.

      Однако, когда человек доверяет Богу во всем (ни больше и ни меньше – в этом заключается необходимое и предельное условие), тогда он понимает, что всё, что есть у него, дано Богом. Не «собственность» человека, а Его дар. Бог как бы дал подержать, позволил прикоснуться, возможно даже на все время, пока мы живем в теле, но не более того. Если научиться смотреть на это таким образом, то уже не будет этого ощущения собственности, а значит, и оснований для чувства беспокойства.

      Апостол Иоанн, говоря о страхе, который мешает человеку любить совершенно, говорит также и об отсутствии у боящегося человека свободы.

      Один мой друг однажды сказал очень важную фразу: «Тот, кто боится умирать, еще не начинал жить». Пока человек боится чего-то, он не может относиться к этому правильно и адекватно. Тот, кто все время боится смерти и все время от нее убегает, не способен дышать полной грудью, быть полноценно встроенным в эту жизнь, а когда смерть наступит — точно также принять ее как неизбежную страницу жизни. У меня перед глазами уже пожилая женщина, которая очень не хочет умирать и при этом ее жизнь трагична. Потому что она все свои средства и силы выбрасывает на поддержание своего здоровья, которое тем не менее неизбежно год от года становится хуже. Именно из-за страха смерти единственным содержанием ее жизни стало паническое бегство от смерти. Разве это жизнь?

      – Какие страхи больше всего мешают нам в любви? Можно ли назвать маловерие исчерпывающим объяснением наших страхов? Ведь мы же знаем, что и святые боялись. Даже Христос страшился смерти.

      – У Максима Исповедника есть очень подробный разбор того, в чем заключалось главное содержание и смысл того, что сделал Христос для всего человечества, когда был на Кресте. Он, ощутив на себе всю тяжесть страха смерти и страха страдания, преодолел их, навсегда изменив человека. Ведь все наши грехи — всего лишь вариации на эти две темы: смерти и боли. Мы хотим жить, и мы хотим удовольствия, и потому мы больше всего на свете боимся их отсутствия. Однако при этом что бы мы ни предпринимали, этот страх смерти только углубляется, и чем острее, болезненнее проблема, тем он становится заметнее. Но только во Христе страх боли и смерти может быть преодолен, потому как Он Сам лично прошел через них и победил их на Кресте.

      Давайте смоделируем такую, я думаю, знакомую многим ситуацию. Есть два человека: жених и невеста. Они любят друг друга и хотят быть вместе всю жизнь. Чего они боятся? Больше всего — предательства, разрыва. Что жених, например, заведет роман на стороне. Но в какой ситуации невеста сможет преодолеть этот страх? Когда она поймет, что настолько сильно его любит, что даже сам факт возможного предательства ее с ног не собьет. Она знает, что своей любовью она сможет это преодолеть. Еще, возможно, не только нет измены, но даже нет и оснований для подозрений, а она уже знает, что все равно не перестанет его любить. Он сам по себе для нее дороже, чем значимость его даже самых неправильных поступков. Сила ее любви гораздо сильнее, чем страх потерять любимого, который вполне обоснован с точки зрения человеческой логики. И вот мы вновь слышим за этим с куда более убедительной силой слова апостола Иоанна: В любви нет страха.

      Страх Божий

      – Страх для любого человека — всегда что-то предельно негативное. Но христианство в этом смысле парадоксально, потому что во главу всех добродетелей ставит «страх Божий». Что это такое? И почему вера в Бога должна быть построена на таком, казалось бы, негативном фундаменте?

      – Есть два вида страха: один животный, аффективный, связанный со страхом перед смертью, который порождается инстинктом самосохранения. О нем мы уже говорили, и он естественен для человека. Религиозный же страх имеет прямо противоположный вектор направленности. Это своеобразная духовная категория. Он не «исключающий», «избегающий» объекта страха, а, напротив, «устремляющийся» к Нему — к Богу. Этот страх, а точнее будет сказать глубокое чувство благоговения, построен на осознании того, что в этом мире есть Тот, Кто обладает властью поставить «финальную точку» в твоей жизни, Кто стоит над тобой, и ты перед Ним – всего лишь ты, и только. Этот страх скорее напоминает восхищение, переживание возвышенного, невероятного, того, что не вмещается ни в сознание, ни в сердце, что превосходит тебя во всех измерениях. Страх Божий – это трепет перед тем, что «над тобой», чему ты поклоняешься. Это безоговорочное признание того, что не ты — Господь Бог. Это переживание себя прямо противоположное тому, что сказал Ницше устами Заратустры: «Если существуют боги, как же вынесу я, что я сам не бог?»…

      – Сегодня часто говорят о том, что в Церкви все построено на риторике страха: дескать, не сделаешь того-то и того-то — попадешь в ад, заболеешь, потеряешь что-то и так далее. Складывается ощущение, что происходит некоторая подмена: вместо «страха Божия» прививается «фобия Божия». Есть ли в подобной риторике что-то правильное и полезное для человека и наоборот – вредоносное и болезненное?

      – Страх для новоначального — это необходимая педагогическая мера, которая помогает ему начать ощущать границы дозволенного и недозволенного. Страх здесь работает как дорожные знаки, ориентируясь на которые, водитель может избежать опасных для жизни происшествий. Представьте себе, что вы едете по дороге, на которой ведутся ремонтные работы. Если вы будете ехать, игнорируя определенные правила безопасности и дорожные указатели, то ни вам, ни вашей машине от этого ничего хорошего не будет. Такова же и жизнь в Церкви. В ней существуют вполне конкретные разумные принципы, которыми, если вы хотите действительно расти духовно, необходимо руководствоваться.

      При этом, как только дорога стала для вас знакомой, дорожные знаки оказываются уже не нужны. Так и в духовной жизни. Фиксация на страхе для того, кто уже понимает само содержание отношений с Богом, может оказаться негативным и даже губительным.

      Здесь можно снова обратиться к отношениям между людьми. Пока люди только знакомятся, между ними неизбежно есть множество условностей, которые помогают выстроить границы, чтобы случайно не задеть, не обидеть другого, не расшевелить какой-то давней, но неизвестной другому душевной раны. Но чем ближе люди становятся друг ко другу, чем лучше они понимают один другого, тем значимость этих условностей становится меньше: они просто любят, ценят, дорожат друг другом — и уже не внешние границы работают, а эмпатия, сопереживание по отношению к другому. Они следят, чтобы не сказать что-то больное для слуха другого не потому, что боятся тем самым разрушить отношения, а потому, что боль другого неизбежно станет и его (или ее) собственной болью. Точно так же любящий Бога слушается Его не потому, что страшится наказания за нарушение заповеди, а потому, что начинает видеть грех как бы с точки зрения Другого, своего Друга — Бога.

      Дорожные знаки, предупреждающий об опасном повороте и требующий снизить скорость до 40 км/ч

      В романе Эндо Сюсаку «Молчание» — по которому недавно был снят одноименный фильм, — ключевой эпизод разворачивается в момент острейшего кризиса, который порождается кажущимся молчанием Бога и объективным страданием осужденного на смерть героя – католического миссионера. Он оказывается перед тяжелейшим выбором: наступить ногой на распятие и так спасти приговоренных к казни японских христиан или же остаться верным своей вере и служению и наблюдать за тем, как на его глазах пленных жестоко убивают. И вот в этот момент герой неожиданно слышит пронзительные слова Самого Христа: «Наступи! Я знаю, как тебе больно. Наступи. Я пришел в этот мир, чтобы вы попирали меня, Я несу этот крест, чтобы облегчить ваши страдания»… Так происходит разрыв между категоричностью и «молчаливостью» «дорожных знаков» — и Тем, Кто эти «знаки» установил. Такой мощный рывок на принципиально иной уровень отношений — неожиданных, глубоких и очень личных.

      Однако следует понимать, что ситуация, описанная выше, – предел, а потому она не может стать некоторым эталоном или руководством к действию. Уникальность такого выбора сразу же оставляет за скобками какую бы то ни было окончательную человеческую оценку случившегося. И если внимательно вглядываться в окончание романа «Молчание», то можно заметить, что главный герой так и не смог простить себя за сделанный им выбор. При этом если из пространства романа переходить к реальной жизни, то стоит подчеркнуть следующее: пока «дорожные знаки» духовной жизни не стали для нашего сознания аксиомой, пока наше сердце не научилось жить в страхе Божьем, не стоит даже думать о том, каким было бы наше решение в подобной ситуации. Не дай Бог оказаться нам перед таким выбором!

      Страх одиночества

      – Можно предположить, что страх как-то связан с мировосприятием. Это некоторая болезнь или даже фобия современного человека-одиночки. Тот, кто одинок, боится навсегда так и остаться «единицей» — никому не нужной, невостребованной, заброшенной, неприкаянной. Быть может, такой страх связан с утратой общинности? И само по себе одиночество для человека неестественно?

      – Сложно сопоставлять проблему страха одиночества с общинностью. Теоретически вроде бы сам посыл верный: чем крепче малый социум, община, тем больше шансов не оказаться «одиночкой». Но давайте говорить по-честному! Есть огромное количество больших семей, где живут дети, которые чувствуют себя совсем одиноко. Они выбиваются из своей семьи, им не с кем поговорить, никто не способен разделить с ними их открытия, ценности, переживания. Некоторые из них в итоге вырастают, пробиваются «в люди», становятся музыкантами, поэтами, режиссерами, но со своей родной семьей они могут годами, десятилетиями не общаться. А сколько мы знаем школьников, которые годами остаются заброшенными, никому не нужными, несмотря на, казалось бы, такое количество сверстников, окружающих таких детей-одиночек.

      На самом деле проблема одиночества решается не извне, а наоборот – изнутри. Настоящее преодоление одиночества возможно тогда, когда человек обретает внутри себя «портал» в Царство Божие. И зачастую дверь в этот «портал» находится у нас прямо перед глазами. Кто-то может найти ее в служении Божественной гармонии в музыке, другой — в воспитании детей, третий — в восторге перед точностью и порядком в математических изысканиях, четвёртый — в радости от приготовления нового блюда и отблеске счастья на лицах домашних.

      Мы ведь буквально «купаемся» в этих «точках входа» в Божественное Царство, только часто их не замечаем, проходим мимо. А не замечаем потому, что нет навыка внимательного всматривания внутрь себя самого, понимания, на что откликается наше сердце, наша «глубина» личности.

      «Царство Божие внутри вас есть», — говорит нам Спаситель. Но гораздо проще искать внешние причины наших несчастий и масштабно сражаться с ними, нежели чем просто сесть, успокоиться и начать постепенно вникать в себя самого.

      Надо иметь большое мужество, чтобы суметь перенести факт этого знакомства с самим собой. Там ведь чего только не встречается! Такое знакомство с настоящим «я» потребует от нас прямо-таки рыцарской отваги. Можно бесконечно бежать от этой очень важной встречи и пытаться скрыться от себя самого в других людях, их теплоте, внимательности, сострадании — но куда от себя убежишь? И только «найдя» себя, научившись «жить» с самим собой, принимая то лучшее, что есть, отделяя худшее, возделывая почву души, можно понять, как «принимать» и других людей — уже не как «потребитель» чужого душевного тепла, а как его «производитель».

      Скажу еще раз: чаще всего проблема нашего одиночества не в окружающих (или не окружающих) нас людях, а в нас самих. Как это ни странно, путь к другим всегда лежит через путь к самому себе. Надежнее всего соединяет нас друг с другом не что-то внешнее, а глубина нашего сердца, с которой надо не только познакомиться, но и подружиться.

      Человек, который скорбит о своей ненужности, преодолевает эту скорбь не через плавание в море чужого тепла и любви, а только через отдачу себя другим. В душе надо разжечь, раскочегарить огонь любви и служения и тогда проблема одиночества испаряется. Когда есть понимание, что ты можешь кого-то сделать хотя бы чуть-чуть счастливее — тирании одиночества уже нет.

      – А что Церковь может предложить тому, кто боится остаться один?

      – Страх одиночества преодолевается открытым сердцем к любви. И вот Церковь предлагает инструментарий, который позволяет человеку научиться любить, прорвавшись сквозь зацикленность на самом себе. Однако при этом сама по себе идея церковной общины должна преодолевать человеческую отчужденность, его одиночество. В ее соборности индивид, оставаясь самим собой, становится при этом частью единого во Христе сообщества людей. Сам Господь определил сущность церковной общинности следующими словами: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35).

      Однако, как известно, должное далеко не всегда становится сущим. В современном мире человек, даже включенный в тот или иной приход, часто так и остается наедине с самим собой и своими проблемами.

      Когда мы ездили в разные города с презентацией нашей программы «50 слов о важном» (социально-просветительский медиа-проект, в котором была сделана попытка раскрыть такие темы, как человек и Бог, свобода и наказание, душа и вера, страх и истина, зло и счастье), то в одном из городков Архангельской области у нас произошла очень интересная встреча в кинотеатре. Мы показали наш короткометражный фильм из цикла «50 слов о важном». Потом я разговаривал с теми, кто пришел. И тут вдруг одна бабушка, которая сидела на первом ряду, в какой-то момент говорит: «Знаете, Вы все правильно говорите, все очень здорово. Но поймите, мне так одиноко! Я и хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь. И я так страдаю от одиночества! Я никому не нужна. Это ощущение одиночества меня изматывает». Интересно, что в этом же зале находились люди — прихожане из ее же храма! Они все ее прекрасно знали, но у них даже мысли не возникало о том, что ей нужна какая-то помощь. И мне было очень отрадно видеть, что после беседы они ее обступили, договорились о встрече, о том, чем они будут заниматься, обменялись телефонами.

      Хотя вслед за этим у меня возник очень горький вопрос. Как люди годами ходят в один и тот же храм, причащаются из одной чаши, но при этом между ними нет никаких горизонтальных связей? Они не понимают, кто чем живет, даже в маленьком городке, где, казалось бы, все должны хорошо друг друга знать. Но почему-то тесных отношений и близкого общения не получается. Может быть, мы разучились искусству быть внимательными друг ко другу, проявлять интерес, при этом без навязчивости, унижения другого? Для меня это открытый вопрос…

      Страх перед смертью

      – Если обратиться к сюжету моления Христа в Гефсиманском саду, то можно заметить, что даже Христу было страшно, что Он оказался под ударом этого страха смерти… Но Он же Сын Божий. Он же знал, что воскреснет. Чего же Ему было бояться? Неужели мы можем упрекнуть Его в маловерии?

      – Это большой вопрос: знал ли Христос о том, что Он воскреснет? Конечно, Он говорил об этом своим ученикам. Но понимаете, Его человеческое сознание, воля, чувства еще не знали опыта смерти и воскресения. Это примерно то же самое, как если человеку будут делать наркоз, который ему еще никогда не делали. Он слышал от других, каково это — быть под наркозом, но сам этого никогда не испытывал. Другой пример: женщины, которые рожали и которые не рожали — совершенно разные. Можно сколько угодно читать книги о беременности, слушать рассказы других, но, пока в твоем теле не появится ребенок и ты его не родишь, многие вещи так и останутся понятными только теоретически, но не практически.

      Дерзну предположить, что схожее, возможно, имело место и со Христом. Он знал о Своем воскресении как Бог, по взаимопроникновению божественной и человеческой природ, но качество этого знания и понимания было совершенно иным, нежели чем то, которое у Него появилось после воскресения.

      И когда Он кричал «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня?», то это был крик абсолютного одиночества. Ситуация доводится до самого предела, до, что называется, дна — и Христос выходит из этого состояния победителем, в совершенно новом качестве, и теперь Он, как пишет апостол Павел, Сам будучи искушен, может и искушаемым помочь. Христос получает личный опыт одиночества, смерти — и личный опыт воскресения.

      Можно сказать, что на Кресте произошла победы веры, а значит, и преодоление самого главного страха — страха перед смертью, о чем мы уже говорили выше. Если бы в душе Христа, пока Он страдал на Кресте, начался бы бунт, то это свело бы на нет Его пришествие в мир. Но Его крик был криком человеческой природы, не понимающей и недоумевающей, что происходит, тем более, что Его человеческая природа не знала греха и в силу безгрешности не могла ощущать оправданную у людей ощущение неизбежности смерти. Но при этом остающейся до конца верной Своему Небесному Отцу. И эта верность стала тем стержнем, вокруг которого все впоследствии и выстроилось.

      – И все же, если ставить вопрос предельно: естественно ли то, что человек боится смерти или нет? Только ли аффективное повергает человека в ужас перед ней или же здесь стоит и некая онтологическая предпосылка? Ведь христианское богословие всегда утверждало, что смерть человеку чужда. И, возможно, Христос так глубоко и переживал этот страх внутри себя в Гефсимании, что осознавал всю неестественность происходящего.

      — «Бог смерти не сотворил», — сказано в Священном Писание. Бог — «Живодавец», и поэтому любая постановка вопроса о «сотворении» смерти Богом абсурдна. Если ребенку родители подарили планшет, который он разбил, то кто в этом виноват? Родители? Или «виноват» сам планшет, потому что он почему-то не оказался «неубиваемым»?

      Понимая невозможность никаких аналогий, когда мы говорим о базовых, фундаментальных понятиях, всё же надо сказать: ужас человека перед смертью колоссален — не только перед самим ее фактом, но и перед неизбежностью по отношению к самому себе. Чужая смерть — какой бы ужасной она ни была — это далеко не то же самое, что факт неотвратимости собственной. И против этого, действительно, восстает всё в человеческой природе. Всё в человеке кричит против смерти, ничто не хочет умирать, будучи созданным именно для жизни. Почему маленькие дети чаще всего спокойно относятся к смерти других — потому что они в принципе не могут спроецировать это на самих себя, для них это невозможно, это непереносимо для сознания, для психики.

      Как это так — я, такой прекрасный, радостный, счастливый и … умру? Да это же просто невозможно! Я и смерть. Такого просто быть не может! Пусть все умрут, а я останусь! И когда несколько позже, по мере взросления, неотвратимость собственной смерти начинает всё яснее вставать перед глазами — вот тогда и раскрывается весь ужас смерти как таковой. Которой невозможно не бояться. Которую как ни игнорируй, как ни вытесняй — она всё равно придет. Помните, как князь Болконский в романе «Война и мир» перед самым мгновением взрыва гранаты во время Бородинского сражения, мысленно кричит: «Неужели это смерть?,— думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. — Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух…».

      Но здесь у нас, христиан, есть только одна надежда, одна зацепка, один тоненький, на ниточках нашей веры, подвешенный мост над бездонной пропастью — это Христос Спаситель, Первенец из людей, который прорвался сквозь смерть и теперь может по этому созданному Им мосту провести и каждого, кто верит Ему, любит Его, следует за Ним.

      – Какой самый глубокий страх испытывали Вы в своей жизни и с чем он был связан? Удалось ли Вам его преодолеть и если да, то как?

      – Был один эпизод, связанный с рождением одного из моих детей. Когда у жены начались роды так получилось, что мы с супругой остались вдвоем — врач не успевал доехать из-за неожиданно начавшейся метели. Новорожденный ребенок буквально через несколько минут прямо на глазах начал замирать и синеть. И в этот момент меня охватил сильнейший страх. Страх бессилия: твой ребенок сейчас умрет, а ты ничего не можешь сделать, не можешь даже скорую вызвать. Всего меня сковал испепеляющий ужас – всё происходило очень стремительно. И тогда я понял: всё, что остается, — молиться. Думаю, что это была моя самая искренняя молитва в жизни. И слава Богу, всё закончилось благополучно.

      На заставке фрагмент фото Flavio Spugna

      Читайте так же:

      • Японский язык как научиться ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА: ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ Начинающему японский язык может показаться довольно-таки сложным, ведь здесь даже запоминание новых слов представляет собой немалую проблему […]
      • Как научиться терять людей Как не потерять себя в отношениях Когда мы начинаем новые отношения, переживания могут быть настолько сильными, что кажется, мы никогда не испытывали ничего подобного и наконец-то нашли […]
      • Как научиться на коньках крутиться Как освоить вращение на ледовых коньках Хоть научиться делать вращения на ледовых коньках – непростая задача, она принесет вам огромное количество положительных эмоций! Этот элемент займет […]
      • Как научиться рисовать комнаты Как нарисовать комнату с мебелью: 4 примера Сегодня мы хотим разобрать очень интересные примеры рисования, которые покажут как нарисовать комнату. Основная сложность в работе над […]
      • Как научиться обходиться минимумом вещей Вещи: что выбросить, a что оставить? В чем зaключaются нaши бaзовые потребности? Для жизни, вполне хорошей жизни, нужно очень мaло. Средневековье было периодом истории, когдa минимaлизм и […]
      • Как быстро научиться выговаривать букву р взрослому Учимся выговаривать букву «Р» - различные упражнения Неправильное произношение буквы «Р» выглядит мило и трогательно у детей, но не всегда украшает взрослого человека. Причиной […]

    Leave a Reply

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *