Большинство суеверий носят универсальный характер. Они – отражение надежд, страхов и умозаключений народа. Конечно, в свете наших дней некоторые из поверий забыты и канули в лету. Но это не помеха терять интерес к забытой вере наших предков и их предрассудкам. Взять, к примеру, перекресток дорог. Суеверий и поверий про него – бесчисленное множество, некоторые кажутся нелепыми, но сами истоки верований в мистическую составляющую перекрестка весьма серьезны.
В славянском фольклоре перекресток – место, принадлежащее чертам, демонам и прочей нечистой силе. Сила эта, равно как и нечистый дух, имеет огромную власть над человеком. На перекрестке, где пересекаются 4 пути, 4 дороги совершаются гадания, произносятся заговоры и проклятья, опаснейшие и другие исцеляющие действа.
Перекресток мог помочь в избавлении болезней, страхов, сглазов. А мог наоборот стать источником “случайных” бед и напастей.
По белорусским поверьям, если больного ребенка измерить шерстяной ниткой, а потом отнести ее на перекресток, то хворь перейдет к тому, кто наступит на эту веревочку или поднимет ее с земли. Просеяв пепел через решето и оставив его на распутье, чтобы ветер разнес содержимое “на все 4 стороны”, можно было добиться того, что сглаз и болезнь покинут ребенка.
Забавны гадания на Рождество у разных народов: так, лужичанские девицы набирали полный рот квашеной капусты и шли на перекресток. Кто первым ей встретится на пересечении дорог, тот и станет ее мужем. Необычно. Восточнославянские девушки отправлялись на перекресток и слушали звуки, доносящиеся с разных сторон. По звукам судили, куда пойдет девушка замуж и каким будет будущий супруг.
В Костромском крае перекресток вообще стараются обходить стороной. В Поволжье чтобы “не прицепилась” нечистая сила, на пересечении дорог выбрасывали 3 или 6 прутиков из веника. Славяне верили, что в полнолуние на перекрестке в лунном свете можно увидеть лешего, русалку или самого черта.
Удивительное дело, символ перекрестка часто встречается в русских былинах, сказках и носит весьма “магическо-мистический” характер. Как говорится: ”На перекрестке черти яйца катают-выкатывают”. В русских губерниях при выгоне скота жители в качестве жертвы закапывали на пересечении дорог соль с кусочком пасхи или ржаное печенье с яйцом.
Перекресток – место умерших. Старожилы русских селений часто сыпали зерно на перекресток, дабы помянуть их души. Пересечение дорог, 4 угла считались некой границей, переходом в мир иной. На перекрестке человека ожидает нечто неведомое: он может попасть в козни дьявола, а может и просто благополучно пройти свой путь, пересечь дороги без препятствий и смертельного риска для жизни.
Как видим, славянское язычество послужило твердым основанием для веры в мистические свойства перекрестка. Его символ оперирует несколькими смыслами: позитивным и негативным. Что касается нечистой силы, которая могла “орудовать” на перекрестке, в представлении славян она казалась опасной. Соответственно, и место, где обитала такая сила, пользовалось дурной славой, так как могла привести к трагическому исходу. Отпугнуть или умилостивить такую силу можно было, применяя необычные действия или ритуалы, которые в какой-нибудь степени помогали. Потому все дошедшие до нас заговоры, обычаи и поверья – это как раз следствие “отпугивания” этой силы.
Оксана Одрова для сайта /kolosvet.ru/