Новогоднее полено-бадняк. Зимний период у русского народа славится своими торжествами, которые отмечаются всегда с особым размахом. Новый Год, Святки и Рождество: обрядовые реалии богаты своими самобытными нравами, «игрищами», гаданиями и празднествами. В канун Рождества по давней традиции рано утром хозяин дома шел в лес и срубал новогоднее полено – Бадняк. Его вносили в дом, осыпали монетами и зерном, а затем сжигали. При этом полено горело всю ночь, хозяин дома и все семейство старалось не спать, а оберегать полено, то есть «бдеть». Отсюда и появилось название «Бадняк» в славянской народной традиции.

Главным предметом такого обряда являлось, как вы уже догадались, полено. У южно-славянских племен бадняк мог воплощаться в ветке или пне, которые тоже сжигали  в ночь перед колядою.

Для бадняка подходило не каждое дерево. Чаще всего искали в лесу дуб, так как дуб — воплощение мирового дерева. С крепостью дуба олицетворяли богатыря, сильного героя и настоящего могучего мужчину.


Домашний очаг Сегодня этот обряд уже не проводится, полено заменила вечнозеленая красавица — елка.  Атрибуты славянского обряда: зерно, монетки – ушли в прошлое. Но, несмотря на этот печальный факт, люди издревле верили, что при сжигании полена – сгорали все горести, беды и напасти, все то плохое, что посетило дом в прошлом году.

Нашим предкам бадняк «виделся» бородатым, маленьким старичком, который весело подмигивал из очага и приговаривал: «Все лучшее ожидает Вас впереди». Чтобы слова эти сбылись, старались задобрить «старичка». Для этого полено обматывали в новую мужскую рубаху, посыпали зерном «чтобы лен рос», орехами «чтобы уродило», монетками «чтобы дом был полон денег, чтобы пожара не было». Кроме этого, хозяин кланялся и целовал бадняк, как нового гостя. Угощал его вином, медом и салом. На полене, около костра, разрезали праздничный калач и мясо;  часть яств съедали, а остальную оставляли на пне, приговаривая: «Бадняк, с праздником Рождества!»

Пепел от новогоднего полена. Белорусы почитали бадняка своим духом-покровителем. Пепел от сгоревшего полена ни в коем случае не выбрасывали. Это считалось дурной приметой: «все счастье и достаток выкинешь из дому». Пеплом от бадняка охраняли посевы от града, домашний скот от болезней, а хлева от пожара. Его (пепел) применяли в лечебных целях: от головной и зубной болей.

Семья у очага В Виленской губернии из головни бадняка  делали кресты и колья. Это служило атрибутом некой защиты, которая так была необходима на песеке, в амбаре, в хлеву и в поле. Как семья «не спала, а бдела» в рождественскую ночь, ждала, пока полено перегорит и развалится на две части  - так и бадняк на протяжении всего последующего года «не спал, а охранял» семейство и домашний скот от бед и болезней.

Домашний очаг И в завершении отметим: на протяжении столетий, как бы не менялись концепции и атрибуты новогодних праздников, люди ценили, и будут ценить тепло и уют домашнего очага. Многие предметы былых эпох сегодня могут вызвать недоумение, и в тоже время восторг. Быт прошлого играл важную роль в жизни наших предков как в народной ритуально-обрядовой, так и праздничной культуре.

В предвкушении новогодних праздников и Рождества желаем нашим читателям отменного здоровья, любви и семейного счастья!

Оксана Одрова